Обновлено: 21.06.2021 11:54:50
Ведение дневника читателя является обязательным требованием современной программы по литературе. Уже первоклассник учится делать анализ и оценивать прочитанное произведение. Мы попробуем разобраться, как оформлять читательский дневник во 2 классе, покажем пример, как это сделать.
Для чего заполнять дневник читателя
Нередко дневник читателя заводят взрослые люди. Это помогает им лучше понять произведение, сохранить о нем впечатление. Смысл читательского дневника в том, чтобы спустя время была возможность вспомнить прочитанные книги, их содержание, сюжет, главных героев, свои чувства и переживания.
Для детей читательский дневник стает что-то вроде шпаргалки. Если ребенок прочитал произведение на летних каникулах, то записи позволят ему в течение учебного года вспомнить, о чем шла речь. У учеников 1-2 класса с помощью записей происходит развитие памяти. Дети учатся делать анализ книги, понимать ее, выражать свои мысли и чувства по отношению к сюжету и главным героям.
Второклассник является еще маленьким ребенком, поэтому он нередко нуждается в помощи родителей. Ему пока сложно найти главных и второстепенных героев, понять основную мысль автора. Ведение дневника читателя – это своего рода обсуждение, которое учит четко выражать мысли.
Плюсы ведения читательского дневника
Это только на первый взгляд кажется, что ведение дневника читателя – бесполезная трата времени. На самом же деле это очень полезное занятие, которое обладает следующими достоинствами:
-
Призывает внимательно относиться к чтению, как к действию. Ведь прочитанную информацию нужно впоследствии осмыслить и записать своими словами.
-
Посмотрев дневник читателя, можно оценить много или мало ребенок прочитал за лето.
-
Записанные незнакомые слова и их расшифровка расширяют лексику ребенка.
-
Ведение дневника читателя – это организация времени ребенка, систематизация его знаний, развитие творческих способностей. С его помощью дети учатся писать сочинения, проявлять свой вкус в оформлении страниц.
Как должен выглядеть дневник читателя
К оформлению дневника читателя не выдвигается четких требований. Можно взять готовый шаблон и заполнить его. Можно же проявить творчество и сделать красочный, эмоциональный дневник, который вполне может стать предметом гордости ребенка. Ведь во 2 классе дети еще ориентированы на внешнюю сторону процесса.
За основу можно взять обычную тетрадь, на обложке сделать надпись, что это дневник читателя с указанием класса, имени и фамилии заполнителя. Обложка оформляется по усмотрению ребенка. Можно разрисовать ее героями прочитанных книг.
Следующая страница – это содержание с нумерованным указанием прочитанных книг и авторов. На содержание лучше оставить одну или две страницы в начале или конце дневника читателя. На разворотах страниц идет заполнение с указанием автора, названия книги, главной мысли. Все это, как правило, помещается на одной странице. На другой идет выполнение рисунка к прочитанному.
Как оформлять дневник читателя во 2 классе
К оформлению читательского дневника во 2 классе предъявляются несложные требования. Детям нужно дать следующую информацию:
-
Автор произведения.
-
Название произведения.
-
Жанр произведения, сказка, басня, рассказ, сказ, стихотворение.
-
Главные герои произведения.
-
Сюжет.
-
Основная мысль.
Памятка к ведению читательского дневника
Педагоги дают следующие рекомендации детям и родителям по ведению дневника читателя, осмыслению прочитанного:
-
К заполнению дневника нужно приступать сразу после того, как ребенок прочтет книгу. Таким образом он помнит больше информации, а если возникнет необходимость вернуться к прочитанному, он знает, где что найти.
-
Временами лучше возвращаться к дневнику читателя, прочитывать написанное. Таким образом содержание о книге и впечатление о ней лучше закрепится в памяти.
-
Если задано большое произведение, а ребенок пока читает плоховато, то напишите дату начала и окончания чтения произведения.
-
Описывая отзыв, пусть ребенок выскажет собственное мнение о прочитанном, главных героях.
