Неизгладимый отпечаток в памяти народов Советского Союза оставила Великая Отечественная война. Конечно же, это событие нашло отражение и в литературе. Сегодня этому историческому периоду посвящено множество литературных памятников. Не остался в стороне известный в СССР писатель Михаил Шолохов. Самым пронзительным шедевром автора стало произведение «Судьба человека». Анализ рассказа поможет ученикам 11-го класса подготовиться к сочинению для сдачи ЕГЭ.
История написания
Произведение «Судьба человека» Михаила Шолохова создано на основе реальных событий: однажды автор познакомился с мужчиной, который поведал ему о своей трагической жизни. Эта история стала почти готовым сюжетом, но не сразу превратилась в рассказ.
Идею создания писатель продумывал более 10 лет, однако изложение на бумаге заняло всего несколько дней. Свое творенье Михаил Александрович посвятил Елене Левицкой. Последняя помогла ему издать роман «Тихий Дон».
Произведение было напечатано в издании «Правда» в конце 1956 года. Спустя время рассказ на всю страну был зачитан на всесоюзном радио. Слушателей и читателей потрясла правдивость этой работы, она получила заслуженную популярность.
В отношении литературы книга открыла для авторов новый метод раскрытия военной тематики — через судьбу одного человека.
Михаил Шолохов «Судьба человека»
На мой взгляд, эта вещь — лучшее доказательство творческой беспомощности Шолохова. Как известно, с началом ВОВы, Сталин заказал ему роман о войне, но писатель с большим скрипом и промедлением сумел выдавить из себя только этот рассказик. И после этого на протяжении почти 30 лет ничего толкового уже не написал, что очень сильно укрепило позицию литературоведческой школы, считающей М.А. банальным плагиатором.
«Судьба человека» вроде как должна иллюстрировать «военный опыт гражданского человека» — но поверить в это не получается. Слишком уж казенно-пафосным языком написано это произведение. Как в прямой речи героя, так и в авторском повествовании звучат суровые комиссарские нотки, отдающие передовицами «Правды». Не говорили так люди того времени, и уж тем более, не думали. Это уж Шолохов свою замполитовскую профдеформацию экстраполирует на русский народ. Фабула рассказа конъюнктурна и нереалистична.
Соблюдены все коммунистические религиозные каноны: идет активная демонизация немцев, которые все как один палачи, маньяки, алкаши и физические уроды. Впрочем, иногда в мозгу совписа щелкает тумблер: «Нужна же энта, как ее… диалектика!» Ведь даже у самого глупого читателя может возникнуть вопрос: если нацисты были такими придурками, как же это они дошли до Москвы, Петербурга, Кавказа и Волги, в пух и прах разбив армию в которой танков было больше, чем у остальных держав вместе взятых? Тут из ниоткуда появляется образ рыцаря-коменданта, «умеющего ценить отважного противника», одаривающего Соколова жратвой вместо того, чтобы пустить пулю между ушей. На этом «сложный сюжет» заканчивается и автор снова срывается в пронзительный бабий визг.
Да, литературные приемы тут используются самые примитивные, в духе женских слезовыжимательных романов. «Враги сожгли родную хату, убили всю его семью». В советской литературе «русским великодержавным держимордам» можно было только страдать, платить и каяться, что с успехом и демонстрирует терпила-герой. Русский солдат, по мысли сталиниста-автора, не имеет морального права вернуться домой гордым победителем, осененным славой, с честно добытыми трофеями. Опущенный и сломленный Соколов в качестве нищего бомжа отправляется гробить остатки здоровья за жалкие копейки куда? — правильно, в Урюпинск, ставший символом провинциальной безнадеги и отсталости. Здесь Шолохову впервые удается выполнить литературную задачу: совсем не старый герой предстает перед нами ветхим дедом в двух шагах от могилы. Автор прямым текстом пишет, что Соколову осталось совсем недолго. Это перекликается с советской политикой в отношении фронтовиков: никаких привилегий, никаких воинских братств и торжеств, убирайтесь-ка с глаз долой из сердца вон, а то слишком много понимать о себе стали. Только через 20 лет, когда наиболее опасная часть русских ветеранов уйдет в мир иной и угроза бонапартизма перестанет страшить хохпартайгеноссе начнутся ритуальные пляски на костях и закидывание выживших подачками и побрякушками — впрочем, и здесь, основные бонусы достанутся социально близким «ветеранам Ташкентского фронта».
