Сюжет рассказа после бала

Лев толстой после бала: краткое содержание в приятельском кругу зашла речь о том, что человека формирует среда, условия жизни.

Лев Толстой — После бала:
Краткое содержание

В приятельском кругу зашла речь о том, что человека формирует среда, условия жизни. «Всеми уважаемый» Иван Васильевич возразил, что на судьбу человека может повлиять всего один-единственный случай. Он рассказал историю из своей молодости. В ту пору он, студент провинциального университета, прилежно учился и от души веселился с друзьями. Богатый, бойкий и красивый, он пользовался вниманием барышень. Его же сердце было отдано 18-летней Вареньке Б., дочке бравого полковника Петра Владиславича. Красота девушки была и милой, и царственной. Опьяненный любовью, рассказчик танцует с ней на масленичном балу у губернского предводителя. В тот вечер он любил весь мир, все люди казались ему хорошими и добрыми. Он еще не признался в своих чувствах, не знал, каким будет ответ Вареньки, а просто наслаждался моментом счастья.

Хозяйка дома уговорила полковника пройтись в мазурке вместе с дочерью. Герой любуется статным свежим стариком с такой же ласковой улыбкой, как у Вареньки. И умиляется, приметив на его ногах самодельные, старомодные сапоги.

Девушка подарила своему обожателю перышко от веера, а уезжая, оставила в его руке перчатку. Герой возвращается домой, но сон бежит от него. Ранним утром он спешит к дому любимой девушки. И неподалеку от него слышит резкие звуки флейты и барабанную дробь.

В тумане он различает солдат. И от прохожего кузнеца узнает, что присутствует при наказании татарина-дезертира. Оголенного человека, просившего пощады, гнали сквозь строй, и солдаты били палками по его окровавленной спине. За исполнением экзекуции зорко следил отец Вареньки. Не снимая перчатки, он наносит удар в лицо слабосильному солдатику, заподозрив того в жалости к татарину: «Будешь мазать?» Встретившись взглядом с Иваном Васильевичем, полковник притворился, что не знает его. «Это делалось с такой уверенностью», как нечто правильное, нужное. Однако герой не может оправдать поступок полковника служебной необходимостью. Ужас того утра породил в нем отвращение к военной службе. Более того не сделал он и штатскую карьеру, избегая должностей, где необходимо властвовать над подчиненными. А его любовь к Вареньке, чья улыбка была так похожа на отцовскую, «сошла на нет».

Читательский дневник по рассказу «После бала» Толстого

Сюжет

Богатый студент Иван Васильевич без памяти влюблен в 18-летнюю дочку полковника Вареньку Б. Весь вечер он кружит ее в танцах на балу, чувствует, что симпатичен ей. В финале вечера умиляется, когда румяный улыбчивый полковник идет в мазурке вместе с дочерью. После праздника герой не может спать, и уже под утро идет взглянуть на дом милой девушки. Возле него он застает жуткую картину избиения палками беглого солдата-татарина. Руководит наказанием отец его возлюбленной. Он следит, чтобы удары наносились в полную силу, и даже бьет кулаком в лицо солдата, который плохо орудовал палкой. Герой не смог примирить в своей голове два образа полковника – на балу, и на службе. Он избегает Вареньку, сторонится всякой службы, где нужно властвовать над людьми. Так один случай полностью изменил его жизнь и убил любовь.

Отзыв

Тема двуличия, бездушия, властолюбия. Бесправие солдат, применение телесных наказаний. Жестокость, убивающая самую сильную любовь. Жизнь, перевернувшаяся из-за событий одного дня. Тема сердца, тронутого чужим страданием, необходимости в каждом видеть человека, личность.

Краткое содержание После бала Л.Н. Толстого

В обществе зашел разговор о влиянии среды на личное самосовершенствование человека. Один из гостей, Иван Васильевич, замечает, что очень многое в жизни зависит от случая, и рассказывает историю из своей молодости.

В сороковых годах 19 века Иван Васильевич был студентом в одном провинциальном университете. Он не знал недостатка в деньгах, очень любил веселиться, особенно посещать балы и танцевать. Иван Васильевич часто влюблялся, но самой сильной его любовью стала восемнадцатилетняя Варенька Б.

В последний день масленицы Иван Васильевич отправляется на бал, куда приглашена и Варенька. Они много танцуют вместе. Молодой человек чувствует себя настолько счастливым и добрым от любви, что во всем и во всех видит только хорошее.

За Варенькой приехал ее отец, пожилой полковник, которого уговаривают пройтись в танце. Старик танцует мазурку вместе с дочерью, а Иван Васильевич любуется ими. Особенно его умиляют простые, сделанные домашним мастером сапоги полковника, который не тратит много денег на себя, чтобы вывозить дочь в свет.

Возвратившись домой под утро, Иван Васильевич долго не может уснуть от переполняющего его счастья и решает пройтись. Ноги сами ведут его к дому, где жила семья Вареньки. На поле рядом с домом Иван Васильевич видит много солдат и слышит тревожные звуки музыки. Он узнает, что присутствует при наказании: беглого татарина прогоняют сквозь строй солдат, которые бьют его шпицрутенами. Татарин, чья спина уже превратилась в кровавое месиво, только повторяет: «Братцы, помилосердствуйте», но никто не собирается миловать его.

Ужас происходящего только усиливается, когда Иван Васильевич замечает, что командует здесь отец Вареньки. Он ничем не напоминает человека, танцевавшего с дочерью на балу. Полковник ударяет по лицу слабосильного солдата, который, как ему показалось, плохо бьет татарина. Заметив Ивана Васильевича, отец Вареньки делает вид, что не знает его.

Иван Васильевич не может понять увиденную сцену. Молодой человек не считает, что произошло что-то дурное. Ему кажется, что раз общество не замечает ничего предосудительного, значит, должно быть объяснение поведению полковника. Но объяснить себе, что случилось Ивану Васильевичу так и не удается, из-за этого он отказывается поступать на военную службу и вообще служить.

Любовь к Вареньке сошла на нет: каждый раз глядя на девушку, Иван Васильевич не мог не вспоминать жестокость ее отца. Так один случайный эпизод изменил всю его жизнь.

