Таджикские сказки на русском языке читать

Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу москве и уездным городам московской губернии за вторую половину

Три миллиона посетителей и почти семь миллионов страниц: как развивался сервис «Моя семья» в первый год работы

Метрические книги и тетради о родившихся и бракосочетавшихся евреях по городу Москве и уездным городам Московской губернии за вторую половину XIX — начало XX века. Главархив Москвы

С октября 2021 года сервис пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, на сайте уже есть исламские, иудейские, католические и евангелическо-лютеранские записи. Все они доступны на русском языке.

В декабре прошлого года Главархив Москвы запустил онлайн-сервис «Моя семья», благодаря которому все желающие могут узнать больше о своих предках. Сервис включил в себя сведения из всех метрических книг, которые хранятся в московском архиве, — на данный момент опубликованы более семи миллионов страниц. Количество интернет-пользователей ресурса растет с каждым днем, и сегодня его аудитория составляет более трех миллионов человек.

«Одна из самых частых причин, почему горожане обращаются в архив, — это поиск сведений о своих предках. Если горожанам интересно выяснить семейную историю до 1917 года, то здесь нельзя обойтись без помощи метрических книг. Раньше для работы с ними нужно было приезжать в архив. С открытием сервиса найти всю необходимую информацию стало возможно не выходя из дома. Сейчас в “Моей семье” доступно уже более семи миллионов страниц метрических записей, и каждый месяц мы пополняем их количество. Здесь уже собраны православные, иудейские, исламские, католические и лютеранские метрические книги, а в следующем году мы добавим записи армяно-григорианской церкви и данные старообрядцев», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.

В первую очередь в сервисе начали выкладывать метрические книги православных церквей, так как эти записи чаще всего запрашивают горожане. Жители получили доступ к метрическим книгам более 1400 храмов. Записи в них вели с 1772 по 1917 год. Сведения рассказывают о рождении, браке и смерти жителей Москвы и Московской губернии с конца XVII века до 1917 года. Именно церкви до 1917 года выполняли функции современных отделов ЗАГС — вели записи актов гражданского состояния. Так как православных книг в архиве очень большое количество, новые записи из них добавляются в сервис каждый месяц. Чтобы найти данные о своих предках, нужно знать их полное имя, год рождения, название церкви, где их крестили, или адрес, по которому они родились. Также для поиска желательно знать имена родителей разыскиваемых предков.

Почти 10 процентов пользователей сервиса — жители других государств. Материалы онлайн-сервиса просматривают пользователи из Швеции, Китая, Великобритании, Австралии, Ирландии, Бельгии, Японии, Аргентины, Канады, Таиланда и других стран — всего жители 50 государств. Активнее всего онлайн-сервисом «Моя семья» пользуются жители из Германии, за ними следуют граждане Беларуси, Швеции, Франции и Великобритании.

В связи с международным интересом с октября этого года «Мою семью» пополняют не только православными метрическими книгами, но и записями других конфессий. Так, в сервисе опубликовали все исламские метрические книги, которые хранятся в Главархиве. Их можно прочитать на русском языке. Эти книги вели в двух соборных мечетях. Первую построили в Москве в первой четверти XIX века, вторую — в 1904 году в Выползове переулке в Мещанской части Москвы.

Таджикские сказки на русском языке читать

Онлайн-сервис «Моя семья» начинает пополняться метрическими книгами мировых религий

28 ноября Главархив опубликовал иудейские метрические книги по Москве и уездным городам Московской губернии за 1870–1918 годы. Они также доступны на русском языке. Сохранившиеся в фонде Московской хоральной синагоги книги и тетради отдельно предназначались для регистрации рождений, бракосочетаний, разводов и смертей. До 1890-х годов их вели только в Москве. Это связано с тем, что жители поселений, где не было казенных раввинов, должны были обращаться к раввинам ближайших городов. Однако к концу XIX века число иудеев в Московской губернии увеличилось, и с 1890-х годов там также стали регистрировать актовые записи.

