Священное евангелие как основание русской литературы сочинение

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. н. в. гоголь

Средневековый человек глубоко верил в силу слова. Поэтому так интенсивно развивался в древнерусской литературе жанр учительного слова. Н. В. Гоголь отмечал, что в этих словах «пробивались» начала оригинальности нашей древней литературы. Древнерусские книжники были убеждены, что письменное слово несет благо, добро, которые необходимы человеку в жизни. «Свет и во тьме светит, и тьма его не обнимет» . Они призывали читателя к медленному, внимательному прочтению книги, необходимости обращаться трижды к одной и той же главе.
Как правитель уздой удерживает коня, так и праведнику книга является «уздой воздержания» . Книги способствуют воздержанию от страстей. Они позволяют человеку обрести внутреннюю красоту и гармонию и являются духовным оружием в борьбе с грехами. Книга подобна ветрилам, направляющим жизненный корабль человека в плавание по бурным волнам моря. Книга является украшающим человека оружием, которое защищает его от житейских бурь и тревог (из «Слова о чтении книг») . Рисунок с миниатюры из рукописной книги XVII века “Евангелие”
Древнерусской литературой выработаны непреходящие ценности, она имела воспитательный характер, формировала чувство ответственности писателя, глубокий патриотизм. Особой спецификой литературы явился ее национально-патриотический пафос.
Через богатую переводную литературу древняя русская литература усвоила лучшие достижения византийской и южно-славянских культур, стала литературой европейской и заняла свое место в мировой художественной культуре. Существовали широкие связи между нашей древней литературой и литературами восточных и южных славян. Общий круг памятников, например, можно наблюдать в «Четьих-Минеях» . Во всей средневековой Европе были популярны переводные памятники «Александрия» и «Физиолог» . Происходил обмен рукописями, рукописи, созданные в Сербии и Болгарии, переводились в России, а созданные на Руси, — вывозились в другие страны. Даже в XVIII веке русские рукописные и печатные издания попадали в Болгарию, Сербию, Румынию. Русские писцы работали в монастырях Болгарии и Сербии, а сербские и болгарские писатели творили на Руси в XV–XVI веках. Между памятниками всех древних славян отмечается типологическая близость.
Все эти факторы явились основой связей литератур и их культурного единства.
Русская литература сохранила традиции для литературы нового времени, внесла идейное богатство и художественные достоинства, разнообразную систему жанров (сказания, предания, хождения, поучения, повести, послания, жития, легенды) . История культуры есть история накопления культурных ценностей и их усвоения (традиции) . Отношение культуры нового времени к древнерусской культуре состоит в продолжении тем, сюжетов, мотивов древнерусской литературы, в освоении ее художественных достоинств (развитие традиций, новаторство в художественном проникновении в древнерусскую жизнь, историю, культуру) .
В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философские обобщения.

как вы считаете, почему исчезло европейское рыцарство?
Укажите значение переменной,при котором Выражение 5:2x-8 не имеет смысла
Кто первым  начал собирать музыкальные групу в  сказке Бременские музыканты
пять четвертых разделить на одну тридцать шестую и отнять пять целых разделить на одну девятую. решить пример 6 класс математика
найдите точку пересечения графиков линейных функций у =3х -2 и у=-2х+3 помогите пожалуйста
Мама дала 160 руб сыну и дочери.Дочери она дала на 40 руб больше, чем сыну. Сколько денег мама дала каждому?
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту:
(1) Если вглядеться – мир полон поэтов. (2) Нет, не стихотворцев, их-то, может, даже слишком много, да и понятия эти вовсе не всегда совпадают… (3) Именно поэтов. (4) Людей, остро чувствующих красу мира, его тревожность, его праздничность, его преходящность, его вечность. (5) И даже в самом, казалось бы, далеком от поэзии человеке, хочет он или не хочет, прочел он в жизни хоть одно стихотворение или нет, а она, поэзия, нет-нет да шевельнется. (6) И он вдруг, сам не зная зачем, долго и бесполезно стоит и смотрит на бегущую невесть куда воду, или раннюю, смутную звезду, или посреди всех неотложностей, скинув их, бежит в лес. (7) Это значит, душа его, не спросясь, затосковала, затомилась по тому, что мы называем Прекрасным. (8) Значит, в человеке, в самом нутре его, жив поэт. (9) Это он и гонит его к бегущей воде, будит до рассвета, заставляет вопреки всему испытывать счастье от белизны снега и горечи листа, от чуда белого света. (10) И нужды нет, что счастлив он молча.(11) Только очень немногим из пишущих удовалось по-настоящему приблизиться к совершенству передавая свой восторг перед совершенным. (12) Это в идеале по выражению знаменитого американского поэта Роберта Фроста стихотворение должно заканчиваться «мгновением истины и гармонии на фоне хаоса». (13) Видимо Роберт Фрост считал что истинная поэзия должна приобщать к великой гармонии жизни и нас с вами хоть на минуту защитить человека от пустоты (не)бытия. (14) Высокие поэтические удачи не часты хоть и много дерзающих и действительно никогда не удостоенных знать была ли дерзость эта увенчана удачей. (15) То есть будет ли дана творению долгая судьба радовать возвышать утешать…(16) Я слышала недавно, как один старый писатель сказал: «Если бы я родился снова, я стал бы шахматистом. (17) Там было бы ясно и мне, и всем: хорош я или плох, но я – выиграл партию». (18) И, может, оттого, что точно этого знать в искусстве почти никому не дано, вечный спутник всех, рискнувших измарать бумажный лист, грунтованный холст, – сомнение. (19) Но и сила, наверно, в нем, в сомнении этом. (20) Вера в себя и сомнение в себе – составные движущих сил искусства.(По И.Снеговой
найти к слову выглядывать антоним и синоним
РЕБЯТ ПОМОГИТЕ ПРОШУ,ОЧЕНЬ НАДО:/
1.Почему нагревается металлическая деталь,когда ее обрабатывают напильником?
2.Железнодорожный состав затормозил и остановился.В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия поезда?
3.Какие превращения энергии происходят при катании ребят с горы на санках?
4.Сравните температуру воды у основания водопада с ее температурой у его вершины. Высота водопада 60 м.Считать, что вся энергия падающей воды идет на нее нагревание.
5.На сколько градусов нагреется кусок меди массой 1 кг, если он упадет с высоты 500 м? Считать, что вся механическая энергия куска меди полностью превращается во внутреннюю.
Заранее спасибо:*
Примеры древних и современных цивилизаций?

