Сюжет рассказа что делать

Многомудрый литрекон предлагает вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа антона павловича чехова дом с мезонином. несмотря на то, что сюжет

Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова «Дом с мезонином». Несмотря на то, что сюжет рассказа передан в сокращении, он раскрывает все основные события произведения, которые хотел передать читателю автор. Краткий пересказ рассказа «Дом с мезонином» поможет сберечь время и силы, если Вас настигла лавина работы. Приятного просвещения!


(716 слов) Рассказ начинается с того, что главный герой, от лица которого ведется повествование, вспоминает о том, как он лет семь тому назад жил в уездном имении Петра Петровича Белокурова в Т-ой губернии. Сам рассказчик – художник, однако за лето, проведенное там, он не написал толком ни одной нормальной картины. Чаще всего рассказчик коротал время, уходя из дома и гуляя по окрестностям. Зато он гулял и ленился. Как-то раз он забрел в незнакомую усадьбу, у ворот которой беседовали две девушки: одна постарше, худая, красивая, а другая – нежная блондинка лет восемнадцати с большими ртом и огромными глазами, такая же худая, как первая. Обе девушки показались художнику давно знакомыми.

Через некоторое время в имение Белокурова приезжает коляска, в которой сидела старшая из девушек. Как оказалось, она занималась благотворительностью и собирала деньги для крестьян-погорельцев. После того, как рассказчик оставил свою подпись в подписном листе, девушка пригласила его в гости. 

Вечером Белокуров рассказал, что эти девушки из семьи Волчаниновых. А старшую зовут Лидией. Также он поведал рассказчику, что живут они втроем с матерью и младшей сестрой в селе Шелковка. Глава семьи сделал хорошую карьеру в Москве, однако умер, дослужившись до тайного советника. Несмотря на смерть Волчанинова, семья жила не бедно, однако совершенно безвыездно, а Лидия, взявшая на себя обязанности главы семейства, работала учительницей с окладом в двадцать пять рублей в месяц. 

В ближайшие праздника Петр Петрович вместе с главным героем решили навестить Волчаниновых. Вдова Екатерина Павловна, в прошлом красивая женщина, сейчас была стара не по годам, страдала одышкой, а сама была какой-то рассеянной, грустной, потерянной. На протяжении всего вечера она пыталась занять рассказчика разговорами о живописи. Лида жаловалась Белокурову на председателя управы с говорящей фамилией Балаган, который назначил на все должности своих родных и близких, а сам занимался не пойми чем. Старшая сестра считала, что для борьбы с Балаганом нужно сформировать мощную партию из молодежи, «но вы видите, какая у нас молодежь. Стыдно, Петр Петрович!» — заключила Лидия. Младшую звали Женей, и она (в сравнении с Лидой) казалась совсем ребенком. 

Рассказчик стал частенько навещать Волчаниновых и в итоге понял, что ему нравится Женя. Они гуляли, катались на лодке, а когда он писал картины, она стояла рядом и с восхищением наблюдала. Рассказчику симпатизировало, что для Мисюсь (как прозвали младшую сестру за то, что она в детстве так называла свою французскую гувернантку) он был талантливым и одаренным художником, настоящей знаменитостью. Сама Женя постепенно влюблялась в рассказчика. 

Однако его отношения с Лидой не сложились, что называется, от слова «совсем». Она считала его пейзажи бесполезными, так как они не отображают народные нужды, а рассказчик, в свою очередь, парировал это тем, что ее благотворительная деятельность не только не приносит никакой пользы крестьянам, но и вредит им, так как за книги они должны платить земству, а значит, были вынуждены еще больше работать, чтобы заработать еще и на книжки. Приобретенные знания были бесполезны для них, так как их жизнь оставалась прежней — нищей и наполненной тяжким физическим трудом. Поэтому книжные премудрости лишь порождали несоответствие желаемого с действительным. 

Одним из вечеров, когда Женя провожала рассказчика до ворот усадьбы, он признался ей в любви, она ответила ему взаимностью. Они поцеловались. Однако она тут же убежала рассказывать об этом матери с сестрой, так как они, по ее словам, «не имеют тайн друг от друга». 

Придя к Волчаниновым на следующий день с самыми серьезными намерениями, художник застал дома одну Лиду, которая сухо и с некоторым отвращением объявила ему, что Мисюсь с Екатериной Павловной уехали в Пензенскую губернию к тете, откуда собираются отправиться за границу. Когда главный герой возвращался домой, его нагнал мальчик с запиской от Жени, в которой она признавалась, что Лида, авторитет которой был в семье непререкаем, настояла на том, чтобы они расстались, а сама Мисюсь просто не может проявить неповиновение. После Женя пожелала рассказчику счастья и добавила, что они с мамой «горько плачут». 

Больше художник Молчаниновых не встречал. Как-то раз он пересекся с Белокуровым, который рассказал, что Лидия, как и прежде, живет в своем имении и учит детей, ей удалось сплотить вокруг себя сильную партию из молодежи, и они вместе на последних выборах сумели победить Балагана. Про Женю же было известно лишь, что в Шелковке она не жила, а где была – неясно. 

