Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. тема: составление описательного рассказа по репродукции картины и.и. левитана золотая осень. работу

Конспект НОД по
развитию речи в старшей группе.

 Тема: «Составление описательного рассказа

по репродукции картины

И.И. Левитана «Золотая осень».

Работу
выполнил:

воспитатель

Мизева
Светлана

Михайловна

г.
Пермь, 2020.

 Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Цель: Закрепить представление детей об осеннем времени года.

Задачи:

1.Учить детей
составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести
предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные
синтаксические конструкции, образные слова и выражения.

2.Совершенствовать
монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и
передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать
связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки,
стихах, картине художника.

3. Обогащать
словарь детей.

4.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Интеграция
образовательных областей:
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное
развитие.

Активизация словаря: Осень, осенние месяца; приметы осени: становится холоднее, листва
меняет свою окраску, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай,
увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя,  и др.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними признаками, чтение
стихотворений и рассказов о осени, заучивание стихов, загадывание загадок,
проговаривание скороговорок, знакомство с жизнью лесных животных осенью,
рассматривание иллюстраций по теме.

Оборудование: Сюжетные
картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, мнемотаблица для
составления описательного рассказа по пейзажной картине, осенние листочки.,
произведение П.И. Чайковского «Времена года»

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель:
Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад?

Дети: С
хорошим.

Воспитатель:
А у вас всегда бывает хорошее настроение?

Дети: Нет не
всегда.

Воспитатель:
Как можно догадаться, какое у человека настроение?

Дети: По
глазам, по мимике, по разговору.

Воспитатель: Правильно, о настроении можно узнать по-разному.
Воспитатель: Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его
стихотворению?

Дети: Да

Воспитатель: Слушайте внимательно.

Унылая пора!
Очей очарованье!

Приятна мне
твоя прощальная краса –

Люблю я пышное
природы увяданье,

В багрец и в
золото одетые леса…

Воспитатель:
О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин?

Дети: Об
осени.

Воспитатель:
С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение?

Дети:
Восхищением, нежностью, грустью, печалью.

Воспитатель:
Какими словами он определил свое настроение?

Дети: Очей
очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.

Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о
настроении музыканта?

Дети: Да.

Воспитатель:
Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П.
И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель:
Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Дети:
Грустная.

Воспитатель:
Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

Дети: Грусть,
печаль.

Воспитатель:
Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение?

Дети: Да

Воспитатель:
Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его
чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть
репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые
листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший
цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

Воспитатель:
А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Дети: Да

Воспитатель:
Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Осенняя
пора, осень.

Воспитатель:
И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете,
почему?

Дети: Потому
что вся листва желтого цвета похожа на золото.

Воспитатель:
Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство
берез, яркий солнечный свет осеннего дня…

Воспитатель:
Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Дети: Листва
на деревьях поменяла свою окраску.

Воспитатель:
Какое небо?

Дети: Яркое,
солнечное, голубое, прохладное.

Воспитатель: Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?
Дети: Ясный.

Воспитатель:
Есть ли на небе облака? Какие они?

Дети: Белое
облачко.

Воспитатель:
Как вы думаете, какое настроение у берез?

Дети:
Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.

Воспитатель:
А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у
цветка?

Дети: Он
радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит,
потому что остался совсем один и скоро будет холодно.

Воспитатель:
А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину.

Дети: С
хорошим, веселым, радостным, светлым, восторженным и немного грустным.

Физ.
минутка «Листочки»

Листья
осенние тихо кружатся, — (Дети кружатся на кончиках 

  
                                                   пальцев ног, руки
– в стороны,)

Листья нам
под ноги тихо ложатся – (приседают),

И под ногами
шуршат, шелестят, — (движения руками вправо-влево),

Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ, а поможет нам
составить рассказ мнемотаблица. Придумайте название своему рассказу и
расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об
одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила
осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья.
Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном
танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились
в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На
изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка.
Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько
деревенских домиков.

Небо
голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие
чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в
солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой
стороне находится солнце.

На берегу
реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и
радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все
цветы уже отцвели.

Слушаем
рассказы по картине 2-3 детей с опорой на мнемотаблицу; в случае затруднения
педагог предлагает детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы,
для выразительного описания.

Каждый
рассказ анализируется с участием всех детей группы.

Воспитатель: Закончить занятие я хочу словами Сергея Есенина:

Как дерево
роняет тихо листья,

Так я роняю
грустные слова.

И если время,
ветром разметая,

Сгребет их
все в один ненужный ком…

Скажите так…
что роща золотая

Отговорила
милым языком.

                     
Сергей Есенин.

Итог.

Вопросы к
детям:

Воспитатель:
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? О чем говорили, что
составляли?

Дети: Мы
сегодня составляли рассказы про осень.

Воспитатель: Репродукция какого художника нам помогла это сделать?

Дети: Левитана.

Воспитатель:
Вы такие молодцы! Спасибо Вам за интересные рассказы.