Русская литература – одна из самых древних литератур. Ее начало было положено во второй половине X века и более семисот лет из прошедшего с того времени тысячелетия называют древнерусской литературой. В своем сочинении я попыталась найти ответ на вопрос какое значение этот этап имеет для современности.
Мне кажется, что в первую очередь,значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы. Чтобы понять и почувствовать любое художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно было создавано. Так же точно и литературу в целом мы поймем только, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.
Древнерусская литература – это часть истории страны. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, герои-воины), а предметом описания были исторические события (битвы, сражения). Древнерусская литература помогает нам понять, какие были нравы и обычаи людей того времени, узнать, какие события происходили. Историки, благодаря информации из древнерусской литературы, составляют хронологию событий, оценку эпохи времён Древней Руси.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, проникнута героическими и патриотическими чувствами. Она воспитыват в нас любовь к родине, русским традициям и обычаям. На героических примерах древнерусской литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, уважать старших.
Древнерусская литература передала современной литературе свою идейность, свой опыт и красноречие. Без древней русской литературы не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Тургенева И. С., Л. Н. Толстого. Она передала последующим поколениям литераторов свой богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.
Я считаю, что изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным и необходимым как с целью изучения русской литературы, понимания ее истории, традиций и достижений, так и с целью воспитания гражданской позиции современного читателя.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ключевые направления и темы творческих работ*

I. Священное Писание как основание русской литературы.

Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества.

Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.

II. Монастыри и монашество в русской литературе.

Первые монастыри в летописях и былинах. Киево-Печерский монастырь в древнерусской литературе. Образы святых иноков в житийной литературе. Иноки-миссионеры. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Преподобный Сергий Радонежский и расцвет русского монашества в литературных произведениях. Троице-Сергиева Лавра в русской литературе. Образы иноков в литературе «Золотого века». Русское монашество на Афоне – взгляд через тысячу лет. Монашеский быт в русской литературной традиции. Святые иноки – страстотерпцы и новомученики Русской Церкви. Образы монахов в современной литературе.

Совершенно особенной страницей в истории нашего Отечества является формирование и развитие монашеской традиции на Руси. В 2016 году отмечалось 1000-летие присутствия русского монашества на святой горе Афон. Восприняв основы христианской аскезы в византийском иноческом архипелаге, преподобный Антоний Печерский основал колыбель русского монашества – Киево-Печерский монастырь, и заложил основу развития иноческой традиции на всем пространстве исторической Руси.

Великий поэт Русской земли Александр Сергеевич Пушкин писал: «Монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением». Образы иноков, устремленных к служению Истине, стяжанию мира и воплощению евангельских заповедей в своей жизни, ярко представлены в лучших произведениях отечественной литературы.

III. Патриаршество на Руси.

Установление Патриаршества на Руси в исторической литературе. Патриархи и просвещение русской земли. Образы святителей Иова и Гермогена в житийной литературе. Патриарх Никон и Новый Иерусалим. Смутное время и подвиг патриарха Гермогена. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Возобновление Патриаршества. Воспоминания современников о служении Патриарха Тихона. Жизненный путь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Воспоминания о Патриархах Сергии, Алексии и Пимене. Патриарх Алексий II и возрождение Русской Церкви.

