Сюжет и герои сказки жуковского 5 класс

царь никита и сорок его дочерей шуточная нескромная, срамная сказка в стихах александра пушкина, написанная в 1822 году и

«Царь Никита и сорок его дочерей» — шуточная (нескромная, срамная) сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1822 году и долгое время известная лишь по рукописным спискам. Полного автографа сказки не сохранилось, за исключением черновика первых 26 стихов, остальные листы были вырваны из тетради. Полный текст сказки был восстановлен по памяти братом поэта Львом Пушкиным.

Сюжет[править | править код]

У царя Никиты подрастают сорок дочерей, прижитых им от разных матерей. Царевны обладают множеством прекрасных качеств, но не сознают, что лишены важной части тела, которую рассказчик не смеет назвать напрямую. Царь, под угрозой женщинам отрезать языки, «а мужчинам нечто хуже», запрещает подданным упоминать об этом недостатке в присутствие дочерей. Но царевны подрастают и Никита собирает совет для поиска решения проблемы. Один из советников упомянул о ведьме, лечившей различные недуги, по всему свету в её поисках отправлены гонцы. Один из гонцов в тёмном лесу находит избушку ведьмы и сообщает ей о проблеме дочерей царя Никиты. Проколдовав три дня, та добилась от беса ларца с искомыми «грешными вещами всех размеров, всех цветов». Ведьма отобрала сорок лучших из них и передала их в запертом ларце гонцу. Гонец на привале не удержался от любопытства взглянуть на содержимое ларца:

Но лишь отпер он ларец,
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели
И хвостами завертели.

Гонец безуспешно пытается приманить их обратно, но заветные предметы не желают вновь быть запертыми в ларце. Посланник обращается за помощью к встреченной старухе с клюкой и та советует ему, что этих «птичек» можно приманить лишь одним, впрямую не называемым средством:

Ты им только покажи —
Сами все слетят наверно.
«Ну, спасибо!» он сказал…
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели…

Заветные «птички» доставлены царевнам, а царь Никита на радостях задал пир, не забыв наградить ведьму и гонца:

Из кунсткамеры в подарок
Ей послал в спирту огарок,
(Тот, который всех дивил),
Две ехидны, два скелета
Из того же кабинета…
Награжден был и гонец.
Вот и сказочки конец.

Особенностью пушкинской сказки является смешение основных сказочных жанров в её сюжете — волшебной сказки и сказки общественно-бытовой. Все составляющие волшебной сказки — архетипическое число царевен (число сорок часто встречается в сказках многих народов — 40 визирей султана, 40 разбойников Али-Бабы, 40-дневные пиры и прочее), кольцевая композиция с путешествием в лес, ведьма Яга, волшебное средство, — обрамляют шуточный эротический сюжет. Пушкин сделал героями традиционных действующих лиц волшебных сказок — царя, царевен, добра молодца и колдунью, в отличие от большинства эротических, «заветных» сказок, где действующими лицами чаще являются персонажи бытовые — помещики, приказчики, попы, солдаты, крестьяне. Пушкин также усиливает сатирический аспект добавлением современных читателю деталей — подаренным ведьме в награду экспонатом Кунсткамеры, мечтами гонца о пожаловании ему графского достоинства, угрозы ссылкой в Сибирь и прочим. Отличием «Царя Никиты…» от известных ранее «срамных», заветных сказок является отсутствие порнографических описаний и смакования физиологических подробностей, эротические эпизоды поданы кратко, но ясно, без символических, зашифрованных описаний[1].

История создания[править | править код]

Сказка была написана ссыльным Пушкиным в Бессарабии, согласно изысканиям известных пушкиноведов Томашевского и Цявловского — в 20-х числах марта 1822 года. Несколько лет Пушкин хранил в своих бумагах беловой вариант рукописи «Царя Никиты…». В письме к Плетнёву 15 марта 1825 года, обсуждая свой первый сборник стихотворений, готовящихся к печати, Пушкин писал: «60 пиэс! довольно ли будет для I тома? не прислать ли вам для выполнения и „Царя Никиту и сорок его дочерей“». Возможно, что четверостишие, которым заканчивались многие рукописные варианты сказки, ходившие по рукам, было дописано в том же 1825 году[2]:

Многие меня поносят
И теперь пожалуй спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу.

