Сюжет народной сказки снегурочка картинки

Конспект урока по изо для учащихся 5-х классов тема: художник в театре. образы персонажей. народные традиции в сценическом костюме к

Конспект урока по ИЗО для
учащихся 5-х классов

Тема: Художник в театре.
Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке
«Снегурочка»

Цель: формировать навык рисования эскиза театрального костюма на
заданную тему, развивать пространственное мышление, образное представление и
воображение, развивать художественный вкус, приучать внимательно наблюдать и
анализировать, выполнить практическое задание.

Оснащение урока:                                             

Музыкальный ряд: аудиозапись оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Визуальный ряд: презентация слайдов («Мороз» Эскиз костюма. Н. К. Рерих;
«Снегурочка». Эскиз костюма. Н. К. Рерих; «Снегурочка и Лель». Н. К. Рерих;
«Леший». Эскиз костюма. Ф. Федоровский; «Леший». Эскиз костюма В. Н. Васнецов;
«Царь Берендей». Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Купава». Эскиз костюма. В. Н.
Васнецов; «Лель и Снегурочка» В. Н. Васнецов; «Мизгирь». Эскиз костюма В. Н.
Васнецов; «Бобыль и Бобылиха». Эскиз костюмов. В. Н. Васнецов; «Снегурочка».
Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Весна». Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Мороз».
Эскиз костюма. В. Н. Васнецов; «Ярилина долина» Н. К. Рерих; «Пролог. Эскиз к
декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» В. Н. Васнецов»;
«Священная роща» Н. К. Рерих; «Ярилина Долина» В. Н. Васнецов; «Дворец Берендея»
В. Н. Васнецов; «Берендеевка» В. Н. Васнецов; 

Литературный ряд: Островский А. Н. Снегурочка

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Новые слова (понятия): Драматург, театральный художник, режиссёр,
эскиз костюма, сценический костюм, опера-сказка, персонаж, постановка,
кокошник, рубаха

Примечание. Это второй урок по заданной теме. На предыдущем занятии учащиеся
получили задание по группам подготовить иллюстрации (рисунки) декораций к
сценам из «Снегурочки».

ХОД УРОКА

1. Организационно-мотивационный этап

Приветственная речь учителя.

— Ребята, здравствуйте! Рада вас видеть. Улыбнитесь. Сегодня к нам
пришло много гостей. Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Сейчас я вам покажу некоторые предметы, а вы должны узнать их и сказать, где мы
можем их применить и о каком виде искусства они вам напоминают.  

Учитель вносит поднос с театральными атрибутами (театральная
афиша, бинокль, веер) и демонстрирует их.

Беседа

— О каком виде искусства напоминают нам эти предметы? (О театре)

— Кто из вас был в театре? (Например, Мариинском или Михайловском)

— Какие спектакли вы смотрели?

Слово учителя: [Cлайд №2]

— Театр — это место, где можно насладиться балетом или оперой.
Спектакль – это результат труда людей из разных профессиональных областей. Кто
знает, люди каких профессий принимают участие в создании спектакля? (Возможные
варианты ответов: сценарист, драматург, режиссер, театральный художник,
осветитель, актеры, музыканты и т. д.) Какую роль играют?

2. Актуализация знаний

Слово учителя:

— На предыдущем уроке мы начали знакомство с произведением
«Снегурочка». Существует несколько вариантов изложения этого
произведения. Какие это могут быть варианты?

Учитель произносит определения вариантов изложения сказки, а
учащиеся дают свои ответы, что это может быть. После произнесенных вариантов
учащихся демонстрируется слайд.

