Свобода это выбор сочинение по обществознанию

Автор скрыт 10.10.2021. тест. обществознание, 10 класс внимание! все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. администрация

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

10.10.2021.
Тест. Обществознание, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Проверить знания учащихся по теме «Свобода и ответственность в деятельности человека».

Вопрос 1

Выберите верные суждения о свободе и необходимости.

Варианты ответов
  • По мере развития человеческой свободы ответственность исчезает.
  • Свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.
  • Необходимость становится точкой отсчёта для всех представителей волюнтаризма.
  • Свобода представляет собой специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности.
  • Под необходимостью часто понимается предопределённость, Божий промысел, судьба, рок.
Вопрос 2

Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности.

Варианты ответов
  • Свобода человека в обществе означает его полную независимость от каких-либо нравственных, культурных, правовых ограничений.
  • Пределы ответственности личности тесно связаны с полем его свободы, пространством принятия самостоятельных решений.
  • Чувство внутренней свободы человека формируется в связи с нравственными поисками, духовными путями к добру, постижению блага.
  • Свобода связана с возможностью для личности сделать самостоятельный выбор в условиях альтернативы и принять личную ответственность за него.
  • Подлинной свободой можно считать согласование поступков человека только с его собственными взглядами и убеждениями без учета взглядов и интересов других людей.
Вопрос 3

Выберите верные суждения о свободе и ответственности.

Варианты ответов
  • Свобода является специфически человеческим качеством, лежащим в основе формирования его индивидуальности, творческой инновационной деятельности.
  • По мере развития человеческой свободы индивидуальная ответственность уменьшается.
  • Свобода и ответственность представляют собой две стороны сознательной человеческой деятельности.
  • Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели.
  • Ответственность существует в природе и обществе в виде объективных законов.
Вопрос 4

Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека.

Варианты ответов
  • Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
  • Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
  • Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
  • Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
  • Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
Вопрос 5

Выберите верные суждения о свободе и необходимости.

Варианты ответов
  • Важнейшим признаком свободы является выбор из множества линий поведения человека.
  • Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение.
  • Необходимость выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью.
  • Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна.
  • Свободу можно рассматривать применительно лишь к некоторым сферам общественной жизни.
Вопрос 6

Выберите верные суждения о свободе и ответственности.

Варианты ответов
  • Свобода человека всегда связана с ничем не ограниченным выбором.
  • Свобода человека имеет относительный характер.
  • Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести.
  • По мере развития человеческой свободы вектор направленности ответственности постепенно смещается с самого человека на коллектив.
  • Свобода человека является основой его социального и правового положения в обществе.
Вопрос 7

Выберите верные суждения о свободе человека в обществе.

Варианты ответов
  • Свобода человека – это возможность поступать согласно только своим желаниям.
  • Свобода человека является синонимом вседозволенности.
  • Свобода человека проявляется в реализации им своих интересов и потребностей.
  • Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
  • Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.
Вопрос 8

Выберите признаки ответственности как социального качества человека.

Варианты ответов
  • уклонение от уплаты налогов
  • способность выбирать между личным и общественным
  • готовность следовать нормам закона
  • обязательная подотчетность старшим членам семьи
Вопрос 9

Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?

Варианты ответов
  • Решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний.
  • Всякое действие человека предопределено заранее.
  • Воля человека — первооснова всего сущего.
  • Случайность играет в жизни человека определяющую роль.
  • Все процессы в мире подчинены господству необходимости.
  • Каждое действие человека есть неосознаваемое им звено в цепи причинно-следственной связи.
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа.

Варианты ответов
  • Вольтер говорил: «Свобода есть познанная необходимость».
  • Свобода предполагает личную ответственность человека за свой выбор.
  • Реальной мерой экономической свободы является защита права собственности и права на труд.
  • Законы развития общества абсолютно идентичны по способу своего действия законам природы.
  • Под «позицией» понимают осознанное отношение человека к своему действию.

Свобода это выбор сочинение по обществознанию

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

10.10.2021.
Тест. Обществознание, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Проверить знания учащихся по теме «Свобода и ответственность в деятельности человека».

Вопрос 1

Выберите верные суждения о свободе.

Варианты ответов
  • Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
  • Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
  • Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь.
  • Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
  • Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.
Вопрос 2

Что из перечисленного является признаком свободного, самостоятельного поведения?

