Сюжет рассказа о любви

Творчество известного советского писателя андрея платонова далеко не всегда укладывалось в идеологические рамки, за что автора регулярно критиковали официозные литераторы

Творчество известного советского писателя Андрея Платонова далеко не всегда укладывалось в идеологические рамки, за что автора регулярно критиковали официозные литераторы и чиновники. Примером его настоящего, а не «социалистического» реализма может служить небольшой рассказ «Возвращение», действие в котором происходит сразу после Великой Отечественной войны.
Рассказ первый раз был напечатан в периодическом издании «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых». На писателя вскоре посыпались суровые обвинения – во лжи и клевете, в очернении образа советского народа, солдат, участников войны. Эти обвинения были сняты только после кончины Платонова.
Дальнейшая публикация рассказа состоялась только в 1962 году в сборнике, данный вариант существенно изменён автором.

Литературная направленность и жанровая принадлежность

Рассказ «Возвращение» создан в духе реализма. Советская критика потому и ополчилась на Платонова, что он изобразил советских людей уж слишком реалистично, со всеми их недостатками. Так называемый «социалистический реализм», навязывавшийся советским правительством как «единственно правильное» литературное направление, строился на совсем других принципах. Несмотря на название, это был антиреалистический художественный метод, сходный с религиозно-мифологическими жанрами (жития святых, «Деяния апостолов», мифы и легенды разных народов и т. д.). В частности, советских людей предписывалось изображать в прямо-таки иконописной манере: с гипертрофированными положительными чертами, без существенных недостатков, всегда готовыми «к труду и обороне».
У Платонова же люди выглядят совсем по-другому: мужья и жёны напропалую изменяют друг другу, дети лишены детства и вынуждены рано включаться во взрослую жизнь, супруги совершенно отвыкли друг от друга за годы разлуки. Рассказ производит тяжёлое впечатление, и это совсем не приветствовалось советскими литературными чиновниками.
События в рассказе охватывают всего несколько дней, однако из разговоров персонажей становится известно о том, что происходило за много дней до этого – в самый разгар войны.

Тематика и проблематика произведения

«Возвращение» — это рассказ о начале послевоенной жизни в стране. Советские люди возвращаются к мирной жизни, семьи воссоединяются друг с другом, мужчины-победители приезжают обратно домой, к жёнам и детям. При этом в произведении проводится мысль о том, что война не только убивает в физическом смысле, но и, самое главное, уничтожает человека духовно; она разрушает семьи, отчуждает близких людей друг от друга, уничтожает морально-нравственные ориентиры. Свою победу народ отмечает не весёлым ликованием, а тяжёлыми разговорами, выяснением отношений, семейными ссорами и не всегда успешными попытками наладить быт.
Платонов в своих произведениях вообще часто касался этих тем. Он изображал серьёзный «психологический» ущерб от войны, которая превращает сильных и смелых мужчин в глупых подростков, а детей – в «маленьких взрослых». Любовь в его произведениях часто соседствует с горем и одиночеством и является их следствием.

Сюжет рассказа

Советский офицер Алексей Иванов, проведя на фронте всю войну, уволился и отправляется домой на поезде. Ещё на станции он сближается с молодой девушкой Машей, с которой он потом проводит пару дней в её родном городке, прежде чем отправиться дальше. В это время Иванова с нетерпением ждали жена и дети, изо дня в день приходя на станцию. Наконец отец семейства приезжает. Его встречает одиннадцатилетний сын Пётр, и оба они не понравились друг другу: сын выглядит слишком взрослым, ворчливым и «рано состарившимся», а отец кажется Пете глупым и непрактичным.
В доме героя встречает странная обстановка. Жена стесняется его, а маленькая дочка не узнаёт его и плачет, к тому же в свои пять лет она занимается тяжёлым домашним трудом. За ужином дочка случайно признаётся отцу, что к ним ходит какой-то дядя Семён, который играет с ними, поскольку его собственную семью убили немцы. Иванов начинает подозревать, что его благоверная изменяет ему с этим Семёном. Супруга честно говорит, что ничего у неё с Семёном не было, но один раз она была близка с местным партийным начальником, который при том произвёл на неё ужасное впечатление.
Алексей принимает решение уйти из дома к Маше, с которой ему всё это время было хорошо. Только об этой Маше он ничего не говорит жене и детям. Когда он садится в поезд, то видит, что дети бегут за ним, пытаясь вернуть. После этого Иванов чувствует, что прощает жену, и сходит с поезда.
За некоторое время до этого сын Петрушка укоряет родителей в том, что они ссорятся по какому-то пустяковому поводу, и рассказывает им историю о каком-то дяде Харитоне, которого долгое время не было дома, так что, вернувшись, он понял, что жена изменяла ему с инвалидом человеком без рук. Сначала Харитон обозлился на жену, но потом простил её, рассказав, как сам изменял жене со несколькими женщинами. Разве что свои измены Харитон выдумал, чтобы показать жене, что он её прощает.

Главные персонажи произведения

Центральный герой рассказа «Возвращение» — Алексей Иванов. Это весьма банальное сочетание имени и фамилии характеризует персонажа: он – простой, самый обычный человек, который ничем не выделяется среди себе подобных. При этом он живёт лишь для себя, считает себя во всём правым, а других – виновными. Он совсем не идеален и совершает е же ошибки, что и окружающие его люди, но пытается скрыть это.
Люба – жена Иванова. В годы войны она сильно скучала и грустила, что привело её к измене мужу. Когда Алексей узнаёт об этом, его охватывает злость и огорчение, его самолюбие задето. Но ведь из тех же соображений он изменял жене с Машей.
Пётр – сын Алексея, подросток, который психологически и умственно значительно взрослее отца и матери. Он руководит всеми хозяйственными работами в доме, а родителей укоряет, выставляя их маленькими и неразумными детьми.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О любви

Микропересказ : Бедный помещик и жена его приятеля много лет любят друг друга, но боятся признаться в своей любви, считая, что недостойны её. Только расставаясь навсегда, они понимают, какие мелочи мешали им любить.

Старый холостяк Павел Констан­тинович Алёхин принимал гостей в своём поместье.

Павел Констан­тинович Алёхин — владелец большого, но небогатого поместья, холостяк, интелли­гентный и образованный, мягкий и нерешительный

За завтраком заговорили о служащем у Алёхина поваре. В этого повара была влюблена красивая горничная, но замуж за него не шла. Повар же был набожным, жить с женщиной вне брака не хотел, часто напивался и бил её.