И.И. Левитана
«Золотая осень»

image001

сюжетные картинки для составлеия рассказов в 1 классе

Презентация составляем предложения по картинкам в 1 и 2 класс. Методика сочинения текста по сериям сюжетных картинок для дошкольников. Рассмотрите рисунки, что на них изображено. Попробуй сочинить потешку.

Для составления сочинения. Поделиться в одноклассиках. Вам также может понравиться. Цель такаой работы — учить детей строить осмысленные предложения. Подбор сюжетных картинок поможет учителю в период обучения грамоте.

Методические разработки, презентации и конспекты. Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. Кто и где потерял воздушный шарик. Кто нашёл шарик на поле.

Какой был мышонок и как его звали. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам и выучи его. Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть. какие игрушки были у детей. что увидели дети после дождя. что случилось с игрушками. Расскажи, как можно играть с игрушками. куда собралась девочка. кого она оставила дома. Составь рассказ по картинкам. Провести огромную мыслительную работу.

Затем нужно описать, то что нарисовано, чтобы получился рассказ. Поощряйте использовать в повествовании ёмкие описания, образные выражения; делать свой рассказ точным, конкретным, образным. Способствуйте формированию связной, объяснительной и доказательной речи, умения строить предложения. Развивайте зрительное внимание, творческое воображение, логическое мышление детей; умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно. Как составить рассказ по картинке 1 класс. Придумайте название к рассказу и запишите его, опираясь на вопросы. Ребенок должен ответить на вопросы развернуто. Составление рассказа по картинке.

Составление рассказа осень. Альбом сюжетных картинок по развитию речи для 1 класса. Айда развивать речь и сочинять истории по картинкам. Это не совсем открытки, точнее совсем не открытки (размер карточек — половина листа а4), но все равно тэг ставлю отрыточный, потому что ничего другого не придумала. К сожалению, не хватает трех карточек по теме ледоход, но ничего, и так сканов получилось много. Под кат залезайте осторожно. Альбом сюжетных картинок по развитию речи для 1 — го класса начальной школы (учпедгиз, 1962 год, художники а. Альбом сюжетных картинок по развитию речи учащихся 1 класса начальной школы. Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь. Войти в личный кабинет. Русский язык 1 класс. • 1 — 2 класс • интерактивная доска, презентация. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, логопедам. Ресурс направлен на развитие речи младшего школьника. Научиться читать из букв слова — только полдела. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте.

Характеристики документа. Рассказы по картинкам. В этом разделе сайта представлены наглядные пособия, которые помогут родителям при подготовке занятий по развитию речи у дошкольника. В этом разделе сайта представлены наглядные пособия, которые помогут родителям и педагогам при подготовке занятий по развитию речи у дошкольника. Как использовать карточки для составления сюжетного рассказа по картинкам. Пересказ сказок по опорным картинкам. Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ. Составление рассказа по серии сюжетных картинок развивает речь, логику, мышление, наблюдательность, обогащает лексику и провоцирует серьезный мыслительный процесс. Один из базовых аспектов подготовки ребенка к школе — формирование связной и понятной, логичной речи у дошкольника. Алгоритм рассказа для детей в картинках — это развитие связной речи у ребенка развитие словарного запаса. Играйте и развивайтесь. Скачайте и распечатайт. Опорные схемы для составления описательного рассказа. Набор из 22 карточек — схем в картинках. Познакомить ребенка с таблицей. Прочитайте вопрос из ячейки, показывая пальцем на тот квадрат, где он написан. Комплект наглядных пособий. Схема рассказа о фруктах, овощах. Составление рассказа по картинкам. В саду созрели румяные красные яблоки. Собрал их ёж целую кучку.

Но как всё унести сразу.

Встал, а все яблоки на иголках. Сколько частей в этом тексте.

Покажи линией, о чем говорится в каждой части текста. Придумал, как унести все яблоки. Польза применения на уроках сюжетных картинок по развитию речи. 2 тыс изображений найдено в яндекс. Математика в первом классе.

Nelli yakushina логопедия, коррекционная педагогика. По сюжетной картинке можно составить творческий рассказ. Сначала ребенок составляет рассказ по картинкам, описывая сюжет, затем ему предлагается придумать окончание рассказа (сюжет с продолжением). Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам обогащает словарь детей, речь становится более стройной, логичной, интонационно – выразительной. И, что очень важно, у детей появляется речевая мотивация. Рассказать красиво, внести сво. Творческое видение в сюжет рассказа. Составление связного рассказа с опорой на выложенную серию. Рассказ по серии сюжетных картин по плану.

Однажды… таком — то месте… тот — то персонаж (назвать его)… делал то — то для того, чтобы… потом он делал (смотреть на 2 сюжет)…. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях. В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ. Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке.

Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин. Отличное пособие по развитию речи. Перед вами несколько карточек, их нужно найти и разрезать на квадратики по пунктирным линиям. Одна карта — один рассказ. Разложить квадратики с картинками таким образом, чтобы получился сюжет рассказа и составить связный рассказ. Показать больше фотографий. Добавлена сегодня в 16. Папка — передвижка роль книги в развитии ребенка. ••• ••• комментарии0. Добавлена сегодня в 13. Всё, что нужно знать о планетах для детей. У ребенка должен быть уже большой набор карандашей или фломастеров с полутонами цветов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

175310, Новгородская область, р.п. Демянск, ул. Школьная, д.16,

тел. 8(816 51) 42 240

План самообразования

воспитателя первой кв. категории

Гаан Анастасии Викторовны

2020-2021 учебный год

по теме:

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»

п. Демянск

2020 г.

Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы «Непоседы» показало ряд сложностей в развитии связной речи:

— недостаточный словарный запас;

— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

— неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. 

Учитывая особенность развития наглядно-действенного мышления, я решила использовать в своей работе по развитию связной речи детей технологию моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.

Особенностью этой технологии является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание  слов.

Цель: выявить эффективность использования технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний  путём изучения необходимой литературы.

2.Использовать  в   работе технологию моделирования как эффективного средства развития  связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.

3. Подготовить:

-презентацию для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей подготовительной группы»;

— картотеки:  таблицы, мнемодорожки,  предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки  по русским народным сказкам, произведения для пересказа, сюжетные, пейзажные картины.

Работа по самообразованию состоит из трех этапов:

I этап – изучение научно-методической литературы по данной теме;

II этап – составление плана работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ;

III этап – реализация плана, подготовка презентации для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей подготовительной группы».

План работы воспитателя на 2020-2021 учебный год.

сентябрь

1. Подбор материала по данной теме: «Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей подготовительной к школе группе»;

2.Постановка целей и задач по данной теме;

3.Разработка плана работы воспитателя;

4. Подборка научно-методической литературы.

октябрь

1.Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Осень»;

2. Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Осень»;

3.Консультация для родителей на тему:

«Как развивать память у детей дошкольного возраста».

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2.Используя технологию моделирования облегчить и ускорить процессы запоминания и усвоения текста стихотворения;

3.Консультация для родителей.

ноябрь

1.Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Осень»;

2.Заучивание стихотворения с детьми «Осень»;

3. Пересказ рассказов по опорным схемам

«Осень под водой» Н.Сладкова;

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

2.Используя технологию моделирования облегчить и ускорить процессы запоминания и усвоения текста стихотворения;

3. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

декабрь

1.Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Зима»;

2. Работа по составлению рассказов  по сюжетным  картинам «Зимние забавы»;

3. Пересказ рассказа по опорным схемам

 «Пингвиний пляж» Г. Снегирёва.

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2. Учить детей рассматривать сюжетные картинки и выделять их главные признаки;

3. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

январь

1.Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Зима»;

2. Пересказ рассказа по опорным схемам

«Лесной голосок» Г. Скребицкого.

 3.Консультация для родителей на тему:

«Обучение детей рассказыванию по картинке».

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

2. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

3.Консультация для родителей.

февраль

1. Пересказ рассказа по опорным схемам

 «Как медведь сам себя напугал» Н. Сладкова;

2.Моделирование сказок «Хаврошечка» и «Заюшкина избушка»;

3.Пересказ русской народной сказки «Морозко» по сюжетным картинкам.

1. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

2. Учить детей составлять графические модели и схемы, отображающие последовательность событий по сказкам;

3. Учить детей связному последовательному пересказу сказок с наглядной опорой на сюжетные картинки.

март

1. Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Весна»;

2. Моделирование рассказа «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки;

3. Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» по сюжетным картинкам.

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2. Учить детей составлять графические модели и схемы, отображающие последовательность событий по рассказу;

3. Учить детей связному последовательному пересказу сказок с наглядной опорой на сюжетные картинки.

апрель

1.Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Весна»;

2. Пересказ рассказа по опорным схемам «Пушок» Г. Скребицкого;

3. Консультация или оформление папки-передвижки для родителей по теме «Как развивать связную речь детей дома?».

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

2. Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

3. Консультация для родителей.

май

1. Составление описательного рассказа по алгоритму на тему «Лето»;

2. Составление описательного рассказа по мнемотаблице на тему «Лето»;

3. Подготовить презентацию для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей подготовительной группы»

1. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на алгоритм;

2. Учить детей связному последовательному составлению описательного рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу;

3.Презентация по теме проекта.

Отчет по самообразованию

Прежде всего, сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к образовательной деятельности, расширен круг знаний об окружающем мире.

 Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать: по схемам, алгоритмам, моделям, сюжетным картинкам и мнемотаблицам, а также умеют переводить графические символы в «живые» слова и наоборот. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь.

Повышен интерес детей к художественной литературе.

Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители стали активными участниками педагогического процесса.

Изучаемая научно-методическая литература:

1.        Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования», — Москва, 1984 г.

2.        Жукова Н.С. «Формирование устной речи», — Москва, 1994 г.

3.        Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», — Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.

4.        Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.


 Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста

Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста


 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям

(Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)


СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию

СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию


развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы формирование навыка самостоятельного моделирования формирование навыка самостоятельного моделирования развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении развитие у детей познавательного интереса развитие у детей познавательного интереса ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • формирование навыка самостоятельного моделирования
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
  • развитие у детей познавательного интереса
  • развитие у детей познавательного интереса

ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение) отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами бедность речи (недостаточный словарный запас ) плохая дикция отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов употребление нелитературных слов и выражений

В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение)

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами

бедность речи (недостаточный словарный запас )

плохая дикция

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

употребление нелитературных слов и выражений


НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО: опорные картинки схемы мнемотаблицы карточки-символы

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО:

  • опорные картинки
  • схемы
  • мнемотаблицы
  • карточки-символы


ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: 3 этап 1 этап 2 этап составление модели педагога совместно с детьми составление модели педагога совместно с детьми самостоятельное составление моделей детьми самостоятельное составление моделей детьми использование готового символа или модели использование готового символа или модели

ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

3 этап

1 этап

2 этап

  • составление модели педагога совместно с детьми
  • составление модели педагога совместно с детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • самостоятельное составление моделей детьми
  • использование готового символа или модели
  • использование готового символа или модели


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметные пропорции модели взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма плоскостная модель фигуры модели построек конструктивные особенности передают - структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметные

пропорции

модели

взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма

плоскостная модель фигуры

модели построек

конструктивные особенности

передают — структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ предметно-схематические модели модель величины (большой, маленький) модель формы модель численности групп (много, мало)

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

предметно-схематические модели

модель величины (большой, маленький)

модель формы

модель численности групп

(много, мало)


ВИДЫ МОДЕЛЕЙ графические модели графики схемы формулы

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

графические

модели

графики

схемы

формулы


составление описательного рассказа составление и отгадывание загадок беседа, диалог составление рассказа по серии картинок технология моделирования составление рассказа по сюжетной картинке заучивание составление творческого рассказа стихов пересказ текста

составление

описательного

рассказа

составление и отгадывание загадок

беседа, диалог

составление рассказа по серии картинок

технология моделирования

составление рассказа по сюжетной картинке

заучивание

составление творческого рассказа

стихов

пересказ текста


ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:

чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания

быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах


ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы - карточки карточки — символы

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ:

  • геометрические фигуры
  • опорные картинки (предметные картинки,
  • сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
  • мнемотаблицы, мнемодорожки
  • сенсорно-графические схемы
  • опорные схемы — карточки
  • карточки — символы


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников


ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо) Пиктограмма сказки «Колобок» Пиктограмма сказки «Маша и медведь»

ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо)

Пиктограмма сказки «Колобок»

Пиктограмма сказки «Маша и медведь»


МНЕМОТАБЛИЦЫ (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба» сказка «Маша и медведь»

МНЕМОТАБЛИЦЫ

(схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

сказка «Маша и медведь»


2 МЛАДШАЯ ГРУППА Следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка» «Колобок» «Курочка Ряба» Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

Следует использовать картинно — схематические планы, которые содержат последовательность высказывания.

В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки:

  • «Репка»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»

Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками


«Колобок» «Курочка Ряба»

«Колобок»

«Курочка Ряба»


Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»

Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»


В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Заюшкина избушка» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко» Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок:

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»
  • «Петушок и бобовое зернышко»

Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С использованием схем можно провести следующие занятия: пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк» рассказывание сказки «Как утенок заблудился» придумывание сказки «День рождения зайца» составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» составление и разгадывание загадок

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

С использованием схем можно провести следующие занятия:

  • пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк»
  • рассказывание сказки «Как утенок заблудился»
  • придумывание сказки «День рождения зайца»
  • составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
  • составление и разгадывание загадок


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников


СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» Солнце( времена года: весна и лето) Луг (насекомые на лугу) Улей (пчелы) Муравейник (муравьи) Бабочка (стадии развития бабочки) Человек (какую пользу приносят насекомые?)

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА

НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»

  • Солнце( времена года: весна и лето)
  • Луг (насекомые на лугу)
  • Улей (пчелы)
  • Муравейник (муравьи)
  • Бабочка (стадии развития бабочки)
  • Человек (какую пользу приносят насекомые?)


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»


ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников


ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ

ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ


СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ


СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК


ВИДЫ СХЕМ

ВИДЫ СХЕМ


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ


СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ


ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ (по В.К.Воробьёвой)

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ

(по В.К.Воробьёвой)


ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА

ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА


СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ Силуэты и контуры

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Силуэты и контуры


ВЫВОД: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление

ВЫВОД:

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление


Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов


Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

1. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок

(воробей)

2. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(сорока)

3. Воспитатель загадывает загадку. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

Носит черный жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь кружат 20 пар

И кричат кар-кар-кар

(ворона)

4. Воспитатель показывает картинку.

Что это за птица? (дети отгадывают)

(синица)

5. Воспитатель предлагает детям самим назвать любую птицу найти её среди предложенных (2 ребенка)

Воспитатель. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему, но рассказывать мы будем парами, один начинает, затем другой продолжает.

(Воспитатель вывешивает на доску схему, по которой дети будут составлять описательный рассказ, на каждом столе лежат такие же схемы составления рассказа, картинка с изображением зимующий птицы).

Например,о дятле:

1 ребенок

Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. Тело покрыто перьями. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка.