Постепенно рассказчик забывает об усадьбе Молчаниновых и лишь в моменты тоски и одиночества вспоминает о доме с мезонином и Мисюсь. В такие моменты ему кажется, что где-то там, за границей, о нем так же вспоминает Женя…

Автор: Гоша Шиман

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

Год: 2020, Украина, Беларусь

Жанр: комедия

Режиссер: Андрей Яковлев, Михаил Савин

Продюсер: Владимир Шпонька

Количество серий: 16 серий

В ролях: Федор Добронравов, Виктор Добронравов, Инна Королёва, Николай Добрынин, Татьяна Кравченко, Александр Феклистов, Евгений Капорин, Марина Сердешнюк, Анна Полищук, Константин Чернокрылюк

Россияне с нетерпением ждут выхода нового сезона полюбившегося многим комедийного сериала под названием «Сваты». Ситком пользуется невероятной популярностью не только в России и Украине, но и в других странах СНГ.

Сериал «Сваты» в своё время стал настоящим хитом. Он был очень популярен в странах СНГ, особенно в Украине и России. Сейчас проект привлекает внимание общественности уже не так, как прежде, но сформировавшаяся фан-база до сих пор ждет новых эпизодов.

Описание «Сватов»7 сезона

Главные персонажи комедийной серии предстают перед зрителями в роли помещиков. Они будут перенесены во времени, возвращаются в то время, когда было процветание крепостного права. Валюша и Иван расскажут внукам, как непросто было в прежние годы.

Что будет делать Ольга Николаевна, сыграна российской актрисой Людмилой Артемьевой, пока неизвестно. В Сети также появилась информация о том, что взрослая внучка Жени женится на англичанина Джека. Это событие поклонники сериала ожидают с большим удовольствием, потому что девушка растет на глазах их.

Сюжет сериала «Сваты» 7 сезон

Известный российский фильм, в котором рассказывается о том, как бабушка и дедушка не могли разделить свою внучку, всегда стремясь друг к другу. Посмотрев каждую новую серию, фанаты не перестают радоваться новыми идеями разработчика. Потрясающие герои, комичные споры, простой и легкий сюжет позволяют телезрителю насладиться просмотром. Каждый может помнить такую же историю из жизни или увидеть себя в главном герое.

Забудьте про приключения, произошедшие в Крыме. На их месте появятся новые рассказы о семье Ковалевой. Женя за 8 лет успела стать девушкой. Родители стали более опытными и мудрыми. Голландия является страной возможностей, открывшей многое для семейства главных персонажей. Евгения мечтает о величайшем и могуществе. Молодость идет как сон. Она, похоже, уже молода, но не так уж и взросла, чтобы назвать ее полноценной и самостоятельной личностью

Главная проблема в жизни девушки – это окружающий ее мир. Она превратилась в подростка, которому не все подходит. Девушка не понимает, почему вдруг все стало чужим, и ей не удалось найти компромисс со своими родителями. Ее хобби тоже было нелегким. Настоящая готика привлекала ее и манила своими тайнами. Никто не мог понять, почему девушке понравился черный цвет, все пытались вбить ей в голову свои собственные правила. Родители решают отправить ее обратно в деревню вместе с братом и сестрой.

Новый сезон будет не оставаться без энтузиазма и интереса. Сериал с необыкновенно комичной сюжетной линией предназначен для наполнения аудитории огромной мощью и рассказа о всех его персонажах. Люди каждый год ждут какие-то праздники. В новых сериях будут затронуты темы обрядов и устоявшихся традиций, а также темы обычаев. История начинается с праздничного настроения. Забота о потомках лежит на плечах предков.

Какие сюрпризы увидят зрителей

Съемки проводятся в Беларуси, Молдавии и Беларуси. Актеры рассказывают, что режиссеры подготовили неожиданный поворот сюжета, так что зрителей наверняка удивит новый формат. Например, некоторые серии ожидают «флешбеков», т.е. будут показывать события из прошлого времени. Например, зрители увидят, как супруги Будко познакомились. Также будут эпизоды с героями, которые окажутся уже в прошлом столетии.

Дата выхода всех серий комедийного сериала «Сваты-7»

Кроме разногласий двух стран, на выход «Сватов» повлияла и пандемия, внесшая свои поправки. Таким образом, процесс съемки очень часто откладывался, некоторые фанаты сериала и даже думали, что долгожданный премьера вряд ли состоится когда-нибудь.

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

Седьмой сезон «Сватов» будут показывать по телеканалу «1+1» и Россия 1. Выход новых серий запланирован с 20 декабря 2021 года, в России на 27 декабря 2021. Точное время трансляции пока не объявлено, но источники утверждают, что первую серию покажут в 22:00 по МСК.

Седьмой сезон «Сватов» снимали несколько лет. Длительные съемки связаны, в том числе с пандемией коронавируса и сложной ситуацией на Украине. Однако несмотря на все сложности, проект был завершен и уже совсем скоро появится на экранах.

«Сваты» 7 сезон 1-я серия (выход 20 декабря 2021) смотреть

Главные персонажи комедийной серии предстают перед зрителями в роли полицейских. Они будут перенесены во времени, возвращаются в то время, когда было процветание крепостного права. Валюша и Иван расскажут внукам, как непросто было в прежние годы.

