Таджикская народная сказка золотая птица

Викторина по тувинским народным сказкам: в гостях у сказкимадоу детского сада малышокчайбаралзимааалдын-ооловна.развлечения: викторина для детей старшего дошкольного возраста в

Викторина по тувинским

        народным сказкам:

    « В гостях у сказки»

МАДОУ детского сада «Малышок»

ЧайбарАлзимааАлдын-ооловна.

Развлечения: Викторина для детей старшего дошкольного возраста                                    

                         «В гостях у сказки»

Пояснительная записка:

Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в воспитанников  веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Форма — проведения: викторина.

Форма организации совместной деятельности: игровая мотивация, объяснение, вопросы к воспитанникам, музыкальное сопровождение.

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям тувинских народных  сказок.

2.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение, память, интонационную выразительность речи.

3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, создание эмоционально-положительной обстановки и формирование доброжелательных взаимоотношений.

  Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;

Актуальность: Сказка-это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. В последнее время дети тувинской национальности не говорят на  своем родном языке. Поэтому, преподавание тувинского языка в дошкольных учреждениях крайне необходимо.

Образовательная область:  Коммуникация.

Предварительная работа: Формировать умение внимательно слушать произведение, развивать слуховое восприятие, рассматривание  и чтение  тувинских сказок с иллюстрациями; чтение сказок, беседа с детьми о детских писателях Тувы. Воспитывать любовь к сказкам, в которых воплощены традиции тувинского народа.

Необходимый материал:  выставка  тувинских народных сказок, картинки с изображением атрибута сказки; музыка.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением.

Оформление: Выставка тувинских народных сказок, островки с заданиями: 1.«Отгадай сказку»,

 2.«Отгадай сказочного героя»,

3.«Угадай из какой это сказки?».

Предполагаемый результат: 

— приобщение воспитанников к истокам тувинской народной культуры, культуры через знакомство со сказками, создание радостного настроение от встречи с любимыми героями сказок.

                            ХОД ЗАНЯТИЯ

(звучит медленная тувинская народная музыка).

Дангына:      — Здравствуйте, гости дорогие!

                           Желанные да долгожданные

                           Приветствую вас на пороге сказки

          А вы любите сказки?

Дети: Да, любим.

Дангына: Я приглашаю вас на выставку книг. Обратите внимание на эти  книги,  какие здесь произведения?

Дети: Сказки.

Дангына: Какие это сказки?

Дети: Тувинские   народные  сказки.

Дангына: А как вы  думаете, кто их написал? Кто сочинил? Почему они тувинские народные?

Дети: Их сочинил и придумал тувинский  народ.

Дангына:     Сказка в гости к нам стучится

                       Скажем сказке « Заходи»

                       В сказке может всё случиться,

                       Что же будет впереди?

                       Сказка по свету идёт,

             Всех нас за руку ведёт.

             Сказка умница и прелесть,

              С нами рядышком живёт.

Дангына: Сказки придумывали люди и рассказывали друг другу, так через много-много лет сказки дошли до нас.

Возьмитесь, дети за руки и очутимся в сказке.

( звучит медленная музыка и на экране появляется озеро Сут-Холь).

      В давние времена, когда озеро Сут-Холь

      Было еще маленькой лужей,

      А гора Сюмбер-Ула-маленькой сопкой

       На южном склоне Арзайты-горы,

      Жили-были Оскус-оол и золотая Царевна.

        Всем, друзья они знакомы,

                      Всех ребят  они  любили

        В гости все их  приглашали.

 А сегодня Оскус-оол и золотая  Царевна  отправили вам  интересную  и необычную игру — викторину, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

 Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

 Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на островок, называется она «Отгадай сказку». ( Находит там конверт  и распечатывает, а там  загадки). Тут загадки, я   буду загадывать  загадку, а вы будете отгадывать, про какую сказку я вам говорю.

Загадки о тувинских народных сказок:

  1.Никому не давал себя в обиду,

Это кто ж такой рогатый?
    Да ещё и бородатый?

   Храбрый и упертый.

   Остался у семи коз матерей,

    Медными рожками.

(Тувинская народная сказка «Козлик — медные рожки»).

2.Угадай, какой же птице

      Ночью темною не спится

      Ночью мерзнет, а днем спит

Из-за своей лености не свила себе гнезда.

(Тувинская народная сказка «Ленивая сова»).

 3. В небе кружит ночью длинной,

   Самый крупный, самый сильный.

   Из большой семьи совиной

Крючконосый мудрый…

(Тувинская народная сказка «Мудрый филин»)

4.Острые зубки,
     Серые шубки,
     Быстрые ножки

      Было  их семь
      Наставник –кот съел их.         
(Тувинская народная сказка  «Семь мышей») 

5. Она красива и мила,

Обаятельна всегда,

В сказке  помогала старику,

И желанья исполняла!

(Тувинская народная сказка  «Золотая птица»)

6.  Есть три брата родные:

Старший говорит: спрятано под ковриком,

Средний говорит: многолапое и маленькое,

Младший говорит: паук.

(Тувинская народная сказка « Три брата»).

