Светлые и темные стороны патриархального быта в пьесе гроза сочинение 10 класс

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза»)

    А.Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир «темного царства».

    В своем очерке «Записки замоскворецкого жителя» писатель как бы «открыл» страну «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье». Это место обитания людей, живущих традициями седой старины. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. Ведь в своих произведениях писатель обличает «темные» стороны купеческой жизни.

    Пожалуй, самой известной пьесой Островского, отображающей быт и нравы «темного царства», является «Гроза». Здесь читатель переносится в маленький городок Калинов, знакомится с его обитателями, с их нравами, обычаями и порядками.

    Жители города Калинова погрязли в невежестве. Они отказываются просвещаться, не желают учиться, узнавать новое. Эти люди ничего не знают за пределами своего мирка, поэтому с большим интересом, доверием и священным трепетом внимают рассказам странницы Феклуши о дальних странах, где живут люди с песьими головами. Грозу они воспринимают как божью кару: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»

    Калиновцы живут в постоянном страхе перед богатыми купцами и силами природы. Эти люди не стремятся к лучшей жизни, не принимают ничего нового. Из массовых сцен читатель узнает, что горожане даже не гуляют на бульваре, который был создан специально для них. Все воспринимают как само собой разумеющееся то, что богатые купцы тиранят своих домашних, прикрываясь от остальных высокими заборами.

    Главными тиранами города являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

    Савел Прокофьевич – «значительное лицо в городе». Это самодур с взрывным, необузданным характером. Брань и ругань для него – не только привычное обращение с людьми, но и натура, природа, содержание жизни. Этот персонаж периодически повторяет: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце-то у меня!» Здесь совершенно искажается привычное понятие слова «сердце». В речах Дикого это слово никак не связывается с понятиями душевности, любви, сердечности, а отождествляется лишь с сердитостью и раздражением. Дикой ругается всегда и со всеми. Недаром Шапкин говорит о нем: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет». Но бранится купец не только на своих подневольных, но даже и на равных себе. Постоянная ругань Дикого – это, пожалуй, способ не только самоутвердиться, но и защититься от всего нового, неведомого ему. Поэтому часто его брань направлена на местного механика-самоучку Кулигина. Кулигин пытается найти причину грубости Дикого: «За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты – разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец… Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

    Кроме всего прочего, Дикой невероятно скуп. В начале пьесы мы видим следующую ситуацию: к Савелу Прокофьевичу приехал племянник Борис, надеющийся получить наследство. Но вместо этого молодой человек попал к своему дяде в кабалу. Дикой не платит племяннику жалования, постоянно оскорбляет и бранит, упрекая его в лености и тунеядстве. Поражает тот факт, что Борис проклинает дядю, ненавидит его, чувствует всю унизительность своего положения, но, тем не менее, готов терпеть это ради призрачной надежды на наследство. Хоть он в городе Калинове и приезжий человек, но его безвольный характер можно считать прямым порождением «темного царства».

    Другой деспот в Калинове – это Кабаниха. Ее деспотизм не настолько явный, в отличие от Дикого. Кабаниха – ханжа, всеми силами цепляющаяся за заветы прошлых лет. Все старое для нее – хорошо, все новое, молодое – плохо, опасно. В своей семье Марфа Игнатьевна считает себя главной. Она крепко держится за изжившие себя порядки и обычаи. У нее в голове накрепко закрепились религиозные предрассудки и правила домостроя. Кабаниха постоянно бранится, попрекает окружающих. Своих домашних она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Особенно достается невестке Катерине. Ее Кабаниха заставляет кланяться в ноги мужу перед его отъездом, ругает ее за то, что она «не воет» прилюдно, провожая Тихона в дорогу. Марфе Игнатьевне претит свободная натура Катерины, сила ее характера.

    Кабаниха фанатично религиозна. Из ее уст постоянно слышатся речи о Боге, о грехе, о воздаянии. В своей вере она сурова, непреклонна, беспощадна. В ее душе нет места любви, милосердию, всепрощению.

    И такие люди являются самыми влиятельными в городе, они уважаемы и почитаемы!.. Поэтому весь городок Калинов – единое «темное царство». Здесь все построено на угнетении и порабощении одних другими.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Быт и нравы темного царства (по пьесе Островского «Гроза»)

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.

В центре событий купеческая среда, которая олицетворяет «темное царство». Островский точно и красиво передает все существующие отрицательные образы, появляется фактически целая галерея образов, наделенных достаточно отрицательными чертами характера.

Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.

Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.

Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.

Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.

Но при этом, далеко не каждый может бороться с влиянием темного царство. Оно обладает достаточной силой и фактически давит на некоторых героев. Так, например, Тихон Кабанов фактически забит своей матерью, которая пытается во всем и всегда доказать свою правоту.

Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.

Сочинение 2

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».

«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.

Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.

Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.

Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».

В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».

Сочинение «Тёмное царство» в пьесе «Гроза» (10 класс)

Знаменитая пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана во времена, предшествующие великому событию в истории России – отмене крепостного права. Это был  1859 год, когда на суд читателей и критиков вышло новое произведение автора, основой для которого стали как события в личной жизни, так и окружающая Александра Николаевича обстановка.

Драма рассказывает о противоречиях и борьбе светлого и чистого внутреннего мира главной героини с темным, мрачным, лживым, полным ханжества и невежества окружающим обществом, которое показано в лицах семьи Кабановых и других персонажах пьесы.