Беседа:

— Устный народный рассказ о таких событиях, которые в жизни
произойти не могут, он учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых,
противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов… (Народная сказка) [Слайд №3
«Народная сказка»]

— Драматическое произведение для постановки в театре, оно может
транслироваться по телевидению… (Пьеса) [Слайд №4 «Пьеса»]

— Это некое яркое представление, где участвуют много актеров,
которые поют во время своей игры… (Опера) [Слайд №5 «Опера»]

3. Изложение нового материала

Слово учителя:

— Всем вам известна русская народная сказка
«Снегурочка». По её мотивам писатель А. Н. Островский в 1873 году
написал пьесу и назвал её «Весенней сказкой». [Слайд №6 «Островский»]

— В том же году пьеса впервые была напечатана для широкой публики
в популярном в то время журнале «Вестник Европы», а музыку к первой театральной
постановке написал П. И. Чайковский
. В 1881 г. русский композитор
Николай Андреевич Римский-Корсаков создал по пьесе Островского оперу
«Снегурочка»
, однако пьеса ему понравилась не сразу. Вот, что писал
композитор в своих воспоминаниях: «В первый раз «Снегурочка» была прочитана
мной в 1874 году. <…> В чтении она мне мало понравилась. <…> В зиму
1879 – 80 г. Я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную
красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот удивительный сюжет». По признанию Римского-Корсакова не было для него «лучших
поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна» и не было «лучше царства,
чем царство берендеев с их чудным царём».
[2, 23] Композитор
написал оперу быстро и легко. Премьера состоялась в Мариинском театре и прошла
с большим успехом. [Слайд №7 «Римский-Корсаков»]

Звучит отрывок из оперы-сказки «Снегурочка»

Слово учителя:

— Спектакль шел в чудесных декорациях, выполненных художником В.
М. Васнецовым (которые мы с вами и выполняли на уроках). [Слайд №8 «Васнецов»]

— Обращение В. М. Васнецова к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка» возникло в результате увлечения художника близкой ему по духу
сказочно-романтической пьесой А. Н. Островского, а также изучения и освоения народных
художественных традиций. Воедино слилось всё: и слова, и музыка, и краски.
Получилась совершенная гармония.

— А сейчас мы продемонстрируем ваши работы.

4. Демонстрация декораций учащихся (1-2-3-4-я группы)

Демонстрируются работы и зачитываются отрывки или описания из
пьесы «Снегурочка».
[Слайды №9–12]

Берендеевка (1 группа)

1. В Заречной Берендеевке, столице царя Берендея, деревянные
дворцы, с причудливой раскрашенной резьбой, и избы соседствуют рядом. Всё
как-будто наполнено праздником и праздностью. [3
, 93]

Дворец Берендея (2 группа)

2. «Открытые сени во дворе Берендея, в глубине, за точеными
балясами переходов, видны вершины деревьев сада, деревянные резные башенки и
вышки». [3, 133]

Ярилина долина (3 группа)

3. Перед зрителями развертывалась удивительная весенняя сказка,
внушающая необычно нежное чувство русской природы. [3
, 192]

Начало весны (4 группа)

4. «Начало весны. <…> Красная Горка, покрыта снегом. Направо
кусты и редкий безлистый березняк, налево сплошной частый лес больших сосен и
елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река. <…>
Полная луна
серебрит всю открытую местность». [3
, 68]

5. Актуализация знаний

Слово
учителя:

— Былинно-сказочные образы к тому времени были созданы В. М.
Васнецовым и в других картинах: «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря
Свяславовича» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881). [Слайд
№13 «Картины
Васнецова»]

Беседа:

С какой еще картиной М. В. Васнецова мы с вами знакомились на
уроке и рисовали сюжет? (Могут звучат варианты: Три богатыря, Богатыри)

Слово учителя:

— А теперь послушаем музыкальный фрагмент.

Звучит музыкальный фрагмент из оперы-сказки «Проводы
масленицы».

Беседа:

— Ребята, мы просмотрели декорации, выполненные на предыдущих
уроках. Как вы думаете, кого нам не хватает? (Героев сказки)

— Сегодня мы снова попытаемся поработать театральными художниками
и выполнить персонажей оперы-сказки «Снегурочка».
Давайте вспомним героев этой сказки. Перед вами учебник. (Стр.132)

Учащиеся перечисляют героев сказки: Снегурочка и Лель, царь
Берендей,
Бирючи, Купава, Мизгирь, берендеи –
ребята,
берендейки, Мороз, Весна, Леший.

