Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе в 8 классе «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Образ Пугачева
в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
МБОУ «Лесновская СОШ»
Шиловского района Рязанской области
Учитель: Трифонова С.М. -
2 слайд
Описание слайда:
Причины крестьянской войны»
усиление власти и произвола помещиков в
отношении крестьян
тяжелое положение работных людей и приписных
крестьян на мануфактурах
ухудшение положения нерусских народов
Поволжья и Приуралья
ликвидация властями казацкого самоуправления
на Дону и Яике -
3 слайд
Описание слайда:
Крестьянская война 1773 – 1775 г.г.
А.П. Бубнов
«Пугачев. Народное восстание» -
4 слайд
Описание слайда:
Емельян Иванович
ПугачевКазак из донской станицы Зимовейская.
Был превосходно сложен – широк в плечах
И тонок в талии. В 1759 г Пугачев вступил
На военную службу казаком, участвовал в
Семилетней войне 1756-1763 гг., проявил
«отменную проворность» во время сражений.
Участвовал он и в русско — терецкой войне
1768-1774 гг., где получил за храбрость
Младший офицерский казачий чин.Гравюра с оригинала неизвестного художника. 1834 г.
-
5 слайд
Описание слайда:
Емельян Иванович
Пугачев
В 1773 г возгласил восстание
крестьян на Яике, провозгласив
себя чудом спасшимся императором
Петром III. Восстание началось
17 сентября 1773 г. -
6 слайд
Описание слайда:
«Капитанская дочка». Глава 7. «Приступ».
Суд Пугачева. Художник С. ГерасимовЕмельян Иванович
Пугачев
В сентябре 1774 г. казаки
сдали властям Пугачева.
В железной клетке
Емельян был привезен
в Москву, где был казнен
10 января 1775 г.
На Болотной площади. -
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
1879. «Суд Пугачёва. Василий Перов.
-
9 слайд
-
10 слайд
Описание слайда:
Сцена свидания Гринева с Пугачевым.
Художник С.В. Герасимов. -
11 слайд
-
12 слайд
Описание слайда:
Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина
«Однажды орел спрашивает у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь
ты на белом свете триста лет, а я всего – навсе только тридцать три года? —
оттого батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь
мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо.
Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.
Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой,
махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью,
лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
Ответьте на вопросы:
Кому принадлежат эти слова?
Объясните смысл данной сказки. С какой целью А. С. Пушкин включает
этот эпизод в произведение?
Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в
крестьянской войне? -
13 слайд
Описание слайда:
Орел – символ свободы и власти. Чтоб подчеркнуть
величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в
свое произведение калмыцкую сказку,
рассказанную Гриневу Пугачевым под дороге
в Белогорскую крепость.Смысл сказки – выражение жизненной
позиции Пугачева, которая заключается в том,
что лучше прожить полную жизнь«всего – навсего
тридцать три года», чем существовать,
«питаясь падалью», триста лет. -
14 слайд
Описание слайда:
Прочитайте и сравните описание внешности Емельяна Пугачева из«Истории Пугачева» и
главы 2 «Капитанской дочки» -
15 слайд
Описание слайда:
В описании внешности Емельяна Пугачева много
совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от
внешности:«Внешность его была замечательна», про
глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело
выражение «довольно приятное, но плутовское».
То есть в описании внешности Пугачева в
«Капитанской дочке» просматривается авторская
симпатия, а в «Истории Пугачева»
портрет героя лишен эмоциональной окраски. -
16 слайд
Описание слайда:
Прочитайте отрывок из «Капитанской дочки»
А. С. Пушкина«Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь;
нас погнали туда же».Ответьте на вопросы:
Обратите внимание на глаголы. О чем говорят названия действий, которые совершаются народом?
Сделайте выводы об отношении народа к Пугачеву.
-
17 слайд
Описание слайда:
Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых
людей А. С. Пушкин показывает при помощи глагола
«повалил» , т. е. пошел по своей воле. Пугачева встречали
колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали
на Руси царей и почетных гостей. -
18 слайд
Описание слайда:
Прочитайте данные эпизоды из «Истории Пугачева» А. С. Пушкина.
