Т а шорыгина общительные сказки

Автор: живодрова татьяна николаевна организация: мбдоу д/с 141 маленькая страна населенный пункт: пензенская область, г. пенза проблема социально-нравственного воспитания дошкольников

Автор: Живодрова Татьяна Николаевна

Организация: МБДОУ д/с №141 «Маленькая страна»

Населенный пункт: Пензенская область, г. Пенза

Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Действенным средством нравственного воспитания детей служит художественная литература. Через общение с книгой ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. К тому же, художественное слово намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения.

Важнейшей задачей педагогов становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию нравственных качеств. При этом немаловажно проведение грамотной этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах. Но зачастую педагоги сталкиваются со следующими проблемами:

— дети характеризуют героя скупо, общими фразами (Он «хороший» или он «плохой»);

— не умеют оценивать поступки героев, их мотивы.

Эффективную помощь в их решении могут оказать игры-беседы, как продолжение обсуждений произведений.

Предлагаю вам познакомиться с системой игр, последовательно развивающейся и усложняющейся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям, и оценить ее значимость в процессе формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Данная система разработана мною на основе дидактической игры «Чья тень?» («Угадай по силуэтам») и предназначена для совместной деятельности педагога с детьми. Игра представляет собой наборы силуэтов героев сказок и различные варианты заданий и упражнений к ним.

Система игр:

— помогает усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень и т.д.);

— формирует умение анализировать и выделять наиболее яркие черты характеров героев сказок;

— учит видеть поступки героев и правильно оценивать их;

— содействует развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи;

— развивает внимание, память, образное и логическое мышление;

— воспитывает в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Игра отвечает следующим требованиям:

— каждое задание построено на хорошо знакомых детям произведениях, соответствующих их возрасту;

— в зависимости от задания игра может быть как индивидуальной, так и коллективной (подгруппа, вся группа), при этом нельзя допускать, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали;

— задания к игре должны быть подчинены поставленным задачам и не сводиться к обычному отгадыванию силуэтов героев сказок;

— проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но начинать играть в нее можно уже со средней группы, создав, например, следующую игровую мотивацию: «Злой волшебник заколдовал сказочных героев. Расколдуем их, угадав, кто это?».

Хочется отметить, что данная игра является вариативной и многофункциональной. Для получения различных вариаций достаточно, например, заменить литературное произведение или подобрать другой набор силуэтов сказочных героев. Многофункциональность игры заключается в возможности использования игрового дидактического материала в качестве теневого театра.

В ходе систематической работы у большинства детей складываются устойчивые представления о нравственных категориях, дети учатся анализировать и выделять наиболее яркие черты характеров литературных героев, оценивать их поступки, чаще использовать правила нравственного поведения в повседневной жизни, проявлять дружеские чувства, отзывчивость, сочувствие, заботу, доброту, сострадание.

Варианты заданий

1) «Найди героя по черте его характера»

Задачи:

– упражнять детей в определении сказочного героя по основной черте его характера;

– развивать способность анализировать поступки сказочных героев;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание и образную память.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, обсуждение черт характеров героев, их поступков, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Воспитатель называет черты характеров героев, дети находят персонажей и называют сказки, в которых они встречаются.

Например:

– Найдите доброго (злого, храброго и т.д.) героя.

– Почему его (ее) считают трудолюбивым (хитрым, ленивым и т.д.)?

2) «Сказочный герой – добрый или злой?»

Задачи:

– расширять представления детей о добре и зле; поступках и их значении в жизни литературных героев;

– продолжать формировать у детей эмоциональное отношение к поступкам героев, умение адекватно их оценивать;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление;

– воспитывать в детях стремление к справедливости, веру в силу добра над злом.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок, иллюстрации.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, анализ поступков героев, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Обсуждение пословиц и поговорок:

Добро помни, а зло забывай.

Что посеешь, то и пожнешь.

За добро – добром плати.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрые дела славят человека.

Без добрых дел, нет доброго имени. И другие.

Д/и «Придумай похожее слово» (Зло – злой, злодей, злобный, злость, злиться, озлобленный, злюка и др. Добро – доброта, добродушный, добрый, задобрить, добросердечный, доброжелательный и др.)

Ход игры

Воспитатель предлагает набор силуэтов сказочных героев и просит разделить их на две группы – положительные и отрицательные. Дети отгадывают сказочного героя, определяют, добрый он или злой, называют сказку, вспоминают и находят среди данных противоположного персонажа. По ходу игры обсуждается, какие герои и их поступки детям более симпатичны, и как им удалось победить зло.

3) «Поможем сказочному герою найти свою сказку» (на примере русской народной сказки «Колобок»)

Задачи:

– формировать умение давать характеристику сказочных героев;

– активизировать и расширять словарь детей прилагательными: наивный, доверчивый и противоположным — хитрый;

– учить выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

– формировать представление об опасных для человека ситуациях;

– развивать внимание, память.

Материал и оборудование: силуэты героев сказки «Колобок» и Петушка из сказки «Петушок – золотой гребешок», иллюстрации.

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок, беседы по содержанию, просмотр мультфильмов по данным сказкам, рассматривание иллюстраций.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов героев сказки «Колобок» (за исключением Колобка) и «заблудившийся» Петушок. Дети дают характеристику героям сказки, оценивают их поступки, помогают герою найти свою сказку.

4) «Третий лишний»

Задачи:

– развивать умение классифицировать, обобщать и вычленять сказочных персонажей, отличных от других по определенным чертам характера; умение сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание и образную память.

Материал и оборудование: наборы силуэтов героев сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, обсуждение черт характеров героев, их поступков, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагаются наборы силуэтов (по три сказочных героя в каждом). Воспитатель просит отгадать сказочных героев и определить лишнего. Дети объясняют свой выбор, назвав черту характера, отличающую данного героя от остальных.

