Предмет,
класс: литература,
5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)
Тема
урока: Добро
и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Цели
урока: 1.
Содержательная. Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть
значение терминов «добро» и «зло».
2.
Деятельностная. Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .
Развивать
навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
Формировать
умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную
позицию,
положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Метапредметные
УУД.
Личностные:
находит в себе элементы добра и зла.
Регулятивные:
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действует
по плану.
Познавательные:
понимает информацию, представленную в изобразительной,
схематичной,
модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует
образы персонажей).
Коммуникативные:
строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-
познавательных
задач.
Оборудование
урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.
Раздаточный
материал: карточки с заданиями, оценочные листы.
Тип
урока: обобщения и систематизации .
Планируемые
результаты: повторить содержание прочитанного произведения;
воспринимать
и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,
давать
характеристику героям.
Ход урока. СЛАЙД 1
1-ый
этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное
слово учителя. Звучит музыка
А.С.
Пушкин…
Мы
знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не
знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб
А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все
ближе, дороже и нужнее.
__Люба
С._________
Мы
сказки читаем с улыбкой,
Они
нравится всей детворе
Сказка
о маленькой рыбке
И
о Салтане-царе.
Ждет
впереди Лукоморье,
Леший,
Русалка и Кот.
Синее
плещется море,
Сказка
к нам в гости идет.
-Мы продолжаем изучать творчество и произведения А.С.Пушкина. Какую сказку
вы читали дома?
— Ребята, на доске карточки.(Полоски
бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО,
ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ,
ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные
качества человека.
На доске появляется ряд:
Положительные Доброта верность, | Отрицательные Зависть, |
— Что причиняют людям те, кто обладает
положительными качествами? А отрицательными?
Возможные ответы:
1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь
2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье
— О чем мы будем сегодня говорить?
— Попытайтесь сформулировать тему урока.
СЛАЙД 2
Добро и зло
— Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные
понятия. (Да, это разные вещи)
— Встречаемся ли мы с понятием добра и зла в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»? (ответы учащихся).
— В каждой русской сказке (и в фольклорной, и в литературной)
добро побеждает зло. В уже прочитали сказку, познакомились с сюжетом и героями
сказки.
— Ребята, какой вопрос возникает в сказке Пушкина? Ваши
предположения?
(Добро сильнее зла, все хотят добра, почему в сказке добро
всегда побеждает зло?)
Записывает учитель предположения на доску
— Это и будет нашим проблемным вопросом : ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся
ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже
есть). СЛАЙД 3
— Теперь нам несложно определить цель урока.
(как показано добро и зло в сказке Пушкина «Сказка…
— Или точнее – раскрыть значение терминов «добро» и
«зло» на примере сказки, сравнить образы героев, анализировать текст.
2.
Беседа с учениками.
Перед вами волшебная
шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит
будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга). СЛАЙД 4
II. Актуализация новых знаний.
1.
Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
—
Ребята, что такое сказка?
— На
какие две группы делятся сказки? Чем отличаются?
— Вы
уже прочитали эту сказку дома.
—
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло
чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас
царевну, грусть и печаль ушли).
—
Перечислите героев сказки. Обратите внимание, что вы перечислили положительных
и отрицательных героев. Как считаете, чем они отличаются? (положительные несут
добро, отрицательные зло)
Вопросы
на осмысление содержания сказки.
Переходим к первому этапу нашего
исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь,
какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело. (Зеркало). СЛАЙД 5
1.В
каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
2.Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно
могло сказать правду, остальные её боялись.)
3.Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)
4.Какой герой ЗЕРКАЛО? положительный
– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда,
чем сладкая ложь.)
— Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога
царицы наизусть заранее подготовленным учеником,
инсценировка).
— Какими эпитетами награждает её автор?
— В каком эпизоде сказки Пушкин впервые
показывает нам истинное лицо царицы?
(«Ах, ты..»).
— Каким цветом можно раскрасить чувства и
настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
— Использует ли Пушкин слова с корнем
–чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и
Чернавка, а кто такая Чернавка?)
— Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или
отрицательным?
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит,
что мачеха — ведьма, а при помощи определённых символических предметов,
изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера,
показывает нам это. Красота и зло.
