Тема: «Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке «Мебельный магазин».
Цель: формирование лексико – грамматической компетенции и связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
— уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по лексической теме;
— учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке;
— учить логическому построению высказывания;
Коррекционно – развивающие:
— развивать общую, мелкую моторику;
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения цели;
— согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными;
— развивать память, внимание, мышление;
Коррекционно – воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратное отношение к предметам мебели.
Оборудование: предметные картинки: диван, комод, кровать, шкаф, стол, стул, кресло; сюжетная картинка «Мебельный магазин» (пособие Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н), мячик, магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный этап.
— Ребята, сегодня мы поговорим о мебели и отправимся в путешествие. Хотите? (Да). А куда мы отправимся, вы узнаете попозже.
На доске вы видите картинки. Нужно выбрать одну картинку с мебелью и назвать ее ласково. Игра «Назови ласково» ( кресло – креслице, диван – диванчик…)
Дети поочередно по предъявленным картинкам называют мебель и садятся на места (картинку забирают с собой на стол).
2.Коррекционно –развивающий этап.
Упражнение «Мебельный магазин».
— Что это все такое? (Мебель).
— Где продают мебель? ( В магазине).
— Как называется магазин, где продают мебель? (Мебельный магазин).
— Сегодня мы отправимся в путешествие в … мебельный магазин.
В мебельном магазине много разной мебели. Назовите мебель со словом «много» ( например, кресло – много кресел, стол – много столов и т.д.) Игра «Один – много».
Давайте представим, что вы купили эту мебель. Назовите ту мебель, про которую можно сказать «Моя (напр., моя кровать), «мой» (мой диван, мой комод, мой шкаф, мой стол, мой стул), «моё» (моё кресло). Игра «Моя, мой, моё».
Игра «Ответь на вопрос».
— Для чего ты купила (а) стул? (Я купил(а) стул, чтобы на нем сидеть.)
— Для чего ты купил(а) кровать? (Я купил(а) кровать, чтобы на ней спать.)
И т.д.
— Для чего нужна мебель? (Мебель нужна для того, чтобы было удобно и комфортно жить.)
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и
стучим кулачками.
Игра «Отгадай –ка». Картинки с отгадками дети вывешивают на доску.
Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки.
(Стол.)
Я удобный, очень мягкий, и нетрудно угадать –
Любят взрослые и дети посидеть и полежать.
(Диван).
Меня в комнате каждый приметит.
Я большой и красивый, заметьте.
Много ящиков есть, есть и полки,
Полированных дверец – три створки.
(Шкаф).
Спинка есть, а не лежит,
Четыре ножки, а не ходит,
Он всегда стоит, всем сидеть велит.
(Стул.)
Игра «Назови части».
Уточняем знания детей: у стула есть 4 ножки, спинка и сиденье.
У стола есть 4 ножки и крышка (столешница).
Игра «Что изменилось?» с 5 картинками: стол, диван, шкаф, стул, кровать.
Динамическая пауза «Магазин».
Утром в магазин пойдем, (ходьба на месте)
Мебель там приобретем:
Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет, (приседают)
Кровать – на ней нам будет мягко спать. (кладут сложенные ладони под левую щеку)
Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют левую ладонь, чтобы получился «стул»)
И стол еще. (разводят руки в стороны)
Работа с сюжетной картинкой «Мебельный магазин».
Рассмотреть картинку и обсудить, что на ней нарисовано (объяснить слово «фургон» — грузовая машина с закрытым кузовом).
Вопросы:
-В каком магазине была семья? (Семья была в мебельном магазине.)
— Что купила семья? (Семья купила стол, стулья, кресла, кровать, шкаф и тумбочку.)
— Что делает папа? (Папа помогает грузить мебель в фургон.)
— Куда семья привезет мебель? (Семья привезет мебель в свою квартиру.)
— Куда мама и папа поставят большой деревянный шкаф и широкую мягкую кровать? (Папа и мама поставят большой деревянный шкаф и широкую мягкую кровать в спальню.)
— Где будут стоять тумбочка для телевизора и два мягких кресла?
(Тумбочка для телевизора и два мягких кресла будут стоять в гостиной.)
— Куда поставят круглый стол и стулья? (Круглый стол и стулья поставят на кухню.)
