МОБУ «Ащебутакская
СОШ»
Учитель:
Тигиспаева С.А.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 11 КЛАСС
УРОК № _____
ТЕМА
УРОКА: Сочинение по направлению «Преступление и
Наказание — вечная тема» по
рассказу Л. Куликовой «Свиделись»
(Тема
сочинения: Согласны ли Вы с утверждением Конфуция:
«Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?)
Цели урока:
Воспитывать
внимательное отношение к матерям; показать, как важно сохранить в себе
чуткость, стремление быть рядом с родными людьми в трудные минуты.
Развивать навыки
анализа литературного произведения.
Оборудование:
текст рассказа Л.Куликовой «Свиделись», презентация
Мотивация
Прослушивание
песни «Мама» (группа «Любэ»).
— Что общего между
прослушанной песней и рассказом Л.Куликовой?
Общие темы:
тема одинокой старости, взаимоотношений детей и родителей.
Целеполагание
— Давайте
обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и выясним значение слова СВИДЕЛИСЬ.
СВИДЕТЬСЯ — СВИДЕТЬСЯ, свижусь, свидишься, совер.,
с кем чем (разг.). Встретиться для чего- нибудь, увидеться после какого -нибудь
перерыва. «Уж и свидеться не чаяла, вдруг сыночек возвращается» Некрасов.
«Когда то мы снова свидимся? Привел бог свидеться!»
Попробуем
дополнить название рассказа «Свиделись и …»
Встреча не
произошла; Мать не признала сына; Мать не захотела узнать своего сына…
— Давайте
определим цель урока.
Почему не
произошла встреча? Почему мать не захотела признать
сына?
Беседа по
рассказу
— Прочитайте
начало рассказа, описывающее семейный вечер? Выделите самые важные детали,
раскрывающее суть ценностей в семье Толика?
В новой
квартире пахло влажными обоями. Запах был приятен. Он связывался с
уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и чувством владения семьюдесятью квадратными метрами
жилой площади. Впервые за долгие годы скитания по съёмным квартирам
отпустил Толика подспудный страх быть выселенным по прихоти хозяев. Даже
многодневная нервотрёпка при подготовке к переезду не смогла испортить ему
приподнятого настроения. С обретением квартиры показалось Толику, что он
застолбил место на земном шаре и теперь никогда не умрёт.
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный
пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила
его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да
четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками
о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали напоблескивающий
коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив.
— Что испытывал герой рассказа?
Уверенность
в завтрашнем дне, надёжность. Толик смотрел на семью и был счастлив. Счастье
какое-то ущербное, сосредоточено вокруг материального: еда, квадратные метры,
сытость, довольство.
— Почему писательница наделила героя таким
именем ТОЛИК?
Незрелость,
неуважение.
—
Почему он вдруг вспомнило матери?
— «Как в
детстве у мамы», — неожиданно подумал он и почувствовал, как только что
переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в
совершенном яблоке и он вдруг вспомнил о матери? – совесть проснулась.
—
Что узнаем о Толике?
Виделся с
матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их
последнего свидания прошло двадцать четыре года. Никогда не дорожил
отношениями с матерью. Даже в армии стыдился писем матери, рвал их на кусочки.
Случайно осталось одно письмо.
— Чтение письма. – Письмо бесхитростное,
полное любви к своему единственному сыну.
—
Чтение эпизода «Толик в дороге». Какие чувства он испытывает? Какой ему
представляется встреча с матерью.
—
Что изменилось в родной деревне?
—
Как изменилась мать? Что чувствует сын?
Деревня
изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета —
серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье,
безрадостное, вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор.
Серо,
неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на
щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул
зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался в сторону и пошёл к сараю.
Толик окинул
взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая
женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и
обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени,
а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери,
истекая в небытие.
Совесть
проснулась, испытывает раскаяние, плачет, пытается доказать матери, что он ее
сын.
— Какую жизнь прожила мать Толика?
Я своего до
самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма
писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не
видела. Знаю, что сынок у него родился.
Одна растила
своего сына. Он был для нее самым дорогим человеком. Двадцать четыре года
прожила без него. Пенсия маленькая. Денег не хватает. Электричества в доме нет.
Глаза не видят. Сама должна заботиться о себе. Руки обожжены до коросты – печь
растапливает на ощупь.
—
Почему мать не захотела признать своего сына?
Сыновья –
они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись.
А Толик
оставил ее, даже не вспоминал. И приехал он к ней, чтобы рассказать о своих
«успехах»: «Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про
все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах — себя не жалел, чтоб
лишнюю копейку иметь. Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную
свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и
на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал.
На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя
сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не
просто так всё далось, ох не просто!» Он даже не нашел слов для прощения, для
раскаяния.
— Что испытывает Толик, когда уходит из деревни?
Чем дальше
уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал
широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У
каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо».
…..
Рефлексия
— Придет ли к нему раскаяние? Поймет ли
он, что судьба давала ему шанс, а он так и не воспользовался им?
—
Чему учит рассказ?
Слово учителя
Вы счастливые
люди, у вас живы родители, которые дарят вам любовь и ласку. Конечно, не всегда
и не во всем вы соглашаетесь с ними, считая себя абсолютно правыми. Конечно, не
всегда хватает мудрости не идти на ненужные конфликты. Но вы должны помнить
самое главное, что в жизни нет и не будет людей роднее их. Пройдут еще годы, и
вы будете единственной опорой для своих родителей. И мне хочется вам пожелать
быть достойными детьми, говорить своим родителям, насколько они вам дороги и
как вы их любите, потому что жизнь такова, что эти слова могут запоздать.
Домашнее
задание
Написать
сочинение по направлению «Преступление и Наказание — вечная
тема» по рассказу Л. Куликовой «Свиделись». (Тема: Согласны ли Вы с утверждением
Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?)
