Сюжет рассказа борис годунов

Календарно тематическое планирование по литературе в 7 классе 70 ч урокадата проведениятема урокадомашнее заданиепланфакт12345введение 1ч15.09изображение человека как важнейшая

Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 ч)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание

План

факт

1

2

3

4

5

Введение (1ч)

1

5.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Читать стр 3-5, вопросы стр.5

Устное народное творчество ( 7 ч)

2

6.09

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Прочитать стр.7-8, вопросы стр.8, пересказ предания (на выбор), стр. 8-10

3

12.09

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Ответ на вопрос 3, стр. 23(характеристика Вольги или Микулы)

4

13.09

Былина «Садко»

Подгот. к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

5

19.09

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Написать отзыв на одно из произведений на былинный сюжет

6

20.09

«Калевала» -карело – финский мифологический эпос

Подготовить иллюстрацию одного из эпизодов эпоса; прочитать «Песнь о Роланде»

7

26.09

«Песнь о Роланде» — вершина французского эпоса.

Подобрать по 2 – 3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл

8

27.09

Пословицы и поговорки.

Ответ на вопрос 4, стр.68; сочинение — миниатюра

Древнерусская  литература ( 2ч)

9

3.10

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

Составить небольшое поучение, выполнить творческое задание 1, стр.73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

10

4.10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Написать сочинение на одну из выбранных тем

Из русской литературы XVIII века (2ч)

11

10.10

М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Выразительное чтение отрывка оды

12

11.10

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Выразительное чтение стихотворения (на выбор); прочитать поэму Пушкина А.С. «Полтава»

Из русской литературы XIX ( 27ч)

13

 17.10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образ поэмы

Выучить наизусть отрывок из поэмы

«Полтава»

14

18.10

А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)

Выполнить задание 2, стр.101

15

24.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Наизусть отрывок из «Песни о Вещем Олеге» 1-7 строфа

16

25.10

А.С. Пушкин.  «Борис Годунов»

Сочинение по теме «Герой Пушкина, о котором хочется рассказать»

17

7.11

А.С. Пушкин.   «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

Составление рассказа «Моё отношение к Самсону Вырину»

18

8.11

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов

Прочитать «Песню…» и выделить в ней смысловые части, выразительное чтение любого отрывка

19

14.11

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой, златоглавой»

20

15.11

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»Проект

Выучить наизусть одно стихотворение; произвести анализ

21

21.11

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе

22

22.11

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Выучить наизусть одно из описаний степи; подготовить устный рассказ о Тарасе Бульбе

23

28.11

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подобрать цитатные материалы для характеристик героев; выучить речь Тараса о товариществе наизусть

24

29.11

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»

Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия

25

5.12

Р.Р  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению

Написать сочинение  по составленному плану; прочитать рассказ «Бирюк»

26

6.12

И.С. Тургенев «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным

Приготовить рассказ «Один день из жизни лесника Бирюка»

27

12.12

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

28

13.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы

Выразительное чтение диалога княгини и генерала

29

19.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: художественные особенности поэмы

Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы

30

20.12

Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения

31

26.12

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Подготовить выразительное чтение баллад; работа по вопросам стр.288

32

27.12

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества  

Прочитать сказку «Дикий помещик»; проработать вопросы и задания на стр.. 300 — 304

33

16.01

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)

Попробовать сочинить сказку на сюжет из школьной жизни

34

17.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Прочитать главу «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец

35

23.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Дочитать повесть; подготовиться к тестированию по произведениям

36

24.01

Контрольная работа. Тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого

Подготовка устного рассказа об А.П. Чехове

37

30.01

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Работа по вопросам на стр.332-333, выразительное чтение по ролям

38

31.01

А.П. Чехов.  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» ( урок внеклассного чтения)

 Написать отзыв на рассказ Чехова (по выбору) по плану

39

6.02

«Край ты мой, родимый край…»В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения

Выучить стихотворение наизусть( по выбору)

Из русской литературы XX века (22ч)

40

7.02

И.А. Бунин «Цифры»

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»

41

13.02

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения)

Написать отзыв на прочитанный рассказ писателя

42

14.02

М. Горький. «Детство» (главы) Автобиографический характер повести Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Прочитать главы повести, подробный пересказ эпизодов по выбору

43

20.02

М. Горький. «Детство»(главы) «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Ответить на вопрос: «Каким человеком представляется нам Алексей?»

44

21.02

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

Художественный пересказ фрагмента легенды

45

27.02

Л.Н. Андреев «Кусака» Гуманистический пафос рассказа

Выборочный пересказ на тему «История Кусаки»

46

28.02

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Выразительное чтение стихотворения

47

6.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Написать мини – сочинение «За что я люблю ( не люблю) стихи Маяковского»

48

7.03

А.П. Платонов. «Юшка»

Подготовить иллюстрацию к рассказу, пересказ эпизода по выбору; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»

49

13.03

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа

 Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр. 140-141)

50

14.03

Р.Р Классное контрольное сочинение на одну из тем:1) Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? 2) В чем проявляется гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений)?

Прочитать в учебнике статью о Б.Л. Пастернаке (стр.142-144)

51

20.03

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)

52

21.03

А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта «Снега потемнеют синие…», «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

53

3.04

На дорогах войны. Стихотворения о войне  А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о войне

54

4.04

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Составить план  рассказа, вопросы стр.172-173

55

10.04

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

Пересказ эпизода, вопросы на стр.182, 185

56

11.04

Ю.П. Казаков «Тихое утро» Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка

Письменная характеристика одного из героев рассказа

57

17.04

Д.С. Лихачев. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи

Работа по вопросам стр.209-210, пересказ глав из книги по выбору

58

18.04

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Подготовить чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов

59

24.04

«Тихая моя родина» Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др.