— Как будет в квартире? ( В квартире будет уютно, удобно и красиво.)
Упражнение «Послушай и перескажи».
Прочитать рассказ, составленный из ответов на вопросы.
1 ребенок пересказывает рассказ.
3. Итоговый этап.
— Встанет с места тот, кто подберет к слову «мебель» слово –признак.
Мебель (какая?) – красивая, удобная, мягкая, кожаная, деревянная, новая, старинная …
Конспект занятия на тему:
«Мебель. Составление рассказа
по сюжетной картинке «Мебельный магазин»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
Подготовила:
учитель –логопед Злобина О.В.
Самоанализ подгрупповой образовательной деятельности по теме:
«Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке
«Мебельный магазин».
Подготовила:
учитель –логопед Злобина О.В.
Тема подгрупповой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности: «Мебель. Составление рассказа по сюжетной картинке «Мебельный магазин».
1.Замысел занятия: путешествие в мебельный магазин.
План:
1.Организационный этап
Игра «Назови ласково»
2.Коррекционно –развивающий этап
Игра «Мебельный магазин»
Игра «Один –много»
Игра «Мой, моя, моё»
Игра «Ответь на вопрос»
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Игра «Отгадай –ка»
Игра «Назови части»
Игра «Что изменилось?»
Динамическая пауза «Утром в магазин пойдем»
Работа с сюжетной картинкой «Мебельный магазин»
Упражнение «Послушай и перескажи»
3.Итоговый этап.
Игра «Подбери слово –признак»
Мебель (какая?) – удобная, красивая, новая…
2.Тема «Мебель» поможет в усвоении таких последующих тем, как «Мой дом, моя квартира».
3. Цель: формирование лексико – грамматической компетенции и связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
— уточнять, расширять и активизировать словарь семантического поля по лексической теме;
— учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке;
— учить логическому построению высказывания;
Коррекционно – развивающие:
— развивать общую, мелкую моторику;
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— развивать умение использовать в речи сложноподчиненные предложения цели;
— согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё» с существительными;
— развивать память, внимание, мышление;
Коррекционно – воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратное отношение к предметам мебели.
4. Выбрала такую структуру образовательной деятельности потому, что именно в игровой форме происходит более быстрое усвоение материала, дети заинтересованы.
5. Словесные и наглядные методы прекрасно сочетались в данном занятии.
6.Условия для проведения данной образовательной деятельности были благоприятные (психологическая обстановка спокойная, доверительная; наглядный материал современный и доступный; по времени занятие длилось 30мин, что соответствует СанПиНу.
7.Отклонений от плана ОД не было.
8. Таким образом, цель и задачи, поставленные на ОД, — достигнуты. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе ОД были решены, удалось избежать перегрузки благодаря пальчиковой гимнастике и динамической паузе, а также быстрой сменой игровых упражнений.
Библиографическое описание:
Курмакаева, Г. З. Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3918/ (дата обращения: 10.01.2022).
Семья! Что может быть теплее, ближе, роднее, дороже для маленького человека? «Дерево держится корнями, а человек семьей».
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
- Образовательная: обогащать и активизировать словарь детей; помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения, обучать детей понимать содержание картины, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям.
- Развивающая: развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; развивать зрительское восприятие, внимание, воображение, словесно-логическое мышление.
- Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
- Предварительная работа: беседы о семье и ее членах, рассматривание семейных альбомов, сюжетных картин, чтение рассказов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, стихотворений, пословиц, загадок, поговорок о семье.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Наша семья», индивидуальные карточки.
Ход занятия:
- Организационный этап, создание положительного настроя на организованную образовательную деятельность
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Как вас ласково называют дома?
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека, о близких людях, родном доме.
Это наш уютный дом,
Всей семьей мы в нем живем!
В нем тепло, любовь и ласка,
Жизнь похожа в нем на сказку…
Игра «Подбери признаки идействия»
— Мама (какая?) — умная, добра, красивая, нарядная, трудолюбивая, заботливая…
— Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает, работает, стирает…
— Папа (какой?) — сильный, добрый, умный, заботливый, спортивный, надежный…
— Папа (что делает?) — работает, заботится, помогает, водит, плавает…
- Введение втему
Воспитатель: Укаждого человека должна быть семья, где все заботятся друг о друге и помогают друг другу. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сестры…
Чтоб жизнь была веселой
И от улыбок пестрой.