7.Совсем он крохотный,

Но гордый он и смелый,

 У  жадного Караты-Хана,

Жемчужину украл.

 (Тувинская  народная сказка  «Мальчик с пальчик»).

8. Нет скота у меня,

   Но богат я душой.

   Но Кучулуг — не сможет никогда,

   Назваться добрым другом.

 (Тувинская  народная сказка  «Хитрый и богатый»).

9.Такая у него судьба:
Несёт по жизни два горба.
Хвост свой одолжил коню,

А рога маралу.

 (Тувинская  народная сказка «Как  верблюд стал некрасивым»)  

Ребята, пора нам отправляться на второй островок   «Отгадай сказочного героя».

1. Ну как же мне не плакать. Было у меня семеро братьев и сестер — никого не осталось, было у меня семь матерей – тоже ни одной не осталось. ( Козлик -медные рожки)

 2.  В старые  времена на реке Чинге-Кара-Хем жили два человека: один хитрый, а другой  богатый. (  Аргалыг и Кучулуг).

 3.  Как звали  бедного пастуха, который пас овец  Караты -Хана? (Оскус-оол)

4.   Как звали сына бедного старика Кара-Сала, ростом с пальчик.                    ( Эргектей-оол)

 5. Откатил Шулбус камень и столкнул его в яму. Летит старик вниз, а за ним следом овца  за овцой падают. Как зовут героя этой сказки?  ( Боралдай).

 6. Не руби,  старик,  моё дерево — заговорила человечьим голосом. (Золотая птичка)

Дангына:     Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующий наш островок – «Угадай из какой это сказки?». Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

 (Дангына  показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

 Медные рожки  (Козлик – медные рожки)

 Пшённая каша в пиале ( Каша в кувшине).

  Новая белая юрта (Хитрый и богатый)

  Старик с топором (Золотая птичка).

  Чёрный шёлковый халат, идики, соболья шапка  (Хеверик).

  Рога и  хвост ( Как верблюд стал не красивым)

Подвижная игра: «Сказка дала нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть

Отдохнем-и снова в путь!

Если будем наклоняться

Влево-вправе десять раз.

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять,

Оскус-оол дает совет:

-Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз,два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз,два, три, четыре, пять,

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения).

Дангына:     — Давайте с вами отправимся на следующий островок, в который мы будем сочинять сказку.

(Воспитатель предлагает детям игровой приём  «Салат из сказок»). Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути – Оскюс-оол, Хеверик,  Аргалыг и Кучулуг, Бродячий лама.

Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «О какой сказке идёт речь?»

 1. Услужил  ему Аргалыг и стал себе спокойно жить- поживать.                             ( Хитрый и богатый).

 2. У  старого Кара-Сала ярко пылал очаг в юрте, и мальчик играл жемчужиной, перекатывая её из ладони в ладонь.                                        (Мальчик с пальчик)

 3. Согнал старик овец к большому камню, величиной  с целую корову, и ждёт, что дальше будет?  (Боралдай)

 4.  Поздним  зимним вечером шёл бродячий лама.  (Каша в кувшине).

 5.  Выходи на бой, вставай перед моими рогами!  ( Козлик – медные рожки)..

 6.  Спорили  о том, чего в году больше бывает: дней и ночей. ( Мудрый филин).

 7.  Жили – были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором.        ( Золотая птичка)

 8. Слушай, я же твою юрту сжёг, откуда у тебя новая юрта? (Хитрый и богатый).

 9. Стража,  держи Эргектей-оола! (Мальчик с пальчик)

 10. Зашли братья,  угостили их чаем, мясом и уложили спать. (Три братья).

Рефлексия:

Дангына:  —Где сегодня мы с вами были? Понравилось ли вам викторина по сказкам? Чему учат нас сказки?

Дети: (ответы детей).

Дангына:   — Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете тувинские народные  сказки. Вот вам от меня смайлики с улыбкой и сказки тувинского народа.

Под музыки дети выходит из зала.

Спасибо вам, ребята! До свидания!

Список использованной литературы.

  1. Сборник «Тувинские народные сказки».
  2.  Материалы 2 слета народных сказителей и певцов. Сост. С.М.Орус-оол г.Кызыл, 2012.
  3. Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы».
  4. Новый сборник тувинских народных сказок на тувинском языке.
  5.  Духовная культура тувинцев»  А.К.Кужугет, 2006 г.

Тема: Счастье лучше богатства? (Таджикская народная сказка «Птица Кахна»).

Цель: Формирование понятия «счастья», выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребёнка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой

 Сегодня урок необычный у нас.

Готов, к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность, что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Личностные УУД:

Формирование    мотивации к учению.

Актуализация знаний

-Как называется раздел, который вы изучаете?

— С какими народными сказками вы уже познакомились?

— Какую сказку изучали на прошлом уроке?

Проверка домашнего задания

Пересказ сказки « Жаба-королева»  

Ребята, на доске записаны слова и словосочетания. Они встретятся нам на уроке. Давайте подготовимся их читать.

  • Сначала ученики читают про себя. 
  • Читают хором

В каком словаре можно прочитать толкование слов?