Главная мысль рассказа Льва Толстого После бала

Основная мысль рассказа — в нравственном преображении человека по воле случая. Иван Васильевич, столкнувшись со злом и жестокостью в лице полковника, не может понять их причины. Но и продолжать жить по-старому у него также не получается. Не понимая, откуда берется это зло, Иван Васильевич не борется с ним, однако он не хочет быть соучастником, поэтому и сознательно отвергает военную и всякую другую карьеру.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

После бала. Картинка к рассказу

Сейчас читают

События разворачиваются в глухом таежном местечке в летний период ранним утром. Главная героиня Валентина работает в чайной районного центра. В 18 лет, как и все подобные ей сверстницы

Рассказчик вместе с ребятами гонит стадо животных на пастбище к уральским лугам. Тайга, в основном, состояла из хвойных деревьев, попорченных северными ветрами и холодом. Иногда встречались осиновые и березовые деревья.

Во все времена женщины участвовали в войнах. На их долю выпадали не только женские обязанности в виде приготовления еды или ухода за больными и ранеными, но и тяжелые мужские профессии

Переживая тяжелый период жизни, наполненный бунтом и противостоянием с обществом, Джордж Байрон пишет драматическую поэму «Манфред»

Как видно по названию главным героем романа является юноша по имени Вадим. Вадим был сыном разоренного дворянина. Он поднимает восстание против дворянских людей чтобы отомстить за свою семью.

Краткое содержание рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Краткое содержание рассказа

Для понимания взглядов Л. Н. Толстого советуем читать краткое содержание рассказа «После бала», в котором писатель выразил свое отношение к «палочному режиму» Николая I. Чудовищная сцена экзекуции провинившегося солдата была описана Толстым со слов очевидца.

Главные герои

Иван Васильевич – пожилой человек, имеющий большой авторитет в обществе.

Варенька Б. – прекрасная девушка, в которую Иван Васильевич был влюблен в молодости.

Петр Владиславич Б. – полковник, отец Вареньки; двуличный человек, предстающий в высшем обществе в образе благообразного и любезного старика, а на службе превращающийся в жестокого тирана для подчиненных.

Краткое содержание

Иван Васильевич, пользующийся большим уважением, рассказывает об одном случае, произошедшим с ним молодости. Этим рассказом он хочет доказать, что вся жизнь человека может кардинально измениться из-за одного вроде бы незначительного события.

Много лет назад Иван Васильевич был страстно влюблен в молодую прекрасную девушку – Вареньку Б. В то время он учился в университете и обожал посещать вечера и балы.

Однажды Иван Васильевич пришел на вечер, устроенный губернским предводителем дворянства. Варенька тоже была там. Безумно влюбленный молодой человек старался первым пригласить ее на каждый новый танец. Он чувствовал, что девушка тоже хочет танцевать только с ним.

Под конец вечера жена предводителя попросила Вареньку уговорить станцевать отца – пожилого полковника Петра Владиславича. Это был еще крепкий и статный старик с великолепными усами и бакенбардами.

Танец отца с дочерью произвел большое впечатление на присутствующих. Все смотрели на эту пару. Когда музыка смолкла, раздались бурные аплодисменты. Полковник сам подвел дочь к Ивану Васильевичу и предложил пригласить ее на следующий танец.

Полковник вскоре уехал, отговорившись тем, что завтра ему нужно рано вставать. После ужина Иван Васильевич опять танцевал с Варенькой и чувствовал себя на вершине блаженства.

Вернувшись к себе, молодой человек никак не мог заснуть от счастья. Вместе с ним тогда жил брат, который уже крепко спал. Ивана Васильевича буквально распирало от переизбытка чувств. Он решил прогуляться по улице.

Иван Васильевич направился в сторону улицы, на которой жила Варенька. Издалека он услышал какие-то резкие неприятные звуки, которые издавали флейта и барабан. Подойдя поближе, юноша увидел выстроившихся в две шеренги солдат. Иван Васильевич не мог понять, что происходит. Наблюдающий за происходящим кузнец объяснил: «Татарина гоняют за побег».

Вскоре Иван Васильевич смог разглядеть, как два солдата тащат тело человека, которого стоящие в шеренгах осыпают ударами. Рядом с ними гордо вышагивал отец Вареньки.

Когда ужасная процессия приблизилась, Иван Васильевич с ужасом расслышал умоляющий голос наказываемого: «Братцы, помилосердуйте». Взглянув на его спину, молодой человек испытал шок: она представляла собой кровавое месиво.

Еще одно потрясение Иван Васильевич испытал, когда один из стоящих в шеренге солдат недостаточно сильно нанес удар. Со словами «Будешь мазать?», полковник с размаху ударил его по лицу и приказал подать «свежих шпицрутенов». Затем он случайно встретился взглядом с Иваном Васильевичем и резко отвернулся, сделав вид, что не узнал его.

Иван Васильевич поспешно ушел, испытывая отвращение, доходящее до тошноты. Вернувшись домой, он снова не мог заснуть, обдумывая увиденное. Юноша считал, что не имеет права обвинять полковника, который, вероятно, знает что-то такое, чего не знает он.

Объяснить самому себе ужасное зрелище Иван Васильевич так и не смог. Из-за этого он не стал поступать на военную службу, о которой раньше мечтал.

Этот случай положил конец любви Ивана Васильевича к Вареньке. Общаясь с ней, он всегда невольно вспоминал полковника и его необъяснимую жестокость. Молодой человек стал избегать встреч с девушкой и вскоре любовь «сошла не нет».

На чтение 11 мин. Просмотров 4 Опубликовано

«По́сле ба́ла» (первоначальные названия «Дочь и отец», «А вы говорите»[1]) — рассказ Льва Толстого, увидевший свет после его смерти, в 1911 году.

Описание сюжета

Происходит спор о том, что определяет человеческую судьбу. Присутствующий Иван Васильевич, пользующийся всеобщим авторитетом, неожиданно утверждает, что всё определяет банальный случай и в подтверждение своих слов рассказывает историю, случившуюся с ним.

В молодости Иван Васильевич учился в провинциальном университете, был «очень веселый и бойкий малый, да ещё и богатый», был хорош собой и любил танцевать. Однажды он присутствовал на балу у местного губернского предводителя дворянства, где наблюдал за Варенькой, в которую он влюблён («без вина был пьян любовью»), и её отцом-полковником («красивый, статный, высокий и свежий старик»). Он заметил, что на отце, вместо модной обуви, сапоги, явно заказанные у батальонного сапожника («„Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные“, — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня»). Отец и дочь танцуют мазурку, что вызывает всеобщие аплодисменты, замечательно бережное отношение отца к дочери. Иван, потеряв голову от любви, которая, похоже, взаимна, возвращается домой.