После 1825 года поэт никогда не упоминал эту сказку; тогда же он отказался от авторства других «срамных» стихов наподобие «Гаврилиады». Из хранившейся в архиве Пушкина рукописи были вырваны листы с большей частью сказки, сохранились лишь первые 26 стихов. Большинство позднейших известных вариантов сказки опираются на текст, восстановленный братом поэта Львом Пушкиным по памяти[3][4].

Впрочем, полной уверенности в принадлежности полного текста сказки Александру Пушкину, у пушкиноведов нет. Литераторы, готовившие первые публикации фрагментов сказки со слов Льва Пушкина, в частности — С. А. Соболевский, M. Н. Лонгинов, В. Е. Якушкин, писали в примечаниях к тексту, что сказка не была никогда закончена Александром Пушкиным, оставаясь вплоть до уничтожения лишь в виде множества черновых и не сведённых к единому варианту фрагментов. К настоящему времени пушкиноведы склоняются к тому, что, включая безусловно пушкинские первые 26 стихов из сохранившегося автографа, авторство 76 начальных стихов не подлежит сомнению и подтверждается различными прижизненными списками или устными свидетельствами современников поэта. М. А. Цявловский на полях женевского издания «Царя Никиты…» 1896 года записал после 76 строки: «До сих пор Пушкин. С этой строки запись со слов брата поэта Льва, читавшего наизусть». Другой известный пушкинист С. М. Бонди признавал, что «остальная часть» [не имеющая автографа] сохранилась «в не очень надежных копиях». Но Б. В. Томашевский, готовивший издание сказки в 1918—1922 годах, рассматривал ее целиком как пушкинскую. Очевидно, что в ходе подготовки советского полного академического собрания Цявловский в итоге пришёл к тому же мнению: что, учитывая совокупность всех найденных к 1930-м годам списков поэмы, подлинный пушкинский текст сказки может быть восстановлен по ним с достаточной достоверностью[4][5].

Вероятные источники[править | править код]

В отличие от большинства более поздних сказок Пушкина, сюжет «Царя Никиты…» не имеет прямого источника ни среди народных, ни среди литературных сказок. Среди возможных источников отдельных деталей и мотивов сюжета «Царя Никиты…» пушкиноведы называли как литературные произведения — французские и русские, так и народные — обрядовые песни и славянские народные сказки[6].

В качестве возможных параллелей отдельных деталей сюжета сказки литературоведы называют балладу Жуковского «Двенадцать спящих дев» (там главный герой за время развратной жизни нажил 12 дочерей). В отличие от героя Жуковского, у царя Никиты 40 дочерей, число которых перекликаются также с 40 сыновьями библейского судьи Израиля Авдона и с церковным праздником 40 мучеников, празднуемым в православии 9 марта (пушкиноведы датируют написание пушкинской сказки 20-ми числами марта 1822 года)[7].

Известный пушкинист Томашевский указывал на сказку аббата Вуазенона, стилизованную под арабскую, «Султан Мизапуф и принцесса Гриземина», в которой у двух принцесс пропали их «кольца». Султан в сопровождении священника отправился на поиски, встретившаяся старуха-фея провела путников в «храм колец», где искомые предметы во множестве были развешаны на стенах. Энтони Кросс, профессор Кембриджа, назвал в качестве возможного источника сюжета роман К. Кребийона «Танзаи и Неадарне», в котором главные герои теряют свои половые органы накануне первой брачной ночи. Отец принца Танзаи, подобно царю Никите, собирает совет, а помощь в поисках герою оказывает встреченная в лесу старуха. Ещё одним из потенциально известных Пушкину источников сюжетных ходов сказки является роман Дени Дидро «Нескромные сокровища», в котором султан Мангогул благодаря волшебному перстню получает власть и способность говорить с женскими половыми органами. В одной из глав султан встречает девушку, потерявшую своё «сокровище». Среди российских произведений Левинтон и Охотин называют стихотворения Державина «Шуточное желание» и «Птицелов», в которых присутствуют рассевшиеся по ветвям «птички» и мотив их приманивания[6].

