Сюжет каких сказок стал основой для сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

План урока: история написания сказки о мертвой царевне и семи богатырях описание сказочных событий. образы царицы-мачехи и царевны поэтика и

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Краткое содержание

1) Через год после смерти первой жены царь женится на красивой, но своенравной новой царице, у которой было необычное волшебное зеркальце.

2) Оно заявило царице, что теперь не она «всех красивей и милее», а падчерица, поэтому царица решила погубить девушку, поручила служанке Чернавке завести царевну в лес и оставить её там «на съедение волкам».

3) Царевна обнаружила в лесу терем, в котором жили братья-богатыри, они полюбили добрую и милую девушку как свою сестру.

4) Через какое-то время царица от зеркальца узнала, что падчерица жива, дала Чернавке отравленное яблоко и отправила её в лес, чтобы избавиться от царевны.

5) Опечаленные богатыри не поверили, что их названая сестра умерла, поэтому соорудили ей хрустальный гроб, где и обнаружил «спящую» невесту царевич Елисей.

6) Царевна ожила, счастливые влюбленные отправилась во дворец, чтобы сыграть свадьбу, а царица-мачеха при виде их так разозлилась, что разбила зеркальце и умерла.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Главные герои

1) Царевна – дочь царя и его умершей первой жены. Красивая, добрая, спокойная, работящая девушка.

2) Царица – вторая жена царя, мачеха царевны, красивая, коварная, самовлюблённая женщина.

3) Чернавка – служанка царицы-мачехи. Не желает зла царевне, но вынуждена выполнить приказ царицы.

4) Королевич Елисей – жених царевны, в поисках возлюбленной обращается за помощью к силам природы.

5) Семь богатырей – сильные, смелые, справедливые братья. Живут в тереме, ведут общее хозяйство.

Читайте по теме:

Полный список рассказов Пушкина для читательского дневника, в т.ч. краткое содержание, главные герои и т.п.

Образец оформления читательского дневника для 1 класса

Образец оформления читательского дневника для 5, 6, 7 класса

Краткое содержание «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Зимним вечером в деревенской светлице три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя говорят своей красотой и дородством, а младшая молчит. За кротость и скромность сестры считают ее дурочкой и заставляют работать на себя. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял ее замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая пообещала родить для батюшки-царя богатыря-сына. Все это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем троим во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой. Царь ушел с младшей сестрой, а две другие да Бабариха стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки, и задумали они обмануть Салтана.

Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течет жизнь на широком царском дворе. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит ее, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана. Напрасно Скоморох пытается равлечь ее своими прибаутками; не веселят ее ни сказки Старого деда, ни притворная доброта сестер, приносящих ей подарки. Но вот появляется развязный и болтливый Гонец; ловкие заговорщицы успели, подпоив его, подменить Салтанову грамоту. Дьяки в смущении читают приказ: «Царицу и приплод в бочке бросить в бездну вод». Народ мнется в нерешительности, но отступает перед угрозами торжествующих сестер и Бабарихи. Бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море.

Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Милитриса жалобно сетует на судьбу, а заметно подросший царевич весело резвится, радуясь светлому миру. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя, и метко пущенной стрелой убивает его. К изумлению царицы и царевича Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла. Незаметно наступила ночь. Мать и сын уснули. А с первыми лучами утренней зари из тумана, по волшебству, возник город. Под праздничный колокольный перезвон и пушечную пальбу из ворот его появилась торжественная процессия. Радостно приветствуют Гвидона жители сказочного города Леденца и просят стать их правителем.

Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав причину его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца.

Корабль приплыл к Салтанову царству. Царь приглашает корабельщиков в гости, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя по белу свету. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на пустынном острове, о белке, грызущей золотые орешки, о тридцати трех морских витязях и о славном могучем князе Гвидоне, правителе этого города. Салтан удивлен; он хочет посетить чудесный город; обеспокоенные Ткачиха и Повариха отговаривают его. Бабариха рассказывает о чуде, какого нет в городе Леденце, — о заморской царевне неописуемой красоты. Обозленный кознями заговорщиц, шмель по очереди жалит их и, вызвав всеобщий переполох, улетает.

Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идет у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона трогает Лебедь-птицу, и она оборачивается прекрасной Царевной, о которой он так пылко мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую чету.

В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Наконец вдали показался его флот. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумленными взорами царя и гостей предстает в хрустальном домике волшебная белочка, проходят тридцать три морских богатыря, показывается прекрасная царевна Лебедь, и наконец, возлюбленная Салтанова жена — царица Милитриса. Царь со слезами обнимает ее и своего сына, на радостях прощает завистливых сестер. Начинается буйный пир.

Главная мысль

Добро, даже если на его пути встречается множество препятствий, побеждает несправедливость. Настоящая любовь преодолеет все преграды, она творит чудеса. А зло и козни, которые человек причинил другим, со временем возвращаются к нему и приводят к гибели.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Царь простился со своей женой-царицей и отправился в дальний путь. Сидя у окна, царица долго ждала любимого мужа. Через девять месяцев, ночью накануне Рождества, у царицы родилась дочь. Рано утром вернулся царь, и царица, не вынеся сильной радости, умерла.

Целый год царь горевал, а потом женился снова.

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Продолжение после рекламы:
В приданом у молодой царицы было волшебное говорящее зеркальце. Красуясь перед ним, она спрашивала: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». И каждый раз зеркальце уверяло гордую царицу, что она самая красивая на свете.

Между тем царевна выросла и стала белолицей и чернобровой девушкой с кротким нравом. Вскоре нашёлся для царевны жених — королевич Елисей.

Однажды, собираясь на девичник, царица снова спросила у зеркальца, она ли самая красивая. На этот раз зеркальце ответило, что царица «прекрасна, спору нет», но молодая царевна красивее всех. Полная чёрной зависти, царица поручила служанке завести свою падчерицу в лес, связать и оставить на съедение волкам.

Служанка завела царевну в такую глушь, что та обо всём догадалась и стала умолять оставить её в живых Служанка сжалилась и не стала связывать царевну, а царице доложила, что приказ её исполнен.

Вскоре стало известно, что пропала царская дочь. Королевич Елисей отправился искать свою красавицу-невесту.

Царевна тем временем набрела на лесной терем, вошла и очутилась в богато обставленной горнице. По висевшим в углу образам девушка догадалась, «что тут люди добрые живут». Пока хозяев не было дома, царевна прибрала терем и уснула.

Брифли существует благодаря рекламе:

К обеду вернулись хозяева терема, семь братьев-богатырей. Им понравилась хозяйственная девушка, они сразу признали в ней царевну, оставили у себя и отнеслись к ней как к сестре.

День за днем идёт, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей.

Богатыри уезжали то на охоту, то на войну с татарами, а царевна вела хозяйство. Братья полюбили милую девушку и предложили ей выбрать одного из них в мужья. Царевна отказалась, ведь у неё уже был жених, и они снова стали жить в мире и согласии.

Царица же долго сердилась на своё зеркальце, но однажды снова достала его и спросила, они ли самая красивая. Зеркальце сообщило, что царевна, живущая у семи богатырей, по-прежнему красивее царицы. Вызвав служанку, царица пригрозила ей смертью и велела погубить царевну.

Притворившись старой монахиней, служанка отправилась к терему богатырей. Верный пёс не подпустил её к дому, но добрая царевна пожалела старуху и бросила ей ломоть хлеба. Взамен монахиня бросила девушке спелое, наливное яблоко. Царевна надкусила его и тут же упала замертво.

Обнаружив бездыханную девушку, братья не решились её похоронить.

Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала.

Они положили тело царевны в хрустальный гроб, отнесли его в пещеру и подвесили на чугунных цепях к шести столбам. В тот же день злая царица задала зеркальцу свой вопрос и в ответ услышала, что она «всех милее, всех румяней и белее».

Королевич Елисей тем временем бродил по свету в поисках любимой невесты, но о пропавшей царевне никто ничего не слышал. Наконец, царевич спросил у солнца, не видело ли оно царевну. Красное солнце девушку не видело и посоветовало обратиться к месяцу.

Продолжение после рекламы:

Месяц тоже не встречал девушку и отправил Елисея к ветру, который рассказал царевичу о хрустальном гробе в глубокой пещере — там и лежит его невеста. Королевич зарыдал и пошёл в последний раз взглянуть на царевну. Войдя в пещеру, он изо всех сил стукнул по крышке гроба, хрусталь разбился и девушка вдруг ожила.