У каждого на свете,
Детишек, птиц, зверья,
Должны быт те, кто дорог –
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье –
Подарок самый-самый!
— Сегодня мы поговорим о семье, которая изображена на картине, и составим рассказ о ней.
- Беседа по сюжетной картине
— Кто изображен на этой картине?
— Как можно назвать их одним словом?
— Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?
— Назовите всех членов семьи.
— Чем они занимались до того, как собрались вместе?
— Чем заняты члены семьи сейчас?
— Какое настроение у взрослых и детей?
— Какая это семья? (большая, дружная, веселая…)
— Какое название можно дать этой картине?
- Игра «Дополни предложение»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Дополни предложение». И дополнять будем словом «семья».
− У меня дружная … (семья)
− Я не смогу жить без своей дружной … (семьи)
− Я благодарна своей дружной … (семье)
− Я люблю свою дружную … (семью)
− Я горжусь своей дружной … (семьей)
− Я расскажу вам о своей дружной … (семье)
- Составление рассказа
Воспитатель: А теперь, ребята, будем составлять рассказ по картине. Еще раз внимательно рассмотрите картину. И подумайте, с чего вы начнете рассказ.
Ответы детей сравниваются, из них отбирается наиболее подходящий. Воспитатель предлагает начать рассказ с того, что происходило до того, как семья собралась вместе, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают. Потом дети придумывают название рассказа («Семья», «Дружная семья», «Все дома» …)
Заслушивается один рассказ.
- Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальчиком пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальчики на руке)
- Самостоятельное рассказывание
Сначала дети рассказывают по цепочке, потом 2 ребенка рассказывают самостоятельно.
Примерный текст:
Семья
Папа и мама вернулись с работы. По дороге они забрали Ксюшу из детского сада. Максим пришел из школы. Дома их радостно встретили бабушка и дедушка. Они пригласили всех к столу. После вкусного ужина каждый занялся своим любимым делом. Бабушка села в кресло и принялась вязать внучке шарфик. Ксюша села рядом на стульчик и стала читать. Дедушка решил покормить рыбок. Максим с папой стали играть в шахматы. Мама хотела почитать книгу, но заинтересовалась их игрой. Как замечательно жить в такой семье!
- Работа по индивидуальным карточкам
Воспитатель хвалит детей за рассказы, убирает картину. Дети переворачивают индивидуальные карточки. Воспитатель читает загадку:
Две матери, две дочери
Да бабушка с внучкой,
А всего их трое.
Задание:
— Покажите на рисунке:
— Где две матери?
— Где две дочери?
— Где бабушка и внучка?
- Итог занятия, рефлексия
Воспитатель:
— Что мы сегодня делали на занятии?
— Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ?
— Кто самый старший в семье?
— А кто самый младший?
— Какая это семья?
Литература:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5до 6 лет)
- Шорыгина Т. А. Моя семья (Детям о самом важном). Методическое пособие.
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.
- Стихотворение Натали Симоний «Семья — большое счастье» (из интернет пространства)
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, воспитатель, картина, рассказ, член семьи, друг, игра, мама, сюжетная картина.
Похожие статьи
Проект «Моя семья». 2-я младшая группа (3–4 года)
Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья».
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, член семьи, ребенок, семья, игра, друг друга, генеалогическое древо, мой проект, перспективный план, бабушка.
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому…
В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Работа над проектом имеет большое
Родителям провести беседы с детьми об истории своей семьи; «Семейный герб», эмблему
Родителям вместе с детьми подготовить рассказ «Наши семейные увлечения»; Родителям…
Совместная работа родителей и детей в рисовании
В семье закладываются семена добра и любви к людям, именно в ней ребенок получает первые уроки любви к ближним, уважения.
Словесный метод включает в себя беседу, рассказ. Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.
Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению…
Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
ООД по развитию речи «Маша готовится к школе»…
Оборудование: презентация, сюжетная картинка по теме «Труд людей весной», аудиозапись с песней Маши, карточки с животными и их детенышами, схемы для составления предложений, карточки- анаграммы, карточки-смайлики, интерактивное задание «Собери портфель». Ход ООД
Конспект ООД «Ознакомление с окружающим миром» в средней…
Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.Учить правильно, называть всех членов семьи.
