- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Остров Борнгольм Карамзина
На рубеже XVII и XIX веков в русской литературе происходит становление разных литературных направлений. Произведение Николая Карамзина открывает читателю формирование предромантизма. «Остров Борнгольм» был издан в 1793 году, в первом томе альманаха под названием «Аглая». В основу повести были положены реальные впечатления писателя после морского путешествия 1790 года. Эта повесть продолжает тематику «Писем русского путешественника», в тексте присутствует отсылка к ним. Однако, здесь Карамзина больше волнуют события Французской революции – эти переживания незримо присутствуют глубоким личностным кризисом автора. Поэтому повесть пропитана атмосферой тайн и загадок.
Безусловно, жанровая принадлежность произведения – романтизм, ведь здесь идет речь о любви. Изображение преступной страсти характерна для ранней романтической традиции Запада.
Сюжет повести завязан на авторе-путешественнике, который возвращаясь домой случайно оказался на датском острове. Он становится свидетелем горьких страданий разлученной молодой пары. Юноша погибает от любви в городе Гревзенд. А девушка заточена отцом за эту незаконную страсть в темнице на острове Борнгольм. О причинах разлуки в повести не упоминается. Очевидно, что их отношения порицаются общественными нормами морали, скорее всего виной этому кровнородственная связь.
Тематика повести – преступная любовь между родственниками. По признанию героя повести – предмет его любви осуждают законы. То есть нравственные законы разрушили отношения молодых людей.
Герои повести описаны довольно скудно. Повествование идет от лица путешественника из России, который достиг конечной точки – Англии и благополучно возвращается на родину. Все изображенное в повести пропущено через сознание путешественника. Он глубоко переживает горе вместе с несчастными юношей и девушкой, он полон сострадания к этой паре. О его имени и возрасте нет никаких сведений.
Влюбленный юноша – бледный и худой, больше похожий на привидение, чем на человека. Юноша настолько сильно переживает душевную боль, что не замечает ничего вокруг, даже путешественника-рассказчика. Его мысли сосредоточены на любимой, находящейся на острове Борнгольм. Молодой человек умеет играть на гитаре и петь.
Узница – молодая женщина в черном платье. Она выглядит крайне измученной, она страдает, постоянно ощущая свою вину. В отличие от юноши, который считает, что он не виноват ни в чем.
Капитан корабля «Британия» – ответственный и сердечный человек, беспокоящийся о комфорте своих пассажиров.
Старец из замка – судя по всему, давно не общался с новыми людьми, но старается быть приветливым и гостеприимным хозяином. Это очень умный, и религиозный человек – прежде всего он начинает говорить о пользе принятии христианства.
Композиция повести пунктирная, он как бы разорвана на части. Структуру произведения составляют определенные повествовательные фрагменты. Каждый новый эпизод только усиливает и нагнетает содержание повести.
2 вариант
Жанровая принадлежность произведения – романтизм. Автор описывает отношения между мужчиной и женщиной.
Рассказчиком выступает опытный путешественник, который возвращаясь домой, оказался на датском острове. Там он увидел печальную картину. Путешественник видит молодую пару. Девушка находится в заточении в замке. Парень же поет очень печальную песню. Вид его измученный и даже напоминающий болезненное состояние.
Автор не раскрывает причину, по которой у молодых людей все так печально сложилось. Нам абсолютно неизвестно, что являлось толчком к осуждению девушки. Судьбы героев покрыты тайны, нам не узнать деталей. Однако, несмотря на это, автор детально передает эмоциональный фон, из которого можно понять, что отношения пары основываются на крепкой взаимной любви. Между парнем и девушкой есть сильнейшая страсть. Можно понять, что общество порицает и запрещает их отношения. Нормы морали выступают против этого.
Писатель показывает нам, что девушка уже смирилась со своей участью. Она прекрасно понимает, что никогда не обретет счастья с возлюбленным, так как им не позволят быть вместе. Парень же совсем другого мнения. Он совершенно не согласен с тем, что их любовь считается преступной и находится под запретом. Молодой человек очень удручен, испытывает сильнейшую внутреннюю боль. Он не собирается смиряться с тем приговором, который был вынесен их паре. За преступление молодых людей карает хозяин замка, вероятнее всего, это отец молодой пары. Теперь можно догадаться, что молодой человек и девушка являются родственниками. Вероятнее всего, именно этот факт является причиной запрета и порицания связи молодых людей. Находясь в родстве, они не имеют права вступать в любовные отношения.
Повесть переполнена символическими элементами, к которым относятся: небо и море, сон и явь, любовь со страстью. Примечательно, что эмоциональное напряжение в произведении связывается с окружающим миром, с пейзажами и фонами. Все подчеркивает страсть.
Автор проводит психологический анализ состояния молодых людей, их отца и общества. Человеческие взаимоотношения подвергаются тщательному пересмотру. Особенно, когда дело касается чего-то, нарушающего установленный порядок. Здесь описываются противоречия, которые свойственны героям. Автор показывает, что человек может управлять своими эмоциями и состоянием. В противном случае он подвергает себя и окружающих серьезным проблемам.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Остров Борнгольм Карамзина
Популярные сегодня темы
- Новаторство поэзии Маяковского (в лирике, творчестве) сочинение
Маяковский Владимир Владимирович — оставивший свой след в истории русский поэт, новатор и одна из самых значительных персон в русской и советской литературы и поэзии 20 века.
- Интересные факты о Ломоносове
Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье. В детском возрасте очень любил рыбалку и часто помогал отцу в это промысле. Мать его умерла рано, и воспитанием занимался отец.
- Характеристика главных героев рассказа Экспонат номер Васильева
Вся образная система рассказа Бориса Васильева строится вокруг главной героини Анны Федотовны. Ее материнскими глазами читатель видит уходящего на войну сына Игоря, вместе с ней читает
- История Маши Мироновой по повести Капитанская дочка
Повесть Капитанская дочка является одной из самых глубоких и осмысленных. В ней рассказывается большое количество важных моментов, которые имеют значение для героев, а также могут научить и рассказать
- Сочинение Анализ рассказа Бывшие люди Горького
Рассказ Алексея Максимовича «Бывшие люди», написан был в 1897 году, о жизненных ситуациях людей. Своим произведением поэт передает душевные переживания читателю о жизни «бывших людей»
28 января 1897 года родился писатель Валентин Катаев.
Личное дело
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) родился в Одессе в семье преподавателя епархиального училища Петра Васильевича Катаева. Мать Евгения Ивановна Бачей — была дочерью генерала Ивана Бачея и происходила из полтавских мелкопоместных дворян. Когда Валентину было шесть лет, у Катаевых родился еще один сын — Евгений. Вскоре после его рождения мать умерла от воспаления легких, после чего детей помогала воспитывать ее сестра, заменившая осиротевшим детям мать. Отец Катаева был очень образованным человеком. В семье была огромная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, а также много исторической и справочной литературы, в том числе «История государства Российского» и энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Любовь к русской классической литературе Валентину с детства была привита родителями, любившими читать вслух.
Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и уже в детстве был уверен, что станет писателем. Образцов этого самого раннего творчества Катаева не сохранилось. Его первой публикацией стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник» — официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В последующие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более двадцати пяти стихотворений Катаева. После «Осени» он также стал публиковаться в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье». В газеты и журналы он тянул с собой брата, возможно, пытаясь и его пристрастить к писательству, что спустя годы удалось. « «Женька, идем в редакцию! » — кричал Валя. «Я ревел, — вспоминал Петров, предполагая: — Он водил меня потому, что ему одному идти было страшно»».
За стихами последовала проза. В 1912 году в том же «Одесском вестнике» публикуются первые небольшие юмористические рассказы Катаева. Отдельными изданиями выходят два его более объемных рассказа — «Пробуждение» и «Темная личность». В первом из них описывался отход молодого человека от идей революции под влиянием вспыхнувшей в нем любви к девушке, а во втором сатирически изображались Александр Куприн, Аркадий Аверченко и Михаил Корнфельд.