Эта история побудила гостей пуститься в рассуждения о любви. Алёхин считал, что никому не известно, как зарождается любовь. Он не понимал, почему эта прекрасная женщина полюбила такого неприятного человека, и считал, что русские усложняют любовь «роковыми вопросами» — хорошо это или плохо, честно или нечестно и к чему всё приведёт. Такие вопросы мешают любить и ставят непреодолимые преграды на пути самого сильного чувства.

В качестве примера Алёхин рассказал историю своей жизни.

У отца Алёхина был большой долг, отчасти и потому, что он много потратил на обучение сына. Поэтому, окончив университет, Алёхин вернулся в родное поместье, твёрдо решив отработать долг.

По природе своей Алёхин был белоручкой и поначалу не хотел расставаться «со своими культурными привычками». Он поселился в парадных комнатах, по утрам пил кофе с ликёрами, а на ночь читал «Вестник Европы». Но такая жизнь продолжалась недолго. Алёхин втянулся в работу, которая ему совершенно не нравилась, ел в людской и часто ночевал не в своей постели, а «в сарае, в санях или где-нибудь в лесной сторожке».

В самом начале Алёхин стал почётным мировым судьёй, и единственным его развлечением стало «наезжать в город и принимать участие в заседаниях съезда и окружного суда». Ранней весной, во время одной из таких поездок, Алёхин познакомился с Дмитрием Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, и его прелестной женой Анной Алексеевной.

Дмитрий Луганович — судейский чиновник старше сорока лет, добрый, но скучный и ограниченный

Анна Алексеевна — жена Лугановича, намного младше мужа, стройная, красивая блондинка, умная, интелли­гентная

Алёхин ещё не встречал такой миловидной, доброй и интелли­гентной женщины. Было видно, что семья Лугановичей живёт дружно — супруги всё делали вместе, у них росла дочь. Всё лето Алёхин вспоминал о белокурой Анне Алексеевне, но увидел её снова только поздней осенью.

Они встретились на благотво­ри­тельном спектакле, и с тех пор Алёхин стал своим в их доме. Он приходил без приглашения, играл с ребёнком, подолгу беседовал с Анной Алексеевной. Лугановичи знали о бедственном положении Алёхина, постоянно беспокоились о нём, считали, что такой образованный человек должен заниматься наукой, и старались ссудить его деньгами. Лугановичи были состоятельными людьми, но Алёхин старался не брать у них в долг, и тогда они просто дарили ему ценные вещи.

Несчастный Алёхин, влюблённый в Анну Алексеевну, не мог понять, что заставило её стать женой немолодого, неинтересного и слишком простого для неё Лугановича. Приезжая в город, Алёхин понимал, что Анна Алексеевна ждала его, но у них не хватало смелости признаться друг другу в любви.

Алёхин считал, что ничего не сможет дать Анне Алексеевне, а потому не в праве разрушать её счастливую семью. Она же думала о муже и детях и считала, что её любовь не принесёт Алёхину счастья — ей казалось, что она недостаточно молода и энергична.

Шли годы. Анна Алексеевна родила второго ребёнка. Дети называли Алёхина дядей, а взрослые считали его «благородным существом». Анна Алексеевна начала сознавать, что жизнь её испорчена, и лечилась от нервного расстройства. Алёхин её раздражал, и на людях она постоянно ему противоречила.

Лугановича назначили председателем в западную губернию. Пока муж продавал имущество, Анна Алексеевна решила поехать полечить нервы в Крым. Провожали её большой толпой. Перед отправлением поезда Алёхин заметил, что она забыла одну из корзинок, и забежал в вагон.

Оставшись наедине, в этот последний момент они признались друг другу в любви, и Алёхин понял, как мелко было всё, что мешало им любить.

Они поцеловались и расстались навсегда.

Выслушав историю, гости вышли на балкон, любовались видом, жалели такого образованного человека, который не занимался наукой, а вертелся как белка в колесе, и думали о скорбной сцене прощания. Один из гостей был даже знаком с Анной Алексеевной и «находил её красивой».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Чехов О любви

Иван Иванович и Буркин остановились в дому у Алехина. Уром же он делиться со своими гостями историей о своей любви.

Он приехал в Софьино, когда окончил учебу в университете. Имение находилось в долгах, потому что отец отдавал огромные деньги за его учебу. Он же в свою очередь решил не бросать имение и заплатить все по счетам. Потом он стал почетным мировым судьей, поэтому зачастую его можно было встретить в городе.

В суде он встретил председателя Дмитрия Лугановича. Он простой и добрый человек, но вот рассуждения его были скучными. Как – то раз Дмитрий пригласил Алехина к себе. Там как раз и он увидел его жену, Анну Алексеевну. Ей было не больше 20, прекрасная, образованная женщина, он почувствовал к ней влечение. В следующий раз они увиделись в театре, и она снова его покорила и снова близость, которая не давала ему покоя. Лугановичи пригласили его снова в гости, и потом он становится частым званым гостем и был каждый раз как приезжает в город. Алехин же был расстроен, потому что все его мысли были только об Анне Алексеевне. И он никак не мог понять, почему она стала женой такого человека и имеет от него детей. Ему очень хотелось быть на месте Лугановича.

Когда он приезжал в город, то видел в глазах Анны Алексеевны, что она его ждет. Но никто из них не говорил о своих чувствах. Напротив Алехин же думал, что она не пойдет с ним. Ему казалось, что в ее мыслях только муж и дети и также терялся в догадках, сможет ли она подарить счастье ему. Их зачастую можно было встретить в театре, и в городе ходил много слухов о них, но все это не было правдой. В последние время у Анны стало появляться чувство, как будто ей чего-то не хватает от этой жизни, иногда ей никого не хотелось видеть. Чтобы посторонние люди ничего не надумали, поэтому их вопросы были ей не приятны и вызывали раздражение. Потом она стала проходить курс лечения от расстройства нервов.

Прошло какое – то время и Лугановича сделали председателем западной губернии. Это стоило им разлуки. Они приняли решение, что Анна уедет в Крым, как и прописали ей доктора, а Дмитрий вместе с детьми уедет на новое место работы.

Когда Анну провожали на вокзале, то Алехин ворвался к ней в купе, чтобы вернуть ей корзину, которую она забыла на перроне. Он встретились глазами, и остановить их уже никто не мог. Он обнял ее, а она долго продолжала плакать. Алехин целовал лицо и руки, говорил ей о своих чувствах. И в это мгновение, он понял, что причины, которые мешали им любить друг друга, ничтожно малы.