Выучить наизусть одно из стихотворений

60

25.04

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле».  Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Выучить наизусть одну из песен, стр. 231-236; подготовить ответы на вопросы, стр 237

61

2.05

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы

Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове

Из литературы народов России ( 1ч_)

62

9.05

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…»,«Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(из цикла«Восьмистишия»)«О моей Родине».

Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном», стр.240

Из зарубежной литературы (8ч)

63

15.05

Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения)

Выучить наизусть стихотворение; прочитать вступительную статью о Байроне, стр. 246

64

16.05

Дж.Г. Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Выразительное чтение стихотворения  

65

22.05

Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса

Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»

66

23.05

О. Генри «Дары волхвов»Сила любви и преданности

Сочинение — рассуждение «Во имя любви», вопросы стр.263

67

29.05

Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

Вопросы стр.276-277, пересказ эпизода по выбору

68

30.05

Детективная литература (урок внеклассного чтения)

Подготовиться к итоговому контролю

69

Урок контроля. Итоговое тестирование

Представить любимого литературного героя, для «Парада литературных героев» Сформулировать советы одноклассникам о пользе чтения

70

Урок – путешествие  «По страницам изученных произведений»

Обложка произведения Томми Аткинс

Читать книгу

  • Скачивать могут только зарегистрированные пользователи!


в процессе

1 101 752 зн., 27,54 а.л.

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Статистика

Без памяти. Без знаний. Без имени… Немало дорог придётся прошагать десантнику Томми Аткинсу, прежде чем вновь стать Томом Реддлом.

Добавили в библиотеку

742


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

tichon58


Спасибо за продолжение.

Опечатка:

фамилия — Гринграсс:

07bbf5a44e944a1a8d8ea7e3c6869c01

 раскрыть ветвь
 0

Георгий


В самом начале, в первой главе сентябрь неожиданно стал весной)))

 раскрыть ветвь
 0

id222412192 637377590370921457

 раскрыть ветвь
 2

id222412192 637377590370921457

 раскрыть ветвь
 1

1reader


Мне понравилось. Сюжет, герои и язык. Хотя местами было скучновато, особенно когда по третьему разу говорилось, что с учётом армейского опыта герою ни по чем бюрократия или ещё что-то на гражданке.

Язык произведения скорее понравится взрослым опытным людям, а целевая аудитория ГП — подростки, в основном. Поэтому, я опасаюсь, что произведение попадёт в очень узкий сегмент.

Благодарю автора за историю.

 раскрыть ветвь
 0

Исгус


Уважаемый автор) если это не мешает сюжету, прошу все же раскрыть последние слова Вальтера Ратенау) в общедоступных ссылках ничего не нашел. Ну, или ссылкой хоть поделитесь))) Очень пожалуйста!)

 раскрыть ветвь
 0

Aduahlan


«Лучшие авроры. Элитные бойцы… не видившие войны. Летние рыцари»

Летние рыцари?

 раскрыть ветвь
 0

Aduahlan


Я не понял шутку в фамилии Аткинс («ну дела. Юморные у тебя предки»)

 раскрыть ветвь
 4

tichon58


Спасибо за главу! Похоже, в каноне Дамблдор к началу 90-х крепко проигрался на бирже и попал на чей-то крючок…

 раскрыть ветвь
 0

id222412192 637377590370921457

 раскрыть ветвь
 0

Misha


тут были комментарий про сабов? 

 раскрыть ветвь
 0

 раскрыть ветвь
 1

sergeewaw 636906917557190052

 раскрыть ветвь
 0

id353395689 636680479706760204

Алексей Давыдов


Однако… Оригинальный задел с основателями.

Хотя мне все же кажется что именно в формате призраков они лишние, более органично выглядело бы нечто вроде письма. Но как говорится почему бы и да.

 раскрыть ветвь
 1

tichon58


Спасибо за продолжение! Отдельная благодарность — за упоминание моего любимого японо-русского дуэта «Клубничный енот»!

 раскрыть ветвь
 0

id222412192 637377590370921457

 раскрыть ветвь
 0

Vasi


Один из лучших фанфиков, что я читал.

 раскрыть ветвь
 0

tichon58


Спасибо за продолжение!

Да, высокомерие принимающих бьёт по нервам прибывающих… И по авторитету хозяев!

 раскрыть ветвь
 0

id222412192 637377590370921457

 раскрыть ветвь
 0

Pavel Sichouni


Кроме шуток, лучший фанфик по ГП. Ни за… х попадунов ни гребаной родомагии. Адекватно, грамотно, интересно. 

Автор, спасибо, продолжайте писать. 

 раскрыть ветвь
 0

roadtsatory 637427123213852512

сатори


Спасибо за новую главу! Гринграсс — молодец, очень изящный способ утилизации раздражающих подарков.

 раскрыть ветвь
 0

roadtsatory 637427123213852512

сатори


Спасибо за новую главу. Общение Дамблдора и Реддла в вашем исполнении меня восхищает, такой танец — шаг назад, в сторону и два вперёд))).

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий

godun6 636703725426174378


19K



389



11

Завершаем изучение рассказа «Господин из Сан-Франциско»

1. Из этой статьи выписать в тетрадь главное.

В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль

«Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке,— люди, управляющие кораблём, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.