—
Как вы представляете себе молодую царевну? ( Красота и доброта (внутренняя и
духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )
Задание по вариантам СЛАЙД 6
Царица | Царевна | |
Внешность | Высока | Белолица |
Поведение, | Горда | Красавица-душа |
Цветовая | Черны | Белый |
СЛАЙД 7 |
Следующий
этап нашего исследования. Вновь волшебная
шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра.
Догадайтесь, какая.
(Семь). СЛАЙД 8
— В каком эпизоде сказки мы встречаемся с
этой цифрой?
Зачитываем этот отрывок. Сама читаю
(Действительно ли, люди добрые живут.)
— Всё-таки причём здесь магическая цифра
семь? Почему именно семь богатырей?
—
Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна
мертва?
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам
продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза). Попрошу
вас всех встать.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
— Поднялось у вас настроение? Правда,
магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования.
Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко). СЛАЙД 9
— В каком эпизоде сказки говорится о
яблоке? Что оно означает?
— В кого превращается мачеха в этом
отрывке? (Черница).
— Почему Пушкин использует слово с корнем
–чёрн-?
— Что оно принесёт? (Смерть).
— Почему мачеха отравила царевну именно
при помощи яблока?
Опять Пушкин в скрытой форме показывает,
что царевне угрожает смерть. Царевна умирает и богатыри решили положить царевну
именно в хрустальный гроб. Почему?
С хрусталём автор сравнивал душу царевны.
Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
И вот какими ребята увидели царевну и
других героев сказки, они сейчас покажут в своих иллюстрациях.
— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…
«…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит
он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец».
(Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования.
Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные
силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью
говорить.
— Королевич Елисей, отчаявшись найти
свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. видеофрагменты
— Почему солнце, месяц и ветер помогают
именно королевичу Елисею?
— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение
Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько
раз королевич обращается к силам природы. В этих словах проявляется тревога,
волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости
обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении
вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только
верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от
мертвого сна.)
— Что происходит дальше, когда Елисей
находит царевну? (Царевна ожила).
— Что происходит в конце сказки? (Мачеха
умирает).
— Что послужило предвестником этого
несчастья? (Зеркало разбилось).
Автор опять при помощи этой детали
намекает нам, что произойдёт несчастье.
—
Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить
таблицу (в парах)
Отрицательные | Положительные | Герои-помощники |
Мачеха Чернавка | — — -Елисей | — — |
— В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне.
Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение
вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится
подобием своей мачехи).
— Итак, проанализировав героев сказки, мы можем сделать вывод: добро побеждает
зло . Почему?
(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на
помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо
бороться.)
— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы
наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет
торжествовать.
Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя
добрыми?
Домашнее
задание
Дома
вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ
нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка
исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи
вам и вашим близким людям.
Выставление
оценок
Рефлексия
Каждому человеку приятно слышать хорошие слова. Вы сегодня очень отлично
работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из
сказки Пушкина. Предлагаю написать на этой рыбке любое доброе слово. (пишут)
А теперь поднимите рыбку вверх. Посмотрите в окружении скольких добрых слов мы
находимся! Я желаю, чтобы мы с вами всю жизнь купались в океане добрых дел и
поступков всю жизнь!
В сказках добро
всегда побеждает зло.
— Есть замечательная
пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная
шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает,
тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и
красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком
надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
Домашнее задание —
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо
работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из
сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а
ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос
«Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой
золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все
качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок
— Сегодня,
вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки
важнее: Добро или Зло?
Как вы считаете какая из пословиц может
стать итогом нашего урока:
-Хоть зло сильно –
всему вредит, добро на свете победит!
-От доброго слова и лёд тает
— Мир не без добрых людей
Предлагаю в группах провести исследование
и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном
произведении всё неслучайно!
(Работа в группах).
Используйте
начало предложения при ответе:
В сказке
А.С.Пушкина есть добрые и злые герои.
Царица –
это……………………………………………………………………………………………………………………………………………
царевна –
это………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добрый человек
(царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….
по поступкам………………………………………………………………………………………………………
Нам всегда хочется
видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..
Таких людей я
встречал…………………………………………………….
Недобрым, злым
людям надо (выбрать вариант ответа):
• на
злобу отвечать злобой.
• таких
людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.