Не в силах заснуть, он выходит на улицу. Услышав странную музыку, идёт на площадь, где становится свидетелем отвратительной сцены. Происходит наказание солдата, совершившего побег. Несчастного татарина прогоняют сквозь строй. Солдаты бьют товарища палками. Отец Вареньки, полковник с «румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» бьёт «малорослого, слабосильного солдата». Считая, что тот недостаточно сильно ударил его палкой по спине, представляющей собой уже что-то «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Перевоплощение из нежно любящего отца и добродушного полковника, в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль». Также он оставил мысли о поступлении на военную службу.

История создания

В основе рассказа лежат события, произошедшие с братом Льва Толстого — Сергеем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в Варвару Андреевну Корейш — дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме.

Эта история прочно осела в памяти Толстого, и много лет спустя он описал её в своём произведении. Прежде чем рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите». Толстой написал рассказ для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома.

Упоминаемый в рассказе «девический институт» — это Казанский Родионовский институт благородных девиц, располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.

В образе сошедшей на нет любви писатель передаёт расставание с формальной верой, пережитое и им самим. Масштаб повествованию придаёт то, что расправа осуществляется в Чистый понедельник, что делает христианское прощение бессмысленной декларацией. Писатель подчёркивает немилосердность и не христианский характер социума тем, что шпицрутенами наказывается не просто солдат, а мусульманин; так «христианская» проповедь инаковерующим преподаётся в форме насилия, а не Христовой любви[2].

Фильмография

  • «После бала» — худ.фильм (1961), реж. А.Дудоров, сценирист К.Рапопорт, в гл. ролях Михаил Болдуман, М.Державин — производство: ЦТ СССР, 33 мин.

Примечания

  1. Бойко М. Н.Комментарии. Л. Н. Толстой. После бала // Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 14. С. 494. (неопр.). Русская виртуальная библиотека. Дата обращения: 29 августа 2018.
  2. Есаулов И. А.Пасхальность русской словесности. — М.: Кругъ, 2004. — С. 76—79.

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2020 в 19:42.

Авторы: Лев ТолстойЖанр: РассказыФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3758-5

В основе рассказа «После бала» лежит реальный случай из жизни брата Льва Толстого Сергея. Сергей Толстой был влюблен в Варвару Корейш. Но после того, как по приказу ее отца был жестоко избит беглый татарин, чувства Сергея остыли. Произведение было написано в 1903 году, однако впервые его опубликовали уже после смерти Льва Толстого — в 1911 году в «Посмертных художественных произведениях Льва Николаевича Толстого» под редакцией Владимира Черткова.

Главный герой рассказа Иван Васильевич также становится свидетелем того, как отец его возлюбленной избивает беглого солдата-татарина. Увиденное, особенно на контрасте с богатым красочным балом, настолько поражает героя, что он меняет свое отношение не только к полковнику, но и к его дочери.

Лев ТолстойКазакиПовестиЛев ТолстойХаджи-МуратПовестиЛев ТолстойСмерть Ивана ИльичаПовестиЛев ТолстойЖивой трупПьесы

24 минутыЕще 2 озвучкиЗаписки сумасшедшего13Краткое изложение Евангелия45«Русские книги для чтения. Избранное»18Басни и рассказы для детей13Статьи и письмаАнна Каренина77 Аудиокниги жанра «Классика»Коляска13Огни29Сумашедший?11ПенснеПетербургские повести9Иван Васильевич58НовинкиИдеальный тайникУкротитель BремениШвыОдин рабочий мигВ паутине преступленийРади дочери я готов одолеть самого архидемона 2Интересное за неделюЧумовка. Весь циклВне всяких сомненийКомбинация «Головоломка»МестьДвести первый шагДьявольская бутылкаПрямой эфир TatyanaTIR 22 минуты назад Дохтур, там чтец ещё и заикается кое где, особенно когда дядю Федора озвучивает :-))))) Верещагин Олег — Если в лесу сидеть тихо-тихо Dolback 2 часа назад Вроде идея подобных живых существ была в одном довольно трешовом фантастическом фильме. Который впрочем не имел ни… Сойер Роберт — Конец эры Pessimister 2 часа назад На сайте у них, похоже, все главы есть. Перезалейте. Нивен Ларри, Пурнель Джерри — Хватательная рука Petrov_Alexey 2 часа назад неплохо, спасибо Достоевский Федор — Братья Карамазовы Сарасвати 2 часа назад Сообщите потом о своем самочувствии. Очень Вас прошу! Лукьяненко Сергей — Двести первый шаг Анастасия Иванчук 3 часа назад Пожалуйста! 5 глава 2я минута, что это за песня? Толкин Джон — СильмариллионАвторизацияРегистрацияРазделыЖанрыАвторыИсполнителиВход на сайт Авторизуясь, вы даете согласие на обработку персональных данных.

После прочтения любого произведения возникает вопрос о том, как автор создавал свой шедевр: было ли оно фантазией или реальностью. «После бала» – эмоционально глубокий и сильный рассказ, и читателю хочется не только понять его идею, но и узнать, как происходил процесс его зарождения. Какова же история создания рассказа «После бала»?

История рассказа

История создания “После бала” основана на реальных событиях. Конечно в произведении присутствует художественный вымысел, но большая его часть является правдой. Идею рассказа Л. Н. Толстому подал его брат, который проживал вместе с писателем в Казани во времена студенчества. Сергей Николаевич был безумно влюблен в одну молодую особу Вареньку. Она была дочерью местного градоначальника. Брат писателя частенько заезжал в гости, восхищаясь и любуясь дамой своего сердца.

Но однажды произошло то, что на всегда изменило жизнь молодого человека. Он совершенно случайно увидел, как отец девушки, который казался ему образцом порядочности и интеллигентности, находясь на службе, избивает солдата. Сергея Николаевича настолько поразили метаморфозы, произошедшие с этим человеком, что в дальнейшем он не смог общаться с Варей и перестал бывать в их доме.

Толстому понравилась история брата, так как он во всех своих работах выступает категорически против насилия и угнетения человека человеком. В итоге писатель создал произведение, которое обличает такие пороки общества, как жестокость и унижение человеческого достоинства, и пытается донести до читателя, что люди, независимо от социального статуса равны. Автор очень долго не мог придумать имя своему детищу, склоняясь к названию «Отец и дочь» , но в результате рассказ был назван «После бала».

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «История создания рассказа «После бала». Здесь поясняется, каким образом Толстому пришла в голову идея написать такое произведение, какие острые темы он старается затронуть.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)

С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича Толстого. В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя. Реализм изображения действительности, кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.

На нашем сайте вы можете не только прочитать краткое содержание «После бала» Толстого, но и понять, как построено произведение, каково его идейное содержание. Рассказ включен в программу русской литературы 8 класса.