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

«Сваты» 7 сезон 2-я серия (выход 20 декабря 2021) смотреть

В второй серии зрители увидят Ивана с Валентиной в молодости. Зрители увидят, как родилась любовь между Будько и Будко.

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

«Сваты» 7 сезон 3-я серия (выход 21 декабря 2021) смотреть

Какую на этот раз роль уготовили сценаристы для образованной Ольге Николаевны, а также чем будет заниматься любимая внучка Евгения?

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

«Сваты» 7 сезон 4-я серия (выход 22 декабря 2021) смотреть

Сваты должны принимать тяжелые решения, наказать не выполняющих их приказы, жалеть стражников, оказавшихся в безвыходной ситуации. Сможет ли Валюх и Иван Бутко разобраться в происходящем на территории у них.

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

«Сваты» 7 сезон 5-я серия (выход 23 декабря 2021) смотреть онлайн

В центре внимания мы видим две семьи разных классов, которым теперь нужно быть сватами и приглядывать за маленькой девочкой.

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

«Сваты» 7 сезон 6-я серия (выход 24 декабря 2021) смотреть онлайн

Сериал «Сваты» — российский комедийный сериал, производство которого осуществляет киностудия «Квартал 95». В съемочной работе принимают участие 35 актеров. Права на трансляцию выкупили 5 каналов. В настоящее время известно о завершении даты выхода сериала «Сваты 7», который запланирован на осенью 2021 года. Разработчики заявили о завершении съемок и остаётся только ожидать премьеры.

"Сваты-7 сезон" 1, 2, 3, 4, 5, 6 серия (сериал 2021г): смотреть содержание, дата выхода серий. Кого не будет в «Сватах 7

Смотреть Остальные серии

  • 7-я серия — 25 декабря 2021
  • 8-я серия — 26 декабря 2021
  • 9-я серия — 27 декабря 2021
  • 10-я серия — 28 декабря 2021
  • 11-я серия — 29 декабря 2021
  • 12-я серия — 30 декабря 2021
  • 13-я серия — 1 января 2022
  • 14-я серия — 2 января 2022
  • 15-я серия — 3 января 2022
  • 16-я серия — 4 января 2022

источник https://www.nur.kz/leisure/movies/1830030-svaty-7-data-vyhoda-suzet-trejlery/




В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора.



Ключевые слова:



писатель, сатира, гротеск,






чиновник, человеческая индивидуальность, человеческое достоинство.

«Смерть чиновника» является коротким юмористическим рассказом, написанным А. П. Чеховым 25–26 июня 1883 года. Но он актуален и в настоящее время, так как чинопочитание, подхалимство, лакейство, преклонение перед должностью часто встречаются и сейчас. Удивительно, что в таком малом объёме текста писатель смог вместить огромное социальное и психологическое содержание.

Сюжет рассказа прост, как в большинстве своём у Чехова, кроме того, он довольно анекдотичен: в основе рассказа «Смерть чиновника» — анекдот о том, как Иван Дмитрич Червяков в театре чихнул и нечаянно обрызгал статского генерала Бризжалова, служащего по другому ведомству. После неоднократных попыток извиниться перед генералом чиновник умирает.

Стиль произведения во многом определяется и его жанром, с этой точки зрения «Смерть чиновника» можно рассматривать как сатирический рассказ. Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Чехов пытался показать бесчеловечность современной ему жизни, но делал он это с иронией. Для этого писатель часто использует такие стилистические образно-выразительные средства языка, как гипербола и гротеск. Так, чрезмерный страх Червякова перед его превосходительством и его внезапная смерть явно гиперболичны. Однако благодаря этому преувеличению острее воспринимаются пороки общественной жизни России того времени.

Наиболее важным стимулом для поиска неявных смысловых компонентов художественного текста являются все случаи кажущегося отклонения его автора от естественной логики изложения: мнимые длинноты, предполагаемые нарушения правил употребления слов, кажущиеся отступления от естественной последовательности изложения и т. д.

Вспомним начало рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». На первый взгляд, многое даже в этой единственной фразе выглядит странно.

Во-первых, может ли некий человек быть более или менее прекрасным, чем вечер? Во-вторых, не оговорился ли Чехов, сказав о посетителе театра не «Он смотрел «Корневильские колокола», а «Он глядел на «Корневильские колокола»? В-третьих, не слишком ли многословен автор? Зачем в рассказе о несчастном случае с чиновником ему понадобилось сообщать о таких деталях, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к произошедшему (должность чиновника, место в театре, на котором он сидел, упоминание бинокля и, наконец, название спектакля)?

Выводов из подобных недоумений может быть только один: все кажущиеся странности этого текста неслучайны и предназначены для того, чтобы сообщить читателю что-то важное. Но, если это так, задумаемся: как можно найти то скрытое содержание, которое стремился передать своим читателям автор?

