Светла́на Васи́льевна Жа́рникова (27 декабря 1945, Владивосток — 26 ноября 2015, Санкт-Петербург) — советский и российский этнограф и искусствовед. Кандидат исторических наук. Действительный член Русского географического общества. Сторонник псевдонаучной[1][2][3][4]арктической гипотезы происхождения индоевропейцев («арийцев») и «индоевропейской цивилизации»[5].
БиографияПравить
Родилась в семье военнослужащего. В 1970 году окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. После окончания института работала в Анапе и Краснодаре.
В 1978—2002 годах жила и работала в Вологде. В 1978—1990 годах — научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1990—2002 годах — научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте.
С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, где защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» (специальность 07.00.07 — этнография)[6].
В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с нестрогими условиями приёма).
В 2003 году переехала из Вологды в Санкт-Петербург, где работала в Комиссии по туризму Русского географического общества[5].
Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург. Похоронена в Шексне, рядом с супругом — архитектором Германом Ивановичем Виноградовым[7].
ИдеиПравить
Основной круг интересов C. В. Жарниковой описывался как арктическая прародина индоевропейцев, «ведические истоки» северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор, семантика народного костюма.
Жарникова являлась сторонником арктической гипотезы, не признаваемой наукой[5]. Эта гипотеза была выдвинута в начале XX века индийским мыслителем и радикальным деятелем индийского национального движения Б. Г. Тилаком; имеет своих последователей среди индийских интеллектуалов, теософов и зороастрийцев[3]. Вслед за Н. Р. Гусевой Жарникова развивала идею о близком родстве славянских языков и санскрита и утверждала, что прародина «ариев» лежала на Русском Севере, где, по её мнению, располагалась легендарная гора Меру. Под «ариями» она понимала не только исторических ариев, но индоевропейцев вообще — «арийцев»[5]. Подтверждением этой гипотезы Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами. Она пыталась доказать, что как индоиранцы, так и славяне унаследовали от триполья или ещё от позднепалеолитических предков символ свастики. При помощи санскрита Жарникова объясняла топонимию Русского Севера. Она положительно оценивала популярные любительские экспедиции на север по поиску гиперборейской «арийской» прародины, называя их «научным подвигом»[5].
КритикаПравить
Историк Д. С. Логинов отмечает, что утверждения Жарниковой игнорируют развитие языковых систем и противоречат всей совокупности данных современной науки[8]. «Санскритские корни» Жарникова находила даже у названий, имеющих вполне прозрачную прибалтийско-финскую или саамскую этимологию, например Гангозеро (карел. hoanga «развилка» или hanhi «гусь»), ручей Сагарев (карел. и вепс. sagaru «выдра»). Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „тёмных“ названий принципиально неопределимыми всё же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера — Двина, Сухона, Кубена, Стрига»[9].
Жарникова пользовалась поддержкой академика Б. А. Рыбакова, дававшего положительные рецензии на её работы о приполярной прародине «ариев». Рыбаков ближе к концу жизни начал открыто пользоваться термином «арийцы»[5].
С 1990-х годов работы Жарниковой получили некоторый резонанс и популярность в псевдонаучных кругах[8]. Идеи Жарниковой, наряду с гипотезой Тилака о приходе индоевропейцев с приполярных территорий, получили распространение в средствах массовой информации, включая такие популярные, как газета «Известия» (1996) и всероссийский телеканал НТВ (программа «Новости» от 9 сентября 1996 года). Гипотеза Жарниковой печаталась в московском академическом журнале «Этнографическое обозрение» (2000). И позднее она регулярно выступала в качестве «эксперта» в телепередачах, посвящённых «Арктической прародине». Жарникова совместно с псевдонаучным деятелем А. А. Тюняевым выступала главным консультантом фильма «Гунны. Русский след» (2012, из документального сериала «Странное дело»), показанного по федеральному телеканалу «РЕН ТВ», в котором говорилось об арктической прародине «великих арийцев» — прямых «предков русских», заселивших Русский Север 70 тысяч лет назад, говоривших на «древнем санскрите» и развивших высокую цивилизацию.
Идеи Жарниковой пользуются популярностью в среде русских националистов и неоязычников. Издание сборника «Древность: арьи, славяне» (1994), содержащего статьи Жарниковой и других идейно близких авторов, финансировал художник Илья Глазунов, поддерживавший «арийскую» идею. Гипотеза Жарниковой пропагандировались фашистской газетой «Русский реванш» (1996, № 1), нацистской газетой «Земщина» (1995, No 101), расистским журналом «Наследие предков» (1995, № 1) и почвенническим журналом «Наш современник» (1996, № 5)[5]. Под влиянием Жарниковой известный неоязыческий писатель С. Т. Алексеев выпустил романы «Сокровища Валькирии». Сама Жарникова представлена в романах в качестве женщины, которая нашла на Белом море «Велесову книгу»[10][5].
