Сюжет сказки пушкина сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Для сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. для подготовки

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 5 классе по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

(авторская разработка учителя МБОУ «Сретенская СОШ» Мухлади Н. Н.)

Тема: Сюжет и композиция «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цель: 1. Знакомство с понятием сюжета литературного произведения.

Задачи:

1. Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.

2. Развивать умение характеризовать героев литературного произведения на основании их поступков и поведения, а также взаимоотношений с другими героями; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников.

3. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; осуществлять нравственное и эстетическое воспитание; способствовать духовному развитию школьников.

Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.

Оборудование урока: наглядно-дидактический материал: презентация.

Пояснительная записка

Урок по теме «Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне » проводится в 5 классе как урок изучения нового материала по разделу «А. С. Пушкин».

Преподавание уроков литературы в 5 классе проводится на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной в соответствии с учебным планом 68 часов в год ( 2часа в неделю ) ( Программа по литературе для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Автор программы: В.Я.Коровина. Издательство «Дрофа»,2010 ). Настоящая программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии для 5 класса; автор-составитель –

В. Я. Коровина ( Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, 5 класс. М., Просвещение, 2010).

Система уроков по творчеству А. С. Пушкина в 5 классе включает 6 учебных часов:

1-й урок: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

2-й урок: Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме как собирательная картина народных сказок.

3-й урок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

4-й урок: Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях »

5-й урок: Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь (урок развития речи).

6-й урок Художественный мир пушкинских сказок (урок внеклассного чтения).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы: репродуктивный, исследовательский, словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ключевые понятия: пушкинская сказка; народная сказка; литературная сказка; сюжет литературного произведения; композиция сказки; элементы сюжета; народная речь.

Изучение материала урока сопровождается слайдами презентации.

Урок проводится с опорой на изученный материал предшествующего урока.

Домашнее задание к уроку:

  1. Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  2. Ответить на вопросы учебника (с. 93).

  3. Подготовить индивидуальное сообщение «Использование в «Сказке…» элементов народной речи» с опорой на исследование языка «Сказки…», статьи учебника «Будьте внимательны к слову» и дополнительных источников информации.

Содержание урока.

  1. Актуализация темы урока; постановка задач урока.

Слайд 1: «Александр Сергеевич Пушкин»; портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина.

Слайд 2: «Сюжет и композиция

«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

(Запись темы урока в тетради)

  1. Изучение нового материала: объяснение учителем литературоведческих понятий.

1. Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.

Слайд 2:

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

2. Углубление знаний учеников: знакомство с понятием «элементы сюжета»

Слайд 3: «Элементы сюжета: пролог, завязка, кульминация, развязка».

(Запись определений в тетради)

  1. Закрепление понятий «сюжет литературного произведения»; «композиция литературного произведения».

1. Определение сюжета «Сказки…»: исследовательская работа в группе

(3-4 ученика).

Карточка с заданиями:

      1. Выявить, на какие композиционные части можно разделить сказку.

      2. Какие эпизоды сказки являются экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой?

      3. Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне внесюжетные элементы: пролог и эпилог?

(пока ученики выполняют групповое задание, учитель работает над реализацией домашнего задания по вопросам учебника)

    1. Герои сказки: развитие умения характеризовать героев на основании их поступков, поведения и взаимоотношений; совершенствование навыков выразительного чтения (реализация домашнего задания).

Фронтальная беседа:

— Кто герои этой сказки? Как они по сюжету связаны друг с другом?

— Какой вы представляете себе царицу-мать?

— Похожа ли царица-мачеха на первую и что вы можете сказать о ней? Найдите и прочитайте в сказке строчки, рассказывающие о новой царице.

— Прочитайте строки, рассказывающие о царевне. Какой выросла царевна? Что ее ожидало?

— С какого эпизода начинают развиваться основные события сказки? Что решила предпринять царица-мачеха для осуществления своих замыслов? Кому она поручила погубить царевну?

— Выполнила ли девушка приказание царицы? Почему она отпустила царевну?

— Как ведет себя царевна, очутившись в тереме у семи богатырей?

( Прочитать строки сказки) Как ее характеризует ее поведение?

— Как богатыри относились к царевне? Как они отнеслись к тому, что царевна отказалась быть женой одного из них?

— Удалось ли царице погубить царевну? Как она это сделала?

— Как богатыри похоронили царевну? Как они прощались с ней? Почему они не стали хоронить ее?

— Как ведет себя королевич Елисей, узнав об исчезновении невесты?

Прочитайте его обращения к Солнцу, Месяцу и Ветру. Кто из них помог королевичу отыскать невесту.

— Чем закончилась сказка?

— Понравилась ли вам «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Чем она вам понравилась? Кто из героев вам особенно дорог и почему?

3. Реализация группового задания. Выступление с результатами исследовательской работы:

Сюжет сказки строится таким образом:

Экспозиция: рассказ о смерти царицы, женитьбе царя, сватовстве королевича Елисея к царевне.

