Сюжет сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Учитель деменева м.п., учитель начальных классовучебный предмет:литературное чтение,автора учебникал.ф.климанова горецкий в.г., голованова м.в.класс: 3умк:школа россиитема урокарусская народная сказка сестрица алнушка

Учитель

Деменева М.П., учитель начальных классов

Учебный предмет:

Литературное чтение,

Автора учебника

Л.Ф.Климанова Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Класс:

3

УМК:

Школа России

Тема урока

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Кол-во учебных часов

3 часа (1 урок)

Тип урока

Изучение нового материала

Цель деятельности учителя

Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Педагогические задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий
  • продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  • рассматривать сказку как систему отношений;
  • формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
  • использовать картины, воссоздающие воображение детей;
  • воспитывать бережное отношение друг к другу.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;

научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, сказки

о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Метапредметные :

познавательные: выделять особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;

регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, оценивают результаты своей работы;

коммуникативные: находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них

Личностные:

осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

Результат педагогической деятельности

Результатом педагогической деятельности будет ученик, который ценит, то, что он самостоятельно может:

1) Определить жанр произведения.

2) Дать характеристику главных героев.

3) Самостоятельно прогнозировать сюжет

Межпредметные связи

Литературное чтение (особенности жанра «сказка»).

Русский язык (обогащение словарного запаса; Развитие речевого дыхания, темпо- ритмической стороны речи, диалоговых форм общения).

Изобразительное искусство «Художники- иллюстраторы  русских народных сказок».

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая;

Используемая технология

Образовательные
ресурсы

Информационный материал

1. Учебник, с.22-26;

Демонстрационный материал

  • музыкальный фрагмент «Сказки бродят по свету»;
  • репродукция В.Васнецова “Аленушка”;
  • элементы сказок в кузовке;
  • иллюстрации с изображением сказки
  • компьютер.

Основные понятия и термины

Русская народная сказка, добро и зло

Этапы
урока

Цель этапа

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формы
органи-

зациисовзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

7

 Орг. момент.

положительный настрой на уроке.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь.

Прозвенел уже звонок.
              Начинается урок.
              В путешествие пойдём.
              В страну сказок попадём.
              Слушай, думай, наблюдай,
           Сказку нашу отгадай.
              Глазки дружно закрывайте.
              Сказку в душу пропускайте.

-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом.

   -Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Психологичес

ки настраивают ся на урок.

Предлагают варианты ответов.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний.

Актуализация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для  последующего нового  открытия знания.

Прогнозируемый  результат:

Научатся выразительно читать, различать жанры устного народного творчества.

Опрос

Развитие речевых и творческих способностей.

Игровой момент (загадка)

Фронтальный опрос

Организует диалог с учащимися.

– Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Организует речевую разминку.

– Чтобы узнать что-то новое на уроке литературного чтения, что надо сделать сначала?

— Совершенно верно.

-Прочитаем  предложение.                               Проворонила  ворона  воронёнка.  

— Как это относится к нашей теме? (Это  вид  устного народного творчества- скороговорка)

— Прочитаем  медленно.

— Кто  прочитает  быстрее?  Ещё быстрее!

— Все  желают  прочитать! Тогда читаем  вместе!

Чтение  скороговорки  с  выражением.

— Прочитайте  с  таким  подтекстом:  так  ей  и  надо, что проворонила!

— А  теперь с  таким  выражением  (показываю  улыбающееся личико)

— А  может  вам  жалко?

— Кого?

— Не верю! Прочитайте  так,  чтобы  было  видно,  что  вам  жалко  ворону!

— Прочитайте  так  чтобы,  было видно, что  вам  жалко  воронёнка.

— Прочитайте  с  таким  выражением  (показываю  плачущее  личико)

– Как вы думаете, для чего мы  выполняем эти упражнения? 

— А зачем читать выразительно?

Включает музыкальный фрагмент «Сказка гуляет по свету».

Загадывает загадку.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

О каком жанре устного народного творчества говорится в загадке?

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки?

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки

Называют жанр устного народного творчества и приводят пример.

–Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, докучные сказки и т. д.

-Провести речевую разминку.

Читают медленно, с ускорением, с выражением.

Высказывают свои предположения.

Дети прослушивают музыкальный фрагмент.

-Сказки.

-Народная; авторская.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных –главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды

Фронтальная

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Постановка цели урока. Введение в тему.

Подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Прогнозируемый  результат:

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Беседа

Работа в группе.

Игровой момент.

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

– Что такое сказка?

-Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.

Сказка – это…

•  научно-фантастическое произведение;

•  произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

— В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки. (см. Приложение 1)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

— Нам на урок передали «Волшебный кузовок». В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать, в какой сказке они встречаются.

•  Костюм мальчика. («Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик», «Иванушка-дурачок».)

•  Кукла девочки. («Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка».)

•  Камень. («Иван-царевич и серый волк».)

•  Вода. («По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».)

•  Козленок. («Волк и семеро козлят», «Волк и коза».)

– Все эти предметы встречаются в какой сказке?

-Молодцы, ребята.

– Сформулируйте цели урока:

познакомиться…

учиться читать…

учиться отвечать на вопросы…

– Сказке.

Предлагают варианты ответов.

Учащиеся выбирают правильный ответ и доказывают.

Представ

ляют мини-сообщения о сказках.

-Да.

Выполняют задания

– Сестрица Аленушка
и братец Иванушка

Формулируют цели урока, выказывают готовность к чтению и обсуждению текста.

Фронтальная

Групповая

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Личностные: высказывать предположение, принимать точку зрения другого.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Изучение нового материала.

Прогнозирование содержания сказки по ее названию.

Первичное восприятие.

