Сюжет сказки снегурочка фото

Краткие содержания островский снегурочка основа сюжета сказки история жизни снегурочки, дочери весны и мороза. девушке очень хотелось на волю
  • Краткие содержания
  • Островский
  • Снегурочка

Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей.  Снегурочка не знает любви. Она просит свою мать наградить ее этим чувством, несмотря на то, что может растаять от любви. Снегурочка влюбляется в Мизгиря, который тоже влюблен в нее, и тает с первыми лучами летнего солнца. Мизгирь от своего горя тоже погибает – кидается с горы в озеро.

Главная мысль произведения – это великое чувство любовь, за которое не жалко отдать жизнь. Оно абсолютно естественно и неизбежно для всех людей.

Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка

События данной сказки происходят в доисторические времена стране берендеев. 

Начало весны, преддверие масленицы. Красная горка, вся покрыта снегом. В полночь, появляется Весна-Красна со своей свитой птиц. Сильный мороз, начинается вьюга.

Весна признает, сама виновата в том, что мерзнет она и птицы. Не надо было заигрывать со старым Дедом-Морозом шестнадцать лет назад. У них есть общая дочь – Снегурочка. Поэтому нельзя Весне ссориться с Морозом. А он этим пользуется – окутал холодом саму Весну и берендеев.

Солнце сердится на них за длительные холода. 

Появляется Дед-Мороз.

Мирная беседа Мороза с Весной о дочери перерастает в спор. Весна считает, что ей скучно в лесу жить среди зверей. Снегурочке нужна свобода, общение с людьми, подружками и ребятами, любовь. Мороз категорически против. Он настаивает на том, что место девушки в лесу – с зайчатами, куницами и белками.  В итоге они договариваются отдать Снегурочку бездетной семье Бобылей. Там работы у девушки будет много, да и парням нет корысти к ней приставать.

Ходит слух, что если Снегурочка полюбит кого-нибудь, то нет спасения ей – Солнце растопит ее.

Дед-Мороз зовет Снегурочку.  Он интересуется, не хочет ли девушка пойти жить к людям. Снегурочка признается, что уже давно мечтала об этом. Ей нравятся песни пастуха Леля и хороводы. Мороза расстроил ответ дочери. Но он, скрепя сердцем, отпустил Снегурочку к людям, дав при этом наказанье – опасаться пастуха Леля и Солнца.

Мороз берет с леших обещанье защищать и оберегать Снегурочку от злых людей и уходит. Начинается весна.

Берендеи веселыми гуляньями встречают весну и празднуют Масленицу.  Бобыль пошел в лес нарубить дров и встретил там Снегурочку. Он очень удивился и позвал свою жену Бобылиху. Познакомившись с ними, Снегурочка просит Бобылей взять ее к себе приемной дочерью.  Забрали Бобыли девушку к себе, рассчитывая найти ей богатого жениха и нажиться на этом.

Нелегко приходится Снегурочке у Бобылей. Девушка излишне стыдлива и скромна, чем и вызвала недовольство названых родителей. Всем женихам отказала, не может она ни в кого влюбиться.

Многие парни в слободке сражены красотой Снегурочки, и перессорились они со своими девушками. Подружек поэтому у нее почти не было. Одна Купава, дочь Мураша, со Снегурочкой дружит.

Купава поделилась с подружкой своим счастьем, что у нее взаимная любовь с гостем из царского посада – Мизгирем. Девушка хочет познакомить Снегурочку со своим женихом.

Тут появляется Мизгирь с дорогими подарками и сватается к Купаве. Но как увидел он Снегурочку, так сразу про свою невесту и забыл. Обижена Купава на подругу и оскорблена, разбито ее сердце. Мизгирь несет свои подарки Бобылям и сватается к Снегурочке. Бобыли заставляют свою названую дочь принять Мизгиря. Снегурочка послушно выполняет их приказ.

А царь Берендей тем временем разговаривает со своим подданным о делах государства. Рассержен Ярило, Бог солнца, на берендеев. Уже пятнадцать лет холод и неурожай в царстве. Пропало тепло в сердцах у людей. И Берендей решает в Ярилин день принести жертву богу солнца – женить всех молодых. Только вот все парни да девушки переругались из-за какой-то Снегурочки.

Тут заходит Купава к Берендею и рассказывает о своем горе, просит наказать Мизгиря. Царь велит позвать преступника. Появляется Мизгирь и рассказывает о своей любви к Снегурочке. А также уверяет Берендея, что ему надо непременно увидеть эту девушку, чтобы все понять.

Появляется Снегурочка с Берендеями. Завидев ее, царь поражен такой красотой. Он решает, что тот, кто растопит сердце Снегурочки до рассвета, будет ее мужем.

Начинаются гулянья. В центре хоровода Лель и Снегурочка. На просьбу царя выбрать себе пару, Лель выбирает Купаву. Снегурочка очень обижена и в слезах убегает. В лесу ей встречается Мизгирь, начинает приставать. Девушка отталкивает его, и лешие водят парня всю ночь по лесу.

Снегурочка просит у Весны любви хоть на одно мгновенье. Мать наделяет свою дочь этим чувством и обещает, что Снегурочка влюбится в первого встречного, которым оказывается Мизгирь. Девушка влюбляется в него. Мизгирь безмерно счастлив и ведет Снегурочку к царю. Появляются первые лучи летнего солнца, и она тает на руках у любимого. Мизгирь от горя кидается с обрыва в озеро и погибает. Царь решает, что жертва Яриле принесена, и приказывает продолжать гулянья.

Любовь должна спасать людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Островский. Все произведения

  • Бедность не порок
  • Без вины виноватые
  • Бесприданница
  • Бешеные деньги
  • Волки и овцы
  • Горячее сердце
  • Гроза
  • Доходное место
  • За двумя зайцами
  • Лес
  • На всякого мудреца довольно простоты
  • Не в свои сани не садись
  • Не все коту масленица
  • Поздняя любовь
  • Последняя жертва
  • Свои люди — сочтёмся
  • Сердце не камень
  • Снегурочка
  • Таланты и поклонники

Снегурочка. Картинка к рассказу

Снегурочка кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание мифа Золотые яблоки Гесперид (12 подвиг Геракла)

    Чтобы закончить службу у царя Эврисфея Гераклу пришлось совершить свой самый сложный и опасный подвиг – похитить яблоки из садов Гесперид.