2 ребенок

Его можно узнать по звуку «Тук-тук, тук-тук». Он питается насекомыми и семенами шишек. Живет на дереве. Дятел это зимующая птица.

По схеме дети составляют парами описательный рассказ о птицах.

Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём (дети встают, выходят на ковёр)

Воспитатель. Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)

Распустили пёрышки

Греются на солнышке

(Хлопают себя по бокам)

Улететь хотят

(Головой вертят)

Улетели! Улетели!

(Бегут по кругу, взмахивают руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся за столы. На доске картина с изображением дерева с кормушкой и птичками.

Д/и «Кого не стало»

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я закрою одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.

Воспитатель. Кого не стало?

Дети. Синички.

Воспитатель. Где сидела синичка?

Дети. На ветке.

Воспитатель. Что она делала?

Дети. Клевала сало.

Воспитатель закрывает плоскостное изображение воробья.

Воспитатель. Кого теперь не стало?

Дети. Воробья.

Воспитатель. Где сидел воробей?

Дети. В кормушке.

Воспитатель. Что он делал?

Дети. Клевал зёрнышки.

(Воспитатель продолжает задание еще с 2-3 птицами на картине)

Воспитатель. Сегодня я не одна готовилась к нашему занятию, у меня были помощники, они выучили стихотворение Зои Александровой «Новая столовая», и они хотят нам его прочитать (дети выходят и читают стихотворение)

1 ребенок

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду

2 ребенок

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетели 7 сорок

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье

Воспитатель. Вы сегодня хорошо рассказывали о зимующих птицах, но в конце нашего занятия я хочу, проверить всё ли вы знаете о них

— Я сегодня шла в детский сад и видела красивую птичку, с красной грудкой, напомните, как она называется?

— Как вы думаете, смогут ли жить зимующие птицы у нас дома?

— Скажите, как мы помогаем птицам зимой?

— Где чаще всего обитает голубь?

Воспитатель. Но чтобы наше занятие нам запомнилось на долго, я предлагаю вам помочь сделать мне дидактическую игру о зимующих птицах «Птичья столовая». У меня готова уже кормушка, но на ней нет птиц, выберите любую раскраску, дома раскрасите и вырежете её, принесите мне, и мы увидим, кто, же прилетает к нам в «Птичью столовую».

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие.

Слово «здравствуй»

Много значит для людей.

Поздоровайтесь с друзьями

Все вы поскорей!

Здравствуй — встречу начинает,

Здравствуй – дружбе помогает.

Каждый это слово ждёт,

Когда друг к нему придёт.

«Здравствуй»,- я тебе скажу-

Улыбнись в ответ.

Здравствуй, так я покажу –

Это мой привет

Воспитатель под мелодию П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»читает стихи:

Осень наступила,

Начались дожди.

До чего ж уныло

Выглядят сады.

Потянулись птицы

В тёплые края.

Слышится прощальный

Клёкот журавля.

Солнышко не балует

Нас своим теплом.

Северным, морозным

Дует холодком.

Очень уж печально,

Грустно на душе

От того, что лето

Не вернуть уже.

(Е. Арсенина)

Ребята, про какое время года это стихотворение? (Ответы детей.) Верно. Представляет гостью – лесную птицу сову Глашу.

Однажды Глаша прилетела знакомую ей на полянку, а там…

(Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением ранней осени.)

Расскажите, что же увидела Глаша? (Ответы детей.) Верно, а какая это осень? (Ранняя.) Почему вы так думаете? (Ответы детей.)

Через какое-то время она снова полетела посмотреть, что там интересного и увидела.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением золотой осени.

Скажите, ребята, какую же осень увидела наша сова. (Золотую.) А почему она так называется, какие изменения произошли в природе, с деревьями? На что похожи листики? (Ответы детей.)

А недавно Глаша полетела в берёзовую рощу и ахнула.

Воспитатель ставит на доску иллюстрации с изображением поздней осени.

Воспитатель: Что же на этот раз увидела Глаша? (Позднюю осень.) Давайте расскажем о поздней осени. Что произошло с деревьями? Куда улетели перелётные птицы? Часто ли идут дожди поздней осенью? (Ответы детей.)

Как же одеваются люди в такую погоду?

— Холодно не только людям, но и животным. Где живут дикие животные? (Ответы детей.)

У меня есть волшебная книга. Давайте мы её откроем, посмотрим, кто в ней живёт и как готовится к зиме. (Дети рассказывают о медведе, лисе, волке, зайце, белке, птицах, еже).

Воспитатель. А сейчас отгадайте загадку.

Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы сорвал

И удрал. Что это?

(Ветер)

Что умеет делать ветер? (Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.) А если это было вчера на площадке, то что делал ветер? (Дул, гудел, листья срывал).

Физминутка:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель. Как называется это явление, когда летят листья с деревьев? (листопад)

Упражнение «Какой у тебя лист?»

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Шишка сосны – сосновая

Шишка ели – еловая.

