Сюжет рассказа зеленая лампа

Анна на шее после венчания не было даже лгкой закуски. 18-летняя девушка аня вышла замуж за 52-летнего чиновника модеста алексеича.

Анна на шее

«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.

В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришёл благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое». А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у неё все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог. «Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашёлся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами».

Супруги стали жить на казённой квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка. Довольно, папочка. “»

С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про чёрный день. И часто проверял: все ли вещи целы.

Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье.

Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. «Подошёл Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал ещё сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у неё такой бедный, такой обыкновенный отец».

На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчётливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“»

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «немедленно уплатить 100 р.»

На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остаётся ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своём каламбуре.

А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка. Будет, папочка. “»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Чехов Анна на шее

Рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее» относится к позднему периоду творчества писателя. В печати произведение появилось в 1895 году и повествует о процессе нравственного упадка главной героини.

Главные герои рассказа 52-х летний Модест Алексеевич и его молодая 18-летняя супруга Анна, которые после венчания посещают монастырь. Посещением монастыря супруг хочет показать Анне о главных принципах брака – нравственности и религиозности. Провожают семейную пару отец Анны и два ее брата. Отец много креститься, братья волнуются и никак не могут успокоиться.

Модест Алексеевич – человек небольшого роста, тучный, но всегда свежевыбритый. В дороге он рассказывает Анне историю о Косоротове, супругу которого также звали Анна. Жена бросала Косоротова, потом возвращалась. Высокопоставленный чиновник, награждая Косоротова орденом, говорит о том, что у того теперь три Анны — одна на груди на фраке, две другие – на шее.

Модест убежден, что когда придет время его награждения, подобной истории с ним не произойдет.

Сама же Анна была из небогатой семьи. Мать умерла, отец пил. У братьев не хватает денег для приобретения обуви, чтобы ходить в гимназию. Молодая дама очень надеялась, что после свадьбы с обеспеченным мужчиной у нее станет гораздо больше денег. Но Модест Алексеевич был невероятно скуп.

Проживали супруги в служебной квартире. Анна, как могла, развлекала себя, занимаясь игрой на рояле, читала. Часто, от скуки плакала. Супруг был погружен в работу, много рассуждал о политике, о награждениях. Он подчеркивал своей молодой жене, что супружеская жизнь – это, прежде всего, долг.

Иногда Анна навещала своего отца и братьев и понимала, что родственники смущаются ее и осуждают за замужество, ради богатства.

Денег у молодой женщины больше не стало, муж их практически не давал, но часто тратился на драгоценности, откладывая их на черный день.

Перед Рождественским балом муж выдал Анне деньги, для того чтобы она пошила себе платье. У девушки был отменный вкус, и платье вышло ошеломительным по красоте. На балу Анна была королевой праздника, много танцевала и совсем забыла о муже. Все мужчины были покорены нарядом и красотой Анны. Анна понимает, что создана для такой богемной жизни.

После бала за Анной ухаживает Артынов. Влиятельный чиновник также заходит в гости и целует ручки молодой даме. Модест Алексеевич счастлив, смотрит на жену таким взглядом, которым смотрел на сильных мира сего. Анна не может скрыть презрение к мужу.

Анна живет новой праздничной жизнью, тратит много денег. У отца и братьев бывает редко. Катаясь на тройке с Артыновым, не обращает внимания на своего отца и младших братьев. Сыновья утешают отца.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Анна на шее. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование в произведении ведется от имени главного героя, солдата, входящего в один из расчет противотанковых орудий, Лозняка.

Одесский король налётчиков празднует свадьбу своей сорокалетней сестры. К Королю пришел молодой незнакомец, и ставит его в известность, что его хотят арестовать городовые

Произведение «Девятый сон Веры Павловны», написанное русским писателем Виктором Олеговичем Пелевиным, повествует о женщине, которая работала в городском туалете для мужчин.

«Метаморфозы» — повествовательное стихотворение в пятнадцати книгах римского поэта Овидия, завершенное в 8 г. н.э. Это эпическая поэма, описывающая создание и историю мира, включающая многие истории из греческой мифологии

В рассказе Михаила Пришвина Лисичкин хлеб, присутствует всего два героя: некий Я и Зиночка. Про меня в рассказе почти ничего не говорится.

Краткое содержание «Анна на шее» Чехова, краткий пересказ, рассказ в сокращении

Действие рассказа происходит в конце XIX века в Киеве.

18-летняя красавица Анна выходит замуж за 52-летнего богатого чиновника Модеста Алексеевича. Девушка идет на это только ради денег, чтобы спасти себя и семью от нищеты.

Вскоре Анна понимает, что ее супруг — жадный, грубый, бесчувственный человек. Модест совсем не дает Анне денег, из-за чего та живет в еще большей нужде, чем до замужества (раньше она брала деньги у отца, но теперь боится, что мужу это не понравится). Анна чувствует себя обманутой и несчастной: супруг пользуется ее красотой и молодостью, не давая взамен ни доброго отношения, ни денег.

Однажды, спустя несколько месяцев после свадьбы, Модест и Анна впервые едут на бал в дворянское собрание. Там Анна очаровывает всех мужчин, в том числе «его сиятельство» (важного начальника Модеста). Также на нее обращает особое внимание богач Артынов.

На следующий день Артынов и «его сиятельство» лично приезжают домой к Анне, чтобы выразить свое восхищение. Девушка понимает, что теперь она имеет влияние в обществе. Модест Алексеевич тоже это понимает и поэтому начинает заискавать перед женой. Анна в ответ прогоняет и обзывает болваном.

После бала жизнь Анны полностью меняется: теперь она каждый день бывает в свете, приезжая домой под утро. Вероятно, у Анны завязываются тайные отношения с богачом Артыновым. Девушка больше не боится мужа и не ограничивает себя в деньгах, а Модест покорно оплачивает все ее счета. (Таким образом Анна «садится на шею» супругу и становится для него «Анной на шее».)

Вскоре Модест Алексеевич получает очередную награду — орден Святой Анны 2-ой степени, он же «Анна на шее». (Теперь у Модеста есть две «Анны на шее»: одна — в виде ордена, вторая — в виде жены.)

Тем временем занятая развлечениями Анна все реже бывает у отца и братьев и мало интересуется их жизнью. Между тем отец Анны пьет еще сильнее, а семья нищает.

Таково краткое содержание рассказа «Анна на шее» Чехова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении.

Завершает третий сезон «Волшебная лавка» Герберта Уэллса. Рассказ загадочный, смешной и даже, быть может, жуткий. Когда будете слушать его, вообразите себя в похожих обстоятельствах. И при этом подумайте над вопросом: хотелось бы побывать в таком необыкновенном магазине?

Поступки и волшебство — общая тема, которая объединяет все выпуски 3-его сезона. В прозе Александра Куприна есть это волшебство, растворенное в повседневности. Незамысловатый рассказ «Чудесный доктор» про Николая Ивановича Пирогова — врача, каких на свете мало. И выдающегося человека.

В этом эпизоде, посвященном Булату Окуджаве, нет актеров. Только голос самого автора. И особенно взволнованно звучит монолог нашего ведущего. Ведь он рассказывает о любимом поэте.

Этот выпуск мы сделали при поддержке «Школы природного голоса». Слушатели «Зелёной лампы» могут пройти онлайн-курсы: «Возрождение природного голоса» или «Голос на миллион». Каждый со скидкой 28%. Для этого надо зайти на сайт goloslogos.ru, выбрать желаемый курс, а в поле «Телефон» вместо номера телефона написать кодовое слово «лампа».