Истории московских семей: Главархив опубликовал иудейские метрические книги

К католическому Рождеству 25 декабря пользователи получили доступ к почти 100 метрическим книгам католических и евангелическо-лютеранских церквей Москвы. Самые ранние из них датируются 1694 годом. Большинство книг можно прочитать на русском языке, но ранние записи сделаны на латинском и немецком. В начале прошлого века католические метрические книги вели в церкви Святого Людовика и римско-католической Петропавловской церкви. Записи о лютеранах заполняли в евангелическо-лютеранских церквях Святого Михаила и Святых Апостолов Петра и Павла.

Таджикские сказки на русском языке читать

Узнать о своих предках католиках и лютеранах теперь можно на сайте Главархива Москвы

Помимо метрических книг в онлайн-сервисе «Моя семья» доступны ревизские сказки, аналоги современных переписей населения, и исповедные ведомости — посемейные списки прихожан церкви. Помимо россиян, в ревизские сказки включали иностранцев, которые приняли российское подданство. Исповедные ведомости, которые сохранились в Главархиве, относятся только к православным церквям Москвы и Московской губернии со второй четверти XVIII века до 1860-х годов.

Узнать о предках: в онлайн-сервисе «Моя семья» разместили ревизские сказки

По ревизским сказкам можно узнать полный состав семьи и возраст ее членов. Сейчас в онлайн-сервисе размещено более 420 тысяч страниц таких переписей, в которых отражена информация о купцах, мещанах, крестьянах и ремесленниках. Такие документы очень ценны для генеалогического поиска. В среднем ревизии проводились раз в 10 лет и реже. С 1795 до 1858 года их проводили шесть раз. Особенность ревизских сказок в том, что туда заносились сведения только о представителях податных сословий — крестьянах, мещанах, купцах, цеховых, поскольку эти документы составляли для последующего обложения налогами. Особые ревизские сказки были для духовного сословия. А вот дворяне туда не включались совсем.

В исповедных ведомостях писали про всех членов семьи, кроме детей в возрасте до одного года. Благодаря этим документам можно узнать полный состав семьи, возраст ее членов и место, где они жили. Сейчас в онлайн-сервисе доступно почти 700 тысяч страниц исповедных ведомостей. Продолжается их оцифровка и размещение на сайте. Исповедные ведомости были ежегодным отчетным церковным документом. В них указывалось, кто пришел на исповедь, кто причащался. Помимо имен там записывали место проживания, родственные отношения внутри каждой семьи и возраст прихожан. Например, «крестьяне деревни Ивановской», среди которых могли быть «Иван Иванов, 35 лет; жена его Ольга Васильева, 29 лет; сын их Петр, 10 лет». В исповедные ведомости заносили всех прихожан церкви, даже тех, кто ни разу не был на исповеди.

1(964309)

Тувинские сказки

Ак-сагыш и Кара-сагыш (Чум зверей)

Ездили братья на своих конях по аалам …

Анчы-Кара (Волшебные цветы с поднебесья)

Это было давным-давно, когда от жары реки пересыхали и клювы птиц плавились.

В устье Кара-Хема жил сирота по прозвищу Анчы-Кара. Родители его умерли, оставив ему трех коз, лук и колчан …

Белый заяц

Жил когда-то старик Мёге-Сарыг. Не было у него ни детей, ни скота. Ходил по аалам, ел что дадут.

Однажды на слиянии двух дорог он увидел большой кожаный мешок. «О, это …

Березовая девушка

Жили-были четыре брата. Младший на охоту ходил, два средних за скотом и добром приглядывали, а старший брат из тайги дрова приносил.

Боралдай

Давным-давно, когда озеро Сут-Холь было ещё маленькой лужей, а гора Сюмбёр-Ула- маленькой сопкой, жил-был старик Боралдай. Не было у него ни скота, ни юрты. Бродил он от аала к аалу. …

Глухарь и селезень

Голодный волк и жирный козлик

Это было тогда, когда рога козла упирались в небо, а хвост верблюда тащился по земле.

Шел по дороге голодный хромой волк. Голод его был виден во впалых глазах. Немощь его …

Золотая птичка

Жили-были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором, вдруг из дупла выскочила золотая птичка.

Как верблюд стал некрасивым

Говорят, когда-то давно верблюд был самым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могучие рога. Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

Как заяц спас овцу

Когда-то давно жила серая овца. У нее было двое ягнят. Однажды овца задумала пойти поклониться богдо-бурхану. И пошла вместе с ягнятами.