События происходят в обычном провинциальном городке Калинове.

Катерина росла и воспитывалась в любви и уважении, с детства ей были привиты такие хорошие качества, как доброта, богобоязненность. Злую шутку с ней сыграла судьба. Вся ее жизнь перевернулась после того, как Катерина вышла замуж за милого молодого человека, единственным недостатком которого было беспрекословное подчинение матери. Это и стало источником постоянного контроля и деспотии свекрови над бедной девушкой.

После свадьбы Кабаниха начала чувствовать потерю прежней связи с сыном, то, что он стал любить супругу больше, чем ее. Указывать, как поступать в той или иной ситуации,  как прежде, уже не могла, это не давало ей покоя. Так как Тихон был слабохарактерным человеком, мать давила на него, принуждая выполнять ее волю. Марфа Игнатьевна находила хитрые способы, прикрываясь благовидными предлогами, оскорбить или обвинить в неуважении к себе молодую пару. Под фразой «уважать родителей» она подразумевала нечто иное, чем то, что обычно принято считать. Кабаниха требовала к себе не простого уважения, а беспрекословного и безропотного подчинения.

Угнетение мы видим и на примере еще одного персонажа пьесы – Дикого. Помещик — злой, властный человек, который думает только о своей выгоде. Еще он вспыльчив и жесток, все это проявляется в отношении к семье, которая находится в постоянном страхе, к его племяннику Борису и крепостным. Как свойственно духовно и нравственно бедному  человеку Дикой срывается на более слабых, если происходит конфликт с вышестоящими лицами. Так поступает и Кабаниха.

Основой описанного общества является угнетение и ущемление прав бедных слоев населения зажиточными людьми. Это видно из рассказа Кулигина Борису, об обстановке в городе. Здесь любой помещик может поступить нечестно по отношению к крепостным, просто-напросто обобрать их, скопив для себя на этом целое состояние.

Этому страшному, несправедливому миру пытается противостоять светлая и чистая душа, непохожий на других внутренний мир Катерины. Главная героиня пьесы жалеет о потерянных счастье и свободе, которые были у нее до замужества.  Хоть Борис любит супругу и является мягким, добрым и образованным человеком, быть счастливыми этой паре не суждено, так как мрачный, окружающий мир убивает их светлые души.

К сожалению, мрак, описанный в пьесе «Гроза», соответствует той действительности, которая царила в годы написания произведения А.Н.Островским. Темное царство, где царствуют злость, угнетение слабых, несправедливость, воровство, все это находится в сущности жителей города Калинова. Целью автора было показать пороки человечества тех времен, после осознания  которых будущие поколения постараются не повторить прошлые ошибки общества и искоренить то темное царство в своих душах.

Рассуждение

Пьеса «Гроза» — это одно из знаменитых творений А. Н. Островского, величайшего писателя XIX века. Эту пьесу А. Н. Островский написал осенью в 1859 году. Летом этого же года писатель отправился в путешествие по Волге, которое организовали для того, чтобы изучить быт и культуру местных народов. В течение путешествия А. Н. Островский постоянно фиксировал в своей записной книжке разные детали: черты характера приволжских народов, их обычаи и традиции. Благодаря этим записям появились герои пьесы, а город Калинов является собирательным образом нескольких населённых пунктов Поволжья.

В этой пьесе рассказывается о том, как в вымышленном городе Калинове «правило» так называемое Тёмное царство. Тёмное царство – это круг лиц, занимающих высокое положение в обществе. Главными среди них были Кабаниха (Марфа Кабанова) и Савел Прокофьевич Дикой – представители купечества в этом городе. Дикой и Кабаниха фактически владели городом и держали всех людей в страхе. Эти люди очень жестокие, властные и бесчувственные. На протяжении всей пьесы показаны жестокие нравы Тёмного царства в разных проявлениях. В лице Дикого и в лице Кабанихи. Итак, рассмотрим их поподробнее.

Во-первых, влияние Кабанихи. Прежде всего характер и черты Марфы Кабановой хорошо показаны в семейных взаимоотношениях. Она считает себя главой семьи. Главной жертвой Кабанихи была Катерина – скромная и добрая девушка. Катерина – это образ птицы, у которой отобрали свободу, так как после свадьбы с сыном Кабанихи – Тихоном она становится рабыней в их семье. А Тихон – слабохарактерный человек, который не способен перечить своей матери, даже если он этого хочет. Поэтому между Кабанихой и Катериной, которая так и не смогла привыкнуть к такой жизни, возникает конфликт, в результате которого Катя совершает самоубийство, а жизнь в Калинове остаётся прежней.

Во-вторых, роль Дикого. Он очень невежливый, грубый, жадный и трусливый человек. Дикой всегда любит поругаться с кем-нибудь. Часто обижает тех, кто не может ему противостоять, но с более властными людьми не связывается. В разговоре всегда ставит себя выше всех, не любит платить зарплату своим работникам. Его скверный характер проявляется в разговорах с Кулигиным, Борисом и другими. В общем, Дикой подлый человек, которого боятся только за его состоятельность.

Подводя итоги, хочу сказать, что Тёмное царство существует и в современной жизни, так как в мире всегда есть и будут невинные люди, страдающие и зависящие от тех, у кого есть власть.