Актер Игорь Барсегян роняет слова так, как будто видит себя в далеком отрочестве. Там, где Сонька и Ника щекочут спину спящему на пляже герою; там, где сладкие мечты о царской власти; там, где отчаянное вранье о совершённых злодействах…

И это только три микроистории из одного большого рассказа Фазиля Искандера. «Страшная месть Чика» включает в себя еще несколько остроумных внутренних новелл. И одну значительную общую мысль.

«Вредина и дракон» и «Бумеранг» — легкие и местами забавные образцы новейшей детской литературы. Их автор Анна Ремез увидит ваши отзывы в ВКонтакте и в Facebook. Скорее всего, даже откликнется на них и захочет ответить на вопросы. Вот один из уже заданных:

— Аня, почему «Бумеранг»? Что возвращается? Объясните, пожалуйста, смысл названия.
Ответ:
— В рассказе девочка хочет к мальчику, который её забыл. Возможно, когда-то с ним случится то же самое. А может, и нет никакого смысла в названии. Я не знаю даже.

А как думаете вы? Читает рассказы киевская актриса Анастасия Фэм.

«Том моментально забыл свою ссору с ней. Скорее на помощь!»

Счастливы те, кому знаком этот порыв… На помощь бывшему врагу! На помощь тому или той, что в опасности!

Как не растерять храбрость? Как хотя бы время от времени совершать поступки, которыми будешь всю жизнь гордиться? Ответы можно найти в «Приключениях Тома Сойера». Но даже не читавшие роман Марка Твена могут увлечься одной только 20-й главой. Её в исполнении Павла Кружнова легко воспринять как отдельную новеллу.

Этот выпуск мы сделали при поддержке «Школы природного голоса». Слушатели «Зелёной лампы» могут пройти онлайн-курс «Возрождение природного голоса» или «Голос на миллион» со скидкой 28%. Для этого надо зайти на сайт goloslogos.ru, выбрать желаемый курс, а в поле «Телефон» вместо номера телефона написать кодовое слово «лампа».

Он темный рыцарь в снежной маске и заплаканный Пьеро, что мечтает о праздничной Коломбине; он «дитя добра и света» и ангел, который «поднял в высоту звезду зеленую одну». Уникальная звезда нашей поэзии — Александр Блок. Путеводная…

В стихотворении «Друзьям» проклятым мучителем назван тот, кто его поэзию станет объяснять. Детям в школе, взрослым — в университете. И все же вряд ли Блок огорчился бы, узнав, что его читают и слушают сегодня, как это сделаем мы с вами сейчас.

Во многих историях, рассказанных Леонидом Андреевым, много печали. А вот в «Кусаке» есть, кажется, еще особенное нечто — нежность.

Справедливо ли мнение этого грустного писателя, что живые существа — родственники? Правда или небылица то, что душа у всех одна? У всех нас одна…

Мужские персонажи Джека Лондона, как и он сам, ясноглазые блондины с большой челюстью и каменными кулаками. Они спешат на помощь другу. Они всегда в пути. Это настоящие герои.

Но есть ещё героини. Об одной из них, прекрасной и решительной, «Убить человека». Незабываемый рассказ этот прозвучит в исполнении Игоря Барсегяна, а ведущий озадачит вопросом о любви к чтению и неспособности к убийству.

Новый сезон по традиции открываем Антоном Чеховым. Это «наш Антоша Чехонте». Без его шуток, сценок, побрехушек — ну, никак!..

Рассказ «Радость» был впервые опубликован в журнале «Зритель». И есть в нем что-то от зрелища, от сценки. Предлагаем послушать эту смешную историю в исполнении актрисы Анастасии Фем.

А потом, возможно, сами вдруг захотите что-то подобное учудить. Обзаведитесь накладными усами, приставными носами, распределите роли между друзьями или родственниками. И вам зимой 2021-го года захочется прочитать в лицах эту юмористическую миниатюру, написанную в далеком январе 1883-го. Это будет незабываемый опыт.

Тема  урока:  Люди в свете зеленой лампы (по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)

Класс: 8

Тип урока:   урок анализа художественного произведения.

Технология: развитие  критического мышления через чтение и письмо. 

Методические приемы: аналитический метод, метод «Кроссенс», метод «Кластер».

Цель урока:  создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.

Личностные результаты: воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности;  развитие критического мышления и творческих способностей учащихся;

Предметные результаты: развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Оборудование урока: портрет А. Грина, рисунки – иллюстрации к рассказам Грина, компьютер, мультимедийная презентация, бортовой журнал.

Ход урока

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята.

«Все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей». Эти слова, сказанные одним замечательным человеком, возьмём эпиграфом нашего урока. А кто говорил эти слова, вы догадаетесь, прослушав отрывок из песни.

Музыкальное оформление.

Звучит в записи песня «Алые паруса» (1 куплет).

 – Почему в песне поётся об алых парусах? С именем какого писателя мы связываем эти слова? Догадались? Да, эти слова были сказаны известным писателем Александром Грином. (Записываем автора на доске и в бортовых журналах)

(Алые паруса – это символ мечты и символ светлого будущего. Эта песня напоминает нам произведение А. Грина «Алые паруса», где алые паруса являются символом надежды.)

-Вспомните, что вам говорит имя писателя А. Грина?

— Мы знаем, что герои одного из его произведений отправились в будущее на корабле с алыми парусами. Давайте и мы начнем путешествие по его произведению и будем вести в ходе урока «бортовой журнал».

-Обращаю внимание на лампу. Но вы уже догадались, почему лампа. Давайте зажжем ее, чтобы свет лампы помог нам подготовиться к откровенному разговору.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Грина «Зеленая лампа». Рассказ с простым названием, которое ни о чём не говорит.

-Но вы, конечно же, догадались, что цвет лампы выбран не случайно. Что означает зеленый цвет? Что символизирует? (Зелёный цвет — цвет надежды, цвет жизни.)

-Да. Зелёная лампа осветила жизненную дорогу Джона Ива, указала ему путь. Зелёная лампа окончательно «ослепила» Стильтона. Зелёная лампа сыграла определённую роль в судьбе героев, причем эти роли разные, совершенно противоположные.

-Как же мы назовем урок? Найти ответ на вопрос поможет кроссенс. Знаете, что это такое?

Перед вами кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Попробуйте догадаться, как будет называться наш урок, решая эту головоломку.

Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных его романтических книг.

Да, наш урок мы назовем «Люди в свете зеленой лампы». Записываем тему урока.

-Итак, чем мы сегодня займемся на уроке?

Проанализируем рассказ, выясним, чему он  учит, что хотел нам сказать автор.  (Целеполагание)

— О ком это произведение?  О чем?

(Произведение о богаче и бедняке, о жестокости и милосердии, о силе характера)

— А чтобы понять главную мысль произведения, обратимся к тексту.

-Ребята, рассказ разделен на 2 части, вспомним содержание 1 части.

-Пересказ 1 части. Пересказ у нас будет коллективный, на основе игры «Передай слово другому». Например, я называю первое предложение, а второй продолжит мой пересказ, т.е. назовет второе предложение, связанное с моим предложением по смыслу. И так далее по цепочке мы перескажем содержание первой части все вместе.