Во-первых, уже в этом высказывании на себя обращаю внимание два повторяющиеся определения: прекрасный (вечер) и прекрасный (экзекутор). Это оправданная тавтология. На первый взгляд лишенное логики сравнение «прекрасного вечера» с «не менее прекрасным экзекутором» необходимо Чехову для достижения комического эффекта. Но автор поднимает персонажа над социальными нормами. Мир прекрасен и человек прекрасен. Вот она — гармония в отношениях «мир — человек», вот они реальные истинные отношения, которые формируют истинную картину мира в сознании субъекта. Это ведет к гармонии макромира и микромира. Другое дело, что это гармония убогого внутреннего мира Червякова с не менее отвратительным состоянием общества. Для выражения этого нужен повтор.

Во-вторых, очень важно, чтобы мимо внимания читателя не прошла разница между выражениями смотреть спектакль и глядеть на спектакль. Смотреть что-либо означает «воспринимать что-либо при помощи зрения», тогда как глядеть на что-либо значит лишь «устремлять свой взгляд на какой-либо предмет». Поэтому слова Чехова о том, что Червяков «глядел в бинокль на «Корневильские колокола» не оговорка. Автор, безусловно, хотел сказать, что, устремив свой взгляд на сцену, его герой едва ли воспринимал содержание спектакля.

Вернемся к тексту рассказа и задумаемся над еще одной деталью: интересно, с какой целью Чехов сообщает нам о том, что Червяков «сидел во втором ряду кресел»? Слово кресла в Словаре русского языка под ред. А. П. Евгеньевой фиксируется: «Устар. Места в партере театра» [7].

Эта деталь еще показывает нам, что Червяков был совсем не беден: он мог позволить себе купить билет не куда-нибудь, а во второй ряд партера. Впрочем, именно поэтому его соседом и оказался генерал: понятно, что на местах для бедных чиновников генералы не сидели.

Но позвольте, разве зрители второго ряда, т. е. ряда, находящегося почти в непосредственной близости к сцене, пользуются биноклями? Теперь нам становится понятно: сообщая о бинокле, Чехов стремился подчеркнуть, что Червяков не «смотрел «Корневильские колокола», а именно «глядел на «Корневильские колокола», т. е., по-видимому, не особенно вникая в содержание спектакля, пристально разглядывал актрис.

Очевидно, что для такого времяпрепровождения присутствие жены не требуется и именно поэтому, как вытекает из последующего текста рассказа, Червяков был в театре без жены.

Таким образом, герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника», экзекутор с «говорящей» фамилией Червяков, не вызывает у читателя сочувствия. Но обращает на себя внимание одно постоянно повторяющееся действо. В театре он, чихнув, обрызгал генерала. Казалось бы, что особенного? Но герой так настойчив в чинопочитании и подобострастии, так мнителен и угодлив, что переходит все допустимые границы приличий. Шесть раз он подходит к генералу со словами извинения (дважды во время спектакля, один раз в антракте, три раза — во время приема генералом просителей), он готов унижаться, хотя никто его об этом не просит.

Такое добровольное пресмыкательство страшно. Чихнув на лысину Бризжалова, Червяков теряет в попытках извиниться всякое человеческое достоинство. Его страшит не гнев генерала, а отсутствие ожидаемой реакции. Экзекутор искренне непонятно, отчего «сиятельное лицо» не распекает его за содеянное.

Перед нами предстает типичный представитель общества конца XIX века. Оно живет по законам Табели о рангах, который изменяет истинную природу человека.

С точки зрения литературоведения мы можем говорить об образе «маленького человека» в русской литературе XIX века, восходящего в Акакию Акакиевичу Н. В. Гоголя. Но в психологическом плане перед нами персонаж с измененной психологией, с иной картиной мира, чем заложено природой. Он в страхе перед себе же подобными. Несомненно, это противоречит его природе. Животные не боятся себе подобных; человек же не просто боится, он в ужасе перед тем, кто по социальной лестнице стоит выше него.

Не учитывать такой четкой структурированности общества невозможно. Писатель замечает уродливое состояние общества, в котором сам человек ничего не значит. Статус — вот что определяет жизнь человека, теряющего личные качества, самовольно отказывающегося от природного начала.

С этой точки зрения, верны слова: «Объект насмешки здесь — тот самый «маленький человек», над которым столько слез пролила прежняя русская литература. Он смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрирует полный отказ от человеческого достоинства» [5].

Для традиционного «маленького человека» характерным признаком является «говорящая» фамилия. Обнаружив, что фамилии героев рассказа «Смерть чиновника» — Червяков и Бризжалов, необходимо задуматься, от каких русских слов они образованы и случайно ли автор назвал своих персонажей именно так.

С точки зрения ономастики, обратим внимание на фамилии и имена этих персонажей. Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, писатель выбрал такие имена, как: Иван, Дмитрий, Червяков, Бризжалов.

Фамилия Червяков использована ещё и потому, что в русском языке слово червяк может обозначать не только всем известное беспозвоночное животное, но еще и ничтожного, приниженного человека. Он — червяк, то есть маленький, неприметный человек, выполняющий никому незаметную работу, которую выполняют тысячи таких же червяков.

Мы можем интерпретировать фамилию главного персонажа, говоря о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, умирает.

Смерть — хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, а о чиновнике сложилось такое представление, что ему гибель противопоказана. Поэтому заранее можно предположить, что произведение А. П. Чехова «Смерть чиновника» — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма, который был духовно мертв еще до наступления физической кончины.