Главные герои

Иван Васильевиччеловек, выступающий в роли рассказчика. Вспоминает время, когда он, «весёлый бойкий малый да ещё и богатый», был молодым и влюблённым студентом. Юноша доверчив, честен и совестлив.

Другие персонажи

Пётр Владиславичотец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.

Варенькавосемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.

Краткое содержание

Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.

Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае», предлагает послушать историю из его жизни.

Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его старинными, с четвероугольными носками и без каблуков, сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.

Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.

Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.

Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел. Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.

Заключение

Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека. Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию. Поэтому не стоит ограничивать себя знакомством с кратким изложением рассказа «После бала». Следует прочитать текст великого классика полностью.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания попробуйте ответить на вопросы этого небольшого теста.

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

    • <label>1903</label>
    • <label>1907</label>
    • <label>1911</label>
    • <label>1915</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/после_бала
  • https://www.culture.ru/books/518/posle-bala
  • https://akniga.org/tolstoy-lev-posle-bala-2
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/istoriya-sozdaniya.html
  • https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/posle-bala

Л. Н. Толстой и В. А. Сухомлинський о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

Цели:

Образовательные: раскрыть особенности рассказа «После бала» и  писательский замысел; дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема;  формировать нравственные качества по морально – этическим понятиям; обучать культуре ведения диалога. (социальная компетентность, информационная     компетентность)

Развивающие: содействовать проявлению личностного отношения    учащихся к прочитанному и его самостоятельной  оценки; развивать логику, мышление, умения делать выводы. (коммуникативная компетентность, компетентность саморазвития и самообразования)

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого и  В.А.Сухомлинского, внимание к  художественному слову;  прививать духовность, любовь к ближнему,  гуманное отношение друг к другу; воспитывать    активную жизненную позицию. (поликультурная компетентность, компетентность  продуктивной творческой деятельности)

Оборудование: мультимедийное  оборудование, презентация Microsoft Power Point, иллюстрации к рассказу «После бала» (проектируются на экран), цитаты В.А.Сухомлинского.                                 

Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

В.А.Сухомлинский.

Ход урока.                                                  

I. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого.

— Что вы можете сказать о качествах этого  удивительного человека?

(ответы учащихся с использованием приема  «Свободный микрофон»)

Выступление учащегося. Монолог писателя.

В детстве я очень любил одну игру. Старший брат объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми;  не будет болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Слово «муравейные» мне особенно нравилось, оно напоминало муравьев в кочке. Тайна человеческого счастья была, по словам брата, написана им на зеленой палочке, а палочка эта зарыта у дороги на краю оврага. Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий и сделать много добрых дел. Идеал  «муравейных братьев» — я пронес через всю жизнь, мы называли это игрой, — а на между тем все на свете игра, кроме  этого.

— Что такое счастье?

(Энциклопедия:

счастье – этическая категория, выражающая полное высшее удовлетворение поступком, событием,  делами).

 Выразительное чтение стихотворения  Э.Асадова  и цитаты В.А. Сухомлинского, (проектируются на экран).

Что такое счастье? С правдой быть в ладу.

Малого и старого не давать в беду.

Что такое счастье? Строить день-деньской,

Чтоб остаться долго в памяти людской.

Что такое счастье? Молодым умом

Постигать науки на пути земном.

Верить в человечность, коль придет беда,

Чуткость и сердечность проявлять всегда.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

                                                                  В.А.Сухомлинский

(Выразите свое мнение, прокомментировав данную цитату)

— Что вы можете сказать о В.А.Сухомлинском?

(Выступление творческой группы с презентацией книги «Письма к сыну»)                                 

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Работа над рассказом  «После бала».

Слово учителя с элементами беседы. Дома вы прочитали рассказ «После бала». Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного отношения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы,  такие как ….. (долг, честь, совесть, гуманность)

— Сюжет рассказа не сложен, назовите его.

   — Какое событие описано?

(потрясение героя от увиденного после бала)

  — Что необычного вы увидели в построении рассказа?

(разговор ведется о нравственных ценностях человека,  используется контраст как прием)

      — Что построено на контрасте?

(описание событий бала и после, психологическое состояние героя)

— Что мы называем контрастом?

(Противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами)

Контраст является выразительным приемом. 

— Для чего же здесь используется этот прием?

(оказать эмоциональное воздействие на читателя.)

Анализ эпизодов. Аналитическое чтение начала рассказа

(- Вот вы говорите, что человек  не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае.)

Поведение человека должно быть одинаковое. Он не должен приспосабливаться. Надо быть всегда самим собой.

Краткий пересказ 1-й части от главного лица.  (Рассказ учащегося)

 Беседа о прочитанном.

— Какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»?                       (Доволен, счастлив, влюблен, смотрит на все с восторженным изумлением)  

— Как воспринимал рассказчик полковника на балу?       

Рассказ об отце Вареньки.

Мазурка. Отец и дочь.

 (Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них); 

В каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал?

(я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья)

Краткий пересказ 2-й части от лица главного героя.

(Неприятная, визгливая музыка. Наказываемый.)

Беседа.

— В каком эпизоде усиливается контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

— Знал ли полковник на балу, что наутро предстоит экзекуция?

— Как это сочетается с его настроением на балу?

— Какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесенная на балу: «Надо все по закону»?

-Подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжелой обязанности, или иначе?

— Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело?

Делай так,  как подсказывает твое сердце.

— Как это пожелание Сухомлинского мог бы воспринять полковник?

-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете. Как вы думаете, так ли это?

Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле, как братья.

В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» [http://lib.rus.ec/b/54796] приводит цитату Мартина Лютера Кинга:

Прокомментируйте данную цитату.

Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Подтвердите это текстом.

(Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь внутреннего противостояния общественному злу. Но он не сделал вывод, что с насилием надо бороться)

 — Может ли сам по себе коренным образом измениться полковник Б., обязательно ли среда, состоящая из полковников Б., «заест» такого человека, как рассказчик?

  — Так с чего же надо начинать, по мнению Л. Толстого:

с изменения «внешних условий», «среды» или себя?  Как вы думаете?

 Вывод.

Проблемы, которые поставил Л.Н.Толстой волнуют не одно поколение. Назовите их.

(Справедливость, честь, достоинство…)

 Приведите цитаты В.А.Сухомлинского подобранные вами к данному произведению.

Если ты привыкнешь не обращать внимание на что – нибудь одно, ты вскоре не будешь обращать внимание ни на что.