5) «Найди пару сказочному герою» (по противоположным чертам характера)

Задачи:

– формировать умение анализировать и выявлять противоположные черты характеров героев сказок;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Нужно отгадать сказочных героев, определить черты их характера и найти пару каждому из них по противоположным качествам.

6) «Найди пару сказочному герою» (по схожим чертам характера)

Задачи:

– формировать умение анализировать и выявлять схожие черты характеров героев сказок;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Нужно отгадать сказочных героев, определить черты их характера и найти пару каждому из них по схожим качествам.

7) «Как меня зовут?» (Вспомни имена-прозвища героев сказок о животных)

Задачи:

– формировать умение анализировать и выделять наиболее яркие черты характеров героев сказок;

– закреплять названия русских народных сказок о животных, имен-прозвищ главных героев;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок о животных.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок о животных, беседы по содержанию, обсуждение черт характера героев, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагаются силуэты героев сказок о животных.

– Отгадайте героя по силуэту.

– Вспомните как можно больше его имен-прозвищ.

– В каких сказках встречается данный герой?

– В какой сказке этот герой добрый (хитрый, смелый, хвастливый, глупый, наивный и т.д.)?

– Какое из имен героя ярко говорит о его характере? (Заяц-хваста, Зайчишка-трусишка, Лиса при беседе краса).

8) «Отгадай загадку и найди героя сказки»

Задачи:

– формировать умение отгадывать загадки, содержащие описание характерных черт характера сказочных героев, их поступков;

– учить детей соотносить персонажа с загадкой;

– закреплять названия сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок, загадки.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и находят соответствующего героя.

Например:

Фруктово-огородная страна –

В одной из сказок есть она,

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино, Джанни Родари «Чиполлино»)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Петушок, р.н.с. «Петушок – золотой гребешок», «Кот, петух и лиса»)

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино, А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино)

9) «Угадай по пословицам»

Задачи:

– формировать умение осмысливать значения пословиц и поговорок;

– активизировать в речи детей употребление образных слов и выражений;

– упражнять в сопоставлении пословиц и поговорок с героями сказок;

– развивать способность анализировать поступки сказочных героев;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: силуэты героев сказок.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство детей с пословицами и поговорками, объяснение их значений.

Ход игры

(для детей старшей группы)

Детям предлагается набор силуэтов сказочных героев. Воспитатель называет образное выражение, дети сопоставляют его с одним из данных героев.

– Отгадайте героев сказок по силуэтам. Из какой сказки этот герой (герои)?

– Про кого из них можно сказать:

Как аукнется, так и откликнется. (Лиса и Журавль)

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. (Репка)

Разум силу победит. Смекалистый сильного не боится. Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу. (Маша и медведь)

На чужой каравай рот не разевай. (Три медведя)

Ласковый взгляд, а на сердце яд. (Лиса, колобок)

Не верь чужим речам, а верь своим глазам. Лиса семерых волков проведёт. С хитрецом водиться – в оба глаза глядеть. (Лисичка-сестричка и серый волк)

Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов. Как потрудились, так и наградились. (Колосок).

Не всякому верь, закрывай крепче дверь. Кто матери не послушает — в беду попадет. (Волк и семеро козлят)

(для детей подготовительной к школе группы)

Жадность – всякому горю начало. За большим погонишься – малое потеряешь (Иван царевич и серый волк).

Ленивый сидя спит, лежа работает (По щучьему веленью).

У зазнайки Егорки – похвальба да отговорки (Незнайка).

За добро добром платят (Сивка-бурка).

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает (Морозко).

Худо тому, кто добра не делает никому (Царевна лягушка).

10) «Путаница» (на примере сказок Шарля Перро «Золушка» и В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»)

Задачи:

– формировать умение анализировать и выявлять схожие и противоположные черты характеров героев сказок;

– закреплять знание сказочных героев и названий сказок;

– развивать внимание, память, образное и логическое мышление.

Материал и оборудование: наборы силуэтов героев сказок Шарля Перро «Золушка» и В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».

Предварительная работа: чтение сказок, беседы по содержанию, обсуждение черт характеров героев, их поступков, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по данным сказкам.

Ход игры

Детям предлагается набор силуэтов героев двух сказок. Воспитатель просит отгадать и распределить героев по сказкам.

— Какие герои из этих двух сказок обладают одинаковыми качествами? Какие противоположными?

Список литературы

1 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2 Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. / Под ред. А. М. Виноградовой. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. — М.: Просвещение, 1989.

3 Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях// Дошкольное воспитание. — 2007. — № 3.

4 Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств// Дошкольное воспитание.- 2009. — № 2. -С.21-25.

5 Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 91-93.

6 Маркова В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание.- 2009. — № 6. -С.23-28.

Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.

7 Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание.- 2008. — № 3. -С.20-25.

8 Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.:Владос, 2006.

9 Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции
ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985.

10 Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание.- М: Книголюб, 2006.

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 942,3 КБ

Опубликовано: 13.11.2021

Хрестоматии

Добрые сказки: Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели

   В пособии представлены сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как любовь, дружба, верность, милосердие, сострадание, гостеприимство, терпение и терпимость. Представленный литературный материал поможет педагогам в социально-нравственном воспитании детей 3-8 лет, формировании у них моральных качеств, положительных навыков и привычек, необходимых для полноценной жизни в обществе. Пособие адресовано воспитателям детских садов, учителям начальных классов, гувернерам и родителям. Может быть использовано при коллективной и индивидуальной работе с детьми.

Общительные сказки: Беседы с детьми о вежливости и культуре общения

   В пособии представлены занятия, построенные на беседах и анализе поступков героев авторских стихов и сказок. В ходе занятий дети 3-8 лет приобретают знания о правилах общения со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения в общественных местах, получают более четкие представления о профессиях, знакомятся с основами этикета. Адресовано воспитателям детских садов, учителям начальных классов, гувернерам и родителям. Пособие может быть использовано как при коллективной, так и индивидуальной работе с детьми.

