С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Тема: Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик».
Программные задачи:
Образовательные:
— продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме (Образовательная область «Коммуникация»)
— продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из сказки» (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
— формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки (Образовательная область «Коммуникация»)
Развивающие:
— развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку) (Образовательная область «Социализация»)
— развивать любознательность, память и мышление (Образовательная область «Социализация»)
Воспитательные:
— воспитывать умение слушать друг друга (Образовательная область «Социализация»)
— воспитывать интерес к книге (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)
-воспитывать познавательную активность
( Образовательная область «Социализация»)
Оздоровительные:
— снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных упражнений «Мы гуляем», « Побежали»
(Образовательная область «Здоровье»)
— регулировать смену деятельности путем чередования поз
(Образовательная область «Здоровье»)
Словарная работа:
Активизация: «Цветик – семицветик», лепесток.
Обогащение : север- юг , запад –восток.
Оборудование:
- магнитная доска
- модель волшебного цветка
- портрет В. Катаева
- иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»
- магнитофон
- картинки из сказок: «Гуси – лебеди», «Цветик – семицветик»
Предварительная работа:
— частичное чтение сказки «Цветик – семицветик»
— заучивание слов из сказки « Лети, лети, лепесток»
— беседа «Заветное желание»
Образовательные технологии:
—продуктивное чтение
—ТРИЗ
—моделирование
-«оживление» иллюстрации к сказке
Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки. Поиграем в игру « Я начну, а вы продолжите…».
(дети стоят полукругом на ковре).
На магнитной доске: портрет — В. Катаев; рисунок – девочка Женя; рисунок – «Цветик – семицветик».
Дидактическая игра « Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.
Правило игры: Я буду начинать, а тот на кого укажу, продолжит…
Знакомы вам эти слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по- моему вели!
Кто говорил эти волшебные слова? ( девочка Женя)
Из какой сказки? («Цветик – семицветик»)
Кто написал эту сказку? (В. Катаев, показ портрета писателя)
( дети переходят во вторую зону)
Двигательное упражнение « Мы гуляем».
Мы гуляем по дорожкам,
Мы гуляем по тропинкам.
По дорожке шли
И цветок нашли.
(дети садятся на стулья)
Работа с моделью волшебного цветка .
На мольберте «Цветик –семицветик» с недостающими лепестками.
1 лепесток –
2 лепесток –
3 лепесток –
4 лепесток –
5 лепесток – оранжевый,
6 лепесток – фиолетовый,
7 лепесток – голубой.
Что произошло с волшебным цветком? (ответы детей)
Каких лепестков не хватает? (желтого, красного , синего, зеленого)
Куда исчезли лепестки? (ответы детей: исполняли желания Жени)
( на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)
Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.
Желтый – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Затруднение в игровой ситуации.
« Сказочные лабиринты игры» ( ТРИЗ)
Ребята,а вы хотите, чтобы Цветик – семицветик исполнил ваше желание? (ответы детей)
Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием, что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни.
Воспользуетесь ли вы желанием?
Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному? (ответы детей)
Двигательное упражнение « Побежали».
Побежали, побежали,
Только ножки замелькали.
Через лес ведет тропинка –
Вот березка, вот рябинка.
На полянку прибежали
И там весело скакали.
(остановка на сигнал «удар бубна»)
(дети садятся на стульчики)
Открытие нового знания или умения.
Ребята, хотите ли вы , узнать какие желания исполнил для Жени волшебный цветок «Цветик – семицветик»? (ответы детей)
Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток
удивить и позабавить, и чему- то научить.
Чтение нового текста с остановками.
(главные приемы чтения этого текста – совместное проговаривание и договаривание)
Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала: (Лети, лети…..)
Женя по лестнице – (игрушки за ней)
Женя на балкон – (игрушки за ней)
Женя на чердак – (игрушки за ней)
Оторвала фиолетовый лепесток и сказала: (Лети, лети…..)
Оторвала последний лепесток – голубой………(и запела тонким голоском, дрожащим от счастья: Лети, лети…..)
Беседа о прочитанном
Какое из желаний девочки было самым лучшим?
( исцеление больного мальчика)
Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости? (ответы детей)
Воспроизведение нового в типовой ситуации.
На мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек .
Давайте, попробуем « оживить» героев сказки.
( на столе маски и игрушки)
Звучит музыка.
«Оживление» картинки.
Повторение и развивающие задания.
(дети занимают места за столами)
На мольберте: картинка – девочка в русском народном сарафане; картинка – девочка в детском платье.
Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по секрету, что онимежду собой чем-то похожи. Хотите узнать…. Помогайте!
Игра «Путаница».
