Автор На чтение 21 мин. Просмотров 24 Опубликовано
«Садко» – популярная былина повествует о самолюбивом гусляре, на долю которого выпало много радостных и горестных минут. Несмотря на все соблазны, он достойно выдержал все испытания, заслужив славу честного порядочного человека.
Краткое содержание «Садко» для читательского дневника
ФИО автора: Народ, былина записана Андреем Сорокиным.
Название: Садко
Число страниц: 32. «Садко». Издательство «Речь». 2018 год
Жанр: Былина
Год написания: 1910 год
Главные герои
Садко – простой бедный гусляр, ставший заносчивым и хвастливым купцом.
Морской царь – могущественный правитель, большой любитель танцев и музыки.
Микола Можайский – православный святой заступник.
Сюжет
Когда-то давно в Новгороде жил Садко, у которого были только гусли, на которых он мастерски играл на пирах. Когда же перестали Садко звать на пиры, он загрустил и отправился на берег Ильмень-озера, где принялся играть на гуслях. Увидев, как взволновалась вода на озере, Садко испугался и ушел.
Когда в следующий раз Садко оказался на берегу озера, перед ним явился Морской царь и пообещал, что поможет ему выловить рыбу с золотыми перьями. Садко поверил, и поспорил с новгородскими купцами, что поймает эту чудесную рыбу. Отправились они на Ильмень-озеро, и Садко вытащил в сетях рыбу с золотыми перьями, да не одну, а сразу три.
Разбогател Садко, построил себе красивый дом, стал устраивать пиры. Но грустно ему стало оттого, что богатые новгородцы хвастали на его пирах кто о чем, а ему и похвастать было нечем. Тогда он построил много кораблей, и стал ходить по морям и рекам. Однажды вышел он в море – ветер дует, волна бьет, корабли стоят в воде. Приказал Садко уплатить дань царю морскому, но ни бочка с серебром, ни бочка с золотом не помогли задобрить морского владыку.
Понял Садко, что Морской царь требует живого человека. Дважды кидал он с дружиной дощечки, и каждый раз ему выпадало встреча с царем. Так Садко оказался во владениях Морского царя, который попросил своего гостя сыграть ему на гуслях. И до того пришлась по вкусу владыке музыка гусляра, что он пустился в пляс. Тут же на море поднялся сильный шторм, стали гибнуть люди. Народ принялся молиться Миколе Можайскому. Во время игры Садко вдруг почувствовал, что его кто-то тронул за плечо. Обернулся он и увидел Миколу Можайского, который попросил его перестать играть. Святой заступник подсказал гусляру порвать струны, а когда станет царь предлагать девушку в жены, выбрать Чернаву.
Садко в точности последовал всем советам Миколы Можайского. Царь успокоился, и женил Садко на Чернаве. Когда же Садко проснулся, то оказался с молодой женой в родном Новгороде. Он встретил свои корабли, а после построил церковь Миколе Можайскому.
План пересказа
Главная мысль
Богатство – настоящая проверка на прочность, и только сильный духом человек выдержит это испытание.
Чему учит
Былина учит тому, как важно оставаться простым человеком, даже достигнув очень многого. Учит не зазнаваться, ценить любящих, верных людей и помнить добро тех, кто вовремя протянул руку помощи.
Отзыв
Интересные, увлекательные приключения Садко вряд ли кого-то могут оставить равнодушным. Это настоящий богатырь, которому удалось побывать на дне морском, и при этом вернуться живым.
Рисунок-иллюстрация к былине Садко.
Пословицы
- Богатство – грязь, ум – золото.
- Богатый без щедрости, что пища без соли.
- Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.
Что понравилось
Понравилось, что после встречи с Морским царем Садко изменился, и вновь стал простым, порядочным человеком. Богатство его не испортило, и он зажил честной жизнью.
Тест по былине
- Вопрос 1 из 14
К какому циклу былин относится былина «Садко»?</h3>
- <label>К Новгородскому циклу;</label>
- <label>К Киевскому циклу;</label>
- <label>К Московскому циклу;</label>
- <label>К Владимирскому циклу.</label>
(новая вкладка)Былина «Садко» Жанр: былина новгородского циклаГлавные герои былины «Садко» и их характеристика
- Садко. В начале простой бедный гусляр, очень большой мастер. Когда разбогател и стал купцом стал заносчивым и хвастливым. Но побывав у морского царя вновь стал добрым и богобоязненным.
- Морской царь. Существо фантастическое. Любитель музыки и танцев.
- Микола Можайский, православный святой заступник.
План пересказа былины «Садко»
- Садко на берегу озера
- Садко ловит рыбу с золотыми перьями
- Садко богат
- Садко покупает новгородский товар
- Садко проигрывает спор
- Садко снаряжает корабли
- Садко бросает жребий
- Садко играет для морского царя
- Садко выбирает девушку
- Садко возвращается в Новгород и стоит церковь
Кратчайшее содержание былины «Садко» для читательского дневника в 6 предложений
- Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях.
- В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат
- Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать
- Садко снарядил корабли и они остановились в море
- Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях
- Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь
Главная мысль былины «Садко» Богатство может испортить характер человека, но настоящий богатырь поймет свои ошибки.Чему учит былина «Садко» Эта былина учит тому, что музыка — это великая сила и все на свете оказывается ей подвластно. Учит она не зазнаваться, чего-то достигнув, а оставаться простым человеком. Учит, что золото не может купить всего на свете. Учит любить свою жену и хранить ей верность. Учит быть благодарным к тем, кто нам помогает.Отзыв на былину «Садко» Это очень интересная и увлекательная былина, герой которой вроде бы и не является сказочным богатырем. Это просто гусляр, потом купец Садко. Но он попадает в такие интересные и сказочные приключения, которые случаются только с настоящими богатырями. И только настоящий богатырь оказывается способным вернуться живым со дна моря. Мне понравилась эта былина и я с удовольствием рекомендую ее прочитать каждомуПословицы к былине «Садко» Богатство — грязь, ум — золото. Богатый без щедрости, что пища без соли. Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.