Варианты ответов
  • мотивация
  • аффективность
  • позиция
  • наличие результата
  • произвольность
Вопрос 3

Выберите верные суждения о свободе и ответственности.

Варианты ответов
  • Свобода является специфически человеческим качеством, лежащим в основе формирования его индивидуальности, творческой инновационной деятельности.
  • По мере развития человеческой свободы индивидуальная ответственность уменьшается.
  • Свобода и ответственность представляют собой две стороны сознательной человеческой деятельности.
  • Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели.
  • Ответственность существует в природе и обществе в виде объективных законов.
Вопрос 4

Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности.

Варианты ответов
  • Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.
  • Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.
  • Ответственность связана только с внешними формами воздействия на человека.
  • Ответственность — это объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
  • Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
Вопрос 5

Выберите верные суждения о свободе.

Варианты ответов
  • Свобода человека — это в самом общем смысле, наличие возможности выбора вариантов и реализации исхода события.
  • Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
  • Свобода ограничена межличностными, социальными, индивидуальными, а также природными факторами.
  • Поскольку человек живет в обществе, то абсолютная свобода невозможна.
  • Свобода — это возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.
Вопрос 6

Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека.

Варианты ответов
  • Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.
  • Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.
  • Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.
  • Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.
  • Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.
Вопрос 7

Читая сочинение одного из философов, вы поняли, что автор исключает для человека возможность выбора. Какие из положений должны присутствовать в тексте, чтобы вы могли сделать обоснованный вывод о том, что данный философ является фаталистом?

Варианты ответов
  • определяющую роль в жизни человека играет случайность
  • всякое действие человека предопределено заранее
  • человек ничего не может изменить в своей судьбе
  • определяющую роль в развитии событий играет воля человека
  • человек принимает решение, руководствуясь прежде всего своим субъективными желаниями
Вопрос 8

Выберите верные суждения о свободе и ответственности.

Варианты ответов
  • Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
  • Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
  • Свобода человека в обществе — это возможность поступать в соответствии только со своими желаниями и стремлениями.
  • По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека.
  • Ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором деятельности человека.
Вопрос 9

Выберите верные суждения о свободе и ответственности личности.

Варианты ответов
  • Свобода человека предполагает возможность для него осуществить самостоятельный выбор в условиях альтернативы и принять на себя ответственность за него.
  • Нравственная ответственность современного человека распространяется на все проявления несправедливости и зла в мире, значительно превышая поле его свободного выбора.
  • Свобода — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
  • Проявлением свободной воли человека может служить выбор между путем добра и путем зла.
  • Подлинной свободой можно считать согласование поступков человека только с его собственными взглядами и убеждениями без учета взглядов и интересов других людей.
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа.

Варианты ответов
  • В качестве единственного ограничителя свободы человека в обществе выступают законы государства.
  • Свобода предполагает личную ответственность человека за свой выбор.
  • В идеальном понимании абсолютной свободы не существует.
  • Законы развития общества можно скорректировать.
  • «Чтобы свободой можно было обладать, её тоже надо ограничивать», говорил Эдмунд Бёрк.

icon visionoff

icon visionon

Многомудрый Литрекон знает, что для успешного завершения череды экзаменов необходимо знать те шаблоны, по которым обычно гоняют выпускников. Вы можете быть не самым умным учеником, но сдать лучше отличника, если сумеете понять, что от Вас требуется на практике. Так, чтобы написать сочинение на ЕГЭ по обществознанию на максимум, необходимо изучить структуру эссе и писать работу строго по плану. Только так Вы не запутаетесь в собственных мыслях и раскроете тему так, как нужно. Ниже Вы увидите структуру сочинения на ЕГЭ по обществознанию и описание каждого пункта.

Раскрытие проблемы и обоснование идеи автора

В первом абзаце необходимо сформулировать основную идею автора и обосновать ее. Желательно уже здесь употребить термины по теме, значение которых Вам хорошо известно. Этот абзац состоит их 3-4 предложений и демонстрирует то, как Вы поняли главную мысль цитаты. Важно использовать в этой части вводные слова и выражения.

Приведем пример. Итак, мы пишем сочинение ЕГЭ: «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности». Вот наше вступление:

Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю в своем изречении говорит о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегия, а обязанность. Смысл выбранной мной цитаты заключается в том, что свобода подразумевает ответственность за свои поступки и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Более того, чем свободнее личность, тем больше на ней лежит обязательств по отношению к обществу, государству и семье.