Катаев с 1905 по 1914 годы учился в 5-я одесской гимназии, которую не закончил в связи с началом Первой мировой войны. Незадолго до нее он познакомился с писателями Александром Федоровым и Иваном Буниным, которые стали его первыми литературными учителями. В эти же годы Катаев подружился с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. Эта дружба положила начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.
В 1915 году Катаев, не окончив гимназию, пошел на фронт добровольцем- вольноопределяющимся. Начал службу рядовым на артиллерийской батарее под Сморгонью, был младшим чином на артиллерийской батарее — канониром, затем получил нашивки бомбардира, затем младшего фейерверкера, через год был произведен в прапорщики. За время участия в боевых действиях был дважды ранен, попал под отравляющие газы. Был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». В декабре 1916 года поступил в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 года, после ранения в бедро, полученного на румынском фронте, был отправлен в госпиталь в Одессе.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он уже не успел, и в октябре был демобилизован прапорщиком.
Даже на войне Катаев не оставлял занятия литературой. В прессе появляются его рассказы и очерки, посвященные фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», напечатанный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первой публикацией Катаева в столичной печати.
В Одессе в те годы действовало объединение поэтов «Зеленая лампа», в литературных встречах участвовали молодые одесские литераторы, в том числе Эдуард Багрицкий, Леонид Нежданов, Юрий Олеша, Анатолий Фиолетов, Зинаида Шишова. Чуть позднее присоединились к кружку Алексей Толстой и его жена — поэтесса Наталья Крандиевская. Активным участником «Зеленой лампы» стал и Валентин Катаев.
По официальной советской версии и его собственным воспоминаниям («Почти дневник»), Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует версия, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, тесно общавшихся с Катаевым в одесский период его жизни.
Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после выхода из одесского госпиталя, Катаев вступил в вооруженные силы гетмана П. П. Скоропадского, а после появления к северу от Одессы большевиков, в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию в чине подпоручика. Служил артиллеристом на легком бронепоезде «Новороссия» Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), был командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.
В самом начале 1920 года, еще до начала отступления деникинцев, Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке, откуда был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, все еще больного тифом, домой.
Когда к середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа, красные уже заняли Одессу, и он подключился к подпольному офицерскому заговору по подготовке встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Главной задачей подпольной группы был захват маяка для поддержки десанта, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Один из заговорщиков Виктор Федоров — сын дружественного Катаевым писателя А. М. Федорова — устроился работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Агент ЧК предложил Федорову крупную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Федоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала ее участников и в том числе Валентина Катаева Заодно был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.
За Виктора Федорова заступился Григорий Котовский, которого А. М. Федоров в 1916 году спас от смертной казни через повешение. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. В итоге Виктор Федоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были отпущены.
Валентина Катаева спасла невероятная случайность. В одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист Яков Бельский. На одном из допросов он узнал Катаева, которого запомнил в 1919 году на большевистских выступлениях в Одессе (по другой версии — на литературных встречах одесского общества поэтов). Бельский поспособствовал освобождению писателя.
В сентябре 1920 года после полугода заключения Валентин Катаев и его брат вышли из тюрьмы. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.
После освобождения Валентин Катаев, по официальной версии, участвовал в гражданской войне в частях красной армии в качестве командира батареи. Впечатления о том периоде жизни он отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне».
Из армии он был отозван для работы в одесском отделении бюро украинской печати. В «Записках» Катаев вспоминал: «Поэты писали для плакатов четверостишия, которые читали все, начиная от попавшего в переделку фабриканта, кончая кухаркой, идущей записываться в профессиональный союз». Катаев возглавил «Окна сатиры» одесского отделения РОСТА, публиковал фельетоны, стихотворные подписи, писал рассказы.
В 1921 году Катаев перебрался в Харьков, где работал в местной прессе вместе с Юрием Олешей. Они снимали одну квартиру на двоих.
В 1922 году переехал в Москву, где вскоре начал работать в газете «Гудок», при этом в качестве «злободневного» юмориста сотрудничая со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».
В 1926 году вышла посвященная борьбе с мещанством его повесть «Растратчики», в 1928 – на ту же тему комедия «Квадратура круга».
Творческие командировки, ознакомление с новыми индустриальными гигантами на месте были традиционными для писательского быта тех лет. Катаев, побывав на Магнитострое, в 1932 году выпустил «производственный» роман «Время, вперед!».
Широкую известность писателю принесла вышедшая в 1936 году повесть «Белеет парус одинокий» о революционных событиях 1905 года в Одессе. Уже через год она была экранизирована. Позднее повесть стала первой частью тетралогии «Волны Черного моря». В 1939 году писатель был награжден первым орденом Ленина.
Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Впечатления военного времени отразились в его повести «Сын полка» о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. За эту книгу, написанную в конце войны, он в 1946 году получил Сталинскую премию.
После войны Катаев стал много пить, у него случались многодневные запои. В 1948 году это едва не привело к разводу с женой, после чего он объявил ей, что бросает пить.
В том же году продолжил «Белеет парус одинокий» повестью «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы»), после вышли «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960—1961). Позднее все эти четыре произведения издавались как единая эпопея «Волны Черного моря».
В 1955 году Катаев стал основателем и первым главным редактором нового литературно-художественного иллюстрированного журнала для молодежи «Юность» и возглавлял его на протяжении шести лет. Он делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов и публиковал много произведений, сильно отличающихся от сложившихся литературных стереотипов «социалистического реализма». На страницах «Юности» были опубликованы повести Анатолия Гладилина, Василия Аксенова и других. «Во времена моей литературной молодости самым многотиражным и популярным считался, конечно, журнал «Юность». Его главный редактор Валентин Катаев — блистательный стилист, умный и расчетливый человек, был кумиром левой молодежи. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Аксенов, Гладилин, Амлинский — не без основания считали журнал своим домом, а Катаева отцом родным, называя его уважительно и почти душевно: «Валюн»», — вспоминал Станислав Куняев. Журнал быстро стал одним из ведущих периодических изданий страны, а его тираж поднялся со ста пятидесяти тысяч до миллиона.
Считается, что Катаев был в 1961 году снят с должности главреда «Юности» за публикацию романа «Звездный билет» Василия Аксенова. Хотя, по свидетельству самого Аксенова, Катаев сам отошел от работы еще раньше, и не имел прямого отношения к этой публикации. По воспоминаниям вдовы Катаева Эстер, ему «надоело биться с цензурой за каждую вещь, решать проблемы с бумагой — он хотел писать, в нем так и клокотало все. В конце концов ему эта журнальная лямка надоела, и он просто перестал приезжать на работу. Но и тогда его целый год числили главным редактором, пока не поняли, что он ушел из журнала бесповоротно».
После ухода из «Юности» Катаев начал писать днями напролет. В 1964 выходит его публицистическая повесть «Маленькая железная дверь в стене». Начиная с этого произведения, писатель меняет манеру и тематику. Свой новый стиль он назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его прилизанности официальной советской литературы.
В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1974).
В 1974 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Широкий резонанс и множественные комментарии вызвал вышедший в 1978 году роман «Алмазный мой венец». В нем Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имен. Книга посвящена наиболее замечательным из его современников-писателей, в том числе — Ильфу, Петрову, Булгакову, Бабелю, Мандельштаму, Пастернаку, Маяковскому. Все они фигурируют под прозвищами — друг, брат, синеглазый, конармеец, щелкунчик, мулат, Командор.
После выходят наделавшая много шума повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим» (1982), «Сухой лиман» (1984), «Спящий» (1985).
Последние тридцать лет писатель жил на даче в Переделкино. В конце жизни страдал онкологическим заболеванием, перенес операцию по удалению раковой опухоли.
Валентин Катаев умер 12 апреля 1986 года на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Валентин Катаев. 1916г.
