Сжатое изложение для чего пишут сказки

Инфоурок русский язык презентациипрезентация по русскому языку на тему сжатое изложение. подготовка к огэ 9 класс. выберите документ из

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему «Сжатое изложение. Подготовка к ОГЭ» 9 класс.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ сжатое изложение ОГЭ 9 класс.pptx

Сжатое изложение.Подготовка.9 класс.Учитель русского языка и литературы: Пр...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сжатое изложение.Подготовка.9 класс.Учитель русского языка и литературы: Пр

    Описание слайда:

    Сжатое изложение.
    Подготовка.
    9 класс.
    Учитель русского языка и литературы:
    Прищепа Татьяна Борисовна.

  • 2 слайд

    Вам предстоит:Задачи урока: Знать приемы сжатия текста. Научить применять при

    Описание слайда:

    Вам предстоит:
    Задачи урока:
    Знать приемы сжатия текста.
    Научить применять приемы сжатия текста на практике.
    Повторить особенности публицистического текста.
    Самостоятельно проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
    Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
    Задача ученика:
     выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
     производить исключение и обобщение;
     определять родовые и видовые понятия;
     различать целые объекты и их части;
     показать грамотность устной и письменной речи.

  • 3 слайд

    Структура ОГЭ.1. 1. Сжатое изложение. 2. 2-8. Тестовая часть ОГЭ. 3. 9. Сочин

    Описание слайда:

    Структура ОГЭ.
    1. 1. Сжатое изложение.
    2. 2-8. Тестовая часть ОГЭ.
    3. 9. Сочинение-рассуждение.

  • 4 слайд

    Дать понятие: Что такое изложение? Что значит СЖАТОЕ изложение?

    Описание слайда:

    Дать понятие:
    Что такое изложение?
    Что значит СЖАТОЕ изложение?

  • 5 слайд

    Ответ: Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержа

    Описание слайда:

    Ответ:
     Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

  • 6 слайд

    Три приема сжатия текста:1. Исключение. 2. Обобщение.   3. Упрощение. Рассмо

    Описание слайда:

    Три приема сжатия текста:
    1. Исключение.
    2. Обобщение.  
    3. Упрощение.

    Рассмотрим каждый прием отдельно.

  • 7 слайд

    Прием исключения.При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:   • выделить главное (существенно

    Описание слайда:

    Прием исключения.
    При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
     
    • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
     
    • убрать детали;
     
    • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
     
    • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
     
    • объединить существенное;
     
    • составить новый текст.

  • 8 слайд

    Пример:У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялас

    Описание слайда:

    Пример:
    У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
    У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
    Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
    Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

  • 9 слайд

    Прием обобщения:При ОБОБЩЕНИИ необходимо:   • вычленить единичные факты;   • 

    Описание слайда:

    Прием обобщения:
    При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
     
    • вычленить единичные факты;
     
    • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
     
    • составить новый текст.

  • 10 слайд

    Пример:Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает люб

    Описание слайда:

    Пример:
    Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
    Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

  • 11 слайд

    Прием упрощения:При УПРОЩЕНИИ необходимо:   • заменить сложное предложение пр

    Описание слайда:

    Прием упрощения:
    При УПРОЩЕНИИ необходимо:
     
    • заменить сложное предложение простым;
     
    • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
     
    • объединить два или три предложения в одно;
     
    • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
     
    • перевести прямую речь в косвенную.
     

  • 12 слайд

    Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим

    Описание слайда:

    Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
    Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
    Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
    Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
    Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
    Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

  • 13 слайд

    Выполнить задание.Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями. Я ро

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.

    Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.
    В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.

  • 14 слайд

    Выполнить задание.Исключите повторы и объедините предложения. В Спарте сразу

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Исключите повторы и объедините предложения.
    В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

  • 15 слайд

    Выполнить задание.Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
    Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин — художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»

  • 16 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    Сжатие текстов
    Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует.

  • 17 слайд

    Ответ.Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: д

    Описание слайда:

    Ответ.
    Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают.

  • 18 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз.