Поутру — утром

Выуживать – вытаскивать что- либо, вытаскивать удочкой

Вырученные деньги полученные от продажи чего-нибудь деньги.

Жить впроголодь — питаясь не досыта, испытывая голод

Нуждаться – жить в бедности

Глашатай – человек, объявляющий в старину людям важные известия

Падишах – правитель

Лекарь — врач

Не шелохнуться — не шевельнуться

Кому не понятно значение слов? Кто может объяснить?

Народные сказки

Семь Симеонов, Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.

Пересказ

Читают

Растолковывают значение слов

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои

мысли в устной форме,

эффективное

сотрудничество с учителем,

формирование умения слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

— систематизация и

обобщение полученной

ранее информации.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё

предположение на основе работы с материалом.

 Определение темы урока.

Постановка учебной проблемы

Работа с текстом  до чтения

 Откройте учебники с.50

Посмотрите на произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

Скажите, к какому жанру оно относится?

Какую еще информацию вы можете вычитать об этом произведении?

Почему она  народная?

Как называется сказка?

Что вы узнали из заглавия, какие вопросы у вас возникли?

Посмотрите на иллюстрации к этому произведению.

Предположите, какие события могут произойти в сказке?

 Посмотрите и прочитайте тему нашего урока.

Как считаете, что лучше счастье или богатство?

Что ж, давайте познакомимся с этим  произведением и проверим наши предположения.

Сказка «Птица Кахна»

Высказывают свои предполажения

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы в тексте.

Формирование умения извлекать информацию

Регулятивные УУД

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Открытие детьми нового знания

Комбинированное чтение

(1 и 2 часть –учитель, 3-я ученики)

Вопросы по содержанию и частям.

1 часть

— Как жил старик-рыболов со своей женой до встречи с птицей Кахна?

— Как старик стал жить после встречи с птицей?

2 часть

Зачем понадобилась птица падишаху?

3 часть

Почему не удалось поймать птицу Кахна?

-Посмотрите на стр. 53. Какой момент проиллюстрировал художник? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

— Почему так страшно закончилась его история?

Сначала бедно, а потом богато

Для того, чтобы вылечиться.

Она волшебная, сильная.

Читают с.53

Регулятивные УУД:

Высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом

Познавательные УУД

Прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам, ориентируются в учебнике, словаре.

Коммуникативные УУД:

Формируем умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Физ.минутка

(человечки и глаза)

Анализ произведения. Работа над текстом произведения.

Первичное закрепление.

Повторное чтение (по цепочке, ученики)

Составление плана (запись на доске):

  1. Встреча с птицей Кахна.
  2. Предложение падишаха.
  3. Поимка птицы.

Встреча с птицей Кахна.

-Какую рыбу он приносил с рыбалки?

— Что он с ней делал?

    — Почему старик-рыболов разбогател?

Предложение падишаха.

— О чем услышал рыболов на базаре?

— Почему глашатай заметил старика и потащил его к падишаху?

— Каким образом предложил старик поймать птицу?

Поимка птицы.

— Почему птица спустилась к старику?

— О чем она подумала?

-Как получилось, что старик и слуги повисли в воздухе?

Работа над характеристикой героя

Эти три  части, помогают нам  понять,  какими человеческими качествами обладали главные герои

Переверните листочки. Прочитайте. Соедините линиями слова, характеризующие человеческие качества, какими обладала Кахна,  а какими – старик-рыболов.

                         Злость

             Хитрость

Кахна                  Лень          Старик-рыболов        

          Трудолюбие

            Жадность

                           Честность

                         Спокойствие

       ________________

      _________________

А кто сможет,  напишите еще несколько своих качеств, которые характеризуют этих героев.

Приведите примеры из сказки.

Проверка по слайду2!!!

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД

Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные УУД:

Воспринимают текст с учетом поставленной задачи,  находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; аргументируют собственную позицию, получают нужную информацию. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать

Регулятивные УУД:

Самостоятельно оценивают правильность выполненных действий.

Физ.минутка

(музыкальная) Закрыть глаза, послушать музыку и представить птицу Кахна.

Рефлексия 

Работа с текстом после чтения

Предполагали ли вы, что такой будет концовка произведения?

А какой конец представляли вы?

Какие уроки извлекли? Чему учит эта сказка?

Назовите главную мысль этой сказки (сказка учит доброте и честности)

Почему сказки разных народов иногда похожи?

Как вы думаете, на какую русскую народную сказку похожа эта сказка?(Сказка о рыбаке и рыбке) Слайд 3

Она авторская или народная?  Кто автор?

Что же все-таки лучше: счастье или богатство?

Понравилась ли вам сказка? Чем?

Прочитайте пословицы. Слайд 4

Как вы считаете, какая пословица больше  подходит к нашей сказке?

С добрым жить хорошо

Жизнь дана на добрые дела

Невозможно на чужом несчастье построить собственное счастье

Делай другим добро – будешь сам без беды

Плохо тому, кто добра не делает никому.

А закончить урок я хочу пожеланием, чтобы в ваших сердцах было только добро. Слайд 5.

Познавательные УУД

Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные УУД:

 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Домашнее задание.

