Сюжет рассказа горе от ума грибоедов кратко

Действие i явление 1 служанка лиза спит в гостиной перед спальней своей барышни софьи. за дверями музицируют. лиза просыпается и

Действие I


Явление 1

Служанка Лиза спит в гостиной перед спальней своей барышни Софьи. За дверями музицируют. Лиза просыпается и стучится к хозяйке, напоминая, что ее возлюбленному пора уходить. Девушка переводит часы, чтобы устроить шум.

Явление 2

Входит Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи. Он расспрашивает служанку о странных звуках музыки. Лиза выгораживает хозяйку и сочиняет, что та всю ночь читала по-французски, заснув только под утро.

Барин заигрывает со служанкой, но девушка напоминает ему, что это неприлично.

Явление 3

Выходят Софья и секретарь Молчалин. Барышня сердится на служанку, а та торопит влюбленных разойтись. Софья сокрушается, что придется ждать целый день новой встречи. Входит Фамусов.

Явление 4

Все врут хозяину дома о причине, почему они оказались так рано в одном месте. Молчалин заглянул после прогулки, услышав голос хозяина и торопясь начать бумажные дела. А Софья внезапно проснулась, услышав голос батюшки, прервавший прекрасный сон о дорогом ей человеке.

Фамусов журит дочь и ругает Молчалина.

Явление 5

Лиза предостерегает барышню от ночных встреч, боясь, что отец узнает и посадит девушку под домашний арест.

Служанка приводит в пример бывшего поклонника Софьи, Чацкого. Но барышня воспринимает его только как друга детства и шутника. Зато она с восторгом рассказывает служанке о прекрасной натуре Молчалина.

Явление 6

Слуга объявляет, что к Фамусовым пожаловал с визитом Чацкий.

Явление 7


Чацкий приехал из-за границы и очень торопился, преодолев за двое суток больше 700 верст (≈750 км). Он очарован повзрослевшей Софьей, но удивлен прохладным приемом. Софья не разделяет ностальгических воспоминаний Чацкого об их детстве.

Чацкий хочет узнать, не влюблена ли Софья, она уклоняется от ответа.

Гость язвительно расспрашивает обо всех московских знакомых.

Явление 8

Входит глава дома, чтоб встретить Чацкого, а Софья покидает их.

Явление 9

Фамусов журит Чацкого за то, что не писал три года, хочет знать подробности его путешествий. Чацкому не до этого: он так очарован красотой Софьи, что говорит об этом даже Фамусову.

Явление 10

Фамусов ломает голову, о ком из молодых людей был сон Софьи.

Действие II



Явление 1

Фамусов планирует, кому нанесет визиты в ближайшие недели. Как уважаемого человека, его зовут и на крестины, и на похороны, и на торжественные обеды.

Явление 2

Входит Александр Андреевич. Видя повышенный интерес к Софье, Фамусов предлагает Чацкому для начала послужить отечеству, а уж потом думать о семье. Чацкий критикует желание людей выслуживаться. Фамусов раздражается на революционные речи гостя: «Он вольность хочет проповедать!.. Да он властей не признает!.. И знать вас не хочу, разврата не терплю».

Явление 3

Фамусов грозит Чацкому судом за его вольнодумные взгляды и просит при полковнике Скалозубе не критиковать общество.

Явление 4

Чацкий озадачен возможным сватовством Скалозуба. Его интересует, есть ли у Софьи жених.

Явление 5

Скалозуб и Фамусов говорят о военной службе и женитьбе, о современных нравах и красотах Москвы. Чацкий замечает, что свет живет устаревшими ценностями и подавляет молодежь: «Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!»

Фамусов сердится на Чацкого и спешит уйти.

Явление 6

Скалозуб хвалит Чацкого за то, что тот заметил в московских барышнях чрезмерную страсть к военным.

Явление 7

Софья, увидев в окно, как Молчалин упал с лошади, падает в обморок.

Скалозуб ругает нерадивого всадника, а Чацкий подмечает чрезмерную реакцию девушки.

Явление 8

Чацкий дает советы Лизе, как вывести барышню из обморока. Он удивляется от излишней взволнованности Софьи и посмеивается над Молчалиным.

Явление 9

Входит Молчалин, извиняясь за то, что разволновал Софью. Девушка рассказывает, что ее не напугало бы собственное падение, а вот за других она всегда переживает. Чацкий видит двусмысленность фраз обоих и уходит.

Явление 10

Софья любезно приглашает Скалозуба присутствовать на вечернем торжестве.

Явление 11

Молчалин на переживания Софьи уверяет, что с ним все в порядке. Лиза предлагает секретарю не афишировать травму, чтоб его не высмеяли.

А Софье советует быть любезнее с Чацким, чтоб скрыть компрометирующие моменты. Молчалин считает, что София и так слишком многое открыла, и это может навредить им.

Явление 12

Когда Софья уходит, Молчалин становится живее и заигрывает с Лизой, обещая ей подарки и украшения. С Софьей у него отношения поневоле, так как он служит в ее доме.

Явление 13

Софья зовет секретаря. Лиза удивляется прихотливости судьбы: хозяйке нужен Молчалин, секретарь волочится за ней, а ей вообще нравится буфетчик Петр.

Действие III


Явление 1

Чацкий извиняется за то, что пренебрежительно отзывался о Молчалине. Софья хвалит его скромность, услужливость и добрый нрав. Чацкий видит в этом жалость, а не любовь и уважение. О Скалозубе девушка говорит, что он «герой не ее романа».

Явление 2

Служанка сообщает о приходе Молчалина. Софья торопливо покидает Чацкого, ссылаясь на парикмахера.

Явление 3

Чацкий догадывается, что предмет увлечения Софьи – Молчалин. В беседе Чацкого с Молчалиным выясняется, насколько мелки интересы секретаря и как он зависим от мнения вышестоящих.

Чацкий оскорблен выбором Софьи: «С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!»

Явление 4

Слуги суетятся, готовя дом к приему гостей. Сообщают о приезде Натальи Дмитриевны с супругом.

Явление 5

Чацкий и Наталья Дмитриевна обмениваются комплиментами, женщина представляет «прелестного мужа», который чуть не стал комендантом Москвы.

Явление 6

Платон Михайлович, муж Натальи Дмитриевны – давний приятель Чацкого. Он изменился после женитьбы. Теперь он полностью под опекой жены, которая бережет его от всего: от сквозняка, от скачек, от деревенской жизни, от службы. От этого он захирел. Чацкий пытается расшевелить его воспоминаниями о прошлом.

Явление 7

Князья Тугоуховские, приехавшие на вечер, обсуждают Чацкого. Выяснив, что он не богат, теряют к нему интерес как к потенциальному жениху их дочерей.

Явление 8

Молодая графиня Хрюмина интересуется у Чацкого, не женился ли он, путешествуя за границей. Чацкий отшучивается.

Явление 9

Входят гости, включая Загорецкого – человека с сомнительной репутацией, которого то хвалят, то ругают, но все принимают. Загорецкий отдает Софье билеты на спектакль, на который трудно попасть.

Явление 10

Старая графиня Хлестова жалуется, что ей тяжело посещать званые вечера. Она хвалится тем, что Загорецкий достал ей в служанки чернокожую девушку. Старушка считает его услужливым, но мошенником.

Явление 11

Хозяин дома приветствует своего приятеля Скалозуба.

Явление 12

Фамусов знакомит Скалозуба с Хлестовой, что не нравится старушке. Молчалин сглаживает неприятный для нее момент: любезно подает карту и хвалит собачку.

Явление 13

Чацкий с иронией хвалит услужливость Молчалина, который становится похожим на Загорецкого. Софья видит за этим злой характер Чацкого.

Явление 14

Софья в беседе с господином N вскользь замечает, что у Чацкого есть признаки сумасшествия. Девушка осознает, что сейчас эта новость разлетится среди гостей.