  • 19 слайд

    Ответ.Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность че

    Описание слайда:

    Ответ.
    Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё.

  • 20 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше — легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей.

  • 21 слайд

    Ответ.Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительно

    Описание слайда:

    Ответ.
    Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного.

  • 22 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно — певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны.

  • 23 слайд

    Ответ.В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои ск

    Описание слайда:

    Ответ.
    В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях.

  • 24 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, — будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль — самая могучая и великолепная — может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей.

  • 25 слайд

    Ответ.В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль нах

    Описание слайда:

    Ответ.
    В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах
     

  • 26 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, «слушая ее голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность.

  • 27 слайд

    Ответ.Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок.

    Описание слайда:

    Ответ.
    Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок.

  • 28 слайд

    Выполнить задание.Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжати

    Описание слайда:

    Выполнить задание.
    Попробуйте сжать текст, применяя определенные приемы сжатия.
    Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником.

  • 29 слайд

    Ответ.Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на

    Описание слайда:

    Ответ.
    Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником.

  • 30 слайд

    Прослушивание текста.Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь

    Описание слайда:

    Прослушивание текста.

    Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
     
    Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
     
    Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

  • 31 слайд

    ваше первое впечатление о прочитанном тексте? Что вызвало у вас эти эмоции? Ч

    Описание слайда:

    ваше первое впечатление о прочитанном тексте?
    Что вызвало у вас эти эмоции?
    Что хотел донести до читателя автор текста?
    На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек.
    Давайте попробуем сформулировать тему и основную мысль этого текста.

  • 32 слайд

    Сколько микротем (абзацев) вы определили в этом тексте?  Попробуем составить

    Описание слайда:

    Сколько микротем (абзацев) вы определили в этом тексте? 
    Попробуем составить план этого текста в соответствии с микротемами.

  • 33 слайд

    1. Понятие «взрослость» не зависит от возраста. 2. Взрослость обозначает само

    Описание слайда:

    1. Понятие «взрослость» не зависит от возраста.
    2. Взрослость обозначает самостоятельность.
    3. Быть взрослым— значит, отвечать за себя и других, полагаться только на свои силы и жизненный опыт.

  • 34 слайд

    Первая микротема.Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь опре

    Описание слайда:

    Первая микротема.
    Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

  • 35 слайд

      Некоторые считают, что человек взрослеет, становясь совершеннолетним. Но ес

    Описание слайда:

      Некоторые считают, что человек взрослеет, становясь совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что значит быть взрослым?

  • 36 слайд

    Вторая микротема.Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходи

    Описание слайда:

    Вторая микротема.
    Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

  • 37 слайд

    Взрослость означает самостоятельность. Взрослый человек всё делает сам, не жд

    Описание слайда:

    Взрослость означает самостоятельность. Взрослый человек всё делает сам, не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Иногда одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у близких. Но в целом, самостоятельному человеку не свойственно надеяться на других.

  • 38 слайд

    Третья микротемаЕсть такое выражение: руке следует ждать помощи только от пле

    Описание слайда:

    Третья микротема
    Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

  • 39 слайд

     Взрослый человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Сам планирует

    Описание слайда:

     Взрослый человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Сам планирует свою жизнь, оценивает себя, понимая, что многое зависит от него самого. Быть взрослым — значит отвечать за кого-то ещё. Для этого надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит от жизненного опыта

  • 40 слайд

    Подведение итогов: 1. Сжатое изложение – это … 2. Какие приёмы сжатия текста

    Описание слайда:

    Подведение итогов:
    1. Сжатое изложение – это …
    2. Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сжатое изложение для чего пишут сказки

  • Сейчас обучается 983 человека из 79 регионов

Сжатое изложение для чего пишут сказки

  • Сейчас обучается 349 человек из 65 регионов

Сжатое изложение для чего пишут сказки

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Похожие материалы

  • Технологическая карта урока русского языка по теме: « Обстоятельство — второстепенный член предложения».

