Сюжет сказки медведь на воеводстве

1115 на сайте литера гуру представлены и сатирические произведения, которые любят многие, так как критика пробуждает ум у читателей. и

(1115) На сайте Литера Гуру представлены и сатирические произведения, которые любят многие, так как критика пробуждает ум у читателей. И одним из таких творений является сказка «Медведь на воеводстве», написанная М. Салтыковым- Щедриным, на нашем ресурсе имеется ее краткое изложение.

1.Глава. Топтыгин 1

Крупные злодеяния история славит, а мелкие сбрасывает в забытье. Кроме того, о мелких злодеяниях плохо отзываются и ровесники деятеля. В таком ключе размышлял Топтыгин  Первый, раздумывая о власти и злодействах. Сам Первый Топтыгин был закоренелым служивым, он славился своими отличиями по службе – деревья выворачивал с корнем. Только ему это казалось мелочью, он хотел сделать что-то такое, отчего его вписали бы в мировую историю. Иными словами, он хотел прославиться. И для этого он узрел простейший и злой способ – войны. Вскоре случай представился.

Как-то лев отправил Топтыгина на усмирение одной из взбунтовавшихся дальних губерний. Причина отправки – в той губернии было слишком спокойно, не хотели тамошние обитатели усмиряться, жили в свое удовольствие. Топтыгин это увидел и начал готовиться к бойне. Но перед этим служака справил свой день рождения – отметил сие событие ведром водки и уснул на полянке. Поутру на него сел чиж, который славился своим пением на весь окрест. Чижа считали умным, ходили слухи, что даже сам лев желал его подержать.

Но чижу не повезло – он принял спящего майора за обычного пьянчугу и запел на нем. Топтыгин от его песнопений проснулся и съел чижа, ибо тот проявил непослушание. Съел, да подумал – а вдруг та птица была птицей важной, и нельзя ее было есть! Но потом он подумал и пришел к выводу, что это не более чем жертва среди мирного населения, тем паче, вопиющего события никто не видел. Да ошибался Топтыгин, свидетелем был скворец, который, узрев гибель чижа, объявил о сбившемся с пути чиновнике. С ним спелась ворона, она говорила, что жители губернии ждали от него кровопролития, а не съедения чижика.

Чиновник захотел их переловить, да потерпел крах, ибо птицы были прыткими существами, улетели, разнеся о нем славу по всему лесу. И лес стал над ним смеяться, а он не мог никак этого исправить. Ныне его звали дураком, съевшим чижика, а ведь до того случая его уважали и ценили, ведь его поддерживал главный советник царя зверей Льва – Осел. Такой мелочи история не вспомнит.  Теперь Топтыгин думал, чем и как ему исправить сложившееся положение. В этот момент его больше интересовало, что скажет Осел. И тот дал весть. Топтыгин отрапортовал в ответном письме, с которым отправил еще и немного меда, в дар.

Осел изыскал возможность для Топтыгина – нужно было сотворить нечто необычное, что поставило бы на уши весь лес. И сие событие затмило бы ошибку Топтыгина.

Топтыгин решил поступить следующим образом – перебить в стаде баранов, силой забрать у бабы корзину, а потом разгромить типографии, а книги из них посваливать в туалет.

После свершения сего плана  Осел получил удовлетворение. Однако Лев так и не смог простить воеводе убийства Чижа. По итогу – продолжил нести свою службу Топтыгин и дальше в чине майора.

2.Глава. Топтыгин 2    

Но иногда и самые выдающиеся злодеяния бесполезны, и сотворивший их уходит в небытие. Тому примером служит история Второго Топтыгина.

Во время поездки  Первого Топтыгина в дальнюю губернию Лев отправил еще одного майора Топтыгина, но в другую губернию. Этот Топтыгин был более умным и понимал, что многое зависит от того, как он покажет себя изначально. Он разработал заранее план, и перво-наперво нужно было изничтожить типографию в лесу.

Но уже на этом этапе его ждали препятствия. В этой губернии не было типографий вообще. Вернее, они были, но последнюю сожгли уже давно.  А записи Дятла, который вел историю леса, уничтожали муравьи. И тут первый ком.

Тогда Топтыгин решил уничтожить университеты, однако выяснилось, что он опоздал – их уничтожили еще до него, чиновник, на место которого встал теперь Топтыгин. Воздать за это тоже было невозможно, поскольку тот был покойным.

После этого Топтыгин решил пойти на крайние меры – он отправился в ночь во двор к соседу, с намерениями отнюдь не мирными – он собирался разорить его, разорвать весь скот, уничтожить хозяйство, развалить жилище. Однако ошибся с расчетом – и напоролся на обломок, повис на нем. Он начал кричать, на вопли собрался весь лес. Лесные жители увидели, что натворил Топтыгин, и воздали по заслугам – убили рогатиной, содрали шкуру и растянули ее на болоте, в качестве намека для следующих чинов.

 После этих событий Лев решил издать указ – истории одинаково не нужны ни значительные, ни мелкие злодеяния, а вообще – в историю лучше войти, прославившись отсутствием злодеяний.  Лев подписал указ, потребовал, чтобы поставили в известность Третьего Топтыгина.

3.Глава. Топтыгин 3

Топтыгин, ставший Третьим, отличался еще большим умом от остальных, и он поначалу раздумывал, стоит ли соглашаться на службу в губернию в сложившихся условиях. Заместитель Льва Осел ясности не давал, отговариваясь лишь тем, чтобы Топтыгин действовал в соответствии с лесными законами и уставами. И вышло, что на Топтыгина возложили большую ответственность, а сферу деятельности и границы не указали.

Топтыгин знал, что и сам Лев страшится истории, и по этой причине деятельность его самого была ограничена – так, теперь нельзя было наказывать лесных жителей, поскольку теперь они заимели права. А Топтыгин ненавидел права, потому что их соблюдение подразумевало выполнение имеющихся обязательств. А соблюдать требовалось и предписывалось, и теперь воевода ностальгировал по тем временам, в которых у него была полная свобода действий и неограниченные полномочия. Он взвыл, но остался непонятым, после чего забрался в берлогу, думать думу на счет дальнейших действий.

Свои обязанности он видел в том, что должен хранить былой порядок жизни. Этот порядок был весьма и весьма неблагополучным, но нужно было беречь его, а не создавать благополучий.

До него дошло, что, таким образом, ему вменялось хранить злодейство, ведь в старом порядке ему всегда было место. Например, не следовало охранять зайцев, ведь их съедали, а они, тем не менее, плодились, и меньше их не становилось, и это был привычный старый порядок.

Еще ему вспомнились слова Осла – злодейство должно сделаться само собой, естественным образом, когда по итогу дурак оседлает дурака и дураком же будет погонять. Топтыгину стало ясно, что старый порядок может храниться и без чинов. И он будет свершаться без их участия, а, значит, Топтыгину ничего и предпринимать не придется, ведь все образуется само собой. Однако решил Топтыгин сию думу не выказывать, поскольку она была чересчур либеральной, и кроме того, его держали на службе не за думы.