Самим заглавием писатель дает понять ироническое свое отношение к герою, да и ко всей чиновничьей среде: речь идет не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника. Но в этом анекдоте сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии.

Смерть чиновника смешна, но эта смешная история в то же время и трагична, т. к. автор нам рисует картину обескураживающего обмельчания и обеднения личности в результате ее подчинения господствующим нравам. Здесь предельно ясно, что А. П. Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. Именно поэтому писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей.

В тексте мы находим представление деформированной картины мира в сознании персонажа. Происходит переход от истинного, природой заложенного образа мира к фальшивому, уродливому, навязанному социумом. Финал рассказа — это логичное завершение, ибо человек не может жить в таких жестких рамках, он сломлен общественными нормами, он не может проявлять своих истинных чувств, его охватывает настолько беспричинный и бессмысленный ужас, что выходом из такого состояния становится смерть.

А. П. Чехов причину несчастий героя видит не в социальном статусе, а в нищете их духовного мира. Как раз в этом Чехов не отличается от классиков русской литературы, а следует ее лучшим гуманистическим традициям. Антропоцентризм и особый религиозный дух нашей литературы совмещают заботу писателя о человеке с высокой нравственной требовательностью к нему.

Литература:

  1. Владимирская А. Р. Оперетта. Звёздные часы. — 3-е изд. — СПб.: Лань, Планета Музыки, 2009. — 288 с.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печат. изд. 1880–1882 гг. / В. И. Даль. — Электрон. дан. — М.: Аст, 1998.
  3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1972. — С. 82.
  4. Зунделович Я. Анекдот // Литературная энциклопедия. Т. 1. — М.: Изд. Коммунистической академии, 1929. — С. 161–163.
  5. История русской литературы XIX в.: Учеб. пособие для старших классов гуманитарного профиля / Под ред. А. И. Журавлевой. — М., 2006.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 2005.
  7. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1999.
  8. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — Изд. 4-е. — М.: Флинта, Наука, 2001. — Гл. 6–7.
  9. Чехов А. П. Смерть чиновника // Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 томах. Т. 2. — М., ГИХЛ, 1960. — С. 28–30.

Так или иначе, термин «фабула» постоянно присутствует в профессиональной жизни сценариста. Но часто начинающие авторы не до конца понимают значение этого слова. Тем более, что рядом всегда находится очень близкое по значению понятие «сюжета». Со стороны кажется, что два этих слова полные синонимы. Но на самом деле, между ними есть разница. И для карьеры будущих сценаристов эту разницу важно понимать.

Понятие фабулы

В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.

Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.

Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.

Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.

«Это история о полицейском, застрявшем в захваченном бандитами небоскребе. Преступники хотят ограбить хранилище в этой высотке, и чтобы полиция им не мешала, они захватывают заложников. Среди которых и жена этого полицейского. И весь фильм он прячется, выслеживает грабителей по одному и пытается спасти заложников» («Крепкий орешек»).

Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.

Изначально слово «фабула» означала – говорить, рассказывать историю. Дословно латинское слово fabula как раз и переводится как – история.

Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:

  • Четкая передача сути истории
  • Относительная краткость рассказа
  • Хронологический порядок событий
  • Понятная причинно-следственная связь
  • Отсутствие художественных приемов
  • Опускаемые детали

Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик  фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений. 

Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сокращать до размера логлайна. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.

Примеры фабул

Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов

  • Юная дочь английского вельможи Элизабет по пути на Карибы, помогает спасти из воды плавающего на обломках корабля мальчика Уилла. Оказывая ему помощь, она находит на его шее пиратский амулет. И чтобы спасти мальчишку от казни забирает себе.

Много лет спустя, она случайно падает в океан с этим амулетом на шее. И таким образом призывает корабль проклятых пиратов «Черную жемчужину», которые похищают ее. Пиратам нужен амулет и его хозяин, чтобы избавиться от проклятья.

Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.

Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.

К счастью оттуда их спасают английские корабли.

Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж. 

В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.

В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.

  • В будущем космический торговый корабль «Ностромо» ловит неизвестный сигнал с неисследованной планеты. Так как эта передача очень похожа на призыв о помощи, экипаж корабля вынужден, высадиться на планету.

Там они находят разбившийся инопланетный корабль, после чего к лицу одного из членов экипажа присасывается неизвестное существо – лицехват. Игнорируя предупреждение одного из офицером Эллен Рипли, экипаж приносит тело с прицепившимся существом на борт «Ностромо». Вскоре лицехват умирает, но спустя некоторое время из грудной клетки укушенного члена экипажа вырывается новое существо – грудолом. Это существо сбегает в вентиляционную систему корабля, где очень быстро растет и превращается в Чужого. Экипаж раз за разом пытается уничтожить инопланетного хищника или хотя бы сбросить его в космос, но чужой людей по одному, очень быстро передвигаясь с места на место и прячась в темных отсеках корабля.

В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.

Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.

Что такое сюжет?

В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.

Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.

В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.

Отличия сюжета и фабулы

Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:

  • Фабула – сообщает о событиях в истории.
  • Сюжет – описывает события в истории.