-Кто главное действующее лицо? Кто он такой? Какой он? Охарактеризуйте Стильтона(Стильтон — пресыщенный богач, который уверен во власти денег, жестокий, изощренный, циничный человек, хотел поиграть живой игрушкой, которую можно купить дешево и в рассрочку, хотел насладиться человеческим падением). 

-Кто стал жертвой этого чудовищного замысла? 

(Джон Ив, 25-летний бродяга, приехал в Лондон искать работу. Ему пришлось испытать труд углекопа, слуги в трактире, а оказавшись в Лондоне, ночевать в парках, на пристанях, он изголодался и отощал. Предложение Стильтона он воспринял как благодеяние.)

-Две зеленые лампы вы видите на доске. Почему? (Потому что отношение к лампе у этих героев разное.)

-Вот наши лампы излучают свет. Лучи лампы олицетворяют все то, что вкладывают в это понятие герои. Что можно написать на лучиках. Что символизирует лампа Стильтона? Подберите существительные. Это богатство, жестокость, циничность, насмешка над людьми.

-Джона Ива? (спасение, благодеяние, спокойствие, комфорт, надежность, защита, надежда)

К этой лампе мы еще вернемся в конце урока.

Теперь продолжаем беседу по рассказу.

-В первой части есть еще персонажи?

— Какова роль третьего персонажа—Реймера? (Не будь Реймера, возможно, не произошла бы эта история, ведь Стильтону важно было показать свою безграничную власть над человеком, вероятно, ему хотелось продемонстрировать свою богатую, с его точки зрения, фантазию.)

-Какую ошибку совершил Реймер? За что его можно осуждать?


Сформулируем 1-й вывод и запишем его в «бортовой журнал».

Вывод 1. Нельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. 

-Обратимся ко второй части. Слушаем художественный пересказ 2 части, используя игру «Передай слово другому».


-Удался ли замысел? Стал ли Джон Ив классической жертвой?

-Постарайтесь объяснить, почему шутка не удалась, ведь у Джона Ива было два пути: один — предсказанный Стильтоном—спиться от скуки или сойти с ума, и второй—найти себе дело.

— От чего зависит выбор?

(от характера человека: безвольный и слабохарактерный не будет спорить с судьбой, будет плыть по течению, а настойчивый, волевой, сильный духом человек не сломается. Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он наполнил свою жизнь смыслом, увидел впереди цель, ради которой стоило жить).

 -Сформулируем второй вывод: от чего зависит судьба человека?

 
Вывод 2. Судьба человека зависит не только от обстоятельств, но и от него самого,  его
характера.

Итак, шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло (вспомните: издевательская щедрость).

-А как эта история отразилась на Стильтоне?

(Стильтон разорился: несколько крупных проигрышей, паника на бирже… и он стал никем. Теперь это грязный, скверно одетый, с истощенным лицом старик, живущий в притоне) 


— Это авторский замысел превратил пресыщенного богача в бродягу. А могло ли быть иначе?

-Подумайте в группах и дайте развернутый ответ на вопрос. (уч-ся предлагают свои варианты судьбы Стильтона).

-Почему именно такая участь постигла Стильтона в рассказе? Какую мысль хотел донести до нас автор, о чём предупредить? 


Вывод 3. Не сотвори зла ближнему, иначе оно к тебе же и вернётся. 

Это одна из важнейших христианских заповедей, записанных в Евангелии.

-Скажите, какими качествами обладал Джон Ив? (Джон Ив – настойчивый, целеустремлённый, трудолюбивый человек.)

— А каким ещё качеством, достойным уважения, он обладает? (умение прощать)

— Вспомните последний эпизод, когда Джон Ив увидел Стильтона на улице, который признался: «Глупая шутка. Не стоило бросать денег».

— Как на это отреагировал Джон Ив?

(едва было желание ударить — сдержался, была возможность отомстить — не воспользовался, мало того, предлагает помощь тому, кто хотел сделать его живой игрушкой).

Сформулируйте 4-й вывод самостоятельно.

Вывод 4. Человек должен уметь прощать, откликаться на чужую беду. 

-ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!

-Появились некоторые трудности на пути нашего путешествия. Давайте теперь по группам решать эти трудности.

1 группа: оксюморон

Пошагово обдумать следующие задания. Нужно догадаться, какой термин зашифрован в следующих заданиях.

  1. Звонкая тишина, горячий снег, живой труп. Что за прием используется в этих выражениях?
  2. Этот приём в художественной литературе используется, чтобы привлечь внимание, показать необычность явления.
  3. Вид эпитета, сочетание внутренне противоречащих друг другу понятий. 
  4. Это …
  5. Найдите этот прием во второй части рассказа.

«Издевательская щедрость»- так называет Ив поступок Стильтона. Что необычного в этом словосочетании? (Щедрость-бескорыстие, богатство; издевательский — оскорбительный; противоречивый смысл словосочетания, разное его истолкование).

-Вместе мы преодолели препятствие, прошли через рифы. Без этого не бывает морских путешествий. Мы с вами настоящая команда!

-Запишите в бортовых журналах название этого термина. Прочитайте определение термина и запишите найденный пример из текста.

-С какой целью оксюморон использован для характеристики поступка Стильтона?(чтобы показать, как в поступке Стильтона переплелось добро и зло)

2 группа: новелла

  1. «Метель» А.С. Пушкина, «Мраморная головка» В. Я. Брюсова, «Дары волхвов» О. Генри.
  2. Неординарное событие, динамичный сюжет, неожиданная развязка.
  3. Жанр произведения.
  4. (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. 
  5. Это…
  6. Жанр произведения «Зеленая лампа» — ….

-Да, все правильно. Жанр этого произведения не просто рассказ, а новелла. Почему? Докажите.

-Запишите название термина в бортовых журналах.

3 группа: антитеза

  1. «После бала» Л.Н. Толстого, «Свои и чужие» Н.А. Тэффи, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова.
  2. Контраст, антоним.
  3. Это резкое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой внутренним смыслом или общим устройством. 
  4. Чаще всего основывается на употреблении антонимов.
  5. Такой прием называется …

— Содержание первой части противопоставлено второй, герои поменялись местами: кто был богат и успешен, стал нищим; кто был беден, стал успешным -Случайно ли это? (Нет, не случайно.).

-С какой целью использована антитеза? 
( чтобы противопоставить героев, их судьбы, но самое главное – их отношение к жизни, к человеку). 

-Какой из двух противоположных тезисов доказывает этот рассказ?

Судьба человека предопределена.

Человек сам творец своей судьбы.

-А когда человек может быть творцом судьбы?


Вывод 5. Человек, не имеющий смысла жизни, становится игрушкой в руках судьбы; тот, кто увидел цель, строит свою судьбу сам.


-Обратите внимание на выводы, которые записаны в нашем бортовом журнале.

— Можно ли эти выводы считать позицией автора? (Да. А позиция автора это и есть основная мысль произведения. Все выводы прямо относятся к общечеловеческим законам жизни)

Обобщим

 всё сказанное. Для этого вспомним название рассказа.

-Еще раз, почему зеленая?

Варианты ответов детей:


Зеленый-это цвет 
жизни 

Зелёный светофор говорит, что путь открыт 

Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе) 

Зелёный свет-это мягкий, добрый свет 

«Зеленая лампа» — так назывался литературный кружок, членом которого был А. С. Пушкин, он писал: «Надежды лампа зажжена» (запишем ключевые слова) 

-Посмотрите еще раз на доску. Что бы еще вы добавили к нашим зеленым лампам? Чем стала зеленая лампа для героев во второй части новеллы. Записываем в кластере.