БиблиографияПравить
- Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980—1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147—148
- О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87—94
- Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
- О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107—115
- Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) М.: Наука, 1985., в 6−8 стр. 12—31
- Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96—107
- On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
- К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31—44
- Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско-индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330—146
- О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112—114
- О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72—75
- Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света, № 3 1989 г., стр. 38—41
- Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
- Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
- «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23—24 мая 1990 года
- Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М : Наука 1990 г., т. 16 стр. 84—103
- Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94—108.
- Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
- Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14—15
- Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10—12
- Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40—52
- Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В. 2 М.: Витязь 1994 г., стр. 59—73
- Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108—119
- Нечерноземье — житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
- Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40—41
- Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье — земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
- Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
- Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93—125
- Русский Север — священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
- Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь. № 5. 1997 г.
- Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101—129
- Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев — М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998 г., стр. 209—220
- Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
- Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях // Экономическая газета. № 1, 2, 3, 2000 г.
- Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение. № 2. 2000 г., стр. 128—140
- Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94—96
- Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
- Концепция программы «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
- И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза»// Записала А.Горина // Вологодская неделя. 2-9 ноября 2000 г.
- Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света. № 1. 2001 г., стр. 7—8
- Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36—43
- Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 18, 2001 г.
- Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб — Новый Петербург № 22, 2001 г.
- Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 — СПб 2002 г., стр. 119—121
- О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. — СПб, 2002 г., стр. 65—84
- Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
- Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
- Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
- Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6—9.
- Реки — хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север — прародина индо-славов. — М.: Вече 2003 г., стр. 253—257.
- Древние танцы Русского Севера // Русский Север — прародина индо-славов. — М.; Вече 2003 г., стр. 258—289.
- Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север — прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290—299.
- А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север — прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300—310.
- Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
- Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
- Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134—139
- Северная прародина индославов, Гусли — инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14—18, 29—32.
- Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
- Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность — энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
- Арьяна-Гиперборея — Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).
- Cultural traditions and the origin of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 92 стр.
- Gold thead: The sources of Russian national culture. США. 2013 г. 234 стр.
- Proto-homeland of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 327 стр.
- The archeology of the proto-homeland of the Indo-Europeans (The genesis of rituals, traditions of the Indo-Europeans). США. 2013 г. 132 стр.
- East Europe as a proto-homeland of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 192 стр.
- Archaic images folklore of Northern Russia. США. 2014 г. 182 стр.
- Indo-Europeans ornamental complexes and their analogues in cultures of Eurasia. США. 2014 г. 399 стр.
- Mysteries Aryan civilization. США. 2014 г. 316 стр.
- Collection of articles. США. 2014 г. 474 стр.
- Золотая нить: истоки русской народной культуры. США. 2014 г. 236 стр.
- Феномен древнерусской иконописи // Reverse perspective: Theory and practice of reverse perspective. США. 2014 г.
- Где же ты, Гиперборея?, Чудь // Hyperborea: almanac 1. США. 2015 г. с. 2—17, 41—63.
- След ведической Руси. М., 2015 г. 288 стр. ISBN 978-5-906756-23-7
- Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности. Русские и Германцы: Северная Прародина // Hyperborea 2016: almanac. США. 2016 г. стр. 30-46, 150—165.
- Обратная перспектива, как художественный метод изображения пространства в византийской и древнерусской живописи // Reverse perspective. Binocular vision and optical corrections.Theory and practice of reverse perspective. США. 2016 г. с. 3—12.
- Сборник статей. Выпуск 1. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
- Сборник статей. Выпуск 2. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
- Hydronyms of the Russian North. США. 2016 г. 475 стр.
- Hydronyms of the lands of the Earth Belt. США. 2017 г. 368 стр.
- Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Прародина индоевропейцев. Происхождение индоевропейцев. Часть 1. Т. 1 / С. В. Жарникова. – М.: Белые альвы, 2020. – 244 с. : илл.: 32 с. цв. вклейки
- Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Археология прародины индоевропейцев. Часть 2. Восточная Европа как прародина индоевропейцев. Часть 3. Т. 2 / С. В. Жарникова. – М.: Белые альвы, 2020. – 342 с. : илл., цв. вклейка, 30 с.
- Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Орнаментальные комплексы индоевропейцев и их аналоги в культурах Евразии. Часть 4. Архаические образы северорусского фольклора. Часть 5. Т. 3 / С. В. Жарникова. – М.: Белые альвы, 2020. – 508 с. : илл., 2 цв. вклейки.
