Таблица по рассказу станционный смотритель

Задания к повести а. с. пушкина станционный смотритель 7 класс задание 1: определите по цитате из текста, о ком

Задания к повести А. С. Пушкина
«Станционный смотритель» (7 класс)

Задание № 1: определите
по цитате из текста, о ком из героев повести А. С. Пушкина «Станционный
смотритель» идет речь:

№ 1. Чьи это слова? «в течении двадцати лет
сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые
тракты мне известны».

— Рассказчик – титулярный советник А. Г. Н.

№ 2. О ком идет речь? «Сущий мученик
четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев…».

— Станционный смотритель.

№ 3. «…спал под тулупом; мой приезд разбудил
его; он привстал…».

— Станционный смотритель Самсон Вырин.

№ 4. «В дождь и слякоть принужден он
бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на
минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

— Станционный смотритель.

№ 5. «Находился (…) в мелком чине, ехал на
перекладных, и платил прогоны за две лошади».

— Рассказчик – титулярный советник А. Г. Н.

№ 6. «…вышла из-за перегородки девочка
лет четырнадцати, и побежала в сени».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 7. «Маленькая кокетка со
второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 8. «…проезжий в черкесской
шапке, в военной шинеле, окутанный шалью, вошел в комнату».

— Ротмистр Минский.


9.
«…оборванный мальчик, рыжий и кривой,
выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу».


Ванька, сын пивовара, поселившегося в доме станционного смотрителя Самсона
Вырина.

№ 10. «На втором стакане сделался он
разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил…».

— Станционный смотритель Самсон Вырин.

№ 11. «Ею дом держался: что
прибрать, что приготовить, за всем успевала».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 12. «…проезжий явился молодым,
стройным гусаром с черными усиками».

— Ротмистр Минский.

№ 13. «…с нежностью смотрела на Минского,
наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 14. «…насвистывал песни, разговаривал с
проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу».

 — Ротмистр Минский.

№ 15. «Он уверил смотрителя, что
молодой человек был совсем здоров, и что тогда еще догадывался он о его злобном
намерении».

— Лекарь, приезжавший к Минскому и затем лечивший
Самсона Вырина.

№ 16. «…всякий раз, возвращая кружку, в знак
благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку».

— Ротмистр Минский.

№ 17. «Долго стоял он неподвижно,
наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул
несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций».

— Станционный смотритель Самсон Вырин.

№ 18. О ком идет речь? «…на вопросы мои отвечала,
что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар».

— Жена пивовара.


19.
«…ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя
маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

Задание № 2: составьте
план повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», расположив события №№ 1 —
7 в верной последовательности:

(А) Поездка Самсона Вырина в Петербург в
поисках дочери. (Б) Смерть станционного смотрителя. (В) Приезд
Минского на станцию и его «болезнь». (Г) Минский выгоняет Вырина. (Д)
Бегство Дуни с Минским. (Е) Вырин возвращается домой. (Ж) Короткая
встреча с дочерью.

Ключ:

Буква-соответствие

Пункт плана

1

В

Приезд
Минского на станцию и его «болезнь».

2

Д

Бегство
Дуни с Минским.

3

А

Поездка
Самсона Вырина в Петербург в поисках дочери.

4

Г

Минский
выгоняет Вырина.

5

Ж

Короткая
встреча с дочерью.

6

Е

Вырин
возвращается домой.

7

Б

Смерть
станционного смотрителя.

Задания к повести А. С. Пушкина «Станционный
смотритель» (7 класс)

Задание
№ 1:
определите
по цитате из текста, о ком из героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
идет речь:


1.
Чьи это
слова? «в течении двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем
направлениям; почти все почтовые тракты мне известны». № 2. О ком идет
речь? «Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от
побоев…». № 3. «…спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал…».
№ 4. «В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в
бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от
крика и толчков раздраженного постояльца». № 5. «Находился (…) в мелком
чине, ехал на перекладных, и платил прогоны за две лошади». № 6. «…вышла
из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени».
7.
«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила
впечатление, произведенное ею на меня». № 8. «…проезжий в
черкесской шапке, в военной шинеле, окутанный шалью, вошел в комнату». № 9.
«…оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас
повел меня за околицу». № 10. «На втором стакане сделался он
разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил…». № 11. «Ею
дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». № 12. «…проезжий
явился молодым, стройным гусаром с черными усиками». № 13. «…с нежностью
смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
14.
«…насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в
почтовую книгу». № 15. «Он уверил смотрителя, что молодой
человек был совсем здоров, и что тогда еще догадывался он о его злобном
намерении». № 16. «…всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности
слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку». № 17. «Долго стоял он
неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их
и развернул несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций». № 18. О
ком идет речь? «…на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с
год как помер, что в доме его поселился пивовар». № 19. «…ехала она в
карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной
моською».

