Сюжет сказки о жабе и розе

В. гаршин сказка о розе и жабе цели: познакомить учащихся с писателем, с содержанием сказки, определить идею произведения; развивать навыки

В. Гаршин „Сказка о розе и жабе”

Цели: 

познакомить учащихся с писателем, с содержанием сказки, определить идею произведения;
развивать навыки выразительного чтения; анализа и отбора художественного материала, необходимого для раскрытия главной мысли сказки;
провести наблюдение  над контрастным  изображением  героев;
совершенствовать монологическую речь детей, навыки работы в группе;
воспитывать сострадание и внимательное, заботливое  отношение к тем, кто нуждается в этом.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают содержание сказки; дают развёрнутую характеристику героям произведения; определяют основную мысль произведения; работают в группах.

Базовые понятия: сказка в рассказе; идея; контрастное изображение; литературный герой.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет писателя, схема контрастного изображения героев и композиции сказки, рисунки учащихся к сказке, музыкальная запись, видеоролики, карточки с заданиями для групп, эпиграф:

 Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

 В чужой душе на много лет?

                Л.Мартынов

ХОД УРОКА

І.  Организационный этап.

               Прозвенел звонок,

               Он позвал нас на урок –

               урок литературы.

     Мир литературы так ярок и дивно богат,

     Так красочен, восхитителен и потрясающ,

     Что я с удовольствием вас всех приглашаю

     На час о заботах, проблемах забыть

     и в сказочный мир со мною войти!        

ІІ. Актуализация опорных знаний  и мотивация учебной деятельности.

 1. Беседа.

О каких сказках мы говорим с вами на уроках литературы в  последнее время?
Чем отличаются и что общего у сказок народных и литературных?

 2.«Угадай автора по названию сказки».

     «Снежная королева»… (Г.Андерсен), «Мальчик-звезда»…(О.Уайльд),

     «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…(А.С.Пушкин),

     «Маугли»…(Р.Киплинг).

 3.«Продолжи предложение»: укажи, какую литературу представляют авторы сказок:

      А.С.Пушкин – …(русскую).

      Оскар Уайльд – …(английскую).

      Редьярд Киплинг – …(английскую).

      Ганс Христиан Андерсен – …(датскую).

   4. Продолжение беседы.

—  Тебе хотелось бы познакомиться с новой сказкой?

                Мы с вами сегодня

                в гостях побываем у сказки!

                Маршрутом нелёгким,

                но очень полезным пройдём!

                В мир волшебства

                двери чуть-чуть приоткроем,

                чтоб вновь убедиться:

                всем сказка нужна!

                Нас сказочный мир за собой увлекает

                и к добрым поступкам, делам призывает!

ІІІ.Сообщение темы и цели урока.

ІV.Восприятие новых знаний.

1.Слово учителя.

       Даты жизни писателя: 14 февраля 18555г. – 19 марта 1888г.

Место рождения: Екатеринославская губерния (Днепропетровская область).          Всеволод Михайлович Гаршин рано выучился читать. Тихие долгие вечера в глухой забытой деревушке с отцом мальчик коротал за книгой. Целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, возился с жуками, ящерицами, лягушками, наблюдал повадки зверей. Любовь к природе, зародившуюся здесь, среди степных просторов, сохранит он на всю жизнь.

Неудивительно, что всё так достоверно и живо в сказках Всеволода Гаршина. Вы не увидите в них сказочных деревьев и цветов, не попадёте в тридевятое царство, не встретите знакомых вам по другим сказкам Бабу-ягу и Змея Горыныча. Нет, обычные утки, лягушки, ящерицы, да розовый куст в тени дачного участка, да копна сена, пересохшего от жары…Необычно только то, что простая роза умеет чувствовать и думать, она стремится к солнцу и добру, а улитки, муравьи, мухи и кони рассуждают о жизни. А за всеми этими героями – сам писатель. Его доброта, огромный талант сострадания, потребность откликнуться на чужую боль. Откройте любой рассказ или сказку Гаршина, и вы убедитесь, что это так, и, может быть, даже узнаете про «то, чего не было»…

 2.Проблемный вопрос.

    «Сказка о жабе и розе» — сказка или рассказ?

3.Беседа по содержанию «Сказки о жабе и розе».

 — О каких событиях рассказывает автор? С чьими жизнями мы знакомимся, читая это произведение? (В случае затруднения:  Только ли о жабе и розе эта сказка?)

      (Это грустная история о маленьком больном мальчике семи лет, который живёт вместе со взрослой старшей сестрой в деревне).

— Возвращаемся к проблемному вопросу. Произведение сложное по построению: в историю о больном мальчике включена сказка о розе и жабе. Перед нами не сказка и не рассказ, а сказка в рассказе. (Схема композиции сказки).

— Что окружает розу? Как автор описывает цветник и розу?

      (Выборочное чтение текста  от слов: «Цветник был очень запущен…» до слов: «…и этот запах был её словами, слезами и молитвой». Чтение сопровождается музыкой).

— Можно ли понять отношение писателя к образу розы? Назовите слова и выражения, помогающие нам понять авторскую позицию?