Козий хвостик

Давным-давно на свете жил старик Бурел-дёй. Однажды он заколол своего единственного вола, но отдал жене только брюшину, а остальное съел сам. Жадность одолела старика, и он выгнал старуху из юрты. …

Было это давным-давно, когда рога козлов в небо упирались, а хвосты верблюдов по земле волочились. Жили-были семь коз с семью козлятами. Стая голодных волков съела у них всех козлят, кроме …

Кондур-оол и Биче-кыс

Это было давным-давно, в незапамятные времена. На берегу реки Густуг-Хем жил богач по имени Бура-Баштыг. У него была белая богатая юрта, тысячи голов скота и много работников. Среди них были …

Кот-наставник

Жил-был на свете бродячий лама. Ходил он из аала в аал, совершал молебны и обирал тёмных людей. Надоело ему бродить по свету, и решил он на берегу Кара-Суга построить себе …

Кто умнее

Однажды мальчик вернулся рань- …

Маляр и резчик

Источник

Библиотека для детей

Эр-Сарыг — тувинская народная сказка

Эр-Сарыг — тувинская народная сказка Давным-давно, когда озеро Сут-Холь было ещё маленькой лужей, в бедном чуме жила старуха с сыном Эр-Сарыгом, у которого был конь Эгё-Шырбан. Эр-Сарыг охотился на диких зверей в тайге, возвращался всегда с добычей. Однажды, когда сын отдыхал после охоты, мать сказала: — Прошу тебя, сынок, не езди в сторону захо»-дящего солнца.…

Храбрый козлик — тувинская народная сказка

Храбрый козлик — тувинская народная сказка В глухом лесу в берестяном чуме жил козлик. Как-то бродяга волк наскочил на его чум. И спрашивает: — Что это у тебя на голове такое белое сверкает? — Это моя сабля, которой я убиваю волков и медведей. — А что это у тебя около рта такое серое болтается? —…

Три брата, которые видят правду — тувинская народная сказка

Три брата, которые видят правду — тувинская народная сказка Жили когда-то три брата. У них был один-единственный конь. Однажды они проснулись, и младший брат говорит: — Нашего коня украли. Средний брат говорит: — Скорее пойдём по следам. Старший брат говорит: — Не надо спешить. Давайте сначала сварим чай, попьём, подумаем. Они сварили чай, попили, подумали.…

Старик Ак-Сал и дужумет — тувинская народная сказка

Старик Ак-Сал и дужумет — тувинская народная сказка Жил когда-то белоголовый старик Ак-Сал. И жил в соседнем аале злой дужумет. Он любил издеваться над людьми. Каждому, кто приходил в его аал, он загадывал загадки-головоломки. Каждого, кто не мог их отгадать, он избивал тяжёлой плетью. [Ак-Сал — Белая Борода. Дужумет — ханский чиновник.] — Кто отгадает…

Спор — тувинская народная сказка

Спор — тувинская народная сказка В давние времена на южном склоне Арзайты-горы жила старуха со своей единственной дочерью. Девушка пасла коз на небольшом холме, там она в одиночестве играла и пела. Однажды со стороны восхода солнца пришли три брата, очень похожие друг на друга. Заговорили они с девушкой: — Мы видим, что ты славная, трудолюбивая…

Семь братьев-мышей — тувинская народная сказка

Семь братьев-мышей — тувинская народная сказка Давным-давно жили на земле семь братьев-мышей. У них была своя юрта величиной с ладонь. Однажды утром проснулись они и увидели, что за ночь снегу навалило — стены скрыло! Сделали братья деревянные лопаты и начали разгребать снег. Целый день трудились, очень проголодались. И вдруг на том месте, где только что…

Рыбак Оскюс-оол — тувинская народная сказка

Рыбак Оскюс-оол — тувинская народная сказка Было это раньше раннего, древнее древнего. В верховьях Кара-Хема жил Караты-хан, а в устье — лама с двумя послушниками. В среднем течении реки в чуме из коры лиственницы жил бедный рыбак Оскюс-оол. У него была огромная черная злая собака. Лама каждый день думал: «Как бы взять в жены прекрасную…