И встаёт она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!

В это время злая царица беседовала с зеркальцем. Услышав, что царевна всё же красивее, она разбила зеркальце, выбегая из комнаты, в дверях столкнулась с царевной и умерла от тоски и зависти.

После похорон царицы Елисей обвенчался с царевной. Состоялся пышный пир, на котором и рассказчик был, «мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

I Региональная конференция учащихся

«Шаги в науку – Байкал»

Секция: Литературоведение

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина – наследница сказки народной

Автор работы:

ученик 5  класса

МБОУ «Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева»

Доржиев Доржи Бэлигтоевич

Тезисы: сказка как малый литературный жанр, русский фольклор в творчестве Пушкина, признаки народной сказки в сказке Пушкина

Оглавление

  Введение                                                                                         1

   Глава I.  Сказка как литературный жанр                                                2                                        

   Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина                        3

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        

   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»                                   4

   Заключение                                                                                5

   Список литературы                                                                        6

Введение

 Произведения А.С. Пушкина как слияние народной русской традиции и культуры европейской. Русская литература богата народными и литературными сказками. Народные сказки зародились в глубокой древности, литературные намного позже. Несмотря на разные периоды, они очень похожи во многом. Порою бывает трудно определить, а что же у них общего? Сравнение народной сказки и литературной помогла нам обнаружить глубину чувств поэта и его оценку народного мира с его мудростью, светлым отношением к жизни, идеалами верности и преданности.

 Мы не знаем с каких пор стали сказываться   сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и традициями. Мы считаем нашу исследовательскую работу актуальной, думаем, что учащиеся должны знать различие литературной сказки от народной.

Наиболее распространенное искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах- сказка. Сказка нас учит всему: а именно, благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.

Исследователями до сих пор изучается и литературная, и народная сказка. Тема мало исследована. И чтобы все это узнать, нам пришлось изучать материалы из разных источников. Мы просмотрели статьи авторов И.П. Лупановой, М. Азадовского, Т. Зуева, И. Новикова, П.В. Анненкова, В. Непомнящего.

Цель моего исследования:  выявить народные традиции, использованные А.С. Пушкиным в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», и установить близость их к народной сказке «Самоглядное зеркало».                                                                 

Задачи:

  • познакомиться с творчеством А.С. Пушкина и изучить материал по данной теме;
  • прочитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сопоставить ее с народной сказкой «Самоглядное зеркало».
  • установить использование традиционных основ народной сказки в литературном произведении;
  • на основе выявленных традиционных приемов установить близость народной и пушкинской сказки.

Объектом исследования является сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная сказка «Самоглядное зеркало».

Метод исследования: поиск материала по данной теме по источникам книг.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к русской народной сказке «Самоглядное зеркало».

Глава I.  Сказка как литературный жанр

 «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действительность пушкинского сказочного слова будут всегда для вас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства»- говорил С.Я .Маршак.  Что  называется сказкой?

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле, занимательный рассказ о необыкновенных событиях, часто фантастических. Наиболее древние- это сказки о животных и волшебные. Гораздо позднее появились бытовые сказки, в которых осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда необычные жизненные ситуации. Есть народные сказки, есть и  сказки литературные, созданные писателями.

В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека.

Вымысел сказки стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердым в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом.

Начало собирания, публикации и научного изучения сказок начинается в ХlХ веке.

В первые десятилетия ХIХ века появились авторские сказки. Первым был А.С. Пушкин. Он подал пример наполнения сюжета народных сказок новыми идеями.

Глава II.  Русский фольклор в творчестве А.С. Пушкина

 Для литературы 19 века характерно широкое обращение к устному народному творчеству. А.С.Пушкин показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни, сказки, загадки, предания, пословицы, поговорки- все наследие народа включалось поэтом в произведения. О «русском раздолье» языка народной сказки с восхищением говорил Пушкин: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, как в сказке». А.С Пушкин из множества сказок, рассказанных няней, сделал конспект семи сказок, среди которых «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Самоглядное зеркало»

Часто включал он в свои произведения подлинные поговорки и пословицы, загадки и притчи, предания и песни. «Несмотря на французское воспитание, несмотря на то, что в кругу родных его говорилось преимущественно на французском языке, Пушкин, как известно, уже в детстве был окружен элементом народности.