      (Автор любуется цветком, любит розу, сочувствует ей, тревожится за неё. Он использует для её описания эпитеты: «нежный и роскошный цветок», «пышная роза», «нежный, тонкий и свежий запах», «нежные лепестки», «душистое и прекрасное создание», «бедное создание», «самое красивое создание в цветнике»; олицетворения: «увидела небо», «роза точно плакала», «роза росла и красовалась», «роза содрогнулась», «она завидовала бабочкам», «роза поняла, что погибает», «роза слушала эту песню и была счастлива»; слова с уменьшительно-ласкательными  суффиксами: «цветок», « лепестки», «стебелёк»).

— Чем отличается жизнь и внешность жабы от жизни и внешности розы?

(Выборочное чтение текста от слов: «А внизу, между корнями куста…» до слов: «…откуда несётся этот запах», от слов: «Когда она в первый раз увидела цветок…» до слов: «Роза поняла, что погибает». Чтение сопровождается музыкой).

 — Как писатель относится к жабе? Свой ответ аргументируйте.

    (Писателю не нравится жаба, он осуждает её поведение. Она вызывает у него отвращение. Для этого он использует совсем другие художественные средства, которые помогают ему это показать. Например, эпитеты: «жирная старая жаба», «грязно-серые бородавчатые и липкие бока», «безобразная лапа», «злые и безобразные глаза», «скверные липкие лапы»,  олицетворения: «уселась отдыхать», «наелась и собралась отдыхать», «ленилась посмотреть», «прохрипела, повторила», «окровавленная свалилась на землю», «шлёпнулась брюхом», «прыгнула на девушку», «далеко отлетела», «не посмела»; пренебрежительные слова, которые стали устойчивыми словосочетаниями: «жабьи глаза», «жабье сердце»; грубые слова: «я тебя слопаю», которые она прохрипела, повторила шесть раз, называет жабу врагом цветка, злым животным.)

  — Что вы узнали о Васе и его сестре Маше? Как они относились друг к другу? Прочитайте их диалоги в лицах.(Чтение реплик из диалога).

— Что доставляло радость и счастье маленькому Васе? Пронаблюдайте вместе с маленьким героем за жизнью цветника. Расскажите, что вы видите вместе  с ним, какие его чувства разделяете. Что вы можете сказать о душевных качествах мальчика?

   (Выборочное чтение текста от слов: «Он очень любил свой цветник…» до слов: «…и начинал читать принесенную с собой книжку», от слов: «…он оставлял раскрытую книжку…» до слов: «…ёж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка!»).

 — Как чуть было не погибла роза?

       (Выборочное чтение текста от слов: «Девушка взяла ножницы…» до слов: «…девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату») ».

— Лучше ли стала жаба, почувствовав, как что-то «странное зашевелилось» в её сердце?

 — Почему любовь жабы к розе испугала прелестный цветок?

 — Почему роза «почувствовала, что её срезали недаром»? Что стало «самым лучшим происшествием в жизни розы»?

— Каков конец этой «Сказки…»?

   (Чтение от слов: «Сестра вложила стебелёк ему в руку…» до конца. Чтение сопровождается музыкой).

— В чём её смысл?

   (Розу срезали. Короткой оказалась её жизнь, но ненапрасной, ведь роза подарила умирающему мальчику радость. Последними словами, которые он прошептал, счастливо улыбаясь, были: «Ах, как хорошо…». В этом и заключается идея сказки, главный её смысл – дарить окружающим радость, учиться быть милосердными, внимательными, заботиться о тех, кто нуждается в этом.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         Ребята, сегодня к нам в гости пришли буквы, и они очень хотят нам помочь при выполнении следующего задания. Найдите эти буквы на стенах в классе, составьте с ними слова.(Дети, составляют три слова

РОЗА                    контраст                     ЖАБА).

4. Интерактивное упражнение «Ассоциативный куст».

            РОЗА                    контраст                     ЖАБА

нежный, роскошный                                        жирная, старая

« прекрасное создание»                               «злое животное»

Тянется к свету,                                   Не радуется ни утру, ни солнцу,

отдаёт красоту другим                         ни хорошей погоде и живёт в щели

(ощущает счастье жизни                              под камнем (едва заметно дыша =

и дарит его другим: «она                    почти мёртвая), «раздувая грязно-

могла только склонив головку,           серые бородавчатые и липкие бока и 

разливать вокруг себя тонкий и            отставив безобразную лапу в сторону»,

свежий запах, и этот запах был          ленилась «подвинуть её к брюху»

её словами, слезами и молитвой)

ЖИЗНЬ ДЛЯ ДРУГИХ                              ЖИЗНЬ ДЛЯ СЕБЯ

Помогает мальчику, т.к.                       В ярости бросилась на Машу, но,

облегчает его страдания                       отброшенная носком башмака, не

перед смертью, погибает                      посмела больше прыгнуть на

сама ради другого.                               девушку и отвоевать розу.

  БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ,                             ЗАБВЕНИЕ, 

БЕССМЕРТИЕ (КНИГА)                  ОДИНОЧЕСТВО, НЕНУЖНОСТЬ

Вопрос для будущих филологов.Как вы думаете, почему роза не отвечает на обращения к ней жабы? Почему между ними нет диалога?

ІV. Обобщение и систематизация знаний.

 1.Беседа.

