Потребность в сказочных историях есть у всех детей, но незрячих малышей знакомить со сказкой нужно по особому сценарию. О том, как это делать правильно, рассказывает тифлопедагог, старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики Татьяна Кудрина.

Истории, за которыми нет личного опыта

Сказки — неотъемлемый атрибут детства. Это источник радости, фантазий и удивительных историй, с них начинается знакомство ребенка с окружающим миром и литературой. Для взрослых сказка — отличный повод пообщаться с малышом, а для него самого — расширить представления о себе, о мире, получить яркие впечатления.

Задумываясь о приобщении незрячего ребенка к детской литературе, родители часто затрудняются с выбором книг, не знают, когда начинать, а порой и вовсе сомневаются в том, что это имеет смысл. Нередко взрослые, стремясь занять малыша чем-то полезным, используют аудиозаписи сказок, стихов, песен, познавательных историй.

Однако польза от прослушивания аудиозаписей (к тому же нередко в одиночестве) для ребенка небольшая. Какие бы виртуозы ни читали стихи и прозу, услышанные слова могут оставаться пустыми, не наполненными конкретными представлениями — этакими «фантиками без конфет». Без опоры на события собственной жизни, где малыш становится непосредственным участником, без практических действий с реальными предметами смысл услышанного для ребенка остается непознанным. Он может запомнить и даже повторить слова и фразы, но за ними нет осмысленности.

Родители как проводники в сказочный мир

Многие родители, понимая это, с грустью задумываются, нужно ли вообще читать их ребенку детскую литературу. Неужели те трогательные впечатления, знакомые родителю из собственного детства, то погружение в волшебный мир, полный чудесных переживаний, недоступны незрячему малышу? Вовсе нет: сказка нужна ему так же, как и остальным детям, и она обязательно должна появиться в его жизни.

Для этого, во-первых, нужен рассказчик, который будет рядом с ребенком. Самые лучшие для каждого конкретного ребенка рассказчики — это его родители, а также другие родственники и значимые взрослые. Во-вторых, малышу, который только входит в мир литературы, пока не так важны сами книги. Ведь действия для него значат гораздо больше, чем текст.

fullsize

Как понять, что малыш уже готов к знакомству со сказкой? Нужно ориентироваться на следующие умения ребенка.

  • Он с удовольствием играет со взрослым в игры, например, в «Идет коза рогатая», «Ехали за орехами, в ямку бух!» Ребенок с выражением особого удовольствия показывает, «как шишка в лоб мишке отскочила». Это значит, что у него накоплен опыт совместных со взрослым действий и ярких эмоциональных переживаний.
  • Ребенок не только понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы, но и может рассказать о событиях «там и тогда» (это называется контекстной речью). Например: «Кого мы кормили на прогулке?» — «Гулю»; «К кому ходили в гости?» — «К бабе». При этом качество и полнота высказываний не имеют значения. Это умение показывает, что внутренний мир ребенка постепенно наполняется яркими воспоминаниями и фантазиями.
  • Малыш умеет совершать действия с предметами по их назначению (прокатывает в направлении взрослого мяч, просовывает руку в варежку, берет со стола предмет и может положить его на стол, держит чашку и может наклонить ее так, чтобы пить из нее).

Как подготовить малыша к знакомству со сказкой

Если ребенок демонстрирует перечисленные выше умения, он готов к знакомству со сказкой. Для этого взрослым нужно предпринять целый ряд действий.

Шаг 1. Выбрать сказку и подготовиться к ее пересказу

В каждой культурной традиции есть свои сказки для самых маленьких. В них могут присутствовать национальные персонажи и бытовые реалии. Однако большинство сказок объединяет простой сюжет с повторяющимися однотипными действиями, а персонажи понятны и привлекательны для ребенка.

К таким сказкам можно отнести «Колобка», «Репку», «Курочку Рябу». Выберите из многообразия сказок ту, сюжет которой, наиболее близок опыту малыша. Несмотря на то, что вам она может быть знакома с детства, все же необходимо ее перечитать, чтобы потом пересказать текст ребенку. Дословно выучите диалоги, песенки или повторяющиеся выражения, даже если потом вы будете их сокращать, — так процесс рассказывания будет динамичнее.

Например, в сказке «Колобок» надо выучить песенку главного героя, а в «Репке» — повторяющееся выражение «Тянут-потянут, вытянуть не могут». Первые сказки не читаются, а рассказываются, при этом некоторые подробности сюжета, не очень понятные ребенку, можно опустить.

Шаг 2. Оценить опыт малыша и помочь ему накопить недостающую практику в повседневной жизни

Для этого в повседневную жизнь нужно включать действия, которые встречаются в сказке. Например, перед обедом дать ребенку в руки вареное яйцо, вместе расколоть скорлупу и очистить его.

А для подготовки к сказке «Репка» можно по утрам тянуть за руки лежащего в кроватке малыша, приговаривая: «Тянем-потянем», и снова класть его обратно: «Вытянуть не можем». Проделав несколько попыток, позвать на помощь папу, который будет тянуть за одну руку, а мама за другую, и, наконец, малыш будет поднят: «Вытянули репку!»