Медведь решил поступить следующим образом – он попросту не будет вообще вылезать из берлоги. Только изредка он выходил за содержанием, а лесные жители сносили дань. И жилось им неплохо, привычно, поскольку все шло естественно, как хорошее, так и злое. То, что Третий Топтыгин не влезал в дела леса, всем нравилось, ведь предыдущие вмешательства делали все лишь хуже.

Таким образом, Топтыгин, неся свою службу безвылазно из берлоги, поднялся по служебной лестнице до ранга полковника. Жизнь шла своим чередом, ничего не нарушало покоя лесного. Пока в один день не пришли в лес лукаши. Тогда вышел полковник в поле, и окончил свою жизнь так, как кончают при встрече с лукашами свою жизнь все пушные звери.((

Многомудрый Литрекон любит сатиру и видит в ней возможность для пробуждения критического ума у публики. Поэтому он знакомит читателя с трудом, название которому «Краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве» М.Е. Салтыкова-Щедрина». В сокращении эта книга блекнет на фоне мощного оригинала, но зато такая форма поможет быстро ознакомиться с содержанием сказки, вычленить основные события и запомнить сюжет. Приятного просвещения!

Глава I. Топтыгин 1-й

Большие злодейства история превозносит, а маленькие — не замечает. Не хвалят их и современники злодея. Так думал Топтыгин Первый. Этот военный был «служакой-зверем», славился служебными отличиями («деревья с корнями выворачивать»), но желал большего — попасть в историю. Для этого он видел один путь — участие в кровопролитии.

Лев послал его усмирять дальнюю губернию. Там все шло своим чередом: птицы летали, насекомые ползали, усмиряться никто не хотел. Увидев это, Топтыгин стал готовить кровопролитие. Но до этого майор решил отпраздновать именины, выпив ведро водки и улегшись на поляне. Утром там пролетал чиж — известный на всю губернию певец, умный малый, которого даже Лев желал в когтях держать. Но он подумал, что перед ним обыкновенный пьяница, сел на него и запел. Топтыгин проснулся и, видя непослушание, проявленное своей персоне «внутренним врагом», съел чижика. Спохватился герой, но было уже поздно: не знал он, что за птицу съел, вдруг важная! Но рассудил, что первый блин комом, и ничего страшного не будет, ведь никто не видел. Не тут-то было! Скворец все видел и объявил о том, что чиновник отклонился от курса. Ему вторила ворона: 

Вот так скотина! добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!

Хотел их майор поймать, но птицы прыткие оказались — улетели. С тех пор все обитатели леса подняли его на смех. Он ничего не мог с этим поделать. Если раньше его ценили за влиятельность и поддержку Осла, главного советника Льва, то теперь все величали его дураком, который съел чижика. Такого история не запомнит! Сколько же теперь надо учинить кровопролитий, чтобы загладить свою вину? Топтыгина волновала теперь даже не история, а мнение Осла, за протекцию которого он держался. И Осел вскоре написал. Топтыгин в ответ послал рапорт о происшествии и кадочку меда — в подарок. Осел дал шанс исправить дело чем-то особенным, чтобы народ и думать забыл об этой ошибке.

Решил Топтыгин истребить всех баранов из стада, отнять у бабы корзину в малиннике и изничтожить типографии, свалив книги в отхожее место. Осел был доволен, но Лев не смог простить Топтыгину смерти Чижика. Так и остался Топтыгин всего лишь майором.

Глава II. Топтыгин 2-й

Автор начал главу так:

Но бывает и так, что даже блестящие злодеяния впрок не идут. Плачевный пример этому суждено было представить другому Топтыгину. 

В то же время, пока Топтыгин Первый поехал в свою губернию, Лев послал в другую более умного майора Топтыгина Второго. Тот понимал, что от первого шага очень много зависит, поэтому подготовил план. Но итог был все равно печальным.

Он хотел было первым делом типографии разорить, но как? В его трущобе не было ни одной! Единственный станок прилюдно сожгли давно, а дятел, который писал «Историю лесной трущобы», был постоянно атакован муравьями, которые съедали кору с текстом. Нечего было сжигать, ведь темнота времен окутала трущобу. Решил Топтыгин разорить университеты, но и их до него истребил его предшественник — Магницкий. Наказать его тоже не было возможности — он умер. Тогда он пошел темной ночью на соседний двор, чтобы начисто разорить соседа, съев весь его скот и разрушив дом. Но не рассчитал и повис на обломке. На его крик сбежались все обитатели леса, увидели плоды дел его и казнили врага с помощью рогатины, развесив его шкуру на болоте — в назидание. 

Тогда было принято решение, что история одинаково не потерпит ни больших, ни малых злодейств, и нужно стараться войти в нее без них. Такой приговор истории подписал Лев и велел довести его до сведения Топтыгина Третьего: «Пускай изворачивается!».

Глава III. Топтыгин 3-й

Третий Топтыгин был умнее и сомневался, а ехать ли ему вообще на таких условиях? Осел на все вопросы отвечал уклончиво, чтобы майор действовал «по пристойности» и лесному уставу, но ответов не было ни там, ни там. 

«Чин на тебя большой накладывают, а какими злодействами его подтвердить — не указывают!» — сетовал герой.

Он понимал, что и Лев боится истории, поэтому ничего не мог предпринять. Наказывать лесных обитателей ему запрещалось, ведь у всех них завелись права. Он терпеть не мог прав, ведь они ставили его перед фактом, что у него есть обязанности. Топтыгин жалел о старых временах, когда все было можно. Он даже выть вздумал, но никто его не понял. А он залег в берлогу, чтобы решить вопрос. И решил.

Задачу воеводы он видел не в создании благополучия, а в том, чтобы сохранить старый порядок, который благополучием не отличался. Он понял, что нужно сохранять натуральное злодейство — то, что было всегда. Ведь никто же не умер: зайцы, которых едят, плодятся, тем не менее, значит, таков порядок, и не надо их защищать. Он вспомнил, что и Осел советовал ему: злодейство сделается само и в самом натуральном виде, если дурак будет сидеть на дураке и им же погонять. Топтыгин понял, что, стало быть, и без воевод все будет так, как должно быть всегда: нужные, естественные злодейства будут происходить сами по себе, если ни во что не вмешиваться и ничего не делать. Но эту мысль он таил, как чересчур либеральную. Да и содержали его не за мысли. Он решил твердо не выходить из берлоги ни в коем случае, кроме как за содержанием. Все обитатели леса послушно приносили дань и жили так, как и всегда, то есть с естественным уровнем злодейств. Невмешательство начальника всем было только на руку, ведь с вмешательством было только хуже. 

Так дослужился Топтыгин Третий до звания полковника, ведь все было благополучно, как вдруг…

Явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей.

«Медведь на воеводстве» — сатирическая сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина. В ней рассказывается, как царь зверей Лев назначает воеводами в лес трех медведей. Все трое в итоге плохо заканчивают. Сказка высмеивает отношения власти и народа в России.