Первичная проверка понимания.

Словарная   работа.

Повторное восприятие

(перечитывание).

Организовать открытие новых знаний.

Прогнозируемый  результат:

Научатся прогнозировать содержание текста  по заголовку.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

Прогнозируемый  результат:

Появляется интерес к перечитыванию  текста. Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня.

Уточнение значения трудных, незнакомых слов.

Прогнозируемый  результат:

Научатся читать целыми  словами, расширят словарный запас.

Углубить восприятие произведения

Прогнозируемый  результат:

Вторичное восприятие текста

Прослушивание сказки

Беседа по содержанию.

Игра «Диктор»

Работа в парах (на карточках).

Чтение вслух по цепочке.

– Сказки вы помните хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. – Прочитайте название сказки. (Название сказки записано на доске.)

– По названию определите главных героев.

– Что заметили в названии?

– Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?

– Какие отношения между героями?

— В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей. Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

-Послушаем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?

Включает аудиозапись.

– Понравилась ли вам сказка?

– Послушался ли Иванушка свою сестру?

– К чему это привело?

– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?

– Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
– Как поступили с ведьмой?

– Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке всё было ведомо?

– Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную сторону событий.

– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.

— Прежде чем приступить к чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами):

Од-ни – о-ди-нёшень-ки

   Одни-одинёшеньки    

Же-ре-бё-ноч-ком                    жеребёночком

Пос-лу-шал-ся                          послушался

О-бо-ро-ти-лась                         оборотилась

Жа-лоб-нё-хонь-ко                   жалобнёхонько

Пе-ре-ки-нул-ся                        перекинулся

До-ни-ма-ет                               донимает

– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

  • Объясните, что обозначают следующие слова и выражения,  соедините  слова с их толкованием:
  • Мочи нет – нет сил терпеть и ждать.
  • Села под стожок – села под стог сена.
  • Хоромы – богатый дом.
  • Распознал – угадал.
  • Ведомо – знакомо.
  • Ножи булатные – стальной клинок, меч.
  • Проведал – узнал.
  • Ключевая вода – вода из ключа (родника).
  • Перекинулся через голову – перекувыркнулся.

– Прочтем сказку по цепочке.

Прогнозируют содержание по заголовку.

-Родственные. Они брат и сестра.

Дети внимательно слушают.

Дети отвечают на вопросы, делают вывод.

Читают за диктором.

Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают.

Читают.

Фронтальная

Коллективная

Парная

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Регулятивные:оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:уметь выражать свои мысли.

Физминутка(под музыку)

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Прогнозируемый  результат:

Восстановят  работоспособность, снимут  утомление.

ЛЕШИЙ

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел. (Ходьба)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел

И опять грибок нашел.

Декламируют стихотворение,выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Коллективная; практический

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

Закрепление нового материала.

Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

Прогнозируемый

результат:

осмыслят изученный материал.

Беседа по картине и иллюстрации.

Беседа  на основе изученной информации. Выборочное чтение.

– Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня.

Какой Аленушка вам представляется?

Есть полотно, красиво оно,

Но печально и грустно девице одной.

– Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, и иллюстрацию Билибина, подмечая все детали.

– Что роднит сказку и картины?

– Художник Иван Билибин вот такими увидел Аленушку и Иванушку.

– Какой здесь изображена Аленушка?

– Эту иллюстрацию  к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году, ей сейчас более 100 лет. Как видите, и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А. С. Пушкина.

– Какой эпизод изобразил иллюстратор?

– Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

– А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?

– Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя. Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

– Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

– Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В. М. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.

– Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

– Как вы думаете, почему она грустит?

– Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

– При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

– Как он отразил свое отношение к ней?

– Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения

на рисунке Билибина?

– Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи.

– Как ведьма утопила Аленушку?

– Как козленок звал свою сестру?

– Что отвечала ему сестра?

– Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка.

– Прочитайте, как спасли Аленушку.

– Зачитайте слова Иванушки, которые он произносит как плач-заклинание.

– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки? (Мелодично, жалобно.)

– Какую бы музыку вы подобрали к этим отрывкам?

– Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Русская народная, волшебная.) Докажите.

– Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.

Рассматривают картину Васнецова и иллюстрацию Билибина.

Отвечают на вопрос. Аргументируют свою точку зрения.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос, аргументируют своё мнение.

Сопоставляют свой  взгляд на прочитанное со взглядом художника.

– Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе.

– Все грустные события связаны с водой.

Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить.

Именно в воду бросила ведьма Аленушку.

– На ней старая одежда, девочка босая.

Дети работают с учебником, используя выборочное чтение.

Фронтальная; наглядный

Фронтальная

Познавательные:Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Личностные:выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

 Итог урока

Обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения.

– А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?

– Какой урок нам дала эта сказка?

– Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.

Фронтальная

Познавательные:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные :

-умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности.

Коммуникативные :

— социализация учащихся — способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

Самостоятельная работа

Проверить знания, полученные на уроке.

Прогнозируемый результат:

Владеют навыками самостоятельной работы

Тест

Проводит тестирование (см. Приложение2)

Выполняют тестовые
задания

Индивидуальная

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия

 Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

– Выберите и продолжите любое предложение:

•  На уроке я узнал…

•  Сегодня я сумел…

•  Я похвалил бы себя за…

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Фронтальная

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Оценочная деятельность

Дать оценку, полученным знаниям.

Оценка собственной и коллективной деятельности

– Оцените свою работу. Какую оценку за урок каждый поставит себе? Обоснуйте, кто хочет, свой ответ.

— А теперь я оценю вашу работу на уроке. — Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

— За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите соответствующие смайлики (улыбающегося или грустного колобка)

Сюжет сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Поднимают смайлики.