 — Какие чувства испытываете вы после знакомства со «Сказкой о жабе и розе»: восхищение, сострадание, отвращение? Поделитесь своими впечатлениями.

 — Чего больше всего желали в жизни роза и жаба? Кто из них счастливее?  

 2. Составление синквейна (групповая работа).

                РОЗА                                                    ЖАБА

        нежная, ароматная                             страшная, жирная

   расцветает, благоухает, отдаёт               угрожает, ленится, ползёт,

  Умей дарить окружающим радость!      Жить для себя недостойно!

           Благодарность                                   Отвращение

             МАША                                                   ВАСЯ

ласковая, внимательная                           худенький, слабенький, тихий

любит, заботится, переживает                 читает, наблюдает, грустит

Возлюби ближнего своего!                       Он умирает счастливым.

        МИЛОСЕРДИЕ                                      СОЖАЛЕНИЕ

     3.Выступление учащихся с подготовленным творческим проектом на тему: «Умей дарить радость»  (опережающее задание).

 Составляющие творческого проекта:

Эпиграф (пословица по теме проекта).
Сочинение-миниатюра по теме проекта

(можно в стихотворной форме, в форме сказки, газетной статьи и т.д.).

Рисунок по теме проекта (на сюжет сказки).

    Просмотр видеороликов на тему: «Забота о друзьях наших меньших»

   (подготовлены совместно с родителями)

    4. Интерактивный приём «Микрофон».

— Какие нравственные уроки преподнесла нам «Сказка о жабе и розе»?

— Актуальны ли эти уроки в наше время?

  V. Объявление домашнего задания.

 1) Прочитать рассказ Е.И.Носова «Белый гусь» (к следующему уроку внеклассного чтения).

VІ. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

     Заключительное слово учителя.

     Добрый совет вам, ребята, и всем, кто присутствовал на нашем уроке:

          Читайте сказки! Читайте сказки!

          И наслаждайтесь их красотой!

          Ведь жизнь, поверьте, такая же сказка,

          И каждый из нас в этой жизни герой!

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сюжет передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Кроме того, Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с отзывом на это произведение, описывающим главную мысль и общий смысл сказки. Приятного просвещения!

Краткий пересказ 

(606 слов) В небольшом заброшенном цветнике у деревенского дома росла прекрасная роза. Несмотря на неухоженность и заброшенность этого места, цветник не потерял своего очарования. В один хороший майский день среди сорняков начала распускаться роза. Она была одинока, другие розы в саду не росли, но она любила жизнь, любила ветер, небо и солнце. Роза не могла говорить, но это ей было не нужно: слова ей заменял тонкий и приятный аромат.

Внизу, в траве, отдыхала жирная старая жаба. В отличие от розы, ее не радовали ни яркое солнце, ни хорошая погода. Иногда ветер доносил до нее приятный запах, который причинял ей беспокойство, но жабе было лень искать источник запаха.

В этот цветник давно не заходили люди. Только прошлой осенью здесь последний раз побывал семилетний мальчик. До этого он проводил все летние дни в этом цветнике. Мальчика звали Вася, он очень любил читать в саду свои любимые книги. А его старшая сестра в это время сидела у окна и приглядывала за братом.

Когда Васе надоедало чтение, он забирался в цветник, где ему были знакомы абсолютно все растения. Также там он любил подолгу наблюдать за насекомыми и маленькими животными. Однажды он даже увидел ежа. С восторгом Вася наблюдал, как ежик обнюхивает корни кустов и траву. Позже он поближе познакомился с этим ежом. Вася был слабым и спокойным мальчиком, поэтому животные не боялись его. Ежик настолько стал доверять мальчику, что пил молочко из принесенного Васей блюдца.

Однако больше Вася не появлялся в саду, потому что он был сильно болен. Девушка сидела уже не у окна, а у кровати больного ребенка и читала ему книжки, так как у Васи не было сил поднять голову с подушки. Роза и не догадывалась о болезни мальчика, она росла и радовалась жизни. Скоро она должна была распуститься, а уже через три дня завянуть. Это была вся ее жизнь, но за это время ей пришлось испытать много горя. Жаба все-таки заметила прекрасную розу. Цветок очень понравился жабе, она захотела оказаться поближе к такой красавице. Жаба не умела выражать нежные чувства, поэтому решила сказать: «Постой, я тебя слопаю». Розу очень испугали эти слова. А жаба начала подбираться к розе, повторяя свои страшные слова. Она пыталась забраться на куст, но это было трудно, ведь ее тело для этого не приспособлено. А роза в эти моменты молилась о любой другой смерти. Старая жаба исколола себе брюхо о шипы и упала на землю. С ненавистью она взглянула на розу и повторила свои страшные слова. Жаба решила немного отдохнуть перед очередной попыткой добраться до цветка.

Наступил следующий день, роза распустилась и стала самым красивым созданием во всем цветнике. Вокруг розы летали птицы и бабочки, а соловей запел для нее прекрасную песню. Роза была очень счастлива. Из-за этого она не заметила, что жаба смогла близко подобраться к ней и была готова слопать красавицу-розу. В это время Вася шепотом попросил сестру принести ему розу из сада. Девушка выглянула в окно и увидела один прекрасный цветок. Она прихватила ножницы и вышла в цветник. Девушка подошла к розе и увидела, как к ней тянется старая жаба. С отвращением она стряхнула ее на землю. Жаба в порыве злости прыгнула на девушку, но та отбросила ее в сторону, срезала розу и ушла в дом.