Стильтон (разорение, нищета, одиночество, беспомощность)

Джон Ив (свет в пути, спасительный маяк, успех, поддержка, благосостояние, надежность, милосердие)

-Какую важную мысль отражают эти кластеры? Посмотрите еще раз на выводы. (Некрасиво и неправильно играть чужими судьбами, только от человека зависит будущее, даже в самой безнадежной ситуации есть выход, нельзя никогда терять надежду)

-Какие качества  характера помогли Джону Иву стать успешным человеком?

(Сила воли, характера, усердие, трудолюбие, терпение, чувство собственного достоинства)

-Мы с вами тоже «люди под светом зеленой лампы». Хорошо бы иметь  всем нам качества, которыми обладал Джон Ив. Действительно, вы сегодня на уроке убедились, что «все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей».

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа — надежда, мечта, которая поведет вас по жизни.  

Как трудно во мраке найти свой просёлок,

Тропинку, дорогу—

Легко ошибиться, приняв за природу

Простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу 
Зелёная лампа… 

                                                                        М. СИПЕР

На уроке мы уже зажгли общую лампу, которая объединила нас, подарила радость общения и радость открытия.

А найти свою лампу, свою мечту вам помогут книги, хорошие и разные, и я надеюсь, что среди них будут книги А. С. Грина — замечательного писателя (я думаю, сегодня мы в этом убедились), которого К. Г. Паустовский справедливо назвал «человеком светлой мечты».

Домашнее задание-пожелание на всю жизнь: найти свою настоящую мечту, зажечь свою самую светлую и добрую лампу. «А если придется спускаться по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку».

Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. Пора прощаться друг с другом. У каждого  на партах лежит  зеленая лампа, символ мечты.

Зажгите ее своими добрыми пожеланиями своему близкому другу, всем гостям. Но чтобы эти пожелания были связаны с темой нашего урока.

-Итак, что вы пожелали друг другу. Давайте послушаем.

-Какие пожелания вы оставите гостям?

-А может, кто-то хочет пожелания оставить для себя.

Спасибо за урок!

Звенит свой звонок.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).

  1. Образовательная ситуация.

Мышонок и воздушный шар.

Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предложенную тему.

Задачи:

  1. Учить детей отвечать на вопросы.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Побуждать детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Словарь:  мышонок, воздушный шарик, нашел, надувать, подул, подхватил, полетел, маленький, огромный.

Ход занятия:

В группу вносится воздушный шарик, детям предлагается его рассмотреть.

Ответить на вопросы:

-Что это?

— А какого цвета?

— Для чего нужен воздушный шарик?

-Как с ним можно играть?

— А что я сделала?  (бросила)

 После серии вопросов детям предлагается поиграть в воздушный шарик.

Воспитатель: Ребята, а я знаю историю про одного мышонка и воздушный шарик.

Воспитатель выставляет первую картинку

— Кого вы видите на картинке? Как мышонка можно назвать?

— Что нашел мышонок Плик на дороге?

— Какой был шарик по размеру?

— А как вы думаете, кто потерял шарик?

— Как мог шарик попасть на дорожку?

Воспитатель показывает вторую картинку

— Что мышонок стал делать с шариком?

Воспитатель выставляет третью картинку

— Какой стал шарик по размеру?

Четвертая картинка

— Чем закончилась игра с шариком?

— Что же случилось с мышонком?

Девочки гуляли на лугу и потеряли воздушный шарик.  Мышонок Плик искал зернышки, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Плик опять очутился на земле.

Кто хочет попробовать рассказать историю, которая произошла с мышонком Пликом? (3-4 рассказа)

Закрепление результата:

 Что мы сегодня делали?

Про что мы сегодня с вами придумали рассказ?

А вы дома маме с папой расскажите?

2 Образовательная ситуация:

Домик для гусеницы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым  последним элементом)

Цель: Продолжать учить детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте).

Задачи:

  1. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие.
  2. Продолжать обогащать словарь детей.
  3. Учить отгадывать загадки.

Словарь: зеленая, красное, спелое, сочное, веселая, добрая, залезла, увидела, прогрызла, построила.

Ход занятия: В группу вносится яблоко и предлагается его немного рассмотреть.

— Ребята, как вы думаете, что такое дом?

— У кого есть дома? (у людей, животных, насекомых)

Послушайте загадку и скажите о ком она:

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

А бегать не может.

— Как вы думаете, у гусеницы есть дом?

— А где она может жить? (в коре, в ягодах, фруктах, в цветах, на грибочке и т.д)

— А вот в таком нашем яблоке смогла бы гусеница жить?  (показываем наше наглядное яблоко)

Воспитатель выкладывает 3 картинки, а четвертая закрыта.

— Расскажи какая была гусеница (Как ее звали? Какого цвета?(зеленая) Какой характер у нее был (добрый, веселый)

— Что гусеница нашла на дереве? (Яблоко)

— А какое это яблоко? (красное, сочное, спелое)

— Что гусеница стала делать с яблоком?( грызть)

— Сколько дырочек гусеница прогрызла? (2)

— А как ты думаешь, гусеница просто хотела съесть яблоко или что-то другое с ним сделать? ( Она хотела построить домик)

Воспитатель открывает четвертую последнюю картинку.

— Ребята, смотрите, что сделала гусеничка с  яблочком? (Построила домик)

Воспитатель без предварительного проговаривания рассказа предлагает детям воссоздать историю, которая произошла с гусеницей.

3 Образовательная ситуация:

Как ворона горох вырастила:

Взрослый читает рассказ и  просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности и  самостоятельно составить рассказ.

Цель:  Учить детей составлять рассказы, на основе образца воспитателя, выкладывать сюжетные картинки в логической их последовательности.

Задачи:

  1. Учить раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.
  2. Продолжать учить составлять связанный краткий сюжет рассказа.
  3. Способствовать развитию осознанности правил составления серий картинок.

Ход занятия: Сюрпризный момент: в группу прилетает ворона, и она хочет детям что-то рассказать.

— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня прилетел в гости? (Ворона)

— Давайте спросим, как ее зовут. Скажи,  как тебя зовут? (Каркуша).

Каркуша  сегодня специально прилетела к нам за помощью. Ей прислал фотографии ее друг ворон, о том какая замечательная история с ним приключилась. Но Каркуша случайно уронила конверт, и все фотографии рассыпались. И теперь она не может выложить их в нужной последовательности и не понимает, что же произошло.  Давайте ей поможем?!

Воспитатель: Я расскажу, что произошло, а вы, ребята, попробуете разложить картинки в нужном порядке.

Рассказ: Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом. Петушка заметил ворон. Он ткнул клювом в мешок и оторвал заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворон стал лакомиться сладкими горошинками, а когда наелся, решил вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворон поглядывал на свои растения и радовался богатому урожаю гороха, который ему удалось вырастить.

Дети выкладывают картинки в нужной последовательности.

Затем следует физкультминутка. (Во время, которой картинки опять спутывают)

Воспитатель: Дети, наша Каркуша немного глуховата, она не очень хорошо расслышала мой рассказ, может быть, кто-нибудь из вас попробует рассказать ей историю, которая произошла с ее другом вороном? И покажет ей, как нужно раскладывать картинки?