Фронтальная

Регулятивные:

-умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности.

Дифференцированное домашнее задание

Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы.

Прогнозируемый результат:

Эмоциональное принятие домашнего задания.

Объясняет домашнее задание

  • Нарисовать иллюстрации к сказкам.
  • Подготовить выразительное чтение сказки  стр 22 -26
  • Подготовить сообщение « Моё впечатление о сказке»

Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник.

Индивидуальная

Личностные:самосознание, мотивационная готовность.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию

Приложение 1.

Приложение 2.                ТЕСТ

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?

в) дети потерялись.

2. Куда пошла Алёнушка?

г) за дровами.

3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

г) волшебного колодца.

4. Что случилось с Иванушкой?

г) стал козлёночком.

5. Что предложил Алёнушке купец?

в) выйти за него замуж.

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

в) заперла в подвале.

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

в) оборотилась Алёнушкой.

8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

в) козлёнок казался ей очень вкусным.

9. Как купец узнал правду?

в) козлёнок всё рассказал купцу.

Ответы: 1б; 2а; 3а; 4г; 5в; 6б; 7в; 8б; 9а.

Уроки
6,7.  Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Дата:13.09.2021

Учитель: Лукина
Екатерина Владимировна

Класс:3г

 Цели:
познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь различать жанры
устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование:
видео- или аудиозапись сказки «Сестрица
Але­нушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой раз­минки.

Ход
урока 1

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

На опушке в
избушке

Живут
старушки-болтушки.

У каждой старушки
лукошко.

В каждом лукошке
кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам
сапожки.

—  Прочитайте. Что
прочитали? (Скороговорку.)

—  Какой звук
повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)

—  Прочитайте
скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чте­ние хором.)

—  А сейчас начнем
читать медленно, постепенно ускоряя темп.

 (Объявляется
конкурс на самое быстрое чтение этой скорого­ворки. Читают желающие.)

—  Можно ли
назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь
говорится о кошках в лу­кошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III.
Проверка домашнего задания

—  Какие
произведения устного народного творчества вы чи­тали дома? (Выступления детей.)

—  Какие сказки мы
читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)

IV.
Постановка цели урока. Введение в тему

—  Кроме докучных
сказок, какие бывают еще? (Русские на­родные.)

—  Почему они
называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста.
Автора определить нельзя.)

—  Ребята, в одной
сказочной стране злой волшебник закол­довал интересные добрые сказки. Почти все
слова из ска­зочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но
остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне рас­колдовать эти сказки,
вспомнить, как они называются?

•   Заяц, избушка,
Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)

•   Коза,
козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)

•   Аленушка,
Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)

Какие вы молодцы!
Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

V.
Физкультминутка

А теперь, ребята,
встали!

Быстро руки вверх
подняли,

В стороны, вперед,
назад,

Повернулись
вправо, влево,

Тихо сели — вновь
за дело.

VI.
Работа по теме урока

1. Первичное
чтение

(Читают учитель и
учащиеся (по выбору учителя, или вклю­чается видеозапись сказки) так, чтобы
классу было интересно.)

—  Ваши
впечатления о прочитанном?

2. Первичная
проверка понимания

—  Что вы узнали
об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были
братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

—  Куда пошла
Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А
Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

—  В
кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в
козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

—  Ребята,
как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он
очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это:
не слушать старших — и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они
лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

—  Что
предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

—  Хорошо
ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

—  А
кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила
Аленушку, а сама превратилась в нее.)

—  Кто
знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

—  Стал ли
козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову
и обернулся мальчиком.)

—  Что
сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое
поле.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение сказки.

Дата:14.09.2021

Ход
урока 2

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

—  Научитесь
читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни
пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

—  Научитесь
читать красиво, без ошибок.

III.
Введение в тему

—  Узнайте героев
и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым
идет,

А Емеля на печи

Ест большие
калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка
называется… («По щучьему велению»).

Сидит в корзине
девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не
ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал
загадку?

Тогда скорей
ответь!

Названье этой
сказки… («Маша и медведь»).

Укатился он из
дома        

По дороге
незнакомой…

Ты узнал его,
дружок?

Это самый
непослушный,

Говорливый,
несмышленый

И румяный… (Колобок).

—  О ком эти
стихи? (О героях сказок.)

—  По какому
признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

—  Верно.
А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица
Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV.
Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

—  Прочитайте по
ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова,
которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила
жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть
троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное
чтение

(Дети зачитывают
отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз
просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)

  — Проследите по
сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают
отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка»,
«Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили
себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат
любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают
предложения.)

—  Как жилось
Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в
злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую
неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти
куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь
обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как
в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

—  Найдите
вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него.
(Аленушка доб­рая, ласковая,
преданная, доверчивая.)

—  А какая была
ведьма?

—  Расскажите о
ней.

—  Какие слова характеризуют
Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                    
добрая

                                                      
злая

АЛЕНУШКА                             
 ласковая

                                                      
преданная

                                                  
доверчивая

                                                
заботливая

ВЕДЬМА                                      
грубая

                                                     хитрая

                                                     
жестокая

V.
Физкультминутка

(По выбору учителя
или учеников из проведенных ранее.)

VI.
Продолжение работы по теме урока

1. Определение
вида сказки

—  К какому
виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой
сказке волшебного?

—  Какие волшебные
предметы есть в сказке?

—  Найдите в
сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке
добро, а где зло?

—  Что победило?

Признаки
сказки
(повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные
предметы;

3) сказочные слова
и выражения;

4) троекратный
повтор;

5) борьба добра и
зла;

6) добро побеждает
зло;

7) концовка.