Про исторический контекст данного произведения я даже писать не буду. Еще при Советах отмечалось, что Шолохов напортачил, что герой его, вернувшись из плена никак не мог избегнуть фильтрационных лагерей и дотошной чекистской проверки, в ходе которой любая случайность могла привести к гибели…
В общем, данная книжка являет собой эталон советской литературной традиции: ее якорями являются азиатские жестокость, обезличенность, депрессивность и общий посыл: «если реальность не согласуется с нашими религиозными постулатами — тем хуже для реальности». Хорошо, что запечатление этой ментальности сохранится для потомков: наши дети уже не будут верить, что несколько поколений русских людей прожили настолько бедную, бесправную и полную лишений жизнь.
Тематика произведения
Изучая анализ «Судьбы человека» Шолохова, невозможно обойти стороной темы, которых касается работа. В первую очередь, это тематика войны и людей, принимавших в ней участие. Эта трагедия большой страны затрагивает тончайшие душевные струны, формируя понимание того, что являет собой человек на самом деле.
До начала ВОВ главный герой был простым человеком: работал, воспитывал детей, содержал семью. Соколов спокойно жил и трудился, скорее всего, думал о будущем, о чем-то мечтал. По крайней мере война точно не входила планы мужчины. Андрей выучился на водителя, дети ходили в школу, жена вела домашнее хозяйство.
Как настоящий патриот Отчизны, герой встал на ее защиту с первых дней войны. Михаил Александрович был одним из авторов, уверенных в силе духа простого русского человека, который может даже на поле боя сохранить истинные человеческие качества. Главная мысль — судьба мужчины, прошедшего все ужасы войны и плен, но в то же время сумевшего остаться человеком.
Автор утверждает: важно проявлять человеческие качества в любой ситуации. В худшем случае настоящий человек предпочтет смерть, ведь чувство собственного достоинства не позволит ему стать предателем.
Выбрав существование ценою жизни других, такая личность не имеет права называться человеком. Именно так и поступил герой: услышав о предстоящем предательстве, он задушил мерзавца.
Судьба персонажа сложилась довольно трагически: тяжело ему было и на поле боя, а после войны — и того хуже. Семью убили фашисты, старший сын Соколова погиб в День Победы, мужчина остался на этом свете совершенно один. Однако герой смог выстоять в этой ситуации: он подобрал беспризорника, назвался его папой, дав надежду на будущее себе и мальчику.
В процессе изучения анализа произведения напрашивается вывод: человечность, как непреклонность и мужество, непобедимы. Каждый читатель должен понимать, чему именно учит литературный шедевр. Это повествование о мужестве и героизме народа, который победил коварного противника, сохранив веру в светлое будущее страны.
Война сломала много человеческих судеб, отобрав прошлое и лишив будущего. Герой произведения на себе испытал все тяжести военного времени. Мужчина остался в этом мире совершенно один, потерял семью. В аналогичной ситуации оказался и маленький мальчик. В итоге два человека нашли друг друга, возродив веру в будущее.
Краткое содержание рассказа «Судьба человека»
Первой послевоенной весной встретился рассказчику возле хутора Моховского у переправы через разлившуюся почти на километр речки Еланки высокий сутуловатый мужчина с мальчиком. Мужчина, решив, что рассказчик тоже шофер, как и он, подошел поговорить и предложил покурить. Разговорившись, незнакомец поведал свою историю.
Андрей Соколов был из Воронежской области, во время гражданской войны служил красноармейцем. После батрачил на Кубани, а дома погибли от голода родители и сестра. Трудился плотником, потому строился на завод. Женился на девушке, которая тоже была сиротой. С грустью вспоминал он о своей жене Иринке, какая она была веселая, ласковая, угодливая, как жалела его, терпела попойки с друзьями и ничем не попрекала. Родился сын, потом еще две дочки. После выучился он автоделу и стал работать шофером. На выделенном участке построили домик, стали неплохо жить.
В начале войны призвали Андрея Соколова на фронт, где служил водителем. Во время наступления немцев вызвался подвезти снаряды на передовую для артиллеристов. Но боеприпасы не удалось довезти, от взрыва бомбы его грузовик опрокинуло. Его контузило, а когда очнулся, увидел, что мимо проезжали немецкие танки, а на него шли фашистские автоматчики. Сначала его хотели расстрелять, но передумали, заставили снять сапоги и направили к колонне военнопленных. Ночью их закрыли в церкви, там ему пленный военврач вправил поврежденную при взрыве руку. Один из пленных оказался верующим, стал проситься выпустить его в туалет. Но немцы автоматной очередью через дверь его расстреляли, убив еще троих. Ночью случайно услышал, как какой-то солдат грозится выдать своего командира немцам.Этого предателя Соколов задушил. Утром перед строем немцы требовали выдать командиров, комиссаров, коммунистов и евреев. Но предателей не нашлось. Немцы выбрали из строя четырех человек и расстреляли.