- Происхождение индоевропейцев. В 4-х томах. Загадки арийской цивилизации. Часть 6. Т. 4 / С. В. Жарникова. – М.: Белые альвы, 2020. – 308 с. : илл., цв. вклейка
ПримечанияПравить
- ↑ Куклина И. В. Этногеография Скифии по античным источникам. Л. : Наука, 1985. С. 162—175, 180—185.
- ↑ Williams, Stephen. Fantastic archaeology. The wild side of North American prehistory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1991. P. 140—144.
- ↑ 1 2 Godwin, Joscelyn. Arktos. The Polar myth in scientific symbolism, and Nazi survival. London: Thames and Hudson, 1993.
- ↑ Figueira, Dorothy M. Aryans, Jews, Brahmins: theorizing authority through mythsof identity. Albany: State University of New York Press, 2002. P. 131—133.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Шнирельман, 2015.
- ↑ * Жарникова, Светлана Васильевна. Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях : дисс. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Ин-т этнографии. — М., 1988. — 233 с. + Прил. (с. 234—334: ил.).
- Жарникова, Светлана Васильевна. Архаические мотивы северорусской орнаментики: К вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.07 / Ин-т этнографии. — М., 1988. — 27 с.
- ↑ Ушла из жизни Светлана Жарникова // NEWSVO, 27.11.2015
- ↑ 1 2 Логинов Д. С. О современном состоянии вопроса о происхождении индоевропейцев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитаные науки. 2017. № 05. С. 22—26.
- ↑ Шилов А. Л. К стратификации дорусской топонимии Карелии // Вопросы языкознания. 1999. № 6 (ноябрь-декабрь).
- ↑ Шнирельман, 2012.
ЛитератураПравить
- Шнирельман В. А. Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
- Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
СсылкиПравить
- Аудиовизуальный материал
- Жарникова C. В.: «Меня уже поздно убивать»
- Жарникова С. В.: доклад на конференции по Гиперборее РГО (2004)
- Жарникова C. В.: «Секрет гонения на гусли»
- Жарникова C. В.: «Сказки о Правде» (интервью без купюр)
- Жарникова C. В.: о Русском Севере, Кайласе и о многом другом
- Жарникова C. В.: «Орнамент и язык в культуре народов»
- Жарникова C. В.: «„Индийские“ Веды и Россия»
- Жарникова С. В.: «Восточноевропейское земледелие в период архаики», выступление в Российском географическом обществе (декабрь 2011).
- Последнее интервью Св. Жарниковой (2015)
-Ведическая Русь (картина художника Всеволода Иванова /m.123ru.net/)
Жарникова Светлана Васильевна (1945-2015) — кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член русского Географического Общества.
В 1970 закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде.
С 1978 по 1990 — научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
С 1984 по 1988 — обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)».
С 1990 по 2002 — научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.
С 2001 член Международного Клуба Ученых.
Жарникова С. В. След Ведической Руси: научное обоснование зарождения арийской цивилизации на севере Евразии. Москва, Патриотика, 2015. – 266 с.,
Жарникова С. В. След Ведической Руси. Москва, Концептуал, 2017. – 272 с.
Данная книга является переработанным, последним пожизненным изданием книги С. Жарниковой «Золотая нить» (2003 год).
Вот что написано в предисловии:
В этой книге собраны основные доказательства зарождения белых народов на севере Евразии. Именно в этой книге впервые приведен свод строго научных фактов на русском языке.
Основой книги стали данные кандидатской диссертации автора (Архаичные мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях), которая была защищена в 1988 г. в Институте этнографии и антропологии Академии наук СССР.
С. В. Жарникова – кандидат исторических наук, искусствовед и этнограф, 20 лет изучает традиционные народные культуры Русского Севера. Член РГО, и Международного клуба ученых.
Она рассматривает традиции, обряды и фольклор нашего Севера с позиций «полярной гипотезы» Б.Г.Тилака, суть которой заключается в том, что в древнейший период своей истории, вплоть до рубежа IV тыс. до н.э. предки практически всех европейских народов и некоторых народов Азии (индоевропейцы) проживали на территории Восточной Европы – своей прародины. Часть этих народов, являющихся предками иранцев и индийцев, которые называли себя «арьев» (непонятное склонение в тексте – вед.), жила в высоких широтах – в Приполярье и Заполярье.
Жарникова внесла свой вклад в дальнейшую разработку и подтверждение полярной гипотезы выдающегося индийского ученого Б.Г. Тилака и превращение ее из гипотезы в «теорию полярной прародины индоевропейцев». Книга повествует о сложившихся в глубокой древности на севере Восточной Европы и унесенных арьями в III-II тысячелетиях до н.э. на территорию Ирана и Индостана обрядах и обычаях, доживших до наших дней в одинаковых формах как в Индии, так и на севере России.