Чем знаменит
Валентин Катаев в истории советской литературы фигура противоречивая. Один из талантливейших советских писателей, автор знаменитых повестей «Белеет парус одинокий» и «Сын полка», а также сказки «Цветик-семицветик». Всего же Катаев написал около 25 романов и повестей, множество рассказов, сказок, эссе, пьес и сценариев. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов.
Современники, отмечавшие яркость и сочность его прозы, при этом считали его несравненным «удачником» и приспособленцем, обласканным властью, отмечали его грубость и цинизм.
Художник Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, отмечал, что в нем странным образом «сочетались два совершенно разных человека»: «Один — тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы, пишущий на редкость выразительным, доходчивым, прозрачным литературным языком. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка — разнузданный, бесцеремонно, а то и довольно цинично пренебрегающий общепринятыми правилами приличия самодур».
Как отмечал литератор Олег Волков, «в среде советских литераторов, где трудно выделиться угодничеством и изъявлениями преданности партии, Катаев все же превзошел своих коллег». Благодаря хорошему пониманию «социального заказа» со стороны коммунистической партии, Катаев «обрел все земные блага, о которых мечтал: высокое положение и звание, известность, богатство, заграничные путешествия, недоступные простым смертным».
Помимо Сталинской премии за повесть «Сын полка», писатель был награжден тремя орденами Ленина, двумя — Трудового Красного Знамени, а также орденами Октябрьской Революции и Дружбы народов.
При этом даже критики отмечали, что «к огорчению всех благородных и порядочных людей <…> дару Катаева ничего не вредило».
После смерти Сталина в творчестве Катаева произошел значительный перелом. По мнению поэта Дмитрия Быкова, «ничего выше, чем его поздняя «мовистская» проза, в Советском Союзе времен так называемого застоя не печаталось».
О чем надо знать
Младший брат Валентина Катаева — Евгений Петров — тоже стал известным писателем. В соавторстве с Ильфом он написал знаменитые произведения «12 стульев» и «Золотой теленок».
Имя Евгений получил в честь матери, а фамилию-псевдоним взял по имени отца.
По воспоминаниям современников, именно Катаев приобщил брата к писательскому труду. «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили. . . «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку», — вспоминала жена Катаева.
Он упрашивал брата стать литератором, а тот упирался, уверяя, что у него не получится. В «Алмазном венце» Катаев вспоминал сказанное брату:
«»Ты что же это? Рассчитываешь сидеть у меня на шее со своим нищенским жалованьем?». И тот за час, «стиснув зубы», написал отличный рассказ и тихо сказал: «Подавись!»»
Приход Петрова в литературу упоминала и Надежда Мандельштам: «Приехал из Одессы устраиваться в уголовный розыск, но, по совету старшего брата, стал писателем».
Именно Валентин Катаев предложил Ильфу и Петрову тему для романа «12 стульев», сказав: «Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти».
Прямая речь
Иван Бунин о Валентине Катаева («Окаянные дни»): «Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»»
Яков Лурье о приспособленчестве Валентина Катаева: «Разразилась революция, и Катаев — вместе с Багрицким и Олешей — стал сугубо революционным поэтом; началась гражданская война, Одессу заняли белые — позиция Катаева соответственно изменилась; окончательно победили красные — и Катаев осознал себя «сыном Революции», почти большевиком, и сохранил эту позицию до старости».
Поэт Дмитрий Быков о Валентине Катаеве: «Позднего Катаева я стал читать раньше, чем классического, — в доме выписывали «Новый мир», и «Алмазный мой венец» я прочел в десять лет, еще до того, как в пятом классе прошли «Белеет парус одинокий». Так что хрестоматийным и скучным автором он не был для меня ни секунды. Раскрепощенная, поздняя его манера (другому, боюсь, ничего подобного не позволили бы — да у другого и пороху бы не хватило) на фоне тогдашней прозы, да и жизни, выглядела откровением. Он надолго стал моим любимым писателем, и его фрагментарные, сновидческие сочинения, с волшебной отчетливостью описаний, стихами в строчку и невыносимой тоской по уходящему времени, — раз и навсегда доказали мне, что традиционному реализму в конце двадцатого века делать нечего».
Что мне Англия, Польша и Франция!
Пули, войте и, ветер, вей.
Надоело мотаться по станциям
В бронированной башне своей.
Что мне белое, синее, алое, —
Если ночью в несметных звездах
Пламена полноты небывалые
Голубеют в спиртовых снегах.
Ни крестом, ни рубахой фланелевой
Вам свободы моей не купить.
Надоело деревни расстреливать
И в упор водокачки громить.
(Валентин Катаев, 1918 год)
9 фактов о Валентине Катаеве
- Главному и во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери.
- Образование Катаева из-за участия в Первой мировой и Гражданской войне и необходимости физического выживания так и осталось неоконченным гимназическим.
- На фронте, попав под газовую атаку, Катаев надышался фосгеном. К счастью, легкие не пострадали, были задеты лишь бронхи и он выжил. Однако от фосгена голос Катаева навсегда приобрел надтреснутую хрипотцу.
- С первым офицерским чином Катаев получил не передающееся по наследству личное дворянство.
- Своим единственным и главным учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — именно так обычно он обращался к Бунину в письмах.
- Катаев очень любил Осипа Мандельштама и восхищался им как поэтом. Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях рассказывает, что летом 1937 года Катаев помогал им деньгами, а осенью того же года на своей квартире организовал встречу нелегально приехавшего в Москву Мандельштама с Фадеевым. В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова, в котором предлагалось «решить вопрос о О. Э. Мандельштаме» за его «похабные и клеветнические» стихи, Валентин Катаев назван как выступавший «остро и открыто» в защиту Мандельштама.
- Катаев совместно с Ильей Ильфом и Евгением Петровым были авторами сценария фильма «Цирк», но все трое сняли свои фамилии из титров фильма из-за изменений, внесенных в сценарий режиссером Григорием Александровым.
- Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался ценителем поэзии. Некоторые его произведения названы строками из стихотворений: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтова), «Время, вперед!» (В. В. Маяковского), «Уже написан Вертер» (Б. Л. Пастернака). При этом ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло. В конце жизни он собрал все свои сохранившиеся стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов.
- Катаев был женат на Эстер Катаевой (урожденной Бреннер). «Это был изумительный брак», — сказала о нем близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке родилось двое детей — Евгения Катаева и Павел Катаев.
Материалы о Валентине Катаеве:
Катаев Валентин Петрович. Биография.
Шаргунов Сергей. «Катаев. «Погоня за вечной весной»»
В краю непуганых идиотов. Лурье Яков Соломонович
«Семицветик». Эссе Дмитрия Быкова о Катаеве.
Интервью Дмитрия Быкова со вдовой Валентина Катаева Эстер
Статья о Валентине Катаеве в Википедии
Главные герои
Ваня Солнцев – мальчик 12 лет, сирота, которого нашли разведчики. Стал «сыном полка», а затем был зачислен в суворовское училище. Разведчики дали ему прозвище «пастушок».
Капитан Енакиев – мужчина 32-х лет, командир батареи. Хотел усыновить Ваню, но был убит во время сражения.
Ефрейтор Биденко – разведчик, до войны был донбасским шахтером, «костистый великан». Вместе с Егоровым и Горбуновым подобрали Ваню в лесу.
Сын полка — Катаев Валентин Петрович — Страница 1
Валентин Петрович Катаев.
Сын полка.
Посвящается Жене и Павлику Катаевым
Это многих славных путь.
Некрасов
Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Свыше тридцати лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу.
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сея. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но советский народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле.
Повесть «Сын полка» вернёт тебя, юный читатель, к трудным, но героическим событиям военных лет, о которых ты знаешь лишь по учебникам и рассказам старших. Она поможет тебе увидеть эти события как бы своими глазами.
Ты узнаешь о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вместе с ним ты пройдёшь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя победы над врагом. Ты познакомишься с замечательными людьми — воинами нашей армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего советского человека. И, прочитав повесть, ты, конечно, поймёшь, что подвиг — это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.