Краткое содержание, краткий пересказ былины «Садко» Жил в Новгороде Садко, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам и играл на гуслях. Но вот перестали звать Садко на пиры и стало ему грустно. Пошел он на берег Ильмень-озера и стал там играть. Вода на озере взволновалась и Садко испугался и ушел. Еще раз ходил Садко на озеро и снова вода волновалась. А на третий раз появился Морской царь и сказал Садко, что поможет ему выловить из озере рыбу с золотыми перьями. Пошел тогда Садко в Новгород и поспорил с купцами, что поймает рыбу с золотыми перьями. Садко свою голову закладывал, три купца по три лавки товару каждый. И пошел с ними Садко на Ильмень-озеро, закинул невод шелковый и вытащил рыбу с красными перьями, да не одну, а сразу три. Разбогател Садко, сам стал пиры устраивать. Палаты себе построил чудесные. На его пирах сидят новгородцы богатые, хвастают кто чем, один Садко молчит. Вот спросили его, а чем он похвастать может. Объявил тут Садко, что на свою казну сможет все товары в Новгороде выкупить. Поспорили на тридцать тысяч. Пошел Садко в гостиный ряд, все товары выкупил. На следующий день товаров еще больше навезли. Снова пошел Садко, и эти товары выкупил. На третий день еще больше товару в Новгороде. Понял Садко, что не сможет выкупить все товары. Выкупит московские, привезут заморские. Богаче его оказался Великий Новгород. На свою казну построил Садко кораблей и стал по рекам и морям ходить. Вот вышел он в море, волна бьет, ветер дует, а корабли в воде стоят. Объявил Садко, что надо дань морскому царю уплатить. И бросили в воду бочку серебра. Но не сдвинулись корабли с места. Бросили бочку золота — стоят корабли, не шелохнутся. Понял Садко, что морской царь живого человека требует и решили жребий тянуть. Дружина бросила простые дощечки, Садко — золотом украшенную. Потонула дощечка Садко. Предложил Садко переиграть жребий. Бросила дружина дощечки золоченые, а Садко простую. Но все равно его дощечка утонула. Делать нечего, отписал имения свои, взял гусли, и на доску в море лег. Уплыли корабли. А Садко на доске заснул, а проснулся уже у морского царя во владениях. Зашел Садко в палаты белокаменные, увидел его морской царь, сыграть на гуслях попросил. Стал Садко играть, а морской царь развеселился, в пляс пустился. На море шторм поднялся, гибли люди тысячами. Начал народ молиться Миколе Можайскому. Играет Садко, вдруг его кто-то за плечо трогает. Смотрит — Микола Можайский, просит играть перестать. Ответил Садко, что не по воле своей играет, а Микола подсказал ему струны порвать, да шпенечки выломать. А как станет ему царь морской жениться предлагать, не отказываться, да девушку Чернаву выбирать. Так Садко и сделал. Сломал гусли, перестал морской царь плясать. Предлагает невесту Садко выбрать. Просмотрел Садко много девиц, выбрал Чернаву. Сыграли пир, лег Садко спать. Просыпается, а он на берегу реки Чернава лежит, в родном Новгороде. Тут и его корабли появились. Встретил Садко корабли, к жене пошел, поцеловал супругу. А потом товар выгрузил, да церковь Миколе Можайскому построил.Рисунки и иллюстрации к былине «Садко»
Здесь даны основные сведения о былине «Садко», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой былины.
Краткие сведения о произведении
Русская былина «Садко» была создана народом. В ней рассказывается о новгородском гусляре и его фантастических морских странствиях.
Существует несколько вариантов былины, записанных собирателями фольклора. Здесь представлено краткое содержание и пересказ одного из вариантов. Это наиболее совершенный образец былины, написан он от сказителя А. П. Сорокина.
Главный герой былины
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Садко играл на гуслях на берегу Ильмень-озера. За игру царь водяной решил сделать его богатым купцом. Сказал царь гусляру, чтобы на пиру он сказал, что в озере есть рыба-золотые перья. Не поверят купцы, поставят в заклад все свои товары, а Садко пусть поставит свою голову.
Сказал царь водяной, что закинет он в сети рыбу-золотые перья, Садко выиграет спор и станет богатым купцом.
Так всё и случилось. Загордился Садко, скупил все товары новгородские и на кораблях повёз продавать за море.
На обратном пути разыгрался шторм, кинули дружинники купца в дань Морскому царю бочки с золотом, серебром да жемчугом. Не утих шторм. Садко понял, что царь требует в дань человека, и поплыл на доске по морю. Заснул он, а проснулся у Морского царя. Попросил тот купца поиграть на гуслях. От игры разыгралось море, стали тонуть корабли.
Увидел Садко старичка. Сказал старичок порвать струны у гуслей. Посоветовал он, как вернуться гусляру домой, и сказал, что его зовут Миколаем Можайским. Послушался Садко его совета, проснулся на берегу около Новгорода и увидел, что плывут его корабли в Новгород.
Построил Садко церковь Николы Можайского и церковь Пресвятой богородицы. Не ходил больше он с товарами за море, а жил со своей женой в славном Новгороде.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Жил в Новгороде Садко-гусляр. Не было у него богатства, были только гусли звонкие. Ходил он на пиры, веселил там народ, песни пел.
Не звали однажды Садко на пиры два дня. На третий день он соскучился, пошел к Ильмень-озеру, стал играть на гуслях, играл до вечера. Вдруг по озеру пошли сильные волны, стало страшно гусляру, и ушёл он с берега.
На другой день не зовут на пиры опять, не зовут и на следующий, а на третий Садко снова соскучился и пошёл к озеру играть на гуслях. Вечером снова взволновалось озеро, и Садко ушёл с берега.
Снова не зовут его на пир два дня, на третий пошёл он к озеру. Когда вечером волны расходились, продолжил Садко на гуслях играть.
Вышел из озера царь водяной и сказал гусляру, что развеселил он гостей на царском пиру. За это решил царь наградить гусляра. Велел он ему ступать в Новгород и сказал, что завтра позовут его на пир. Гости будут похваляться богатством, конями, силой молодецкой, а гусляру царь велел сказать им, что в Ильмень-озере есть рыба-золотые перья. Будут купцы говорить, что нет такой рыбы и ставить в заклад лавки свои с товарами, а Садко пусть ставит свою буйную голову.
Пусть закинут три сети в Ильмень-озеро, и в каждую царь водяной обещал бросить по рыбине-золотые перья.
Так всё и случилось, и стал Садко богатым купцом. Торговля пошла у него хорошая, женился гусляр, выстроил себе белокаменные палаты.
Созвал он множество народу на великий пир и стал там похваляться, что может скупить все товары новгородские и нечем будет купцам торговать. Ударились гости с ним об заклад в 30 тысяч, чтоб он выкупил все товары в Новгороде.
Скупал молодой купец два дня все товары новгородские, на третий день привезли в Новгород товары московские. Садко призадумался: если сегодня привезли московские товары, завтра привезут заморские. Понял он, что не сможет скупить товары со всего света, и отдал залог в 30 тысяч.
Потом построил 30 кораблей, погрузил на них товары новгородские. Повёл купец молодой корабли по озёрам и реке в сине море.
Выгодно продал он за морем товары, погрузил на корабли бочки с золотом, серебром, жемчугом и направился домой.
Но разыгрался шторм, ветер рвал паруса, ломал корабли. Понял Садко, что требует Морской царь дань, и велел своим дружинникам бросить в сине море бочку с золотом. Но не успокоилась буря. Кинули в море бочку с серебром, затем пришлось кинуть и бочку с жемчугом — не успокоились разбушевавшиеся волны.
Сказал Садко, что, видно, требует Морской царь в виде дани отдать ему человека. Чтобы узнать, кому идти к Морскому царю, велел купец дружинникам написать на дощечках имена свои, и написал на одной имя своё. Кинули их в море, и дощечка купца пошла на дно. Перешёл он на доску дубовую, понесло его на ней по морю. А корабли побежали дальше.
Заснул Садко на дубовой доске и проснулся на дне морском. Зашёл он в палаты белокаменные и увидел там Морского царя.
Попросил царь его поиграть в гусли яровчатые. Заиграл гусляр, и царь пустился в пляс. Разыгралось море синее, стали тонуть в нём корабли. Гибнут люди добрые, православные и молят Миколу Можайского, чтобы вынес их из моря.