На страницах книги вы узнаете, что названия рек и земель Архангельской, Вологодской областей и Карелии упоминаются в древнеиндийских Ведах. Что многие слова старорусского языка встречаются в священном языке ариев — санскрите. Что народные орнаменты северных русов и жителей Ирана, Тибета и Индии имеют общую основу. Наконец, о том, что многие мировые учёные приходили к выводу о возникновении ариев на севере Евразии, но их научные работы упорно замалчиваются.
Книга «След Ведической Руси» выдающегося русского этнолога, профессора (по словам почитателей – вед.) Светланы Жарниковой проливает свет на почти запретную тему — зарождение и распространение индоевропейской (арийской) цивилизации.
По мнению многих почитателей Светланы Жарниковой она была одной из тех, кто доказывал северное происхождение ариев, культура которых легла в основу многих цивилизаций. Среди академической науки этот важнейший вопрос намеренно затуманивается лукавым термином “индоевропейцы”.
Ну что же, очень даже серьезное и интригующее заявление, давайте почитаем эту научную книгу. К сожалению, в интернете эта книга до сих не выложена. Возможно, кому-то удастся здесь скачать книгу (др. вариант, ознакомительный фрагмент )
Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак (1856 – 1920) /pbs.twimg.com/
Лично я купил эту книгу и прочитал ее внимательно. Далее я выписал самые интересные мысли автора. Поскольку при прочтении сразу возникает много вопросов, поэтому позволю себе задавать вопросы по ходу изложения материала.
С. Жарникова пишет: “Так как большинство современных ученых считает, что на рубеже II – I тыс. до н. э. племена арьев уже находились в Северо-Западной части Индостана, то естественно предположить, что сходные религиозные представления и мифология арьев и славян сложилась значительно раньше.”
Смелое предположение, подкупающее своей новизной. Вместе с российским индологом и этнографом Натальей Гусевой Светлана Жарникова считает, что племена скотоводов и земледельцев (интересно, где они возделывали землю? – вед.) именующих себя арьями, т. е. благородными (то, что труд землепашца благородный, понять можно, но зачем скотоводам именовать себя благородными? – вед.), не все, но немалая часть (указали бы хотя бы приблизительные цифры – 100 человек или 1000 или 10 000 чел.? – вед.) ушла со своей прародины в поисках лучшей доли (а что им плохо жилось на своей прародине? – вед.).
Но, как оказывается, не выявлено никаких исторических причин, которые могли бы вызвать обязательный всеобщий их уход из своей прародины. (Ну как же так, у Талака как раз указаны причины, почему они все покинули свою прародину в Заполрье – вед.) Уходили и уносили с собой предания, сказки, мифы, верования, обряды, песни, танцы. (а как же насчет научных, религиозных и философских текстов, или они их в Индии написали? – вед.).
С. Жарникова сообщает, что Тилак тщательно изучал древние предания, легенды и священные гимны. И вот, суммировав те странные явления, которые были описаны в священных Ведах и Авесте, Тилак пришел к выводу, что родина индоиранцев (арьев) находилась на севере Европы, где-то около Полярного круга (по Тилаку – не около, а за Полярным кругом – вед.). Север Европы мог быть «благодатным краем», как описан в Риг-Веде. (мог быть – это не научный ответ, сначала надо доказать, что был, когда был, а то ведь он мог быть таким 2 млн. лет назад – вед.).
По мнению С Жарниковой создание или возникновение Вед может относиться к IV – V тыс. до н.э. когда единый индоевропейский праязык (опять общие фразы, какой единый язык, какой алфавит? – вед.) распадается на отдельные диалектные группы.
Горы, отделяющие север и белопенное море от всех остальных земель, названы в гимнах Вед хребтами Меру (оказывается, это не гора, а горы или хребты!? – вед.) а величайшая из них – Мандарой (в ведической концепции гора Мандара никогда не была связана с горой Меру – вед.).
В Авесте это горы Хара с их главной вершиной – горой Хукарья. И Авеста, и Ригведа, и античные историки утверждают, что Хара, Меру и Рипейские горы протянулись с запада на восток. Урал ориентирован с юга на север, а вот Приполярный Урал имеет северо-восточное широтное направление. Именно здесь находится главный водораздел бассейнов северных и южных морей. Скандинавский ледник растаял к VIII тыс. до н.э. и начался медленные подъем Скандинавии и опускание Русского Севера, которые продолжаются и сейчас (интересно, что по этому поводу сказал бы геолог-исследователь Александр Колтыпин? – вед.)
Как пишет С Жарникова, именно за горами Хара и Меру, на берегу Молочного моря находится счастливая страна с теплым климатом, рождающая обильные плоды, где солнце восходит и заходит раз в год. (интересно, какие плоды растут и как они могут рождаться в отсутствии солнца, т.е. в полярную ночь? – вед.) Там обитает счастливый народ (опять общие фразы, интересно, как этот народ зовется в Авесте и как он зовется в Риг-Веде? – вед.).