Явление 15

Господа N и D обсуждают новость о сумасшествии Александра Андреевича и собираются расспросить других об этом.

Явление 16

Загорецкий тут же сочиняет, что Чацкий якобы сидел в сумасшедшем доме, а сейчас отпущен.

Явление 17

Графиня-внучка подтверждает: ей тоже показалось, что Чацкий повредился рассудком.

Явление 18

Внучка хочет передать новость бабушке, но у той заложило уши.

Явление 19

Услужливый Загорецкий готов растолковать старушке новость, но бросает эту затею. Но та услышала, что речь о Чацком.

Явление 20

Глухая старушка-графиня пытается выведать о Чацком у такого же глухого Тугоуховского. Она приходит к выводу, что Чацкий – злодей, и его надо посадить в тюрьму.

Явление 21

Гости подхватывают мысль о сумасшествии Чацкого, тут же перевирая его реплики и находя в них доказательство. Даже Платон Михайлович предпочитает верить большинству, а не себе. Фамусов находит и причину недуга: «По матери пошел, по Анне Алексевне;

Покойница с ума сходила восемь раз».

Подоспели сплетни, что Чацкий чрезмерно пил, но главная причина безумия – от книг и образования.

Явление 22

В гостиную входит Чацкий, еще не знающий, что он «сумасшедший».

Пока он с грустью рассуждает о Москве, которая поклоняется всему иностранному, теряя своеобразие и пренебрегая своим народом, все расходятся.

Действие IV


Явление 1

Внучка Хрюмина ворчит, что у Фамусовых собирается скучная публика. Она и бабушка уезжают.

Явление 2

Платон Михайлович жалуется, что ему скучно на балу, но он вынужден это терпеть из-за жены. Мужчина сожалеет о женитьбе.

Явление 3

Чацкий приходит к выводу, что его ожидания от встречи с бывшим кругом знакомых не оправдались. Он ни в ком не нашел ни участия, ни искренности.

Явление 4

В дверях Чацкий сталкивается с давним знакомым, Репетиловым. Тот весь вечер провел в Английском клубе на секретном собрании, зовёт туда же Чацкого. Репетилов превозносит ум Чацкого, а о себе говорит в уничижительном тоне, ругая себя за пристрастие к светским развлечениям.

Явление 5

Чацкий уходит в комнату для швейцаров. Репетилов переключается на нового собеседника, зовёт Скалозуба в гости. Также он жалуется на женитьбу, от которой не получил никакой выгоды, несмотря на старания.

Явление 6

Теперь Репетилов беседует с Загорецким. Тот делится новостями о сумасшествии Чацкого, но Репетилов отказывается верить.

Явление 7

В холл спускается большая часть гостей. Загорецкий просит всех подтвердить, что Чацкий безумен. Все княжеское семейство, Хлестова, Молчалин уверяют, что это правда. Репетилов решает поверить большинству.

Явление 8

Репетилов жалеет Чацкого, а Хлестова уверена, что его можно вылечить.

Явление 9

Никто не откликнулся на приглашение Репетилова, поэтому он в одиночестве покидает дом Фамусова.

Явление 10

Чацкий, переждав отъезд гостей, выходит в холл. Он удивлен, что о нем говорили с такой злостью. Со второго этажа раздается голос Софьи, зовущей Молчалина. Чацкий решает понаблюдать за происходящим, спрятавшись за колонну.

Явление 11

Лиза отправлена барышней секретно разбудить Молчалина. Софье померещился Чацкий, но служанка уверена, что тот уже уехал домой.

Явление 12

Молчалин снова признается Лизе в страсти, сетуя, что не чувствует того же к Софье. Лиза пытается образумить Молчалина.

Софья, услышав гадкие подробности, выходит из укрытия. Молчалин бросается на колени, пытается оправдать все неудачной шуткой, но Софья уже не верит и велит ему покинуть дом.

Появление Чацкого шокирует всех присутствующих, Молчалин сбегает к себе.

Явление 13

Чацкий раздавлен тем, что Софья предпочла ему такого низкого малодушного человека. Но Софья также в отчаянии от раскрывшегося обмана.

Явление 14

Внезапно врывается Фамусов. Отец корит дочь: сначала назвала Чацкого сумасшедшим, а сейчас тайком с ним встречается. Так Чацкий понимает, что автор сплетен – сама Софья.

Отец шумит и грозится запереть дочь в провинции у тетки.

Чацкий укоряет Софью за то, что она играла его чувствами: «Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?»

Чацкий покидает дом Фамусова и Москву.

Явление 15

Фамусов, не понявший ничего из горестной речи Чацкого, лишний раз убеждается, что тот сошел с ума.

Приехавший из-за границы Чацкий видит, как устаревшие взгляды и ценности тянут назад российское общество. Все прогрессивное отвергается, книги и образование считаются опасными, любые новые мысли расшатывают сложившиеся традиции. «Фамусовское общество» оказывает влияние и на все молодое поколение. Молчалин выслуживается и угождает начальству, Чацкому навязывается мысль «поучиться у отцов» и заняться гонкой за богатством, титулами и покровительством высоких особ. Показательно, что единственного, кому видны изъяны общества, объявляют сумасшедшим. Чацкий одинок в своих взглядах, социум не готов принять его прогрессивные идеи. Поэтому герой снова покидает московский свет и уезжает за границу.

Прочитав краткий пересказ произведения
, можно узнать обо всех событиях, которые описывает автор в пьесе «Горе от ума». Приведенное ниже краткое содержание по главам передает основную суть произведения
и отвечает на вопрос: «Сколько действий в произведении Грибоедова?».

Вконтакте

Действующие лица пьесы Александра Сергеевича Грибоедова:

  • Фамусов Павел Афанасьевич — вдовец, воспитывающий единственную дочь.
  • Софья — семнадцатилетняя дочь и наследница Фамусова.
  • Молчалин Алексей Степанович — трусливый молодой человек, помогает Фамусову вести деал и проживает в его доме.
  • Чацкий Александр Андреевич – друг детства Софьи. Влюблен в нее. Недавно вернулся из-за границы.
  • Лизанька — служанка в доме Фамусовых.
  • Скалозуб Сергей Сергеевич – глуповатый, но состоятельный человек. За него хотят выдать Софью.
  • Репетилов — один из второстепенных героев произведения. Он — пародийное отражение Чацкого.

Сюжет пьесы

Все 4 действия произведения происходят в доме Фамусова
. Краткое содержание по главам, которые в драматическом произведении называются действиями, поможет проследить ход событий.

Важно!
В 1-м действии пьесы «Горе от ума» читатель узнает, что Софья любит Молчалина и равнодушна к Чацкому.

Влюбленным приходится проститься. Но Фамусов застает Молчалина
около самой двери и допытывается, что здесь делает молодой человек так рано. Павел Афанасьевич отчитывает и дочь за то, что она позволяет себе ранние встречи с молодым человеком.

Когда отец уходит, служанка утверждает
, что Фамусов никогда не даст согласие на брак дочери с незнатным человеком.
Отец считает, что девушке нужно выйти замуж за богатого и знатного полковника Скалозуба.
Софья припоминает свою первую влюбленность в Александра Чацкого — веселого и умного юношу. Но, по мнению девушки, эти нельзя назвать настоящей любовью. В этот момент появляется дворецкий доложить, что в дом прибыл Александр Андреевич.

Гость искренне радуется встрече с девушкой, к которой он неравнодушен. Холодный прием возлюбленной несколько умеряет его пыл. Нежданный гость
начинает предаваться воспоминаниям о прошлых взаимоотношениях с девушкой. Но прошедшие чувства между ними дочь Фамусова называет ребячеством. Тогда мужчина спрашивает, не занято ли сердце девушки мыслями о ком-нибудь другом
. Юная барышня утверждает, что ее смущение вызвано откровенными вопросами Александра Андреевича.

Появляется отец. Софья убегает. Начинается беседа между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.
Молодой человек дает понять, что подруга юности до сих пор нравится.