Итак, что мы написали? Мы употребили такие термины, как «личность», «общество», «государство», «философ-экзистенциалист» и т.д. Мы дали развернутое определение главной мысли автора. Что же дальше?

Теоретическая аргументация

Это самая сложная часть эссе. Все мы можем понять, о чем говорится в цитатах, но далеко не каждый зубрил определения из учебников на сон грядущий. Поэтому перед тем, как выбрать тему на ЕГЭ, выпишите на черновик те термины, которые Вы знаете и которые соответствуют теме. Чем больше наберете, тем лучше эта тема Вам подходит. 

В данной части нужно не только перечислить термины, но и сделать логический мостик, ведущий к ним. Лучше всего сказать об актуальности темы и Вашем отношение к ней.

Я полностью согласна с высказыванием автора: выбирая свой путь самостоятельно, человек принимает на себя бремя ответственности за последствия каждого своего шага. Считаю проблему свободы крайне актуальной, так как реализация прав человека возможна только в условиях настоящей свободы. Но что это такое? Приведу несколько теоретических обоснований. Свобода — самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой. Но что будет, если личность распорядится чужими жизнями? Данное действие выходит за рамки данного определения и попадает под другое — вседозволенность, что означает отсутствие каких-либо общепринятых норм. Но Всеобщая декларация прав человека ясно дает понять, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание прав других. Значит, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Вот поэтому мерилом свободы считается ответственность — характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения осуществления взаимных требований, обеспечивающих гармоничное сосуществование людей.

Чтобы удовлетворить любопытство проверяющих, мы перечислили несколько терминов: свобода, вседозволенность, ответственность. Мы также упомянули ссылку на документ — Всеобщую декларацию прав человека. Вот так мы обосновали справедливость высказыванию Камю.

Фактическая аргументация

«Аргументы и факты» — это не название газеты, а содержание данного абзаца. Вы должны привести хотя бы два примера из разных источников. Какие источники мы имеем в виду?

  1. Аргументы из современной жизни. Их можно черпать из СМИ, социологических опросов и т.д. Важно упомянуть реальные факты и детали, необходимые для понимания взаимосвязи темы и факта.
  2. Аргументы из истории. Тут все понятно: важно не путать даты, имена и события. Не уверены — не беритесь.
  3. Аргументы из личного опыта. Сюда же относим книги и фильмы. Здесь важно не растечься мыслью по древу и аргументировать связь описываемого материала и темы.

Каждый аргумент нужно определить в отдельный абзац, чтобы проверяющему было проще пробежаться по эссе и его одобрить.

Итак, приведем примеры:

Говоря об истинной сущности свободы, приведу пример из истории. В 1649 году в России появилось крепостное право: многие люди стали рабами своих хозяев. Казалось бы, помещики были свободны делать с ними все, что пожелают. Но вместе с новыми правами у них появилось больше обязанностей, чем свобод. За каждого крепостного барин платил налог, каждого человека ему нужно было обеспечить жильем, одеждой, едой. Помещик нередко организовывал браки, разрешал споры, выслушивал жалобы. Если он этого не делал, хозяйство разорялось. В отношения барина и крепостного были не только финансовые регуляторы, но и государственные. Вспомним резонансное дело против помещицы Дарьи Салтыковой. В июне 1762 года императрица Екатерина Вторая получила жалобу от крестьян, который обвиняли барыню в расправе над крепостными девушками. Жертв было больше сотни! Спустя три года следствия Салтыкова получила суровое наказание — пожизненное заключение в темнице. Этот пример доказывает, что исключительная свобода помещиков в распоряжении крестьянами была не столько привилегией, сколько обязанностью, ведь они были вынуждены взять на себя полную ответственность за их жизнь.

Итак, в этом примере мы упомянули даты, имена и фамилии действующих лиц, исторические факты. Завершили все это мы микровыводом, связывающим пример с темой.