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6403810950967189833&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DhglJAAr9i4w&text=%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%C2%AB%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%C2%BB.&path=sharelink
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9872244447755698606&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo53673767_456239086&text=%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%2F%D1%84%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20-%20%C2%AB%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%8C%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%B6%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%BE%D1%8F!%C2%BB&path=sharelink
Л.
Куликова
Свиделись
В новой квартире пахло влажными обоями.
Запах был приятен. Он связывался с уверенностью в завтрашнем дне, надёжностью и
чувством владения семьюдесятью квадратными метрами жилой площади. Впервые за
долгие годы скитания по съёмным квартирам отпустил Толика подспудный страх быть
выселенным по прихоти хозяев. Даже многодневная нервотрепка при подготовке к
переезду не смогла испортить приподнятого настроения. С обретением квартиры
показалось Толику, что он застолбил место на земном шаре и теперь никогда не
умрёт.
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный
пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым
собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась,
хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели
ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на
поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив.
«Как в детстве у мамы», – неожиданно подумал он и почувствовал, как
только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок
поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал
матери. Кажется, в год рождения первенца. Сейчас Алёшке тринадцать. Виделся с
матерью сразу после армии, потом уехал за тридевять земель на стройку. С их
последнего свидания прошло двадцать четыре года.
– Налетай! – задорно призвала Анюта, села
на стул и отхлебнула несколько глотков чая.
Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и
перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали
на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью
принял у жены большой кусок пирога и стал неспеша есть.
– Анют, а где синяя папка с письмами?
– Я ещё три картонных коробки не
разобрала. Наверное, в одной из них.
– Найди мне её.
– Срочно надо или подождёшь?
– Срочно.
Ребятишки уминали по второму куску, Анюта
подливала в чашки, улыбкой откликаясь на весёлый детский гомон. Титовы дружно
доели и допили. Первая трапеза в новой квартире оказалась неимоверно вкусной и
укрепила ощущение счастья.
Спустя час сидел Толик за кухонным столом
и просматривал содержимое папки. В ней хранились несколько писем от
сослуживцев, штук двадцать армейских фотографий и весточка от мамы. Когда он
уходил в армию, матери исполнилось пятьдесят. Она писала ему длинные послания,
перечисляя деревенские новости и какие-то мировые сенсации, шутила по-простому,
по-бабьему, и неизменно заканчивала своим обычным: «Сыночку Толеньке от
мамы Оленьки». Молодого солдата раздражали эти письма, он их прочитывал
бегло, рвал на мелкие куски и выбрасывал в урну. Интересней читать письма от
девчонок, которые сотнями доставляла армейская почта на имя «самого
красивого» или «самого весёлого» солдата. Толик пожалел сейчас о
тех уничтоженных письмах. Сердце будто в размерах уменьшилось – до чего
неприятное чувство сжало его. Он взял в руки единственное сохранённое письмо
матери, оставшееся с давних времён. Развернул. «Здравствуй, дорогой сынок
Толик. Дошла до меня весть, что твой отец, от которого ты родился, помер. Уж и
не помнишь его, поди. Малой ты был, когда он нас оставил. Так папаня твой и не
удосужился сынка увидать, а ведь ты ему кровный. И я тебя уж столько лет не
вижу. Не знаю, свидимся ли ещё». А внизу добавлено: «Сыну Толе от
мамы Оли». Присказку поменяла, – отметил про себя Титов.
– Анют, отпустишь меня? Мать надо
навестить.
– Как не вовремя! Столько работы в
квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал.
– Что, совсем нет?
– Нет. Я зарплату получу через две недели,
твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва
на еду до моей зарплаты хватит.
– Значит, у Симоновых надо в долг брать.
– Что ж так приспичило? Столько лет словом
не вспоминал и вдруг – «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по
детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать.
– Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти!
С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной.
А, Анют?
– Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла
мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты,
тешась мыслями об улучшении семейного быта.
Дорога заняла три тягучих дня. Толику
странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих
краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он
преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной
походкой – на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить
волнение, и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли
в землю избы. Все постройки были одного цвета – серого. Кое-где ровными
грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное,
вымороченное отчаяньем. С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому
дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди
небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ешё раз, прошагал к избе и ступил на
порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл
в сумрак горницы.
– Есть кто живой? – спросил тихо.
– А как же! Я живая, – раздался голос из
чернеющего угла.
Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и
он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати.
Толик опустил рюкзак на пол и присел на
скамью.
– Из собеса будете? – спросила мать.
– Нет.
– Летом привезли чурки и уж месяц, поди,
жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году
зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндевею в ледяной избе. Эту зиму
ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит.
– Давайте я вам дров наколю! – вскочил
Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы».
– Сиди. Успеется. Чай, по другому делу
пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс.
Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с
гулькин нос.
– А на что вы живёте?
– Из собеса шефствуют надо мной. Раз в
неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало,
конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза.
– А чем вы занимаетесь?
– Что?
– Что делаете?
– Сижу.
– Нет, я не про то, что вы сейчас делаете.
Я про то, чем вы каждый день занимаетесь?
– Сижу. Что ещё делать? А ты по какому
делу, мил человек?
На чьём-то дворе залаяла собака,
кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта.
– Сын я ваш, Ольга Герасимовна.
– Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула
старушка. – Нету у меня сына. Пропал он.
– Как пропал?! Вот он я! Неужто не
узнаёте? Посмотрите внимательно.
– А мне теперь смотри-не смотри – всё
одно. Ослепла я.
– Как – ослепли?!
– А вот так. Не вижу ничего. В темноте
живу. Уж приноровилась, да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие
копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил:
чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.
– Я выйду на минутку?
– А чего ж, выходь.
Серо, неприглядно и бесприютно выглядело
подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик,
да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом, высморкался
в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал
топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова.
С работой Толик справился к вечеру. Дрова
ровнехонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и
затопил печь.
– А кто вам печь растапливает? – так и не
решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик.
– Сама. У меня на пальцах за столько лет
короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не
больно.
Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые
круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и
накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился
изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с
невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он
спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают
блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие. Толик мотнул головой,
прогоняя видение, и спросил:
– Я переночую у вас?
– А чего ж, ночуй.
После ужина отправился Толик в боковую
комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло,
лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он
сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то,
как гробился на тяжёлых работах – себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь. Как
прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину –
завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных
квартир, и на шубу молодой жене, и на кооператив откладывал. На море семью
возил, и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на
образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё
далось, ох не просто! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял,
потом поднялся рывком и пошёл наощупь в горницу. На фоне светлеющего окошка
увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати.
– Не спите?
– Не сплю.
Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним
махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал:
– Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не
боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Его не
торопи.
– Зря вы так. Ничего плохого я вам не
сделаю… Как мне доказать, что я ваш сын?
– Зачем доказывать? Сыновья – они о
родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до
самой армии пестовала. В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма
писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, и с тех пор не
видела его. Знаю, что сынок у него родился.
– Теперь уже четверо.
– Воон как! А ты откуда знаешь?
– Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш.
Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с
собой в постель брал, а вы ругались.
– Нет, не помню.
– А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед
готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге.
Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали.
– Не помню.
– А друга моего Ваську Петренко помните?
Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили.
– Не помню, мил человек.
– Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я
– сын ваш, а вы – мать моя.
У старушки дрогнули веки. Толик не видел
этого – темнота надёжно скрывала выражение лица матери.
– Однажды я влюбился. Мне было
четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что
теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня.
Помните?… Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!… Я заберу
вас к себе.
– Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я
хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не
тревожься. Утром поедешь.
Толик проснулся с больной головой. Не
думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз
радости, ахов и охов. А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына
своего. Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то
подсказывало ему: повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины
своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного
матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять
на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются
на глаза.
– Поехал я.
– Доброго пути.
Ступил на подворье, оглянулся. В окне
увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким
шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче
становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного
хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба.
А мне семью поднимать надо», – сказал сам себе Толик и зашагал ещё
быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга
Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась.
Наконец, произнесла:
– Вот и свиделись, сынок. Успел-таки.
Вхождение в тему. Мотивация учебной деятельности.
Работа с высказыванием. На доске записаны слова М.Горького:
“Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”
– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в
этом высказывании кажутся вам точными и правильными?
Слово учителя. Образ матери – вневременное
понятие. Связь между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне
подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами
должны только крепнуть. Но в жизни бывает по-разному.
Отношения взрослых детей к своим родителям — проблема далеко не
новая в русской литературе. Обращаются к ней и современные авторы. Так в
рассказе Куликовой «Свиделись» мы становимся свидетелями ещё одной
жизненной драмы. Я надеюсь, что все прочитали рассказ и поделились своими
впечатлениями .
Актуализация
опорных знаний.
Образ матери
встречался нам с вами не в одном литературном произведении. Назовите их.
«Катерина Петровна лежала бледная,
маленькая, как будто безмятежно уснувшая. — Не дождалась, — пробормотал Тихон.
— Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Из какого произведения
эти строчки? ( «Телеграмма» К.Паустовский.) «Будь человеком — говорит автор.-
За добро плати добром!» Рассказ учит нас, чтобы мы не забывали о самых
близких, самых родных, которые так нуждаются в нас, а то может оказаться
поздно.
А эти строчки откуда?
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к
изголовью дорогих сыновей своих, она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно
всколоченные кудри и смачивала их слезами.
Она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся, превратившись в одно
зрение, и не могла наглядеться. Она, как степная чайка, вилась над детьми
своими. Вся любовь, все чувства – всё обратилось у неё в одно материнское
чувство» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)
Объявление темы и целей урока.
В отношениях родителелей с детьми всегда
все гладко?
Таким образом, о чем же сегодня пойдёт
речь на уроке. Сформулируйте тему. Какие задачи перед собой поставим?
Рабочая тетрадь
для подготовки к заданию
27
единого государственного
экзамена
по русскому языку
ученика (цы) _____ класса_______
__________________________________________
__________________________________________
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Тигиспаева
Светлана Айсовна
с. Ащебутак
2021 г
Рабочая
тетрадь (доработанная в формате 2021 года) предназначена для подготовки к
написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Она содержит систематизированный
теоретический и практический материал.
Рабочая тетрадь будет полезна, прежде всего, учащимся
11 классов общеобразовательных учреждений и может успешно подготовиться к
ЕГЭ.
I. Составьте план сочинения.
План | Рабочие материалы |
Вступление Проблема (вопрос, над | Формулировка проблемы… Над этим интересным (важным, сложным…) вопросом заставляет |
Комментарий ( оценка Первый пример (это + пояснения к Второй пример + Связь между | Обращаясь к одной из сложных проблем Первый пример ( № предложений) + Действительно, ….. Второй пример + Далее автор Связь между Противопоставляя Сравнивая эти Что стало Это рассуждение Приведённые Оба приведённых |
Позиция автора (это | Главная задача (ФИО автор текста) — убедить (ФИО автор текста) стремиться донести до читателя По мнению автора,.. Автор убежден: Позиция автора по затронутым вопросам |
Моё отношение к Обоснование– это Обоснование с | Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, Мне близка и понятна позиция автора. Я так же, как он, считаю, что… Мне близка точка зрения писателя. |
Вывод (какой | В заключение хочется отметить, что В заключение важно отметить: Таким образом,… Следовательно,… |
II. Сформулируйте проблему текста.
!!! При формулировании проблемы можете воспользоваться
следующими материалами.
Что такое проблема?
Чем она отличается от темы?
Сколько проблем
можно найти в предложенном тексте?
Со всеми ли
найденными проблемами нужно работать?
Алгоритм.
Проблема – это
сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
Тема – это то, о ком
или о чём говориться в тексте.
Если в тексте
несколько проблем, следует выбрать одну.
Проблема оценочна (да
— нет, важно — неважно, нужно — ненужно).
Какими способами
можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.