`

Темное царство в пьесе Гроза

Популярные сочинения

  • Сочинение Петя Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)

    Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.

  • Сочинение Майский день, каким я увидел его сегодня (6 класс)

    Весенним утром, проснувшись позже обычного, мой взгляд тут же устремился в окно и я понял, что сегодняшний день будет каким-то необыкновенным. Сонно потянувшись в теплой постели, я подумал

  • Сочинение-описание картинеы Прибыл на каникулы Решетникова описание (6 класс)

    В этой картине мне нравится всё! Забавное название, лица героев, сама обстановка – праздничная. Замечательная картина! Её можно на открытку!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Темное царство в пьесе Гроза

Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость и изобличал человеческие пороки. Пьеса «Гроза» также относится к списку этих произведений. Город, который автор описывает в пьесе, критики назвали «темным царством».

«Темное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Оно уничтожает в людях человечность, превращая их в злых, безнравственных и бессердечных личностей. «Темное царство», как и любое царство, состоит из людей. Некоторые в нем его жертвы, некоторые же напротив — представители «темного мира». И конечно же, как и в любом царстве, в нем есть свои правители. Кабаниха — один из самых ярких примеров властителей «темного царства». Эта жестокая женщина всеми силами пытается изжить со свету свою невестку Катерину. Молодая девушка является жертвой «темного царства» и в первую очередь Кабанихи. Она изо всех сил пытается выбраться из этого болота. Катерина чистая и добрая девушка, она всей душой рвется на свободу. Она мечтает полететь, как птица, и никогда больше не возвращаться в ад, во главе которого восседает ее свекровь. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Муж Катерина Тихон также является жертвой «темного царства». Но, к сожалению, он уже стал его частью. Оно высосало из него все соки и несчастный герой полностью зависит от решений своей матери. Он бы мечтал бежать, но не может. Лишь после смерти своей Кати, он пытается взбунтоваться, да только бунт в его лице, это одно только слово поперек слова матери.

Кроме Кабанихи, имеется еще купец Дикой. Он жесток, скуп и никогда не прислушивается к мнению других. Ему есть кем помыкать, да и кому жизнь попортить. Его племянник Борис является его главной жертвой. Молодой человек полностью зависит от дяди.

В «темном царстве» есть и еще жертвы, есть и явные закоренелые представители этого отжившего мира ( такие, как Кабанова или Дикой ). Царство было озарено лишь одним лучиком — Катериной, чистой душой. Но и она была загублена, задушена там. С помощью, удивительно хорошо подобранных характеров. Островскому удается через свое «темное царство» указать на проблемы тогдашней России и выявить извечные человеческие пороки.

Вариант 2

«Гроза» — пьеса А.Н. Островского — написана во второй половине ХIХ века. Произведение затрагивает социально-этические нормы, присущие обществу того времени. Через призму событий, происходящих в городе Калинове, автор показывает мещанский уклад быта зажиточных горожан.

В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.

Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.

Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.

В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.

Популярные сочинения

  • Сочинение Молчалин в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)
    Молчалин — юный бедный аристократ, не обладающий высоким званием. Принимая во внимание то, что действующие лица сочинения разделены на две стороны — одни сохраняют старую действительность
  • Сочинение Петя Ростов в романе Война и мир (Образ и характеристика)
    Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.
  • Сочинения про праздники
    Все любят праздники. Но один любят больше всего

Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза

События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.

Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.

Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.

Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.

Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.

Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.

Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.

Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.

Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.

Кратко о жителях Калинова:

  1. Дикой — невоспитанный и грубый, влиятельный и богатый. Пьёт и проклинает всех, кто находится вокруг него. Свой капитал нажил нечестным трудом. Рабочие вынуждены постоянно жаловаться на него, ведь большую часть заработанных денег он забирает себе, обманывая народ. Но все их жалобы тщетны. Это замкнутый круг. Дикой умело прикрывается под маской раскаяния. Например, сначала он позволил себе кричать на мужика, пришедшего к нему за деньгами, а после просил прощения, кланяясь ему в ноги.
  2. Марфа Кабаниха — помещица. Её семья представлена уменьшенной копией уездного города. В этом маленьком государстве никто не смеет ослушаться Кабаниху. Все двери здесь наглухо запираются по приказу хозяйки-тирана. Даже калитка в саду постоянно проверяется служанкой. Истинная суть Кабанихи скрывается под маской праведности. Она может оделить нищих, при этом отыгрывается на своих родных и невестке. Фальшивая религиозность, благочестивость и добродетель выставляются ею напоказ. Закон лицемерия для неё — высшая точка почитания. Кабаниха считает, что проявление всяческих чувств должно скрываться под внешними соблюдениями приличий.
  3. Кулигин — механик-самоучка.
    4 стр., 1591 слов

    Тольятти – мой любимый город (от имени жителя) (сюжет произведения)

    … творчества. Она прослеживается на Сочинение Тольятти – мой любимый город (от имени жителя) Тольятти – мой родной и, конечно, самый-самый любимый город! Сразу скажу, что это достаточно современный город – советский. Он во … лучший! 2 вариант В этом небольшом сочинении я хочу рассказать про мой любимый город, который носит название Тольятти. Это большой город в Самарской области, население которого …

    Все его проекты не находят применения. Он не имеет денег, поэтому воплотить их в жизнь ему не представляется никакой возможности. Спонсорской поддержки ему тоже не видать, так как богачи не верят в его изобретения. Имеет о нравах города собственное мнение. Он считает, что в городе царят бедность, нищета и жестокость. Но это только его точка зрения, на самом деле вслух он боится сказать даже слово. Его постоянно преследуют мысли, что если он озвучит своё мнение, то местные жители «съедят его заживо». Кулигин мог бы писать стихи, но боится, ведь высокое искусство для калиновцев неприемлемо.

