Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
- Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
- Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.
Другие персонажи:
- 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
- Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.
Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.
Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.
«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:
У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.
Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.
Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.
Вывод:
Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.
Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.
Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»
Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:
Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.
Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.
Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.
Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.
Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.
Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.
Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.
Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.
Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин
«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:
Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.
Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.
Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.
Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.
Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.
В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.
Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.
Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.
Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.
Заключение:
«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.
Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.
Видео краткое содержание Мёртвая царевна
Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
в 5 классе по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
(авторская разработка учителя МБОУ «Сретенская СОШ» Мухлади Н. Н.)
Тема: Сюжет и композиция «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: 1. Знакомство с понятием сюжета литературного произведения.
Задачи:
1. Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина.
2. Развивать умение характеризовать героев литературного произведения на основании их поступков и поведения, а также взаимоотношений с другими героями; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников.
3. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина; осуществлять нравственное и эстетическое воспитание; способствовать духовному развитию школьников.
Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.
Оборудование урока: наглядно-дидактический материал: презентация.
Пояснительная записка
Урок по теме «Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне » проводится в 5 классе как урок изучения нового материала по разделу «А. С. Пушкин».
Преподавание уроков литературы в 5 классе проводится на основе программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной в соответствии с учебным планом 68 часов в год ( 2часа в неделю ) ( Программа по литературе для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Автор программы: В.Я.Коровина. Издательство «Дрофа»,2010 ). Настоящая программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии для 5 класса; автор-составитель –
В. Я. Коровина ( Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, 5 класс. М., Просвещение, 2010).
Система уроков по творчеству А. С. Пушкина в 5 классе включает 6 учебных часов:
1-й урок: А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
2-й урок: Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме как собирательная картина народных сказок.
3-й урок: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
4-й урок: Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях »
5-й урок: Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь (урок развития речи).
6-й урок Художественный мир пушкинских сказок (урок внеклассного чтения).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные методы: репродуктивный, исследовательский, словесные, наглядные.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ключевые понятия: пушкинская сказка; народная сказка; литературная сказка; сюжет литературного произведения; композиция сказки; элементы сюжета; народная речь.
Изучение материала урока сопровождается слайдами презентации.
Урок проводится с опорой на изученный материал предшествующего урока.
Домашнее задание к уроку:
-
Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
-
Ответить на вопросы учебника (с. 93).
-
Подготовить индивидуальное сообщение «Использование в «Сказке…» элементов народной речи» с опорой на исследование языка «Сказки…», статьи учебника «Будьте внимательны к слову» и дополнительных источников информации.
Содержание урока.
-
Актуализация темы урока; постановка задач урока.
Слайд 1: «Александр Сергеевич Пушкин»; портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина.
Слайд 2: «Сюжет и композиция
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
(Запись темы урока в тетради)
-
Изучение нового материала: объяснение учителем литературоведческих понятий.
1. Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.
Слайд 2:
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
2. Углубление знаний учеников: знакомство с понятием «элементы сюжета»
Слайд 3: «Элементы сюжета: пролог, завязка, кульминация, развязка».
(Запись определений в тетради)
-
Закрепление понятий «сюжет литературного произведения»; «композиция литературного произведения».
1. Определение сюжета «Сказки…»: исследовательская работа в группе
(3-4 ученика).
Карточка с заданиями:
-
-
-
Выявить, на какие композиционные части можно разделить сказку.
-
Какие эпизоды сказки являются экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой?
-
Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне внесюжетные элементы: пролог и эпилог?
-
-
(пока ученики выполняют групповое задание, учитель работает над реализацией домашнего задания по вопросам учебника)
-
-
Герои сказки: развитие умения характеризовать героев на основании их поступков, поведения и взаимоотношений; совершенствование навыков выразительного чтения (реализация домашнего задания).
-
Фронтальная беседа:
— Кто герои этой сказки? Как они по сюжету связаны друг с другом?
— Какой вы представляете себе царицу-мать?
— Похожа ли царица-мачеха на первую и что вы можете сказать о ней? Найдите и прочитайте в сказке строчки, рассказывающие о новой царице.
— Прочитайте строки, рассказывающие о царевне. Какой выросла царевна? Что ее ожидало?
— С какого эпизода начинают развиваться основные события сказки? Что решила предпринять царица-мачеха для осуществления своих замыслов? Кому она поручила погубить царевну?
— Выполнила ли девушка приказание царицы? Почему она отпустила царевну?
— Как ведет себя царевна, очутившись в тереме у семи богатырей?
( Прочитать строки сказки) Как ее характеризует ее поведение?
— Как богатыри относились к царевне? Как они отнеслись к тому, что царевна отказалась быть женой одного из них?
— Удалось ли царице погубить царевну? Как она это сделала?
— Как богатыри похоронили царевну? Как они прощались с ней? Почему они не стали хоронить ее?
— Как ведет себя королевич Елисей, узнав об исчезновении невесты?
Прочитайте его обращения к Солнцу, Месяцу и Ветру. Кто из них помог королевичу отыскать невесту.