а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда
проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием:
Автор затрагивает
проблему …;
В тексте
поднимается проблема …;
Текст
В.С.Токаревой заставил меня задуматься над сложной проблемой …;
б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть
вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко
сформулировать проблему текста невозможно.
Как понять, что
данная проблема основная?
Алгоритм действий.
Этот вопрос
(проблема) больше всего волнует автора.
Этому
вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.
Только
основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.
Решения этого вопроса
( этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.
Слово «проблема»
может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут
волновать авторов предложенных текстов?
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания,
образования.
С
какими словами сочетается слово «проблема»?
Постановка,
изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность,
сложность… какой-либо проблемы.
Точка зрения на какую-либо проблему.
Поставить,
выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Коснуться какой-либо проблемы.
Уделить внимание какой-либо проблеме.
Над какой-либо
проблемой думать, работать.
Какая-либо проблема
возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Виды проблем | |
Философские | затрагивают |
Социальные | касаются |
Политические | связаны с |
Экологические | отражают |
Нравственные | связаны с |
Проблема, рассматриваемая автором, может быть
экологическая, злободневная, актуальная,
насущная, острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная,
трудная, глубокая, основная, главная.
Какие проблемы Вы видите в исходном | |
Формулировка | Формулировка |
При каких | Проблема |
Как поступить: | Проблема |
Может ли ребенок быть | Проблема |
Надо ли верить, что | Проблема веры в |
При выявлении проблемы можно использовать следующие приемы:
Сформулировать
основную мысль автора в виде законченного предложения.
Подумать, на какие
вопросы отвечает это предложение.
Записать этот вопрос, который и является формулировкой
проблемы.
ВНИМАНИЕ! Если вы справитесь с поставленной
задачей, вы удовлетворите критерию К1 оценивания сочинения. Это часть работы
оценивается 1 баллом.
III.
Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.
Комментарий— оценка прочитанного путём соотнесения содержания
текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным
опытом.
Структура
комментария
Первый
пример Связь между Второй пример
примерами
и анализ её.
Пояснения к
примеру Пояснения к примеру
ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА Комментарий
Позиция автора
ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ
| Определения |
Фактуальная | Сообщение о фактах, |
Концептуальная | Субъективное |
Подтекстовая | Не обозначенная |
СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ
Способы | Примеры |
Ссылка на номер | Рассуждая о |
Прямое | Далее автор особо подчёркивает:«Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Её |
Косвенное | Далее автор заостряет внимание читателя на |
Размышление над | Это событие |
ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ
Художественный |
В центре Писатель Герой Стоит Особого Симпатии |
ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ
Художественный |
Автор не Поступок Слова Я думаю, Эти |
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Смысловые | Типовые конструкции |
Противопоставление | Противопоставляя |
Сравнение, | Сравнивая эти |
Причина | Что стало причиной |
Следствие, вывод | Это рассуждение |
Уступка | Несмотря на то, что |
ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?
| Речевые клише |
Указание на | Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской |
Указание на | Развивая эту тему, автор обращает внимание читателя на то, что каждый учащийся размышлял о |
Указание на | Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что самый |
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ (КЛИШЕ)
Указание на смысловую связь между
примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим
некоторые из них:
Детализация | … так, например, … |
Указание на следствие Из чего это следует? Что с этим связано?) | … вот почему … |
Подтверждение | в подтверждение этих мыслей автора … |
Объяснение Чем это можно объяснить?) | … автор объясняет это тем, что |
Определение | … это слово автор понимает по-своему |
Аналогия | … как и |
Выделение Что автор (рассказчик) отмечает в | автор текста фиксирует внимание… |
Сопоставление и противопоставление Чему это противопоставлено?) | .. сравним … |
ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей
работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если
вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания
сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается
6 баллами.
!!!
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
IV.
Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.
Что значит
сформулировать позицию автора?
Позиция автора — это итог размышлений, вывод,
к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос,
то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор
видит решение проблемы.
Таким образом,
проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора
должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит
логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Проблема
(вопрос)
Позиция
автора
(ответ)
Как проявляется
позиция автора?
Позиция автора
проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям,
героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на
языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету
изображения.
Способы выражения
позиции автора
·
автор
может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно
выразив его в тексте;
·
позиция
автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным
признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам).
В случае если позиция
автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к
поднятой проблеме:
·
позитивное
(положительное);
·
негативное
(отрицательное);
·
нейтральное;
·
двойственное;
Учитывается также,
каково настроение автора.
Это может быть:
·
ирония;
·
сарказм;
·
грустная,
печальная тональность;
·
радостная
тональность;
·
оптимистичный
настрой;
·
пессимистический
настрой.
Средства выражения позиции автора
Слова-маркеры | Авторская позиция может быть выражена с самое важное, надо, нужно. |
Оценочная | Оценочная лексика – |
Средства | Отношение автора |
Вводные слова | Вводные слова могут |
Побудительные | Побудительные |
Как
может быть выражена авторская позиция в художественном тексте?
·
К счастливым подросткам
можно отнести разные дни своей жизни, но по-настоящему ребенок счастлив, когда
он в кругу семьи, его все любят и он любит всех.
·
Сделать такой выбор в
подростковом возрасте нелегко. Но, сделав правильный выбор, ты воспитываешь в
себе с юных лет качества высоконравственного, честного человека. И от этого
чувствуешь себя счастливым.
·
Только ребенок,
воспитанный в любви, может быть счастливым.
·
Только с верой, что
впереди будет много счастливых дней, вырастет высоконравственный, жизнелюбивый
человек.
!!!Можете
использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис, формулирующий
главную мысль:
Главная задача В.С.Токаревой — убедить читателя в том, что …
В.С.Токарева стремиться донести до читателя мысль о том, что …
По мнению автора,..
Автор убежден:…
Позиция В.С.Токаревой
состоит в утверждении мысли, что…
Позиция автора по
затронутым вопросам очевидна: …
Точка зрения автора
состоит в следующем: ….
Автор
убеждает нас в справедливости вывода о том,..