  4. Катерина — единственная героиня драмы, которая отвергает окружающую жизнь и не хочет приспосабливаться. Показывает любовь к мужу, кидаясь ему на шею, когда свекровь её одёргивает. Катерина не боится бросить вызов всему «тёмному царству», но выход для себя смогла найти только в смерти.

Гибель Катерины, по словам Добролюбова, — яркий протест против кабановских понятий, который был доведён до конца.

Вариант 4

Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза». В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев. Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.

Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях. Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.

Кабанову раздражала Катерина и ее поступки. Катерина защищала своего супруга от лишней брани и свое личное достоинство. Кабановой было противно от того, что кто — то посмел ей перечить. Между Кабановым и Дикой была одно отличие по отношению к окружающим людям и к родным. Дикой постоянно показывал злость и открыто выражал свои чувства. Кабанова всегда была благочестива и свою злобу не показывала.

Сторонники « темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.

В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности. Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства». Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.

Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинства состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства».

Молодое поколение

Патриархальные устои и традиции того времени характеризуются нравственными и духовными проблемами, а также конфликтами в купеческих семьях. Жителей Калинина интересует только материальное благополучие, при этом не имеет значения, каким образом оно достаётся. Деньги здесь могут решить любую проблему. Нажива и обогащение — цель жизни местных жителей. Таким героям, как Дикой и Кабаниха, позволено практически всё. Их самодурству нет предела. Особенно это касается молодого поколения.

1 стр., 447 слов

Быт и нравы купечества (по драме А.Н. Островского «Гроза»)

… типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни. Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, — это повседневный быт. Это спокойное, … жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят «феклуши”, еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в …

Марфа Игнатьевна

  • воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха – «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

(Из статьи «Луч света в темном царстве»

надо бояться

, на этом держится порядок.

II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.

Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства».

Тихон

– добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Борис

  • мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах;
  • нерешительный, неспособный бороться за свое счастье, Борис выбирает путь смирения.

Кулигин

– талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства».

7 стр., 3243 слов

Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

… Сочинение Протест Катерины против темного царства Протест этот был с самого начала, ведь Катерина … дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». … Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину …

Варвара

понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». для Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Кудряш

– отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Савёл Прокофьич

  • «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит

дикий, крутой сердцем, властный человек

Власть денег – основа самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.

Кабанова

Обыденная жизнь города

в каждой семье за закрытой дверью царят унижения, оскорбления и издевательства

Бедные жители, которых можно назвать просто рабами, вынуждены спать в сутки всего по три часа. В остальное время они работают. Купцы города любыми способами стараются поработить бедных рабочих. За счёт дешёвой рабочей силы Дикой и ему подобные приумножают свой капитал.

тиранят и унижают своих близких

Между собой богатые купцы тоже не могут найти общих диалогов. На протяжении всей драмы они устраивают между собой разные конфликтные ситуации. Не стесняясь, подкупают чиновников, не жалея никаких денег, хотя к властям испытывают только ненависть.

Современное нравственное общество не принимает особенностей образа жизни калиновцев. Общественность считает, что новый мир не должен поощрять подобные купеческие убеждения. Нравственность, честность и свобода — это то, чем наделён человек в нашу эпоху. Эту мысль стоит отразить в сочинении о нравах города Калинова.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Уроки 66–67 БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

29.03.2013 18911 0

БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА» В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Пьеса «Гроза» была написана в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость экономических и политических перемен, и в произведении Островского отразилась историческая ситуация. В своей пьесе Островский изобразил общество середины девятнадцатого века, его быт и нравы. Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь патриархального купечества, отношения в котором были основаны только на материальных ценностях, а стремление к знаниям, интерес к открытиям в области, науки воспринимались как что-то бесполезное и ненужное. Островский, изображая мир невежд и «самодуров русской жизни», обличал пороки общества. Старый, косный порядок, стражами которого являются Дикой и Кабаниха, господствует в отношениях героев. Персонажи пьесы оказываются в зловещей среде бессердечности и тупого преклонения перед могуществом старых, давно изживших себя порядков. Так, Кабанова, защитница старых основ жизни, обычаев и обрядов «темного царства», тщетно пытается внушить деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, уважение к старшим, выполнение всех старинных обрядов, а главное — никогда не сметь «свое суждение иметь». Так Кабанова воспитывала своего сына, отбив у него всякое желание самостоятельно мыслить. «Да смеем ли мы… подумать», — подводит Тихон итог «маменькиному» учению. Это общество деградировавших личностей. По выражению Добролюбова, Тихон — «простодушное и пошловатое… существо». Он доверил свои чувства самому близкому человеку, матери, а Кабаниха под прикрытием безграничной «любви» дала ему понять, что он лишь слуга, выполняющий ее прихоти. Она так вошла в роль всемогущей правительницы, что намеревалась сделать из всего своего окружения рабов, «добру научить». Все в этом мире тиранов живут несвободно, «будто из-под неволи». Эта норма жизни утверждается «старшими», которые уверены, что те «глупые», кто «на свою волю хотят». Люди, находящиеся под гнетом таких, как Кабанова, ассоциируются с безвольными крепостными крестьянами. Но и им «хозяева жизни» жить не дают. Ведь свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков, сторонником которых является и Савел Прокофьевич Дикой.