Конфликт между героями пьесы — 2 действие

Важно!
В пьесе Горе от ума 2 действие рассказывает читателю об отношении Фамусова к чувствам Чацкого к Софье, а Молчалин предстает совсем в другом свете.

Фамусов строит планы на ближайшее будущее
. Появляется Чацкий. Он откровенно спрашивает хозяина дома, какой ответ получит, если посватается к его дочери. Павел Афанасьевич отвечает, что нежданному гостю не мешало бы получить чин повыше. Молодой человек начинает обвинять тех, кто составляет мнение о человеке только по его чинам
. Фамусов, слушая пламенную речь гостя, делает вывод, что тот придерживается революционных идей. Завязывается конфликт между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.

gore ot uma kratkoe soderazhanie 2 В это время пожаловал полковник Скалозуб
, которому Павел Афанасьевич очень рад. Фамусов и полковник начинают обсуждать брата Скалозуба, который бросил службу и уехал в деревню. Тут в разговор вклинивается Александр Андреевич
и встает на защиту тех, кто не пытается выслужиться перед властью. Столь бурная дискуссия прерывается уходом хозяина дома.

Внезапно появляется Софья
с сообщением, что Молчалин упал с лошади. Взволнованная девушка лишается чувств. Александр Андреевич понимает, кто нравится ей. Скалозуб выходит, чтобы помочь пострадавшему. Чацкий и Лизанька
хлопочут около молодой барышни. Возвращаются Скалозуб вместе с Молчалиным. Полковник успокаивает всех, объясняя, что у пострадавшего лишь ушиб руки. Чацкий, обиженный возлюбленной, уходит. Сергей Сергеевич удаляется к Фамусову в кабинет.

Алексей Степанович упрекает девушку, что она так открыто демонстрирует свои чувства к нему. Молчалин боится, что слухи об их отношениях дойдут и до отца девушки. Служанка советует барышне начать флиртовать с Чацким, чтобы ввести отца в заблуждение. Софья в раздумьях уходит. Молчалин начинает заигрывать с Лизой
.

Кульминация — 3 действие

Важно!
В Горе от ума 3 действие содержит в себе кульминацию произведения. Когда Чацкий признается Софье в любви, девушка не говорит, кто ей на самом деле нравится.

gore ot uma kratkoe soderazhanie 2 Вечером в дом Фамусова на бал съезжаются многочисленные гости
. Все они влиятельные люди. Молчалин начинает выслуживаться перед ними. Дочь Фамусова вскользь замечает, что Александр Андреевич сошел с ума. Эта фраза, сказанная в переносном значении, воспринимается за настоящую новость. Сенсация сразу же разносится по залу.

Среди гостей Фамусова интерес читателя привлекает Репетилов. Его длинные монологи и эмоциональные восклицания чем-то напоминают речь Чацкого
. Даже появление и уход героя также неожиданны, как и приезд и отъезд Чацкого. Репетилов — пародия на Александра Андреевича.

Александр Андреевич
обескуражен тем, в России в моде только все иностранное. Но никто из гостей не слушает мужчину, воспринимая его идеи за бред безумца
. Этот кульминационный момент — последняя ступень в конфликте между фамусовским обществом и Чацким
. Открытый финал произведения позволяет читателю лишь догадываться о развязке.

Развязка — 4 действие

Внезапно появляется Софья
. Чацкий скрывается за ближайшей колонной. Софья отправляет Лизу проверить, правда ли Александр Андреевич внизу. Осмотревшись, Лиза стучится к Молчалину, чтобы позвать его к барышне. Между служанкой и Алексеем Степановичем происходит разговор. Молчалин объясняет, что не любит дочь Фамусова. Софья все слышит и разочаровывается в возлюбленном. К ней подходит Александр Андреевич, чтобы укорить в нелюбви.

В этот момент появляется Фамусов с прислугой и свечами. Отец удивлен, что застал дочь именно с Чацким, ведь девушка сама пустила слух, что тот сошел с ума. Чацкий понимает, что возлюбленная — виновник лживых сплетен. Он собирается уехать из Москва навсегда.

Четвертое действие позволяет персонажам увидеть истинное положение вещей:

  • Мечты и надежды Чацкого рухнули, а появилось презрение к фамусовскому обществу.
  • Софья раскрыла настоящий характер Молчалина и разлюбила его.
  • Фамусов узнал о тайных встречах дочери.
  • Московское говорит о Чацком как о безумце.

Горе от ума Действие III Явление 1 — 5

Анализ 4 действия комедии» Горе от ума».

Предлагаем вам познакомиться с комедией в стихах «Горе от ума». Пересказ этой пьесы Грибоедова представлен в статье. В произведении описывается периода крепостничества. Жизнь в России в 1810-1820 годы показана в комедии «Горе от ума».

Пересказ произведения начинается тем, что служанка Лиза, работающая у Фамусовых, просыпается с жалобами на плохой сон. Причина в том, что Софья, ее хозяйка, ждала прибытия в гости своего друга Молчалина. Задача Лизы заключалась в том, чтобы сохранить в тайне от других эту встречу. Этими событиями и начинается пересказ 1 действия («Горе от ума»).

Лиза переводит часы

Лиза стучится в комнату к Софье. Оттуда доносятся звуки фортепиано и флейты. Лиза сообщает хозяйке о том, что уже утро, и нужно прощаться с Молчалиным, иначе их увидит отец. Служанка переводит часы для того, чтобы влюбленные скорее простились.

Отец Софьи, Фамусов, застает служанку за этим занятием. В ходе разговора он явно с ней заигрывает. Голос Софьи прерывает их беседу. Девушка зовет Лизу. Отец Софьи спешно удаляется.

Фамусов отчитывает Софью

Служанка упрекает свою хозяйку в неосторожности. Софья не успевает проститься со своим возлюбленным, и вот входит Фамусов. Он спрашивает, зачем Молчалин, его секретарь, оказался у Софьи так рано. Тот говорит, что возвращался с прогулки и только что зашел к ней. Фамусов отчитывает дочь.

О чем еще следует рассказать, составляя пересказ 1 действия? «Горе от ума» нельзя кратко изложить без описания следующей сцены.

Разговор о Чацком и его приезд

1048305

Лиза вспоминает историю былой любви Софьи и Чацкого Александра Андреевича. Он отличался и незаурядным умом, и веселостью. Но теперь все прошло. Софья говорит, что это нельзя было назвать любовью. Между ней и Чацким была лишь ведь они росли вместе.

Приездом Александра Чацкого продолжается пересказ. «Горе от ума», по действиям изложенное нами, — произведение, главным героем которой является именно Чацкий. Он обрадован встрече со своей возлюбленной, но удивлен, что встречен так холодно. Софья говорит, что рада его приезду. Александр Андреевич принимается вспоминать былое. Девушка говорит, что их взаимоотношения были ребячеством. Александр Чацкий спрашивает, не влюблена ли она в кого-нибудь другого, так как она смущена. Однако Софья отвечает, что смущена от взглядов и вопросов Александра.

Чацкий в разговоре с Фамусовым восхищается его дочерью. Он говорит, что никогда и нигде не встречал подобных этой девушке. Фамусов опасается, что Александр захочет посвататься к Софье. После того как Чацкий уходит, он размышляет о том, кто же из двух мужчин занимает сердце его дочери.

Второе действие

Представляем вам пересказ 2 действия («Горе от ума»). Во 2-м явлении Александр Чацкий разговаривает с Фамусовым и интересуется, какова была бы его реакция в случае, если он посватается к его дочери. Фамусов говорит, что хорошо было бы сначала послужить государству для того, чтобы получить высокий чин. Тогда Александр говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов отвечает, что Чацкий — гордец. Он ставит в пример Максима Петровича, своего дядю.

