Сюжетная картинка для составления рассказа 1 класс

Младшим школьникам необходимо научиться сформированной связной речи, от этого зависит на сколько успешно будет учится ребенок. картинки с сюжетами помогают

Младшим школьникам необходимо научиться сформированной связной речи, от этого зависит на сколько успешно будет учится ребенок. Картинки с сюжетами помогают развивать фантазию, учат развернутой речи, углубляют представление об обществе и природных явлениях.

Рассказ по картинкам 1 класс презентация

Как составить рассказ по картинке 1 класс

Дети должны уметь составлять рассказы о различных явлениях и предметах. Это может быть обычная кошка и даже предмет мебели.

Помогите ребенку составить рассказ, согласно рекомендациям:

  1. Нужно начать рассказ с темы, которая была обозначена, одним предложением. Например, «Я расскажу о персидской кошке».
  2. Описание должно включать характеристики предмета, всего 4 или 5. Пусть ребенок опишет как выглядит кошка (шерсть, окрас). Где кошка живет, приносит ли пользу, что ест. Можно рассказать какие повадки у кошки. Если описывается предмет неживой, нужно рассказать, зачем этот предмет нужен, из чего сделан (какой материал), состоит из каких частей.
  3. Подвести итоги — одно или два предложения.

Гусеница и домик. Ребенок должен разложить картинки с сюжетами последовательно, ответить на вопросы и составить рассказ самостоятельно.

Вопросы:

  1. Про кого будешь рассказывать?
  2. Придумай имя для гусеницы и расскажи про нее.
  3. Что гусеница делает летом?
  4. Куда гусеница заползла и что увидела?
  5. Что случилось с яблоком после того, как гусеница за него взялась?
  6. Что гусеница придумала в новом домике?
  7. Составь рассказ.

Образец, который можно использовать, чтобы помочь ребенку, если у него возникнут затруднения:

Жила себе поживала молодая гусеница зеленого цвета. Звали ее Настя. Летом хорошо гусеница проводила время. Она грелась на солнышке, лакомилась вкусными листочками, ползала по деревьям. Но, у Насти не было домика, и она хотела его найти и обосноваться в нем. Однажды залезла гусеница на яблоню, увидела красивое и большое яблоко и стала его грызть. Оно было вкусное и не заметила Настя, что прогрызла яблоко насквозь. Уютно и тепло было Насте в яблоке. Смастерила она дверцу и окошко и получился отличный домик.

Рассказ по картинке 1 класс азбука

Азбука, это первая книга ребенка, по которой он знакомится с буквами и учится читать. Если каждую букву будет сопровождать картинка, придуман сказочный герой, изучение алфавита превратиться в игру. Не все дети запоминают хорошо буквы. Картинки с буквами и маленький рассказ значительно облегчат задачу. На каждой карточке нарисована буква и известные персонажи сказок. Ребенок называет героя и пытается определить, как его зовут. Например, Айболит, начинается с буквы «А».

Составление рассказа по сюжетным картинкам 1 класс

Чтобы использовать картинки с сюжетами максимально, нужно их разрезать и попросить ребенка разложить их в логической последовательности. Затем спросите, почему он их разложил именно так. Пусть опишет сюжет, что происходит на картинках последовательно. В течении рассказа, задавайте наводящие вопросы. Составляя к каждому рисунку предложения и складывая из них рассказ, первоклассник развивается и готовиться к дальнейшему обучению, не только в первом классе, но и на всю жизнь.

Придумайте название к рассказу и запишите его, опираясь на вопросы.

Сюжетные картинки для составления рассказа, фото

Ребенок должен ответить на вопросы развернуто.

Картинки нужно расставить, соблюдая правильную последовательность и придумать рассказ.

Составление рассказа по картинке.

Сочиняем потешку.

Составление рассказа Осень

Ребенок смотрит на картинки и понимает, о чем идет речь:

  1. Рассказ о погоде, какое небо, какое солнце, какая погода, особенности осени.
  2. Что происходит осенью, какая растительность
  3. Как люди одеваются осенью.
  4. Как птицы себя ведут осенью.
  5. Как ведут себя животные осенью.
  6. Что делают люди осенью, какие работы проводят.
  7. Чем дети забавляются в это время года.
  8. Как ведут себя насекомые.

