Сюжет сказки карась идеалист

Средняя оценка: 4.1 всего получено оценок: 326. обновлено 30 сентября, 2021 сказка карась-идеалист салтыкова-щедрина была написана в 1884 году. в

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 326.

Обновлено 30 Сентября, 2021

Сказка «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. В своём произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада страны второй половины XIX века.

Основная тема — жизнь в подводном царстве. Но это не главный смысл произведения: автор при помощи аллегории показывает позицию либералов и либеральные взгляды.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Карась-идеалист», а после пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

  • Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
  • Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.
  • Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то эта рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь непохожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу.

Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается».

Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, ведь те ни в чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился».

Ерш в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват. В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает.

Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом.

Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась.

Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.

После ознакомления с кратким пересказом «Карася-идеалиста» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 326.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 7/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест по произведению «12»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест Падежи 4 классс результатом 3/10

Гость завершил

Тест «Выстрел»с результатом 13/13

Гость завершил

Тест на тему “Диалектизмы”с результатом 1/5

Гость завершил

Тест на тему “Фонетика”с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 8/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Карась-идеалист» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

: Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.

Карась спорил с приятелем-ершом о том, «что можно на свете одною правдою прожить». Ёрш же утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы слукавить. Карась негодовал и называл это подлостью, а ёрш предрекал: «Вот ужо увидишь!»

Обычно караси — смирные, склонные к идеализму рыбы, за что их очень любят монахи. Лежит карп на дне реки, в иле, питается микроско­пи­ческими ракушками — «полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное». Но поскольку караси мыслей своих не раскрывают, то в политической неблаго­на­дёжности их не подозревают, а ловят исключительно из-за вкусного мяса.

Продолжение после рекламы:

Ёрш — рыба колючая, «уже тронутая скептицизмом», нервная и злопамятная. Ловят ершей исключительно ради вкусного бульона.

Неизвестно, как сошлись две такие разные рыбы, но стали они встречаться и спорить каждый день. Карась верил в гармоничное и мирное будущее для всех рыб и был убеждён, что счастье «рано или поздно сделается общим достоянием».

Карась рассуждал о том, что основой жизни является добро, а не зло, об общих правах для всех рыб и о том, что рыбам надо сговориться между собой и перестать питаться себе подобными. Скептик ёрш, считавший, что в мире царят тьма и невежество, ехидно напоминал о щуке, которая заплывала недавно в их заводь и интересовалась, водятся ли здесь караси.

Для карася щука была мифическим существом, которым пугают непослушных детей, да и об ухе он никогда не слышал.

Он считал, что щука не имеет права глотать его без объяснений и вины, и собирался спросить у неё при встрече, «что такое добродетель и какие обязанности она в отношении к ближним налагает».

Карась был искренне уверен, что щуки «к голосу правды не глухи», и услышав эти магические слова, щука его не съест.

Брифли существует благодаря рекламе:

Напрасно ёрш твердил, что едят не в качестве наказания, а потому, что есть хочется и так устроен мир, — карась не хотел его слушать. Заводь, где жили приятели, была тихим местом, обо всём можно было говорить безнаказанно, и карась разговорился вовсю.

— Надобно, чтоб рыбы любили друг друга! — ораторствовал он. — Чтобы каждая за всех, а все за каждую — вот когда настоящая гармония осуществится!

В один прекрасный день к карасю явился головаль с известием, что на днях заводь посетит щука. Карасю было предписано явиться «чуть свет ответ держать», но он не испугался — понадеялся на своё «магическое слово», которое укротит самую лютую щуку.

Видя спокойствие приятеля, ёрш начал сомневаться: может, щука и вправду не такая уж и злая и способна услышать доброе слово, а карась, возможно, не такой уж и простофиля. Вот как явится он завтра к щуке, как скажет ей «самую сущую правду», щука проникнется, да и назначит карася начальником над всей заводью.

Щука же, любившая разные диспуты, давно слышала о речах карася и приплыла специально, чтобы его послушать. Выложил ей карась свои размышления о свободе, равенстве и счастье для всех рыб.

…объявится такое общее дело, в котором все рыбы свой интерес будут иметь и каждая свою долю делать будет.

Если рыбы начнут друг за друга стоять, то людям об ухе забыть придётся.

Продолжение после рекламы:

Три дня слушала щука речи карася-идеалиста и назвала его идеи социализмом. Социализм щуке не нравился, работать на общее благо она не хотела и под конец карась ей надоел. Его арестовали, а на допросе окунь покусал ему хвост и спинной плавник.

На последнюю встречу окунь явился сильно потрёпанным, но не сдавшимся. Поглядев щуке в глаза, он сказал «магическое слово» — спросил: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?». Щука открыла рот от удивления, машинально втянула в себя воду и нечаянно проглотила карася.

Видевшие это рыбы поспешно сплылись к щуке узнать, не подавилась ли она. А ёрш, давно предвидевший такой конец, заявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!»

Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-Щедрин

Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью.

Зарывшись в ил, много думал карась и все мысли, возникшие в голове, доносил до ерша. Спорили они часто, и первым заводил карась. Дескать, борьба и споры ни к чему хорошему не приведут и нужно стремиться из тьмы к свету. Ерш хмыкал – наверное, в светлом будущем и щук не будет? Но карась и не слышал никогда про щук и считал их выдумкой. Ерш презрительно уплывал по своим делам.