Познавательные сказки: Беседы с детьми о Земле и ее жителях

   Ребенок подрастает и, кроме любви, ласки и внимания взрослых, ему нужны новые знания об окружающем мире. Они обогащают словарный запас дошкольника, развивают его речь и логическое мышление, формируют яркую цветную картину мира, расширяют кругозор и пробуждают фантазию. В пособии представлены беседы с детьми 3-8 лет, построенные на чтении и анализе поступков героев авторских сказок, связанных с окружающей ребенка средой: воздухом, землей, водой, домашними и дикими зверями, птицами и насекомыми. Адресовано воспитателям детских садов, учителям начальных классов, гувернерам и родителям. Может быть использовано как при коллективной, так и индивидуальной работе с детьми.

Эстетические сказки: Беседы с детьми об искусстве и красоте

   В книге предлагаются сказки, способствующие художественно-эстетическому развитию детей. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основные понятия, связанные с музыкой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой, театром, красотой, родной природой. Адресовано воспитателям ДОО, учителям начальных классов, гувернерам, родителям, а также преподавателям художественных студий, кружков. Может быть использовано при коллективной и индивидуальной формах обучения.

Азбука

   В оригинальной авторской книге известной петербургской художницы Татьяны Козьминой представлен не только современный русский алфавит из 33 букв, но и 40 букв церковнославянского алфавита. Буквы исполнены в традициях так называемого тератологического, или звериного, стиля XIII—XV веков, представляющего собой замысловатое плетение фигур фантастических животных, птиц или людей. К каждой букве современной азбуки художница подобрала пословицы, поговорки и загадки, содержащие эту букву, и нарисовала иллюстрирующие их картинки, на полях которых поместила дополнительный набор слов. Сюжеты иллюстраций взяты из современной жизни Старой Ладоги, где Татьяна Козьмина работала над книгой, но пронизаны чертами патриархального деревенского быта. Книга адресована как юным читателям и их родителям, так и всем любителям русской старины и современного искусства.

Книга для чтения

   Эта книга создана для малышей, которые едва научились читать. И для тех любящих взрослых, которые стараются содействовать созданию богатого внутреннего мира ребенка. Увлекательные рассказы будут способствовать воспитанию у детей нравственно-этических качеств, давать экологические понятия, развивать языковое чутье и любовь к родному слову. Чтобы малышам было интересно листать страницу за страницей, в книге содержится большое количество заданий в виде стишков, загадок, скороговорок, небылиц, а также упражнения на артикуляцию, выработку грамматических навыков, развитие внимания и логического мышления.

Чтение с листа для начинающих пианистов

   Научить ребенка грамотно читать с листа — одна из главнейших задач педагога-пианиста. Умение легко разбирать нотный текст очень помогает ребенку во время учебы: существенно расширяет его репертуар, приучает к самостоятельной работе, а главное — делает процесс обучения более легким, приятным и интересным. Но навык грамотного чтения нотного текста не приходит ниоткуда и не появляется сам по себе. Его нужно кропотливо и терпеливо развивать, начиная с самых первых шагов маленького пианиста. Несмотря на то, что проблемой чтения нот с листа занимались многие выдающиеся педагоги-музыканты и существует многочисленная литература на эту тему, в данном вопросе еще не выработана единая и четкая методика. Настоящий учебник — еще одна попытка систематизировать процесс обучения чтению с листа, исходя из теоретического осмысления нотного текста. Каждая пьеса сборника — это своеобразная музыкальная иллюстрация определенного теоретического положения или правила, в которой одновременно учтены особенности фортепианной аппликатуры, исполнительских приемов и технических задач.

Английские словечки: Стихи для маленького переводчика

   Эти весёлые стихи нельзя назвать загадками, хоть рифма и подсказывает вам нужный ответ. Почему? Да только по той причине, что невозможно дать правильный ответ, если ты не знаешь, о чём идёт речь. Наша небольшая книжка поможет вам, малыши, запомнить, пусть небольшое количество слов, но на английском языке. Материал интересен тем, что переводчику-малышу с русского на английский язык каждое слово поможет запомнить ситуация, обрисованная в стихотворении. Конечно же, здесь не только учёба, но и увлекательная игра, в которой идёт работа со словом на двух языках: русском и английском. Успехов вам, дорогие малыши!

Загадки

   Развиваем память, воображение, умение образно мыслить. Только самые интересные загадки отобрали учителя-практики начальной школы Е. Нефёдова и О. Узорова для этой книжки. Народные загадки – это образцы мудрости, наблюдательности, художественного видения. Недаром загадки с древности – одна из форм познания мира. Ребёнку предстоит не только отгадать загадку, но и найти ответ на странице с наклейками и вклеить его в красочную зарисовку, которую можно будет и раскрасить.

Пластилиновая азбука ЧШЩ

   «Лепим Щенка, Чайник и улетающий в небо воздушный Шар, запускаем во дворе кораблик из Щепки, а в синий космос — цветной Шарик в белой ледяной Шапке, считаем дальние страны, в которых успел побывать старый Чемодан. Новая «Пластилиновая азбука» рассказывает о вещах, понятных каждому с детства, и обещает новые открытия.»