Впервые «Медведь на воеводстве» был опубликован в 1884 году за границей без подписи автора. В России сказку издали лишь в 1906 году.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст сказки Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» можно прочитать в «Викитеке».

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Топтыгин Первый, старый служака, очень хотел попасть в историю. Он считал, что это можно сделать только с помощью великих злодейств. «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!» — всегда говорил он. За это царь зверей Лев дал ему звание майора и отправил воеводой в далекий лес, наводить порядок.

Лесные жители ждали медведя-майора с трепетом: уж он нам покажет! Действительно, новый начальник по приезду сразу объявил, что назавтра же устроит обещанные кровопролития.

Вот только накануне в честь именин медведь выпил ведро водки. А наутро, когда он отсыпался на полянке, на него сел Чижик и стал петь песни. Топтыгин спросонок схватил и съел птичку.

К несчастью для медведя, это видел скворец. И скоро уже весь лес ругал воеводу: «Вот так скотина! Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел!». Пытался Топтыгин изловить хулителей, да не смог. Куда ни пойди, везде слышно: «Чижика съел!». Сначала об этом говорили с негодованием, потом — со смехом. Майор совсем растерял авторитет.

Бросился Топтыгин спасать репутацию: перебил целую отару баранов, отобрал у крестьянки лукошко с малиной, разгромил типографию… Но Лев уже не поверил, что майор, съевший Чижика, способен на настоящие злодейства, и отправил медведя в отставку.

Краткое содержание сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» Иллюстрация М. Таранова

II. Топтыгин 2-й

В другой лес Лев отправил еще одного воеводу-медведя. Топтыгин Второй был поумнее и догадывался, что важно сразу произвести нужное впечатление. Для этого первым делом он решил разорить типографию. Вот только никакой типографии в его лесу не оказалось. Даже школы и университета, чтобы их спалить, не было.

Тогда Топтыгин залез во двор к крестьянскому мужику, задрал лошадь, корову и прочий скот, а после решил раскатать избу по бревнам. Полез он на крышу, да только гнилая балка под ним подломилась, и повис медведь-воевода в воздухе.

Сбежались на его рев мужики, подняли медведя на рогатину, а потом спустили с Топтыгина шкуру. Так «блестящие злодейства» воеводы сгубили его еще вернее, чем глупые злодейства — Топтыгина Первого.

Краткое содержание сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» Иллюстрация М. Таранова

III. Топтыгин 3-й

Следующий медведь-воевода был еще умнее прежних и крепко задумался: маленькие злодейства совершать нельзя, большие — тоже нельзя. Как же быть? Начальство с тебя спрашивает, а ты даже с зайца шкуру спустить не смей! Теперь и у белки, оказывается, права есть.

Долго медведь сосал лапу в берлоге. Однажды вылез и рявкнул на весь лес с высокой сосны, но только жителей это не впечатлило.

Тогда он понял, как надо действовать. Задача воеводства не в том, чтобы улучшить жизнь лесных обитателей, и не в том, чтобы чинить злодейства. Нужно, чтобы все шло заведенным порядком, даже если он плох: «Перед умственным взором Топтыгина 3-го вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия».

Так и сидел медведь в берлоге многие годы, выходя только за жалованием: мужики носили ему еду прямо ко входу.

Благополучие в лесу не нарушалось: звери ели друг друга, кричали страшным криком, но воеводе не было до этого дела. Со временем медведь из майора стал подполковником, потом полковником.

Но вот в генералы ему выйти не удалось, потому что однажды в лес пришли охотники и убили его ради шкуры.

Краткое содержание сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» Иллюстрация М. Таранова

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Жанр, тема и проблематика

«Медведь на воеводстве» — произведение сатирическое, то есть резко высмеивающее пороки общества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сам был чиновником, вице-губернатором, и не понаслышке знал все недостатки российской бюрократии.

Тема произведения — отношения власти с народом. Автор ставит проблему, не имеющую однозначного решения: кто виноват, что жизнь не становится лучше, если ни у правителей, ни у подданных нет ни ума, ни чувства собственного достоинства?

Художественные приемы

Разоблачая действительность, автор использует эзопов язык: рассуждает о глупости чиновников и дикости народа не прямо, а с помощью аллегорий. Медведи в сказке олицетворяют ограниченных правителей, лесные жители — русский народ, лукавый и привыкший к жестокостям.

В своих сказках Салтыков-Щедрин использовал особый ёрнический язык, сильно отличающий их, например, от поучительных басен Крылова. С помощью беспощадного сарказма и едкой иронии, гротеска и гиперболы Щедрин подвергал порядки в стране жестокому осмеянию.

Смысл произведения

В «Медведе на воеводстве» высмеиваются царь в образе Льва, его ближайшее окружение в образе Осла, а губернаторы, чиновники и все прочие начальники — в виде трех Топтыгиных. Некоторые видят в произведении сатиру на царя Александра III, но вряд ли это уместно: писателя возмущает положение дел в России в целом, а не конкретные личности.

Все три воеводы отличаются по характеру, но никто в итоге не добивается успеха.

Один оказывается бестолковым пьяницей, другой хочет сразу устроить жестокие кровопролития и попадает на рогатину, третий предпочитает не вмешиваться в жизнь лесной трущобы, но тоже погибает.

Итог же во всех трех случаях одинаков: «злодеяния “заведенного порядка” продолжали совершаться своим чередом», отмечает Алексей Бушмин в работе «Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры».

Салтыков-Щедрин подводит читателей к выводу, что причина народных бедствий скрыта не в глупости отдельных Топтыгиных и не в их злоупотреблениях. Она кроется в самом принципе бесконтрольной власти, в необразованности и забитости народа. И решить эту проблему при сохранении самодержавных порядков не под силу ни одному Льву, Ослу или Топтыгину.

Краткое содержание сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Сам Салтыков-Щедрин считал, что его произведения со временем будут забыты, потому что посвящены проблемам современности. Однако и спустя 150 лет афоризмы из его сказок прекрасно описывают российскую действительность и принципы работы любой бюрократической системы:

«Задача воеводства совсем не в том состоит, чтобы достигать какого-то мечтательного благополучия, а в том, чтобы исстари заведенный порядок (хотя бы и неблагополучный) от повреждений оберегать и ограждать».

Кратко «Медведь на воеводстве» М. Е. Салтыков-Щедрин

⭐⭐⭐⭐⭐ «Медведь на воеводстве» за 24 секунды и подробно по главам за 4 минуты.

«Медведь на воеводстве» – это произведение, которое было написано Михаилом Евграфовичем в качестве сатиры, высмеивающей пороки общества эпохи того времени.

 В сказке описаны отношения чиновников и обычных людей, герои которой представлены в виде разных зверей. 