Например:

Пришла осень. Ночи стали длиннее, а дни короче. Солнце уже не греет так сильно и высоко не поднимается. На улицах лужи, потому что часто идут дожди. Ветер дует холодный. Начинается листопад. Листья меняют цвет и опадают. Люди убирают убирают урожай в садах и на огородах.

На улице холодает и люди одевают теплую одежду: плащи, куртки, шарфы и шапки. Обувают ботинки и сапоги. Если пойдет дождь, берут зонтики с собой. Птицы готовятся к зиме и перестают петь. Строят гнезда. Птицы перелетные улетают в теплые края. Осенью птицам нечего есть и становится холодно.

В лесу животные тоже к зиме готовятся. Они запасаются едой. Меняют свои летние шубы на зимние.

Взрослые на полях, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.

Дети с родителями ходят за грибами в лес. Гуляют в парках, делают из листьев букеты. Катаются на роликах и велосипедах.

Не видно больше насекомых в лесах. Они залезают в теплые места и впадают в спячку.

Учим детей 5-6 лет пересказывать,составлять рассказы по картинкам.

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

gg

gg1

gg2

 1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в
саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и
винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на
славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к
Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград.
Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на
помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня
собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не
страшна.
2. Беседа.
— О ком этот рассказ?
— Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
— Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
— Что выращивал в саду Ваня?
— А что в огороде Костя?
— Кто мешал Ване? А кто Косте?
— Как можно назвать гусениц и галок?
— Кто помог Ване избавиться от гусениц?
— А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
— Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

 Пересказ рассказа «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

ggf

ggf1

 1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
— Что там?
А дедушка ответил:
— Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
— А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
— Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
— Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
— Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушка. — Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
— О ком этот рассказ?
— К чему прислушивался дедушка?
— Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
— Что значит «лебеди трубят»?
— Кого увидела в небе Таня?
— Чего очень хотелось Тане?
— А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

yrtr

yrtr1

yrtr2

 1.Беседа по серии картин.
— Где гулял мальчик Коля?
— Чего было много вокруг дома?
— Почему Коля стоит в одном ботинке?
— Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
— Как вы думаете, он нашёл его?
— Кому рассказал Коля о своей потере?
— Кто стал искать ботинок после Коли?
— А после бабушки?
— Где Коля мог потерять ботинок?
— Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
— Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень
нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик
заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он
домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка.
Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор
вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

 Общая горка. Пересказ по картине.

ygfyu

 1.Беседа по картине.
— Какое время года изображено на картине?
— По каким признакам вы догадались, что это зима?
— Где собрались дети?
— Подумайте, кто построил горку?
— А кто из детей только что пришёл на горку?
— Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
— Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
— Как закончилась эта история?
— Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и
Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел.
Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки
и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел
съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
— Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
— Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин.

bh

bh1

bh2

 1.Беседа по серии картин.
— Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
— Почему вы так думаете?
— Откуда вернулись домой Саша и Маша?
— А откуда пришли папа и мама?
— Как называется вечерний приём пищи в семье?
— Что стала делать мама? Зачем?
— Какую работу выполняет Саша?
— Что можно приготовить из картошки?
— А чем занята Аня?
— Что она будет делать?
— Кого вы не увидели в кухне за работой?
— Какую работу выполнял папа?
— Когда всё было готово, что сделала семья?
— Как можно закончить наш рассказ?
— Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
— Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и
Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и
помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и
стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин.

huu

huu1

huu2

 1.Беседа по серии картин.
— Какой праздник приближается?
— Как вы можете это доказать?
— Чем заняты ребята?
— Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
— Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
— Они работают с удовольствием или нет?
— Какие получились у них украшения?
— Куда они повесили свои игрушки?
— Как дети проводили праздник?
— Во что они были одеты?
— Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник — Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
— Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и
цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные
украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы.
Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к
ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам
пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам.

uh

uh1

uh2

uh3

 1.Беседа.
— Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
— А если человека нет рядом, то что мы делаем?
— Что можно отнести к средствам связи?
— Что можно отправить по почте?
— Как раньше доставляли почту?
— Как работал телеграф?
— Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
— Что для этого используют люди?
— А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
— Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек
находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав
нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать
письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат
Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического
тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень
быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и
сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать
поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на
автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».