История Максима Петровича

Продолжим пересказ 2 действия. «Горе от ума» — пьеса, представляющая целую галерею развращенных нравов. Один из таких людей — Максим Петрович. Этот человек служил при дворе и был весьма богат. А все из-за того, что он умел «подслужиться». Во время приема у Екатерины II Максим Петрович оступился и упал. Екатерина засмеялась. Увидев, что он вызвал ее улыбку, Максим Петрович решил еще дважды повторить падение, доставив удовольствие императрице. Умение обернуть этот казус во благо себе сыграло ему на руку — он был в почете. Фамусов считает умение «прислуживать» очень важным для того, чтобы добиться высокого положения.

Александр Чацкий из произведения «Горе от ума», пересказ по главам которого мы составляем, произносит свой монолог, где сравнивает два века — «нынешний» и «минувший». Герой считает, что поколение Фамусова привыкло судить человека по деньгам и чинам. Чацкий называет этот век веком «страха» и «покорности». Даже перед государем Чацкий не стал бы шутом. Он хочет служить не «лицам», а «делу».

Приезд Скалозуба, его разговор с Фамусовым

В гости к Фамусову тем временем приезжает Скалозуб. Хозяин дома очень рад встрече с этим полковником. Он остерегает Александра Чацкого от высказывания своих вольных мыслей при этом человеке.

Разговор Скалозуба и Фамусова заходит о двоюродном брате полковника. Благодаря Скалозубу он получил большие преимущества по службе. Но внезапно, перед самым получением высокого чина, он оставил службу и отправился в деревню. Здесь он принялся читать книги и вести размеренную жизнь. Со злой насмешкой отзывается об этом Скалозуб. Он считает, что такой образ жизни для неприемлем.

Хозяин дома восхищается Скалозубом из-за того, что тот давно уже стал полковником, хотя служит не так долго. Скалозуб мечтает о чине генерала, который хочет «достать», а не заслужить. Фамусов спрашивает у него, не намерен ли тот жениться.

Чацкий вступает в разговор. Фамусов осуждает нежелание Александра служить и его свободомыслие. Чацкий говорит, что судить его не Фамусову. По мнению Александра, в его обществе нет ни одного образца для подражания. Фамусовское поколение высказывает устаревшие суждения и презирает свободу. Чацкому чужды их нравы. Он не намерен склонять голову перед этим обществом. Чацкий возмущен тем, что все опасаются тех, кто занимается искусством или науками, а не добычей чинов. В фамусовском обществе мундир прикрывает отсутствие ума и нравственности.

Софья выдает себя

1048295

Далее любопытную сцену описал Грибоедов, а мы составили ее пересказ. «Горе от ума» по действиям продожается появлением Софьи. Она очень напугана тем, что Молчалин, упав с лошади, разбился. Девушка падает в обморок. Пока служанка приводит ее в чувства, Александр видит в окно здорового Молчалина. Он понимает, что Софья зря за него переживала. Очнувшись, девушка спрашивает о Молчалине. Александр холодно отвечает, что с ним все хорошо. Софья обвиняет Чацкого в равнодушии. Тот наконец-то понимает, кто покорил сердце его возлюбленной.

1048298

Молчалин упрекает дочь Фамусова в том, что она выражает чувства чересчур откровенно. Девушка отвечает, что чужое мнение ее не волнует. Молчалин же труслив, поэтому опасается слухов. Служанка советует девушке пококетничать с Александром Чацким для того, чтобы отвести подозрение от ее возлюбленного.

Молчалин наедине с Лизой заигрывает с ней. Он предлагает подарки, делает ей комплименты.

Третье действие

Вот мы подобрались уже к третьему действию. Составим и его пересказ. «Горе от ума» состоит из четырех действий, так что до финала осталось не так долго. Чацкий пытается узнать, кто мил Софье: Скалозуб или Молчалин. Девушка уходит от ответа. Александр говорит, что все еще любит ее. Софья признается, что ценит Молчалина за скромность, кроткий нрав, тихость. Однако она снова избегает прямого признания в своей любви к нему.

Бал у Фамусовых

1048296

Балом, проходящим вечером у Фамусовых, продолжается краткий пересказ. «Горе от ума» — пьеса, в которой этот эпизод является ключевой сценой. Слуги готовятся к прибытию гостей. Вот они приезжают. Среди собравшихся — князь Тугоуховский со своей супругой и 6 дочерьми, бабушка и внучка Хрюмины, картежник Загорецкий, мастер услужить, а также тетка Софьи Хлестова. Это все видные люди в Москве.

Молчалин хвалит гладкую шерстку собаки Хлестовой для того, чтобы заслужить ее расположение. Это отмечает Чацкий, который смеется над его услужливостью. Софья размышляет о злости и гордости Александра. В разговоре с господином N девушка невзначай высказывается, что Александр Чацкий «не в своем уме».

Слух о сумасшествии Чацкого, разговор с французом

Среди гостей распространяется весть о его сумасшествии. Все пятятся от Чацкого при его появлении. Александр говорит, что горе переполняет его душу, ему неуютно среди собравшихся. Чацкий недоволен Москвой. Встреча с французом в соседней комнате возмутила его. Собираясь в Россию, этот человек боялся, что окажется в стране варваров, поэтому не хотел ехать. Но он был встречен тепло, не увидел русских лиц и не услышал даже русской речи. Ему показалось, что он на родине. Александр осуждает моду на все иностранное в России. Ему не нравится то, что все подражают французам и преклоняются перед Францией. Пока Александр заканчивал речь, гости постепенно разошлись от него. Они или ушли к карточным столам, или закружились в вальсе.

Такова сцена бала у Фамусова (ее краткий пересказ). «Горе от ума» по действиям представляет нам печальную картину нравов фамусовского общества. Чацкий просто обречен на одиночество среди этих людей.

Четвертое действие (пересказ)

1048301

«Горе от ума» неуклонно приближается к финалу. Заканчивается бал, все разъезжаются по домам. Александр торопит лакея, чтобы скорее подавали карету. Все надежды и мечты Чацкого окончательно разрушены. Герой размышляет, почему его приняли за сумасшедшего. Возможно, кто-то пустил слух об этом. Он хочет выяснить, известно ли об этом Софье. Александр не догадывается, что именно она заявила о его сумасшествии.

Разговор Молчалина с Лизой

Чацкий при появлении Софьи прячется за колонну. Он слышит разговор Молчалина с Лизой. Выясняется, что этот человек не собирается жениться на Софье. Кроме того, он не испытывает к девушке никаких чувств. Ему намного милее служанка Лиза. Молчалин угождает Софье из-за того, что это дочь Фамусова, а он служит у него. Этот разговор случайно слышит Софья. Молчалин просит у нее прощения на коленях. Однако девушка отталкивает его и велит покинуть дом, в противном случае отец узнает обо всем.

Появляется Александр Чацкий. Он упрекает Софью в том, что он предала их чувства ради Молчалина. Девушка говорит, что и помыслить не могла, что этот человек такой подлец.

Появление Фамусова

Появлением Фамусова вместе с толпой слуг продолжается краткий пересказ. «Горе от ума» по действиям мы описываем кратко, поэтому скажем об этом эпизоде лишь несколько слов. Он удивлен, увидев дочь с Александром, так как она называла его безумным. Теперь Александр понимает, кто распространил слух о его сумасшествии.

Отец Софьи негодует. Он ругает своих слуг за то, что они недосмотрели за его дочерью. Фамусов отправляет Лизу «за птицами ходить», а свою дочь грозится отправить к тетке в Саратов.

Заключительный монолог

1048309

Заключительным монологом Чацкого завершается краткий пересказ. «Горе от ума» — вот характеристика главного героя. В своем заключительном монологе Александр говорит о том, что надежды его разрушены. Он ехал к Софье, мечтая о счастье с этой девушкой. Он винит ее в том, что Софья дала ему надежду. Для нее это была просто детская влюбленность, а Чацкий 3 года жил этими чувствами. Но о разрыве он не сожалеет. Ему не место в фамусовском обществе. Герой намерен навсегда покинуть Москву. После его отъезда Фамусов озабочен лишь тем, что скажет княгиня Марья Алексевна.