Повесть «Сын полка» написал большой советский художник, замечательный мастер слова. Ты прочтёшь её с интересом и волнением, ибо это правдивая, увлекательная и яркая книга.
Произведения Валентина Петровича Катаева знают и любят миллионы читателей. Наверное, и ты знаешь его книги «Белеет парус одинокий», «Я — сын трудового народа», «Хуторок в степи», «За власть Советов»… А если и не знаешь, то обязательно встретишься с ними — это будет хорошая и радостная встреча.
Книги В. Катаева расскажут тебе о славных революционных делах нашего народа, о героической юности твоих отцов и матерей, научат ещё больше любить нашу прекрасную Родину — Страну Советов.
Сергей Баруздин
1
Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.
Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.
Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.
И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли ещё что!
Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.
Работа была трудная, очень опасная. Почти всё время пробирались ползком. Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями.
Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.
Но самое тяжёлое было то, что ни разу не удалось покурить. А, как известно, солдату легче обойтись без еды и без сна, чем без затяжки добрым, крепким табачком. И, как на грех, все три солдата были заядлые курильщики. Так что, хотя боевое задание было выполнено как нельзя лучше и в сумке у старшого лежала карта, на которой с большой точностью было отмечено более десятка основательно разведанных немецких батарей, разведчики чувствовали себя раздражёнными, злыми.
Чем ближе было до своего переднего края, тем сильнее хотелось курить. В подобных случаях, как известно, хорошо помогает крепкое словечко или весёлая шутка. Но обстановка требовала полной тишины. Нельзя было не только переброситься словечком — даже высморкаться или кашлянуть: каждый звук раздавался в лесу необыкновенно громко.
Луна тоже сильно мешала. Идти приходилось очень медленно, гуськом, метрах в тринадцати друг от друга, стараясь не попадать в полосы лунного света, и через каждые пять шагов останавливаться и прислушиваться.
Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд — все двигались вперёд; покажет назад — все медленно пятились назад.
Хотя до переднего края уже оставалось не больше двух километров, разведчики продолжали идти всё так же осторожно, осмотрительно, как и раньше. Пожалуй, теперь они шли ещё осторожнее, останавливались чаще.
Они вступили в самую опасную часть своего пути.
Вчера вечером, когда они вышли в разведку, здесь ещё были глубокие немецкие тылы. Но обстановка изменилась. Днём, после боя, немцы отступили. И теперь здесь, в этом лесу, по-видимому, было пусто. Но это могло только так казаться. Возможно, что немцы оставили здесь своих автоматчиков. Каждую минуту можно было наскочить на засаду. Конечно, разведчики — хотя их было только трое — не боялись засады. Они были осторожны, опытны и в любой миг готовы принять бой. У каждого был автомат, много патронов и по четыре ручных гранаты. Но в том-то и дело, что бой принимать нельзя было никак. Задача заключалась в том, чтобы как можно тише и незаметнее перейти на свою сторону и поскорее доставить командиру взвода управления драгоценную карту с засечёнными немецкими батареями. От этого в значительной степени зависел успех завтрашнего боя. Всё вокруг было необыкновенно тихо. Это был редкий час затишья. Если не считать нескольких далёких пушечных выстрелов да коротенькой пулемётной очереди где-то в стороне, то можно было подумать, что в мире нет никакой войны.
Однако бывалый солдат сразу заметил бы тысячи признаков того, что именно здесь, в этом тихом, глухом месте, и притаилась война.
Красный телефонный шнур, незаметно скользнувший под ногой, говорил, что где-то недалеко — неприятельский командный пункт или застава. Несколько сломанных осин и помятый кустарник не оставляли сомнения в том, что недавно здесь прошёл танк или самоходное орудие, а слабый, не успевший выветриться, особый, чужой запах искусственного бензина и горячего масла показывал, что этот танк или самоходное орудие были немецкими.
В некоторых местах, тщательно обложенных еловыми ветками, стояли, как поленницы дров, штабеля мин или артиллерийских снарядов. Но так как не было известно, брошены ли они или специально приготовлены к завтрашнему бою, то мимо этих штабелей нужно было пробираться с особенной осторожностью.
Краткое содержание
Глава 1
Три разведчика возвращались осенней ночью через сырой холодный лес. Неожиданно они обнаружили в небольшом окопчике бредившего во сне, что-то бормочущего мальчика. Ребенок проснулся и, резко вскочив, выхватил «откуда-то большой отточенный гвоздь». Один из разведчиков – сержант Егоров – успокоил его, сказав, что они «свои».
Глава 2
Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, «был храбр», но «при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как подобает хорошему артиллеристу».
Глава 3
Найденный разведчиками мальчик Ваня Солнцев был сиротой. Его отец погиб на фронте, мать убили, бабушка и сестра умерли с голоду. Мальчик пошел «собирать куски», по дороге попался жандармам. Те посадили Ваню в детский изолятор, где он едва не умер от чесотки и тифа, но вскоре сбежал. Теперь он пытался перейти через фронт. С собой в сумке носил отточенный гвоздь и потрепанный букварь.
Ваня напомнил Енакиеву о его собственной семье – матери, жене и семилетнем сыне, которые погибли «в сорок первом».
Глава 4
Разведчики накормили Ваню «необыкновенно вкусной кротёнкой». Проголодавшийся мальчик ел жадно, с аппетитом. «Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться».
Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева. Однако, вопреки желанию разведчиков, Егоров передал Биденко распоряжение Енакиева отправить Ваню в тыл в детский дом. Расстроенный мальчик говорит, что все равно сбежит по дороге.
Глава 5
Биденко, хмурый и молчаливый, вернулся в часть на другой день поздно вечером. В это время армия, преследуя врага, продвинулась далеко на запад.
Глава 6
Биденко не хотел признаваться, что Ваня от него дважды сбегал, но после расспросов все-таки рассказал. Первый раз мальчик на повороте выпрыгнул из грузовика и спрятался в лесу. Биденко так бы и не обнаружил Ваню, если бы на ефрейтора не упал букварь – мальчик заснул, сидя на верхушке дерева.
Глава 7
Чтобы Ваня снова не убежал, Биденко привязал к его руке веревку, второй конец которой обмотал вокруг своего кулака. В грузовике ефрейтор периодически просыпался и, дергая за веревку, проверял, на месте ли Ваня. Однако, поспав чуть больше, ефрейтор под утро обнаружил, что второй конец веревки привязан к сапогу ехавшей с ними женщины-хирурга. Мальчик же сбежал.
Глава 8
Ваня, долго блуждая по военным дорогам, пришел к штабу. По дороге ему встретился «роскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии – «сын полка», который служил связным при майоре Вознесенском. Именно эта встреча подтолкнула Ваню найти главного командира и попросить помощи, чтобы вернуться к разведчикам.
Главы 9 – 10
Ваня, не зная Енакиева в лицо, принял его за важного командира. Мальчик начал жаловаться капитану, что строгий Енакиев не захотел взять его сыном полка. Капитан забирает мальчика с собой к разведчикам.
Глава 11
Разведчики были очень рады возвращению мальчика. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».
Глава 12
Биденко и Горбунов взяли Ваню в разведку, не доложив командиру, что берут мальчика с собой за проводника – он хорошо знал эту местность. Ване еще не выдали обмундирование, поэтому внешне он был похож на «настоящего деревенского пастушка».
Глава 13
Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Горбунов отправил Биденко в часть сообщить о случившемся.
Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.
Глава 14
Ваню допрашивала немка. Несмотря на то, что чертежи в букваре и русский компас были очевидными уликами против мальчика, он ничего не рассказал.
Глава 15
Ваня очнулся в блиндаже от звуков бомбежки. Одна из бомб разнесла двери блиндажа, и мальчик увидел, что немцы отступили. Вскоре появились русские войска.
Главы 16. – 17
После случившегося Ваню постригли, сводили в баню, выдали новое обмундирование и «поставили на полное довольствие».