Очень краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве»

Три медведя назначаются по очереди на пост воеводы. Каждый из них разный по характеру, поэтому выбирает свою тактику правления. Первые два сделали ставку на кровопролитии, но проиграли, первого воеводу отправили в запас, а второй погиб. Третий топтыгин вовсе решил не вмешиваться в лесные дела, даже получил похвалу правителя, но и он погибает от рук охотников.

Главные герои и их характеристика:

  •  Топтыгин 1-й  – глуповатый воевода, мечтавший попасть в историю, но ему не хватило ума, как это сделать.
  •  Топтыгин 2-й  – более расчетливый воевода, который проанализировал работу первого и заранее наметил план кровопролитных действий.
  •  Топтыгин 3-й  – был более спокойным, не стремился попасть ни в историю, ни заслужить похвалу, не вмешивался в дела жителей.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Лев  – царь, был заинтересован в том, чтобы укрепить свое правительство.
  •  Осел  – приближенный советник правителя, его правая рука.

Краткое содержание сказки «Медведь на воеводстве» подробно по главам

Глава 1. Топтыгин 1-й

Краткое содержание сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Топтыгин 1-ый был опытным служакой. И была у него мечта – попасть в скрижали Истории. Как это сделать правильно он не знал, поэтому решил использовать жестокий метод кровопролития. Заслуги Топтыгина не остались незамеченными. Лев произвел его в майорский чин и направил служить в лес, чтобы он навел там порядки.

Местные жители знали, что к ним в лес едет новый воевода. Когда медведь добрался до места, то сразу решил, что надо показать свою мощь, чтобы все его боялись. Топтыгин отпраздновал свои именины, употребил целое ведро водки и заснул на поляне, не дойдя до берлоги.

На медведя, который спал мертвецким сном, сел чижик, подумав, что это чурбан. Умный Чижик был, мог и ведерко принести и петь как канарейка, если понадобится. Все в округе о нем знали, в том числе и Лев. Но с похмелья Топтыгин 1-ый недолго думая, съел Чижика, не подозревая, что его ждет.

Жители леса стали дразнить медведя, мол он дурак, что невинного Чижика съел. До Льва слух дошел тоже. Медведь сознался, а осел ему посоветовал совершить большее кровопролитие, чтобы «гнусное впечатление о себе истребить». Медведь и начал все ломать и крушить, в типографию залез, у бабы лукошко с малиной отобрал и целый лес выворотил.

Лев не наградил Топтыгина 1-го за его «старания», так царь и написал, что не верит в храбрость и пригодность воеводы, так как он «любимого Чижика съел», и приказал отчислить Топтыгина. Он не смог подняться дальше майорского чина и не попал в Историю, а если бы сразу в типографии бесчинства устроил, может и генералом бы стал.

Глава 2. Топтыгин 2-й

Другого воеводу, тоже майора, отправили на службу в другой лес. Топтыгин 2-ойоказался смекалистей и умнее своего тезки. Медведь продумал четко свою стратегию и решил быть еще более свирепым. Только он прибыл на место, сразу же задумал разорить типографию, по совету Осла, но выяснилось, что в окрестностях ее нет. А все что имеется, уже давно разорили до него.

Краткое содержание сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»

Они установили рогатину, на то место, куда должен был упасть воевода. Так и погиб Топтыгин 2-ой. А среди лесных жителей появилась новая мудрость, что любые злодейства, срамные или блестящие, могут иметь плохие последствия.

Глава 3. Топтыгин 3-й

Зная про опыт «коллег», Топтыгин 3-ий действовал умнее своих предшественников. Он осознавал, что за любые деяния придется отвечать, поэтому решил и бездействовать. Он улегся в своей берлоге, а выбирался из нее только когда выдавали жалованье.

Воевода вспомнил как при неформально беседе с Ослом тот упомянул какого принципа им лучше в службе придерживаться: «Дурак на дураке сидит и дураком погоняет!», иными словами, не вмешиваться, а остальное приложится.

Потихоньку шла служба Топтыгина, лесные обитатели жили своей жизнью, не все в лесу было благополучно, но тихо и спокойно. Лев был доволен установленным порядком, и медведю присвоили чин подполковника, потом произвели в полковники. Служил бы Топтыгин 3-й и дальше, но прибыли по его душу, охотники, и он тоже погиб.

История создания произведения «Медведь на воеводстве»

Сказка «Медведь на воеводстве» создавалась в сложный период, когда ситуация в России была не самая лучшая: случались перевороты, было отменено крепостное право, чиновники не выполняли данные народу обещания.

Михаил Салтыков-Щедрин работал в этих кругах и хорошо знал всю систему изнутри, поэтому смог создать острое сатирическое произведение.

Он понимал, что цензура не пропустит его сказку, поэтому произведение увидело свет первый раз за рубежом в 1886-ом году. Автор позже включил его в сборник «Новые сказки для детей изрядного возраста».

В России с ним познакомились намного позже, спустя 20 лет, когда писателя уже не стало.

Краткое содержание «Медведь на воеводстве»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 682.

Обновлено 30 Сентября, 2021

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Основная тема сказки — взаимодействие власти и народа. С помощью иносказания автор высказывает резкую критику административной системы Российской империи.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

  • Топтыгин 1-й – глупый, недалекий воевода, мечтавший о кровопролитии.
  • Топтыгин 2-й – более умный воевода, заранее наметивший план своих действий.
  • Топтыгин 3-й – наиболее дальновидный и спокойный воевода.
  • Лев – царь зверей, могущественный правитель, заинтересованный в укреплении своей власти.
  • Осел – ближайший советник Льва.

Глава 1. Топтыгин 1-й

Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать». Больше всего на свете он мечтал занести свое имя в скрижали Истории и для этой цели выбрал наиболее подходящий для себя метод – кровопролития. За такое рвение Лев произвел его в майоры и отправил в качестве воеводы в дальний лес «внутренних супостатов усмирять».

Прибыв на место, решил Топтыгин 1-й тут же навести порядки, чтобы все жители леса его боялись. Но накануне он отметил свои именины, выпив ведро водки и заснув прямо на поляне. На спящего медведя сел веселый Чижик, думая, «что гнилой чурбан на поляне валяется». Недолго думая, Топтыгин 1-й съел Чижика, даже не подозревая, какие последствия будет иметь его поступок.

Лесной народ принялся дразнить медведя, и вскоре слухи о смерти Чижика достигли Льва. В ярости Топтыгин 1-й принялся все крушить и ломать, но это его не спасло – могущественный Лев так и не повысил его, оставив в звании майора.

Глава 2. Топтыгин 2-й

Топтыгин 2-й также был послан в лес, только в другой. Он был умнее своего тезки и перед тем, как отправиться в воеводство, все тщательно обдумал. Прибыв в трущобу, Топтыгин 2-й решил тут же разорить «типографию: это и Осел ему советовал». Однако выяснилось, что ничего подобного в лесу нет – все уже уничтожено и разорено до него.

Не на шутку рассердившись, решил Топтыгин 2-й разорить вместо типографии хозяйство одного мужика. Он принялся задирать домашнюю скотину, но этого ему показалось мало.