• Зло
само себя накажет
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, | ||
Цветовая |
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, | ||
Цветовая |
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, | ||
Цветовая |
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, | ||
Цветовая |
Вопрос. | Ответ. | ||
Да. | Нет. | Затрудняюсь | |
На уроке я работал активно | |||
Своей работой на уроке я доволен | |||
Урок для меня показался длинным | |||
За урок я устал | |||
Мое настроение стало лучше | |||
Материал урока мне был понятен | |||
Домашнее задание показалось мне сложным |
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- По Сказке о мертвой царевне
Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.
В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.
Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.
Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.
Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.
Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.
Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.
Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.
Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.
Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.
Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.
Вариант 3
Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.
Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.
Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.
Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.
Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.
Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.
Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!
Сочинение по сказке
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.
Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.
Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.
Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.
Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.
Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.
Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.
Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.
Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.
Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.
Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.
Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.
У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.
Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.
Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.
На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.
В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.
А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.
5 класс
Жестокость
Однако у героев, о которых пишет Пушкин, есть не только благородство и добродетель, но и жестокость, и несправедливость.
- (Трусость – мать жестокости) Со своим другом Ленским Онегин поступает некрасиво: он начинает заигрывать с его невестой, на приеме танцует только с ней, и все ради мелкой мести – молодой поэт попросил его заехать на именины Татьяны и заверил, что там будет узкий круг друзей, а на самом деле: «С утра дом Лариных гостями весь полон…». Раздосадованный мужчина намеренно злит Ленского, а когда тот вызывает его на дуэль, не отказывается, хотя понимает, что сам был неправ: он зря так жестоко посмеялся над искренними чувствами юноши. Но в ссоре был задействован «старый дуэлист» Зарецкий, который, в случае неприятия Онегиным вызова, мог распустить слухи о его трусости. Евгений боится общественного мнения, поэтому предпочитает участвовать в кровавом спектакле на потребу толпе. В поединке главный герой убивает своего друга, хотя его смерть бессмысленна. Так, трусость породила жестокость, ставшую причиной гибели ни в чем неповинного юноши.
- (Существует ли уважительный повод для жестокости?) В повести «Дубровский» читатель также видит размолвку двух друзей, которая приводит к гибели одного из них. Барин Кирила Петрович Троекуров и разорившийся помещик Андрей Гаврилович Дубровский были товарищами по службе, а потом сдружились. Богатый дворянин уважал своего сослуживца, а тот не боялся ему перечить, если был с чем-то не согласен. Однажды Кирила Петрович привез гостей на свою псарню, которой любил похвалиться. Андрей Гаврилович немного завидовал, но справедливо отметил, что не все люди так хорошо живут, как собаки его приятеля. Тогда один из псарей обиделся и намекнул, что не у всех дворян такие же чудные и теплые усадьбы, как «любые здешние конурки». Все стали смеяться, а Дубровский, для которого это было унизительно, уехал. Так началась несправедливая и жестокая война двух друзей. Троекуров, окончательно взбесившись и не обдумав свои поступки, обманным путем отбирает у обедневшего дворянина его имение. Этот жестокий поступок сильно подкосил старого Дубровского – у него помутился рассудок, и через несколько дней он умер. Для Кирилы Петровича эта победа ничего не значила: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». Но его злые и жестокие действия и слова стоили его честному другу и хорошему дворянину жизни. Таким образом, даже сам герой понимал, что его поступки нельзя оправдать веским мотивом, они стали следствием ссоры, в которой, по большому счету, был виноват наглый слуга. Жестокость не может быть оправдана каким бы то ни было поводом, потому что она всегда ему не равнозначна.
- (Кого можно назвать жестоким человеком?) В повести «Капитанская дочка» есть герой, который никак не может вызвать положительный чувств – это Алексей Иванович Швабрин. На протяжении всего произведения он поступает низко и недостойно. Он изменил присяге, примкнул к Пугачеву и доносил на бывших товарищей. Он же запер капитанскую дочку в светлице и шантажировал ее, чтобы она стала его женой. Он же регулярно пытался подставить главного героя, Петра Андреевича Гринева: сначала что-то нашептал главарю мятежников, из-за чего тот даже не спросил юношу, перейдет ли он в его ряды; затем, когда Швабрина арестовали, он пишет донос генералу на соперника, будто тот служил у Пугачева шпионом. Казалось бы, пора уже забыть все прошлые обиды и попробовать исправиться, но жестокая и хитрая душа Швабрина не способна на добродетель. Алексей знал, на что рассчитывать, когда пишешь доносы на офицера. К счастью, за доброго и честного Гринева было кому вступиться, поэтому планы мстительного героя не осуществились. Таким образом, видя несправедливые и подлые поступки мужчины, мы можем сделать вывод, что он жесток по своей природе, ведь он ни разу не раскаялся за свои действия, ни разу не почувствовал укора совести, значит, он считает их оправданными и естественными.