В архиве Пушкина сохранилось множество записей народных песен, из которых большая часть относится к свадебным. В различных вариантах свадебной песни «Чуманиха» присутствует сюжетный ход с выманиванием женского полового органа, спрятавшегося в дупле дерева, схожий с мотивом поимки «птичек» в пушкинской сказке. В целом ряде славянских народных сказок — украинских, сербских, трансильванских цыган — встречаются сюжетные мотивы с поисками героем женских половых органов для семи своих дочерей, с побегом такого органа на ветку дерева из ларца, в котором он был спрятан (распространённый в сказках мотив запрета на проявление любопытства). Доказательств, что Пушкин использовал для «Царя Никиты…» готовый сказочный сюжет, нет, но известно, что в кишинёвский период он активно интересовался южнославянскими фольклорными произведениями[6].

Первые издания[править | править код]

Впервые отдельные строфы из сказки были напечатаны в России С. А. Соболевским в 1858 году, в журнале «Библиографические записки». В том же 1858 году первые 69 строф «Царя Никиты…» были изданы в Лейпциге в сборнике «Собрание стихотворений Пушкина, Рылеева, Лермонтова и других лучших авторов». Близкий к полному пушкинскому оригиналу текст сказки вышел в 1861 году в Лондоне, в сборнике «Русская потаённая литература XIX столетия», предисловие к которому написал Николай Огарёв[8].

Выверенный и снабжённый научным текстологическим комментарием текст сказки впервые вышел во 2-м томе Полного собрания сочинений Пушкина Академии наук СССР в 1949 году[4].

Примечания[править | править код]

  1. Никольский, 2019.
  2. Жаворонков, 1956, с. 102—103.
  3. Жаворонков, 1956, с. 103.
  4. 1 2 3 Домгер, 1987, с. 304—305.
  5. Строганов, 2003, с. 19—20.
  6. 1 2 3 Левинтон, Охотин, 1991.
  7. Левинтон, Охотин, 1991, с. 28.
  8. Бессмертных, 1994, с. 289—290.

Литература[править | править код]

  • Бессмертных Л. В. О некоторых изданиях эротических произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова // Новое литературное обозрение. — 1994. — № 6. — С. 296—305.
  • Домгерр Л. Л. Из истории советского академического издания полного собрания сочинений Пушкина 1937—1949 (материалы и комментарии) // Записки Русской Академической группы в США. — New York: Monastery Press, 1987. — Т. XX. — С. 304—305.
  • Жаворонков А. З. Анекдотическая сказка А. С. Пушкина // Ученые записки Новгородского педагогического института. — Новгород, 1956. — Т. 1, № Выпуск 1. — С. 101—118.
  • Левинтон Г. А., Охотин Н. Г. «Что за дело им — хочу…»: О литературных и фольклорных источниках сказки А. С. Пушкина «Царь Никита и 40 его дочерей» // Литературное обозрение. — 1991. — № 11. — С. 28–35.
  • Никольский Е. В. Жанровое своеобразие и связь с народной прозой сказки А. С. Пушкина «Царь Никита и его сорок дочерей» // Studia Humanitatis. — 2019. — № 4. — ISSN 2308-8079.
  • Строганов М. В. Из комментария к сказке Пушкина «Царь Никита и 40 его дочерей» // III Славянские чтения. — Даугавпилс–Резекне: Даугавпилсский Университет, 2003. — С. 12–22.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

Краткая биография поэта

Родился В. А. Жуковский в 1783 году, 29 января. Он приходится незаконнорожденным сыном помещику А. И. Бунину от Е. Д. Турчаниновой – бывшей пленной турчанки. Фамилию свою Василий получил от крестного отца, который впоследствии усыновил мальчика по просьбе Бунина.