yh

 1.Беседа.
— Кого вы видите на картине?
— Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
— Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
— Кто сегодня трудится в живом уголке?
— Чем заняты Катя и Оля?
— Какие листья у фикуса?
— Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
— Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
— Какие птицы живут в живом уголке?
— Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
— Как ребята выполняют свою работу?
— Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и
ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они
идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья
Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной
тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше
нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она
насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его
клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых
попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все
очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

ih

ih1

ih2

 1.Беседа по серии картин.
— Какое время года изображено на картинке?
— Что вы можете сказать о погоде?
— Какой стоит снеговик?
— Кто пробегал мимо снеговика?
— Что он заметил?
— Что решил сделать зайка?
— Почему ему не удалось достать морковку?
— Что он задумал потом?
— Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
— Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
— Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
— Что происходит со снеговиком?
— Как светит солнышко на третьей картинке?
— На что похож снеговик?
— Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик,
которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у
снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а
зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс
лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и
сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно
начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с
удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

yhbjh

yhbjh1

yhbjh2

yhbjh3

yhbjh4

 1.Чтение сказки.
2.Беседа.
— О ком эта сказка?
— Чем занимались целый день мышата?
— Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
— Что нашёл петушок?
— Что предложили сделать мышата?
— Кто обмолотил колосок?
— Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
— Какую ещё работу выполнял петушок?
— А что в это время делали Круть и Верть?
— Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
— Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
— Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

 Составление рассказа «Откуда хлеб пришёл» по серии сюжетных картин.

ghkk

ghkk1

ghkk2

ghkk3

ghkk4

 1.Беседа.
— Какое время года изображено на первой картинке?
— Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
— Какую работу выполняет трактор?
— Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
— Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
— Когда созревает пшеница?
— С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
— Из чего пекут хлеб?
— А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
— Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
— Куда затем везут хлеб?
— Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы
вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в
сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт,
чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница
будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут
в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему
морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый,
душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

hjg

1.Беседа.
— Кого вы видите на картинге?
— Какие игрушки вы видите на картине?
— Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
— Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
— Когда это могло случиться?
— Как вы думаете, куда ходила мама?
— Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
— Чем занималась Катя? А Вова?
— А чьи бусы рассыпаны на полу?
— Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
— А кто их взял?
— Почему бусы оказались разорванными?
— Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они
обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и
стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она
взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала
Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с
Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама
вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя
стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не
выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа «Граница Родины — на замке» по серии сюжетных картин.

tfft

tfft1

tfft2

 1.Беседа.
— Кого вы видите на первой картинке?
— Куда они направляются?
— Что заметил пограничник?
— Кому он показал следы?
— К кому привели следы?
— Что в руках у нарушителя?
— Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
— Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
— Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
— Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины — на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат
Василий и его верный друг — пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие
следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён,
а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь
напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от
испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины — на замке.

3.Пересказ рассказа.

1. ДВЕ ЛЯГУШКИ.

841899 1

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Кто отправился в путь?

— Куда они шли?

— Что они несли?

— Что увидели лягушки?

— Что они решили?

— Что случилось с камнем?

— Кто кого испугался? Почему?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, что было дальше (Как черепаха и лягушки подружились, кто чем потом занимался).

2. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

841899 2

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— У кого день рождения? Кого он ждёт?

— Что он приготовил гостям?

— Кто спешит к медведю? Что они несут?

841899 3

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Расскажи, какой домик у медведя, что в нём есть?

3. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИГРУШЕК.

841899 4

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Какие игрушки были у детей?

— Что увидели дети после дождя?

— Как они решили поиграть?

— Кого они посадили в зонтик?

— Что случилось с зонтиком?

— Что случилось с игрушками?

— Что сделали дети?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Расскажи, как можно играть с игрушками.

4. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ПОДРУЖКИ.

841899 5

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда собралась девочка?

— Кого она оставила дома?

— Что увидела девочка, когда оглянулась?

— Что она сделала?

— Куда посадила девочка куклу в детском саду?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Расскажи, чем занималась девочка в детском саду, куда она ходила с ребятами, как играла с куклой, когда пошла домой?

5. НА ГОРКЕ.

841899 6

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— На чём Вова катался с горки?

— Кто с ним был? Как его зовут?

— Чего не заметил Вова?

— Как он обнаружил пропажу?

— Кто помог найти варежку?

— Как он её нашёл?

— Как Вова похвалил друга?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Подбери слова: щенок какой? (маленький, смешной,

глупый, умный, весёлый, резвый, быстрый, добрый,

любопытный, верный, преданный, внимательный и т.д.)

  1. Придумай, какие ещё истории могли произойти со

щенком зимой? (первая встреча со снегом, катание с

Вовой на санках, как Вова дрессировал щенка и т.п.)