Автор высказывает
мысль о том, что ….
Имейте в
виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы
удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.
V.
Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и
обосновываем отношение к позиции автора.
Собственная позиция — мнение
ученика по проблеме исходного текста.
Обоснование — это
подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных
аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)
Обосновать какое-либо
суждение означает привести другие, логически связанные с ним и поддерживающие
его суждения.
Два способа
·
Подтвердить тезис
(привести аргументы «за»)
·
Опровергнуть тезис
(контраргументация (аргументы «против»): доказать тезис, опровергая
противоположный).
АРГУМЕНТАЦИЯ
| |
Пишущий строит свою речь таким образом, Подобная | |
Аргументы к | предполагают |
Аргументы к угрозе | указывают на |
Примеры обоснования
факты | реальное событие, явление, то, что |
иллюстрации | наглядно-описательная |
опыт | личный, |
обращение | мнения известных |
цитаты | из |
обращение | в науке, |
обращение | индукция, |
Виды обоснования
Примеры
обоснования
аргументы «за» | аргументы «за» и | аргументы |
Можете
использовать данные ниже обороты речи:
·
Мне близка и понятна
точка зрения автора. Я, так
же, как и он, считаю, что
·
Нельзя не согласиться с
точкой зрения писателя. Вряд
ли кто будет отрицать тот факт, что …
·
С мнением автора нельзя
не согласиться…
·
С авторской позицией
нельзя не согласиться. Ведь
все мы по-разному ответим на вопрос о том, какой он был твой счастливый день?
Кто-то счастлив был тогда, когда совершал добрые дела , а кто-то в тот момент,
когда находится рядом с родными людьми. Но каждый человек, который испытывал
счастье, невольно становится мягче, добрее, его сердце наполнялось радостью и
верой в лучшее.
·
Мне близка и понятна
позиция автора.
·
Позволю себе высказать
свою точку зрения на эту проблему.
·
Моя позиция по данной
проблеме полностью совпадает с авторской.
·
Я согласен (согласна)с
позицией автора и тоже считаю, что …
Материалы
для обоснования отношения к позиции автора с опорой на литературу.
| |
«Можно, если он | «Никто не |
!!!! Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это
необязательное требование.
Прочитайте следующие микротексты и в случае
необходимости используйте материал, содержащийся в них, для обоснования отношения
к позиции автора.
Если вы
решили воспользоваться данными ниже текстами, вам необходимо их сжать и
выразить содержание текста кратко и выразительно. При этом необходимо следить
за тем, чтобы приводимый вами материал действительно подтверждал высказанную
точку зрения.
1. Хорошим примером может послужить Акакий
Акакиевич из повести Гоголя «Шинель». Он становится счастливым, когда, наконец,
приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он
так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в
тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину
большое счастье.
2.Счастливого
персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир
Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем
более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла
взаимная любовь, в которой он видел идеал.
3. Хорошим
примером может послужить финал поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель
понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все
трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга.
Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
4. Хорошим примером может послужить роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
а) Мастер и
Маргарита возвращены в подвал, хотя Воланд и знает, что они не обретут на земле
покоя и счастья. Поэтому дух зла соглашается выполнить просьбу Иешуа,
ознакомившегося с произведением Мастера, — взять несчастного с собой и
«наградить его покоем… Он не заслужил света, он заслужил покой».
Став
обитателем иного мира, Мастер вместе с Воландом и его свитой покидает землю.
«Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над
болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто
летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает
уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он
отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит
его».
б) Героиня романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита», возлюбленная Мастера. Она умна и красива. Маргарита была
женой чрезвычайно видного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие
государственного значения. Муж ее был наделен всеми достоинствами и обожал свою
жену, и им принадлежал весь верх прекрасного особняка в одном из арбатских
переулков. Маргарита никогда не прикасалась к примусу и не знала счету деньгам,
но с тех самых пор, как в девятнадцать лет она вышла замуж и обосновалась в
особняке, она не была счастлива ни одной минуты. «Что нужно было этой женщине,
в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой
чуть косящей на один глаз ведьме?..»
в) Для Маргариты счастье – это жизнь с
Мастером в их подвале. Маргарита просит Воланда вернуть их с мастером в подвал,
где они были счастливы. Мастер возражает ей: к прежнему нет возврата, в подвале
уже давно живет другой человек, и «вообще не бывает так, чтобы все стало, как
было».
«Не бывает, вы
говорите? – сказал Воланд. – Это верно. Но мы попробуем».
5. Хорошим примером может послужить роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».
а) Аксинья была несчастлива в браке со
Степаном. Супружеские отношения складывались нелегко, скупа была судьба Аксиньи
на женское счастье. Степан был скуп на ласку скуп и редко бывал дома». Когда
на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов, она откликается на его
ухаживания, решается на любовную связь. Несмотря на осуждение, взглядам и
пересудам она не придавала значения и «гордо и высоко несла свою счастливую, но
срамную голову».
Аксинья никому не позволяет вторгаться в ее
жизнь и разрушать ее счастье, которого доселе она не ведала.
Счастье быть рядом с Григорием для нее
безмерно. При встрече с ним она не стесняется людей, для нее существует только
один человек, ее Григорий. «Снова мир умирал для нее, когда Григорий
отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее». «Из-му-чи-лась!
Изболелась вся! Гришенька! Кровинушка моя!» – «невнятно шептала, всхлипывала»
Аксинья, «обвилась диким хмелем», «целуя щетинистые щеки любимого».
Несмотря на стрельбу, на непрерывные бои, в
это тревожное время Аксинья с Григорием испытали счастье, полностью отдались
своему чувству. Жизнь, человеческая природа берут верх над всем остальным, и
«двое суток прожили они как во сне, перепутав дни и ночи, забыв об
окружающем».
Аксинья радуется жизни, «снова призрачным
счастьем манила ее неизвестность…» Когда рядом с нею Григорий, все вокруг
преображается. «Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее
выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался
ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня. “Найдем и мы
свою долю”, – думала она».