«Но Пушкин знакомился с народными сказками и песнями не по одним только рассказам своей няни, — проникнувшись любовью к народности, он и сам входил в простонародные кружки, подслушивая там язык и песни. В 1825 году, проводив до Пскова своих деревенских соседей, он «время пребывания во Пскове посвятил тому, что занимало теперь преимущественно его мысли, изучению народной жизни: ходил по базарам, терся, что называется, между людьми, и весьма почтенные люди города видели его переодетым в мещанский костюм, в котором он даже раз явился в один из почетных домов Пскова. Пушкин владел значительным количеством памятников народного языка, добытых собственным трудом.

«Первый биограф и замечательный исследователь творчества Пушкина П.В. Анненков находил в его сказках особую силу их создателя и проникновение в самый дух народной поэзии: «Склад и течение речи удивительно близко подходит к обыкновенным приемам народной фантазии, и только по особенной полноте и грации подробностей видите, что тут прошла творческая рука поэта. Они кажутся деревенской песней, пропетой великим мастером».


Нянины сказки «
Царь Салтан», «Мертвая царевна» Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. О том, как сам Пушкин в Михайловском слушал нянины сказки и как их любил, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Арина Родионовна- первоклассная сказочница, старалась всячески скрасить одиночество поэта, который неоднократно повторял, что «с нею только мне не скучно». Однообразие и хандра убивали поэтическое вдохновение, зато Пушкин записывал древние северно-русские предания, послужившие в будущем началом для его поэтических сказок.

Недаром сам Пушкин называл свои сказки «народными». Его сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» имеют сюжетную связь с народными.

Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы.

Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

   II.1. Использование признаков народной сказки в сказке А.С. Пушкина        «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Каждый этап истории русской литературы давал много нового в осмыслении ценностей народного творчества. А. С. Пушкин перевел прозаические сюжеты в стихи  и создал  много оригинального в этой области. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из   сказок братьев Гримм («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, заменены семью богатырями.
Из другой сказки   Пушкин взял и заключительный эпизод: там молодая королевна, разыскивая мужа, превращенного в голубя, обращается к солнцу, месяцу и ветрам, и только южный ветер подсказывает ей, где найти мужа.

Со сказками братьев Гримм Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»   имеет схожие черты с народной.

В русской народной сказке  «Самоглядное  зеркало» используется: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «девять», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.

В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народной сказкой заложено было изначально. Поэт выбрал сюжет как у народной сказки: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:

1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:

«…Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил…»

Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
2. По ходу чтения мы выписывали слова, которые не свойственны книжной речи. Например,
 «инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».

3. В народной сказке нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.

4 Сопоставляя с другой сказкой, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в) олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»

5. Проведенное нами исследование показывает, что в русской сказке чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».

6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в  народной  сказке : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива:

«… И   хозяюшкою   она

В   терему   меж тем одна

Приберет и приготовит,

И м она   не  прекословит… Или

…Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку… Или

…Пряла, сидя под окном…»

7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру.

Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красно солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:

«…Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

8.Как и в народной сказке мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.

«…Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить…»

9. Народная сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.

 «…Свадьбу тотчас учинили,

, И с невестою своей

 Обвенчался Елисей…»


На основе выявленного можно сказать, что «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка к народной сказке. Пушкинская сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, поэтому она является прямой наследницей сказки народной.

        

Заключение

В   работе над сказкой Пушкин пользуется материалами народной сказки, щедро привлекая все фольклорное богатство: народно-поэтические символы, эпитеты, сравнения, фольклорные клише,   Герои сказок добры, трудолюбивы, скромны, верны и преданны своей любви.

 Сказку Пушкина роднит с народной русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет и   обилие народных выражений, традиционных образов. На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что пушкинская сказка близка к народной сказке. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Что   за  сказка , просто прелесть!

И.П. Лупанова наглядно показала, что из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Она также выявила, что авторскую сказку в основном характеризует «не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой» [26, с. 490].