В 1589 на Руси было учреждено Патриаршество. Немногим более столетия совершали свое служение Патриархи-предстоятели Церкви, но каждый из них вошел в историю Российского государства. Священномученик Патриарх Гермоген обессмертил свое имя твердым стоянием за Русь в годину испытаний Смутного времени и вошел в народную память как вдохновитель освобождения Отечества от иноземцев.

2017 год ознаменован для Русской Церкви столетием возобновления Патриаршества. Избранный Поместным Собором Святейший Патриарх Тихон возглавил Церковь на рубеже эпохи испытаний и гонений. Будучи кротким и смиренным по характеру, он проявил твердость в исповедании веры и сохранении Церкви.

Имена Святейших Патриархов Сергия и Алексия неразрывно связаны с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Алексий II возглавил Русскую Церковь в эпоху возрождения церковной жизни.

Словно путеводный свет маяка над бушующим морем житейских испытаний сияют слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России: «Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом!».

Рассказ

Рассказ — это небольшое по объему эпическое произведение, отличающееся, как правило, сжатостью и простотой повествования. Эта особая, большая, чем в повести, сжатость раскрытия содержания и является главным признаком рассказа. Число персонажей в рассказе обычно очень невелико. Уплотненность повествования, небольшое количество персонажей, отбор только самого основного делают изображение жизни в рассказе очень выпуклым и ярким. Это позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать и самого человека, и окружающую его среду, и пейзаж, что сообщает изображению в нем жизни большую полноту.

Эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.

Эссе могут быть литературно-критическими, публицистическими, философскими, историко-библиографическими. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.

Очерк

Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.

Дневник

Дневник — это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.

В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.

Путешествие

Литературный жанр «путешествие» имеет две разновидности:

Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т.е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно если они написаны в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина.

Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия. Художественный жанр «путешествие» формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.

Исходя из задач Конкурса, все представленные выше жанры могут быть реализованы в форме сочинения-описания, сочинения-повествования и сочинения-рассуждения.

Сочинение-описание

Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета (вещи, человека, животного, явления, процесса и т.д.). Например: «Портретная характеристика Печорина».

Сочинение-повествование

На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое рассуждение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этого рассуждения будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.

Сочинение-рассуждение

Наиболее распространённый тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

* Другие жанры могут быть выбраны автором самостоятельно

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Ключевые направления и темы творческих работ*

I. Священное Писание как основание русской литературы.

Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества.

Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.



ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В настоящее время, время потерь духовных ориентиров проблема нравственности вышла на передний план, вызывая тревогу за будущее поколение. Как воспитывать наших детей? Чем наполнить их душу, чтобы уже сегодня они могли противостоять безнравственности и агрессии. Перед школой стоит задача воспитания гармонично развитой личности, умеющей найти себя и свое место в этом мире. Нужно включить ребенка в процесс духовного становления. Основным из путей, воспитания нравственности в душе ребенка, на мой взгляд, является литература. Русская литература и поэзия являют нам глубину и сложность человеческой личности. Вряд ли  найдется здравомыслящий человек, который будет сомневаться в том, настолько велика роль художественной литературы в духовно-нравственном  воспитании, особенно сейчас, когда наше общество стало обществом потребителей, когда люди живут по принципу: «Бери от жизни все!». Хочется отметить, что современным школьникам духовной пищи не хватает. Это видно на уроках литературы  по вниманию, с которым слушают наши дети, когда разговор заходит о вечных ценностях.

Русскую литературную классику составляют произведения, показывающие национальные идеалы, верования народа. Неразрывность связи русской литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры. В центре русской литературы находится человек, показанный в переломные моменты своей жизни. Начало и конец земного пути, этапы духовного становления неразрывно связаны в русской классике с вхождением в православный мир. Венчание, крещение, покаяние, соборование — вот те главные церковные обряды, с которыми слита жизнь литературных персонажей на страницах художественного произведения. Обращение русской литературы к данным ритуалам  показывает церковную обрядность как неотъемлемую часть образа жизни православной России. Известно также, что литература не просто изображает жизнь человека в определенный период, но обращает внимание читателя на моменты его духовного прозрения. Типичная ситуация в русской литературе–поиски нравственной опоры, поиски смысла жизни, когда спасительным оказывается обращение к православию. В трудные минуты своей жизни литературный персонаж обращается к Богу. Описание духовного прозрения героя составляет содержание ключевых эпизодов. Описание чтения Евангелия,  посещения храма, участия в церковных обрядах занимает кульминацию, основную позицию начала или конца повествования. Превосходство духовного начала над земным — вот главный итог применения такого композиционного принципа.

Великий русский поэт, драматург и прозаик А.С. Пушкин неоднократно обращался к религиозной теме. Уже в 17 лет он пишет стихотворение «Безверие», свидетельствующее о внутреннем одиночестве и утрате живой связи с Богом:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит

Там умножает лишь тоску души своей.