  • Краткое содержание Страсти-мордасти Горького

    Поздним вечером автор (торговец квасом, 21 года от роду) возвращался домой. По пути он заметил пьяную женщину, пляшущую в середине огромной лужи. Рассказчик побоялся, что женщина может захлебнуться в воде

  • Краткое содержание Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки

    Пересказ сборника Гоголя, состоящего из 8 рассказов

  • Краткое содержание Песнь о моем Сиде

    Песнь состоит из трех частей: «Песнь об изгнании», «Песнь о свадьбе дочерей Сида» и «Оскорбление в лесу Корпес».

  • Краткое содержание сказки Два мороза

    И молодой, шустрый морозец развлекаются, по лесным верхушкам прыгают и громко пощёлкивают. Если на снегу ногой дотронутся, то коркой ледяной он покроется!

⭐⭐⭐⭐⭐ «Снегурочка» за 2 минуты и подробно по действиям и явлениям за 11 минут. 

Пьеса-сказка А. Н. Островского написана по мотивам русского народного творчества, ее сюжет автор почерпнул из фольклорных работ историка А. Н. Афанасьева.

Очень краткий пересказ пьесы «Снегурочка».

Снегурочка, дитя Весны и Мороза давно мечтает о вольной жизни: играть с подругами и слушать песни пастуха. Отец и мать отдают девушку в бедную семью Бобылей. Молодые парни восторгаются красой дочери Весны. Но девушка стыдлива и не ласкова. Бобыли сердятся на приемную дочь: не видать им богатого зятя и сытой жизни.

Мизгирь, жених Купавы, приезжает в заречную слободу, чтобы познакомится с подружками невесты. Познакомившись со Снегурочкой, он навсегда забывает про Купаву, теперь его любимая – Снегурочка.

Купава просит праведного суда у царя Берендея, и мудрый правитель наказывает обидчика. Народным судом Мизгирь приговорен на вечное изгнанье.

Царь восторгается красотой Снегурочки. Чтобы поднести жертву Яриле-солнцу, царь отдаст Снегурочку в жены тому, кто разожжет в ней огонь любви до восхода солнца. Только пастух Лель сможет научить любить холодное сердце.

Лель обещает Снегурочке, что он пойдет встречать летнее солнце с ней, но обманывает и выбирает Купаву. Снегурочка плачет, она чувствует ревность, но еще не любовь.

Тогда Снегурочка молит Весну подарить ей неведомое человеческое чувство. Весна исполняет ее желание, теперь Снегурочка полюбит того, кто ей встретится первым.

Снегурочка встречает Мизгиря. Он клянется в любви своей избраннице и готов на ней жениться. Девушка отвечает ему взаимностью. Мизгирь со своей невестой отправляется к мудрому Берендею, получить благословение. Но яркое солнце губительно для Снегурочки, она умирает на руках у своего жениха. Мизгирю не желает жить на этом свете без любимой, он бросается с Ярилиной горы в озеро.

Главные герои и их характеристика:

  •  Весна  –  воплощение новой жизни и любви, мама Снегурочки.
  •  Лель  – бедный пастух, любимец женщин, прекрасно поет, все его песни пронизаны солнцем.
  •  Мороз  – владыка метелей, не любит глупых праздников весны, любовь для него губительна.
  •  Снегурочка  – дочь Весны и Мороза, добрая, скромна и застенчива, ее сердце не знает, что такое любовь.
  •  Мизгирь  – торговец, богат и красив, жених Купавы, бросает ее ради Снегурочки.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Царь Берендей  – глава государства, славен своей мудростью и добротой.
  •  Бермята  – боярин, к делам государства достаточно равнодушен.
  •  Ярило  – бог огня и солнца, покровитель любви.
  •  Бобылиха  – названная мать Снегурочки, жадная и завистливая.
  •  Свита Весны  – стаи весенних птиц.
  •  Леший  – нечистая сила, защитник лесных жителей.
  •  Бобыль Бакула  – названный отец Снегурочки, ленив и оттого беден.
  •  Елена Прекрасная  – неверная супруга Бермяты, красавица государева дворца.
  •  Купава  – легкомысленная и влюбчивая слобожанка, подруга Снегурочки, пережила предательство жениха Мизгиря.

Краткое содержание пьесы «Снегурочка» подробно по действиям.

Пролог.

Неподалеку от столицы царя Берендея, раскинулась Красная горка. Ярко светит луна. На пушистых лапах елей лежат тяжелые комья снега.

Явление первое.

Окруженная птицами, Весна прилетела на холодную землю. Весна пришла, чтобы оживить спящую страну, разукрасить кусты зелеными коврами, подарить тепло берендеям. Весна признается, что 16 лет назад она проявила свой «непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый», и обольстила Мороза. Весна и рада оставить седого Старика, но у них дочка. Закрутилась вьюга, замерзшие птицы прижались к Матери-Весне.

Явление второе.

Мороз и Весна приветствуют друг друга. Пора Весне сменить лютого Мороза. Прежде, чем расстаться, они должны решить, с кем оставить Снегурочку. Девушка подросла и проживет в своем лесном доме с белками, зайчатами и лисицами, здесь она в безопасности. Так рассуждает Дед-Мороз. Мать спорит: девушке воля важнее всего. Старик знает, что Ярило погубит Снегурочку, когда в ней загорится любовь. Родители решают отдать дочку в бобыльскую семью.

Явление третье.

Весна-Красна ласкает дочурку, спрашивает, не хочет ли она пожить у людей? Снегурочка давно желает жить на воле, ходить в лес по грибы да ягоды и играть с подругами. Старик боится за дочь и наказывает лешим беречь Снегурочку. Метель стихает, Мороз покидает страну берендеев, а Весна вступает в свои права.

Берендеи с криками «Честная Масленица!» везут сани с соломенным чучелом.

Явление четвертое.

Народ поет весне хвалебные песни. Бобыль сокрушается, что сытая Масленая неделя закончилась. А Бобылиха, его жена, бранится: всю неделю Бакула прогулял на чужих дворах, а в своей избе дров нет. Бакула отправляется в лес, для того чтобы нарубить дрова и встречает там Снегурочку. Муж с женой дивятся на девушку. Снегурочка с радостью идет в дом к новым родителям.

Действие первое.

Явление первое.

Премудрый царь приказывает собираться завтра в заповедном лесу на веселое гулянье до утра, славить бога солнца – Ярилу. Бирюч созывает слобожан Берендеевки, чтобы передать царский указ. На улице собираются парни, девицы, пастух Лель, Бобыли, их богатый сосед Мураш, и Снегурочка.