На основе изложенных материалов можно сделать вывод, что «авторская сказка жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе» [27, с. 82], и «самое существенное этого жанра обусловлено тем, что литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовала ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их». [2, с. 169]

Список литературы

1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор// Сказки Пушкина в школе.- М.: Просвещение, 1972, с.33

2.Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989., с.59.

3. Н.В. Колосова. Болдинская осень. М. «Молодая гвардия», 1982г., стр.31

4. С.Я. Маршак. О сказках Пушкина, статья в учебнике с.114

5.Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1987. — 448 с.

6. Пушкин А.С. Стихи и сказки. «Детская литература», 1978, стр.7

7. Пушкин. А.С. Т.2, Библиополис, С-П.,1993, с.615

8. Чернышевский Н.Г. Литературная критика., М. «Художественная литература»,1981г., стр.133

9.Сапожков С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл [Текст] / С.В. Сапожков // Детская литература. — 1991. — №3. — С.124..

Тема урока: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

Цели: – образовательная – ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки, совершенствовать понятие о литературной сказке, дать понятие о бродячем сюжете, гиперболе и антитезе;

– развивающая – совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

– воспитательная – воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока: создать условия для должного восприятия и анализа текста, определения жанра литературного произведения, понимания проблематики произведения, сформировать у учащихся прочные умения на основе изученного правила, отметить художественные особенности произведения.

Литература к уроку: текст произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Чаплыгина Ю.А. Мифологический подтекст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: опыт школьного анализа, Черкесова З. Пушкинская Царевна. О тайнописи в русских сказках, Черных О.Г. Практикум по литературе. 5 класс.

Оборудование: учебник-хрестоматия с текстом произведения, доска, иллюстрация Е. Пашкова к сказке, карточки.

Тип урока: урок-беседа

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Проверка наличия учебных принадлежностей и общая готовность класса к уроку.

  1. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с текстом пролога к поэме «Руслан и Людмила» и выяснили, что он является собирательной картиной сюжетов, образов и событий народных сказок. На этом уроке мы продолжаем знакомство со сказочным миром А.С. Пушкина и начнем работу над его произведением «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Дома вы должны были прочитать сказку, все прочитали?

  1. Объяснение нового материала.

-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и др.)

1. Вопросы для беседы над текстом произведения:

-Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.  

Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?

Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?

2. Вопрос о природе сказки:

— Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной? (литературной)

-Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной?

1) Сходство: — построение сказки (присказка, зачин, концовка)

— сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

— положительные и отрицательные герои

— конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои

­-Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка? (сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка)

3. Истоки сюжета сказки. Слово учителя.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве.

-Вы знаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок? (учащиеся могут ответить, что сюжеты и образы для сказок он брал из сказок, рассказанных ему няней Ариной Родионовной).

Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни? (ученики отвечают, что сюжет напоминает сюжет «Сказки о мертвой царевне…»)

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

-Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

      Ученики могут ответить, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».

4. Понятие о «бродячем сюжете»

-Скажите, напоминает ли вам какую-нибудь еще сказку сказка Жуковского «Спящая царевна»? (ученики могут назвать произведения со схожим сюжетом)

Сказки «Спящая Красавица» и «Спящая Царевна» очень похожи: и в той и в другой сказке главная героиня засыпает от укола веретеном, просыпается от поцелуя принца. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов» схожи тем, что главная героиня и в том и в другом произведении прячется в доме у семи помощников, только в одной сказке эти помощники — гномы, а в другой — богатыри.

-Подобное явление называется «бродячий сюжет». Давайте запишем в тетради определение данного понятия:

Бродячий сюжет – это сюжет, перемещающийся из одного произведения в другое.

Перемещению сюжетов способствуют сходные условия жизни создателей этих произведений, схожие нравственные ценности. Поэтому нам близки и понятны сказки многих народов мира, и мы в них находим знакомые сюжеты и знакомых героев.

-Давайте вспомним сказки, в которых можно наблюдать присутствие «бродячего сюжета». (ответы учеников)

-Есть ли в литературных сказках бродячие сюжеты?

Ученики могут ответить, что в литературных сказках есть бродячие сюжеты, например: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна»,Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм «Белоснежка». Во всех этих сказках есть злая колдунья или мачеха, которые с помощью волшебных вещей (яблоко, гребень, и т.д.) хотят убить главную героиню.