При пышном торжестве старинных алтарей,

При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,

Тревожится его безверия мученье.

Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,

С померкшею душой святыне предстоит,

Холодный ко всему и чуждый к умиленью

С досадой тихому внимает он моленью.

Но уже литературное творчество Пушкина 1830-х годов свидетельствует об усилении влияния на него христианства, Библии, православной церковности. Одним из источников вдохновения становится для поэта православное богослужение, которое в годы юности оставляло его равнодушным и холодным. Стихотворение 1836 года включает поэтическое переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», читаемой на великопостных богослужениях. Пушкин неоднократно перечитывает Священное Писание, находя в нем источник мудрости и вдохновения: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна».

Отказавшись в свое время от изучения Библии в школе, мы отказались от важнейшего канонического текста, содержание и значимость которого не исчерпываются его религиозным аспектом. Поэтому изучение Библии, на мой взгляд, необходимо вернуть в литературное образование. Необходимо донести до учащихся художественное совершенство и гуманистическое содержание величайшего памятника мировой культуры, помочь им почувствовать ее высочайшую художественность; показать значение Библии в контексте мировой литературы. Учащемуся, знакомому с Библией, не придется навязывать свое объяснение при чтении таких произведений, как «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, «Пророк» М.Ю.Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского,  «Лето Господне» И. Шмелева и многих других. Такой ученик сумеет самостоятельно сопоставить Иуду Искариота из одноименной повести Л. Андреева и Иешууа Га-Ноцрии из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова. Поэтому  Библия, на мой взгляд, как ключевой текст культуры, несомненно, должна использоваться в школьном курсе литературы. Она возвышает детей духовно и трогает их эмоционально.

«Народ, забывший свою культуру, исчезает как нация», – писал А. С. Пушкин. Во избежание этого надо позаботиться, чтобы наши дети стали не только наследниками своей культуры, но и продолжателями ее лучших традиций. И главная роль в этом принадлежит учителю литературы.

Истинным православным христианином был еще один великий поэт России М.Ю. Лермонтов. В его стихах неоднократно появляются религиозные темы. Как и Пушкин Лермонтов хорошо знал Священное Писание: в своих произведениях он использует библейские сюжеты, его поэзия наполнена библейскими аналогиями, он берет в качестве эпиграфов цитаты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка…

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» чувство присутствия Бога переплетено с темами усталости от земной жизни и жажды бессмертия. Глубокое религиозное чувство сочетается с романтическими мотивами, что является характерной чертой лермонтовской лирики. Несколько стихотворений Лермонтова представляют собой молитвы, где нашел отражение его молитвенный опыт, его способность находить утешение в духовном переживании:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

Духовный путь Ф.М. Достоевского в чем-то повторяет путь многих его современников: воспитание в традиционно православном духе, отход от традиционной церковности в молодости, возвращение к ней в зрелости. В центре творчества Достоевского всегда стоит человеческая личность во всей ее противоречивости, но жизнь человека рассматривается в религиозном аспекте. Единственным основанием человеческой нравственности, по мнению Достоевского, является вера в Бога, и именно заповеди Божии — тот критерий, на который должно ориентироваться человечество. Это основная тема романа «Бесы», многих страниц «Дневника писателя». Герои Достоевского, обращаясь к Евангелию, познают высшую духовность, идут к самоочищению и вере.

Созвучны Достоевскому и размышления Л. Толстого, который утверждает, что путь христианства не в обрядах как таковых, «а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не сулили, не убивали друг друга». «Верю в Бога, которого понимаю как Дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне, и я в нем», – писал Л. Толстой.

Другой характерной особенностью Достоевского является его глубочайший христоцентризм (романы «Братья Карамазовы», «Идиот»). Без Бога, без Христа не может быть подлинной свободы, утверждает писатель устами своих героев. Достоевский был глубоко церковным человеком. Его христианство,  выстраданное всей его жизнью, было укоренено в традиции Православной Церкви.

Среди русских классиков, изучаемых в курсе образовательной программы по литературе основной школы, следует отметить Н.С. Лескова. Внук священника, он также уделял большое внимание религиозным темам. Многие главные герои его произведений — представители духовного сословия. Так роман Лескова «Соборяне» — это хроника жизни провинциального протоиерея. Роман написан с большим мастерством и знанием церковного быта. Главный герой рассказа «На краю света» — православный архиерей, направленный на миссионерскую службу в Сибирь. Религиозная тематика затрагивается и в повестях «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник». Один из главных героев книги Лескова «Мелочи архиерейской жизни», где собраны истории и анекдоты из жизни русских архиереев XIX века, — митрополит Московский Филарет. К тому же жанру примыкают очерки «Владычный суд», «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд», «Святительские тени», «Синодальные персоны» и другие. Такие произведения как «Пророчества о Мессии», «Зеркало жизни истинного ученика Христова», «Указка к книге Нового Завета» имеют религиозно-нравственное содержание.  