Рассмотрим пример из современной жизни: 

Второй аргумент – из нашего времени. В современном демократическом государстве человек имеет права и свободы. Например, каждый может высказать свое мнение, имеет свободу выбора и вероисповедания. Он волен распоряжаться своей судьбой, как ему хочется, но не нарушая прав и свобод других людей. Если мы подробнее проанализируем свободы личности, то поймем, что каждая из них подразумевает, прежде всего, обязанность, а не привилегию. Например, политические права граждан в нашей стране выражаются в участии в выборах. Мы имеем право выбрать того кандидата, которого хотим. Но ведь мы же и несем ответственность за будущее страны. На нас и возложена обязанность разбираться политических программах и оценивать того или иного кандидата. В данном случае свободный выбор требует от нас вполне конкретных действий, усилий и даже ограничений, ведь не можем же мы голосовать, не разобравшись в ситуации и не потратив время на ее анализ. Этот пример подтверждает, что свобода — это столько привилегия, сколько обязанность.

Вывод

Это последний абзац, в котором Вы лишь обобщаете выше сказанное и завершаете свою мысль. Его не нужно делать большим, хоть объем сочинения на ЕГЭ по обществознанию и не ограничен. Лучше не обременять проверяющих излишками информации. Здесь важно перефразировать цитату и натыкать еще вводных слов.  

Таким образом, автор абсолютно прав, говоря о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а определённые обязанности по отношению к окружающим, ведь границы границы свободы всегда заканчиваются там, где начинается свобода других людей.

Как видите, структура сочинения на ЕГЭ по обществознанию не очень-то сложная. Ни пуха, ни пера на экзамене!

Автор: Наталья Еремеева

На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества «Мемориал» за несоблюдение закона об «иностранных агентах». С призывом отозвать иск обратились к Генеральной прокуратуре РФ первый президент СССР Михаил Горбачев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, лауреаты Нобелевской премии мира. Многие комментаторы благодарны Горбачеву за этот жест.

Натали Радько

Это хорошо. Нобелевские лауреаты Горбачёв и Муратов поддержали «Мемориал»

Плохо то, что не нобелевские лауреаты «авторитеты» в стране, а потомки палачей в законе и стукачи.

Александр Скобов

Это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью

Старенькому Горбачеву, конечно, сердечное спасибо. Все-таки он человек, что бы там ни говорили некоторые олдовые-в-законе. И понятно, что при его статусе, бэкграунде и прочих вещах, заменяющих понятие «классовая принадлежность», текст должен был быть лоялистский и легалистский по форме. Критиковать эту форму глупо и неуместно. Просто люди иной классовой принадлежности должны понимать, что на практике означает призыв к прокуратуре урегулировать свои претензии к «Мемориалу» во внесудебном порядке. Это означает, что прокуратура будет по-тихому принуждать Московский Правозащитный Центр «Мемориал» к отказу от реальной правозащитной деятельности. В частности – к отказу от своего списка политзаключенных. И мой настоятельный совет этим людям, не связанным условностями придворного этикета – не забывать, что мы имеет дело с преступной, бандитской, фашистской властью, последовательно восстанавливающей тоталитаризм. И никакого «урегулирования претензий» с ней быть не может – ни судебного, ни внесудебного. Ибо разногласия по земельному вопросу.

«Остальных» на самом деле не так уж мало. Открытое письмо в защиту «Мемориала» подписали сотни деятелей культуры как в России, так и за ее пределами, в том числе Стивен Фрай, Том Стоппард, Джон Кутзее и другие. Среди известных российских имен — Юрий Норштейн, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич. Сбор подписей продолжается в комментариях под постами поэта Татьяны Щербины и главного редактора «Кольты» Марии Степановой. Подписи под открытым письмом музыкантов собирает Михаил Нодельман.

Кирилл Шулика

Вообще меня очень радует та общественная кампания в защиту «Мемориала», которую я вижу. Она офигенно важная и результат она сама по себе. «Мемориал» же никуда и после решения суда не денется, чтобы вы понимали, ибо это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков несколько дней назад заявил, что с «Мемориалом» «давно есть проблемы в плане соблюдения норм российского законодательства». Многие комментаторы уверены, что «проблемы» есть не у «Мемориала», а у российских властей.