Задание
№ 2:
составьте
план повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», расположив события №№ 1 —
7 в верной последовательности:

(А)
Поездка
Самсона Вырина в Петербург в поисках дочери. (Б) Смерть станционного
смотрителя. (В) Приезд Минского на станцию и его «болезнь». (Г) Минский
выгоняет Вырина. (Д) Бегство Дуни с Минским. (Е) Вырин возвращается
домой. (Ж) Короткая встреча с дочерью.

Иногда времени на прочтение произведения Пушкина у школьников попросту нет. В такой ситуации придет на помощь краткое содержание Станционный смотритель. Оно обязательно пригодится учащимся 7 класса. Например, использоваться может аудиокнига Станционный смотритель или простое краткое содержание не по главам, а цельным текстом. Выбор – за самими школьниками. Ведь кому-то удобнее слушать краткое содержание Станционный смотритель Пушкина, а кому-то – читать.

Краткое содержание Станционный смотритель

Станционный смотритель относится к циклу повести Белкина. С этого и нужно начать краткое содержание. С первых строк читатель узнает от рассказчика о том, насколько тяжелая судьба у станционных смотрителей. Мол, чин у них совсем незначительный и способен защитить исключительно от побоев, но и это происходит не всегда. При этом они довольно мирные и явно услужливые. Так называемые маленькие люди…

Весной 1816 года повествующий ехал через определенную губернию, название которой не уточняется. В пути его застал сильный дождь и пришлось остановиться на станции, чтобы согреться чаем, да сменить одежду. На стол ему накрыла дочка смотрителя, которую звали Дуня. Она удивила повествующего невероятной красотой.

В то время, когда хозяева занимались делами, рассказчик внимательно рассмотрел помещение. На стенах он увидел изображения по истории блудного сына. Он выпил со смотрителем и его дочкой чай и увлекательно поговорил с ними. Когда же уезжал — в сенях даже смог поцеловать Дуню. Девушка позволила ему сделать это.

Прошло несколько лет и повествующему довелось вновь попасть на эту станцию. Когда же он вошел в дом, то поразился, насколько обветшалой и небрежной стала обстановка. Самсон Вырин, являющийся смотрителем, за это время изрядно постарел, на его голове появилась седина. О том же, где его дочь и что с ней, мужчина не желал рассказывать. Разговориться ему удалось только после того, как были выпиты пара стаканов пунша.

Смотритель поведал, что около трех лет тому назад к ним на станцию приехал гусар. Изначально он очень сердился по поводу того, что ему так и не подали коней, но после того, как увидел дочь смотрителя, стал более благосклонным. Он поужинал, а после этого ему отчего-то стало дурно. Утром пришел врач, которого гусар подкупил, чтобы пробыть на станции еще какое-то время. Лишь к воскресенью он якобы выздоровел и собираясь уезжать предложил Дуне провести ее к храму. Смотритель не заподозрил ничего лихого и отпустил свою дочку с гусаром.

Продолжая краткое содержание повести Станционный смотритель стоит сказать, что и полчаса не миновало, как отец начал переживать. Он сам направился в церковь и узнал, что его дочь туда вовсе не приходила. Ближе к вечеру к нему заглянул ямщик, который вез гусара и сообщил, что Дуня с этим молодым человеком отправилась на другую станцию. В тот момент смотритель и понял, что офицер вовсе не болел, а притворялся. Убитый горем Вырин почувствовал себя плохо. Когда же ему полегчало, то сразу направился на поиски дочери. Он узнал, где живет гусар и пришел в его дом, чтобы тот вернул ему дочь. При этом Минский извинился перед Выриным и сообщил, что попросту не отдаст Дуню. Мол, она абсолютно счастлива. После этих слов офицер выставил гостя на улицу, дав небольшое количество денег.