  • Мастер-класс по теме: «Работа со словарными словами, как средство развития речи школьников»

  • ЭССЕ Вторичные жанры научного стиля: план, аннотация, реферат, тезисы, конспект, отзыв, рецензия

  • Технологическая карта урока + презентация на тему «Формы общения в информационную эпоху» (9 класс)

  • Карточки по русскому языку «Для подготовки к ОГЭ 9 класс»

  • Согласные звуки з, зь. Буквы Зз. Урок 2

  • Конспект урока «Сказуемое.Виды сказуемого.Простое глагольное сказуемое»(8 класс)

  • Согласные звуки з, зь. Буквы Зз. Урок 1

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448523 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Урок
по русскому языку в 5 классе.

Тема: Сжатое
изложение (упр.144)

Тип
урока: 
урок развития речи

Цель: актуализировать
и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту,
обучать редактировать текст, устранить повторы

Задачи:

Воспитательные: воспитание
интереса и уважения к родному языку;

воспитание
ценностного отношения к слову.

Образовательные: знать
признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок
следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных
предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план;

формировать
умение применять на практике правила правописания и произношения;

Развивающие: расширять
кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, учить видеть глубину
вопроса, анализировать свои движения души; развивать у детей творческие
способности, речь, логическое мышление, показать ценность достижений культуры
для человечества.

Формируемые
УУД.

Предметные: знать
признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок
следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных
предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план,
пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять
самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в
соответствии с целью.

Познавательныеопределять
значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения
по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать
понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее
решение.

Личностные:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начинаем
со сказки В. Катаева (упр.144 стр.69). Я ее прочитаю, а после чтения вы
должны назвать тему и основную мысль сказки. 

(После чтения) Чтобы определить тему
сказки , на какой вопрос вы должны ответить?

Дети: Отвечаем на вопрос: « О чем она?»
Сказка про старый пень, который требовал внимания и уважения к себе.

Учитель: Верно. Как выделяем основную
мысль сказки?

Дети: Мы находим самое важное в сказке. Основная
мысль сказки заключается в том, что быть гордым, как пень,- некрасиво.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, каково
лексическое значение слова гордость? (на слайде № 1 выведены
лексические значения слов ГОРДОСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ВЫСОКОМЕРИЕ)

Применимы ли данные слова к пню из сказки
В. Катаева? Озаглавьте сказку так, чтобы заголовок отражал ее основную мысль.

Дети: «Гордый пень», «Глупый пень»

Учитель: Хорошо. Нам предстоит
написать сжатое изложение по данному тексту объемом в 5-8 предложений. Для того
чтобы выполнить данную работу, мы должны будем познакомиться со способами
сжатия текста. Просмотровым чтением определите количество абзацев в тексте.

Дети: В тексте 3 абзаца. Первый
начинается со слов « В лесу стоял большой старый пень» и до «…кланялись пню и
шли дальше». Второй абзац — «Возгордился старый пень…» и до « Но деревья
молча стояли …. осенней красоте». Третий — «Рассердился старый пень…» и до
конца.

Учитель: Три абзаца — три группы.
Дальнейшая работа будет групповой. (Каждая группа детей получает свой
абзац). Работая совместно, вы должны сохранить в абзаце ключевые слова, передающие самую
главную информацию. Так вы выделите микротему текста (на
слайде № 2 выведено понятие МИКРОТЕМА ).

Не забываем, что вы текст сжимаете,
следовательно, подумайте, что из текста можно исключить, от каких
подробностей отказаться, что можно обобщить ( слайд № 3 способы сжатия текста)

hello_html_m18bad907.png

Дети работают в группах минут 5-7,
после чего каждая группа называет ученика, который объясняет классу, что
остается в их абзаце после компрессии, при необходимости поясняя выбор нужных
предложений. Текст всегда перед учениками!

Первая группа предлагает следующий
вариант текста:

В лесу стоял большой старый пень. Пришла
бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Весь день приходили в лес
разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Вторая группа :

Возгордился старый пень и говорит
деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. И
вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли во всей своей
гордой осенней красоте.