Пересказ по плану.

По желанию нарисовать иллюстрацию к сказке.

10 декабря состоялся первый в Украине «Бал Добрых Дел». Мероприятие прошло на территории Национального парка «Межигорье» — в месте, ставшем символом победы гражданского общества. «Межигорье» является ярким примером гражданского активизма, символом прозрачности, открытости и честности, побеждающими там, где люди берутся за свои права.

Во время мероприятия волонтеры, представители благотворительных фондов, общественных организаций, педагоги, предприниматели, лидеры мнений, участники шести «Форумов Добрых Дел» могли найти своих единомышленников, поделиться наработками и, возможно, придумать новую общую идею нового общественного проекта.

Изюминкой «Бала Добрых Дел» стало вручение знака уважения как благодарности общественным деятелям за их важные добрые дела. В Украине появились первые обладатели Ордена «Доброе Сердце», которым, по словам основателя Института гражданского общества имени Голды Меир Альберта-Пейзера Фельдмана, и в дальнейшем будут награждаться выдающиеся общественные деятели, делающие добрые дела и занимающиеся развитием гражданского общества.

Видео дня

Кстати, инициировали награду организаторы «Форума Добрых Дел» – Институт развития гражданского общества имени Голды Меир и «Банк Альянс». По словам Татьяны Грабан, директора Института развития гражданского общества им. Голды Меир, достойных среди достойных определяли путем тайного голосования. Отметим, что на награде изображен пеликан, ведь еще в давние времена эта птица считалась символом самопожертвования и самоотверженного труда.

Орден "Доброе Сердце"

В этом году знак уважения за свои добрые дела, ежедневно развивающие гражданское общество в Украине, получили: Гайде Ризаева, волонтер; Галина Яблонская, член Национального союза театральных деятелей Украины, актриса Национального академического драматического театра им. И. Франко, президент Международной Лиги «Матери и сестры — молодые Украины», художественная руководительница Героического театра «Память», автор и основатель международного проекта-конкурса «Тарас Шевченко объединяет народы»; Дмитрий Буренин, председатель ОО «Мотохелп»; Тамара Тарнавская, президент «Общества защиты животных», инициатор создания первого в Украине приюта для животных «SOS» в Пирогово и обладательница титула «Амбасадор Форума Добрых Дел»; Иван Степурин, директор издательства «Саммит-Книга» и секретарь Общественного Совета по культуре, молодежи и спорту, обладатель титула «Амбасадор Форума Добрых Дел»; Роман Деркач, заслуженный врач Украины, заместитель главного врача ГУ «Институт травматологии и ортопедии АМН Украины», обладатель титула «Амбасадор Форума Добрых Дел»; Ольга Дробышева, глава ОО «Traffic Challenge»; Ксения Лазебная (Киевская), волонтер; Наталья Мещерякова, волонтер и координатор гуманитарных проектов Благотворительного фонда помощи «КОЛО»; Александр Сосис, председатель Наблюдательного совета Института развития гражданского общества им. Голды Меир, бизнесмен, акционер АО «Банк Альянс», соучредитель «Форума Добрых Дел»; Светлана Горбунова-Рубан, заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, обладательница титула «Амбасадор Форума Добрых Дел»; Ярослав Бойко, основатель и руководитель проекта «Папа Хаб», представитель Клуба рыбаков Украины NGO (г. Краматорск).

Также во время «Бала Добрых Дел» состоялось вручение «Знака уважения» людям, которые являются мощным примером и безграничным источником добра и помощи нуждающимся. «Знак уважения» получили: Денис Тарахкотелик, комендант Национального парка «Межгорье»; Анна Бураго, президент Ассоциации ипотерапевтов Украины и председатель БО «Ипотерапевтический центр «Спирит»; Любовь (Бася) Володарская, волонтер, капелланка; Яна Баранова, президент «Союза «Золотой Возраст Украины»; Ярослав Журавель, декан юридического факультета Академии труда, социальных отношений и туризма, доктор юридических наук; Старостенко Елена, менеджер по связям с общественностью ОЭКЦ «Бейт Дан», координатор в Общественном совете по вопросам культуры, молодежи и спорта Украины, член Национального Союза театральных деятелей Украины (г. Харьков); Сергей Кравченко, заместитель председателя Государственной службы занятости; Юлия Фролова, глава правления АО «Банк Альянс»; Сергей Бобровский, общественный деятель, руководитель благотворительного проекта социальной и физической реабилитации детей с инвалидностью Sunrise; научный руководитель проекта UPEA Socia; Светлана Трифонова, заслуженный мастер спорта по гонкам и биатлону, многократная чемпионка, серебряный и бронзовый призер Параолимпийских игр; Лариса Новосад, совладелица инклюзивного кафе «Старый город» (г. Луцк).