И когда есть любовь между двумя людьми, то нужно бороться за свое счастье, не строит рассуждать на эту тему, а лучше сразу действовать. Но, не смотря ни на что, они не смогли быть вместе, потому что слишком много «но», они расстались навсегда. Но за то они попытали свое счастье.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

О любви. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой книги Жюльен Сорель вырос в семье плотника в маленьком городке Верьер. Был он младшим сыном в семье, и совсем не походил на своих старших братьев. Отец, глядя на него, все время думал, что Жюльен будет обузой

События поэмы, посвященные 1919 году, разворачиваются на просторах Урала. Центральный персонаж произведения Есенина – это Номах, представляющий собой бандита. По сути своей он бунтарь, романтик

Рассказ ведет человек, который был приговорен к смертной казни, но за совершение какого именно преступного деяния не говорится, также ничего не известно об анкетных данных этого человека

Ослик Мафин решил испечь вкусный пирог. Так как пирог предназначался для друзей ослика, то он очень серьёзно подошёл к делу. Мафин надел шапку повара

Произведение Александра Блока На поле Куликовом состоит из пяти частей. Затрагиваются важные аспекты, которые очень волнуют писателя. Прошлое России, настоящее и будущее

Антон Чехов — О любви:
Краткое содержание

В имении Софьино холостяка Павла Константиновича Алехина гостят два его приятеля: Иван Иваныч и Буркин. За завтраком у них заходит разговор на вечную тему – о превратностях любви. Вот и в доме Алехина красавица служанка Пелагея без памяти влюблена в пьяницу и драчуна повара Никанора. Он ее еще и поколачивает, поскольку Пелагея отказывается венчаться и жить, как все люди.

Алехин утверждает, что любовь – тайна. Ее не объяснить логически. И каждая история любви – уникальна. Этот дар следует просто принять, и не терзаться вопросами, как это принято у русских людей: к чему это приведет, да как на это посмотрят другие. Как пример, Алехин рассказал свою историю любви.

Из университета он вышел белоручкой, городским жителем, но крупный долг, висевший на имении, побудил его заняться хозяйством. Вместе с крестьянами он «пахал, сеял, косил». Уставший, он мог уснуть в сарае, а не в постели. И «Вестник Европы» залеживался непрочитанным. Лишь после избрания в мировые судьи он вновь начал наведываться в город. Порядком одичавшему Алехину было приятно оказаться в привычной среде.

После одного из заседаний его позвал отобедать Дмитрий Луганович, товарищ председателя окружного суда. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, сразу показалась ему родственной душой. Интеллигентная, обаятельная, умная блондинка, она была значительно моложе мужа и к тому времени полгода, как впервые стала матерью дочки. Семейная жизнь их протекала мирно, и казалось, в полном взаимопонимании.

Алехин уехал в Софьино на все лето, но пленительный образ остался в его душе. Лишь поздней осенью на благотворительном спектакле они случайно увиделись вновь. Алехин убедился, что чувство его все такое же сильное. Он стал наведываться к Лугановичам в каждый приезд и стал совершенно своим человеком в доме. Семейная пара трогательно заботилась о нем и сокрушалась, что человек с такими способностями прозябает в деревне.

Алехин старался проникнуть в тайну этого брака. Почему яркой женщине достался в мужья этот безобидный, но скучный, бесцветный человек? Отчего она стала его судьбой, а не избранницей самого Алехина? Как произошла эта «ужасная ошибка»?

В каждый свой приезд Алехин читал в ее глазах радость. Но ни слова о любви между ними не было сказано. Он не хотел разрушать ее уютный, налаженный мир. Думал, что ему нечего ей предложить взамен. Да и стоит ли он такой жертвы? А как же их семья, ребенок? А вдруг эта любовь закончится – что тогда. И ей было страшно ступить в неизвестность, обнаружить перед всеми свое чувство. Да и что она может привнести хорошего в жизнь любимого, у которого и так хватает проблем?

Спустя годы Алехина в их доме уже встречали двое ребятишек. Доверие мужа к нему было безграничным. А вот нервы Анны Алексеевны начали сдавать. Она хандрила, чувствуя, что жизнь ее испорчена. Отдалилась от семьи, подолгу гостила у матери. Наедине с Алехиным они по-прежнему молчали, а на людях он даже раздражал ее.

Все закончилось как-то буднично: Луганович просто получил назначение в западную губернию. Анна Алексеевна перед отъездом решила съездить подлечиться в Крым. Провожала ее вся семья. Уже перед самым отправлением поезда Алехин заскочил в купе с забытой ею корзинкой. Она расплакалась и оба, наконец, признались, что любят друг друга. Но слишком поздно. Все эти годы надо было не рассуждать, а любить. Они сами отказались от своего счастья. Теперь же перед разлукой он целовал ее в первый и последний раз. В свое Софьино в тот день Алехин пришел пешком.

Приятели, выслушав Алехина, задумались. Им было жаль такого образованного человека, застрявшего в деревне. Жаль было и ту печальную даму в поезде. Оба они как-то встречали ее в городе, и Буркин тоже находил ее весьма привлекательной.

Читательский дневник по рассказу «О любви» Чехова

Сюжет

Хозяин Софьино помещик Алехин рассказывает об упущенном счастье учителю Буркину и ветврачу Ивану Иванычу. В мировом суде ему стал приятелем чиновник Луганович, скучный и неприметный. А его жена Анна – яркая, умная женщина. Алехин и Анна любят друг друга, но молчат. Не хотят круто менять жизнь. Лугановичи с детьми уезжают на новое место службы. В поезде провожающий Алехин и Анна признаются друг другу в любви. Но уже слишком поздно.

Отзыв

Любовь запретная, преступная, но настоящая. Такая, какой в жизни героя не было и, быть может, не будет. Герой и героиня несчастливы. Автор считает, что любовь вне суда, закона, страха. Осмотрительность, здравомыслие иногда сродни трусости. Лучше смотреть правде в глаза и бороться за свое чувство. Любовь слишком редкое чувство, чтобы им пренебрегать. Об утраченной любви останется сожаление на всю жизнь.

Иван Бунин — Митина любовь:
Краткое содержание

Прелестная Катя, ученица частной театральной школы – первая любовь студента Мити, высокого юноши с «византийскими глазами». Всю зиму он сопровождает девушку в студию Художественного театра, сидит с ней на концертах и поэтических вечерах – и страшно ревнует ее к артистическому миру. Особенно к директору школы, который, как было известно, совращал своих хорошеньких учениц, а с некоторыми еще и ездил отдыхать. Митя чувствует, что Катя отдаляется, что он для нее мальчишка. Он частый гость в ее доме. Отец Кати ушел из семьи, мать ее, «всегда курящая, всегда нарумяненная дама», была женщиной милой, понимающей. Она позволяла Мите задерживаться допоздна – и он проводил это время «в дурмане поцелуев».