- (Жестокость в семье и ее последствия) Жестокость по отношению к отцу Пушкин описывает в «Станционном смотрителе», который включен в цикл «Повести Белкина». Дуня, красавица-дочка Самсона Вырина, станционного смотрителя, уезжает с богатым барином. Она бросает родителя, ничего ему не рассказав, потому что понимала, что он ее не отпустит, так как не поверит в искренние чувства молодых. Но Дуня поступает неблагодарно и крайне жестоко: она оставляет старого отца в нищете, хотя он холил и лелеял свое единственное дитя. Самсон Вырин пытался встретиться и поговорить с дочерью, но ослепленная роскошью и любовью Дуня не желала этого. Возможно, ей было стыдно перед отцом, и поэтому она решила навестить его только через много лет. Увы, в живых она его уже не застала. Таким образом, жестокость и эгоизм девушки довели ее родителя до смерти, ведь после того, как Минский выгнал его, он запил и умер от тоски. Таковые трагические последствия злодеяний в кругу семьи.
- (Что делает добрых людей жестокими?) В «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» зависть музыкальному дару коллеги породила в главном герое желание убить друга. Это и происходит во второй сцене пьесы: великий композитор выпивает яд, который ему подбросил Сальери. Гениальность Моцарта, однако, никак не отразилась на его характере: он был очень открытым, простым человеком, с удовольствием слушал слепого скрипача у трактира. Его антипод и убийца не обладал таким талантом. Все его успехи – это результаты упорного труда музыканта, поэтому он высоко ценил таких же трудолюбивых людей. Моцарту все давалось легче, и это вызывало настолько сильную зависть со стороны Сальери, что он жестоко убивает того, кто считал его своим другом и верил ему. Герой пытается себя оправдать тем, что в гении Моцарта нет пользы для остальных, ведь никто не сможет ничему у него научиться. Но это лишь уловки совести, ведь до этого инцидента композитор никому не завидовал и уж тем более никого не травил. Именно ложное убеждение в несправедливости судьбы стало причиной ожесточения мужчины: черная зависть погубила его душу.
Таким образом, Пушкин показывает в своих произведениях разные ситуации, в которых герои совершают добрые и жестокие поступки. Автор ценит милосердие, ими проявляемое по отношению к другим людям, независимо от их положения. Испанский писатель М. Сервантес считал, что «жестокость не может быть спутницей доблести». Так и у Пушкина: ни одно негуманное действие не имело благоприятных последствий.
Автор: Альбина Исмаилова
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
3
Как А.С. Пушкин выражает добро и зло в сказке «о мертвой царевне и семи богатырях»?
10 ответов:
3
0
Всем известная сказка А.С. Пушкина «о мёртвой царевне и о семи богатырях» рассказываем читателю о вражде царевны и царицы. Как и повелось во всех сказках — добро побеждает зло. Царица здесь является олицетворением зла, а царевна, соответственно-добра<wbr />.
Пушкин описывает Царевну как очень добрую, тихую, скромную, услужливую и трудолюбивую девушку.
Мачеха же выступает в сказке злой, завистливой, жадной и она мечтает избавиться от царевны. Царица пыталась это осуществить дважды, и казалось, во второй раз зло восторжествовало. Но на самом деле все сложилось иначе. Сказка очень поучительная и мудрая.
2
0
В сказке Пушкина «О мертвой царевне» добро и зло четко разделено, как впрочем в любой его сказке. Да и вообще для сказок характерно отсутствие полутонов. Зло всегда страшно и уродливо, добро прекрасно и чисто.
Добро в этой сказке представлено сразу несколькими запоминающимися образами. Это сама молодая царевна, сама кротость и невинность, которая оказалась слишком красивой и потому вызвала зависть мачехи.