Тогда залез медведь на крышу, которая рухнула, не выдержав его веса.

В итоге Топтыгин 2-й попался мужикам, а лесная практика пополнилась новой мудростью – «блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные».

Глава 3. Топтыгин 3-й

Самым умным и рассудительным воеводой оказался Топтыгин 3-й. Осознав, что за все злодеяния так или иначе придется отвечать, он решил ничего не делать, а просто улечься в своей берлоге и покидать ее только в те дни, когда нужно получать жалованье. Медведь понял, что от него требуется – «исстари заведенный порядок (хотя бы и неблагополучный) от повреждений оберегать и ограждать».

Весьма довольный такой службой, Лев произвел Топтыгина 3-его в подполковники. Так бы все и шло дальше, если бы не мужики, которые пошли на медведя с рогатиной и убили его. Так третьего лесного воеводу постигла «участь всех пушных зверей».

В произведении Салтыкова-Щедрина главная мысль заключается в том, что удачная карьера зависит не от личных качеств самого человека, а от самой системы власти.

После ознакомления с кратким пересказом «Медведя на воеводстве» рекомендуем прочитать сказку в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 682.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Судьба человека»с результатом 12/12

Гость завершил

Тест «Бедная Лиза»с результатом 8/11

Гость завершил

Тест на тему “Страны СНГ”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 9/19

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест Белки (10 класс)с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Гранатовый браслет»с результатом 13/14

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Медведь на воеводстве» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

: Трёх медведей по очереди назначают воеводами леса. Два первых делают ставку на кровопролитие и проигрывают. Последний не вмешивается в жизнь леса и заслуживает похвалу правителя.

Злодейства крупные часто называют блестящими и в этом качестве они остаются в Истории. Злодейств же мелких, «срамных» стыдятся, и современники отзываются о них без похвалы.

Первый Топтыгин, старый служака, был неглуп, умел строить берлоги и выворачивать с корнями деревья, но мечтал попасть на скрижали Истории с помощью кровопролития. В любом разговоре он утверждал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!». За это Лев произвёл его в майорский чин и отправил воеводой в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.

Такая в ту пору вольница между лесными мужиками шла, что всякий по-своему норовил. Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел.

Продолжение после рекламы:

Распустившиеся обитатели леса сами остепениться уже не могли и ждали, что майор найдёт на них управу. Топтыгин же, придя в лес, сразу решил устроить кровопролитие, но его план не сработал — лукавый попутал.

Решил он отпраздновать свои именины, напился и улёгся спать на поляне.

Утром через поляну летел Чиж, любимчик лесного народа, такой умный, что слухи о нём дошли до Льва. Чиж принял Топтыгина за гнилой чурбан, сел на него и начал петь. Майор проснулся и, не разобравшись спросонья, съел Чижа.

За это «срамное злодейство» лесной народ начал преследовать Топтыгина и дразнить его дураком. Топтыгин метался и горевал, понимая, что с таким мелким кровопролитьем на скрижали Истории он не попадёт. Слухи об этом дошли до Льва, и он приказал отчислить Топтыгина в запас. Так закончилась карьера первого Топтыгина.

В это же время Лев отправил в соседний лес Топтыгина 2-го. Этот Топтыгин был умнее, он понимал, что от его первого шага зависит многое, и решил совершить крупное злодеяние — уничтожить университет либо типографию. Но оказалось, что типографский станок давно сожгли, студентов академии забрали в солдаты, а профессоров замуровали в дупле, где они и сейчас спят летаргическим сном.

Тогда Топтыгин забрался на двор к мужику, поубивал его коров, а потом залез на крышу избы, чтобы раскатать её по брёвнышку. Крыша оказалась гнилой, Топтыгин провалилися и повис, уцепившись лапами за бревно. Сбежались лесные мужики, убили злодея, сняли с него шкуру, а тело выкинули на болото.

Таким образом, явилась новая лесная практика, которая установила, что и блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные.

После этого случая все злодеяния в лесной Истории начали считаются срамными. Лев велел сообщить о приговоре Истории Топтыгину 3-му — пусть изворачивается.

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. В лес он прибил тихо и быстро понял, что теперь у всех, даже у белок есть свои права, и ни о каких злодействах даже думать нельзя. Решил он ничего не делать, даже не выходить из берлоги, за исключением дней, когда надо получать жалование.

Брифли существует благодаря рекламе:

Залёг Топтыгин в берлогу лапу сосать, а в лесу тем временем всё шло своим чередом. Понял Топтыгин, что его задача не достигать «мечтательного благополучия», а поддерживать заведённый порядок и довольствоваться «натуральными» злодействами — теми, что происходят сами по себе.

Словом сказать, это был порядок, до такой степени установившийся и прочный, что при виде его даже самому лютому, рьяному воеводе не могла прийти в голову мысль о каких-либо увенчательных злодействах…

Топтыгин спал, а лес жил своей жизнью и ничего в нём не случалось. Довольный Лев произвёл Топтыгина в подполковники. Так бы всё и шло дальше, но пришли охотники с рогатиной, и медведя постигла участь всех пушных зверей.

Салтыков-Щедрин

Большое зло часто восхваляется людьми, входит в Историю, а малое злодейство все осуждают.

Топтыгин 1-й

Майор медведь Михайло Иваныч Топтыгин 1-й хотел войти в Историю как положено, через кровопролитие. Отправил его Лев воеводой в лес, усмирять внутренних супостатов (смутьянов).

А и правду сказать, в лесу мужики (звери да птицы) вольно жили. Ждали они его со страхом. А он по приезде отметил свои именины бочкой водки. Проспался от звуков песенки чижика.

Птичка была одаренная, пела как канарейка, сам Лев хотел ее закогтить и послушать.

А воевода, разозлившись, что чиж по нему, как по чурбану прыгает, взял и проглотил его. И этакое «дурачество», эту глупость увидел скворец. Весь лес, все «общественное мнение», от вороны до филина с лягушками, смеется над «дураком».

И Осел, советник Льва, узнал, и сам Лев. А воеводе охота в Историю попасть. И перерезал он стадо баранов, лес выворотил, докапываясь до корней бунта, типографию разгромил. Но доверие Льва уже не вернул. Из-за чижика отправили его в запас.

А начал бы воевода с разгрома типографии, глядишь, был бы генералом.

Топтыгин 2-й

Этот медведь-воевода, угождая начальству, решил начать свою службу с уничтожения типографии. Да вот беда: не было нигде ни типографии, ни университета. Их еще при Магницком (исторический деятель) уничтожили. Пришлось ему идти к мужику.

Весь скот у него задрал, а потом хотел избу развалить. Да крышу проломил. Сбежались мужики, убили зверя-воеводу. До самого Льва дошло, что блестящие и смешные злодейства могут иметь печальные последствия. Оба воеводы тому доказательство.

Выходит, все злодейства – «срамные» (постыдные).