Кирилл Лятс

«Мемориал» давал и правду, и утешение, и покаяние

Нас сегодня невозможно представить без Мемориала, потому что Мемориал — это сервер нашей совести.
Это больше, чем институт, хотя, конечно, Мемориал взял на себе в конце восьмидесятых системообразующую функцию. Он стал лакмусовой бумажкой для порядочных людей и порталом в десталинизируемое общество для всех.
Страна не смогла пойти по пути денквдизации, потому что, в отличие от фашистской Германии, почти в каждой семье могли быть и жертвы, и палачи — репрессировали не по нацпризнаку и даже не по политическим мотивам, а для поддержания общего уровня страха.
Мемориал давал и правду, и утешение, и покаяние тем, кто его искал.
Покушение на Мемориал — это куда большее надругательство над чувствами людей, чем сомнения в существовании 28 панфиловцев. Это реальное возбуждение вражды и ненависти по историческому и политическому признаку ко всем потомкам и к еще ныне живущим репрессированным (например, моя бабушка жива, а ее семья была раскулачена, а отец замучен до смерти в лагере Соликамска, разве ей не плюет в лицо прокуратура, требуя закрыть Мемориал?!)
Шаг за шагом уничтожаются элементы свободы, которой мы добились во второй половине 80-х:
— повальное приклеивание ярлыка иноагента всем честным журналистам
— преследования за госизмену
— посадки за митинги, пикеты и посты
— запрет на просветительскую деятельность
— запрет на исторические исследования, если они хоть как то сравнивают деятельность властей СССР и Третьего Рейха…
Уничтожение Мемориала, думается, это еще один шаг в бездну, сравнивать с которой запрещено.
Морок окутал нашу страну почище пандемии.
Очень хочется, чтобы мы все очнулись.

Александр Морозов

Мемориал — это линза, которая сфокусировала свет миллионов отдельных душ, у каждой из которых была своя «световая нитка», проходящая через историю семьи в ХХ веке. Это был «свет молитвы о ненасилии». Государственное насилие ХХ века — шокирующее, не вмещаемое сознанием — было главной темой всей российской культуры во второй половине столетия. Мемориал был институцией, которая символизировала коллективную волю тех, кто стремился вытащить общество из-под этой травмы. Два поколения — наши родители и мы — в 1985-1991 гг. — верили, что удастся положить конец политическому произволу и насилию, порождаемому идейной монополией государства. Из этой надежды рождалось и новое российское общество, и государство, и, как казалось тогда, гуманистичная рамка нашего человеческого сосуществования, которая сохранится на долгие года вперед. Уничтожение Мемориала — это не просто закрытие «общественной организации». Это уничтожение той линзы, которая собирала свет, дающий возможность существовать и основаниям права, морали и политической философии, которые вообще создают возможность существования общества. Беспамятство, отказ от рефлексии, тьма и рассеяние — вот что порождается сегодня теми, кто исполняя «беззаконный закон», уничтожает «Мемориал».

Алексей Миноровский

Уничтожение «Мемориала» – наступление тьмы на все то светлое и чистое, что может быть в человеке

Мемориал — современная проекция средневекового монашеского ордена, только светского, мирского. Это своего рода «домострой» для современного человека в области коллективной исторической памяти, выстраиваемой вокруг гуманистических ценностей. Уничтожение «Мемориала» — наступление тьмы в ее онтологическом смысле на все то светлое и чистое, что может быть в человеке. Вот что бы я сказал, если бы спросили меня.

На Change.org опубликована петиция «Руки прочь от «Мемориала»!» – на момент написания этой заметки под ней было около 75 000 подписей. Цель создателей петиции – собрать 100 000 подписей к 23 ноября, когда по делу «Мемориала» пройдут предварительные слушания в суде. Защищать организацию в суде будут Генри Резник и Илья Новиков.

Сергей Пархоменко

Друзья, петиция в защиту Мемориала набирает подписи час за часом, но пока там ещё далеко даже до 100 000. Хотя и эта цифра совсем не отражает того громадного количества сторонников Мемориала, людей, которые ему благодарны и которые не представляют себе жизни в России без этой важнейшей гражданской институции.

Я понимаю, что многие из нас давно разочаровались в действенности петиций как инструмента прямого политического и гражданского действия.

Но в данном случае петиция в защиту Мемориала — это акт моральной поддержки, это способ выразить солидарность с людьми, которые подвергаются жестокому давлению власти за то, что отдали много лет своей жизни работе над делом исторической памяти в России.

Поддержите петицию. Поставьте ваше имя в список тех, для кого затея разрушить Мемориал — преступна и злонамеренна.

18 ноября в Москве прошла пресс-конференция, на которой обсуждались иски прокуратуры и значение «Мемориала» для российского гражданского общества. Запись пресс-конференции доступна в YouTube. Ключевые моменты выступлений участников пересказывает «РосКомСвобода».