— Чем закончилась сказка?
— Понравилась ли вам «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? Чем она вам понравилась? Кто из героев вам особенно дорог и почему?
3. Реализация группового задания. Выступление с результатами исследовательской работы:
Сюжет сказки строится таким образом:
Экспозиция: рассказ о смерти царицы, женитьбе царя, сватовстве королевича Елисея к царевне.
Завязка: «На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним…»
Кульминация: смерть царевны.
Развязка: царевна оживает и возвращается в родное царство; смерть злой мачехи-царицы.
В «Сказке…» А. С. Пушкина отсутствуют внесюжетные элементы: пролог и эпилог.
4. Закрепление понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения. Практическая работа с использованием иллюстративного материала к «Сказке…»
Задание: подобрать строчки из сказки к иллюстрациям.
Слайды 6-18
Подведение итога:
Слайд 19: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ…»
-
Исследовательская работа над словом.
-
Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение «Использование в «Сказке…» элементов народной речи».
Слайд 20: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…»
С. Я. Маршак; Палех, «Пушкин у Лукоморья»
А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе стал использовать в своих произведениях народную речь. Читая «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», мы встречаем такие слова и выражения: в путь-дорогу снарядился, ждет-пождет с утра до ночи, воротился издалеча, тяжелешенько вздохнула, нраву кроткого такого, красная девица, что-де в гости к ним зашла, хоть звана и не была, спознали, отрекалася, аль товар не по купцам, я там был, мед-пиво пил…
Использование народной речи делает сказку более понятной, доступной и интересной. Народная речь делает «Сказку…» особенно поэтичной. (С. 93, «Будьте внимательны к слову»)
2. Работа на выявление значения устаревших слов.
Слово учителя:
К сожалению, многие слова, употребляемые во времена А. С. Пушкина, вышли из активного употребления, такие слова называются устаревшими. Их значение разъясняется в словарях и в сносках книг и учебника.
Слайды 22-24: работа над выявлением слов сочельник, молодица, перст, девичник; сенная девушка, светлица; перечить, прекословить;
Проблемный вопрос: одинаковое ли значение имеют слова «чернавка» и «черница»?
-
Подведение итогов исследовательской работы: чтение статьи учебника «О сказках Пушкина».
-
Этап рефлексии: выводы и обобщения по уроку.
Слайд 25: «Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта…», Неизвестный художник, копия с оригинала О. А. Кипренского.
-
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению:
Слайд 26:
1. Выучить по тетради определения понятий: «сюжет литературного произведения», «композиция литературного произведения», «элементы сюжета литературного произведения».
-
-
Выбрать один из эпизодов сказки (по выбору), дать ему название, выучить наизусть.
-
Иллюстрация выбранного эпизода (по желанию учеников).
-
Литература
-
А. С. Пушкин, Собрание сочинений в 10 томах. М., «Художественная литература», 1975.
-
А. С. Пушкин в портретах. М., 1989. Автор-составитель Е. В. Павлова.
-
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2010.
-
В. Я. Коровина, Учебник-хрестоматия по литературе, 5 класс. М., Просвещение, 2010.
-
И. В. Золотарёва, С. М. Аникина, Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М., «Вако», 2009.
-
Р. М. Волков, «Народные истоки творчества А. С. Пушкина», Черновцы, 1960
-
Т. В. Зуева, «Сказки Пушкина», Книга для учителя, М., 1989
-
В. А. Кошелев, Пушкин и «Бова Королевич», «Русская литература», № 4, 1993
-
«Литература в школе», № 9, 2010; «Стихотворная сказка как род сочинений», статья В. А. Кошелева, с. 2-8
-
«Литература в школе», № 5, 2008; «Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе», статья Н. В. Михалёвой, с. 44-45
-
«Русский язык», Приложение к газете «Первое сентября», 2009, №№ 17-24, «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе»
Открытый урок – 11.11.2015
Тема:
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ». ИСТОКИ
РОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРЫХ
И ЗЛЫХ СИЛ.
Цели деятельности учителя: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Знакомство.
Введение в тему:
Нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение и покажите смайлики. (Учитель выражает свое мнение по поводу настроения детей).
У всех хорошее настроение, думаю: урок пройдет на «ура».
Показываю портреты Пушкина, его книги, далее просмотр отрывка из мультфильма – дети с помощью учителя формулируют тему урока, называют цели.
Запись темы урока
В конце вы выполните небольшую самостоятельную работу, в которой отразите положительные и отрицательные черты мачехи и царевны. Эти понятия обычно связываем со словами «добро» и «зло».
Работа со словарем – словари лежат перед детьми – читают о понятиях «Добро» и «Зло».
Вопросы:
1. С каким настроением осталась у окна царица? С помощью каких слов вы бы охарактеризовали ее состояние? ( Тоска, уныние, грусть).
2. С помощью каких слов подчеркивает Пушкин это настроение? Поработаем с текстом.