6. ДОБРЫЙ ЗАЯЦ.

841899 7

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда отправился зайчик?

— Кого он увидел на ёлочке?

— Как зайчик помог белочке?

— Кого он встретил на поляне?

— Что он подарил ёжику?

— Кто ждал зайчика дома?

— Как встретили зайчика зайчата?

— Что зайчик принёс зайчатам?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, какие сказки зайчик рассказывал своим зайчатам. Начни так:

— Жила-была маленькая белочка…

— Жил-был колючий ёжик…

7. ВСТРЕЧА В ЛЕСУ.

841899 8

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда отправилась девочка?

— Кого она встретила в лесу?

— О чем они разговаривали?

— Как ёжик помог девочке?

— Как они попрощались?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай сказку про то, как девочка пошла в лес за малиной. Кого она встретила? Кто ей помог набрать малины?

8. ВОТ ТАК ПОЖАР!

841899 9

Задания для детей.

1. Ответь на вопросы:

— Кто шёл по лугу?

— Что он увидел в окне избушки?

— Что подумал утёнок?

— Что он сделал?

— Куда он вылил воду?

— Кто показался из окна?

— Что оказалось на самом деле?

2. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

Используемые слова: схватил, помчался, вдруг, выглянул (или показался)

9. ПОРОСЁНОК И САПОГИ.

841899 10

Задания для детей.

1. Ответь на вопросы:

— Где гулял поросёнок?

— Кого он встретил?

— Что понравилось поросёнку?

— О чём он попросил кота?

— Что ответил кот?

— Что сделал поросёнок?

— Где он ходил в сапогах?

— Какие сапоги он вернул коту?

— Что кот сказал поросёнку?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

Используемые слова: новые, блестящие, грязные,

топал по лужам, брызги во все стороны.

  1. Подбери слова:

Кот какой? (аккуратный, добрый, вежливый)

Поросёнок какой? (неряшливый, грязный, грязнуля)

10. ЦЫПЛЁНОК И ШАРИК.

841899 11

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Где шёл цыплёнок?

— Что он нёс в клюве?

— Кто спрятался за забором?

— Что он сделал?

— Что случилось с шариком?

— Что сделал цыплёнок? А петух?

— Кто это увидел?

— Что он сделал?

— Как радовался цыплёнок?

— Что ещё сделал поросёнок?

— Что было потом?

— Почему петух убежал?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай продолжение истории (Что предложил

цыплёнок поросёнку, как они играли вместе, что делали потом).

11. ГРИБНОЙ ДОЖДИК.

841899 12

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Где жили ежата? Кто с ними жил?

— Как ежата любили играть?

— Куда они пошли? Что нашли на поляне?

— Почему они стали спорить?

— Что помешало ежатам? Куда они побежали?

— Что увидели ежата, когда вернулись на поляну?

— Что сделали ежата с грибом?

— Почему гриб вырос?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, что было дальше (Кто встретил ежат, о чём

они говорили, что сделали с грибом).

12. СТИРКА.

841899 13

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— В чём девочка стирала бельё?

— Куда она стала вешать бельё?

— Кто бегал во дворе?

— Что он сделал?

— Что попыталась сделать девочка?

— Почему она заплакала?

— Кто помог девочке?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

  1. Придумай, какие ещё истории могли произойти со

щенком (встреча щенка с котом, с птичками, с пчёлами

и т. п.)

13. ЦВЕТЫ И ГРИБЫ.

841899 14

Задания для детей.

  1. Ответь на вопросы:

— Куда пошла девочка?

— Что она искала в лесу?

— А что увидела?

— О чем подумала девочка?

— Что она сделала?

— Что произошло дальше?

  1. Используя вопросы, составь рассказ по картинкам

и выучи его.

Используемые слова: поникшие цветы, садовая лейка,

удивилась, обрадовалась, полная корзинка грибов.

Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.

В  статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.

Этапы обучения.

1 этап — (младший возраст) — ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.

2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.

3 этап — (старший возраст) — дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.

4 этап — (подготовительная группа) —
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);

образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам — командами);

рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
«Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов»;

Image1516

модели для составления рассказа
(пиктограммы — условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, «говори
выразительно»)

В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.

Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).

Image1517

В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети
перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на
этой картине?» — называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом «Что это?» — требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация
речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…». В
старших группах это социальные мотивы
(«Придумайте сказки для малышей», запишем самые
интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.