Появился перед гусляром седой старичок и сказал, чтобы перестал он играть в гусли. Тот ответил, что заставляет его это делать царь Морской.
Посоветовал тогда старичок гусляру порвать струны и сказать царю, что нет у него струн. А когда царь морской предложит жениться на красной девице, пусть Садко выберет из множества девиц ту, которая последней идёт. Зовут ту девицу Чернавою. Посоветовал Никола купцу молодому взять её замуж, но ни обнимать, ни целовать её. Тогда проснётся Садко на крутом берегу в Новгороде.
Велел старичок, чтобы потом купец построил церковь Миколы Можайского. Сказав, что он и есть Микола Можайский, исчез седой старичок.
Всё сделал купец молодой, как посоветовал ему старик. Наутро после свадебного пира проснулся он на крутом берегу речки Чернавы и увидел, что по Волхову-озеру плывут его корабли.
Увидели дружинники с кораблей купца, удивились и обрадовались. Приплыли они с ним в Новгород. Поздоровался Садко со своей молодой женой, которая верно ждала его из плаванья.
На свою золотую казну построил купец молодой церковь Николы Можайского да церковь Пресвятой богородицы. Стал молиться Богу Садко, просил простить ему грехи. С той поры он больше не путешествовал, а жил-поживал в своём городе.
Заключение к краткому пересказу
В былине «Садко» освещены следующие темы:
Основная мысль (идея) произведения: прежде чем браться за какое-то дело, нужно хорошо подумать. Надо помнить, что человек отвечает за свои действия.
Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«Изумруд» — краткое содержание и пересказ рассказа А. И. Куприна«Разгром» — краткое содержание и пересказ по главам романа А. А. Фадеева«Анна Снегина» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы С. А. Есенина«Барышня-крестьянка» — краткое содержание и пересказ повести А. С. ПушкинаСкачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Народ русский, записал Андрей Сорокин
Год написания: 1910
Жанр произведения: былина
Главные герои:Садко – гусляр, в следствии богач, Морской Царь – хозяин вод, Микола Можайский – Николай Чудотворец
Краткое содержание былины «Садко» для читательского дневника повествует о переменах в жизни простого музыканта.
Сюжет
Садко живет в Новгороде. Зарабатывает он музыкой на застольях, его инструментом являются гусли. Будучи несколько дней не званым на пир, Садко направляется Ильмень-озеру, чтобы поиграть в одиночестве. Через три дня на том месте является Морской Царь. Он дал наставление, как разбогатеть — поспорить с купцами, что он словит необычную рыбу — золотые перья. Победив в споре, Садко становится обладателем торговых лавок. Имея статус в обществе, купец на пиру обещает приобрести все товары Новгорода. Это ему удается, но купцы схитрили и подвезли московские, Садко не смог их купить и спор был проигран. Потом купец построил корабли и торговал с другими странами. Однако большие трудности подстерегали на пути домой. Буря грозила кораблекрушением. Садко подумал, что морской царь хочет человечины. Бросив жребий, его самого кинули в воду. Царь танцевал под гусли и буря не прекращалась. Микола Можайский явился Садко и дал совет, как себя вести. Не играть, как выбрать жену и не блудить с ней. Сделав все именно так, Садко в итоге оказался близ Новгорода. Построил церковь, и зарекся плавать
Вывод (мое мнение)
Послушание и смирение, очень важные качества. Решая быть независимым, и полагаться на себя человек может потерять что-то важное. Кроме того, хвастовство и излишняя самоуверенность ведут к потерям.
Добавить в избранное
Русская народная былина «Садко» Краткое содержание
Садко — это история о простом гусляре, который, благодаря своей игре, смог стать богатым человеком, и спастись от Морского владыки.
Сюжет повествует о том, как музыка, играющая от души, может поразить всех: как простой люд, так и владыку подводного мира
Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»
Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.
Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.
На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.
По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.
Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.
Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.
Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
- Садко— талантливый, бедный человек, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становиться богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но поспорить не против.
- Морской царь — правитель подводного мира, вознаграждает Садко за его прекрасную игру, затем забирает его в подводный мир и наслаждается прекрасной игрой гусляра. Царь очень эгоистичен в своих желаниях.
- Микола Можайский — святой старец, заступник народа, услышав просьбы страдающих людей от пляски царя, пришёл на помощь к гусляру, указав как выбраться из плена.
Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно
Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.
Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.
Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.
На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.
Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.
Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба — золоты перья плавает.
Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.
Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.
Так бедный гусляр стал богатым купцом.
Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.
Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.
Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.
Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.
Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.
Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.
Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.
Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.
Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены — Чернавушку.
После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.
Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.
Кратко об истории создания произведения «Садко»
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/sadko.html
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/06/blog-post_15.html
- https://blmb.ru/sadko-kratkoe-soderzhanie/
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1631-sadko.html
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/neizvestnyj-avtor/sadko
Автор На чтение 14 мин. Просмотров 13 Опубликовано
Поделиться
В период пенсионерской командировки оторванный от привычной среды молодой художник воспользовался фольклорной темой для выражения своего состояния и настроения.
В картине, написанной на сюжет новгородской былины, изображен купец Садко в подводном царстве. Из таинственных зелено-синих подводных глубин на зрителя движется вереница «невест», дефилирующих перед стоящим справа героем, облаченным в шубу и меховую шапку. Заморские красавицы олицетворяют, по мысли Репина, различные страны и народы. Но восхищенный ими Садко выбирает в жены стоящую в глубине русскую девушку Чернаву. «Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока еще искусства«,— писал в то время художник.
В поисках художественных приемов, адекватных выражению задуманного образа, ему помогли впечатления от пышной зрелищности европейского салона. Как всегда, стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, зарисовывал морскую живность в Нормандии, изучал особенности цвета морской воды в аквариуме Берлина, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. После долгих поисков гармоничных цветовых переходов на холсте рождалась иллюзия глубины водного пространства.
Для заглавного персонажа позировал В.М. Васнецов (портретный этюд хранится в ГТГ); существуют также штудии фигур отдельных «красавиц», в соответствующих позах. Сама живопись «по-академически» гладкая; зритель как будто отгорожен от всего происходящего толстым стеклом аквариума. Свет подается сверху, выделяя центр «подиума», который должны миновать участницы процессии. Сюжетно значимые герои отодвинуты «на периферию» и связаны лишь диагональю взгляда.
Репин создал запоминающийся сказочный художественный образ, в котором присутствует необходимый баланс между реальным и сочиненным миром.
В 1876 году он получил за свое монументальное полотно звание академика. Тогда же вещь купил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
Художественный мастер-класс для детей: «Садко на дне морском» по картине Ильи Репина Художественный фильм «Садко». Мосфильм. 1952 годПрограммы/фильмы о данном произведении в медиатеке:
Репин. Из цикла «Сказки о русских художниках» (В страну музеев вместе с Фафалей)Год создания: 2002 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 13:00
“Есть такой город, Великий Новгород. Он находился на перекрестке четырех дорог, поэтому там всегда было много гостей. Вот Садко был одним из гостей. Он был богатым гостем, привез с собой много товару. И он влюбился в одну девушку там, в Новгороде. Звали эту девушку Чернавушка. Пришел он к родителям этой девушки и стал звать ее замуж. И них получилась свадьба, но произошло несчастье…”
Написал Илья Ефимович Репин «Садко» в 1876 году в Париже. А сейчас эта картина размером 322х230 сантиметров, выполненная в стиле реализм, маслом по холсту, висит в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Разберемся, как сложилась ее судьба, что предшествовало созданию полотна и каков его сюжет.