То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.

Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.

Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.

Фильм «12 обезьян» — фантастическая антиутопия 1995 года с Брюсом Уиллисом и Бредом Питом.

Краткий фабульный пересказ этого фильма будет примерно такой: «Герой Брюса Уиллиса живет в будущем, где почти все население убил какой-то вирус. Правительство пытается отправить его в прошлое, чтобы он предотвратил эту трагедию. В итоге, персонаж Брюса все-таки находит виновника, но его убивают полицейские до того как он успевает остановить безумца».

А чтобы превратить эту историю в краткий пересказ сюжета, достаточно добавить в этот же текст описание основного сюжетного твиста: «На протяжении всего фильма, героя Брюса мучают кошмары из детства, в которых он видит, как полиция расстреляла какого-то человека. В финале, когда главный герой умирает, зритель вдруг видит этого мальчика. И понимает, что главный герой еще в детстве видел собственную смерть».

Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.

Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета

Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.

Например, успешным фильмом без сюжета является «Безумный Макс. Дорога ярости».

У этого кино, есть четкая фабула: «Группа людей сбегает из города в центре радиоактивной пустыни, для того чтобы найти новую землю обетованную. За ними в погоню устремляются власти этого города. В итоге, беглецы понимают, что никаких райских лесов нет, и возвращаются обратно, попутно уничтожая остатки преследователей».

На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов.  Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.

Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.

Но если попробовать найти фабулу такого кино – это не получится. Хронологически расставленные события не будут связаны причинно-следственной связью, а потому не увяжутся в цельную историю. Скорее всего, получится перечисление вроде: «Главный герой поссорился с девушкой. Потом с отцом. Затем он посидел в кафе, прогулялся по набережной, переспал с соседкой и уехал в другой город».

Типы сюжета по характеру событий и структуре

Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.

В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и т.д.  Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах.

В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.

Зачем сценаристу фабула

Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.

Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.

Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.

В кинопроизводстве под термином «диалог» понимают именно тот сам сценарий. Так что, речь тут идет  не только собственно диалогах, но и описании действия, места, времени, разбивке на сцены и других составляющих готового драфта.

Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.

В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.

Нужно ли знать виды фабул

Термин фабула  широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.

Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.

По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.

Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.

Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и т.д.) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности ни к чему.

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

В современном мире технологические новшества не стоят на месте и развиваются изо дня в день. Но они не могут заменить в человеке его духовные ценности. Духовные ценности – это самое важное и значимое для человека. Человек нуждается в доброте, любви, вере, справедливости… Поэтому духовные ценности были, есть и будут с нами.
В правильности такой точки зрения меня убеждает рассказ Майка Гелприна «Свеча горела». Сюжет рассказа повествует о жизни людей во время технологического прогресса, о том как люди забыли о духовных ценностях. Учитель литературы Андрей Петрович был уволен с любимой работы, так как уроки преподавания стали ненужными. Но ведь именно литература определяет внутренний мир человека, его духовность. Один лишь робот Максим захотел изучать литературу. Впоследствии чего был утилизирован из-за неисправности. И вот человечество уже не спасти, никого не интересует познание литературы. Но появляются два ребёнка, которые благодаря роботу Максиму горят желанием учиться. Тем самым доказывая, что в человеке остались духовные ценности и человечество еще можно спасти. Само название рассказа говорит о том, что духовные ценности — это свеча, которая никогда не погаснет. У каждого человека есть душа и чувства. И с самого детства родители должны читать детям книжки, чтобы разжечь в них огонёк души и только тогда технологические новшества не смогут погладить нас.
Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает, как новые технологии отрицательно влияют на жизнь людей. В произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце» показан именно такой исход. Профессор Преображенский открыл способ омоложения человеческого организма. Подобрав больного пса на улице, он пересадил его органы, заменив их на человеческие. Пёс стал человеком поведение которого было невыносимо. Псу были присущи человеческие качества, которыми обладал Клим Чугункин. Он многократно судимый, человек у которого нет правильных духовных ценностей. Поэтому Пёс Шарик ругался матом, плевал на пол, употреблял алкоголь. Жизнь Преображенского превратилась в кошмар. Шарик стал человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Автор показывает что, не все технологические новшества приводит к улучшению жизни людей, а наоборот превращают ее в кошмар и хаус.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод. Пока есть поколение, в котором люди стремятся к изучению нового, умеют любить, ценить, делать добрые поступки и помогать, технологические новшества не смогут вытеснить духовные ценности.

Добрый день, Анастасия. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения  ваша работа оценивается следующим  образом.

К1-соответствие теме+1 балл

К2-наличие литературного аргумента+1 балл
Аргументы приведены, хотя  во втором допущены фактические ошибки

К3-логика и композиция+1 балл
Композиция сочинения соответствует требованиям, но есть  нарушения логики в вашей работе., Например:

Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает, как новые технологии отрицательно влияют на жизнь людей.

Так вы пишете  в основной части-новые технологии ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ

Поэтому духовные ценности были, есть и будут с нами.

А так заявлено во вступлении- были, есть и будут. В основной части следовало написать-МОГУТ ОТРИЦАТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ ( нельзя же вообще отказываться от новшеств).