Любимая еда: Фото-книга

   Даже если ваш малыш уже сам вовсю лопочет, ему понравится рассматривать вместе с вами рисунки и слушать, как вы произносите новые для него слова. За этим совместным чтением вы помогаете ему познавать мир. — Популярная серия «Солнечные фото-книги» в новом мини-формате! — Удобный формат книги, который поместиться в мамину сумку. — Высочайшее качество полиграфии, точная цветопередача. — Книга сделана с рекомендациями психологов, которые считают, что реалистичные изображения развивают ассоциативное мышление у детей. — Плотный качественный картон сложно порвать или испортить – книга прослужит долго. — Отличный подарок малышам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ   ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Бояркина Анна Петровна, воспитатель МАОУ
СОШ № 217

Здоровье бесценное
достояние не только
каждого человека, но и всего общества.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья среди подрастающего
поколения. Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных
направлений оздоровления всего общества. Поэтому,
забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность дошкольных
образовательных учреждений, отдельного педагога и самого ребенка. Дошкольникам,
испытывающим проблемы со здоровьем, трудно усвоить программный материал, и педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.

Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех
уровнях образования. Использование игровых здоровьесберегающих технологий
предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной
ценности, реализацию комплекса
здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса,
создание психолого-педагогических условий, развитие двигательной сферы и
здоровья детей на основе их творческой активности.

Здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на решение задачи
сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса: детей, педагогов и родителей. Именно поэтому проблема внедрения
игровых здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является актуальной.

Цель игровых здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность
сохранения психического и физического здоровья, сформировать у него
необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

В
дошкольном периоде воспитания детей главным видом деятельности является игра и
именно поэтому, использование игровых технологий в ходе образовательного
процесса помогает выполнению задач, направленных на здоровье сбережение. Игра выступает не только как средство всестороннего (умственного, нравственного,
трудового, эстетического, физического) воспитания личности ребенка,
но и помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у
детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения
знаний. Игра является основным видом деятельности детей, посредством которого формируются,
изменяются и закрепляются психические
свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности,
развивается побуждение к активизации самостоятельной познавательной
деятельности.    Основополагающие принципы применения игровых
здоровьесберегающих технологий:

1.       
Создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебно-воспитательного процесса, атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход, создание для каждого
ситуации успеха.

2.       
Творческий характер
образовательного процесса. Использование в работе активных
методов и форм обучения и воспитания.

3.       
Обеспечение
мотивации образовательной деятельности. Эмоциональное вовлечение ребенка в
процесс социализации, для обеспечения повышения работоспособности и
эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4.       
Построение
учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления
психических функций.

5.       
Рациональная
организация двигательной активности.

image001Игровые
технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса
в дошкольном учреждении
:

       
подвижные
и спортивные игры
 (обеспечение психологической разгрузки дошкольников). Примеры: «Поезд»,
«Мы играем», «Слушай команду, не запутайся», «Трамвайчик», «Летает – не
летает», «Светофор»;

       
релаксация
(снятие
эмоционального напряжения) Примеры: игра «Солнечный лучик», «Ветерок»,
«Солнечный лучик», «Цветочек», «Насос и
мяч», «Солдат и тряпичная кукла»;

image002— пальчиковая гимнастика (овладение навыками
мелкой моторики, развитие речи, повышение работоспособности головного мозга,
развитие психических
процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной
чувствительности, снятие тревожности). Примеры: «Кулак-ребро-ладонь»,
«Колечко», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Грустный/веселый
гном», «Пальчики в лесу», «Погода», «Прогулка»;

       
гимнастика
для глаз
(предупреждение
утомления глаз, укрепление глазных мышц, профилактика нарушений зрения
дошкольников) Примеры: «Рисуем круг,
квадрат…», «Рисуем фигуры»;

       
дыхательная
гимнастика
(кроме
традиционных упражнений, для выполнения дыхательной гимнастики можно
использовать нестандартное оборудование: самодельные кораблики, воздушные
шарики,
image003ленточки,
ветровые игрушки шарики для настольного тенниса и т. п.).

       
физкультминутки
(обеспечение
психологической разгрузки дошкольников) Примеры: игра «Лесная фигура»,
«Кричалки-шепталки-молчалки», «Передай мяч», «Построй колонну-шеренгу-круг», «Снежинки-сугробы-сосульки», «Большой –
маленький», «Все на места»;

       
динамические
паузы
(комплексы
физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную
гимнастику, гимнастику для глаз, для создания благоприятной атмосферы, снятия
напряжения, вызванного негативными эмоциями) Примеры: игра «Времена года»,
«Правильно – неправильно», «Лесные звуки», «Паук и мухи;

       
приветствия
и ритуалы
(создают
положительный эмоциональный настрой) Примеры: «упражнения – «Я рад вас
видеть!», «Делай как я», «Пропой свое имя», «Подари мне свою улыбку», «Мы
здесь!», «Колокольчик»; ритуалы – «Эстафета дружбы», «Костер дружбы», «Дружные
сердца», «Молодцы», «Рукопожатие по
кругу», «Комплименты»;

image004массаж и самомассаж (массаж разных частей тела
осуществляется под руководством педагога на занятии: без предметов и с
использованием массажных мячиков, валиков и т. п., а также в самостоятельной
деятельности: массаж ног осуществляется при хождении по ребристым,
корригирующим дорожкам). Примеры:
«Массаж ушных раковин», «Зайкин огород», «Поезд»;

       
гимнастика
после сна
(методика
мышечной релаксации Э. Джекобсона);

       
СМИ (ситуативные малые игры –
ролевая подражательная имитационная игра) чаще всего используется на занятиях в
младших и средних группах. Примеры: упражнение «Гномик», «Буратино», «Тряпочная кукла»;

       
игротреннинги,
игротерапия
:
– игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия («Самая
дружная пара», «Доброе животное», «Приветствие с улыбкой», «Доброе тепло»,
«Присядьте те, кто…», «Комплименты»);

       
игры,
направленные на коррекцию агрессии:
(«Добрые приветствия»,
«Смешная газировка», «Воздушный шарик», «Котенок спит», «Кулачок», «Послушные лошадки»,
«Волшебное слово», «Зарядка», «Слушай команду»);    – игры, развивающие
коммуникативные навыки:
«Ищем клад», «Найди себе пару», «Куклы», «Море
волнуется», «Зоопарк», «Помогай-ка», «Трамвайчик».