Не давай погаснуть в себе первым движениям души, потому что они самые благородные.

Подавлять в себе голос совести – очень опасное дело.

Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.

Слово учителя.

Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

  Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью, а самое страшное , с равнодушием. Уроки литературы помогают нам формировать нравственные качества. Сегодня , в образе Ивана Васильевича мы увидели отчасти самого Толстого, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…Об этом говорил и писал замечательный русский писатель и педагог Василий Александрович Сухомлинский. Обратимся к эпиграфу урока и прокомментируем его.

Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды.

В.А.Сухомлинский.

Домашнее задание. Сочинение – размышление.

Какой совет дал бы В.А.Сухомлинский главному герою рассказа  «После бала»?

Слово учителя. Сегодня на уроке мы много говорили о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. И мне бы хотелось закончить нашу встречу стихотворением Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство —
вот оно, святое наше воинство. 

Протяни ему свою ладонь, 
за него не страшно и в огонь. 

Лик его высок и удивителен. 
Посвяти ему свой краткий век. 
Может, и не станешь победителем, 
но зато ты будешь  человек.

Сюжет

Герой влюблён в Вареньку, ему казалось, что мир вокруг также прекрасен, как и его избранница. Они вместе танцуют на балу у губернского предводителя дворянства и никого вокруг не замечают. Здесь же рядом отец Вареньки.

Он также статен и высок, его румяное улыбающееся лицо также хорошо, как у дочери. Он гордиться своей красавицей, проходит с ней в танце. Все восхищены парой. Вскоре бал заканчивается, он провожает девушку и едет домой.

Однако счастье, его переполняло, он мечтал о любви, о девушке. Заснуть молодой человек не может. Он идёт гулять.

Вдруг раздаются звуки флейты и барабана. Он идёт на поле и видит, что там происходит ужасная картина. К штыкам привязали солдата и прогоняют его сквозь строй, то есть бьют палками. Командует этим всем издевательством офицер. В нём наш герой узнаёт отца своей любимой. После этого он идёт домой, но по-прежнему жить не может.

В его душе всё перевернулось, ответа на мучившие вопросы нет. Почему один человек может и должен мучить другого, разве это по-христиански? Вскоре и любовь пошла на убыль. Ведь, если девушка такая же, как её отец внешне, то она и характером будет на него похожа. Такое разочарование не принесло герою счастья, он остался одиноким.

Автор

Рассказ «После бала» был написан Львом Николаевичем Толстым, в нём он рассказывает о событии, произошедшем с его братом, когда они жили в Казани. Название произведение менялось, пока автор не подобрал то, которое, по его мнению, выражало идею и замысел автора.

Год написания

«После бала» был создан в 1903 году, однако, вышел в свет в 1911 году. Между этими событиями прошло то, что лишь подтверждало мысли Толстого. Война с Японией, первая русская революция в 1905 – 1907 годах привели страну к нравственному поражению, разгулу бесчеловечности и падению религиозных устоев.

Жанр

«После бала» – рассказ, он имеет все жанровые особенности. Главный герой рассказа один, он повествует о событии, занимающим по времени лишь небольшой промежуток, кроме того, случай, произошедший с ним, ничего особенного не представлял для окружающих. Однако для героя это утро стало знаковым.

Оно изменило всю дальнейшую жизнь героя, потому что он сам стал другим. Однако, такая простота рассказа только кажущаяся на первый взгляд. Повествование ведётся от лица героя, когда он уже прожил значительный период своей жизни. Теперь он о чём-то жалеет, что-то видит по-другому.

Получается своеобразный рассказ с обрамлением, то есть с пояснением прошедших событий.

Герой

Иван Васильевич – достойный, авторитетный человек, он справедлив к себе и другим, ответственный, добрый порядочный. Умный, умеющий анализировать, однако не смог стать счастливым , хотя любил и помнит свою возлюбленную до сих пор.

Варенька – красивая, стройная, высокая, грациозная девушка, влюблена в героя. Её ласковая улыбка была ему наградой. Отец Вареньки, полковник – достойный, благородный, любящий дочь, ловкий, вызывает восхищение на балу.

После бала он становиться другим – заносчивый, жестокий, бесчеловечный.

Подробный пересказ

В кругу близких друзей зашёл, однажды, спор о верности суждения, гласящего, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Тогда, своим опытом поделился дворянин Иван Васильевич.

В молодости его, был он студентом провинциального университета. Главным его развлечением являлись тогда балы и приёмы. Там он часто встречался со своей самой большой любовью, высокой величественной красавицей – Варенькой.

В день последних масленичных гуляний, бал давал губернский предводитель. Окрылённый счастьем, герой танцевал только с Варенькой. Пётр Владиславович – отец её, полковник, тоже был на празднике. Статный и бодрый, он, как и его дочь, вызывал всеобщее восхищение.

Танец их, на котором настояла хозяйка приёма, пробудил в душе Ивана Васильевича самые тёплые чувства к полковнику.

На утренней заре, по приезду домой, Ивана Васильевича мучила бессонница. Потому, отправился он бродить по спящему городу. Погружённый в мысли, ведомый внутренним порывом, рассказчик набрёл на дом Вареньки.

Дом её стоял в поле, в конце которого собралась от чего-то толпа. Пробравшись поближе, перед героем предстало зрелище жестокой армейской порки.

Пленного татарина безжалостно погоняли палками стройные солдатские ряды. Рядом с дезертиром шествовал Пётр Владиславович. Взирая на армию, он следил, чтобы подопечные его как следует отделали спину наказуемого.

Встретившись с полными недоумения глазами Ивана Васильевича, командир сделал вид, будто они и вовсе не знакомы.

Долго гадал тогда повествователь, хорошо ли увиденное им, плохо ли. Он допускал существование деталей, о коих не имел представления. Объяснения холодности и жестокости, с какой наказывали пленника, найти Иван Васильевич так и не смог.

Его представления, идеалы и ценности рухнули в один момент. Он отказался от мечты стать военным и не поступил на службу, отказался от любви Вареньки.

Каждый раз при виде красавицы, перед глазами его всплывала страшная картины, потому прошлой любви точно не бывало.

«После бала» в первую очередь учит читателей тому, что для внутренних изменений человеку достаточно одного лишь случая, переломного момента. Немаловажную роль в такие моменты играет поведение людей, которое заставляет переосмыслить свои прежние суждения, взгляды.

Также история преподаёт урок о двуличности. Никогда нельзя судить по обложке и первому впечатлению, ведь так возможное разочарование повлечёт за собой огромные перемены личности.

