Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 326.
Обновлено 30 Сентября, 2021
Сказка «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. В своём произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада страны второй половины XIX века.
Основная тема — жизнь в подводном царстве. Но это не главный смысл произведения: автор при помощи аллегории показывает позицию либералов и либеральные взгляды.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Карась-идеалист», а после пройти тест для проверки знаний. Пересказ будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
- Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
- Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.
- Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.
Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.
Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.
«Что касается до ершей», то эта рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь непохожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.
Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу.
Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается».
Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.
Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, ведь те ни в чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился».
Ерш в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват. В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает.
Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.
Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом.
Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась.
Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.
Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».
В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.
После ознакомления с кратким пересказом «Карася-идеалиста» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 326.
А какую оценку поставите вы?
Гость завершил
Тест «На дне»с результатом 7/15
Гость завершил
Тест «Горе от ума»с результатом 13/15
Гость завершил
Тест по произведению «12»с результатом 9/10
Гость завершил
Тест «Дубровский»с результатом 14/16
Гость завершил
Тест Падежи 4 классс результатом 3/10
Гость завершил
Тест «Выстрел»с результатом 13/13
Гость завершил
Тест на тему “Диалектизмы”с результатом 1/5
Гость завершил
Тест на тему “Фонетика”с результатом 8/10
Гость завершил
Тест «Горе от ума»с результатом 8/15
Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!
«Карась-идеалист» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
: Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.
Карась спорил с приятелем-ершом о том, «что можно на свете одною правдою прожить». Ёрш же утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы слукавить. Карась негодовал и называл это подлостью, а ёрш предрекал: «Вот ужо увидишь!»
Обычно караси — смирные, склонные к идеализму рыбы, за что их очень любят монахи. Лежит карп на дне реки, в иле, питается микроскопическими ракушками — «полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное». Но поскольку караси мыслей своих не раскрывают, то в политической неблагонадёжности их не подозревают, а ловят исключительно из-за вкусного мяса.
Продолжение после рекламы:
Ёрш — рыба колючая, «уже тронутая скептицизмом», нервная и злопамятная. Ловят ершей исключительно ради вкусного бульона.
Неизвестно, как сошлись две такие разные рыбы, но стали они встречаться и спорить каждый день. Карась верил в гармоничное и мирное будущее для всех рыб и был убеждён, что счастье «рано или поздно сделается общим достоянием».
Карась рассуждал о том, что основой жизни является добро, а не зло, об общих правах для всех рыб и о том, что рыбам надо сговориться между собой и перестать питаться себе подобными. Скептик ёрш, считавший, что в мире царят тьма и невежество, ехидно напоминал о щуке, которая заплывала недавно в их заводь и интересовалась, водятся ли здесь караси.
Для карася щука была мифическим существом, которым пугают непослушных детей, да и об ухе он никогда не слышал.
Он считал, что щука не имеет права глотать его без объяснений и вины, и собирался спросить у неё при встрече, «что такое добродетель и какие обязанности она в отношении к ближним налагает».
Карась был искренне уверен, что щуки «к голосу правды не глухи», и услышав эти магические слова, щука его не съест.
Брифли существует благодаря рекламе:
Напрасно ёрш твердил, что едят не в качестве наказания, а потому, что есть хочется и так устроен мир, — карась не хотел его слушать. Заводь, где жили приятели, была тихим местом, обо всём можно было говорить безнаказанно, и карась разговорился вовсю.
— Надобно, чтоб рыбы любили друг друга! — ораторствовал он. — Чтобы каждая за всех, а все за каждую — вот когда настоящая гармония осуществится!
В один прекрасный день к карасю явился головаль с известием, что на днях заводь посетит щука. Карасю было предписано явиться «чуть свет ответ держать», но он не испугался — понадеялся на своё «магическое слово», которое укротит самую лютую щуку.
Видя спокойствие приятеля, ёрш начал сомневаться: может, щука и вправду не такая уж и злая и способна услышать доброе слово, а карась, возможно, не такой уж и простофиля. Вот как явится он завтра к щуке, как скажет ей «самую сущую правду», щука проникнется, да и назначит карася начальником над всей заводью.
Щука же, любившая разные диспуты, давно слышала о речах карася и приплыла специально, чтобы его послушать. Выложил ей карась свои размышления о свободе, равенстве и счастье для всех рыб.
…объявится такое общее дело, в котором все рыбы свой интерес будут иметь и каждая свою долю делать будет.
Если рыбы начнут друг за друга стоять, то людям об ухе забыть придётся.
Продолжение после рекламы:
Три дня слушала щука речи карася-идеалиста и назвала его идеи социализмом. Социализм щуке не нравился, работать на общее благо она не хотела и под конец карась ей надоел. Его арестовали, а на допросе окунь покусал ему хвост и спинной плавник.
На последнюю встречу окунь явился сильно потрёпанным, но не сдавшимся. Поглядев щуке в глаза, он сказал «магическое слово» — спросил: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?». Щука открыла рот от удивления, машинально втянула в себя воду и нечаянно проглотила карася.
Видевшие это рыбы поспешно сплылись к щуке узнать, не подавилась ли она. А ёрш, давно предвидевший такой конец, заявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!»
Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-Щедрин
Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью.
Зарывшись в ил, много думал карась и все мысли, возникшие в голове, доносил до ерша. Спорили они часто, и первым заводил карась. Дескать, борьба и споры ни к чему хорошему не приведут и нужно стремиться из тьмы к свету. Ерш хмыкал – наверное, в светлом будущем и щук не будет? Но карась и не слышал никогда про щук и считал их выдумкой. Ерш презрительно уплывал по своим делам.
А через время рыбы снова встречались, и опять карась говорил о торжестве добра и пагубной деятельности зла. Он верил, что рано или поздно злые и безумные поступки будут посрамлены.
Как доказательство приводил примером изменение методов ловли рыбы – с багрения переходят на неводы и удочки. Но ерш считал, что все равно каким методом в уху попасть.
А карась про уху и не знал ничего, и его соперник сердито удалился.
Однажды ерш принес известие о появлении щуки и предложил карасю подобрать перья, чтоб хищнице было удобнее глотать его. На это карась возмутился, поскольку не видел своей вины, за которую следовало бы так наказывать.
И мечтал он о согласии между всеми рыбами. Ерш вздрагивал от таких речей – их подслушивал голавль.
И он опять уплыл, рассказав противнику, что у каждого свое пропитание – ракушек едят караси, а карасей щуки, и никто вины не имеет.
Долго думал карась над словами соперника. И понял, что ракушки самой природой предназначены в пропитание, как и черви, мухи, лягушки и прочие. А щуку, если повстречаются, он спросит про добродетель и обязанности, которые вместе с нею следуют. И расскажет, что рыбы не должны другую рыбу есть.
Вот так и рассуждал карась, пока за ним не приплыл голавль и не пригласил в гости к щуке на диспуты. Не испугался спорщик – ведь он знал волшебное слово, которое из «любой щуки карася сделает».
Повстречались щука с карасем. Начал он рассказывать о равенстве рыб и о пропитании. Щука удивилась – маловато будет для нее еды в ракушках да червяках. Не понравилось ей деление труда – сильным тяжелую работу, слабым тоже по мере их возможностей. А больше всего разозлило то, что и ей тоже, выходит, надо работать.
Прогнали карася, отдали под стражу голавлей да окуней. Вечером пришел он снова на диспут, и разрешила ему щука речь держать. Плеснул хвостом радостно карась и провозгласил свое волшебное слово – знает ли щука, что такое добродетель? У щуки даже рот открылся от удивления. И вместе с потоком воды она проглотила случайно и карася.
Истина у каждого своя, и вряд ли «щукам» свойственна добродетель.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
Карась-идеалист. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Уайльд
Творчество Оскара Уайльда относится к концу XIX века. Оскар был очень талантливым и остроумным писателем. Первые годы его творчества связаны только с поэзией. Когда ему исполняется 28 лет - Ремарк
Эрих Мария Ремарк возможно один из самых популярных немецких писателей. Его относят к одному из писателей «потерянного поколения», он оставил огромный вклад в мировую литературу. - Краткое содержание Тёма и жучка Гарин-Михайловский
Проснувшись ночью, Тёма спрашивает у няни, где его любимая собака. Няня отвечает, что кто-то бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма вновь засыпает, и ему снится сон, как он спасает свою любимицу - Краткое содержание Малыш и Карлсон, который живёт на крыше Линдгрен
Произведение «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», написанное писательницей из Швеции Астрид Линдгрен и входит в трилогию сказочных повестей о мальчике и его необычном друге. - Краткое содержание Уэллс Страна Слепых
Согласно преданию, в глухой части горного массива Эквадорских Анд находится Страна Слепых, отрезанная от остального света. Когда-то ещё можно было туда добраться, хоть дорого была нелёгкой. Но после страшного извержения вулкана
Краткое изложение сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» | Литерагуру
Как-то раз поспорили карась с ершом. Спор был за мысль о том, что в мире жить нужно только одной правдой и обходиться лишь нею.
Писатель показывает нам характер и темперамент карася, который является рыбой мирной и тихой, питающейся всякой мелочью и прячущейся от света и врагов в иле на дне. А, отлеживая бока, он мечтает о всяких идиллиях.
Однако карася никто не обвиняет в том, что он занимается запретными делами, имея такие думы, ведь он ни с кем не делится своими умозаключениями и мыслями. И ловят его лишь из-за того, что карась – вкусная рыбка.
Обычно рыбаки выставляют невод, а потом баламутят воду, шумят в реке. Карась считает, что настала вольная пора, и выходит из укрытия, дабы принять участие в торжестве по этому поводу. И в эти моменты его ловят неводом.
Совсем другим предстает перед нашим взором ерш. Он колкий и существенно циничнее карася. В нем не осталось веры, он живет, вспоминая лишь обиды в своей жизни.
Прогресс ерш не считает чем-то полезным, относя его к растущей и развивающейся одичалости. По его мнению, прогресс есть – но он идет в обратную сторону, приближая все к деградации.
И, несмотря на все это, колючий приятель частенько беседует с карасем, отводя таким образом душу.
Карась думал, что борьба в жизни не нужна, что должно царить бескровное преуспеяние. Он ожидал, когда же наступит свет, ведь в историческую тьму он не верил.
Ерш же припугивает карася щукой, но безуспешно, ведь карась в щук не верит. Он считает, что зло в жизни стало главным случайно, что оно само по себе неестественно. Миром на самом деле движет лишь добро, а история на его фоне является повестью об освобождении.
В качестве аргумента на эту мысль он приводит запрет на вылов рыбы неводами и на лов рыбы во время нереста. А в былые времена рыбу вылавливали бесконтрольно и варварски. Ерш на это говорит, что нет никакой разницы, каким путем стать ингредиентом ухи – через удочку или же невод. А карась, оказывается, и в уху не верит.
В другую их встречу ерш сказал карасю о плавающей поблизости щуке и порекомендовал ему полезть к ней в «хайло», поскольку шансов выжить при встрече со щукой у карася нет — ведь он жирный и неуклюжий, медлительный.
Карась ему на это сказал, что такое дело – беспредел, не по правилам, и он разузнает об этом у самой щуки. И сказал, что всем рыбам нужно объединяться, и добиваться признания их прав.
От таких излияний карася ерш пришел в ужас – ведь неподалеку была щука и могла услышать это, да и так карася могли ей сдать за червяка.
А карась был непреклонен и все твердил о том, что надо говорить обо всем открыто, и что на нем вины нет, и его есть нельзя. Но ерш оконфузил карася тем, что те ракушки, которыми тот питается, тоже хотят жить.
А поразмыслив над словами ерша, карась сказал, что так задумано природой – ведь у ракушек нет души, и они бесчувственны, а значит, они ему являются законной пищей. А сам он таковым не является, ведь он все понимает, соображает и чувствует. И без вины его съедать нельзя. А со щукой ему поможет правда – он считал, что хищники поступают в соответствии с правдой, внемлют ее гласу.
На это ерш припомнил, как один монах выловил около двух пудов карасей, и правда этим карасям никак не помогла.
Карась же думал, что карасей там не съели, а стали содержать за счет общины.
Со временем карась все больше и больше убеждался в своей правоте, стал проповедовать ее. И даже циничный, побитый жизнью ерш засомневался, подумал, что, может быть, карась и прав.
Наконец, случилась встреча карася и щуки. Щука хотела его съесть, но карась настаивал, что она не имеет права, ведь есть закон, по которому так нельзя делать. Но это щуку не убедило.
Тогда карась стал говорить о том, что всем рыбам нужно в мире жить и объединяться, чтобы более не попадать в уху и научиться обманывать людей. При этом все должны делать все, что от них зависит, причем, по мере их сил.
Так, щуке больше работать, ведь она сильнее, а ему меньше, поскольку он меньше и слабее.
Щуке же не хотелось, чтобы карась паразитировал на ее трудах, и поэтому она его арестовала, посадила под стражу. За бунтарство.
Спустя день она приплыла к карасю, которого уже успели подергать охранявшие его окуни.
Карась вновь стал говорить, на сей раз о добродетели, да так удивил своими разговорами щуку, что она случайно его проглотила. А ерш все это видел и подумал – вот, какие они, их диспуты.
Салтыков-Щедрин
Карась «рыба смирная», сидит себе в иле, мечтает. Ерш – нервный, колючий. Обоих любят кушать люди. Стали они «сплываться», чтобы поспорить. Карась верит, что зло будет побеждено добром, что жить надо по правде, честно, бороться за свои права, что впереди – народное счастье.
Ерш убежден, что кругом ложь, дикость, а без обмана не прожить. Он смеется над наивным карасем: тот и про щук не знает (а ведь «на то щука в море, чтоб карась не дремал»), и про уху. Думает, что у него есть какие-то права, и раз ни в чем не виноват, то щука его помилует. Глупый, но надежный, не выдаст.
Другие норовят съесть, или за червячка продать, или им все равно.
Даже ерш засомневался: а вдруг «щука… добрая»? Вдруг слово правды и ее проймет? А щука тут как тут. Пришла на диспут с карасем. Тот ей все выложил: о всеобщем рыбьем счастье, совместном труде. Предложил щуке следить за порядком. Видит она, что карась бунтарь, за «сицилизм» (социализм»), но вкусный.
Даже карась понял, к чему дело идет. Голавли, прихвостни щуки, уйти ему не дали, стали стражей. На последнем диспуте карась заговорил с щукой о добродетели, та от удивленья его нечаянно проглотила.
Ерш все это предвидел, и с горечью объявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!» Финал всегда один…
Читательский дневник по сказке «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Карась – наивный мечтатель, идеалист. Он верит, что стоит всем рыбам захотеть, и наступит царство добра и справедливости. Хищники не станут есть слабых.
Ерш лучше знает жизнь, напоминает, что у рыбы один конец: попасть щуке в пасть или в уху людям. Щука зовет карася на диспуты. Он ей про порядок, общий труд, гармонию. Для щуки он бунтарь и болтун.
Когда он говорит ей о добродетели, щука от изумления заглатывает его. Ерш знал, что диспут этим и закончится.
Отзыв
Сатирическая сказка, критикующая власть, интеллигенцию, народ в России. Щука, голавли, окунь – представители власти, карась – интеллигент, борец на словах за права рыб, ерш – революционер, которому не хватает вождя и сторонников.
Остальные рыбы, которым нет дела до свободы и прав, это русский народ, он только трудится и терпит. Автор считает, что в стране лишь говорят о «гражданских правах», на деле никаких прав нет. Нужно действовать, а не болтать, бороться, а не ждать.
Власть уничтожает непокорных, даже безобидных, как карась.
Сказка учит смотреть правде в глаза, ставить себя на место другого, думать не только о себе, но и о других, судить о людях не по словам, а по делам, не спорить попусту, ценить время, бороться сообща, приходить на выручку, отстаивать свои принципы и интересы. Учит любить Родину, видеть ее достоинства и недостатки, не раболепствовать перед властью, помнить, что сила в народе, быть реалистом, практиком.
Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника. Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
- Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.
Другие персонажи:
- Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.
«Карась-идеалист» очень краткое содержание
М. Е. Салтыков-Щедрин «Карась идеалист» краткое содержание для читательского дневника:
Карась живет в тихой заводи, на самом дне, реальной жизни не знает, а потому верит в сказки: в торжество закона, справедливости, добра, в общем, идеалов. Есть у Карася друг, Ерш, и если Карась – идеалист, далекий от жизни, то Ерш, плавающий выше, жизнь реальную видевший, ‑реалист, знающий законы жизни: где надо – лукавить, закон – на стороне сильных и хитрых и т.д.
Сказка построена как некий спор между Карасем и Ершом, между идеалистом и реалистом. Карасю практически удается убедить Ерша в верности своих идеалов, и Ерш, в общем-то готов поверить в светлое идеальное будущее, как Карась решается принять участие в реальной жизни и показать, как действует его философия (торжество закона, справедливости, добра), пытаясь урезонить Щуку.
Карась уходит от Щуки в первый раз, потому что та принимает его за пьяного (“Пойди проспись”), Карась уходит от Окуня, правда, изрядно покусанный – его заподозрили в “сицилизме” (социализме), в третий раз он успевает произнести лишь одну фразу, как Щука его съедает – не желая того, просто удивившись невиданной фразе (“Знаешь ли ты, что такое добродетель?”).
Вывод:
Как всегда, герои “зоологической” сказки Салтыкова-щедрина – воплощения.
Карась – воплощение интеллигента, не знающего жизнь, проповедующего правильные ценности, но не соизмеряющего методы “проповеди” с реальностью. Карась – цензор.
Ерш – реалист, отлично знающий правила жизни, готовый поменяться. Щука – власть, причиняющая зло не всегда по собственному желанию, а просто она так устроена (смерть Карася), таковы ее законы.
Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.
Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами
Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин:
Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.
Карась-идеалист – главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.
Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».
Вольные изречения произносятся им без страха.
Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?
А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?
Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»
Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.
Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука.
Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали.
Что никто никого не будет есть. Богатые и бедными уравняются.
И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.
Он ответил: «Как все!» Не понравилось щуке, приказала проспаться и прийти в обед. А он ни понял и снова своё. На, что щука сказала, что он бунтарь. И выразительно на него посмотрела, что карась понял сейчас съест, но она видно сыта была и зевнув, уплыла.
На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.
Приободрял себя волшебным словом.
– Начинай! – промолвила щука.
– Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.
Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!
– Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.
Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.
В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).
Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».
Сюжет сказки «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
«Карась идеалист» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:
Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.
Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.
«Что касается до ершей», то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.
Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость. Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу.
Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается».
Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.
Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват.
В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.
Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом.
Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась.
Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.
Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».
Заключение
В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.
Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.
Видео краткое содержание Карась-идеалист
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе.
Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Карась-идеалист»
- Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
- Название произведения: «Карась-идеалист»
- Число страниц: 6
- Жанр: сказка
- Главные герои: карась, ёрш, щука
Характеристика главных героев:
Карась — Мечтатель и идеалист.
Считал, что жить нужно по совести, и рыбы не должны есть друг друга.
Ёрш — Умная рыба. Реалист.
Щука — Гроза тех мест.
Сильная, обладающая властью.
Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»
- Карасик и ёрш поспорили, как нужно жить всем рыбам.
- Первый убеждал второго, что рыбы не могут поедать себе равных, что везде должна быть справедливость.
- Ёрш напоминал про щуку и уху, но оппонент не хотел слушать этих доводов.
- Узнала о диспуте щука, приплыла в тихий омут и тоже вызвала карася на спор.
Стал тот убеждать щуку в том, что она не должна его есть. Удивлялась щука таким доводам.
Но вот щука зевнула и проглотила мелкую рыбёшку, на том и спор кончился.
План сказки:
- Спор старых друзей.
- Доводы о мире.
- Напоминания ерша.
- Убеждённость.
- Ракушки.
- Появление щуки.
- Первый диспут с щукой.
- Второй диспут с щукой.
- Щука зевает.
Основная мысль рассказа «Карась-идеалист»
Главная мысль сказки в том, что с теми, кто может тебя съесть, о вкусах не спорят.
Основная идея сказки в том, что пустыми словами ничего поменять нельзя.
Чему учит сказка
- Сказка учит иметь идеалы и отстаивать их.
- Но быть осторожными и предусмотрительными.
- Учит не заниматься пустой болтовнёй, учит не говорить глупости, учит слушать мудрых советов.
Краткий отзыв по сказке «Карась-идеалист» для читательского дневника
- Прочитав это произведение, я подумала о том, что многие люди уподобляются данному карасику.
- Они много и убедительно говорят, но ничего не делают.
- Это очень смешное и поучительное сатирическое произведение.
- Автору удалось показать, что любые идеалы должны подкрепляться не только словами, но и действиями.
- Не может слабый указать сильному, что делать.
- Мне понравился ёрш, который был реалистом и понимал, что пустыми разговорами жизнь не изменить.
- А вот глупый спорщик заслужил свою судьбу.
- Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучшие результаты достигаются упорным трудом, а не долгими спорами.
Пословицы к сказке:
- Язык болтает, а голова не знает.
- Дай дураку волю, а он две возьмёт.
- Меньше слов, а больше дела.
- На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
- У сильного всегда бессильный виноват.
Словарь неизвестных слов
- Слукавить — обмануть.
- Сноровка — умение.
- Мотня — часть невода.
- Чревоугодие — обжорство.
- Чаемое — желанное.
Отрывок, поразивший больше всего:
Каких таких щук? — удивился карась, который был до того наивен, что когда при нём говорили:
«На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» (М.Е. Салтыков-Щедрин) | Литрекон
Многомудрый Литрекон знает, что сегодня произведения сатирика Салтыкова-Щедрина понятны далеко не каждому читателю, потому что писатель высмеивал реалии своего времени, прошедшего не день и не два назад. Трудным кажется даже обычный русский язык этих книг, не то что эзопов.
Чтобы облегчить знакомство с творчеством автора, читатель может взять в руки краткий пересказ сказки «Карась-идеалист». В сокращении эта книга не такая интересная, как в оригинале, но что поделать, если вспомнить детали и основные события нужно здесь и сейчас? Только обратиться к сюжету.
Приятного просвещения!
(660 слов) Карась и ерш заспорили, можно ли обойтись на свете одной правдой? Карась утверждал, что да, можно, а ерш не верил в это.
Автор описывает быт и нравы карася: это рыба смирная, питается маленькими ракушками и прячется от света в иле.
Лежа на боку, выдумывает она всякие идиллические картины, но никто не винит эту рыбу в неблагонадежности, потому что своими мыслями она не делится. А ловят его лишь потому, что он вкусен.
Рыбаки сначала ставят невод, а потом производят шум в реке, из-за чего карась думает, что настала вольная воля, и хочет поскорее пристроиться к торжеству, выплывая из укрытия. Тут-то его и ловят!
Ерш — колючая и более циничная рыба. Она уже ни во что не верит, помнит много обид. Прогресс считает «одичалостью», но любит душу отводить с карасем.
Карась верил в «бескровное преуспеяние» и отрицал борьбу. Он считал историческую тьму случайностью и ждал наступления света. Ерш пугает карася щукой, но тот в них не верит. Карась возражает: зло неестественно и стало главным по ошибке.
Только добро движет миром, ведь «история — повесть освобождения». Аргументирует это утверждение карась тем, что теперь рыбу было запрещено ловить неводами и истреблять в «ход» — период размножения. А раньше рыбу убивали варварски и без ограничений.
Ерш возражает, что нет разницы, как попасть в уху: на удочку или в невод. Но карась и об ухе не слышал — не верит.
Однажды ерш сказал, что видел щуку, и посоветовал приятелю «лезть к ней в хайло», ибо шанса спастись у глупого и жирного карася нет. Карась возражает, что это не по закону, и что он потребует объяснений у щуки. Тут карась вымолвил, что нужно всем рыбам объединиться и потребовать своих прав.
Даже ерш испугался таких речей, ведь рядом плавала щука. Он пробовал урезонить друга из жалости: другая рыба могла бы «сдать» его за червяка. Но карась все говорил, что правда сильнее всего, и нужно говорить открыто. Он уверял, что нет на нем вины, и есть его не положено.
Ерш возразил, что ракушки тоже жить хотят, а карась их ест. Карась сконфузился.
Подумав о словах ерша, он сказал, что сама природа предоставила ракушек ему в качестве пищи, что у них нет души и боли они не испытывают. А карась — другое дело. Он все понимает, долго живет, и есть его без вины нельзя.
При встрече с щукой ему поможет правда, ведь он слушал, что хищники внемлют истине. Ерш припомнил, что недавно монах вытащил два пуда карасей, и правда не помогла.
Карась убежден, что в монастыре карасей не едят, а кормят за счет общины.
Со временем карась стал проповедовать, что все рыбы должны любить друг друга. Ерш опять про щуку вспомнил. Карась говорит, что от разговоров о добродетели и гражданской ответственности щука в карася превратится. Монаху карась хочет сказать о своей безвинности и праве на жизнь.
Ерш возражает, что в тине свои законы: лежи смирно и хоронись, иначе и добродетель не поможет — уха светит. Карась говорит о необходимости особого закона, охраняющего его вместо физической силы.
После таких бесед последовало объявление о том, что завтра в заводи будет щука, и нужно будет карасю ответ давать.
Глядя на уверенность карася, даже ерш подумал, что у того верный расчет имеется. Может, щука и правда добрая, и пожалует карасю за добродетель целую заводь.
При встрече с щукой карась проповедовал свободу и неприкосновенность всех рыб. Щука возразила, что хочет съесть карася. Карась настаивал, что есть закон, будто вся рыба может питаться ракушками, червями и другими обитателями реки. Но щуке этого мало.
Карась же говорит о том, что принцип справедливости («Всякий для всех, и все для всякого») поможет рыбам обмануть людей и в уху не попадаться. Но при этом всем нужно работать по способностям: щуке больше, раз она сильнее, а ему, карасю, меньше.
Щука же не имела намерения работать, чтобы карась от ее трудов лакомиться стал. Поэтому она заключила его под стражу за бунтарство.
На следующий день вновь щука вызвала к себе карася, которого уже потрепали окуни-охранники. Услышав его речь о добродетели, она случайно его и проглотила. А ерш, увидев это, сказал: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».
Карась-идеалист – Салтыков-Щедрин М.Е
Некогда в одной реке жили молодой карась и уже более поживший ерш.
Карась пылкий, начитанный, умный, полон различных идей о справедливом устройстве государства, и хотя юный карасик совершенно не знает практической жизни, он с пеной у рта убеждает всех окружающих в том, что они живут неправильно.
Он мечтает о социальной справедливости, о равенстве всех перед законом и обществом, о праве голоса и других социально ориентированных льготах. Он считает, что щуки должны прекратить есть карасей, а люди, и в частности монахи, должны прекратить есть уху и ловить рыбу для своего удовольствия.
В ответ на горячие призывы карася, ерш только посмеивается да ругает своего собеседника. Тем не менее, их встречи постоянно повторяются, поскольку ерш знает, что кроме как с образованным и горячим карасем ему и поговорить-то в своем пруду не с кем. Ведь столь возвышенные темы больше никого не интересуют, все остальные больше о прокорме для своего желудка думают.
Поэтому непримиримые друзья карась и ерш вновь встречаются и вновь спорят.
Карась смотрит на мир и отношения между рыбами сквозь розовые очки неопытного оптимиста, а взрослый ерш с точки зрения хорошо пожившего практика, не лишенного здравого смысла.
Карась говорит, что только добро – движущая сила общественных отношений, а зло истощает душу всех живых существ, поэтому оно и не станет главной силой, регулирующей отношения.
Однажды к ним на беседу заглянула зубастая щука. В первый раз увидев зубастую, карась не испугался, поскольку она выглядела вполне мирной, добродушной рыбой, единственное что ее отличало от иных рыб, так это огромный рот, полный острых зубов.
Щука с улыбкой слушала бредни карася о будущем счастливом обществе, в котором издадут закон, запрещающий щукам кушать карасей. Все рыбы станут равны и счастливы.
Еще дважды встречались карась и щука, и вновь он пытался рассказать о своих гениальных идеях, об утопическом обществе, где карась и щука будут плавать бок-о-бок и вести мирные беседы. И вновь спустя короткое время встретились карась – идеалист и огромная щука, вновь зубастой захотелось послушать карасика и узнать о великом обществе будущего.
Вот и наступил звездный час для карася – он должен обязательно убедить в правоте своих взглядов щуку.
Он пытается со всем пылом юности убедить хищную рыбу перейти на иной рацион, прекратить есть карасей и другую мелкую рыбешку, поскольку ведь и они права на жизнь и свои мелкие радости имеют.
А щука слушает, даже рот от изумления раскрыла, вздохнула тяжело, да вместе с водой заглотила и карася, даже и не заметив этого. А другие рыбы, присутствующие при столь знаменательной беседе, только и спросили у щуки о том, хорошо ли был карась на вкус.
В сказке все смеются над бедным карасем, называют его умным и образованным, но в глубине души считают ненормальным, ведь он не думает о практических сторонах жизни, а видит некое идеальное будущее, в котором все будут счастливы.
Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! – Карась-идеалист. Салтыков-Щедрин М.Е..
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и
творчество. Проблематика и
поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Цели:
1.
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е.
Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как
писателя-сатирика.
2.
Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать
навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и
гротеске.
- Показать на примере сказок переплетения
«образов человеческих и звериных».
Задачи:
- проверить литературоведческий и бытовой
уровни усвоения произведений писателя; - развивать лингвистические умения: строить
связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ; - совершенствовать умения доказывать,
опровергать, сопоставлять, делать выводы; - развивать интеллектуальные способности;
- воспитывать чувства гражданской
ответственности и патриотизма учащихся.
Оборудование:
мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Форма проведения урока:
презентация.
Форма организации учащихся:
индивидуальная, коллективная.
Тип урока: объяснение нового
материала
Ход
урока.
1. Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.
2. Вступительное слово учителя. У каждого
русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до
конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную,
творческую интеллигенцию.
Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста,
критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный
взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую
суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё
непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним:
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо,
кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в
тетради.
— Что мы помним из биографии
писателя? (Ответы учеников).
3. Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион):
медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения
вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с
«диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал
ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош,
коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба
не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка
является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий
сказок?(Ответы учеников.)
4. Биография писателя. Учащиеся делают записи в
тетради. Слайды.
Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина
в более полном объёме.
Предлагаем конспект учащегося. Учитель
подробнее комментирует слайды.
1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда
Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок — Михаил Салтыков.
1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.
1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.
1845-47 — участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического
идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные
записки».
1847- опубликована повесть » Противоречия «.
1848 — повесть «Запутанное дело». В обеих
повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя,
за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
1848-55 — жизнь в Вятке.
1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.
1856-1857 — по возвращении из Вятки опубликовал
«Губернские очерки», принесшие ему известность, под псевдонимом Н.
Щедрин.
1858-1862 — М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в
Рязани и Твери.
1862 — вышел в отставку, вступил в редакцию журнала
«Современник».
1864 — вернулся на государственную службу.
1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой
палатой.
1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего
казённой палатой.
1868 — получил отставку и стал одним из редакторов, а
после
смерти Некрасова — ответственным редактором
«Отечественных записок» (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 — «История одного города»,
«Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.
1880 — «Господа Головлевы», «Современная
идиллия» и другие произведения.
1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».
1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман «Пошехонская
старина», в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений,
дореформенная Россия». В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также
большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) — М. Е. Салтыков-Щедрин умер в
Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.
В прощальном письме
к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную
литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное
сообщение первого ученика. Слайды.
Записи в тетрадях.
«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя:
они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет,
с 1882 по 1886 год.
Сопоставительный
анализ: общие черты (с примерами из текста).
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
•
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.
•
Сказки русского народа
Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.
Проблематика
сказок.
•
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь
на воеводстве», «Орел-меценат»)
•
Отношения мужика и барина («Дикий помещик»,
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
•
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
•
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
•
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
•
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Поэтика.
Художественные особенности сказок (с примерами из текста).
•
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная
лексика)
•
Гротеск (переплетение фантастики
и реальности)
•
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
•
Социальная сатира (сарказм и реальная
фантазия)
•
Обличение через отрицание (показ дикости
и бездуховности)
•
Гиперболизация
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.
Сатирические приёмы.
•
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,
где истинным является не прямое высказывание,
а противоположное;
•
сарказм — едкая и ядовитая ирония,
резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
•
гротеск — предельно резкое преувеличение,
сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
•
иносказание, аллегория — иной смысл,
скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь,
основанная на вынужденном иносказании;
•
гипербола — чрезмерное преувеличение
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).
6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).
Вопросы.
1. Какое учебное
заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал
«рассадником министров»?
2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой
школой
жизни»?
5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав
точные даты его существования?
6. Какие журналы редактировал
Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
7. Каким неологизмом назвал Щедрин
продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное
другими?
8. Если гоголевский «смех сквозь
слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал:
«Паче всего люби родную … и звание … предпочитай всякому другому». Какие
слова пропущены?
10. Сколько всего сказок написал
М. Е. Салтыков-Щедрин?
ОТВЕТЫ.
1. Царскосельский лицей.
2. Кружка М. В. Петрашевского.
3. Арестован был за повести
«Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и
сослан в Вятку.
4. «Вятский плен» — почти
8 лет (1848—1855).
5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.
6. «Современник» и «Отечественные записки».
7. Пенкосниматели.
8. Смех сквозь негодование.
9. «…литературу», «…литератора».
10. 32 сказки.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.
7. Подведение итогов. Выводы.
Рефлексия.
Заключительное слово учителя.
8. Домашнее задание.
Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе
«Сатирические приёмы».
Прочитать повесть «История одного города» (до
«Фантастического путешественника»).
Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести
для одноклассников.
Использованная литература
- М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города:
Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. –
4-к изд., М. Дрофа, 2002. - Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М.,
Просвещение, 2007. - Русская литература XIX
века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А.
Обернихиной, М., Дрофа, 2006. - Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник
для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина,
2011. - Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/62172/#
Конспект
урока на тему: Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
«Хотя
животные, а все-таки цари…»
Корбова Марина
Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»,
г.Нижневартовск
Эти слова с успехом
можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл
сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько
главных положений:
- «Сказки» — это
своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они
создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 28
созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год. - Изучение »
Сказок » предполагается в контексте соотнесения социального и
общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах
писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек
способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно
потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк» ,
т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк). - Сказки
Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это
философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить
сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них
общие и отличительные черты.
Сказки | Сказки |
Общие черты | |
Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка | |
Отличительные черты | |
Сатира Сарказм смешение категорий нет положительного уподобление человека | Юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание |
- О чем же учил
думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного
возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты
сатиры Салтыкова-Щедрина?
- правительственные
круги и господствующее сословие; - обывательски
настроенная (либеральная) интеллигенция; - бесправное
положение народа в России, его пассивность и покорность; - бездуховность.
- Сатирические
приемы, используемые в сказках писателем:
а) Разные способы смеха:
- ирония —
осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
высказывание, а противоположное; - сарказм —
едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для
человека и общества; - гротеск —
предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
нарушение границ правдоподобия.
б) Иносказание, аллегория — иной смысл,
скрытый за внешней формой. «Эзопов язык»- художественная речь, основанная на
вынужденном иносказании.
в) Гипербола — чрезмерное преувеличение.
На примере сказки «Дикий
помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического
изображения действительности Салтыковым-Щедриным.
В заключение урока
учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и
особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» . Эти
сведения школьники могут записать в виде таблицы:
Сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина
Проблематика | Художественные |
самодержавие и отношения мужика и положение народа подлость буржуазии трусость обывателя («Премудрый правдоискательство («Дурак», | фольклорные мотивы гротеск (переплетение «эзопов язык» социальная сатира обличение через гиперболизация |
Дома
можно предложить учащимся прочитать одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и
попытаться проанализировать ее, используя материалы урока.
На втором уроке главное
внимание следует уделить развитию речи и предложить учащимся на выбор следующие
задания:
- Анализ сказки,
прочитанной дома. - Пересказ народной
сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. - Написание собственной
сказки в духе Салтыкова-Щедрина.
Примерный план анализа сказки:
- Основная тема
сказки (о чем?). - Главная мысль
сказки (зачем?). - Особенности
сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? - Особенности
образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
- Сатирические
приемы, использованные автором. - Особенности
композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. - Соединение
фольклорного, фантастического и реального.
В слабом классе можно
организовать коллективный разбор сказки » Медведь на воеводстве » ,
т. к. она является переходным мостиком к изучению » Истории одного города
«.
Параллели сказки »
Медведь на воеводстве » (1884 г.) и романа » История одного города
«:
- лесная
трущоба — город Глупов. - Топтыгин, Осел,
Лев — градоначальники. - лесные
мужики — глуповцы.
Справка из словаря С. И.
Ожегова:
Трущоба а)
труднопроходимое место (лес, бурелом);
б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно
застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.
Особенности
субъективно-авторского значения слова » трущоба » у
Салтыкова-Щедрина:
Трущоба — это
слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое
значение шире за счет подтекста, т.к. это эзопова речь. В центре сказки жизнь в
лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные
нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен,
неграмотен. Резолюцию » нацарапал «.
Таким образом,
Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.
Почему же сказка была
под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники
угадывали черты правительства:
- Лев —
Александр III, - Осел —
1-й советник Победоносцев, - Топтыгин I и
Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев)
Урок по теме: «Мрак времен».
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». Замысел,
история создания, жанр и композиция романа.
В
первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях
композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись
градоначальникам».
Вопросы на выявление
восприятия:
- Что обозначает
слово «Опись? - Почему автор
назвал главу «Опись градоначальникам»? - Это оговорка
писателя или нет?
Нет, не оговорка. Автор
использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать
читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки,
действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.
Что же такое
«История одного города» в жанровом отношении?
Сатира на самодержавие,
величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?
Вопрос остается
открытым, т. к. каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может
быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о
которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
Уроки
87 — 88. «Ужаснитесь, устыдитесь, задумайтесь!» Сатирические
приемы изображения градоначальников в романе.
В центре урока —
размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу
уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить
таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:
- Фамилия, имя,
отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии,
фамилии-клички. - Внешность и черты
характера. - Методы
управления. - Жизнь народа в
период правления каждого градоначальника. - Исторические
аналогии. - Сатирические
приемы, использованные автором для создания образа. - Авторская
позиция.
Первая группа работает над главой
«Органчик» и отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.
Вторая группа — о Семене Константиновиче
Двоекурове.
Третья группа — о Петре Петровиче Фердыщенко.
Четвертая группа — о Василии Семеновиче
Бородавкине.
Пятая группа — об Иване Пантелеиче Прыще.
Шестая группа — об Эрасте Андреевиче
Грустилове.
Седьмая группа — об Угрюм-Бурчееве.
В ходе ученических исследований школьники
заметят приемы сатирического изображения героев, использованные
Салтыковым-Щедриным в романе:
- Приемы типизации
сатирического образа-персонажа. - Гротеск в
изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения. - Пародирование
законодательных документов. - Стилизация
повествования под слог летописцев-архивариусов. - «Эзопов»
язык.
Таким образом, перед
глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких
управителей города (а значит — страны), т. к. границы города Глупова
расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и
губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный
террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).
Заключительную часть
урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и
выявления их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить
внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.
Для сопоставления
возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах
«Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы
Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. На предыдущих уроках школьники уже
изучали образ Брудастого и выявляли обобщающий смысл щедринского гротеска
— органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две
«мелодии», которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.
При знакомстве с образом
Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи уравниловки всех
глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на
самом факте поломки органчика.
- Действительно, а
есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на
этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный
весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно
взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали
страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице
его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они
тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по
крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами
видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех
обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует.
Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И
вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это
таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его
глаза. «П…п… плю!» — наконец вырвалось у него из уст;
с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в
открытую дверь своей квартиры».) Обратим внимание учащихся на
необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая
улыбка»; ведь у Салтыкова-Щедрина даже пейзаж в его произведениях
сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник
«улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не
свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И
сломалась.
Вот эта-то несовместимость идеи
государственности и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат — катастрофа, начало
которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку —
нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил
полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как
вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной
плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих
берегах, точь-в-точь как за день тому назад».
- Почему план
Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Природу,
«естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться
мертвящей воле «мрачного идиота». «По-прежнему она текла,
дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой
представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее
время водой». Главное в описании реки не детальное изображение
конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни.
«Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное,
щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала
наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и
глубже прокладывала себе ложе» ).
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в
проявлении Оно и «прекращении истории». Взбунтовавшееся
«естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный
бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что
единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в
земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть
их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север
потемнел… История прекратила течение свое».
- О какой истории
идет речь? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории
человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и
не задумывается о будущем?
Таким образом, финал
произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные
трактовки в литературоведении:
а) Появление
«Оно» означает предсказание народной революции.
б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.
А, может, это пришло
спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у
него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело
смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей как ходок Евсеич, который
посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта, и народ
непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»
Может быть, вслед за
Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с
детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие,
сыгравшие уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает
впечатление от соприкосновения с «книгой книг»: «Таким
животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный
жизненный переворот… Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия,
заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести«. Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных
и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он
восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его
живую душу.