В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить

с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал

душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью. Символичен в рассказе образ огромного, как утёс, Дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству. Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывёт в обратном направлении, только уже с теломбогача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной

вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса… океаном».

— «Господин из Сан-Франциско» — это Влияние научно-технического прогресса на человека

безымянного американского дельца, который всю жизнь успешно делал деньги

и, наконец решив отдохнуть, отправился в круиз с женой и дочерью. Находясь на Капри, герой скоропостижно умирает. Центральная метафора рассказа, появляющаяся как в начале, так и в финале рассказа,— это описание парохода «Атлантида», который отвозит героя в Италию, а затем его тело назад в Америку. Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества.

На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Привлекает внимание

изобилие неопределённо-личных предложений, занимающих почти страницу:

«вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчёркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами

жизни. Имён нет… Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад — трюмы корабля, похожие на преисподнюю. Верх — это роскошь, низ —нищета, а между ними пропасть непонимания…

2. Сопоставьте две характеристики рассказа — критика А. Б. Дермана и писателя Ю. К. Олеши. Какая позиция вам ближе? Ответить на вопрос письменно. Развернуто.

А) «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок,

если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу «Господин из Сан-Франциско». Художник недву смысленно

намекает на то, что необходимо прежде всего помнить про неизбежность конца

и затем сообщать жизни тот смысл, который не может быть смертью уничтожен.

Эта идея — чисто религиозно-нравственная, воплощённая в форму, где социальная несправедливость проявляется нравственной тупостью, а нрав ственная

тупость ведёт с неизбежностью к бессмысленной гибели религиозного существования — характерная для толстовского миропонимания схема, усвоенная, по

крайней мере, в разбираемом рассказе Бунина.

В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства. Его нелюбовь к американцу не заключает в себе и тени раздражения, и она необычайно (и плодотворно) раздвинута. С какой-то торжественной и праведной печалью

художник нарисовал крупный образ громадного зла,— образ греха, в котором

протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем, и читатель

чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою… Замечателен в целом стиль рассказа, мерная, металлическая музыка этих безукоризненных, строго наполненных фраз,

точно глубокого ритма раскачивающихся гулких колоколов, одновременно богатство и целомудрие слов, без единого лишнего и без единого недостающего»

(А. Б. Дерман).

Б) «Нужно ли такое обилие красок, как у Бунина? «Господин из Сан-Франциско» просто подавляет красками, от них становится тягостно. Каждая в отдельности, разумеется, великолепна, однако, когда читаешь этот рассказ, получается такое впечатление, будто присутствуешь на некоем сеансе, где демонстрируется какое-то исключительное умение — в данном случае определять

предметы. В рассказе, кроме развития темы и высказывания мыслей, ещё происходит нечто не имеющее прямого отношения к рассказу — вот именно этот самый сеанс называния красок. Это снижает достоинство рассказа. Его рассуждения о душе, сливающейся с бесконечностью, или в этом роде, кажутся иногда

просто глупыми. Пресловутый «Господин из Сан-Франциско» — беспросветен,

краски в нём нагромождены до тошноты. Критика буржуазного мира? Не думаю. Собственный страх смерти, зависть к молодым и богатым, какое-то даже

лакейство» (Ю. К. Олеша).

Вывод по рассказу. (вам информация для сочинения)

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя.

В её внезапности заложен глубочайший философский смысл. Мы видим, что

пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия,

воплощённая не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмолённый гроб, стоящий глубоко в трюме,— символ конца, обречённости мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершённость, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в XX в. Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что всё накопленное господином не имеет никакого значения перед вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости.

3. Литературная викторина «Возвращаясь к прочитанному…» Закончите фразу.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Как построен сюжет рассказа? Сюжет рассказа построен на..

• Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

• Где расположено основное место действия рассказа?

• Какой приём использует автор для изображения разделения общества?

• Как зовут главного героя?

• Когда герой начинает меняться?

• Как к господину относятся люди после его смерти?

• Назовите эпизодических героев рассказа.

• Какой образ в рассказе является обобщающим?

• Как первоначально назывался рассказ?

• В чём заключался пафос рассказа?

ИТОГО: Мне надо прислать конспект, ответ на вопрос, тест. Тогда изучение этого произведения для вас закончится.

Р.S.

Рассказ ПОДОЙДЕТ В КАЧЕСТВЕ АГРУМЕНТАЦИИ К НАПРАВЛЕНИям ИС «ЦИВИЛИЗАЦИЯ…» И «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Например, на вопрос про цивилизацию.. благо или зло. Влияние научно-технического прогресса на человека. Можно ответить Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества…

На вопрос, почему люди путешествуют, тоже здесь есть ответ. Это история последнего путешествия человека.

Кроме того, для аргументации к сочинению в ЕГЭ . Это проблемы жизни и смерти, несправедливости в обществе, денег, богатства, истинных ценностей, духовности.

На чтение 10 мин Просмотров 78
Обновлено

Ценителям русской драматургии рекомендуем читать краткое содержание трагедии «Борис Годунов» – знаменитого произведения А. С. Пушкина. Великий поэт взял сюжет из одного из самых трагичных и судьбоносных периодов русской истории – Смутного времени.

Главные герои

Борис Годунов – русский царь, правивший в 1598-1605 гг. По одной из версий, по приказу Годунова был убит царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного).

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) – беглый монах, объявивший себя спасенным Дмитрием и вступивший в борьбу за престол с Годуновым.