Но в марте Катя уже больше похожа на «светскую даму, нарядную и все куда-то спешащую». Экзамен на сцене стал ее триумфом. Митя не может разобраться в своих чувствах, будто есть две Кати – его идеал и та, настоящая, обыкновенная. В апреле оба решают дать себе передышку: Митя едет из Москвы в деревню к матери, вдове Ольге Петровне, Катя – на все лето в Крым. В Крыму они планировали встретиться.

«Первый раз жил он теперь дома взрослым», с истинной любовью в сердце. Той самой, что в отрочестве была беспредметной, а теперь воплотилась в образе Кати. Только ее он может представить своей невестой. Он часто пишет ей. Ответ приходит не сразу, но начинается со слов «мой единственный». Девки в деревне любезничают с барчуком, мать посылает развеяться к соседям Мещерским, а он все ждет следующего письма. И даже готов застрелиться, если оно не придет через несколько дней. Хотя ему самому казалась дикой мысль «раздробить себе череп», и покинуть прекрасный, цветущий мир. Но разлука стала нестерпимой.

Волевым усилием он бросил наведываться на почту, занялся хозяйственными делами. И даже с вызовом откликнулся на предложение старосты присмотреться к бойкой Аленке, невестке лесника, чей муж работал в шахтах. Староста обещает похлопотать за пять рублей. Митя замечает в миловидной детскости Аленки что-то до боли похожее на Катю. Она невольно занимает его мысли. Даже к известию о приезде в имение брата Кости и сестры Ани он отнесся почти равнодушно. Наконец, вместе со старостой он едет в караулку лесника. Митя уговаривается с Аленкой о завтрашней встрече в саду, она напоминает, что «даром не согласна». Он чувствует, что летит в какую-то пропасть, но остановиться уже не в силах. Чтобы не пропустить свидания, Митя отказывается встречать со станции брата с сестрой.

В шалаше его ждет манящая, веселая Аленка. «Сила телесного желания» охватывает юношу. Он сует ей мятую пятерку, не понимает, как себя вести. Все происходит совсем не так, как он представлял. Митя разочарован, пустота в его сердце осталась прежней.

Всю субботу шел дождь, Митя провел этот день в страшных, опустошающих слезах. Виной тому было долгожданное письмо от Кати. Она писала, что «гадкая, дурная», но ради искусства готова на все. И лето проведет не с ним, а «знаете с кем» (с директором). Запретила Катя и писать ей. Уничтоженный, Митя бродит по ставшему вдруг чужим дому. В бреду ему чудится какая-то комната, где то ли нянька, то ли Катя бесстыдно встречается с господином в смокинге. На Митю наваливается отвращение к грубости, беспощадности жизни. Его райскую, «прекрасную любовь» уже не спасти. Митя видит только один выход «из ужасного мира». Он находит в столе револьвер и «с наслаждением» стреляет себе в рот.

Читательский дневник по повести «Митина любовь» Бунина

Сюжет

Студент Митя без памяти влюблен в ученицу театральной школы Катю. Она же поглощена мечтой стать артисткой. Измучив ревностью себя и ее, Митя едет на время к матери в деревню. Катя обещает писать – но приходит всего одно, хоть и нежное, письмо. Вначале Митя готов свести счеты с жизнью, потом пытается заняться делами по хозяйству. И поддается на уговоры ушлого старосты за пять рублей добиться благосклонности замужней Аленки. После торопливой, воровской встречи с Аленкой в саду Митя понимает, что ошибся. В душе его осталась все та же пустота, тоска. Письма он все-таки дождался, но в нем Катя сообщала, что она «гадкая», но обожает искусство сильней всего на свете. Больше они не увидятся, а лето она проведет с директором своей театральной школы. Выплакав все слезы, Митя понимает, что его «прекрасная любовь» в этом грубом, ужасном мире погибла. Он стреляет из револьвера себе в рот.

Отзыв

История о несовпадении мечты и реальности, крушении идеала. Люди чувствительные, романтики всегда находятся под ударом, если у них нет поддержки. Первая любовь – не только источник радости, но и испытание, где любовь соседствует со смертью. Следует бороться за себя, делать выводы из уроков жизни, давать шанс времени расставить все по своим местам. За внешней красотой может скрываться пустота. Тема купли-продажи любви, внутреннего одиночества, в том числе, в семье.

Митина любовь

Микропересказ : Драматическая история любви, окончившаяся самоубийством юноши.

Катя, невысокая, хорошенькая и совсем ещё юная — возлюбленная Мити. Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живёт с мамой, «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа. Митя, худой и нескладный брюнет с «византийскими» глазами, часто бывает у них, а Катя приходит к нему в студенческие номера.

Митя полностью поглощён своим чувством, в отличие от Кати, которая слишком погружена в театральную среду. Её увлечению потакает директор школы, «самодовольный актёр с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправляющийся на отдых с очередной совращённой им ученицей. Во время Великого Поста он начинает заниматься с девушкой индивидуально. В шестую неделю Поста, последнюю перед Страстной, Катя, одетая во всё белое, как невеста, сдаёт директору экзамен.

Митя уже давно чувствует, что отношение Кати к нему изменилось. Декабрь, когда они только встретились, кажется Мите лёгким и незабвенным. В январе и феврале Митину любовь уже отравляли ревность и недоверие. Теперь же на экзамене словно «подтвердилась вся правота» его мучений.

Весной с Катей происходят важные изменения — она превращается в «молоденькую светскую даму», постоянно спешащую к портным и за покупками. Её свидания с Митей всё сокращаются.

В конце апреля Митя решает «дать себе отдых и уехать в деревню», в небольшое поместье, которым управляет его мать. Катя тоже считает, что им надо временно расстаться и выяснить отношения — её утомляет его ревность, и отказываться от театральной карьеры ради Мити она не собирается. На это время приходится последний всплеск Катиных чувств. Она проводит с Митей много времени, как жена выбирает ему вещи, провожает на вокзал в день отъезда и обещает писать. Встретиться они планируют в Крыму, куда Катя с матерью должна уехать в начале июня.

Младшие брат и сестра Мити, гимназисты, ещё не приехали из Москвы, и первые дни в деревне проходят тихо. Митя заново привыкает к старому дому. Во всём — в окружающей природе, местных девушках, в сладком весеннем воздухе ему чудится Катя, её «тайное присутствие». Постепенно реальная Катя превращается в девушку, созданную его желанием.

Впервые Митя живёт в родном доме взрослым, «с первой настоящей любовью в душе». Любовь захватила Митю «ещё в младенчестве» как нечто «невыразимое на человеческом языке». Он помнит себя в саду, рядом с молодой женщиной, вероятно, нянькой. Тогда «что-то горячей волной взыграло в нём», и появлялось затем то в обличии соседки-гимназистки, то в виде «внезапной влюблённости на гимназических балах».