Содержание
Сюжет и композиция
Главным героем полотна является новгородский купец Садко, стоящий в правой части картины. Он был написан с Виктора Васнецова, которого художник специально пригласил в Европу для позирования. Садко по повелению морского царя, задумавшего женить купца, смотрит невест.
В левой части полотна морские девы, которые выглядят как иностранные красавицы, проходят мимо купца, стараются привлечь его внимание взглядами и нарядными костюмами. Они ярко подсвечены откуда-то сверху, а сам Садко находится на самой границе тени и освещенного пространства.
Но Садко даже не смотрит на них. Его взгляд прикован к скромной девушке, стоящей в темноте на балконе — служанке морского царя, которую зовут Чернава. Она не участвует в смотре, лишь поглядывает в центр картины из интереса к необычным невестам. Однако ее главный герой и выбирает себе в жены. Этим решением он поражает как правителя морского царя, так и всех других обитателей волшебного мира.
Однако на людских персонажах композиция только строится. Ее дополняют детально изображенные жители морских глубин: рыбы, скаты, медузы морские звезды. Из-за их изобилия и густых водорослей хвосты и подолы героинь, ноги самого Садко почти не видно.
История создания и восприятия картины
К моменту написания «Садко в подводном царстве» Репин был довольно популярным живописцем, путешествующим по Европе. Все из-за того, что он получил Большую золотую медаль Академии художеств и право на оплачиваемую поездку. Именно тогда, во Франции, Репин стал не только делать наброски на месте, но и обращаться к отечественному фольклору.
Илья Репин всегда серьезно относился к своей работе. Перед созданием картины появлялось огромное количество набросков, причем не целостных, а детальных. Так же произошло и в случае с картиной «Садко». Перед тем, как начать писать ее на холсте, автор:
- Изучал атласы, в которых описывалась подводная флора и фауна;
- Посещал морской аквариум в Берлине, чтобы проанализировать движения морских животных;
- Ездил в Нормандию для наблюдения за рыбами и водорослями в диких условиях;
- Ходил в Хрустальный Дворец в Лондоне, чтобы понять, как распределить на полотне свет;
- Делал наброски морского дна в Парижском океанариуме.
Общественная реакция
Работу Илья Ефимович Репин выставил на Парижском салоне 1876 года. Это была одна из престижнейших выставок Франции, участие в которой позволяло художникам получать широкую известность. Европейская аудитория отнеслась к работе с легким равнодушием. Сам художник тоже не был доволен результатом. Репин считал, что полотно вышло посредственным и пошлым. Он жаловался, что ощущает себя «безнадежно несчастным» из-за того, что остро недоволен своим же творчеством.
Зато на родине «Садко» высоко оценили как общественность, так и критики. За полотно Репину присудили звание академика. А саму картину выкупил представитель династии Романовых — великий князь Александр Александрович, будущий российский император Александр III.
Скрытый смысл картины
Согласно его дневникам и письмам, на выбор сюжета и потайного смысла повлияло впечатление художника от выставки французских импрессионистов. По задумке, главный герой может выбрать себе любую иноземную красавицу — любую технику и задумку — но все равно обращается к скромной девушке, олицетворяющей традицию русской живописи.
С этим можно сравнить реакцию художника на творчество импрессионистов. Он посчитал их работы эстетически красивыми, но лишенными глубокого смысла. Сам Илья Ефимович писал: «Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».
Смотрите также
Марк Шагал, любовь «Прогулка»Полёт Шагала «Над городом»«Радуга» Айвазовского – символ надеждыИллюстрации Билибина И.Я. к русским сказкам
К моменту работы над «Садко» в жизни Ильи Репина произошло много событий. Художник создал прославивших его «Бурлаков на Волге», получил звание художника первой степени, а еще от Академии художеств – право на шестилетнюю поездку за границу. С женой Верой Алексеевной и дочкой Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь, а потом снял квартиру и мастерскую в Париже. Художник признавался, что остался разочарован Римом. Рафаэль ему показался «скучным и устаревшим», а галерей такое множество, что не хватит терпенья «докапываться до хороших вещей».
Увидеть картину «Садко» можно в Русском музее в Петербурге
В Париже Илья Репин посетил Первую выставку импрессионистов. Работы своих французских коллег художник посчитал интересными по технике, но лишенными глубокого смысла. В свою очередь импрессионисты упрекали Репина в «непонимании красоты». В ответ на эти обвинения Илья Ефимович и задумал сделать картину «Садко». Для создания работы Репин провел большую работу – он рисовал морскую флору и фауну в Нормандии, делал зарисовки в морском аквариуме в Берлине, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. Интересно, что прототипом главного героя стал Виктор Васнецов, который гостил у художника в Париже.
Портрет художника Виктора Васнецова. Этюд к картине «Садко»
В основе картины – новгородская былина о Садко, который попал в подводное царство. Картина показывает момент, когда морской царь предлагает ему выбрать невесту. Садко приглянулась простая девушка Чернава. По замыслу Репина именно она в картине символизирует Россию.
Голова индийской красавицы. Этюд
Репин писал, что задумал «картину фантастичную, от архитектуры до растений и свиты царя». «Садко» (размер 322,5 x 230 см), действительно, завораживает и погружает зрителя в подводный мир. Картина получилась сказочной. Тем не менее, на Парижском салоне 1876 года успеха она не имела. Зато произведение стало известно в России. В том же году Илья Репин получил за нее звание академика.
Садко в подводном царстве. Эскиз к одноименной картине
8 малоизвестных фактов об Илье Репине
1. Хотя Илья Репин был обеспеченным человеком, но при этом он вел скромный образ жизни. Художник не позволял себе лишних трат. Например, билеты в петербургских трамваях утром стояли пятак, а в дневное время уже гривенник, поэтому Репин старался из мастерской в северную столицу приезжать по утрам. При этом если на себя художник тратил мало, то не жалел денег на благотворительность.
Илья Репин и Федор Шаляпин
2. Первый брак Репина с Верой Алексеевной Шевцовой продлился около 15 лет. За это время супруга подарила художнику четверых детей: дочерей Веру, Татьяну, Надежду и сына Юрия. Супружество, по мнению биографов художника, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие позировать; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость. Разрыв отношений произошёл в 1887 году. После развода старшие дети остались у отца, младшие перешли жить к матери. Со второй женой 35-летней Натальей Нордман-Северовой Репин познакомился, когда ему было 54 года. Правда, официально женаты они не были. Многих современников удивил выбор художника, потому что его избранница не отличалась красотой. Репина в Нордман привлек талант и оригинальность, которая со временем переросла в странные чудачества, отталкивающие художника. Например, Наталья приказала сшить себе шубу из мешковины, набитой сосновыми стружками, потому что меха – «привилегия зажиточных классов». Нордман умерла в 1914 году. Художник пережил ее на 16 лет.