Почему птицы не говорят — тувинская народная сказка

Почему птицы не говорят — тувинская народная сказка Это ещё тогда было, когда птицы человеческий язык понимали. Жил на горе Дарбайты орёл. Однажды сидел он голодный на вершине горы и высматривал, не покажется ли из норки сурок — тарбаган. Ждал-ждал, разморился на солнце да и уснул. Проснулся орёл от шума крыльев. Большой серый ястреб схватил…

Орлан-оол и Чечен-кыс — тувинская народная сказка

Орлан-оол и Чечен-кыс — тувинская народная сказка Когда-то давно в далёком ханстве жило одно племя. В племени было два богача — большой богач, Улуг-бай, и малый богач, Биче-бай,- и два судьи. Первый судья был чином выше второго, а второй — чином ниже первого. Жил в этом племени старик Чолбен с сыном Орлан-оолом. У них была…

Тувинские народные сказки на русском языке

Тувинские народные сказки на русском языке Тувинские сказки рисуют картины борьбы богатырей со злобными, враждебными силами, с захватчиками и грабителями. Мифологически сказки отражают древние представления о природе, о происхождении местных названий. Читая тувинские сказки, у человека воплощаются такие чувства как миролюбие, побратимство, сыновнее почитание, любовь к детям, чувство нераздельности с природой, любовь к домашним животным,…

Источник

Тувинские народные сказки на русском языке читать

При слове «Тува» кто-то, должно быть, вспомнит, что читал «Слово арата» Салчака Тока, кто-то любовался переливчатым блеском тоджинских соболей на ВДНХ, кто-то слышал по радио тувинские мелодии, кто-то видел на юбилейном празднике танец «Звенящая нежность», кому-то из вас попадались треугольные и ромбовидные марки с всадником, рыбаком, охотником или почтовый конверт с видом кызыльского парка…

Тува — это Сибирь, Саяны, сердце (географический центр) Азии, край, где берет свое начало могучий Енисей. Из справочника мы узнаем, что Тува по своей площади больше Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии, вместе взятых. Недра Тувы богаты каменным углем, золотом, асбестом, солью, редкими металлами.

Богата не только природа, богаты и щедры ее люди. Тува — край замечательных тружеников: пастухов и охотников, лесорубов и геологов — строителей новой жизни.

Центр республики г. Кызыл — небольшой современный город, ему несколько десятилетий от роду. Здесь есть заводы, школы, техникумы, педагогический и научно-исследовательский институты, краеведческий музей имени 60 богатырей, широкоэкранные кинотеатры, национальный музыкально-драматический театр, библиотеки, книжное издательство.

На глазах меняется лицо Тувы. От дымного очага до огней электростанций, от импровизаций народных сказителей до больших художественных произведений, писателей-профессионалов, от дырявой юрты и берестяного чума до больницы и просторных домов культуры — таков путь тувинского народа, самого молодого в семье советских народов.

Тува с птичьего полета необычайно разнообразна: она вся пересечена быстрыми реками — притоками Енисея. Горные остроконечные вершины сменяются зелеными привольными долинами, пастбища чередуются с посевами, тайга — с кипучими поселками и городами.

В Туве можно проехать на любом виде транспорта — от самолета до тувинского конька-горбунка, маленького, мохнатого, крепконогого.

Каждое лето тувинские фольклористы выезжают «на охоту за сказками».

Люди старшего поколения охотно делятся своими воспоминаниями. Это очень разные по внешности и характеру люди: словоохотливые и молчаливые, подвижные и степенные, безбородые и убеленные сединами «аксакалы».

Еще недавно был жив знаменитый сказочник Тюлюш Баазанай. Рассказывают, что один бай проиграл ему прекрасного скакуна, — старик сумел выполнить его требование — триста сказок было рассказано в одну длинную холодную зиму. Настоящая тувинская Шехерезада!

В Туве любят сказки. В каждом доме встретишь книги тувинских сказок, книги о сказителях, таких как Ооржак Чанчы-хоо, Салчак Бичен, Ооржак Маннай. Их знают за много верст вокруг.

Сказителя брали с собой, чтобы скоротать время в тайге, сказителя приглашали раньше в далекие торговые караванные переходы до Монголии, Тибета и Китая.

Тувинские сказки рисуют картины борьбы богатырей со злобными, враждебными силами, с захватчиками и грабителями. Мифологически сказки отражают древние представления о природе, о происхождении местных названий.