Когда Вася увидел прекрасную розу, он впервые за многое время улыбнулся. Он взял цветок своей слабой рукой, вдохнул чудесный аромат, счастливо улыбнулся и умер. Роза стояла в отдельной вазе у маленького гроба. Там стояли и другие цветы, но люди не обращали на них внимания, а розу сестра больного мальчика поднесла к губам и поцеловала. Ее слеза упала на цветочек, и это событие было самым лучшим в жизни розы. Потом цветок положили в книгу и засушили. А через несколько лет подарили автору, поэтому он знает эту историю.

Отзыв 

(274 слова) Мне понравилась «Сказка о жабе и розе». Автор показывает, что умение видеть красоту в природе очень важно. Природа может подарить человеку радость даже в трудные минуты жизни. Мое мнение подтверждает и тот факт, что перед смертью мальчик почувствовал покой и счастье именно из-за прекрасной розы.

Автор противопоставляет прекрасное и безобразное. Ужасная жаба стремилась уничтожить прекрасную розу, которая дарила другим чувство радости и счастья. Злобная, ленивая и жадная жаба ненавидела все прекрасное, она любила только есть и отдыхать. А роза любила жизнь и приносила радость всем окружающим. Но безобразное не смогло одолеть прекрасное. Красота розы скрасила последние мгновения мальчика. Цветок умер не напрасно — такова мораль сказки. И роза была рада такой судьбе, ведь она не только помогла Васе, но и избежала бессмысленной смерти от лап злой жабы. Роза поняла, что она принесла радость умирающему мальчику. Именно это было ее главным предназначением. Любая жизнь не должна быть прожита бесполезно: если приносишь счастье другому существу, сам будешь счастлив. В этом состоит главная мысль произведения «Сказка о жабе и розе».

Чему учит Гаршин? Думаю, тому, что даже короткую жизнь можно прожить не зря, если приносить другим счастье и спокойствие. Жизнь розы очень коротка, но она смогла осчастливить не только Васю, но и его сестру. Последняя улыбка умирающего брата принесла его сестре радость, ведь она поняла, что в конце жизни Вася был счастлив. Произведение заставляет задуматься о том, насколько важно приносить пользу другим, и как надо жить, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной. 

Мое впечатление от книги «Сказка о жабе и розе» грустное, но светлое. Ведь смерть розы помогла скрасить мальчику последние мгновения его жизни. Роза смогла вызвать чувство счастья у несчастного ребенка, ее жизнь не была напрасной.

Автор: Ирина Юрьева

1001 идея интересного занятия с детьми

Петрова Наталья Владимировна, МБОУ ХМР «Общеобразовательная начальная школа п. Горноправдинск», учитель, ХМАО

Предмет (направленность): литературное чтение. $

Возраст детей: 4 класс

Место проведения: класс.

Тема: В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 3 урок

Задачи:

Познавательные: — продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина;

-помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

-учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.

-формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Развивающие: — развитие ло$гического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.

Воспитательные: — воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе;

-воспитывать умение анализировать поступки других людей;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слу$шать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки со «шляпами», костюмы для сценки.

Ход урока:

1. Организационный момент. Настрой на урок.

— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости.

Звучит мелодия Антона Григорьевича Рубинштейна.

— Ребята, вам понравилась эта музыка?

— Однажды Всеволод Михайлович Гаршин присутствовал на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в частном дому. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка бы$ла прекрасна. А прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Всеволода Михайловича на мысль написать ска$зку. Писатель слушал музыку, а в голове его уже рождались трогательные слова и сцены.

— О какой сказке идет речь? (Слайд1)

— Абсолютно правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

II. Речевая разминка. (Запись на слайде №2)

И день сиял, и млели розы,

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слезы

Очами, полными огня.

И.Бунин

$— Прочитайте стихотворение по слогам.

— А теперь прочитайте «птичьим базаром»

— Какие слова вам непонятны?

$ Млели – в данном случае: изнемогать в неге, то есть находились в состоянии полного довольства, услады;

Томные — преисполненные истомы, чувство приятной расслабленности;

Оча$ми – глазами.

-Прочитайте четверостишие выразительно? (читает 1-2 ученика)

III. Проверка домашнего задания.

— Дома вы рисовали героев сказки: розу и жабу. (Выставка рисунков)

— Почему вы розу изобразили именно такой? (Потому что она красивая, добрая, нежная, прекрасная).

— Какие краски вы использовали для своих рисунков? (Розовую, алую, жёлтую)

— То есть вы брали тона яр$кие, чистые, радующие глаз и душу.

— А теперь давайте пос$мотрим, какой вы изобразили жабу.

— Почему вы изобразили ее именно такой? (Потому что она страшная, гадкая и безобразная)

— Какие цвета вы использовали? (Темно-коричневые, черные, темно-зеленые)

— Какое настроение создает букет такой цветовой гаммы?