Нельзя не упомянуть и о влиянии Православия на творчество А.П. Чехова, который в своих рассказах обращается к образам семинаристов, священников и архиереев, к описанию молитвы и православного богослужения. События в рассказах Чехова зачастую происходят на Пасху или на Страстной седмице («Студент», «На Страстной неделе», «Святой ночью»). Самым известным религиозным произведением Чехова является рассказ «Архиерей», в нем повествуется о последних неделях жизни провинциального викарного архиерея, недавно приехавшего из-за границы.

Особенностью русской классики является и то, что величие христианской любви и всепрощение взаимодействуют с особым типом любви между женщиной и мужчиной. Мерилом такой любви является христианская любовь – прощение и отречение. Русская литература выдвинула своеобразный критерий: каков герой в любви, таков и его нравственный потенциал. Русский тип любви, чаще всего, самоотвержен, он возвышает того, кто любит, и озаряет священным светом того, кого любят. Русский тип любви как мера жизни и преодоления смерти, покаяния и очищения с особой верой выражен в русской классике.

Список литературы:

Куваева Л.Н. Христианские традиции в русской литературе. Кемерово: изд-во Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ), 2010, стр.122 — 126

Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. В 2 т. Москва: Сретенский Монастырь, 2008. Т. I. 864 стр.

9 класс

Древнерусская литература

(общая характеристика)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/ff/TissotLordsPrayer.JPG/250px-TissotLordsPrayer.JPG

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Это пример древнерусской литературы.

Предпосылки возникновения древнерусской литературы и её развития (Как зародилась и развивалась древнерусская литература)

Древнерусская литература возникла в конце X века и развивалась в течение восьми веков до Петровской эпохи. Термин «древнерусская литература» является условным, и по своему типу словесность Древней Руси относится к литературам средневековым.

Древнерусская литература возникла с принятием христианства на Руси, которое пришло из Византии через земли южных славян (Болгарию). Причиной возникновения древней словесности являлась потребность в распространении христианства на Руси, которое возможно было осуществить через богослужебные книги.

Тем не менее христианство не только научило русского человека служить Богу. Иконописные лики дали ему представление о живописи, церковные хоры приобщили к музыке, проповедники показали, сколь искусна может быть человеческая речь, познакомили с удивительным миром письменной литературы, творчеством византийских писателей.

Сначала древнерусская литература была переводной. Через болгарские переводы византийских текстов Древняя Русь познакомилась с большинством византийских жанров. Книги были написаны на церковнославянском языке (древнеболгарском). (Западные католические страны объединял латинский язык, славянские страны – церковнославянский язык.) Первые книги были религиозного содержания. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной культуре.

Древнерусская литература в своём становлении и развитии опиралась не только на чужой опыт переводных текстов, но прежде всего на богатейшие традиции и художественный опыт русского фольклора. Творческое усвоение традиций книжной христианской культуры и культуры народной, устно-поэтической позволило в очень короткий срок создать собственную оригинальную литературу.

Древнерусские книги

http://bal-opk.ucoz.ru/_ph/4/199355723.jpg

http://ppt4web.ru/images/1402/39822/310/img13.jpg

Древнерусская литература была рукописной. Книгопечатание, появившееся в Москве в середине XVI века, мало что изменило. В зависимости от требований времени, выдвигающихся жизнью, вкусов писцы редактировали переписываемые тексты, следовательно, не было устойчивого текста. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника.http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2012/05/04_nachalnaya_polosa_2.jpg

Тексты переписывались писцами (монахами) либо в ширину всей страницы, либо в два столбца (если был большой формат рукописи).

Выделялись следующие виды почерков:

1.устав (письмо торжественное, спокойное, крупное);

2.полуустав (более беглый почерк, менее строгий, может быть наклонным, но ещё сохранять чёткость и раздельное написание каждой буквы, появляется с конца XIV века);

3.скоропись (буквы соединяются связками, что давало возможность писать относительно быстро).

Материал для письма – особо выделанная кожа – «кожа», «телятина», «хартия», в науке называли «пергамен» от названия города Пергам, где изготовление этого материала было якобы усовершенствовано во II веке до н.э. (иногда называют «пергамент»).

Затем в XIV – XV веке появилась бумага.

По свидетельствам литературоведов, над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец – вязь (соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак), киноварью (красная краска, получаемая из сернистой ртути), заставочный писец – заставки (орнамент или рисунок, обычно в ширину страницы, перед началом текста) и буквицы (первая прописная буква текста), живописец иконный – миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный (скань – металлические покрытия) оформляли оклад (металлическое покрытие).https://fs00.infourok.ru/images/doc/143/166008/hello_html_bbf28a2.jpg

Древнерусские книги переписывали монахи. Они рассказывал лишь о том, что реально произошло. Для древнерусского книжника всё происходящее объясняется провидением, волей Божьей. Писать вымышленное – грех, нельзя растрачивать дарованный Богом талант на неполезное. Поэтому древнерусская словесность исторична по своему характеру. Это повести о битвах, княжьих преступлениях, о хождениях в святую землю, о святых, а также история Руси, всемирная история.