– Ребята, а что делают в лесу с опавшими листьями. Их собирают? (нет) А куда они деваются? (Перегнивают.) А это не вредно для леса? (нет, наоборот, листья укрывают корни деревьев и защищают их от мороза, а когда они гниют, то образуются вещества, которые удобряют, питают землю)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Хлопай, топай»

Я буду называть признаки, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Осенью растут грибы.

Солнце светит очень жарко.

Тучки солнце закрывают.

Колючий ветер прилетает.

Ну а птицы гнезда вьют.

Все букашки выползают.

Туманы осенью плывут.

Урожай все собирают.

Можно детям загорать.

Дни становятся короче.

Птичьи стаи улетают.

В лесу подснежник расцветает

Часто-часто льют дожди.

Желтеют листья, опадают.

Природа словно засыпает…

Воспитатель: Итак, назовите мне все три периода осени (ранняя, золотая, поздняя).

Закончите предложения об осени «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью … (грибов нет). Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью эти листья где? (под деревьями). Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью… (яблок на деревьях уже нет). Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью (дожди со снегом)».

Воспитатель: Очень интересно вы рассказываете. В заключении нашего занятия посмотрите, пожалуйста и послушайте произведение, которое называется «Осенняя скрипка».

Спасибо большое, Сегодня все ребята очень хорошо работали. Я думаю, что вы придёте домой и расскажите своим родителям о том, какая бывает осень. Ну а сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.

Ход занятия:

1. Двигательно-ритмическая часть.

• Приветствие

• Хоровод

• Рецитация

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

— Какой сегодня день недели?

— Какой месяц по календарю?

— Какое сейчас время года?

— Ребята, когда к нам приходит Дед Мороз? Дед Мороз никогда не видел лето, осень и весну. Он попросил написать ему письмо с рассказом об осени. Чтобы письмо было интересное, мы вспомним все, что знаем про осень.

• Д/И «Подними снежинку или лист и расскажи про осеннюю погоду» (мрачная, холодная, сырая, прохладная, холодная, дождливая, солнечная, ясная, снежная, пасмурная)

2. Рассматривание картины:

• — У нас есть картина, по которой мы будем составлять письмо. Какое время года изображено на картине?

• Поздняя осень — это ноябрь – месяц, послушайте пословицы и поговорки (обсудить, помочь понять смысл поговорок)

•Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

• Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.

•Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.

• Синица к избе, зима на дворе.

• Синица пищит, зиму и холод вещает.

Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны.

— Представьте, что у вас в руках «кинокамера». Посмотрите на картину и скажите, что вы видите (по одному предмету).

-«Я вижу зайца» (дети называют, а воспитатель выставляет на доску карточки-символы) и т. д.

— Почему не видно бабочек и других насекомых?

— Кто еще ложится в спячку?

— Мы разобрали картину на части. Теперь попробуем объединить все части.

(Соединяем две карточки и объясняем почему)

— «Я соединяю дерево и снег, потому что под деревом лежит снег».

3. Физминутка (на ковре) «Осенние листочки»

(Дети встают в круг)

— Теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в этом осеннем лесу.

— Что вы увидели?

— Что вы услышали?

— Понюхайте воздух, что вы почувствовали? Какой в лесу воздух?

— Влево покружитесь и в листочки превратитесь. Под музыку кружимся, как листочки.

— «Сильный ветер вдруг подул

И листочки быстро сдул (воздушная струя).

Все листочки полетели

И на землю тихо сели» (ш-ш-ш).

— Теперь вправо покружитесь и в детишек превратитесь.

4.Работа с мнемотаблицей:

— Ребята, теперь по картинам-подсказкам попробуйте рассказать Деду Морозу про позднюю осень. Вы не умеете писать, поэтому мы отправим ему звуковое письмо. Я буду записывать ваши рассказы

1- Какое время года нарисовано на картинке?

2-Все листья с деревьев опали.

3- Выпадает снег.

4- Река покрывается льдом.

5- Медведи и ежи впадают в спячку.

6- Белка делает запасы на зиму. Она стала серой, а не рыжей.

7- Заяц меняет шубку с серой на белую.

8- Перелётные птицы улетели на юг.

9- День становится короче, а ночь – длиннее.

10. Ноябрь закончится и начнется зима.

5. Составление рассказа:

— Расскажите об осени, используя таблицу (2 человека)

6.Вывод:

— Готово наше письмо?

— Сможет Дед Мороз прочитать его?

Мы букв не знаем, но письмо написали. Что нам помогло?

— Что теперь надо сделать с письмом?

(Запечатать в конверт и отнести на почту, или бросить в почтовый ящик).

* * *

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

А. Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном:

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла…

А. Плещеев

Осень

Что ни день – то резче ветер

Рвёт в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает всё поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землёй

Почти в обед.

И. Мазнин

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Воспитатель: Кто догадался, о каком времени года говорится в этом

стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель обращается к некоторым детям с вопросом : А ты как

думаешь?

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам.

Входит осень с двумя корзинками, здоровается с детьми.

Осень: Ребята, отгадайте, кто я?

Ответы детей.

Осень: Правильно, я услышала,что вы говорите обо мне и решила к вам

зайти. Ребята, вы знаете, какой урожай собирают в огороде осенью?

