Сжала руки под темной вуалью сочинение

Автор андрей измаилов на чтение 7 мин. просмотров 1 опубликовано 08.07.2021 анализ стихотворения анны ахматовой я не любви твоей прошу

На чтение 7 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»

Analiz-stihotvoreniya-Ahmatovoy-Lyubovy-2.jpg

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу…»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

То змейкой, свернувшись клубком,У самого сердца колдует,То целые дни голубкомНа белом окошке воркует,То в инее ярком блеснет,Почудится в дреме левкоя.Но верно и тайно ведетОт счастья и от покоя.

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Послушать стихотворение Ахматовой Любовь


Темы соседних сочинений

← Литературоведческий а↑ АхматоваМеня покинул в новолунье →

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Любовь»

Analiz-stihotvoreniya-Ahmatovoy-Lyubovy-1.jpg

20 февраля 2016

Центром ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой, несомненно, была любовь. Великая, земная, всепоглощающая – она является зеркальным отражением не только чувств и эмоций самой поэтессы, но и каждой женщины в этом мире. Русская революционерка Александра Михайловна Коллонтай говорила о творчестве Ахматовой, что та преподнесла людям великий дар – перед читателем предстает «целая книга женской души».

Здесь отображены все: юная невинная девушка, опытная женщина, страстная любовница, умудренная опытом мать и печальная вдова. Все образы женской судьбы воплотила в себе и своих стихотворениях Анна Андреевна, да так, что каждая женщина, прочтя эти строчки, найдет и узнает в них себя.

Александр Иванович Герцен утверждал, что «женщина загнана в любовь» и это её чувство есть большая вселенская несправедливость, ошибка допущенная человечеством указавшим прекрасному полу путь только чувственному, эмоциональному мировосприятию, начисто исключив рационализм из женского сознания и самоидентификации. Что касается Ахматовой, то она вся была погружена в «любовь», с ее многогранностью и многообразием. Ведь это ощущение проходит с нами через всю жизнь.

Загрузка…

Бывает неспокойным – «У самого сердца колдует» и волнение подкатывает груди, и хочется сжать руки под темной вуалью. А иногда «целые дни голубком. На белом окошке воркует» и весь мир сразу становиться радостным, светлым и невинным. Стихотворение Ахматовой переполнено эпитетами, образами, разнообразием поэтических форм и красок. Любовь – явление стихийное, тревожащее сердце и волнующее воображение.

Материнская или страстная девичья, переполненная нежностью или горечью об утрате – любовь всегда разная, однако, она всегда «верно и тайно ведёт от радости и от покоя» И Анна Андреевна всегда это знала, прочувствовав на себе она сочувствовала и другим.

Но сильному чувству всегда есть место в нашей жизни, оно не подвластно возрасту, рамкам и границам, не помнит прошлого, любовь всегда направлена на будущее, она «Умеет так сладко рыдать в молитве тоскующей скрипке, и страшно её угадать в ещё не знакомой улыбке».

Ахматова о любви. Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью”

Analiz-stihotvoreniya-Ahmatovoy-Lyubovy-3.jpg

Каждый стих Анны Андреевны Ахматовой касается тончайших струн человеческой души, хотя автор не использует много средств выразительности и фигур речи. Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью” доказывает, что поэтесса могла сказать о сложном довольно простыми словами, доступными каждому. Она искренне верила, что чем проще языковой материал, тем более чувственными, яркими, эмоциональными и жизненными становятся ее стихотворения. Судите сами.

Особенности лирики Ахматовой. Тематические группы

А. А. Ахматова гордо называла себя поэтом, она не любила, когда к ней применяли наименование “поэтесса”, ей казалось, что это слово умаляет ее достоинства. И действительно, ее произведения встают в один ряд с трудами таких грандиозных авторов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок. Как поэт-акмеист, А. А. Ахматова уделяла большое внимание слову и образу. В ее поэзии было мало символов, мало образных средств. Просто каждый глагол и каждое определение подбиралось с особой тщательностью. Хотя, конечно, Анна Ахматова уделяла большое внимание женской проблематике, то есть таким темам, как любовь, замужество, женская душа. Было немало стихов, посвященных друзьям-поэтам, теме творчества. Также Ахматова создала несколько стихотворений о войне. Но, безусловно, основная масса ее стихов – о любви.

Стихи Ахматовой о любви: особенности трактовки чувства

Практически ни в одном стихотворении Анны Андреевны любовь не была описана как счастливое чувство. Да, она всегда сильная, яркая, но роковая. Причем трагический исход событий может быть продиктован разными причинами: несоответствием социальных статусов, ревностью, изменами, безразличием партнера. Ахматова о любви говорила просто, но в то же время торжественно, не умаляя значения этого чувства для любого человека. Часто ее стихи событийны, в них можно выделить своеобразный лирический сюжет. Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью” подтверждает эту мысль.