Это богатыри, которые ведут себя как настоящие джентльмены, они обращаются с царевной как с младшей сестрой, любят ее и уважают.
Это королевич Елисей, который стремиться во чтобы то ни стало найти любимую и даже обращается за советом к силам природы.
Ну а зло — это царица. Она красива, но душа ее безобразна. Надменна и чванлива, как пишет сам автор. Зависть, которая ее обуревает, заставляет царицу решиться на преступление, причем не испытывая ни малейших сомнений и угрызений совести. Это самое черное сердце и самое черное зло в сказке.
2
0
Царевна — это олицетворение доброты, девушка поплатилась за что была слишком красива и юна, злая мачеха не смогла стерпеть, что ни она теперь самая красивая в мире, а ее падчерица, поэтому и подослала Чернавку отравить ее яблоком.
Елисей — тоже пример добра, добрый молодец ищет свою царевну, он просит помочь ему и ветер и солнце и месяц.
Богатыри — тоже добрые, они поддерживают царевну в трудную минуту, всячески ее оберегают и уважают.
Зло же Пушкин выразил в образе мачехи, которая от зависти и злобы решила во что бы не стало избавиться от своей красивой падчерицы. Мачеха надменна, своенравна, безжалостная.
2
0
Добром и злом в данном произведении Пушкина являются его главные герои. Царица до такой степени любила себя и восхищалась своей красотой, что готова была даже убить ту, которую волшебное зеркало признало ещё краше и милей. Тут чистой воды и ненависть и злость и коварство. Царевна наоборот была настолько милой и наивной что и подумать не могла о том что Чёрнавка заведёт её в лесную чащу или о том что безобидная с виду женщина угостит её отравленным яблоком. В данном случае царевна конечно же олицетворяет добро. Этим же качеством обладают и некоторые другие персонажи, например богатыри, которые очень заботились о своей гостье.
2
0
В этой сказке Пушкин словно противопоставляет между собой добро и зло. По началу между ними идет жесточайшая борьба, но в конце концов добро побеждает. Добрых персонажей здесь больше чем злых. Если возьмем главных героев, то это царевна и ее жених Елисей. Девушка была мягкой по характеру, послушной, доброй, не завистливой. В противовес ей — мачеха (злая колдунья), которая на протяжении всей сказки показывает свой характер: гордыню, зависть, злость, надменность. Она хоть и пыталась свою падчерицу со свету сжить, но не вышло у нее ничего. Царевич Елисей очень долго ищет свою любимую, обращается за помощью к стихиям и природе, и в конце концов находит царевну и будит ее ото сна поцелуем. В итоге, как и во всех сказках добро побеждает зло.
2
0
Сказка Александра Сергеевича Пушкина о мертвой царевне («О мертвой царевне и семи богатырях») любима мною с детства.
В этой сказке есть несомненное противостояние между добром и злом.
Воплощением зла стала Царица.
Она не смогла стерпеть тот факт, что подросшая падчерица затмила ее и молодостью, и красотой, да и добрым нравом тоже.
Царица не только завистлива, но и коварна, она способна на запланированные действия, которые должны привести к гибели царевны.
Царевна же в этой сказке — воплощенное добро. Она не кичлива, добра, не желает никому зла, да и с Царицей в соперничество вступать не собиралась.
Также добрые персонажи в этой сказке — жених царевны Елисей и семь богатырей.
1
0
В сказке «О мертвой царевне» Пушкин ярко представил добро и зло в лице главных героинь произведения.
Олицетворением зла в сказке является Царица. Она прекрасна внешне, но имеет черную душу. Она завистливая, зла и коварна, из-за своей зависти к красоте своей падчерецы она готова на самый страшный поступок. Этот персонаж является негативным, плохим персонажем, который и является злом в сказке.
Добро в сказке олицетворяет молодая царевна. Она красива, добра, нежна и покладиста. Её любят все вокруг за её чистое сердце.
На стороне добра в сказке так же богатыри и царевич Елисей, который своей искренней любовью смог спасти царевну.
1
0
Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» знакома всем ещё с детства. Эта сказка как никакая другая рассказывает читателям о добре и зле, показывая все на примерах.
Царевна (падчерица царицы) — положительный персонаж, олицетворяющий доброту, искренность и нежность. Её красота и невинность располагает и привлекает к себе.
