Свободолюбивая лирика пушкина сочинение кратко

, . 1/4 . 1813

Именно в лирике ярче всего выражается существо поэта, эволюция его личности.

Пушкинский творческий путь занимает около 1/4 века.

1813 годом датируется первое стихотворение, дошедшее до нас. Завершение ученичества поэта приходится на середину пути. А 1825 год — год настоящего становления гения, когда он сам почувствовал свой масштаб, творческую силу:

dfc3b4382d46d25ac4b9dbd7305fd08c

Зрелый классический Пушкин — период с 1825 по 1837 год. Когда были написаны «Ð­Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ», «Ð“ерой», «ÐŸÐ°Ð¼ÑÑ‚ник», «ÐžÑÐµÐ½ÑŒ», «Ð­Ñ…о».

Рассмотрим каждый период подробнее.

Первые 12 лет — это «ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ðµ годы», когда Пушкина при жизни его соотечественники стали называть Протеем.

Такой долгий ученический период Пушкина был связан с желанием освоить все основные поэтические манеры, стили лирики его времени.

Пушкин в лицейских стихах играет то Жуковского, то в Батюшкова, то в Парни, то в Державина. Видна жажда постичь всё. Не зря во время своего визита в лицей Жуковский отметил, что знает, кто его заменит.

Спустя 4 года, в 1817 году, поэт заканчивает лицей. Следующие 3 года его творческий путь связан с влиянием вольнолюбивой, декабристской лирики. Ведь это годы первых ранних декабристской организаций, таких как «Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´ÐµÐ½ÑÑ‚Ð²Ð¸Ðµ». В эти годы он пишет много на гражданские темы: «Ð’ольность», «Ð”еревня», «ÐŸÐ¾ÑÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ к Чаадаеву».

Друзей Пушкина приглашают вступить в тайные общества, но его самого держат немного на расстоянии.

Пушкин откликается на самый животрепещущий вопрос того времени. В стихотворении «Ð”ÐµÑ€ÐµÐ²Ð½Ñ» есть мысль о введении Конституции и отмене крепостного права. Стоит отметить, что Пушкин никогда не сомневался в монархическом принципе, но отрицал самовластие. Потому что для поэта самовластие не то же самое, что самодержавие.

Пушкинские вольнолюбивые стихи распространялись в списках. Его хотели послать в Соловки, но за поэта вступились Державин, Карамзин. Поэтому его отправили в Кишинёв и Одессу на 4 года.

Юг повлиял на лирику Пушкина. В это время он переносит байроновские мотивы на русскую почву. Например, стихотворение «ÐŸÐ¾Ð³Ð°ÑÐ»Ð¾ дневное светило».

Пушкин пережил кризис 23-го года, когда были видны пессимистические ноты в его творениях. В конце южной ссылки он ощущает, что утратил почву под ногами. В 1823 году он пишет своего «Ð”ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ð°», также в этом году начат «ÐžÐ½ÐµÐ³Ð¸Ð½», где показан образ пессимистического героя.

В 1824 году Пушкина высылают из Одессы в родовое имение Михайловское. Друзья считали, что это настоящее убийство в отношении поэта.

Но сам Пушкин через 10 лет напишет, вспоминая 1824-1826 года:

bfdec27840facc3e6476103ad7d34a5d

Впервые в жизни поэт получил возможность сосредоточиться полностью на творчестве. Скитаясь по большим городам, он не знал настоящей русской жизни, русской деревни. Он впервые по-настоящему прикоснулся к русской почве. Этот поворот в жизни совпал с потребностью определиться как «ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½», а не как «Ð‘Ð°Ð¹Ñ€Ð¾Ð½» или кто-то другой.

В 1825 году Пушкин пишет стихотворение, с которого начинается «Ð’еликий Пушкин», «ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ как русский классик». Это

«Ð—имний вечер».

Появляются фольклорные мотивы, он распахнул для себя дверь в русскую жизнь. Именно в Михайловском создаётся трагедия «Ð‘орис Годунов».

После 1825 года пушкинская лирика постоянно интересуется бытом. Тема «Ð·Ð¸Ð¼Ñ‹» Жуковского полностью раскрывается Пушкиным. Поэт использует её на 100 %. Вспомним хотя бы еще одно великолепное стихотворение «Ð—Ð¸Ð¼Ð½ÐµÐµ утро»,

где переплетаются зимние пейзажи и бытовые подробности.

Вторая половина 20-х годов характеризуется реалистичной лирикой, русским бытом за счёт усадебного уклада жизни.

В 30-х годах в творчестве Пушкина появляются новые тенденции. Его лирика больше тяготеет к философской. Ставятся важные вопросы человеческого бытия, смысла жизни, что есть смерть, вера и предназначение. Но в его творчестве все ещё встречаются размышления о жизни простого человека — стихотворение «Ð’Ð½Ð¾Ð²ÑŒ я посетил».

Это говорит о том, что поэт продолжает смотреть на мир с позиции обыкновенного человека.

Лирика Пушкина

Тема любви является одной из центральных в творчестве многих писателей. Особое же восхищение вызывает именно любовная лирика Пушкина. Каждый урок, посвященный этой теме, невероятно увлекателен. Правда, охватить все произведения автора за этот период попросту невозможно. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более детально.

Любовная лирика Пушкина: жанры и мотивы

Жанры любовной лирики Пушкина весьма неординарны. Он пишет именно о счастливой любви, которую доносит до читателя непосредственно через самого лирического героя. Он показывает, что это невероятно светлое чувство, способное на многое. Даже если стихотворения Пушкина наполнены тоской и некой грустью, связанной с ушедшим чувством, пишется оно в положительных тонах. Ведь те события, которые происходили с героем, являются исключительно счастливыми.

Мотивы любовной лирики Пушкина также неординарны. Каждый стих обладает определенным оттенком. В одних отмечается ревность, явная безнадежность и грусть. Другие же наполнены нежностью, робостью, страстью и особой впечатлительностью.

Любовная лирика весьма неоднозначна. В стихах Пушкин показывает, что чувства, которые могут быть испытаны к одной даме, существенно отличаются от вызываемых другой. Именно в этом он и видит главную прелесть самой любви. Каждый раз влюбившемуся человеку удается открыть в ней нечто новое.

Любовная лирика Пушкина изучается в 9 классе. В этом возрасте учащиеся уже могут понять основные мотивы таких произведений. Поэт показывает, что благодаря любви люди могут испытать новые эмоции и чувства. Благодаря этому появляется желание не только жить, но и творить. Возлюбленные – это истинные музы. Именно ради них и создаются постоянно новые и новые шедевры.

Поэт пишет о новых чувствах, а также о былых отношениях, которым не суждено было длитиься вечно. Тем не менее он показывает, что любовь попросту не может пропасть навсегда. В какой-то момент все люди вновь смогут испытать столь многогранное, не до конца изученное чувство. Как утверждает Пушкин, люди не могут не любить. По его мнению, отречься от этого чувства никто не сможет даже в том случае, если любовь окажется безответной.

Особенности и своеобразие любовной лирики Пушкина

Любовная лирика в творчестве Пушкина занимает одно из главных мест. Особенность ее заключается в том, что речь идет не только лишь о любви к женщине. Поэт показывает о чувствах, которые испытывают к друзьям, музе.

Адресаты любовной лирики Пушкина, как правило, являются реальными особами, которых любил поэт. Правда, есть также немало произведений, где любовь рассматривается в несколько ином ракурсе. Автор рассуждает о том, какое значение данное чувство имеет в жизни каждого из людей.