К разряду любовной лирики можно отнести и шедевр под названием “Сероглазый король”. Здесь Анна Андреевна говорит об адюльтере. Сероглазый король – возлюбленный лирической героини – погибает случайно на охоте. Но поэтесса немногозначно намекает на то, что к этой смерти приложил руку муж этой самой героини. И так перкрасно звучит окончание стихотворения, в котором женщина смотрит в глаза своей дочери, глаза серого цвета. Казалось бы, банальную измену Анна Ахматова сумела вознести до глубокого поэтического чувства.

Классический случай мезальянса изображает Ахматова в стихотворении “Ты письмо мое, милый, не комкай”. Героям этого произведения не дано быть вместе. Ведь ей все время приходится быть для него никем, лишь незнакомкой.

“Сжала руки под темной вуалью”: тема и идея стихотворения

В широком смысле темой стихотворения является любовь. Но, если конкретизировать, то речь идет о расставании. Идея стихотворения в том, что любящие часто совершают какие-то поступки сгоряча и не обдумав, а потом жалеют об этом. Также Ахматова говорит о том, что любимые иногда проявляют видимое равнодушие, в то время как в душе у них – самая настоящая буря.

Лирический сюжет

Поэтесса изображает момент расставания. Героиня, выкрикнувшая ненужные и обидные слова своему возлюбленному, спешит за ним по ступеням, но, догнав, уже не может его остановить.

Характеристика лирических героев

Без характеристики лирического героя невозможно сделать полноценный анализ стихотворения. “Сжала руки под темной вуалью” – произведение, в котором фигурируют два персонажа: мужчина и женщина. Она наговорила глупостей сгоряча, напоила “терпкой печалью”. Он – с видимым равнодушием – говорит ей: “Не стой на ветру”. Ахматова не дает другой характеристики своим героям. За неё это делают их поступки и жесты. Это характерная особенность всей ахматовской поэзии: не говорить о чувствах напрямую, а использовать ассоциации. Как ведет себя героиня? Она сжимает руки под вуалью, она бежит так, что не касается перил, что свидетельствует о величайшем напряжении душевных сил. Она не говорит, она кричит, задыхаясь. А у него на лице вроде бы нет никаких эмоций, но рот искривился “мучительно”, что свидетельствует о том, что лирическому герою не все равно, его равнодушие и спокойствие – показные. Достаточно вспомнить стих “Песня последней встречи”, где также ничего не говорится о чувствах, но выдает внутреннее волнение, глубочайшее переживание обычный, казалось бы, жест: героиня надевает перчатку с левой руки на правую руку.

Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью” показывает, что свои стихи о любви Ахматова строит как лирический монолог от первого лица. Поэтому многие ошибочно начинают отождествлять героиню с самой поэтессой. Этого делать не стоит. Благодаря повествованию от первого лица стихи становятся более эмоциональными, исповедальными и правдоподобными. Кроме того, Анна Ахматова часто использует прямую речь как средство характеристики своих героев, что также добавляет ее стихам живости.

Автор:
Самый Зелёный
·

Каждый выпускник этого года, желающий подтвердить свой читательский опыт сертификатом ЕГЭ, должен иметь под рукой кодификатор по литературе 2021 года. Это внушительный, но не безграничный список книг и терминов, который Вы должны освоить, дабы сдать ЕГЭ на все сто. В рамках КИМов Вас будут тестировать только знание этого материала. Спешим Вас обрадовать: вся школьная программа туда не входит. Выучить и прочитать все то, что определили взыскательные жюри, можно и самостоятельно, даже репетитор не нужен. Кодификатор — основа для самостоятельной подготовки, полноценная программа для чайников. Можно начать с нуля и прийти к заветной сотне, ведь экзамены всегда ограничены тем, что туда вложили разработчики. А натаскать на уже известный минимум можно кого-угодно. Итак, поехали: что нужно прочитать, чтобы сдать то, что необходимо, и поступить туда, куда хочется? 

Список литературы для сдачи ЕГЭ

К сожалению, даже в 2021 году разработчики ЕГЭ не сочли нужным конкретизировать список стихотворений, которые могут повстречаться в КИМе. Да, есть базовый минимум от каждого представленного автора, но в пояснении есть любопытная оговорка, до которой выпускники часто просто не доходят (уж очень сложно после Пушкина и Достоевского опускаться до канцелярского и обыденного):

При отборе лирических стихотворений в КИМ могут быть включены не только стихотворения, названные в кодификаторе, но и другие стихотворения отечественной поэзии. 