Царица — отрицательный персонаж. Она красива и умна, но при этом очень завистливая и злая. Она не может смириться с тем, что у неё такая прекрасная падчерица и что её любят гораздо больше чем царицу.
Царица боится, что молодая царевна займёт её место. В душе царицы живёт злоба и ненависть в беззащитной девушке.
0
0
В этой сказке А.С. Пушкин очень отчётливо выражает и добро, и зло.
В сказке о мертвой царевне и семи богатырях, идёт противопоставление зависти и злобе царицы, это молодость и наивность, и душевная доброта ее падчерицы.
Смарт окружающие противопоставляют дружбу и любовь, и ещё верность конечно же.
Любовь же сильнее страха смерти.
Поэтому добро и зло выражено и в умении прощать, и в поступках человека, в умении поддержать.
0
0
Сказка А.Пушкина о мертвой царевне вообще полностью состоит из выражения добра и зла, это заметно невооруженным глазом. Падчерица (царевна) это положительный герой произведения, она притягивает к себе добротой и искренностью.
А вот Царица (мачеха) — злой и отрицательный герой, ею движет злоба и невероятная зависть. Ради того чтобы падчерица не заменила, она идет на плохие действия. Детям с первого прочтения станет ясно, кто из них добрый, а кто злой герой. Поучительная и интересная сказка, на мой взгляд.
Читайте также
Момент в «Руслане и Людмиле», когда Рогдай догоняет Руслана и в знак серьезности своих намерений посылает стрелу в соперника является кульминационным — сейчас должна начаться кровавая схватка и победить в ней должен только один. Именно в этот момент Пушкин вдруг покидает своих героев и показывает нам Людмилу, которая находится в плену карлика-волшебника. Мне кажется делается это по двум причинам. Прежде всего чтобы заставить читателя дольше переживать за исход поединка Руслана и Рогдая, растягивая паузой кульминацию сюжета. Второй момент, это логичное отражение поисков Руслана, которые привели его к поединку, в сопротивлении Людмилы потугам Черномора, соблазнить его чудесами. Это сопротивление также логично подошло к своей кульминации, когда Людмила бьет Черномора. Таким образом, получают развязку два кульминационных момента одновременно, что конечно придает рассказу большую стройность и привлекательность.
Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.
Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.
Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.
Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.
Реальные люди, современники А.С. Пушкина, появляются уже в первой главе романа «Евгений Онегин». Это прежде всего театр. Пушкин упоминает и трагическую актрису Семенову, и балерину Истомину, и драматургов Шаховского и Катенина, и балетмейстера Дидло.
Когда Татьяну Ларину привозят на ярмарку невест в Москву, ее окружают москвичи. В частности, Вяземский, друг Пушкина, подсел к ней на одном из вечеров. В путешествии Онегина появляется Мицкевич.
В романе присутствуют и скрытые современники, которые не называются по имени. Например, отдельные строчки посвящены Марии Николаевне Раевской-Волконской:
И подобных примеров в «Онегине» несколько.
По моему мнению,самая короткая сказка из всех сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о попе и его работнике Балде».
Сказка повествует нам о том,как поп искал себе работника на все руки,а денег хотел платить за эту работу по меньше.В итоге поп попал в ловушку к хитроумному Балде и вскоре пожалел о своей жадности,ведь казавшийся простачком Балда на деле оказался вовсе не так и прост!
Я думаю, что Александр Сергеевич Пушкин воплотил свой идеал в Татьяне Лариной. Она полюбила и не побоялась в этом признаться в те времена, когда это было совсем не принято. А потом, любя Евгения, сохранила верность мужу, которого только уважала. Для нашего времени это не тот идеал, конечно, но ведь то была другая эпоха и другие принципы.
Конспект урока по литературе в 5 классе
Семёнова Екатерина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Тема урока: «Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина».
Урок-путешествие в мир сказки.
Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Цели:
обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина;
развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного произведения;
воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям.
Оборудование: учебник-хрестоматия, проектор, экран, презентация, листочки с вопросами для экспресс-диагностики.
Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.
План урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели
3. Проверка домашнего задания
4. Новая тема
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки.
II. Постановка цели.
Мы не просто отправимся в путешествие, у нас с Вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.
На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с Вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!