Василий Шуйский – князь, сыгравший большую роль в политике в годы Смуты; в 1591 г. возглавлял расследование по делу об убийстве царевича Дмитрия.

Краткое содержание

Кремлевские палаты

Князья Шуйский и Воротынский обсуждают политическую ситуацию в стране после смерти Федора Иоанновича. В это время народ идет в монастырь, чтобы уговорить Бориса Годунова занять престол.

Шуйский уверен в том, что царевич Дмитрий был убит в Угличе по приказу Годунова. Он возглавлял следствие по этому делу. Изобличить преступника он в свое время не смог, потому что покойный царь полностью доверял Годунову.

Воротынский говорит, что у них с Шуйским гораздо больше прав занять престол, чем у Годунова. Однако Борис уже успел «очаровать» народ.

Увидев возвращающихся из монастыря людей, князья идут узнать, чем закончились переговоры.

Красная площадь

В народе с сожалением говорят об очередном отказе Годунова от престола. На крыльцо дворца выходит Щелкалов и объявляет, что завтра бояре и духовенство еще раз попробуют уговорить царицу благословить Бориса на царство.

Девичье поле. Новодевичий монастырь

Собравшийся народ ждет результатов переговоров с Годуновым. Внезапно люди, стоящие у стен монастыря, начинают вставать на колени. Задние ряды поступают так же, даже не зная причины. Постепенно всех облетает новость: Борис согласился стать новым царем.

Кремлевские палаты

Годунов выступает перед патриархом и боярами. Те клянутся хранить ему верность. Царь повелевает готовиться к торжественному пиру по поводу его воцарения.

Воротынский останавливает Шуйского и напоминает ему о недавнем откровенном разговоре о Годунове. Шуйский отвечает, что ничего не помнит. К тому же, обсуждая Годунова, он хотел испытать верность Воротынского новому царю.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Старый монах Пимен пишет летопись. Проснувшийся молодой инок Григорий рассказывает приснившийся ему в очередной раз страшный сон. Он стоял на высокой башне, с которой мог видеть всю Москву. Собравшийся внизу народ смеялся над Григорием. Он упал с башни и проснулся.

Пимен говорит, что избавиться от кошмаров помогает молитва. Ему самому часто снится бурное прошлое: битвы, пиры, веселье.

Григорий завидует старику, который до пострижения в монахи смог сполна насладиться мирской жизнью. Молодой человек попал в монастырь еще в детстве.

Григорий спрашивает у Пимена об убийстве царевича Дмитрия. Старик в то время был в Угличе. Он видел зарезанного ребенка и слышал признание убийц в причастности Годунова. Пимен замечает, что царевич был примерно одного возраста с Григорием.

Когда старик уходит, Григорий со злостью обдумывает донос на Бориса.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о побеге Григория. Этот молодой человек из рода Отрепьевых принял постриг в детстве, побывал в нескольких монастырях. Григорий очень умен, но его ум – от дьявола. Чего только стоит заявление: «Буду царем на Москве!».

Патриарх велит разыскать «еретика» и навсегда заключить его в Соловецкий монастырь.

Царские палаты

Борис Годунов с горечью размышляет о своем царствовании. Он правит Россией уже шестой год, но не может добиться счастья и расположения народа. Его обвиняют в смерти Федора Иоанновича, неурожаях и пожарах. Щедрая помощь Годунова нищим и обездоленным не смягчает сердца людей.

Борис вынужден признать, что все его беды – расплата за страшное преступление («мальчики кровавые в глазах»).

Корчма на литовской границе

В корчме в одежде мирянина сидит Отрепьев и два беглых монаха – Мисаил и Варлаам. Хозяйка рассказывает, что на границе царские люди ловят какого-то еретика, сбежавшего из монастыря. Григорий узнает от нее, как можно тайно пробраться в Литву.

В корчму заходят два пристава и приглядываются к спутникам Отрепьева. Они дают ему указ о поимке беглеца и просят прочесть его вслух. Григорий, делая вид, что читает, описывает приметы Варлаама. Пристава собираются его арестовать, но Варлаам вырывает бумагу и читает сам. В указе описана внешность Григория.

Отрепьев достает кинжал и, угрожая им, убегает через окно.

Москва. Дом Шуйского

Завершается ужин. Выпив в последний раз за царя, многочисленные гости расходятся по домам. С хозяином наедине остается Афанасий Михайлович Пушкин. Он по секрету рассказывает о том, что в Литве объявился человек, объявивший себя спасенным царевичем Дмитрием. Король Сигизмунд обещает ему помочь занять российский престол.

Шуйский поражен новостью. Он уверен, что этот человек – самозванец. Однако недовольство Годуновым настолько велико, что Лжедмитрий способен одержать над ним победу.

Царские палаты

В царских палатах сидит царица (супруга покойного Федора Иоанновича), а также дочь и сын (Ксения и Федор) Годунова. Заходит Борис и хвалит сына за изображенную им карту России. Царица и Ксения уходят.

С докладом к царю приходит Семен Годунов. Он рассказывает, что вчера к Шуйскому приезжал гонец из Литвы с какими-то важными сведениями. У Шуйского было много гостей, а после застолья хозяин о чем-то разговаривал с Пушкиным.

Годунов требует доставить к нему Шуйского, но тот уже пришел сам. Шуйский рассказывает о появлении в Литве самозванца, который объявляет себя царевичем Дмитрием.

Годунов заметно встревожен. Угрожая страшным наказанием, он спрашивает Шуйского: действительно ли в Угличе был убит Дмитрий? Князь заверяет царя, что абсолютно уверен в этом. Он сам видел мертвого царевича.