Имейте в виду: важно не только изучить стихотворения из кодификатора, но и подобрать несколько стихотворений из репертуара автора по известным тематическим направлениям: любовь, природа, философия, гражданская лирика (о патриотизме), военная лирика (если есть). Из года в год именно эти направления встречаются в КИМах. Названия и особенности выбранных произведений следует запомнить и внести в читательский дневник.

Следующая оговорочка по Фрейду: темы сочинений на ЕГЭ по литературе могут быть по тем произведениям, которых в списке нет. Конечно, из четырех тем найдется та заветная (и не одна), которая будет по книгам, перечисленным в кодификаторе. Однако формулировка может Вам не подойти. Так что если Вы хотите подготовиться максимально тщательно и исключить вероятность зловредной темы, нужно расширить свой личный список произведений для подготовки.

Кстати, обратите внимание на позиции в списке, где указаны лишь одни авторы, без произведений. Впечатляет, правда? Получается, нужно рассматривать чуть ли не весь репертуар этих писателей. Например, в бланке может попасться любая книга А. Платонова или Н. Лескова. Леди Макбет может превратиться в Тупейного художника, а Песчаная учительница — в машиниста. Вот тебе и танго на двух стульях! Прекрасный мир выпускника еще никогда не был столь яростным. Так что если есть свободная минутка, хотя бы послушайте известные произведения этих авторов.

Но поливать ЕГЭ шоколадной глазурью септика можно до бесконечности. Возможно, мы даже перегоним Толстого и литературное наследие из 90 томов. Однако эти культурные достижения не помогут нам набрать очки в игре под названием «среднее образование». Итак, возле каждого наименования сакрального знания или названия книги есть код, который помогает его идентифицировать. Курсивом оформлены те определения или произведения, знание которых не проверяется на ЕГЭ, но пригодится для раскрытия того, что проверяться будет.

Ссылки в этом списке ведут на анализ произведения, в котором Многомудрый Литрекон разобрал для Вас каждый элемент содержания, проверяемый на ЕГЭ. Также он подготовил подробные (как раз для ЕГЭ!) краткие содержания по главам. Их Вы можете найти с помощью поиска на сайте. Если чего-то еще нет, а нужно прямо сейчас, напишите в комментариях — добавим! Приятного просвещения!

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1 Сведения по теории и истории литературы
1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2 Из древнерусской литературы
2.1 «Слово о полку Игореве»
3 Из литературы XVIII в.
3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4 Из литературы первой половины XIX в.
4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5 Из литературы второй половины XIX в.
5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Пугало», «На часах»).
6 Из литературы конца XIX – начала XX в.
6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7 Из литературы первой половины XX в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого, вот наши варианты: «Юшка«, «Песчаная учительница«, «В прекрасном и яростном мире«).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8 Из литературы второй половины ХХ в.
8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

К сожалению, произведения авторов из последнего списка крайне редко проходят в школе (по крайней мере, в том объеме, который нужен). Поэтому Вам придется самостоятельно формировать список книг. Частично мы Вам в этом пособим. А если у Вас созрел вариант, которого у Литрекона еще нет, напишите в комментариях: какие произведения и какого автора из этого списка можно проанализировать для общей пользы? Ссылки в следующем блоке ведут на краткие содержания, чтобы Вы хотя бы поверхностно ознакомились с литературным наследием авторов.

Итак, из библиографии Абрамова можно взять рассказ «О чем плачут лошади» (вот краткое). Астафьев знаменит произведениями «Царь-рыба», «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». Быков писал преимущественно о войне. Популярные его книги — «Сотников» и «Обелиск». Носов известен рассказом «Кукла». У Распутина есть легендарные произведения «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Уроки французского». Рассказы Шукшина очень короткие и интересные: «Срезал», «Микроскоп», «Волки».

Стихотворения из последнего блока — не менее острая проблема для выпускника. Лирические произведения вообще труднее запоминаются и понимаются тоже без особой легкости и глубины. Поэтому воспользуйтесь анализами, которые помогут Вам разобраться в содержании стихов:

  1. Б. Ахмадулина: «Я думала, что ты мой враг»;
  2. И. Бродский: «Комната», «Я Вас любил», «Одиночество», «Любовь»;
  3. А. Вознесенский: «Сага»;
  4. Р. Рождественский: «Мгновения».

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе 2021 года – это последний аккорд в подготовке к экзамену. Чтобы не забыть, о чем идет речь, сосредоточьте свое внимание на лирике в самом конце подготовки. Едва ли не за две недели до экзамена важно проработать все слабые места. Многомудрый Литрекон понимает, что времени в обрез, так что оставляет ссылки (они в предыдущем блоке в таблице) на качественные анализы произведений, которые соответствуют современным стандартам ЕГЭ. Приятного просвещения и веселого посвящения в студенты хорошего вуза!