А через время рыбы снова встречались, и опять карась говорил о торжестве добра и пагубной деятельности зла. Он верил, что рано или поздно злые и безумные поступки будут посрамлены.

Как доказательство приводил примером изменение методов ловли рыбы – с багрения переходят на неводы и удочки. Но ерш считал, что все равно каким методом в уху попасть.

А карась про уху и не знал ничего, и его соперник сердито удалился.

Однажды ерш принес известие о появлении щуки и предложил карасю подобрать перья, чтоб хищнице было удобнее глотать его. На это карась возмутился, поскольку не видел своей вины, за которую следовало бы так наказывать.

И мечтал он о согласии между всеми рыбами. Ерш вздрагивал от таких речей – их подслушивал голавль.

И он опять уплыл, рассказав противнику, что у каждого свое пропитание – ракушек едят караси, а карасей щуки, и никто вины не имеет.

Долго думал карась над словами соперника. И понял, что ракушки самой природой предназначены в пропитание, как и черви, мухи, лягушки и прочие. А щуку, если повстречаются, он спросит про добродетель и обязанности, которые вместе с нею следуют. И расскажет, что рыбы не должны другую рыбу есть.

Вот так и рассуждал карась, пока за ним не приплыл голавль и не пригласил в гости к щуке на диспуты. Не испугался спорщик – ведь он знал волшебное слово, которое из «любой щуки карася сделает».

Повстречались щука с карасем. Начал он рассказывать о равенстве рыб и о пропитании. Щука удивилась – маловато будет для нее еды в ракушках да червяках. Не понравилось ей деление труда – сильным тяжелую работу, слабым тоже по мере их возможностей. А больше всего разозлило то, что и ей тоже, выходит, надо работать.

Прогнали карася, отдали под стражу голавлей да окуней. Вечером пришел он снова на диспут, и разрешила ему щука речь держать. Плеснул хвостом радостно карась и провозгласил свое волшебное слово – знает ли щука, что такое добродетель? У щуки даже рот открылся от удивления. И вместе с потоком воды она проглотила случайно и карася.

Истина у каждого своя, и вряд ли «щукам» свойственна добродетель.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Карась-идеалист. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Уайльд
    Творчество Оскара Уайльда относится к концу XIX века. Оскар был очень талантливым и остроумным писателем. Первые годы его творчества связаны только с поэзией. Когда ему исполняется 28 лет
  • Ремарк
    Эрих Мария Ремарк возможно один из самых популярных немецких писателей. Его относят к одному из писателей «потерянного поколения», он оставил огромный вклад в мировую литературу.
  • Краткое содержание Тёма и жучка Гарин-Михайловский
    Проснувшись ночью, Тёма спрашивает у няни, где его любимая собака. Няня отвечает, что кто-то бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма вновь засыпает, и ему снится сон, как он спасает свою любимицу
  • Краткое содержание Малыш и Карлсон, который живёт на крыше Линдгрен
    Произведение «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», написанное писательницей из Швеции Астрид Линдгрен и входит в трилогию сказочных повестей о мальчике и его необычном друге.
  • Краткое содержание Уэллс Страна Слепых
    Согласно преданию, в глухой части горного массива Эквадорских Анд находится Страна Слепых, отрезанная от остального света. Когда-то ещё можно было туда добраться, хоть дорого была нелёгкой. Но после страшного извержения вулкана

Краткое изложение сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» | Литерагуру

Как-то раз поспорили карась с ершом. Спор был за мысль о том, что в мире жить нужно только одной правдой и обходиться лишь нею.

Писатель показывает нам характер и темперамент карася, который является рыбой мирной и тихой, питающейся всякой мелочью и прячущейся от света и врагов в иле на дне. А, отлеживая бока, он мечтает о всяких идиллиях.

Однако карася никто не обвиняет в том, что он занимается запретными делами, имея такие думы, ведь он ни с кем  не делится своими умозаключениями и мыслями. И ловят его лишь из-за того, что карась – вкусная рыбка.

Обычно рыбаки выставляют невод, а потом баламутят воду, шумят в реке. Карась считает, что настала вольная пора, и выходит из укрытия, дабы принять участие в торжестве по этому поводу. И в эти моменты его ловят неводом.

Совсем другим предстает перед нашим взором ерш. Он колкий и существенно циничнее карася. В нем не осталось веры, он живет, вспоминая лишь обиды в своей жизни.

Прогресс ерш не считает чем-то полезным, относя его к растущей и развивающейся одичалости. По его мнению, прогресс есть – но он идет в обратную сторону, приближая все к деградации.

И, несмотря на все это, колючий приятель частенько беседует с карасем, отводя таким образом душу.

Карась думал, что борьба в жизни не нужна, что должно царить бескровное преуспеяние. Он ожидал, когда же наступит свет, ведь в историческую тьму он не верил.

Ерш же припугивает карася щукой, но безуспешно, ведь карась в щук не верит. Он считает, что зло в жизни стало главным случайно, что оно само по себе неестественно. Миром на самом деле движет лишь добро, а история на его фоне является повестью об освобождении.

В качестве аргумента на эту мысль он приводит запрет на вылов рыбы неводами и на лов рыбы во время нереста. А в былые времена рыбу вылавливали бесконтрольно и варварски. Ерш на это говорит, что нет никакой разницы, каким путем стать ингредиентом ухи – через удочку или же невод. А карась, оказывается, и в уху не верит.