Глава 18
«У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». «Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика». Узнав о задании, в котором участвовал Ваня, Енакиев очень рассердился на разведчиков, которые любили мальчика слишком «весело».
Капитан вызвал мальчика к себе и назначил его связным.
Главы 19. – 20
С того дня Ваня начал жить в основном у Енакиева. Капитан хотел лично воспитать мальчика. Енакиев «прикомандовал Ваню к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера», чтобы он научился «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта». «Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам. Сначала ему показалось, что он лишился родной семьи. Но скоро он увидел, что новая его семья ничем не хуже старой».
Главы 21. – 22
Разговаривая с наводчиком Ковалевым о Ване, Енакиев делится своими планами о том, что хотел бы усыновить мальчика.
Неожиданно начали наступать немцы. Противник окружил пехотные части.
Глава 23
«Капитан Енакиев приказал по телефону первому взводу своей батареи немедленно сняться с позиции и, не теряя ни секунды, передвинуться вперёд». «Второму взводу он приказал всё время стрелять, прикрывая открытые фланги ударной роты капитана Ахунбаева».
Глава 24
Находясь в первом взводе, Ваня, чем мог, помогал солдатам. В разгар сражения Енакиев заметил мальчика и приказал ему вернуться назад на батарею. Ваня отказывался. Понимая, что спорить с мальчиком бесполезно, капитан что-то написал на листке бумаги и попросил Ваню доставить пакет командиру штаба.
Глава 25
Когда Ваня возвращался назад, битва была уже окончена. Мальчик не знал, что, расстреляв все патроны, солдаты дрались с немцами лопатами и штыками, а затем Енакиев «вызвал огонь батарей на себя». Ваня шел по полю сражения и, наконец, на лафете пушки увидел убитого Енакиева.
К мальчику подошел Биденко. «В душе у Вани будто что-то повернулось и открылось». Он обнял Биденко и заплакал.
Глава 26
В кармане Енакиева нашли записку, в которой командир прощался со своей батареей, просил похоронить его на «родной, советской земле» и позаботиться о судьбе Вани. Вскоре Биденко по направлению командира артиллерийского полка отвез Ваню в суворовское училище. Разведчики дали ему с собой еду, мыло и погоны капитана Енакиева, завернутые в газету «Суворовский натиск».
Глава 27
В первую ночь в училище Ване снилось, как он бежит по мраморной лестнице, «окруженной пушками, барабанами и трубами». Ему было трудно подниматься, но седой старик с алмазной звездой на груди повел его по ступенькам выше, говоря: «Иди, пастушок… Шагай смелее!».
О Валентине Катаеве – авторе этой книги
Есть хорошее русское слово – «сочинение». Нынешний школьник не всегда правильно понимает это слово: ему думается, что сочинение – это что-то школьное, заданное. И он, к сожалению, не без помощи учителей, в чём-то прав, ибо всем школьникам приходится писать на уроках сочинения, то есть заниматься не всегда приятным, но обязательным делом, да ещё получать за это дело отметки.
Мне хочется напомнить, что словом «сочинение» назывались и называются до сих пор произведения Пушкина и Байрона, Лермонтова и Джека Лондона, Некрасова и Марка Твена, Тургенева и Жюля Верна, Толстого и Конан Дойла, Чехова и Киплинга, Горького, Роллана, Маяковского, Есенина, Хемингуэя и многих других отечественных и зарубежных писателей. И не случайно, когда выходит наиболее полное издание книг того или иного писателя, на них пишут слова: «Полное собрание сочинений».
Сочинять или сочинить, говорил когда-то наш соотечественник, знаток русского языка Владимир Иванович Даль, – это изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения.
Это очень точные слова, и их можно отнести к работе каждого настоящего писателя, художника, композитора, учёного, когда он изобретает, творит, создаёт, и мы верим в это созданное, ибо так бывает, так могло или может быть в жизни.
Таким писателем, таким художником всегда был и остаётся для меня Валентин Петрович Катаев. Я знал и принял его таким, когда ещё мальчишкой прочитал «Белеет парус одинокий» и «Я, сын трудового народа…», а чуть позже (уж так случилось!) – ранее написанный роман его «Время, вперёд!». И потом, когда в годы Отечественной войны появилась повесть «Сын полка» – одна из лучших книг в советской литературе для детей, – для меня было естественно, что её написал Валентин Катаев.
Продолжением читательской дружбы с писателем в послевоенные годы стало знакомство с книгами «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов», которые вместе с повестью «Белеет парус одинокий» вошли потом в эпопею «Волны Чёрного моря», и, наконец, с книгой В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», книгой необычной, но очень интересной для читателя и творчества самого писателя.
Сочинения Валентина Катаева стали добрыми спутниками людей всех возрастов – больших и маленьких. Они волнуют читателя, они раскрывают перед ним большой и сложный мир жизни. Они порой, к примеру, как «взрослая» повесть В. Катаева «Святой колодец», вызывают горячие споры. А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…
Прежде чем говорить о повести «Сын полка», которую вы прочитаете в этой книге, мне хочется немного рассказать oб её авторе. Я знаю, что детей, и не только детей, интересует жизнь каждого полюбившегося писателя, его биография: когда и где он родился, как вёл себя в детстве и как учился, ну и, естественно, как стал писателем.
Для начала приведу слова самого В. Катаева:
«Я родился на Украине. Там протекли моё детство, отрочество и юность. Мой отец был коренной русский. Мать – коренная украинка. В моей душе с самых ранних лет сплетено „украинское“ и „русское“. Вернее, даже не сплетено, а совершенно слито».
Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Это произошло естественно и просто, может быть, даже незаметно для будущего писателя: он рос в семье, где по-настоящему знали и любили классическую литературу. В тринадцать лет Валя Катаев напечатал своё стихотворение «Осень» в газете. Так же страстно тянулся к литературе его брат Женя (впоследствии замечательный советский писатель Евгений Петров – один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).
Валентин Катаев рос и мужал как человек, гражданин и писатель в бурную историческую эпоху. Революция 1905 года, начало и крах Первой мировой войны, Великая Октябрьская революция, годы социалистического строительства и первых пятилеток – вот события, свидетелем или участником которых он был и которые легли потом в основу многих его книг.
Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как Владимир Маяковский, Иван Бунин, Демьян Бедный, Максим Горький, Алексей Толстой, Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями В. Катаева, его добрыми советчиками и учителями.
Повесть «Сын полка» Валентин Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Вспоминая это время, Валентин Петрович говорил: «Всегда и везде, в самые критические минуты советские писатели были с народом. Они делили с миллионами советских людей невзгоды и лишения трудных военных лет».
Военный корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда», писатель Валентин Катаев сам прошёл и проехал тысячи километров фронтовых дорог.
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Она принесла страшные жертвы: двадцать миллионов советских людей, больше чем население иных государств, погибло в ту войну. Война лишила тысячи ребят отцов и матерей, дедов и старших братьев. Но наш народ победил в этой войне, победил потому, что проявил величайшую выдержку, мужество и отвагу. Победил потому, что не мог не победить. «Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.
Повесть «Сын полка» возвращает читателя к трудным, героическим событиям военных лет, о которых сегодняшние ребята знают лишь по учебникам да рассказам старших. Но учебники не всегда интересно говорят об этом, а старшие не всегда любят вспоминать войну: уж слишком горестны эти воспоминания…
Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, – сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. И, прочитав повесть «Сын полка», вы, конечно, поймёте, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине…
Повести Валентина Катаева живут на свете уже многие десятки лет. За эти годы их прочитали и полюбили миллионы читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Полюбили, как и многие другие книги Валентина Катаева – большого писателя, художника, мастера слова. И если вы не всё еще прочитали из сочинений Катаева, то вам можно только позавидовать: у вас много хорошего и радостного впереди.