8 класс

Картинка к произведению

Краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» для читательского дневника и отзыв

Интересные темы

  • Тема родины в творчестве, лирике Тютчева
    Несмотря на безграничную любовь к родине, поэт на протяжении своей жизни провел в родных местах немного времени по сравнению с пребыванием за границей
  • Анализ драмы Борис Годунов
    Историческое произведение «Борис Годунов» А.С. Пушкин написал в период, когда находился в ссылке в родовом имении его матери Михайловском в 1825 году. В 1831 году пьеса издана, после сделанны
  • Островский – Снегурочка
    Сказочные родители по-разному хотят воспитывать дочь. Мороз хочет, чтобы она росла среди живой природы, а Весна видит Снегурочку среди людей
  • Купер – Зверобой, или Первая тропа войны
    Сюжетное повествование охватывает период времени начала военных действий между французами и англичанами за индейские территории.

Краткое содержание рассказа «После бала» и отзыв для читательского дневника (Л.Н. Толстой)

Пётр Владиславич – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.

Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых занятых — Читательский дневник «После бала»
  • для самых любопытных — Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

После бала

Бал заканчивается ранним утром, и главный герой идет по направлению к своему дому. По среди поля, он замечает странную картину и очень долго вглядывается в туман, чтобы понять, что там происходит. Когда образы обрели форму, он в то же час ужаснулся тому, что увидел. Десяток солдат собралось вокруг татарина, которого наказывали за попытку к бегству.

У каждого из солдат была палка и каждый по одному разу ударял ею по спине беглого солдата. Мужчина что-то невнятно бормотал, а после стал умолять: «Братья, помилосердствуйте», но ни один не отпускал свою палку.

Немного отойдя от шока, Иван Васильевич увидел то, что перевернуло его сознание, убрало наивность и любовь ко всем людям, он увидел, кто стоял во главе этого наказания.

Петр Васильевич стоял немного поодаль и избивал одного из солдат, который пожалел беглеца и постыдился его бить.

Человек, который казался ему добрым, благородным и честным, выступал перед ним в роле сатаны. В его глазах горел огонь, в действиях виднелась жестокость и злоба. Когда Петр Васильевич заметил Ивана, то сделал вид, что не знаком с ним, продолжив при этом наказание. Тогда, главный герой почувствовал себя дурно, в его сердце возник страх и стыд.

Всю оставшуюся дорогу до дома он пытался найти оправдание увиденному. Но каждый раз. Когда он вспоминал отца Вари, перед его глазами вставал образ деспотичного и жестокого человека, с кровавыми руками. Все это не покидало его еще долгое врем, шок от увиденного не прошел ни на следующий день, не спустя неделю.

Краткое содержание

Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.

Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае», предлагает послушать историю из его жизни.

Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой.

Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его старинными, с четвероугольными носками и без каблуков, сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир.

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.

Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.

Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег.

Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки.

Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд.

По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.

Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел.

Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником.

Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.

Лев Николаевич Толстой написал небольшой рассказ «После бала» о встрече двух молодых людей, об их планах на будущее, и о том, как один случай может нарушить устоявшийся порядок вещей.

Мы узнаём эту историю от самого рассказчика, который, оказавшись в кругу друзей, делится размышлениями о влиянии общества на человека. Основные события и сюжет рассказа нашли свое отражение в кратком пересказе от Многомудрого Литрекона.

Здесь же Вы найдете не только кратчайшее содержание книги, но и отзыв о ней, который необходим для создания читательского дневника. Полный анализ рассказа располагается здесь.

Краткий пересказ (400 слов): Рассказ начинается с беседы Ивана Васильевича и его слушателей о том, что влияет на судьбу человека: случай или среда. Он вызвался рассказать эпизод из своей юности.

Главный герой произведения получил приглашение на бал у губернского предводителя. Иван Васильевич был молод и сильно влюблён в прелестную Вареньку Б. Она была грациозной, величественной и ласковой девушкой. Они танцевали весь вечер, а потом рассказчик познакомился с отцом своей возлюбленной.

Полковник был очень красивый, высокий, статный, с румяными щеками, пышными белыми бакенбардами и усами. На губах его дрожала такая же ласковая улыбка, как у Вари, а на груди висели ордена. У него была выправка «старого николаевского служаки», и его фигура привлекала внимание всех в зале.

Особенно хорошо они смотрелись вместе с дочерью, когда закружились в танце. Пётр Владиславович сначала отказывался стать кавалером, а затем пригласил Варю на танец, говоря, что «всё должно быть по правилам».

Рассказчик чувствует воодушевление и бесконечную любовь к миру, в котором есть такие красивые пары и такие высокие отношения. Он обращает внимание на старомодные сапоги полковника и делает вывод, что тот отказывает себе во всём, лишь бы его дочь была счастлива и жила в достатке.

Видя нежный взгляд девушки и ее охотное согласие на танцы, Иван был счастлив. Отец тоже благоволил богатому кавалеру дочери.

Вернувшись домой после бала, герой не мог уснуть и решил пройтись по улице. Но вот наступает утро, и герой видит на площади странную картину. Пётр Владиславович, всё такой же представительный серьёзный офицер, командует экзекуцией.

Он наблюдает за тем, как наказывают беглого солдата. На его лице ни следа вчерашней учтивости и доброты. На нем лишь гнев и ненависть. Полковник безжалостно требует самого сурового наказания и даже даёт пощёчину солдату, который «мажет» и не бьет достаточно сильно.

Его не трогают мольбы татарина: «Братцы, помилосердуйте!». Отец Вареньки лишь распоряжается подать свежих шпицрутенов. Ивана Васильевича поражает это зрелище.

Он чувствует тоску, тошноту, недоумение, и не может понять, как и почему этот человек моментально преобразился? Понуро он возвращается домой, а полковник сделал вид, что не заметил знакомого.

Теперь рассказчику трудно смотреть на Вареньку. У него не получается объяснить поведение полковника. Наверное, это не очень сложно: Пётр Владиславович привык жить по уставу, так, как ему приказано.

Он дорожит мнением общества и видит в солдатах не людей, а подчинённых. Дочь для него − свет в окне, но, пожалуй, единственный.

Но как бы там ни было, Иван Васильевич меняет свою судьбу: он отказывается от предполагаемой военной службы и от Вареньки, которая вышла замуж за другого.

Отзыв (302 слова): Мне очень понравился рассказ «После бала», потому что автор учит читателя важным вещам: гуманизму, отзывчивости и прямодушию.

Лицемерие и двойные стандарты полковника осуждаются, как и его жестокость.