Илья Репин «Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой
3. Художник под влиянием второй жены стал вегетарианцем, а еще предпочитал спать в холодных помещениях. Иногда из-за этого образа жизни Репина случались комичные ситуации, а некоторые гости даже привозили припасы с собой, а потом тайно от хозяев съедали. Живописец пригласил к себе позировать Ивана Бунина. Но как только писатель узнал, что вместо хорошего ужина его ждет «трава», поспешил откланяться и срочно уехать в Москву по делам.
4. Репину нравились стихи Маяковского. В 1915 году он предложил поэту написать его портрет. В ответ Владимир Маяковский сказал: «А я сделаю ваш». Очень быстро он набросал несколько карикатурных изображений живописца. Репин одобрительно отозвался о рисунках, а один из них ему особенно понравился, художник отметил большое сходство.
Портрет Репина, сделанный Маяковским
5. Однажды Илья Репин попробовал себя и в роли актера. В 1910 году в Петербурге в «Новом театре» шел комедийный спектакль «Ласточка права» по пьесе жены художника Натальи Нордман-Северовой. Репин сыграл в постановке дворника.
6. От постоянных переутомлений у Репина болела правая рука, а потом совсем отказала. Художник научился писать левой. А еще придумал подвесную палитру, чтобы не держать ее в руках. Приспособление крепилось с помощью ремней на пояснице.
Илья Репин придумал палитру, которую ему не нужно было держать в руках
7. По средам художник принимал в своей мастерской в Пенатах под Петербургом всех желающих и устраивал бесплатные вегетарианские обеды. На них часто бывали писатели, артисты. Маяковский позже признавался, что в один из периодов жизни, когда у него не было денег, он выжил благодаря «репинским средам».
8. Репин еще при жизни выбрал место для своей могилы. Ему приглянулся небольшой холмик под соснами. Художник даже попросил знакомого фотографа снять его на месте будущего захоронения. Ильи Репина не стало 29 сентября 1930 года, ему было 86 лет. Художник завещал свою усадьбу в Пенатах (находится в поселке Репино Курортного района Санкт-Петербурга) Академии художеств. Сейчас там действует музей-усадьба Ильи Репина.
Интерьеры дома-музея Пенаты
Название: «Садко» Дата написания: 1976 год Автор: Репин Илья ЕфимовичРазмер: 322,5х230 см. Техника: Холст, масло. Где находится: Государственный Русский музей Санкт-Петербург : 600х422 px.
Кратко о живописном полотне
Картину «Садко» Репин написал в Париже. Получив Большую золотую медаль Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира», Репин получил право на пенсионерскую (то есть оплачиваемую Академией) поездку в Европу. Образ Садко написан с Виктора Васнецова, позже прославившегося в том числе в качестве автора сказочных сюжетов (и изобразившего своего «Садко»). Темой картины послужили новгородские былины о гусляре Садко, который разбогател при помощи морского царя. Его торговые корабли замерли посреди моря и, чтобы умилостивить морского владыку, Садко спустился на дно. На картине изображен момент, когда он по приказу морского царя выбирает себе жену в подводном царстве. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному от Миколы Можайского (впоследствии именуемого Николаем Чудотворцем) совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины. Чтобы создать волшебное пространство подводного царства, Репин осмотрел морской аквариум Берлина, любовался морской флорой и фауной в Нормандии, побывал в Хрустальном дворце в Лондоне. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. Причудливой формы водоросли, удивительные рыбы, моллюски, морские звезды создают сказочную атмосферу. От проходящий перед Садко цепочки красавиц исходит сияние, они сами кажутся подводными сокровищами, ради которых стоило бы спускаться на дно морское. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу. Одна из трактовок картины – проплывающие перед ним девушки олицетворяют разные страны и художественные течения, но душа героя лежит к простой русской девушке. Такую расшифровку предложил сам Репин, говоря о выборе Садко: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства». Здесь уместно вспомнить, что в 1874 году в Париже прошла первая выставка импрессионистов, и Репин на ней побывал. Он был очарован техникой, но по смыслу нашел новое течение «пустым». Впрочем, с этим не всё однозначно – не принимая «чистое искусство» как таковое, Репин время от времени пытался следовать его постулатам, порицая публицистичность критического реализма. Впервые публика увидела «Садко» на Парижском салоне 1876 года. Появление ее прошло незамеченным во Франции, а вот в России за эту работу Репину было присуждено звание академика. Полотно сразу же приобрел великий князь Александр (будущий император Александр III). Между тем, сам художник был о картине невысокого мнения, считая ее безвкусной и пошлой. Впрочем, Репин и вообще был чрезмерно строг к себе и признавался, что видя свои картины на выставках и в музеях, чувствует себя «безнадежно несчастным», поскольку находит собственные творения бездарными.
Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте «Садко» на странице сайта! Используемые источники:
- https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_4002/
- https://topkartin.ru/kartiny/sadko
- http://umbra.media/arhiv/sadko-ili-repina/
- https://portrets.ru/hudozhniki-peredvizhniki/repin/sadko-kartina-repina.html
Скачать обзор:
«Сказка о попе и работнике его Балде» — одно из самых известных детских произведений. На первый взгляд, оно простое, поучительное и смешное, но не так всё просто. Автор прибегает к иронии, создает яркие образы, смысл же сказки не так однозначен, как принято было воспринмать её до революции или после революции. При жизни Пушкина она не издавалась, после смерти поэта печаталась с изменениями по цензурным соображениям, а при советской власти авторский текст сказки пошёл на ура.
Ниже представлен краткий разбор произведения, анализ его сюжета, содержания, который можно использовать для читательского дневника.
Очень краткий пересказ
Поп хочет нанять себе работника за скромную плату. На рынке он встречается с Балдой. Тот идет на службу к попу, а в качестве платы требует раз в год давать «три щелка по лбу». Работает Балда исправно, поп и его семья не могут нарадоваться.
Приближается время расплаты, поп начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые обязались платить его попу до самой его смерти, но «есть на них недоимки за три года». Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.
Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума. Так Балда проучил своего нанимателя.
Оброк – во времена Российской империи так именовалась одна из повинностей крестьян. Оброк мог выплачиваться деньгами или натурой, то есть продукцией.
Место и время действия событий в сказке
В тексте сказки нет прямых указаний ни на эпоху, когда разворачивается действие, ни на населенный пункт или географическую область. Сказка стилизована под стародавние времена, тем не менее, временем действия принято считать современную Пушкину эпоху.
Сюжет сказки актуален для любого времени: и для древней Руси, и для пушкинского периода, и для современности, поэтому время и место действия не имеют особого значения. Основные события разворачиваются на базаре, в доме попа и на берегу моря.
Персонажи сказки и их характеристика
Два главных героя отражены в названии произведения — это поп и Балда. В сказке есть ещё несколько второстепенных персонажей.
Поп
Поп — человек неразумный, скуповат (в одном лице хочет получить повара, конюха и плотника). Думает перехитрить Балду, получить себе хорошего работника даром, а в результате сам оказывается в дураках.
Герой Пушкина — служитель церкви, священник, который поддался меркантильному желанию жить безбедно, и вступил в сделку с чертями.