III. Проверка домашнего задания.
Конечно же, чтобы отправиться в путь нам нужен очень важный документ, без которого не обходится ни одно путешествие. Как Вы думаете, что это за документ? Для путешествия нам понадобятся паспорта′ художественных героев.
У всех ли они есть?
Итак, ребята, я спросила у Вас о паспорта′х не только для того, чтобы мы могли начать наше увлекательное приключение, я проверила, как Вы выполнили домашнее задание.
Вы молодцы! А те, кто забыл паспорт или не выполнил домашнее здание, будут нашими зрителями и помощниками в сложных ситуациях.
Так же мы обязательно будем отмечать важное в ваших путевых тетрадях
Теперь мы смело можем отправляться в путь! Итак, вперёд!
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
-
Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
-
Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
-
Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. Внесите его в свои путевые тетради.
Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.
Заметьте, что иллюстрация с изображением Царицы-матери обведена жёлтым, а Царицы-мачехи чёрным. Как Вы думаете, почему?
(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы).
Двигаемся вперёд. Мы приблизимся с вами ко дворцу, если Вы расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?
(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).
Слайд 6 Кого мы встречаем на своём пути?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.
(Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою).
Обратите внимание, как автор описывает Царевну:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела»
С чем сравнивает автор молодую царевну?
(Ученики отвечают: С прекрасным цветком)
Наш путь продолжается. Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.
Слайд 7
Ребята, а почему она решила это сделать?
(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Слайд 8
Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?
(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями. Слайд 9
И куда же мы попадаем? Что мы видим?
(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).
Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов6
Слайд 10
-
Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
Слайд 11
2. Видит девица, что тут люди … живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
Слайд 12
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь …»
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
Слайд 13
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
а) отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Слайд 14
Как звали собачку в сказке?
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.
Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
На нашем пути встречалось и зло, и добро. Слайд 17
Можем ли мы сказать что добро борется со злом?
(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).
Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.
В сказочном мире всё не так просто, как нам кажется. Даже не все слова нам могут быть понятны. Слайд 18
Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?
(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).
В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну. Слайд 19
Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.
А теперь охарактеризуйте каждую из них.
(Ученики приводят свои примеры)
Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.
Значит, в нашей сказке зло победило?
(Ученики отвечаю: Нет).
Кто же тогда решил восстановить добро?
(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).
Как хорошо, что в мире существуют добрые люди, которые борются за справедливость и добиваются того, что Добро побеждает Зло.
Слайд 20
Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?
(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).
Мы проделали с Вами огромный путь, но мы же не хотим попасть в пещеру, в которой Елисей нашёл свою невесту?! Мы будем ждать наших героев у ворот дворца.
А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере?
(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).
Слайд 21
Наше путешествие подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?!
Давайте подарим красивые слова о добре.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Швейцер Альберт.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Мы вернулись с Вами из сказки. Давайте же совместно подведём итог путешествия.
Заполните небольшие анкеты, оставив в них своё впечатление о нашем «походе» в мир сказки. Слайд 22
Оценка работы обучающихся на уроке.
VI. Домашнее задание
-
Написать поздравление Королевичу и Царевне.
-
Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.
Список использованной литературы
1. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – М., 2008.
Использованные Интернет-ресурсы
-
http://diafilmy.su/150-skazka-o-mertvoy-carevne-1.html
-
http://kinsburg.ru
-
http://litera-puschkin.narod.ru
-
http://majokko.ru
-
http://myltiki.at.ua
-
http://www.fraznik.ru
-
http://www.qcd.ru
-
http://www.planetaskazok.ru
-
http://www.tyt-skazki.ru
Цели:
- раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина,
рассмотреть категории добра и зла на примере
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”; - продолжить обучение элементам анализа
художественного текста, умению сравнивать,
обобщать; - формирование прочной нравственной позиции,
положительных ориентаций на распознавание
истинной красоты.
Эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ
эпизодов, выразительное чтение.
Оборудование: текст “Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке,
слайды, мультипликационный фильм по сказке.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Слово учителя.
Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы
познакомились на прошедших уроках?
Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях”
Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее
героях?
(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных
героях, о противоположных образах царицы и
царевны. )
Учитель: Сегодня на уроке мы будем
беседовать о героях “Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях”;
Цель нашей работы – раскрыть значение
терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев,
анализировать текст.