Борис успокаивается и готовится к борьбе с самозванцем.

Краков. Дом Вишневецкого

Отрепьев собирается начать поход на Москву. Католическому священнику он обещает, что займет российский престол в течение двух лет.

К самозванцу приходит целая партия новых сторонников. Среди них бежавшие из Москвы знатные люди, опальные бояре, поляки, казаки. Окрыленный широкой поддержкой Григорий не сомневается в своей победе над Годуновым.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

В замке проходит праздничный вечер. В главном зале танцует множество пар. Все обращают внимание на Григория и Марину Мнишек. Хозяин замка признается Виншевецкому, что сам посоветовал дочери завлечь в любовные сети будущего русского царя.

Ночь. Сад. Фонтан

Григорий с нетерпением дожидается Марины, которой он назначил ночное свидание. Когда девушка появляется, он признается ей в страстной любви. Марину не интересуют признания молодого человека. Она твердит ему о необходимости как можно скорее начать борьбу за царский престол. В этом заключается главная цель законного наследника.

Отрепьев признается, что обманул всех. На самом деле он – беглый монах. Марина с презрением смотрит на самозванца и угрожает раскрыть его обман.

Григорий оскорблен гордостью полячки. Он заявляет, что сможет позабыть любимую в кровавых сражениях за престол. Затеянное им дело настолько серьезно, что никому нет дела до того, настоящий он царевич или нет.

Марина одобряет решимость Григория. Она призывает его немедленно выступать в поход. Только после победы над Годуновым и воцарения самозванца она даст согласие на свадьбу с ним.

Граница литовская

Первыми границу пересекают самозванец и князь Курбский. Курбский мечтает отомстить за отца, который был вынужден бежать из России при Иване Грозном.

Отрепьев понимает, что совершает преступление, начиная военные действия против своего народа. Однако он успокаивает себя тем, что вступает в борьбу с цареубийцей Борисом.

Войска самозванца переходят границу.

Царская дума

Годунов совещается с патриархом и боярами по поводу борьбы с самозванцем. Войско Лжедмитрия одерживает победы, на его сторону переходит все больше людей. Царь посылает двух своих лучших воевод. Те клянутся привезти самозванца в клетке.

Патриарх рассказывает историю о том, как один слепой старец прозрел, посетив могилу царевича Дмитрия. Он предлагает перенести святые мощи убитого ребенка в Кремль.

Заметив смущение Годунова, Шуйский выступает с другим предложением. Он намерен обратиться к народу с речью, в которой расскажет всю правду о самозванце. Царь одобряет замысел Шуйского.

Равнина близ Новгорода-Северского

Идет битва между войсками Лжедмитрия и Годунова. Самозванец одерживает верх. Нанятые царем иностранцы не пользуются авторитетом среди русских. Многие солдаты считают Отрепьева законным наследником и бегут с поля боя.

Сражение заканчивается полной победой Лжедмитрия.

Площадь перед собором в Москве

В народе обсуждается предание Гришки Отрепьева анафеме. Многие считают, что наступающий на Москву самозванец – действительно чудом спасенный Дмитрий.

Из собора выходит Годунов, окруженный боярами. Царя останавливает юродивый. Он жалуется на мальчишек, которые обижают его. Юродивый просит Годунова зарезать обидчиков так же, как он зарезал царевича. Бояре хотят схватить бродягу, но царь приказывает не трогать его.

Севск

Лжедмитрий допрашивает пленника. Тот рассказывает, что Годунов назначил новым главнокомандующим над войсками Шуйского. Царь принимает крутые меры против Смуты. В Москве каждый день проходят казни. Люди боятся говорить правду, опасаясь царских шпионов. По словам пленника, царское войско состоит из пятидесяти тысяч человек.

Закончив допрос, Лжедмитрий назначает на следующий день битву. Он намерен разгромить царские войска до прибытия Шуйского.

Лес

В очередной битве войска самозванца терпят поражение. В бою убит князь Курбский. Лжедмитрию с ближайшими сподвижниками удается сбежать и спрятаться в лесу. Отрепьев не унывает и готовится к продолжению войны.

Москва. Царские палаты

Годунов обсуждает с Басмановым последние события. Самозванец был разбит, но сумел собрать новое войско и опять угрожает Москве. Царь собирается назначить главнокомандующим Басманова.

Годунов уходит, чтобы принять иностранных гостей. Оставшись один, Басманов размышляет об открывающихся для него широких возможностях. Внезапно раздается какой-то шум. Бегущие придворные сообщают, что царю стало плохо.

Царь при смерти. Он приказывает оставить его наедине с сыном Федором. Годунов дает наследнику последние советы по управлению государством.

К умирающему царю приходят бояре. По его требованию они присягают на верность Федору. Священнослужители во главе с патриархом начинают обряд пострижения Годунова.

Ставка

К Басманову приезжает Гаврила Пушкин и уговаривает его перейти на сторону самозванца. Пушкин утверждает, что хотя войско Лжедмитрия и невелико, он пользуется мощной поддержкой в народе. Рано или поздно самозванец одержит победу над молодым и неопытным Федором.

Басманов обещает дать ответ завтра. Оставшись один, он мучительно размышляет над трудным выбором.

Лобное место

Пушкин выступает перед народом. Он говорит, что Басманов перешел на сторону законного наследника. Царевич Дмитрий обещает щедро вознаградить всех, кто признает его царем.