На этом заканчивается «Горе от ума» (пересказ). Пьеса является сатирой на московское аристократическое общество. Сразу же после публикации разошлось на цитаты произведение «Горе от ума». Пересказ сюжета, к сожалению, не дает представления о художественных достоинствах пьесы. Рекомендуем познакомиться с ней в оригинале.

«Горе от ума»
— комедия в стихах А. С. Грибоедова, сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века

«Горе от ума» главные герои

  • Павел Афанасьевич Фамусов
    – управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения.
  • Софья
    – 17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества.
  • Алексей Молчалин
    – секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья.
  • Александр Чацкий
    – рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее. Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям.
  • Лизанька
    – служанка Фамусовых, которая помогает Софье сохранять в тайне свидания с Молчалиным.
  • Полковник Скалозуб
    – глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье.

Действие 1 «Горе от ума» краткое содержание

Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья ожидала в гости друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.

Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро, и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.

Фамусов, отец Софьи, застает Лизу за этим занятием. В процессе разговора Фамусов явно заигрывает со служанкой. Их беседу прерывает голос Софьи, которая зовет Лизу. Фамусов поспешно удаляется.
Лиза начинает упрекать Софью в неосторожности. Софья прощается с Молчалиным. В двери появляется Фамусов. Он интересуется, зачем его секретарь Молчалин оказался здесь так рано. Молчалин утверждает, что он возвращался с прогулки и зашел к Софье только что. Фамусов гневно отчитывает дочь, за то, что застал ее с молодым мужчиной.

Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, — полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.

В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.

В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.

Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.

В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.

После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.

Действие 2 «Горе от ума» краткое содержание

Во втором явлении второго действия Чацкий интересуется у Фамусова, что бы тот ответил, если бы он посватался к Софье. Отец возлюбленной Чацкого говорит, что не плохо бы послужить государству и получить высокий чин. Чацкий произносит знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тогда Фамусов называет Чацкого гордецом и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который служил при дворе и был очень богатым человеком. А все благодаря тому, что умел «подслужиться». Однажды на приеме у Екатерины II он оступился и упал. Императрица засмеялась. Вызвав её улыбку, он решил повторить свое падение еще дважды, но уже специально, доставив тем самым удовольствие императрице. Зато, благодаря своему умению обернуть такой казус себе во благо, он был в почете. Умение «прислуживать» Фамусов считает очень важным для достижения высокого положения в обществе.

Чацкий произносит монолог, в котором сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Он обвиняет поколение Фамусова в том, что они судят человека по чинам и деньгам и называет то время веком «покорности и страха». Чацкий не желал бы быть шутом даже перед самим государем. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

Тем временем в гости к Фамусову приезжает полковник Скалозуб, чему очень обрадован Фамусов. Он остерегает Чацкого от высказывания при нем вольных мыслей.

Разговор Фамусова и Скалозуба касается двоюродного брата полковника, который получил благодаря Скалозубу множество преимуществ по службе. Однако он накануне получения высокого чина внезапно оставил службу и уехал в деревню, где стал вести размеренную жизнь и читать книги. Скалозуб говорит об этом со злой насмешкой. Такой образ жизни неприемлем для «фамусовского общества».

Фамусов восхищен Скалозубом потому, что он уже давно полковник, хотя служит совсем недавно. Мечтает Скалозуб о генеральском чине, причем хочет его не заслужить, а «достать». Фамусов интересуется, не собирается ли Скалозуб жениться.

В разговор вступает Чацкий. Фамусов осуждает его свободомыслие и нежелание служить. Чацкий отвечает монологом о том, что не Фамусову его судить. По мнению Чацкого, в обществе Фамусова нет образцов для подражания. Представители фамусовского поколения презирают свободу, их суждения устарели. Их нравы чужды Чацкому. Перед этим обществом он не будет склонять голову. Чацкий возмущен тем, что в свете все опасаются людей, которые занимаются науками или искусством, а не получением чинов. Лишь мундир прикрывает отсутствие нравственности и ума в фамусовском обществе.

Прибегает Софья, напуганная тем, что Молчалин разбился, упав с лошади, и падает в обморок. Пока Лиза пытается привести девушку в чувства, Чацкий в окно видит здорового Молчалина и понимает, что Софья напрасно переживала за него. Софья, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий отвечает холодно, что с тем все в порядке. Софья обвиняет его в равнодушии. Чацкий наконец-то понимает, кем занято сердце Софьи, ведь она так неосторожно выдала свое трепетное отношение к Молчалину.

Молчалин упрекает Софью в том, что она слишком откровенно выражает свои чувства. Софью не волнует чужое мнение. Молчалин же опасается слухов, он труслив. Лиза рекомендует Софье пококетничать с Чацким, чтобы отвести подозрение от Молчалина.

Наедине с Лизой Молчалин откровенно заигрывает с ней, делает ей комплименты, предлагает подарки.

Действие 3 «Горе от ума» краткое содержание

В начале третьего действия чацкий пытается выяснить у Софьи, кто ей мил: Молчалин или Скалозуб. Софья уходит от ответа. Чацкий говорит, что он «без ума» от любви к ней. В разговоре выясняется, что Софья ценит Молчалина за кроткий нрав, скромность, тихость, но прямого заявления о своей влюбленности в него опять избегает.

Вечером в доме Фамусовых намечается бал. Слуги поспешно готовятся к встрече гостей.

Съезжаются гости. Среди них князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи. Все это влиятельные в Москве люди.

Молчалин опускается до того, что нахваливает гладкую шерстку шпица Хлёстовой, чтобы добиться ее расположения. Чацкий это приметил и посмеялся над услужливостью Молчалина.

Софья размышляет о гордости и злости Чацкого. В разговоре с неким господином N она невзначай говорит, что Чацкий «не в своем уме».

Весть о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей. При появлении Чацкого все пятятся от него. Фамусов подмечает в нем признаки безумия.

Чацкий говорит, что его душу переполняет горе, он чувствует себя неуютно среди этих людей. Он недоволен Москвой. Его возмутила встреча в соседней комнате с французом, который, собираясь в Россию, боялся, что попадет в страну варваров, страшился ехать. А здесь его встретили с лаской, он не услышал русской речи, не увидел русских лиц. Он будто бы оказался на родине. Чацкий осуждает засилье всего иностранного в России. Ему противно, что все преклоняются перед Францией и подражают французам. Пока Чацкий заканчивал свою речь, все гости разошлись от него, закружились в вальсе или отошли к карточным столам.

Действие 4 «Горе от ума» краткое содержание

В четвертом действии бал заканчивается, и гости начинают разъезжаться.

Чацкий торопит лакея, чтобы быстрее подавали карету. Этот день развеял его мечты и надежды. Он размышляет, почему все считают его сумасшедшим, кто пустил этот слух, который все подхватили, знает ли об этом Софья. Чацкий не догадывается, что именно Софья первой заявила о его сумасшествии.

При появлении Софьи Чацкий прячется за колонну и становится невольным свидетелем разговора Лизы с Молчалиным. Выясняется, что Молчалин не только не собирается брать в жены Софью, но и не испытывает к ней никаких чувств. Служанка Лиза ему куда милее, он об этом ей прямо заявляет: «Зачем она не ты!» Он угождает Софье лишь потому, что она дочь Фамусова, у которого он служит. Софья случайно слышит этот разговор. Молчалин бросается на колени и просит прощения. Но Софья отталкивает его и приказывает покинуть дом к утру, иначе она все расскажет отцу.

Появляется Чацкий. Укоряет Софью в том, что ради Молчалина она предала их любовь. Софья заявляет, что и подумать не могла, что Молчалин окажется таким подлецом.