Коррекционные
технологии
:

       
технологии
музыкального воздействия
(слушание звуков природы, музыкальное сопровождение в ходе
проведения игр со сменой движений, во время проведения упражнений релаксации, в
ходе рисования и т. п.);

       
арттерапия
(выразить
свое настроение с помощью рисунка и показать другим);

       
сказкотерапия (серия сказки-подсказки Т.А. Шорыгина «Добрые
сказки», «Общительные сказки» и т. п.);

       
психогимнастика
(«Котята»,
«Хоровод», «Перевоплощение», «Хрустальная вода», «Корабль и ветер», «Дудочка»,
«Танцующие руки», «Шалтай-болтай»).

Игровые технологии оказывают положительное влияние на эмоциональное
состояние дошкольников, способствуют развитию внимания, концентрации,
усидчивости, снижению нарушений поведения на занятиях, проявлению
заинтересованности воспитанников в выполнении своей работы.   Подготовка к
здоровому образу жизни ребенка на основе игровых здоровьесберегающих игровых
технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого
образовательного учреждения.

Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к
ребенку проявляют искренний интерес любое
занятие для него будет в радость!
Необходимо, чтобы все упражнения  и  игры  выполнялись  на  позитивной  ноте –
«Играйте вместе с детьми!».

  image005      image006  

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность выбранной темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

— выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

— создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

— определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002.

2. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. — Владос, 2001

4. Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро»

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки»

Январь

Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.

Театральная постановка сказки «Морозко».

Февраль

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла»

Март

Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Неделя дидактических игр

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

Выставка поделок «Волшебные помощники»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Январь

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Май

Подготовка фотографий для презентации.

Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

Самореализация

Сентябрь-октябрь

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Составление конспектов нод; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Ноябрь

Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Презентация из опыта работы «Воспитание сказкой».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Телефонный разговор

Стационарным аппаратом дети начинают пользоваться лет с пяти, отвечая на звонки, а первый смартфон часто покупают первоклассникам. Хорошие манеры при использовании телефона заключаются в следующем:

  • Начинать телефонный разговор нужно с приветствия, заканчивать прощанием.
  • Громко общаясь по телефону, ребенок может вызвать неудовольствие окружающих.
  • В некоторых ситуациях или в организациях, где по правилам нельзя разговаривать по смартфону, – на уроке, в церкви, магазинах и банках – телефон отключают.
  • В обстоятельствах, при которых нет возможности для разговора, на телефонный звонок нужно ответить и пообещать перезвонить позднее.

    Нужно непременно исполнить обещанное позже.

  • Если произошла ошибка набора номера, следует извиниться.
  • SMS-переписку необходимо вести грамотно.
  • Нельзя отвечать на звонки с незнакомого номера.

Этикет для детей школьного возраста: звонить до 8 утра и после 9 вечера невежливо, исключение – срочный, неотложный разговор. Если на стационарный телефон позвонили кому-то из членов семьи, не нужно задавать лишних вопросов и праздно беседовать. Если близкий человек отсутствует, нужно спросить, что ему передать.

Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим

Т а шорыгина общительные сказки
Правила этикета в театре

Этикет в гостях

Вести себя прилично в чужом доме, значит:

  • Не приходить без приглашения.
  • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
  • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
  • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
  • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
  • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
  • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
  • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.

Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
Поблагодарить за то, что пришли.

Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

Установленный порядок для взрослых

Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.

На улице

Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:

Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.

Т а шорыгина общительные сказки

  • Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
  • При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
  • Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.

Т а шорыгина общительные сказки

Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:

  1. Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
  2. Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
  3. Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
  4. Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
  5. Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.

Т а шорыгина общительные сказки

В транспорте

Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:

  • Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
  • Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
  • Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
  • Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
  • Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.

Т а шорыгина общительные сказки

  • Обязательно оплачивайте проезд, предъявляйте проездные или иные документы без возмущения, ведь контролер просто выполняет свою работу.
  • Выходя из транспорта, первым выходит мужчина, подает руку даме. Молодые люди предлагают помощь пожилым незнакомым людям, инвалидам.
  • Спускаясь по лестнице, первым должен идти мужчина, а поднимаясь вверх – женщина.
  • Если вы в незнакомом месте или на ступеньках нет света, первым должен идти мужчина.
  • Если вы поднимаетесь в лифте без мужчины, нажимайте кнопку самостоятельно, если с мужчиной – это его обязанность.

Т а шорыгина общительные сказкиТ а шорыгина общительные сказки

Культура поведения в общественном месте

Заходя в магазин, перед дверью следует пропустить выходящих людей, затем входить самому. Будьте корректны с продавцами, вовремя готовьте деньги, не отвлекайте кассира.

Если вы собрались в кино или театр, правила этикета помогут и здесь:

  • Приходите вовремя к началу сеанса или спектакля.
  • Идя к своему месту, поворачивайтесь к зрителям лицом.
  • Не вертитесь, не качайтесь в разные стороны.
  • Не следует разговаривать, не шепчите.
  • Отключите мобильные телефоны

Т а шорыгина общительные сказки

Этикет поведения детей в общественных местах

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах.

Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

Т а шорыгина общительные сказки
Правила поведения в транспорте (картинка)

Нормы поведения в разных местах

Присутственный этикет — это свод официально утвержденных и общепринятых правил поведения в общественных местах. Ознакомиться с утвержденными правилами можно непосредственно в месте, которое вы планируете посетить.