Вымысел проникает из фольклора или встречается в переводных сочинениях, при этом вымышленные сюжеты (притч) на русской почве постепенно приобретают историческую окраску, связанную с теми или иными историческими лицами. Например, в житии Феодосия Печерского повествуется о том, как, борясь со страстями, с собственной плотью по ночам отдавал тело на поедание комарам и оводам. Этот эпизод точное повторение эпизода жития Макария Египетского.

Только в XVII веке появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

Авторское начало в текстах древнерусской словесности приглушено, неявно. Древнерусские книжники редко указывали своё имя. Ведь они считали себя не авторами, творцами, а лишь исполнителями Божьей воли. Как правило, авторы упоминали свои имена, когда это было необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Так, составители житий что были очевидцами событий из жизни святого. Авторы повествований о паломничествах сообщали свои имена.

Образ монаха-летописца великолепно представлен А.С.Пушкиным в трагедии «Борис Годунов».

НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕhttp://detectivebooks.ru/img/d/?src=34101265&i=123&ext=jpg

(1603 года)

  Отец Пимен,   Григорий   спящий.

Пимен

(пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Поэтика древнерусской литературы

В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Только образность этой поэзии иная, чем в Новое время, нам надо к ней привыкнуть, понять её. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали: «Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Они любили гиперболы: имя Александра Невского3, по словам его биографа, было прославлено «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.

Поэтичность древнерусской литературы в значительной степени связана с её близостью к устному народному творчеству. В ткань многих произведений вплетаются народные песни, плачи, прославления — «славы». Обрядовая поэзия была живым источником, к которому всё время обращались писатели.

Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква), при этом литература очень высокая, искусная, художественная.

Литературный этикет

Текст древнерусской литературы лишён художественных «неожиданностей». Эти неожиданности нежелательны, как и в обрядах. Цель древнерусских текстов – «заворожить» привычным, а не поразить.

Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности Дмитрий Сергеевич Лихачёв предложил особый термин для обозначения роли традиции, канона в памятниках древнерусской литературы – «литературный этикет». Он слагался из следующих представлений: 1) как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2)как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению; 3)какими словами должен описывать автор совершающееся. Святой обычно именовался земным ангелом и небесным «человеком», «дивным и пречудным», говорилось о «свете» его души и подвигов, о неуклонной, жаждущей любви к Богу. Он уподоблялся прославленным святым прошлого. Князь был благочестивым, милостивым, справедливым, храбрым. Смерть его оплакивают все люди – богатые и бедные. Для воинского стиля: враг выступал «в силе тяжкой», обступал русское войско подобно лесу; русские князья перед битвой возносили молитвы к Богу; стрелы летели, как дождь; воины бились, схватившись за руки; битва была столь жестока, что кровь заливала долины.

Отношение к книгам

Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нём наставлений, советов либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель — с искателем жемчуга.

В Древней Руси книга почиталась как величайшая ценность, собрание всемирной премудрости. В «Повести временных лет», написанной преподобным Нестором в XI веке, содержатся следующие замечательные слова об учении книжном: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания».

Главная роль книги в культуре Древней Руси – служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными книгами считаются Евангелие, Священное Писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считались исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидактических целей. Их считали «суетными».

Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному Божественному миру, к высшей религиозной мудрости.

Таким образом, книги стали для недавно крещённых славян священными.

Значение древнерусской литературы

  1. Помогает понять достижения великой русской литературы XIX и XX веков.
  2. В древнерусской литературе находятся истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы нового времени.
  3. Шедеврами древнерусской литературы можно смело гордиться.

На чтение 14 мин. Просмотров 6 Опубликовано

Опубликовано 18.02.2019 — 21:31 —

План сравнительной характеристики литературных героев.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngplan_sravnitelnoy_harakteristiki_geroev_proizvedeniya.docx 13.45 КБ

Предварительный просмотр:

План  сравнительной характеристики героев произведения:

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.

3. Речь героя

4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  

характер  героя?

5. Что общего между героями.

6. Что отличает двух героев.

8. Отношение автора к героям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-135875-1351792601.jpg

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)….

«Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Планета знаний»…

Словарь для характеристики поступков героев литературных произведений, настроения.

Словарь может быть использован на уроках литературного чтения при анализе литературного произведения (поступков и характера героя, настроения автора и читателя) и на уроках русского языка при нап…

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»….