Год назад, когда Митя заболел в деревне, весна стала «его первой настоящей любовью». Погружённость в мартовскую природу и проявления «беспредметной, бесплотной любови» сопровождали Митю до декабря первой студенческой зимы, когда он встретился с Катей.

Митя бродит по небольшому имению и вспоминает смерть отца девять лет назад, Тогда он «вдруг почувствовал: в мире смерть!», а в доме ещё долго стоял «страшный, мерзкий, сладковатый запах». Такое же наваждение Митя чувствует и теперь, только вместо страшной смерти его мир заполняет Катя и любовь к ней. Проходит время, Митя наблюдает за оживающей природой, которую украшает его любовь.

Митя постоянно шлёт Кате пылкие письма и наконец получает ответ со словами «мой любимый, мой единственный».

Проходит время, сад одевается свежей листвой, а письма от Кати всё нет. Митя знает, что Кате трудно собраться и сесть за письменный стол, но эти соображения вскоре перестают помогать. Почти всё время Митя проводит в библиотеке, читая в старых журналах стихи о любви.

Постепенно Митю охватывает ощущение, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал». В это время его начинает охватывать чистая чувственность: вожделение при виде моющей окна «подёнщицы с деревни», в разговоре с горничной, в саду, где деревенские девки заигрывают с барчуком. Даже вечно занятая хозяйством мать замечает мучения сына и советует ему пойти к соседям-помещикам, у которых «полон дом невест».

Мучения Мити всё усиливаются. Он перестаёт наблюдать за изменениями в природе и почти не спит по ночам. Ему становится стыдно гонять на почту очень занятого и уже немолодого старосту. Он начинает сам уезжать верхом «в то село, где была железно­дорожная станция и почта», каждый раз возвращаясь с одной только газетой.

Муки его достигают предела. Однажды, возвращаясь через соседнюю, давно пустующую усадьбу, Митя решает застрелиться, если через неделю не будет письма.

Именно в этот момент духовного упадка староста за небольшое вознаграждение предлагает Мите поразвлечься. Поначалу у Мити хватает силы отказаться. Вскоре он запрещает себе ездить на почту, оборвав эти поездки «отчаянным, крайним усилием воли» Сам Митя тоже перестаёт писать, униженно молить о любви или, хотя бы, о дружбе, и заставляет себя «не ждать ничего».

Староста вновь намекает на «удовольствие», и Митя неожиданно для себя самого соглашается. Староста предлагает ему невестку лесника Алёнку — «бабёнку ядовитую, молоденькую, муж на шахтах … всего второй год замужем».

На следующий день Алёнка приходит работать в сад поместья. Митя находит в невысокой и подвижной женщине что-то общее с Катей — «женское, смешанное с чем-то детским». Через день староста везёт Митю к леснику. Пока староста и лесник пьянствуют, Митя случайно сталкивается с Алёнкой в лесу и, уже не владея собой, уславливается о завтрашнем свидании в шалаше.

Весь следующий день он со страшным напряжением ждёт свидания. Во время обеда привозят письмо, извещающее о приезде младших детей. Вместо того чтобы обрадоваться брату и сестре, Митя пугается, что они помешают свиданию. Ночью Митя видит себя «висящим над огромной, слабо освещённой пропастью».

Вечером, проводив мать на станцию, Митя направляется к шалашу, где вскоре появляется Алёнка. Митя отдаёт ей смятую пятирублёвку.

Когда происходит то, чего он так давно хотел, Митя поднимается «совершенно поражённый разочарованием» — чуда не произошло.

В субботу той же недели весь день идёт дождь. Митя в слезах бродит по саду, перечитывает полученное вчера вечером письмо от Кати. Она просит забыть её, дурную, гадкую, испорченную. Она безумно любит искусство, поэтому уезжает «вы знаете, с кем…».

К вечеру гроза гонит Митю в дом. Он влезает в свою комнату через окно, запирается изнутри и, охваченный жаром, впадает «в летаргическое оцепенение». В полубес­со­зна­тельном состоянии он видит «молоденькую няньку» из своего детства, несущую «ребёнка с большим белым лицом». Нянька вдруг оказывается Катей, она прячет ребёнка в ящик комода. Входит господин в смокинге, — это директор, с которым Катя уехала в Крым. Митя видит, как Катя отдаётся ему, и приходит в себя с ощущением пронзительной, невыносимой боли.

Из зала слышатся голоса и смех — там ужинают младшие дети. Этот смех кажется Мите противо­есте­ственным «своей отчуждённостью от него, грубостью жизни, её равнодушием, беспощадностью к нему». Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и быть не может.

Душевная боль становится невыносимой. «Страстно желая только одного — хоть на минуту избавиться от неё», Митя достаёт из ящика ночного столика револьвер и «радостно вздохнув… с наслаждением» стреляет себе в рот.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание «Митина любовь»

Повесть «Митина любовь» Бунина была написана в 1924 году, в ней автор раскрывает любимую тему – непростые любовные отношения. Бунину удалось очень тонко и вместе с тем художественно передать переживания юноши, оказавшегося один на один с неразделенной любовью.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Митина любовь» по главам. Пересказ будет полезен и для читательского дневника.

Главные герои

  • Митя – высокий худощавый юноша, переживающий все муки первой любви.
  • Катя – привлекательная девушка, будущая актриса, предмет любви Мити.

Другие персонажи

  • Директор – опытный искуситель, любовник Кати.
  • Ольга Петровна – мать Мити, которая всецело занята хлопотами по хозяйству.
  • Староста – искуситель Мити, уговоривший его развлечься с Аленкой.
  • Аленка – молодая замужняя женщина, любовница Мити.

Краткое содержание

Главы 1–7

Митя влюблен в Катю – хорошенькую юную девушку, ученицу частной театральной школы. Митя ужасно ревнует ее к представителям аристократической богемы, которые уделяют девушке повышенное внимание. Катя же просит Митю не ревновать и напоминает, что он для нее «все-таки лучше всех, единственный» .

Митя постоянно провожает свою возлюбленную «в студию Художественного театра, на концерты, на литературные вечера» . Он никак не может привыкнуть к Катиной матери – всегда курящей, нарумяненной женщине с малиновыми волосами.

Спустя время Мите начинает казаться, что «что-то изменилось, стало меняться в Кате» . Он пытается всячески объяснить внутреннюю невнимательность Кати к нему, но ничего не помогает, и юноша испытывает мучительную ревность.