В другую их встречу ерш сказал карасю о плавающей поблизости щуке и порекомендовал ему полезть к ней в «хайло», поскольку шансов выжить при встрече со щукой у карася нет — ведь он жирный и неуклюжий, медлительный.

Карась ему на это сказал, что такое дело – беспредел, не по правилам, и он разузнает об этом у самой щуки. И сказал, что всем рыбам нужно объединяться, и добиваться признания их прав.

От таких излияний карася ерш пришел в ужас – ведь неподалеку была щука и могла услышать это, да и так карася могли ей сдать за червяка.

А карась был непреклонен и все твердил о том, что надо говорить обо всем открыто, и что на нем вины нет, и его есть нельзя. Но ерш оконфузил карася тем, что те ракушки, которыми тот питается, тоже хотят жить.

А поразмыслив над словами ерша, карась сказал, что так задумано природой – ведь у ракушек нет души, и они бесчувственны, а значит, они ему являются законной пищей. А сам он таковым не является, ведь он все понимает, соображает и чувствует. И без вины его съедать нельзя. А со щукой ему поможет правда – он считал, что хищники поступают в соответствии с правдой, внемлют ее гласу.

На это ерш припомнил, как один монах выловил около двух пудов карасей, и правда этим карасям никак не помогла.

Карась же думал, что карасей там не съели, а стали содержать за счет общины.

Со временем карась все больше и больше убеждался в своей правоте, стал проповедовать ее. И даже циничный, побитый жизнью ерш засомневался, подумал, что, может быть, карась и прав.

Наконец, случилась встреча карася и щуки. Щука хотела его съесть, но карась настаивал, что она не имеет права, ведь есть закон, по которому так нельзя делать. Но это щуку не убедило.

Тогда карась стал говорить о том, что всем рыбам нужно в мире жить и объединяться, чтобы более не попадать в уху и научиться обманывать людей. При этом все должны делать все, что от них зависит, причем, по мере их сил.

Так, щуке больше работать, ведь она сильнее, а ему меньше, поскольку он меньше и слабее.

Щуке же не хотелось, чтобы карась паразитировал на ее трудах, и поэтому она его арестовала, посадила под стражу. За бунтарство.

Спустя день она приплыла к карасю, которого уже успели подергать охранявшие его окуни.

Карась вновь стал говорить, на сей раз о добродетели, да так удивил своими разговорами щуку, что она случайно его проглотила. А ерш все это видел и подумал – вот, какие они, их диспуты.

Салтыков-Щедрин

Карась «рыба смирная», сидит себе в иле, мечтает. Ерш – нервный, колючий. Обоих любят кушать люди. Стали они «сплываться», чтобы поспорить. Карась верит, что зло будет побеждено добром, что жить надо по правде, честно, бороться за свои права, что впереди – народное счастье.

Ерш убежден, что кругом ложь, дикость, а без обмана не прожить. Он смеется над наивным карасем: тот и про щук не знает (а ведь «на то щука в море, чтоб карась не дремал»), и про уху. Думает, что у него есть какие-то права, и раз ни в чем не виноват, то щука его помилует. Глупый, но надежный, не выдаст.

Другие норовят съесть, или за червячка продать, или им все равно.

Даже ерш засомневался: а вдруг «щука… добрая»? Вдруг слово правды и ее проймет? А щука тут как тут. Пришла на диспут с карасем. Тот ей все выложил: о всеобщем рыбьем счастье, совместном труде. Предложил щуке следить за порядком. Видит она, что карась бунтарь, за «сицилизм» (социализм»), но вкусный.

Даже карась понял, к чему дело идет. Голавли, прихвостни щуки, уйти ему не дали, стали стражей. На последнем диспуте карась заговорил с щукой о добродетели, та от удивленья его нечаянно проглотила.

Ерш все это предвидел, и с горечью объявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!» Финал всегда один…

Читательский дневник по сказке «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина

Сюжет

Карась – наивный мечтатель, идеалист. Он верит, что стоит всем рыбам захотеть, и наступит царство добра и справедливости. Хищники не станут есть слабых.

Ерш лучше знает жизнь, напоминает, что у рыбы один конец: попасть щуке в пасть или в уху людям. Щука зовет карася на диспуты. Он ей про порядок, общий труд, гармонию. Для щуки он бунтарь и болтун.

Когда он говорит ей о добродетели, щука от изумления заглатывает его. Ерш знал, что диспут этим и закончится.

Отзыв

Сатирическая сказка, критикующая власть, интеллигенцию, народ в России. Щука, голавли, окунь – представители власти, карась – интеллигент, борец на словах за права рыб, ерш – революционер, которому не хватает вождя и сторонников.

Остальные рыбы, которым нет дела до свободы и прав, это русский народ, он только трудится и терпит. Автор считает, что в стране лишь говорят о «гражданских правах», на деле никаких прав нет. Нужно действовать, а не болтать, бороться, а не ждать.

Власть уничтожает непокорных, даже безобидных, как карась.

Сказка учит смотреть правде в глаза, ставить себя на место другого, думать не только о себе, но и о других, судить о людях не по словам, а по делам, не спорить попусту, ценить время, бороться сообща, приходить на выручку, отстаивать свои принципы и интересы. Учит любить Родину, видеть ее достоинства и недостатки, не раболепствовать перед властью, помнить, что сила в народе, быть реалистом, практиком.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника.  Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
  • Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.