( на столах лежат картинки из сказок)
Задание: кому из девочек принадлежат эти вещи?
Сравнение сказок «Чемпохожи….»
Девочки капризны: одна – не хочу, другая – хочу!
Путешествие: Гуси – лебеди, собака.
Помощник : ёжик, волшебный цветок.
Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.
Прогнозирование темы будущего чтения.
На магнитной доске: рисунок девочки из сказки «Айога».
В следующий раз мы прочитаем сказку «Айога» и узнаем много интересного и поучительного.
Итог занятия.
Почему важно делать добро?
Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим )
Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.
Ведь волшебство бывает только в сказках!
«Спой вместе с героем»
Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки
пелись героями разных сказок. Если дети
испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.
Итак. как:
- пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась
к своим детушкам-козлятушкам из леса?
(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,
ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко
по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка
– во сыру землю»);
- пел песенку Колобок, когда катился по лесу?
(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на
сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки
ушел, я от дедушки ушел»);
- пела песенку хитрая лисичка-сестричка,
когда ехала верхом на сером волке?
(«Битый небитого везет, битый небитого везет»);
и другие.
Пусть ребята поочередно назовут эти песенки
и персонажей, которые их пели.
«Стань волшебником»
Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)
7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)
«Волшебные предметы» А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:
— волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)
— головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)
— длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)
— волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)
«Прогулка по сказкам»
Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.
Игры на воспроизведение содержания сказки
по мнемотаблице
— «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»
— Про кого эта сказка?»
(предложить педагогам нарисовать сказку)
Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.
Отгадай загадку по предметам
в волшебном сундучке»
Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).
«Найди свою сказку»
Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.
.
«Полетушки»
Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».
— Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!
Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз , когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.
Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.
Загадки «Вчера и сегодня»
Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?
Например:
- предметы с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния
Конек-горбунок (космическая ракета)
Ковер-самолет (самолет, вертолет)
Сапоги-скороходы (поезд)
- предметы с помощью которых показывали все, что делается на белом свете
наливное яблочко и серебряное
блюдечко (телевизор)
волшебное зеркало
- предмет, который показывал путникам дорогу
клубочек (компас)
- предмет, который освещал все вокруг
Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)
- предмет, извещающий о том, что нападают враги
Золотой петушок (радиолокатор)
И другие.
«Стань волшебником»
(продолжение)
8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)
9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»).
10 В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).
«Волшебная корзинка»
Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.
Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.
1. Буратино (ключик)
2. Оле -Лукойле (зонтик)
3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)
4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)
5. Аладдина (лампа)
6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)
7. Элли (серебряные башмачки)
8. Маленького мука (туфли)
9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)
10. Баба Яга (ступа, помело)
11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)
После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:
В нашей волшебной корзинке
Лежат расписные картинки
Ну-ка, ну-ка, ты давай
Быстро сказку угадай.
Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет
принадлежал.
«Отгадай сказку»
Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».
«В какую сказку попал Колобок»
Детям объясняется, что сказки могут изменяться. Сегодня Колобок отправился в путешествие по сказкам:
— Угадайте, в какую сказку он попал?
«Отгадай сказочного героя»
Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? — Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».
Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы
«Путешествие по сказкам»
Задача: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.
Правила игры: Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу), ребенок проверяет себя.
«Сбежавшие герои сказок»
Задача: узнать героя и его сказку.
Правила игры: Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем из сказки, называет, кто изображен на ней и из какой он сказки. Вместе с родителями находит книгу с этой сказкой.
Пиктограммы.
Задачи: повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм.
Вариант 1. Набор изображающих лица персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки – схемы с изображением героев разных сказок, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету сказки.
Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок.
«Сложи сказку»
Задача: собрать целую картинку из частей.
Правила игры: Детям и родителям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.
Игра «Сказки – загадки».
В основе этой игры лежит проверка знаний сказок.
Задачи: воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание.
Для проведения игры необходим набор схем «Сказки – загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их.
Задание 1. Посмотри на схему и найди лишний персонаж.
Задание 2. Какого персонажа не хватает сказке?
Игра «Угадай настроение»
направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Задачи: развитие понимания чувств и эмоций.
Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок – «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа.
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, развязывать «узелки».
Игра «Сказочные клубочки».
Задачи: развитие памяти, речи.
Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»
«Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
— Угадай сказку по трём словам:
1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»)
2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Мнемотаблица
– это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами решает задачи:
— развитие памяти, внимания, образного мышления
— перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
Работа с мнемотаблицей ведётся поэтапно:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
Этап 2. Осуществление перекодировки информации (домик – крыша, волк – зубами щёлк и т.д.).
Этап 3. Пересказ.