Бобыль с Бобылихой корят приемную дочь за ее суровый нрав: сколько слободских ребят ни сваталось к Снегурочке, никого она не полюбила. Парни разругались со своими невестами, пораженные несказанной красотой Снегурочки. Но дочь Мороза скромна и не ласкова. Бобыли уговаривают девушку дружить с парнями и выбирать, кто побогаче. С богатым женихом и названные родители заживут без забот. Снегурочка успокаивает родителей: придет и к ней пора любви.

Явление второе.

Берендей-слобожанин спорит с Мурашом: у кого будет ночевать пастух Лель? У Мураша дочь Купава готовится стать невестой: к нему нельзя. У берендея молодая красавица-жена, пастуху там не место. Решено оставить Леля на ночлег у Бобыля.

Явление третье.

Снегурочка просит Леля спеть для нее, но не знает чем его отблагодарить. Лель ждет доброго слова и поцелуя, ему дорого внимание Снегурочки. Девушка высоко ценит песни Леля, выше слов и поцелуев. Пастух просит в подарок цветочек, и Снегурочка срывает для него цветок. Но Лелю становится скучно с неласковой Снегурочкой, он выбрасывает цветок и спешит к веселым подругам.

Явление четвертое.

Снегурочке досадно, что Лель покинул ее, ушел к другим, где веселее. Девушка еще не умеет любить, но впервые чувствует душевную боль и тоску, глядя на счастливого Леля и его подруг.

Явление пятое.

По улице гуляют девушки и ребята. Девицы-невесты сердятся на парней за то, что они променяли их на красивую Снегурку. Ребята чувствуют, что виноваты и просят прощенья.

Снегурочка стоит в сторонке. Купава жалеет Снегурочку и делится с ней своей радостью: на ней женится богатый молодец – Мизгирь! Когда приедет Мизгирь, все будут веселиться и водить круги на Красной горке.

Мизгирь в сопровождении своих слуг приезжает, чтобы познакомиться со слободскими ребятами.

Явление шестое.

Ребята и девушки-подружки окружают Купаву, не выдают Мизгирю его невесту. Жених одаривает их богатыми подарками, платит за Купаву большой выкуп. Парни недовольны тем, что  чужой пришел в их слободу и забрал подругу, но драку не затевают, смиряются. Купава сменяла веселых подруг на милого дружка и хочет повеселиться вместе со всеми в последний день перед свадьбой. Девушки поют веселую песню. Снегурочка оставляет пряжу и собирается со всеми на Красную горку знакомится с Мизгирем.

Явление седьмое.

Мизгирь отрекся от своей бывшей невесты Купавы, теперь его сердце принадлежит Снегурочке. Разлучницей и завистницей называет Снегурочку обиженная Купава. Названные родители рады богатому жениху, говорят Снегурочке: «не вздумай отказаться». Дочь поступает, как велят родители.

Пастуху Лелю приходится покинуть дом Бобыля, он плачет и уходит.

Явление восьмое.

Купава в слезах жалуется отцу Мурашу: жених ее предал. Раньше берендеи всегда жили честно, девушки и парни доверяли друг другу. Измен не знали берендеи. Но клятвы для Мизгиря  – не цепи, а только слова, он легко полюбит и разлюбит. Купава проклинает Мизгиря и, следуя совету отца, отправляется к царю Берендею искать защиты и праведного суда.

Действие второе.

Явление первое.

Царь Берендей в своем дворце расписывает красками один из столбов. У ног царя спорят два скомороха, чуть подальше – гусляры славят песнями Берендея.

Явление второе.

Бермята приветствует царя и уверяет, что в царстве все хорошо. Берендей же сомневается в благополучии своего народа: с каждым годом становится все холоднее в царстве, Ярило сердит за холодность людских сердец. Берендеями завладели тщеславие и зависть. Люди забыли чистую бескорыстную любовь. Премудрый царь задумал в Ярилин день соединить брачным союзом всех молодых девиц-невест и парней-женихов, чтоб не сердилось солнце.

Явление третье.

Купава просится к Царю, рассказать о своей беде, найти защиту. Добрый Берендей слушает, утешает Купаву и обещает наказать Мизгиря. Обидчика будут судить при всем народе. Глашатаи созывают людей на царский двор для народного суда.

Явление четвертое.

Царь говорит с народом: «поругана любовь! Как наказать виновного?»  Бермята советует женить Мизгиря на обиженной невесте. Но Мизгирю нужна только Снегурочка. Да и Купава не выйдет замуж за обидчика. Народным судом Мизгирь обречен на изгнанье, за свое преступление он будет отвечать перед богами. Вместо оправданий Мизгирь просит царя взглянуть на Снегурочку.

Явление пятое.

Снегурочка со своими названными родителями входит к Берендею. Царь восхищается прекрасной девушкой, нигде раньше не встречал он такого красивого цветка. Он решает отдать Снегурочку счастливому избраннику на восходе солнца – вот настоящая жертва для Ярилы! Но у Снегурочки нет милого избранника.  Тогда Царь отдаст в жены Снегурочку тому, кто растопит ее сердце до рассвета. Красавица дворца Елена подсказывает, что только Лель, дитя солнца, способен посеять любовь в девичьем сердце. Мизгирь клянется, что разожжет огонь в душе Снегурочки, и она станет его женой. Царь успокоен обещаниями Леля и Мизгиря, он ждет рассвета, чтобы счастливо встретить солнце.

Действие третье.

Явление первое.

Молодые берендеи водят круги в государевом лесу. Царь гордится своим народом: он и трудится на славу и пляшет от души. Пастух поет для Берендея. Царь велит Лелю выбрать  девушку, чтобы та поцеловала его за песню. Лель выбирает Купаву, подводит ее к царю и целует.

Ребята завидуют Лелю, они тоже могут петь хорошие песни, не хуже пастуха. Девушки-невесты мирятся с парнями: Малуша с Курилкой, Радушка с Брусилой.

Явление второе.

Пастух зовет Купаву, но встречает в лесу Снегурочку. Скоро берендеи пойдут встречать восход солнца, а Лелю быть впереди запевалой. Снегурочка печалится, что Лель опять обманет ее и выберет себе другую подругу. Пастух обещает, пойдет на праздник вместе со Снегурочкой.

Явление третье.