Поп — просторечное название священника. Главный герой сказки Пушкина — представитель духовенства, одного из привилегированных сословий.
Балда
Балда — работящий мужик, смекалистый, умный и хитрый, но, в отличие от попа, свою хитрость он направляет «во благо».
В этом образе видится олицетворение русского народа и сила народного характера.
Балда — имя собственное тюрского происхождения. В просторечии словом «балда» часто называют недалекого, несуразного человека, простофилю, иногда используется как синоним слова «дурак».
Герой Пушкина совсем не дурак и не простофиля, а как раз наоборот. В старину словом «балда» также называли орудие труда — большой молоток или кувалду. Это значение также важно для понимания сказки и образа героя, подчеркивает одну из граней пушкинского персонажа — его трудолюбие.
Через образ Балды и его имя показано, что обычный мужик из народа не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он умен, хитер, и может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам.
Попадья
Попадья – жена попа, хозяйка, в тексте характеризуется как сообразительная и хитрая женщина. «Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив». Женщина довольна работой Балды, поначалу хорошо к нему относится.
«Попадья Балдой не нахвалится». Но, желая спасти мужа от расплаты, она предлагает план, как извести Балду:
Закажи Балде службу, чтоб ему стало невмочь.
Также в тексте упоминаются другие члены семьи попа — поповна и попенок — дочь и младший сын. Попенок привязался к Балде, называет его «тятей».
Тятя – один из старорусских синонимов слова отец.
Старый бес и бесёнок
Бес и бесенок живут в море, не хотят отдавать Балде оброк для попа.
Старый бес — опытный, мудрый, но в силу возраста физически слабый, чтобы соревноваться с Балдой: «Где тебе тягаться со мною, с самим Балдою».
Бесенок — внук старого беса, юркий, энергичный, чересчур самоуверенный и недалекий. Дед призывает его на помощь.
Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами
Жил был поп
Толоконный лоб .
Пошел поп до базару
Поискать кой-какого товару.
Словосочетание «Толоконный лоб», использованное Пушкиным для характеристики попа, стало фразеологизмом. Понимается и используется в нескольких значениях. «Толок» в старорусском языке — часть головы выше лба. В этом случае «толоконный лоб» означает всего-навсего то, что поп был лысоват. Определение «поп-толоконный лоб» также может указывать на традицию «бить челом», то есть прикладываться лбом к полу. Фразеологизм «толоконный лоб» означает глупого человека.
На рынке он встречает Балду. Простолюдин слоняется без дела. «Идет, сам не зная куда». Поп говорит ему, что хочет найти «работника не слишком дорогого». Балда соглашается работать на него и «служить исправно».
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
Полба — крупа из крупных зерен пшеницы, вареная полба — каша, блюдо старорусской кухни. В полбе намного больше протеина, чем в бычной пшенице. Это свойство каши придавало сил работнику Балде.
Балда поселяется у попа на подворье, спит на соломе, много и качественно работает, пашет землю, топит печь, готовит еду, нянчится с ребенком. Семья попа не может нарадоваться на такого работника.
Только поп его невзлюбил, и причиной тому — приближающийся срок расплаты. Поп боится, переживает за свой лоб.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Жена советует ему дать Балде такое задание, которое бы он не смог выполнить:
Тем ты и лоб от расправы избавишь,
И Балду без расплаты оставишь.
Поп зовет Балду и говорит, что черти обязались платить ему оброк и задолжали уже за три года. Он приказывает Балде пойти и забрать причитающееся.
Балда не спорит с хозяином, отправляется к морскому берегу, начинает «крутить веревкой», нарушая покой чертей. Появляется Старый бес и спрашивает Балду, чего ему надобно. Балда говорит, что сжил бы со свету всех бесов, но в данном случае он пришел за оброком.
Бес обещает ему выплатить всю дань, если он выиграет в состязании — кто первый обежит вокруг берега моря, а в качестве соперника предлагает Балде бесенка. Герой смекнул, что его хотят обмануть. Он отправился в лес, изловил двух зайцев и выставил одного из них вместо себя на состязание против бесенка.
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Бесенок побежал вокруг моря, а заяц в лес. Тем временем Балда достал из мешка второго зайца, и когда бесенок вернулся, зайка был у него на руках. Так он хитростью беса одолел. Бесенок идет к деду «рассказать про Балдову победу».
Бесы придумывают Балде новое состязание — бросить палку. У кого она дальше полетит, тот и победит. Балда собирается забросить палку в приближающуюся тучу. И в этом состязании он оказывается хитрее.
Чего ты ждешь?” — “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку”.
Третье состязание предлагает сам Балда. Дает бесенку задание поднять лошадь и пронести её полверсты.
Как ни старался бес, это ему не удалось.
Балда говорит ему:
Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног.
Балда сел на лошадь верхом да и поехал, проскакал целую версту.
В очередной раз оказался он хитрее чертей, и те выплатили ему оброк.
Вернулся Балда к попу и платы требовать стал. Попу ничего не оставалось, как подставить лоб.
От первого щелка подпрыгнул он до потолка, после второго — «лишился поп языка» (потерял дар речи), а «с третьего щелка вышибло ум у старика» (вовсе сошел с ума).
А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
История создания
Известно, что существенное влияние на Пушкина и его творчество оказала его няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, принадлежащая роду Ганнибалов. Ей Пушкин посвятил одно из своих известных стихотворений «Подруга дней моих суровых». Из уст няни он услышал многие фольклорные сюжеты. Один из них был положен в основу «Сказки о попе и работнике его Балде». Это произведение – авторская интерпретация Пушкина русской народной сказки «Поп и Балда». Она была записана им от Арины Родионовны во время пребывания в Михайловском. Краткое изложение сюжета в записях Пушкина датировано 1824 годом.
Авторское произведение на его основе создавалось в 1830–1831 годах, когда поэт находился в Болдино. Этот период в биографии Пушкина именуется «Болдинской осенью».
Сказке не было суждено выйти в печати при жизни автора. Она была опубликована в 1840 году В. А. Жуковским. В его редакции «поп» заменен «Кузьмой Остолопом». Оригинальный текст автора был издан в собрании сочинений Пушкина в 1880 году. Изначально сказка была длиннее. В фольклорном произведении, например, был эпизод о том, как Балда излечил царевну. В итоговую версию сказки Пушкина он не вошел, хотя присутствовал в первоначальных вариантах.
Поскольку в сказке Пушкина поп выставлен в неприглядном свете, его произведение в разные годы подвергалось критике со стороны церкви.
Анализ произведения
Художественные особенности
Сказка Пушкина имеет фольклорную основу, но характеризуется как литературная сказка. Связь с фольклором определяет её художественные особенности, сказка стилизована под народную традицию.
Начинается произведение с привычного для русских сказок зачина «Жил- был».
В сказке использованы просторечные старорусские слова «тятя», «полба» и т.д.
Сюжет о простом русском мужике, слуге, который выполняет прихоти хозяина, противопоставляется ему и оказывается умнее и хитрее, типичен для русских сказок.
Сказка преисполнена юмора. Пушкин прибегает к иронии и даже к сатире, то есть высмеиванию и обличению пороков. Образ попа нарочито комичный и контрастирует с образом Балды.