Дикой — главная фигура в Калинове. Его образ — это яркий пример тех нравов, царивших в обществе. Он груб и очень богат. Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время расплаты» то он деньги платит очень неохотно, иногда даже может «обругать» или «прибить». Он либо вообще не платит, либо обсчитывает. «Что ж тут особенного, — объясняет он, — я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им невыгодно с ним ссориться. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него вся жизнь на ругательстве основана. А ярче всего быт Дикого и всего «темного царства» характеризует Кулигин: «А у кого деньги… тот старается бедного закабалить… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг нд друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те… злостные кляузы строчат на ближних». Таков быт мира самодуров. Главная черта Дикого — грубость. Он также может делать все, что вздумается, ведь раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. А его основной смысл жизни — обогащение. Но и не только его, это принципы жизни любого представителя «темного царства», им всем присущи невежественность и суеверность.

Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних переживаний других. «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», — характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.

Кулигин

Образ Кулигина, по факту, является единственным лучом света в темном и алчном обществе Калинова.

Кулигин не отличается ни знатным происхождением, ни богатством. Он мечтательная натура, открытая для новшеств. Целью его жизни стало создание вечного двигателя. Он единственный человек во всем обществе, живущий в гармонии с самим собой.

Кулигин не стремится к власти или обогащению он привык жить честно и доброжелательно относиться к людям. Именно этот персонаж способен обличить все пороки Калинова, что и делает в своем монологе.

Кудряш

Ваня Кудряш – еще один необычный персонаж в городе. Он единственный человек, способный дать отпор Дикому. По своему характеру Кудряш грубый и не романтичный человек, но при этом он обладает веселым нравом. Некоторое время Иван втайне встречается с Варей Кабановой, а затем убегают с ней от злой и сварливой Кабанихи.

Природа Калинова

Калинов – это небольшой городок на берегу Волги. Его ландшафт активно противопоставляется обстановке и настрою местных жителей. Природа Калинова прекрасна – гладь реки, зелень в теплое время года, снежные пейзажи зимой, однако не все жители способны это заметить.

Предлагаем читателям познакомиться с героями пьесы “Бедность не порок” в пьесе А. Островского.

В большинстве случаев люди заняты своими проблемами (истинными или ложными), сконцентрированы на конфликтных ситуациях своих личных или других людей.

Вариант 2

«Гроза» — пьеса А.Н. Островского — написана во второй половине ХIХ века. Произведение затрагивает социально-этические нормы, присущие обществу того времени. Через призму событий, происходящих в городе Калинове, автор показывает мещанский уклад быта зажиточных горожан.

В обществе мещан и зажиточных купцов не в чести образованность и порядочность. Здесь, в этом царстве, прозванном «тёмным», в почёте только богатство и власть, которую эти деньги дают. Грубые и невежественные горожане не знают, что творится за пределами их города. Для того, чтобы узнать, что нового происходит в мире, им достаточно послушать россказни странников и странниц. Ничего их не интересует и никуда они не стремятся.

Наиболее яркими представителями этого застойного общества являются персонажи пьесы Савелий Игнатьевич Дикой и Кабанова Марфа Игнатьевна. Дикой – богатый купец, поднявшийся из нищеты. Своё состояние он любит и ценит превыше всего на свете. Люди для ничего не значат и не стоят ничего. Пользуясь своим положением, он унижает всех, кто зависит от его расположения. Но он никогда не бывает в настроении, если по какой-либо причине нужно расстаться с деньгами. И совсем неважно, просят ли у него в долг или нужно выплатить зарплату работникам. Готовый ругать и унижать любого, кто придёт к нему с просьбой, Дикой, однако боится тех, кто выше его по положению в обществе.

Ничем не лучше Савелия Игнатьевича купчиха Кабанова. Такая же деспотичная и жестокая, она уверена, что знает, как нужно правильно жить. Считает своё мнение единственно верным. И, соответственно со своими представлениями, пытается установить в доме свои правила. Ей неважны человеческие чувства. Слово «любовь» ей вообще неведомо. Она терроризирует домочадцев вечными придирками и нравоучениями. Внешне соблюдая общепринятые приличия, в душе Кабаниха не верит даже в Бога. Она ходит в церковь, соблюдает посты. Но это просто соблюдение традиций и не более того.

В обществе, где главный бог – деньги, нет места настоящим человеческим чувствам. Здесь нет уважения, любви, милосердия и сострадания к ближнему. Через тёмную толщу обмана, лицемерия, грубости и невежества трудно пробиться свету.

Молодое поколение

Патриархальные устои и традиции того времени характеризуются нравственными и духовными проблемами, а также конфликтами в купеческих семьях. Жителей Калинина интересует только материальное благополучие, при этом не имеет значения, каким образом оно достаётся. Деньги здесь могут решить любую проблему. Нажива и обогащение — цель жизни местных жителей. Таким героям, как Дикой и Кабаниха, позволено практически всё. Их самодурству нет предела. Особенно это касается молодого поколения.