А отказ Ивана Васильевича от военной службы заставляет задуматься о том, как важно быть таким же принципиальным и последовательным. Только так можно стать тем, кого можно уважать.

Главная мысль рассказа «После бала» заключается в том, что один случай может изменить судьбу человека, если он умеет чувствовать и думать. Никакая среда не сможет вытравить из него доброту и совесть, если он убедится на собственном опыте, что общепринятые догмы лживы.

Так произошло и с Иваном Васильевичем: он увидел изнанку военной службы и семейной жизни полковника, поэтому не пошел по военной карьерной лестнице и не женился на Варе. Он отказался от призвания и женщины, так как увидел в них фальшь, с которой он не смог бы мириться.

Мое мнение о герое стало еще лучше, когда он не стал бурно осуждать Петра Владиславовича, а попытался вникнуть в его ситуацию и даже в чем-то оправдать его. Но он не пошел по его стопам и не стал связывать с ним свою жизнь. Это и было его интеллигентным и вежливым протестом против того, что он считал неприемлемым.

А вот мое отношение к полковнику нельзя назвать хорошим. Этот человек мыслит узко и относится хорошо лишь к своей семье, а к остальным людям он равнодушен. Истязая солдат, он ласкает дочь и на деньги от истязаний покупает ей веера и туфельки.

Он не замечает, как это дико и жестоко, а значит, не задумывается ни о чем, кроме насущных дел. Его жестокость на службе достойна еще большего порицания, чем робкое осуждение рассказчика.

  Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад сочинение

Мое впечатление от рассказа «После бала» положительное. Эта книга послужит вдохновляющим примером тому, кто не может освободиться от влияния своей среды. Л.Н. Толстой доказал, что каждый из нас волен выбирать свой путь.

Виктория Арутюнян

О произведении

С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича . В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя.

Реализм изображения действительности, необычная кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном основном событии в жизни главного героя.

Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.

Вывод (мое мнение)

Толстой с необыкновенным искусством смог показать две противоположные картины: веселый бал с нарядными и счастливыми людьми, и страшную картину кровавого наказания.

Он хотел показать, что каждое происшествие, так или иначе, влияет на судьбу.

Главный герой рассказа — уважаемый и известный человек, сам считает, что это происшествие перевернуло его душу и изменило судьбу. Лев Николаевич Толстой

Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой.

Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью.

Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки.

В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира.

Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет». Пересказала

Юлия Песковая

Друзья спорили о том, что необходимо изменить условия, чтобы человек смог стараться достигать личного совершенства. Иван Васильевич описал присутствующим случай, который, как он считает, изменил его жизнь.

Был он молод и влюблён в Вареньку, красивую, высокую и грациозную восемнадцатилетнюю девушку. Он учился в университете провинциального города, и главным его удовольствием были балы и вечера. На масленицу бал был у губернского предводителя.

Иван Васильевич, пьяный от любви, танцевал с одной лишь Варенькой. На балу присутствовал и отец девушки, полковник Пётр Владиславич. Он был красив, статен и свеж, хотя и старик. Его уговорили пройти тур мазурки с дочерью. Все были в восторге от танца этой пары.

Иван Васильевич испытывал к Варенькиному отцу восторженно-нежные чувства.

Ночью Иван Васильевич не мог уснуть и бродил по городу. Ноги принесли его к Варенькиному дому. Было раннее утро – и в конце поля герой толпу, чем-то занятую. Подойдя ближе, он увидел, что прогоняют сквозь строй дезертира- татарина.

Пётр Владиславич идет вдоль строя и внимательно следит, чтобы все солдаты действовали с достаточной силой, опуская палки на окровавленную спину солдата. Он даже отхлестал перчаткой солдата, который недостаточно сильно ударил. При этом полковник говорил: «Будешь мазать!».

Заметив Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что незнаком с ним.

Рассказывающий не мог уяснить, хорошо или плохо было то, чему он стал свидетелем. Ведь это делалось с уверенностью в необходимости и правоте, всеми признавалось правильным.

Он решил, что не может себе ответить, чего он лично не знает в устройстве этого общества. И поэтому не стал поступать на службу — ни на военную, ни на какую-нибудь еще.

И после этого случая каждый раз, когда он видел лицо такой любимой ранее Вареньки, он вспоминал ее отца. Любовь как-то сама собой закончилась.

Краткое содержание «После бала» « Краткие содержания литературных произведений « Краткое.ru

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: После бала

Число страниц: 10. Толстой Л. Н. «После бала». Издательство «Литера». 2020 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1903 год

  Краткое содержание «Сын полка» Катаев —4 класс

Главные герои

  • Иван Васильевич – молодой дворянин, пылкий, восторженный, влюбленный, порядочный и совестливый, которому пришлось во многом изменить свои взгляды на взаимоотношения между людьми.
  • Варенька – милая, наивная, обворожительная девушка восемнадцати лет.
  • Петр Владиславич – полковник, отец Вареньки, прекрасно воспитанный, галантный собеседник, заботливый отец, но вместе с тем жестокий, хладнокровный истязатель.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «После бала»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых любопытных — Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа — противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал — праздник молодости, любви и красоты.

Он проходит в последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения.

Затем — тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва — инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

  1. “Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь.
  2. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра.
  3. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна.

На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся.

Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.

Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью.

Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”.

  Лингвистический анализ: Ягоды (Варлам Шаламов)

Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ.

Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле.

Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка.

Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”.

Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво.

Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на ба^у. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого.

Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю.

Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”.

А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

Сюжет

Как-то раз друзья, люди умные и умудренные жизненным опытом, принялись дискутировать о том, способна ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из присутствующих, Иван Васильевич, заметил, что все в жизни зависит от случая, и в качестве доказательства привел пример из собственной жизни.

В молодости Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную дочь полковника Петра Владиславича. В те годы герой учился в университете, и свободное время беззаботно проводил на балах и вечерах.

На одном из таких балов, устроенным губернским предводителем, Иван Васильевич танцевал только с Варенькой, и от любви к ней у него кругом шла голова. На балу присутствовал и Петр Владиславич, которого хозяйка уговорила пройтись один тур мазурки в паре с дочерью.

Гости были в восторге от этой пары, и Иван Васильевич не стал исключением. Он искренне считал, что отец Вареньки – редкий образчик благородного, тонкого, деликатного человека.

В ту ночь влюбленному герою не спалось, и он отправился бродить по улицам. Услышав странные звуки, он отправился на площадь, где стал свидетелем отвратительной сцены. Пойманного дезертира прогоняли через строй солдат, которые били его палками по спине.