б) После возвращения сына Пантелей Прокофьевич
ощущает себя счастливым. Отец гордится Григорием, когда идет вместе с ним в
церковь или на плац. Старик вспоминает дорогие его сердцу случаи из далекого
прошлого, которые указывали на то, что из мальца выйдет добрый казак . 6.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Павел Петрович учился в Пажеском корпусе,
потом поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства отличался
замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то
забавно желчен — он не мог не нравиться». «Женщины от него с ума сходили,
мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. <…> Павел Петрович
ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было
гимнастику в моду между светскою молодежью) и прочел всего пять- шесть
французских книг. На двадцать восьмом году от роду он был уже капитаном;
блестящая карьера ожидала его». Жизнь его изменилась чуть ли не в один
день после того, как Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню Р., женщину страстную
и странную, по светским понятиям. Роман этот не принес ему счастья. «Тяжело
было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она
охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел». Ничто
уже, кроме своей любви, не интересовало его.
7. Хорошим примером может послужить повесть А.И. Куприна
«Гранатовый браслет».
а) Сама Вера Николаевна и окружающие считают ее брак
счастливым. Отношение к мужу за пять-шесть лет изменилось: «прежняя страстная
любовь… давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». В
семье нет детей, хотя Вера Николаевна «жадно хотела детей и даже, ей казалось,
чем больше, тем лучше…» и она «болезненно и пылко обожала хорошеньких
малокровных детей младшей сестры».
б) Желтков сам признается, что его «не интересует в жизни
ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей».
«…Для меня вся жизнь заключается только в Вас», – пишет Желтков Вере
Николаевне. В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или
с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает
«все самое дорогое, что было… в жизни»: ее платок, записку, программу
(«…Вашу записку — о, как я ее целовал, ею Вы запретили мне писать Вам.
Программу художественной выставки, которую Вы держали в руке и потом забыли на
стуле…).
Для Желткова в
Вере Николаевне «как будто воплотилась вся красота земли».
Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа
делового человека.
!!! Если Вы справились с поставленной задачей, Вы удовлетворите критерию К
4 оценивания сочинения. Это часть
работы оценивается 1 баллом.
VI.Сделайте
вывод (напишите заключение к сочинению).
Вывод к
приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и вашим заключением
к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в отдельный абзац!
Используйте
следующие конструкции:
Иными словами,…
В заключение отмечу,
что…
Обобщая сказанное,
хочется подчеркнуть, что..
Таким образом, ..
В заключение хочется
отметить(подчеркнуть, сказать), что …
Итак,…
VII. Отредактируйте черновик.
VIII. Перепишите текст сочинения набело.
IX. Ещё раз перечитайте текст сочинения и
аккуратно внесите последние правки.
Имейте в
виду! Очень важно при этом правильно распределить
время, чтобы вы обязательно успели отредактировать и проверить сочинение.
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!
Для вступления
Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как
- Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
- Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
- Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
- Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
- Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
- Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
- Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
- Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
- Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
- На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
- Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
- Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:
- В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
- Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
- Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
- Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
- Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
- Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
- Это доказывают многочисленные литературные примеры.
- Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
- Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
- За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
- Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
- Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
- Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
- Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
- Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.
Для основной части
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- В наше время людям уже известно, что…
- Не подлежит сомнению тот факт, что…
- Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Нельзя не признать, что в наши дни…
- Моя позиция по этому вопросу однозначна:
- По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
- По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
- Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
- Конечно, сегодня мы понимаем, что…
- Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
- Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
- Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
- Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
- Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
- Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
- Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
- Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
- Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
- Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
- Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
- Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
- Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
- В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
- Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
- Авторская позиция ясна:
- Автор повествует о…
- Писатель изображает картину, где…
- В книге изображаются герои, которые…
- Автор описывает…
- Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
- Автор показывает…
- Поэт показывает…
- Размышления автора позволяют понять, что
- Лирический герой осознал, что
- Писатель размышляет о…
- Автор обращает свое внимание на проблему…
- Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
- Писатель обращает наше внимание…
- Автор хочет этим сказать, что
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Позиция автора проявляется в…
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
- Автор учит нас тому, что…
- Этот поступок героя говорит о …
- Поведение героя говорит о том, что
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Судьба героя позволяет сделать вывод, что
- Автор подводит нас к мысли о том, что
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
- Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
- Писатель осуждает…
- Автор выражает категорический протест против…
- Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
- Он ставит нам в пример…
- Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
- Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
- Автор подчеркивает…
- Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
- Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
- Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
- Писатель считает, что…
- Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
- Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Автор убеждает нас в том, что
- Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
- Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
- Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
- Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
- Невольно напрашивается вывод…
- Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
- Итак, можно сделать вывод, что…
- Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
- Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
- Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
- Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
- Хочется верить, что…
- Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
- Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Аргументация подтверждает то, что
- Нельзя не согласиться с тем, что
- Нельзя проигнорировать тот факт, что
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Определения терминов и цитаты
Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:
- Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
- Определения абстрактных понятий: список 2
Ни пуха, ни пера!
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны
Читайте также:
В течение двух последних месяцев мы помогали школьникам готовиться к ИС: разбирали направления, делились произведениями для выбора аргументов, помогали справиться со стрессом. Пришло время подводить итоги: как прошел первый для одиннадцатиклассников экзамен?..
Напомним, итоговое сочинение — обязательный экзамен, который считается допуском к сдаче ЕГЭ по всем (!) предметам, традиционно проходит в декабре и проверяет умение выпускников формулировать, аргументировать точку зрения и знание программы по литературе (работа пишется с опорой на литературу).
Утром мы рассказывали, как с испытанием справились ребята из Республики Саха, но что насчет других регионов?.. Кто-то сильно волновался или посчитал работу трудной: «когда начали… я очень испугалась, что ничего не смогу написать», «было сложно, но я надеюсь что справилась», «мне не понравились темы». Некоторым, напротив, было легко. «Все прошло отлично, темы легкие», «все оказалось легче, чем могло бы быть», «все темы были наилегчайшими», — писали выпускники ВКонтакте, в одной из тематических групп по подготовке к экзамену.