Не секрет, что каждый из нас хочет стать лучшей версией себя и стремится к новым достижениям, новым целям и прилагает все усилия для этого. Простая правда в том, что стать лучше совсем не сложно, и это мы видим на примерах участников «Форума Добрых Дел» и «Бала Добрых Дел». За два года своего существования «Форум Добрых Дел» объединил более 2500 успешных украинцев, которые развивают гражданское общество, воплощают свои мечты, помогают окружающим. Во время «Бала Добрых Дел» присутствующие получили возможность ознакомиться с проектами, которые смогли реализоваться в полной мере и выйти за свои пределы, стать примером для других общественных деятелей в разных уголках Украины и даже за рубежом. Это инициатива по оказанию первой медицинской помощи участникам ДТП – реализует ОО «Moto Help». Общественное заведение кафе-кондитерия «Старый город» в Луцке, где работают люди с особыми потребностями. Это социальный проект для женщин «важный»; проект по обучению детей безопасности на дорогах от ОО «Traffic Challenge» и проект от ОО «НПУ «Межгорье».

Приятным сюрпризом для гостей Бала стало присутствие женщины-легенды, народной артистки Украины, кавалера ордена княгини Ольги и святой великомученицы Варвары, обладательницы театральной премии семьи А. М. Бучмы «Бронек» и женщины года в номинации «Женщина-художник», общественного деятеля Галины Яблонской. Выступлениями радовали дуэт сестер Завальских «Алиби»; волонтер, певица, актриса Алла Мартынюк; певица Лолита Венгелевская и дуэт сестер Адрианы и Мидеи Наруцких. Ведущий Балу – Вячеслав Соломко.

Галина Яблонская

Организовал «Бал Добрых Дел» – Институт развития гражданского общества имени Голды Меир при поддержке «Банка Альянс».

Информационными партнерами мероприятия стали: интернет-издание «Обозреватель», сайт «Апостроф» и «АпострофTV», издательство «Саммит книга», Active Group, Издательский дом «Украина Бизнес», МИА «Укрпресс-Инфо», Lucky Ukraine, сайт «Украинки» «.

По словам организаторов, следующий «Бал Добрых Дел» состоится в 2022 году.

Нещасний Данило (українська народна казка)

Жил себе Данило Несчастный. Уж где он ни бывал, где ни служил – все, что ни заработает, так прахом и пойдет – ничего у него нету. Вот и нанялся он к хозяину.

– Посейте мне десятину пшеницы, а я вам за это год прослужу.

Стал он служить, начала у него пшеница всходить, стала хозяйская в стрелку идти, а у него уже колосится, хозяйская колосится, а у него уже и поспела.

– Ну, – говорит, – завтра пойду и скошу, вот это мне и будет.

Вдруг набежала в ночи туча, как ударил град, – побило пшеницу. Идет он и плачет.

– Пойду, – говорит, – наймусь в другом месте, может, бог и накормит.

Приходит к другому хозяину:

– Возьмите меня, – говорит, – на год, я у вас послужу хотя бы за того вон плохонького жеребенка.

Стал он служить, стал жеребенок подрастать, и такая из него путная коняка вышла! Вот, думает, дослужу да и поеду. И вдруг прибежали ночью волки и разорвали ее. Плачет он:

– Пойду еще наймусь где-нибудь.

Приходит еще к мужику, а лежал у того мужика на пригорке камень, кто его знает откуда он и взялся, может, никто сроду его и не двигал.

– Наймусь я, – говорит, – к вам за этот вот камень.

Стал он служить, стал тот камень меняться, стали на нем разные цвета появляться, стала одна сторона красная, другая – серебряная, третья – золотая.

– Ну, – говорит, – камень-то уж никуда не денется.

Вот выходит ему завтра срок, но пришел кто-то и стащил камень к чертям!

Плачет он слезно, жалуется, что столько-де прослужил, а ничего ему бог не дает.

– Что ж, – говорят, – если ты такой несчастный, ступай к царю.

Послушался он, пошел к царю. Царь и определил его в дворню.

– Работай, – говорит, – что заставят, а я погляжу, какой ты несчастный.

Видит царь, что ни сделает Данило, то лучше его никто не управится, и говорит ему:

– Что ж ты говоришь, что ты несчастный, а ты что ни сделаешь, то лучше никто не управится. Хочу я тебя наградить.

Взял и насыпал три бочки: в одну золота, в другую – углей, а в третью – песку, и говорит:

– Если угадаешь, где золото, – то быть тебе царем, а где уголь – то кузнецом будешь, а где песок, то и впрямь ты несчастный: дам я тебе коня и оружие и уезжай ты из моего царства прочь.

Вот ходил он, ходил, щупал, щупал…

– Вот, – говорит, – золото!

Разбили, а оно – песок.

– Ну, – говорит царь, – и вправду ты несчастный. Уезжай из моего царства, мне таких не надо.

Дал ему оружие – пику, все доспехи казацкие. Он и поехал. Едет он день, едет второй, – нечего поесть ни ему, ни коню. Едет третий день, видит – стог сена стоит.

– Это, – говорит, – хотя и не мне, а коню будет.

Стал к стогу подъезжать, а он и загорелся. Плачет Данило, и вдруг слышит, кто-то оттуда кричит:

– Спаси меня, а то сгорю!..

– Как же я тебя, – говорит, – спасу, ежели я и подступиться не могу!

– А ты, – говорит, – протяни свою пику, я ухвачусь, а ты и вытащишь.