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

На этом список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2021 года можно завершить. Многомудрый Литрекон изо всех сил сжимает кулачки и уповает на то, что Вы пройдете все уровни игры в выпускника и сделаете финального босса!

Метки: 11 классЕГЭ по литературекодификаторсписок книгсписок литературы

Читайте также:

«Илиада» — одна из первых эпических поэм в истории литературы. Это полноценное художественное произведение, написанное, как утверждают литературоведы, древнегреческим поэтом Гомером. Гомеровский вопрос является практически основным в античной литературе. Его суть состоит в том, что доподлинно неизвестно, сам ли Гомер написал эпические масштабные произведения или он собрал народные сказания, объединив их в книги «Илиада» и «Одиссея». 

История создания

Как создавались эти поэмы с уверенностью — не сможет сказать никто. Но считается, что «Илиада» была написана приблизительно в 8-9 вв. до н.э. А в её основу легли предания крито-микенской эпохи. Ученые не могут даже доказать, что Гомер — это не вымышленное лицо. О его жизни известно очень мало. Слепой поэт, который скитался почти всю жизнь, едва ли мог написать произведения такого масштаба. Кроме того, кажется странным, что книги Гомера намного превосходят по художественной ценности многие другие творения того периода. Вполне возможно, знаменитые поэмы кто-то дописал или отредактировал. На это указывает и другое обстоятельство: есть немало фрагментов, которые не связаны с основной темой и отличаются по стилистике, и складывается ощущение, что их добавили позднее. 

В «Илиаде» со­че­та­ют­ся раз­ви­тая сис­те­ма по­этических фор­мул, ти­пич­ная для им­про­ви­зационной фольк­лор­ной по­эзии, и слож­ная ком­по­зи­ция, ха­рак­тер­ная для фик­си­ро­ван­ных литературных тек­стов. 

Поэмы написаны одним древнегреческим размером – гекзаметром, но «Илиада» имеет больший объем, чем «Одиссея» — 15 700 стихов, а главы формируются в соответствии с греческим алфавитом. Позднее она была поделена на 24 песни филологом из Александрии.

В ос­но­ве по­эмы — пре­да­ние о Тро­ян­ской вой­не; её название про­ис­хо­дит от вто­ро­го на­име­но­ва­ния Трои — Или­он. Со­бы­тия «Илиады» ох­ва­ты­ва­ют 51 день по­след­не­го го­да оса­ды Трои гре­ка­ми. 

Интересно, что от­кры­тия Г. Шли­ма­на, а так­же по­сле­дую­щие рас­коп­ки по­се­ле­ний кри­то-ми­кен­ской куль­ту­ры подтвердили историческую достоверность описанных Гомером событий. Однако в литературном преломлении они все-таки получили другой размах и иное толкование. В центре повествования — конфликт воина Ахилла со своей судьбой, а ведь этот герой произошел из мифов Древней Греции, а потому наделен мистической силой.

Стоит отметить, что основа поэмы действительно относится к древности, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания произведения в летописях, философских трактатах и других древних источников. «Илиаду» комментировал сам Аристотель.

Жанр, направление

По жанровой стилистике «Илиада» относится к эпической поэме. В основу положен исторический сюжет, объем и количество героев указывают на эпический размах произведения.

Неподготовленному читателю бывает сложно разобраться в хронологической последовательности, так как стиль у автора имеет специфические особенности. Мы понимаем, где происходят события и в какое время, но уникальность состоит в том, что действия словно нанизываются друг на друга, и поначалу непросто разобраться в последовательности истории. Действия происходят в разных местах и даже в разных мирах, однако автор описывает их в определенной последовательности, что позволяет объединить их в одно целое.

Композиция и конфликт 

Действия в поэме можно разделить на два плана:

  1. Человеческий (войны под стенами Трои)
  2. Божественный (боги-олимпийцы и их интриги)

Причина войны разбросала по разным сторонам как людей, так и богов, но между последними наблюдается больше споров и пререканий. Суть самой композиции состоит в том, что читателю показывается смена земной жизни на божественную, которые в конце произведения сливаются в одну сюжетную линию. 

Многие исследователи ус­мат­ри­ва­ют в «Илиаде» цен­траль­но-сим­мет­рич­ную ком­по­зи­цию, сви­де­тель­ст­вую­щую о еди­ном ав­тор­ст­ве и эс­те­тической це­ло­ст­но­сти по­эмы. Так, эпи­зод в на­ча­ле 1-й книги (ста­рец Хрис при­хо­дит в ахей­ский ла­герь, что­бы вы­зво­лить из пле­на дочь) со­от­вет­ст­ву­ет эпи­зо­ду в кон­це 24-й книги (пре­ста­ре­лый При­ам при­хо­дит ту­да же за те­лом сы­на).