Снегурочка с радостью ожидает новый день, ее венок завял, утром нужен новый. Душа Мизгиря полна любви к Снегурочке, и он наконец-то встречает свою любимую. Мизгирь преподносит ей бесценный жемчуг, но девушка не платит любовью. Ее страшит Мизгирь, и она убегает от него прочь.

Явление четвертое.

Пастух увлек своим чарующим пением Прекрасную Елену. Она не хочет возвращаться во дворец, когда рядом пригожий Лель.

Явление пятое.

Бермята застает жену на груди у Леля. Муж не удивлен, такое он уже видел, но все ж упрекает Елену в непристойности.

Явление шестое.

Скоро рассвет. Снегурочка ожидает пастуха, она приготовила себе новый венок. Но пастух снова бежит от Снегурочки к Купаве.

Явление седьмое.

Купава сердечно благодарит Леля за то, что он спас ее от бесчестья. А Лель называет Купаву своей радостью. Снегурочка в смятении: Лель звал, манил, просил дождаться, а сам бежит к Купаве. Для Ярилы угоднее Купава и пастух – у них в глазах огонь любви, а в сердце Снегурочки пусто. Снегурочка обманута, она чувствует ревность, но еще нет любви. Она просит мать Весну, поведать ей о любви.

Действие четвертое.

Явление первое.

Снегурочка.

Мизгирь убегает  вслед за видением своей любимой. Это Леший уводит его вглубь леса.

Явление второе.

Снегурочка подходит кФ озеру и зовет Мать Весну. Она хочет «любить — но слов любви» совсем не знает. Весна преподносит своей дочери венок из дивных цветов, и весь мир вокруг разом преображается. Мать учит держаться как можно дальше Ярилы, иначе с любовью придет и погибель.

Явление третье.

Снегурочка отправляется в лес, где встречает Мизгиря. Он всю ночь хотел ее поймать, но находил лишь призрак. Снегурочка говорит Мизгирю прекрасные слова любви, Мизгирь прижимает ее к себе. Снегурочка предупреждает, что солнце – ее погибель, зовет укрыться от лучей. Но Мизгирь ей не верит, он желает, представить царю свою невесту.

Явление четвертое.

Берендеи во главе со свои царем идут встречать солнце. Народ встал по обе стороны долины и под веселые песни соединил молодых слобожан счастливым брачным союзом. Но все еще солнце прячется за облаками.

Добрый государь берендеев встречает Мизгиря со Снегурочкой и благословляет их на счастливый брак. Снегурочка признается Мизгирю в любви, огонь страстного чувства томит ее, и с первым ярким лучом  она погибает. Мизгирь не может жить без возлюбленной, он бросается в озеро.

«Солнце знает, кого карать и миловать, – говорит царь. Нет холодной девицы, не станет больше Ярило сердиться на свой народ. Прошли лютые морозы и долгие зимы. Народ пирует и славит Красное Солнце в своих песнях.

Кратко об истории создания произведения.

Идея написания пьесы возникла случайно. Малый театр закрыли, чтобы сделать ремонт, и актеры драмы на время переехали в здание Большого Театра, где работали оперные певцы и танцоры балета. А.Н. Островского, как наиболее опытного драматурга середины XIX века, попросили написать такую пьесу, в которой примут участие актеры драмы, оперы и балета. Автором музыкального сопровождения стал П.И.Чайковский.

Пьеса была представлена в 1873г, с тех пор она пережила много разных постановок. По мотивам сказки  была поставлена опера, снято несколько мультфильмов и кинофильмов.

Снегурочка картина Васнецова

Описание знаменитой картины художника Виктора Васнецова «Снегурочка». Сочинение по картине для 3 класса.

Кто написал картину «Снегурочка»

Автором картины стал великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Картина является достаточно характерной для творчества этого художника. Васнецов в своей живописи нередко обращался к сказочным, былинным и мифологическим персонажам. Снегурочка, как все мы прекрасно знаем, является как сказочным персонажем, так и мифологическим, так как её образ прослеживается в древних верованиях и мифологии. Сегодня Снегурочка более известна, как один из главных персонажей новогодних праздников. Однако картина, о которой здесь идёт речь, имеет отношение к произведению Александра Островского, о чём мы ещё поговорим далее.

В каком году Васнецов написал картину «Снегурочка»

Карина была написана в 1899 году. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

История создания картины

Изначально картина создавалась, как декорация для пьесы русского драматурга Александра Островского. Снегурочка здесь выступает не спутницей Деда Мороза на новогодних праздниках, а дочерью Весны и Мороза. Свою пьесу Островский написал, вдохновившись книгой А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». В этой книге рассматривается древнеславянская мифология и её подробный разбор.

Васнецов «Снегурочка» описание

Картина выполнена в холодных тонах. В центральной части картины находится фигура Снегурочки. Она одета во всё белое. На ней красивая белая шуба до земли, которая расшита красивыми узорами, наподобие тех, что рисует мороз на окнах зимой. На голове белая шапка, на руках — рукавицы. Вся она словно лучик света, сотканная из того самого снега, по которому идёт. С одной стороны, таким светлым образом Васнецов подчеркнул её «снежное» происхождение. С другой стороны, светлыми оттенками он показал её чистый и светлый образ, не испорченный человеческими страстями.

Снегурочка Васнецова фрагмент

Если судить по произведению Островского, здесь изображена ранняя весна. Люди, к которым вышла наша героиня, как раз провожают Масленицу. Снегурочка расставила руки чуть в стороны, тем самым показывая свою растерянность, не зная, что ей делать дальше, свою скромность, наивность. Такая поза показывает в ней доброту, некую человечность, что ещё больше трогает зрителя.

На снегу можно увидеть следы. Они идут прямо из леса, тем самым показывая, что Снегурочка покинула свой «дом». Уже наступил вечер. На небе светят звёзды. Вдалеке видны огни деревни. Присутствием человеческих домов Васнецов указал на то, что Снегурочка не просто так гуляет по лесу, а вышла намеренно, прямо к людям, чтобы найти у них защиту от Ярило-Солнца и хотя бы немного пожить человеческой жизнью, почувствовать все их радости и, конечно же, настоящую любовь.

Своей атмосферой картина навевает ощущение спокойствия. Тихая ночь, скрипучий снег, лёгкий морозец, маленькие ёлочки на переднем плане и Снегурочка, которая сама является снегом. Она выхвачена из вечерней темноты лунный светом, и это добавляет картине драматизма. Контраст между светлым передним планом и темнотой заднего плана смотрится чарующе. Растерянность ледяной девушки, которая чуть испугана, но полна решимости выйти к людям, тревожит и дарит яркие эмоции.