Image1518

На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные
    предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название
    детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится».

На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.

Программное содержание:

— учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;

— закрепить словарь;

— формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:

«В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими».

По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ
по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта
; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок. правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

отвечать на простые вопросы учителя;

формировать умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;

формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

формировать интерес (мотивацию) к обучению;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

формировать умение организовывать своё рабочее место;

формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке.

Виды работы на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование урока: серия сюжетных картинок, мультимедийный проектор

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа.

Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь. Удивитесь.

Рассердитесь. Улыбнитесь.

Тихо за парты садитесь.

— Ребята, пока я готовилась к сегодняшнему занятию, я старательно развесила карточки с надписями на доске, но сквозняк не только сорвал, но и перепутал их. Помогите, пожалуйста, расположить эти единицы речи в порядке увеличения.

ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ* Назовите самую масштабную из них. (ТЕКСТ)

— Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?

•. Мы не раз сочиняли с вами истории, читали сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст?

— А каким образом можно работать с текстом? Что бы вы предложили делать?

(составлять предложения, а из предложений составлять текст).

— Прежде, чем я открою тайну и скажу, чем еще мы будем заниматься сегодня, я хочу предложить вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, кто будет героем нашего урока.

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж)

— Есть ли хоть один человек в классе, кому не знаком бы был этот зверек?

— А что вы знаете о нем?

— Мне хочется немного добавить к вашим ответам и тоже рассказать кое-что интересное о ежах.

Ё Ж

Обыкновенный еж выглядит достаточно небольшим. Этот колючий зверек имеет длину тела в пределах 20-30 см и совсем коротенький хвостик в 3 см, который незаметен под его шубкой. Также у животного есть хвост, который вырастает от 1 до 21 см в длину.

Но, несмотря на такую милую и забавную внешность, еж обыкновенный может похвастаться наличием маленьких, но острых зубов. На верхней челюсти у него их 20, а на нижней – 16. Каждая из его лап содержит 5 пальцев.

Что отличает ежа от других животных?

Ну и конечно, самым главным отличительным признаком ежа являются его иглы. Благодаря им еж выглядит не так уж и безобидно. Наверняка каждый задавался вопросом, а сколько иголок у ежа? Так вот, обычно у взрослого ежа 5-6 тысяч игл. Молодые ежи имеют около 3 тысячи иголок. У старых ежей вырастает до 10 тысяч иголок.

Живут ли ежи в нашей местности?

Еж живет в разных местах, но избегает больших болот и густых хвойных лесов. Еж обитает, отдавая предпочтение опушкам, перелескам и небольшим полянам. Также часто еж живет рядом с человеком. Поэтому найти ежа в городском парке или на даче – обычное дело.

Ежи живут, проявляя активность в ночное время суток. Днем ежи живут, находясь в своих гнездах, где они могут комфортно отдохнуть. Ежи устраивают свои гнезда в кустах, ямах, в корнях деревьев или в пустых норах грызунов.

Они шумно фыркают и издают разные звуки, похожие на чиханье.

Ежи умеют плавать

Летом еж готовится к зиме и накапливает жировые запасы на зиму, ежи впадают в зимнюю спячку, плотно закрывая вход в нору. Обычно спячка длится с октября по апрель.

После спячки это насекомоядное животное не сразу выходит из гнезда, а ждет, пока температура воздуха не повышается до 15 °C.

Для чего ежу иголки?

Но иглы ежа требуют тщательного ухода, ведь колючки собирают клещей и прочих паразитов.

В таких случаях освободиться от паразитов помогает кислота, которую выделяют фрукты. Поэтому ежи катаются на подгнивающих яблоках или других фруктах. Такое поведение заставляет заблуждаться, думая о еже, как о страстном любителе яблок, который накалывает их на иголки и носит на спине в свою нору. Но это не так, еж больше предпочитает насекомых.

Можно смело сказать, что еж – всеяден. Единственное, чего ежу нельзя – это молочные продукты.

В исключительных случаях еж ест даже гадюку. Ведь ежи невосприимчивы к змеиному яду и не только. Высокотоксичный яд, содержащийся в других животных, на это насекомоядное млекопитающее не действует

Лысый ёж обитает на равнинах и в предгорьях, предпочитая каменистые и песчаные ландшафты. Ареал частично проходит по Аравийскому полуострову, островам Персидского залива, через Иран и Пакистан до Казахстана. Занесен в Красную книгу Узбекистана, а также охраняется государством на территории Туркмении.