Илья Барабанов

Не мог не сходить на пресс-конференцию в «Мемориал» по поводу его возможной скорой ликвидации, историческое все же событие. И вот после многих правильных слов встает австрийский журналист и спрашивает: «Что нам говорит происходящее о ситуации в России? Куда страна катится?»

Прием понятный. У европейского зрителя нет времени и желания вникать во все нюансы, что там в этой далекой и снежной России вновь вытворяют, так что нужен синхрон секунд на 30 с общим описанием ситуации.

А я сразу вспомнил, как почти двадцать лет назад стажером еще сидел в редакции «Новой газеты», а в соседнем «аквариуме» интервью какому-то голландскому телеканалу давала Анна Политковская. И вот я через стекло слушаю, как она полтора часа подробно рассказывает про пытки, убийства, внесудебные казни, похищения, зинданы, батальоны смерти.

Голландский журналист все это терпеливо выслушивает, а под конец разговора задает вопрос: «Анна Степановна, все что вы рассказали очень важно и интересно, но не могли бы вы в двух словах описать, что же сейчас происходит в Чечне?»

Ей богу, я тогда подумал, что она сейчас пришибет эту съемочную группу чем-то тяжелым.

Если «Мемориал» будет ликвидирован, общество может потерять доступ к созданной обществом базе данных о репрессиях, отмечает Дмитрий Шабельников:

О Международном Мемориале уже сказали много хороших слов многие хорошие люди. Меня тоже в разные моменты связывали с ним самые разные проекты, обсуждения, идеи и просто знакомства с людьми, которых «Мемориал» к себе притягивает. «Мемориал» — это, среди многого другого, и потрясающий архив с рукописными воспоминаниями и письмами, и «Возвращение имен», и частично «Последний адрес», и конкурс детских сочинений, лекции и обсуждения, книги и даже настольные игры.

Но сказать сейчас я хочу об одном: о базе данных. В условиях, когда государство, на словах осуждая советские репрессии и даже открывая памятники их жертвам, продолжает во многом скрывать архивную информацию, «Мемориал» взял на себя координацию этого огромного труда — вытаскивания всей доступной информации, ее обработки и сведения в одну базу, доступную в два клика любому желающему. Началась эта работа еще в начале 1990-х: архивы тогда «приоткрылись», но зато все нужно было делать на бумаге. Сегодня это очень важный и теперь уже удобный инструмент, не только для родственников, но и для любого исследователя или просто интересующегося историей России ХХ века. Когда мне, например, попадается какой-нибудь персонаж 1910-х, скажем, годов, о котором совсем ничего не известно, я обязательно прогоняю его по базе «Мемориала» — и если там не найдется он сам, то почти непременно найдутся какие-нибудь родственники (особенности отечественной истории, чего уж).

Мемориальская база – это настоящее сокровище и важное культурное достояние

В других странах такими вещами занимается государство или общественные институты, финансируемые государством. Некоторое время назад были разговоры о плане создания новой базы данных с участием уважаемого мной Музея истории ГУЛАГа (который как раз финансируется государством). Это я могу только приветствовать, но, представляя себе отношение к открытости архивной информации со стороны некоторых государственных структур, я, честно говоря, не очень верю в успех этого мероприятия (совершенно не сомневаясь, опять же, в искренних намерениях ГМИГ).

Я очень надеюсь, что «Мемориал» не ликвидируют — вон даже фадеевский СПЧ «обеспокоен ситуацией» и называет предлагаемую ликвидацию «несоразмерной совокупности нарушения и несправедливой» (как будто все остальные действия властей в последнее время соразмерны и справедливы). Но все мы понимаем, что это запросто может произойти.

База сейчас продублирована и несколько расширена еще одной хорошей организацией, Открытый список. Тем не менее надеюсь, что мемориальская база сейчас многократно скопирована, потому что это настоящее сокровище и важное культурное достояние, при всех ее недостатках, вызванных не только обстоятельствами создания, но и все той же проблемой — ограничения доступа к архивам.

Андрей Десницкий

Мемориал, объявленный в России иностранным агентом — это не просто правозащитная риторика, это уникальные базы данных и профессиональная работа с ними. Любой историк, который так или иначе касается подобных тем, обойтись без них не может, и Мемориал открыт и доступен для сотрудничества.