Сергей Баруздин
Общее дело – это те действия, мероприятия, акции, которые люди совершают сообща, имея единые цели. Оно объединяет людей, делает их сплочёнными. Прекрасно, если это действия позитивные, направленные на созидание, создание чего-то важного для каждого в отдельности и коллектива единомышленников в целом.
Предлагаем несколько вариантов сочинений на тему «Общее дело» для учащихся выпускных и других классов для ОГЭ и ЕГЭ с примерами из литературы и жизни.
Что такое Общее дело – сочинение
Общее дело – это работа, выполняемая группой людей. Если действовать согласованно и ответственно, желаемое обязательно исполнится. В таком деле важен вклад каждого участника команды, его предложения, идеи.
Но, прежде всего, ценится умение работать сообща. Не зря народная мудрость гласит «Один в поле не воин». Когда рядом крепкая поддержка и надёжная опора – любые беды по плечу.
Приведу несколько примеров из литературы:
В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголю удалось воссоздать мощь и величие своего народа в борьбе за национальную независимость. Основой произведения стало единство казаков, образовавшееся в результате противостояние иностранным захватчикам.
Поэму «Василий Тёркин» А.Т. Твардовский написал во время Великой Отечественной войны, будучи фронтовым корреспондентом. Он был сам частью народа, поднявшегося на борьбу против фашистских захватчиков, поэтому не понаслышке знал о его героизме, способности выстоять в любой ситуации.
В жизни тоже немало примеров, когда общее дело принесло много пользы, например, поднятие целины.
Всю историю земледелия велось освоение целинных (нераспаханных) и залежных (давно не обрабатывавшихся) земель. А в середине 20 века в СССР было принято решение значительно увеличить количество распаханной территории из-за острой нехватки зерна. Было постановлено осваивать земли Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и некоторых районов Северного Кавказа.
Для этого было отобрано 120 тысяч тракторов, 10 тысяч комбайнов с соответствующим количеством тракторных плугов, сеялок и других сельскохозяйственных машин. Организованный набор и посылка работников в районы этих земель рассматривалось как великое патриотическое общее дело.
Для заинтересованности и привлечения специалистов им выдавали единовременное пособие в размере трёх окладов на предыдущем месте работы, а также погашали все расходы, связанные с переездом на новую работу. Также были введены материальные льготы для целинников.
Большинство прибывших были полны энтузиазма, надеясь принять участие в важном деле общегосударственного значения. Они были готовы жить в тяжёлых условиях, работать при сильном ветре и низких температурах. Желание быть полезными и трудиться на благо родной страны сближало людей, делало их одной непобедимой силой.
Таким образом, общее дело приводит к желаемому результату, когда команда работает дружно и согласовано.
Сочинение Общее дело в годы войны
Общее дело – это борьба всего народа против одного врага. Таким делом было сражение с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Не было ни одного честного человека, который бы остался в стороне, каждый вносил свой вклад в дело победы над врагом.
А.П. Гайдар подтверждает данное мною определение. Детям во время Великой Отечественной войны хотелось хоть чем-то быть полезными для солдат.
Так и парнишка, который в поисках коровы забрел в расположение немцев, ничего не понял из их разговора, но видел карту, что рассматривали немецкие офицеры, поэтому решил рассказать об этом советским солдатам и даже переживал, что в свое время не учил в школе немецкий язык.
Это и есть общее дело, вклад в которое каждого очень важен.
Герои очерка Аркадия Петровича Гайдара — мальчишки. Такие мальчики сегодня играют в телефонах, гоняют на велосипедах, но в то суровое время все от мала до велика встали на защиту Родины: «Этот паренёк заложит обойму не в пустую крынку».
И тут вспоминается рассказ «Сын полка» В. Катаева. Это произведение тоже посвящено мальчику, в свои детские годы одевшему солдатскую форму. Это был настоящий воин – бесстрашный и сильный духом. Когда его, одетого пастушком, поймали немцы и пытали, он не сказал ни одного слова.
Такие старания преодолевали, и Гринев с Савельичем ради своей цели – добраться до крепости, в произведении «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Таких примеров мужества и героизма бесчисленное множество – весь народ готов был всё сделать и всё отдать ради победы над врагом. Таким образом, мы убеждаемся, что каждый человек нашей страны сделал всё, чтобы защитить Родину от фашизма во время войны.
Что я понимаю под словом Общее дело
Думаю, общее дело – это работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Если эта работа выполняется согласованно и дружно, то такой результат обязательно будет обеспечен.
Приведем из текста пример, который послужит аргументом, подтверждающим данное мною определение.
Ребятам в рассказе Гайдара хотелось чего-то нового, и они решили устроить в заброшенной столовой собственный театр: договорились об этом с управдомом, собрали команду и начали строительство сцены для театра.
Они упорно работали и уложились в короткие сроки, потому что их работа была дружной и слаженной. Это и есть общее дело, ведь все трудились как один – никто не спорил и не выступал главным – а ведь это главные факторы, ведущие к провалу общей работы.
Приведем еще один аргумент, доказывающий, что общее дело ведет к блестящему результату, если проводится сообща.
Во времена СССР мы выиграли вторую мировую войну, хотя эта победа далась нам нелегко и стоила очень больших потерь. Мы боролись за свободу и независимость, чтобы над головами всегда светило солнце, а люди вокруг жили в мире и согласии.
И мы добились этого благодаря дружной работе и общей цели. Это ли не самое великое общее дело, за которое мы когда-либо брались?
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что общее дело приводит к желаемому результату лишь тогда, когда команда работает слаженно и дружно.
Эссе Дружба и Общее дело
У человека только тогда может что-то получиться, если у него есть надежный союзник, который понимает его и никогда не подведет. Только вместе можно справиться с различными преградами и добиться цели. Это я могу доказать, опираясь на одну историю, которая произошла в реальной жизни.
Ира с Наташей дружили с самого детского сада. И это не удивительно, ведь их дома были соседними. В школе они сидели за одной партой и были не разлучными подругами. Их дружба была проверена временем. Девочки всегда друг другу помогали и стояли друг за друга горой.
У Наташи стало резко падать зрение, но в подростковом возрасте надеть очки, это было чем-то нереальным. Дело в том, что сверстники ее бы точно не поняли. Оставался один вариант – линзы. Но они постоянно терялись, поэтому и это не подошло. Тогда девочки вместе нашли выход из затруднительного положения.
Поскольку Ира всегда была рядом. Она все читала Наташе, что было написано на доске, говорила ей о тех людях, которые находятся за несколько метров и с которыми обязательно нужно поздороваться. Благодаря Ире так никто и не узнал, что у Наташи было плохое зрение. Это поведение девочек помогло увериться в том, насколько сильна их дружба.
Но пришло время университета и девочкам, которые мечтали и там быть вместе, этого не удалось. Одна выбрала журналистику, а другая решила постичь профессию социального педагога. У девочек завелись новые подруги, друзья. Постепенно они отдалились друг от друга. И только время от времени они общались по телефону, а их встречи были все реже и реже.
Когда подруги закончили университет, то им обоим, к сожалению, не удалось устроиться на работу по специальности. Одна начала подрабатывать официанткой, другая – работала в магазине одежды. Казалось, что жизнь остановилась, и в ней больше нет ничего положительного. Только скучная работа и люди вокруг, которые ничем не могут помочь.
Спустя некоторый отрезок времени, бывшие одноклассницы случайно встретились. Они разговорились и, оказывается, обе были не довольны своей жизнь, вместо того, чтобы сетовать, девушки вспомнили о давней мечте, которую так хотели осуществить, когда повзрослеют.
Так, Наташа хорошо рисовала и разбиралась в моде, поэтому она часто на уроках рисовала различные платья, костюмы и другую одежду, а Иры всегда была коммерческая жилка. Она прекрасно распоряжалась с деньгами, умела копить.
Поэтому слово за слово и подруги решили воплотить в жизнь былую мечту. Наташа закончила курсы шитья, а Ира нашла дешевых поставщиков тканей и так они вместе открыли общее дело. Их дело стало настолько востребованным, что подруги сами не верили такому потрясающему успеху.