Завязка: «На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним…»

Кульминация: смерть царевны.

Развязка: царевна оживает и возвращается в родное царство; смерть злой мачехи-царицы.

В «Сказке…» А. С. Пушкина отсутствуют внесюжетные элементы: пролог и эпилог.

4. Закрепление понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения. Практическая работа с использованием иллюстративного материала к «Сказке…»

Задание: подобрать строчки из сказки к иллюстрациям.

Слайды 6-18

Подведение итога:

Слайд 19: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ…»

  1. Исследовательская работа над словом.

  1. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение «Использование в «Сказке…» элементов народной речи».

Слайд 20: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…»

С. Я. Маршак; Палех, «Пушкин у Лукоморья»

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе стал использовать в своих произведениях народную речь. Читая «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», мы встречаем такие слова и выражения: в путь-дорогу снарядился, ждет-пождет с утра до ночи, воротился издалеча, тяжелешенько вздохнула, нраву кроткого такого, красная девица, что-де в гости к ним зашла, хоть звана и не была, спознали, отрекалася, аль товар не по купцам, я там был, мед-пиво пил…

Использование народной речи делает сказку более понятной, доступной и интересной. Народная речь делает «Сказку…» особенно поэтичной. (С. 93, «Будьте внимательны к слову»)

2. Работа на выявление значения устаревших слов.

Слово учителя:

К сожалению, многие слова, употребляемые во времена А. С. Пушкина, вышли из активного употребления, такие слова называются устаревшими. Их значение разъясняется в словарях и в сносках книг и учебника.

Слайды 22-24: работа над выявлением слов сочельник, молодица, перст, девичник; сенная девушка, светлица; перечить, прекословить;

Проблемный вопрос: одинаковое ли значение имеют слова «чернавка» и «черница»?

  1. Подведение итогов исследовательской работы: чтение статьи учебника «О сказках Пушкина».

  1. Этап рефлексии: выводы и обобщения по уроку.

Слайд 25: «Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта…», Неизвестный художник, копия с оригинала О. А. Кипренского.

  1. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению:

Слайд 26:

1. Выучить по тетради определения понятий: «сюжет литературного произведения», «композиция литературного произведения», «элементы сюжета литературного произведения».

    1. Выбрать один из эпизодов сказки (по выбору), дать ему название, выучить наизусть.

    2. Иллюстрация выбранного эпизода (по желанию учеников).

Литература

  1. А. С. Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1975.

  2. А. С. Пушкин в портретах. М., 1989. Автор-составитель Е. В. Павлова.

  3. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2010.

  4. В. Я. Коровина, Учебник-хрестоматия по литературе, 5 класс. М., Просвещение, 2010.

  5. И. В. Золотарёва, С. М. Аникина, Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М., «Вако», 2009.

  6. Р. М. Волков, «Народные истоки творчества А. С. Пушкина», Черновцы, 1960

  7. Т. В. Зуева, «Сказки Пушкина», Книга для учителя, М., 1989

  8. В. А. Кошелев, Пушкин и «Бова Королевич», «Русская литература», № 4, 1993

  9. «Литература в школе», № 9, 2010; «Стихотворная сказка как род сочинений», статья В. А. Кошелева, с. 2-8

  10. «Литература в школе», № 5, 2008; «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», статья Н. В. Михалёвой, с. 44-45

  11. «Русский язык», Приложение к газете «Первое сентября», 2009, №№ 17-24, «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»

Открытый урок – 11.11.2015

Тема:

А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ».
ИСТОКИ
РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРЫХ
И ЗЛЫХ СИЛ.

Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Знакомство.

Введение в тему:

Нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение и покажите смайлики. (Учитель выражает свое мнение по поводу настроения детей).

У всех хорошее настроение, думаю: урок пройдет на «ура».

Показываю портреты Пушкина, его книги, далее просмотр отрывка из мультфильма  –  дети с помощью учителя формулируют  тему урока, называют цели.

Запись темы урока

В конце вы выполните небольшую самостоятельную работу, в которой отразите положительные и отрицательные черты мачехи и царевны. Эти понятия обычно связываем со словами «добро» и «зло».

Работа со словарем – словари лежат перед детьми – читают о понятиях «Добро» и «Зло».

Вопросы:

1.  С каким настроением осталась у окна царица? С помощью каких слов вы бы охарактеризовали ее состояние? ( Тоска, уныние, грусть). 

2.  С помощью каких слов подчеркивает Пушкин это настроение? Поработаем с текстом.

С. 95,0

Ответы: употреблением  глаголов: «ждет-пождет»; (очи) «разболелись, глядючи»; «не видать» (друга); «вьется» (вьюга); (снег) «валится»; (девять месяцев) «проходят»; (глаз) «не сводит»? – находим в тексте.

Ф.Г.

Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.

 Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета?

Ответы:

Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия – элемент композиции (заострить внимание)

Ф.Г.

 Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

Ответы:

 Царь – с добрым лицом, сильный,                              

Царица – красивая, милая, добрая, душевная.