Особенность композиционного строя заключается также в том, что в поэме сочетаются разные темпы повествования. Плавное «эпическое раздолье» сменяется быстрым темпом рассказа, также отмечаются гармонично вписанные в сюжет речи и диалоги персонажей. Крайнюю медлительность можно встретить при длинном перечислении кораблей («каталог кораблей»), а также греческих предводителей и племён.

Ещё одним важным моментом является то, что автор впервые использует такой литературный приём, как сравнительная характеристика. Он добавляет к именам героев образность, например, Агамемнон величавый, Одиссей многоумный, Елена Прекрасная и т.д. 

Вершителями основополагающего конфликта произведения являются Ахилл и Агамемнон. В лагере ахейцев наступают тяжёлые времена: нарушается гармония человеческой жизни. Их перестают привлекать военные действия и сама суть героизма. Ахейцы мечтают о спокойной, мирной жизни. 

Как бы сильно Агамемнон не травмировал душу Ахилла, смерть друга Патрокла заставляет его снова подняться и пойти в бой, чтобы отомстить за убийство как самому Гектору, так и его народу. 

Смысл названия поэмы

Троянская война была одной из самых масштабных войн в древнем мире. Предположительная информация о ней дошла до наших дней благодаря Гомеру и его произведению «Илиада». 

Так как в Древней Греции Троя носила название Илион, то и автор дал имя своей поэме в честь этого города. Правда лишь с небольшим изменением: к Илио было присоединено дополнение ад, которое в переводе с древнегреческого языка означает «невидимый мир». 

Суть: о чём поэма?

В произведении идёт речь о Троянской войне. Начало данного противоборства закладывается во время свадьбы Пелея и Фетиды – родителей Ахилла. Здесь происходит спор между Герой, Афродитой и Афиной за звание прекраснейшей из богинь. Они просят царевича Трои Париса (самого красивого юношу на Земле) решить конфликт. Выбор его пал на Афродиту, так как она пообещала ему в жёны самую красивую и замечательную девушку, живущую на свете. В этот момент богини Гера и Афина становятся злейшими противниками Трои.

Поводом к войне как раз и оказалась прекраснейшая из женщин – Елена. Её похитил Парис, который находился в гостях у её законного супруга Менелая. Дабы вернуть свою любимую, Менелай собирает храбрых и доблестных героев Греции и идёт войной на своего врага.  

За всеми действиями наблюдают боги-олимпийцы, разделившиеся на два лагеря, каждый из которых хочет притянуть победу на свою сторону. Здесь и начинается главный конфликт произведения: Агамемнон вырывает из мирной жизни Ахилла и заставляет идти на войну. Надо сказать, что Ахилл — сын морской нимфы, он обладает неуязвимостью, но у него есть одно уязвимое место — пятка. За нее мать держала сына, когда погружала его тело в воды Стикса. Согласно предсказанию, герой должен был либо рано и героически погибнуть у стен Трои, либо жить долго, но бесславно. Мать хотела защитить сына и окунула его в волшебные воды Стикса, держа малыша за пятку. Именно туда Парис попадет стрелой во время боя.

Ахилл и Агамемнон сталкиваются со взаимной ненавистью друг к другу, что может подставить под удар завоевание Трои. Ахилл отказывается от дальнейшего участия в кровопролитии и лишь смерть близкого друга Патрокла поднимает его снова в бой. Ахилл убивает Гектора — старшего сына царя Трои. Приам – царь Трои, умоляет Ахилла вернуть ему тело Гектора, пообещав мир на время похорон.

Впоследствии Аполлон, который затаил злобу на Ахиллеса, который его оскорбил, направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла, и воин погиб.

Главные герои и их характеристика 

Главные герои поэмы «Илиада» многочисленны, но Литрекон перечислил лишь некоторых из них, чтобы не превращать анализ по плану во вторую Илиаду.