Третья группа:

Но тут прилетела синичка и весело
защебетала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый
пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки.

Учитель предлагает
ученикам назвать количество предложений в полученном тексте. Их 10,
максимальное количество предложений должно быть 8.

Дети исключают из первого абзаца 2-ое
предложение, из второго абзаца — 4-ое предложение, третий абзац оставляют без
изменения.

Учитель Обратимся к памятке
«Как готовиться к сжатому изложению» на странице 170
учебника.

— Во время работы мы выполнили все пункты
памятки, кроме последнего. Прочитайте, что у вас получилось после сжатия
текста. Сохранилась ли основная мысль текста?

Дети: Основная мысль текста
сохранена. Пишут сжатое изложение.

Учитель в конце урока предлагает
детям продолжить фразу, записанную на доске:

Сегодня на уроке я научился…

Уходя с урока,
дети под смайликами на доске ставят палочки (крестики) в
зависимости от того, какое впечатление у них осталось от урока

В 2022 году ОГЭ будут сдавать все выпускники 9-х классов, а значит уже сегодня стоит узнать, каким будет обязательный экзамен по русскому языку и как правильно писать изложение – задание 1-й части КИМа.

Каким будет ОГЭ 2022 года

Два года подряд 9-классники имели возможность не сдавать ОГЭ, но в 2022 году экзамен намерены провести в привычном очном формате. ГИА-9 снова станет обязательным, хотя состав КИМов в сравнении с материалами 2021 года существенно не изменится.

ОГЭ по русскому языку с 2022 году будет состоять из двух частей:

  1. устной (февральское собеседование);
  2. письменной (собственно, сам экзамен).

Изложение на ОГЭ 2022 года по русскому языку

Важно! На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 235 минут. Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

КИМ письменного ОГЭ-2022 по русскому языку содержит 9 заданий и состоит из 3-х частей:

  • Часть 1. Изложение. Одно задание (1), написание сжатого изложения по прочитанному тексту. Максимум — 7 баллов;
  • Часть 2. Вопросы-ответы. 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных или написанием краткого ответа – числа, последовательности цифр, слова, словосочетания. Максимум – 13 баллов;
  • Часть 3. Сочинение-рассуждение. Одно задание (15), написание развернутого аргументированного ответа на один из вопросов. Максимум – 9 баллов.

Подробнее о том, как выполнять тестовые задания и писать сочинение, читайте в разделе «Учеба» нашего портала. В данном материале речь пойдет именно о I части, в которой экзаменуемым предлагается написать сжатое изложение.

Задание №1 – изложение

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

В демонстрационном КИМе 2022 года, размещенном на официальном сайте ФИПИ, представлен такой вариант задания №1:

Изложение ОГЭ в 2022 году - задание №1

В целом на изложение на ОГЭ по русскому языку в 2022 году рекомендуем отвести не более 90 из предоставленных 235 минут, оставив максимум времени на сочинение.

Педагоги рекомендуют следовать такому алгоритму:

  1. При первом прослушивании постарайтесь выделить основную тему и составить план на черновике.
  2. При втором прослушивании работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.
  3. Далее стоит внимательно перечитать то, что получилось и внести корректировки «прокручивая» в голове услышанное ранее. Должно получиться 50-60% от исходного текста.
  4. После написания черновика стоит проверить текст на грамматические и пунктуационные ошибки.
  5. Убедившись в том, что вас устраивает результат, переписывайте изложение в бланк ответов №1.

Важно! Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.

Критерии оценивания изложения

Выполнив правильно все 9 заданий на ОГЭ по русскому языку можно получить максимум 33 балла, из которых 7 – за изложение. Это значит, что за задание №1 вы получите 21% от общего результата. Очевидно, стоит постараться выполнить его как можно лучше.

Качественная работа 2022 года должна советовать таким критериям:

  • изложение должно содержать минимум 3 абзаца;
  • каждый абзац должен соответствовать своей микротеме;
  • в тексте должны встречаться ключевые слова (термины, понятия, географические объекты, ключевые глаголы).