Слово
учителя:

— Посмотрим эскизы костюмов и героев, которые выполнил для
постановки пьесы великий художник В. М. Васнецов [Слайды «Эскизы
костюмов и героев В.М.Васнецова»]

Беседа:

— Вам понравились герои сказки? (Да)

— Ребята, в каком стиле выполнены сценические костюмы героев
сказки? (Русский народный костюм)

6. Изложение нового материала

Слово учителя:

— Да. С русским народным костюмом мы уже знакомились раньше на
уроках. На эскизах костюмов В. М. Васнецова узнаем знакомые элементы народного
костюма. Это рубаха, сарафан, украшенные вышивкой. Головные уборы напоминают
кокошники и девичьи повязки. [7]

— Рубаха была главной частью костюма, и мужского, и женского. На
Руси было принято отделывать рубахи вышивками, полагалось, что это будет
служить хозяину или хозяйке оберегом от злых сил. На отделке изображались
символы солнца, и например, птиц… [6]

— «Когда Репин собственными глазами увидал васнецовские декорации
и костюмы к «Снегурочке», он 6 января 1882 года написал Стасову из Москвы в
Петербург: «Не могу не поделиться с Вами одной новостью: здесь, у Мамонтовых,
затеяли разыграть «Снегурочку» Островского. Васнецов сделал для костюмов
рисунки. Он сделал такие великолепные типы — восторг… Я уверен, что никто там у
вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр». [8]

6. Физминутка

Учащийся проводит для своих одноклассников весёлую физминутку.

7. Самостоятельная работа

Слово учителя:

— Итак, а теперь задание.

1.      Создайте эскизы
сценических костюмов соответствующих героев согласно выбору темы каждой
творческой группы.

2.      Прокомментируйте
свою работу.

3.      Оцените свою
работу.

— У вас для этого есть все на рабочем месте.

8. Выставка и анализ работ. Рефлексия.

Каждая творческая группа демонстрирует свои декорации с героями
сказки и рассказывают о том, каких героев они поместили на свои работы, как
оценивают свои работы. Учитель задаёт вопросы.

Беседа:

1.В чем испытывали затруднения?

2.Что узнали новое?

3.Что было для вас интересно?

4.Что узнали?

9. Домашнее задание

Слово учителя:

— Ребята, дома вместе с родителями посмотрите в Интернете кто еще
из известных художников писал декорации и сценические костюмы персонажей к
постановке опере-сказке А. Н. Островского «Снегурочка»

— Урок окончен… Спасибо всем!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шпикалова
    Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для
    5 класса общеобразовательных учреждений /под ред. Шпикаловой Т. Я. – М.,
    Просвещение, 2013.
  1. Лотман
    Л. М. Вступительная статья. «Весенняя сказка» А. Н. Островского
    «Снегурочка» // Снегурочка. Островский А. Н. Л., Сов. писатель, 1989.
  1. Островский
    А. Н. Снегурочка. Л., Сов. писатель, 1989.
  1. Эскизы
    декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» [Электронный
    ресурс]: — Режим доступа:
    http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sneg0.html
  1. Вестник
    Европы. Т.5, Санкт-Петербург, 1873 [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=DNtDAQAAMAAJ&hl=ru&pg=PA5#v=onepage&q&f=false
  1. Рубашка.
    Материал из Википедии [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0
  1. Русский
    национальный костюм. Материал из Википедии [Электронный ресурс]: —
    Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC&stable=1
  1. Осокин В. Н. В. Васнецов [ЖЗЛ], Москва, 1959

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун

2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»

2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Happy

71

Sad

31

Excited

136

Sleepy

18

Angry

38

Surprise

25

  • Сюжет из сказки пушкина нарисовать
  • Сюжет и композиция рассказа в п астафьева фотография на которой меня нет
  • Сюжет из сказки спящая царевна нарисовать
  • Сюжет какой диснеевской сказки основан на полинезийских мифах
  • Сюжет и конфликт в пьесе на дне сочинение