Речь Пушкина производит большое впечатление на собравшихся людей. Народ приветствует самозванца и отправляется в Кремль «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

В дом Годунова приходят несколько бояр и стрельцов. Стоящие поблизости люди слышат какой-то шум и крики. Один из бояр выходит и объявляет, что Федор и его мать отравились. Он призывает всех собравшихся прославлять нового царя – Дмитрия Ивановича. Пораженный ужасом «народ безмолвствует».

Конспект
урока по литературе в 10 классе.

Тема урока: «Борис
Годунов» — историческая  трагедия А.С.Пушкина»

Тип урока:
«Объяснение нового материала»

                                                
                            …господь
карает ложь –

                                      
                                                    От зла лишь зло родится –
всё едино:

                                     
                                                     Себе ль мы им служить
хотим иль царству –

                                      
                                                    Она ни нам, ни царству
впрок нейдёт.

                                                                                          
А.К.Толстой «Царь Борис»

Цели:

1.     Образовательные

— Познакомиться с
творческой историей трагедии «Борис Годунов».

— Рассмотреть
проблематику произведения.

Рассмотреть
драму «Борис Годунов» с точки зрения традиции и новаторства в области
драматургии

2.     Развивающие
задачи.

— Развивать умения,
выделять главное:

-Находить в тексте
эпизоды, которые содержат ответ на поставленный вопрос.

3.     Воспитательные

        
развивать
интерес учащихся к истории России (через изучение произведений русской
классической литературы);

        
 воспитывать
чувства патриотизма и гуманности.

Оборудование:
презентация, портрет писателя.

Литература:

1)    Бонди С.М.
«О драмах А.С.Пушкина».

2)    Энциклопедия
мировой литературы под ред. С.В. Стахорского.  

3)    Волков
Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. – М.: Молодая гвардия,
1989.

4)    Скатов
Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л.: Детская литература, 1991.

План урока:

I.       Оргмомент
(1 мин)

II.    Вступительное
слово учителя (2 мин)

III. Слово учителя  (5
мин)

IV.                      
Комментированное
чтение текста (31 мин)

V.   Итог урока (3 мин)

VI.                      
Задавание
домашнего задания (3 мин)

Ход урока.

I.                  
Оргмомент.

Приветствие
учащихся. Сообщение целей и задач урока.

II.               
Вступительное
слово учителя.

 Ребята, мы с вами
продолжаем разговор о творчестве А.С.Пушкина. Сегодня мы будем изучать
историческую трагедию Александра Сергеевича «Борис Годунов».

Наша задача — познакомиться
с творческой историей трагедии «Борис Годунов»,
выявить связь сюжета трагедии с
историческими событиями и рассмотреть проблематику произведения, систему
образов и художественные особенности жанра, композиции.

III.            
Слово
учителя.

История
создания произведения:

    Драма
«Борис Годунов» была написана Пушкиным в ссылке, в Михайловском
(декабрь 1824 – ноябрь 1825). В конце 1824г. поэту
прислали в Михайловское 2 тома «Истории государства Российского», 10 и 11,
посвященные бурным событиям русской истории конца 16- начала 17 века.

Учитель:
Ребята, какие исторические события послужили основой данного произведения? (5
слайд)

Ученики:

— 1598 г.
смерть царя Федора Иоанновича, при котором правителем был Борис Годунов.
Политика Бориса: укрепление государства, поддержка мелкого дворянства, развитие
связей с западноевропейскими странами, юридическое закрепление крепостного
права, отмена Юрьева дня.

— Смерть
младшего брата царя Федора — царевича Димитрия в Угличе (1591 г.)

    «Что за чудо эти 2 последние тома Карамзина,- восхищался Пушкин,
начиная работу над своей трагедией. – Какая жизнь! Это злободневно как свежая
газета!»

   Этой фразой Пушкин отмечает, что история народных движений и борьба
за власть напоминают его время.

    В рабочей тетради он конспектирует главы об убийстве царевича,
царствовании Федора Иоанновича, набрасывает план пьесы и сразу же начинает
работу над первыми ее сценами.

   
Трактовка
образов (реальных исторических лиц) у Пушкина идёт вслед за Карамзиным. Хотя
ещё в 17 веке первый исследователь жизни Годунова Иван Тимофеев, автор
«Временника», — признал, что не может уразумить, что преобладало в Борисе
Годунове: добро или зло. Тот же вывод сделан и три столетия спустя академиком
Платоновым в книге «Борис Годунов»: «До сих пор исторический материал,
касающийся личной деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль
Б.Годунова настолько сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах
и принципах его деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств».

   Во время написания произведения Пушкин живет в Михайловском. Это
древняя псковская земля, которая была ареной многих исторических событий.
Помнила она  и  Иоанна Грозного, и Лжедмитрия. Там до сих пор много
исторических памятников: сам  г. Псков с его древним Кремлем и огромным количеством
церквей, Псково-Печорский монастырь с нетленными мощами святых угодников,
городище Воронич, где Пушкин, конечно, бывал. Очень часто бывал он в
Святогорском монастыре, где он сейчас и похоронен.

    В монастыре до сих пор сохранилась келья, в которой Пушкин часто
обдумывал своего «Бориса Годунова». Она так и называется «Келья Пимена», хотя
Пимен – лицо не историческое. (Келья — маленькая комната в монастыре, в которой
живет монах).

    К июлю 1825г. Пушкин пишет Вяземскому: «Передо мной моя трагедия.
Не могу вытерпеть, чтобы не выписать ее заглавия: «Комедия о настоящей беде
Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве. Писал раб Божий
Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7.333 на городище Ворониче. Каково?»