Любовная тема в лирике Пушкина просматривается постоянно. Обусловлено это тем, что писатель сам постоянно испытывал это чувство. Не удивительно, что те или иные его оттенки отображались в стихах. Именно в данной теме поэту хочется найти вдохновение. Ведь любовь сопровождает его на протяжении всей жизни и не покидает даже на секунду. Кроме того, явно показываются нравственные ценности в любовной лирике Пушкина. Поэт с особым трепетом относится к этому чувству, возвышает его.

Примеры любовной лирики Пушкина

Любовная лирика Пушкина кратко попросту не может быть рассмотрена. Ведь в его произведениях лирика и любовь, по сути, являются единым целым. Примеры таких стихотворений найти несложно. Достаточно лишь вспомнить те произведения, которые входят в школьную программу.

Например, присутствует любовная лирика в стихе «Я вас любил». Также среди ярких примеров таких произведений можно выделить «К***», «Сожженное письмо» и «Мадонна». Любовная тематика затрагивается даже в Евгении Онегине, а в некоторой степени в сказках писателя.

Любовная лирика Пушкина сочинение

Среди самых волнующих, постоянно актуальных тем, которые просматриваются в поэзии, главной по праву считается именно любовь. Это чувство проносится через эпохи и тысячелетия, заставляет быстрее биться сердца по сей день. Естественно, что написать сочинение на тему Любовная лирика Пушкина не составит труда. Тем более, что этом поэт является мастером в данном жанре.

Все творчество Пушкина буквально пропитано любовью. Читатели не могут остаться равнодушными к его волнующим строкам. Благодаря этой лирике удается понять множество серьезных тем. Например, свободу, верность, достоинство и честь. Стихотворения писателя удивляют и поражают. Автор подбирает невероятно красивые, точные слова, чтобы описать столь многогранное чувство. Пожалуй, никто больше из писателей так и не смог настолько точно передать любовные мотивы с помощью русского языка.

Для поэта любовь является постоянной спутницей. Он убеждает каждого читателя в том, что без этого чувства жизнь попросту невозможна. В юные годы он рассказывает о развлечениях и своеобразных причудах купидона. В период рассвета творческого пути стихотворения довольно непринужденны и даже несколько игривы. Любовь представляется некой шуткой, забавой. О истинных, душевных переживаниях в данном случае речь еще не идет. Как утверждают критики, в этот период поэт писал в жанре так называемой легкой поэзии. Есть убеждение, что Пушкин увлекался творчеством Анакреона и пытался следовать ему. Это греческий творец, который писал эротические, максимально легкие стихи.

За то время, когда писатель проходил обучение в лицее, в его произведениях начинают просматриваться уже более высокие ноты. В стихах он пытается найти ответы на те вопросы, которые волнуют его самого. Он говорит о роли женщин, о том, как найти собственный идеал.

Спустя время поэзия становится достаточно трагичной. Лирические герои в произведениях автора пытаются убежать от несовершенного мира, от взглядов непонимания. Стихотворения нередко унылые, даже тоскливые. При этом в момент упоминания о любви в любом случае просматривается нежность и даже некая торжественность. По сути, поэт смог пересмотреть все этапы этого чувства, начиная от зарождения до рассвета и заканчивая увяданием. Именно любовь для него является постоянным источником вдохновения, своеобразной музой.

Сложно найти проведение, в котором бы Пушкин не затрагивал любовную тематику. Он стал образцом для подражания многих писателей. По сути, его лирические произведения будут оставаться актуальными всегда. Ведь постоянно в душах людей возникают столь высокие чувства, живет любовь. Благодаря уникальному стилю писателя, его дару описать все возникающие в душе переживания, его работы можно по праву назвать величайшими шедеврами. Даже спустя века Пушкин будет тем творцом, которого не составит труда понять каждому, кто хоть раз в собственной жизни испытывал любовь. Его лирика вечна, всегда актуальна и понятна.

Разобраться в особенностях лирики Александра Сергеевича совсем не сложно. Простой, красивый слог, извечные темы – все это делает произведения писателя востребованными и любимыми многими. Вряд ли данные произведения смогут оставить хоть кого-то равнодушным. Каждый сможет найти в них то, что затронет струны собственной души, вызовет волнение, массу других эмоций.

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина“Самостоянье человека – залог величия его”...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина“Самостоянье человека – залог величия его”

    Описание слайда:

    Свободолюбивая
    лирика А.С. Пушкина
    “Самостоянье человека – залог величия его”.
    А.С. Пушкин

  • 2 слайд

    Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия

    Описание слайда:

    Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.

    А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года.

  • 3 слайд

    Образ лирического героя Пушкина - это духовно богатая и свободолюбивая лично

    Описание слайда:

    Образ лирического героя Пушкина
    — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

  • 4 слайд

    Свобода для А. ПушкинаСвобода – вольность, воля, высшее общественное благо Св

    Описание слайда:

    Свобода для А. Пушкина
    Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо
    Свобода – основа дружбы
    Свобода – условие творчества
    Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.

  • 5 слайд

    «К Лицинию» (1815) Во время обучения в Царскосельском Лицее Пушкин увлекся

    Описание слайда:

    «К Лицинию» (1815)

    Во время обучения в Царскосельском Лицее Пушкин увлекся античным искусством. Поэт знакомился с творчеством великих авторов. В их числе – Сенека, Овидий, Гораций, Ювенал, Вергилий. Стихотворение «Лицинию» относится к 1815 году. Оно считается первым образцом гражданской лирики Пушкина. В нем воспроизводятся мотивы древнеримской литературы. При этом Лициний упоминается в заголовке только для того, чтобы отвлечь внимание цензоров. Подобные ссылки на мнимые источники впоследствии стали привычным делом для Александра Сергеевича.
    «Лицинию» — выступление против Александра I и его ближайшего сподвижника Аракчеева. После завершения Отечественной войны и европейского похода в некоторых кругах стало зреть недовольство внутренней политикой императора. Люди хотели либеральных реформ, обещанных еще в первые годы его правления. Их окрылила победа над могущественным Наполеоном и полный разгром некогда великой французской армии. Александр I идти на поводу у либералов и образованных ими протодекабристских обществ не собирался. 

  • 6 слайд

    В стихотворении Пушкина представлен Рим, «гордый край разврата, злодеянья». К

    Описание слайда:

    В стихотворении Пушкина представлен Рим, «гордый край разврата, злодеянья». К власти в нем прибился некий Ветулий – «любимец деспота», юноша сомнительных моральных качеств, правящий «слабым сенатом».
    В стихотворении «Лицинию» народ безропотно поклоняется Ветулию, тем самым поддерживая нечистую и нечестную власть. Некогда свободные люди находятся под игом, но не способны найти в себе силы противостоять злодеям-правителям. Лирический герой произведения прекрасно понимает, что вечно этот кошмар длиться не может. Последние строки занимает пророчество. Согласно ему, рано или поздно город должен пасть: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Юный Пушкин поддерживает восстание против Ветулия и покровительствующего ему деспота.

  • 7 слайд

    Белинский писал: «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается имен

    Описание слайда:

    Белинский писал:
    «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»

  • 8 слайд

    Вольнолюбивая лирика Пушкина1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Де

    Описание слайда:

    Вольнолюбивая лирика Пушкина
    1817 – «Вольность»
    1818 – «К Чаадаеву»
    1819 – «Деревня»
    1820 – «Погасло дневное светило»
    1822 – «Узник»
    1824 – «К морю»
    1827 – «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”)
    1827 – «Арион»
    1828 – «Анчар»

  • 9 слайд

    Ода «Вольность» (1817)Хочу воспеть Свободу миру, На  тронах  поразить порок.