Когда Вырин увидел ассигнации, то прослезился и попросту выбросил их. С того момента прошло буквально несколько суток и смотритель случайно вновь увидел гусара. Пообщавшись с его кучером ему удалось узнать, где сейчас проживает дочка. Придя к ней, он увидел шикарно одетую дочь и ее кавалера. При виде отца Дуня потеряла сознание. Минский при этом рассердился и буквально вытолкнул старика на лестницу. Смотрителю ничего не оставалось, как вернуться на станцию. Все эти годы он беспокоится за собственную дочку и ничего о ней не знает.

Завершается краткое содержание Станционный смотритель Пушкина по литературе тем, что рассказчик вновь попадает на ту же станцию. Правда, на ее месте теперь уже живет пивовар со своим семейством. Вырин же попросту спился, и уже около года как скончался. Рассказчик попросил, чтобы его проводили туда, где похоронен Самсон. По дороге сын пивовара поведал, что в летний период здесь видели шикарную девушку с тремя детишками. Она приходила на могилу Вырина, легла и долго не вставала.

Станционный смотритель: главные герои

Изучая краткое содержание Станционный смотритель для читательского дневника, отдельного внимания заслуживают герои данного произведения.

Самсон Вырин

Является весьма добродушным, уравновешенным. Он очень любит собственную дочку и заботится о ней. На протяжении всей жизни он работает смотрителем на станции. Единственной гордостью для него является дочка. В ней он попросту души не чает. Когда узнает, что ее увез молодой офицер, то сразу кидается на поиски. Только вот вернуть Дуню ему не удается. Минский тычет ему деньги и выкидывает за дверь. Мужчина осознает собственную беззащитность, отсутствие прав, не может пережить разлуки с единственным дорогим для него человеком, спивается и в конце умирает.

Дуня

Это молодая, красивая девушка, являющаяся дочерью смотрителя. Она помогает папе во всем, хозяйственная, шустрая. Правда, мечтает о несколько иной жизни, ведет себя немного распущено, кокетничает с постояльцами. Девушка пользуется собственной красотой и с радостью уезжает с приезжим офицером. Возвращается она обратно лишь после кончины отца. Она в этот момент уже знатная и богатая.

Рассказчик

Простой чиновник, который по долгу службы разъезжает по командировкам. Именно он описывает всех героев, с уважением относится к простому народу, может найти подход ко всем, и с удовольствием слушает различные истории. Он сопереживает горю других людей.

Минский

Привлекательный гусар. Благодаря обходительности и любознательности он добился доверия Самсона. Он не привык слышать отказы, думает, что все в этой жизни можно купить и продать. Мужчина является эгоистом, которого не волнуют чувства окружающих. Он очень плохо отнесся к Вырину. Ведь тот является представителем низкого сословия, мелким человеком.

Станционный смотритель очень кратко

Краткое содержание Станционный смотритель Александра Сергеевича Пушкина выглядит следующим образом. Главным действующим персонажем в данном произведении является Самсон Вырин. Это простой смотритель на станции, который безумно любит свою дочку Дуню. Она невероятно общительна и привлекательна.

В какой-то момент на данной станции останавливается офицер. Ему нравится Дуня и он притворяется, что заболел, лишь бы девушка ухаживала за ним. Через несколько дней после этого он уезжает, забирая с собой и дочку смотрителя.

Самсон переживает за дочку и едет в Петербург, чтобы забрать ее. Ему удается узнать, где проживает богатый гусар, похитивший девушку. Он приходит туда и просит Минского вернуть ему Дуню. Правда, офицер с ней разлучаться не собирается, она проживает у него в роли содержанки. Он полюбил эту девушку и хочет обеспечить ей шикарную жизнь. Поэтому попросту выставляет смотрителя за дверь.

Вырин при этом надежды не теряет и во второй раз пытается вернуть Дуню. Правда, безуспешно. Ему ничего не остается, как вернуться домой. При этом из крепкого, бравого мужчины он превращается в безразличного ко всему, немощного старца, топит собственное горе в алкоголе. Это приводит к его кончине.

Через какой-то промежуток времени на станции видят шикарную красавицу с тремя детьми и кормилицей. Она рыдает на могиле смотрителя, а затем уезжает и больше никогда не появляется.

Возможно вам будет полезен Краткий пересказ Станционного смотрителя Пушкина.

Подробный
конспект урока с использованием стратегий критического мышления.