Сейчас у них свои семьи, но это не мешает девушкам крепко дружить и заниматься общим делом. А получились ли у них все, если бы они решили открыть свой бизнес поодиночке. Скорее всего, нет. Поскольку они удачно друг друга дополняют, поэтому у них все и получилось.
Поэтому важно понимать, что рядом находятся надежные люди. Только благодаря таким проверенным друзьям не страшно идти по жизни, поскольку они, если ты оступишься, никогда не осудят, а наоборот поддержат и вместе вам удастся найти выход, даже из самой безнадежной ситуации.
А вот в одиночку будет намного тяжелее подняться на ноги, поэтому никогда не нужно отталкивать близких людей, которые рядом находятся, начиная с самого детства, поскольку только они способны помочь в трудную минуту.
Мне кажется, что те люди, которые говорят, что в бизнесе нет друзей, не правы. Просто важно впускать в свое дело только проверенных людей и тогда все обязательно получится.
Сочинение-рассуждение про Общее дело
Общее дело – это противостояние всего народа одному врагу. Когда человеку есть на кого положиться, любое дело будет успешным. Благодаря проверенным людям легко идти по жизни. В качестве примера приведу произведение А. Фадеева «Молодая гвардия».
А.А. Фадеев приступил к написанию романа «Молодая гвардия» через два года после гибели большинства членов знаменитой подпольной антифашистской молодёжной организации «Молодая гвардия». События, произошедшие в недавнем прошлом, позволили автору построить сюжет, основанный на воспоминаниях очевидцев, а не на вымысле и догадках.
Действие романа происходит в первые годы Великой Отечественной войны, когда гитлеровская Германии практически полностью оккупировала небольшой советский городок Краснодон.
Выступить в открытую против фашистов народ не мог, поэтому группа молодых ребят-комсомольцев создала подпольную организацию под названием «Молодая гвардия». Её основали Сергей Тюленин и Виктор Третьякевич, но известны на весь мир имена и других участников: Ульяна Громова, Олег Кошевой, Иван Земнухов, Любовь Шевцова.
Разумеется, жизнь молодых людей не ограничивалась деятельностью «Молодой гвардии». Они влюблялись, участвовали в семейных делах, организовывали свой досуг, мечтали о счастливом будущем, которое наступит после войны.
Все эти ребята, несмотря на различные характеры и поступки, являются героями. Их сплотило великое общее дело – защита собственной Родины. Их несгибаемая воля к борьбе за свободу объединила выходцев из различной среды, разных семей. Они помогли своему народу всем, чем смогли, однако им не суждено было увидеть результат собственных стараний.
Отважных молодогвардейцев предал их же товарищ, по вине которого большая часть подпольной организации была схвачена и зверски замучена. Но все они мужественно встретили свою смерть и посмертно получили звание Героя Советского Союза.
Таким образом, общее дело может быть только у людей с одной и той же целью.
Читайте также: Война это – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Тем самым, можно сделать вывод, что общее дело – задача общая, между несколькими людьми, когда нет места «Я». При этом, если всё дружно и согласованно, то результат радует.
Сочинение Общее дело в годы войны
1
Что я понимаю под словом Общее дело
Эссе Дружба и Общее дело
Сочинение-рассуждение про Общее дело
Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя А. П. Гайдара.
Раскрывая проблему переживания детьми военных событий, посильного участия в войне, автор знакомит нас с «хлопчиком лет пятнадцати» из прифронтовой полосы, который попросил у рассказчика два патрона «на память». После расспросов герой узнаёт, что мальчик хочет принять участие в борьбе с врагом.
Отцы, дяди и старшие братья в партизанах, а он тоже мог бы сражаться, ведь он ловок, смел, знает все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Тронутый словами юного комсомольца, рассказчик отдаёт ему всю обойму от своей винтовки. По мнению автора, подростки острее, чем взрослые, переживают события Великой Отечественной войны. Он отмечает в детях «огромную жажду дела, работы и даже подвига». Писатель уважает в детях их стремление не сидеть сложа руки, а помогать своей стране в тяжёлый период.
Приведу литературный аргумент. В повести В. П. Катаева «Сын полка» мы узнаём о судьбе мальчика Вани Солнцева, которого нашли в окопчике спящим разведчики и приютили его на время у себя. Мальчик хотел участвовать в разведке, сбежал от ефрейтора Биденко, который вёз его в грузовике в детский дом. Мальчик убедил взрослых, и ему разрешили пойти в разведку. Под видом пастушка ребёнок собрал ценные сведения.
В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» вчерашние школьники создали подпольную организацию для борьбы с оккупантами. Юные краснодонцы оказывали активное сопротивление врагам. Подпольщики слушали по ночам сводки Совинформбюро, расклеивали листовки, повесили над комендатурой красный флаг в день Великой Октябрьской социалистической революции, сожгли биржу труда со списками жителей, подлежащих отправке на работу в Германию. Юноши и девушки были арестованы, их подвергли жестоким пыткам, но они вели себя стойко и мужественно. Они отдали свою жизнь в борьбе с фашизмом. Пятеро из них: Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова. Любовь Шевцова – увековечены в памятнике, стоящем в центре Краснодона, неподалёку от школы, где учились юные герои.
Мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны с фашистами сражались не только взрослые, но и дети как на фронте, так и в тылу у врага.
Обновлено: 2018-01-07
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Полезный материал по теме
Часто мне вспоминается время, когда нас, школьников, увезли из осаждённого Ленинграда в лесную северную область. Год я прожил в детском доме, а потом приехала мама и забрала меня.
Жилось нам тогда трудно.
Сочинение
В предложенном тексте Э.Шима поднимается важная проблема раннего взросления детей в годы войны. Автор размышляет над тем, что в то нелегкое время дети лишились привычных детских радостей. Они были вынуждены повзрослеть очень рано, ведь на них упала большая ответственность. Дети войны занимались домашним хозяйством, работали на полях и трудились на производстве. Недаром, возвращаясь к своему детству, писатель говорит, что он должен быть осуществлять работы «до каменных мозолей». Даже летом, когда все дети в наше время отдыхают, герой отправлялся в лес, но не для того, чтобы погулять, а, опять же, для работы. Он собирал ягоды и грибы, так как понимал, что «если воротишься пустой, так и есть будет нечего».
Позиция автора заключается в том, что в трудные годы войны дети вынуждены взрослеть очень быстро. Ведь судьба в это время заставляет их встать наравне с взрослыми людьми. Безусловно, я согласен с авторской точкой зрения, так как дети войны росли удивительно быстрыми темпами, выполняя домашние обязанности и помогая фронту с самых ранних лет.
В качестве аргумента приведу пример из произведения В.Катаев «Сын полка», в котором мальчик Ваня потерял в военное время своих самых близких людей. Он был вынужден скитаться в лесных чащах, чтобы в конечном итоге найти «своих». К счастью, ребенка обнаружили русские солдаты и привели к своему командиру. Мальчика хотели отправить в приемник для детей, но Ваня сбежал, не успев туда попасть. Он, увидев солдатские будни, тоже стремился стать частью батареи. И однажды у него это получилось. Мальчика отправили в разведку, где его заметили немцы. Но Ване удалось уйти от них. И с тех пор командир больше не отправлял его в опасные зоны, он поручил мальчику отнести важное послание в то место, где было менее опасно для ребенка. Этим примером мне бы хотелось показать, что ребенок, чье детство выпало на военные годы, был вынужден бороться со многими лишениями и рано взрослеть, чтобы защищать свою родину.
Также вспомним рассказ А.М. Шолохова «Судьба человека», в котором мальчик Ванюшка в своем детстве лишился всей своей семьи. Он вынужден был одиноко скитаться по улицам в поисках пропитания. Вместо счастливого детства ему суждено было пройти через многочисленные испытания, заставившие его рано повзрослеть. К счастью, Андрей Соколов, который тоже потерял свою семью в сложные военные годы, взял Ваню к себе на воспитание, тем самым сделав его жизнь лучше.