За жестоким наказанием внимательно следил Петр Владиславич. Он даже лично ударил малорослого солдата, посчитав, что тот с недостаточной силой опустил палку на окровавленную спину провинившегося.

Встретившись глазами с Иваном Васильевичем, полковник сделал вид, что они незнакомы.

Столь чудовищное, радикальное перевоплощение из галантного кавалера и заботливого отца в жестокого, равнодушного мучителя настолько потрясло героя, что его чувства к Вареньке быстро остыли. После этого инцидента Иван Васильевич уже не мог поступить ни на военную, ни на какую-либо другую службу.

Эпилог

Иван не мог отойти от увиденного. Сцена избиения стояла перед глазами. Он не понимал, почему все молчали. Неужели это правильно истязать человека до полусмерти. Так и не смог Иван найти оправдание жестокости полковника. Одно теперь парень знал четко, на военную службу он ни ногой.

Любовь к Вареньке вместе с этим эпизодом пошла на убыль. Вот так жизнь человека перевернулась в одночасье, изменив планы и направив по другому пути.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «После бала», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

План пересказа

1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь. 2. Описание бала. Влюбленность героя. 3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки. 4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

Пересказ

Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание.

Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались.

О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

  Краткое содержание «Мещерской стороны» Паустовского

Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие.

Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е.

несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания.

Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого — постоянные нравственные поиски.

В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» — все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях.

Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

Вывод и свое мнение

В своем произведении Лев Николаевич с филигранным мастерством продемонстрировал разительный контраст между двумя мирами, двумя реалиями – веселым, легкомысленным, искрящимся, словно брызги шампанского, балом, и картиной страшного, кровавого наказания. Таким образом писатель хотел показать, что любое происшествие в жизни, так или иначе, влияет на судьбу человека. Герой, ощутивший этот контраст, стал совсем иначе смотреть на мир, на окружающих людей, и это предопределило всю его жизнь.

Очень краткое содержание рассказа «После бала» Л.Н.Толстого

«После бала» — одно из лучших произведений Льва Николаевича Толстого. Оно отличилось невероятным реализмом действительности, отражённом в рассказе, что помогает провести параллель соотношения прошлой и настоящей России. В рассказе отображается вся суть времени Николая I, его вопиющая жестокость, поражающая даже современного читателя.

В рассказе имеется главный герой и два дополнительных. Рассказчик (брат Толстого) Иван Васильевич, вспоминающий молодые студенческие годы. Отец Вареньки — Пётр Владиславович, отличившийся двуличностью: заботливый отец на балу и жестокий полковник на службе. И собственно Варенька — дочь полковника, влюбившая в себя героя.

Рассказ можно разделить на две части: события до бала и после него. Повествование начинается с разговора хороших друзей. Вопрос дискуссии был таков: может ли окружение повлиять на судьбу и характер человека? Иван Васильевич согласился с данной мыслью, предложив рассказать историю из жизни.

Это были студенческие времена, когда Иван Васильевич учился в провинциальном университете, будучи молодым амбициозным парнем, влюблённым в девушку восемнадцати лет по имени Варенька. Главным его развлечением являлись вечерние балы.

В один из таких вечеров, когда состоялся бал в доме губернского предводителя, Иван Васильевич наслаждался времяпровождением с любимой дамой. Они общались, танцевали. Всё в этот момент казалось прекрасным, начиная от музыки, заканчивая гостями. Герой восхищается Варенькой.

С уважением и почтением наблюдает за её отцом. Пётр Владиславович выглядел статно. Свежий старик с белыми бакенбардами, румяным лицом, счастливой улыбкой и блестящими глазами. Его походка была ровной и подрагивающей, с выпячивающейся грудью.

Всё это помогало ему создавать образ авторитета и примера для подражания.

Тот вечер произвёл на Ивана Васильевича немалое впечатление. Желания спать не наблюдалось, поэтому под утро герой решает прогуляться. Обстановка вокруг продолжала быть очаровательной. Город только начал просыпаться, первые лучи солнца показывались из-за горизонта. Ноги юноши невольно несли его к дому Вареньки.

Вот только в определённый момент всё меняется. Подходя к дому возлюбленной, Иван Васильевич наблюдает следующую картину: солдаты прогоняли татарина-дезертира, били палками по его спине. Всем этим заправлял не кто иной, как офицер — отец Вареньки. Тот самый Пётр Владиславович, которым герой так восхищался на вчерашнем балу.

В этот момент не осталось ничего от вчерашней эйфории. Только крики наказуемого, глухие звуки ударов. Спина татарина — что-то мокрое и неестественное. Она была ярко-красная и пёстрая. Бедняга молил о пощаде. Его крики были жалостливыми, пробивающие до дрожи.

Пётр Владиславович игнорировал мольбы татарина. Один солдат решил сжалиться, за что сразу получил удар палкой от полковника. А за ним ещё один и ещё один.

Увиденное потрясло Ивана Васильевича. Восхищение и уважение сменились стыдом, отвращением и страхом. Не теряя надежды, юноша пытался отыскать оправдание действиям полковника, однако потрясение напрочь отрицало всевозможные доводы. Вот так за одно утро изменилась вся жизнь. Любовь к Вареньке «так и сошла на нет». Цель стать офицером и чиновником тоже исчезла.

  • На этом можно сделать вывод, что окружающие люди и события действительно влияют на человека, что мы видим на примере истории Ивана Васильевича.
  • Насколько публикация полезна?
  • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
  • Средняя оценка 1 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Авторские афоризмы

  1. «…Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она…»
  2. «…для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…»
  3. «…Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае…»
  4. «…Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите…»
  5. «…Я обнимал в то время весь мир своей любовью…»

Толкование непонятных слов

  • Губернский предводитель (дворянства) — выборное лицо, представитель дворянского самоуправления в губернии.
  • Дагерротипный портрет — предшественник фотографии, изображение, полученное на серебряной пластинке.
  • Кадриль — танец из пяти—шести фигур, с четным количеством пар, расположенных одна против другой.
  • Ломовые — извозчики, перевозившие тяжелые грузы.
  • Штрипки — полоски ткани или тесьмы, пришитые к низу панталон.
  • Эполеты — наплечные знаки различия в военных мундирах.
  • Фероньерка — подвеска, кулон из драгоценного камня в оправе.

  • Сюжет рассказа макар чудра кратко
  • Сюжет рассказа о любви
  • Сюжет рассказа пиковая дама
  • Сюжет рассказа кладовая солнца
  • Сюжет рассказа муму кратко