  1. Ахилл — сын морской нимфы Фетиды и смертного. Он обладает фактическим бессмертием, за исключением одного слабого места – пятки. У этого героя достаточно сложный характер, так как в нём уживаются и милосердие, и агрессия, а также вспыльчивость и храбрость. Он категорически не принимает ложь и лицемерие. Ахилл преданный друг (до конца мстит за смерть Патрокла). В Троянской войне выступал на стороне греков.
  2. Гектор – сын Приама. Его из-за мести убивает Ахилл. Гектор представлен разумным, храбрым, честным и справедливым персонажем. Можно сказать, что он — преданный семьянин, так как Гектор очень переживает, что ему приходится оставить родных и уйти на войну.
  3. Агамемнон – правитель Микеии. Описывается как эгоист и жестокий человек, который стремится только к славе и завоеваниям. Противостояние микенского царя и Ахилла является главным конфликтом всей поэмы.  
  4. Елена – самая красивая из всех живущих женщин, жена Менелая. Каждый мужчина, увидев Елену, боготворит её, а каждая женщина – ненавидит. На нее подействовали чары Афины, и она живет с Парисом добровольно.
  5. Патрокл – близкий друг Ахилла, убит Гектором. 
  6. Менелай – царь Спарты и законный супруг Елены. Он собрал лучших воинов и организовал «спасательную операцию» своей жены. Человек чести, справедливый и мудрый царь.
  7. Парис – сын Приама и царевич Трои. Он похищает Елену Прекрасную и тем самым развязывает войну. Легкомысленный и красивый юноша.

Темы

Тематика произведения «Илиада» обозначается в первых строчках поэмы: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…». Поэтому главной темой является гнев главного героя. Впервые это проявляется, когда Агамемнон забирает себе рабыню Ахилла – Брисеиду. После такого предательства со стороны соратника, герой отказывается от дальнейшего участия в военных действиях.

Также в «Илиаде» поднимается тема мести, а именно главный герой мстит Гектору и его народу за убийство Патрокла. То, как Ахилл поступает с телом мёртвого Гектора, порицается автором, и герой тоже погибает на поле боя. Данный поступок не ограничивается одной лишь темой, здесь так же находит отражение и тема чести, а точнее будет сказать – бесчестья. Ахилл не только убил, но и продолжил издеваться над телом своего врага. Но Гектор раскрывается в произведении как честный человек, он до конца воевал и защищал свой народ.

Ещё одна тема, раскрывающаяся в данной поэме, это тема судьбы. Боги-олимпийцы используют людей, словно марионеток. У воинов нет свободной воли, но есть предначертанная судьба. Будет верным сказать, что через кровопролития и войны боги выясняют между собой отношения. 

Проблемы

Проблематика произведения «Илиада» вбирает в себя все главные пороки человека. Здесь можно выделись похоть, жадность, эгоизм, мстительность, злость и др. Из поэмы становится ясно, что хотя подобные «качества» приписываются в основном людям, но и боги постоянно поддаются преступным страстям. Жестокость, хитрость, глупость, гордыня – основные вечные проблемы богов. 

Также присутствует проблема ненависти, которая выражена в произведении достаточно своеобразно. Например, автор поощряет акт отстаивания своих интересов, но с другой стороны, ему безмерно жалко падших доблестных воинов. В гневе Ахилла, а также в богине раздора заключается слабость и важная мысль: нам трудно отступить, когда находимся во власти гнева. 

Смысл

Несомненно, в «Илиаде» присутствуют завораживающие описания битв, человеческих эмоций, мнений и решений богов. Но благодаря автору, читатель может узнать об образе жизни и своенравном мышлении древнегреческого народа, показывает и открывает мир эпоса и мифологии в целом. 

Основная идея произведения «Илиада» состоит в том, что человек не властен изменить свою судьбу, даже если за него вступаются Боги. Ее не обмануть и не избегнуть. Есть у каждого высшее предназначение, которое ведет нас по заранее выстроенному пути, и мы рождаемся с этой программой и этим направлением. Главная мысль поэмы «Илиада» позволяет понять основу менталитета древнего человека, который принимал все, что с ним происходит, как должное. Поэтому авторы так часто выдвигали на первый план бунтовщиков, которые бросали вызов року. Их трагическое бесстрашие производит сильное впечатление.

Чему учит «Илиада»? 

Основная мораль поэмы «Илиада» заключается в том, что человек должен управлять своими эмоциями, а не наоборот. Темы чести, отваги, доброты, поднимаемые в произведении, доказывают, что необходимо быть самоотверженным, храбрым, проявлять смекалку в каких-либо делах, но при этом важно оставаться добрым, понимающим и никогда не опускаться до лжи и подлой мести. 

Мойры, предсказавшие смерть Ахилла, быть может, знали о его характере. Если бы он не подверг позору тело убитого врага, ему, возможно, удалось бы избежать гибели под стенами Трои. Но его судьбу определили его пороки. Так происходит и по сей день.

Критика

Автор «Илиады» и «Одиссеи» открыл новый мир литературы. Его произведения воодушевляли и до сих пор продолжают вдохновлять многих людей. 

Некоторые литературные критики и писатели высказались об гомеровской «Илиаде». Вот что пишет А. Ф. Лосев об Ахилле в книге «Гомер»: 

«Капризная и эгоистичная психология уже выходящего за пределы эпоса героя».