Топтыгин 3-й

Третий воевода и ехать на службу не хотел: большое зло нельзя, малое тоже. А про среднее нигде не сказано. И видно, что и Осел, и сам Лев боятся суда Истории. Прибыл он на место по-тихому. И злится: как тут бунт подавить, если даже у белки есть «права»! Раз поревел он на всех с сосны, да без толку.

И залег опять в берлогу. Брал подношения от мужиков и ничего не делал. А в лесу сам собой есть «порядок»: сильный жрет слабого. То есть, «натуральное злодейство» процветает. За верную службу Лев произвел воеводу в полковники.

А дальше не успел: «мужики-лукаши» (охотники и звероведы) пришли в те места, и содрали с медведя шкуру.

Читательский дневник по сказке «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина

Сюжет

Большие злодеяния входят в Историю, мелкие и смешные нет. Воевода медведь Топтыгин 1-й об этом знал, ехал искать бунтарей, но напился и съел чижика, который по нему скакал и пел. Весь лес смеялся над дураком. И хоть потом он уничтожил типографию, но доверие Льва уже не вернул. Так и остался майором. Топтыгин 2-й был хитрее.

Он хотел громить типографию и университет, но их до него разгромил Магницкий (деятель). Тогда он убил скот у мужика и лез избу его развалить. Его застигли мужики и убили. Лев с советником Ослом Топтыгину 3-ему советовали остеречься большого и малого зла, учесть «права» зверей. И он вообще ничего не стал делать.

Но генералом не успел стать: мужики-охотники его убили.

Отзыв

Сатирическая сказка о поиске внутренних врагов, революционеров в государстве вместо реформ и улучшения жизни народа.

Тема цензуры государства, контроле над умами, о силе страха, о произволе чиновников, о терпении и гневе народном, о суде Истории.

Сказка учит любить Родину, свой народ, ценить чужой труд, уважать право на свободу, видеть в каждом человеке личность, ставить себя на место другого, признавать чужие права, честно исполнять свой долг.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

По жанру – сатирическая сказка. Тема – отношения народа и власти. Сказка построена на аллегории: в образе зверей имеются в виду люди.

Автор напоминает, что каждый человек во власти попадет на суд Истории, смеется над поиском «внутренних врагов» в университетах и типографиях. Нужно управлять по совести, считаясь с народом.

Лев, глава страны, глупый, неграмотный, подозрительный, себялюбивый. Недаром у него советник – Осел.

Чижик – талант из народа, которого власть может прикормить (взять в коготки) или погубить. Воеводы Топтыгины думают только о том, как угодить начальству.

Они не ценят ни человеческую жизнь, ни чужой труд. Страх вместо свободы. Народ в сказке живет своей жизнью, воспринимая власть как неизбежное зло.

Но иногда и народ выходит из терпения, карает Топтыгина. Воеводу-бездельника тоже ждет смерть.

Краткое содержание Медведь на воеводстве Салтыков-Щедрин

Издавна повелось, что крупные злодейства входят в Историю и вызывают восхищение. А малые называют срамными и ничего, кроме насмешек, они не получают.

Как-то раз медведя Топтыгина 1-го назначили воеводой в один лес. Все умел старый служака – и берлоги строить, и деревья воротить, и науки кое-какие знал. Больше всего хотел он попасть в Историю. А для того требовалось большое злодейство совершить. Потому и предпочитал медведь кровопролития всем разговорам. И чин свой майорский получил именно за такие взгляды.

В лесу, который отдали в ведомство Топтыгина, был бедлам и каждый творил что хотел. Услыхали звери о приходе нового воеводы, обрадовались грядущим кровопролитиям и стали ждать новые власти с нетерпением.

А медведь по прибытию решил отпраздновать именины. Выпил ведро водки да и улегся спать посреди поляны, поскольку своей берлоги еще не построил.

На свою беду летел мимо чижик. Умная птица была, дела многие могла совершать и даже петь вместо канарейки. Но не догадался он, что посреди поляны не бревно лежит, а медведь почивать изволит. Сел он на бревно и запел.

Топтыгин проснулся оттого, что кто-то бесцеремонно прыгал по его туше. И, пока чижик удивлялся внезапно заговорившему чурбану, схватил лапой его и съел. И сразу же расстроился – ведь посылал Лев для знатных дел, а он совершил малое злодейство.

Понадеялся медведь, что не видел никто его поступка, но не тут-то было: разглядел скворец с березы происшедшее, и завопил он, что прислали дурака в управители. Подхватила слова эти ворона и разнесла по лесу. Зайцы, лягушки и каждая птица кричали, что дурак съел чижика.

Известия дошли до Льва, и он отчислил Топтыгина в запас, несмотря на то, что тот учинил большое кровопролитие и разбил типографию.

Вместе с Топтыгиным 1-м в другой лес послали Топтыгина 2-го. То услыхал о неудачах коллеги и сразу решил учинить злодейство. Но не было во вверенном округе ни типографии, ни университета, ничего. Тогда медведь пошел крушить мужицкий двор. Задрал животных и полез на крышу разносить дом. И застрял, поскольку провалилась под ним крыша. Набежавшие мужики его убили.

Топтыгин 3-й попал под новые правила: каким бы ни было злодейство, оно является срамным делом. Теперь у всех были права, а него – обязанности. Думал он, как делать злодейства, и в то же время не нарушать закон и придумал.

Решил просто не вмешиваться в дела леса, в котором и без него творились бесчинства. Так и заслужил несколько чинов, а потом стало с ним то, что бывает со всеми пушными зверями.

Творимое зло, как и молчаливое его попустительство, всегда найдет свое возмездие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Медведь на воеводстве. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Куприн Тапёр
    Рассказ начинается с описания переполоха, который устроила младшая дочь Рудневых, Тиночка. Вот – вот начнется новый год, а хозяева забыли пригласить в дом музыканта. Тину первый раз допустили на взрослую елку,
  • Краткое содержание Дон Жуан Мольера
    За порцией табака слуга Сганарель и конюх Гусман обсуждали своих хозяев. По убеждениям слуги, хозяин дон Жуан не отличался постоянством в выборе женщин, меняя их едва ли не каждый месяц.
  • Краткое содержание Лондон Мексиканец
    Однажды в штаб-квартиру Хунты пришел восемнадцатилетний юноша, который хотел работать для революции. Революционеры заподозрили сначала в нем шпиона Диаса. Парню доверили уборку помещений.
  • Краткое содержание Горький Коновалов
    Однажды среди газетных статей я встретил сводку, в которой упоминалась фамилия Коновалов. Заинтересовавшись, я прочитал краткое сообщение о самоубийстве в тюремной камере бродяги
  • Краткое содержание Гаршин Attalea princeps
    В одном городе был большой ботанический сад с красивой оранжереей. Витые колонны держали узорчатые арки с паутиной металлических рам со стеклами. Сквозь стекла виднелись растения

«Медведь на воеводстве» – краткое содержание сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

В русской литературе Михаил Салтыков-Щедрин прославился умением мастерски облекать остросоциальные проблемы и конфликты в фольклорную форму. 

