№
урока
№ недели
Наименование
раздела и темы урока
Кол-во
часов
Тип урока, ПЗ №
Самостоятельная
работа обучающихся, час.
1
2
3
4
5
6
3 семестр
Особенности
развития литературы 1920-х годов
5
1
А.А.
Фадеев. Сведения
из биографии (с обобщением ранее изученного
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр375-380)
2
Роман
«Разгром». Гуманистическая направленность романа.
1
Комбинированный
урок
Чтение
романа «Разгром»
3
Проблема
человека и революции.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Составление
плана к характеристике Морозки
4-5
Сочинение
по творчеству А.А. Фадеева
2
ПЗ
№19-20 Урок контроля знаний, умений, навыков
Особенности развития литературы 1930-начала
1940-х годов
26
6
Становление
новой культуры в 30-е годы
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр.381-390)
7
Сведения
из биографии М.И. Цветаевой. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.
Цветаевой
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр.348-352)
8
Фольклорные
и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
1
Комбинированный
урок
Выразительное
чтение стихотворения (по выбору)
9
Чтение и анализ
стихотворений
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Анализ
стихотворения Цветаевой по выбору
10
Сведения из биографии О. Э.
Мандельштама. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр.403-408)
11
Идейно-тематические
и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама
1
Комбинированный
урок
Выразительное
чтение стихотворения (по выбору)
12
Противостояние
поэта «веку-волкодаву».
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Анализ
стихотворения Мандельштама (по выбору)
13
А.А. Платонов. Сведения
из биографии.
1
Изучение
нового материала.
Чтение
повести «Котлован»
14
Повесть
«Котлован» Поиски
положительного героя писателем.
1
Комбинированный
урок
Чтение
повести «Котлован»
15
Труд
как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Ответ на вопрос «Как я понимаю, в чем заключается
смысл жизни?»
16
И.Э.
Бабель. Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики
прозы Бабеля
1
Изучение
нового материала.
Сообщение
по теме «Жизнь и творчество И.Э. Бабеля»
17
Изображение
событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия»
1
Комбинированный
урок
Чтение
рассказов из книги «Конармия»
18
Сочетание
трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Чтение
рассказов из книги «Конармия»
19
А.
Н. Толстой. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного)
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр.410-414)
20
«Петр
Первый» – художественная история России 18 века. Художественное своеобразие
романа.
1
Комбинированный
урок
Чтение отдельных глав романа «Петр I»
21
Единство
исторического материала и художественного вымысла в романе
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Подготовка плана к образу Петра I по
гл.15,20,25
22
М.А.
Булгаков. Сведения из биографии
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр.445-456)
23
Роман
«Мастер и Маргарита». Своеобразие
жанра.
1
Комбинированный
урок
Чтение
отдельных глав романа «Мастер и Маргарита» (гл.1-4)
24
Многоплановость
романа. Система образов
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Чтение
отдельных глав романа «Мастер и Маргарита»
25-26
Сочинение
по творчеству М. Булгакова
2
ПЗ
№21-22 Урок контроля знаний, умений, навыков
4
семестр
27
М.А.
Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).
Мир и человек в рассказах М. Шолохова.
1
Изучение
нового материала.
Конспект
стр. 299-310
28
Роман-эпопея
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы
Гражданской войны
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Презентация
«Жизнь и творчество М.Шолохова»
29
Образ
Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории,
ее смысл и значение.
1
Комбинированный
урок
Чтение
рассказов из сборника «Донские рассказы»
30-31
Сочинение
по творчеству М.А. Шолохова.
2
ПЗ
№23-24 Урок контроля знаний, умений, навыков
Чтение
романа «Тихий Дон» (гл.1-20 ч.1)
Особенности
развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых
послевоенных лет
6
32
Деятели
литературы и искусства на защите Отечества. А.А. Ахматова. Жизненный и
творческий путь.
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник стр.153-168)
33
Поэма
«Реквием». Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.
1
Комбинированный
урок
Чтение
поэмы «Реквием»
34
А.А.
Ахматова. Анализ стихотворений
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Анализ
стихотворения (по выбору)
35
Б.Л.
Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Презентация
«Жизнь и творчество Б. Пастернака»
36-37
Сочинение
по творчеству А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака
2
ПЗ
№25-26 Урок контроля знаний, умений, навыков
Особенности
развития литературы 50-х 80-х годов
19
38
Развитие
литературы 1950-80-х гг. в контексте культуры
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник 2 часть стр.3-6)
39
Творчество
писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы. Творчество поэтов. Драматургия
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник 2 ч. стр.6-12)
40
Сведения
из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор
творчества А. Т. Твардовского
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник 2ч. стр.128-138)
41
Поэма
А. Т. Твардовского «По праву памяти»(анализ)
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Чтение
поэмы «По праву памяти»
42
Образ
отца как композиционный центр поэмы.
1
Комбинированный
урок
Какие
образы поэмы можно отнести к сквозным образам русской литература?
43
Темы
раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и
«сыновней ответственности».
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Анализ
одного стихотворения
44
Обзор
жизни и творчества А. И. Солженицын(с обобщением ранее изученного).
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник 2ч. стр.288-305)
45
Сюжетно-композиционные
особенности повести «Один день Ивана Денисовича»
1
Комбинированный
урок
Чтение
рассказа «Один день Ивана Денисовича»
46
Отражение
конфликтов истории в судьбах героев.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Чтение
рассказа «Один день Ивана Денисовича»
47
Характеры
героев как способ выражения авторской позиции.
1
Комбинированный
урок
Чтение
рассказа «Матренин двор»
48
Сюжетно-композиционные
особенности рассказа «Матренин двор». Характеры героев.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Подготовка
к сочинению
49-50
Сочинение
по творчеству А.И. Солженицына
2
ПЗ
№ 27-28 Урок контроля знаний, умений, навыков
51
Обзор
жизни и творчества А. Вампилова
1
Изучение
нового материала.
Презентация
«Жизнь и творчество А. Вампилова»
52
Своеобразие
драмы «Утиная охота». Композиция драмы.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Чтение
пьесы «Утиная охота»
53
Характер
главного героя.