Слушая эти сказки, ярко представляешь жизнь и быт народа, его думы и характер. Человек может быть счастлив в борьбе за лучшую жизнь — такова основная мысль сказок. Настоящее место на земле — человеку честному, трудолюбивому, смелому, бескорыстному.

Над селом уже давно опустилась ночь, закончен рабочий день, угомонилась детвора, выпито много зеленого чаю с молоком, а мы все сидим — слушаем и записываем. На лужайку перед юртой сказителя собралось много народу. Годы высушили и слегка ссутулили тоолчу — сказителя. Он поглаживает остренькую реденькую бородку, хлопает длинной трубкой о колено, прочищает ее и продолжает напевать сказку. Увлекаясь и вдохновляясь, он разводит руками, представляет героев в лицах, подчеркивает слова жестами и мимикой.

Тува… Начало лета, все цветет и радует глаз. Рассыпались желтые ромашки, огненной шапочкой мелькают золотые жарки, дружно цветет марьин корень, благоухает белопенная черемуха. Дальше дорога идет среди бескрайних полей. С перевала смотрим на поселок, раскинувшийся в долине между гор, у самой речки, прямыми улицами с новыми смолистыми домами, слышим деловой рокот трактора в поле: новая хорошая жизнь пришла в эти степи.

Вспоминаются стихи одного тувинского поэта:

И взрослым и детям будут по душе слова мудрой сказки, и пусть их читают не только в Туве.

Источник

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Елена Ананьина
Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Современная концепция дошкольного воспитания основана на понимании важности и необходимости работы по воспитанию эстетических чувств дошкольников через приобщение их к искусству, которое является мерилом человеческих ценностей. Художественно-эстетическое воспитание является целенаправленным процессом формирования творчески активной личности ребенка, который способен с эстетической точки зрения понимать прекрасное давать ему оценку.

Н. Варкин отмечает, что процесс воспитания эстетических чувств дошкольников носит деятельностный и созидательный характер.Его сущность определяется следующим образом:

1. процесс целенаправленного воспитания эстетических чувств, в том числе, чувства прекрасного;

2. формирование способности к восприятию, пониманию, видению красоты в жизни и искусстве, умение давать ей оценку;

3. задачей воспитания эстетических чувств является, в том числе и формирование художественного вкуса дошкольника;

4. развитие у ребенка способности и стремления к самостоятельным видам творчества и созданию прекрасного вокруг себя, развитие умения творческого создания продуктов художественного творчества [6, с. 58].

Развитие эстетических чувств у старших дошкольников осуществляется через формирование эстетического отношения к миру в процессе приобщения к литературе, театрализованной и изобразительной деятельности, через музыкальное развитие.

З. А. Гриценко считает, что особое место в формировании эстетических чувств принадлежит искусству слова, которое отражает окружающую действительность через разнообразные художественные образы, осмысливает и обобщает реальные жизненные факты. Именно художественные произведения разнообразных жанров раскрывают перед ребенком внутренний мир героев, что помогает ему познавать реальные отношения людей, формирует отношение к окружающим. Именно произведения литературы заставляют детей выказывать сильные эстетические чувства и эмоции: они переживают за героев, радуются вместе с ними, принимают как свои их радости и неудачи [12, с. 92].

Детский сад способствует знакомству дошкольников с лучшими произведениями для детей. Это становится основой для решения целого комплекса взаимосвязанных задач по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию старших дошкольников, ведь именно этот возраст наиболее значим и благоприятен для воспитания эстетических чувств детей. Старшие дошкольники начинают демонстрировать нравственные качества, могут объяснить свое восприятие и те оценки, которые они дают окружающей действительности и людям. Положительные воспитательные результаты достигаются во многом благодаря использованию фольклора, который своей мудростью воздействует на эмоциональное состояние ребенка, на формирование его эстетических чувств.

Народная сказка, которая относится к одному из видов фольклора, является эффективным средством воспитания эстетических чувств дошкольников. Она обладает мощным воспитательным потенциалом, помогает ребенку определить свое место в обществе, раскрывает перед дошкольником особенности взаимоотношений людей. Приключения сказочных героев завораживают детей, способствуя формированию сильных и глубоких эстетических чувств: радости, сопереживания, беспокойства за любимых героев. Народная сказка формирует в сознании детей образцы нравственного поведения конкретных героев в конкретных ситуациях поведения. Сказки с первых слов вводят ребенка в свой неповторимый волшебный мир,мир удивления и радости: разговоры зверей, понимание людьми их языка, опасные испытания героев и заслуженная награда [5, с. 114].