Дети:Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель помогает детям составлять рассказ осемье, задавая наводящие вопросы.
Социальное развитие детей дошкольного возраста через…
Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет
ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир…
Интегрированное занятие в средней группе по теме: «Семья»
Расширить представление детей о семье, уточнить понятие «семья», «родственники». Учить счёту, пространственной ориентировке.
Учить детей составлять рассказ на тему «Моя семья» с помощью схемы. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Изучение родословной детьми дошкольного возраста в контексте…
Требованиями современности определена важность ориентации личности на систему семейных ценностей, традиций, приоритет семьи и детей.
Составление родословной – это такой вид деятельности, который способен увлечь не только детей, но и захватить всех членов их семьи.
Гендерная социализация дошкольников | Статья в сборнике…
Важно, чтобы у воспитателя и детей складывались теплые отношения, которые позволяют ребенку правильно, без страха ориентироваться в этом сложном мире.
Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития… Учет гендерных особенностей дошкольников…
Цели:
коррекционно-образовательные:
—обучать детей понимать содержание картины;
—учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;
коррекци онно-развивающие:
—развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
—учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
— активизировать словарный запас;
коррекционно-воспитательная;
— воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование: сюжетная картина «Семья» (рис. 16).
Предварительная работа: рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В, Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик-помогай».
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно подберет признаки и действия.
—Мама (какая?) — умная, добрая, заботливая и т.д.
—Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает и т.д.
—Папа (какой?) — …
—Папа (что делает?) — …
2. Объявление темы.
У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.
3. Беседа по сюжетной картине.
—Кто изображен на картине?
—Как можно назвать эту картину?
—Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?
—Назовите всех членов семьи.
—Чем они занимались до того, как собрались вместе.
—Чем заняты сейчас?
—Какая это семья? (Дружная, большая, веселая и т.д.)
—Какое настроение у взрослых и детей?
4. Составление рассказа.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Затем обращается к ним с вопросом: «Как вы начнете рассказ?» Ответы детей сравниваются, из всех отбирается наиболее подходящий. Затем логопед предлагает детям начать рассказ, но уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжат и заканчивают. Сначала расскажите о том, что происходило до того, как семья собралась, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье.
Заслушивается один рассказ.
5. Физкультминутка.
Брату впору башмаки. Не малы, не велики. | Дети топают ногами. |
Мальчик с толком, С расстановкой, Занимается обновкой. | Ноги на ширине плеч. |
То погладит башмаки, | Наклон к правой ноге. |
То потянет за шнурки. | Наклон к левой ноге. |
Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! 3. Александрова | Энергично шагают на месте. |
6. Рассказы детей.
Дети выбирают следующих рассказчиков и продолжают составлять рассказ.
Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.
Семья Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.
После коллективного рассказывания 1—2 детей логопед просит составить рассказ самостоятельно.
7.Итог занятия.
—Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ,
—Кто самый старший в этой семье? А самый младший? Какая это семья?
8.Домашнее задание.
Нарисовать картину «Я и моя семья».
Занятие 17. Пересказ сказки «Две косы»*
* Текст представляет собой литературную обработку сказки К.Д. Ушинского «Два плуга».
Цели:
коррекционно-образовательная:
— учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;
коррекционно-развивающие:
— активизировать словарь по теме;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.
Оборудование: текст сказки «Две косы» (в обработке К. Нефедовой), предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой).
Предварительная работа: чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы?
—Косарю нужна — коса.
—Дворнику — метла.
—Повару — поварешка.
—Лесорубу — …
—Почтальону — …
—Портнихе —…
—Парикмахеру — …и т.д.
2.Объявление темы.
Выставляются предметные картинки: две косы. Чем они отличаются? (Ответы детей.) Сегодня из сказки «Две косы» мы узнаем, почему эти две косы такие разные.
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением*.* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 115).
Объяснение малопонятных слов и выражений:
сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.
—Что такое коса? Для чего нужна коса?
—Как выглядели косы в рассказе?
—Чем они похожи, а чем отличаются?
—Почему одну косу можно назвать труженицей?
—А почему вторую — бездельницей?
—Какую косу для работы вы бы себе выбрали?
—Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?