IV.           
Комментированное чтение текста

          А.С.Пушкин
не является первооткрывателем данной темы в русской литературе, ещё в 18 веке
была написана популярнейшая в то время трагедия «Димитрий Самозванец»
(А.П.Сумароков). Но это был период классицизма в русской литературе.

Вспомните,
что такое классицизм? Каковы его главнейшие черты в литературе?

— литературное
направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

 Основные признаки
русского классицизма:

1) Обращение к
образам и формам античного искусства.

2) Герои четко
делятся на положительных и отрицательных.

3) Сюжет основан,
как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй
любовник.

4) В конце
классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

5) Принцип трех
единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

— Что же
мы видим в драме А.С.Пушкина?

(Вместо одних
суток действие охватывает период около 7 лет (1598-1604гг) . Отброшен принцип
единства места: действие переходит из дворца на площадь, из монастырской кельи
в корчму, их палат патриарха на поля сражений, даже переносится из одной страны
в другую – из России в Польшу.)

— Всё это
позволяет обнаружить скрытые пружины исторических событий. То, что совершается
во дворце, объясняется тем, что происходит в боярских хоромах, а последнее
обусловлено тем, что творится на площади.


К какому жанру оно относится?
(трагедия).

Трагедия – вид
драматического произведения, в котором характер героя раскрывается в
безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на
гибель.

   В
понимании Пушкина, трагедия – это всегда гибель прекрасного, подлинно
человеческого; крушение, нравственное потрясение. В заметках о драме Пушкин
пишет: «Что развивается в трагедии? Какая цель её? Человек и народ. Судьба
человеческая, судьба народная… Что нужно драматическому писателю? Философию,
бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения,
никакого предрассудка… Свобода».

Интерес Пушкина  к
далекому прошлому, истории своего народа огромен. Он понимал, что «прошлое
страстно глядится в будущее», что «гордиться славою своих предков не только
можно, но и должно».

    Создавая свою
трагедию преимущественно на историческом материале «Истории государства
Российского» Н.М.Карамзина, труд свой Пушкин посвящает именно ему.

    Ученик
читает текст посвящения.

   Пушкин спорит с
Карамзиным, считавшим, что «история народа принадлежит царям». «История народа
принадлежит поэту», — говорит Пушкин, подчеркивая, что истинный творец истории
– народ, и оставляя за собой право рассказать о роли народа в русской истории,
об обреченности власти, не поддержанной народом. Сам Пушкин писал: «Изучение
Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в
драматические (шекспировы формы) одну из самых драматических эпох… истории».

И первое заглавие
было в летописном духе

                   
Драматическая повесть

                             
Комедия

О настоящей беде
Московского государства

О царе Борисе и о
Гришке Отрепьеве-

Летопись о многих
мятежах и пр.

писано быть
Алексашкою Пушкиным

в лето 7333

в городище
Воронич.

    Почему Пушкин
обратился к эпохе Бориса Годунова и Самозванца, к эпохе Смутного времени?
Вероятно, потому что здесь, в начале 17 века поэт увидел проявление народного
духа. Он понял, что не воля, не поступки отдельных людей – царя Бориса и
Дмитрия Самозванца – меняют ход истории. Народ, его интересы, его дела – вот
главное, что управляет судьбами родины. Пушкин обращается к прошлому, чтобы в
нем «найти объяснение настоящего и увидеть намек на будущее» (Белинский).

   Это было важным
во времена Пушкина, важно это и сейчас. Из отдельных жизней складывается
история народа.

    «Эпохой
несчастной» назвал Пушкин Смутное время, когда бессмысленно лилась кровь, когда
на русских людей шел  войной их соотечественник – Самозванец. Кровопролитие же
свершалось ради престола и власти. В водоворот событий были вовлечены громадные
людские власти. Являются ли сейчас злободневными вопросы, поднятые Пушкиным?
Это проблема народа и власти, нравственных устоев личности и общества; тема
нечистой преступной совести.

    Слова Пимена
(героя трагедии): «Злое дело, кровавый грех» — звучат как лейтмотив и
пушкинской драмы, и оперы Мусоргского, как тревожный колокольный звон.

В «Борисе
Годунове», не имеющем центральной любовной интриги, обязательной для поэтики
классицизма, огромное количество действующих лиц (около 60), представителей
всех слоёв тогдашнего общества.

— Кто же
является главным героем пушкинской драмы? Почему нельзя сказать, что Годунов –
главное действующее лицо трагедии?

(Вопреки традициям
здесь нет и главного действующего лица. Трагедия называется именем царя
Бориса, но она не только не завершается его смертью, но и фигурирует он всего
лишь в 6 сценах из 23.

Вся пёстрая и
многоликая Русь эпохи «многих мятежей» («смутного времени») проходит перед нами
в живой и движущейся, полной событий панораме. Русь к .16 — н.17 вв. и
является главным действующим лицом трагедии
.)

Каким образом
Пушкину удалось показать, что именно русский народ является главным героем?
Докажите свою мысль, опираясь на текст произведения.

(Работа с
текстом).

Проанализируем первую сцену «Кремлевские палаты» (1598 года, 20
февраля)

— Ребята, как называется элемент сюжета, который изображает
обстановку действия и положение действующих лиц.

— Это экспозиция. Она вводит читателя в курс событий. Происходят
выборы нового царя. Бояре, духовенство уговаривают народ просить Бориса
Годунова принять венец после смерти Федора, хотя Борис фактически был
полновластным правителем ещё при Федоре.