Организационная
информация

Тема
урока:
Значение мотива
евангельской притчи о блудном сыне в повести А.С.Пушкина «Станционный
смотритель». Трагедия Самсона Вырина.

Предмет

Литература

Класс

7

Автор
урока

Яковлева
Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное
учреждение

МБОУ
«Школа №47 с углубленным изучением отдельных предметов»

Область

Самарская

Город

Самара

Методическая
информация

Тип
урока

Урок
обобщения изученных знаний

Цель
урока:
анализировать
характеристики героев повести, находить мотивы  их поступков.

Задачи урока: в
процессе обсуждения содержания выяснить, как складываются отношеия между отцом
и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней; совершенствовать навыки сопоставительного
анализа текста;  воспитывать почитание и уважение к родителям, умение
признавать свои ошибки и прощать других.

Ход урока.

I.
Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня, начиная наш
урок, я бы хотела вспомнить правила работы на уроке (Слайд на экране)

1.Работать в сотрудничестве.

2.Вместе осуждать.

3.Распределять роли.

4. Не сидеть без дела.

5. Слушать и слышать друг друга.

Я желаю вам хорошего настроения,
продуктивной работы.

II.
Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнем нашу работу, я
предлагаю вам послушать стихотворение современной поэтессы- Елены Весновой.  О
ком оно? (Читает подготовленная ученица)

Какую идею несет это стихотворение?
Согласны ли вы с мыслями автора? Почему?

Как вы думаете, почему сегодняшний урок я
решила начать именно с этого стихотворения?(Будем говорить об отце- Самсоне
Вырине, покинутом своей дочерью)

III.
Сообщение целей и задач.

Сегодня на уроке мы попробуем выяснить,
какие библейские мотивы присутствуют в повести А.С.Пушкина «Станционный
смотритель» и в чем заключается трагизм судьбы Самсона Вырина.

Наша
работа сегодня будет проходить в группах. Формируются группы по стратегии
«Случайный выбор».

VI.
Опрос домашнего задания.

На прошлом уроке мы начали работу над
повестью. Вам нужно было дать краткую характеристику главных героев
произведения по заданному плану.

План.1.Черты характера.

2.Портрет
в произведении.

3.
Ваше отношение к герою.

Заполнение
ответов на доске в виде кластеров. 

image001image002image003image004добрый            с
чувством собственного достоинства                      
хозяйственная                        доверчивая        

Блок-схема: альтернативный процесс: ДуняБлок-схема: альтернативный процесс: Вырин                                                                                              

image007image008                                                             
                         голубые глаза                

image009image010image011image012image013                                                  
человек лет 50

свежий,
бодрый        спокойный                                  красота ее меня
поразила                    Вызывает осуждение       Вызывает сочувствие,
уважение

image014image015Блок-схема: альтернативный процесс: Минскийумный      
                          высокомерный

image017                                                   
гусар с темными

image018image019image020                                                              
усиками

молодой, стройный                хитрый

Вызывает гнев, негативное отношение

Учащиеся, составляющие характеристику
героев, оцениваются.

V.Работа
над осмыслением новой информации.

Какое событие в повести является
переломным, повлиявшим на судьбу главных героев?

Как меняется их жизнь после отъезда Дуни?
С легкостью или болью покидает Дуня родительский дом? («Ямщик сказал, что всю
дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»)

Работа по группам стратегия «Инсерт»(
чтение с пометами)

+ согласен с мыслью;                    — 
думаю иначе;                   ? возник вопрос

Предлагаю вам несколько выводов об
изменениях в жизни героев, вы должны определиться с чем вы согласны, не
согласны, где возникли вопросы.

Вырин

1.Встретившись с Выриным во второй раз,
автор не замечает особых изменений во внешности смотрителя.(Доказать)

2.Комната смотрителя после отъезда Дуни
стала ветхой и небрежной.

 3.Самсон Вырин искал встречи с дочерью,
чтобы остаться жить с ней в Петербурге.

4.Самсон Вырин частично сам виноват в
своем горе, ведь это он предложил Дуне поехать с гусаром.

Дуня

1.Дуня счастливо живет вдали от своего
отца.

2.Дуня прельстилась богатой жизнью,
обещанной Минским.

3.Дочь не думает о своем бедном отце и
живет без угрызения совести.( Доказать)

4.Дуня заслуживает только обвинения в
своем поступке, который привел к смерти ее отца.