— Что вы хотели показать таким контрастом цветов? $(Что роза и жаба вместе не смотрятся)

IV. Сообщение целей урока.

— Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существуют два мира.

$- Ребята, о чем это я говорю, какие такие два мира? (мир добра и мир зла). А также постараемся выяснить, что собой олицетворяет роза в произведении, а что жаба.

V. Работа по теме урока.

— Скажите, пожалуйста, чем закончилась история написанная Гаршиным? Что вы об этом думаете? (Очень жалко мальчика)$

— Готовы ли вы сейчас ответить, почему именно так заканчивается произведение? Тогда давайте постараемся разобраться в этом и ответить на этот вопрос.

— Подумайте, сколько сюжетов (историй) в этой сказке? (Два).

— О чем первый сюжет?

(Первый о жабе и розе, второй – о сестре и брате)

— Начнем работу с первого сюжета

$ 1. Выборочное чтение

а) Образ розы

— Вспомните первый сюжет. Можно ли сказать, что герои противопоставляются друг другу? Докажите отрывками из текста. (с. 172)

— Подробно ли описана красота розы? (нет)

— А что описано? (утро, роса, голубое небо, лучи сиявшего солнца, всё вокруг)

— О чём это говорит? (о счастье)

— О счастье для кого?

— Какие чувства испытывает роза? Как об этом говорит автор? (плакать не от горя, а от счастья жить)

— Чт$о же главное для розы?

— Главное для розы: счастье жить.

Нежная роза, её хрупкий стан,
В изящной головке мыслей караван.
Запах – молитва, запах – слова,
В запахе сладком жизнь вся была
.

— Что помогает понять счастье розы? (аромат)

— Какие эпитеты и образные определения автор использует для этого? Найдите в тексте подтверждение (Тонкий с$вежий аромат был словами, слезами, молитвами.)

— Что это значит? (роза была счастлива)

б) Образ жабы

Эта героиня сидит под кустом,
Мысли её в ерунде, о пустом.
Изредка лишь нарушает мышленье
Майского ветра слегка дуновенье.

— Кто эта героиня? (жаба)

— Прочитайте отрывок о жабе. (стр 172)

— Какие эпи$теты и образные определения использует автор при описании жабы? (жирная, старая жаба; грязно-серые бородавчатые и липкие бока; безобразные лапы)

— Почему жаба ничему не радовалась?(она была ленивой, наелась и собралась отдыхать)

— Почему жаба хотела уничтожить розу?

— Такие разные герои! А нет ли у них чего-то общего? (и розе и жабе нужно тепло, свет, еда)

— О чём мечтают главные герои? (Они мечтают, хотят счастья)

— В чём заключается счастье для жабы? Для розы? (Для жабы – еда, лень. Для розы – дарить радость)

— Назовите мне, какие же качества присуще розе, а какие жабе. (Слайд 3)

в) Выводы.

— Как вы думаете, с кем автор сравнивает Розу и Жабу? (с человеком)

$

-Каким бы Роза была человеком? А Жаба?

— Какой можно сделать вывод? (Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить)

2. Работа над иллюстрациями (Слайд 4)

— Ребята, рассмотрите иллюстрации. Найдите отрывки из произведения, которые точно подходят к данным иллюстрациям. (стр. 175-176)

Некоторым ученикам было задание: подходящий отрывок из текста, то есть прозу перевести в стихотворную форму. Давайте пос$лушаем.

1 иллюстрация:

Вдруг жаба замечает изящный цветок,
И разевает в восторге роток.
Ей не хватает эмоций добра,
Жаба-толстуха ужасно злобна.

2 иллюстрация:

$ И захрипела, от злобы кривляясь:
«Я тебя слопаю!», шепча, издеваясь.
И по кусту она вверх поползла,
Гибель красавицу-розу ждала.
$

3. Работа над вторым сюжетом. Инсценирование.

— Какой же второй сюжет сказки? (о мальчике и его сестре)

— Давайте посмотрим.

В этот цветник уж давно не выходят,
Весна для двоих словно мимо проходит.
И для дитяти лет семи от рожденья,
И для сестры, чьей н$е знаем уменья.

Девушка дремлет с книгой в руках,
«Маша!», услышала голос во снах.
Дитё неподвижно лежит на постели,
Малыш не встает уже больше недели.

«Маша, родная, цветут уж$е розы?»
«Да, мой голубчик», скрывая слёзы,
Уходит сестрица в цветник и не знает,
Что славная роза почти погибает.

Жаба к цветку уже лапу тянула.
Чтоб ветром врага озлобленного сдуло!
Однако судьба порядила другое –
От девушки строгой получит иное.

Пнув негодяйку, срезает цветок,
Сестрица скорее в домишко идёт.
$Братишке понюхать розу дала,
Словно бы радость ему принесла.

«Как хорошо, Боже, как хорошо,
Розочка пахнет так славно, свежо…»
Малыш вздохнул в последний раз,
И свет в его глазах погас…

— Кто главный герой в этом сюжете? (Брат)

$ — Как к нему относится автор? (С любовью, состраданием, нежностью)

— В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для мальчика)

— Какие чувства испытывала роза в момент встречи с мальчиком? (она была счастлива, что осчастливила другого)

— Что роза считала самым лучшим происшествием в своей жизни? (Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок)

VI. Итог урока.

$ 4. Игра «Три шляпы»(слайд5)

— Итак, подвести итоги поможет знакомая нам игра «Три шляпы».