НО самое, на мой взгляд,  ярко выраженное нарушение логики в заключении:

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод. Пока есть поколение, в котором люди стремятся к изучению нового, умеют любить, ценить, делать добрые поступки и помогать, технологические новшества не смогут вытеснить духовные ценности.

На реальном экзамене за такие противоречивые утверждения вам могут по К3 поставить 0 баллов. Изучение нового предполагает  использование технологических новшеств. Вы то отказываетесь от них, то считаете изучение нового важным. Надо было в самом начале сочинения чётко выразить позицию, что без технологических новшеств мир не может обойтись, но  духовные ценности  тоже должны быть при человеке.


К4-речь

В современном мире технологические новшества не стоят на месте и развиваются изо дня в день.

Неудачное выражение( новшества не только в современном мире НЕ СТОЯТ НА МЕСТЕ, но и никогда  НЕ МОГЛИ СТОЯТЬ); не стоят и развиваются-  плеоназм(лишнее слово). Вам следовало написать: В современном мире новые технологии развиваются особенно стремительно.

Но они не могут заменить в человеке его(лишнее слово) духовные ценности.

Но они не могут заменить в человеке его духовные ценности. Духовные ценности – это самое важное и значимое для человека. Человек нуждается в доброте, любви, вере, справедливости… Поэтому духовные ценности были, есть и будут с нами.

Повторы.Поэтому духовные ценности были, есть и будут с нами.(нежелательно предложение начинать со слова ПОЭТОМУ, так как оно указывает на вывод из предыдущего предложения; надо объединить оба предл-я, причём заменить БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ С НАМИ на ТАК ВАЖНЫ).

Сюжет рассказа повествует о жизни людей во время технологического прогресса, о том как люди(здесь нужна замена на ОНИ, чтобы не было повтора слов) забыли о духовных ценностях.

Повтор.

Сюжет рассказа повествует о жизни людей во время технологического прогресса, о том как люди забыли о духовных ценностях.

во время-надо заменить на В ПЕРИОД.

Учитель литературы Андрей Петрович был уволен с любимой работы, так как уроки преподавания стали ненужными. Но ведь( можно убрать) именно литература определяет внутренний мир человека, его духовность. Один лишь(ТОЛЬКО) робот Максим захотел изучать литературу.(ЕЁ) Впоследствии чего( нет такого союза, надо ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО либо ИЗ-ЗА ЧЕГО был утилизирован из-за неисправности( это лишнее). И вот человечество уже не спасти, никого не интересует познание литературы.

Повторы у вас очень частые(учитесь избегать их путёт подбора синонимов, можно изменить конструкцию предложения, чтобы слова не повторялись). уроки преподавания??? вариант: так как ЕГО УРОКИ СТАЛИ НЕНУЖНЫМИ.  …литература определяет внутренний мир человека- ВЛИЯЕТ НА ВНУТРЕННИЙ МИР человека.  
. И вот человечество уже не спасти, никого не интересует познание литературы(нарушение лексической сочетаемости- есть познание мира, но познание литературы-так не говорим).(исправляем предложение: И вот результат: человечество уже не спасти, потому что никого не интересуют духовные ценности).

Но появляются два ребёнка, которые благодаря роботу Максиму горят желанием учиться. Тем самым доказывая, что в человеке остались духовные ценности( лучше сказать: человеку нужны духовные ценности) и человечество еще можно спасти. Само название рассказа( надо добавить -СИМВОЛИЧНО, потому что прямой связи  нет между горящей свечой и духовными ценностями) говорит о том, что духовные ценности — это свеча, которая никогда не погаснет. У каждого человека есть душа и чувства. И с самого детства родители должны читать детям книжки, чтобы разжечь в них огонёк души и только тогда технологические новшества не смогут погладить нас.(вы имели в виду ПОГЛОТИТЬ НАС?)

Откуда они появляются? Смысл предложения должен быть понятен не только вам, но и тем, кто читает вашу работу. ТЕМ САМЫМ-предложение не начинайте с этого выражения(оно может стоять только внутри сложного). Выделенное зелёным цветом-перечитайте. Вы видите какую-либо логическую связь между этими предложениями?Переделаем так: У каждого человека есть душа и чувства, и чтение книг помогает их развитию настолько, что никакие новые технологии не испортят  его.

В произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце» показан именно такой исход.(случай)

Профессор Преображенский открыл способ омоложения человеческого организма. Подобрав больного пса на улице, он пересадил его органы, заменив их на человеческие. Пёс стал человеком поведение которого было невыносимо. Псу были присущи человеческие качества, которыми обладал Клим Чугункин.(Предлож.получилось двусмысленным-именно псу были присущи человеческие качества, такие же, как у Клима Чугункина-комический эффект )

Повтор слов+тавтология; разве профессор искал способ омоложения? Он проводил эксперименты по пересадке органов человека собаке, чтобы узнать, что произойдёт в таком случае.  

Он многократно судимый, человек у которого нет правильных(никаких) духовных ценностей.

Он многократно судимый, человек у которого нет правильных духовных ценностей. Поэтому Пёс Шарик ругался матом, плевал на пол, употреблял алкоголь.