—Кого больше уважают?
4. Физкультминутка «Плотник».
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. | Дети парами «пилят» пилой. |
Это плотник делает, Рамы и полы. | Руками рисуют квадрат. |
Топором, рубанком, Выстругивает планки. | Изображают работу топором, затем рубанком. |
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. С. Баруздин | Стряхивают «опилки» с рук и одежды. |
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия.
—Почему две косы выглядели по-разному?
—Объясните: о каком человека говорят «труженик», а о каком «бездельник»!
Литература
Конспект (Прилож. №1)
- Расширить и закреплять знания детей о городском транспорте, классифицировать его, выделять существенные признаки.
- Активизировать словарь салон, капот. Закреплять практическое использование в речи глаголов с разными приставками.
- Продолжать обучать составлению предложений, рассказов по заданной схеме. Продолжать отрабатывать силу голоса в упражнениях и играх.
Подготовка к зиме.
(В.В. Гербова с.35)
2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Лес как экосистема .
(В.В.Гербова с.33)
2. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
3. Воспитывать интерес к окружающему, к познанию мира, наблюдательность, любознательность.
- Сад, огород.
(Приложение №2)
2. Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам. Расширять и активизировать глагольный словарь и словарь признаков и антонимов. Формировать навыки диалогической речи через умение задавать вопросы и давать развернутые ответы. Развивать внимание, память, мышление.
3. Воспитывать умение проявлять инициативу, самостоятельность, активность.
(В.В.Гербова с.41)
2. Совершенствовать координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.
3. Воспитывать интерес к чтению, вызвать эмоциональный отклик на произведение.
Конспект (Приложение№3)
- Обобщить и закрепить знания детей по теме «Транспорт»; учить образовывать приставочные глаголы.
- Развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных); развитие слухового восприятия.
- Воспитание уважения к труду взрослых, аккуратности, трудолюбия.
Конспект (Приложение №4)
- Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни. Способствовать социально-нравственному развитию.
- Развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать. Учить называть полным именем своих родителей. Познакомить с понятием «отчество». Дать представление о документе «Свидетельство о рождении».
- Воспитывать чувства самоуважения и уважение друг к другу, к окружающим людям.
(В.В.Гербова с.32)
2. Учить детей составлять словесный портрет человека.
3. Вызывать у ребенка потребность рассказывать о себе. Развивать умение замечать различия между людьми.
4. Воспитывать интерес к окружающим людям.
- Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире.
- Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствовать умение составлять рассказы по воображению.
- Воспитывать интерес к окружающему, желание беречь свой дом и украшать его.
Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, указание.
- Учить внимательно рассматривать картину, составлять рассказы.
- Совершенствовать умение озаглавливать картину, составить план рассказа. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
- Воспитывать умение проявлять инициативу, самостоятельность, активность.
Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, указание.
- Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение.
- Развивать речевое дыхание, интонацию и выразительность речи.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к народным традициям, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности, приобщать к поэтическому складу речи.
(В.В.Гербова с.62)
2. Совершенствовать координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.
3. Воспитывать интерес к чтению, вызвать эмоциональный отклик на произведение
Рассматривание, игра, речевой образец, объяснение, указание, рефлексия.
(В.В. Гербова с.55)
2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
(В.В.Гербова с.44)
2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
(В.В.Гербова с. 70)
2. Развивать умение связно, последовательно описывать случаи из жизни, учить соблюдать логику развития сюжета, делать выводы.
3. Воспитывать уважение к сверстникам, усидчивость.
(В.В.Гербова с.54)
2. Развивать у детей логическое мышление и долговременную память; — развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова; — развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план.
3. Воспитывать нравственные качества; — формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности.
Конспект (Прилож. №5)
- Познакомить детей с суровым климатом Севера, животными, обитающими в этих краях.. Учить детей сравнивать животных по внешнему виду, образу жизни, характеру питания, месту обитания, выделить характерные признаки для сравнения.
- Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях Закрепить знания новых слов, учить согласовывать числительные с существительными.
- Воспитывать бережное и трепетное отношение к животным.