Шаг 3. Подготовить игрушку-персонаж

Игрушка, с которой необходимо познакомить ребенка, должна иметь легкоузнаваемый признак. С Колобком, например, просто — в него легко превращается обычный мячик. Еще для сказки «Колобок» понадобится заяц. Он может быть резиновым, но уши у него должны быть не монолитными, а разъединенными — это будет признак, который поможет узнавать игрушку незрячему малышу, не умеющему еще последовательно обследовать предметы.

fullsize

А вот лису может «сыграть» любая пушистая игрушка или даже вещь — съемный меховой воротник от пуховика, например. Важно помнить, что персонажи должны отличаться друг от друга и иметь легко узнаваемые признаки. Для начала количество персонажей должно быть минимальным. Малышу трудно удержать внимание на большом количестве игрушек, он может отвлекаться. Именно поэтому для изображения сказочных деда и бабы не стоит брать игрушки. Они могут быть обозначены словами, ведь для ребенка эти слова уже наполнены содержанием.

Шаг 4. Место для рассказывания сказки имеет значение

Это могут быть уютный диван или кресло, выделенное пушистым ковриком место на полу, где вам с малышом будет удобно вместе. Такой уголок станет знаковым для ребенка и будет связан с приятной совместной деятельностью. Привычное место создает предсказуемость ситуации и позволяет малышу подготовиться к происходящему, направляет его внимание на предстоящую деятельность.

Шаг 5. Сказка начинается…

Первое знакомство ребенка со сказкой начинается через действие, а не повествование. С самого начала он должен погрузиться в события сюжета. Для понимания происходящего, все действия персонажа должны разворачиваться на теле ребенка. Малыш поймет, что такое «катиться», когда движение персонажа (например, Колобка) непрерывно происходит по его руке, спине, плечам и останавливается на животе.

Живот или бедра ребенка превращаются в сцену, где и будут разворачиваться события — встречи персонажей сказки и их диалоги. Прикосновения игрушек позволят малышу понимать происходящее и контролировать собственные действия. Часто бывает, что первые встречи со сказкой ограничиваются единственным эпизодом с одним из персонажей. Да и песенки или реплики персонажей могут быть сокращены, чтобы действие было более динамичным.

Взрослому необходимо учитывать возможности малыша. Зачастую дети к незнакомому, непривычному относятся настороженно и быстро устают от новых впечатлений. Не надо форсировать события, важно, чтобы сказка вызывала у ребенка только положительные эмоции. Через некоторое время рассказывание сказки станет привычным, малыш начнет получать удовольствие, и ему захочется узнать: «А что дальше?».

Шаг 6. Добавить эпизоды и новых персонажей

Постепенно базовая часть сказочного сюжета может расширяться за счет различных подробностей и дополнительных действий персонажа. Так, Колобок может катиться по привычной дорожке — по руке к животу, а может, по желанию ребенка, двигаться и по другим частям тела — шее, голове, даже спине. А еще Колобок может спрыгивать (он же начал свое путешествие, прыгнув с порога): малыш получит новое ощущение — мячик будет «прыгать» с одной части тела на другую (с плеча — на колено).

С появлением трех и более персонажей у ребенка могут возникнуть сложности с их восприятием. Новые персонажи складываются сбоку от сидящего на коврике или диване малыша так, чтобы они касались внешней стороны его бедра. Так ребенок ощущает наличие всех предметов и способен сам находить нужный. Это важно, так как позволяет ему быть уверенным, что все игрушки находятся рядом с ним и он может в нужный момент самостоятельно ввести необходимый персонаж в действие.

Шаг 7. Рассказывать сказку вместе с малышом

Знакомые действия и привычные слова побуждают маленького слушателя самому их повторять и озвучивать, и тогда рассказчиком попеременно являются то взрослый, то сам ребенок. Разыгрывать сказку по ролям малышу еще трудно, поэтому дайте ему возможность произвольно озвучивать знакомые реплики или подпевать отдельным строчкам песни.

Можно попросить его позвать очередного героя сказки: «Зайка, иди к нам!», можно не договаривать фразы: «Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку…» «Спою!» — продолжает ребенок. Постепенно слова сказки, сопровождающие действия, станут для малыша хорошо знакомыми, он их запомнит, и вот тогда уже можно рассказывать полную версию сказки.

Сценарий первого знакомства малыша со сказкой «Колобок»

Взрослый начинает рассказывать, катая мягконабивной мячик (диаметром 10–12 см) по спине ребенка.

Испекла баба колобок, покатился колобок (прокатывает мячик по телу ребенка). Катится, катится Колобок и прикатился к Вере (ребенок может взять в руки мячик, взрослый помогает прижать мяч к животу). А Вера и говорит:

— Колобок-колобок, я тебя съем!

А Колобок и говорит:

— Не ешь меня, Верочка, я тебе песенку спою.

Затем поет песенку:

— Я Колобок-колобок, Колобок румяный бок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя, Вера, уйду!

И покатился Колобок дальше (взрослый прокатывает мячик от живота по ноге к стопе и убирает мяч, у ребенка теряется тактильный контакт с предметом). И укатился Колобок!

Знакомство со сказкой состоялось, теперь важно регулярно предоставлять ребенку возможность встречаться с игрушками-персонажами, вспоминать с ним песенки и фразы, дополнять сказку новыми эпизодами, которые дают сюжету новый виток развития, — и малыш однажды скажет: «Мама, давай я расскажу тебе сказку».