Прибегает Фамусов с толпой слуг со свечами. Он не ожидал увидеть дочь с Чацким, ведь она «сама его безумным называла». Теперь Чацкий понимает, кто пустил слух о его сумасшествии.

Фамусов негодует, ругает слуг за то, что не доглядели за дочерью. Лизу отправляет «в избу», «за птицами ходить», а саму Софью грозится отправить «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Чацкий произносит свой последний монолог о том, что его надежды не оправдались. Он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье. Винит ее в том, что дала ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее ничего не значит. А он только этими чувствами и жил все три года. Но теперь он не сожалеет о разрыве. В фамусовском обществе ему не место. Он собирается покинуть Москву навсегда.

После отъезда Чацкого Фамусова беспокоит только одно: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Очень краткое содержание (в двух словах)

Софья влюблена в Молчалина и много проводит с ним времени. Алексей Молчалин является секретарём отца Софьи — Павла Фамусова. Отец не знает об его отношениях с дочерью, ведь он хочет выдать её замуж за Скалозуба. Сама Софья когда-то любила Чацкого, но он внезапно уехал, и вот уже три года от него нет никакой весточки. Неожиданно, к Фамусовым приходит с визитом Чацкий, который только что вернулся и собирается жениться на Софье. Но после общения с ней, он понимает, что она влюблена в Молчалина. Чацкий удивлён выбором Софьи, он прямо об этом ей говорит. Она этим замечанием недовольна и вечером, когда в дом приходит много гостей, она всем начинает говорить, что тот сошёл с ума. Чацкий много говорит перед гостями, пытается образумить прогнившее «Фамусовское общество», но его никто не слушает. Вскоре, Молчалин, оставшись наедине со служанкой Лизой, начинает к ней приставать и говорит, что он не любит Софью, а просто встречается с ней, потому, что она дочь Фамусова. Софья подслушивает этот разговор и для неё это большой удар. Чацкий тоже всё слышит, он смеётся над всеми и уезжает.

Краткое содержание (подробно)

Действие происходит в московском доме Павла Фамусова.

Ранним утром в гостиной, в кресле, спит служанка Лиза. Из комнаты Софьи слышны звуки фортепиано с флейтой. Всю ночь Софья провела с Алексеем Степановичем Молчановым. Лиза следила, чтоб никто не узнал об их свидании наедине.

Неслышно появляется отец Софьи и начинает заигрывать с Лизой, она еле отбивается и начинает стыдить его за такое поведение. Фамусов покидает комнату, а Лиза с облегчением восклицает: «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь!»

Софья и Молчалин выходят из комнаты и тут появляется Фамусов. Он сильно удивлён, что секретарь так рано находится в присутствии его дочери. Молчалин объясняет ему, что просто шёл с прогулки. Фамусов предлагает ему гулять где-нибудь подальше от Софьи. Молчалин уходит, а Софья начинает ругать отца за то, что он громко разговаривал и разбудил её. Она пытается доказать, что только что вышла. Фамусов рассказывает, какие усилия он приложил. чтоб Софья выросла достойной девушкой, и ставит себя в пример:

Смотри ты на меня: не хвастаю сложением
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведением!…

Наконец-то Софья оставшись наедине с Лизой, начинает вспоминать о прошедшем свидании, но Лиза быстро напоминает ей, что у неё недавно была уже сильная сердечная привязанность — Александр Андреевич Чацкий, который сейчас находиться в чужих краях. Софья отвечает, что это была просто детская любовь, а с Молчалиным всё по другому.

Тут появляется слуга, и докладывает, что приехал с визитом Чацкий. Его появлению никто не рад. Софья очень холодно с ним разговаривает, и пытается от него отделаться. Фамусову интересно узнать о приключениях Чацкого и тот обещает вернуться через пару часов и рассказать о своём путешествии.

Вместе с Чацким к Фамусову приходит и полковник Скалозуб, который считается выгодной партией для Софьи. Они втроём обсуждают московское дворянство и тут вбегает Софья с криком: «Ах, Боже мой, упал, разбился!» Оказалось, что Молчалин свалился с лошади. Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Но скоро приходит Молчалин и говорит, что ничего страшного не случилось.

Оставшись наедине Софья расспрашивает своего возлюбленного о здоровье, а он упрекает её за несдержанность.

На вечер к Фамусову съезжаются гости: княгиня и князь Тугоуховские с шестью дочками, супруги Горичевы, Хлестова, Загорецкий и другие. Властная старуха Хлестова благоволит Молчалина, так как он похвалил её собачку. Чацкий сразу иронизирует при Софье про секретаря. Софье не нравится, что плохо говорят о её возлюбленном и она решает отомстить Чацкому. Она распускает среди гостей слух, что Чацкий сошёл с ума.

Гости ведут между собой пустые разговоры, кружатся в звуках вальса, старики играют в карты.

Поздним вечером все начинают разъезжаться по домам. Чацкий требует карету, но в этот момент появляется его старый друг Репетилов и зовёт его посетить «секретнейший союз», но Чацкий отказывается. Репетилов начинает рассказывать Скалозубу о своей женитьбе, но полковник не хочет его слушать. Тут подходит Загорецкий и сообщает Репетилову о безумии Чацкого. Репитилов не верит в это, но все в один голос подтверждают безумие Чацкого. В это время Чацкий прячется за колонну и всё слышит. Он не может понять, как его могли обвинить в сумашествии. Его беспокоит, знает ли об этом Софья. Он не догадывается, что это она распустила слух.

Лиза приходит к Молчалину, чтоб позвать к Софье, но он неожиданно начинает приставать к Лизе и говорить о своих чувствах к ней. Молчалин признаётся, что не любит Софью, а просто боится потерять место в доме, и говорит, что живёт­ по завету своего отца: угождать всем людям от которых зависишь. Софья слышит весь разговор и ужасается вероломству возлюбленного. Она требует, чтоб он немедленно покинул дом или она всё расскажет отцу. Молчалин отпирается от своих слов, но Софья его не слушает.

Из-за колонны выходит Чацкий, который тоже всё слышал и он упрекает Софью в том, что она любит Молчалина.

Вбегает Фамусов со слугами. Фамусов подумал, что у Софьи тайное свидание с Чацким. Он в гневе обещает отправить её к тётке в Саратов.

Чацкий сообщает Фамусову, что не будет свататься к Софье, громко над всеми смеётся, требует карету и уезжает.

Фамусов больше всего озадачен тем, что же подумает княгиня Марья Алексеевна.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Особенности композиции комедии Горе от ума

Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.

Как и принято в классических формах литературы, композиционно в пьесе представляются несколько конфликтов в качестве любовного треугольника с участием главного персонажа, а также социально-политическая сюжетная линия.

Писатель сохраняет в пьесе традиционные для классицизма правила применения триединства повествования в виде совершения событий в одно и в тоже время и в одном месте, но третий догмат в форме единства действия любовного конфликта изменяется автором, поскольку завязывается любовный сюжет не в начале произведения, а лишь в середине, а его развязка не заканчивает социальную направленность пьесы, выражающуюся в противостоянии основного героя окружающему его обществу.

Кроме того, отличительной чертой пьесы является его структурированность, заключающаяся в четырех, а не в пяти традиционных действиях, повествование которых включает в себя взаимосвязующие диалектические мотивы, чередующиеся между собой. Авторский замысел раскрытия темы произведения с использованием четырехактности обладает особой содержательностью, поскольку завершает произведение в виде открытого пространства, в котором главный персонаж остается непобежденным духовно, демонстрируя век минувший как идейно несостоятельным.

Используемые в произведении сюжетные конфликты раскрываются писателем при помощи конкретных бытовых обстановок в определенный исторический период в отличии от идей классицизма, в котором все демонстрируется с применением абстрактных образов.

Социальная линия пьесы получает свое развитие совместно с любовным сюжетом, переплетающимся с противоречиями основных персонажей. Именно социальный конфликт произведения является значительным в пьесе, поскольку проходит сквозь все повествование, обрамляя любовный сюжет. Кроме того, в социальной сюжетной линии писатель задействует всех героев пьесы, тогда как любовный конфликт, являющийся второстепенным, представляется в виде треугольника.