Авеста, Ригведа и Махабхарата именно в этой стране (как называлась эта страна в Авесте и Риг-Веде?- вед.) помещают землю своих предков, место обитания богов и героев (богов и героев, но не предков, в этой стране не жил народ, т.е. у Жарниковой надо понимать так, что нашими предками были боги и герои – вед. )
С Жарникова пишет: “Потомки первых индоевропейских иммигрантов – это жители гор Гиндукуша ( в Афганистане), еще не называли себя арьями, еще не почитали арийских богов и не знали ведических ритуалов, пришли в Гиндукуш со своей восточно-европейской прародины задолго до II тыс. до н. э.” Лихо она выкрутилась. То у нее скотоводы называли себя арьями, то теперь потомки иммигрантов еще не называли себя арьями.
Тогда возникает очень важный вопрос. После прихода в Индию когда, где и при каких обстоятельствах потомки в каком поколении и от каких именно мигрантов назвали себя арьми? И что значит потомки ЕЩЕ не знали ведических ритуалов и не почитали арийских богов? Это значит, что первые иммигранты тоже не знали ничего такого? А значит и сами праиндоевропейцы ничего такого не умели!?
А дальше С. Жарникова идет еще дальше (извиняюсь за тафтологию). Как свидетельствуют данные науки, арийских племен (наверное, имеются в виду племена скотоводов и земледельцев, именующих себя арьями- вед.) на территории Ирана и Индостана к моменту битвы на поле Куру в 3103 г до н.э. еще не было, и жили они на своей прародине достаточно далеко от Индии и Ирана. (А кто же тогда в это время жил в Индии, да еще воевал на поле Курукшетра? – вед.)
Как считает автор, судя по текстам Риг-Веды, Махабхараты и Авесты, древние арьи прекрасно знали флору и фауну Европейского Севера, поклонялись Полярной звезде, Большой Медведице, созвездию Кассиопеи, Волопаса и Персеи (автор могла бы хотя бы дать санскритские названия из Вед, которые отождествляются с этим созвездиями – вед.), т.е. созвездиями Приполярья и Заполярья.
По мнению автора, судя по текстам Махабхараты и Авесты, в эпический период (до 3 тыс. до н.э.) арьи жили не только на севере, но и на юге и в центре Восточной Европы.
Итак, как мы видим, Светлана Жарникова пошла дальше Тилака и распространила ареал обитания арьев далеко южнее Заполярного круга. Интересно, почему индиец Тилак, исследовавший Риг-Веду и Авесту, этого не заметил? Видимо, Жарникова внимательнее читала эти древние тексты, а может в русском переводе эта география звучит или выглядит убедительнее, чем в оригинале.
Таким образом, согласно концепции Светланы Жарниковой скотоводческие и земледельческие племена арьев, которые себя так еще не называли, а скрывались под другими именами, проживали в центре и на юге Восточной Европы.
Тайна этого открытия и научные данные, подтверждающие данную концепцию, раскрываются дальше по мере прочтения научного шедевра Жарниковой.
(Продолжение следует…)
см. след. статью Откуда и куда течет река Волга в Ведической Руси Светланы Жарниковой?
см. еще:
Востоковед. В поисках северной прародины. Полярная теория Тилака
Востоковед. Кто принес Ведическую культуру в Индию?
Более двух миллионов зрителей за неделю посмотрели фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы». Он приближается к лидерам проката. Посмотреть добрую сказку приходят целыми семьями.
Встретить Новый год с семьей, попкорном и, конечно, с любимыми сказочными героями на больших экранах – выбор многих наших соотечественников. А те, кто опоздал в кинотеатр, смотрите блокбастер в онлайн кинотеатре на ivi.
Сказочный сюжет и экшн современного блокбастера, яркие спецэффекты и красивейшие натурные съемки – все это порадует ваше воображение. Волшебные виды кинематографисты нашли в Карелии и под Сочи, а в Подмосковье выстроили целый киногород – Белогорье.
Год: 2021, Россия
Жанр: приключения
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
Продюсер: Кахабер Абашидзе, Эдуард Илоян, Виталий Шляппо
Возраст: 6+
Время: 108 мин.
В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Евгений Дятлов, Тимофей Трибунцев, Алеся Лукьянова, Сергей Бурунов, Филипп Киркоров
«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» — русская былина, но с поистине голливудским размахом
Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.
Масштабное и яркое сказочное приключение уже идет в кино. Чудеса начались! Не пропустите! А если пропустили, то приглашаем посмотреть фильм в онлайн кинотеатре на ivi. Приятного просмотра!