Дети: Картошку, капусту, свеклу, морковь…

А какой урожай собирают в садах осенью?

Дети: яблоки, груши, сливы.

Осень:Молодцы! Отгадайте загадки.

1. Она медленно растет, листок к листочку прибавляет и в крепкий их вилок

свивает. (Капуста)

2. Он лежит меж грядок, зелен да сладок. (Огурец).

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

4. Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Дети отгадывают загадки, осень хвалит детей.

Воспитатель с детьми приглашает осень поиграть с ними в игру «Есть у нас

огород». Дети встают в круг. «Есть у нас огород, в нем капуста растет, вот

такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет?.».Ведущий ребенок называет

следующий овощ, игра продолжается.

Осень: Ребята, задержалась я у вас! Мне нужно спешить в лес попрощаться с

птицами, которые собираются улететь в теплые края. До свидания!

Осень уходит. Воспитатель предлагает детям вспомнить еще

стихотворения об осени:

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело играя,

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

Только елочки стоят, ронять иголки не хотят.

Воспитатель показывает детям картинки.Воспитатель: Осенью погода

бывает разная.

Если светит солнце, небо голубое, тепло, листья на деревьях желтые, то мы

говорим, что осень ранняя, золотая. Если небо затянуто тучами, идет дождь,

дует холодный ветер, то говорим, что осень поздняя. Дети, давайте

отправим открытку осени! В этой открытке мы нарисуем символы, которые

помогут осени узнать, какой рассказ мы составили про нее. Для того, чтобы

нарисовать открытку, нужно придумать символы, с помощью которых

составим схему.

Воспитатель: Какого цвета листья осенью?

Дети дают ответы и воспитатель рисует символ листьев- листок.

Воспитатель: Деревья не сразу сбрасывают листву, сначала листья желтеют

или краснеют, высыхают и опадают.

Воспитатель: Какое небо осенью?

Дети: Хмурое, на небе тучи.

Воспитатель рисует символ тучи.

Воспитатель: Какая погода осенью?

Дети: дождливая, часто идут дожди.

Воспитатель рисует символ дождя- косые линии.

Воспитатель: Какой ветер бывает осенью?

Дети: сильный, порывистый.

Воспитатель рисует символ ветра- веточка.

Воспитатель: Что мы собираем в лесу осенью?

Дети: грибы.

Воспитатель рисует символ – гриб.

Воспитатель: что мы собираем в саду и на огороде осенью?

Дети: овощи и фрукты.

Воспитатель рисует символы урожая овощей и фруктов.

Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?

Дети отвечают и воспитатель рисует символ- галочки (стая птиц).

Воспитатель задает вопросы про зверей и рисует символы некоторых зверей

(зайца, медведя). Дети рассказывают, как эти звери готовятся к зиме.

Физкультминутка (или пальчиковая гимнастика).

Воспитатель предлагает детям составить рассказ об осени по полученной

схеме. Дети рассказывают, воспитатель помогает в случае затруднения или

предлагает другим детям помочь тем, кто не может продолжить

свой рассказ.

Воспитатель предлагает детям на прогулке обратить внимание на

изменения в природе, которые происходят осенью и вечером нарисовать

детям обложку открытки для осени

Ход занятия

Воспитатель: — Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Воспитатель: — Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды,воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:

— Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? — Какая шапочка? Какая кофта (свитер? Какой шарф? и т. д. — Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

Зимнее теплое (пальто). Желтая вязаная (шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная (кофта).

— Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

— Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки, (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.

— Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). — Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). — Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней (пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.

— Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).

Воспитатель читает стихотворение-загадку Е.Благининой:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке (снежинки).

— О чем это стихотворение? Какими словами сказано про снежинки, какие они? Какие еще можно слова сказать про снежинку, какая она? (Ответы детей).

— Давайте еще раз расскажем про Таню.

— В морозный зимний день Таня (вышла гулять). Взяла она с собой (санки, лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка — легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза).

— А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать? (Ответы детей).

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег, снежная, холодная (зима).

— А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети Шагают по кругу

Ручки потирают,

Ручки согревают Потирают рукой об руку

Чтоб не зябли ножки, потопаем немножко Топают

Нам мороз не страшен, Весело мы пляшем похлопать, покружиться.

Воспитатель делит детей на две группы. Одна изображает ветерок, другая – снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

Дидактические игры «Отгадай, сколько», «Не ошибись»

— Отгадайте загадку:

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые (снежинки).

— Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам (воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

— Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая)

— Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

— Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

— Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная)

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия».

— Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

— Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

— Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Дидактическая игра «Что изменилось?» (с картинками).

ИТОГ

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и покатать ее на санках.

Ход занятия.

Организационный момент (дети стоят возле своих мест за столами):

— Сядет тот, кто назовет осенние приметы.

Посмотрите, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? Как вы догадались? (По разноцветным листьям, улетающим птицам). А вы хотите оказаться в осеннем лесу? Выходите из-за стола. Раз, два, покружись, в лесу осеннем очутись! Идите на полянку.

Поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч, а вы придумайте слово-признак к слову ОСЕНЬ.