    Описание слайда:

    Ода «Вольность» (1817)
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На  тронах  поразить порок.

    четыре части
    1 часть: автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему:
    Увы! Куда ни брошу взор —
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи  немощные  слезы.
    2 часть: автор размышляет о том, что для блага народов  необходимо сочетание  «мощных  законов»  с  «вольностью святой»:
    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов  мощных  сочетанье.

  • 10 слайд

    3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правител

    Описание слайда:

    3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла  I):
    Самовластительный  злодей!
    Тебя, твой трон  я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу…
    4 часть: обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона», заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой

  • 11 слайд

    1 Вывод: Поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то

    Описание слайда:

    1 Вывод:
    Поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена. Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является «с вольностью святой законов мощных сочетанье».

  • 12 слайд

    «К Чаадаеву» (1818)По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу

    Описание слайда:

    «К Чаадаеву» (1818)

    По жанру это стихотворение — послание, обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, — Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!

    Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы».

  • 13 слайд

    2 Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести

    Описание слайда:

    2 Вывод:
    понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.

  • 14 слайд

    «Деревня» (1819) стихотворение композиционно делится на две части и построен

    Описание слайда:

    «Деревня» (1819)

    стихотворение композиционно делится на две части и построено по принципу антитезы:
    в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, рисуется незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
    во второй части — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

  • 15 слайд

    В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? «Вольность» – общее

    Описание слайда:

    В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»?
    «Вольность» – общее понимание свободы, а «Деревня» — конкретное – жизнь крепостных крестьян.
    Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения?

    3 Вывод:
    поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.

  • 16 слайд

    Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узн

    Описание слайда:

    Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824)
    Прощай, свободная стихия,
     В последний раз передо мной
     Ты катишь волны голубые
     И блещешь гордою красой
    Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.

  • 17 слайд

    «К морю» (1824)Элегия завершает романтический период пушкинского творчества.

    Описание слайда:

    «К морю» (1824)
    Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как бы стоит «на стыке» двух периодов, так как в ней присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью.

  • 18 слайд

    Декабристские организации. “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 че

    Описание слайда:

    Декабристские организации.

    “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек.
    “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек.
    “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель.
    “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители –
    С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.

  • 19 слайд

    Свободолюбивая лирика пушкина сочинение кратко

  • 20 слайд

    Свободолюбивая лирика пушкина сочинение кратко

  • 21 слайд

    Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся вос

    Описание слайда:

    Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”
    Пущин:
    “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.

  • 22 слайд

    Послание «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) (1827)Мой первый друг, мой

    Описание слайда:

    Послание «В Сибирь»
    (“Во глубине сибирских руд”) (1827)

    Мой первый друг, мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!

    Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании.

    ..Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в ваши каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.
    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.

  • 23 слайд

    «Арион» (1827)Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно у

    Описание слайда:

    «Арион» (1827)

    Нас было много на челне;
    Иные парус напрягали,
    Другие дружно упирали
    На руль склонясь, наш кормщик умный
    В молчании правил грузный челн;
    А я — беспечной веры полн —
    Пловцам я пел…

    Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
    Я гимны прежние пою…

  • 24 слайд

    Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от был

    Описание слайда:

    Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь.
    4 Вывод:
    Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.
    Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.
     

  • 25 слайд

    "Анчар"(1828)Философская притча. Как понимаете термин? Композиционный прием

    Описание слайда:

    «Анчар»(1828)

    Философская притча. Как понимаете термин?
    Композиционный прием – контраст. Докажите.
    Сколько частей в стихотворении?
    Владыка – раб (какими показаны)
    Авторское отношение к ним.
    Как легенда о дереве связана с темой свободы?

  • 26 слайд

    Общие выводы:Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпева

    Описание слайда:

    Общие выводы:
    Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию:
    — провозглашение отвлеченной вольности;
    — пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью;
    — мотив гуманистической идеи «дарования свободы»;
    — широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

  • 27 слайд

    Домашнее заданиеАнализ одного из стихотворений по плану «К морю»

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Анализ одного из стихотворений по плану
    «К морю» «Анчар»
    План существует в двух вариантах : короткий — только пункты, порядок записи (см. ниже) ; подробный (интерпретация) — в приложенном файле. Его надо ИЗУЧИТЬ, распечатать и вклеить в тетрадь. В нём много информации, которой нужно пользоваться при анализе стихотворений.
    ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ (КРАТКИЙ):
    АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД НАПИСАНИЯ.
    ТЕМА
    ЖАНР
    КОМПОЗИЦИЯ
    ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ
    СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
    ЛЕКСИКА
    СИНТАКСИС
    СМЫСЛОВОЙ ИТОГ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • 28 слайд

    Источникиhttp://ps.1september.ru/ http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezen

    Описание слайда:

    Источники
    http://ps.1september.ru/
    http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/
    http://nsportal.ru/

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация — Некрасов «Железная дорога»

  • Литературная гостиная «Борис Леонидович Пастернак — Гамлет ХХ века»

  • Лесков «Левша» 1 урок

  • Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности средствами поэзии Вятского края

  • Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Д.И. Фонвизин.

  • Школьный этап конкурса «Живая классика»

  • Характеристика героев повести «Собачье сердце» М. Булгакова (стенд)

  • Характеристика героев поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя (стенд)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446183 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

Александр Сергеевич Пушкин больше всего не любил какие-либо запреты, подтверждением тому являются его стихотворения о свободе и их полный анализ. Команда Литеровед.ру подготовила материал на данную тему, благодаря которому будет намного легче разобраться в изучаемом материале.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

Идея свободы проходит через всю лирику Александра Сергеевича. На протяжении все творческой жизни данная тема видоизменялась, но никогда не исчезала вовсе. В юношеские годы, когда Пушкин был лицеистом, его идея свободы больше напоминала некое бунтарство. Она была полностью пронизана независимостью и носила весьма горячий характер. Причиной этому стало окружение Александра Сергеевича, и сама атмосфера, которая царила в лицее.

Тему свободы автор всегда считал одной из самых главных в его жизни и творчестве. Если рассмотреть вольнолюбивую лирику поэта, то там видно полное отсутствие ограничений, которые постоянно связывали как общественную, так и политическую деятельность человека. Самая большая часть стихотворений автора приходится на период с 1817 по 1820 годы. Так же этот период называют «Петербургским».

Так же в данный период творчества большую роль играет гражданская тема. В этот период автор даже отходит от столь любимой любовной лирики. Здесь опять-таки особую роль играют люди, которые окружали Александра Сергеевича на тот момент. Они имели весьма прогрессивные взгляды на вещи и на жизнь в целом. Одним из таких товарищей был Чаадаев, которому поэт посвятил стихотворение «Любви, надежды, тихой славы…». Все общество тогда охватила невероятная жажда перемен.

Стихотворение «Вольность»

Одним из самых первых произведений Александра Сергеевича Пушкина, которое он посвятил теме свободы, является ода «Вольность». Для построения данного стихотворения он использует каноны эстетики классицизма. Автор одушевляет абстрактные понятия, что так характерно для данного направления.

Везде неправедная власть 

В сгущенной тьме предрассуждений 

Воссела — рабства грозный гении 

И славы роковая страсть.

Если рассмотреть это произведение немного глубже, то становится понятно, что автор пытается продолжить традицию Радищева. Но поэт не во всем солидарен с Радищевым, он не поддерживает радикализм, и не ведет призыв свергнуть царскую власть. Александр Сергеевич, используя аллегорию, рассказывает все преимущества конституционной монархии.