2. Беседа по
иллюстрации

—  Ребята, только
что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как
она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная,
в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой
представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23
учебника
. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  К какому виду
сказок она относится?

—  Докажите, что
она волшебная.

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Выполнить задание
9 на с. 27 учебника.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииХудожник иллюстратор И. Билибин. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведениеКак называют...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведениеКак называют

    Описание слайда:

    Иллюстрация — рисунок, раскрывающий литературное произведение
    Как называют художника, выполняющего рисунки для литературных произведений?
    Что такое иллюстрация?
    Иллюстратор

  • 2 слайд

    Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторо

    Описание слайда:

    Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

  • 3 слайд

    Билибин, Иван ЯковлевичРодился в Петербурге в 1876 г. Окончил курс в Петерб

    Описание слайда:

    Билибин, Иван Яковлевич

    Родился в Петербурге в 1876 г. Окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету.

  • 4 слайд

    Билибин Иван Яковлевич Иван Билибин - это художник, который проявил свой т

    Описание слайда:

    Билибин
    Иван Яковлевич

    Иван Билибин — это художник, который проявил свой талант в иллюстрациях к сказкам. Он создал в
    технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль», основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

  • 5 слайд

    А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге

    Описание слайда:

    А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри».

    Восхищённый художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству.

  • 6 слайд

    Летом этого же года Билибин уезжает в деревню, чтобы самому увидеть дремучие

    Описание слайда:

    Летом этого же года Билибин уезжает в деревню, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни.

    В его воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.

    В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная»

  • 7 слайд

    В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвар

    Описание слайда:

    В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне.

  • 8 слайд

    Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерс

    Описание слайда:

    Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.

  • 9 слайд

    В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком нев

    Описание слайда:

    В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.

  • 10 слайд

    Сюжет сказки сестрица аленушка и братец иванушка

  • 11 слайд

    Баба-Яга. Белый всадник. Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»

    Описание слайда:

    Баба-Яга.
    Белый всадник.
    Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»

  • 12 слайд

    Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка» 

    Описание слайда:

    Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»
     

  • 13 слайд

    Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»Кощей Бессмертный

    Описание слайда:

    Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»
    Кощей Бессмертный

  • 14 слайд

    Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»

    Описание слайда:

    Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»

  • 15 слайд

    Иллюстрация к сказке «О царе Салтане»

    Описание слайда:

    Иллюстрация к сказке «О царе Салтане»

  • 16 слайд

    Иллюстрации к «Сказке о Золотом петушке»

    Описание слайда:

    Иллюстрации к «Сказке о Золотом петушке»

  • 17 слайд

    Иллюстрации к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке» 

    Описание слайда:

    Иллюстрации к «Сказке об Иване-Царевиче,
    Жар-птице и Сером волке»
     

  • 18 слайд

    Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 

    Описание слайда:

    Иллюстрация к сказке
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
     

  • 19 слайд

    Работа над иллюстрацией- Какой эпизод изобразил художник? - Какими здесь изо

    Описание слайда:

    Работа над иллюстрацией
    — Какой эпизод изобразил художник?

    — Какими здесь изображены герои?
    Учебник стр. 11

  • 20 слайд

    Сюжет сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки.

  • Презентация по литературному чтению на тему «Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память (2 класс)

  • Рабочая программа «Литературное чтение 1-4 класс».

  • Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников» (презентация)

  • Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников»

  • Урок литературного чтения на тему «К. Г. Паустовский. Похождения жука-носорога»

  • Тест к русской народной сказке «Гуси-лебеди», 2 класс

  • Тест к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко», 2 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449486 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Сочинение-описание по картине Аленушка Васнецова

Васнецов В.М. любил писать картины, которые повторяют сюжет народных сказок. В 1881 году он написал полотно «Аленушка». В основе картины лежит сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». В ней идет речь о том, что сестра присматривала за братиком, который не захотел слушать наставления Аленушки, а ослушавшись ее, превратился козленочка.

Васнецов на картине изобразил один момент. Аленушка узнала о перевоплощении своего брата. Девочка пришла к пруду, присела на камень и начала горевать и сожалеть о том, что случилось. Позади Аленушки мы видим смешанный лес. Художник нарисовал высокие ели и березы, они стоят неподвижно. День кажется пасмурным, потому что солнце спряталось за тучками. Создается впечатление, что смеркается. Аленушка уселась на камень, ее ноги согнуты, руками она обхватывает колени. Свою голову она положила на руки. У нее длинные волосы, они выглядят слегка небрежными и запутанными. У девочки огромные глаза, в которых много грусти и печали. Она глядит будто вдаль. У нее красненькие щечки из-за волнения. На девочке надет сарафан темного цвета с нарисованными цветами. Она сидит босая. Ее ноги грязные это свидетельствует о том, что девочка долго ходила в поисках братца. На данный момент она не думает о себе, все ее мысли посвящены Иванушке. Вокруг места, где сидит Аленушка, растет осока.

Вода в реке чистая, сквозь нее можно рассмотреть дно. В воде видно отражение девочки, оно слегка расплывчато. По плавающим в пруду желтым листьям можно сделать вывод, что на улице осень. В воздухе парят ласточки, они символизируют надежду и веру в лучший исход.

Художник не сам придумал образ Аленушки. Он его срисовал с девочки с очень грустными глазами. Аленушка выглядит не как сказочный персонаж, а как обыкновенная девочка. На полотне изображена девочка грустная и печальная. По ней видно, что она сильно беспокоится о своем братце и переживает за него.

Когда смотришь на работу художника чувствуется вся боль, которую испытывает Аленушка. Девочке нельзя не посочувствовать. Ее глаза полны страданий. Ее хочется пожалеть, обнять и успокоить. Полотно «Аленушка» очень реалистичное и чувственное.