План сочинения «Снегурочка» Васнецова 3 класс

  1. Автор картины В. М. Васнецов
  2. Сюжет картины
  3. Снегурочка
  4. Передний и задний план, описание природы
  5. Чем понравилась картина Васнецова «Снегурочка»

Васнецов «Снегурочка» сочинение 3 класс

Картина написана великим русским художником Виктором Михайловичем Васнецовым в 1899 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. В. М. Васнецов известен картинами сказочной тематики. «Снегурочка» относится к тем работам, которые показывают неповторимый талант и мастерство художника, и является одним из лучших его произведений.

В центре сюжета сказочная героиня Снегурочка. Сюжет был составлен по пьесе Александра Островского, и показывает один из самых драматических моментов произведения. Дочь Весны и и Мороза должна выйти к людям, чтобы найти у них защиту, жить человеческой жизнью, испытать все радости и страдания, найти настоящую любовь. На картине девушка выходит из леса к людям. Она растеряна и чуть испугана тем, что ей предстоит, но необходимость и сила желания влекут её дальше.

Судя по той же пьесе, на картине ранняя весна. Зима ещё не отступила перед весенним теплом, везде лежит снег. Люди празднуют Масленицу.

Васнецов в своей картине попытался подчеркнуть, что Снегурочка сама является снежной. Она одета во всё белое. На ней красивая длинная меховая шуба, расшитая узорами, головной убор. Васнецов попытался поймать тот момент, когда девушка только-только вышла из леса на опушку и встала в растерянности. Её лицо чуть испуганное, руки расставлены в стороны. Кажется, ещё чуть-чуть и она повернёт обратно, так необычно для неё то, что она делает.

Снегурочка стоит, освещённая ярким сетом Луны. В ярком свете она контрастирует с задним тёмным планом. Луна будто бы заботливо освещает дорогу девушке.

На переднем плане мы можем увидеть несколько маленьких ёлочек. Позади стоят высокие деревья. Васнецов таким образом подчеркнул, что Снегурочка покинула свои владения и вышла на свободу, к людям. Присутствие людей подчёркнуто домами с горящими окнами на заднем плане. Девушка совсем ещё молода и даже не представляет, что ждёт её там, в поселении людей. Обычная деревня для неё — это целый новый мир, который полон настоящих чудес.

Картина написана в холодных тонах, что подчёркивает происхождение Снегурочки, а также создаёт особую зимнюю атмосферу с лёгким морозцем, скрипучим снегом и приятной тишиной.

Картина вызывает добрые и трогательные чувства. Такие ощущения вызывают как образ девушки, так и спокойная зимняя атмосфера. На опушке леса, вдалеке от деревни, стоит полная тишина. Здесь ещё царит тот мир, в котором привыкла жить наша героиня, однако она уже находится на границе двух миров и готова выйти из своего, чтобы вступить в совсем другой, ей чуждый и незнакомый.

Сама Снегурочка выглядит душевно чистой и светлой, хрупкой и ранимой. Она испугана и чуть боится того, что с ней происходит. Всё вместе это вызывает по-настоящему волшебные чувства. Девушка, несмотря на своё происхождение, здесь выглядит очень человечной. Картина демонстрирует нам, что Снегурочка, которую мы привыкли воспринимать, как весёлую спутницу Деда Мороза, на самом деле — персонаж старинных мифов и народных сказок, снежная красавица, у которой есть чувства, эмоции и даже страхи, и жизнь которой далеко не так безоблачна. Ночь в заснеженном лесу и фигура сказочной Снегурочки на самой опушке, сердце которой разрывают чувства — это сюжет, который вызывает искренние переживания.

  • Краткие содержания
  • Островский
  • Снегурочка

Основа сюжета сказки – история жизни Снегурочки, дочери Весны и Мороза. Девушке очень хотелось на волю к людям, поэтому родители разрешили ей жить у бездетных Бобылей. Снегурочка не знает любви. Она просит свою мать наградить ее этим чувством, несмотря на то, что может растаять от любви. Снегурочка влюбляется в Мизгиря, который тоже влюблен в нее, и тает с первыми лучами летнего солнца. Мизгирь от своего горя тоже погибает – кидается с горы в озеро.

Главная мысль произведения – это великое чувство любовь, за которое не жалко отдать жизнь. Оно абсолютно естественно и неизбежно для всех людей.

Пролог

Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой.

На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом – птицы мерзнут. Весна признается, что все это происходит, так как она когда-то стала заигрывать со старым Морозом и теперь у него в неволе. Ей бы бросить старого, но у них дочка – Снегурочка. Поэтому Весна, а вместе с нею и берендеи, терпят прихоти Мороза: то зной, то лютый холод. А «ревнивое Солнце» хмурится, отчего случаются жестокие зимы и холода весенние.

Весна предлагает птицам согреться пляской, но от начавшегося веселья поднимается ветер, валит снег и появляется Мороз. Он рассказывает, что хорошо провел эту зиму, чего берендеи не забудут. Весна предлагает отправиться Морозу на север. Тот отвечает, что скоро уйдет в Сибирь, где его владычество вечно, а здесь ему мешает Ярило.

Весна озабочена тем, где же останется их дочь Снегурочка. Отец считает, что место ее в глухом лесу – в тереме среди зверей лесных, чтобы «ни пешему, ни конному» не было туда дороги. Но мать говорит, что Снегурочка – живая, а значит, ей нужны подружки, веселые игры, а потом ей полюбится кто-нибудь из ребят. Тогда Мороз сообщает ей страшную тайну: Ярило поклялся отомстить Морозу через его дочь. Когда Снегурочка полюбит по-настоящему, он растопит ее. Весна не хочет в это верить, и они с Морозом ссорятся, а после решают отдать девушку на воспитание в семью бездетного Бобыля.

Мороз кличет из лесу Снегурочку, а Весна спрашивает ее, где она хочет жить. Девушка признается, что мечтает жить среди берендеев: ей хочется с девушками петь песни и водить хороводы под музыку молодого пастуха Леля. Отец просит остерегаться Леля, потому что «ярым солнцем пронизан он насквозь». Но Снегурочка отвечает, что не боится ни Леля, ни Солнца, но будет слушаться отца. А мать на прощание говорит, что, если ей станет тоскливо, пусть придет в Ярилину долину и покличет ее, Весну.