Конспект (Прилож.№6 )
- Расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный анализ. Описывать животных с помощью схемы;
- Работать над развитием внимания, памяти, активизацией словаря детей, способствовать активизации, стимулированию и упражнению зрительных функций;
- Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
(В.В. Гербова с.41)
2. Формировать умение наиболее точно подбирать слова, для характеристики выделяемых особенностей предмета, обосновывать свой ответ;
3. Развивать внимание, умение слушать товарища, интерес к подводному миру, любовь к природе и окружающему миру.
Конспект
(Прилож.№7 )
- Учить детей образовывать сущ. мн. числа от ед., образовывать сущ.ед. и мн. числа в родительном падеже, сущ. с умен.-ласк. суффиксами, образовывать и практически применять относительные прилагательные и антонимы.
- Формировать представления о различных видах одежды, обуви, головных уборов и их деталей (манжеты, рукав, каблук, пуговицы и т.д.), о профессиях, связанных и с изготовлением одежды, обуви, головных уборов; развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память.
- Воспитывать терпимость по отношению друг к другу, уважение, дружеские отношения.
- Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, уточнять и расширять словарный запас по данной теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи (подбор существительных к глаголам), развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
- Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
(В.В. Гербова с.72)
2. Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей. Совершенствовать умение составлять рассказы по воображению.
3. Воспитывать интерес к окружающему, желание беречь свой дом и украшать его.
(Прил.№10)
- Способствовать накоплению знаний детей о военных профессиях. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Обогащение словарного запаса у детей, развивать умение слушать и слышать вопрос, развивать связную речь, развивать умение обобщать.
- Воспитывать патриотические чувства.
Конспект (Прилож.№9)
2. Обогащать и активировать словарь детей, расширять знания детей об обычаях и традиционных календарных праздниках.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к народным традициям, доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.
2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
3. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
(В.В.Гербова с.79)
2. Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога), развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
3. Воспитывать интерес к произведениям русских писателей, приобщать к поэтическому слогу речи.
Конспект (Прил..№11)
- Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара. Подводить к пониманию вероятных последствий детских шалостей с огнём.
- Формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, знаний адекватного поведения в пожарных ситуациях. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки. Закреплять правила поведения при пожаре
- Воспитывать ответственность, отзывчивость, умение помогать попавшим в беду людям.
Конспект
(Прил..№12)
- Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; продуктах питания; труде повара.
- Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Развивать грамматический строй речи, навыки слогового анализа слова. Развивать координацию речи с движениями. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
- Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Конспект (Прил.№13 )
2. Закрепить умение составлять пересказ с опорой на модели (схемы). Расширять словарный запас детей. Развивать умение пересказывать рассказ .
3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».
Конспект
(Прил. №14 )
- Расширить кругозор детей по теме «Космос».
- Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
- Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний. Воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру.
(В.В.Гербова с.71)
2. Продолжать развивать речь детей, любознательность, воображение, память.
3. Воспитывать интерес к чтению, вызвать эмоциональный отклик на произведение.
Конспект
(Прил. №15 )
- Рассказать детям об истории праздника; продолжать учить детей охранять природное сообщество нашего края, учить правильно себя вести в чрезвычайных ситуациях на природе.
- Развитие речи, умения вести диалог между сверстниками.
- Воспитывать любовь к родному краю.
(Прил. №16)
- Познакомить с правилами поведения в театре; дать первоначальные сведения о профессиях людей театра, назначении некоторых театральных помещений.
- Продолжать развивать речь детей, любознательность, воображение, память. Закрепить ранее выученные правила поведения в общественных местах.
- Воспитывать любовь к театру стремление к осознанному выполнению правил.
- Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников. Познакомить детей с основными событиями Великой Отечественной войны.
- Закрепить знания детей о том, что 9 Мая — День Победы. Закрепить знания о том, как люди защищали страну, как помнят и чтят подвиги своих героев. Развивать представление о разных видах войск.
- Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.
(В.В.Гербова с.73)
2. Совершенствовать умение озаглавливать картину, составить план рассказа. Расширять представление о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким.
3. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Беседа, рассматривание, составление рассказов.
(В.В.Гербова с. 81)
- Расширить представление детей о луговых растениях.
- Использовать умения: выявлять, что необходимо для решения проблемы, составлять план работы, подбирать и составлять необходимые цвета, разгадывать загадки логическим способом, составлять загадки-описания.
- Развивать зрительное восприятие, цветовосприятие.