Однажды, уже в лагере, когда его и других пленных отправили на рытье могил, Андрей решился бежать. Через четыре дня догнали охранники, затравили его овчарками, которые едва не загрызли насмерть. Посадили в карцер на месяц, чудом остался жив. После мотался в германском плену два года на тяжелых работах в угольной шахте, на силикатном заводе, на земляных работах по осушке болот.
В концлагере под Дрезденом работал на каменоломне, где комендантом был хорошо знавший русский язык немец Мюллер. Ежедневно, сопровождаемый сворой эсэсовцев, он проходил вдоль строя пленных, разбивая каждому второму лицо до крови. Это свое развлечение назвал «профилактика от гриппа».
В лагере для заключенных немцы установили нечеловеческую норму добычи камня в день, каждому вручную нужно было наколоть не меньше четырех кубометров. Как-то после работы в бараке Соколов высказался об этом. На следующий день вызвали к начальнику лагеря, и он понял, что на него донесли. В комендатуре немцы пили и закусывали, празднуя прорыв своих войск к Сталинграду. От увиденной еды истощенному от голода Соколову стало плохо. Подвыпивший комендант Мюллер спросил, говорил ли Соколов то, о чем ему донесли. Андрей не стал оправдываться и увиливать от ответа. Тогда призадумавшийся Мюллер предложил выпить за славу германского оружия. Соколов от такого предложения отказался, но выпил за свою погибель, не притронувшись к закуске. Удивленный комендант налил еще дважды, лишь после третьего стакана Андрей отломил кусочек хлеба. Пораженный тем, с каким достоинством вел себя заключенный, Мюллер сказал, что уважает настоящих солдат, и поэтому дарит ему жизнь, дав еще немного хлеба и сала, которые Соколов в бараке отдал товарищам, чтобы разделили бесценную еду на всех.
В 1944 г. его сделали шофером майора, военного инженера, руководящего постройкой укреплений в прифронтовой зоне. Этот немец иногда делился объедками со своего стола, бросая куски как собаке. Однажды за городом, Соколов, оглушив майора, прихватив его портфель с картами оборонительных сооружений и пистолет, на машине смог пересечь линию фронта. Так ему удалось доставить «языка», т.е. пленного, от которого можно было получить важные сведения, в расположение нашей дивизии.
Его направляют в госпиталь, там он получает письмо с известием о смерти жены и дочек, о сыне, ушедшем на фронт. Выйдя из госпиталя, приехал в родной город, вместо своего дома увидел огромную воронку, которая стала могилой для Иринки и девочек. Возвращается на фронт служить. Спустя три месяца получил письмо от сына, который окончил училище и стал артиллеристом, уже был в звании капитана и имел награды. Только начал мечтать о том, как женится сын, а он станет жить ради его семьи, узнает, что Анатолий убит снайпером в последний день войны.
После войны уезжает в Урюпинск к приятелю, устраивается шофером. Возле придорожной чайной замечает беспризорного мальчишку Ванюшку. Предложив ему прокатиться до элеватора, узнает, что отец мальчонки погиб на фронте, а мать убило при авианалете, больше родных никого нет. Тогда он «признается» Ване в том, что он его отец. Так и стали они жить вместе.
Но однажды у Андрея занесло машину, и он наехал на корову. За это лишили его водительской книжки, и вот теперь он с сынишкой перебирается в городок Кашары, где ему пообещали работу. На этом и завершился рассказ Соколова.
Приплыла лодка, рассказчик попрощался со своим новым знакомым и его сынишкой, еще долго вспоминая услышанное, думая о том, как судьба соединила двух осиротевших людей.
Проблематика работы
Важное место в произведении Шолохова отводится проблеме выбора. Люди ежедневно сталкиваются с этим. Однако не каждому приходится принимать решение под страхом смерти, понимая, что от этого зависит дальнейшая судьба. Так и Соколову пришлось выбирать: совершить предательство или остаться верным своей стране, бороться или прогнуться под врага. Андрей смог остаться человеком, ведь он определял собственные приоритеты, опираясь на честь, а не на подлость и инстинкт самосохранения.
В судьбе персонажа и его испытаниях отражается проблематика беззащитности личности перед лицом страшной войны. От обычного человека ничего не зависит, на него давят обстоятельства, он старается выйти из них хотя бы живым. В результате Соколов смог спастись сам, однако помочь семье у него просто не было возможности. Мужчина чувствует себя виноватым, хотя на самом деле это не так.
Посредством второплановых персонажей в рассказе реализуется проблема трусости. Образ предателя, готового ради минутной выгоды пожертвовать жизнью товарища, противопоставляется сильному и отважному Андрею. По мнению автора, подлых людей на войне было меньшинство, именно поэтому СССР смог победить.