Катя с головой уходит в театральную жизнь, и делится своими первыми успехами: директор постоянно хвалит ее и прочит блестящее будущее. Об этом человеке было известно, что «он развращал учениц, каждое лето увозил какую-нибудь с собой на Кавказ, в Финляндию, за границу» .

На выпускном экзамене Катя, одетая в белое платье, вызывает бурю аплодисментов. Первый успех кружит ей голову, и она все больше отдаляется от Мити. Из нежной, трогательной, наивной девушки она быстро превращается «в какую-то молоденькую светскую даму, нарядную и все куда-то спешащую» .

Митя решает на время уехать из Москвы в родовое поместье, чтобы немного отдохнуть от мучившей его и Катю ревности. Они договариваются встретиться в Крыму, куда Катя должна уехать с матерью в начале лета.

Главы 8–15

Первые дни в деревне Митя отсыпается, приходит в себя, заново привыкает к родному дому. Но перемена места никак не влияет на Митины чувства: повсюду он видит образ Кати, чувствует ее незримое присутствие подле себя.

Митя с нетерпением ждет письма от возлюбленной, «уж давно должна была Катя ответить хоть на одно из писем, что отправил он ей» . Когда же он получает первую весточку, то остро чувствует, что «чаша его любви была полна с краями» .

С приходом весны природа преображается, на деревьях появляется свежая листва, но писем от Кати больше нет. Митя прекрасно знает «неспособность Кати к письмам» , но от этого тревога не уменьшается. Он перестает гулять и почти все время проводит в библиотеке, зачитываясь стихами о любви. Утомленный ожиданием, Митя уже не сомневается, что «письма не будет и не может быть, что в Москве что-то случилось» .

Мать Мити, Ольга Петровна, советует сыну поехать в гости, развеяться. Например, у соседей Мещерских «полон дом невест» . Митя с трудом сдерживается: ему сложно скрывать свои переживания, и он стискивает зубы «до боли в голове» .

Главы 16–25

Мучения несчастного влюбленного все больше усиливаются. Он перестает замечать перемены в окружающем его мире, почти не спит по ночам. Митя начинает «ездить на почту сам» , но каждый раз возвращается домой только с газетой. Он принимает решение застрелиться, «если через неделю письма не будет» .

«Отчаянным, крайним усилием воли» Митя запрещает себе ездить на почту, писать Кате письма с уверениями в любви, унижаться, умолять о дружбе.

Видя Митины страдания, староста предлагает ему развлечься на стороне. За небольшое вознаграждение с ним может провести время Аленка – «бабенка ядовитая, молоденькая, муж на шахтах» . Староста ловко организовывает Мите свидание с Аленкой в лесу.

Главы 26–27

В страшном напряжении Митя ожидает встречи с девушкой. Узнав, что вскоре приезжают младшие брат и сестра, он начинает переживать, как бы дети не нарушили его планы. Ночь проходит тревожно, и во сне Митя видит «себя висящим над огромной, слабо освещенной пропастью» .

Весь следующий день тянется бесконечно, но чем ближе вечер, тем сильнее охватывает Митю нервная дрожь. Он отправляется в лес, к шалашу, где условлено свидание. Вскоре появляется Аленка, и Митя первым делом сует ей в «ладонь смятую пятирублевку» . Он теряется и не знает, как себя вести. После долгожданной близости Митя чувствует себя разочарованным: он ожидал совсем иных эмоций и переживаний.

Главы 28–29

Всю субботу льет дождь, «как из ведра» . Митя целый день бродит по саду и горько плачет, удивляясь «силе и обилию своих слез» . «Весь насквозь промокший, без единой кровинки в лице, с заплаканными, безумными глазами» , он перечитывает Катино письмо, в котором она просит забыть ее – дурную, гадкую, испорченную. Она признается, что безумно любит искусство и уезжает с директором. Писать ей больше не стоит – «это бесполезно» .

Разбушевавшаяся гроза гонит Митю в дом. Он пролезает в свою комнату через окно и запирается изнутри. У него начинается жар, и в бреду он видит Катю в объятиях директора.

Из соседней комнаты слышатся «голоса и смех» младших детей. Митя понимает, что уж нет никакой возможности «спасти свою прекрасную любовь» , и тихо плачет от раздирающей его боли. Отчаянно желая «хоть на минуту избавиться от нее» , Митя достает револьвер, и, «глубоко и радостно вздохнув» , с силой стреляет себе в рот.

Заключение

Тема неразделенной юношеской любви раскрыта Буниным максимально полно, психологически тонко. Автор сочувствует юноше, которому пришлось столкнуться с ложью, опустошившей его душу и не оставившей надежды на счастливую жизнь.

После ознакомления с кратким пересказом «Митиной любви» рекомендуем прочесть повесть Бунина в полной версии.

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Что значит быть счастливым?

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания по изученных текстам (Н. Лесков «Старый гений», Л.Н. Толстой «После бала», А.П. Чехов «О любви», И. Бунин «Кавказ»,

А.И. Куприн «Куст сирени»).

Ход урока

I. Организационный момент.  

Отсутствующие, проверка готовности к уроку.

1. Сегодняшний урок я бы хотела начать с высказывания А. Гайдара «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо..»

Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учащихся)

-Какая цель сегодня на уроке стоит перед нами?

— Ребята, сегодня у нас очень интересная, своеобразная тема. Мы попробуем ответить на вопрос: что такое счастье? Это основной вопрос нашего урока.

— Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?

— Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы обратимся к произведениям

Н. С. Лескова, Л.Н. Толстого А.П. Чехова И. Бунина  и А.И. Куприна, каждое из них не похоже на другое , но у каждого своя истина.  

Вспомним, как их герои воспринимали счастье. И итогом нашего сегодняшнего урока будет домашнее  сочинение по озвученной теме. А так же мы будем развивать монологическую речь, хотелось бы услышать от вас развернутые ответы.

Запишите  тему  и эпиграф  урока в тетрадь.

2.  К этому уроку вы  провели в группе исследование, работали над проблемным вопросом.

Но прежде чем вы начнете свое выступление, я предлагаю вам заполнить кластер, что для вас является составляющими счастья.

 (составление кластера)

Предлагаю оставить свободными несколько стрелочек, возможно к концу урока у вас появятся новые ответы.

3 Оценочный лист.

Во время выступления группы остальные внимательно слушают, у вас есть возможность дополнить выступление ребят, высказать свое мнение, и в то же время вы сегодня будете оценивать работу одноклассника, а так же оценивать свою работу в группе. Для этого у вас у каждого на столе есть «Оценочный лист» обратите внимание на критерии. Я также буду оценивать каждого,  и по итогам урока средняя арифметическая оценка будет выставлена в журнал.