Василий получил хорошее образование, в 18 лет закончил Московский университетский благородный пансион. Печататься как автор он начал рано — еще в 14 лет дебютировал со своим произведением «Мысли о гробнице». В 1808 году Василий Андреевич написал свою знаменитую балладу «Людмила», затем создал еще много замечательных произведений в стихах, а в 1809 году написал прозаическую повесть «Марьина роща».

В конце лета и начале осени 1831 года Жуковский пишет свою интерпретацию сюжета о спящей царевне, а через 2 года на эту же тему создает стихотворное произведение А. С. Пушкин. Чтобы не перепутать эти два разных произведения, в статье будет иногда даваться пояснение – имя автора в скобочках. Узнать, о чем стихотворение сына Бунина, поможет краткое содержание.

«Спящая царевна», Жуковский, завязка произведения

Начинается поэтический рассказ со знакомства читателя с царем Матвеем и его женой, царицей. Прожили они вместе много лет, все было прекрасно, но одно омрачало их союз — не было в семье детей.

И вот однажды пошла грустная царица к ручью, села на его зеленые берега и принялась горько плакать. Но слезы ее не остались безответными, молодую женщину пожалел рак и приполз к ней. Он сказал, чтобы та не печалилась, в эту ночь она забеременеет, а через положенное время родит дочь.

На такую прекрасную весть ответила царица благодарностью, но тот уже исчез. Оказывается, рак был пророком, и его предсказания сбылись. Вот на такой позитивной ноте начинается сказка, а соответственно и ее краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В. А.) продолжается радостным событием – у знатных особ родилась прекрасная малютка. Дальнейшее повествование у двух великих поэтов — Пушкина и Жуковского — разнится. В первом случае мать умерла при родах, во втором – нет. Василий Андреевич рассказывает, что счастливые родители решили позвать на пир волшебниц. Об этом прямо сейчас поведает краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В. А.) — прекрасное произведение, которое будет интересно не только детям, но и взрослым. Итак, малютка была так прекрасна, что даже сложно описать, насколько. И вот в честь рождения красавицы к ней прибыли чародейки.

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.


Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности. С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Предсказания волшебниц

Сначала царь Матвей хотел пригласить 12 волшебниц, было приготовлено столько же блюд – по числу гостей. Но потом выяснилось, что одно пропало. Поэтому царь решил двенадцатую, старую и злую, не звать.

После того как гостьи хорошо посидели, попили-поели, стали одаривать царевну всевозможными радостными предсказаниями. Так как чародейки были волшебницами, все эти прекрасные моменты должны были со временем сбыться. Но, как выяснилось, имелись не только радостные предсказания. После того как 10 волшебниц сказали свое слово, на пир явилась незваная гостья. Что она произнесла, прямо сейчас расскажет краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В.) — сказка, полная чудес и волшебства. Итак, согласно словам злой предсказательницы, девочка должна будет дожить только до пятнадцатилетнего возраста, а на шестнадцатом году – скончаться из-за того, что уколется веретеном. Если проводить анализ этого события и сравнивать произведение Жуковского с поэмой Пушкина, становится понятно, что обеих девушек ждало печальное событие, но первая должна была уколоться веретеном, а вторая – отравиться яблоком.

Оптимистическое пророчество доброй волшебницы

Вот такое пожелание сделала малютке злая колдунья. Но девочке повезло, ведь до этого только 10 чародеек успели предречь ей все самое доброе, а одиннадцатая еще не произнесла волшебных слов. Чтобы сгладить заклятье ведьмы, последняя из приглашенных сказала, что девочка не умрет, а заснет на 300 лет. По истечении этого срока злые чары развеются, и царевна будет жить счастливо до глубокой старости. Все это написал в стихах в своем произведении Жуковский («Спящая царевна»). Главные герои повествования — это не только царь, царица, царевна и две волшебницы, о других читатель узнает чуть позже.