   Об этом говорят Воротынский и Шуйский, вспоминая об убийстве
царевича Дмитрия в Угличе. Слова Шуйского свидетельствуют о желании Бориса
получить власть. Но он прикрывает это желание маской смирения. Шуйский умен,
наблюдателен. Он недолюбливает Бориса. Они с Воротынским и сами не прочь занять
престол. Но они помнят о народе, как о силе, которую нельзя сбрасывать со
счетов.

    Ещё до первого появления Бориса известно, что он незнатен,
жесток, мнителен и осторожен, смел, склонен к притворству, способен на
злодейство ради достижения собственных целей, и при этом – умен.

    Воротынский говорит об умении Бориса хитрить, выжидать, быть
дипломатичным.

 Анализ сцены «Красная площадь».

— Что мы видим в данном моменте?

    Перед нами толпа на площади, тот самый народ,  о котором
упоминалось в первой сцене. Его настроение передается репликами отдельных лиц.
Эта сцена показывает народ ожидающим. Дьяк Шелканов, выражая волю бояр и
духовенства, призывает собравшихся принять участие в обращении к сестре Бориса,
к царице Ирине, с просьбой о том, чтобы она благословила Бориса на царство. Все
ждут разрешение вопроса о новом царе.

Анализ
сцены «Девичье поле. Новодевичий монастырь».

— Как
ведет себя народ в данной ситуации?

— Равнодушие, незаинтересованность со стороны собравшихся. Народ
как будто вовлечен в события, но главная роль  захвачена боярами и
духовенством. Толпа практически не ориентируется в значении происходящих
событий. Одни послушно падают на колени и кричат подсказанные им слова. Другие,
не понимая происходящего и выражая полнейшее равнодушие и безразличие ко всему,
что не относится к зрелищу, недоумевают, не зная, как им себя вести и что делать.

Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

-Какой
важный момент здесь происходит?
(Завязка
трагедии).


охарактеризуйте Пимена и Григория Отрепьева.

«Характер Пимена, — писал
Пушкин в 1828 году, — не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие
меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто
младенческое и вместе мудрое, усердие, набожное к власти царя, данной им богом,
совершенное отсутствие суетности, пристрастия – дышат в сих драгоценных
памятниках времен давно минувших».

     У Пимена – определенная политическая позиция. Он – противник
Бориса. Тема убиения царевича, намеченная  ранее, здесь развивается полнее и
глубже. Пророчески звучит заключительная реплика Григория: «… и не уйдешь ты от
суда мирского, как не уйдешь от божьего суда».

Ребята,
какой, по-вашему, решающий момент в трагедии?

Сцена «Площадь перед собором в Москве. Это кульминация. Мальчишки,
которых Пушкин выводит в этой сцене, наталкивают Юродивого при виде царя на
ассоциацию: царь – маленькие мальчики.

— В какой сцене происходит развязка трагедии?

«Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца». И только когда пролилась
кровь, люди опомнились. В финале сообщники Самозванца призывают народ
продолжить дело лжи: «Кричите: Да здравствует царь Дмитрий Иванович!» Но народ,
увидевший следствие собственного злодеяния, безмолвствует.


Какие основные проблемы рассматривает А.С.Пушкин в трагедии?

(записывают в рабочие тетради)

Народ и власть. Душевные
переживания монарха, на самом деле желавшего быть справедливым, но
ставшим жертвой клеветы, народной жестокости; закономерно рождается мысль о
невозможности (только ли в России?) взаимопонимания и любви между народом и
властью;

Преступление и наказание.
Убийство Димитрия мучает совесть Бориса Годунова сильнее, чем суд небесный и
суд мирской, мучает до того, как этот суд начался или свершился;

Самозванство, жажда власти. В образе Гришки-Лжедмитрия эта тема получает глубокое,
психологически достоверное, наглядное воплощение. В образе заговорщиков
Шуйского и Воротынского ясно виден порок жажды власти.

Безмолвие
народа, безучастность к своей судьбе.

V.              
Итог
урока

Народная трагедия
Пушкина «Борис Годунов» является вместе с тем и трагедией народа. Только
благодаря народной поддержке противникам Бориса удалось одолеть его, но самому
народу легче от этого не стало. Последняя ремарка в трагедии: «Народ
безмолвствует».

— Какое,
по вашему мнению, вложено содержание в эти слова? Аргументируйте свою мысль.

(Явно
«безмолвствие» это враждебное. Оно свидетельствует, что так будет не всегда.
Ведь народ увидел, что и Димитрий Самозванец идёт «кровавым» путём к власти. В
этом безмолвии народа – не только судьба Самозванца, в нём затаён  грозный гул
грядущих крестьянских восстаний и войн под предводительством Болотникова, Разина,
Пугачёва).

— Завершая наш
разговор, хочется сказать, что продолжателем темы, развитой Пушкиным, явился
А.К.Толстой (его драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор
Иоаннович», «Царь Борис»). Этот триптих построен в реалистических традициях
А.С.Пушкина, и слова из его произведения послужили эпиграфом к нашему уроку.

— Согласны ли вы с
ними?

        VI.
Задавание домашнего задания

Выписать цитатные
характеристики Бориса в 1-4 сценах с указанием лица, которому они принадлежат.

  • Сюжет рассказа гамлет щигровского уезда
  • Сюжет рассказа барышня крестьянка для читательского дневника
  • Сюжет рассказа алые паруса
  • Сюжет рассказа антоновские яблоки кратко
  • Сюжет оперы сказки гофмана