Мороз же наказывает Лешему, чтобы тот следил за Снегурочкой, а если пристанет чужой или Лель, запутал бы его в лесной чаще. Мороз уходит вместе с метелями и вьюгами, уступая место Весне. Берендеи встречают Масленицу с чучелом зимы – начинаются народные гулянья.

В семье Бобыля ссора: жена Бобылиха ругается, что в доме нет дров, и ему приходится отправляться в лес. Он замечает Снегурочку, одетую, как «боярышня». Он удивлен, поражены и берендеи. Снегурочка рассказывает, кто она, и говорит, что тому, кто первым ее нашел, станет приемной дочерью. Она прощается с лесом. Деревья кланяются ей, а берендеи в ужасе разбегаются. Бобыль с женой увозят Снегурочку к себе.

Немилость бога Ярилы

Продолжим изучать краткое содержание. Сказка «Снегурочка» (Островский построил ее на базе древних народных верований) переносит нас в те времена, когда люди поклонялись естественным, природным богам. Так, царю Берендею кажется, что в последнее время бог Ярило немилостив к его царству. Мало греет, не позволяет вызревать урожаю, да и вообще редко появляется.

Об этом он говорит своему приближенному Бермяте. Царь уверен, что Ярило гневается на его поданных за отсутствие в их сердцах тепла любви. Как светлому и теплому божеству, ему это неприятно.

Действие I

Скоро в слободе узнали про красоту Снегурочки, парни перессорились со своими девушками и начали свататься к ней. Но всем отказывает Снегурочка, за что ее ругают Бобыль с Бобылихой. Они-то надеялись, что им счастье привалило, что теперь будущие женихи будут приемную мать подарками одаривать, а приемного отца медом да брагой поить. Но Снегурочка своим суровым видом всех распугала. Девушка объясняет, что пойдет замуж за того, кого полюбит, но что такое любовь, она не знает.

В доме у Бобыля остается на постой Лель. Снегурочка просит спеть для нее песню. Лель согласен и просит лишь поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда пастушонок предлагает подарить ему цветок и прикалывает на грудь. Он начинает петь, но другие девушки манят его, и он убегает, бросив увядший цветок на землю. Снегурочка обижена, поэтому решает, что ее сердце будет холодно для всех.

Но парни продолжают заглядываться на Снегурочку, вызывая ревность у девушек. Лишь Купава добра к Снегурочке. Она рассказывает, что познакомилась с молодцем: красивым, пригожим, румяным. Это Мизгирь, сын богатого отца, «торговый гость из царского посада». Мизгирь обещал жениться на Купаве, и она мечтает, как будет хозяйкой в большом доме. Она говорит, что Мизгирь скоро придет знакомиться, и предлагает Снегурочке порадоваться за нее.

Появляется Мизгирь с двумя мешками подарков, чтобы выкупить свою невесту Купаву. Все веселятся и шутят, а Купава ведет Мизгиря к дому Снегурочки, чтобы познакомить их и позвать в последний раз перед свадьбой поиграть на Красной горке. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее так, что готов оставить ради нее Купаву. Купава проклинает подружку, но Снегурочка не хочет расстраивать ее и говорит Мизгирю, что не сможет полюбить его. Он пытается задобрить ее дорогими подаркам, но Снегурочка отвечает, что нельзя купить ее любовь.

Только Бобыль с Бобылихой хотят разжиться деньгами Мизгиря, чтобы вдоволь напиться бражкой. Мизгирь велит прогнать Леля, и Снегурочка, вынужденная подчиниться этому требованию, слышит от него слова о том, что и она узнает, отчего люди плачут. Купава рассказывает берендеям о ветрености Мизгиря, и те требуют ответа от бывшего жениха Купавы. Мизгирь объясняет, что для него превыше всего в девушке скромность и стыдливость – их он увидел в Снегурочке. А Купава «любила без оглядки, обеими руками обнимала и весело глядела», и Мизгирь решил, что она может сменять его на другого.

Купава просит защитить ее честь у природных сил: в конце обращается к реке и бежит к ней, чтобы утопиться, но Лель останавливает ее, утешая тем, что тоска скоро пройдет. Берендеи же предлагают обратиться за помощью к царю.

История написания

Почему в анализе «Снегурочки» Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы — оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку «Девочка-Снегурочка». Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.

И автору пьесы, и композитору пришлось работать в напряженном режиме, пьеса была закончена к юбилею драматурга: 31 марта 1873 года Островскому исполнилось 50 лет.

Действие II

Царь Берендей сидит на золотом стуле в окружении скоморохов и гусляров. Царь самолично раскрашивает один из столбов, а скоморохи спорят, что изображено. В какой-то момент их ссора доходит до битвы на кулачках, но царь разнимает их, а появившийся ближний боярин Бермята прогоняет их.

Берендей спрашивает, как дела в Берендеевом царстве, и Бермята утверждает, что все хорошо. Однако Берендей не уверен, что все благополучно, ведь уже пятнадцать лет у них очень короткое лето, весны холодные, точно осень, и даже среди лета в оврагах лежит снег. А причина в том, что Ярило рассержен на берендеев: в сердцах людей нет уже прежней «горячности любовной», люди перестали служить красоте, нет возвышенной любовной тоски. Другие чувства живут сейчас в сердцах: «тщеславие, к чужим нарядам зависть». Поэтому Берендей и делает неутешительный вывод: «За стужу наших чувств и сердится на нас Ярило-Солнце и стужей мстит».

Он предлагает свой план: завтра, в Ярилин день, на рассвете должны собраться все невесты и женихи, чтобы соединиться брачным союзом. Это и будет лучшей жертвой Яриле. Однако Бермята сообщает, что это невозможно, так как все невесты рассорились со своими женихами из-за Снегурочки, поселившейся в слободе. Берендей не верит и требует, чтобы его приказание было исполнено. Тут появляется отрок, который приводит Купаву, и она рассказывает о том, как Снегурочка увела у нее жениха Мизгиря.

Берендей приказывает привести Мизгиря на «суд государев». При всем честном народе царь обвиняет его в том, что он обманул бедную Купаву, и спрашивает совета, как лучше наказать Мизгиря, чтобы кара не пала на всех берендеев. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на брошенной им невесте, но тот возражает: теперь его невеста Снегурочка. Да и Купава говорит, что ее сердце разбито и теперь в нем будет только ненависть к Мизгирю. Тогда царь предлагает изгнать его навечно из страны берендеев.