С. 95,0
Ответы: употреблением глаголов: «ждет-пождет»; (очи) «разболелись, глядючи»; «не видать» (друга); «вьется» (вьюга); (снег) «валится»; (девять месяцев) «проходят»; (глаз) «не сводит»? – находим в тексте.
Ф.Г.
Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета?
Ответы:
Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия – элемент композиции (заострить внимание)
Ф.Г.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?
Ответы:
Царь – с добрым лицом, сильный,
Царица – красивая, милая, добрая, душевная.
Показывать иллюстрации
Ф.Г.
Вы в рассказах, когда даете характеристику образам героев, употребляете прилагательные. Многие из них являются эпитетами. А что такое эпитет? (ученики отвечают)
Эпитет – это красочное определение, которое помогает образно представить тот или иной предмет или явление.
Найти эпитеты в строках – с.96. 1 Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?
Желанный – ожидаемый
Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь
Работа со словарем на уроке, словари перед детьми – 2 чел. задействовать – на доске записаны эти слова.
Значит, в их семье царил мир и покой. Между ними светлое чувство – любовь.
6. С какой интонацией нужно читать? Как нужно читать? – С радостью.
ЦАРИЦА-МАЧЕХА (обязателен рисунок)
Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.
С. 96, 2
…Молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Охарактеризуйте интонацию: какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но холодна, бездушна.
А какой у нее был друг? Зеркало. С. 96. 3
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?
Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме собственной пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?
Учитель читает текст и показывает движения.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Физминутка – с зеркальцем (сама показываю, потом повтор детей)
— Слышали ли вы такие слова когда – нибудь: «Твой друг – твое отражение» – воспит.минутка – нужно уметь выбирать друзей.
Пословица: Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ
Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.
Читаем строки – с. 97, 4
Почему же зеркальце разбито?
Оно вдруг сказало правду! Царевна «всех милее, всех румяней и белее», «тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого…» (иллюстрация царевны)
Единственное, что теперь беспокоит мачеху,– красота падчерицы. Как мачеха относится к красоте царевны – завистливость. Легко ли ей по жизни жить с этим чувством? – беседа с детьми.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она вторая.
Что же замышляет царица? С.99, 5
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Как эти строки характеризуют царицу?
Царица – злобная, коварная
На иллюстрации отражен эпизод, когда царевна ошеломлена просьбой семерых братьев. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может:
-Кто на немножно хочет превратиться в героиню – царевну (выраз.чт. детей — девочек) венец девочкам во время чтения.
С.103, 6
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, …
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места,
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
— Можно сразу попросить оценить классный коллектив.
Богатыри не обиделись отказу царевны. Они уважают ее решение. Ведь царевна осталась верна данному слову.
— Следует обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой, царевна – бабушкой. С какой целью это сделано?
Окунемся в мир русского языка. Обратим внимание на суффиксы – ум.-ласк. Пушкин хотел показать и свое отношение, и отношение царевны к Чернавке. Ведь она действует так подло только по приказу коварной мачехи. Значит, опять мы с вами отмечаем подлость, коварство мачехи.
Вспомните эпизод, когда Чернавка подает ядовитое яблоко царевне. Она отгоняет пса.
С.104, 7
— Понаблюдайте, как часто повторяется звук «о».
Отгоняя пса: «Постой,
Бабушка, постой немножко», – Ей кричит она в окошко.
О – ой, ох и т.д.
(Чтобы создать завывающие, тревожные звуки, этим поэт настораживает читателя; хочется подсказать царевне о надвигающейся беде.)
Запись в тетради:
Ассонанс – повтор одинаковых гласных звуков для создания различных ассоциаций.
Держу яблоко в руке
ЯБЛОЧКО
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось. Царевна мертва.
Но зло восторжествовало ли?
Ответы детей о добром конце сказки.
——————————————————————————————————-
Диагностика:
Выполнение работы на карточке.
Взаимопроверка
Рефлексия:
- Что нового узнали вы на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы чувствовали себя на уроке? Какое у вас настроение сейчас? Покажите смайлики.
Домашнее задание:
- Всем: выучить наизусть одно из обращений королевича Елисея.
(к солнцу, к месяцу, к ветру).
- Инд.: нарисовать царевну и царицу.
Добро-это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку,
с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Из школьного философского словаря.
Зло всегда имеет отрицательный смысл
и обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье.
Из школьного философского словаря.
Царица | Царевна | |
Внешность | Высока | Белолица Молодая |
Поведение, характер | Горда | Красавица-душа |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый |
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, характер | ||
Цветовая гамма |
Высока,белый, красный, стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда, ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.
Царица | Царевна | |
Внешность | ||
Поведение, характер | ||
Цветовая гамма |
Высока, белый, красный, стройна, бела, белолица, черноброва, красавица-душа, милая, приветливая, черны (зависть), горда, ломлива, своенравна, румяный, ревнива, злая.
Желанный – ожидаемый
Жданный – рассчитывать на появление кого-чего-нибудь
(по толковому словарю Ожегова-Шведовой)