Далее слушается 3-4 рассказа. (Если ребенку трудно воспроизвести рассказ, то воспитатель задает наводящие вопросы: Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю? Что петушок нёс домой? Кто заметил петушка? Что сделал ворон, чтобы полакомиться горохом? Почему ворон не съел весь горох? Как птица посеяла семена гороха в землю? Что показалось из земли после дождя? Когда на растениях появились стручки гороха? Чему радовался ворон?)

Воспитатель: Каркуше очень понравились ваши рассказы, когда ей снова понадобится ваша помощь, она снова прилетит к вам.

Рефлексия:

Воспитатель: — Дети, скажите, кто к нам сегодня прилетал?  (Ворона, Каркуша)

— А как она выглядит?  (Черная, с большим клювом)

— Что с ней случилось? (Она рассыпала фотографии)

Ребята, сегодня обязательно расскажите своим папам и мамам, кто к нам прилетал, и как мы помогли.

На чтение 25 мин. Просмотров 108 Опубликовано

Содержание:

Краткое содержание

Зимой 1920 года в Лондоне на углу Пикадилли сделали остановку два хорошо одетых джентльмена. Одного из них, высокого, звали Стильтон, а второго, толстого — Реймер. Они только что вышли из ресторана, где ужинали и веселились. В это время они заметили лежащего на земле человека лет 25 в бедной одежде, возле которого уже начинала скапливаться толпа.

На первый взгляд могло показаться, что он пьян или умер, но вскоре он приподнялся, прислонился к ограде и объяснил, что это был обморок от голода.

В этот момент у Стильтона появилась идея, которая показалась ему очень удачной и забавной. Ему уже давно сильно наскучили все развлечения, поэтому теперь он решил, что лучшая шутка — это делать из людей игрушки. Об этом он сказал Реймеру, но тому было всё равно — скоро он уехал. Стильтон же посадил бедного человека в кэб, отвёз в трактир и выслушал историю его судьбы.

Бедняка звали Джон Ив. Он был сиротой, выросшим в Ирландии в семье лесничего и получившим только начальное образование. Когда ему было 15 лет, его опекун умер, взрослые дети лесничего разъехались, а ему пришлось искать работу. Он трудился у одного фермера, затем был углекопом, матросом, служил в трактире, а после заболевания воспалением лёгких задумал отправиться в Лондон, но там столкнулся с безработицей и конкуренцией. Ему часто приходилось голодать и ночевать на улице, как в этот вечер.

Стильтон же был очень богат. Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на центральной улице, на втором этаже, и каждый вечер, от пяти до двенадцати ночи, будет зажигать лампу под зелёным абажуром. Пока она горит, Ив не должен покидать дом, кого-либо принимать и с кем-либо общаться. Это может продлиться год или даже всю жизнь.

Стильтон сказал, что свет в окне якобы будет служить знаком для людей и дел, о которых Джону знать не следует. Также он велел молодому человеку написать письмо до востребования с секретным шифром и ждать, что однажды придут некие люди, которые его озолотят.

Бедняк был удивлён таким великодушием и сразу согласился на сделку. Уже на следующий день он привёл задумку в исполнение: в окне дома № 52 по Ривер-стрит горела лампа. Стильтон привёл к дому своего друга Реймера и похвастался шуткой, сказав, что сделал игрушку из живого человека. Он очень гордился этой идеей, желая доказать, что человек, ежедневно зажигающий лампочку и ждущий неизвестно чего, сопьётся от скуки или сойдёт с ума. Реймера, впрочем, задумка не впечатлила.

Спустя восемь лет в больницу для бедняков, расположенную на окраине Лондона, привезли грязного, скверно одетого истощённого старика. Он оступился на тёмной лестнице притона и сломал ногу, что повлекло за собой сложную травму и разрыв сосудов. Чтобы не начался воспалительный процесс, ногу пришлось ампутировать. Операцию провёл талантливый хирург, которым оказался Джон Ив. Он узнал в старике Стильтона и очень удивился, при каких обстоятельствах им довелось увидеться вновь. Он задал бывшему богачу вопрос, почему тот теперь попал в такую ситуацию.

Выяснилось, что Стильтон разорился, проигрался, столкнулся с проблемами и уже три года нищенствовал. А Ив в первое время исправно зажигал лампу, но, сидя дома, читал все книги, которые попадались ему под руку. Однажды он прочитал старую анатомию и был поражён, увлёкшись тайнами человеческого организма. После этого он решил стать врачом и был готов сделать для этого всё.

Как-то раз он увидел под окнами дома Стильтона. Тот, не замечая Джона, пробормотал, что почти разорён, что не стоило тратиться на эту затею, а также назвал Ива «дураком». Тот разозлился от этих слов и хотел ударить его, но осознал, что благодаря его «издевательской щедрости» смог получить образование, поэтому он просто прошёл мимо. Денег Ив уже не получал, но он успел накупить книг, а студент, живший по соседству, помог ему сдать экзамены в медицинский колледж. Джон оказался способным учеником и обрёл профессию хирурга.

Шокированный Стильтон сказал, что давно не подходил к этому окну, но теперь ему казалось, что там и сейчас горит лампа, освещающая ночную тьму. Он извинился перед Джоном. А тот предложил ему работать в амбулатории — записывать имена пациентов, и посоветовал, спускаясь по тёмной лестнице, зажигать хотя бы спичку.

План для пересказа

Произведение достаточно короткое и условно поделено автором на две части: события в первой происходят в 1920 году, а во второй — через восемь лет. Но для удобства можно поделить текст таким образом:

  1. Бедняк на улице.
  2. Судьбоносная встреча.
  3. Странная сделка.
  4. Лампа в окне.
  5. Новая встреча спустя годы.
  6. Причудливая месть фортуны.

Главные герои

В произведении «Зелёная лампа» главными героями являются только два человека, а также имеется один второстепенный персонаж. Их характеристика:

  1. Джон Ив — в начале рассказа описан как плохо одетый человек 25 лет. Сирота родом из Ирландии, воспитанный в семье лесничего, человек с непростой судьбой, сменивший немало профессий (углекоп, матрос, слуга в трактире) и приехавший в Лондон попытать счастья, но столкнувшийся с безденежьем. Впоследствии он — образованный, талантливый хирург, серьёзный, высокий мужчина с грустным взглядом. Это упорный, способный, целеустремлённый человек, умеющий добиваться поставленных высот. Он добр и великодушен: к примеру, его доброта проявляется в том, что после всего он предлагает разорившемуся Стильтону работу в амбулатории.
  2. Стильтон — хорошо одетый высокий джентльмен 40 лет, холостой, хозяин торговых складов в Сити, владеющий состоянием в 20 миллионов фунтов. Пресыщен жизнью и развлечениями, которые можно купить за деньги, вёл праздный образ жизни. Считал себя человеком огромного воображения и фантазии, хотя на самом деле это было не так. Судя по всему, привык сорить деньгами. Глуп и циничен, поскольку позволял себе жестокие шутки над судьбой бедных людей, лишённые доброты и смысла. Главный аргумент, который он привёл, задумывая шутку с лампой, — «Игрушка из живого человека — самое сладкое кушанье». Можно сказать, что он беден духовно. Полностью разорившись, становится беден и в материальном плане, превращаясь в грязного, плохо одетого старика с измождённым лицом. Однако в итоге он всё же раскаивается.
  3. Реймер — друг Стильтона, богатый толстый джентльмен. Брезглив: называет лежащего на земле человека «падалью» и выдвигает предположение, что тот пьян или умер. Достаточно равнодушен и презрителен даже к задумкам своего приятеля. Однако не лишён рассудительности: называет Стильтона «дураком», не видя ничего весёлого в его игре с живым человеком.