Мизгирь предлагает царю самому посмотреть на Снегурочку. Когда Бобыль приводит приемную дочь, царь поражен ее красотой и хочет найти ей достойного жениха, чтобы эта жертва задобрила Ярилу. Но Снегурочка признается, что ее сердце еще не ведает любви. Жена Бермяты, Елена Прекрасная, говорит, что сердце Снегурочки может растопить только Лель. Пастух зовет девушку до утра вить венки: он обещает, что любовь в сердце Снегурочки проснется. Но и Мизгирь хочет добиться любви от Снегурочки.

Другие персонажи

Царь Берендей – добрый и справедливый правитель волшебного царства.

Бобыль и Бобылиха – приемные родители Снегурочки.

Купава – подружка Снегурочки, отвергнутая невеста Мизгиря.

Бермята – ближний боярин царя.

Елена Прекрасная – супруга Бермяты.

Ярило – могущественное божество, солнце, которому поклоняются все берендеи.

Действие III

На вечерней заре парни и девушки водят хороводы. В центре – Лель со Снегурочкой. Берендей поражен пением Леля и предлагает выбрать ему девушку, которая своим поцелуем наградит его. Снегурочка просит выбрать ее, но пастух выбирает Купаву. Остальные девушки мирятся со своими парнями, а Снегурочка плачет. Лель говорит, что это не любовь, а обида. Если же Снегурочка его действительно полюбит, то он готов утром повести ее встречать Солнце.

Мизгирь признается в своих чувствах Снегурочке, но пугает ее своей страстью и готовностью умереть. Не привлекает ее и бесценный жемчуг. Тогда Мизгирь силой хочет добиться взаимности. На помощь приходят Леший, который уводит Мизгиря в сторону призраком Снегурочки. Лель же своим пением сводит с ума не только Купаву, которая признается в своей любви, но и Елену Прекрасную.

Судьба постановки

Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу «Снегурочка» Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе — «бессодержательная».

Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.

Мы привели описание и анализ произведения Островского «Снегурочка».

Что есть в оригинале и в большинстве адаптаций[править]

  • Айрис и Боб — Бермята, Купава, Мураш, Радушка, Малуша, Брусило… и ни с того, ни с сего вдруг Елена Прекрасная с совершенно греческим именем! Обоснуй: Бермята взял в жёны иностранку. Правда, откуда она там взялась, это уже другой вопрос…
  • Басы могущества — Мороз, да и Весну сюда можно отнести: у неё должно быть роскошное глубокое контральто.
  • Бетти и Вероника — в двух экземплярах: Снегурочка и Купава, Лель и Мизгирь.
  • Вторая любовь — Снегурочка для Мизгиря (если, конечно, Купаву он вообще любил, что под вопросом), Лель для Купавы.
  • Жгучий брюнет — Мизгирь, как правило, изображается таким, в противовес обычно белокурому Лелю. Аверсия в фильме 1968 года: там у Мизгиря русые волосы, хотя и более тёмного оттенка, чем у Леля. Причём в тексте пьесы и либретто оперы прямо упомянуто, что у него «кудри русы», но на это, как правило, не обращают внимания.
  • Затмить адаптацией/Не в ладах с богословием — реальный мифологический статус Ярилы не до конца понятен: то ли умирающий и воскресающий бог, то ли просто ритуальный персонаж, персонификация плодородия (по созвучию имени с яровой
    ), то ли вовсе мистификация (очень хотелось романтикам-фольклористам доказать, что у славян была развитая структурированная мифология не хуже греко-римской или германо-скандинавской. Не доказывается? Не беда, придумаем!) Так или иначе, солярным божеством он точно не был. Но в силу популярности «Снегурочки» просочился в канон, и теперь ему на серьёзных щах поклоняются совершенно реальные долбославы. С Лелем ситуация примерно похожая: фольклористы XIX века выписывали его этаким славянским Эротом — по созвучию с традиционными припевами любовных песен «лели/люли/полюли». Тут драматург, конечно, поступил тактичнее и где-то ближе к истине: примерно такого характера песни Лель и исполняет, и на божественный статус уж никак не претендует.
  • Ловелас — Лель. Настолько, что берендеи, у которых есть молодые жёны и дочери, не хотят принимать его к себе ночевать.
  • Любовный многоугольник — Снегурочка, Лель, Мизгирь и Купава.
  • Комплекс мадонны/блудницы — стоило Мизгирю увидеть тихую скромную Мадонну-Снегурочку, как он бросил страстную весёлую Купаву и обозвал её «бесстыжею».
  • Красный — горячий, синий — холодный — в постановках Снегурочку часто наряжают в голубое или белое, а Купаву — в красное.
  • Родитель-кукушка — по факту, Весна-Красна. Их общую дочку воспитывает Мороз, а Весна знай себе порхает невесть где. Мороз даже обзывает её «вертушкой» и говорит, что ей нельзя доверить дочь.
  • Роман мая с декабрём — в буквальном смысле! Ну, или апреля с декабрём, смотря от какого месяца Весну считать.
  • Серобуромалиновая мораль — у берендеев, намеренно. Оскорбил девушку и отказался на ней жениться? Вечное изгнание тебе! Невинная юная девушка умерла, её жених покончил с собой от горя — всё в порядке, так и надо, вознесём хвалу Яриле-Солнцу.
  • Символическое имя: мизгирь — это на старорусском значит «паук».
  • Снежная королева оттаяла — очень, очень грустный буквальный пример тропа…
  • Супружеская измена — жена боярина Бермяты открыто клеится к Лелю, да и с другими бывала замечена. Муж терпит, только настаивает на соблюдении приличий. Это есть только в пьесе, из большинства адаптаций жену Бермяты вырезают, так как в сюжете она никакой роли не играет.
  • Это ж надо было додуматься! — постановка А. Тителя в Большом театре. Здесь в царстве происходит экологическая катастрофа, нечто вроде ядерной зимы. Но даже его переплюнул Дмитрий Черняков, который в 2021 г. представил свою трактовку в Парижской (!) опере. Снегурочка здесь — сбежавшая от московских влиятельных родителей девочка-тинейджер, а берендеи — община тоталитарных сектантов-неоязычников.
  • Содержание