Одним из его известнейших произведений стала сказка «Медведь на воеводстве», краткое содержание которой приведено ниже. В ней автор высмеивает склонность к выслуживанию, глупость, жестокость и тщеславие. 

Главные герои сказки «Медведь на воеводстве»

Основными героями повествования выступают медведи, чьи образы являются завуалированным воплощением власти. Они используются в качестве прообразов людей, которые ею наделены.

Главные герои произведения:

  • Топтыгин I — старый и седой медведь-служака, всеми силами желающий прославиться. Мечтает о ратных подвигах, по своей натуре глуповат, жесток и обожает кровопролитные сражения;
  • Топтыгин II — медведь более умный, хладнокровный и расчетливый, по сравнению с первым;
  • Топтыгин III — отличается от предыдущих медведей особой ленивостью, осмотрительностью и осторожностью. В любой ситуации старается избежать риска;
  • Лев — глава звериного общества, тот, кто назначает медведей на их должности;
  • Осел — помещик и помощник Льва, выполняет роль его секретаря.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

В сказке рассказывается о трех медведях, которые по очереди выполняли обязанности лесного воеводы. 

Первый из них Топтыгин I — жестокий и воинственный медведь, которого Лев назначает на должность и отправляет усмирять лесных врагов. В первый же день медведь напился и спросонья съел Чижика, который славился на весь лес своим певческим талантом. 

Весть об этом сразу же доходит до Льва, который приказывает разжаловать медведя. Опозоренный и осмеянный лесным народом медведь покидает пост, и на этом его карьера заканчивается.

Далее на пост воеводы назначают Топтыгина II, который решает начать правление со злодеяний. Первым на очереди в его планах стояло разорение типографии, которой в пределах его владений не оказалось. 

Тогда медведь решает перейти к учебным заведениям, но те уже давно разорены еще задолго до него, а все виновники бесчинств умерли и некому за это понести наказание. Тогда Топтыгин Второй залез во двор к деревенскому мужику, где его ловят селяне и убивают.

Третий новоиспеченный генерал Топтыгин, прослышав о печальной участи двоих предшественников, отчаивается в поисках правильного метода правления, и так и не находит верного. Тогда он решает вовсе ничего не делать, ведь от злодеяний никакого проку, как и от добрых дел, и просто все время просиживает в берлоге, выбираясь лишь для получения жалования. 

В это время все в лесу идет мирно и своим чередом, за что Лев даже выдает медведю награду и повышает до ранга подполковника. Все бы так и продолжалось, если бы третьего правителя не настигла смерть от рук мужиков-лукашей.

Анализ сказки «Медведь на воеводстве»

Смысл заглавия сказки в управлении. В разное время были назначены лесными воеводами медведи. Как они справлялись со своей ролью, был ли порядок в государстве, слушались ли подчиненные? Это можно узнать, просмотрев краткий пересказ, но лучше, конечно, читать онлайн полный текст произведения.

  • Основным художественным приемом выступает аллегория, с помощью которой автор обходит ограничения цензуры.
  • Мораль сказки, если говорить кратко, состоит в следующем: злодеяния заключаются не в частных недостатках каждого отдельного правителя, но в природе власти и ее обладании в целом. 

История создания

Сказка написана Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Предпосылками для ее создания служит историческая обстановка того времени. 

Под влиянием политических переворотов и беззакония, царивших в стране во второй половине XIX века, автор решает взяться за написание сказки, посвященной злодеяниям власти. 

На фоне отмены крепостного права, общественных беспорядков и невыполнения властью своих обещаний, произведение «Медведь на воеводстве» приобретает остросоциальную окраску, оставаясь актуальным и по сей день. 

Из-за жестких ограничений русской цензуры произведение не допустили к печати на родине и впервые опубликовали в 1886 году в Женеве. В России сказка вышла и стала известна лишь в 1906 году, уже после смерти писателя. 

Жанр

Жанр произведения — сатирическая сказка с элементами басни. В ней в сатирической манере за образами зверей скрываются люди со своими характерами и качествами, а реальные события переплетаются с фантастическими. 

Повествование ведется от третьего лица в виде документальной хроники, где через сюжет и описание поведения и черт характера зверей высмеиваются человеческие пороки и слабости. 

Композиция

Композиция сказки состоит из вступительного тезиса и трех частей, названых в честь трех лесных воевод, благодаря чему сказка приобретает схожесть с исторической хроникой. 

  1. В качестве вступления приведен краткий перечень происходящих в каждой главе «злодеяний», являющийся характеристикой всех трех частей и их объединяющим элементом.
  2. Заключение и выводы в тексте произведения отсутствуют — этим автор как бы демонстрирует непрерывность этой истории: за третьим Топтыгиным придет четвертый, за ним следующий и так далее.

Главная тема

Центральной темой сказки выступают взаимоотношения народа и власти. К ее представителям относится Лев, его советник Осел и, впоследствии, три медведя. 

Трое Топтыгиных являются аллегорическим собирательным образом правителя, который, при всей своей силе и могуществе, остается не очень умным и толковым. 

В этой басне, как и в сказе Даля «Медведь-половинщик», сам гротескный образ медведя является предметом высмеивания и поучения. 

Народ в произведении представлен неоднозначно: с одной стороны жители изображаются в виде подневольных рабов, с другой же они могут подняться на бунт и пойти против власти, как это показано во второй части сказки. Басня строится на ярко выраженной критике административной системы государства. 

Основная мысль произведения, которую можно записать в читательский дневник: личностные качества воевод не имеют значения на фоне общей системы власти, которая является бездумной и безликой машиной.

Заключение

  • В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин обличает власть с помощью иносказания и художественных средств. 
  • Проблема и идея произведения остается актуальной для любого поколения, автор лишь пытается открыть читателям глаза и призвать к непокорности, предлагая единственный возможный вариант решения — восстать и учинить бунт.

Конспект
урока на тему: Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.

«Хотя
животные, а все-таки цари…»

Корбова Марина
Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Бюджетное учреждение

профессионального образования

«Нижневартовский политехнический колледж»,

г.Нижневартовск

Эти слова с успехом
можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл
сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько
главных положений:

  1. «Сказки» — это
    своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они
    создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 28
    созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.
  2. Изучение »
    Сказок » предполагается в контексте соотнесения социального и
    общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах
    писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
    жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
    способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно
    потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк» ,
    т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк).
  3. Сказки
    Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это
    философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
    писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить
    сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них
    общие и отличительные черты.

Сказки
Салтыкова-Щедрина

Сказки
русского народа

Общие черты

Зачин

сказочный сюжет

фольклорные выражения

народная лексика

сказочные персонажи

концовка

Отличительные черты

Сатира

Сарказм

смешение категорий
добра и зла

нет положительного
героя

уподобление человека
животному

Юмор

гипербола

победа добра над злом

положительный герой

очеловечивание
животных

  1. О чем же учил
    думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного
    возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты
    сатиры Салтыкова-Щедрина?
  • правительственные
    круги и господствующее сословие;
  • обывательски
    настроенная (либеральная) интеллигенция;
  • бесправное
    положение народа в России, его пассивность и покорность;
  • бездуховность.
  1.  
  2. Сатирические
    приемы, используемые в сказках писателем:

а) Разные способы смеха:

    • ирония  —
      осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
      высказывание, а противоположное;
    • сарказм  —
      едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для
      человека и общества;
    • гротеск  —
      предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
      нарушение границ правдоподобия.