— Те ребята, у кого синяя шляпа, должны поразмышлять и оценить поступки героев, высказать свое мнение.

— Ребята с жёлтой шляпой $должны рассказать о том, что положительного вы для себя вынесли из этой ситуации, что показалось трогательным в произведении.

— Последняя – зелёная шляпа. Вам надо подумать, что можно в нём изменить, улучшить.

(Дети разбиваются на группы, выполняют задание 3-5 минут)

5. Выступление ребят.

6. Выводы по произведению

— Что победило мир добра или мир зла?

$1. О чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?$
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

— Почему же финал произведения такой? (Гаршин таким образом показал значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется)

$- Что олицетворяет роза в произведении?

— Что олицетворяет жаба в произведении?

— Какой вывод следует из прочитанного? (счастлив тот, кто своей жизнью осчастливил другого)

$

— Нам с ребятами тоже захотелось сделать что-то прекрасное, доброе. На уроках труда мы старались создать свой «сад», в котором будут благоухать наши цветы.

-Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

«В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и, не помышляя о чуде

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям».

— Урок окончен. Всем спасибо.

7. Домашнее задание

$

— задание по вариантам:

— Попробуйте представить себя прекрасной чистой розой и поведать историю своей жизни.

$ — Попробуйте представить себя жабой и рассказать свою историю.

6

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • дать общее представление о жизни и творчестве В.М.Гаршина;
  • познакомить со сказкой «Жаба и роза», ее основной мыслью;
  • проанализировать сказку, составить план.

Планируемые результаты

Предметные

• иметь представление о ВМ Гаршине

• знать историю создания сказки

• уметь выделить тему и основную мысль произведения

• уметь характеризовать героев, оценивать их поступки

Метапредметные

• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке

• формулировать тему, цели, определения (самостоятельно или с помощью учителя)

• осуществлять работу с языковым материалом по заданным критериям

Личностные

• устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом

• оценивать результаты своей деятельности

• осмыслять мир как воплощение добра и зла

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, презентация, толковые словари, сигнальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация урока

Актуализация необходимых знаний (слайды 1-4)

Предлагает прочитать посмотреть на портрет писателя, интересуется, знаком ли он детям.

Просит прочитать его высказывание, предлагает узнать в толковом словаре значение слова «миссия».

Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…

Просит объяснить смысл высказывания.

Обращает внимание/ подтверждает, что слова принадлежат В.М.Гаршину, просит назвать знакомые произведения автора.

Знакомит учащихся с биографией писателя.

Рассматривают портрет, высказывают предположения.

Читают высказывание писателя, узнают из словаря значение нового слова.

Объясняют смысл фразы.

Называют ранее прочитанные произведения.

Слушают рассказ учителя, задают уточняющие вопросы.

Мотивация познавательной деятельности (слайды 5-7)

Дает информацию о знакомстве В.М.Гаршина с известными людьми того времени, в т.ч. с композитором А.Г.Рубинштейном.

Предлагает, закрыв глаза, послушать «Мелодию» А.Рубинштейна в исполнении В.А.Новиков

Просит поделиться впечатлениями от прослушанной музыки.

Знакомит с историей, произошедшей с Гаршиным на концерте композитора.

Знакомятся с фактами биографии писателя, рассматривают портрет А.Г.Рубинштейна.

Слушают музыку, закрыв глаза.

Рассказывают о представлениях и образах, возникших при прослушивании «Мелодии».

Узнают новое о жизни В.М.Гаршина.

Организация познавательной деятельности (слайды 8, 10, 12)

Обращает внимание на фон слайда, просит выдвинуть предположения о его значении, помогает определиться с выводами. Делают предположения, приходят к выводу, что картинка иллюстрирует добро и зло.

Предлагает отгадать загадки, которые помогут узнать, какую сказку В.М.Гаршин написал по впечатлениям от концерта.

Не лягушка, но похожа

Бородавчатая кожа,

Не в воде живёт, а рядом,

Не лягушка — это…

Посмотрите — у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка …

Отгадывают загадки. Определяют тему урока — произведение, с которым будут знакомиться.
Просит охарактеризовать героев сказки, предположить, почему именно их автор главными героями. Дают характеристику главным героям, объясняют, как понимают выбор автора.

Вместе с учащимися делает вывод о цели урока: воспринимать мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, видеть прекрасное, делать его частицей своей жизни.

Осознают цель занятия.

Физминутка (слайд 9)

Раз-два-три, выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись — низко прогнулись.

Вправо качнулись — низко прогнулись.

Ветерок, улетай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, людям радость принесут!

Дети сидели на корточках, медленно встают.

Тянутся на носочках.

Смотрят вверх.

Раскачивают руками влево — вправо.

Наклоняются влево.

Наклоняются вправо.

Машут руками перед собой.

Приседают.

Медленно приподнимаются — руки вверх.

Организует чтение 1-3 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы.

После прочтения каждой части просит озаглавить ее.

Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов.

Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь.

Физминутка для глаз (слайд 11)

Организует чтение 4-6 частей сказки, задает вопросы на понимание прочитанного, предлагает задать возникшие вопросы.