Подал он туда пику и вытащил такую большущую гадюку. «Вот так-так!» – думает. А она ему и говорит:

– Коль ты меня вытащил, то и домой доставь.

– Как же я тебя доставлю?

– Положи, – говорит, – меня на коня, и куда я буду голову клонить, туда и езжай.

Вот клонит она голову, а он и поворачивает. Ехали-ехали и к такому дворцу подъехали, что любо поглядеть! Слезла она и говорит:

– Обожди тут, а я к тебе скоро выйду, – сказала и полезла под ворота.

Стоял он, стоял, ждал-ждал да и заплакал, а тут и она выходит такой наряженной да красивою, открывает ворота:

– Веди, – говорит, – коня, да закусишь и отдохнешь.

Пошли во двор, а посреди двора две кринички. Зачерпнула она из первой стаканчик воды, поставила, кинула жменю овса.

– Ставь, – говорит, – коня.

«Что оно, – думает, – такое, три дня мы не ели, не пили, а она, словно насмех, жменю овса дала».

Вошли в горницу, а она ему кусочек булочки и стаканчик воды поставила.

«Что ж мне тут есть». Глянул в окно – овес и вода целы, а конь уже наедается. Откусил он кусок булочки, хлебнул воды – уже наедается, а все цело.

– Что, – спрашивает, – наелся?

– Спасибо, уже.

– Ну, так ложись отдыхать.

Подымается он на другой день, а она ему говорит:

– Оставь мне свое оружие, коня и одежду, а я тебе дам свою. Дает ему рубашку и оружие.

– Это, – говорит, – такое оружие, что сколько бы войска ни было, а как махнешь, то какого не достанешь, тот только в живых и останется; а рубашка такая, что как наденешь ее, никто тебя не одолеет; и езжай ты к такому-то трактиру, там тебе объявят, что ихний царь богатыря вызывает, и как поедешь ты к нему, там и женишься, но не сказывай жене до семи лет правды.

Вот попрощались, он и поехал. Подъезжает к трактиру. Его расспрашивают, кто да откуда. Как узнали, что из чужой земли, и говорят ему:

– Напали на нашего царя чужеземцы, не может царь сам отбиться и выкликает богатыря, чтобы царство его защитил, царевну в жены бы взял, а его кормил бы до самой смерти.

Показали ему, куда ехать, он и поехал. Явился к царю:

– Так и так, – говорит, – я могу чужеземцев отбить, дайте мне только двух казаков, если что случится, чтоб известили.

Выехал он с казаками в степь.

– Ложитесь, – говорит, – и спите, а я постерегу.

Только те уснули, бегут чужеземцы.

– Сворачивай! – кричат.

– Нет, – говорит, – сворачивайте вы!

И как начали чужеземцы пулями метать, как начали метать, начисто казаков покрыли. А он как махнет, то только те, кого своим оружием не достал, в живых остались. Отбил, и уж все так радуются; справили свадьбу, сел он на царство и живут себе.

А те чужеземцы и давай к царевне подкапываться:

– Что ж это ты пошла за такого, что никто и не знает, откуда он, а мы как никак, а цари, ты доведайся, чем он орудует, вот мы его и истребим, а тебя заберем.

Она и давай его допытывать.

– Что ж, – говорит, – вся моя сила вот в этих перчатках.

Она их с него сонного и сняла, отдала им. Вот выезжает он на охоту, встретили они его ;и давай теми перчатками размахивать, а он как махнул своим оружием – одних побил, а других привел и в темницу посадил. Она опять к нему:

– Да в чем же сила-то ваша?

– Сила моя, – говорит, – вот в этих сапогах.

Она и сапоги с него сняла, выпустила царей из темницы, отдала им сапоги. Выехали они против него, а он опять-таки одних побил, а других захватил и в темницу посадил.

А в третий раз и признался:

– Сила моя, – говорит, – в этом оружии, и рубашка на мне такая, что меня ничто не одолеет.

Давай она его уговаривать.

– Вы бы, – говорит, – в баню сходили да помылись, мой батюшка всегда так делал.

Он и пошел. Только разделся, а она и подменила его оружие и рубашку, да и отдала тем. Выходит он из бани, тут его схватили, посекли, порубили, сложили в мешок, положили на коня и – пустили. Вот конь ходил-ходил, блуждал-блуждал, да и вспомнил старые места, где жил, и добрался к своему дворищу. А там его благодетельница увидела его и говорит:

– Ох! – говорит, – видно что-то с Данилой случилось.

Тотчас взяла его, перебрала, перечистила, сложила, зачерпнула из одного колодца воды целящей, а из другого живящей, покропила, он и ожил.

– Ну что, – говорит, – я ж тебе говорила, не сказывай до семи лет жене правды, – не послушался!

А он уж стоит, молчит:

– Ну, – говорит, – передохни, я тебе еще что-то другое дам. На другой день дает она ему цепочку и приказывает:

– Смотри, езжай к тому самому трактиру, где был первый раз, и как станешь утром умываться, проси хозяина, чтоб бил он тебя этой цепочкой вдоль спины посильней, и только ты водою плеснешь, то опять у жены окажешься, но теперь уж ничего ей не рассказывай.