Стихотворение «К Чаадаеву»

Произведение, которое называется «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») не относится полностью к классицизму. Здесь мы можем видеть сочетание элементов двух поэтических систем. Автор умело сочетает гражданские мотивы с личными. Он показывает жажду свободы е только как абстрактную добродетель, но и личностные переживания.

Стихотворение «Деревня»

В анализируемом стихотворении содержатся страстные обличия крепостничества, которые по стилю отдаленно похожи на «Путешествие из Петербурга в Москву», которое так же принадлежит перу Радищева. Но все дело в том, что поэт познакомился с данным произведениям намного позже, чем написал стихотворение «Деревня».

В первой части произведения читатель может наблюдать жанр элегии. Именно эта часть стихотворения и вышла в печать.

Во второй части стихотворения мы видим резкое изменение стиля: светлые ручьи сменяются насильственными лозами и так далее. Появляются риторические обороты, а так же одушевляются отвлеченные понятия.

Поэт подробно описывает ужасную судьбу рабов, а так же мечтает о свободе народа, но совершенно без насилия и призыва уничтожить крепостное право. В последних строках произведения поэт больше косвенно обращается к правителю, призывая того изменить существующий строй.

“Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный,

 И рабство, падшее по манию царя…”

Данные три произведения можно назвать самыми главными стихотворениями автора о свободе. Но данный порыв занимал не основную часть творчества поэта. Спустя небольшой промежуток времени автор разочаровывается в своих взглядах и гражданских идеях, что хорошо видно в произведении «Свободы сеятель пустынный…», которое он пишет в 1823 году. Он сожалеет о времени, которое было потрачено впустую. Его вольная лирика меняется на некую романтическую свободу, примером чего является стихотворение «Погасло дневное светило…», а позже – на внутреннюю свободу.

Но тема свободы все равно продолжает занимать в жизни поэта основное место. Если обратиться к одному из самых поздних произведений автора «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», то здесь автор ведет речь о своем основном вкладе и заслуге перед человечеством – о том, что он на протяжении всей своей жизни продолжал восхвалять свободу. Он до последнего вздоха был верен своим убеждениям и идеалам, не останавливаясь ни перед чем.

Его творчество, посвященное теме свободы, делится на два периода. Первый период был до восстания декабристов, второй – после. Произведения первого и второго периодов очень отличаются между собой. К первому периоду относятся его произведения: «Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность». Здесь ещё нет разочарования, автор полон идей и жаждет перемен, освободившись от власти. Автор сталкивается с тягостями народа, которые вынуждены страдать из-за правления власти. Пушкин очень любит свой народ, но ненавидит жестокую власть, которая обрекает его на страдания и мучения.

Восстание декабристов в  году стало переломным моментом в творчестве Александра Сергеевича. Некоторых казнили, товарищей Пушкина отправили в Сибирь. Данные события оставили твердый отпечаток на лирике поэта, он переосмыслил свое отношение к многим вещам и проблемам. Именно поэтому во втором периоде творчества автора все больше начинают встречаться философские размышления.

Пушкин не меняет свою веру в декабристов, а продолжает полностью поддерживать их взгляды и идеи. Ярким примером этому является произведение «Во глубине Сибирских руд». В данном дружеском послании поэт всеми силами поддерживает своих товарищей, которые были сосланы в Сибирь. Он пытается вдохнуть в них веру и надежду, поддержать их дух, обещая, что их борьба была не напрасна. Поэт продолжает верить в то, что наступит время, когда они снова смогут продолжить свою борьбу уже с новыми силами!

Сочинение на тему: Лирика Пушкина 10 класс / 11 класс / 8 класс / 9 класс

Перед вами небольшое сочинение-рассуждение на тему «Любовная лирика Пушкина». Это небольшое (краткое) сочинение, которое, мы надеемся натолкнет вас на мысли и даст интересные идеи для собственного сочинения. В оригинале у автора сочинение имеет название «Гимны любви Александра Сергеевича Пушкина».

Смотрите также другие сочинения по лирике Пушкина.

Любовная лирика Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями.

Пушкин тяжело переживал свои ошибки, мучился ими. Его небольшое лирическое стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» — это гимн любви. В нем дано описание южной ночи. Но внезапно это описание прерывается, потому что величие и красота южной ночи меркнет при мысли о далекой любимой. Легкая грусть и светлая печаль владеют всем существом поэта:

  • Печаль моя полна тобою,
  • Тобой, одной тобой…
  • Без любви нет полноты счастья, нет подлинной жизни:
  • И сердце вновь горит и любит, —оттого,
  • Что не любить оно не может.

Другое лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» обращено к Анне Керн, племяннице соседки Пушкиных по селу Михайловскому П. А. Осиповой. Впервые Пушкин встретился с Анной Керн в 1819 году на балу. Она была тогда молода, но уже в те годы восхищала всех своей красотой.

Пушкин, как и многие другие светские кавалеры, с первого же взгляда влюбился в эту прекрасную девушку. После бала все кончилось. Во время ссылки в Михайловское Пушкин вновь встретился с Анной Керн. Она до сих пор сохранила свою божественную красоту, женственность и снова заронила в сердце Пушкина прекрасные ростки такого возвышенного чувства, как любовь.

Великий поэт проводил немало времени с Анной Керн. Они вместе гуляли по чудесным окрестностям Михайловского и Тригорского, беседовали на интересные, жизненно важные темы. А однажды А. С. Пушкин пригласил Анну Керн к себе в Михайловское, и она посетила его, проведя в селе несколько чудесных дней.

Великий поэт был так воодушевлен внешностью, душою этой женщины, что посвятил ей одно из своих лучших стихотворений. Он вложил это стихотворение в книгу, которую А. Керн попросила прочесть. Название стихотворения говорит само за себя. Автор с первых строк оповещает нас, что это стихотворение о прекраснейшем из чувств — о любви.

Любовь, возникшая у Пушкина, была так чиста, так нежна, так прекрасна и возвышенна, что каждый образованный человек, прочитав его, просто переполняется этим удивительным чувством, влюбляется в того, с кем нас знакомит автор.

Я думаю, что не каждый может так любить, как любит А. С. Пушкин. Любовь сопровождала его всю жизнь. Она не всегда была взаимной, но Пушкин не отчаивался и не падал духом.

Прошло время, и Анна Керн покинула Тригорское, оставив в душе поэта незабываемые минуты радости и счастья, чувство любви, перед которым преклоняются все поколения, и конечно же, она пробудила творческий дар Пушкина.

Ведь до нее творческая жизнь поэта была как бы приостановлена, потому что в Михайловском было одиноко, и дни А.С. Пушкина скрашивала лишь его няня — Анна Родионовна. Но вот явилась Анна Керн:

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Сочинение на тему: Лирика Пушкина

Анна Керн оставила глубокий след в душе Пушкина. Великий поэт не раз писал пламенные письма к этой женщине, доказывая ей свою любовь. Образ Анны Керн вызывал чудесные воспоминания о днях, проведенных вместе с ней в окрестностях села Михайловского и Тригорского. Пушкин был поистине великим поэтом, заслуживающим уважения.

Это доказывают его стихотворения, которые являются бесценными произведениями искусства.

Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина». – l u v – f i

В 19 веке философская лирика была характерна для большинства крупных писателей. Все происходящее в мире довольно сильно влияли на мышление людей, из-за чего это отражалось на творчестве многих авторов. Поэзия стала иметь тесную связь с философией. Правда, она была проблематична для обретения публичного признания и восприятия. Но это не останавливало творческие умы.