Яркие сказочные образы будят фантазию ребенка, стимулируют развитие эстетических чувств, помогают разобраться в сложнейших категориях «прекрасное-безобразное», формируют умение ценить и беречь прекрасное.

Русские народные сказки являются ценным материалом для воспитания эстетических чувств дошкольников, так как дают детям образцы духовного богатства, приобщают к культурному наследию, создаваемому многими поколениями. Именно в русских народных сказках нашли отражение моральные нормы жизни каждого человека, которые вырабатывались многими поколениями в повседневной и трудовой жизни. Такие сказки как «Волшебная амфора», «Муж да жена» помогают воспитывать у детей общечеловеческие ценности, формировать дружественные отношения между разными народами, включают в себя огромный пласт информации, связывают между собой прошлое, настоящее и будущее. Развитию эстетических чувств дошкольников способствует и особый язык русских народных сказок: особая интонационная окраска, использование универсальных языковых выразительных средств (сравнений, эпитетов, метафор). Язык сказок очень метко и эмоционально передает отношение народа к определенным предметам, явлениям, событиям, способствуя тем самым оживлению и обогащению речи детей, усилению ее экспрессивной окраски при передаче эмоциональных ощущений [1, с. 134].

Народные сказки, с которыми знакомятся дошкольники, не просто воспитывают у них эстетические чувства, но и оказывают значительное влияние на формирование у них чувства прекрасного.

Значение сказки для развития эстетических чувств определяется также тем, что она опирается на жизненный опыт ребенка, учит его навыкам правильного поведения, помогает разграничить понятия «хорошо» и «плохо», научиться радоваться за положительный результат как своей, так и чужой деятельности. Общение с народной сказкой способствует воспитанию культуру эстетического восприятия у дошкольников, развивает чувствительность к красоте и образности художественного слова, способствует пониманию его яркости и поэтичности, приобщает ребенка к духовным ценностям народа[42, с. 120].

Народные сказки несут в себе огромный воспитательный потенциал, они помогают формировать личность ребенка на основе увлекательного творческого процесса, также эффективно воздействуют на развитие эстетических чувств дошкольников через эстетическое восприятие фольклорных произведений, эстетическое видение окружающей действительности.

Именно народная сказка позволяет ребенку реализовать свои мысли, чувства, эмоции, эстетические чувства в созидательной деятельности.

Таким образом, народные сказки являются наиболее эффективным средством развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, так как оказывают мощное воздействие на восприятие ребенка, формируют его умение чувствовать, помогают научиться различать прекрасное и безобразное как в самой художественной литературе, так и в жизни. Следовательно, при организации процесса развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо учитывать широкие дидактические и методические возможности народной сказки.

1. Акулова О. В., Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Гурович Л. М. Теории и

Игрушка как средство воспитания чувств у детей дошкольного возраста Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все развитие детей также проходит через игру, через действия.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – начальный этап формирования.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Реализация проекта «Лэпбук как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» «Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию педагогической деятельности за 2016-2017 учебный год. Группа «А» общеразвивающей направленности для детей от 5.

Влияние семьи на формирование у детей дошкольного возраста нравственных и эстетических чувств Развитие общества сопровождается постоянными изменения, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В настоящее время больше всего это сказывается.

Источник

Развитие художественно-эстетического вкуса посредством сказок

Дубовик Галина Геннадьевна
Развитие художественно-эстетического вкуса посредством сказок

Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело,как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Дошкольные общеобразовательные учреждения, являясь первостепенной ступенью непрерывного образования, должны грамотно заложить фундамент эстетического воспитания ребенка, основой которого является формирование художественно-эстетического вкуса.

Для развития эстетического вкусау детей через изобразительную деятельность воспитатель должен поставить следующие задачи:

1. Развивать у детей эстетическое чувство формы, цвета, композиции.

2. Прививать детям любовь к рисованию.

3. Учить детей пользоваться разными материалами и способами выполнения рисунка.

4. Развивать у детей творческие способности при использовании нетрадиционных техник рисования.