Таким образом, можно сказать, что судьба ставит детей войны в такие условия, в которых быстрое взросление становится необходимостью. Для таких детей детство становится лишь мимолетным желанием, а реальность – настоящей взрослой жизнью.
В школах часто задают написать собственные мысли о разных событиях. «Дети и война» — сочинение-рассуждение, которое поможет в полной мере выразить переживания и эмоции. На сегодняшний день мальчики и девочки разных возрастов хорошо разбираются в разных темах. Поэтому они смогут написать собственными силами повествование на тему «Дети и война» (сочинение-рассуждение), заданное в школе. Можно взять во внимание некоторые варианты, чтобы полноценно дать ребенку рекомендации.
«Дети и война»: сочинение-рассуждение для школьников младших классов
Даже тем, кто учится в начальных классах, нередко задают написать текст о чем-либо собственными словами. «Дети и война», сочинение-рассуждение по литературе, может выглядеть следующим образом.
Дети не должны видеть войну. Это ужасное событие, которое забирает жизни и надежды у людей. Мальчики и девочки, которые увидели собственными глазами взрывы, стрельбу, никогда уже не будут жить спокойно. Поэтому взрослым нужно задуматься, как уберечь детей от таких плохих воспоминаний.
Война — это голод, порванные ботинки и пропахшие порохом дома. Пусть война никогда не повторится, и мы будет знать о ней только из рассказов.
По рассказам бабушки я могу написать о том, как жили дети во время войны. Одно я понял точно: детства у них не было. С малых лет мальчикам и девочкам приходилось переживать сильные эмоциональные потрясения. А еще дети были вынуждены работать на огородах, помогать военным, чтобы хоть как-то выжить.
Страшное, наполненное звуками взрывов и запахом пороха изречение «дети войны». Да, они не были на фронте, но им не приходилось играть в куклы и машинки — они были вынуждены бороться за выживание.
Моя бабушка говорит, что военные в то время всегда старались то шоколадкой угостить, то грушу подсунуть маленьким обитателям населения. Они надеялись, что хоть как-то сгладят их юные души, которые вынуждены не наслаждаться детством, а терпеть на себе все беды, связанные с военными действиями.
Я не хочу видеть войну и очень надеюсь, что люди научатся договариваться без стрельбы и сырых окопов.
Тема «Дети и война» — сочинение-рассуждение, которое подойдет для учащихся разных классов. Человек свои мысли, волнения и переживания по этому поводу может описывать в любом возрасте.
«Дети и война», сочинение-рассуждение: аргументы и мысли
Для того чтобы полноценно написать рассказ, стоит пользоваться аргументами, о которых говорится в книгах и учебниках. Некоторые из них такие:
- В период военных действий дети были очень рады даже кусочку хлеба.
- Мальчики и девочки работали наравне с взрослыми.
- Дети того времени рано становились самостоятельными.
- В те времена мало кто был нормально одет. В основном донашивали то, что уже мало и порвано.
- Сыновья и дочери помогали родителям работать на огороде, чтобы хоть как-то прокормить себя.
Этих аргументов множество, каждый может сделать акцент на тех, которые впечатляют более всего.
Дети не должны этого видеть
Ученики на тему «Дети и война» сочинение-рассуждение по литературе могут написать с открытым сердцем и без фальши.
Во время войны не было ничего из того, что сейчас есть у нас. Люди Поэтому мы должны быть благодарны жизнью за то, что у нас все хорошо и спокойно, что мы можем ходить в школу, иметь детские игрушки, красиво одеваться и вкусно кушать.
Не хочу видеть войны. Ни один человек в этом мире не заслуживает этого страшного, наполненного потерей близких и пустотой события.
Такие сочинения помогут выразить эмоции и переживания. Пусть же они остаются только на листе, никогда не приходя в реальность.
Повесть В.П.Катаева «Сын полка». В ней мы узнаём о судьбе мальчиками Вани Солнцева, которого нашли разведчики спящим в окопчике и приютили его на время у себя. Мальчик хотел участвовать в разведке, сбежал от ефрейтора Биденко, который вёз его в грузовике в детский дом. Мальчик убедил взрослых, и ему разрешили пойти в разведку. Под видом пастушка ребёнок собрал ценные сведения.
Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» — обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя — обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.
В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» вчерашние школьники создали подпольную организацию для борьбы с оккупантами. Юные краснодонцы оказывали активное сопротивление врагам. За свои активные действия юноши с девушки были арестованы и подвержены жёстким пытками, но они вели себя достойно, стойко и мужественно. Они отдавали свою жизнь в борьбе с фашизмом.
Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» — обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя — обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других.
Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера»
Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу матери. Одиноко и холодно и есть очень хочется. Вернувшаяся с работы уже затемно мать приносит муку и кусок мяса. Быстро и весело стряпаются пельмени. Но их ещё надо сварить. В холодную зимнюю темень выходят Ваня и мать за дровами. Холод, тяжело рубить дрова, а потом тащить их домой. Уставший Ванька засыпает, не дождавшись готовых пельменей. Мать с трудом будит детей и кормит их. Засыпая Ванька слышит, как мать строчит на машинке: завтра он пойдёт в школу в новой рубахе. Несмотря на тяжёлые годы войны, мать Вани говорит, что солдатам, сидящим где-то в окопах сейчас намного труднее, и видимо, это вселяет силы в уставшую женщину.
2. Э.Е. Фонякова «Хлеб той зимы»
Повесть посвящена тяжёлой блокадной зиме, когда по нормам выдавали 125 граммов хлеба на человека в день: «На фарфоровом блюдечке — пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом — зеленоватой жидкостью-болтанкой и пластик черного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух». Это еда на весь день, оставленная родителями своей дочке. Девочка мучается над проблемой съесть всё сразу или растянуть на весь день. Растянуть не получается. Всё съедается моментально и незаметно. Соседка в это время жарит на кухне блины. Девочка буквально молится, повторяя про себя как заклинание: «Ну дай же, дай!.. Ну пол, ну четверть блинчика!..» Однако соседка не делится с девочкой. Но некоторое время спустя в комнату заходит подружка Ирка и оставляет на столе завёрнутыми в газетку три ароматных масляных блина. Люди сохраняют милосердие и продолжают помогать друг другу даже в такое тяжёлое время.
3. Б.Васильев «В списках не значился»
Николай Плужников оказывается в Брестской крепости накануне начала Великой Отечественной войны. Разгромленный гарнизон уходит в подземелье. Николай и немногие выжившие защитники продолжают сражаться. Переходя из подвала в подвал, страдая от голода и жажды, Николай лишь однажды пытается покончить жизнь самоубийством. Однако в этот момент его отговаривает Мирра, девушка-еврейка, влюблённая в Николая. Осенью девушка признаётся, что она беременна. Плужников, желая спасти девушку, отправляет её на разбор завалов. Но её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля. Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и протыкают штыком. Так Мирра спасает ценой своей жизни Николая. В условиях бесчеловечной жестокости в людях остаётся любовь, жажда спасти ближнего.
4. В.Г. Распутин «Живи и помни»
В повести идёт рассказ о судьбе Настёны, которая пытается в последние годы войны спасти своего мужа-дезертира. Андрей Гуськов в минуту слабости, испугавшись погибнуть на войне, бежит домой в родную деревню. Прячась по ночам, они тайно встречаются. Настёна всячески пытается искупить грех своего мужа, работает больше других, покупает облигации государственного займа почти на свои трудодни. Когда женщина узнаёт, что она беременна, она пытается до последнего скрывать тайну своего мужа. Но её выслеживают. В этот момент, понимая, что уйти от погони не удастся, она тонет в реке, спасая ценою собственной жизни и жизни не рождённого ребёнка своего мужа. Название повести обращено к Андрею, который обрёк на смерть самого дорогого ему человека. В войне человек проявляет
как свои лучшие, так и худшие качества.