Оценивать изложение эксперты будут по трем основным критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Содержание изложения 2
К-2 Сжатие исходного текста 3
К-3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

Очевидно, что для получения максимального балла необходимо хорошо владеть приемами сжатия текста.

Приемы сжатия текста

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:

  • исключение;
  • обобщение;
  • замена.

Как писать изложение на ОГЭ 2022 по русскому языку

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)

Обобщение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений;
  • связанных одной мыслью, частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
  2. Найти в них общее.
  3. Объединить эти факты на основе общего.
  4. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения — простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи — косвенной;
  • части текста — одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  2. Сформулировать получившееся предложение.

Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста при написании изложения для ОГЭ в 2022 году необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Видео-урок

Также предлагаем посмотреть видео урок о том, как правильно писать сжатое изложение на ОГЭ 2022 года.

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года
  • Каникулы в 2021-2022 году для школьников в Татарстане

6 класс

Перелёт птиц

   Как раз в сентябрьские ночи мы наблюдали осенний перелёт птиц с севера на юг над реками быстрой Сосной и тихим Доном через тёплые моря на берега Малой Азии. Курлыкали журавли, расстраивали свои треугольники и спускались отдыхать на низкий берег Сосны. Гуси строгими кораблями торжественно летели, отрывисто переговариваясь. Они ночевали вместе с утками на воде, выставляли на всём берегу сторожей. Лебеди совсем не отдыхали и летели очень высоко: только по серебру в чистом воздухе можно было догадаться о них. Белые рыболовы, чайки разных пород, ещё не трогались и вились на своих гнутых крыльях у самой воды.

  В темноте прямо над нашими головами со свистом проносились чирки, кулики разных пород, тяжело шли кряквы и часто шлёпались в воду на отдых. Дикие гуси возле самой лодки кричали, хлопали крыльями так близко, что брызги летели в лицо. Как хорошо было всё это слушать!

  Но скоро стало белеть… И вот на востоке начался огромный пожар. А когда солнце взошло, его радостная сила вливалась в жилы. Этой силой опять всё живое поднималось и летело на юг в тёплый край.

(По М. Пришвину)

173 слова

6класс

Воздушный змей

  Тот, кто сам запускал змеев или наблюдал, как это делают другие, надолго запомнит это увлекательное занятие. Мы живём в век сверхзвуковых скоростей, в век сложнейшей авиационной и космической техники, но немногие знают, что воздушный змей – это давно известный и самый простой летательный аппарат, который изобрели люди. Родина его – Китай. Первые воздушные змеи появились несколько тысячелетий тому назад. Изготавливались они из бамбука и шёлка. Им придавали форму бабочек, жуков, рыб, но самой излюбленной формой был дракон – сказочный крылатый огнедышащий змей, считавшийся в Китае символом власти и благополучия. Отсюда, по-видимому, и название этого летательного аппарата.

  Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, в Америку, Австралию и некоторые другие страны. Первое упоминание о воздушном змее в России появилось в летописи, которая описывала событие из русской истории. В 906 г. киевский князь Олег при осаде Царьграда (Константинополя) использовал для устрашения неприятеля поднятых в воздух коней и людей бумажных, вооруженных и позлащённых, т. е. фигурных воздушных змеев.

  Начиная с 1890 года и в течение последующих 40 лет, конструкция воздушного змея послужила инструментом для проведения метеорологических исследований для определения скорости ветра, температуры воздуха, барометрического давления и влажности, исследования природы молний и атмосферного электричества. С помощью фотоаппаратов, подвешенных к воздушным змеям, проводились аэросъемки местности.

199 слов

6 класс

Вечнозелёный Маврикий

 Небольшой и вечнозелёный Маврикий находится в юго-восточной части Индийского океана, к востоку от острова Мадагаскар. Остров окружают коралловые рифы. Они надёжно защищают Маврикий от акул и штормов. Площадь острова – 1865 квадратных километров, а береговая линия имеет протяжённость 330 километров. На Маврикии расположены живописные горы и красивое плато*.