Не нужно списывать отзыв о произведении из учебников. Пусть ребенок сам прочувствует книгу, оставит ее в своей памяти.
Примеры заполнения дневника читателя во 2 классе
Ниже мы приведем примеры заполнения дневника читателя для учеников 2 класса на наиболее распространенных произведениях, заданных к прочтению второклассникам.
Маршак «Двенадцать месяцев»
Автор: Самуил Яковлевич Маршак.
Название произведения: «Двенадцать месяцев».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои:
-
Падчерица – добрая, милая, отзывчива, послушная, трудолюбивая девочка.
-
Мачеха. Злая, корыстная, завистливая.
-
Сестра. Ленивая, жадная, грубая.
-
Отец. Добрый, мягкий, безвольный.
-
12 месяцев. Добрые, справедливые, готовы прийти на помощь.
Сюжет:
Мачеха отправила зимой за подснежниками в лес падчерицу. Замерзающая девочка вышла на поляну, где сидели 12 месяцев. Она попросилась у них погреться и поведала, что пришла за подснежниками. Брат-Март попросил разрешения у Января помочь девочке и уступить ему место. 12 месяцев согласились. После того, как девочка принесла домой подснежники, мачеха пошла с ними во дворец.
Королева отдает приказ справлять Новый год и приказывает мачехе следовать со своей падчерицей в лес к братьям-месяцам. В лесу бушевала метель, все быстро замерзли. Профессор, который приехал вместе со всеми в лес, попросил братьев-месяцев, чтобы все шло своим чередом. В итоге мачеха с дочерью превращаются в собак, а падчерица награждается теплой шубой, лошадьми и каретой.
Основная мысль: нельзя делать зло. Зло всегда наказывается.
Волков «Волшебник Изумрудного города»
Автор: Александр Волков.
Название произведения: «Волшебник Изумрудного города».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Элли – смелая, добрая, находчивая маленькая девочка.
-
Тотошка – собака Элли. Добрый, смелый, всегда готов защитить свою хозяйку.
-
Железный Дровосек. Надежный, смелый, честный, отважный.
-
Страшила – чучело из соломы, доброе и мудрое.
-
Трусливый Лев – верный, храбрый друг.
-
Гудвин – волшебник, который всех обманул.
-
Бастинда – злая волшебница.
Сюжет:
В городе Канзасе был сильный ураган. Он унес девочку Элли с Тотошкой в волшебную страну. Она узнает, что вернуться домой может помочь ей только Гудвин, великий волшебник, который живет в Изумрудном городе. Он также может исполнить три желания.
Девочка принимает решение идти к Гудвину с просьбой о возвращении домой. По дороге она встречает Страшилу. Мечта соломенного чучела – обрести мозги. Они идут вместе и встречают Железного Дровосека, мечтой которого было обретение настоящего сердца. Элли и Страшила смазывают Дровосека маслом и продолжают путь вместе. Через некоторое время они встречают Трусливого Льва, который мечтает обрести храбрость и все вместе продолжают путь к Великому Гудвину.
В Изумрудном городе друзья встречаются с волшебником, который соглашается исполнить их желания, но в обмен на освобождение Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды. Друзьям не оставалось другого выхода, и они согласились, преодолели путь и победили колдунью. Компания вернулась обратно к Гудвину, потребовала выполнения желаний. Но оказалось, что это не Великий волшебник, а самозванец. Впрочем, во время пути каждый получил то, о чем мечтал, преодолевая трудности. Элли простилась с друзьями и вернулась домой на волшебных башмачках.
Основная мысль: с друзьями можно преодолеть любые трудности.
Катаев «Цветик-семицветик»
Автор: Валентин Катаев.
Название произведения: «Цветик-семицветик».
Жанр: сказка.
Главные герои:
-
Женя – добрая, рассеянная, веселая, легкомысленная девочка.
-
Витя – добрый, веселый мальчик, которому помогла Женя.
-
Старушка – добрая волшебница.