1
Составить
характеристику главного героя
54
Система
персонажей, особенности художественного конфликта.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Подготовка
к сочинению
55-56
Сочинение
по творчеству А.А. Вампилова
2
ПЗ
№29-30 Урок контроля знаний, умений, навыков
Русское
литературное зарубежье 1920-1990-х годов
2
Комбинированный
урок
57
Характерные
черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов.
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник 2ч. стр.248-253)
58
Три
волны русской эмиграции
1
Комбинированный
урок
Конспект
стр. 412-419
Особенности
развития литературы конца 1980-2000-х
10
59
Общественно-культурная
ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века.
1
Изучение
нового материала.
Конспект
стр. 431-433
60
Основные
направления развития современной литературы
1
Изучение
нового материала.
Опорный
конспект (учебник 2ч. стр.479-489)
61
Произведения
А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Читать
А.Рыбаков «Дети Арбата»
62
Отражение
постмодернистского мироощущения в современной литературе.
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Конспект
стр. 433-434
63
Проза
В.Распутина, Ф.Искандера
1
Комбинированный
урок
Читать
В.Распутин «В ту же землю»
64
Проза
В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Читать
В.Астафьев «Прокляты и убиты»
65
Развитие
разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Вознесенского
1
Комбинированный
урок
Читать
стихи Б.Ахмадулиной
66
Духовная
поэзия С.Аверинцева, И.Ратушинской, Н.Горбаневской
1
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
Читать
стихи С Аверинцева
67-68
Сочинение
по творчеству писателей конца 1980-2000-х.
2
ПЗ
№31-32 Урок контроля знаний, умений, навыков
69-70
Дифференцированный
зачет
2
Урок
контроля знаний, умений, навыков
Оноре де Бальзак — французский писатель и один из величайших прозаиков XIX века, считающийся одним из основоположников реализма в европейской литературе. Говорят, биография писателя не уступает бурным приключениям героев, которых он создал. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других крупнейших писателей. Путь к успеху Бальзака был сложен, но он не отступился от своей мечты стать писателем. Детство и юность 20 мая 1799 года — Оноре де Бальзак родился в г. Тур во Франции. Будущий писатель родился в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса. Отец Бальзака сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Он изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном. Родители мало занимались сыном. 1807-1813 гг — Бальзак обучался в Вандомском колледже. Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В Вандомский коллеж Оноре был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Именно здесь проявилась любовь Оноре к литературе. В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Юный Бальзак испытывал трудности в общении с учителями и сверстниками. В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел. 1816-1819 гг — учился в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом. Но работа не приносит ему удовольствия. Его манила литература. Тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении. Отец пообещал ему полное финансовое содержание в течение 3 лет. За этот период Оноре должен доказать способность
Оноре де Бальзак – французский писатель и один из величайших прозаиков XIX века, считающийся одним из основоположников реализма в европейской литературе. Говорят, биография писателя не уступает бурным приключениям героев, которых он создал. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли
Полный вопрос: Каковы сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве» В чем смысл авторского противопоставления собственной художественной задачи «замышлению Бояню» во вступлении, «запеве» к поэме? «Слово о полку Игореве» — величайшее произведение древнерусской литературы, написанное неизвестным автором в конце XII. В «Слове» рассказывается о неудачном походе на половцев под предводительством князя Игоря Святославовича. В этом произведении все удивительно и достойно восхищения. Такое впечатление создается благодаря сюжетно-композиционным особенностям «Слова». Например, одним из главных героев «Слова» являются не только люди, но и сама природа. Перед началом похода она предостерегает князя Игоря дурным предзнаменованием: происходит затмение солнца, и русские дружины оказываются скрытыми тенью. Когда Игорь в итоге терпит поражение, природа тоже не остается безучастной: автор описывает, как исполненная жалости поникла степь, и склонили ветви деревья. Одним из центральных эпизодов «Слова» является «Плач Ярославны». Ярославна княгиня, жена князя Игоря, ожидающая его возвращения в Путивле. В своем плаче она обращается к природе (ветру, реке, солнцу), молит о спасении князя Игоря, но и упрекает природу за то, что та помогала половцам и погубила русское войско. Хотя «Слово заканчивается хорошо, героям нужно было преодолеть множество испытаний, чтобы спасти свои жизни и вернуться домой. Постоянно повторяющийся рефрен: «О русская земля! Уже ты за холмом» подчеркивает мотив тоски по родине. Особую роль в композиции играет вступление: автор вспоминает древнего песнопевца Бояна, но сам не собирается придерживаться его манеры повествования: «Мы же по иному замышленью эту повесть о године бед», потому что Бояну было свойственно восхваление князей, а автор «Слова» стремился быть объективным в своем повествовании и собирался рассказывать не только о победах русского войска, но и о бедах.
Полный вопрос: Каковы сюжетно-композиционные особенности “Слова о полку Игореве” В чем смысл авторского противопоставления собственной художественной задачи “замышлению Бояню” во вступлении, “запеве” к поэме? «Слово о полку Игореве» – величайшее произведение древнерусской литературы, написанное неизвестным автором в конце XII. В «Слове» рассказывается о неудачном походе на половцев под предводительством князя Игоря Святославовича. В этом произведении
Что беспокоит А. Солженицына в современной молодежи? Солженицына беспокоит разница между молодёжью его времени и современной молодёжи. Раньше у людей были другие желания, мысли, да даже образ жизни. В его время быть юным было очень тяжело, но с тем же и интереснее. Люди намного раньше взрослели. Сейчас же всё по-другому. Но даже если и многое поменялось, то нельзя забывать о прошлом. Молодёжь многого не знает о жизни своих отцов. Солженицын хочет донести, что надо знать отечественную историю. Как это его характеризует как человека? Солженицын – человек, беспокоящийся о будущем поколении. Также он понимает, насколько важно знать историю и не повторять ошибок прошлого. Он верен Родине и всегда в любых бедах и невзгодах остаётся человеком. Можно ли его назвать равнодушным человеком своего времени? Нет, нельзя, так как он беспокоится о будущем, и внёс свой вклад в это. Так же он пережил достаточно страданий, оставаясь верным своей Родине. Подумайте, связаны ли между собой «Матренин двор » и » Один день Ивана Денисовича»? Актуальны ли эти произведения Солженицына сегодня? Связаны эти произведения нелёгкой долей героев, что пострадали от власти во времена СССР. Я не уверена, актуальны ли эти произведения, ведь в произведениях показываются жестокая реальность того времени, чего в наше время мало где можно встретить.