  Маврикий открыли португальцы. С 1638 по 1710 годы он находился во владении голландцев. В честь своего правителя Маврикия де Нассо голландцы и дали название острову.

   Потом Маврикий перешёл во владение Франции, которая использовала его как морскую базу для своего флота.

  Французский губернатор построил на Маврикии дороги, мосты, больницы, военные сооружения. На острове была отличная морская база, удобная и защищённая от неприятеля. При правлении французов на острове началось возделывание сахарного тростника, хлопка, риса. Эти продукты вывозились в Европу.

  В 1810 году на мысе Несчастливый высадились англичане. В английской флотилии солдат было значительно больше, чем у французов на Маврикии. Победа осталась за англичанами. Остров принадлежал Британии до 12 марта 1968 года. С этого дня он получил независимость.

(164 слова)

6 класс

Почему шарики летают?

  Какие воздушные шарики ты предпочитаешь? Те, которые можно таскать за собой на верёвочке, или те, которые рвутся из рук, так и норовя улететь в синее небо? Конечно, все дети, да не только дети, а и многие взрослые тоже, любят настоящие воздушные шарики. Они как живые! Их даже хочется отпустить полетать, а потом долго стоять, задрав голову и переживая: «Ой! Куда же он полетел!? Ведь сейчас за провода зацепится, глупый!»

  А знаешь ли ты, почему шарики летают?

Потому что их наполняют гелием, газом, который легче воздуха. Гелий, второй элемент таблицы Менделеева, – инертный газ. Это означает, что его практически невозможно получить в соединении с другим химическим элементом. О гелии стало известно в результате исследований солнечного излучения, которые проводили английский учёный Н. Локьер и француз Ж. Жансен в конце XIX столетия.

  Но если ты думаешь, что гелий существует только для того, чтобы наполнять им детские воздушные шарики, то ты ошибаешься. Гелий используют при сварке металлов, он входит в состав искусственного воздуха, который используют водолазы при погружении на глубину. В жидком виде гелий используется в лабораторных холодильных установках. Последнее обусловлено тем, что гелий превращается в жидкость при более низких температурах, чем любой другой газ.

190 слов

6 класс

Обезьянка

  В Гамбурге я решил купить маленького шимпанзе. Его хозяин рассказал мне, что он большой шалунишка.

  Принесли клетку с шимпанзе. Он сидел неподвижно. Но как только я приподнял решётку, он пулей выскочил из клетки и стал носиться по комнате.

С большим трудом я поймал обезьянку. У меня на руках она сразу притихла. Я показал ей банан. Она равнодушно отвернулась и стала с любопытством оглядывать комнату. Мы надели на шею шимпанзе ошейник с цепочкой. Он стал рваться, хватаясь за мебель. Обратно в клетку он идти не хотел. Едва удалось его туда посадить. Теперь надо отвезти шимпанзе в Россию. Как перенесёт он дальний путь? Я устроил его в багажном вагоне и очень боялся, что мой нежный и зябкий шимпанзе будет мёрзнуть. Но проводник хорошо натопил большую железную печь. Я хотел уйти, но шимпанзе кричал, визжал и протягивал ко мне длинные ручищи.

Но не могу же я ехать в багажном отделении! Я дал шимпанзе большой банан и побежал в своё купе.

  Наступило утро. Я выпил горячий кофе, налил в бутылку чай и пошёл к шимпанзе. Ну и жарища у него в багажном отделении! Видно, проводник перестарался!

  На матрасике вижу свернувшегося в комок шимпанзе. Рядом, у самого носа, – нетронутый банан. Шимпанзе смотрит на меня и будто говорит: «Выпусти меня на волю, мне надоело сидеть в тюрьме!»

  Я собрался напоить его чаем и достал из кармана бутылку. Вдруг раздался свисток, колёса загремели, поезд тронулся… Я остался в багажном вагоне. Здесь очень жарко, с меня ручьём льётся пот. Но ничего не поделаешь. Шимпанзе пристально смотрит на бутылку, но ближе не подходит. Я подношу горлышко бутылки ко рту и нарочно проливаю немного чаю на пол. Шимпанзе нюхает пролитый чай. Потом подходит ко мне и протягивает руку за бутылкой.