Сюжет:
Девочка Женя пошла в магазин за баранками. Когда она шла обратно, то рассеянно смотрела по сторонам. В это время собака стащила у нее все баранки. Девочка расстроилась и побежала за ней. Догнать собаку Женя не смогла и заблудилась. Девочка испугалась и заплакала. К ней подошла старушка, увела ее в сад и сказала, что у нее есть цветик-семицветик. Это волшебный цветок, который сможет исполнить любое желание. Для этого достаточно произнести волшебные слова и загадать желание.
Женя очень обрадовалась и загадала оказаться дома вместе с баранками. Девочке хотелось, чтобы цветок как можно дольше простоял, она полезла за вазой. Пока доставала вазу, отвлеклась на ворону и разбила вазу. Боясь, что ее заругает мама, девочка сорвала лепесток. Ваза стала целой.
Девочка пошла играть во двор. Там мальчишки играли в полярников на море и не хотели ее брать в игру. Женя оторвала лепесток у цветка и загадала очутиться на Северном полюсе. Когда она оказалась там, то быстро замерзла в своем летнем платье. К тому же к ней шли белые медведи. Женя замерзшими руками оторвала лепесток у волшебного цветка, очутилась в своем дворе.
Девочка пошла играть в другой двор, где дети играли с яркими игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки мира были ее. Сразу же начали падать и преследовать ее разные куклы, зайцы, машины, медведи. Все они кричали. Женя испугалась и попросила цветок отменить желание.
Расстроенная девочка сидела на скамейке и увидела мальчика, который не мог ходить и бегать. У него болела нога. Тогда Женя без сомнений оторвала последний лепесток и загадала здоровье Вите. Дети стали бегать. Вот сейчас девочка почувствовала себя счастливой.
Основная мысль: счастливый человек тот, кто делится радостью с другими, совершает хорошие дела.
Гайдар «Чук и Гек»
Автор: Аркадий Гайдар.
Название произведения: «Чук и Гек».
Жанр: рассказ.
Главные герои:
-
Чук и Гек – братья близнецы, веселые, озорные.
-
Мама. Добрая, смелая, решительная.
-
Серегин – отец Чука и Гека. Геолог, очень ответственный.
-
Сторож. Отзывчивый и добрый.
Сюжет:
Чук и Гек с мамой собирались ехать в тайгу к папе встречать Новый год, потому что он был занят и не смог приехать сам. Мама пошла на вокзал за билетами, тем временем пришел почтальон и принес телеграмму. Братья подрались и выкинули ее в окно. Потом они опомнились, выбежали во двор, но телеграммы не нашли. Мальчики решили ничего не рассказывать маме.
Мама с детьми приехала на станцию и была удивлена, что их никто не встречает. Тогда она нашла ямщика, который отвез ее в тайгу к геологам. Какого было у нее удивление и страх, когда там обнаружилась пустая база. Маме с Чуком и Геком пришлось остаться у сторожа, который рассказал, что Серегин отправил телеграмму домой с просьбой не приезжать. Мальчикам пришлось во всем признаться.
Сторож оставил семью геолога жить у себя, обеспечил ее продуктами, а сам на лыжах пошел в тайгу рассказать Серегину о приехавшей семье. Маме пришлось научиться носить снег, таять из него воду, топить печь. Как-то она пошла за водой и потеряла Гека, который тем временем уснул в сундуке. Мама от отчаяния выстрелила из ружья. Тем временем сторож с Серегиным были близко. Они поспешили к сторожке. Вскоре из сундука вылез заспанный мальчик, папа принес красивую ель, собрались все геологи. Новый год прошел в веселой обстановке.
Основная мысль: даже небольшая ложь может привести к большим неприятностям. Всегда нужно говорить правду, нельзя недоговаривать.
Это только некоторые произведения, которые задаются на чтение детям второго класса. По указанному образцу можно заполнить другие книги.
Оцените статью | |
Всего голосов: 1, рейтинг: 5 |