Воспитатель: Осень какая?

Дети: Прохладная, золотая, пасмурная и т. д.

Воспитатель:А теперь придумайте слово-действие: осень что сделала?

Дети: Пришла, наступила…

Воспитатель: Бр-р, холодно стало, ветер!

Ветер какой?

Дети: холодный, сильный…

Воспитатель: А дождь какой? Про мелкий дождь говорят МОРОСЯЩИЙ. Это новое слово, запомните его (повтор слова каждым ребенком по очереди).

Ветер что делает?

Дождь что делает?

Ребята, здесь много листьев, возьмите 2 листа.

Воспитатель: Поиграем в игру «Скажи наоборот». Листья мокрые? Тяжелые? Бесцветные? Листья издают звуки, когда мы на них наступаем. Они что делают?

Дети: Шуршат.

Воспитатель: помашите листьями и послушайте, как они шуршат. Листья что делают? (Индивидуальные ответы детей, каждый говорит по — очереди)

Ребята, а птицы, которые перелетают то в теплые края, то обратно к нам, они какие? (Перелетные). Пора, ребята, в детский сад. Раз, два, покружись, в детский сад возвратись.

На этой неделе мы говорили об осени, составляли разные предложения из слов-действий, признаков и слов-предметов. А Матвей болеет, в детский сад не ходит. Его мама попросила прислать ему аудиописьмо. Ваши рассказы об осени я запишу на диктофон. Зарисовки слов-действий и слов-признаков помогут вам составить рассказы. Я предлагаю нарисовать схематичные картинки, чтобы вам было удобно рассказывать. Возьмите карандаш, нарисуйте в конце первой верхней строки солнце, наполовину закрытое тучей. Это будет слово ОСЕНЬ. В конце второй строки, справа, нарисуйте дождь. В конце третьей строки нарисуйте стрелочу-ветер, затем ниже – лист, летящих птиц, яблоко с морковью, это будут овощи и фрукты (все рисую и показываю на доске, дети рисуют на своих листах бумаги). Получилось 6 предложений. Давайте договоримся, что этот значок (слово-признак) в 5 предложении будет словом ПЕРЕЛЕТНЫЕ, так Матвей лучше запомнит. А в 6 предложении предлагаю подумать,какое слово- предмет можно сказать: КТО? (показываю на значок – символ слова-предмета, ЧТО ДЕЛАЕТ? (показываю на значок – символ слова-действия) овощи и фрукты (показываю на изображение яблока и моркови). Подумали? Начинаем запись рассказов.

Примерный рассказ.

Наступила золотая осень.

Моросит мелкий дождь.

Дует холодный ветер.

Падают разноцветные листья.

Улетают перелетные птицы.

Люди собирают овощи и фрукты.

Сюжетные картинки про осень для составления рассказа для дошкольников

Ход занятия.

1.Организационный момент: Психогимнастика.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.. А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! молодцы.

2. Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Ребята к нам в гости пришел Петрушка и он очень огорчен.

Петрушка: Ребята, мне нужна ваша помощь, мы с моим верным другом играли в прятки, и он заблудился.А чтобы узнать про кого я говорю отгадайте загадку:

Этот зверь, увидев кошку,

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий в пятнышках …. (Щенок)

Вы поможете вернуться ему? (Ответы детей)

А у меня есть подсказка. Она на доске.

посмотрите на картинку и опишите щенка

Воспитатель: Верно, ребята, собака – домашнее животное и у нее есть хозяин – человек. Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.

Физкультминутка.

Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело,

с радостным выражением лица.

«Гав, гав, гав» всем говорит. Громко произносят слова.

Без хозяина скучает Делают грустное выражение лица, слова

произносят тихо, грустным голосом,

опустив голову и плечи.

И тихонечко скулит: Произносят интонационно окрашенным

«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» голосом, поворачивая голову то

в правую, то в левую сторону.

Вот хозяин пса вернулся — Поднимают голову и расправляют плечи.

Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.

Он хвостом виляет, Показывают движением руки вправо-

Хозяина встречает! влево, как пес виляет хвостом.

Воспитатель: ребята, посмотрите Петрушка пришёл к нам не с пустыми руками. Что это? (ответы детей) Правильно – ящик, а для чего Петрушке ящик? А в ящике что? (Щетки). Предлагаю вам рассказать Петрушке для чего эти щетки. (ответы детей)

Аудиозапись голос щенка

Воспитатель: Ребята, вы помогли щенку найти дорогу. Посмотрите, какой он (ответы детей).

Петрушка: Спасибо ребята за помощь. А мы с щенком хотим сыграть с вами в игру? (Да)

Проводится пи «Лохматый пес».

Количество игроков: 10 человек.

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему,приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Воспитатель: Итог. Рефлексия

— Покажите своё настроение в конце занятия.

-Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии.

— Большое спасибо.

  • Сюжетные линии это в сказке
  • Сюжетный рассказ по истории пример
  • Сюжетные картинки для детей 6 7 лет для составления рассказа с описанием
  • Сюжетные картинки к сказке колобок по отдельности
  • Сюжетная картинка для составления рассказа 1 класс