Александр Сергеевич Пушкин — один из таких поэтов, в произведениях которого тем или иным образом присутствуют риторические вопросы, размышления и философия на ту или иную тему. И немудрено, что он часто писал стихи, описывая проблемы бытия: в жизни каждого человека может возникнуть период осмысления и попыток понять всю сущность предназначения чего-либо в этом мире.

Его стихотворения несут личностный характер, из-за чего они имеют свойство заставить читателя не только задуматься, но, порой, переосмыслить какие-либо вещи. Скрывая вопросы философского характера в описании событий, Пушкин дает возможность сильнее задуматься о морали истории. И чтобы больше углубиться в разговоры о философии поэта, стоит обратиться к его произведениям.

Сочинение на тему: Лирика Пушкина

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Одной из популярных философских элегий Пушкина является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанный в 1829 году. Лирический герой ведёт монолог с самим собой, где передаются личные переживания о неизбежности смерти. Он рассуждает о жизни и о грядущем в будущем после нее; о цикличности происходящего: один уходит, другой приходит

  • Младенца ль милого ласкаю
  • Уже я думаю; прости!
  • Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.».

  1. Как и в большинстве своих стихов, Пушкин не теряет надежду о светлом и прекрасном, ведь жизнь продолжается и не стоит на месте:
  2. И пусть у гробового входа
  3. Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа
  4. Красою вечною сиять.
  5. Главная тема: жизнь и смерть».

Элегия (Безумных лет угасшее веселье)

Следующим стихотворением является «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)», написанное в 1830 году. В то время Пушкин получил положительный ответ от родителей Н.

Гончаровой о женидьбе, поэтому готовился к свадьбе.

Из-за осознания того, что теперь ему придется финансово обеспечивать семью, выполнять больше обязанностей и иметь серьезное отношение к этому шагу, поэт вылил все свои размышления на бумагу, вспоминая молодость и минувшие дни:

Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино — печаль минувших днейВ моей душе чем старе, тем сильней.Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

«Лирика Пушкина» – сочинение

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 

Гениальный поэт А. С. Пушкин обладал удивительным талантом — он умел чувствовать каждое движение сердца, иллюстрировать все полутона человеческих чувств в своих произведениях.

Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи. 

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора.

Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты.

Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви. 

Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.

Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству. 

Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые». 

Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

Вариант 2:

Оцените этот вариант сочинения: 

Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.

Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.

«Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…»

Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки… А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!

Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.

Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель…», «Пророк»…

Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Сочинение на тему Лирика Пушкина

Лирические произведения Пушкина поражают своей разнообразностью. Это размышления, переживания поэта. В них прослеживается несколько направлений – свобода, дружба, любовь, природа, философия, поэт и поэзия, политика.

Так теме свободы он уделяет внимание, когда находится в ссылке в Молдавии. Это стихотворения «К Чаадаеву», «Деревня». И самое яркое стихотворение из этой тематики – «Узник». Это он про себя пишет, он в ссылке находится под полицейским надзором. Себя он сравнивает со свободолюбивым орлом. Призывает обрести свободу.

У поэта было много друзей. Поэтому, тема дружбы отражена в стихотворениях «К Чаадаеву», стихи, которые поэт написал Пущину и Кюхельбекеру. Пушкин использует жанр дружеского послания, и тем самым становится родоначальником этого направления в литературе.

У каждого поэта есть любовная лирика. Есть она и у Пушкина. Он любил женщин и посвящал им стихи. Из некоторых получились прекрасные романсы и песни. Это – «Я помню чудное мгновенье …», которое было написано для Анны Петровны Керн. Это маленькая история любви Пушкина к этой даме. Он встречается с ней трижды, и каждый раз испытывает разные чувства.

« Я вас любил…» – это венец теме любви. Написано простым языком в виде монолога-размышления, но сколько чувств в него вложил поэт. Свой альтруизм, готовность пожертвовать во имя любви. А вот стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» написано в жанре элегии-воспоминания. Два женских образа противопоставляются один другому.

Тема о роли поэта в жизни страны, его влияние на формирование мировоззрения, на общественную позицию. Так, в стихотворение «Пророк» Пушкин высказывает мысль о том, что роль поэта в обществе сравнима с ролью библейского пророка. В других стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа» Пушкин высказывается о высокой миссии поэта в своем отечестве.

Достаточно вспомнить строку «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан, а что такое «гражданин»? отчества достойный сын». Пушкин и был таковым.

  У него есть своя, отличная от других, гражданская позиция. Он поддержал декабристов, и был за это сослан в ссылку. Но он поддерживает своих друзей в далёком суровом краю морально.

Пишет знаменитое стихотворение «Во глубине сибирских руд…».

И самое сильное стихотворение поэта « Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Поэт надеется, что после его смерти последующие поколения его не забудут. Не зарастёт тропа к его памятнику, не будет забыто его творчество.

Я считаю, что современным поэтам надо учиться у Пушкина. Если не можешь писать так, как он и лучше его, то нечего бумагу марать.

Вариант 2

Кто не знаком с творчеством Александра Сергеевича? Конечно, все знают и любят его произведения, как в России, так и за ее пределами. Пушкин считается основоположником литературного языка в России. Пушкин стоит как бы во главе других поэтов.

Его произведения угадываются в первых строк, В его стихах, словно слышится и легкая музыка, и пение птиц в зелени деревьев и шум ветерка, что легкой прытью пробежал по траве.

Стихотворение Александра Сергеевича «Я помню чудное мгновение» до сих пор является эталоном выражения любовных переживаний. Автор настолько тонко описывает состояние своей души, что невозможно сдержать трепет собственного сердца, читая это стихотворение.

Пушкин, мы можем судить по его чувственным произведениям, был эмоциональным человеком, именно поэтому его любовная лирика так восхищает читателя и в наши дни, затрагивая струны читательских душ.

Также Пушкин не обошел стороной и политику в своих стихах. Ярким примером поэтической лирики служит произведение «Деревня», которое вышло из-под пера автора в 1819 году.

В данном произведении поэт очень явственно передает дух той эпохи крепостного права и настрой людей, которые, как и сам автор надеются на отмену рабства.

Как говорили современники автора, его поэтическая лирика была близка народу, стихи, будто искорки костра, разлетались по всей стране. Это не удивительно, ведь такие строки как:

  • «Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья
  • Напишут наши имена!»
  • Не может не брать за душу русского человека.

Тема дружбы также занимает много место в лирических творениях поэта. В дружбу автор вкладывал большой смысл и был преданным другом. Первые стихи о дружбе автор написал еще в лицее. Первые стихи о дружбе полны юношеского задора, но также в них чувствуется, что автор очень ценит друзей и дружба их непоколебима. Чувства автора к своим друзьям как нельзя лучше передает

  1. отрывок из стихотворения, который Пушкин написал в 1825 ,находясь в ссылке:
  2. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен-
  3. Неколебим, свободен и беспечен…»

Как мы видим, Александр Сергеевич был многогранным лириком. Любовная лирика, заставляет трепетать наши сердца. Лирика поэтическая призывает нас верить в свою страну и надеяться на лучшее.

Лирика дружбы показывает читателю пример нерушимости дружеских клятв. Одоевский назвал Пушкина солнцем русской поэзии и был прав.

Александр Сергеевич, подобно небесному светилу охватывал и освещал в стихах все стороны души человека.

Несколько интересных сочинений

Сочинение на тему: Лирика Пушкина А.С

Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором.

Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность.

Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни.

Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем.

Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:

Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…

Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:

Я вас люблю, — хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный,И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:

Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.

Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.

Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:

Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, на что ты мне дана.

Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:

Веленью божьему, о муза, будь послушна…

Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

Лирика Пушкина, основные темы и мотивы сочинение

Темы лирики Пушкина – основные идеи для сочинений школьников разного возраста. Это и неудивительно, ведь Александр Сергеевич – знаменитый русский классик, который внес большой вклад в развитие литературы. До сих пор его произведения пользуются большой популярностью не только в России, но и во всем мире.

Темы и мотивы Пушкинской лирики

Основные темы лирики Пушкина – любовь, свобода, поэт и дружба. Именно они прослеживаются во всем творчестве писателя. По этой причине каждой из них следует уделить особое внимание.

Ранняя лирика Пушкина

  • Ранние темы и мотивы лирики Пушкина можно описать кратко:
  • ° дружба;
  • ° свобода;
  • ° вольное отношение к царям как на земле, так и на небе;
  • ° индивидуальность;
  • ° красота;
  • ° добро;
  • ° правда.

Именно этими мотивами пронизаны все произведения писателя в ранний период. Когда он только начинал писать, Александр Сергеевич ориентировался по большей степени на французскую литературу. Он пробовал себя в разных жанрах, пытаясь найти свою нишу.

Позднее он был покорен мистикой Жуковского. В результате в его мотивы лирики Пушкина приобрели направленность неразделенной любви и неизбежной смерти.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина – основной мотив творчества писателя. Она присутствовала в каждый из периодов его жизни. Могли меняться идеалы, а эта тематика оставалась неизменной. Александр Сергеевич считал, что поэт стоит выше греховной земной власти. Его цель – служение правде, а не царям.

Тема творчества в лирике Пушкина открывает читателям, что автор презрел тех поэтов, которые подстраиваются под политический строй и пишут свои стихи в угоду власть имущих. Сам Александр Сергеевич никогда не делал этого. Он считал, что писатель должен быть выше политики.

Тема любви и дружбы

Тема любви в лирике Пушкина прослеживается как в раннюю, так и более позднюю пору деятельности писателя. Особенно ярко развивается эта тематика в так называемом южном периоде творчества. Именно в это время была написана такая романтичная поэма, как «Цыгане».

Здесь писатель говорит не только о любви, но и о самоотречении. В этом заключается своеобразие любовной лирики Пушкина. Он утверждает, что это возвышенное чувство несопоставимо с эгоизмом. Такие убеждения прослеживаются и в знаменитом стихотворении «Я вас любил…».

Не последнее место занимает и тема дружбы в лирике Пушкина. У писателя было много друзей, которым он часто посвящал стихи. Среди знаменитых стихотворений можно выделить такое произведение, как «И.И. Пущину». Именно этот друг не оставил писателя, когда тот был отправлен в ссылку и навестил его, несмотря на запрет.

Александр Сергеевич поддерживал общение с лицейскими товарищами. Именно их он ценил больше и любил с ними проводить время больше, чем в светском обществе. О своих друзьях писатель не забывал ни в один из периодов творчества.

Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике Пушкина занимает ведущее место. Он всегда считал, что нельзя ограничивать права человека и идти против его воли. При этом социальное положение индивида не должно влиять на его независимость. Каждый человек должен быть свободным. Писатель считал, что монархия, которая ничем не ограничена – основное зло людей.

На творчество Александра Сергеевича оказало сильное влияние движение декабристов. Он сам был непосредственным участником и имел много друзей в этом сообществе. В этот период его стихи уже стали напоминать призыв к действию.

Александр Сергеевич видел будущее России так – страной правит монарх, который защищает права человека. Эту идею он и освещал в своем творчестве.

Философская лирика Пушкина

Тема философской лирики Пушкина – это рассуждения о вечных вопросах. Автор в своем творчестве говорил о добре и зле, смысле жизни, вере, неизбежности смерти.

Философские мотивы в лирике Пушкина носят личностный характер. Его философия была опробована собственной жизнью. Он не писал о том, чего не смог пережить, перетерпеть, испытать. Именно в этом заключалось своеобразие данной тематики.

Если описывать основные мотивы лирики Пушкина кратко, то это темы свободы, любви, поэта и поэзии, дружбы. Прослеживаются также философские мысли в каждом его произведении. Каждое из них имеет глубокий смысл, ведь не зря Александр Сергеевич считается гением литературы.

Сочинение-рассуждение на тему «Лирика Пушкина» | Какой Смысл

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. «Он был человек без детства» ,- утверждают многие биографы: в его стихах часто говорится о любимой нянюшке, но нет упоминаний ни об отце, ни о матери.

К основным темам, которые поднимаются известным русским поэтом можно отнести: тему свободы («Лицинию», «Сказки», «К Чаадаеву»), любви («Я помню чудное мгновенье…» ), дружбы ( «Пирующие студенты», «19 октября», «Была пора: наш праздник молодой…»), тему поэта и поэзии ( «Поэту», «Поэт и толпа», «Пророк»), философских раздумий ( например, стихотворение «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…»).

Тема любви проходит красной нитью через всю лирику Александра Сергеевича Пушкина. С Екатериной Павловной Бакуниной Пушкин познакомился, когда она навещала своего брата в Лицее. К «милой Бакуниной», предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии 1815 – 1817 годов: «Уныние», «Месяц», «Певец», «Осеннее утро». А.М.

Колосова является еще одной любимой женщиной Пушкина, с которой он познакомился в начале 1830 годов, когда в ее доме читал «Бориса Годунова». 1821 году Пушкин посвящает Александре Колосовой трогательные строки в стихотворении «Кто мне пришлет ее портрет…».

Анна Алексеевна Оленина — возлюбленная Пушкина в 1828 -1829 годах, адресат стихотворений «Её глаза», «Пустое Вы сердечным ты…», «Я Вас любил».

В девятнадцатом веке в России тема свободы является центральной для всего народа. Этот период связан с началом движения революции, с развитием социальной свободы, с появлением философской мысли, с размышлением над тем, что есть свобода в философском смысле.

В Петербурге Пушкин сблизился с различными деятелями петербургской ячейки Союза благоденствия: Н. Муравьёвым, Ф. Глинкой, поэт особенно близко начинает общаться с Н.И.Тургеневым, который являлся главным врагом существования крепостного права.

Первые стихотворения, посвященные свободе, а именно ода «Вольность» и «Деревня», написаны под его влиянием.

Лирика на тему свободы петербургского периода была близка по высказанным в произведениях идеям декабристов: к ним относится избавление от крепостного права, образование Конституции, которая гарантировала бы свободу народа от деспотизма. Стиль этих стихотворений Пушкина можно характеризовать как обличительный. В стихах много упрёков главе государства, обвинений в невыполненных обещаниях:

  • “А мать ему: «Бай-бай! Закрой свои ты глазки,
  • Пора уснуть уж наконец,
  • Прослушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки. («Сказки»)”.

За написание оды «Вольность» царь Александр I хотел сослать поэта в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Но благодаря заступничеству Карамзина, Жуковского и ряда влиятельных друзей удалось заменить эту ссылку на более мягкую — на юг, в Екатеринослав, затем в Кишинёв и Одессу.

В период этой ссылки Пушкин постепенно меняет свои взгляды, размышляет о том, является ли пропаганда революционных взглядов необходимой, не верит в потребность революционного выступления. В зрелой поэзии тема свободы осмысляется Пушкиным в качестве философской.

Поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого.

Таким образом, лирика Александра Сергеевича Пушкина затрагивает различные вопросы человеческой жизни, отражают внутреннюю красоту каждого человека и поражают всех своей глубиной.