У Аленушки очень много положительных качеств. Художник хотел, что бы люди их заметили и увидели. Девочка была добродушной, любящей, трудолюбивой. Аленушка в своем детском возрасте была ответственной и заботилась не только о себе, но и о брате. Васнецов хотел, что бы все люди обладали такими качествами характера.

Описание №2

Одним из самых знаменитых и популярных произведений гениального русского художника Виктора Михайловича Васнецова стало полотно “Аленушка ”, созданное им в период с 1880 по 1881 год.

Сюжет этой картины был навеян народной русской сказкой “Сестрица Аленушка и братец Иванушка ”. Устав от долгих поисков брата, юнная девушка грустно присела отдохнуть на большом камне у лесного озера.

Заросшие осокой и травой берега водоема, застывшие на опушке леса деревья и даже прицы, не подвижно сидящие на ветках — все сопереживают и тревожатся вместе с сестрой о пропавшем братце Иванушке. Простая и естественная красота русской природы очень реалистично изображена автором на этой картине. Хотя листья почти все зеленые, желтый цвет уже появляется на ветках и становиться понятно, что скоро настанет осень. Удивительно подобранные краски и оттенки цветов ярко и самобытно подчеркивают всю красоту и прелесть русской природы.

Уставшая путница в тревоге сидит у воды. Скромное платье, красивое лицо и яркие огнено- рыжие волосы, с большим талантом изображенные автором, показывают огромную любовь к простому человеку. В ее глазах застыли испуг и тревога, печаль и грусть. Глядя на ее испачканную и рваную одежду, становится понятно, что она очень долго ходила по лесу, ища убежавшего брата. Спутанные волосы и босые, покрытые пылью ноги, поникшая фигура и взволнованное выражение лица вызывают жалость и сострадание к ее горю. Вся картина пронизана печально-умиротворенным настроением, которое подчеркивается застывшими листьями деревьев и медленно плывущими облаками над головой. В этой сказочной картине автор сумел передать весь характер русского человека – простота и доброта, ответственность и трудолюбие, сострадание и мечтательность.

Хотя картина написана на основе сказочного сюжета, все чувства здесь самые настоящие. Яркий образ простой русской крестьянки настолько реалистично и правдиво изображен автором, что зрители чувствуют ее усталость и тоску, видят сумрачный летний день и слышат шум леса. Не возможно не сопереживать ее горю и надеяться на радостную встречу брата и сестры. В картине наглядно и полно показано единение простого человека и русской природы.

Аленушка

Популярные сочинения

Бедные и озлобленные. Угнетённые и агрессивные. Большое количество людей живут, еле сводя концы с концами. Воспитание родителями, влияние друзей, а может даже способ самовыражения

Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.

Наверное, каждому человеку хочется отыскать верного и лучшего друга, который никогда не предаст, и всегда будет выручать из любой и даже самой сложной ситуации. Вот только отличить хорошего от плохого друга бывает сразу очень сложно

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Сочинение по картине Васнецова «Алёнушка» (4, 5 класс)

Вариант 1
Сочинение-описание картины В.М. Васнецова «Аленушка» (для 6 класса — по плану)

План:

1.Вступление.

2. Описание Аленушки:

а) место, где она сидит;

б) поза;

в) одежда;

г) волосы.

3. Описание пейзажа картины:

а) пруд;

б) лес;

в) небо;

г) время суток.

4. Какое впечатление производит картина и почему?

5. Мое отношение к картине.

Русские народные сказки – источник вдохновения для композиторов, писателей, скульпторов, художников. Один из них – В. М. Васнецов.

Великий русский художник на своей картине «Аленушка» изобразил героиню известной всем сказки. Девочка сидит на большом сером камне, на берегу пруда, у самой воды, и вглядывается в темную толщу вод.

Взгляд Аленушки полон печали и отчаяния: она узнала, что приключилось с братцем. Девочка подтянула под себя босые загорелые ноги, охватила их руками и положила голову на руки. Русые волосы распущены и беспорядочно разбросаны.

Одета Аленушка в сарафан, черный в цветочек, и легкую светлую рубашку. Такое одеяние носили крестьянские девушки.

Вода черная и прозрачная, такой она становится ближе к осени. По ней уже плавают первые опавшие листья молодых осинок и березок. Сбоку и позади героини зеленые камыши. На них, как и на траве, лежат осенние листья.

Лес на картине изображен темным, густым, колючим. Он надежной стеной укрыл девочку. Природа сочувствует горю Аленушки.

На картине мы не видим осеннего неба, солнца. Но по отражениям на воде, по бликам на руке, щеке, на волосах девочки можно предположить, что осенний день солнечный и теплый. Скорее всего, это вторая половина дня.

Картина производит грустное впечатление. Даже цвета в ее написании художник использовал преимущественно темные, холодные: черный, черно-зеленый, серый, различные оттенки коричневого.

Картина В. М. Васнецова «Аленушка» мне очень понравилась. Как и во всех сказках, в этой сказке тоже благополучный конец – и это главное. А картина художника очень подходит к ней в качестве иллюстрации.

Вариант 2
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка» (для 5 класса)

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал много картин на исторические, былинные и сказочные сюжеты. В его творчестве больше всего полотен, на которых изображены герои русских народных сказок. Одно из таких творений художника – это его картина «Аленушка» по сказке «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».

В центре картины автор изобразил главную героиню этой любимой многими народной сказки, девочку Аленушку. Она сидит на самом большом камне у воды в склоненной позе. Камень серый и холодный. Колени девочка обхватила руками, голову положила на сомкнутые руки. За спиной Аленушки сомкнулся густой смешанный лес.