Другое поколение города, после Кабанихи и Дикого, представлено Тихоном, Борисом и Варварой. Они вынуждены жить по устаревшим традициям. Характеристика молодого поколения:

  • Варвара научилась умело притворяться, лгать и изворачиваться;
  • Борис бессилен против Дикого, так как материально зависим от него;
  • Тихон не может ступить шагу без разрешения и чётких указаний матери.

В условиях деспотизма каждый из них каким-то образом приспособился к такой жизни. Любое проявление личности в этом обществе подавляется на корню.

Символ прошлого столетия

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский показывает реальный город России конца 60-х годов XIX века. Типичный образ купеческого российского народа является символом позапрошлого столетия, а точнее — его середины. Основной мыслью можно считать контраст между красотой и гармонией пейзажа волжского края и несправедливостью, жестокостью, чёрствостью человеческой натуры. Автор сумел передать отчаянную безысходность и крайнюю степень отчаяния, которую перенёс в бытовую плоскость жителей Калинова. Умелое описание обычаев, быт и нравы «тёмного царства» по-настоящему ужасают современного читателя.

Начинается пьеса с восхищенных высказываний Кулигина о красоте местных пейзажей и самой Волги. Но жители небольшого городка не имеют желания замечать этого великолепия. Дома и постройки ограничены со всех сторон высокими заборами. Кажется, что жители хотят полностью ограничить себя от окружающего мира. Мещанин Кулигин сравнивает городок с консервной банкой, где царит напряжённая атмосфера, негативная энергия накапливается, а выплеснуть её местному населению некуда. Пространство здесь жёстко ограничено.

Тема суеверия в драме затронута отдельно. В силу своей необразованности жители верят в то, что гроза — это божье наказание. По этой причине Дикой не имеет желания ставить громоотводы. Кабаниха верит в то, что поезд — это «огненный змий». Все остальные уверены, что Литва упала с неба.

Вариант 6

Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.

При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное. Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому. И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.

Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги. Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.

Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта. Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины. Ее трагедия заключается в том, что она с такими высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом. Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия. Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.

10 класс

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Действие «Грозы» происходит в уездном городе Калинове. Картины быта и нравов этого города, воссозданные Островским, отражают традиционный, патриархальный, «домостроевский» уклад жизни купечества и мещанства – но в переломный, кризисный момент. Поэтому не случайно Калинов изображен в «Грозе» по принципу контраста. С одной стороны, зрителя восхищает красота природы, увлекают задушевные народные песни, яркие самобытные характеры. С другой стороны, его поражает жестокость нравов, царящих в городе.

В авторской ремарке описывается декорация первого действия: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Калинов расположен в живописном месте. Мещанин Кулигин, один из героев пьесы, любуется величественным течением Волги. Он поет песню «Среди долины ровныя…», в которой также прославляются красота и величие русской природы. В третьем действии пьесы дается картина гулянья молодежи, снова звучат песни.

С гармонией в природе, с красотой народных песен контрастирует мрачная картина нравов города, атмосфера жестокости, что запечатлено в монологах Кулигина в первом и в третьем действиях. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин. Он рассказывает о «грубости да бедности нагольной», царящих в среде мещан, о богачах, закабаляющих простой народ, о семейном деспотизме, о «разврате темном да пьянстве», скрывающихся за запорами купеческих домов.

Жители города оторваны от остального мира. Главным источником информации в Калинове являются слухи и рассказы странников, которым обитатели города безоговорочно верят. Например, Феклуша рассказывает о странах, где живут люди с песьими головами, об огненном змии – железной дороге.

На примере города Калинова Островский показал кризис всего патриархального мира, особенно остро проявившийся в России накануне крестьянской реформы 1861 года. Интересно, что Островский еще совсем недавно, в москвитянинский период своего творчества, идеализировал этот мир; теперь же он подвергает его беспощадной критике.

Драматург вскрывает глубинные причины этого кризиса. Как известно, патриархальные устои России – Святой Руси – формировались на основе духовных ценностей Православия. Главная из них – новозаветная заповедь о любви. Между тем эта заповедь беспощадно попиралась теми, кто имел силу и власть. Островский показывает это в «Грозе» на примере таких персонажей, как Дикой и Кабаниха.

Оскудение любви в патриархальном мире и привело в результате к его глубинному кризису, а в известной читателю исторической перспективе – и крушению. Островский гениально это предвидел.

Персонажи

Кратко охарактеризуем основных персонажей пьесы.

Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе.

С образом Дикого связана тема грубого произвола, основанного на власти денег. Яркую характеристику героя дает в начале пьесы мещанин Шапкин. Он говорит: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

Дикой – враг просвещения, противник каких-либо нововведений. Это становится ясно из его разговора с Кулигиным (четвертое действие), которого Дикой называет «разбойником».

Искренне возмущаясь безбожными, по его мнению, речами и проектами Кулигина, Дикой оказывается одержим страстью стяжательства, держит в нищете рабочих, недоплачивая им и без того скудное жалование.