Минский

1.Минский испытывает к Дуне мимолетный
интерес. (Доказать)

2.Минский хотел попросить руки дочери у
Самсона Вырина.

3.Гусар испытывает чувство вины перед
Самсоном Выриным за то, что похитил его дочь.

4.Выгоняя грубо Самсона Вырина во второй
раз, Минский поступает по отношению к нему несправедливо и высокомерно.

Выслушиваются поочередно ответы групп, а
члены других групп высказывают свое мнение, если они не согласны.

Ребята, а как вы думаете,  почему Вырин,
увидев  дочь, окруженную богатством и любовью, упорно пытается вернуть ее
домой? (Понимает ее положение в обществе.)

Почему же из всех этих героев именно у
Самсона Вырина жизнь складывается так трагично? (Покинут дочерью, одинок).

VI.Сопоставительная
работа по библейскому мифу и повести.

Какую библейскую заповедь нарушила Дуня?
(Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле). С какой
библейской  притчей перекликается по сюжету повесть  А.С.Пушкина?

(«Повесть о блудном сыне»)

Давайте попробуем  сопоставить содержание
притчи и историю Дуни по плану.

Работа в таблицах заранее подготовленных
для учащихся.

План.

1.Уход из дома ( как происходит).

2.Сообщает ли о себе?

3. Как живет вне дома?

4.Наступает ли встреча? Какая?

5.Происходит ли примирение?

Примерные ответы в таблице.

    Притча о
блудном сыне

             
История Дуни

1.Блудный
сын добровольно уходит из родного дома, сообщая об этом отцу.

Дуня
уезжает тайно, без согласия и благословления отца.

2.Не
сообщает о себе никаких известий.

Не
хочет, чтобы ее нашли и не подает никакой информации.

3.Ведет
разгульный образ жизни.

Живет в
роскоши, богатстве.

4.Радостная
встреча с отцом.

Боится
встречи.

5.Произошло
примирение с отцом и покаяние блудного сына.

Покаяние
и примирение невозможно из-за смерти отца.

Сходна ли судьба Дуни с
судьбою блудного сына из притчи?

Ребята, кто считает, что повесть имеет
счастливую развязку?  Почему? Кто из вас не согласен? Докажите.  (Автор, узнав
о том, что дочь Самсона Вырина была на могиле отца «…не жаллет уже ни о
поездке, ни о семи рублях, потраченных им» ). Он понимает, что Дуня счастлива и
сожалеет о кончине своего отца.

Посмотрите сейчас отрывок из кинофильма
«Станционный смотритель» и подумайте, какие чувства испытывает Дуня на могиле
отца.

Выводы: Дуню
мучает совесть, она, конечно, понимает, что отец умер раньше времени из-за ее
равнодушия, от душевной тоски и одиночества, потому что отец почувствовал себя
ненужным, лишним в ее жизни.

VII.
Подведение итогов работы.

 А теперь давайте выполним работу, в
которой нужно соотнести имена героев с чувствами, которые они испытывают в
повести.  Стратегия «Тест на соответствие».

Работа в группах. Проверка на оценку 1
учащимся.

Как вы думаете, ребята, тема, поднятая
А.С.Пушкиным в произведении «Станционный смотритель» актуальна в наше время?
Докажите.

Выводы: В
наше время есть престарелые люди, которые брошены своими детьми на произвол
судьбы. Никто им не помогает, не проведывает, не интересуется их здоровьем.А
они очень нуждаются в нашем внимании, заботе и от нас с вами зависит, будет
таких одиноких пожилых людей меньше или нет. Не забывайте о своих родителях,
когда станете взрослыми.

VIII Рефлексия,
оценивание учащихся.

А теперь выразим свое отношение к теме
нашего урока с помощью предметов: « Чемодан» (пригодится в жизни),  «Мясорубка»
( информацию переработаю),  «Корзина» ( не нужно, выбросить в корзину).

IX.Сообщение
д/з.

Домашнее задание по выбору.

1.Проиллюстрировать понравившийся эпизод
из повести.

2. Написать письмо Дуне Выриной.

3.Написать мини-эссе на тему «Какой
жизненный урок я получил, прочитав произведение «Станционный смотритель».

  • Таблица по рассказу на дне горький
  • Таблица по рассказу капитанская дочка 8 класс
  • Таблица по рассказу горе от ума век нынешний и век грядущий
  • Таблица добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Табакерка фото из сказки городок в табакерке