-
19 слайд
Описание слайда:
В «Истории Пугачева» А. С. Пушкин
показывает предводителя восстания как
злодея, не щадящего своих врагов.В «Капитанской дочке», основываясь на
реальные факты, писатель избегает описания
кровавых сцен, так как для него важна не
документальная точность, а роль Пугачева
в судьбе Петра Гринева. -
20 слайд
Описание слайда:
А. С. Пушкин, изображая на страницах своего
произведения Пугачева, не отходит от исторической
правды. Он показывает Пугачева как самозванца,
беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого
человека, талантливого военачальника, любимца народа.
Но, используя художественный вымысел, Пушкин делает
образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем
еще и человека, способного помочь нуждающемуся,
способного на добро отвечать добром, умеющего
отблагодарить, защитить, а также человека чуткого,
милосердного, мудрого и
в то же время несчастного и одинокого.Вывод:
-
21 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Письменно ответьте на один из вопросов:Какие вы видите положительные и
отрицательные стороны в Пугачеве как
литературном герое и исторической личности?С каким Пугачевым вы хотели бы
побеседовать? О чем бы вы его спросили? -
22 слайд
Описание слайда:
Прочитайте данный отрывок из «Истории Пугачева» А. С. Пушкина
Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, и подошел к нему и, взглянув ему в
лицо: «Эхэ, — сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?»
Вожатый мой мигнул значительно и ответил поговоркою: «В огороде летал,
коноплю клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. А что ваши?»
Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. –
Стали бы к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти
на погосте.
Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут
грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину:
лесничий ходит.»
Ответьте на вопросы:Чем интересен разговор героев?
Для чего они используют иносказательную речь? -
23 слайд
Описание слайда:
В этом диалоге говорится об
усмирении восстания яицких казаков в 1772г.Речь Пугачева непонятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык,
пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин
«умета», — это специальная речь, доступная лишь членам шайки
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
Капитанская дочка
Похожие материалы
-
Материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по литературе 8 класс
-
Задания по поэме Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
-
Рабочая программа по литературе
-
Урок литературы в 6 классе по теме: «Жизнь природы там слышна… Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».
-
Разработка мероприятия «Флешмоб «Читаем любимые стихи»
-
Урок литературы на тему «А.П. Чехов «Хирургия»
-
Проверочный тест по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (8 класс)
-
Устный журнал «О том, что волнует сердце…» (Поэзия Темкинской земли)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5449486 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Краткосрочный план
урока
ЛИТЕРАТУРА
Школа: | Учитель: | |||||||||||||
Класс: 5 | Дата:«__________»____20___г. | |||||||||||||
Тема | А.С. Пушкин и русский фольклор. | |||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: | ||||||||||||||
5.ПО 1 – понимать термины: пролог, эпитет; 5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном 5.ПО 3 — 5.ПО 5 — 5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос; 5.ОС 1 — участвовать в обсуждении произведения, выражая свои 5.АИ 9 — писать | ||||||||||||||
Цели урока: | -прочитать текст и ответить на вопросы; -восстановить цепочку событий, последовательно расположив -составить словесный портрет героя лирического текста; -выявить ошибку в высказываниях по содержанию текста пролога. -составить собственный вариант пролога, заменив прилагательные -проанализировать сюжет «Посвящения», оформив ответы формулой | |||||||||||||
Уровень мыслительных навыков | Знание, понимание, применение, анализ, | |||||||||||||
Критерии оценивания | -читают текст и отвечают на вопросы; -умеют восстанавливать структуру пролога, последовательно -знают, что такое словесный портрет, могут составлять -могут выразительно наизусть читать лирический текст, -анализируют лирическое произведения, оформляют свой анализ | |||||||||||||
Языковые | На неве́домых доро́жках — на неизвестных; | |||||||||||||
Ключевые слова и термины | Пролог, эпитет, лукоморье | |||||||||||||
Привитие ценностей | Воспитание честности и прозрачности оценивания, способности к | |||||||||||||
Межпредметные связи | Межпредметные связи прослеживаются с самопознанием, русским языком, музыкой, | |||||||||||||
ИКТ | Аудиозапись пролога с музыкальным оформлением | |||||||||||||
Предварительные знания | Учащиеся уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина, фактами из | |||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||||||||||||
Начало урока | 1. Организационный момент. Приветствие учащихся на трех языках. Определение учебных результатов. Ты сможешь познакомиться с истоками интереса А.С. Пушкина к 2. Психологический настрой «Все в твоих руках» Притча «Жил мудрец, Учитель: О чем повествует эта | |||||||||||||