Другие персонажи:

  • Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

«Карась-идеалист» очень краткое содержание

М. Е. Салтыков-Щедрин «Карась идеалист» краткое содержание для читательского дневника:

Карась живет в тихой заводи, на самом дне, реальной жизни не знает, а потому верит в сказки: в торжество закона, справедливости, добра, в общем, идеалов. Есть у Карася друг, Ерш, и если Карась – идеалист, далекий от жизни, то Ерш, плавающий выше, жизнь реальную видевший, ‑реалист, знающий законы жизни: где надо – лукавить, закон – на стороне сильных и хитрых и т.д.

Сказка построена как некий спор между Карасем и Ершом, между идеалистом и реалистом. Карасю практически удается убедить Ерша в верности своих идеалов, и Ерш, в общем-то готов поверить в светлое идеальное будущее, как Карась решается принять участие в реальной жизни и показать, как действует его философия (торжество закона, справедливости, добра), пытаясь урезонить Щуку.

Карась уходит от Щуки в первый раз, потому что та принимает его за пьяного (“Пойди проспись”), Карась уходит от Окуня, правда, изрядно покусанный – его заподозрили в “сицилизме” (социализме), в третий раз он успевает произнести лишь одну фразу, как Щука его съедает – не желая того, просто удивившись невиданной фразе (“Знаешь ли ты, что такое добродетель?”).

Вывод:

Как всегда, герои “зоологической” сказки Салтыкова-щедрина – воплощения.

Карась – воплощение интеллигента, не знающего жизнь, проповедующего правильные ценности, но не соизмеряющего методы “проповеди” с реальностью. Карась – цензор.

Ерш – реалист, отлично знающий правила жизни, готовый поменяться. Щука – власть, причиняющая зло не всегда по собственному желанию, а просто она так устроена (смерть Карася), таковы ее законы.

Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.

Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами

Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин:

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.

Карась-идеалист – главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.

Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».

Вольные изречения произносятся им без страха.

Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?

А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?

Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»

Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.

Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука.

Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали.

Что никто никого не будет есть. Богатые и бедными уравняются.

И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.

Он ответил: «Как все!» Не понравилось щуке, приказала проспаться и прийти в обед. А он ни понял и снова своё. На, что щука сказала, что он бунтарь. И выразительно на него посмотрела, что карась понял сейчас съест, но она видно сыта была и зевнув, уплыла.

На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.

Приободрял себя волшебным словом.

– Начинай! – промолвила щука. 

– Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.

Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!

– Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.

Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.

В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).

Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Сюжет сказки «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась идеалист» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость.  Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу.

Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается».

Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват.

В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом.

Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась.

Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Заключение

В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Видео краткое содержание Карась-идеалист

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе.

Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Карась-идеалист»

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
  • Название произведения: «Карась-идеалист»
  • Число страниц: 6
  • Жанр: сказка
  • Главные герои: карась, ёрш, щука

Характеристика главных героев:

Карась — Мечтатель и идеалист.

Считал, что жить нужно по совести, и рыбы не должны есть друг друга.

Ёрш — Умная рыба. Реалист.

Щука — Гроза тех мест.

Сильная, обладающая властью.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

  1. Карасик и ёрш поспорили, как нужно жить всем рыбам.
  2. Первый убеждал второго, что рыбы не могут поедать себе равных, что везде должна быть справедливость.
  3. Ёрш напоминал про щуку и уху, но оппонент не хотел слушать этих доводов.
  4. Узнала о диспуте щука, приплыла в тихий омут и тоже вызвала карася на спор.

Стал тот убеждать щуку в том, что она не должна его есть. Удивлялась щука таким доводам.

Но вот щука зевнула и проглотила мелкую рыбёшку, на том и спор кончился.

План сказки:

  1. Спор старых друзей.
  2. Доводы о мире.
  3. Напоминания ерша.
  4. Убеждённость.
  5. Ракушки.
  6. Появление щуки.
  7. Первый диспут с щукой.
  8. Второй диспут с щукой.
  9. Щука зевает.

Основная мысль рассказа «Карась-идеалист»

Главная мысль сказки в том, что с теми, кто может тебя съесть, о вкусах не спорят.

Основная идея сказки в том, что пустыми словами ничего поменять нельзя.

Чему учит сказка

  • Сказка учит иметь идеалы и отстаивать их.
  • Но быть осторожными и предусмотрительными.
  • Учит не заниматься пустой болтовнёй, учит не говорить глупости, учит слушать мудрых советов.

Краткий отзыв по сказке «Карась-идеалист» для читательского дневника

  1. Прочитав это произведение, я подумала о том, что многие люди уподобляются данному карасику.
  2. Они много и убедительно говорят, но ничего не делают.
  3. Это очень смешное и поучительное сатирическое произведение.
  4. Автору удалось показать, что любые идеалы должны подкрепляться не только словами, но и действиями.
  5. Не может слабый указать сильному, что делать.
  6. Мне понравился ёрш, который был реалистом и понимал, что пустыми разговорами жизнь не изменить.
  7. А вот глупый спорщик заслужил свою судьбу.
  8. Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучшие результаты достигаются упорным трудом, а не долгими спорами.

Пословицы к сказке:

  • Язык болтает, а голова не знает.
  • Дай дураку волю, а он две возьмёт.
  • Меньше слов, а больше дела.
  • На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
  • У сильного всегда бессильный виноват.

Словарь неизвестных слов

  • Слукавить — обмануть.
  • Сноровка — умение.
  • Мотня — часть невода.
  • Чревоугодие — обжорство.
  • Чаемое — желанное.

Отрывок, поразивший больше всего:

Каких таких щук? — удивился карась, который был до того наивен, что когда при нём говорили:

«На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.

Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон

Многомудрый Литрекон знает, что сегодня произведения сатирика Салтыкова-Щедрина понятны далеко не каждому читателю, потому что писатель высмеивал реалии своего времени, прошедшего не день и не два назад. Трудным кажется даже обычный русский язык этих книг, не то что эзопов.

Чтобы облегчить знакомство с творчеством автора, читатель может взять в руки краткий пересказ сказки «Карась-идеалист». В сокращении эта книга не такая интересная, как в оригинале, но что поделать, если вспомнить детали и основные события нужно здесь и сейчас? Только обратиться к сюжету.

Приятного просвещения!

(660 слов) Карась и ерш заспорили, можно ли обойтись на свете одной правдой? Карась утверждал, что да, можно, а ерш не верил в это. 

Автор описывает быт и нравы карася: это рыба смирная, питается маленькими ракушками и прячется от света в иле.

Лежа на боку, выдумывает она всякие идиллические картины, но никто не винит эту рыбу в неблагонадежности, потому что своими мыслями она не делится. А ловят его лишь потому, что он вкусен.

Рыбаки сначала ставят невод, а потом производят шум в реке, из-за чего карась думает, что настала вольная воля, и хочет поскорее пристроиться к торжеству, выплывая из укрытия. Тут-то его и ловят!

Ерш — колючая и более циничная рыба. Она уже ни во что не верит, помнит много обид. Прогресс считает «одичалостью», но любит душу отводить с карасем. 

Карась верил в «бескровное преуспеяние» и отрицал борьбу. Он считал историческую тьму случайностью и ждал наступления света. Ерш пугает карася щукой, но тот в них не верит. Карась возражает: зло неестественно и стало главным по ошибке.

Только добро движет миром, ведь «история — повесть освобождения». Аргументирует это утверждение карась тем, что теперь рыбу было запрещено ловить неводами и истреблять в «ход» — период размножения. А раньше рыбу убивали варварски и без ограничений.

Ерш возражает, что нет разницы, как попасть в уху: на удочку или в невод. Но карась и об ухе не слышал — не верит.

Однажды ерш сказал, что видел щуку, и посоветовал приятелю «лезть к ней в хайло», ибо шанса спастись у глупого и жирного карася нет. Карась возражает, что это не по закону, и что он потребует объяснений у щуки. Тут карась вымолвил, что нужно всем рыбам объединиться и потребовать своих прав.

Даже ерш испугался таких речей, ведь рядом плавала щука. Он пробовал урезонить друга из жалости: другая рыба могла бы «сдать» его за червяка. Но карась все говорил, что правда сильнее всего, и нужно говорить открыто. Он уверял, что нет на нем вины, и есть его не положено.

Ерш возразил, что ракушки тоже жить хотят, а карась их ест. Карась сконфузился.

Подумав о словах ерша, он сказал, что сама природа предоставила ракушек ему в качестве пищи, что у них нет души и боли они не испытывают. А карась — другое дело. Он все понимает, долго живет, и есть его без вины нельзя.

При встрече с щукой ему поможет правда, ведь он слушал, что хищники внемлют истине. Ерш припомнил, что недавно монах вытащил два пуда карасей, и правда не помогла.

Карась убежден, что в монастыре карасей не едят, а кормят за счет общины.

Со временем карась стал проповедовать, что все рыбы должны любить друг друга. Ерш опять про щуку вспомнил. Карась говорит, что от разговоров о добродетели и гражданской ответственности щука в карася превратится. Монаху карась хочет сказать о своей безвинности и праве на жизнь.

Ерш возражает, что в тине свои законы: лежи смирно и хоронись, иначе и добродетель не поможет — уха светит. Карась говорит о необходимости особого закона, охраняющего его вместо физической силы.

После таких бесед последовало объявление о том, что завтра в заводи будет щука, и нужно будет карасю ответ давать.

Глядя на уверенность карася, даже ерш подумал, что у того верный расчет имеется. Может, щука и правда добрая, и пожалует карасю за добродетель целую заводь.

При встрече с щукой карась проповедовал свободу и неприкосновенность всех рыб. Щука возразила, что хочет съесть карася. Карась настаивал, что есть закон, будто вся рыба может питаться ракушками, червями и другими обитателями реки. Но щуке этого мало.

Карась же говорит о том, что принцип справедливости («Всякий для всех, и все для всякого») поможет рыбам обмануть людей и в уху не попадаться. Но при этом всем нужно работать по способностям: щуке больше, раз она сильнее, а ему, карасю, меньше.

Щука же не имела намерения работать, чтобы карась от ее трудов лакомиться стал. Поэтому она заключила его под стражу за бунтарство. 

На следующий день вновь щука вызвала к себе карася, которого уже потрепали окуни-охранники. Услышав его речь о добродетели, она случайно его и проглотила. А ерш, увидев это, сказал: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Карась-идеалист – Салтыков-Щедрин М.Е

Некогда в одной реке жили молодой карась и уже более поживший ерш.

Карась пылкий, начитанный, умный, полон различных идей о справедливом устройстве государства, и хотя юный карасик совершенно не знает практической жизни, он с пеной у рта убеждает всех окружающих в том, что они живут неправильно.

Он мечтает о социальной справедливости, о равенстве всех перед законом и обществом, о праве голоса и других социально ориентированных льготах. Он считает, что щуки должны прекратить есть карасей, а люди, и в частности монахи, должны прекратить есть уху и ловить рыбу для своего удовольствия.

В ответ на горячие призывы карася, ерш только посмеивается да ругает своего собеседника. Тем не менее, их встречи постоянно повторяются, поскольку ерш знает, что кроме как с образованным и горячим карасем ему и поговорить-то в своем пруду не с кем. Ведь столь возвышенные темы больше никого не интересуют, все остальные больше о прокорме для своего желудка думают.

Поэтому непримиримые друзья карась и ерш вновь встречаются и вновь спорят.

Карась смотрит на мир и отношения между рыбами сквозь розовые очки неопытного оптимиста, а взрослый ерш с точки зрения хорошо пожившего практика, не лишенного здравого смысла.

Карась говорит, что только добро – движущая сила общественных отношений, а зло истощает душу всех живых существ, поэтому оно и не станет главной силой, регулирующей отношения.

Однажды к ним на беседу заглянула зубастая щука. В первый раз увидев зубастую, карась не испугался, поскольку она выглядела вполне мирной, добродушной рыбой, единственное что ее отличало от иных рыб, так это огромный рот, полный острых зубов.

Щука с улыбкой слушала бредни карася о будущем счастливом обществе, в котором издадут закон, запрещающий щукам кушать карасей. Все рыбы станут равны и счастливы.

Еще дважды встречались карась и щука, и вновь он пытался рассказать о своих гениальных идеях, об утопическом обществе, где карась и щука будут плавать бок-о-бок и вести мирные беседы. И вновь спустя короткое время встретились карась – идеалист и огромная щука, вновь зубастой захотелось послушать карасика и узнать о великом обществе будущего.

Вот и наступил звездный час для карася – он должен обязательно убедить в правоте своих взглядов щуку.

Он пытается со всем пылом юности убедить хищную рыбу перейти на иной рацион, прекратить есть карасей и другую мелкую рыбешку, поскольку ведь и они права на жизнь и свои мелкие радости имеют.

А щука слушает, даже рот от изумления раскрыла, вздохнула тяжело, да вместе с водой заглотила и карася, даже и не заметив этого. А другие рыбы, присутствующие при столь знаменательной беседе, только и спросили у щуки о том, хорошо ли был карась на вкус.

В сказке все смеются над бедным карасем, называют его умным и образованным, но в глубине души считают ненормальным, ведь он не думает о практических сторонах жизни, а видит некое идеальное будущее, в котором все будут счастливы.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! – Карась-идеалист. Салтыков-Щедрин М.Е..

 «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и
творчество. Проблематика и

 поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Цели:

1.   
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е.
Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как
писателя-сатирика.

2.   
Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать
навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и
гротеске.

  1. Показать на примере сказок переплетения
    «образов человеческих и звериных».

 Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой
    уровни усвоения произведений писателя;
  • развивать лингвистические умения: строить
    связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
  • совершенствовать умения  доказывать,
    опровергать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • воспитывать чувства гражданской
    ответственности и патриотизма учащихся.

Оборудование:
мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Форма проведения урока:
презентация.

Форма организации учащихся:
индивидуальная, коллективная.

Тип урока: объяснение нового
материала

                                                          Ход
урока
.

1.      Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.

2.      Вступительное слово учителя. У каждого
русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до
конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную,
творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста,
критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе
XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный
взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую
суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё
непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним:
 «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо,
кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в
тетради.

— Что мы помним из биографии
писателя? (Ответы учеников).

3.      Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион):
медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения
вредны»?
 («Орёл-меценат»). Что произошло с
«диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков?
(Он стал
ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош,
коли меня любят!»?
(Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба
не растут»?
(Вяленой воблы.) Какая сказка
является русским вариантом «робинзонады»?
(«Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий
сказок?(Ответы учеников.)

4.      Биография писателя. Учащиеся делают записи в
тетради. Слайды.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина
в более полном объёме.

Предлагаем конспект учащегося. Учитель
подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда
Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок — Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 —  участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического 
идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные
записки».
 

1847- опубликована повесть » Противоречия «.

1848 — повесть «Запутанное дело». В обеих
повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя,
за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
 

1848-55 — жизнь в Вятке.

1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857 — по возвращении из Вятки опубликовал
«Губернские очерки», принесшие ему известность, под псевдонимом Н.
Щедрин.
 

1858-1862 — М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в
Рязани и Твери.

1862 —  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала
«Современник».

1864 — вернулся на государственную службу.        

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой
палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего
казённой палатой.

1868 —  получил отставку и стал одним из редакторов, а
после

смерти Некрасова — ответственным редактором
«Отечественных записок» (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 — «История одного города»,
«Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.

1880 — «Господа Головлевы», «Современная
идиллия» и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман «Пошехонская
старина», в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений,
дореформенная Россия». В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также
большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) — М. Е. Салтыков-Щедрин умер в
Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

  В прощальном письме
к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную
литературу  и звание литератора  предпочитай всякому другому».

5.   Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное
сообщение первого ученика.
Слайды.

Записи в тетрадях.

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя:
они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет,
с 1882 по 1886 год.

Сопоставительный
анализ: общие черты (с примерами из текста)
.

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

     
Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.

     
Сказки русского народа

Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.

      Проблематика
сказок.

     
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь
на воеводстве», «Орел-меценат»)

     
Отношения мужика и барина («Дикий помещик»,
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

     
Положение народа («Коняга», «Кисель»)

     
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)

     
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

     
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Поэтика.
Художественные особенности сказок  (с примерами из текста).

     
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная
лексика)

     
Гротеск (переплетение фантастики
и реальности)

     
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

     
Социальная сатира (сарказм и реальная
фантазия)

     
Обличение через отрицание (показ дикости
и бездуховности)

     
Гиперболизация

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды.  Записи в тетрадях.

         Сатирические приёмы.

     
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,

    где истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;

     
сарказм — едкая и ядовитая ирония,
резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

     
гротеск — предельно резкое преувеличение,
сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

     
иносказание, аллегория — иной смысл,
скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании;

     
гипербола — чрезмерное преувеличение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).

6.   Письменная самостоятельная работа (на листочках).

                                         
Вопросы.

  1. Какое учебное
заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал
«рассадником министров»?
 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
 4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой
школой
жизни»?                                                                                                                                          
5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав
точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал
Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин
продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное
другими?

8.  Если гоголевский «смех сквозь
слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9.  В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал:
«Паче всего люби родную … и звание … предпочитай всякому другому». Какие
слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал
М. Е. Салтыков-Щедрин?

                                                            
ОТВЕТЫ.

      1. Царскосельский лицей.
      2. Кружка М. В. Петрашевского.
      3. Арестован был за повести
«Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и
сослан в Вятку.
      4. «Вятский плен» — почти
8 лет (1848—1855).
      5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.

      6.  «Современник» и «Отечественные записки».

      7. Пенкосниматели.

      8. Смех сквозь негодование.

      9.  «…литературу», «…литератора».

     10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

                      7. Подведение итогов. Выводы.

            Рефлексия.
Заключительное слово учителя.

                      8. Домашнее задание.

*     
Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе
«Сатирические приёмы».

*     
Прочитать повесть «История одного города» (до
«Фантастического путешественника»).

*     
Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести
для одноклассников.


Использованная литература

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города:
    Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. –
    4-к изд., М. Дрофа, 2002.
  2. Литературные викторины.  Л.Л. Бельская. М.,
    Просвещение, 2007.
  3. Русская литература XIX
    века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред.           Г.А.
    Обернихиной, М., Дрофа, 2006.
  4. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник
    для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина,
    2011.
  5. Интернет-ресурс:  http://www.myshared.ru/slide/62172/#

Конспект
урока на тему: Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.

«Хотя
животные, а все-таки цари…»

Корбова Марина
Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Бюджетное учреждение

профессионального образования

«Нижневартовский политехнический колледж»,

г.Нижневартовск

Эти слова с успехом
можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл
сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько
главных положений:

  1. «Сказки» — это
    своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они
    создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 28
    созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.
  2. Изучение »
    Сказок » предполагается в контексте соотнесения социального и
    общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах
    писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
    жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
    способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно
    потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк» ,
    т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк).
  3. Сказки
    Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это
    философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
    писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить
    сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них
    общие и отличительные черты.

Сказки
Салтыкова-Щедрина

Сказки
русского народа

Общие черты

Зачин

сказочный сюжет

фольклорные выражения

народная лексика

сказочные персонажи

концовка

Отличительные черты

Сатира

Сарказм

смешение категорий
добра и зла

нет положительного
героя

уподобление человека
животному

Юмор

гипербола

победа добра над злом

положительный герой

очеловечивание
животных

  1. О чем же учил
    думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного
    возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты
    сатиры Салтыкова-Щедрина?
  • правительственные
    круги и господствующее сословие;
  • обывательски
    настроенная (либеральная) интеллигенция;
  • бесправное
    положение народа в России, его пассивность и покорность;
  • бездуховность.
  1.  
  2. Сатирические
    приемы, используемые в сказках писателем:

а) Разные способы смеха:

    • ирония  —
      осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
      высказывание, а противоположное;
    • сарказм  —
      едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для
      человека и общества;
    • гротеск  —
      предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
      нарушение границ правдоподобия.

б) Иносказание, аллегория  — иной смысл,
скрытый за внешней формой. «Эзопов язык»- художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании.

в) Гипербола — чрезмерное преувеличение.

На примере сказки «Дикий
помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического
изображения действительности Салтыковым-Щедриным.

В заключение урока
учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и
особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» . Эти
сведения школьники могут записать в виде таблицы:

Сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Художественные
особенности

самодержавие и
угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

отношения мужика и
барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»)

положение народа
(«Коняга», «Кисель»)

подлость буржуазии
(«Либерал», «Карась-идеалист»)

трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)

правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)

фольклорные мотивы
(сказочный сюжет, народная лексика)

гротеск (переплетение
фантастики и реальности)

«эзопов язык»
(иносказание и метафоричность)

социальная сатира
(сарказм и реальная фантазия)

обличение через
отрицание (показ дикости и бездуховности)

гиперболизация

Дома
можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и
попытаться проанализиров
ать ее, используя материалы урока.

На втором уроке главное
внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие
задания:

  1. Анализ сказки,
    прочитанной дома.
  2. Пересказ народной
    сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
  3. Написание собственной
    сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Примерный план анализа сказки:

  1. Основная тема
    сказки (о чем?).
  2. Главная мысль
    сказки (зачем?).
  3. Особенности
    сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности
    образов сказки:

а) образы-символы;

б) своеобразие животных;

в) близость к народным сказкам.

  1. Сатирические
    приемы, использованные автором.
  2. Особенности
    композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  3. Соединение
    фольклорного, фантастического и реального.

В слабом классе можно
организовать коллективный разбор сказки » Медведь на воеводстве » ,
т. к. она является переходным мостиком к изучению » Истории одного города
«.

Параллели сказки »
Медведь на воеводстве » (1884 г.) и романа » История одного города
«:

  • лесная
    трущоба  — город Глупов.
  • Топтыгин, Осел,
    Лев  — градоначальники.
  • лесные
    мужики  — глуповцы.

Справка из словаря С. И.
Ожегова:

Трущоба  а)
труднопроходимое место (лес, бурелом);

б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно
застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.

Особенности
субъективно-авторского значения слова » трущоба » у
Салтыкова-Щедрина:

Трущоба  — это
слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое
значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в
лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев,  — но они приобретают дополнительные
нюансы. Лев  — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен,
неграмотен. Резолюцию » нацарапал «.

Таким образом,
Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.

Почему же сказка была
под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники
угадывали черты правительства:

  • Лев —
    Александр III,
  • Осел  —
    1-й советник Победоносцев,
  • Топтыгин I и
    Топтыгин II  — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев
    )

Урок по теме: «Мрак времен».
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.

В
первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях
композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».

Вопросы на выявление
восприятия:

  • Что обозначает
    слово «Опись?
  • Почему автор
    назвал главу «Опись градоначальникам»?
  • Это оговорка
    писателя или нет?

Нет, не оговорка. Автор
использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать
читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки,
действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.

Что же такое
«История одного города» в жанровом отношении?

Сатира на самодержавие,
величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?

Вопрос остается
открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может
быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о
которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

Уроки
87 — 88. «Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.

В центре урока —
размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу
уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить
таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:

  1. Фамилия, имя,
    отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии,
    фамилии-клички.
  2. Внешность и черты
    характера.
  3. Методы
    управления.
  4. Жизнь народа в
    период правления каждого градоначальника.
  5. Исторические
    аналогии.
  6. Сатирические
    приемы, использованные автором для создания образа.
  7. Авторская
    позиция.

Первая группа работает над главой
«Органчик» и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.

Вторая группа — о Семене Константиновиче
Двоекурове.

Третья группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.

Четвертая группа — о Василии Семеновиче
Бородавкине.

Пятая группа — об Иване Пантелеиче Прыще.

Шестая группа — об Эрасте Андреевиче
Грустилове.

Седьмая группа — об Угрюм-Бурчееве.

В ходе ученических исследований школьники
заметят приемы сатирического изображения героев, использованные
Салтыковым-Щедриным в романе:

  1. Приемы типизации
    сатирического образа-персонажа.
  2. Гротеск в
    изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
  3. Пародирование
    законодательных документов.
  4. Стилизация
    повествования под слог летописцев-архивариусов.
  5. «Эзопов»
    язык.

Таким образом, перед
глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких
управителей города (а значит — страны), т. к. границы города Глупова
расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и
губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный
террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).

Заключительную часть
урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и
выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить
внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.

Для сопоставления
возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах
«Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы
Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже
изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска 
— органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две
«мелодии», которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.

При знакомстве с образом
Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех
глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на
самом факте поломки органчика.

  • Действительно, а
    есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на
    этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный
    весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно
    взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
    теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали
    страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице
    его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они
    тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по
    крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами
    видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех
    обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует.
    Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И
    вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это
    таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его
    глаза. «П…п… плю!»  — наконец вырвалось у него из уст;
    с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в
    открытую дверь своей квартиры».
    ) Обратим внимание учащихся на
    необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая
    улыбка»; ведь у Салтыкова-Щедрина даже пейзаж в его произведениях
    сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник
    «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не
    свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И
    сломалась.

Вот эта-то несовместимость идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат  — катастрофа, начало
которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку  —
нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил
полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как
вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной
плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих
берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

  • Почему план
    Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Природу,
    «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться
    мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла,
    дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой
    представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее
    время водой». Главное в описании реки не детальное изображение
    конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни.
    «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное,
    щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала
    наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и
    глубже прокладывала себе ложе»
    ).

Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в
проявлении Оно и «прекращении истории». Взбунтовавшееся
«естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный
бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что
единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в
земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть
их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север
потемнел… История прекратила течение свое».

  • О какой истории
    идет речь? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории
    человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и
    не задумывается о будущем?

Таким образом, финал
произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные
трактовки в литературоведении:

а) Появление
«Оно» означает предсказание народной революции.

б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.

А, может, это пришло
спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у
него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело
смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который
посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ
непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»

Может быть, вслед за
Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с
детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие,
сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает
впечатление от соприкосновения с «книгой книг»: «Таким
животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный
жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия,
заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести
«. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных
и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он
восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его
живую душу.

  • Сюжет рассказа серая шейка
  • Сюжет рассказа человек в футляре
  • Сюжет рассказа печенье миша
  • Сюжет сказки журавль и цапля
  • Сюжет рассказа судьба человека