Сжатый рассказ горе от ума

согласны ли вы, что путешествовать значит развиваться? эту тему многомудрый литрекон представляет в двух вариантах. итоговое сочинение оснащено

«Согласны ли Вы, что путешествовать — значит развиваться?» — эту тему Многомудрый Литрекон представляет в двух вариантах. Итоговое сочинение оснащено аргументами, тезисами, вступлениями, заключениями — всем, что нужно выпускнику для старта творческой мысли. Приятного просвещения!

Вариант 1

(390 слов) «Путешествовать — значит развиваться» — так ли это? Разумеется, да, ведь новые знания о мире и впечатления от общения с людьми расширяют кругозор и дарят новые возможности. Однако бывает и так, что человек направляется в «тюлений отдых» — то есть планирует лениться, злоупотреблять сомнительными развлечениями и сорить деньгами. В этом случае он не получит пользы от поездки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой поехал в отпуск с семьей, но его путешествие едва ли можно назвать познавательным. Автор сообщает, что дни туриста состояли из роскошных приемов пищи, ленивого отдыха после них, азартных игр и походов в увеселительные заведения. Более того, Господин был замечен автором в притонах. А малейшая заминка на пути к развлечениям сопровождалась ссорами с женой и мрачным настроением героя. Конечно же, такая поездка не пошла на пользу Господину. В свои пятьдесят лет он имел не очень хорошее здоровье и умер от удара, ведь гастрономические и прочие излишества были откровенно вредны для него. О развитии нечего и говорить. Герой больше времени уделял приемам пищи, чем изучению местных достопримечательностей или хотя бы беседе с местным населением. Такое путешествие не может поспособствовать личностному росту.

Совсем по-другому путешествовал Андрей Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов». Герой был человеком эрудированным, любознательным и активным. За рубежом он не только уделял время культурному просвещению и изучению местных обычаев, но и обращал внимание на ассортимент товаров и услуг, который в России был в разы скромнее. В итоге у него созрел план, как создать свое дело, которое поспособствовало бы развитию целой страны. Штольц стал негоциантом — владельцем компании, которая специализировалась на международной торговле. Это помогло ему собрать значительный капитал и упрочить свое положение в обществе. Герой не только добился успеха в делах, но и помог многим людям, создав рабочие места и предоставив уникальное предложение на рынке. Если бы Штольц не путешествовал, эти идеи никогда не родились бы в его голове, и он не стал бы бизнесменом такого уровня. Это говорит о том, что поездки развивают личность, если она сама к этому стремится.

Таким образом, Пьер Бернандо был прав, сказав, что «путешествовать — значит развиваться». Однако важно понимать, что под лежачий камень вода не течет, надо самому работать над собой в любой поездке, и только тогда она принесет пользу. Если же человек уезжает на пляж, чтобы лениться и злоупотреблять вредными развлечениями, то никакой тур не сыграет положительную роль в его жизни.

Вариант 2

(442 слова) Путешествие развивает личность — этот факт давно известен людям, поэтому многие из нас стремятся накопить денег и выехать в другие страны или города. Такие поездки позволяют узнать много нового и полезного о мире вокруг нас. Тот, кто имеет большой туристический опыт, всегда является интересным собеседником и может привлечь к себе внимание слушателей. Поэтому многие герои отечественной и мировой литературы отправлялись в скитания, чтобы стать лучше. 

Например, Александр Чацкий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» получил за границей уникальный опыт и новые знания, которые позволили ему понять все недостатки и пороки существующего в России уклада жизни. Он едва ли не первым из своей среды задумался о том, насколько губительно крепостное право. Вернувшись домой, Александр очень хотел поделиться своими открытиями с другими людьми и призвать их исправиться. Однако в своей стране он стал чужаком, как будто разучившись разговаривать на русском. Развитие Чацкого, получившего образование за рубежом, настолько превосходило уровень других помещиков, что они просто не поняли его. Не покидая Россию, они так и не осознали, в чем причина ее отставания. Они даже не видели, что можно жить лучше. Герои слепо копировали иностранную моду и пресмыкались перед ней, не замечая, что не создают свою собственную культуру и презирают свой собственный народ. Все это можно было узнать за пределами России, что и сделал Чацкий. Своим феноменальным развитием он обязан путешествиям, как и автор, который служил дипломатом и видел, как живут другие государства, благодаря чему смог сделать полезные выводы.

Зарубежные писатели тоже говорили о пользе путешествий для развития личности. Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Маленький принц» сделал акцент на том, что поездки в далекие края помогают человеку разобраться в себе и упорядочить жизнь. Научившись у других людей и народов мудрости, набравшись опыта, можно решить свои проблемы и подняться на новый уровень. Это доказывает пример Маленького принца. Дома он чувствовал себя несчастным, потому что Роза изводила его своими капризами, да и рутина небольшой планеты ему наскучила. Он решил посмотреть, как живут другие обитатели космоса, и разнообразить свою жизнь. В путешествии Маленький принц научился любви, дружбе, преданности и понял, что многие люди понапрасну губят себя во «взрослых» занятиях. Осознав смысл бытия, мальчик вернулся на свою планету, чтобы помириться с Розой и зажить по-новому. Он смог понять ее поведение и дать ему справедливую оценку. Это заставляет нас задуматься о том, что порой нужно покинуть зону комфорта и отправиться в большой путь, чтобы познать себя.