    • 1 Основные персонажи
    • 2 Сюжет
    • 3 Адаптации 3.1 Мультфильм И. Иванова-Вано и А. Снежко-Блоцкой (1952)
    • 3.2 Фильм 1968 года
    • 3.3 Фильм 1971 года
  • 4 Что есть в оригинале и в большинстве адаптаций
  • 5 Снегурочка в массовой культуре
      5.1 Фольклор
  • 5.2 Литература
  • 5.3 Кино
  • 5.4 Телесериалы
  • 5.5 Телевидение
  • 5.6 Мультфильмы
  • 5.7 Мультсериалы
  • 5.8 Визуальные романы
  • 5.9 Музыка
  • 5.10 Всякое-прочее
  • 6 Примечания
  • Волшебный подарок Весны

    Казалось бы, развязка не за горами. Но страсти только накаляются. Именно так задумал Островский. Снегурочка (краткое содержание по действиям этой сказки точно передает либретто к опере Римского-Корсакова) не интересует Леля. Он очень увлечен Купавой, причем настолько, что хочет петь свои песни только для нее. Приглашая Снегурочку на ночной праздник, пастух вовсе не собирается отдавать ей свое сердце, намекая на то, что девушка уже один раз не оценила его устремлений. Она не понимает плотских чувств, и Лель отвергает девицу.

    Мизгирь тоже не теряет времени и стремится завоевать свою возлюбленную. Но Снегурочку не интересуют и богатства купца. Разгневанный Мизгирь пытается взять девушку силой, но волшебные обитатели леса защищают дочь старого Мороза. Как написал Островский, Снегурочка (очень краткое содержание не позволяет полноценно раскрыть все нюансы сюжета) все время находится под опекой Лешего.

    В отчаянии она просит Весну научить ее человеческой любви. Мать в последний день своего владычества (ведь утром всходит Ярило) не может отказать дочке. Но она все же напомнила, что эти чувства «смерти подобны». Снегурочка согласна на все, лишь бы познать любовь. Весна надевает на голову девушки волшебный венок: первый мужчина, которого встретит дочка, станет ее избранником.

    [править] Стилистика

    Пьеса написана в стилистике русского фольклора. И это ставит пьесу «Снегурочка» в отрыв от остального творчества А. Островского[2]. Драматург сам это понимал, он писал Н. А. Некрасову 25 апреля 1873: «Я… в этом произведении выхожу на новую дорогу…»

    [10][11].

    Островский — уж совсем уйдя в этом произведении от реализма (что для него — новшество, не свойственное его эстетике бытописателя), — написал пьесу стихами, однако это стихи без рифмы, но с ритмом[11][3]. Да и вся пьеса — стилизация под русские народные сказания. Много внимания Островский уделил настоящим древним обрядам, идущим еще из язычества. Во время работы над «Снегурочкой» он тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве»[8]. Причем использовал фольклор не только русский, но и других славянских народов — например, украинский, именно там почерпнув легенду о любви Мороза и Весны[5].

    Но однако, хотя Островский переносит действие в сказочную страну да в небывалые времена, — в пьесе слышится подтекст, а из первых же диалогов персонажей легко понять: ох, не все в порядке в этой стране, недоволен ею верховный Ярило…[10]. Среди всех этих персонажей Снегурочка выглядит чужой — она действительно там чужая со своей чистотой, наивностью и незнанием устоев и порядков. И потому она — обречена. Но эта обреченность и одинокость сказочной Снегурочки очень человечна и явственно взывает к образу самого драматурга.

    Знакомство царя со Снегурочкой

    Разгневанный Берендей приговаривает купца к изгнанию из страны. Мизгирь согласен с наказанием, но предлагает царю самому взглянуть на красавицу, из-за которой столько разговоров. Вскоре Бобыли вместе с приемной дочерью предстали перед царем.

    Берендей поразился красоте и целомудренности Снегурочки, сразу же прикинув, что если выдать ее удачно замуж, Ярило точно удовлетворится. Однако здесь опять встал вопрос о женихах. Сердце Снегурочки холодно, и замуж она не хочет. Озадаченный Берендей просит совета у своей жены — Елены Прекрасной. Царица, разобравшись в ситуации, пояснила мужу, что сердце девушки может растопить только пастух Лель.

    Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

    Снегурочка

    Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

    Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», историю и интересные факты об этом произведении читайте на нашей странице.

    Действующие лица

    Голос

    Описание

    Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
    Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
    Снегурочка сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
    Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
    Купава сопрано подружка Снегурочки
    Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
    Берендей тенор правитель царства берендейского
    Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
    Бобылиха меццо-сопрано
    Народ (берендеи), царские слуги

    Краткое содержание «Снегурочки»

    опера Снегурочка

    В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

    Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

    Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

    Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

    Сюжет сказки снегурочка фото

    Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.

    Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

    Римский Корсаков Снегурочка

    Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

    И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

    Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило!».

    Продолжительность спектакля
    I — II Акт III — IV Акт
    45 мин. 55 мин.

     Фото:

    Римский Корсаков опера Снегурочка Снегурочка краткое содержание

    опера Снегурочка содержание 83

    Интересные факты:

    • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
    • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
    • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
    • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
    • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
    • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
    • В 1952 году был снят мультфильм «Снегурочка» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

    Знаменитые арии и номера из оперы «Снегурочка»

    ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) — слушать

    третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) — слушать

    хор «Ай, во поле липенька» (III действие) — слушать

    дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) — слушать

    заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) — слушать

    История создания «Снегурочки»

    Николай Андреевич Римский-Корсаков

    К работе над оперой Николай Андреевич Римский-Корсаков приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

    Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

    Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

    Александр Николаевич Островский

    Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

    Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

    Первые постановки

    Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

    Петр Ильич Чайковский

    Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

    Музыка

    200

    С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

    Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

    Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

    Сюжет сказки снегурочка фото

    Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера.  Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

    Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты», Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

    Флейта

    Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

    Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

    Иносказания в сказке и опере

    Сюжет сказки снегурочка фото

    О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

    Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами — и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.

    Аллегории в сказке:

    • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
    • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
    • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
    • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян — высшее благо.201
    • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.

    Оперу «Снегурочка» можно назвать национальным достоянием. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в «Снегурочке» ему это удалось на славу.

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Николай Андреевич Римский-Корсаков «Снегурочка»

  • Сюжет сказки садко краткое содержание
  • Сюжет сказки снежная королева 5 класс
  • Сюжет сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Сюжет сказки снегурочка островского кратко
  • Сюжет сказки русалочка андерсена