Или вот, что говорит о самом Гомере Аристотель в своей книге «Поэтика и риторика»: 

«Гомер и в этом случае представляется необычайным в сравнении с другими: он не замыслил описать всю войну, хотя она имела начало и конец, так как [рассказ] должен был бы сделаться чересчур большим и нелегко обозримым, или [войну], хотя и скромных размеров, но запутанную пестрою вереницею событий. И вот, выбрав одну ее часть, он воспользовался многими из остальных обстоятельств как эпизодами, например, перечислением кораблей и другими, которыми он разнообразил свою поэму».

Также Платон в своём произведении «Пир» восхищённо высказался о подвиге Ахилла:

 «…узнав от матери, что он умрет, если убьет Гектора, а если не убьет, то вернется домой и доживет до старости». (Как читатель знает из поэмы, Ахилл всё же решился на убийство Гектора). 

Автор: Ксения Сизова

А. Ахматова – особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причём душа эта, богатая на чувства и переживания, – женская. Главной особенностью её творчества принято считать создание принципиально новой любовной лирики, открывающей перед читателем самобытный характер женщины.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно вошло в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отразив идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Цех поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а несколько позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению находит отражение в её лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором основной темой становится любовная драма, столкновение характеров, нередко превращающееся в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их предметность – всё это характерно как для акмеизма в целом, так и для творчества Ахматовой.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — стихотворение, написанное Ахматовой спустя год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. Оно не имеет посвящения, однако представляет собой идеальный образец психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих взаимоотношений и личные переживания.

В 1911 – 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от поездок влияют на стихотворения её первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарованности и мятежа, свойственный романтическому мироощущению.

Жанр, размер, направление

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.

Стихотворение написано анапестом – трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодику стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмовки – перекрестный. Строфическое деление осуществляется по традиционному образцу, представляя собой четверостишие.

Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно названного Серебряным. В 1910 – е гг. получила развитие принципиально новая эстетическая концепция в литературе и искусстве, получившая название модернизм. Ахматова принадлежала к акмеистическому течению, которое стало одним из основных в  модернистском направлении. Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драму чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ на основе динамичных деталей.

Образ героини

Лирическая героиня стихотворения переживает любовную драму, которую сама же невольно приводит к трагической развязке. Кто повинен в разрыве, неизвестно, однако героиня винит себя в уходе возлюбленного, отмечая, что «напоила» печалью сердце любимого, причинив ему боль.

Стихотворение сюжетно, поскольку наполнено движением, как душевным, так и физическим. Раскаиваясь в случившемся, героиня вспоминает лицо и движения возлюбленного, полные страдания. Она стремится остановить его, сбежав по лестнице, «перил не касаясь». Но попытка догнать уходящую любовь только усугубляет боль потери.

Окрикнув героя, она со всей искренностью признается: «Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру». В этом порыве она показывает всю силу своего чувства, которое отказывается отпустить. Но он отвергает возможность счастливого финала, бросив ей в ответ незначительную фразу. Угасание любовных отношений неизбежно, поскольку слишком велика её вина перед героем. В заключительной реплике возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное равнодушие. Диалог героев становится, вероятно, последним.

Подлинный трагизм образам и ситуации придает цветовое решение и динамика изображения. События сменяют друг друга с точностью кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мёртвенная бледность героини вступает в контраст с «чёрной вуалью» — украшением, символизирующим скорбь.

Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…»  — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно ранить  друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого. Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Смысл

Стихотворение отражает невозможность обретения счастья и любовной гармонии там, где царят непонимание и обида. Оскорбление, нанесенное любимым человеком, переживается тяжелее всего, а душевное напряжение приводит к усталости и безразличию. Основная идея Ахматовой — показать хрупкость любовного мира, который можно разрушить одним лишь неверно или грубо сказанным словом. Неизбежность трагической развязки подводит читателя к мысли о том, что любовь – всегда принятие другого, а значит и прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.

Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала общечеловеческий характер именно женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и проблемы мужской лирики.

Автор: Валерия Пронина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

На чтение 5 мин. Опубликовано

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой

Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.

Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Н. Гумилевым. Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.

В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».

Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.

Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.

В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.

сжать сжала – глагол, действ. зал., прош. вр., жен. р., ед. ч.