3. Подготовка к активному и сознательному
усвоению нового материала. Проверка
индивидуального домашнего задания.
Учитель:
Нам всем знакомо выражение “В
сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это
такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов.
(Ученик зачитывает определения терминов из
толкового словаря )
“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно
человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и
обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье” (Школьный
философский словарь)
“Добро – в духовном значении благо, что честно
и полезно, все чего требует от нас долг человека
Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий
зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого
русского языка Владимира Даля)
Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро
и зло являются противоположными понятиями?
Ученик: Да, добро и зло – противоположные
понятия.
Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили
не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает
добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”.
На первом уроке по этой сказке мы с вами
сделали вывод, что она близка к народным
(фольклорным ) сказкам.
4. Этап проверки знаний.
Беседа
Учитель: В народных сказках всех героев можно
распределить на положительных и отрицательных.
Назовите положительных героев народных сказок
(они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).
Ученик:
Добро – Иван-царевич,
Царевна-лягушка, Иван — крестьянский сын. Зло –
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель: Можем ли мы так же четко
разграничить положительных и отрицательных
героев в “Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и
приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ
Чернавки невозможно отнести ни к положительным,
ни к отрицательным )
Учитель: Подумайте, в образах каких
героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?
Ученики: Царевны и царицы.
Учитель: Для того, чтобы представить
образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко
второй части вашего домашнего задания – устному
словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты
Царевны и Царицы )
Учитель: Необходимо было также выписать
определения, характеризующие героинь. Посмотрим,
что у вас получилось, и сравним с таблицей.
(Учащиеся зачитывают определения и
сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда)
Царица | Царевна | |
Внешность | высока стройна бела | белолица черноброва |
Поведение характер | горда ломлива своенравна ревнива злая | красавица-душа милая приветливая |
Цвет | черный | белый красный |
Учитель: Почему царица решила погубить
царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой
красивой, а царевна становится ее соперницей,
потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: Какими словами мы можем выразить
отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими
чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для
злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице,
которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам
относится хорошо, не держит на них зла, не
пытается им отомстить
Учитель: И царица, и царевна – внешне
красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого
не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит
душа у нее черная. А царевна по-настоящему
красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают.
5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ
текста)
Учитель: Мы составили словесные портреты
героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям
сказки и сравним образы Царицы и Царевны.
(Показ иллюстраций, комментарии)
К сказке Пушкина созданы не только
иллюстрации, но и фильмы.
Сейчас мы посмотрим эпизоды из
мультипликационного фильма “Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях”.
Просмотр эпизодов
1. “Царица и зеркало”(комментарии )
2. “Но царевна молодая
Тихомолком расцветая”(комментарии. )
Учитель: С чем сравнивает автор царевну,
говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
Ученики: С цветком. Она так же прекрасна,
как роза.
Учитель: Как вы считаете, правильно ли
представил режиссер образы Царицы и Царевны?
(Учащиеся сравнивают свои представления об
образах героинь с представлением режиссера
фильма)
А сейчас для того, чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к
чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая
характеристика образов героинь.
Выразительное чтение. . Анализ эпизодов
Анализ эпизода “Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая” (Выразительное
чтение)
Учитель: Почему царевна решила, что в
тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто,
светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая,
скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в
духе народно-сказочной традиции, когда в первую
очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она
трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела,
только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз
царевна молодая”
Учитель: Кто приходит к царевне с целью
погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне,
он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель: Получается, что Зло победило.
Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись
к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту.
Учитель: В сказках у добра всегда много
помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже
явления природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних
минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”
Учитель: Пять раз в сказке царица названа
злой. И она действительно причиняет зло тем, кто
рядом с ней.
Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.
А сейчас обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы , рассмотрев образы царицы и
царевны, согласиться с высказыванием поэта
Руставели “Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а
царевна оживает. Значит добро победило.
6. Закрепление изученного материала.
Учитель: В произведениях литературы
отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом.
В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе
каждого человека наблюдается противостояние
добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки,
и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка
А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос.
7. Информация о домашнем задании.
Выберите для чтения наизусть понравившийся
отрывок. (Границы отрывка определите
самостоятельно).
Выучите его.
8. Итог.