Сценарий урока литературного чтения по теме «Сравнительная характеристика произведений Л.Н. Толстого «Акула» и «Прыжок».

Целью данного урока является обучение пониманию идейного смысла произведений через их анализ….

Таблица прилагательных для характеристики литературного героя

данная таблица поможет учащимся начальных классов подобрать необходимые слова для характеристики литературного героя….

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Перспектива». Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших …

  • Мне нравится

  Если вы решили написатьсочинение в виде характеристики героев, то советую вам при составлении плана воспользоваться данной СХЕМОЙ.Обратите внимание, что это не план конкретного сочинения, а всего лишь СХЕМА, которая может послужить хорошей основой для вашего плана. 1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2. Что общего между героями: • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни); • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.); • в социальном (материальном, профессиональном) плане; • в отношении с окружающими людьми. 3. Что отличает двух героев. 4. Для чего автор сравнивает этих героев. 5. Отношение автора к героям. По просьбе трудящихся. Шестиклассников и семиклассников, создающих свои шедевры.   У одних — «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева. У других — Калашников и Кирибеевич из «Песни»…М.Ю.Лермонтова, а скоро и Остап и Андрий из «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя. Обратимся к учебнику, к сожалению, не к тому, по которому занимаемся, к учебнику профессора, ныне живущего и преподающего в нашем славном  университете.  Большом, как его называют. Фамилия автора — Сухих И.Н. Надо вам сказать, милые дети, что это единственный учебник, который солидный журнал по главам перепечатывал, а  взрослые завидовали, что такие учебники, которые можно, как книгу, читать , появляться в вашей жизни стали, а раньше, увы, отсутствовали. И приходилось многое не из учебников узнавать. Впрочем, было это давно, когда книгу читали. С удовольствием. А потом еще и разговаривали.Итак, основные способы характеристики персонажа в эпическом произведении1) Прямая авторская характеристика2) Портрет героя3)Действия и поступки персонажа, его взаимоотношения с другими героями4)Характеристика героя другими действующими лицами5)Самохарактеристика6)Речь Все это мы в произведении ищем, материал о каждом герое собираем. Таким образом, мы узнаем о нем и изнутри, взглядом, которым он смотрит на себя самого, и извне, глазами других. Так автор создает сложный ХАРАКТЕР, который разгадывают читатели нескольких поколений ( если же  образ литературного героя можно определить одним словом, значит, писателем создан ТИП, где выделяется, акцентируется какая-то одна черта или свойство человека). Ахилл, Одиссей —  ТИП. Тарас Бульба — ХАРАКТЕР. Материал собрали. Самое время вспомнить фразу Конфуция:»Все познается в сравнении».Сравнительная характеристика — сочинение-рассуждение, в котором анализируются два героя с какой-либо общей точки зрения, выявляются их одинаковые и противоположные черты и доказывается, что они сходны или различны.1)Подумайте, почему вообще можно сравнивать именно этих героев. Может быть, они вместе выросли, попали в сходные обстоятельства или их объединяет одинаковый возраст, социальное положение?2)Отберите признаки, по которым вы будете характеризовать героев. Главное правило сравнения: портрет сравниваем с портретом, речь с речью,  разное поведение в одной ситуации и т.д. ( ищем эпизоды, опираемся на текст)3)Составьте план сравнительного анализа. В нем по порядку расположите элементы сравнения.Например:а)первое появление герояб)портретв)окружающая обстановкаг)отношение с близкими людьми, с обществомд)поведение в сходных ситуациях(отберите эпизоды для сравнения)е)речевая характеристикаж)авторское отношение к герою и т.д.4)Обратите внимание на изобразительно-выразительные средства языка, связанные с персонажем, при помощи которых автор рисует своего героя ( эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.) 5)Напишите черновик на основе собранного материала связно, превратив его в целостный текст. 6)Обдумывая композицию сочинения, имейте в виду, что оно должно быть построено на основе ПАРАЛЛЕЛЬНОГО сравнения, то есть НЕЛЬЗЯ сначала рассказать об одном герое, а потом о другом. 7) В конце своей работы сделайте вывод-заключение:для чего сравнивались герои, что это дает для понимания характеров и ОСНОВНОЙ МЫСЛИ произведения.  Наша задача — понять, с какой целью сам автор сопоставил героев, разгадать его замысел.—> Чек лист «ЕГЭ-2021»26-02-2020, 07:54 —> Как сопоставить героев в сочинении, раскрыть тему на сопоставление образов героев в сочинении, сделать сравнительный анализ.Как написать сочинения на тему: Сравнительная характеристика героев.

Почему герои сведены вместе в одной теме — какое основание для их объединения (это можно сделать вступлением)? Могут быть разные варианты:


Это герои одного произведения:

а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;

б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;

в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.

Бывают и более сложные случаи, например:

—  Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);

—  Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).

Это герои разных произведений:

а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);

б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).

Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.

Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.