Однозначной оценки сложности итогового сочинения как и всегда нет: кто-то едва набрал необходимое количество слов, а кто-то чувствует, что «налил» много «воды». Кто-то уверен в аргументах, а кто-то неуверенно оценивает шансы на «зачет».
Например, Таня Панфилова из Москвы думает, что ИС осилила:
— Написала сочинение, темы сначала показались очень сложными, но в итоге выбрала «какую книгу вы можете порекомендовать друзьям». В качестве примеров привела «Зеленую лампу» А. Грина и «О мечте» С. В. Мизерова. Не испытывала ни волнения, ни какого-то негатива, думаю, написала работу хорошо.
Насчет подготовки, занималась еще с сентября в онлайн-школе, написала много тренировочных сочинений. Поэтому была готова к экзамену, даже хотелось побыстрее его сдать и забыть о нем. Я и многие мои друзья делали шпоры и, кстати, не зря. Я на сочинении проверяла имя, отчество и фамилию автора, но, думаю, справилась бы и без шпаргалки. Другие активно списывали: кто-то даже с телефонов. Это было несложно: экзамен проходил в нашей школе, еще и без камер. Удивило, что некоторые ребята ушли спустя примерно час: может, переписали уже готовые сочинения?.. Не знаю. Но я тоже справилась с работой быстрее, чем на пробниках.
Интересное совпадение: на ту же тему и с помощью тех же примеров рассуждал Владимир Кротов.
— Когда шел на экзамен, чувствовал, что готов и знаю много произведений. Отчасти поэтому, кстати, и не делал шпоры. К тому же знал, что в аудитории списывать нельзя, да и в туалете делать это рискованно. Другие, кажется, списывали: по крайней мере, выходили очень много раз.
Я взял четвертое направление и тему «произведение какого автора я бы порекомендовал другу». Немного странная формулировка, как по мне: просят назвать автора, а рассуждать надо, вроде, о книге. Написал, что читал много произведений, порекомендовал «Зеленую лампу» Грина. Во втором абзаце пересказал немного сюжет и написал, чему учит книга. Получилось 370 слов, вроде, «нормальным» языком. Но, думаю, с испытанием справился: готовился усердно.
Выпускнице, которая пожелала остаться анонимной, вопросы для рассуждения показались сложными:
— Сразу скажу, что темы были неприятными, трудными и мне не нравились. Несколько вариантов отмела сразу, хотела взять «В чем может проявляться любовь к своему отечеству», но не знала, кого, кроме Андрея Болконского, привести в качестве примера. Вот тут я уже расстроилась: думала, ничего не напишу. Но у нас учителя сидели в соседнем кабинете, мы могли проконсультироваться. Мне помогли разобраться с сутью тем, и в итоге я рассуждала над цитатой А. А. Вознесенского «все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Думаю, «зачет» получу, но насчет максимума по всем критериям сомневаюсь: в своей же работе тяжело искать ошибки.
А Ксения Степанова из Стамбула уверена, что вникнуть в темы и правильно понять их мешало волнение:
— Насчет подготовки: ходила раз в неделю на занятия к своей преподавательнице по русскому. Каждый раз приносила по сочинению, учительница проверяла, указывала на ошибки, говорила оценку. Так я написала пять-шесть работ, во всех можно было поставить «зачет».
Выбрала направление «Преступление и наказание», тему — «Когда слово становится преступлением». В качестве аргументов привела «Бедную Лизу» и «Портрет Дориана Грея». Кстати, были темы и проще, но я осознала это позже, видимо, из-за волнения не смогла здраво оценить все темы. Думала, будет сложнее, но все равно первые минут 50, до того, как узнала тему, тряслись руки. Если честно, даже перед началом испытания не понимала, что сейчас будет экзамен. Вроде, всегда мечтала быть такой взрослой, сдавать экзамены, а в итоге казалось, что просто сочинение на уроке русского строчу, только зачем-то вписываю паспортные данные и сижу под камерами.
Оценки опубликуют на специальных сайтах для проверки баллов ЕГЭ и сообщат выпускникам в их школах. Результаты одиннадцатиклассники узнают не позднее 14 декабря. Для тех, кто не получит «зачет» с первого раза, есть два резервных дня: 2 февраля и 4 мая 2022 года.
русский язык егэ литературные аргументы к сочинению
ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
За собственное мнение (отношение к позиции автора) + обоснование можно получить только 1 балл.
Самый популярный вопрос, который волнует выпускников: нужен ли теперь аргумент в сочинении или его можно не писать?
НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором . ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?
Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»: «Обосновать — подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова)
Содержание:
- 1 Так что такое обоснование? 2 Способы(виды) обоснования: 3 Как соотносится обоснование и аргументация? 4 В качестве аргументов могут выступать:
- 4.1 Логические (рациональные) 4.2 Иллюстративные 4.3 Ссылки на авторитет
↑ Так что такое обоснование?
↑ Способы(виды) обоснования:
- Доказательство Опровержение Подтверждение Объяснение Интерпретация Определение Оправдание
↑ Как соотносится обоснование и аргументация?
Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя основными способами:
- Подтвердить тезис (привести аргументы «за») Опровергнуть противоположные тезис (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный).
↑ В качестве аргументов могут выступать:
↑ Логические (рациональные)
- факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.). статистика (количественные показатели развития производства и общества). объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). законы природы. определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения). положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения. данные экспериментов и экспертиз. свидетельства очевидцев. обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т. д.)
Обращение к логике (индукция, дедукция) опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т. д.)
↑ Иллюстративные
↑ Ссылки на авторитет
- Мнение известного, уважаемого человека — ученого, философа, общественного деятеля и т. п. Цитата из авторитетного источника. Мнение специалиста, эксперта. Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории. Мнение очевидцев. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции). Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Если вы планируете использовать аргумент из художественной литературы в сочинении ЕГЭ, то рекомендуем изучить следующую статью: «Литературная аргументация»
. Оценку нравственной позиции экзаменуемого эксперт не дает, так что ваше мнение, если оно никого не оскорбляет, имеет право на существование в сочинении ЕГЭ.
Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»: «Обосновать — подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова)
ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
За собственное мнение (отношение к позиции автора) + обоснование можно получить только 1 балл.
Самый популярный вопрос, который волнует выпускников: нужен ли теперь аргумент в сочинении или его можно не писать?
НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором . ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?
Давайте посмотрим на определение глагола «обосновать»: «Обосновать — подкрепить доказательствами что-нибудь; привести убедительные доводы для доказательства чего-нибудь, доказать правильность чего-нибудь» (словарь Ушакова)
НЕЛЬЗЯ просто согласиться или не согласиться с автором . ФИПИ говорит: «обоснуйте»! Значит ли это, что можно не приводить аргументы?
↑ Как соотносится обоснование и аргументация?
Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.
Rustutors. ru
11.08.2019 21:53:03
2019-08-11 21:53:03
. ВУЗы могут учитывать результаты итоговых сочинений.
Мы собрали для вас лучшие литературные аргументы из множества источников в одном месте. Все аргументы разбиты по темам, что позволяет быстро подобрать нужные для сочинения. Большая часть аргументов написана специально для сайта ЕГЭ. Русский язык, поэтому вы можете быть уверены, что напишете уникальное сочинение.
Как написать сочинение, используя аргументы из нашей базы, вы можете прочитать в нашей статье Как получить максимальный балл за сочинение на ЕГЭ?
Выберите тему, чтобы получить готовые аргументы к сочинению:
Для чего нужны аргументы?
В третьей части ЕГЭ Вам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста. За правильно выполненное задание Вы получаете 23 балла, что представляет собой существенную часть от общего количества баллов. Именно этих баллов может не хватить Вам для поступления в желаемый ВУЗ. К заданию части «С», в отличие от заданий блока «А» и «В», можно подготовиться заранее, вооружившись всем необходимым для написания сочинения на заданную вам тему. Предыдущий опыт выполнения ЕГЭ показывает, что большую трудность при выполнении задания части «С» у школьников вызывает аргументация своей позиции на заданную проблему. От того, какие аргументы вы подберете, зависит успех в написании сочинения. Максимальное количество баллов начисляется за аргументы читательские, т. е. взятые из художественной литературы. Как правило, тексты, представленные в заданиях части «С», содержат в себе проблемы нравственного и этического характера. Зная все это, мы можем вооружиться готовыми литературными аргументами, максимально облегчив процесс написания сочинения. Имея в арсенале предложенные нами аргументы, Вам не придется на самом экзамене судорожно выуживать из памяти все прочитанные произведения, подыскивая что-либо подходящее по тематике и проблематике. Учтите, что отведенного времени на выполнение всей работы школьникам, как правило, не хватает. Таким образом, приложим максимум усилий для того, чтобы получить 23 балла за сочинение на экзамене.
Мы собрали для вас лучшие литературные аргументы из множества источников в одном месте. Все аргументы разбиты по темам, что позволяет быстро подобрать нужные для сочинения. Большая часть аргументов написана специально для сайта ЕГЭ. Русский язык, поэтому вы можете быть уверены, что напишете уникальное сочинение.
Мы собрали для вас лучшие литературные аргументы из множества источников в одном месте. Все аргументы разбиты по темам, что позволяет быстро подобрать нужные для сочинения. Большая часть аргументов написана специально для сайта ЕГЭ. Русский язык, поэтому вы можете быть уверены, что напишете уникальное сочинение.
Как написать сочинение, используя аргументы из нашей базы, вы можете прочитать в нашей статье Как получить максимальный балл за сочинение на ЕГЭ?
Выберите тему, чтобы получить готовые аргументы к сочинению:
Для чего нужны аргументы?
В третьей части ЕГЭ Вам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста. За правильно выполненное задание Вы получаете 23 балла, что представляет собой существенную часть от общего количества баллов. Именно этих баллов может не хватить Вам для поступления в желаемый ВУЗ. К заданию части «С», в отличие от заданий блока «А» и «В», можно подготовиться заранее, вооружившись всем необходимым для написания сочинения на заданную вам тему. Предыдущий опыт выполнения ЕГЭ показывает, что большую трудность при выполнении задания части «С» у школьников вызывает аргументация своей позиции на заданную проблему. От того, какие аргументы вы подберете, зависит успех в написании сочинения. Максимальное количество баллов начисляется за аргументы читательские, т. е. взятые из художественной литературы. Как правило, тексты, представленные в заданиях части «С», содержат в себе проблемы нравственного и этического характера. Зная все это, мы можем вооружиться готовыми литературными аргументами, максимально облегчив процесс написания сочинения. Имея в арсенале предложенные нами аргументы, Вам не придется на самом экзамене судорожно выуживать из памяти все прочитанные произведения, подыскивая что-либо подходящее по тематике и проблематике. Учтите, что отведенного времени на выполнение всей работы школьникам, как правило, не хватает. Таким образом, приложим максимум усилий для того, чтобы получить 23 балла за сочинение на экзамене.
Как написать сочинение, используя аргументы из нашей базы, вы можете прочитать в нашей статье Как получить максимальный балл за сочинение на ЕГЭ?
Выберите тему, чтобы получить готовые аргументы к сочинению:
В третьей части ЕГЭ Вам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста.
Egerus. ru
18.12.2018 23:18:48
2018-12-18 23:18:48
4ege. ru
19.05.2020 8:50:16
2020-05-19 08:50:16
Источники:
Https://egerus. ru/composition/arguments. html
Https://shporgalki. ucoz. net/load/russkij_jazyk/shpargalki_dlja_egeh/argumenty_dlja_sochinenija_po_russkomu_jazyku_s1_egeh_2012/3-1-0-114
Https://rustutors. ru/egeteoriya/1203-obosnovanie-argument-v-ege-po-russkomu-yazyku-2019.html
Https://egerus. ru/composition/arguments. html
Https://4ege. ru/russkiy/5953-literaturnye-argumenty. html