Анализ и смысл

Анализ «Зелёной лампы» Грина показывает, что жанр произведения — рассказ-притча. Это можно определить по таким признакам, как заострение главной мысли, позволяющей читателю вынести урок, философское суждение автора, элементы фантастики и условности.

Уникальность композиции заключается в контрасте: вторая часть противопоставляется первой, один персонаж и его судьба противопоставляются другому. В первой части источником света является лампа под зелёным абажуром, во второй Джон советует Стильтону освещать себе дорогу спичкой.

Главные мысли произведения:

  1. Судьба всегда воздаёт каждому за его деяния. Стильтон был наказан за свои циничные, бессмысленные и жестокие идеи превратить бедняка в живую игрушку. Он сам стал бедняком и потерял ногу. Джон Ив, напротив, был добр и стойко сносил все превратности судьбы, в итоге стал талантливым врачом.
  2. Деньги не всегда благо. Даже имея огромное состояние, Стильтон не смог удержать его в своих руках, получить от него удовлетворение и пользу: он проводил все дни в праздности, играл в азартные игры и в конце концов разорился. Джон Ив, имея даже небольшой доход, пустил деньги в дело, купив на них книги, и получил образование. После этого он, став врачом, начал приносить людям пользу. Таким образом, просто иметь деньги мало: нужно ещё иметь ум, упорство, напористость, целеустремлённость и другие положительные качества.
  3. Нужно всегда оставаться человеком. Джон не хочет мстить старику за злую шутку: наоборот, он предлагает помощь в виде работы и свой вариант лампы — спичку, которая может стать для Стильтона надеждой. Он продолжает проявлять заботу и доброту.

Надежда, мечта и реальность

Название произведения имеет глубокий смысл. Это символ надежды, света и добра, знак веры в возможности человека и оправданность его стремлений к мечтам.

Для Стильтона лампа была лишь средством показать своё преимущество и превосходство над глупым бедным человеком. Она должна была превратиться в символ никчёмной жизни одураченного бедняка. Но для Ива она стала источником света и озарила ему путь в светлое будущее. Идея произведения заключается в том, что тот, кто поставил перед собой важную цель, может стать хозяином собственной судьбы.

Ещё одна важная тема «Зелёной лампы» Грина — мечта и реальность. Имея мечту, Джон стремится как можно скорее претворить её в жизнь, не жалея для этого средств: он спрашивает в библиотеке, какие книги ему нужно прочитать, чтобы стать доктором, покупает их, готовится к экзаменам с помощью своего соседа-студента.

Важная мысль приводится в цитате из произведения, которую произносит Джон: «Если желание сильно, то исполнение не замедлит».

Отзывы

Сегодня мы читали в классе произведение Александра Грина «Зелёная лампа» и писали по нему сочинение. Это очень поучительный рассказ, заставляющий верить, что добро и справедливость обязательно восторжествуют.

Главный герой, Джон Ив, ежедневно зажигающий лампу, не сошёл с ума и не спился, как предрекал ему в жестокой насмешке богач Стильтон. Наоборот, он стал достойным человеком, приносящим пользу обществу. Деньги Стильтона, присылаемые ему раз в месяц, лишь немного помогли ему: в остальном он, как говорится, «сделал себя сам», выбравшись в люди благодаря своему упорству и желанию учиться. Стать врачом — это мечта, к которой он стремился.

А Стильтон в полной мере испытал на себе то, что в этой жизни всё возвращается бумерангом. Он хотел зло пошутить над бедным человеком, и судьба тоже сыграла с ним злую шутку. Хотя в конце произведения его даже становится немного жалко, ведь он извиняется перед Джоном.

Чтение рассказа «Зелёная лампа» доставило мне большое удовольствие. Его автор, Александр Грин, является настоящим мастером слова и художником, рисующим перед нами поучительные картины жизни. Это очень короткое произведение, в котором писатель успевает показать две человеческие судьбы и заложить глубочайший смысл. Можно бесконечно думать над глубиной этого рассказа, с каждым разом находя в нём важные мысли.

Можно также провести параллель с другим произведением Грина, которое мне тоже очень нравится, — «Алые паруса». Лампа и алые паруса стали символами добра, которые дарят надежду, веру в лучшее и сулят главным героям осуществление желаний.

Читая онлайн историю «Зелёная лампа», я нашла о ней хорошее высказывание Беллы Ахмадулиной: «Прочитаешь „Зеленую лампу“ Грина, и ляжет на душу добро». Это действительно так: после прочтения мне тоже стало как-то легко и спокойно, я ощутила надежду и почувствовала, что стала обладательницей большой мудрости, почерпнутой из этого небольшого рассказа. Например, я поняла, что не деньги красят человека.

А умный и добрый Джон Ив стал для меня одним из любимых персонажей. В первой части к нему проникаешься сочувствием, но потом — глубоким уважением. Он умеет идти к своей цели и находит своё призвание. Кто бы мог подумать, что простой рабочий, которому приходилось и грузить уголь, и быть матросом, будет в восхищении от книги про анатомию: «Как пьяный, я просидел всю ночь над этой книгой». Хочется верить, что в дальнейшем он станет известным хирургом и сможет заработать этой профессией много денег.

Благодаря его доброте может хорошо сложиться судьба и у обнищавшего Стильтона, которому Ив предложил работу, тоже дав надежду, но не призрачную, а реальную.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Очень кратко:Богач решает подшутить над нищим бродягой, превратив его жизнь в пустое ожидание и считая, что тот сопьётся. Через восемь лет разорившийся богач встречает бродягу, который успел стать врачом.

Оригинал этого произведения читается всего за 9 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Лондон, зима 1920 года. Двое состоятельных мужчин среднего возраста вышли из дорогого ресторана и увидели плохо одетого человека лет двадцати пяти, лежащего на тротуаре без сознания. Мужчины решили, что человек пьян или умер, но тот пришёл в себя и сказал, что потерял сознание от голода.

Один из мужчин, Стильтон, решил подшутить над беднягой. Он отвёз нищего в трактир, накормил и выслушал его историю. Сирота Джон Ив приехал в Лондон из Ирландии, где воспитывался в семье лесничего. Когда Иву исполнилось пятнадцать лет, его покровитель умер, а взрослые дети лесничего разъехались по миру.

Продолжение после рекламы:

Иву пришлось уйти из дому. Сначала он работал у фермера, потом — углекопом, матросом, слугой в трактире. В 22 года, переболев воспалением лёгких, Ив «решил попытать счастья в Лондоне», но из-за безработицы найти работу не смог и стал бродягой.

Сорокалетний Стильтон, миллионер, владелец торговых складов, скучал. Он считал, что люди — лучшие игрушки, и решил сделать такую игрушку из бездомного бродяги. Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на одной из центральных улиц и каждый вечер, от пяти до двенадцати, будет ставить на окно лампу с зелёным абажуром. В это время Ив не должен выходить из дому и кем-либо общаться.

Стильтон сказал, что лампа послужит сигналом для неких таинственных «людей и дел», о которых Иву знать не полагалось. Он велел тому написать письмо до востребования с таинственным шифром и пообещал, что однажды появятся люди, которые сделают Ива богатым.