Так сколько погибло миллионов? А докажите!

По-видимому, в случае объявления их экстремистами (а прокуратура требует уже и этого) доступ к этим базам на территории РФ будет закрыт, их распространение будет считаться подсудным правонарушением (КоАП РФ статья 20.29), а любое другое сообщество, которое в иных условиях взялось бы за продолжение такой работы, будет бежать от нее, как от огня. История репрессий станет запретной темой на территории нашей страны.

Полагаю, что «национализация» этой информации и ее засекречивание — основная цель нынешнего наступления на Мемориал.

Зачем это нужно государству, вполне понятно. Репрессии невозможно оправдать, но их можно заболтать. «Сколько-сколько миллионов погибло? Нет, ну были, конечно, отдельные перегибы на местах, но в целом весь наш народ как тогда, так и сегодня… Так сколько погибло миллионов? А докажите!»

И уже не докажешь.

Я не смотрел новый фильм про «Ивана Денисовича», но судя по рецензиям, он сделан по той же модели: вот Иван Денисович идет парадом по Красной площади защищать Москву, ему улыбается Вождь Народов, вот он подбивает пять танков под мудрым руководством Вождя, ну, потом, конечно, не без перегибов на местах, но даже в холодном карцере молитва чудотворная его спасает от гибели неминучей и всякая такая развесистая клюква. Солженицынский рассказ о простом советском мужике превращается в расписную матрешку, где трагедия – часть узора. Рассказ об обыденности зла, о простом человеке вывернут наизнанку с этими парадами, подвигами и чудесами. С моралью: мы выстояли, мы победили, ура!

За сохранение уникальной базы «Мемориала» выступают и многие «охранители». Егор Холмогоров предложил не ликвидировать общество «Мемориал», а переформатировать его, переименовав в общество «Память», и другие правые консерваторы его поддержали.

Наталия Осипова

Переименовать «Мемориал» в «Память» — это хороший троллинг у Егора Холмогорова. Но самое важное, всерьез — это сохранить архивы и данные о репрессированных. Из госархивов добыть эти данные очень непросто. Нужна открытая база в общем доступе, это несомненно. Расприватизация темы репрессий — это очень правильно.

Правый Григоров

Реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России

Конечно политическая часть «Мемориала» жёстко выступала против России, поддерживали даже террористов и радикальных исламистов, не говоря уже о заукраинцах.
Вместе с тем «Мемориал» – это реликт эпохи «Перестройки», и большой объём памяти восстановлен.
Нам не хотелось бы, чтобы пропало наследие и архивы о репрессированных, как историк-архивист я это прекрасно понимаю, а архивы должны открываться.
Потому поддерживаю инициативу Егора по реорганизации «Мемориала» с исключением политической и русофобской деятельности, направленных против государства российского.
Буквально сегодня говорил об этом с воронежским профессором истории Аркадием Минаковым.
Мы готовы выступить в качестве представителей русского гражданского общества, сохранить архивы, историческую память, реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России.

Отдельная дискуссия развернулась после выступления Григория Явлинского, в котором бывший лидер «Яблока» связал преследование «Мемориала» с «Умным голосованием».

За этим выводом стоит длинная логическая цепочка: за законы об «иноагентах» голосовали в том числе депутаты от КПРФ, а «Умное голосование», в свою очередь, предлагало голосовать за них на последних парламентских выборах – тем самым подписывая приговор оппозиционным организациям.

Дмитрий Колезев

Григорий Алексеевич Явлинский не дает о себе забыть. Вот выпустил очередную статью об уничтожении «Мемориала» и вроде как выступил в защиту, но при этом не преминул заявить, что атака на «Мемориал» стала следствием… «Умного голосования», которое-де привело в Госдуму коммунистов и тем сделало возможным такой шаг.

В общем, коварный Алексей Навальный сидит и из тюрьмы уничтожает остатки гражданского общества в России, негодяй этакий. А Явлинский нас от него защищает.

Ну, я гиперболизирую, конечно. Но вообще, видимо, это не одного Явлинского мысль. Лев Шлосберг недавно в твиттере писал, что происходящее вокруг «Мемориала» стало следствием выборов в Госдуму — победы «Единой Росси» и усиления КПРФ. Правда, слова «Умное голосование» Шлосберг все-таки не произнес. Но его мысль творчески развел Григорий Явлинский.