После прочтения каждой части просит озаглавить ее.

Читают сказку, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, задают свои, определяют лексическое значение непонятных слов.

Дают название каждой прочитанной части, записывая план в тетрадь.

Подведение итогов (слайды 14-15)

Организует рефлексию учебной деятельности:

Можно ли сказать, что все пословицы подходят к теме урока? Почему?

Какая из них является наиболее точной?

Распределите слова, характеризующие жабу и розу?

Правда ли, что мальчик и роза похожи? Чем?

Предлагает с помощью сигнальных карточек «Роза», «Жаба» оценить свое отношение к миру.

Объясняет домашнее задание: подготовиться к выборочному пересказу сказки по плану, по желанию — сделать иллюстрацию к сказке.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы.

Аргументированно определяют наиболее подходящую пословицу.

Характеризуют жабу и розу.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы.

Оценивают свое место в мире добра и зла.

Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы.

Максимова Юлия Ю$рьевна.

Урок литературы для 4 класса «Сказка о Жабе и Розе»

(Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс, обеспечивается учебниками «Литературное чтение» — 4 класс в 2-х частях и хрестоматией (те же авторы). Изучается во 2-ой четверти (ноябрь). ( По программе Горецкого, Климановой – 3 четв.декабрь.)

  1. Вступление.

В программе 4-го класса произведения Гаршина изучаются в середине 2-ой четверти, т.е. за плечами дети уже имеют определенный читательский опыт, они умеют выделять главных героев произведения, давать им характеристику через анализ поступков, умеют схематизировать, умеют выбирать некоторые средства $художественной изобразительности.

К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее»,$ «Attalea Princeps». Они уже знают на примере изучения произведения «Attalea Princeps», что текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.

Примечательно, что для детей Гаршин написал единственную сказку в конце своего творческого пути – «Лягушка-путешественница», опираясь на сюжет Лафонтена. Остальные произведения Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, были написаны им для взрослых, что необходимо учитывать при изучении.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

Изучение этого произведения дает богатей$ший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.

События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике, поэтому развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения — вслед за автором. При этом обращаем внимание на язык произведения – осмысление поможет нам подвести учащихся к необходимым промежуточным выводам. Особое значение в работе над «Сказкой о Жабе и Розе» следует уделить анализу финала – он в авторском тексте неслучайно отделен чертой.

$Включив работу со структурной схемой, которая помогает разобраться в связях между героями, мы найдем главные линии и совершим открытие.

Это открытие поможет учащимся аргументировать свое доказательство того, что эта сказка и о Жабе и Розе, как заявлено в заголовке, но и не совсем так, и точно не о детях, а о жизни и жизненных нравственных ценностях.

$Текст произведения достаточно объемный, богатый и тонкий, так что глубокое изучение произведения, обеспечивающее достижение поставленных целей, возможно в течение двух уроков, при сочетании классной и домашней (самостоятельной) формы работы.

Конспекты уроков по теме: «Сказка о Жабе и Розе»

Урок 1.

Цель 1-го урока:

  • Знакомство с текстом.$

  • Определение системы образов.

Ход урока:

1.Орг.момент 30 сек. Цель этапа: Обеспечить готовность учащихс$я к уроку.

Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, краски.

2.Проверка домашнего задания.$ 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся.

2. Проверить уровень подготовки д.з.3. Подвести к изучению нового материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

Дети: Мы читали произведения Гаршина Вс.М. «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps».

Учитель: (помещаем портрет на доске). Чем для нас интересны произведения этого писателя?

Дети: В его произведениях, как в басне, герои и события учат

нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,

чтобы мы сами сделали вывод.

Учитель: Действующие герои пр$оизведения «Attalea Princeps» —

Растения. Какой же характер у растений?

Дети: В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже

разные рассуждения и мысли,$ разное отношение к происходящему.

Возможна проверка домашнего задания: творческий пересказ эпизодов из «Attalea Princeps» с изменением лица, от которого ведется повествование.(от имени травки, пальмы, кактуса и др.)

3.Определение темы и цели урока.5 мин.

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним произведением, найти его я предлагаю вам самостоятельно в хрестоматии.

Дети осуществляют в хрестоматии поиск пр$оизведения Гаршина при работе с содержанием книги, самостоятельно называют тему: «Сказка о Жабе и Розе».

Учитель: Итак, речь пойдет о сказке. Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? (Попутное повторение уже изученной классификации сказок.)

Дети: Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

$ Учитель: Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?

Дети: Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.

Учитель: Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? (постановка целей).

Дети: «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…»

$ «Почему жаба общается с розой?» и др. – фиксируем интересные формулировки на доске.

4.Знакомство с новым материалом. 15 -20 минут $Цель: 1. Организовать знакомство с новым текстом.2. Анализ экспозиции.3. Организация анализа литературного образа.

1. Выразительное чтение текста и анализ по частям. (Читает учитель, сильный ученик)

  • Картина 1 – цветник.

Организация беседы по первичному чтению:

Вопросы учителя

Ответы детей

  1. Где росла Роза?

$Роза росла в старом тенистом саду.

  1. Как вы представляете садик?