Вот поехал он к тому самому трактирщику, переночевал, и как стал умываться, просит:

– Как плесну я, хозяин, в первый раз водой, то бей меня этой цепочкой вдоль спины изо всех сил.

Плеснул он воды, а тот как ударит его по спине, и обернулся он вдруг конем, да таким конем, что и поглядеть любо. Хозяин так рад, так рад. – «Вот, думает, одного коня привел, а другим сам сделался». И сразу ж на ярмарку, стал их продавать, а царь и увидел:

– Продай, – говорит, – что тебе заплатить?

– Да давайте пять тысяч.

Царь достал деньги, взял и отдал.

Приходит во дворец, похваляется:

– Поди, душенька, погляди, какую я лошадь купил!

Пошла она, да как глянула:

– Эх, – говорит, – это моя погибель! Надо ее зарезать.

– Что ты, душенька, разве можно!

– Нет, зарежь да зарежь!

Стали готовить ножи, топоры. Вдруг прибежала девочка, обнимает его и говорит:

– Конь мой милый, конь мой хороший, какой ты прекрасный, а будут резать тебя!

А он ей в ответ ржет:

– Ты, – говорит, – следи, как только первая капля крови упадет, ты возьми ту каплю и закопай в саду.

Зарезали его, и сделала девочка так, как он ей наказывал, отнесла в сад и закопала.

И выросла из той крови такая красивая вишня. Один лист серебряный, другой – золотой, третий еще какой-то, все разные.

Вышел раз царь в сад, заметил ту вишню, любуется ею да и хвалится царице:

– Погляди, какая у нас в саду вишня красивая, неведомо когда и выросла.

Та как глянула:

– Эх, – говорит, – это моя погибель, надо ее срубить!

– Что ты, как можно, самая лучшая в саду краса да срубить?

А та все: «Сруби да сруби!»

Стали готовиться, а девочка прибежала и говорит:

– Вишенка моя, вишенка, какая ж ты красивая, от коня родилась, а будут тебя рубить.

– А ты, – говорит, – смотри: только первая щепочка упадет, ты возьми ее да пусти на воду.

Срубили вишню. И сделала девочка все, как он говорил, – пустила щепочку на воду, и такой из нее селезень сделался, что и поглядеть любо. Вот пошел царь на охоту, как увидел его, а он так сам в руки и идет. Царь одежду с себя, бросился в воду и поплыл за ним: тот уплывает и манит. Манил, манил, а как от берега отвел, как схватится тогда, упал на берегу, обернулся человеком, надел свою одежду, а то Данилова одежда была.

– А плыви, – говорит, – сюда.

Приплыл тот, он убил его и пошел потом во дворец.

– А где тут такая-то девушка?

Ему показали.

– Ну, – говорит, – ты меня во второй раз на свет родила!

И стал с нею жить, а свою жену к хвосту коня привязал и по полю разметал.


== Читати українською мовою ==

arrow prev

arrow

Что такое тропический остров в общепринятом представлении? Воображение рисует рай с пальмами, широкими песчаными пляжами и теплым морем круглый год. Конечно, на самом деле у нашей планеты прекрасное чувство юмора, и в большинстве случаев действительность окажется не столь идеальной. Отличным примером является Кеймада-Гранди, небольшой островок в Атлантическом океане неподалеку от Сан-Паулу. Человек неоднократно пытался здесь поселиться, но каждый раз позорно бежал на материк, и сейчас появление людей там категорически запрещено. На то есть весомая причина – Кеймада-Гранди кишит редкими ядовитыми змеями. Естественно, их от нас защищают ровно так же, как и нас от них. Иногда все-таки лучше жить раздельно.

Змеиный остров

Кеймада-Гранди расположен в 35 километрах от Сан-Паулу. Это достаточно близко к крупнейшему городу Бразилии, чтобы остров всегда находился в поле зрения местных жителей. Тем не менее запрещены даже дайвинг и рыбная ловля в его прибрежных водах, не говоря уже про высадку на берег. Бразильский ВМФ, которому принадлежит стоящий на местной горе маяк, контролирует доступ на Кеймада-Гранди, который возможен лишь в исключительных случаях только с разрешения бразильского Института сохранения биологического разнообразия. Обычно его дают ученым-герпетологам и работникам находящегося здесь заповедника.

Остров небольшой, его площадь всего 43 гектара, и не особо пригодный для жизни человека. Местность гористая, вместо пляжей скалы. Большая часть территории покрыта травой инвазивных видов, занесенных сюда людьми на рубеже 19—20-х веков. В те годы по каким-то причинам на Кеймада-Гранди попытались разбить банановую плантацию. Чтобы освободить место для нее, тропический лес, которым остров был покрыт, просто сжигали (отсюда название, «кеймада» по-португальски — «лесной пожар»). Сейчас прежний ландшафт остался лишь на относительно малой площади, но его обитателей хватает, чтобы вторым и куда более народным названием этого клочка суши было «Змеиный остров».