Использование писателем при написании оригинальной композиции пьесы принимается не всем литературоведческим обществом того периода времени, однако многие из критиков подчеркивают особенное мастерства автора, решившего пренебречь канонами традиционного классицизма и создать смелое произведение.

Вариант 2

«Горе от ума» – комедия в стихах, написанная Александром Грибоедовым. Сюжет произведения содержит описание светского общества при крепостном праве в 1808-1824-х годах.

Комедия делится на 4 акта, которые переплетаются между собой, составляя всю картину происходящего. Весь сюжет развивается в доме Фамусова в один день. Строение композиции противоречит 3-ему пункту «трёх единств» эпохи классицизма, ибо после кульминации и усмирения конфликтов никто не наказывается, что сказалось на отзывах критиков об комедии. Но соблюдены остальные 2, единства времени и места. Несмотря на всё выше сказанное, необычность, мелодичность и качество композиции обеспечили положительные впечатления об комедии, отметив музыкальный дар Грибоедова, но имелись и паузы в определённых сценах, придавая большую ритмичность при чтении.

В сюжете присутствуют 2 конфликта: любовный и социальный, которые дают понять о присутствии элементов 3-ёх литературных течений: постепенного уходящего классицизма, нового для того времени романтизма и непривычного реализма. В конечном итоге конфликты сливаются между собой, придавая двойственность происходящему, но стоит отметить, что социальному конфликту было отведено больше внимания. Социальный конфликт можно назвать элементом реализма, в нём описываются общественные проблемы того времени: крепостное право, низкопоклонство, деспотизм. А любовный – элементом романтизма, отметив отношения между Чацким и Софьей.

В 1-ом акте подробно описываются жизни Чацкого и Софьи, ситуация в месте всех событий, доме Фамусова и взаимоотношения между Софией и Молчалиным, также присутствует завязка идейного конфликта.

Во 2-ом акте конфликты начинают постепенно развиваться, независимо друг от друга, но во второй половине любовные распри выходят на первый план.

Кульминация обоих конфликтов происходит в 3-ем акте, а их развязка в 4-ом. Монологи имеют большую роль, так как детально раскрывали мировоззрения персонажей, давая читателю более обширную картину светского общества того времени. Заметно возрастание числа стихов после каждого акта и драматический накал к последнему акту. Общим конфликтом двух сторон, Чацкого и Фамусовского общества было столкновение двух иных мировоззрений, одно из которых было подавлено количеством. К концу комедии Чацкого выгоняют из дома и он покидает Москву, разочаровавшись в своей возлюбленной и обществе.

Качественно составленная композиция комедии «Горе от ума», не имеющая лишних персонажей и деталей, покрыла некоторые недостатки произведения, обеспечив себе место в бессмертном списке русской литературы.

Сюжет пьесы

Все 4 действия произведения происходят в доме Фамусова

. Краткое содержание по главам, которые в драматическом произведении называются действиями, поможет проследить ход событий.

Важно!

В 1-м действии пьесы «Горе от ума» читатель узнает, что Софья любит Молчалина и равнодушна к Чацкому.

Влюбленным приходится проститься. Но Фамусов застает Молчалина

около самой двери и допытывается, что здесь делает молодой человек так рано. Павел Афанасьевич отчитывает и дочь за то, что она позволяет себе ранние встречи с молодым человеком.

Когда отец уходит, служанка утверждает

, что Фамусов никогда не даст
согласие на брак дочери с незнатным человеком.
Отец считает, что девушке нужно
выйти замуж за богатого и знатного полковника Скалозуба.
Софья припоминает свою первую влюбленность в Александра Чацкого — веселого и умного юношу. Но, по мнению девушки, эти нельзя назвать настоящей любовью. В этот момент появляется дворецкий доложить, что в дом прибыл Александр Андреевич.

Гость искренне радуется встрече с девушкой, к которой он неравнодушен. Холодный прием возлюбленной несколько умеряет его пыл. Нежданный гость

начинает предаваться воспоминаниям о прошлых взаимоотношениях с девушкой. Но прошедшие чувства между ними дочь Фамусова называет ребячеством. Тогда мужчина спрашивает, не занято ли сердце девушки
мыслями о ком-нибудь другом
. Юная барышня утверждает, что ее смущение вызвано откровенными вопросами Александра Андреевича.

Появляется отец. Софья убегает. Начинается беседа между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.

Молодой человек дает понять, что подруга юности до сих пор нравится.

Горе от ума — особенности композиции

А.С. Грибоедов написал чудесное произведение «Горе от ума». Комедия очень полюбилась читателям, ее цитируют образованные люди. Сам сюжет может показаться немного необычным и запутанным. Вначале читатель думает, что произведение написано о любви между Чацким и Софьей. Вчитываясь в произведение можно разглядеть еще одну тему, которую осветил автор – социальная жизнь и взаимоотношения Чацкого с остальными персонажами.

Начинается произведение со сцены, происходящей в доме Фамусова. Софья, Молчалин, Лиза и сам хозяин дома ждали появления Чацкого. Но, пока его не было Софья начала негативно о нем высказываться. Чацкий сильно не нравился девушке, а после того как парень иронично и зло пошутил над Молчалиным у нее появилась к нему даже ненависть и призрение. Чацкий сам виноват в том, что к нему плохо относится Соня и вся остальная компания. Между молодыми людьми начинается развязываться конфликтная ситуация. Во втором действии мы видим откровенное противодействие между Чацким и Фамусовым. Параллельно с этими негативными событиями Чацкий успевает переживать о возможном сватовстве Скалозуба и Софии. В третьем действии страсти усиленно накаляются. Напряжение растет. София разбивает сердце Чацкому тем, что открыто, сообщает ему о своей симпатии к Молчалину.

Софья специально решила распустить слух о том, что Чацкий стал сумасшедшим. Эта история быстро стала популярной и через пару дней о ней знали все. Девушка сделала это преднамеренно. Таким образом, она хотела наказать парня за то, что он позволил себе издеваться над Молчалиным. Чацкий своими глупыми шутками и издевками над людьми настроил всех против себя. В последнем четвертом акте Чацкий подслушал один разговор между Софией, Лизой и Молчалиным. От услышанного ему стало очень больно, и он уехал из Москвы. У произведения нет счастливой концовки.

Читая книгу, создается впечатление, что Грибоедов скомпоновал сцены и отдельные эпизоды в хаотичном порядке. В «Горе от ума» сильно много внимания уделяется описанию одиночества героя Чацкого. Его судьба достаточно трагична, его предал близкий друг, его отвергало общество. Он страдал от неразделенного чувства любви. Каждый персонаж комедии не случайный гость. В целом совокупность образов и действий делает произведение увлекательным и интересным для читателя.

Композиция комедии «Горе от ума» Грибоедова

Одним из самых распространенных и стойких обвинений, предъявляемых Грибоедову как автору комедии его современниками, было замечание об отсутствии стройного и продуманного плана. Причем это обвинение предъявлялось как друзьями, так и недругами. Об этом писали Катенин и Пушкин в доброжелательных откликах; об этом же говорил и один из первых недоброжелателей Грибоедова известный водевилист А.И. Писарев на страницах журнала «Вестник Европы».

Современники не увидели в комедии Грибоедова «Горе от ума» внутреннего единства, хотя, казалось бы, было сохранено так называемое «триединство»: места (фамусовский дом), времени (один день), действия (любовный треугольник). Но это тоже было кажущееся следование традиции: дом превращался в пространство не только Москвы, но и всей России; один безумный день становился символом эпохи, да и любовный треугольник состоял из сплошных углов и был не столько любовный, сколько идеологический: все оказались у разбитого корыта, не было даже и намека на счастливый финал.