Часть речи: инфинитив — сжатьЧасть речи: глагол

Настоящее время Прошедшее время Будущее время Повелительное наклонение
Я сжал; сжала; сжало сожму
Ты сжал; сжала; сжало сожмёшь сожми
Он/она сжал; сжала; сжало сожмёт
Мы сжали сожмём сожмём; сожмёмте
Вы сжали сожмёте сожмите
Они сжали сожмут

Часть речи: деепричастие

Несовершенный вид Совершенный вид
сжав; сжавши

Часть речи: причастиеДействительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. сжавший сжавшая сжавшее сжавшие
Рд. сжавшего сжавшей сжавшего сжавших
Дт. сжавшему сжавшей сжавшему сжавшим
Вн. сжавшего; сжавший сжавшую сжавшее сжавших; сжавшие
Тв. сжавшим сжавшей; сжавшею сжавшим сжавшими
Пр. сжавшем сжавшей сжавшем сжавших

Страдательное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. сжатый сжатая сжатое сжатые
Рд. сжатого сжатой сжатого сжатых
Дт. сжатому сжатой сжатому сжатым
Вн. сжатого; сжатый сжатую сжатое сжатых; сжатые
Тв. сжатым сжатой; сжатою сжатым сжатыми
Пр. сжатом сжатой сжатом сжатых

Часть речи: кр. причастие

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
сжат сжата сжато сжаты

Часть речи: инфинитив — сжатьЧасть речи: глагол

Настоящее время Прошедшее время Будущее время Повелительное наклонение
Я сжал; сжала; сжало сожну
Ты сжал; сжала; сжало сожнёшь сожни
Он/она сжал; сжала; сжало сожнёт
Мы сжали сожнём сожнём; сожнёмте
Вы сжали сожнёте сожните
Они сжали сожнут

Часть речи: деепричастие

Несовершенный вид Совершенный вид
сжав; сжавши

Часть речи: причастиеДействительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. сжавший сжавшая сжавшее сжавшие
Рд. сжавшего сжавшей сжавшего сжавших
Дт. сжавшему сжавшей сжавшему сжавшим
Вн. сжавшего; сжавший сжавшую сжавшее сжавших; сжавшие
Тв. сжавшим сжавшей; сжавшею сжавшим сжавшими
Пр. сжавшем сжавшей сжавшем сжавших

Страдательное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им. сжатый сжатая сжатое сжатые
Рд. сжатого сжатой сжатого сжатых
Дт. сжатому сжатой сжатому сжатым
Вн. сжатого; сжатый сжатую сжатое сжатых; сжатые
Тв. сжатым сжатой; сжатою сжатым сжатыми
Пр. сжатом сжатой сжатом сжатых

Часть речи: кр. причастие

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
сжат сжата сжато сжаты

anna-ahmatova-szhala-ruki-pod-tyomnoy-vualyu-12586.jpg

Очень непросто эмоционально читать лирический стих «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой Анны Андреевны. Оно проникнуто глубоким драматизмом. Действие, описываемое в нем, происходит стремительно. Несмотря на то что произведение состоит всего из трех четверостиший, оно дает на рассказ о цельной истории двух влюбленных людей, а именно об их расставании.

Текст стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» был написан в январе 1911 года. Как ни странно, он не был посвящен Николаю Гумилеву, хотя Анна Андреевна на этот момент уже год как была с ним повенчана. Кому же было посвящено это стихотворение? Это до сих пор остается загадкой для многих исследователей, ведь поэтесса весь свой брак была верна мужу. Ответ на этот вопрос мы уже никак не узнаем. Мы можем только предполагать. Возможно, Ахматова сама создала образ этого возлюбленного и постоянно писала ему стихи. В этом произведении рассказывается о том, как два влюбленных человека расстаются после очередной ссоры. Анна Андреевна не называет причину произошедшего, но фразой «терпкой печалью напоила его допьяна» дает понять читателю, что именно девушка виновата в ней. Она сожалеет о том, что наговорила и желает вернуть возлюбленного. Она бежит за ним, просит вернуться, кричит, что умрет без него, но все бесполезно. Благодаря тому, что Ахматова использует большое количество средств художественной выразительности, нам становится легче понять то, как тяжело героям стихотворения в этот момент, какие чувства они испытывают.

Стихотворение является обязательным к изучению в школе на уроке литературы в 11 классе. Его также как и другое стихотворение Ахматовой «Песня последней встречи» задают учить на дом. На нашем сайте вы можете читать его в режиме «онлайн» полностью или же скачать себе на любое устройство абсолютно бесплатно.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью» ?</h3>

    • <label>1909</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>
    • <label>1920</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://rustih.ru/anna-axmatova-szhala-ruki-pod-temnoj-vualyu/
  • https://www.morfologija.ru/словоформа/сжала
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/ahmatova/szhala-ruki-pod-chernojj-vualyu-stih

  • Сеящий как пишется правильно
  • Сеяная рожь как пишется
  • Сеявший рожь как пишется
  • Сеявший как пишется правильно
  • Сеявший как пишется объяснение