На следующий вечер в окне одной из центральных улиц горела зелёная лампа, а под окном Стильтон объяснял приятелю свой немудрёный замысел, которым очень гордился. Он считал, что человек, ожидающий неизвестно чего, непременно сойдёт с ума или сопьётся, и хотел доказать это экспери­ментально.

Игрушка… игрушка из живого человека — ‹…› самое сладкое кушанье!

Восемь лет спустя, в лондонскую больницу для бедных привезли грязного, истощённого старика в лохмотьях, который сломал ногу, упав на «чёрной лестнице тёмного притона». Перелом вызвал разрыв сосудов, началось воспаление, и ногу пришлось ампутировать.

Брифли существует благодаря рекламе:

Придя в себя после операции, старик увидел у своей постели доктора, который оказался Джоном Ивом. Ив же узнал в старике Стильтона. Тот рассказал, что разорился, проигравшись на бирже, и вот уже три года нищенствует.

Ив несколько лет зажигал зелёную лампу и от скуки читал всё подряд. На этажерке в снятой им тогда комнате он нашёл старую книгу по анатомии, и перед ним «открылась увлекательная страна тайн человеческого организма». Просидев над книгой всю ночь, Ив решил стать врачом.

Однажды вечером Ив увидел на улице Стильтона, который, глядя на окно с зелёной лампой и не замечая Джона, сказал, что почти разорён, пожалел выброшенных на глупую идею денег и назвал Ива «классическим дураком». Ив хотел ударить Стильтона, но вспомнил, что благодаря его «издевательской щедрости» может получить образование, и молча прошёл мимо.

Если желание сильно, то исполнение не замедлит.

Денег Ив больше не получал, но он успел купить много книг, а сосед-студент помог ему подготовиться к экзаменам и поступить в медицинский колледж. Потрясённый Стильтон сказал, что давно не подходил к окну Ива, но ему кажется, что там до сих пор горит зелёная лампа, «озаряющая темноту ночи».

Стильтон попросил у Ива прощения, а тот предложил старику работу — записывать в больничной амбулатории имена больных, и посоветовал зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокнига

Зеленая лампаАудиокнига. 11 мин. Читает Павел Ломакин. Бесплатный отрывок:Павел Ломакин11 мин

Читайте также

Сюжет. В Лондоне зимой 1920 года двое богатых приятелей средних лет, выйдя из фешенебельного ресторана, наткнулись на молодого бродягу. Он без чувств лежал на тротуаре. Один из богачей, Стильтон, с любопытством разглядывал бедолагу, второй, Реймер, брезгливо предполагал, что парень мертвецки пьян или просто мертв. Но юноша не умер – с ним случился голодный обморок, о чем он слабым голосом и сообщил.

Между тем, Стильтону в голову пришла идея, которая казалась ему на редкость удачной шуткой: сделать из человека живую игрушку. Он усадил парня в экипаж, отвез в трактир, накормил и услышал его печальную, хотя и типичную для многих, историю. Джон Ив (так звали бедолагу) был ирландцем, сиротой, и до 15 лет жил на родине, в семье лесничего. Когда лесничий умер, а дети его разъехались по миру в поисках своего счастья, Ив сам стал зарабатывать себе на жизнь. Трудился на ферме, был углекопом, матросом и слугой, а в 22 года, переболев воспалением легких, решил найти свое место под солнцем в Лондоне. За три года он впал в крайнюю нищету: работы было мало, а желающих работать – много.

Жизненный путь холостяка Стильтона был совсем другим, к сорока годам он изведал все удовольствия и сколотил состояние в 20 миллионов фунтов. В трактире он напустил на себя таинственный вид, отказался назвать свое имя, и предложил парню сделку. Тот получит 10 фунтов в месяц, если снимет квартиру в центре города и будет каждый вечер, строго с 5 часов до полуночи, ставить на окно зажженную керосиновую лампу под зеленым абажуром. Пока лампа будет гореть (год или гораздо больше лет), Джону запрещено покидать квартиру, принимать гостей. Стильтон даже намекнул, что однажды за эту услугу Джона озолотят некие люди, члены тайной организации, для которых свет лампы будет сигналом, знаком.

Следующим вечером Стильтон с Реймером пришли полюбоваться на болвана с лампой. Того, кто задешево продал себя, свое время, и думает, что участвует в каком-то важном деле. Человека, ставшего игрушкой в руках Стильтона.

Через восемь лет в больницу для бедных доставили грязного старика, вопящего от нестерпимой боли. Он сломал ногу в каком-то притоне. Молодому хирургу пришлось ампутировать ему правую ногу. Врач (а это был Джон Ив) узнал в пациенте Стильтона. Парень не спился, и не сошел с ума у лампы, а стал врачом. А вот богачу изменила удача: три года назад он разорился.

Джон добросовестно зажигал лампу, увлекся чтением, взял в руки книжку по анатомии – и захотел пойти в медицину. В библиотеке ему объяснили, какие предметы нужно знать будущему врачу (от математики до латыни). Знакомый студент помог поступить в медицинский колледж. Правда, Джон со временем немного нарушил условие сделки: он уходил из дома по вечерам. Однажды он даже столкнулся под окнами с самим уже разоренным Стильтоном. Тот бормотал о своем банкротстве и дураке, ради которого он выбросил на ветер кучу денег. Ив не ударил его, ведь эти фунты дали ему шанс купить учебники и попасть в любимую профессию. Спустя полтора года он осуществил свою мечту и стал студентом.

После его рассказа в Стильтоне проснулась совесть. Давно он не был под окнами дома, где горела лампа. Теперь ему казалось, что она все еще светит во тьме. Он попросил прощения у Джона, а тот предложил старому бродяге работу: записывать имена приходящих пациентов. Вот только пусть будет осторожнее на лестницах, и в темноте зажигает «хотя бы спичку».

Отзыв. Богач сделал добро нехотя, хотя имел для добрых дел все возможности. Зеленая лампа еще и символ надежды, веры в себя, людей и свое будущее. Издевательское обещание богача сбылось: герой был вознагражден за свою услугу. Хорошему человеку нужна лишь рука помощи, чтобы подняться. Тема раскаяния, благодарности, награды даже за невольное добро, благородства, великодушия, прощения. Тема одиночества, эгоизма и впустую растраченной жизни. Каждый несет ответственность за свои поступки, за путь, который он выбирает. Нельзя играть человеческой судьбой. Деньги – преходящи, добро – вечно.

Рассказ «Зеленая лампа» Грина был написан в 1930 году. Это небольшое по размеру, но весьма емкое по смыслу произведение описывает судьбы двух людей, весьма различных по материальному и социальному статусу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Зеленая лампа» на нашем сайте.

Главные герои

Стильтон богатый, пресыщенный господин, который развлекался, играя судьбами других людей.

Джон Ивопустившийся бедняк, «игрушка» Стильтона, впоследствии – успешный хирург.

Другие персонажи

Реймер богатый господин, приятель Стильтона, безучастный свидетель его эксперимента.

Краткое содержание

Глава 1

Лондон, зима 1920 года. Из дорогого ресторана вышли « двое хорошо одетых людей среднего возраста» – Реймер и Стильтон. Их внимание привлек молодой человек, лежавший без сознания на тротуаре. Мужчины решили, что он мертвецки пьян или мертв, но тот пришел в себя и сказал, что потерял сознание от голода.