В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

$

3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Картина 2 – Роза

$

Вопросы учителя

$

Ответы детей

Выберите действия Розы

распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала и т.д

$

Кому обычно принадлежат такие действия?

человеку.

Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Выберите эпитеты в описании розы.

Что источала Роза? – Как об этом пишет автор?

(Запах был словами, слезами, молитвой).

$

Какие слова помогают это представить?

Картина 3 – Жаба.

Вопросы учителя

Ответы детей

Выберите описание Жабы.

$

  1. (по тексту «… на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…и т.д.»

Какое впечатление производит Жаба?

отталкивающее, отвратительное

С помощью каких слов автор до$бивается такого ощущения?

$

плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

Учитель: Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. (Выделяем голосом эпитеты, соблюдаем темп и т.п.)

Слушаем выразительное чтение.

Картина 4 – Вася и Маша. Работа проводится аналогично анализу предыдущих эпизодов.

  1. составление портретов, подбор аргументов.

$ Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Учитель: Можно ли сказать, что действие сказки началось? Почему вы так считаете?

Дети: Нет, пока мы все узнали о героях – это экспозиция.

5.Первичное закрепление.7 мин и 6 мин Цель: Осмысление системы образов произведения.

1. Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу.

$ Каждая группа должна подготовить в течение 6 мин$ут рассказ об одном из героев в рамках принципа «Факты подтверждаем аргументами»* — Работа по принципу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода.

1 группа — о Розе.

2 группа – о Жабе

3 группа – о детях.

2. Презентация работы групп и анализ выступлений. Подведение итогов урока . 5 мин

$Цель: 1. организовать анализ деятельности относительно поставленных целей.

1. Возвращаемся к началу урока (фиксированные цели на доске) и организовываем рефлексию.

2. Инструктаж о д.з. – самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

$ Примечание: время проведения этапов урока рассчитано на высокий темп работы хорошо подготовленного класса, в зависимости от уровня готовности класса, групповую работу можно вынести в школе полного дня на самоподготовку или с этого начать следующий урок литературного чтения.

Урок 2. Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» — подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен, решение ряда воспитательных задач (внимательное отношение к человеку, природе). $

1.Орг.момент 30 сек. Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, фломастеры.

2. Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся. 2. Проверить уровень подготовки д.з. 3. Подвести к изучению нового материала. Обеспечить мотивацию.

1.Организация проверки домашнего задания (самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.) предусматривается в виде соревнования между тремя группами, когда каждая группа следующей по кругу задает п$одготовленные заранее вопросы по содержанию или на понимание прочитанного текста. Оценивание ведется как в групповом, так и в индивидуальном зачёте.

(Примеры вопросов, подготовленных детьми:

-Какие слова использует автор для описания розы, жабы?

$ -Что говорила жаба, когда подбиралась к Розе?

-Почему мальчик не выходил в сад?

-Какие звуки издавал ёжик? И др.)

По ходу игры результаты ответов оцениваются « +» игроку в команде, можно ставить «+» за удачный интересный вопрос.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

$

Анна ++

Ирина+++

Алексей +

Итог:

$Борис ++

Василий ++

Татьяна ++

Лида +

Никита ++

Николай +++

  1. Обсужд$ение детских впечатлений от прочитанного.

Учитель: Скажите ,пожалуйста, чем же закончилась история. Что вы думаете об этом?

Дети: Очень жалко мальчика. Почему так заканчивается произведение? (Дети не готовы принять смерть мальчика в финале).

Учитель: Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?

Дети затрудняются дать ответ. $

  1. Определение темы и цели урока. 3 мин. Цель: 2. Организация целеполагания учащихся.

$Учитель: Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

Дети: 1. Узнать, почему такой финал.2. Зачем в произведении дети? 3. Разгадать загадку заголовка.

4.Анализ литературного произведения .15 -20 минут. Цель: 1. Организовать анализ текста. 2. Организация осмысления сюжетных линий. 3.Организация деятельности учащихся для поиска и формулировки идеи произведения.

$1.Составление плана-«горки» в сюжетной схеме: предполагается групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Дети решают поставленную задачу вместе, представляют свое решение.

Экспозиция – завязка — развитие действия –кульминация – развязка с использованием пиктографических элементов записи (схематичных рисунков) – составление опоры для краткого пересказа.

$2.Учитель: в произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?

Группам предлагается составить свой вариант расстановки сюжетных линий в структурной схеме:

  • $Группы представляют свои варианты с комментарием.

Учитель: На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-» , оценивая отношения героев.

  • Анализ результатов: видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.

Учитель: Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе.$

Дети: Гаршин таким образом показал особое значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется.

Учитель: Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.

Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы.

Групповой мозговой штурм.

Представление вариантов групп

Варианты ответов детей: Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси д$обро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Ответы могут быть оформлены как плакаты.

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные цели на доске), поставленные в начале урока.

5.Перенос в новые условия. 5 мин.

Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

$Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадн$ость. Значит. Плохая.

Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.

Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

$

  • Сюжет сказки мороз иванович сходен с какой народной сказкой
  • Сюжет сказки курочка ряба
  • Сюжет сказки лягушка путешественница учи ру
  • Сюжет сказки мальчик с пальчик для читательского дневника
  • Сюжет сказки кубок жуковский