Что беспокоит А. Солженицына в современной молодежи? Солженицына беспокоит разница между молодёжью его времени и современной молодёжи. Раньше у людей были другие желания, мысли, да даже образ жизни. В его время быть юным было очень тяжело, но с тем же и интереснее. Люди намного раньше взрослели. Сейчас же всё по-другому. Но даже если и многое
1. Соедините автора с его произведением: Д. Н. Мамин — Сибиряк «Приёмыш»1 А. И. Куприн «Барбос и Жулька» В. П. Астафьев — «Стрижонок Скрип» Е. И. Чарушин — «Кабан» М. М. Пришвин — «Выскочка» 2. В этом произведении сорока лишилась хвоста а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка» — правильный ответ в) Е. И. Чарушин «Кабан» 3. Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка» в) Е. И. Чарушин «Кабан» 4. Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» б) М. М. Пришвин «Выскочка» в) Е. И. Чарушин «Кабан» 5. Они были разными, но дружба их – крепкой а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка» в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька» 6. Он был приёмным членом семьи, но очень любимым а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка» в) Е. И. Чарушин «Кабан» 7. Соедините произведение и предмет: Норка — В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Рога — Е. И. Чарушин «Кабан» Хвост — М.М.Пришвин «Выскочка» Миска — А.И.Куприн «Барбос и Жулька» Лодка — Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» Метла — Е. И. Чарушин «Кабан» 8. Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения. Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, — он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица! Журавль, «Кабан», Е.И. Чарушин Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди Жулька, «Барбос и Жулька», А.И. Куприн Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит Лебедь, «Приемыш», Д.Н. Мамин-Сибиряк Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать Мама-стрижиха,
1. Соедините автора с его произведением: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»1 А. И. Куприн «Барбос и Жулька» В. П. Астафьев – «Стрижонок Скрип» Е. И. Чарушин – «Кабан» М. М. Пришвин – «Выскочка» 2. В этом произведении сорока лишилась хвоста а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» б) М. М. Пришвин «Выскочка» – правильный ответ в)
1. О чём произведение «Тоска»? Весь смысл произведения раскрывается в финале, когда извозчик (главный герой) начинает вести диалог с лошадью. Это открыто говорит нам о том, что животное лучше человека, поскольку человек может оказаться эгоистичен и бездушен, как это было показано в данном произведении. 2. Как понимаете название «Тоска»? (Значение названия) Произведение «Тоска» получила своё название из-за чувства Иона Потапова (главного героя), которое гложет его уже на протяжении недели; из-за тоски по умершему сыну.
1. О чём произведение “Тоска”? Весь смысл произведения раскрывается в финале, когда извозчик (главный герой) начинает вести диалог с лошадью. Это открыто говорит нам о том, что животное лучше человека, поскольку человек может оказаться эгоистичен и бездушен, как это было показано в данном произведении. 2. Как понимаете название “Тоска”? (Значение названия) Произведение “Тоска” получила своё
Творчество А. Солженицына. Этико-философская проблематика его произведений.
Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.
Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства, осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.Впечатления от лагеря и от работы заключенных в Москве легли в основу пьесы «Республика труда» (1954). В 1947 году переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 году в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952 года). С февраля 1953 года Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле в Казахстане).В феврале 1956 года Солженицын реабилитирован, вернулся в Россию: устроился учителем, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». Борьба против Солженицына нарастает в сентябре 1965 года: КГБ захватывает архив писателя; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита» («Новый мир», 1966, № 1); триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата — повесть по-прежнему под запретом.
Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему – сквозная тема рассказов “Один день Ивана Денисовича” (1962), “Матренин двор” (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале “Новый мир”), повестей “В круге первом”, “Раковый корпус” (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56). “Архипелаг ГУЛАГ” (1973; в СССР распространялся нелегально), – “опыт художественного исследования” государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе.
В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном “Красном колесе” (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни”, “Жить не по лжи” и др., “Письме вождям Советского Союза” (все – 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 – в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. – новейшей (“Как нам обустроить Россию”, 1990, “Русский вопрос” к концу XX в.”, 1994). Автобиографическая книга “Бодался теленок с дубом” (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 – нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970).
После появления в 1962 году произведения “Один день Ивана Денисовича” он был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынуж1 ден был отдавать в “самиздат” или печатать за рубежом. В 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей, а в 1970 году — удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” писатель был насильственно выдворен из России. До 1976 года Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природой напоминающий среднюю полосу России. В 1994 году Солженицын и его семья возвратились на Родину.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма — “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это ни удивительно, романом в полном смысле является “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку — “опыт художественного исследования”: эпопея “Красное колесо”— “повествование в отмеренных сроках”. “Раковый корпус”, по авторской воле.— повесть. “Один день Ивана Денисовича” — рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имел семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” — научно-исследовательское учреждение в системе МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: “Шарашка — высший, лучший, первый круг ада”. Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это — отечество. Это — первый круг. А вот второй, он шире. Это — человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества, и разные у всех. ”
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
В рассказе “Один день Ивана Денисовича” образ Ивана Денисовича сложился из образа солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере, где он работал каменщиком. Мы узнаем жизнь зэка изнутри. Здесь иная шкала ценностей. Восемь лет лагерной жизни приучили Шухова быть внимательным ко всякой мелочи, ибо от этого зависит благополучие, здоровье и сама жизнь лагерника. Вот он, воспользовавшись оплошностью повара, “закосил” две лишние миски каши; вот подобрал по дороге кусок ножовки, чтобы заточить из него сапожный ножичек. Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал “вполне удоволенный”, это вызывает у нас чувство сострадания. Удачи Шухова проявились в том, что он избежал лагерных напастей: “не посадили. не выгнали. не попался. не заболел”. Время действия обозначено январем 1951 года. В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших материальных элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большущее пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Этот рассказ Солженицына сохраняет свое познавательное значение и по сей день. Он поражает жестокостью и прямотой своей правды. Публикация рассказа была общественно-политическим событием.
Рассказ “Матренин двор”, напечатанный в 1963 году, полностью автобиографичен. Жизнь Матрены Васильевны и обстоятельства ее воспроизведены писателем правдиво и достоверно. Истинное название деревни — Мальцеве Курловского района Владимирской области. Изначальное название рассказа “Не стоит село без праведника” — ключ к пониманию замысла автора и идеи произведения.