Кроме того, постоянно находясь в состоянии раздражения, гнева, он беспощадно тиранит собственных домочадцев. При этом Дикой прекрасно понимает, что такое его поведение противоречит главным устоям православной веры. Не случайно, говея Великим Постом, Дикой на коленях просит прощения у обиженного им мужика. Впрочем, моменты покаяния случаются у Дикого очень редко.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)– богатая купеческая вдова, женщина властная и жестокая.

В системе персонажей пьесы место Кабанихи очень значительно. Она является антагонистом главной героини – Катерины. Образы Кабанихи и Катерины постоянно соотносятся. А.И.Журавлева, современный исследователь творчества Островского, справедливо утверждает, что обе героини писателя максималистки. Они представляют собой два полюса патриархального мира.

Произвол Кабанихи имеет несколько иную природу, чем самодурство Дикого. Героиню отличает прежде всего семейный деспотизм, сочетающийся с внешним благочестием.Главным основанием её произвола становятся не деньги, а религия.

Кабаниха соблюдает все внешние формы благочестия: ходит к церковным службам, принимает в своем доме странниц. Не случайно Феклуша неустанно благодарит Марфу Игнатьевну за щедрость.

Следует признать, что в деспотизме Кабанихи подчас видна и ревностная любовь к родным, попечение о них. Например, в её строгости к Тихону можно увидеть своего рода заботу о сыне; в постоянных придирках к Катерине проявляется стремление прилежной в делах веры свекрови привить и невестке строгие представления о благочестии. Кабаниха заботится о сохранении старинных обычаев в собственной семье. Однако деспотизм оказывается в ее душе сильнее любви к ближнему. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», – говорит о ней Кулигин. В пьесе постоянно ощущается ненависть Кабанихи к невестке, смеющей перечить свекрови. Особенно явно эта ненависть проявляется в последнем действии пьесы, в заключительных сценах. Жестокость Кабанихи немало способствовала трагической гибели Катерины.

На всем протяжении пьесы зрителю передается душевное нестроение Кабанихи, и это не случайно. Героиня видит, что вокруг нее рушатся устои патриархального мира; ей кажется, что не за горами и конец света. Ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. В результате финал “Грозы” являет собой, по точному замечанию А.И.Журавлевой, не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.

Странница Феклуша олицетворяет собой мир слухов и небылиц, которыми насквозь пропитан калиновский мир.

Символичен образ полусумасшедшей барыни с двумя лакеями. С одной стороны, она олицетворяет собой жестокость города Калинова. С другой стороны, ее пророчества носят апокалиптический характер: барыня обещает близкую кару не только Катерине, но и всем жителям города. Она говорит: «Все в огне гореть будете в неугасимом!»

Тихон Иванович Кабанов – один из центральных персонажей пьесы, сын Кабанихи, муж Катерины. По причине слабохарактерности Тихон не соответствует роли мужа в патриархальной семье. Он не готов быть властелином, но одновременно защитой и опорой жены.

В сердце Тихона есть сострадание к жене, но он не может не подчиняться суровым требованиям матери. Он не в состоянии помочь Катерине ни тогда, когда она борется с греховной страстью, ни после ее публичного покаяния. Пьянство Тихона – реакция этого слабого человека на деспотизм Кабанихи.

Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины.

Борис Григорьевич – племянник Дикого. По своему характеру Борис слаб и жалок, как и Тихон. Единственное его отличие от мужа Катерины – образованность.

Борис не принадлежит к миру города Калинова по рождению и по воспитанию, он не похож на других жителей города обликом и манерами. Между тем Борис, по замечанию А.И.Журавлевой, «взят в плен Калиновом», признал над собой его законы. Он прекрасно понимает, что Дикой не отдаст ему бабушкиного наследства, но ведет себя так, как будто обязан подчиняться дяде.

Роль Бориса в композиции произведения необычайно важна. Это один из сюжетообразующих персонажей. Борис – предмет страсти Катерины. Герой не испытывает такого глубокого, сильного чувства к Катерине, как она к нему. Борис решается на встречу с Катериной, хотя понимает, что этим он губит молодую женщину. Кстати, об этой опасности предупреждает Бориса Кудряш перед самым первым свиданием Катерины с Борисом.

Когда Дикой отправляет Бориса в Сибирь, он оставляет Катерину без особых угрызений совести. Он сильно расстроен, не более того.

Варвара, дочь Кабанихи, стоит на позиции житейских компромиссов. Обман становится для нее основным способом существования в условиях деспотической власти Кабанихи. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», – объясняет свою позицию Варвара. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – учит она Катерину. В отношении Катерины Варвара выступает в роли соблазнительницы, она всячески способствует ее первой встрече с Борисом.

В финале пьесы Варвара убегает из дома с Кудряшом, не выдержав деспотизма Кабанихи.

В системе персонажей хитрая Варвара противопоставлена простодушной Катерине с ее честностью и бескомпромиссностью.

Кудряш – конторщик Дикого. Это яркий народный характер. Героя отличают внешняя привлекательность, молодецкая удаль. Кудряш – человек смелый и независимый. Работая у Дикого, он не готов мириться с грубостью и произволом хозяина, решительно противостоит ему в словесных перепалках.

Интересно, что в отношении Катерины и Бориса Кудряш проявляет благоразумие. При встрече с Борисом ночью у калитки сада Кабановых Кудряш предупреждает его о возможных печальных последствиях ухаживания за замужней женщиной.