Поэтому, сопоставляя образы, следует учитывать:

а) Их сходство и различие (социальное положение, образование и культурный уровень в сравнении, взгляды

и психология, характеры и душевные качества (в т. ч., например, один любит и чувствует природу, другой глух к ней и т. д.), поступки). Некоторые из этих критериев вы отнесете к разделу «сходство», другие — к разделу «различие». На основе этих фактов уже можно вывести какие-то соображения в виде тезиса.

б)  Какая проблематика, какие конфликты объединяют героев (в случае, подобном «Онегину и Печорину») или сталкивают друг с другом (в случае типа «Чацкого и Фамусова»), А может быть так, что они и противостоят друг другу идеологически, и похожи по характеру, представляют собой сходные человеческие типы (как Базаров и Павел Петрович), т. е. есть основания для их объединения, признаки сходства, и в то же время велика разница между ними. Чем объясняется эта разница (изменилось время, другая социальная среда и т. д.)?

в)  Можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы, дворяне и капиталист или два типа романтизма, как в случае Онегина и Ленского, истинный романтический герой и пародия на него, как у Печорина с Грушницким, истинный патриотизм Кутузова и индивидуалистическое честолюбие Наполеона или Александра I и т. д.

Раскрытие последнего пункта и означает переход на уровень обобщения. На этом могут основываться выводы сочинения. В выводах можно также проследить традицию (предшествующую или последующую): у кого еще встречается подобный герой, подобный конфликт.

Как написать сочинение со сравнительной характеристикой? Обычно в подобных работах вы должны показать сходство и различие между двумя предметами или персонажами.

2400391.jpg

Два типа сравнений

Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.

Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.

Существует два основных метода сравнения.

1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом, и уже в заключении сделать вывод.

2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.

Примерный план сочинения

Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?

  1. Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности).
  2. Происхождение героя, его социальный статус, образование.
  3. Образ жизни.
  4. Отношения с другими героями.
  5. Любовь и дружба в жизни героев.
  6. Судьба героя (в конце произведения).

2400387.jpg

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)

1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.

2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.

3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.

4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.

6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви, и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.

2400392.jpg

Сопоставление двух произведений

Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.

Приблизительные темы для сопоставления персонажей

  • Человек против природы (за что борется герой и какова его цель?).
  • Индивид против общества (не чувствует ли себя каждый из главных персонажей аутсайдером?).
  • Борьба между добром и злом (на какой стороне герой?).
  • Жизненный путь (какие жестокие уроки получает герой от жизни и как они помогают ему в становлении личности?).

В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.

2400375.jpg

Пример сравнительной характеристики

Возьмем для сравнения два романа: «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Красный значок храбрости» Стивена Крэна. Оба эти произведения рассказывают о жизненном пути героев, которые начинают осознавать свое место в мире, пройдя через жестокую школу жизни. Вот некоторые сравнения, которые вы могли бы сделать:

  • Оба персонажа должны изучить понятие «цивилизованного поведения» в тех обществах, где они существуют.
  • Каждый главный герой имеет свое мнение по вопросу о ролевой модели мужчины.
  • Каждый главный герой покидает свой родной дом и сталкивается с проблемами.

Для написания сравнительной характеристики об этих двух героях романов, вы можете создать свой собственный список сходств. Обязательно объясните, как эти сходства (и различия) являются сопоставимыми для создания вашего тезиса. Вот пример: «оба персонажа, Гек Финн и Генри Флеминг, отправляются в путешествие, полное открытий, и каждый мальчик многое начинает осознавать, когда дело доходит до традиционных представлений о чести и мужестве».

Используйте план, чтобы сочинение имело правильную структуру. Сравнивая двух героев из разных романов, постарайтесь составить максимально подробный список их сходств.

Например:

  • Оба персонажа — молодые люди.
  • Оба честолюбивы.
  • Оба попадают под женское влияние.

Список можно продолжать долго. Если к нему подойти ответственно и скрупулезно, он поможет вам в работе.

Но не только в литературе говорят о подобной методике. Очень популярен такой вид работы на уроках биологии. Там уже говорят, например, о сравнительной характеристике классов плоских червей или однодольных и двудольных растений.

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/02/18/plan-sravnitelnoy-harakteristiki-literaturnyh-geroev
  • http://yaplusti.blogspot.com/2009/11/blog-post_2338.html
  • http://elenaassaul41.blogspot.com/2012/12/blog-post_9.html
  • https://primersoch.ru/kakpisat/352-sravnenie-geroev-v-sochinenii.html
  • https://autogear.ru/article/631/92/protsessoryi-i-videokartyi-sravnitelnaya-harakteristika/

  • Святочный рассказ это в литературе определение
  • Связь литературы и истории сочинение
  • Свиные окорока как пишется
  • Своими пьесами и рассказами петрушевская создала совершенно автономный
  • Своя игра сказка о потерянном времени