Сюжет рассказа прост. Учитель, приехавший в деревню глубинной России после жизненных мытарств, поселился в доме Матрены, который был “с четырьмя оконцами в ряд на холодную, не красную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Матрена была одинока, четверть века проработала в колхозе, часто хворала, но инвалидом не считалась. Получив пенсию, она зашила под подкладку своего пальто 20 рублей на похороны, Матрена необыкновенно трудолюбива и бескорыстна. Она помогает всем и безвозмездно, потому и не нажила себе никакого добра, кроме козы, кошки да фикусов. Так, она отдала часть своего дома на вывоз приемной дочери и ее мужу, когда тем надо было построить себе жилье. Она сама помогала разбирать бревна и грузить их на сани. На железнодорожном переезде “сани развалились”, и Матрена погибла, придавленная налетевшим паровозом.
Оставшуюся часть дома и “добро” растащили “близкие”.
“Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти”.
“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самым праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
Творчество Солженицына притягивает мыслящего читателя правдивостью, болью за происходящее и прозорливостью.
Творчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для его стиля характерны библейские аллюзии, ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел. В романе «Красное колесо» характерно активное привлечение чисто документального жанра (репортажа, стенограммы), использование приёмов модернистской поэтики); в общей художественной философии заметно воздействие Льва Толстого.
Для Солженицына, как в художественной прозе, так и в эссеистике, характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».
Нравственная проблематика повести “Один день Ивана Денисовича” Александра Солженицын
Нравственность – это внутренние, духовные качества человека, этические нормы, которыми он руководствуется в жизни. У каждого из нас бывают такие моменты, когда приходится делать свой нравственный выбор. Ведь судьба человека – сложное слагаемое воли, личности, обстоятельств. И мы можем только гадать, как поведёт себя каждый из нас, окажись он в сложной ситуации. Русская литература, в творчестве своих писателей, всегда поднимала нравственные проблемы, задаваясь вопросами: «Кто виноват?», «С чего начать?», «Что делать?», «Кто мы?» и «Что с нами происходит?». Ответы на них продолжают искать и современные художники. Один из них – Александр Солженицын. «Не результат важен, а дух! Не что достигнуто, а какой ценой», – не устаёт повторять этот писатель, выявляя истинные и ложные нравственные проблемы общества и человека.
Настоящим потрясением для миллионов людей становится выход в свет небольшой по объему, но сильной по звучанию повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”. Замысел этого произведения возникает у писателя ещё в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днём», – вспоминал позднее Солженицын. Задумка эта оказалась очень смелой, потому что трудно себе представить, как удалось автору оставаться спокойным, естественным, почти обыденным в отражении такой жестокой и трагичной темы. Произведение поражает нас реализмом и глубиной мысли. Солженицын пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам: здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. В повести используется лагерная лексика, характерные выражения и речевые обороты. Открывая её первые страницы, читатель будто окунается в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Это небольшое произведение вмещает в себя жизнь всей страны, всю ее правду и горечь. Автору хватает описания одного единственного дня, чтобы полностью отразить всю лагерную жизнь, полную как бытовых, так и нравственных, духовных проблем.
Лагерь – это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Писатель рассказывает о нём, как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную мораль и устоявшуюся дисциплину. То, что описывает автор – это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг. Все интересы заключенных, кажется, враща¬ются вокруг простейших животных потребностей организма: как “закосить” лишнюю порцию ба¬ланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу на этапном « шмоне», как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроничес¬ким голодом и изнурённом работой теле — сло¬вом, как выжить в лагерном аду. Всё это неплохо удается сноровистому и смека¬листому русскому крестьянину Ивану Денисовичу Шухову.
О прошлом этого человека автор рассказывает совсем немного. Жил Шухов в маленькой деревне. Когда началась война, пошёл на фронт. Воевал честно, но попал в плен, откуда сумел бежать. Он так хотел вернуться на Родину, а она встретила его как врага. Шухова обвинили в измене, считая, что он выполнял задание немецкой разведки. «Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто задание». И здесь перед героем возникает проблема нравственного выбора: умирать ни за что ни про что не хотелось – это было глупо , бессмысленно, противоестественно. Шухов выбирает жизнь, хотя и лагерную, скудную, мучительную, но всё-таки жизнь. Он принимает это испытание судьбы и старается вынести его так, чтобы не было совестно за себя, чтобы сохранить к себе уважение. А сделать это совсем не просто. Мир, в который попадает герой жесток и бессердечен. Все события повести будто убеждают чита¬теля в том, что все человеческое, что есть в людях, остаётся за колючей проволокой. Этап, отправляющийся на работу, представляет собой сплошную массу серых тело¬греек. Имена утеряны. Единственное, что подтверждает индивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. Рядовой заклю¬ченный подчинен всем : надзирателям и конвоирам, поварам и старшинам ба¬рака, таким же узникам, как и он. Его могут ли¬шить обеда, посадить в карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулезом, а то и расстрелять. И все же за всеми нечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Они проявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадира Андрея Прокофьевича, в неразлучности “братьев”-эстон¬цев, в эпизодическом образе старика-интеллиген¬та, отбывающего третий срок и, тем не менее, не желающего отказываться от приличных челове¬ческих манер.
Среди некоторой части нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратить вспоминать давно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуары очевидцев переполнили книжный рынок политической “чернухой”. Но повесть Солженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных “однодневок”. Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы, заложенным Некрасовым, Достоевским., Толстым. В Иване Денисовиче и в не¬которых других персонажах автору удаётся во¬плотить жизнелю¬бивый русский дух. Таковы крестьяне в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Все жалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик, даже последний нищий, сохраняет спо¬собность радоваться уже тому, что он жив. Так и Иван Денисович. И смекалка ему прису¬ща: везде он успевает первым, все добывает для бригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радость доставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка и сообразительность помогают обвести вокруг паль¬ца жестоких притеснителей и победить суровые обстоятельства. Нигде не пропадет “русский характер”. Может быть, он умен лишь практическим умом. Но душа его, которая, казалось бы, должна была ожесто¬читься, зачерстветь, не поддается “коррозии”. За¬ключенный не обезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживает он за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного началь¬ства. Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказности заработать немного и для себя. Помогает слабым, но не уни¬зившимся, не научившимся “шакалить”. Даже ничтожного лагерного “придурка” Фетюкова иногда жалеет он, преодолевая здоровое презрение человека, умудрившегося сохранить достоинство в скотских условиях. Иногда жалость Шухова достигает нереальных пределов: он часто замечает, что и конвоирам, и сторожам на вышках не позавидуешь, ведь они вынуждены стоять на морозе без движения, в то время как заключенный может согреться на клад¬ке стены.