Важное средство выявления черт народного характера Кудряша – песни, которые он поет под гитару.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Островский подчеркивает некоторое сходство в миросозерцании Кулигина и Катерины: оба персонажа умеют видеть красоту природы, восхищаться ею, их отличает поэтический взгляд на мир. Кулигин вдохновенно поет народные песни («Среди долины ровныя…»).

Однако в противоположность Катерине Кулигину не свойствен бунтарский дух. Героя отличает смирение, покорность сильным мира сего.

Кулигин видит окружающий мир явно не так, как представители «темного царства». Это человек, старающийся проникнуть в сущность явлений. Кулигина возмущает невежество, в которое погружен город Калинов. Герой восклицает: «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет!»

В то же время Кулигина трудно назвать выразителем идей прогресса. Солнечные часы, которые он предлагает установить на бульваре, известны были еще в глубокой древности. «Перпетуум мобиле» (вечный двигатель) – идея средневековья. Громоотвод – изобретение XVIII века. Кулигин наделен даром стихотворства; он пишет стихи, но опятьже по-старинному, подражая Ломоносову и Державину.

В композиции произведения роль Кулигина весьма значительна. Это обличитель «темного царства», его «жестоких нравов» и невежества. Отметим монологи героя в первом и в третьем действиях произведения, обращенные к Борису, где Кулигин бичует нравы города. Показателен также диалог Кулигина с Диким в четвертом действии, где механик безуспешно пытается предложить купцу установить на бульваре солнечные часы, построить громоотводы. Впрочем, слова героя не способны что-либо изменить в жизни города Калинова. Открытый протест против самодуров Кулигин выражает только в конце пьесы, обличая тех, кто довел Катерину до самоубийства.

Катерина – главная героиня «Грозы». Её отличают такие черты характера, как искренность, глубокая, нелицемерная вера в Бога, любовь к природе, поэтичность натуры и одновременно вольнолюбие, а в критические моменты жизни – бунтарский дух.

Детство и юность Катерины прошли в родительском доме, в том же патриархальном мире, но не искаженном, в отличие от мира калиновского, жестокостью и лицемерием. Уже в раннем детстве Катерину отличала любовь к природе, а особенно – к церковным службам. В детских снах, о которых героиня рассказывает Варваре, передано ощущение рая: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

В детстве же проявилась и другая сторона натуры Катерины, а именно ее вольнолюбивый дух. За что-то обидевшись на родных, она покинула родительский дом и уплыла в лодке по Волге, так что ее с трудом удалось найти лишь на следующее утро.

Миру свободы, окружавшему героиню в детстве, противопоставлена атмосфера деспотизма, в которой она оказалась в замужестве.

Катерина – единственная жертва «темного царства», открыто выразившая протест против царящего в нем деспотизма.

Однако, не желая находиться в повиновении у деспотичной свекрови, в плену у «темного царства», героиня оказывается в плену у собственной греховной страсти – внезапно вспыхнувшего чувства к Борису. Молодая женщина, человек глубоко верующий и боящийся греха, всеми силами пытается сопротивляться этой страсти, но не находит опоры в этой борьбе: ни муж, ни свекровь, ни золовка не могут ей помочь. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться не за что», – говорит Катерина.

Сцена признания Катерины в измене мужу подтверждает тот факт, что героиня не способна притворяться, лицемерить. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась.

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние она не смогла по двум причинам: в своих близких она не нашла столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения, а в своем сердце – должной глубины смирения перед волей Божией.

Таким образом, в душе Катерины уже с детства проявлялись два непримиримых начала. Это безграничная любовь к свободе и искренняя, глубокая вера в Бога, неизбежно подразумевающая смирение собственной воли перед Его волей.

Художественные средства создания образа Катерины непосредственно связаны с этими двумя началами. Островский черпает их из двух источников – из народно-поэтического творчества и из церковно-житийной литературы.

Стремление Катерины к свободе, выразившееся в страстной любви героини к Борису, воссоздано Островским с помощью народно-поэтических образов и мотивов, имеющих в своей основе древние языческие корни.

Христианская вера Катерины, мотив греха, мотив покаяния воссозданы автором «Грозы» с опорой на церковно-житийные образы.

Среди народно-поэтических образов и мотивов назовем в первую очередь мотив полета и образ вольной птицы. Обращаясь к Варваре, Катерина спрашивает: «Отчего люди не летают так, как птицы?»

Еще один мотив народной поэзии – невозможность жизни без милого друга. Тоскуя о Борисе, Катерина восклицает: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил!»

Древнейший мотив народного творчества – обращение к буйным ветрам. Так, этот мотив звучит в «Слове о полку Игореве», в плаче Ярославны. Думая о Борисе, Катерина произносит такие слова: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Отметим, наконец, народно-поэтический образ могилушки. В заключительном монологе Катерина размышляет: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…»

Другой важнейший источник художественных средств создания образа Катерины – церковно-житийные тексты. Повседневная церковная жизнь Катерины, а также жития святых, воспринятые героиней главным образом из устных рассказов странниц, наполнили ее речь словами и оборотами церковного характера (ангелы, храмы золотые, райские деревья). Особенно ярки эти образы в уже упомянутых словах Катерины оснахее детства.



  • Светлолицый юноша как пишется
  • Светло шоколадного как пишется
  • Светло розовый как пишется
  • Светло русые волосы как пишется
  • Светло серого цвета как пишется