5. Работа с текстом произведения

-Обратимся к тексту сказки, поговорим о её героях. Рассмотрим первый эпизод, который начинается словами «Царь с царицею простился…»

Выразительное чтение учеником отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

-Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

-В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.

А что означают слова: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка? (учащиеся могут посмотреть значение слов в сносках к тексту произведения, а так же в толковом словаре)

-Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? (Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз.)

-Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.  Такое явление называется ГИПЕРБОЛА. Давайте запишем данный термин в тетрадь:

Гипербола преувеличение.

-Какой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней? Как относится к ней автор? (Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Поэт даже использует преувеличения, чтобы подчеркнуть её одиночество)

-Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку? (душевно, немного грустно).

-Перейдем ко второму эпизоду «Царь женился на другой» («Год прошел как сон пустой Царь женился на другой..»)

-Похожа ли новая царица на первую жену царя? (нет: первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная)

С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему? (с зеркальцем; похвалы её красоте – единственная забота царицы)
      Чтение разговора царицы с зеркальцем по ролям.

третьем эпизоде («Но царевна молодая…») автор дает описание царевны.

-Понравилась ли вам царевна?Кому противопоставляет ее автор?

-Как вы думаете, почему строки о царевне начинаются с союза «но»? (потому что Пушкин противопоставляет кроткую молодую царевну царице, ее  завистливой мачехе)

-В литературоведении такое противопоставление называется АНТИТЕЗОЙ. Запишем в тетради определение.

-Как вы понимаете слова тихомолком расцветая? (Пушкин сравнивает царевну с цветком)

-Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»? (ответы учеников)

-В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.)

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла.

-Что же такое добро и зло? (Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру)

-Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло?

Работа с доской: на доске изображены два дерева. У одного ветви вниз, у другого – вверх. Подпись – дерево добра, дерево зла. На карточках – разные качества характера человека (щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость). Ученики должны распределить эти карточки по деревьям.

Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз? (Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

Работа с иллюстрацией:

-Давайте рассмотрим иллюстрацию Е. Пашкова. Соответствует ли она, по-вашему, характеру сказки? (ответы учеников)

— Какого героя мы встречаем в следующем эпизоде («С царевной // Вот Чернавка в лес пошла…»)?

-Кто такая Чернавка? (ответ в сносках к тексту)Что приказала сделать злая царица Чернавке?

-Почему Чернавка отпустила царевну? (Чернавка не может спорить с царицей, она обязана выполнять ее приказы под страхом жестокого наказания. Но Чернавка пожалела девушку, она любила царевну.)

С какими героями еще нас знакомит Пушкин? ( Царь, царица, царевна, Королевич Елисей, Чернавка, пес Соколко, семь богатырей).

-Какими словами автор описывает образы царя, чернавки, пса? (царь: царь-отец, неутешен, был грешен, чернавка: та в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала « Не кручинься, Бог с тобой»; семь богатырей: перед утренней зарею Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять; пес: одолел, чуть до смерти не заел, лает, прыгнет, завизжит, жалко смотрит, грозно воет, словно сердце песье ноет)

-Каким нам показывает Пушкин королевича Елисея? (ответы учеников)

Пушкин представил нам образы своих героев. Описывая каждого из них, он проделал кропотливую работу. Любой сказочный образ у него индивидуальный и интересный. В целом складывается система взаимосвязанных образов. Если мы хоть один из них выбросим, то сказка уже не будет такой целостной и понятной.

  1. Подведение итогов урока.

Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?(это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной)
-Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем? (внешность царевны, черты её характера, троекратные повторы, волшебные помощники, силы природы помогают героям, фантастический финал, напевные интонации…)

-Чем она отличается от нее?(…пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм).

Какими предстали перед нами герои сказки? К кому из них вы стали относиться по-другому?

  1. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, подчеркнуть при чтении характер описания героя.

  • Сюжет и композиция рассказа господин из сан франциско
  • Сюжет из сказки о царе салтане нарисовать
  • Сьязвить или съязвить как правильно пишется
  • Сэлфи или селфи как пишется слово правильно
  • Сэм мартинес рассказ ради всего святого