б) Иносказание, аллегория  — иной смысл,
скрытый за внешней формой. «Эзопов язык»- художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании.

в) Гипербола — чрезмерное преувеличение.

На примере сказки «Дикий
помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического
изображения действительности Салтыковым-Щедриным.

В заключение урока
учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и
особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» . Эти
сведения школьники могут записать в виде таблицы:

Сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Художественные
особенности

самодержавие и
угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

отношения мужика и
барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»)

положение народа
(«Коняга», «Кисель»)

подлость буржуазии
(«Либерал», «Карась-идеалист»)

трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)

правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)

фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная лексика)

гротеск (переплетение
фантастики и реальности)

«эзопов язык»
(иносказание и метафоричность)

социальная сатира
(сарказм и реальная фантазия)

обличение через
отрицание (показ дикости и бездуховности)

гиперболизация

Дома
можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и
попытаться проанализиров
ать ее, используя материалы урока.

На втором уроке главное
внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие
задания:

  1. Анализ сказки,
    прочитанной дома.
  2. Пересказ народной
    сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
  3. Написание собственной
    сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема
    сказки (о чем?).
  2. Главная мысль
    сказки (зачем?).
  3. Особенности
    сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности
    образов сказки:

а) образы-символы;

б) своеобразие животных;

в) близость к народным сказкам.

  1. Сатирические
    приемы, использованные автором.
  2. Особенности
    композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  3. Соединение
    фольклорного, фантастического и реального.

В слабом классе можно
организовать коллективный разбор сказки » Медведь на воеводстве » ,
т. к. она является переходным мостиком к изучению » Истории одного города
«.

Параллели сказки »
Медведь на воеводстве » (1884 г.) и романа » История одного города
«:

  • лесная
    трущоба  — город Глупов.
  • Топтыгин, Осел,
    Лев  — градоначальники.
  • лесные
    мужики  — глуповцы.

Справка из словаря С. И.
Ожегова:

Трущоба  а)
труднопроходимое место (лес, бурелом);

б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно
застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.

Особенности
субъективно-авторского значения слова » трущоба » у
Салтыкова-Щедрина:

Трущоба  — это
слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое
значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в
лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев,  — но они приобретают дополнительные
нюансы. Лев  — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен,
неграмотен. Резолюцию » нацарапал «.

Таким образом,
Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

Почему же сказка была
под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники
угадывали черты правительства:

  • Лев —
    Александр III,
  • Осел  —
    1-й советник Победоносцев,
  • Топтыгин I и
    Топтыгин II  — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев
    )

Урок по теме: «Мрак времен».
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.

В
первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях
композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».

Вопросы на выявление
восприятия:

  • Что обозначает
    слово «Опись?
  • Почему автор
    назвал главу «Опись градоначальникам»?
  • Это оговорка
    писателя или нет?

Нет, не оговорка. Автор
использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать
читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки,
действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.

Что же такое
«История одного города» в жанровом отношении?

Сатира на самодержавие,
величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается
открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может
быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о
которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

Уроки
87 — 88. «Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.

В центре урока —
размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу
уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить
таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

  1. Фамилия, имя,
    отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии,
    фамилии-клички.
  2. Внешность и черты
    характера.
  3. Методы
    управления.
  4. Жизнь народа в
    период правления каждого градоначальника.
  5. Исторические
    аналогии.
  6. Сатирические
    приемы, использованные автором для создания образа.
  7. Авторская
    позиция.

Первая группа работает над главой
«Органчик» и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

Вторая группа — о Семене Константиновиче
Двоекурове.

Третья группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.

Четвертая группа — о Василии Семеновиче
Бородавкине.

Пятая группа — об Иване Пантелеиче Прыще.

Шестая группа — об Эрасте Андреевиче
Грустилове.

Седьмая группа — об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники
заметят приемы сатирического изображения героев, использованные
Салтыковым-Щедриным в романе:

  1. Приемы типизации
    сатирического образа-персонажа.
  2. Гротеск в
    изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
  3. Пародирование
    законодательных документов.
  4. Стилизация
    повествования под слог летописцев-архивариусов.
  5. «Эзопов»
    язык.

Таким образом, перед
глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких
управителей города (а значит — страны), т. к. границы города Глупова
расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и
губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный
террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).

Заключительную часть
урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и
выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить
внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.

Для сопоставления
возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах
«Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы
Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже
изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска 
— органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две
«мелодии», которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.

При знакомстве с образом
Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех
глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на
самом факте поломки органчика.

  • Действительно, а
    есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на
    этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный
    весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно
    взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
    теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали
    страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице
    его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они
    тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по
    крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами
    видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех
    обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует.
    Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И
    вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это
    таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его
    глаза. «П…п… плю!»  — наконец вырвалось у него из уст;
    с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в
    открытую дверь своей квартиры».
    ) Обратим внимание учащихся на
    необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая
    улыбка»; ведь у Салтыкова-Щедрина даже пейзаж в его произведениях
    сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник
    «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не
    свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И
    сломалась.

Вот эта-то несовместимость идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат  — катастрофа, начало
которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку  —
нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил
полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как
вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной
плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих
берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

  • Почему план
    Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Природу,
    «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться
    мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла,
    дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой
    представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее
    время водой». Главное в описании реки не детальное изображение
    конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни.
    «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное,
    щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала
    наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и
    глубже прокладывала себе ложе»
    ).

Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в
проявлении Оно и «прекращении истории». Взбунтовавшееся
«естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный
бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что
единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в
земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть
их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север
потемнел… История прекратила течение свое».

  • О какой истории
    идет речь? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории
    человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и
    не задумывается о будущем?

Таким образом, финал
произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные
трактовки в литературоведении:

а) Появление
«Оно» означает предсказание народной революции.

б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.

А, может, это пришло
спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у
него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело
смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который
посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ
непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»

Может быть, вслед за
Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с
детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие,
сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает
впечатление от соприкосновения с «книгой книг»: «Таким
животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный
жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия,
заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести
«. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных
и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он
восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его
живую душу.

  • Сюжет сказки красная шапочка
  • Сюжет сказки о мертвой царевне пушкин записал
  • Сюжет сказки маша и медведь
  • Сюжет сказки маленький принц
  • Сюжет сказки кощей бессмертный