— Ёжик нередко становился героем разных историй, сказок, мультфильмов. Угадайте, каких.

— Сегодня на занятии вы узнаете еще одну интересную историю, переданную в картинках. Художник нарисовал их для нас, а, вот, саму историю не записал. Рассмотрев эти картинки, вы сами расскажете, что произошло.

— Итак, внимание! Первая картинка.

525612 1

— Где будут происходить события нашего рассказа?

— Какое время года изображено на иллюстрации? Докажите.

— Какие слова вы подобрали бы, чтобы описать осень?

— Можно ли назвать её щедрой? Почему?

— Почему улыбается ёжик? (он рад хорошему урожаю)

— На его мордочке читается и озабоченность. Что может его беспокоить? (не знает, как унести яблоки.)

— Настало время увидеть еще одну из картинок.

525612 2

— Похоже, зверьку все же удалось наколоть на иголки все яблочки. Интересно, как он это сумел сделать? Ваши предположения.

— Я вам скажу по секрету, что картинок всего четыре, и вы видите только первую и последнюю. Как вы думаете, что же может быть нарисовано на двух пропущенных картинках?

— Давайте посмотрим, что же произошло на самом деле.

— Настало время показать вам оставшиеся иллюстрации.

525612 3525612 4

А для удобства на ваших партах есть их уменьшенные копии. Попробуйте расположить их в нужном порядке.(РАБОТА В ПАРАХ)

— Художник нарисовал интересную историю, а мы давайте её теперь расскажем.

— С чего бы началась ваша история? (Наступила осень) ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ!

— Что изменилось в саду с приходом осени, какие фрукты созрели?

— Давайте украсим наше предложение, добавив слова, которыми можно было бы описать яблоки. Какие яблоки могли созреть?

КРАСНЫЕ СПЕЛЫЕ СОЧНЫЕ СЛАДКИЕ КРУПНЫЕ

— Что же сделал с этими яблоками ёжик?

— О чём подумал зверек, глядя на большую кучку фруктов?

— Тогда ёжик… (забрался на дерево и упал иголками вниз)

— Как вы думаете, доволен ли ёж? Какие чувства он испытывает?

-Ну, вот, мы сочинили с вами историю, которую я попыталась записать. Но некоторые слова позабыла. Помогите, пожалуйста их вспомнить и заполнить текст.

— Какую часть текста вы подписали бы под 1 картинкой? Какая соответствует 2,3?

— А что бы вы записали под 4 картинкой?

— Я прошу еще раз вернуться к нашему тексту и проверить, ничего ли мы не забыли? (мы забыли продумать конец истории, самое последнее предложение.)

— Чем последнее предложение будет отличаться от остальных? О чём оно может быть?

— Есть ли за что похвалить себя ёжику? А вы хотели бы его похвалить? Какие слова вы сказали бы ему? Как, с какой интонацией вы бы сделали это?

— Прекрасная получилась история. Но чего-то не хватает… Вам не кажется? Чего же?

(НАЗВАНИЯ) Как бы вы назвали наш рассказ?

— Ребята, сколько частей получилось в нашем тексте? (три) Как вы догадались об этом? Мы успели уже не раз их перечитать и, наверняка вы сможете установить их правильный порядок.

— Как вы думаете, а могла ли такая история произойти в действительности?

— Какими качествами обладает этот зверёк? (умный, догадливый, смекалистый, находчивый)

— Приходилось ли вам в каких-нибудь ситуациях в жизни проявлять догадку, смекалку?

— Сегодня мы все примерили на себя профессию писателя. Чем мы были заняты весь урок?

— У меня для вас сюрприз. На ваших партах лежат маленькие раскраски умного ёжика и если вы узнали сегодня что-то новое, если вам понравилось работать, — раскрасьте яблочко в его лапках в красный цвет, а если вам что-то было трудно и непонятно, то в зелёный. Если вам не понравилось совсем, оставьте яблочко нераскрашенным.

525612 5

— Покажите, пожалуйста , что держат ваши ёжики.

  • Сюжетная линия сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сюжетно композиционные особенности повести один день ивана денисовича и рассказа матренин двор
  • Сюжет сказки храбрый портной для читательского дневника
  • Сюжет сказки цветик семицветик учи ру
  • Сюжет сказки спящая красавица шарль перро