5. Воспитывать у детей умение завершать начатое дело, развивать способность работать как в коллективе, так и индивидуально.

Для успешной реализации данных задач, воспитателю необходимо создать у детей повышенный интерес к изобразительной деятельности, чего нам удалось добиться, используя всем известные и любимые сказки.

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у воспитанников, развития их внутренней жизни, творчества.

Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Поэтому именно сказка в нашем исследовании была выбрана средством, катализирующим развитие художественного-эстетического вкуса. Но для того, чтобы сказка на занятии изобразительного искусства стала частью реальности,необходимо соблюдение определенных педагогических условий:

-соответствие сказки теме и содержанию занятия, а также возрасту воспитанников;

— эмоциональность речи воспитателя;

— умение воспитателя «погружаться» вместе с детьми в содержание сказки, ее внутренний мир;

— проведение занятия по законам педагогической драматургии.

Лишь соблюдение данных условий позволит нам в полной мере ввести ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, который позволит воспитанникам вылить на бумаге креативную творческую композицию. Поэтому одним из эффективных методов эстетического воспитания дошкольников, примененным нами для развития художественно-эстетического вкуса является совмещение понятий «сказки» и «рисования», другими словами, это метод «сказочного рисования».

Обобщая ответы детей воспитатель предлагает провести к медведю толстую дорожку, пользуясь для этого красками. Следует помнить, что на данный момент в младшей группе мы пользуемся только гуашью.

В своей работе мы используем не только русские народные, но и авторские (литературные) сказки. Прочитав детям «Цыпленок и утенок» В. Сутеева, воспитателю можно воспользоваться методом театрализации и изобразить небольшое театрализованное представление в группе, что способствует развитию творческой активности детей, освоению детьми различных видов творчества, а также развитию эмоциональной отзывчивости, что в свою очередь ведет к гармонизации отношений между воспитателем и детьми.

По произведению С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» воспитатель может сделать заготовку с изображением мышонка в домике и предложить детям спрятать мышонка от кошки, путём закрашивания окошка. Дети с большим удовольствием и старанием ринутся помогать маленькому мышонку, в разы старательнее закрашивая окошко домика. Ко многим сказкам можно сделать заготовки содержащие в себе ключевой элемент (конгломерат, который изображает воспитатель, а дети дорисовывают повторяющиеся составные части (монолиты). Например, к сказке «Маша и медведь», обр. М. Булатова, воспитатель может изобразить волшебный осенний лес в котором заблудилась Маша, нарисовав несколько деревьев, а дети изобразят листья в осеннем лесу, следует побудить детей использовать для этого несколько цветов, например красный и оранжевый, чтоб в полной мере отразить красочность и великолепие волшебного осеннего леса.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит детскому творчеству в целом и рисованию в частности. В детских рисунках раскрываются их интересы, мечты и отношения. И именно, через сказки педагог, подобно искусному скульптору, может формировать еще податливое к внешним факторам детское художественно-эстетическое восприятие окружающей действительности. Тогда, как хороший художественный вкус и составляет основу успешного художественно-эстетического воспитания, позволяющего ребенку успешно и гармонично развиваться.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что.

detsad 308914 1529169158

Центр художественно-эстетического развития в старшей группе В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс центров художественно-эстетического развития. У нас в старшей группе получился вот такой центр. И.

Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.

Опыт работы «Развитие эстетического восприятия посредством использования нетрадиционных художественных техник рисования» Содержание Материал по углубленной работе 1. Введение (актуальность, цели, задачи, ожидаемые результаты, этапы работы) 2. Теоретическое.

Педсовет «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников» Заведующий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки.

Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе «Детская книга при всей ее внешней простоватости- Вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, Лишь мудрому.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников посредством игровой и художественно-театрализованной деятельности» Цель работы создавать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Развивать все компоненты,.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

detsad 315496 1522660576

Уголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Значение художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте Значение художественно-эстетического образования в дошкольном возрасте. Музыка является одной из форм художественного отражения действительности.

Источник

Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста

Евгения Кузьнарская
Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возрастазаключается в следующем: воспитания начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общения, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине. Особенно важной задачей является воспитания у детей трудолюбия, проявляющегося, в устойчивом желании и умении трудится.