«Последний богатырь 3: Посланник тьмы» смотреть онлайн на ivi бесплатно (для тех кто не успел в кинотеатр)
Для просмотра фильма нажмите плеер.
Сказки в лицах: кто есть кто в былине «Последний богатырь: Посланник Тьмы»
Иван Найденов (Виктор Хориняк)
Иван и Василиса готовятся к свадьбе. В самый разгар приготовлений невесту похищают, и герой вместе со своими друзьями бросается на помощь. Погоня приводит их в современную Москву. Оказывается, рядом с обычными людьми неплохо устроились герои всем известных сказок, и с их помощью у Ивана есть шанс окончательно победить древнюю Тьму. Какие персонажи ждут зрителей в фильме и как они изменились? Знакомимся с ними в нашей статье.
Наш современник Иван, выросший в детском доме, оказался сыном самого Ильи Муромца. Он обрел богатырскую силу, нашел свою любовь, лишился значительной доли присущего ему цинизма, но при этом сохранил чувство юмора. В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» ему нужно будет не только спасти любимую и сразиться с древним злом, но и разобраться в самом себе. Внутренние изменения сказываются и на его внешнем виде. «В завершающей трилогию картине образ главного героя подобран так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от поиска Иваном ответов на важные для себя вопросы», – сообщила художник по костюмам Марина Ананьева.
«Иван настолько концентрирует в себе образ современного молодого человека, хайпового парня, что я вдруг понял: мы с ним – Иван киношный и я, артист Витя Хориняк – во многом похожи, хотя и многим разнимся. Мне важно было сократить эту дистанцию. Хотелось сделать так, чтобы герой, изменившийся к финалу, приблизился ко мне», – говорил сам артист.
Василиса (Мила Сивацкая)
Василиса добра, щедра, открыта, готова прийти на помощь любимому, и отвага ее не знает границ. Надеясь разрушить чары, погубившие когда-то ее семью и превратившие ее в лягушку, она научилась сражаться – меч в руках девушки разит наповал. Василиса умна и язвительна, умеет выбирать надежных союзников и всегда готова встать на их защиту.
«Василиса в каком-то смысле отражает мой характер. А возможно, я наделила ее своими чертами. В русских сказках образ девушки – это чаще всего принцесса, которая где-то сидит взаперти. В замке, крепости, темнице, ее надо спасти, разбудить, освободить… Героини – жертвы и сами ничего не могут. Мы выросли на этих сказках, но сейчас, когда мир меняется, изменилось и восприятие роли женщины. В наших фильмах Василиса – не жертва», – заверила актриса Мила Сивацкая.
Галина (Елена Валюшкина)
В первом фильме Галина была второстепенным персонажем из прежней жизни Ивана, с которой он, казалось, навсегда распрощался. Но в продолжении истории она превратилась из тихой простушки в настоящую фурию. С помощью магии она создала Посланника Тьмы и похитила Василису. Удивительный наряд Галины, ушитый шифоновыми лентами, напоминает струи дыма.
«Галина постепенно набирала мощь, и вот, наконец, набрала. Играть это было очень интересно. Да и ведьм в моем репертуаре ещё не было. Эта роль расширила мою актерскую палитру, еще раз показав, что я – артистка больших масштабов и масштабных полотен», – призналась актриса.
Черный богатырь
В новом фильме Иван и его друзья встретятся с таинственным Черным богатырем – порождением Зла, скрывающим свою личность. «Мы долго пытались выяснить у авторов его природу, что это – зверь, человек, камень, сгусток какой-то энергии. Так как он появляется из черной вязкой субстанции зла, нужно было сделать так, чтобы он выглядел загадочно, опасно, зловеще, чтобы природа Тьмы с первого взгляда считывалась. И мы придумали, что его амуниция будет похожа на кусок обугленного металла, с бороздками дамасской стали», – рассказывает художник по костюмам Марина Ананьева.
Баба-яга (Елена Яковлева)
В трилогии «Последний богатырь» знахарка и колдунья, 600-летняя Баба-яга – одна из самых милых и обаятельных героинь. Она с самого начала всячески помогает Ивану и Василисе, используя весь свой магический арсенал – от волшебных корешков и колдовского зелья до молодильных яблок и живой воды. Незаменимы ее заклинания и в финальном фильме – как во время подготовки к веселой сказочной свадьбе, так и в борьбе со злом на московских проспектах.
«На премьере первого фильма я своё первое появление на экране не увидела, у меня было желание посмотреть, как зрители увидят моего персонажа. Как только Баба-яга появилась, мне сразу стало интересно, как зрители отреагируют. И когда я увидела улыбки, даже на лицах детей, которые, наверное, должны были сначала испугаться, меня это порадовало», – говорила Елена Яковлева.