Предсказанье колдуньи сбывается

Услышав, что пожелала его любимой дочке злая колдунья, царь очень расстроился. Он стал плохо есть, спать, а потом издал указ запретить сеять лен, делать из него пряжу, сучить ее при помощи веретена. Этот инструмент старинного рукоделия было запрещено иметь в любом доме. После этого указа Матвей успокоился, и жизнь потекла своим чередом.

Прошло время, царевне исполнилось 15 лет, она стала еще красивее, распустилась, как цветок в мае. Однажды ее родители пошли прогуляться, а юная девушка осталась дома. Ей стало скучно, и она решила осмотреть дворец. Ведь в каких-то помещениях девушка еще никогда не была.

Стала она гулять по хоромам и увидела крутую лестницу, поднялась по ней, а там маленькая коморка. Девушке стало любопытно, она открыла дверь и видит — сидит старая женщина и прядет пряжу. Старушка взяла и протянула девушке веретено, ведь это была та самая колдунья. Тотчас же юная дева уколола руку и уснула. Вот так во дворце появилась спящая царевна. Жуковский, герои которого в этой сказке как положительные, так и отрицательные, далее описывает картину всеобщего сна.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

Другие темы: ← Богатырский скок↑ ВаснецовБаян →

`

Сонное царство

В ту же секунду весь дворец и его обитатели были охвачены всеобщей дремотой. Царь и его жена как стояли на крыльце, прямо там и уснули. Их свита замерла прямо стоя, не выпуская из рук ружей. Хорунжий уснул на коне, животное тоже погрузилось в многолетнюю дремоту. Даже собаки, мухи замерли, да так и остались недвижимыми. Повар как готовил еду, так и остался на кухне. Даже огонь впал в дремоту.

С тех пор в это сонное царство не могла залететь птица, зверь тоже не прошел бы туда. Колючий терн вырос, как высокий забор, дикий бор тоже загородил путь-дорогу.

Прошло 100 лет. За это время некоторые смельчаки, внемля рассказам дедов, пытались найти дворец и царевну, но никто из них назад так и не вернулся, поэтому все бросили отчаянные попытки попасть туда.

Царский сын

Так прошло 300 лет. Как-то молодой царевич разъезжал по лесу со своей свитой и отстал от нее. Оказался он около того заветного бора, встретил старика. Тот рассказал юноше, что слышал еще от своих дедов, что в этих местах стоит царский дворец, в нем спит прекрасная царевна и вот уже 3 века ждет своего спасителя.

Витязь поскакал туда, куда указал старик. Перед юношей дремучий лес распустился, природа была явно рада его появлению – птицы защебетали, ручьи заструились, цветы начали прямо на глазах распускаться. Обо всем этом красиво рассказал в стихах Жуковский.

«Спящая царевна»: главные герои

Помимо самой девушки, есть персонажи, сыгравшие в ее судьбе немалую роль. Это как положительные, так и отрицательные герои. К последней категории можно отнести только одного человека – старую чародейку. Она сотворила злодейство. Отвел ей немалую роль в своем произведении автор, из-за старухи девушка чуть не умерла в расцвете лет, поэтому и дал наименование своему опусу Жуковский — «Спящая царевна». Чему учит этот момент? Что если приглашать гостей, то необходимо подумать, кого именно. Ведь можно обидеть человека, пригласив 11 близких друзей, а двенадцатого – нет. Тогда он может затаить злобу, как это сделала волшебница из сказки.

Но ее чары было суждено развеять царевичу, который является одним из главных положительных героев наряду с девушкой и ее родителями.

Так как основных действующих лиц в данном произведении немного, их легко запомнить. Теперь, если кто-то произнесет: «Жуковский, «Спящая царевна»», главные герои этого стихотворения сразу всплывут у вас в памяти.