В работе по нравственному воспитанию используется ряд методов, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, сюжетно – ролевые игры, разбор проблемных ситуаций и интегрированные занятия.

Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу («Что бы ты сделал, как поступил, если бы… мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); рассматривание картинок, на которых изображены различные ситуации и т. п. Методы этой группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей.

В связи с усвоением во время бесед, чтения книг приобретаются первые понятия о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие). Таким образом, рекомендуется подбирать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, литературу, где дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства.

Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому я составила свою систему работы по формированию нравственных качеств с помощью художественной литературы.В своей работе я использую разные формы работы: рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных литературных героев, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации,

словесные, настольно – печатные, дидактические игры и упражнения.

Подбирая литературу, я учитываю тот факт, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Я считаю, что нравственное воспитание будет осуществляться особенно успешно, если дети смогут осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то я помогаю им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.

Например,для вечернего чтения: С. Михалков «Как друзья познаются», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Пермяк «Надежный человек», В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Ушинский «Сила – не право», А. Гайдар «Чук и Гек» и др. данные произведения использую для того, чтобы продолжить разговор с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.

Для воспитания у детейгуманного отношения к животным дополнительно использую такие произведения как: Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка», А. Куприн «Белый пудель», М. Горький «Воробьишко», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.

Формируя у детей представления о правдивости, доброте, справедливости я предлагаю детям прослушать такие рассказы как Л. Толстого «Косточка»; Н. Носова «Фантазеры» и др.

С первой встречи ребенка с книгой я воспитываю уважительное отношение к ней. Объясняю детям, что книга – одна из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Благодаря ним мы узнаем о жизни разных народов. Книги рассказывают нам о природе и о животных, о том, что было давно, когда нас небело на свете. Книги нас учат, забавляют, радуют.

В нашей группе,мы используем такие правила:

— прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли руки;

— книгу читают и рассматривают за столом;

— бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивая палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится; поведение детей побуждает меня использовать шутливый тон. Серьезность, строгость, категоричность, замечания, я использую тогда, когда ребенок плохо поступил.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки может осуществиться на занятии непосредственно перед чтением (рассказыванием) или же накануне.Я использую самые разные приемы:

— в книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить, что это за книга (сказка, рассказ, стихотворение, о чем она. В начале занятия расспрашиваю воспитанников об их предположениях, хвалю за наблюдательность; называю произведение;

— показываю предметы, о которых упоминается в сказке и, которые дети не знают, называю, объясняю назначение;

— предлагаю, ориентируясь на название сказки, угадать, как начинается и чем заканчивается. Слушая произведение, дети сверяют предложенные ими варианты с оригиналом.

После чтения (рассказывания) важна беседа по содержанию произведения.Для лучшего усвоения содержания сказки и запоминания детьми текста использую следующие приемы:

— рассматривание иллюстраций к произведению;

— демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои сказки, различные эпизоды;

— словесные зарисовки. Предлагаю детям вообразить себя художниками – иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Заслушивая высказывания, задаю уточняющие вопросы;

— чтение отрывков из текста по заявкам детей.

В группе я провожу с детьми этические беседы, помогающие им освоить нормы и правила нравственного поведения. Это помогает мне убедить детей в необходимости выполнения таких норм, научить выделять нравственную сторону, осмыслить собственный образ Я.

Задачи этическойбеседы заключаются в следующем:

— формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;

— развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др. ;

— развитие умения использовать правила нравственного поведения.

Материалом для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.

Использование юмористических произведений в повседневной жизни создает определенный эмоциональный настрой в группе, вызывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу.

Все это помогает дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый», «аккуратный», «заботливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников. Таким образом, дети в дальнейшем усвоят те нравственные ценности, которые поощряются обществом. На этой основе у них сформируются зачатки общественного мнения.

Литература:

1. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И.Ребенок и книга: СПб. : 1999.

2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника: М. : 2003.

3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М. : 2000.

4. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М. : 2002.

5. Шорыгина Т. А.Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М. : 2003.

6. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : 1989.

Источник

  • Тавтология как пишется правильно или тавтология
  • Тадж махал сочинение описание
  • Таджикская народная сказка человек и царь зверей
  • Таганай долина сказок зимой
  • Таджикская народная сказка золотая птица