Еще одна проблема — трагедия войны. Множественные потери были не только среди солдат, но и мирных жителей. Последние не имели возможности защитить себя.
Суть рассказа
Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.
До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.
Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».
Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.
Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.
После войны некуда идти герою, он работает в чужих местах. И встречает мальчика Ванюшку, потерявшего всю семью. Соколов представляется отцом ребенка, теперь в его жизни снова есть надежда. Подробнее основные события из книги описаны в кратком содержании для читательского дневника.
Композиция и жанр
«Судьба человека» относится к категории рассказов — так утверждал сам автор. Кроме того, произведение полностью соответствует указанному жанру. Однако по трагичности и глубине содержания, которая охватывает целое человечество, творение Шолохова можно назвать эпохальной эпопеей. Михаил Александрович изображает жизнь советского народа в военное время.
Творение писателя относится к реалистическому направлению, ведь оно основано на реальных событиях, все персонажи имеют прототипов. Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе», изложение событий идет от нескольких человек. Повествование начинается от имени автора.
Критики очень точно подметили, насколько язык писателя отличается от манеры повествования героя.
Шолохов умело использует выразительные средства, поэтому его работа характеризуется яркостью и глубоким содержанием, что придает трагизм истории Андрея.
Персонажи рассказа
В произведении Михаила Шолохова «Судьба человека» было не так много действующих лиц. Краткая характеристика поможет читателю ближе познакомиться с каждым:
- Андрей — главный герой произведения. В его характере есть все черты русского человека. Только мужчина знает, сколько невзгод выпало на его долю. О натуре и духовной силе Соколова говорит его манера повествования о жизни. В рассказе нет суетности и торопливости. Даже поиск слушателя, представленного в виде случайного попутчика, свидетельствует о внутреннем надрыве персонажа.
- Ванюшка — основной герой произведения в лице шестилетнего мальчика-сироты. Писатель описывает его с использованием черт, лучше всего характеризующих послевоенную картину. Персонаж — любознательный и добродушный ребенок с большим сердцем. Жизнь Вани уже наполнена сложными испытаниями: маму во время эвакуации убило бомбой, отец нашел смерть на фронте. В лице Андрея мальчишка обретает папу.
В произведении «Судьба человека», кроме главных действующих лиц, были и второстепенные герои. Некоторые из них:
- Ирина — веселая и умная женщина, которая выросла в детдоме. Трудное детство оставило след в ее характере. Героиня — пример настоящей русской женщины — любящая супруга и мать, прекрасная хозяйка. За все время жизни с Соколовым никогда не перечила и не упрекала его. Когда муж решил отправиться на войну, жена предчувствовала, что они больше не увидятся.
- Комендант Мюллер — жестокий и безжалостный мужчина. Он неплохо знает русский язык, часто использует в разговоре мат. Ему очень нравится избивать пленных, бить их по лицу с применением свинцовой вкладки в рукавицу. Такие пытки над узниками герой проводит каждый день. Испытывая Андрея, персонаж чувствует страх от храбрости и силы духа Соколова.
Тема Великой Отечественной войны в литературе. Смысл названия произведения
Великая Отечественная война, как одно из самых трагических потрясений XX в, нашла многогранное и глубокое отражение в литературном творчестве. По данным Союза писателей, 1215 литераторов ушли на фронт, более 400 погибло. Произведения писателей-фронтовиков, таких, как Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Некрасов, Константин Симонов и многих других, являются бесценными свидетельствами очевидцев событий того времени.
Во время войны Шолохов служил военным корреспондентом, писал очерки для газет, участвовал в сражениях под Ростовоми Смоленском. Первый рассказ о войне «Наука ненависти» написан в 1942 г., тогда же начал создавать роман «Они сражались за Родину», главы которого публиковались в газетах. Война нанесла непоправимый удар самому Шолохову: в 1942 г. в станице Вешенская во время бомбежки немецкой авиацией на его глазах убило мать, бомба упала во двор его родного дома.
Рассказ «Судьба человека» был написан в послевоенное время. В названии не упоминается имя главного героя, тем самым Шолохов подчеркнул, что этот образ является обобщенным и символическим, выражающим типические черты человека в солдатской шинели, на чью долю выпали «все лишения и невзгоды» военного времени. Но, несмотря на нечеловеческие испытания судьбы, герой сумел сохранить в себе самое главное – человека, не утратив веры в справедливость, добро и гуманизм. То, что пережил Андрей Соколов, довелось пережить почти каждому во время войны: ужасы фронта и плена, утрату близких, потерю дома. Искренняя исповедь одного человека о своей судьбе, изложенная как народный сказ, воспринимается как частица общей судьбы всего народа.