Ее взгляд устремлен на прозрачные темные воды лесного озера или пруда. Словно она отчаянно пытается что-то понять, узнать. Во всей ее позе, внешности, взгляде смешались такие горькие чувства: отчаяние, грусть, тоска, безысходность, что невольно хочется ей помочь.

На картине изображено начало осени. Об этом говорят первые желтые листья на деревцах, камышах и на воде пруда. Но, несмотря на это, девочка одета по-летнему. Она в крестьянской одежде, босиком. Ее волосы спутаны, беспорядочно разбросаны. Можно представить, как долго сестрица искала братца, как продиралась по дремучему лесу. Девочка устала и в бессилии опустилась на камни.

Картина В.М. Васнецова «Аленушка» вызывает у меня чувство грусти. Художник очень реалистично изобразил сказочную героиню и сумел точно передать состояние ее души. Хочется, чтобы девочка скорее нашла брата.

Вариант 3
Сочинение по картине «Аленушка» В.М.Васнецов (5 класс, по плану)

План:

  1. Сведения о художнике.
  2. Описание картины (что изображено, образ Алёнушки, описание природы).
  3. Личные впечатления.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов искал сюжеты для своих картин в народном творчестве. Картина «Алёнушка» написана по мотивам известной русской сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

На полотне изображена печальная девушка, которая в одиночестве сидит на берегу лесного озера и задумчиво глядит в бездонный омут. Она вся погружена в свои тяжёлые мысли, об этом говорит её поза и выражение лица. Алёнушка обняла колени руками и опустила голову, а лицо её, словно неподвижная маска. Девушка красива, несмотря на небрежно лежащие волосы и растрёпанную одежду.

Осенняя природа, кажется, грустит вместе с героиней картины. Фоном выступает мрачный, дремучий лес и поляна с пожухлой травой. Ближе к воде растут чахлые осинки с тусклой листвой и угрюмыми серыми стволами. На ветке одного дерева сидят маленькие птички, можно представить, что они своим щебетом подбадривают Алёнушку. Нижняя часть картины изображает страшный глубокий омут, на его поверхности плавают жёлтые листья, они немного оживляют композицию. Из воды торчат острые листья и стебли осоки.

Работа В. М. Васнецова вызывает грустные чувства. Вместе с автором мы сопереживаем Алёнушке в её несчастье.

Вариант 4
Сочинение по картине «Аленушка» В.М.Васнецов (4 класс, с планом)

План:

  1. О художнике.
  2. Описание картины (Алёнушка, природа).
  3. Впечатления.

Известный живописец Виктор Михайлович Васнецов создал много работ по мотивам русских сказок. Картина «Алёнушка» изображает несчастную крестьянскую девушку из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Очень грустная девушка сидит на камне на берегу озера, она опустила голову и смотрит на воду. У бедной сироты босые ноги, старая одежда и растрёпанные волосы, но лицо очень светлое и красивое. Алёнушка одинока, ей не с кем поделиться своим несчастьем, она пришла сюда погоревать и набраться сил жить дальше.

Вся картина очень мрачная. Осенний лес на заднем плане тёмно-зелёный, небо хмурое, трава уже увядает, вода в глубоком омуте кажется почти черной. Яркими пятнами выделяются только жёлтые листья, которые плавают у берега. Но мы помним из сказок, что природа всегда поддерживает положительных героев, вот и на картине есть птички, они не оставляют Алёнушку наедине с её горем.

Автор сострадает героине картины и желает, чтобы у неё всё было хорошо.

Вариант 5
Сочинение по картине «Аленушка» В.М.Васнецов (5 класс, по плану, кратко)

План:

  1. О художнике.
  2. Образ Алёнушки.
  3. Описание природы.
  4. Мои впечатления.

Виктор Михайлович Васнецов — это талантливый художник, который посвятил всё своё творчество волшебному миру русских сказок. Перед нами известная картина «Алёнушка», она служит иллюстрацией для народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В центре композиции мы видим одинокую печальную девушку, которая сидит осенью на берегу лесного озера. Длинные каштановые волосы крестьянской девочки распущены и растрепаны, одежда поношена, но внешний вид не заботит её, она и в небрежности красива. Алёнушка очень несчастна, это легко понять по её позе. Девочка расположилась на большом сером камне, поджала холодные босые ноги, обхватила колени руками и положила опущенную голову на ладони. Взгляд героини картины задумчив и неподвижен, она смотрит на тёмную воду озера, и мысли её такие же тёмные.

Перед Алёнушкой раскинулась неподвижная гладь озера, на поверхности плавают жёлтые опавшие листья. Сама природа подчёркивает тоску девочки, делит с сиротой глубокую скорбь. Чтобы показать это, автор использует приглушённые, мрачные тона. Лес позади неё хвойный, дремучий, трава увядшая, небо серое, омут мрачный. На ветке осины сидят птички, они поддерживают девочку в её несчастье.

Картина очень грустная. Скорбный образ Алёнушки и природа вокруг вызывают сочувствие к её горю .

Сочинение по картине Васнецова Аленушка 2, 4, 5, 6 класс

Художник В.М. Васнецов не раз писал картины по сюжетам русских народных сказок. В 1881 г. была закончена картина «Аленушка». За основу была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке», где девушка осталась присматривать за братом, но из-за своего непослушания он превратился в козленочка.