Иван Денисович – это реальный, более того, типичный персонаж. Способность замечать страдания людей, отбы¬вающих рядом с тобой срок, роднит заключенных, превращает в семью. Их связывает неразрывная круговая пору¬ка. Предательство одного может сто¬ить жизни многим. Возникает парадоксальная ситуация. Лишен¬ные свободы, загнанные за колючую проволоку, подобно стаду овец, заключен¬ные образуют государство в государстве. Их мир имеет свои законы. Они суровы, но справедливы. Человек в лагере не одинок. Честность и мужество здесь всегда вознаграждаются. И хотя отношения между людьми здесь, бесспорно, ли¬шены сантиментов, они честны и по-своему гуманны. В этом контексте нельзя говорить о « трагедии одиночества» Ивана Денисовича. Речь в повести идёт совсем о другой трагедии – трагедии честных людей, ставших жертвами произвола и насилия.
Обществу заключённых автор противопоставляет бездуш¬ный мир лагерного начальства, которое обеспечивает себе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзиратели с презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что сами живут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таков надзиратель, способный забить плет¬кой человека за малейшую провинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку заключённого , который за¬снул от усталости на рабочем месте. Таков отъев¬шийся повар и его приспешники, костылем отго¬няющие заключенных от столовой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и, тем самым, исключили себя из человеческого сообще¬ства.
Несмотря на страшные детали лагерной жизни, которые составляют бытовой фон, по¬весть Солженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в таких условиях человек может сделать правильный нравственный выбор, может сохранить своё достоинство и остаться человеком. Меня восхищает в этом произведении уровень правды – правды без уклончивости и компромиссов, обжигающей и неожиданной. Писателю удаётся понять личность, раскрыть тайники её души и помочь не погубить то лучшее, что скрыто в ней. В этом величайшая заслуга Солженицына, который всем своим творчеством стремится победить ложь и рассказать правду о человеке.
Изображение русского национального характера в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
В центре творчества А. И. Солженицына всегда находятся нравственные проблемы. В своих произведениях он рассуждает о том, что такое добро и зло, и может ли человек противостоять злу.
Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в 1963 году, первоначально назывался «Не стоит село без праведника». Однако по требованию цензуры заголовок был изменен, а время действия было перенесено в 1953 год, то есть в дохрущевские времена. Прежняя дата — 1956 год — была восстановлена уже значительно позже.
Действие рассказа «Матренин двор» происходит на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», то есть, с одной стороны, автор подчеркивает, что речь идет о европейской части России (близость Москвы), с другой стороны, мы понимаем, что деревня находится вдали от больших городов. Здесь, в глуши, в «нутряной» России, остался русский народный характер, сумевший сохранить себя в страшных потрясениях и катаклизмах двадцатого века.
Повествование ведется от лица учителя, который, описывая жизнь хозяйки избы, пытается разобраться в том, что происходит. Он сам — человек, прошедший лагеря и теперь тяготеющий к этой российской глубинке с ее тишиной и спокойствием.
В первой главе рассказчик знакомит читателя с главной героиней рассказа Матреной и ее обыденной жизнью. Действия здесь практически нет. Он подробно описывает саму Матрену, ее дом, рассказывает о ее привычках. В характеристике героини важную роль приобретает описание ее избы и различных бытовых мелочей: фикусов, зеркала, плакатов. Мы видим рядом с героиней колченогую кошку, что говорит о Матрене как об одиноком, но сердобольном человеке. Изображение избы и быта героини становится средством раскрытия ее характера. Солженицын подчеркивает непохожесть Матрены на других людей, ее яркую индивидуальность. Это сказывается в ее непритязательном отношении к одежде, в пристрастии к тому, что создает впечатление шумной, неодинокой жизни: копошащиеся мыши, тут и там снующие тараканы.
Во второй главе автор обращается к истории жизни Матрены. А жизнь она прожила непростую: гибель мужа, смерть шестерых детей, болезни. Она терпела бесконечные обиды, хотя всю жизни работала не покладая рук. Ее обманывали при расчетах, выгнали из колхоза, лишили пенсии, а она как-то жила. Создавая образ Матрены, автор поднимается на уровень глубоких обобщений. Беды и страдания героини воспринимаются читателем как выражение трагедии крестьянской жизни вообще.
История жизни Матрены помогла автору расширить рамки повествования. Он говорит не только о послевоенных тяжелых годах, но и о всех тех катаклизмах, в которых оказался русский народ: революции, войны. Таким образом, не только время, но и пространство в рассказе расширяется: от небольшого двора Матрены до масштабов всей страны.
Матрена же становится символом страдающей русской женщины, матери и, быть может, символом самой многострадальной Родины писателя.
Символичность Матрены заключается не только в ее судьбе, но и в русском характере. Мы можем говорить, что героиня Солженицына становится воплощением русского национального характера именно потому, что, несмотря на все беды, она не ожесточилась. Она сохранила в себе доброту и милосердие, бескорыстие, готовность прийти на помощь. Она трудолюбива, ни на кого не держит зла и бесконечно терпелива. Ее выгнали из колхоза, а она на общие работы выходит, чтобы людям помочь. Она и горницу свою отдала Кире, чтобы та участок земли получила. И даже мужикам, которые часть ее избы увозят, Матрена бросается на помощь. Она и погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственного дома.
Автор подчеркивает, что одно из основных качеств Матрены — ее доброта. Именно поэтому он показывает, как лучезарная улыбка освещает ее простое, по-крестьянски круглое лицо. Облик героини дополняет и певучая, истинно народная русская речь.
Когда героиня погибает, то ее смерть выявляет подлинную красоту и возвышенность ее души. Символично, что вместе со смертью Матрены рушится и ее дом. Когда избу разделили пополам, то это уже пошатнуло основы того мира, в котором существовала героиня. Теперь же дом ее и двор пропадают. Так видит автор наступление на глубинную Россию жестокого железного века. Кроме того, гибель Матрены и гибель дома дают возможность выразить писателю одну очень важную мысль: Россия держится на таких русских людях, как Матрена. Пока они есть, стоит и Россия.