В младшей группе пересказ ведётся вместе с воспитателем, старшие дошкольники пересказывают произведение самостоятельно.
Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это даёт основу для самостоятельности, творческой активности будущего школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
НА ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 1- 4 классов
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
Задания для 1 класса
- 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
- 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
- 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)
- 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)
- 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
- 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Правильные ответ: Зеницы — это глаза - 2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Правильный ответ: Уста — это губы, рот - 3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
- 4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
- 5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
Задания для 1 класса
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
- Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
- История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
- Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
Задания для 2 класса
- Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
- История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
- История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)
- История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
- Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
- Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…» - 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!» - 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
- 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задания для 1 и 2 классов
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня
Задания для 1 класса
- Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»
Задания для 2 класса (Носов, плюс один)
- На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)
- Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задания для 1 класса
- Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
- Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
- — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задания для 1, 2, 3 и 4 классов
- слон — вагон
- гроза — лоза
- сарафан — банан
- былина — калина
- монета — кассета
- канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 1 класса
- Заяц — Листопадничек
- Иван-дурак — Конёк-горбунок
- Осёл — Квартет
- Волк — Три поросёнка
- Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)
- Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Проект по лего-конструированию
по сказке В.Катаева
детей старшей группы
«Цветик-семицветик»
Воспитатели группы: №11
Харисова.О.В.
Пересунько.Н.Ю
Проект по лего-конструированию
по сказке В. Катаева
«Цветик – семицветик»
Актуальность
Лего-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты.
Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Типы проекта.
По деятельности: творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: средней продолжительности.
Участники проекта.
Педагоги, дети старшей группы МАДОУ №474.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продукт детской деятельности.
Композиция из лего-конструктора по мотивам сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
Проблема проекта.
Сформировать у детей представление о том, как девочка оказалась в парке и встретила Витю.
Игровая мотивация проекта.
Воспитатель вносит в группу книгу В. Катаева
«Цветик – семицветик» и предлагает детям узнать, как девочка при помощи последнего волшебного лепесточка помогла Вите стать здоровым, сконструировать при помощи лего — конструктора сюжет сказки В.Катава и обыграть его.
Цель проекта.
Обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.Учить детей строить из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Задачи проекта:
-
Расширить представление о разных видах построек: деревьев, цветов, водоемов, животных, каруселей. Учить приводить в движения карусели при помощи моторчиков.
-
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
-
Помогать детям мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
-
Поощрять детей в умении строить из лего — конструктора «Деревьев», «Цветов», «Карусели», «Животных», «Птиц»
-
Оказать помочь в развитии фантазии, конструктивного воображения и умения творчески использовать приобретённые навыки.
-
Сформировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
-
Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
-
Поощрять самостоятельность при работе со схемами.
-
Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
-
Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
-
Прививать чувство бережного отношения к лего-конструктору.
-
Поощрять дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Методы и приемы, использованные в ходе проекта:
-
Метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр тематических презентаций.
-
Проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
-
Словесный метод (беседа, художественное слово, пояснения).
-
Практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и чертежей).
-
Эвристический метод (развитие находчивости и активности).
-
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование игровых обучающих ситуаций, которые содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап. Этап конструирования.
3. Заключительный этап.
Предварительная работа:
1. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
2. Подготовка схем для конструирования «Деревьев», «Цветов», «Каруселей», «Животных», «Птиц»
3. Подготовка сценария драматизации сказки
Подготовительный этап.
В совместной деятельности знакомили детей с художественной литературой, изучали творчество В. Катаева «Цветик – семицветик». Рассматривали иллюстрации к произведению,просмотр мультфильма «Цветик – семицветик».
Основной этап.
Этап конструирования.
Самым интересным этапом работы над проектом было ЛЕГО — конструирование. В совместной деятельности во второй половине дня мы решили с помощью конструктора Лего — создать парк. С детьми рассматривали схемы, распределяли между детьми кто и что делает. Вместе с детьми составили план-схему проведения проекта. Работа началась….
Создание задней стенки постройки
Работа с механизмами и постройка двигателя
Строительство клумб и деревьев в парке
Итоги проекта.
-
Сформированы умения работы с Лего-конструктором.
-
Научились работать по схемам, чертежам.
-
Самостоятельно могут принимать решения, планировать свои
действия.
-
Способны работать в группе, выполняя коллективную работу.
В течение проекта родители воспитанников принимали активное участие в подготовке к Лего-фестивалю. Они подбирали материал, обогащали развивающую среду в соответствии с запланированной деятельностью.
Итог: участие детей в муниципальном Лего-фестивале среди общеобразовательных учреждений г.Челябинска.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475468-proekt-po-lego-konstruirovaniju-po-skazke-v-k