Узники океана

Копьеголовые змеи достаточно распространены в Южной Америке. Эта разновидность гадюк ядовита, но в общем-то в обычных ситуациях неагрессивна. Впрочем, расплодившихся ботропсов (еще одно название этого змеиного рода) достаточно, чтобы до сих пор они держали сомнительную пальму первенства по количеству человеческих смертей в стране. Ежегодно они кусают десятки тысяч несчастных, и в среднем сотня из них гибнет из-за несвоевременно оказанной помощи.

Эта история началась 9—11 тысяч лет назад, когда в результате геологических подвижек часть суши в районе современного Сан-Паулу опустилась в Атлантику, в результате чего Кеймада-Гранди и стал островом. Океаном от «большой земли» оказалась отрезана и небольшая популяция копьеголовых змей, которая с тех пор развивалась отдельно от остальных представителей этого рода. И надо отметить, то, что в итоге получилось, является хорошей иллюстрацией возможностей эволюции.

Охотники за птицами

Основу обычного рациона ботропсов составляют ящерицы, земноводные, грызуны. Так вышло, что всего этого вкусного и полезного меню на Кеймада-Гранди не оказалось или оно быстро закончилось. Так как плавать изолированные от континента змеи не умели, им оставалось приспосабливаться к тому, что было. Удивительно, но с земли местные ботропсы со временем переселились на кустарники и деревья и научились охотиться на птиц!

Более того, эволюционировали и другие аспекты змеиного поведения. Стандартная змея их рода, укусив жертву, отпускала ее и преследовала, пока та не умирала от яда. Копьеголовые острова Кеймада-Гранди так делать разучились, ведь их еда могла улететь в неизвестном направлении, оставив охотника голодным. Поэтому местные ботропсы держат птиц в зубах до последнего, а чтобы те дохли побыстрее, со временем их яд стал более токсичным, чем у континентальных сородичей. Так появился отдельный вид золотых копьеголовых (из-за формы головы) змей, или островных ботропсов (Bothrops insularis).

Эндемик-убийца

Основу рациона островных ботропсов, чья длина достигает метра, сейчас составляет всего два вида птиц, хотя на острове гнездятся более 40. Наиболее по нраву золотистым убийцам приходятся южный домовый крапивник и чилийская эления. Жителям наших широт эти названия мало что говорят, но для простоты понимания это родственники обычных воробьев. Они, не подозревая ничего плохого и не получая разрешений научных институтов, прилетают порой на Кеймада-Гранди, гнездятся там и иногда попадают в пасть эндемичного копьеголова. Тот не особо прожорлив. В среднем одной хладнокровной твари хватает 1—2 таких птички в год.

Еще 100—150 лет назад остров буквально кишел змеями, что оказалось неприятным сюрпризом для первых его исследователей. Документально верифицированных смертей от укусов золотого ботропса не зафиксировано, да и смертность даже без оказания спецпомощи достигает лишь 7%, но укус все равно малоприятен, приводит к некрозу тканей, жгучей боли, кровотечениям, тошноте, рвоте и прочим подобным проявлениям. При этом вокруг Змеиного острова, естественно, бытует масса народных легенд про десятки жертв нападений копьеголовых змей, мгновенную смерть от их укусов, про то, как ультратоксичный яд буквально растворяет человеческую плоть.

Исчезающая редкость

Островных ботропсов раньше действительно было больше. До начала человеческого освоения Кеймада-Гранди в среднем на один квадратный метр тропического леса приходилась одна змея. Те времена, когда десятки гадюк свисали с одного дерева, давно прошли. Сначала банановые плантаторы сожгли бóльшую часть местных лесов, чем сократили естественную среду обитания вида. Затем военные построили маяк и вырубили деревья вокруг него. Оставшаяся пригодной к существованию ботропсов территория теперь может поддерживать лишь довольно небольшую популяцию, на что влияет и сократившееся количество прилетающих сюда лакомых птиц. Ну а в малых популяциях с их инбридингом вступают в действие и генетические факторы.

В настоящее время на Кеймада-Гранди обитают до 2 тысяч золотых копьеголовых змей. Вид находится под угрозой исчезновения и внесен в Красную книгу. Его ценность так велика, что на черном рынке стоимость живого островного ботропса доходит до $30 тысяч. Впрочем, популяция пока стабильна, ведь охранные меры дают свои плоды. Главное, чтобы всякий смельчак (или везунчик), все-таки получивший доступ на запретный остров, не забывал, что пусть этот редкий эндемик и предпочитает птиц, но попадаться ему на пути все равно не стоит. Гадюка остается гадюкой.

Читайте также:

  • Остров Повелья в Венеции
  • Остров кукол в Мексике
  • Катакомбы капуцинов в Палермо
  • Фермы тел в США
  • Подземный Сиэтл
  • Особняк Сары Винчестер
  • «Королевская тропа» в Испании
  • Горящий кратер Дарваза
  • «Дорога смерти» в Боливии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Тадам как пишется слово
  • Тавтология в русских народных сказках примеры
  • Тавтология в сказке о царе салтане
  • Таблица сравнение литературной и народной сказки 3 класс
  • Таблица умножения и деления на 8 и 9 народные сказки о добре и зле