Воплощением агрессивного и алчного мира являются родственники и соседи Матрены. В первую очередь это Фаддей. В его характере Солженицын подчеркивает прежде всего жадность и стяжательство. Он все время в поисках того, что можно захватить, забрать, унести к себе. Даже после гибели Матрены и сына, когда дочь сходила с ума, а над зятем нависла угроза суда, он занят только тем, чтобы успеть свести остатки горницы Матрениного дома к себе и не упустить ничего, что еще возможно прибрать к рукам.
Смерть Матрены, похороны, поминки, картина разрушения дома и двора показывают, насколько резок контраст между главной героиней и ее ближайшим окружением. Все искажено в мире стяжательства. Плач здесь переходит в политику, а на поминках начинается неприличное оживление. Исполнение «вечной памяти» становится насмешкой, потому что никто не вкладывает в нее чувства, никто и не собирается помнить Матрену. Ближайшие родственники (в том числе и сестры) как стервятники налетели на тот жалкий скарб, который успела накопить Матрена. А увидев, что ничего ценного им не найти, они начинают оговаривать покойницу. Виновата Матрена, что она и небережливая была, не гналась за добром, «помогала чужим людям бесплатно». Но именно теперь из этих осуждающих слов мы начинаем понимать истинный облик Матрены. Ведь осуждают ее люди, безумные от жадности. Со смертью Матрены весь мир становится безумным: Фаддей ополоумел от жадности, дочь «трогается разумом», и даже мышами «овладело какое-то безумие». То есть создается парадоксальная ситуация, когда все понятия переворачиваются с ног на голову. Люди, в глазах которых Матрена выглядит нехорошим человеком, настолько плохи сами и так искаженно трактуют добро, видя в нем лишь то, что накоплено человеком, что читателю становится ясно — Матрена — хороший человек уже потому, что она не такая, как ее родственники и соседи.
В рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын изобразил народный характер, тип русской женщины-праведницы. Праведность Матрены раскрывается не на героическом материале. Она реализует себя в совершенно обыденной обстановке. Она живет так же, как жили все простые люди в это время. Солженицын рисует свою героиню на фоне колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и пренебрежением к обычному человеку.
Праведность Матрены состоит не в героических поступках, а в том, что она живет не во лжи, что она сумела в нечеловеческих условиях сохранить доброе сердце и живую душу. Матрена — это тот тип по-настоящему доброго русского человека, без которого не было бы и России.
Отражение национального характера в произведениях А.И.Солженицына
3. Отражение национального характера в произведениях А.И.Солженицына.
В русской прозе 1970-90-х годов значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Эта тема нашла отражение в прозе Солженицына, испытавшего на себе ад ГУЛАГа.
Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они или уничтожены, или не доступны до сих пор), сколько на мемуары, собственный опыт, – такова цель «Архипелага ГУЛАГа», создававшегося в 1958-68 годы.
«Архипелаг ГУЛАГ» – книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. В ней есть образы, поданные писателем крупно, масштабно. Не мало людей, затронутых эскизно, мимоходом. Но более всего – молчаливых, нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российский народ.
В книге перед нами встает действительно особая общность людей, живущих по собственным законам, обладающих своей территорией и даже своим лагерным языком. Каторжный труд, изнуряющий арестантов, оказывается несовместимым с настоящей работой, он нерезультативен потому, что принудителен. Кроме того, заключенные понимают, что хорошо работать – значит поддерживать тоталитарную систему, то есть работать против себя и себе подобных.
Главными ценностями являются в лагере еда, покой, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм: «не верь, не бойся, не проси».
Однако, продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями. Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными»: проявляли жалость и сострадание к заключенным. Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства. В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью».
«Сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные батальоны: «Вот это и был русский характер: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке». Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. «Душа и колючая проволока» – так символично названа одна из глав книги.
Мыслью о величии духа человеческого автор «Архипелага ГУЛАГа» бросает вызов самим основам тоталитаризма. «Противостояние души и решетки» нередко заканчивалось моральной победой бессильного зэка-одиночки над всесильным режимом.
Для некоторых узников, к которым, прежде всего, относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы.
Солженицын убежден: в тоталитарном государстве многие представления об истории, добре и зле фальшивы. Поэтому он призывает всех и каждого «жить не по лжи». Все, что выходит из-под пера писателя, включая и его публицистику, и многочисленные выступления перед аудиторией, значительны тем, что заставляют задуматься о сегодняшнем дне, о нравственных высших ориентирах, которые во все времена были путеводными звездами для честно мыслящих и бесстрашных людей.
Этим произведением автор показывает: с одной стороны, поведение человека в экстремальных ситуациях на грани между жизнью и смертью. С другой стороны, показываются такие качества русского человека как долготерпение, твердость духа, умение выживать. Тем самым, Солженицын пытается разгадать загадки русской души.
В разных жизненных ситуациях мы наблюдаем поведение героя: и в мирной жизни, где не требуется каких-то серьезных подвигов, а также в ситуациях, имеющих сложный характер, где от героя требуется максимальная отдача, например, сил, где проверяется человеческая выдержка.
Рассмотрим произведение Солженицына «Матренин двор», написанное немного позже. Главной героиней этого произведения является Матрена.
Что представляет собой характер одинокой безгрешной крестьянки-праведницы Матрены из села Тальнова?
Сейчас, когда стали очевидны теоретические, философские предпосылки этого характера, стало ясно, как много думал писатель о проблеме зла и добра в жизни, о том, когда свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника.