На картине художник запечатлел момент, когда Аленушка узнала о превращении братца и пришла к пруду погоревать о произошедшем. Фоном служит смешанный лес. Художник изобразил неподвижные, высокие елки и березы. Небо пасмурное, солнца не видно. Возможно, уже начались сумерки. Сама Аленушка сидит на камне. Ноги ее согнуты, на коленях лежат руки, к которым она склонила голову. Волосы ее, длинные и спутанные, распущены, в больших глазах грусть и скорбь. Взгляд устремлён вдаль. На щеках румянец от волнения за судьбу брата. Надет на ней черный сарафан с узором в виде цветов. Из-под юбки видны голые ступни. Она много ходила, искала брата, поэтому ноги выглядят грязными. Вся ее поза говорит об отчаянии: ей не важно, как она выглядит, она думает только об Иванушке. Ее окружает осока.

Сохранилось несколько эскизов Васнецова к этой картине, среди которых есть изображение осоки на берегу пруда. Вода чистая, прозрачная. Отражение Аленушки в пруду расплывчатое, нечеткое. По поверхности пруда плавает несколько желтых осенних листьев. Над головой девушки на можно заметить группу ласточек, символизирующих надежду на лучшее.

Образ Аленушки был списан художником с молодой девушки, в глазах которой он увидел «тоску, одиночество и чисто русскую печаль». Чтобы добиться гармоничности композиции, нужной тональности и атмосферы картины, Васнецов проделал большую работу. В образе самой Аленушки нельзя заметить что-то необычное или сказочное. Мы видим только грустную девушку, переживающую за брата, но этот образ одним из первых приходит на ум, когда речь заходит о сказке «О сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Сочинение описание картины Аленушка Васнецова

Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.

Главной героиней данного полотна является молодая девушка, которая тяжело работала, не смотря на юный возраст. Одеяние у девушки простое, не броское, ноги у нее босые. Все указывает на то, что девушка из бедной крестьянской семьи. На девушке светлая кофта и сарафан, из-под которого можно увидеть нижнюю сорочку. Так одевались на Руси раньше. Художник показывает девушку со слегка растрепанными волосами. Складывается впечатление, что девушка уже не один день сидит на берегу пруда и всматривалась в водную гладь.

И до сих пор она смотрит в воду и пытается увидеть ожидаемое, положив голову на руки, лежащие на коленях. Созерцая данное полотно, очень хочется, чтобы все злое скорее развеялось в воздухе, и девушка счастливая ушла домой. Но темная цветовая гамма картины, дает понять своему зрителю, что этому не быть.

Весь пейзаж картины так же пропитан грустью до самой глубины. Сзади Аленушки виднеется лес, изображен он в темно-зеленых тонах, именно это и дарит ему загадочный вид.

Вода в пруду просто окутывает своим холодом все окружающее и вызывает мурашки у своего зрителя. Смотря на картину можно увидеть, что пруд будто живой, настроен негативно к юной Аленушке. Единственное, что может хоть как-то подарить надежду в лучшее – камыш со своими зелеными листьями вблизи героини. Так же можно увидеть осинки, березы которые так же вносят немного ярких и оптимистических красок в полотно. Кажется, что от легкого дуновения ветра, шорох опадающих листьев говорит Аленушке о том, что все будет непременно хорошо и не стоит печалиться.

Глядя на эту картину, можно прочувствовать, как грусть пробегает внутри и вызывает сочувствие к беде Аленушки. Зрителю становится ее жаль, что часть ее боли хочется взять на себя, дабы сиротке стало легче. Художник смог все передать в полотне с полной чувствительностью и реалистичностью.

Кажется, что художник изобразил Аленушку не просто так, а для того, чтобы люди помнили о таких качествах, которые были у нее. Она обладала: добротой, умением любить, трудолюбием, терпением, сопереживанием и самое главное – она умела заботиться о близком человеке. Художник якобы говорит нам о том, что каждый из нас должен иметь эти качества. Это важно для каждого и для общества в целом.

Вариант 3

Творчество Виктора Михайловича разнообразно, а народное признание он получил благодаря полотнам отображающим народный фольклор. Картина художника «Аленушка» написана по мотивам известнейшей народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», но прообразом к созданию полотна являлась девочка с Ахтырки, которая приметилась художнику. Её он и отразил в своем творении. Написано полотно было в 1881 году, в Москве.

На полотне мы видим простую русскую девушку, смотрящую грустным и поникшим взглядом, видим претворенный в жизнь творческий окрас и лирическая взаимосвязь, от которой веет русским духом. Неприветливый, темный лес вызывает ассоциации с печалью и грустью.

Утомленная поисками своего брата Аленушка находится на большом камне, сложив на колени голову, сидит в тёмном, страшном лесу, у мрачного пруда. На ней дряхлое платье, сидит босая. Взгляд девочки полон безысходности и сожаления о случившемся. В голове у неё вертится вопрос:»где же ты, родной братец Иванушка?» Словно темная туча нависли над Аленушкой тревожные и темные мысли. Всё в картине представляется грустным, природа кажется мрачной, словно грустит вместе с Аленушкой.

На полотне автор отобразил как Аленушка совместно с окружающей действительностью будто находятся в тесной связи, зависят друг от друга, оба представляются опечаленными и угрюмыми.

Любой отдельно взятый фрагмент картины может быть предметом для глубокого размышления. Множество сказок с легендами было сотворено народной мыслью. Немало было создано и русскими писателями, но ведь они представлялись лишь в воображении, умственно. Васнецов же претворил сказку в жизнь, выразил зрительно живописными средствами произведение, наполненное великой русской традиционностью и русским фольклором. Грусть картины замечается первым взглядом зрителя.

В настоящее время данное полотно находится в Третьяковской галерее, в Москве, размер холста 173 на 121 см.

Описание настроения картины Аленушка

Популярные сегодня темы

С картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом

В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.

Иван Иванович Шишкин является великим русским художником. Им было написано большое количество восхитительных картин. Но одной самый узнаваемых является картина «Парк в Павловске», написанная в 1889 году.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором

Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.