Общепринятые правила обычно нигде не пишут, но о них можно узнать из открытых источников:

  • читать книги по этикету;
  • найти информацию в сети о том, как себя вести во время посещения определенного места;
  • пройти курс обучения присутственному этикету;
  • спросить у того, кто уже неоднократно посещал эти места.

Давайте рассмотрим базовые правила поведения в обществе для детей в разрезе самых популярных мест посещения.

В школе:

  • Приходить на уроки нужно за 10-15 минут до начала.
  • Внешний вид ученика регламентирует устав школы.
  • На перемене нельзя бегать в коридорах, все активности — на свежем воздухе.
  • Ученики должны беречь школьное имущество.
  • При встрече с учителями, администрацией школы и персоналом нужно здороваться.
  • Обращение к сотрудникам школы — на «вы», по имени и отчеству.
  • Во время урока нельзя выкрикивать с места, надо поднять руку и подождать, пока учитель даст возможность ответить.
  • Нельзя без разрешения учителя вставать со своего места, гулять по классу, выходить из него.

Поведение в коллективе

Т а шорыгина общительные сказки

Что такое коллектив? Коллектив — это люди, объединенные одним общим делом. В социуме существуют правила поведения, которые регулируют отношения и помогают отрегулировать возникновение конфликтов. Рассмотрим их.

  1. Относись к окружающим вежливо и уважительно, это поможет установить доверительные отношения.
  2. Не кричи и не перебивай других.
  3. Умей отстаивать свою точку зрения.
  4. Помогай, если просят. Обязательно помоги тем, кто младше тебя если у них что-то не получается.
  5. Если что-то обещаешь, старайся выполнить, чтобы не говорили, что ты лгун.
  6. Не обманывай, не кради, не дерись.
  7. Умей признать свою вину и попросить прощения.
  8. Прислушивайся к друзьям.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями, поэтому направляйте их на путь истинный собственным примером

Важно не только объяснять правила этикета, но соблюдать их. Помните, что родители — главные люди в жизни ребенка, на которых он стремится равняться

Хорошие манеры и доброе сердце всегда были и будут востребованы в каком бы обществе и в какие бы времена мы не жили.

С какого возраста начинать обучение

Грубое нарушение общепринятых правил этикета обществом по-прежнему порицается. Конечно, невоспитанному малышу сделают скидку на возраст, но осадок у родителей и их оппонентов останется. Поэтому чем раньше привить хорошие манеры, тем лучше. Но начинать стоит не с уроков и нотаций, а с анализа собственного поведения. Малыш усвоит именно родительскую модель общения.

Уже в младенческом возрасте ребенок способен определить, с какой интонацией к нему обращаются. Проявляя вежливость, такт и доброжелательность в обращении с малышом, родители могут быть уверены в том, что и ребенок в ответ использует эти качества. Интонацией взрослый может указать и на неприемлемое поведение ребенка.

Когда малышу исполнится год и начнет пополняться словарный запас, стоит ввести в него вежливые слова, такие как «спасибо», «доброе утро», «до свидания».

В два года ребенок обрадуется поощрению за красивую и чистую одежду, аккуратный внешний вид. Трехлетки, играя, моделируют ситуации, в которых проявляются хорошие манеры: накрывая кукольный стол, играя в гости, поездку, поход в кино.

В три года малыш может овладевать и необходимыми гигиеническими навыками.

В шесть лет и старше допустимо посещение семинаров и уроков в школах для обучения хорошим манерам. Учителя, стремящиеся привить нравственные качества, посвящают правилам этикета классный час, родительское собрание. Для детей любого возраста актуальной формой обучения являются мультфильмы.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:

  • Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.)
  • Гостевой (нормы поведения в гостях)
  • Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
  • Речевой (правила вербального общения)
  • Семейный (правила общения в семье)

Т а шорыгина общительные сказки
Хорошая компания для каждого из детей

  • Столовый (правила поведения за столом)
  • Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
  • Учебный (правила поведения в учреждениях дошкольного образования, школах и т.д.)

К слову, для взрослых, помимо вышеназванных видов этикета, существуют еще и следующие:

  • Военный
  • Дипломатический
  • Корпоративный
  • Профессиональный
  • Религиозный
  • Свадебный
  • Спортивный
  • Траурный

Т а шорыгина общительные сказки
Виды этикета (картинка)

В общественных местах

На улице или в транспорте знание основ этикета и правил общения необходимо не только для репутации, но и для безопасности.

Из самых важных норм поведения в общественных местах и транспорте стоит научить ребенка:

  • Знанию основных правил дорожного движения.
  • Проявлениям вежливости – пропускать сначала выходящих из транспортного средства, затем женщин и малышей вперед.
  • Тому, что в местах скопления людей нельзя толкаться, мусорить и пачкать предметы, заходить в транспорт с мороженым, пиццей или другой едой. Пристально рассматривать пассажиров неприлично, как и показывать пальцем.
  • Уступать место тем, кто более уязвим.
  • Ездить с животными, соблюдая правила их перевозки.

Из общих правил поведения в людных местах:

  • Некрасиво причесываться, ковырять в зубах, сморкаться, чихать и кашлять, не закрывая ладонью или платком рот.
  • Топать, кричать во весь голос, капризничать.
  • Бесцеремонно прерывать разговор.
  • Одеваться неопрятно, носить грязную обувь, особенно для девочки.

Этикет поведения на улице

Отправляясь на прогулку, расскажите ребенку, какие нормы поведения следует соблюдать:

  • Обертки от конфет и мороженого нельзя бросать на землю. Мусор должен находиться в урне, а не на детской площадке.
  • Траву и цветы, растущие на газонах, топтать нельзя, так как это сводит на нет труд людей, занимающихся благоустройством города.
  • Передвигаясь по тротуару в людных местах, нужно придерживаться правой стороны, нельзя задевать прохожих и вести себя вызывающе.

    Если есть потребность остановиться для разговора или отдыха, следует отойти в сторону, нельзя препятствовать движению людского потока.