Матрена ничего не может возвести в собственные заслуги. Этот ангел небесный всю жизнь опаздывал к любому дележу благ земных. Она прожила жизнь как дочиновный, досословный человек, вне всякой карьеры, послужных списков. В итоге ее как бы и нет для чиновников, она нигде не учтена, ни на что не может претендовать. Фактически Матрена – вне закона, вне подданства, как зверушка лесная:
«…Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже, и сколько он там получал». (14)
Но героиня погибла, и оказалось, что осиротели все, что, рухнула моральная опора села. В ней был запас сострадания к людям, доброты и достоинства, которые исчезают в мире. Так, возрождая многие забытые традиции русской классической литературы и, прежде всего интерес к типу жалостливого, бескорыстного, совестливого страдальца за грехи всех, за неправедность многих душ, праведника и даже юродивого с его немой молитвой, Солженицын создал характер крестьянки Матрены. Он напомнил читателю, что эти слабые, беззащитные, наделенные даром молитвы люди играли исцеляющую, «санитарную» роль, вбирали в свои души грубость, жестокость, грязь и бездушие мира. Так Солженицын изобразил народный характер человека через линию добра и зла, отображая в героях своего рода подвижнический характер.
Солженицын всегда был убежден, что линия борьбы между добром и злом не имеет очевидной, наглядной прямизны, что она часто лабиринтна, что революции и всякие реформы не спрямляют пути истории, а часто запутывают и усложняют их, что сама человеческая история уже обременительна, непосильна для природы, для человеческой души. Поэтому он и создает такие персонажи, на которых, в принципе, и должна держаться человеческая душа.
Давайте познакомимся с русской прозой в 50 – 90 годы 20-го века, на примере произведений одного из выдающихся писателей Василия Макаровича Шукшина.
Сочинение: Солженицын а. и. – Национальный характер в произведениях а. солженицына
Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.
Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа.
Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только “простого человека”, а и представителей других слоев общества. Но именно в этих двух образах автор показал то, что создает истинную мощь России, на чем держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни, — и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту характеров. Своим существованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение.
Повесть “Один день Ивана Денисовича” — это не только описание одного дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевернутом мире сохраняет человеческое достоинство. При этом лагерь Солженицына — это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия. Условие выживания — сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести -рассказ о сопротивлении живого неживому, человека — лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому выживанию, а к выживанию духовному через все искушения лагеря. Шухов не один: с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжанин Х-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, бригадир Тюрин. Они не из тех, кто “подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать”.
Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой. Поэтому большинство заключенных относится к работе так: “для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху”. В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как и все поколения его предков, работать спустя рукава. В его работе — противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и споро, они сопротивляются несвободе лагеря. “Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули”. Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже после съема: “Без тебя же тюрьма плакать будет!”
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта — отстаивание своей внутренней свободы. Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать себе. “Не подставляться” лагерю нигде — в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. “Миг — наш! Пока начальство разберется. ” — принцип Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на “шмоне” “кусок ножовочного полотна” — это его заработок, хлеб.
Иван Денисович прост, открыт, естествен, совестлив, привык “все брать на себя”. Он “никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился”. Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчитывать только на себя. Он “понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает”. Это внутренняя сущность русского крестьянина — человека глубинной народной породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов. Лагерь показывает нам расточительство народных сил: у Шухова “восьмилетняя катушка на размотье”, бригадир Тюрин, крестьянский сын, уже девятнадцать лет сидит, а “Кильдигсу двадцать пять дали”. При этом “времени-то не бывает подумать: как сел? да как выйдешь?” Все заключенные вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоять только здоровый народный инстинкт самосохранения, врожденная нравственность.
У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.
Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.
В поисках народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную Россию” и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности — Матрену Васильевну Григорьеву (“Матренин двор”).
На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”. Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно, с “теплым мурчанием”.
Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены — она была “в ладах с совестью своей”. Об этом образе Солженицын пишет: “Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это -праведники. ”
Как и Шухов, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира. Ока несет “просветление”, возвращает “доброе расположение духа”. Даже в моменты физической слабости “дела звали” Матрену “к жизни”. Так и жила она: “зимой салазки на себе, летом вязанки на себе”.
По Солженицыну, народному характеру свойственны независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим, бескорыстность. Матрена “не могла отказать” и даже “покидала свой черед дел”. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве (а именно так всегда и было). Матрена искренне радовалась за людей.
Она не была при этом аскетом — просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ (даже элементарных). Матрена “не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами”. Все это Матрена считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде — гибель в погоне за материальными благами, за заработком.
Заслуга А. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит “… посреди неба” изба праведницы Матрены.
Сочинение на тему Солженицын а. и. – Национальный характер в произведениях а. солженицына
Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-20
Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.
Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа.
Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только “простого человека”, а и представителей других слоев общества. Но именно в этих двух образах автор показал то, что создает истинную мощь России, на чем держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни, – и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту характеров. Своим существованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение.
Повесть “Один день Ивана Денисовича” – это не только описание одного дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевернутом мире сохраняет человеческое достоинство. При этом лагерь Солженицына – это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия. Условие выживания – сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести -рассказ о сопротивлении живого неживому, человека – лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому выживанию, а к выживанию духовному через все искушения лагеря. Шухов не один: с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжанин Х-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, бригадир Тюрин. Они не из тех, кто “подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать”.
Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой. Поэтому большинство заключенных относится к работе так: “для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху”. В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как и все поколения его предков, работать спустя рукава. В его работе – противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и споро, они сопротивляются несвободе лагеря. “Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули”. Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже после съема: “Без тебя же тюрьма плакать будет!”
Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта – отстаивание своей внутренней свободы. Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать себе. “Не подставляться” лагерю нигде – в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. “Миг – наш! Пока начальство разберется. ” – принцип Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на “шмоне” “кусок ножовочного полотна” – это его заработок, хлеб.
Иван Денисович прост, открыт, естествен, совестлив, привык “все брать на себя”. Он “никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился”. Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчитывать только на себя. Он “понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает”. Это внутренняя сущность русского крестьянина – человека глубинной народной породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов. Лагерь показывает нам расточительство народных сил: у Шухова “восьмилетняя катушка на размотье”, бригадир Тюрин, крестьянский сын, уже девятнадцать лет сидит, а “Кильдигсу двадцать пять дали”. При этом “времени-то не бывает подумать: как сел? да как выйдешь?” Все заключенные вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоять только здоровый народный инстинкт самосохранения, врожденная нравственность.
У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.
Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.
В поисках народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную Россию” и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности – Матрену Васильевну Григорьеву (“Матренин двор”).
На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”. Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно, с “теплым мурчанием”.
Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены – она была “в ладах с совестью своей”. Об этом образе Солженицын пишет: “Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это -праведники. ”
Как и Шухов, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира. Ока несет “просветление”, возвращает “доброе расположение духа”. Даже в моменты физической слабости “дела звали” Матрену “к жизни”. Так и жила она: “зимой салазки на себе, летом вязанки на себе”.