А вот с внутренним единством дело обстояло еще сложнее: в комедии «Горе от ума» Грибоедова его и не было, а существовало две линии развития действия и сюжета. Когда Писарев упрекал Грибоедова в отсутствии связи, т.е. плана, он разумел одно из двух: или единую любовную интригу, или последовательно выдержанное нравоописательное сатирическое задание. В комедии Грибоедова есть и то другое, но глубинно взаимосвязанное, и классическое истолкование подобного синтеза дано И.А. Гончаровым. «Две комедии, — писал он, — как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой; это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Композиция комедии «Горе от ума» — ключ к пониманию этого парадокса «внутренней формы», а посему обратимся к ее рассмотрению.

В «Горе от ума» четыре действия. И это тоже был повод для недоумения современников: почему не традиционные и узаконенные пять? Прежде всего грибоедовская комедия ощутимо делится на две диалектически взаимодействующие части. В первой половине (первое и второе действия) преобладает комедийное начало, основанное на любовной интриге, и потому эти действия сравнительно мало населены. Во второй половине (третье и четвертое действия) господствует общественная комедия, и эти действия представляют читателю и зрителю, по остроумному замечанию П.А. Вяземского, «народ действующих лиц». Но общественная тема не возникает с началом 3-го акта, а любовная не завершается с концом 2-го. Столкновение Чацкого с фамусовской Москвой начинается с первого же появления его на сцене: сначала в разговоре с Софьей с шутливых эпиграмм в адрес знакомых («Ну что ваш батюшка, а тетушка? Всё девушкой, Минервой?»). Во втором действии усиливается до раздраженной интонации («И точно, начал свет глупеть, // А судьи кто?»). В третьем действии оно достигает кульминации и катастрофически разрешается в четвертом («Не образумлюсь, виноват…») в результате встречи с Репетиловым, случайно подслушанного разговора Софьи с Молчалиным и объяснения с Софьей. Таким образом, по эмоциональному напряжению и интенсивности центр тяжести общественной комедии приходится на два заключительных действия, но материал для этого ощущения содержится уже в двух первых актах.

Те же самые этапы, с некоторой разницей в композиции и темпе, проходит любовная интрига. При этом пространство ее наибольшей интенсивности — первое и второе действия. Именно они перенасыщены интригующим всех героев вопросом: «Который же из двух?»: для Фамусова — Молчалин или Чацкий, для Чацкого — Молчалин или Скалозуб. Намечаются два любовных треугольника: драматический — Софья, Молчалин, Чацкий и почти водевильный — Лиза, Фамусов, Молчалин, которые дополняют и уравновешивают друг друга. Причем любопытно, что они тождественны по своим драматургическим свойствам — и в том и в другом двум неудачным соперникам противостоит счастливый третий: Софья, отвергающая Чацкого и Скалозуба, любит Молчалина, а Лиза, отклоняющая домогательства Молчалина и Фамусова, признается: «А я… одна лишь я любви до смерти трушу. — // А как не полюбить буфетчика Петрушу!» Это финальная реплика второго действия, а далее любовная интрига идет на спад: «пелена спала с глаз». Любовная интрига разрешается одновременно с общественной драмой в финале комедии. Такова примерно диалектика двух крупных частей текста.

В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем эти картины расположены таким образом, что в пределах всей комедии в центре находятся общественные картины, обрамленные любовными. Каждый герой участвует в двух действиях, живет в двух пространствах. Это можно представить в следующей таблице:

I действие

1—6 явл. 7—10 явл.
Любовная интрига (Софья и Молчалин) общественная комедия (появление Чацкого)

II действие

1—8 явл. 9—14 явл.
Общественная комедия (Чацкий и Фамусов) любовная интрига (терзания Чацкого)

III действие

1—8 явл. 9—22 явл.
Любовная интрига (Чацкий — Софья — Молчалин) общественная комедия (бал, клевета)

IV действие

1—9 явл. 10—15 явл.
Общественная комедия (интермедия Репетилова) любовная интрига (развязка; Софья и Чацкий)

Таким образом, общий план пьесы классически строен: в основе композиции «Горе от ума» Грибоедова — соотношение, переплетение любовной интриги и общественной драмы Чацкого, которые не только взаимодействуют, но и ритмично чередуются, подобно опоясывающим рифмам в двух четверостишиях: abba и abba. Общий композиционный принцип «Горя от ума» можно определить как закон художественной симметрии или как принцип зеркальной композиции. В подобной архитектонике пятый акт оказался излишним, так как он нарушал гармоническое единство двух линий. Вместе с тем четырехактность обладала содержательным смыслом: комедия завершалась открытым пространством, ее герой уходил в жизнь духовным победителем.

Говоря о догрибоедовской комедии (а здесь прежде всего нужно назвать имена Сумарокова, Фонвизина, Капниста), нужно заметить, что ее конфликт рождался из столкновения бытового и бытийного начал, которое определяло наличие двух типов художественных образов: сатирических, нравоописательных и героев-идеологов или любовников. И если первые в традиции сатиры имели фактуру, объемность, ярко выраженную индивидуальность, то вторые в традициях одического мирообраза были бесплотны и резонерствовали.

Источник: Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века. — М.: ФЛИНТА, 2013

Проблематика, идея, тема произведения

Главная проблема произведения – проблема ума и глупости, что отражено в названии. Спорят «век нынешний и век минувший»: у каждого – свой взгляд на культуру и ценности, честь и совесть. И эти взгляды оказываются диаметрально противоположными. Все окружение Чацкого считает, что главное в жизни – материальный достаток, устойчивое положение в обществе и хорошая репутация. Главное – это то, что будут говорить о вас в свете. И жить нужно, как живет большинство: вовремя «подслужиться», подсуетиться, угодить, получить должный чин, награду и хорошее жалование.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ 460 руб.
  • Реферат Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ 230 руб.
  • Контрольная работа Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
А иметь собственное мнение не обязательно, да оно и не требуется:

В мои года не должно сметь свое суждение иметь.

И Чацкий, желающий «служить делу, а не лицам», выглядит странно со своими оригинальными суждениями, он не понятен остальным, да и опасен, в каком-то роде. Поэтому, легче объявить Чацкого сумасшедшим – какой спрос с умалишенного? А, чтобы не мешал и не раздражал – изгнать неугодного: «с глаз долой – из сердца вон».

Замечание 1

В своей комедии Грибоедов ярко и глубоко отобразил борьбу двух традиций, двух лагерей русского общества XIX века: духа рабского, слепого подражания всему иноземному и духа гордого свободы и независимости людей возвышенных, идейных.

Кульминация — 3 действие

Важно!

В Горе от ума 3 действие содержит в себе кульминацию произведения. Когда Чацкий признается Софье в любви, девушка не говорит, кто ей на самом деле нравится.


Вечером в дом Фамусова на бал съезжаются многочисленные гости

. Все они влиятельные люди. Молчалин начинает выслуживаться перед ними. Дочь Фамусова вскользь замечает, что Александр Андреевич сошел с ума. Эта фраза, сказанная в переносном значении, воспринимается за настоящую новость. Сенсация сразу же разносится по залу.

Среди гостей Фамусова интерес читателя привлекает Репетилов. Его длинные монологи и эмоциональные восклицания чем-то напоминают речь Чацкого

. Даже появление и уход героя также неожиданны, как и приезд и отъезд Чацкого. Репетилов — пародия на Александра Андреевича.

Александр Андреевич

обескуражен тем, в России в моде только все иностранное. Но никто из гостей не слушает мужчину, воспринимая его идеи за
бред безумца
. Этот кульминационный момент — последняя ступень в конфликте между
фамусовским обществом и Чацким
. Открытый финал произведения позволяет читателю лишь догадываться о развязке.

  • Сюжет народной сказки снегурочка учи ру
  • Сюжет книги мятная сказка
  • Сюжет для рассказа генератор
  • Сэрца на далоні сочинение
  • Сюжет и композиция волшебной сказки