Так мы доехали до Москвы. Пока мы ехали, шимпанзе привык ко мне и научился пить чай из горлышка бутылки. Чай навсегда остался его любимым напитком.

(По В. Дурову)

305 слов

Загадочный край

  Парк спускался к реке. За ней поднимались по взгорью дремучие леса. Туда вела единственная песчаная дорога. По этой дороге можно было дойти до ветхой часовни. За часовней дорога терялась в сухой траве.

  Ходить дальше часовни в одиночку никто не решался.

  Лесная чаща вплотную подступала к бревенчатой часовне. Из чащи тянуло прелью и папоротником. В сумерки оттуда прилетали совы.

  Как-то ночью мы слышали далёкий крик, долетевший из леса. Это заблудился ярмарочный торговец. Он шёл пешком из монастыря на ярмарку. Лесной объездчик нашёл его и привёл в город.

  Торговец, худой мужичок с синими глазами, плакал и крестился.

  Однажды мы, мальчишки, вместе с Володей Румянцевым отправились в лес и взяли с собой компас.

  Мы видели бездонные овраги, в которых росли ежевика и хмель. В глубине оврагов бормотала вода, но до неё нельзя было добраться. Мы открыли в лесах неизвестную речонку с такой прозрачной водой, что она казалась стеклянной. С крутого берега были видны тучи рыбёшек. Они шныряли по дну этой речонки.

  Ещё мы видели сгнивший крест около родничка. На перекладине креста висела жестяная кружка.

Вокруг кружки обвился вьюнок и крепко держал её. Мы оторвали вьюнок и зачерпнули кружкой воды из источника. Вода отдавала ржавчиной.

  Курлыкали журавли, свистели иволги, парили ястребы. Облака с синими днищами проходили над нами. Мы поглядывали на них – оттуда, сверху, хорошо был виден весь этот загадочный лесной край. Дятлы деловито долбили сухие стволы, и то тут, то там падали нам на голову шишки.

(По К. Паустовскому)

233 слова

Добавлено: 14 июня 2021 в 11:01

Как готовиться к ОГЭ по русскому языку?

В 2022 году одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий для девятиклассников станет итоговая аттестация. Каждый российский школьник будет сдавать ОГЭ по русскому языку. Этот экзамен для многих является судьбоносным. Его результат влияет на получение аттестата, на поступление в профильный класс или колледж. В этой статье мы поговорим о том, что необходимо учитывать при подготовке к ОГЭ и о других нюансах этого важного испытания.

Структура ОГЭ по русскому языку

Чтобы готовиться к экзамену, нужно знать, какие задания входят в программу итоговой аттестации. По правилам 2021 года работа разбита на три части:

  • часть 1 из 1 задания на написание сжатого изложения оценивается в 7 баллов;
  • часть 2 из 7 вопросов, за которые можно заработать по 1 баллу;
  • часть 3 из 1 задания на написание сочинения по заданному тексту оценивается в 9 баллов.

Всего на ОГЭ можно набрать 33 балла, но 7+7+9 = 23 балла. Откуда взялось еще 10? Это дополнительные баллы за грамотность при написании изложения и сочинения. Таким образом задания №1 и №9 в сумме могут принести 26 баллов, то есть три четверти от общего результата. Очевидно, что они требуют особой подготовки, о чем мы поговорим ниже.

Как готовиться к ОГЭ по русскому языку?

И еще один вопрос: как оценивать ОГЭ по русскому языку? Школьники привыкли к стандартным оценкам по пятибалльной шкале, а на экзамене выставляются не совсем понятные баллы. Ответ прост: эти баллы переводятся в пятибалльную систему по специально разработанной шкале. В 2021 году шкалирование осуществляли по следующим правилам:

  • двойка — до 14 баллов;
  • тройка — от 15 до 22 баллов;
  • четверка — от 23 до 28 баллов;
  • пятерка — более 29 баллов.