Конспект образовательно-игровой ситуации по чтению художественной литературы для воспитанников средней группы с применением технологии продуктивного чтения/слушания по русской народной сказке в обработке А.Н.Толстого

г.о. Самара

                                                                                                                              Нечаева А.О.

Интеграция образовательных областей: речевое  развитие, социально-коммуникативное    развитие;   художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: Формировать осознание авторского смысла сказки.

5) Расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение.

6)  Вовлекать детей в творческие виды деятельности для активизации воображения.

   — словесные (чтение сказки, беседа, пересказ своими словами, придумывание продолжения сказки, рефлексия).

Материалы и оборудование: книги с текстом, иллюстрации к произведению, портрет писателя, карандаши, фломастеры, листы,  проектор, ноутбук, магнитофон.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

I. Работа с текстом до чтения.

Рассматривание книги

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомимся с новой книгой. Предлагаю вам рассмотреть её. 

Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают книгу

Дети включаются в образовательную деятельность

2

 Предположения о содержании книги

Воспитатель: Ребята, можем ли мы предположить, о чем эта книга?

Воспитатель: Как вы думаете, какие герои могут присутствовать в книге?

Воспитатель: Что изображено на иллюстрациях? Воспитатель: Хорошо. А теперь я предлагаю проверить, насколько точными оказались наши предположения по содержанию этой книги.

Дети рассматривают обложку, листают книгу, высказывают предположения, о чем книга, задают вопросы воспитателю

У детей возникает желание почитать, послушать сказку

3

II. Работа с текстом во время чтения.

Воспитатель: Я прочитаю вам сказку, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а сочинили эту сказку не один писатель. Эта сказка русская народная, а значит ее автор — народ. Это обычные люди, которые рассказывали эту сказку своим детям, передавали ее друг другу. И так получилось, что эта сказка стала известна многим. А Вот писатель Алексей Николаевич Толстой обработал народную сказку, и теперь мы можем ее прочитать в авторской обработке.

Воспитатель читает сказку. 

Воспитатель: Ребята, вам понравилась  эта сказка?

Воспитатель: Все слова вам понятны? Что нужно пояснить?

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопросы после прослушивания сказки.

Дети рассматривают и описывают содержание иллюстраций к сказке

Дети поясняют свои ответы.

Дети умеют слушать взрослого, поддержать беседу и оценить творческие способности сверстников.

4

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Вверх на солнце посмотрели —

И всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Дружно топаем.

Хватит детки отдыхать.

Давайте сказочку читать.

Дети выполняют упражнение

Смена видов деятельности, снятие напряжения

5

Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем эту сказку и обратим внимание на те слова, которые вам непонятны.

Воспитатель повторно читает сказку с комментариями по тексту: поясняет смысл неизвестных слов; поясняет переносный смысл выражений; обращает внимание детей на сравнения, метафоры; обращает внимание детей на настроение стихотворения.

Дети слушают, задают вопросы, высказывают предположения

У детей возникает осмысление содержания, обогащение активного словарного запаса

6

III. Работа с текстом после чтения

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта сказка? 

Воспитатель: Как вы думаете, для чего автор написал эту сказку, а не оставил ее народной?

Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Сейчас настало время познакомиться с автором-обработчиком сказки. Сегодня мы уже называли имя автора. Кто запомнил?

Воспитатель: Алексей Николаевич Толстой – прозаик, поэт. Родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске Самарской губернии. После окончания реального училища в Самаре поступил на отделение механики Технологического института, но незадолго до окончания бросает его, окончательно решив посвятить себя литературному труду.

Алексей Толстой больше всего известен читателям как автор задорного деревянного мальчика Буратино и загадочной инопланетной властительницы Аэлиты; рассказы Алексея Толстого пользовались большим читательским успехом.

Также серьезно увлекался историей и много времени посвящал работе с архивами. Создал и обработал много детских произведений.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя об авторе

У детей возникает понимание авторского замысла, дети знакомятся с информацией об авторе обработки сказки

7

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

Дети выполняют упражнение

Смена видов деятельности, снятие напряжения

8

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказка называется именно «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Воспитатель: Молодцы! В названии сказки заключены имена главных героев.

Воспитатель: В этой сказке речь идет о Аленушке и ее братце Иванушке, именно они являются главными героями. В сказке мы знакомимся с их жизнью, их характерами, переживаем все невзгоды и радости вместе с ними.

 А сейчас, ребята, посмотрите на эти иллюстрации.

Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на них? Воспитатель проводит беседу с детьми по представленным иллюстрациям: предлагает найти изображение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных персонажей, портрет автора обработки сказки; обращает внимание на внешний вид героев,местность, определенный момент сказки в конкретной иллюстрации .

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают иллюстрации.

Понимание смысла сказки, осмысление заглавия

9

Творческое задание «Придумай продолжение сказки»

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам придумать самостоятельно продолжение к этой сказке. 

Дети придумывают продолжение, рассказывают воспитателю и сверстникам

Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.

10

Творческое задание «Нарисуй рисунок к сказке»

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас нарисуем рисунок к сказке»Сестрица Аленушка и братец иванушка»

Дети рисуют

Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.

11

Рефлексия

Воспитатель задает вопросы:

Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии? Что показалось сложным? Что показалось легким?

Дети отвечают на вопросы , высказывают свое мнение

Дети умеют формулировать вопросы по завершении беседы. Дети активно отвечают на поставленные вопросы сверстников

  • Сюжет сказки снегурочка островского кратко
  • Сюжет сказки русалочка андерсена
  • Сюжет сказки салтыкова щедрина богатырь
  • Сюжет сказки о золотом петушке пушкина кратко самое главное
  • Сюжет сказки премудрый пескарь салтыков щедрин