У вас опять получился комический эффект: пёс ругался матом,…употреблял алкоголь. Пёс этого делать  не может  по определению, то есть в принципе,- это делал Шариков.

Шарик стал человеком, лишённым каких-либо моральных устоев.

Здесь надо было обязательно добавить придаточную часть: потому что ему пересадили мозг  такого индивида, который не имел  духовных ценностей.

Автор показывает что, не все технологические новшества приводит к улучшению жизни людей, а наоборот превращают ее в кошмар и хаус.(хаос)

Тем самым доказывая, что в человеке остались духовные ценности и человечество еще можно спасти.

что человек ещё нуждается в духовных ценностях…

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.( далее надо поставить двоеточие и показать, к какому выводу вы пришли, а так получается , что вы неверно построили
предложение) Пока есть поколение, в котором люди стремятся к изучению нового, умеют любить, ценить, делать добрые поступки и помогать, технологические новшества не смогут вытеснить духовные ценности.

делать добрые поступки-нарушение лексической сочетаемости( можно делать добрые дела либо СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ).

К5-грамотность-0 баллов

Орфография

технологические новшества не смогут погладить нас.

поглотить( непонятно, почему вы так написали, это даже не орфография, а то ли опечатка, то ли невнимательность).

Пунктуация

Человек нуждается в доброте, любви, вере, справедливости… Поэтому духовные ценности были, есть и будут с нами.

Знак многоточия не нужен, надо поставить ЗПТ.

о жизни людей во время технологического прогресса, о том(ЗПТ) как люди забыли о духовных ценностях.

Один лишь робот Максим захотел изучать литературу.(вместо точки нужна ЗПТ, при этом изменив слово ВПОСЛЕДСТВИИ ЧЕГО на ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО) Впоследствии чего был утилизирован из-за неисправности.

Но появляются два ребёнка, которые благодаря роботу Максиму горят желанием учиться. Тем самым доказывая, что в человеке остались духовные ценности и человечество еще можно спасти.

Выделенный оборот надо обособить, так как он стоит между подлежащим  КОТОРЫЕ и сказуемым ГОРЯТ ЖЕЛАНИЕМ( в такой позиции оборот с БЛАГОДАРЯ обособляется).Выделенное синим цветом надо присоединить к предыдущему предложению.

И с самого детства родители должны читать детям книжки, чтобы разжечь в них огонёк души (ЗПТ, закончилась придаточная часть)и только тогда технологические новшества не смогут погладить нас.

Пёс стал человеком(ЗПТ , НАЧИНАЕТСЯ ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ) поведение которого было невыносимо.

Псу были присущи человеческие качества, которыми обладал Клим Чугункин. Он многократно судимый, человек у которого нет правильных духовных ценностей. Поэтому Пёс Шарик ругался матом, плевал на пол, употреблял алкоголь.

Нужно так:…обладал Клим Чугункин, многократно судимый человек  без духовных ценностей. Либо: Он многократно судимый человек, у которого нет никаких духовных ценностей( в этом случае у вас будет повтор слова КОТОРЫЙ(речевая ошибка).  И ВНИМАНИЕ: Поэтому Шариков ругался матом…( а не пёс Шарик).

. Автор показывает(ЗПТ ПЕРЕД ЧТО) что,( ЭТА ЗПТ НЕ НУЖНА) не все технологические новшества приводит к улучшению жизни людей, а наоборот(нужна ЗПТ после вводного слова, перед ним ЗПТ не ставится в данном случае, так как союз А входит в состав вводного оборота) превращают ее в кошмар и хаус.

Грамматика

. Пока есть поколение, в котором люди стремятся к изучению нового, умеют любить, ценить, делать добрые поступки и помогать, технологические новшества не смогут вытеснить духовные ценности.

Пока есть поколение, которое  стремится к изучению нового, умеет любить, …

Духовные ценности – это самое важное и значимое для человека.

Пропуск слова(непонятно, что именно важное и значимое).

о жизни людей во время технологического прогресса, о том как люди забыли о духовных ценностях.

Правильнее  будет использовать союз ЧТО вместо КАК.

Именно такое будущее грозит людям, перестающим (переставшим) заботиться о своём духовном развитии. Автор показывает что, не все технологические новшества приводит( нарушение связи между подлежащим и сказуемым- надо сказуемое во множ.числе ПРИВОДЯТ) к улучшению жизни людей, а наоборот превращают ее в кошмар и хаус.

Автор показывает что, не все технологические новшества приводит к улучшению жизни людей, а наоборот( пропуск  в данном месте слова-НЕКОТОРЫЕ) превращают ее в кошмар и хаус.

Общее число ошибок- 18, что превышает допустимые нормы, поэтому за К5-0 баллов. Речевых ошибок у вас тоже ОЧЕНЬ МНОГО, хотя здесь я поставила вам балл( на реальном экзамене могут не проявить такую снисходительность). Работайте, пишите, исправляйте написанное, у вас ещё есть время. Успехов!

  • Сюжет рассказа чудесный доктор
  • Сюжет рассказа капитанская дочка
  • Сюжет рассказа недоросль фонвизин
  • Сюжет рассказа куст сирени
  • Сюжет рассказа отцы и дети