Если нет вопросов, приступим.  Начнем мы с Лескова

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразия русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему.

Выступление 1 группы

1 группа работала с произведением Лескова «Старый гений»

«В чем заключается  «счастье» героев в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»?

  1. Какая ситуация лежит в основе рассказа?
  2.  Как автор относится к героине?
  3. Что означает слово гений? Какие ассоциации возникают у вас  с этим  словом?
  4. А какой гений у Лескова?
  5. Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  6.  Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
  7. Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?
  8. Прошло уже более 100 лет после написания рассказа. Что-то изменилось в России с тех пор?

Вывод учителя. У Лескова Россия — страна умелых и талантливых людей. В рассказе «Старый гений» свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Бедная старушка, потерявшая всё из-за своей доброй души, в конце рассказа  счастлива. Не теряя надежду на светлое будущее, она стояла на своём, была уверена, что когда-нибудь она отстоит свои убеждения и права и будет счастлива. И своими упорными стараниями и помощи «гения»  она смогла вернуть то,  что потеряла и своё доброе и честное имя.

Оценивание группы

Название рассказа «После бала» поначалу  настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев. Но что на самом деле происходит после бала и как это событие повлияло на главного героя об это нам расскажет 2 группа , которая исследовала рассказ Толстого «После бала»

Выступление 2 группы.

  1. В какое историческое время происходят события рассказа?
  2. На сколько частей можно разделить рассказ, как они соотносятся между собой?
  3. Смысл названия рассказа?
  4. Что понял Иван Васильевич тем туманным утром? 
  5. Как изменились его взгляды и чувства?
  6. Какие средства и приемы использует автор, чтобы донести до читателя ответы на эти вопросы? 

Вывод учителя. Изначально герой видел счастье в любви, но все изменилось и теперь смысл жизни для Ивана Васильевича (а за персонажем, очевидно, стоит и сам автор) заключается не в любви, семейном благополучии, бытовом и обыденном счастье, а в чем — то большем, великом и разумном. И это великое и разумное не допускает насилия человека над человеком, лицемерия в отношениях между людьми и самое главное – лжи, проникающей в жизнь. Ложь, несправедливость и насилие несовместимы с ощущением счастья, умещающегося обычно в один краткий миг, к которому человек стремится всю жизнь.

Оценивание группы

А.П. Чехов  сказал «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть»

Почему не могут быть счастливы герои  рассказа  «О любви»?

……………….

Выступление 3 группы.

  1. Сюжет рассказа. Смысл названия.
  2. Почему герои рассказа А.П. Чехова не могут быть счастливы? Какие вопросы  их мучат?
  3. Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”
  4. Почему герои скрывали свои чувства?
  5. Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
  6. Какое значение имеют картины природы в рассказе?

Вывод учителя. Герои рассказа не могут признаться  друг другу в любви. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. 
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.

Оценивание группы

Теперь давайте обратимся к рассказу И.А. Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое влюблённых или и во взаимном чувстве может быть что-то, что мешает героям, тревожит их, омрачает их радость.

Выступление 4 группы.

  1. Каким настроением проникнут рассказ?
  2.  Как вы можете охарактеризовать любовные отношения героев?
  3. Какую роль играют картины природы?
  4. Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа?  Почему вы так думаете?
  5. Счастливы ли герои в своих отношениях?
  6.  Почему герой покончил жизнь самоубийством?
  7.  Смогут ли после всего герои быть счастливы?

Вывод учителя. Рассказ Бунина драматичен и даже трагичен. Автор размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.  Мы увидели, что герои Бунина, в отличие от чеховских, пытаются быть счастливыми , несмотря ни на что. Но их счастье кратковременно, а воспоминания о нём обязательно будут вызывать горечь и душевную боль. Любовь не выдерживает испытания жизнью – вот печальный итог рассказа. 

И наверное, не будет ошибкой сказать, что  творенья бунинского пера «никогда не истлеют». Писатель сумел сохранить и донести в каждом слове своего рассказа богатство, трепет и красоту жизни, многообразной и сложной, не дающей однозначных ответов на поставленные вопросы.

Оценивание группы

Следующий автор утверждал, что «человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья».

На что же  готовы ради счастья герои  А. Куприна в рассказе «Куст сирени»?

Выступление 5 группы.

  1. Какое настроение вызывает рассказ «Куст сирени»?
  2. Счастливы ли герои рассказа? Почему?
  3. Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  4. На что готова героиня ради счастья своей семьи?
  5. В чем смысл счастья героев?
  6. Какую проблему поднимает Куприн в своём рассказе?

Вывод учителя.

Возможно, этот рассказ о жертвенной любви. Когда кто-то в семье готов ради другого на все ради общего счастья. Но они вдвоем достигли этого счастья. Она счастлива, потому что  у её любимого человека все получилось и он пойдет дальше. А он счастлив, потому что рядом есть любящая жена, которая всегда поможет и поддержит. Она ведь составляет его опору по жизни. И автор не скрывает своей симпатии к ней, как к человеку.

Оценивание группы

Итак, наше исследование подошло к концу. Давайте вернемся к началу нашего урока, вспомним,  какие цели мы ставили (ответы учащихся)

Нашли ли мы ответ на вопрос,  поставленный нами в начале урока?

Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Вернемся к кластеру, который мы начали заполнять в начале урока, что ещё можно вписать? (заполнение кластера)

ВЫВОД Я считаю, сколько людей, столько и мнений. У каждого автора своё мнение, своя точка зрения на счастье. Счастье — это то, что окружает нас, всё то, что мы видим, ощущаем, но некоторые не замечают самого элементарного, самых простых вещей, но все это счастье.

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю.

.

МКартинки по запросу кластер что такое счастье

Произведение Антона Павловича Чехова «О любви» является заключительным в цикле рассказов «Маленькая трилогия». Двумя первыми рассказами этого цикла являются «Человек в футляре» и «Крыжовник». Все три произведения основаны на историях, рассказанных героями, и посвящены философским размышлениям о жизни, о предназначении человека, о любви и сострадании. Многомудрый Литрекон представляет Вам рассказ «О любви» в сокращении, где отражены сюжет и основные события, а также предлагает ознакомиться с отзывом для читательского дневника.

Краткий пересказ

(704 слова) В Софьине, у помещика Алёхина Павла Константиновича, второй день гостили приехавшие на охоту ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. За завтраком мужчины разговорились о любви. Алёхин высказал мнение о том, что любовь — сугубо индивидуальное чувство, и что русские люди, испытывая её, задают себе сложные вопросы, на которые порой не могут найти ответы: правильно ли они поступают, поддаваясь эмоциям, и к чему это может привести? После чего Павел Константинович поведал историю из своей жизни.