Середина урока | 3. Изучение нового материала. Знакомство с моментами биографии автора Знакомство с истоками любви к фольклору у Формирование читательской грамотности К. Прием «Музыкальная шкатулка» Задание: Прослушай аудиозапись Ответь на вопросы к тексту. 1. Какие сказочные персонажи появляются в прологе? 2. Вспомни, в каких народных сказках они тебе уже встречались? 3. О каких животных говорится в прологе? 4. От какого лица ведется повествование? Дескрипторы: -дает развернутые ответы на вопросы по содержанию текста; — приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из -демонстрирует понимание прочитанного пролога. ФО «Комментарии учащихся» И., П. Прием «Восстанови цепочку» Задание: В некоторых строках из Дескрипторы: -находит ошибки в строчках из пролога; -восстанавливает авторский текст. ФО «Сигналы рукой» Совершенствование коммуникативной компетенции И. Прием «Проба пера» Задание: Попробуй написать свой Дескрипторы: -находит прилагательные в тексте; -заменяет прилагательные на синонимы; -соблюдает орфографические нормы. ФО «Авторский стул» Погружение в теорию литературы. Задание: Прочитай определений 4. Закрепление Развитие творческого воображения Г. Прием «Словесный портрет» Задание: Составьте словесного Внешний Его В Дескрипторы: -составляет — — высказывает мнение, приводя аргументы. ФО Развитие критического мышления И. Прием «Лови ошибку». Задание: В Дескрипторы: -понимает содержание прочитанного отрывка поэмы; -определяет верные и неверные утверждения; -аргументирует свой выбор. ФО «Аплодисменты» И. Прием «ПОПС-формула» Задание: Прочитай Дескрипторы: -отвечает на вопрос, исходя из содержания стихотворения; -оформляет ответ в виде ПОПС-формулы. ФО «Свободный микрофон» | |||||||||||||
Конец урока | 5. Итог урока. Возвращение к целям урока. Самооценивание. Выставите себе оценки за урок, определите, как вам на уроке
6. Домашнее задание. 1. Развитие аналитического мышления 2. | Перфокарта | ||||||||||||
Есть такие личности,
которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина
Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина.
Судьба позаботилась о
том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина
Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом.
Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской
народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала!
Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной
поэзии, в общество сказочных героев.
Отношения между няней
Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать,
быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему.
Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина
Родионовна душой всегда была с ним.
Няня усаживалась к
столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках
веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в
детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт
изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его
сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!.
Много позже, став уже
знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями,
былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка.
О любви к своей няне,
к её сказкам и песням, великий поэт писал своему брату, Льву. Он поведывал ему
о жизни, о пребывании в Михайловском, о сказках своей няни.
Свои сказки Пушкин
начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время,
чтобы сказочные сочинения увидели свет.
Находясь в разлуке с
поэтом, няня писала ему письма, полные любви и ожидания. Одно из писем,
полученное Пушкиным в 1827 году, вызвало в нём, в минуту его творчества,
появление трогательных строк, известных всем: «Подруга дней моих суровых…».
Старенькая «мамушка»
Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, с лёгкой руки поэта
навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Ей
посвящено немало стихов.
Няня Родионовна, в
смирении и простоте незлобивой души, сделала большое дело для любимца своего
Саши: оберегая его в детстве, разделяя с ним годы его тоскливого одиночества, —
она дала свежие, жизненные мотивы для его творчества.
Любимая няня Пушкина
умерла, когда ей было семьдесят лет, в доме родной сестры Александра
Сергеевича, Ольги.
Лукомо́рье – изгиб
(излу́чина) морского берега. Слово
«лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского
берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где
стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни
достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.
На
неве́домых доро́жках – на
неизвестных (от «ведать» – знать), по
которым никто не ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – доли́на.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира
фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря –
световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь – богатырь, воин.
Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за
витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного
для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный
сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет,
становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин оставил человечеству, в особенности русскому народу, не только бесценные творенья: стихи и прозу, которые живут в душе каждого русского человека и поныне.
Пушкин передал нынешним людям свой тайный архив с документами о проводимых им исследованиях человеческой жизни и космоса. Там не только рукописи, но и схемы, таблицы, зарисовки с объяснениями к ним, сделанные рукой поэта.