Для получения четверки необходимо выполнить дополнительное условие: не только набрать больше 23 баллов, но и не менее 4 баллов за грамотность в сочинении и изложении. Для получения пятерки нужно набрать более 6 баллов по критериям ГК1-ГК4. Тем, кто готовится к ОГЭ 2022 года, можно предварительно ориентироваться на текущую шкалу, но Рособрнадзор может изменить правила оценивания. Мы обязательно расскажем об этом в блоге или новостях.

Сжатое изложение

При подготовке к написанию сжатого изложения необходимо учесть две группы требований. Формальные требования касаются, прежде всего, объема работы. В сжатом изложении должно быть 70 слов и более. Это условие коррелирует и с объемом сочинения. Максимум за эти задания (включая 10 баллов за грамматику) можно получить, если в обоих видах работ не менее 140 слов (по 70 и более в каждом).

Как тренировать изложение? Начать следует с изучения критериев оценивания в актуальной демоверсии, чтобы понять, сколько баллов и за какой элемент содержания выставляют эксперты. Соответствующие элементы должны быть и в работе.

Как готовиться к ОГЭ по русскому языку?

Основные критерии оценивания сжатого изложения:

  • насколько правильно выделены микротемы и отражено содержание исходного текста;
  • использованы ли приемы сжатия текста;
  • насколько связно написано изложение.

Тексты для тренировки можно прослушать в банке заданий ФИПИ в разделе «Информационная обработка текстов…». На этом же портале представлена и другая полезная информация для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

«Тестовая» часть

В этой части представлено 7 заданий с кратким ответом. В первых четырех заданиях требуется умение выполнять синтаксический, пунктуационный и орфографический анализ предложенного текста. Эти навыки закладываются на протяжении всего курса русского языка в школе, а также путем наработки словарного запаса. Больше читайте, старайтесь обращать внимание на расстановку запятых и других знаков препинания и, конечно же, уделите внимание правилам.

Задания №6-8 (и сочинение) относятся к другому тексту. При их выполнении от ученика требуется:

  • понимание изложенного материала;
  • умение распознавать средства выразительности;
  • навыки выполнения лексического анализа, например, поиск синонимов.

Это относительно несложная часть ОГЭ по русскому , которую сложно подготовить за 5 минут. Впрочем, выучить и научиться выделять метафоры или эпитеты вы можете всего за одного занятие.

Как готовиться к ОГЭ по русскому языку?

Сочинение

О формальной стороне сочинения мы уже говорили (70 слов и более). Работа выполняется по тому же тексту, что и блок заданий №6-8 из «тестовой» части. Участник ОГЭ по русскому языку может выбрать один из трех предложенных вариантов заданий, написав «рассуждение» по заданным правилам.

В работе должны присутствовать следующие элементы:

  • насколько обоснован ответ на поставленный в задании вопрос;
  • есть ли в сочинении фактические ошибки;
  • представлены ли в работе примеры-аргументы из исходного текста (не менее двух);
  • насколько стройно изложен материал;
  • сохранилась ли смысловая целостность изложения.

Сочинение должно представлять собой самостоятельную работу. Запрещается полностью переписывать исходный текст (хотя цитирование в разумных переделах разрешено) или писать сочинение на «отвлеченную» тему, не связанную с заданием. Переписанные или нецелевые работы оцениваются в 0 баллов.

При тренировке сочинения следует отработать навык поиска примеров-аргументов. Посмотрите демоверсию контрольных измерительный материалов, чтобы понять, как это делается. Также поможет подробный разбор работ прошлых лет и, конечно же, практика. Обязательно потренируйте написание сочинения со спецификой ОГЭ. Это можно сделать в том числе и в рамках школьного сочинения (по предварительной договоренности с учителем).

Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!

  • Сжатое сочинение дубровский 6 класс
  • Сжала руки под темной вуалью сочинение
  • Сеяный песок как пишется
  • Сеящий как пишется правильно
  • Сеяная рожь как пишется