После этих слов у высокого господина, которого звали Стильтон, «явился интересный замысел». Уставший от привычных развлечений роскошной жизни, он нашел для себя новую забаву – «делать из людей игрушки». Стильтон отвез парня в трактир, где накормил и выслушал историю его жизни. Выяснилось, что беднягу звали Джон Ив, и он приехал в Лондон из Ирландии, где до пятнадцати лет воспитывался в семье лесничего. После смерти своего покровителя он был вынужден скитаться по свету, не гнушаясь самой тяжелой работы. Джон возлагал большие надежды на столицу, но в Лондоне царила столь страшная безработица, что он вскоре стал бродягой.

Стильтон, который к сорока годам изведал все земные радости, считал «себя человеком большого воображения и хитрой фантазии». Он предложил Иву десять фунтов в месяц при условии, что тот снимет комнату на центральной улице и каждый вечер, от пяти до двенадцати, будет ставить на окно лампу с зеленым абажуром. В это время Иву было строжайше запрещено покидать дом и с кем-то общаться.

Стильтон объяснил, что лампа является сигналом для неких таинственных людей, знать которых Джону вовсе не обязательно. Он велел юноше написать загадочное письмо и напомнил, «что неизвестно когда, может быть, через месяц, может быть, — через год», появятся люди, которые непременно сделают Джона богатым.

Уже на следующий вечер в окне дома на одной из центральных улиц горела зеленая лампа, и Стильтон, глядя на нее, с гордостью рассказывал Реймеру, что там сидит «дурак, купленный дешево, в рассрочку, надолго». Богач не сомневался, что Джон не выдержит такой жизни и «сопьется от скуки или сойдет с ума».

Глава 2

Спустя восемь лет в больницу для бедных, расположенной на самой окраине Лондона, привезли старика. Это был «грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом», который сломал ногу, оступившись на темной лестнице одного из притонов. Перелом кости вызвал разрыв сосудов, и ногу пришлось ампутировать.

Когда старик пришел в себя после операции, у своей постели он увидел хирурга. Им оказался тот самый Джон Ив, над которым восемь лет назад один богатый господин решил провести эксперимент. К большому удивлению Джона, в жалком старике с ампутированной ногой он узнал богача Стильтона. Выяснилось, что Стильтон разорился, несколько раз неудачно сыграв на бирже, и последние три года вел жизнь заправского нищего.

В свою очередь Джон Ив рассказал, что зажигал лампу в течение нескольких лет. Поначалу «от скуки, а потом уже с увлечением начал читать все, что мне попадалось под руку». Однажды ему в руки попала анатомия, которая открыла Джону тайны человеческого организма. Чтение этой книги настолько увлекло молодого человека, что он решил непременно стать врачом.

Также Джон рассказал Стильтону, как пару лет спустя он встретил его на улице, глядящего на окно с зеленой лампой. К тому времени Стильтон был почти разорен. Он назвал Джона классическим дураком и пожалел денег, потраченных на этот неудавшийся эксперимент. В тот момент Джон Ив хотел ударить Стильтона, но вовремя спохватился, вспомнив, что благодаря его «издевательской щедрости» мог стать образованным человеком.

Спустя полтора года прилежной учебы Джону удалось сдать экзамены и поступить в медицинский колледж. Услышав это, Стильтон понял, как был неправ и попросил прощения у своей «игрушки». Джон Ив с радостью простил его и предложил скромное место в амбулатории – «записывать имена приходящих больных». Напоследок он лишь посоветовал старику зажигать «хотя бы спичку», спускаясь по темной лестнице.

Заключение

Произведение Александра Грина учит милосердию, доброте, умению сопереживать горю других и протягивать руку помощи. Даже в самой непростой ситуации можно отыскать положительные стороны и использовать их себе во благо.

После ознакомления с кратким пересказом «Зеленой лампы» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Зеленая лампа»?</h3>

    • <label>Александр Дюма</label>
    • <label>Александр Грин</label>
    • <label>Эдгар По</label>
    • <label>Фазиль Искандер</label>

(новая вкладка)

«Зеленая лампа» краткое содержание рассказа Александра Грина поможет вспомнить главные события в произведении.

«Зеленая лампа» краткое содержание читать

Это рассказ о том, как нищий бродяга Джон Ив, умиравший от голода на одной из лондонских улиц, благодаря миллионеру Стильтону вскоре стал человеком, достойным уважения.

Зима 1920 года. Лондон. На углу улицы Пикадилли остановились двое людей среднего возраста. Они были хорошо одетых и только что ужинали в дорогом ресторане.

На улице они наткнулись на бедно одетого молодого человека, который лежал неподвижно. Вокруг него собиралась толпа. Этот человек потерял сознания от голода.

— Реймер! — сказал Стильтон. — Вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Беднягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии, работал везде, где мог найти работу. В те времена царила жестокая безработица.

Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить…»

Джон Ив согласился. Тем более что Стильтон пообещал в один, пока неизвестный час сделать Ива миллионером.

На самом деле такая выдумка богача родилась от безделья, хотя ему она казалась гениальной. Этим поступком он хотел распорядиться чужой жизнью, которая как ему казалось, не имела никакой ценности.

Стильтон хвастается Реймеру, что задешево купил дурака, который «сопьется от скуки или сойдет с ума».

Прошло восемь лет. В больницу для бедных привезли пьяного, истощенного, неопрятного старика. Он сломал ногу на темной лестнице притона. Это был Стильтон, который разорился и стал нищим.

Над ним наклонился врач -— это был Джон Ив. Джон спасает жизнь старику не из-за жажды наживы и ни ради забавы, а потому что это его долг, как врача.

Оказавшись в вынужденной изоляции, Джон Ив стал читать, увлекся анатомией, медициной, накупил книг и стал учиться.

Сосед-студент помог ему поступить в медицинский колледж. Ив не сердится на Стильтона, ведь он, желая сделать из подобранного на улице бедняка игрушку, изменил его жизнь к лучшему.

— Вероятно, через три недели вы сможете покинуть больницу, — говорит врач бывшему богачу. — Тогда позвоните мне, быть может, я дам вам работу: записывать имена приходящих больных. А спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку.

Почему рассказ называется «Зеленая лампа»?

«Зеленая лампа» говорит читателю о том, что деньги не должны становиться главной целью, это только инструмент, благодаря которому моно осуществить некоторые желания. Джон – яркий пример человека, который в полной мере использовал возможность, подаренную ему судьбой.

Свет, который исходит от лампы, стал символом добра, символом надежды на светлое будущее, где всегда есть место мечте. Ведь именно надежда помогла человеку, родившемуся в нищете стать врачом, способным достойно жить. Если человек сильно захочет, он сможет достичь высот, как сделал это Джон. И хоть поначалу он был лишь игрушкой в руках жестокого богача, в итоге зеленая лампа осветила его жизнь и наполнила ее светом.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/grin-zelyenaya-lampa.html
  • https://briefly.ru/grin/zelenaia_lampa/
  • https://kratko.rustih.ru/aleksandr-grin-zelenaya-lampa/
  • https://obrazovaka.ru/books/grin/zelenaya-lampa
  • https://kratkoe.com/zelenaya-lampa-kratkoe-soderzhanie/

  • Сэкономил или сыкономил как пишется
  • Сьезжать или съезжать как пишется
  • Сюжет сказки кот и лиса
  • Сэлинджер девять рассказов аудиокнига
  • Сыщик как пишется правильно