Сочинение: Основные мотивы лирики Пушкина – Пушкин А.С. Литература 19 века

В своих произведениях А. С. Пушкин сумел показать высокое и низкое, героическое и обыденное, необыкновенное и простое — все то, что окружает человека в реальной жизни, волнует и заставляет восхищаться и ненавидеть, печалиться и любить.

  • Любовь для Пушкина — это чувство, без которого остальные чувства мертвы:
  • И сердце бьется в упоенье,
  • И для него воскресли вновь
  • И божество, и вдохновенье,
  • И жизнь, и слезы, и любовь.

Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн. Свою героиню поэт обожествляет. Для него она тот символ, идеал прекрасного, о котором он трепетно говорит: «Гений чистой красоты». Любовь по-иному заставляет человека видеть жизнь. И даже одно воспоминание о любимой делает эту жизнь прекрасней и светлей.

  1. В другом стихотворении Пушкин, продолжая тему любви, передает то особое состояние, которое испытывает любящий человек:
  2. На холмах Грузии лежит ночная мгла;
  3. Шумит Арагва предо мною.
  4. Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Образ любимого человека живет в мыслях поэта, глубокую нежность вызывает все, что связано с любимой. И настолько сильно чувство поэта, что грусть становится легкой, печаль — светлой. Настоящее чувство благородно, даже если любовь безответна. Любящий человек счастлив уже тем, что любит, и не потребует жертвы от другого.

  • Я вас любил: любовь еще, быть может,
  • В душе моей угасла не совсем;
  • Но пусть она вас больше не тревожит;
  • Я не хочу печалить вас ничем.
  • Пламенно любил Пушкин русскую природу. Но с особой любовью он пишет об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

«Элегия» — стихотворение, которое проникнуто глубокими размышлениями о жизни. Пушкин любил жизнь во всех ее проявлениях и мужественно принимал такой, какая она есть: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Одно из прекраснейших произведений о дружбе — стихотворение «19 октября». Пушкин воспевает те чувства, которые закладываются в человеке еще в молодости и сопровождают его всю жизнь. Чувство дружбы всегда осознавалось Пушкиным как высшая ценность человеческой души:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен…

В лицейские годы формировались политические взгляды Пушкина. Это были свободолюбивые взгляды.

Своим свободолюбием Пушкин был во многом обязан знакомству и дружбе с гвардейскими офицерами, которые служили в Царском Селе. В беседе с ними Пушкин рассуждал о свободе, о необходимости борьбы с деспотизмом.

Все эти думы, мечтания отразились в стихотворении «К Чаадаеву». Идейный смысл стихотворения отражают строки:

  1. Пока свободою горим,
  2. Пока сердца для чести живы, 
  3. Мой друг, отчизне посвятим
  4. Души прекрасные порывы!

Выражение чувств и мыслей, близких декабристам, мы находим у поэта в стихотворении «Деревня».

По своему тону и содержанию вторая часть резко контрастирует с первой, что придает стихотворению эмоциональный эффект. Пушкин ставит вопрос об освобождении крестьян, вопрос о частной собственности.

Эта часть стихотворения носит обличительный характер. Пушкин говорит, что ничего не сможет произойти «по мановению царя».

  • Одно из самых первых стихотворений, где Пушкин восславил свободу,  — ода «Вольность».
  • Хочу воспеть Свободу миру,
  • На тронах поразить порок.
  • Пушкин понимал, что свобода способна принести благо только в одном случае, если она будет сочетаться с законом.
  • Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье,
  • Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

  1. Пушкин размышляет о том, что закон выше царей, и те, кто не соблюдает законы, являются тиранами. И потому он призывает народ к борьбе:
  2. А вы, мужайтесь и внемлите,
  3. Восстаньте, падшие рабы!
  4. Ода полностью соответствовала взглядам и идеям декабристов; они зачитывались ею.

Свое отношение к декабристам Пушкин выразил в стихотворении «…Во глубине сибирских руд». В стихотворении чувствуется не только стремление Пушкина утешить своих друзей, но и восхищение ими.

Для Пушкина их думы — «высокие», их терпенье — «гордое», их труд — «скорбный», а их меч — символ достоинства и мужества. «И свобода будет достигнута только с помощью меча», — считает поэт, продолжая развивать тему борьбы.

Декабристы с радостью приняли стихотворение-послание Пушкина, и живо откликнулись на него.

Продолжением темы борьбы является аллегорическое стихотворение «Арион». Это история певца, который уцелел во время бури, хотя все остальные погибли. Вчитываясь в него, мы понимаем, что основная мысль — верность идеалам декабристов:

  • Погиб и кормщик, и пловец! —
  • Лишь я, таинственный певец,
  • На берег выброшен грозою,
  • Я гимны прежние пою
  • И ризу влажную мою
  • Сушу на солнце под скалою!

Своей поэзией Пушкин пробуждает в человеке добрые чувства. И не случайно он прославляет свободу. Ведь только свобода помогает творить добрые дела. Недаром у Пушкина наравне со словом «свобода» стоят слова «милость», «милосердие», «чувства добрые».

Важная для Пушкина тема — тема пророческого служения поэта людям — раскрывается в стихотворении «Пророк». Поэт не удовлетворен своей деятельностью, перерождается в поэта-пророка, который способен «глаголом жечь сердца людей». Этому поэту дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек.

Одно из самых значительных стихотворений о назначении поэта — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Пушкин свои заслуги видит в том, что служил и как поэт, и как человек своей Родине, своему народу. Он имел право с гордостью сказать:

  1. И долго буду тем любезен я народу,
  2. Что чувства добрые я лирой пробуждал,
  3. Что в мой жестокий век восславил я Свободу
  4. И милость к падшим призывал.

Поэзия Пушкина — это то драгоценное наследие, которое русский народ бережно передает из поколения в поколение. И каждое поколение заново открывает для себя творчество поэта, утверждая его бессмертие.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Лирика Пушкина

Лицей – это литературное детство Пушкина. В эти самые лицейские годы юный Пушкин и составлял планы создать немало великих литературных произведений: и поэму, и комедию, и роман,- но все эти замыслы не воплотились, оставшись незавершенными. А вот поэтических произведений вышло из-под его пера тогда много.

Обычно поэты немного стыдливо относились к большинству своих ранних произведений, но полноценный образ Пушкина даже невозможно представить без его детских лицейских стихов.

Пушкин был воспитан на лучших традициях классицистической литературы – французской и российской.

И в литературу он пришел тогда, когда позиции классицизма в русской литературе были еще крепкими. Лицей в Царском Селе создавался, чтобы удовлетворить потребности государства в деятельных, энергичных чиновниках с хорошим образованием. Поэтому обучение в этом учебном заведении подчинялось задаче воспитывать чувство государственности, гражданского долга.

Этой задаче как нельзя лучше соответствовала литература классицизма: она создавала высокие образцы для подражания, изображавшей трагические конфликты личных чувств и государственного долга, в которых обязанность брал верх над чувствами.

В “низких” жанрах находила отражение “низшая деятельность”, которая не соответствовала высокому идеалу, поэтому стража была высмеяна. Именно в классицистических традициях созданы первые лицейские стихи Пушкина. В 1814 году юный поэт написал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” – первое произведение, которое вышло с подписью “Пушкин”.

В этом стихотворении Пушкин еще ученик, хотя и на уровне своих учителей. Основные мотивы стихотворений первых лицейских лет, примерно до 1815 года, преимущественно анакреонтические: молодой поэт изображает себя в образе мудреца-эпикурейца, который наслаждался легкими радостями земного бытия.