Какие темы поднимает?
Через простой сюжет Пушкин раскрывает свойства человеческого характера, пороки и их последствия.
Жадность — страсть, присущая многим людям. Она проявляется как скупость и желание наживы. И то, и другое демонстрирует пушкинский герой Поп. Страсть к наживе проявляется у него уже в том, что он соглашается на условия расплаты с Балдой, хотя до смерти боится его щелчков, предчувствуя неладное. Сельские попы жили скудно, и герой Пушкина не устоял перед соблазном : заключил уговор с чертями, которые должны платить ему оброк до его смерти. Автор подчёркивает, что этот порок связан с нечистой силой — миром тёмным.
Хитрость сама по себе — полезное качество, но только в том случае, когда она направлена во благо, а не для достижения корыстных целей. Поп и бесы пытаются прибегнуть к хитрости, чтобы не платить, и у них ничего не получается. Балда тоже хитер, но в его случае хитрость становится инструментом для достижения справедливости.
Честность и трудолюбие воплощены в образе Балды, который добросовестно выполняет работу, согласившись на «смехотворную плату» и тяжелые условия. Он не ищет уловок, чтобы отлынивать, он не обманывает попа, а лишь требует честно выполнить условия договора.
У Балды хитрость соседствует с честностью, а у попа и бесов — с глупостью.
Глупость — не порок, но может причинить немало бед, особенно когда глупый человек думает, что он умнее другого и пытается схитрить. Так это и произошло с попом. Обычный работяга, которого, на первый взгляд, легко принять за простофилю, оказался умнее и смекалистей попа.
Воздаяние за содеянное. Щелчки Балды, здорового молодца, которые выбивают ум у попа, — не слишком ли суровое наказание за желание сэкономить на дармовом работнике? Но дело-то здесь, оказывается, гораздо серьёзнее, как показывает литературовед Е. М. Неёлов в статье «Сказка А. Пушкина о попе и его работнике Балде». Поп совершил страшный грех, продав душу чертям за оброки», стал у них хозяином до конца своих дней, чем нарушил долг священника. Балда послан высшими силами, чтобы наказать отступника. Недаром после третьего щелчка поп назван просто стариком: он предал своё священство.
Чему учит?
Мораль «Сказки о попе и работнике его Балде» выражена в последней фразе: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». Выражение ушло в народ и стало крылатым. Есть близкая по смыслу поговорка – скупой платит дважды. Желание сэкономить в ущерб другому ни к чему хорошему не приводит. Любой труд должен быть оплачен, и за хорошую работу нужно хорошо платить.
На более глубоком уровне Пушкин говорит о расплате за нравственное падение, о большой ответственности духовного лица перед людьми и своей совестью, который, вместо того, чтобы заботиться о своей пастве, был одержим меркантильными интересами.
Аудиокнига
Экранизации
По мотивам сказки советские мультипликаторы в разные годы создали 4 мультфильма.
Первый — 1936 года — пострадал в пожаре во время Великой Отечественной войны, в 1940-м был создан черно-белый мультик режиссера Пантелеймона Сазонова, в 1956 году вышел кукольный мультфильм.
Поздний и самый известный музыкальный мультфильм вышел в 1973 году. Режиссер – Инесса Ковалевская. Сюжет немного отличается от оригинальной сказки: например, Балда выманивает чертей из моря, играя на балалайке, а не при помощи веревки, как в тексте Пушкина.
Визуальное воплощение «Сказка о попе и его работнике Балде» получила и в формате диафильма. По мотивам произведения ставились любительские и профессиональные театральные постановки, радио-спектакли.
Скачать обзор:
Год: 2021 (1 сезон), Россия
Жанр: комедия
Режиссер: Ксения Зуева, Оксана Карас, Наталья Кудряшова
Продюсер: Вячеслав Муругов, Максим Рыбаков, Михаил Зыгарь
Возраст: 18+
Время: 30 мин
В ролях: Ингеборга Дапкунайте, Дарья Жовнер, Лолита Милявская, Павел Попов, Денис Шведов, Алена Свиридова, Жан-Мишель Щербак, Андрей Смоляков, Ирина Безрукова, Даниил Чуп
«Сказки Пушкина. Для взрослых» – российский драматический сериал-альманах. Он состоит из 6-ти серий (5-ти новелл). Одна история будет показана в 2-х эпизодах. Классические сказки Пушкина будут рассказаны совсем иначе. Дата выхода сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых» была определена на 10 ноября 2021 года. Сериал выходит эксклюзивно на видеосервисе «more TV» по средам в 12:00 МСК.
Сюжет сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых»
Новый сериал Михаила Зыгаря – это дерзкие экранизации знаменитых пушкинских сказок. Их действие перенесено в современную Россию. Некоторые сюжеты развиваются в прошлом, а другие истории перенесут зрителей в антиутопическое будущее.
Они познакомятся с рэпером – королевичем Елисеем, царевной, у которой есть своя страница в Instagram, попом из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и золотым петушком, превратившимся в нейросеть. В каждой волшебной сказке закодирована злободневная тема. В классических героях можно узнать известных россиян.
Ниже можно ознакомиться с содержанием серий, датой выхода и онлайн просмотр сериала на More.tv с 10 ноября в 12:00. Добавлены новые серии сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых» — можно смотреть все серии подряд в хорошем качестве.
Создатели сериала
Кроме Михаила Зыгаря, в титрах сериала вы увидите имена продюсеров:
- Максима Рыбакова;
- Жоры Крыжовникова;
- Вячеслава Муругова;
- Нателлы Крапивиной.
Проект создала компания «НМГ Студия» и «Вейк Ап Продакшн». Каждая сказочная история снята другим режиссером. Все они имеют свои стилистические особенности.
1-я серия. Рыбка (выход 10 ноября 2021)
Творческий тандем, состоящий из сценариста Жени Беркович и двукратного участника фестиваля «Кинотавр», режиссера Ксении Зуевой, снял «Рыбку», сюжет которой разворачивается в российской провинции, в минувшем десятилетии. Мошенники, муж и жена, поймали в свою сеть кинозвезду, согласившуюся на исполнение их желаний. Главные роли в этой новелле достались Денису Шведову, Дарье Жовнер, Павлу Попову и Ингеборге Дапкунайте.
Российская провинция 2010-х: семейная пара мошенников ловят будущих жертв в дейтинг-приложении. В их сети попадается крупная добыча — кинозвезда и продюсер Рыбка (Ингеборга Дапкунайте), но ограбление идет не по плану. Старик (Павел Попов) становится частым гостем в доме Рыбки, которая готова исполнять все новые и новые желания ревнивой Старухи (Дарья Жовнер). Что ждет мошенников: царские палаты или разбитое корыто?
Для просмотра нажмите на спиннер.
2-я серия. Царевна (выход 17 ноября 2021)
Инстадива Царевна имеет волшебное зеркальце – смартфон. Она конкурирует с другими соперницами-красавицами и собирает лайки в соцсетях. Этот эпизод снят Оксаной Карас. Зрителей ждет встреча с актерами Полиной Гухман, Денисом Шведовым, Игорем Верником, OG Buda и Дарьей Жовнер.
Для просмотра нажмите на спиннер.