Алёхин жил в Софьине уже очень давно, со времени окончания университета. Он вёл хозяйство в доме отца, чтобы уплатить долги. Работать было тяжело. Чтобы вести сельское хозяйство не в убыток, Алёхин трудился вместе с крестьянами, потому что здешняя земля не даёт должного урожая. Пришлось наладить распорядок дня для того, чтобы справляться со всеми делами.

В первые годы жизни в Софьине Алёхина избрали «в почётные мировые судьи». По долгу службы он бывал в городе. Павла Константиновича это развлекало, он знакомился с новыми людьми. В суде работал Луганович — добрый и честный человек. Вскоре новый приятель пригласил Алёхина к себе домой обедать, где Павел Константинович впервые увидел Анну Алексеевну — жену Лугановича, молодую женщину двадцати двух лет. У супругов была шестимесячная дочка. Анна понравилась Алёхину с первого взгляда. Его поразили её ум, интеллигентность, доброта, обаяние и красота. Облик Анны вызывал у Павла Константиновича светлое воспоминание из детства. Алёхин видел, что жили супруги  благополучно и мирно.

Всё лето Алёхин провёл в Софьине, и невольно ощущал присутствие Анны в своей душе. Осенью Павел Константинович снова встретил Анну Алексеевну. Они были на спектакле, где сидели рядом, а потом разговорились в фойе. На следующий день Алёхин завтракал у Лугановичей и провёл с ними весь день. Так Павел Константинович и Лугановичи сблизились. Он стал приезжать к ним каждый раз, когда посещал город по работе, был для семьи своим человеком. Муж и жена волновались, если Павел Константинович долго не бывал у них. Часто Алёхин беседовал с одной Анной Алексеевной, и его посещало чувство чего-то необычного, нового в её образе. Лугановичи заботились о нём: дарили подарки, и в ответ Алёхин отправлял им из деревни провизию. От денег он отказывался.

Алёхин часто думал о том, почему Анна, такая умная и молодая, вышла замуж за сорокалетнего мужчину, неинтересного, но доброго простака. И, вновь приезжая к ним, Павел Константинович видел, что Анна Алексеевна ждала его, что её тоже тянет к нему. Алёхин любил эту женщину глубоко и нежно, но не представлял, куда может завести это чувство, что он может дать ей, что с ней будет, если вдруг всё закончится. Он знал, что не сможет создать ей безбедные условия для жизни. Павел Константинович понимал, что Анна наверняка рассуждает похожим образом. Она думала о своей семье, о том, что, отдавшись чувству, придётся обманывать или рассказать правду, а это в любом случае одинаково тяжело и страшно. 

Шли годы, и Анна Алексеевна родила второго ребёнка. Когда Алёхин приходил к супругам домой, дети радовались его приходу, прислуга тоже приветливо улыбалась. Но сам Павел Константинович чувствовал себя нерадостно, в его душе было смятение. Анна и Алёхин ходили в театр, они чувствовали, что не могут друг без друга, но, выходя из театра, они прощались с холодностью. В городе уже ходили о них лживые слухи. Со временем у Анны Алексеевны настроение ухудшалось, она чувствовала неудовлетворённость своей жизнью, лечилась от нервов. При посторонних людях Анна испытывала раздражение к Павлу Константиновичу.

Шло время. Лугановича определили председателем в западную губернию. Семья готовилась к отъезду. В конце лета Анне Алексеевне необходимо было уехать в Крым подлечить нервы. Когда Анна простилась с семьёй, перед самым отправлением поезда Алёхин вбежал в её купе, чтобы отдать ей забытую корзинку. В порыве любви он обнял свою возлюбленную, она расплакалась, и он, наконец, сказал ей о своих чувствах. В этот момент Павел Константинович понял, как призрачно было всё, что сдерживало их любовь. Алёхин осознал, что когда любишь, важно быть выше всех рассуждений о любви и о том, что она может принести, а просто любить. Но они навсегда расстались.

Когда Алёхин закончил свой рассказ, Буркин и Иван Иваныч стали жалеть Павла Константиновича, что такой чистосердечный, умный и добрый человек работает без продыха, хотя мог бы вести более интересную жизнь. Мужчины размышляли и об Анне Алексеевне, о том, как она, вероятно, страдала. Они раньше видели её в городе, а Буркин даже был знаком с ней и считал её красивой. 

Отзыв

(280 слов) Главная мысль рассказа «О любви» в том, что настоящая любовь может случиться в жизни неожиданно, но не обязательно она будет счастливой, она может быть несчастной по воле обстоятельств. И здесь никто не виноват. Герои ощутили родство душ, но несмотря на глубокие чувства, иногда людям не суждено быть вместе. Такова мораль рассказа «О любви».

Произведение «О любви» заставляет задуматься о том, что любовь может быть счастливой или несчастной, но она в любом случае наполняет человека, оставляет ему воспоминания, помогает понять смысл жизни. Также автор говорит нам, что о любви нельзя рассказать так, чтобы тебя по-настоящему поняли. Моё мнение подтверждает тот факт, что гости внимательно слушали историю Алёхина, но их не взволновал его рассказ о любви, они больше сочувствовали его тяжёлой жизни. 

Все мы знаем пословицу: «На чужом несчастье счастья не построить». И это главное, чему учит автор в рассказе «О любви». Любовь нельзя построить, если для этого придётся разрушить прошлое, в данном случае семью Анны. Павел Константинович уважает Лугановича, поэтому не может предать его. Кроме того, он понимает, что, уведя с собой возлюбленную, он вряд ли сделает её счастливой. Анна Андреевна остаётся верной мужу, чтобы сберечь семью. И Алёхин, и Анна приходят к выводу, что они не могут быть вместе. Они мыслят здраво, не отдаются воле чувств слепо, а прежде всего думают о жизненных обстоятельствах. Влюблённые жертвуют своей любовью ради честной жизни. Таково моё отношение к героям рассказа «О любви». 

Мне понравился рассказ Чехова тем, что в нем говорится о сильных чувствах влюблённых людей. Любовь меняет человека, делает его более глубоким и чутким. И неважно, какой она была — счастливой или несчастной. Познать тайну любви — это уже большое счастье. Это чувство остаётся с человеком, он проносит его через всю свою жизнь. Таково моё впечатление от произведения «О любви». 

Автор: Диана Танцур

  • Сюжет рассказа пиковая дама
  • Сюжет рассказа кладовая солнца
  • Сюжет рассказа муму кратко
  • Сюжет рассказа гранатовый браслет
  • Сюжет рассказа белый пудель