Показывать иллюстрации

Ф.Г.

Вы в рассказах, когда даете характеристику образам героев, употребляете прилагательные. Многие из них являются эпитетами. А что такое эпитет? (ученики отвечают)

 Эпитет – это красочное определение, которое помогает  образно представить тот или иной предмет или явление.

Найти эпитеты в строках – с.96. 1 Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

Желанный – ожидаемый

Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь

 Работа со словарем на уроке, словари перед детьми – 2 чел. задействовать – на доске записаны эти слова.

Значит, в их семье  царил мир и покой. Между ними светлое чувство – любовь.

6. С какой  интонацией нужно  читать? Как нужно читать? – С радостью.

ЦАРИЦА-МАЧЕХА (обязателен рисунок)

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

С. 96, 2

…Молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Охарактеризуйте интонацию: какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но холодна, бездушна.

А какой у нее был друг? Зеркало. С. 96. 3

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме собственной пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

Учитель читает текст и показывает движения.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Физминутка – с зеркальцем (сама показываю, потом повтор детей)

— Слышали ли вы такие слова когда – нибудь: «Твой друг – твое отражение»  – воспит.минутка – нужно уметь выбирать друзей.

Пословица: Скажи мне,  кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.

Читаем строки – с. 97, 4

Почему же зеркальце разбито?

Оно вдруг сказало правду! Царевна «всех милее, всех румяней и белее», «тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого…» (иллюстрация царевны)

Единственное, что теперь беспокоит мачеху,– красота падчерицы. Как мачеха относится к красоте царевны – завистливость. Легко ли ей по жизни жить с этим чувством? – беседа с детьми.

 По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она вторая.

Что же замышляет царица?  С.99, 5

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Как эти строки характеризуют царицу?

Царица – злобная, коварная

На иллюстрации отражен эпизод, когда царевна ошеломлена просьбой семерых братьев. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может:

-Кто на немножно хочет превратиться в героиню – царевну (выраз.чт. детей — девочек) венец девочкам во время чтения.

С.103, 6

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, …

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

— Можно сразу попросить оценить классный коллектив.

Богатыри не обиделись  отказу царевны. Они уважают ее решение. Ведь царевна осталась верна данному слову.

— Следует обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой, царевна – бабушкой. С какой целью это сделано?

Окунемся в мир русского языка. Обратим внимание на суффиксы – ум.-ласк. Пушкин хотел показать и свое отношение, и отношение царевны к Чернавке. Ведь она действует так подло только по приказу коварной мачехи. Значит, опять мы с вами отмечаем подлость, коварство мачехи.

Вспомните эпизод, когда Чернавка подает ядовитое яблоко царевне. Она отгоняет пса.

С.104, 7

— Понаблюдайте, как часто повторяется звук «о».  

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка, постой немножко», –      Ей кричит она в окошко.

О – ой, ох и т.д.

(Чтобы создать завывающие, тревожные звуки, этим поэт настораживает читателя; хочется подсказать царевне о надвигающейся беде.)

Запись в тетради:

Ассонанс – повтор одинаковых гласных звуков для создания различных ассоциаций.

Держу яблоко в руке

ЯБЛОЧКО

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось. Царевна мертва.

Но зло восторжествовало ли?

Ответы детей о добром конце сказки.

——————————————————————————————————-

Диагностика:

Выполнение работы на карточке.

Взаимопроверка

Рефлексия:

  1. Что нового узнали вы на уроке?
  2. Какие трудности у вас появились в процессе работы?
  3. Как вы чувствовали  себя на уроке? Какое у вас настроение сейчас? Покажите смайлики.

Домашнее задание: 

  1. Всем: выучить наизусть одно из обращений королевича Елисея.

(к солнцу, к месяцу, к ветру).

  1. Инд.: нарисовать царевну и царицу.

Добро-это то, что хорошо, 

 полезно, нужно  человеку,

с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Из школьного философского словаря.

Зло всегда имеет отрицательный смысл 

 и обозначает плохое, влекущее за собой беды, 

 страдания, горе, несчастье.

Из школьного философского словаря.

Царица

Царевна

Внешность

Высока
Стройна
Бела

Белолица
Черноброва

Молодая

Поведение, характер

Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая

Красавица-душа
Милая
Приветливая

Цветовая гамма

Черны (зависть)

Белый
Красный
Румяный

Царица

Царевна

Внешность

Поведение, характер

Цветовая гамма

Высока,белый, красный,  стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда,  ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.

Царица

Царевна

Внешность

Поведение, характер

Цветовая гамма

Высока, белый, красный,  стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда,  ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.

Желанный – ожидаемый

Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь

(по толковому словарю Ожегова-Шведовой)

  • Сюжет рассказа интересный во многих отношениях
  • Сюжет рассказа зеленая лампа
  • Сэкономил или сыкономил как пишется
  • Сьезжать или съезжать как пишется
  • Сюжет сказки кот и лиса