По Солженицыну, народному характеру свойственны независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим, бескорыстность. Матрена “не могла отказать” и даже “покидала свой черед дел”. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве (а именно так всегда и было). Матрена искренне радовалась за людей.
Она не была при этом аскетом – просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ (даже элементарных). Матрена “не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами”. Все это Матрена считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде – гибель в погоне за материальными благами, за заработком.
Заслуга А. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит “. посреди неба” изба праведницы Матрены.
Национальный характер в произведениях А. Солженицына: сочинение
- Добавить сочинение
- Карта сайта
- Обратная связь
- Биографии
- Главная
Классическая литература
- Андреев Л. Н.
- Анненский И. Ф.
- Ахматова А. А.
- Бабель И. Э.
- Бажов П. П.
- Бальмонт К. Д.
- Баратынский Е. А.
- Батюшков К. Н.
- Белинский В. Г.
- Бестужев А. А.
- Блок А. А.
- Булгаков М. А.
- Бунин И. А.
- Герцен А. И.
- Гоголь Н. В.
- Гончаров И. А.
- Горький А. М.
- Грибоедов А. С.
- Грин А. С.
- Гумилев Н. С.
- Державин Г. Р.
- Достоевский Ф. М.
- Есенин С. А.
- Жуковский В. А.
- Замятин Е. И.
- Зощенко М. М.
- Карамзин Н. М.
- Короленко В. Г.
- Крылов И. А.
- Куприн А. И.
- Лермонтов М. Ю.
- Лесков Н. С.
- Ломоносов М. В.
- Макаренко А. С.
- Маяковский В. В.
- Набоков В. В.
- Некрасов Н. А.
- Осоргин М. А.
- Островский А. Н.
- Пастернак Б. Л.
- Платонов А. П.
- Пришвин М. М.
- Пушкин А. С.
- Радищев А. Н.
- Салтыков-Щедрин М. Е.
- Сумароков А. П.
- Толстой А. Н.
- Толстой Л. Н.
- Тургенев И. С.
- Тютчев Ф. И.
- Фет А. А.
- Фонвизин Д. И.
- Чернышевский Н. Г.
- Чехов А. П.
- Шварц Е. Л.
- Шолохов М. А.
Зарубежная литература
- Вальтер Скотт
- Джеймс Олдридж
- Джек Лондон
- Джордж Байрон
- Иоганн Гёте
- О. Генри
- Проспер Мериме
- Роберт Бернс
- Эдгар По
А. И. Солженицын крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы ? идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение.
В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни остается личностью. Иван Денисович Шухов соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение. Шухов, заключенный Щ?854, жил, как и большинство, трудно, когда началась война. Ушел воевать и воевал честно, пока не попал в плен. Но ему присуща та твердая нравственная основа, которую так старательно стремились выкорчевать большевики, провозглашая приоритет государственных, классовых, партийных ценностей над ценностями человеческими. Что же помогло устоять Ивану Денисовичу?
Он принадлежит к тем, кого называют природным, естественным человеком, далеким от такого занятия, как размышление, анализ; в нем не пульсирует вечно напряженная и беспокойная мысль, не возникает страшный вопрос: зачем? почему? Дума Ивана Денисовича «все к тому же возвращается, все снова ворошит: не нащупают ли тайку в матраце? В санчасти освободят ли вечером? Посадят капитана или не посадят? И как цезарь на руки раздобыл свое белье теплое?» Природный человек живет в согласии с собой, ему чужд дух сомнений. Этой простой цельностью сознания во многом объясняется жизнестойкость Шухова, его приспособляемость к человеческим условиям.
Но приспособляемость Ивана Денисовича не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.
Природность Шухова связана, по мысли Солженицына, и с высокой нравственностью героя. Ему доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет.
Не мыслит своей жизни главный герой без труда, не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.
И на «объекте» он работает так же добросовестно, как и на воле, испытывая радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. Это отношение ? истинно народное, так от века жил крестьянин в согласии с собой и природными законами, именно этот народный опыт помогает главному герою сохранить свои мысли и внутреннюю свободу вне пределов досягаемости лагерной машины. Поэтому Иван Денисович умело складывает свой распорядок внутри лагерного, еще успевает и другим услужить, помочь, утешить словом и поделиться крохами еды и курева. В соответствии с этикой «серых зэков» он не упустит, однако, случая обмануть, обвести вокруг пальца, грубо толкнуть того, кого презирает, ? охранников, надзирателей, стукачей, доходяг… Он готов их понять, посочувствовать их тяжелому жребию, но уважать их не может.
Лагерная жизнь, как она регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто серые зэки. Шухов выбрал последнее, но и там определился по-своему, тихо и незаметно для всех стал праведником. И тем вручил себя вечности.
Еще одной праведницей является героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». И ей тоже нужно делать выбор, но уже между «быть» и «иметь». Матрена всегда предпочитала «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой, предпочитала давать окружающим ее людям ? знакомым и незнакомым, а не брать. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, она старалась «подсобить… мужикам», «в мужичьи дела мешалась». А те, кто застрял на переезде, погубили Матрену и еще двоих. И Фадей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, предпочитали иметь: один хотел за один раз «горницу» перевезти на новое место, другой ? за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.
Смерть героини раскрыла перед автором величественный и трагический образ Матрены. И рассказ ? это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой.
Об особом виде подвижничества пишет А. И. Солженицын в рассказе «Захар-Калита». Его герой беднейший мужик из села Куликовка, самовольно произвел себя в смотрители Куликова поля. Он не имеет даже избы, выпал из колхоза, из класса «колхозного крестьянства», и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 г. Это русский характер, близкий по духу многим героям нашей литературы. В нем страстное правдоискательство сочетается с вечной русской надеждой на «доброго барина», неподкупность и принципиальность ? с некой обреченной привычкой к тому, что «закон, что дышло» ? и ничего не докажешь. И еще в нем есть деликатность, самоотверженность в выполнении своего долга. «Сразу отпало все то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нем вчера… Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда». Перед нами человек с твердой гражданской позицией, любящий Родину, знающий ее историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа.
А. Солженицын своими произведениями вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость и услужливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».