Популярные сочинения

  • Сочинение Яшка — верный товарищ (Тихое утро Казакова 7 класс)
    В произведение Казакова Юрия Павловича Тихое утро Яшка является главным героям. В основе этого рассказа лежит реальная ситуация из жизни. Яшка спасает своего друга, Володю
  • Современному школьнику компьютер не заменит друзей — сочинение (рассуждение)
    Все мы сегодня очень легко подключаемся к компьютерам. Почему это так? С одной стороны, потому что через них мы разгружаемся, отдыхаем, а с другой — избегаем неудобств живого общения.
  • Сочинение про Петра I по истории
    Хочу написать о Петре 1,величайшем правителе России. Его по праву называли — Петр Великий. Начал свое правление совместно со сводным братом Иваном 5 и сестрой Софией. Позже стал единственным правителем. Был вначале царем, впоследствии стал императором.

И пали чары

Расколдовать царевну было суждено одному из главных положительных героев – царевичу. Услышав рассказ старика, он не побоялся и отправился искать дворец. Нашел его быстро и удивился, что все, начиная от людей и заканчивая животными и насекомыми, спят.

На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.

Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Василий Жуковский. Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Анализ опуса

О чем он нам говорит? Если в школе ученикам предстоит написать сочинение на тему «Жуковский, «Спящая царевна»», анализ произведения поможет получить отличную отметку. Сначала можно сравнить сюжет со сказкой братьев Гримм, упомянуть, что их история под названием «Спящая красавица» схожа с опусом Жуковского, как и труд Шарля Перро, именующийся «Красавица в спящем лесу». Свое же произведение назвал Жуковский «Спящая царевна». Отзывы тоже помогут глубже понять поэтический труд.

Читателям нравится, что в данном произведении торжествуют отважные герои, побеждают любовь и добро. Принято сравнивать поэтический опус А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, которое создал Жуковский. «Спящая царевна» (отзывы помогут лучше понять структуру произведения) является обязательным стихотворением для внеклассного чтения. Отзывы касаются строения стихотворений, героев, основной сюжетной линии.

У Василия Ивановича сюжет основан на похожих западноевропейских историях, рассказанных ранее братьями Гримм и Шарлем Перро. Но Жуковский русифицировал сказку, он ввел некоторые русские народные черты. Композиция выстроена на последовательно проходящих событиях, описывается каждый период жизни героев, Так, сначала рассказывается, что царь и царевна жили вместе много лет, потом родилась дочь, прошло 15, а после этого еще 300 лет.

Сказка написана в технике четырехстопного хорея с одними мужскими парными рифмами. В этом можно провести аналогию с некоторыми произведениями Пушкина, но у последнего мужские парные чередуются с женскими рифмами.

Сочинения

Жуковский создал замечательную сказку, которая по сюжету похожа на своих собратьев, написанных писателями братьями Грим, однако сказка Жуковского «Спящая царевна» наполнена русскими мотивами.

Жуковский Спящая царевна

Сказка Жуковского «Спящая царевна» в своем кратком содержании повествует нам о добром царе и царице, которые долгое время не могли иметь детей. Царица уже разочаровалась, но, одного дня, гуляя у ручья, увидела она рака, который напророчил ей ребенка, маленькую девочку небывалой красоты. Рак был волшебным, как сказал, так и случилось. Родила царевна красивую девочку. В честь данного события, царь устраивает пир, куда зовет одиннадцать из двенадцати чародеек, а все потому, что у него кто-то украл один набор блюд, а так как осталось всего лишь одиннадцать, он и не пригласил старую, хромую чародейку.

Вот уже все собрались на пир, гуляют, желают девочке добра, счастья. Каждая волшебница стала желать самые наилучшие пожелания, а когда пришел черед одиннадцатой, на пир пришла старая волшебница. Она была злой, поэтому пожелала, чтобы девочка укололась веретеном, когда исполниться шестнадцать. Уколовшись, она должна будет умереть. Но, одиннадцатая волшебница не могла позволить этому случиться, поэтому пожелала, чтобы не умерла царевна, а уснула на триста лет.

Царь с царицей расстроились, стали переживать, а потом царь решает издать закон, чтобы во всем царстве не было ни веретен, и лен никто не сеял. Так и случилось. После этого зажили все, никто не переживал. И вот пятнадцать лет уже девочке. Царь с царицей пошли гулять, а девочка решила прогуляться по замку и нашла заброшенную комнату, где сидела старушка и пряла. Увидев девочку, дала она ей веретено, царевна и укололась. Сразу же все уснули непробудным сном. Уснул весь дворец, вся прислуга, царь с царевной.