3-я серия. Балда (выход 24 ноября 2021)
2000-е. Поп — полковник ФСКН. Однажды на него прямо у церкви совершено покушение. Попа спасает только что вернувшийся со службы дембель Балда, который нанимается к нему в телохранители. Но не за деньги, а за идею. Она простая: в конце службы Балда даст Попу три сверхмощных леща.
Для просмотра нажмите на спиннер.
4-я серия. Салтан и Лебедь: Часть 1 (выход 1 декабря 2021)
Наталья Кудряшова представила свою версию «Сказки о царе Салтане», сценарий к которой написал Андрей Золотарев. Она состоит из двух эпизодов. Мир пережил ядерную войну. Те, кто выжил, примкнули к враждующим племенам, богами которых стали технологии довоенного периода. Грозный вождь Салтан окружен жрецом Бабарихом и тремя сестрами, каждая из которых хочет стать его женой.
5-я серия. Салтан и Лебедь: Часть 2 (выход 8 декабря 2021)
Одной из них это удастся. У нее родится сын Гвидон, но мать с ребенком изгонят из родного племени. Актерский состав новеллы состоит из Олега Чугунова, Лены Трониной, Ирины Носовой, Дарьи Екамасовой, Игоря Миркурбанова, Олеси Судзиловской и Алексея Кравченко.
6-я серия. Петушок (выход 15 декабря 2021)
2045 год. В России наконец появился институт репутации — людей, хоть как-то уличенных в неподобающем поведении, «кэнселят» в считанные минуты. За два года уже отменены несколько тысяч человек. Их цифровые следы стерты, а социальная жизнь закончена. Рэпер Елисей возмужал и превратился в Додона — владельца крупной международной компании. Именно он поспособствовал тому, чтобы этот мировой тренд стал федеральным законом. Но и ему есть, что скрывать. Лишь нейросеть под названием GoldCock, встроенная в маску, защищает репутацию Додона от полного краха.
Читайте также: Сериал «Психиатр по соседству» 2021 г: 1, 2, 3, 4 серии подряд. Содержание, смотреть онлайн
Источник 2datyvyhoda.ru
Многомудрый Литрекон рекомендует читать сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в оригинале, так как они очень злободневны и поучительны. Ну а получить поверхностное представление о его творчестве поможет краткий пересказ сказки «Пропала совесть». В сокращении это произведение не так увлекательно, как в оригинале, зато, открыв его, Вы можете быстро узнать основные события и сформировать в голове краткий сюжет произведения. Приятного просвещения!
(702 слова) Внезапно в мире исчезла совесть, но никто не заметил. Сначала люди испытали моральный подъем, излечились от нравственных терзаний, заспешили по делам, ведь больше ничего не мешало льстить, предавать, идти по головам. Только вот сразу после исчезновения нравственной смуты и душевных мук, которые так осложняли жизнь, пошли грабежи и другие преступления в неисчислимом количестве. А совесть лежала на дороге, оплеванная и растерзанная, как ветошь. Все недоумевали, кто допустил такое безобразие посреди улицы. И лишь один пьяница подобрал ее в надежде заложить. И вот пришло к нему горькое осознание реальности. Мгновенно он отрезвел и испугался. Вспомнил он обо всех своих прегрешениях и пороках. Начался внутренний суд. Он стал задавать себе вопросы, о которых раньше не задумывался. Но ответом было молчание, ведь он не знал, почему прожил жизнь так, а не иначе. В итоге он дошел до мысли о том, что родился и жил под игом, оттого не мог взять ответственность за свою жизнь на себя. Только вот открывшаяся истина никак нему не помогла. Цепи стали только тяжелее вдвое, ведь он понял, что это цепи. Но прохожие не отвечали на его агонию — они думали, что он просто напился. Над них хохотали и потешались, и невдомек было людям, что истина разрывает сердце пьяницы. Не найдя понимания, он решил избавиться от находки, которая так его тяготила. Он отнес ее в кабак — к знакомому скупщику Прохорычу. Положил на стол — и наутек.
Заметив совесть, проснувшийся скупщик вспомнил про патенты. Перед тем, как их купить, он как раз всучил кому-то эту жалкую вещицу. И вдруг пришло к нему осознание, что грешно народ спаивать. Прохорыч затрясся и позвал на помощь жену. Увидев совесть, жена воскликнула: «Грабят!». И правда: трактирщик стал отказываться продавать алкоголь и начал переубеждать посетителей. Они сильно удивились. Прохорыч объявил, что больше не может вести такой порочный образ жизни, и выльет все вино в канаву, перебьет всю посуду. Жена решительно воспротивилась. Она спасла посуду, но проблему не решила. Трактирщик потерял смысл жизни и уже вознамерился умереть, ведь ничего не продаст с такой ношей. Как только супруги легли спать, Арина Ивановна уже все продумала. Наутро она выкрала совесть и пошла на ярмарку. Увидев квартального надзирателя Ловца, Арина Ивановна подбросила ему тряпицу.
Ловец был известным лихоимцем и часто запускал руку в чужие карманы за взятками. Но в это утро он ничего не мог с собой поделать — рука не поднималась! Вернулся он домой не солоно хлебавши. Жена тут же разозлилась и объявила, что нет для него у нее обеда. Снял Ловец пальто, и вдруг преобразился. Прежняя жадность вернулась. Но как только он его надел, снова напала на него хандра — совесть. В итоге вернулся квартальный на базар и стал свои же деньги раздавать людям — «за прежнюю обиду». Он хотел со всеми помириться и загладить свою вину. Позвал он в дом нищих и велел жене их накормить. Но сняв пальто, Ловец резко передумал и прогнал всех вон, так и не поняв, в чем дело. Он даже попросил жену связать его на всякий случай, чтобы новых бед не натворил. Тогда жена уложила его в постель. Ища хоть какие-нибудь деньги у него в карманах, она наткнулась на промасленную тряпицу — совесть. Поняла Федосья Петровна, в чем дело. Подумав, решила она, что совесть точно не помешает лишь богатому человеку. И выбрала она Шмуля Давыдовича Бржоцского — «финансиста и изобретателя железных дорог». Положила она совесть в конверт и ему отправила.
Самуил Давыдыч Бржоцский сидел с семьей и помогал сыну разбираться в сложных и простых процентах. Получив письмо, Самуил Давыдыч метался как в лихорадке. Совесть подвергала его мукам, но он не сдавался и велел жене не давать ему шкатулку. Он готов был лучше умереть, чем отдать свои деньги. Однако он придумал средство избавления. Давно он обещал пожертвовать деньги в благотворительный фонд, но все оттягивал этот момент. Тут он решил запечатать совесть вместе со сторублёвой бумажкой и отнести к генералу. После этого Самуил придумал очень сложную банковскую операцию, и все ахнули.
Вот так передавали совесть из рук в руки, ведь никому она не была нужна. Совесть измучилась и стала жаловаться своему последнему владельцу — мещанину. Она попросила, чтобы он растворил ее в сердце маленького ребенка, он-то ее не выкинет. Так и сделал мещанин. Теперь растет совесть в маленьком человеке, и скоро станет она большой и сильной. Будет она распоряжаться всем сама, и тогда «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия».