Сюжет сказки финист ясный сокол

финист ясный сокол советский художественный фильм-сказка 1975 года, поставленный на киностудии им. м. горького режиссром геннадием васильевым по

«Финист — Ясный сокол» — советский художественный фильм-сказка 1975 года, поставленный на киностудии им. М. Горького режиссёром Геннадием Васильевым по мотивам русских народных сказок и одноимённой сказочной пьесы (1939) Н. Я. Шестакова. Посвящён памяти режиссёра-сказочника Александра Роу.

Премьера фильма состоялась 30 декабря 1975 года.

Сюжет

В стародавние времена жил на Руси простой пахарь, звали его Финистом. Дружил он с соколом. Предупреждал сокол Финиста обо всех врагах, стремившихся захватить Русь. Финист оборонял Русь, прогонял иноземных захватчиков.

Враги были недовольны появлением на Руси богатыря-защитника. Их глава, колдун Картаус — Рыжий Ус, посылает своего прихвостня оборотня Кастрюка извести богатыря. Тот обманом заманивает Финиста в подземелье, где заколдовывает и превращает в чудище.

На русской заставе воевода с дружиной готовится отражать набеги врагов. Для этого на поиски Финиста в город посылают писаря Яшку, который также должен решить вопрос с недостатком продовольствия.

В пути Яшка встречает невесту Финиста Алёнушку. Отправляясь вместе в путь, чтобы найти Финиста, они встречают крестьянина Агафона с женой Анфисой, которые в этот момент ехали на ярмарку, но, испугавшись рёва чудища, вынуждены были остановиться в лесу. Анфиса даёт понять, что на угощение рассчитывать не придётся. Однако Яшке удаётся её перехитрить: он варит суп «из топора».

Неожиданно появляется старушка Ненила, которая сообщает, что в эту ночь можно, используя папоротник, загадать только одно желание и оно исполнится. Также старушка сообщает, что чудище — это заколдованный человек и проклятие пройдёт, если полюбит его в облике чудища красна девица. В спорах о том, какое загадать желание, Анфиса «сквозь землю провалила» Агафона. Обвинив в этом Яшку, она на следующий день возвращает его на заставу с требованием вернуть Агафона, а Алёнушка идет следом за ними.

Тем временем Картаус посылает Кастрюка на заставу, чтобы он под видом купца проник внутрь и открыл ворота врагам воеводы. Но Кастрюка разоблачают старушки-веселушки, и его сажают в чулан; туда же посылают и сварливую Анфису. Яшка избегает ареста: всё же он выполнил задание и пригнал обоз с харчами.

На заставу прибывает посольство Картауса во главе с Фингалом. Они требуют сдаться и поднести Картаусу сто бочек золота. Но воевода просит их вырвать верёвку из рук богатыря — иначе Картаус ничего не получит. Яшке удаётся победить врагов, и посольство уезжает ни с чем.

Одновременно с посольством Картаус посылает своих слуг захватить заставу. Но в это время через пролом на заставу проникает чудище. Алёнушка, догадываясь, что это чудище и есть Финист, накрывает его красным плащом, который хотела подарить ему. Проклятие снято, и Финист вновь становится человеком. Вместе с дружиной он прогоняет врагов.

Сидя в чулане, Кастрюк подговаривает Анфису помочь ему исполнить свои коварные замыслы, дав ей волшебный гребень, чтобы усыпить богатыря, а взамен обещает ей вернуть из-под земли мужа. Анфиса развязывает руки Кастрюку и втыкает гребень Финисту в волосы. Кастрюк увозит Анфису и спящего Финиста в логово Картауса, где Картаус предлагает Финисту перейти на его сторону. Пленный Финист отказывается. Анфиса, поняв, что её обманули, устраивает погром.

И вновь Алёнушка отправляется на выручку богатырю. Для защиты девицы воевода приставил к ней Яшку. При помощи старушек-веселушек, чудесным образом оказавшихся в логове Картауса, Алёнушка и Яшка освобождают Финиста. Финист отправляет их домой, а сам расправляется с Картаусом. Агафон возвращается на землю к Анфисе.

В ролях

  • Вячеслав Воскресенский — Финист, богатырь-пахарь, жених Алёнушки
  • Светлана Орлова — Алёнушка, невеста Финиста
  • Михаил Кононов — Яшка, писарь
  • Михаил Пуговкин — воевода
  • Людмила Хитяева — Анфиса, жена Агафона, крестьянка
  • Георгий Вицин — Агафон, муж Анфисы, крестьянин
  • Мария Барабанова, Гликерия Богданова-Чеснокова, Анна Строганова — старушки-веселушки
  • Марк Перцовский — Картаус
  • Георгий Милляр — Кастрюк, оборотень, слуга Картауса
  • Лев Потёмкин — Фингал, слуга Картауса
  • Борис Гитин — Вавила, дозорный
  • Алексей Смирнов — банщик

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Александр Роу, Лев Потёмкин
    По мотивам одноимённой сказки Николая Шестакова
  • Режиссёр-постановщик — Геннадий Васильев
  • Операторы-постановщики — Владимир Окунев, Юрий Малиновский
  • Художник-постановщик — Сергей Серебреников
  • Композитор — Владимир Шаинский
  • Звукооператор — Борис Голев
  • Стихи Михаила Ножкина

Съёмки

Подготовку материалов для фильма и утверждение актёров осуществлял Александр Роу. Но до съёмок режиссёр не дожил. Киносъёмку осуществил его ученик — Геннадий Васильев. Геннадий Васильев, работая над фильмом, согласовывал свои действия с альбомом, который ему отдала жена Роу — Елена Григорьевна Роу.

Съёмка проходила в нескольких городах — в Звенигороде (в деревне Гигирево под Звенигородом располагалась команда), Ялте, Суздале, Владимире. Некоторые сцены снимались на берегу Москвы-реки и даже в самой реке. Пуговкину, больному радикулитом, пришлось нагишом сидеть в холодных декорациях, изображавших баню (баню сколотили из картона), а вместо банного пара в павильон пустили театральный дым. Чтобы не застудить актёра, ассистенты грели воду. Во время съёмок не обошлось и без происшествий. Вячеслав Воскресенский, сыгравший богатыря, упал вместе с конём на крутом берегу Москвы-реки и повредил позвоночник. Молодой актёр тогда чудом остался жив. Травма беспокоила его долгие годы после съёмок. Ещё один опасный случай произошёл, когда богатыря вместе с роскошным алым плащом чуть не затащило в ветродув, но актёр успел отстегнуть металлическую брошь на плече.

Выход фильма

Фильм вышел на экраны СССР в канун нового 1976 года. В Восточной Германии (ГДР) премьера состоялась на полгода позже (8 августа 1976). Этот фильм-сказка был с восторгом принят советским зрителем и собрал в советском прокате рекордную сумму. Никому на то время не известный актёр рязанского театра Вячеслав Воскресенский стал известным на весь Советский Союз. Интервью с ним не сходили со страниц газет.

Награды

Фильм получил приз Международного кинофестиваля фильмов для детей в Хихоне (Испания) в 1976 году.

Продолжаем разговор о тайном смысле народной сказки «Финист – Ясный сокол». Ранее был предоставлен краткий пересказ сюжета. Сегодня нашим рассуждением будет поиск научно-фантастической основы бывшей реальности для наших предков. Звучит бредово, но таков костяк размышлений Николая Левашова с моими вставками с поправкой на современность из научной фантастики.

0979311d02b64792970aac93ecd251c5

Коллаж автора

Постараюсь отсечь всю мистику Николая. К этому человеку относятся по-разному. Есть в нём что-то и от шарлатана, но есть и интересные мысли. Н. Левашов написал книгу «Сказ о Финисте Ясном Соколе. Прошлое и настоящее». Базовой основой своих размышлений Н. Левашов избрал Славяно-Арийские Веды, в которых есть текст «Сказа о Финисте Ясном Соколе». Со слов писателя таким сказ был раньше, до насильственного крещения Киевской Руси.

ababe7ef58774478b548e7ec39d3e8d8

Картина пера Всеволода Иванова.

Правдивость Славяно-Арийских Вед оставим на разбор скептикам.

В чём соль книги Николая Левашова? Честно сказать, читать Н. Левашова интересно, однако местами кажется, что это бред. Что именно бредовым кажется в «Сказе о Финисте Ясном Соколе. Прошлое и настоящее» — это то, что писатель мешает в кучу Богов и космические технологии. Да понятно, что люди, принадлежащие слаборазвитой цивилизации, высокотехнологичных коллег воспримут как Богов. Но если ты рассказываешь нам о сказе со стороны технологий, так держись этого курса. Это лично моё мнение.

Итак, непосредственно к самой сказке. Правильное название сказки должно звучать как «Сказ о Ясном Соколе из чертогов Финиста». Финист- не имя, а место проживания нашего героя — жениха Марьюшки. Кстати, сама Марьюшка по словам Левашова, имела имя Настенька. Подмена имени сделана не случайно, а для того, чтобы оторвать сказку от были. Сказка была записана, а быль забылась, современники же воспринимали сказку, как неточную адаптацию сказа для детей. Но искажение сказки в том и заключалось, чтобы скрыть истину.

А быль, по мнению писателя Н. Левашова, была в том, что жили себе братья славяне и не только на земле, а и по нескольким галактикам.

Летали на космических кораблях, а просвещенные и одарённые пользовались даже телепортами. Но то была прошлая жизнь, и ни в коем случае не сказка. А, как известно, в жизни всегда есть закон бутерброда, и бочонок дёгтя. Поэтому были у звёздных славян соперники. Силы противника вели звёздные войны со славянами-ариями.

cea7dc26a18d4cbe86d9b022173630cd

Картина пера Всеволода Иванова.

Всё это зашифровано нам в сказе и искажено в сказке. История предков в условиях военного противостояния дошла до нас только сказкой.

А когда цивилизация была отброшена в своём развитии в каменный век, сказка приобрела свой современный вид. Всё, что можно было заменить на понятное простому крестьянину, стало оным. Технологии, невписавшиеся в жизненный уклад, стали волшебством. Однако умному взрослому читателю, именно нестыковки сказки помогут найти истину. Итак, переходим к доказательствам вышеизложенной мысли в самой сказке-сказе.

Отец Марьюшки-Настеньки землепашец — фермер. Время от времени он ездит на торг и меняет натуральную продукцию на товары первой необходимости. Хм, а какие это товары? Например в начале 20 века? Мой прадед мигрировал в Сибирь в поисках лучшей доли. До прихода советской власти они, крестьяне, в Сибири жили единолично. От государства им было потребно разного рода бумажные разрешения, чтобы не попасть в опалу и малое число товаров.

Покупались: соль, порох, разный железный скарб. Всё остальное, включая еду и одежду, производилось своими руками из подручных материалов. Что необходимо покупать так часто на ярмарке землепашцу? А вот если это фермер с техникой, тогда другой разговор.

Техника требует расходники. В сказке не говорится, что в доме есть слуги. Когда умирает мать Марьюшки, отец хочет жениться на вдове, Марьюшка отговаривает его. Марьюшка-Настенька взваливает на себя хлопоты по дому. Две старшие сестры ничего не делают, и, наверное, сидят в инстаграме, ну или в чём-то подобном.

Скажете почему? Смотрите сами, хутор — захолустье, на котором отец живёт с дочками, то есть один мужик и одна девушка-труженица с двумя сестрами тунеядками. Если нет техники, и условия близки к крестьянской жизни дореволюционной России, эти двое зароются в работе. Какая ярмарка? Покупать наряды точно будет не на что, и уж тем более продавать какие-то излишки. Вдумайтесь, труд полностью ручной, из тягловой силы есть только лошадь. Отец пропадает в поле днями и ночами. Настенька управляется со скотиной и по дому, и огород тоже на ней. А две сестры ничего не делают. Но все сыты, отец ещё и излишки возит на ярмарку по нескольку раз за сезон. Как-то это слишком круто для крестьянина. И вот при таком взгляде лично мне кажется, что идея технологичного фермера уже не столь фантастична.

Хорошо, «копаем» дальше. Отец привозит после третьего захода подарки всем трём дочерям. А Марьюшке-Настеньке перо Финиста. Пёрышко отец нашёл не на рынке, а у старичка по дороге домой. Старичок дал перо сокола из чертога Финиста отцу после сетования последнего, что нигде он Настеньке не может найти перо. Старик достал из сумы требуемое перо и сказал, что сын его, наконец, нашёл себе суженую, а так на девок не смотрел. После вручения пёрышка, старик исчез — телепортнулся. Вот тоже странность, почему парень ждал Настю? Тут слабое место у меня и у Н. Левашова. Что скрыто под пёрышком? Почему Настя просила пёрышко у отца? Она знала, что за всем этим последует?

А вот объяснить, как хлопается сокол об пол и становится парнем, можно. Если представить, что Ясный Сокол — это либо лётчик, либо космический десантник с реактивным ранцем.

В первом варианте идея хороша тем, что сокол — лётчик. Во втором варианте идея хороша тем, что помимо лёта, воин мог незаметно пробираться в горницу к Насте. Например, используя невидимый камуфляж, становится понятно, почему сокол ударялся об пол. Никто не мог объяснить внезапное появление молодца в доме. В обоих случаях Ясный Сокол – это, скорее всего, воинское звание или сленговое наименования рода войск. Значит, жених – это военный. Но что тогда скрыто под пером? Что просила Настенька у отца? Адрес сайта знакомств с военными лётчиками?

Ясный Сокол из чертогов Финиста — так расшифровывает Н. Левашов посыл сказа. Чертогами славяне назвали созвездия. То есть, наш герой-парень прибыл на Землю из созвездия Финиста. Вы знаете, на современном небе есть такое созвездие, но оно претерпело смену названия на созвездие Феникса.

3d197c13c62c4e55918e9701f339a1dd

Коллаж автора

Согласитесь, интересная заметка. Тогда перо – это может быть какая-то привязка, чтобы можно сразу прыгнуть по нему даже с другой планеты в конкретное место — рядом с Настей. Идём дальше. Сёстры ставят барьер, не ловушку, а именно барьер. Ведь наш Ясный Сокол не упал мёртвым у ног Насти, он не смог попасть к ней в горницу. Однако парень, не смотря на военную подготовку, получает серьёзные повреждения. То есть, даже у слаборазвитых крестьян есть какие то защитные устройства, позволяющие нанести вред военному человеку в экипировке. Сокол успевает лишь отправить Насте сообщение, где его искать, а сам экстренно телепортируется на родную землю. Настя читает сообщение, но уже поздно, сокола нет, и наша смелая землячка решает отправиться в звёздный путь на поиски суженого. В отличие от жениха, Настя не может телепортироваться, ей нужно проделать путь физически, совершая космические перелёты.

А что было дальше если Вам интересно опубликую, нет, тогда завершим эту тему. До новых встреч!

  • Сюжетная организация рассказа господин из сан франциско
  • Сюжетно композиционные особенности ранних рассказов горького
  • Сюжет сказки солдатская шинель
  • Сюжет сказки серебряное копытце
  • Сюжет сказки руслан и людмила