  • Если мама или папа отлучились, но попросили подождать, ни в коем случае нельзя уходить.
  • С окружающими нужно вести себя вежливо, но с незнакомыми людьми общаться в отсутствие родителей опасно.

Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

Т а шорыгина общительные сказки
Тематическая беседа с детьми

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле

Т а шорыгина общительные сказки
Правилам этикета следует учить с самого раннего возраста

Этикет общения детей с людьми

Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем.

Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  • При встрече следует приветствовать знакомых
  • Ко взрослым следует обращаться на «Вы»
  • Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное
  • Перед расставанием следует прощаться
  • Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  • В случае проступка следует просить прощения
  • Запрещается обзываться, оскорблять других детей
  • Запрещается использовать слова-паразиты
  • Запрещается ябедничать
  • Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их
  • Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему
  • В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их

Т а шорыгина общительные сказки
Хорошие манеры

Памятка нарушений

О том, как правильно вести себя на улице или в транспорте, знают многие. Но не всегда люди знают, как нужно действовать, приходя в музей, театр, кино. Для этого существуют общие правила поведения:

  1. Во время спектакля нельзя разговаривать по телефону или с соседями, стучать ногами, постукивать пальцами, шептаться или выкрикивать громкие фразы или слова.
  2. Не опирайтесь на спинку переднего сиденья руками или ногами. Не приходите на мероприятие с температурой, насморком. Вы не только будете мешать присутствующим, но и можете их заразить.
  3. В театре не рассматривайте зрителей через бинокль, не осматривайте их и во время антракта. Если мужчина пришел в театр с дамой, ее не следует оставлять одну. Позаботьтесь о ней, принесите ей из буфета напитки и сладости (по ее желанию).
  4. Если вам не по душе представление, тихонько (без обсуждений) останьтесь до его завершения. Не уходите из зала до конца спектакля, а лучше дождитесь антракта. Когда он окончен, подождите, пока не опустится занавес, затем следует не спеша уйти.

Более подробно о том, как правильно вести себя в театре, кино или другом общетвенном месте, расскажет следующее видео.

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Т а шорыгина общительные сказки
Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Что такое этикет и как его понимать современному человеку?

Этикет — это общепринятые правила поведения человека в обществе. Эти правила описывают как вести себя в той или иной ситуации и основываются на представлении общества о том, что правильно, а что неправильно. Это часть внешней культуры человека.

Слово пришло к нам из Франции, когда король Людовик XIV учил свою придворную знать поведению за столом. Чтобы они лучше запомнили правила поведения, каждому выдавалась записка-напоминание. Эти карточки и назывались этикетки, отсюда «этикет» — свод правил.

Однако, сами нормы и правила придумал не Людовик — они существовали еще в древние времена. Его заслуга в продвижении культуры и термина.

Что важно знать про этикет:

  • Основы зародились в Древней Греции, когда первые философы пытались осознать роль человека в обществе, принципы морали, нравственности, что хорошо, а что плохо.
  • Этикет — это такая же «живая» и подвижная система, как, например, наш язык. То есть правила поведения свободно и естественно изменяются и адаптируются под новые условия.
  • Свод правил не зафиксирован на государственном уровне (ни в Конституции, ни в уголовном или административном кодексах), поэтому никто не может требовать от человека неукоснительного следования этикету.
  • Конкретные правила этикета (по крайней мере, современного) никто специально не выдумывал, они формируются естественным образом, под влиянием моральных качеств общества.

Каждый человек, как часть социума, своим поведением, манерами и навыками общения влияет на то, что будет считаться нормальным в обществе, что нового появится в правилах поведения, а так же какие нормы станут запретными. Отсюда национальные, временные и культурные различия в этикете. Этикет просто не может быть неподвижным и строго узаконенным, так как общество меняется, развивается, эволюционирует.

Сначала женщинам нельзя было и подумать, чтобы ходить в брюках, затем общество «позволило» (женщина на войне и работа в «мужских» профессиях) их носить. Постепенно учителя, врачи, бизнесмены и политики стали позволять себе простые скромные черные брюки, потом яркие костюмы, затем джинсы. То есть буквально за 100 лет, с одобрения общества, гардероб женщины претерпел революционные изменения. Этикет изменился, и теперь никто не покажет пальцем на женщину в брюках — это обыденное явление.

Или, например, история про правила этикета юной леди — говорить только после разрешения взрослых, быстро не бегать, не класть ногу на ногу. Часть этих правил устарела, часть осталась актуальной

Естественно, девочки могут заниматься спортом (о чем еще сто лет назад нельзя было и подумать), играть в шумные и подвижные игры, но по-прежнему важно контролировать себя — не слишком ли громко, опрятный ли внешний вид?

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правильные поступки в обществе создают о человеке положительное впечатление. Знание элементарных правил поведения в общественных местах часто позволяет избежать неловких и даже конфликтных ситуаций.

Считается хорошим тоном если человек вежливо и уважительно разговаривает с людьми старшего возраста, защищает маленьких и беспомощных, не оскорбляет и не обижает других. В обществе не следует шуметь и мешать взрослым, перебивая их. Ни в коем случае нельзя намерено портить чужое имущество (в том числе и общественное), и тем более присваивать себе чужие вещи.

Важно соблюдать комендантский час. Школьникам запрещено находится без сопровождения взрослых в общественных местах и на улице вечером после 22.00

Памятка для школьников

Школьники обязаны:

  • Соблюдать порядок на улице, во дворах, в парках, учреждениях культуры, театрах, кинотеатрах, домах культура, клубах, на катках, стадионах, спортплощадках, в городском и междугороднем транспорте и других общественных местах.
  • Уважительно относиться к старшим, быть вежливыми в общении с ними.
  • Бережно относиться к чужому имуществу.
  • Препятствовать недостойным поступкам товарищей.

Школьникам запрещается:

  • участвовать в уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
  • мусорить и плевать на улицах, в подъездах;
  • распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, сквернословить;
  • собираться в группы на крышах домов, в подъездах и в подвалах;
  • портить уличные насаждения, клумбы, газоны, стены домов, двери подъездов;
  • кататься на коньках, роликовых коньках, санках, лыжах на проезжей части;
  • купаться в прудах, реках, озерах вне специально оборудованных для купания мест;
  • ездить на крышах и подножках автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов и электричек;
  • детям младше 16-ти лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части;
  • класть на железнодорожные рельсы какие-либо предметы.

Правила дружбы

Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:

  • Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
  • В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
  • Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
  • Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
  • Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
  • Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
  • Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.

Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  •  Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб

Т а шорыгина общительные сказки
Книга по этикету для детей

Зачем нужны правила и почему важно их соблюдать

Существование социума и взаимодействие людей в нем подчинено правилам. Официальные закреплены законодательно, неофициальные продиктованы нормами морали и этики. Большую часть правил поведения в общественных местах прививают родители своим детям. А остальные либо существуют негласно, либо регламентированы внутренним порядком заведений/учреждений. 

Бытовые нормы, а также общепринятые правила поведения напоминают условия игры. Они подсказывают человеку, какие действия он может совершать, а какие не стоит.

Если человек не будет «играть по правилам», то рискует столкнуться с последствиями:

  • нарушил дисциплину в школе — получит запись в дневнике;
  • не умеет вежливо общаться с людьми — узнает, что такое социальная изоляция;
  • игнорирует правила поведения в заведении — администрация может отказать в обслуживании;
  • преступил закон — отправится в суд.

Важно, чтобы правила соблюдали все люди. Тогда отношения между ними будут более упорядоченными, предсказуемыми

По аналогии с ПДД: п. 1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил.

Хорошие манеры 

Культура поведения в общественных местах включает не только ограничения, но и желаемые действия, то есть правила этикета.

Сегодня многие из них считаются устаревшими:

  • мужчины не пропускают дам вперед;
  • женщина может оплатить свой счет в кафе;
  • люди младшего возраста могут не уступать место в транспорте старшим.

Но чтобы оставить о себе приятное впечатление и заиметь репутацию культурного человека, без хороших манер не обойтись. Как писал английский философ Ф. Бэкон, «манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию».

Что включают в себя этикет:

  • нормы вежливого общения;
  • принципы субординации;
  • способы уместной взаимопомощи;
  • присутственные правила (как вести себя в конкретном месте).

Существует и другая классификация, согласно которой, этикет может быть семейным, столовым, корпоративным и даже сетевым. Всё это многообразие правил и норм трудно изучить одномоментно. Лучше выбрать естественный путь привития манер — постепенно, начиная с раннего детства.

Вместо заключения

Дети – самостоятельные личности, но вместе с тем они — продолжение нас, взрослых, наше отражение. Глядя на то, как ведет себя ребенок с окружающими его людьми, можно сделать далеко не поверхностные выводы о нормах приличия, принятых в его семье. Не зря говорят, что воспитывать нужно не детей, а себя, потому что дети берут пример с тех, кого они видят каждый день, кого они любят и кому хотят подражать.

Подавайте хорошие примеры, и тогда поведение ваших детей не разочарует вас. Даже на расстоянии вы будете уверены, что вам не придется краснеть, приносить извинения и проводить неприятные беседы с ребенком в надежде исправить то, в чем промахнулись.

Этикет для детей в гостях

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите

Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
Не стоит надолго задерживаться в гостях
Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
К себе гостей стоит приглашать заранее
В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит. Плохое поведение в гостях

Т а шорыгина общительные сказки
Плохое поведение в гостях

Правила этикета в транспорте для школьников

Важно помнить, что любой транспорт – это зона повышенной опасности. В транспорте обычно много народа, поэтому не стоит забывать о правилах поведения и этикета

В поездке не нужно толкаться, баловаться, громко разговаривать, а тем более сквернословить и хамить другим пассажирам.

Родителям следует объяснять и рассказывать учащимся о том, как правильно вести себя в общественном транспорте, как правильно выходить из автобуса и заходить в него. Следует помнить, что при поездке нужно уступать место женщинам с детьми, инвалидам, беременным женщинам и пожилым людям.

Правила поведения в транспорте памятка

  • нужно выходить из транспорта и заходить в него только после полной его остановки;
  • стараться выбирать место ближе к водителю;
  • не оставлять личные вещи без присмотра;
  • не засыпать во время поездки и всегда держаться за поручни;
  • не стоять возле дверей и не высовываться из окон;
  • девочкам лучше выбирать места для сидения рядом с женщинами;
  • при возникновении опасной ситуации не паниковать и действовать по указанию водителя или кондуктора;
  • нужно быть внимательным, выходя из транспорта, чтобы не попасть под колеса проезжающей мимо машины.

Регулярное объяснение ребенку элементарных правил поведения и этикета, указанных в памятке, поможет ему вырасти культурным человеком с хорошими манерами. Следует помнить, что школьник – это самостоятельный взрослый человек, и он должен нести ответственность за свои слова и поступки.

Обратите внимание, что лучше не просто объяснять детям, как правильно поступать, но и показывать это на своем примере! Воспитывая ребенка, нужно начинать с себя!

Телефонный этикет для детей

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написан

Т а шорыгина общительные сказки
Дети должны учиться общаться по телефону

  • Табаракаллах на арабском как пишется
  • Сюжетные картины для составления рассказов в детском саду
  • Сюжетные картинки по ушаковой для детей 6 7 лет для составления рассказа
  • Сюжетные картинки для составления рассказа для дошкольников 5 6 лет
  • Сюжетные картинки из сказок