Таким образом, путешествие всегда помогает нам набраться опыта, новых впечатлений и знаний. Оно позволяет лучше узнать себя и разобраться в том, что не так дома и как это исправить. Поездки на дальние расстояния делают нас взрослее, ответственнее, умнее. Каждому из нас предстоит пройти не одну такую дорогу, которая неизменно ведет человека к себе.

Наименование разделов и темы урока

Кол-во  часов

Дата

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы (3ч)

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

1

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению по «Слову….».

1

Из литературы XVIII века (10 ч)

Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в  русском и мировом искусстве

1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы.

1

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величия государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

1

Тема поэта и поэзии. Творчество Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.

1

Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

1

Особенности повествования в «Путешествии….» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин — писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Стихотворение «Осень».

1

Развитие речи. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1

Из русской литературы XIX века (54 ч.)

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.

1

Художественный мир В.А. Жуковского. Элегии «Море» и «Невыразимое».

1

Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады В.А. Жуковского «Светлана». Язык баллады. Фольклорные мотивы.

1

«Человек необыкновенный» (А.С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А.С. Грибоедова.

1

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.

1

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ первого действия.

1

Второе действие комедии «Горе от ума». Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1

Третье действие комедии «Горе от ума». Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

1

Четвёртое действие комедии «Горе от ума». Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы  А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Развитие речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.

1

Развитие речи. Сочинению по комедии «Горе от ума»

1

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина («К Чаадаеву», «К   морю», «Бесы», «Анчар», «Два чувства дивно близки нам…»

1

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина(«Я вас любил; любовь еще, быть может,…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

1

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречия  двух миров: цивилизованного и естественного.

1

«Евгений Онегин». История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

1

Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1

Автор как идейно — композиционный и лирический центр романа.

1

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.

1

Развитие речи. Подготовка сочинению по роману А.С.Пушкина»Евгений Онегин»

1

Урок внеклассного чтения. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

1

Урок внеклассного чтения. Поэзия пушкинской эпохи. Творчество Батюшкова и Баратынского.

1

М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике ( «Парус»,»И скучно и грустно»)

1

Образ поэта — пророка. («Пророк»,»Поэт»,»Нет я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта»)

1

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова («Нет, не тебя я пылко так люблю…», «Расстались мы , но твой портрет…», «Нищий»)

1

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений  «Дума», «Родина», «Предсказание»

1

«Герой нашего времени». Композиция. Обзор содержания.

1

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина.

1

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Урок внеклассного чтения. Дж.Г. Байрон: личность, судьба, творчество.

1

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.

1

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Образы  чиновников губернского города NN

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души» — поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений.

1

Развитие речи. Контрольное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

«Человек есть тайна….» Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

1

Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира

1

Ф.М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.

1

А.П. Чехов: судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека».

1

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»:  тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Развитие речи.   Контрольное  сочинение — ответ на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века?»

1

Урок внеклассного чтения.  Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии

1

Из русской литературы XX века (25 ч.)

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор). И.А. Бунин «Темные аллеи»: проблематика и образы.

1

Философия любви в новеллах И.А. Бунина. Мастерство И.А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание».

1

М.А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце»

1

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально — философская сатира на современное общество.

1

М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека».

1

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

1

А.И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ «Матрёнин двор», его автобиографичность. История создания и публикации.

1

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» как рассказ — притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны — праведницы, её духовная стойкость.

1

Контрольный тест по изученным произведениям второй половины XIX, XX вв.

1

Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века» русской поэзии.

1

А.А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта («Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»)

1

С.А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта ( «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»)

1

С.А. Есенин.  «Всю душу выплесну в слова…». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта («Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»)

1

В.В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского.

1

В.В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации(«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок))

1

М.И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой(«Идёшь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?»)

1

М.И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи Блоку». Образ Родины  в лирическом цикле «Стихи о Москве»

1

Н.А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта («Я не ищу гармонии в природе..», «Где — то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»)

1

О.Э. Мандельштам: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики.

1

Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Столько просьб у любимой всегда»). Стихотворения о поэте и поэзии («Поэт», «Пушкин», «Муза»)

1

Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви («Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»)

1

А.Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта («Урожай», «Весенние строчки»)

1

А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне («Я убит подо Ржевом»)

1

Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов XIX — XX вв. Авторская песня. Песенное творчество Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого

1

Зачётная работа по теме «Русская лирика XX века» (по изученным произведениям)

1

Из зарубежной литературы (9 ч.)

Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. Мысль о поэтических заслугах в оде «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»)

1

Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла («Нет, ни одна средь женщин…»)

1

Данте Алигъери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и её универсально — философский характер.

1

Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет». Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века»

1

У. Шекспир «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Эпоха Просвещения. И.В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия.

1

И.В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Урок внеклассного чтения. Золотая пора детства в произведении М. Парр «Вафельное сердце».

1

Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения.

1

  • Сжег полено как пишется
  • Сжатый рассказ капитанская дочка по главам
  • Сжег письмо как пишется
  • Сжатое изложение по сказке катаева старый пень
  • Сжатое сочинение на тему дружба 9 класс