Водяной (Сергей Бурунов)
В «Последнем богатыре» Водяной, долгое время считавший себя неудачником, показал себя настоящим героем, готовым пожертвовать жизнью ради друзей. А также обрел любовь в лице Бабы-яги. Но в финальном фильме их страстные, сдобренные смешными словесными перепалками взаимоотношения, наконец, выйдут на новый уровень.
В картине «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Водяной впервые предстанет в человеческом обличии.
«Сережу Бурунова очень любят зрители, – говорит режиссер Дмитрий Дьяченко. – И спонтанно пришедшая идея – а почему бы не показать его таким, какой он есть на самом деле – вылилась в кучу очень смешных моментов. Мы старались использовать любые способы, чтобы заинтересовать и развлечь аудиторию, чтобы зритель сказал: вот это прикольно!».
Кощей Бессмертный (Константин Лавроненко)
В первом фильме мы узнали Кощея с необычной стороны – как человека, пусть нелюдимого и неприветливого, но обладающего своими твердыми принципами. В дальнейшем стало известно о происхождении этого персонажа и секретах, таящихся в его прошлом. В завершающем трилогию фильме Кощей вновь удивит зрителей. Он быстро освоит все современные технологии мегаполиса и вполне комфортно почувствует себя на улицах Москвы.
А главным соратником Кощея в московских приключениях стал острый на язык Колобок. Правда, на съемках Константину Лавроненко приходилось взаимодействовать с мячом или шаром на палке, управляемым ассистентом режиссера и изображавшим Колобка.
Колобок (Гарик Харламов)
Знаменитый герой одноименной русской народной сказки не раз появлялся в мультфильмах, но впервые стал героем игрового кино. «Своим фильмом мы печальный финал сказки о Колобке подправили и жизнеописание его немножко переделали. Судьба его совсем не печальна – он остался жив и дожил до преклонного возраста. Колобок, как Карлсон, мужчина в самом расцвете сил – веселый разбойник и авантюрист», – говорит Дмитрий Дьяченко.
По словам режиссера, Гарик Харламов, озвучивший Колобка, идеально подошел для этой роли.
«Он авантюрный, любит нестандартные решения, и его голос абсолютно передаёт этот характер. В низком, резковатом тембре слышится неуживчивое, драчливое, колкое существо, способное сказать крепкое словцо, выдать моментальную шутку», – сообщил Дьяченко.
Жар-птица (Филипп Киркоров)
В ленте «Последний богатырь: Посланник Тьмы» сказочная Жар-птица и ее прислужницы давно и прочно обосновались в Москве, появляясь на людях исключительно в человеческом обличии. А именно – в облике знаменитого певца Филиппа Киркорова и артисток его кордебалета. Эта роль изначально писалась под артиста, и он с огромной радостью согласился ее сыграть.
«Исключительный случай, когда я мог «оторваться» по полной: я в этом образе буду максимально тем, кого от меня ждут, но при этом я целиком и полностью в роли. Я – Жар-Птица. Образ этого персонажа всегда был со мной. Жар-птица или птица-феникс в других культурах – это мое кредо, моя роль по жизни. Сколько раз я падал, почти сгорал, а потом взлетал с еще большим блеском, давал еще больше огня! Сколько раз Жар-птица спасала меня по жизни. Время отдать долг. И с каким удовольствием и страстью я это сделал!» – признается Киркоров.
В предыдущих частях
Первая часть, вышедшая в 2017 году познакомила зрителей с предысторией — как и почему Иван попал в Белогорье. Главный герой очень одинок, он воспитывался в детдоме, и родственников у него нет. Однако его жизнь проходит весьма неплохо, в столице его знают как белого мага Светозара, он ведет личные приемы, где снимает порчу и соединяет сердца влюбленных, что приносит ему хороший доход. После визита одной из клиенток к колдуну неожиданно является ее разгневанный муж, и Ивану приходится спасаться бегством. Дело происходит в аквапарке, прыгнув в одну из водяных труб, герой внезапно выныривает из дупла в лесу в сказочной стране — так начинается его история в Белогорье и случается знакомство с русскими богатырями.
Во второй части, «Корень зла», премьера которой состоялась в начале 2021 года, приключения Вани в сказочном мире продолжаются. Теперь он сражается с воплощением зла — чудовищем Роголебом, в которое превратился некогда добрый колдун Белогор из-за предательства своего ученика. Чтобы победить злодея, ему и его соратникам придется отправиться в страну мертвых. Ситуация осложняется тем, что Ваня не богатырского телосложения, а сражаться необходимо. Но ему поможет волшебная ягода-усилика, украденная у Бабы-яги.
Минусы и спорные моменты — разрыв в юморе поколений у «Посланника тьмы»
У «Посланника тьмы» гораздо больше визуальных проблем и проходного юмора, чем у первых двух фильмов. Но у него есть и другая, более серьёзная беда: камео Филиппа Киркорова.