Свою мысль развивает в телеграме и сам Лев Шлосберг:

Депутаты фракции КПРФ голосовали за эти законы, начиная с 2012 года. Более того – депутаты от фракции КПРФ были инициаторами внесения проектов этих законов. Это и есть реальная позиция политической партии КПРФ. Для КПРФ поддержка этого закона – сознательный политический выбор.

Признанные «иностранными агентами» «Мемориал», Ассоциацию «Голос», «Команда 29», средства массовой информации, отдельных граждан сейчас уничтожают политически, морально и физически по нормам федерального закона, полностью поддержанного КПРФ.

Политическая поддержка КПРФ для сотрудников правозащитных организаций, журналистов, политиков, деятелей культуры и науки – всех, но в особенности тех, кто признан или может быть признан бессудным и волюнтаристским путём «иностранным агентом» – это политическое самоубийство.

Взывать к праву, подписывать петиции с требованием отмены варварского закона об «иностранных агентах» и при этом голосовать за КПРФ и призывать к этому других людей – это политическая шизофрения или «стокгольмский синдром».

С этими умозаключениями спорит поддержавший КПРФ на выборах сотрудник «Мемориала» Александр Черкасов:

Некоторые люди, вроде бы сочувствуя «Мемориалу», указывают, что в наездах на нас виновата КПРФ и те, кто агитировал за неправильных кандидатов (дальше идёт много общих слов). Имеются в виду, очевидно (а в комментах это и не скрывают) Алексей Навальный и его «Умное голосование» (ну и я сам, похоже, виноват, как унтер-офицерская вдова, поскольку агитировал за Михаил Лобанов, за что и был отдельно проклят).

Эти рассуждения — не только гешефт и подмена сущностей. Тут ещё нарушены причинно — следственные связи.

1. Нам достоверно известно, что решительный «наезд» на «Мемориал» замышлялся и планировался ещё в середине лета, задолго до сентябрьских «выборов» (и их итогов, столь неутешительных для, в общем, симпатичных мне людей).

Попытка увиноватить Навального разбивается о даты

2. Бумаги, положенные в основу иска Мосгорпрокуратуры о закрытии Правозащитного центра» Мемориал», датированы декабрем 2020 года — они остались от прошлого прокурорского» наезда», который нам тогда удалось отбить без потерь (да, нас «прессовали» постоянно, — но мы на этом не пиарились).

Так что попытка увиноватить Навального и пр. тут разбивается о даты: это «разводка». Допускаю, что кто-то в это искренне верит, но увы.

Спасибо всем за слова солидарности и поддержки. Только не надо использовать наши трудности.

Многие блогеры высказываются еще резче.

Анастасия Брюханова

Я не понимаю, что должно было произойти с политиками, которые долгие десятилетия называли себя оппозицией, чтобы они внезапно стали оправдывать и даже легитимизировать репрессии. «А что вы хотели? Вы же сами проголосовали, и теперь Путин и все остальные имеют полное право на репрессии» — по сути именно это и пытаются продвигать Лев Шлосберг, Григорий Явлинский и другие представители партии «Яблоко».

Хотя и сторонники Навального, и те, кто голосовал по их рекомендациям, и кандидаты, прошедшие благодаря им, и сам Путин прекрасно понимают, что это не так. Все знают, что избраны случайные люди, «табуретки» без имени и поддержки, поддержанные вопреки, а не благодаря.

Но на сцену вышли проигравшие всё «опытные политики», которые решили обвинить народ, по сути жертву, в том, что их репрессируют. Такую подмену понятий и манипуляцию не смогли бы придумать кремлёвские политтехнологи, такую глупость могут выдавать только озлобленные люди, обнаружившие себя с рекордно низкой поддержкой граждан собственной страны. И которые больше не в состоянии критически оценивать не только себя, но и реальность.

Хочется лишь верить, что когда они обвиняют жертву в том, что она сама виновата в репрессиях, они за закрытыми дверьми не радуются, мол, так этой жертве и надо.

  • Свободное время прекрасное время сочинение рассуждение
  • Свобода не в том чтобы сдерживать себя а в том чтобы сдерживать себя сочинение
  • Свобода мысли limited сборник рассказов александр литвиненко книга
  • Свобода означает ответственность вот почему большинство людей боится свободы сочинение рассуждение
  • Свобода есть защита от бунта как пишется через дефис или раздельно