Комната, где хранятся рукописи тайного архива Пушкина. Фото: cont.ws
Тайный архив А. С. Пушкина
Малоизвестные события в жизни А. С. Пушкина становятся всё более доступными для большого круга учёных и поклонников поэзии великого гения. Стало понятно, почему в 1829 году в мае Пушкин, будучи под надзором, тайно отправился на Кавказ.
Он ехал старой дорогой через Таганрог, в котором побывал ещё в 1820 году, и навестил там атамана войска Донскова, героя компании 1812 года, генерала Кутейникова.
Пушкин оставил ему кожаный саквояж, в котором, по версии нынешних хранителей архива, было около 200 свитков и сафьяновая тетрадь с какими-то бумагами, запечатанными его собственной печаткой. Среди этих документов была найдена записка, оставленная Пушкиным, в которой даёт распоряжение: через 150 лет, то есть в 1979 году, обнародовать документы из его архива.
В те времена, когда жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, нельзя было открыто говорить и писать о законах Космоса, которые, как казалось церковным служителям, подрывали устои православной религии.
Поэтому Пушкин и создал эти зашифрованные записи и оставил в наследство будущим людям свои научные исследования жизни человечества, его связи со Вселенной, и спрятал всё это в своём тайном архиве.
Пять поколений рода Кутейниковых хранили этот архив, тайно работая с ним и изучая. Последним из этого рода был житель Таганрога Иван Макарович Рыбкин, который с 1979 года рассказал эту историю сотрудникам отдела культуры города. Конечно, в те годы его и слушать не хотели, как в своё время Константина Эдуардовича Циолковского, принимая за сумасшедшего.
Сафьяновая тетрадь. Фото: cont.ws
Судьба России в предсказаниях Пушкина
И только в 1988 году молодая журналистка, поверившая Рыбкину, смогла изучить и разобраться в «философических таблицах» Пушкина, в которых поэт предсказывал судьбу России и всего человечества.
Однако, все предсказания толкуются разными исследователями по-разному, поэтому с этим ещё предстоит разобраться.
Как утверждают исследователи, пролог из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный», который все слышали с детства, имеет глубочайший смысл.
«Златая цепь», по которой ходит «кот учёный», — это модель мироздания, в которой существуют циклы развития всей вселенской жизни, включая параллельные миры с их всевозможными, фантастическими для нас формами жизни.
Златую цепь в своих схемах Пушкин изобразил как соединение инь и ян (мужского и женского начала). Левая — мужская сторона, правая — женская.
Златая цепь. Фото: lightnews.ucoz.ru
Пушкин обладал богатым воображением, был хорошо образован и умён, но ни один человек в мире никогда не мог и не может придумать того, чего нет на Земле, под Землёй и на небесах, а также и во всей необъятной Вселенной.
Провидец Пушкин это видел в мечтах или снах, или в приходящих видениях в моменты вдохновения, изложил на бумаге и передал людям в виде художественных произведений.
Расшифровка записей тайного архива поэта
Когда благому просвещенью
Отдвинем, более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно.
(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Долгое время расшифровками работ Пушкина занимается группа учёных, в которую входят доктора технических наук, космогеофизики, люди из разных ведомств, скептически и строго подходящие к замечательным открытиям.
Они создали научные разработки по работам Пушкина под грифами: Пушкин — математик, Пушкин — физик, придя к заключению, что гений Пушкина не может иметь границ.
Монада. Фото: lightnews.ucoz.ru/Pics5/MonadaASP.jpg
Мужское и женское начало. Фото: lightnews.ucoz.ru/ Pics5/ Kosmos Pu6kina.jpg
Даосский тайцзи Пушкин называет Монадой-символом равенства противоположностей, выражающим, по мнению автора, первый космический закон.
Криптограмма, то есть зашифрованный текст, который оставил Пушкин, находится выше по уровню, чем видимый текст на бумаге и воспринимается людьми исключительно высоконравственными, способными видеть эти значения своим духовным взором.
Современные люди, даже не подозревая об этом, живут образами, описанными Пушкиным в «Повестях Белкина», его истории «Села Горюхино», «Маленьких трагедиях», «Евгении Онегине», «Руслане и Людмиле» и других произведениях.
У героев этих произведений мужчины научились говорить с женщинами о любви, девушки — писать любовные письма своим возлюбленным, интеллигентные люди — достойно относиться к своим оппонентам во время беседы и т. п.