По уровню запредельного дискомфорта сцены с Киркоровым можно сравнить, например, с киноадаптацией «Кошек», названной худшим фильмом 2019 года. Телеведущий и актёр Джеймс Корден в «Кошках» — тоже известный артист, которого ужасно гримируют, дополняют плохой графикой и заставляют шутить несмешные шутки. И даже если сделать скидку на то, что юмор субъективен, и над камео Киркорова кто-то может посмеяться, фильму оно всё равно вредит.
Когда артисты старших поколений появлялись в новогодних сказках-мюзиклах вроде «Снежной королевы» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», аудитория таких шуток была понятна. Любой знакомый с телевидением человек знал Аллу Пугачеву, Софию Ротару, и даже Киркоров в роли гоголевского чёрта мог быть действительно смешным.
Приглашение старых звёзд и своеобразные актёрские «капустники» сработают на родителях, которые поведут детей в кино. Но они не вызовут вообще никакого отклика — кроме, разве что, негативного — ни на миллениалах, ни тем более на зумерах. Для них Киркоров, как и Николай Басков, и другие звёзды российской эстрады — это практически ноунеймы, которые записывают видео с тиктокером Даней Милохиным. Многим будет попросту непонятно, почему в таких камео есть доля самоиронии, о которой «Канобу» рассказывал режиссёр фильма Дмитрий Дьяченко.
При этом в предыдущих фильмах звёздные гости были загримированы так, что в Колобке с трудом можно было различить Харламова. И именно это делало франшизу «Последний богатырь» максимально некринжовой комедией: новые лица, умеренно смешные шутки и практически полное отсутствие актёров, которые успели надоесть аудитории. Но российские киноделы по-прежнему цепляются за звёзд ушедшей эпохи, которых не хочется звать с собой в эпоху стриминговых фильмов и сериалов.
Злоупотребление графикой и скучный визуал
В «Последнем богатыре» встречался плохой хромакей и неудачный дизайн персонажей, о которых «Канобу» писал в рецензии. Но в целом фильм не так уж много полагался на CGI, хотя над видом Водяного и других антропоморфных существ старались, как могли. Катастрофа началась во втором фильме, «Корне зла», где главного злодея в виде дерева нарисовали в разы хуже, чем энтов из «Властелина колец: Две крепости» 2002 (!) года.
В «Посланнике тьмы» компьютерная графика используется, по ощущениям, в каждой третьей сцене. Ужасно выглядящее существо, на котором летает Галина, порталы в иной мир, множество CG-героев, вид которых становится хуже от фильма к фильму. Особенно проблемы видны в финале, где сам Иван несколько раз перевоплощается, летают осколки зеркал и искажается пространство. С таким объёмом работы не всегда справляются художники блокбастеров Marvel с максимально возможными на сегодня технологиями и бюджетами. Не совсем понятно, для чего было возлагать подобную ответственность на отечественных — пока ещё не таких опытных — специалистов.
Но обиднее всего то, что история «попаданцев» из сказочного мира сделала фильм откровенно скучным. Теперь действие происходит не в Белогорье. Вместо этого герои бегают между панельками, по узнаваемым местам Москвы (не слишком близко к центру) или бездушным стеклянным ЖК.
Вердикт: смотреть отдыхаючи, но не ждать магии первого фильма
«Последний богатырь: Посланник тьмы» по итогу не назовёшь ужасным фильмом. Это не очень яркое, но логичное завершение трилогии, в котором есть внутренний рост героя, завершение сюжета и заслуженный хэппи-энд. Местами юмор остаётся беззлобным и смешным, а идею с кикиморами в нашей реальности даже не хочется спойлерить заранее — настолько забавной она вышла.
Но интересные находки теряются в общей заурядности фильма. Всё хорошее, что в нём есть — например, внутренняя борьба Ивана, или отражение сказочного мира в настоящем — перекрывается ужасом от сцен с Жар-птицей.
В 2020 году команда «Вечернего Урганта» соединила призрачную ностальгию по итальянской эстраде, которую многие из зумеров никогда не видели, и новых звёзд интернета, музыкальной сцены и кино. И соединил успешно — у видео сейчас 11 миллионов просмотров на YouTube, а впереди вторая часть.
Того же хочется и от российских кинематографистов. Потому что иначе даже самый, казалось бы, современный приключенческий фильм с отсылками к Disney вдруг скатывается в скучный сюжет, плоские шутки несмешного Бурунова и камео знаменитости, которая в 2021 году пыталась как угодно, в основном через скандалы и конфликты с коллегами, попасть в новости.
источник:
https://smotrim.ru/article/2654907
источник:
Подробнее ➤