Позже в творчестве Пушкина-лицеиста преобладают элегические мотивы: он пишет о страданиях от неразделенной любви, “преждевременно постаревшую душу”. В этих элегиях часто ощущается влияние российского поэта-романтика В. Жуковского. 

Впрочем, даже в это время Пушкин не мог довольствоваться односторонним взглядом на мир. В его элегических стихах возникает тема, которая красной нитью пройдет через все творчество, тема, к которой он будет обращаться в самые напряженные моменты своей жизни: Поэт и Поэзия.

Пройдет много лет, и в одном из последних своих стихов, будто предчувствуя судьбу, А. Пушкин напишет, что в памяти народа он останется, “потому что добрые чувства я лирой лелеял…”. В грустной юношеской элегии “Певец”, написанной семнадцатилетним Пушкиным, уже есть зерно того понимания цели поэзии.

Она вся как призыв к “добрым чувствам” человека – слышали ли вы певца любви, откликнулись сердцем на его тоску.

Выход из лицея в “большую жизнь” расширил круг тем и мотивов в лирике Пушкина. Слова, которые чаще всего встречаются в стихах этого периода его творчества: “свобода” и “воля”.

Ощущением так долго ожидаемой свободы полна ода “Вольность”. Ода под таким же названием, “Вольность”, была хорошо известна современникам Пушкина. Ее автор – Александр Николаевич Радищев – выдающийся российский мыслитель 18 ст., которого царское правительство за политические взгляды и творческую деятельность сослал в Сибирь.

Радищев в своей оде призывал к уничтожению самодержавия. В пушкинской оде, в отличие от радищевской, основным носителем “духу свободы” становится поэт. Пушкин объединяет два понятия – “вольность” и “закон”. Вольность не тождественна своеволию, она ограничена законами, которые учитывают интересы всех людей.

По мнению Пушкина, лишь такая свобода гарантирует мир и лад, такая свобода и может стать “святой вольностью”.

В поэзии “К Чадаеву” ярко проявились чаяния и стремления молодого поколения: Творческая энергия Пушкина наиболее полно воплотилась в поэме “Руслан и Людмила”. Известно, что на поэму искренне откликнулся тогдашний лидер поэтов-романтиков В. Жуковский. Он подарил 0. Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя, в тот высокохромистый день, когда он завершил поэму “Руслан и Людмила”. В победах богатыря Руслана над всеми темными силами оказался жизнеутверждающий оптимизм, которым был насыщен и сам автор, и молодое поколение. 
Но именно Пушкину первому из этого поколения суждено на собственной судьбе прочувствовать, что свобода так легко не дается, что путь к ней не бывает простым. Лето В 1820 году стало рубежом и в жизненной и в творческой судьбе поэта. Именно в это время Пушкин окончательно отказывается от традиций классицизма и создает романтическую поэзию. Романтизм Пушкина не только литературное явление. Он был в какой-то стадии становления, формирования личности. Исследователи отмечают, что романтическая поэзия Пушкина “вырастала” из самой жизни. Во-первых, она была присуща людям разных времен романтики молодости, осознавая собственные силы. Внешне обстоятельства жизни Пушкина того периода тоже способствовали развитию именно романтического сознания: политическая ссылка, которая навевала образ изгнанника, узника и пилигрима одновременно; южного природа, который, по словам Пушкина, “удовлетворял воображение”,- море, степи, горы. Это и новые экзотические характеры, и даже народы – Молдавия с ее цыганами, Кавказ, где продолжалась борьба горцев против поработителей, татарский Крым. Наконец, это была и романтика тайного политического движения декабристов, с которыми Пушкин тесно сошелся во время ссылки. Все это и нашло отражение в романтической лирике, поэмах.

Главная идея романтизма в любых условиях, во всех его видах – немецкого и французского, русского, реакционного и революционного, раннего и позднего – идея личности, которая осознает свою самостоятельность и само ценность, неисчерпаемость и бесконечность. Романтическая личность и предстала в произведениях молодого Пушкина.

“Погасло дневное светило…” – первое произведение, в котором эта новая личность проявила себя.

Уже в начале стихотворения поэт задает масштаб измерения этой личности: Последние две строки этой строфы рефреном пройдут через весь стих, утверждая необузданную силу духа лирического героя.

В душе лирического героя, как в океане, скрыты воспоминания и надежды, мысли и желания, радость и печаль, любовь и разочарование. И, как океан, его душа не знает покоя.

Со стихотворением “Погасло дневное светило…” в творчестве Пушкина войдут байронические мотивы непримиримого конфликта между действительностью и интересами личности. Выхода из этого конфликта лирический герой найти не может: все прежние идеалы кажутся теперь обманчивыми.

На смену юношеской уверенности, которая “на обломках самовластья напишут наши имена”, приходит разочарование. Любовь, которая наполняла душу счастьем, давало ощущение полноты жизни, теперь воспринимается как “фатальное”, невозможное, противоречивое.

Однако в романтической лирике рядом с лирическим героем все чаще возникает образ другой личности – любимой, тайну души которой пытается разгадать лирический герой.

В 1823-1824 годах романтическое мировоззрение Пушкина переживает кризис. Причины этого кризиса были и внешние, и внутренние, которые крылись в особенностях художественного таланта поэта. Пушкину как художнику всегда было присуще умение видеть разнообразные картины жизни и точно, ясно воспроизводить их.

Даже создавая романтические образы (экзотические характеры, природу), Пушкин полагался не на свою фантазию, как на собственные впечатления, выбирая из них то, что соответствовало требованиям романтической поэзии. Эта поэтическая наблюдательность иногда даже мешала решению романтических задач, которые ставил перед собой Пушкин.

Поэтому переход от романтизма к реализму крылся в самой особенности пушкинского гения.

Из внешних причин кризиса романтического мировоззрения Пушкина важнейшим было разочарование в “вольнолюбивых мечтах”. И это разочарование пришло задолго до трагического выступления декабристов. Кроме умения точно и ясно видеть картины жизни, Пушкин имел и острый аналитический ум. Находясь на юге, Пушкин с восторгом воспринимал известия о революционных событиях в Греции, Италии, Испании, даже сам хотел принять участие в освободительной борьбе балканских народов. Поражения освободительных движений он воспринимал болезненно, напряженно размышляя над причинами неудач. И эти соображения, как и его поэтический талант, требовали более внимательного отношения к действительности, исследования ее. “Внешние обстоятельства” поспособствовали “художественным исследованиям”: в августе 1824 года поэт вернулся с юга в “родовое гнездо” -родительское имение в селе Михайловское, где он находился в течение двух лет как политический ссыльный.

В 1335 году В. Пушкин в поэзии “Вновь я посетил…” вспомнит годы ссылки, и свое душевное состояние во время пребывания в Михайловском.

В Михайловском Пушкин завершил свои последние романтические произведения, среди них и стихотворение “К морю”. Здесь наметились пути нового, не романтического искусства.

В лирике все чаще возникают философские размышления о человеке, его существования, цель.

Интимная лирика Пушкина передает “светлую грусть любви”. Он нередко говорит о любви в прошедшем времени: “Я помню чудное мгновенье…” Но в тех стихах говорится о любви, которая придает новых душевных сил, возвращает надежду и радость бытия. Особенно много размышляет Пушкин и над проблемой назначения и роли поэта в обществе. Поэзии “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” раскрывают сущность поэтического призвания и ответственности поэта перед народом.

  • Сводит на нет как пишется
  • Сводить с ума как пишется
  • Свое мнение о рассказе дубровский
  • Сводить на нет как пишется
  • Сводчатый потолок как пишется