Прошло время, замок оброс терновником, да так, что не пробраться. Уже все и позабыли о таком царе Матвее, но, старики рассказывали легенды о спящей царевне и находились смелые ребята, которые отправлялись на поиски дворца, но так и не вернулся никто. После нескольких случаев и вовсе перестали туда ходить. Так и триста лет прошло. Однажды в окрестностях заброшенного замка гулял царевич, который и узнал о спящей царевне. Далее в книге Жуковского «Спящая царевна», говорится о том, что царевич решился пойти на поиски спящей царевны и он отправился, несмотря ни на что. Когда ехал царевич, терновник и заросли расступались, колючки покрывались цветами. Он отыскал царевну во дворце и разбудил поцелуем. Сразу проснулась царевна, а с ней и весь двор. В комнату вбежали царь с царицей и объявили, что вскоре будут играть свадьбу.

Жуковский Спящая царевна анализ

Познакомившись со сказкой Жуковского «Спящая царевна» в своем анализе хочу отметить то, что это произведение читается легко и просто запоминается. Начав читать, оторваться невозможно, так как начинаешь переживать уже с первых строчек. Сначала жалко царя с царицей, так как очень хочется, чтобы у них появились дети, и, не успев порадоваться за царицу, когда она родила дочь, как вновь пришло несчастье в образе злой волшебницы, которая предсказала девочке смерть в юности. Вновь переживаешь. И вот писатель вновь дарит нам надежду, когда указом царя запрещает прясть всем, кто проживает в царстве. Каждый читатель думает, что беда миновала, но злая старуха все-таки сумела добиться своего. Но, не умерла девочка, а уснула. Да спала, пока прекрасный принц не пришел, и не разбудил ее.

Это замечательная сказка, которая имеет счастливый финал. Весь сюжет окутан волшебство и надеждой на светлое будущее, которое все-таки настало.

Спящая царевна Жуковский главные герои

В сказке «Спящая царевна» Жуковского много главных героев, среди которых не обошлось и без отрицательных. Так, роль отрицательного героя сыграла злая старуха, которая была косой и хромой. Ей не суждено было попасть на пир, за что она и отомстила, наслав на ребенка проклятье, а это значит, что не было в ее сердце ни капли жалости, ведь сумела пожелала она смерть ни в чем не повинной малышке.

Но, здесь положительные герои все исправляют. Так к положительным героям можно отнести царя с царицей, царевну, одиннадцать волшебниц, которые имели доброе сердце и желали только счастья девочке, красоты, богатой, веселой жизни, а последняя сумела отвести беду, пожелав исправить и изменить проклятье старой волшебницы. Так, девочка не умерла, а проснулась и в конце повествования появляется еще один положительный герой в образе царевича, который и расколдовал царевну.

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу  оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся  наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями  и образами, свойственными типичному национальному народу.

4 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Учитель истории Зощенко

    Учитель истории называл мальчика не так как других учеников, а произносил его имя пренебрежительным, визжащим тоном. И одноклассники тоже передразнивали. Мальчику было это очень неприятно. Но он не знал, как поступить.

  • 9 класс ОГЭ

    Школьные сочинения для 9 класса и ОГЭ

  • Характеристика Ленского и Ольги сочинение

    Одни из основных героев романа в стихах «Евгений Онегин» Ленский и Ольга предстают как противопоставление Онегину и Татьяне. Сюжетная линия Ленский – Ольга призвана раскрыть больше все черты центральных героев.

  • Анализ произведения Миргород Гоголя (сборника)

    Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 класс

    Основные отличительные черты семьи Ростовых – эмоциональность, открытость, душевное тепло. Это олицетворение Москвы – хлебосольство, гостеприимность, радушие. И Наташа соединяет в себе все «ростовские» детали

Урок 20. Тема. «Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и народной сказки»

Цели урока:

1. обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

2. развивающие: 

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

3. воспитывающие: 

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопрос: История создания сказки

Ход урока

     1. Орг. Момент

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить, поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

     2. Вступительная беседа. (1 СЛАЙД)

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книжки. Первые книжки, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир полный волшебства. И став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

— Ребята, любите ли вы читать сказки? 

— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор? (2 СЛАЙД)

     3.  Сообщение темы и цели урока.

Создание проблемной ситуации. 

-Ребята, а что такое состязание? (Соревнование в чём-нибудь)

 (3 СЛАЙД)  -А вы знаете, что В. А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Спящая царевна»,  а А.С. Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? 

Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение. 

Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке, мы должны будем найти сходные и различные черты сказки и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение).

4. Анализ содержания сказки

— Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

   Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. 

   — Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (4 СЛАЙД)

(Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)

   Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

— Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда

 · Столкновение с волшебной силой

 · Существование какого-либо запрета

 · Волшебные персонажи

 · Волшебные предметы

 · Символы

— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? (5 СЛАЙД)

Пророчество рака

Предсказания чародеек

Заколдованный сон

Пробуждение

— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

— Почему автор называет рака пророком? (Пророк — предсказатель будущего).

— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? 

— Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? 

(Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)

 – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

— Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

5. Физминутка

— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон? 

— Кто же разбудил спящую царевну?

— От кого он узнал о спящей царевне?

— Что поведал ему старик? Прочитайте.

— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

Опасен путь, всякий, кто попадал в лес – погибал, но не испугался царский сын, а … «вспыхнул, шпоры втиснул в коня, стрелой помчался в одно мгновенье».

И перед ним расступился лес неприступный, страшный, вместо терновника — кусты молодые с розами. Как будто его ждали. Он достоин красавицы. Именно он. Хотя много смельчаков «по сказанью стариков» в лес брались сходить. Даже бились об заклад. И ходили – но назад не пришел никто. «С тех пор ни старик, ни молодой за царевной ни ногой». Почему? Страшно.

А ему было страшно?. «И ничто не страшно в нём». Сомнение какое-то, растерянность, нерешительность были. Но не страх. Но … Послушайте цитату А. Макаренко о храбрости: «Храбрый – это не тот, который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете идти на смерть под пули, под снаряды это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь» (из книги «Энциклопедия русской мудрости». Показ книги и рекомендации учителя). (6 СЛАЙД)

Царский сын вроде бы подвига, как в русских народных сказках и былинах не совершал, боя со Змеем Горынычем или былинным Соловьем-Разбойником не было, или с ратью вражеской. Но автор считает его храбрым мужчиной, отважным героем.

— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем  описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

 — Описание природы – это пейзаж.  В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае  пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

— Прочитайте описание портрета царевны.

— Какой же была царевна?

— Как заканчивается сказка?

— Что же побеждает в этой сказке?

— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

— Какова  же главная мысль сказки? (Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

6. Итог урока.

— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?

      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был.», концовка: «Свадьба, пир, и я там был.»

      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.

      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор

(7 СЛАЙД)

Сходство    Различие       

Идея-добро побеждает зло    Автор       

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)    Более разнообразные приключения.       

Построение: зачин, действия, концовка.    Стихотворная речь       

Употребление устойчивых выражений    Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, « авторские «эпитеты»)       

Волшебные «заколдованные предметы    Жанр     

7. Рефлексия:  (8 СЛАЙД)

А.С. Пушкин говорил:

 Сказка – ложь, да в ней намек,

 Добрым молодцам урок.

 – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что, может, было, а, может быть, и нет.

Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,

Конец у них счастливый, недолгая беда. 

А то, что необычно, и то, что невозможно,

Обычным и возможным становится всегда. 

        Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

8. Домашнее задание. Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным и оформите из в виде книжки-малышки с иллюстрациями.

Просмотр содержимого документа

«мой урок»

  • Сэт или сет как правильно пишется
  • Сэндвич панели как пишется через дефис или нет
  • Сюжет 4 сезона рассказ служанки
  • Сюжет для сказки для детей
  • Сэкономленные деньги как пишется правильно