В произведениях Александра Сергеевича всегда есть подтекст и неуловимый скрытый смысл. За тем или иным персонажем стоит не просто человек и его характер, а целый мир, история древней цивилизации, Вселенная.
Герои Пушкина на уровне более высокого смыслового ряда представляют народ в каких-то конкретных политические или общественные явлениях. Научные работники долгое время разбираются в феномене произведений Пушкина и прикладывают большие усилия, доказывая, что якобы этого ничего нет, что это всё воспринимается только некоторыми людьми подсознательно.
Такие аналитики говорят, что достаточно просто слушать музыку стиха, получая при этом эстетическое удовольствие, и всё.
Скрыть мировоззренческую глубину произведений Пушкина для науки долгое время было непростой задачей, тратились большие деньги и было вовлечено в этот процесс множество специалистов разных направлений.
Подтекстное значение произведений Пушкина является высоконравственным. И люди, которые ищут добро, понимают послание поэта, считывая скрытую в его стихах или прозе информацию.
Многие исследователи сходятся во мнении, что «до понимания Пушкина нужно дорасти». Поэтому изучать любовную лирику Пушкина в 15 лет, как считает профессор Юрий Соколов, рановато. Нельзя понять глубину «Маленьких трагедий» Пушкина в 16 лет. А «Руслан и Людмила», по его мнению, не сказка, а икона России.
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
….
Поэт очень большое значение придавал этому творению, и не зря сначала опубликовал пролог к поэме отдельно, и только через несколько лет «Руслан и Людмила» была обнародована.
Но сколько времени этому не придавалось никакого значения.
Непонимание схем управления, о которых иносказательно говорит Пушкин в своих произведениях, привело к тому, что мы имеем в нашей экономике и в нашей нравственности.
Память и признание величия Пушкина в сердцах простых людей
Безвременная смерть поэта всколыхнула народную любовь к Пушкину: толпы стояли у дома умирающего поэта, а когда сообщили о его кончине, собрались тысячи. К сожалению, всё меньше и меньше остаётся тех, кто отмечает памятные даты А. С. Пушкина и помнит день его рождения и день его смерти. Но поклонники его произведений признают, что Пушкин — Всечеловек.
Кто бывает в пушкинских местах, знают, что в Михайловском, Тригорском — доме его друзей, который поэт назвал «приют, сияньем муз одетый», в Болдино — везде, где бывал Великий поэт и создавал свои бесценные творенья, всё там живёт и дышит Пушкиным до сих пор.
Говорят, когда в 20-30 годы прошлого века снимался фильм про Пушкина, в тех местах ещё был жив старец, видевший Пушкина при жизни. И когда актёр, загримированный под Пушкина, подъезжал к усадьбе, этот старец радостно закричал: «Барин вернулся».
Эта история говорит об отношении людей, живущих в тех местах, к Пушкину. Пушкина любили все. И когда пылали барские усадьбы во время крестьянских бунтов, Болдинские крестьяне защищали пушкинскую усадьбу, не давая её сжечь.
В Пушкине есть какая-то тайна, тайна России, которую поэт передал русским людям в своих стихах. Он высказал идею, какой должна быть Россия, объединяющая разные народы, поэт оставил заповедь:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».
Сегодня произведения Пушкина всё ещё востребованы, их читают, создают кинофильмы, спектакли.
Татьяна Навка поставила по мотивам поэмы «Руслан и Людмила» грандиозное ледовое шоу, которое пришли смотреть все знаменитости со своими детьми.
«Самое главное, — говорит Навка, — это очень трогательно: дети, придя домой, открывают книжки и читают сказки Пушкина. Ради этого стоило всё это сделать».
Один мальчик сказал:
«Я хочу почитать, потому что мне хочется узнать, как представление сочетается с текстом».
И взрослые, и дети говорят про спектакль:
«Мне очень понравилось», «Супер», «Великолепно», «Я в восторге», «Дух захватывает».
«Хочу этот спектакль каждый день смотреть у себя дома», — сказала одна маленькая девочка.
«Мне безумно приятно, что во всём мы поднимаем культурный уровень нашей нации. Наверное, мы таким образом творим чудо и возвращаем нашим детям наши корни», — продолжила Навка.
«Ты начинаешь понимать, насколько это произведение актуально сейчас».