(В.В.Гербова с.74)
2. Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах, продолжать психологическую подготовку детей к школе.
3. Воспитывать уважение и благодарность к работникам детского сада.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.
Составление рассказа по сюжетной картине «Скоро в школу»
Цель: составление рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
2. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень».
3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.
Оборудование: сюжетная картина «Скоро в школу», картины времен года, сундучок, осенние слова, мешочек, предметные картинки, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
В: Ребята, я хочу вам загадать интересную загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я — красивая желтая.
Как вы думаете, что это?
В: Найдите картину — отгадку на эту загадку. (Картины времен года развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети находят картину — отгадку, подходят к ней.) Правильно, это осень.
В: Как вы догадались, что это осень?
Д: Созрел урожай, птицы летят к югу, деревья раздеваются, деревья кроме елочек и сосен желтеют.
Основная часть.
В: Ребята, у нас с вами есть сундучок, где живут разные слова, в него мы соберем осенние слова. Если светит солнце, небо светлое, дует теплый ветерок, шуршат желтые листья, то какими словами можно сказать про осень?
Д: Солнечная, теплая, ранняя, ясная, золотая.
В: Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?
Д: Хмурая, холодная, дождливая, поздняя, пасмурная.
Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов мы положили в наш сундучок.
В: Ребята, давайте вспомним, что еще может происходить только осенью, а поможет нам в этом волшебный мешочек (дети достают по очереди картинку с изображение школьных предметов и рассказывают, что на ней изображено и как это связанно со школой).
Физминутка:
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку.
Очень нравится зарядку
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
В: Ребята, про школу у меня есть картина.
Воспитатель выставляет картину «Скоро в школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы. Педагог напоминает, что отвечая на вопросы, нужно обращать внимание на свою речь, отвечать полным ответом, желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… »
— Ребята, как вы думаете, в какое время года дети начинают учиться? (осенью)
— Ребята, посмотрите на картину и скажите, кто изображён на ней? (На картине изображены мальчик с девочкой).
— Какое настроение у детей?
— Как они одеты? Почему?
— Какой день изобразил художник на картине? (1 сентября)
— Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)
— Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
— Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики, школьники, первоклассники.)
— Кто встречает детей в школе? (Учитель)
— Какие деревья нарисованы на картине?
— Как можно назвать картину? Придумайте ей название.
— Как вы думаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?
Дидактическая игра с мячом «Продолжи предложение»
В: Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.
В детском саду – воспитатель, а в школе — … (учитель)
Продолжи фразу: «Первый раз, в первый …(класс)
Школьные принадлежности носят в … (портфеле)
В больнице лечат, а в школе … (учат)
Дети в школе сидят за … (партой)
В школе урок начинается после … (звонка)
После урока дети отдыхают на … (перемене)
Книга толстая, а тетрадь … (тоненькая)
Учитель пишет мелом на … (доске)
У доски нужно отвечать … (громко)
На уроке нужно сидеть … (тихо)
В семье – дети, а в школе они — … (ученики)
Хорошие и плохие отметки ставят в … (дневник)
Пенал большой, а ластик … (маленький)
Чтобы было, где писать, в школе нам нужна … (тетрадь)
Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно … (карандаш)
В: Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать рассказ о том, что изображено на картине?
Педагог поясняет. Сначала расскажите, что произошло с детьми до того как они подошли к школе, а затем о том, что вы видите на картине.
Не забудьте рассказать:
— Когда происходило действие? Какой был день?
— Герой рассказа? Его описание. Чем занимался?
— Где всё происходило?
— Что интересного видели дети по дороге в школу?
— Чем всё закончилось?
Рассказы детей.
Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).
Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким.
Примерный рассказ.
«Наступило долгожданное сентябрьское утро. Дети были готовы идти в школу. Еще с вечера они приготовили портфели, учебники и поставили праздничные букеты в вазы. Коля боялся опоздать в школу, и поэтому встал пораньше. Во дворе он встретил Катю с цветами, и они вместе пошли в школу…»
Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтоб рассказ получился законченным.
Примерное продолжение рассказа.
«По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Колей вернулись домой в хорошем настроении»
Заключительная часть.
Анализ занятия:
В: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Ответы детей.
В: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят, у которых получился интересный рассказ.