«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — советский рисованный мультипликационный фильм, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1951 году, и экранизация одноимённой сказки (1833) Александра Пушкина.
Сюжет
Жили-были царь и царица. Царь уехал на 1 год. Пока он отсутствовал, у его жены родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Он горюет, но проходит год, и во дворце появляется новая царица. Она очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. У этой царицы есть волшебное зеркальце, которое разговаривает с ней. Когда царица смотрится в зеркальце, она спрашивает у него:
Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Из года в год зеркальце отвечает, что на всём свете нет никого прекраснее царицы. Но идут годы, и царица уже не молода. А вот её падчерица, наоборот, подрастает и становится всё прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Натура царицы даёт о себе знать, и зависть к главной героине не имеет пределов. Царица зовёт свою служанку Чернавку и приказывает ей:
Ты царевну в глушь лесную
Уведи; связав, живую
Под сосной оставишь там
На съедение волкам.
Выполняя приказ царицы, Чернавка ведёт царевну в лес, но не желает ей зла. Она только исполняет приказ хозяйки и поэтому отпускает царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.
Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны, королевич Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты. Последняя долго бродит по дремучему лесу и в результате, в глухой чаще, находит большой дом. Царевна заходит туда, но хозяев дома нет. К вечеру они появляются. Это семь братьев-богатырей. Царевна рассказывает, что с ней случилось, и богатыри оставляют её жить в их доме.
Главная героиня ведёт хозяйство по дому. Она понравилась богатырям. Последние предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но у неё уже есть жених, и она вынуждена отказать. Тем временем царица, думая, что её падчерица давно мертва, спрашивает у зеркальца:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна всё равно красивее. Тогда царица решает сама покончить с падчерицей. Она переодевается старухой, идёт в лес искать царевну и находит дом семи богатырей. Царевна не узнаёт мачеху, жалеет старуху и даёт ей милостыню. Только сторожевой пёс надрывно лает на старуху. Царица даёт падчерице отравленное яблоко. Последняя надкусывает его и умирает.
Когда вечером вернулись богатыри, они увидели тело царевны. Пёс, проглотивший отравленное яблоко, лежит рядом. Богатыри осознают, что царевну отравили. Позднее они положат её в хрустальный гроб, который подвесят в горной пещере. Довольная царица слышит от зеркальца долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.
Елисей ищет царевну по всему белому свету, но нигде нет его невесты. Тогда он обращается за помощью к тем, кто всё видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне. Только ветер дал Елисею печальный ответ:
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.
Опечаленный Елисей едет посмотреть на свою невесту и целует её, в результате чего она просыпается. Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркальца, кто прекрасней всех на свете, и в очередной раз слышит о том, что царевна прекраснее её. В приступе ярости царица разбивает вдребезги зеркальце, а при личной встрече с царевной умирает с тоски. Мультфильм заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея, на которой, видимо, присутствуют названые братья царевны, семь богатырей.
Отличия от оригинала
- В оригинале отравленное яблоко царевне приносит нищая черница (монахиня) по приказу царицы. В мультфильме это делает сама царица, переодевшись монахиней.
- В конце мультфильма царевна просыпается от поцелуя Елисея, тогда как в оригинале он разбивает её гроб.
Создатели
- Сценарий Ивана Иванова-Вано, Юрия Олеша
- Музыка Юрия Никольского
- Режиссёр-постановщик: Иван Иванов-Вано
- Второй режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая
- Главный художник: Лев Мильчин
- Второй художник: Виктор Никитин
- Оператор: Николай Воинов
- Звукооператор: Николай Прилуцкий
- Ассистенты художника: Лидия Модель, А. Дураков
- Художники-декораторы: Галина Невзорова, Дмитрий Анпилов, Ирина Светлица, Ирина Троянова
- Технические ассистенты: Н. Орлова, В. Свешникова, Фёдор Гольдштейн
- Монтажница: Нина Майорова
- Художники-мультипликаторы:
- Владимир Арбеков
- Надежда Привалова
- Борис Бутаков
- Лидия Резцова
- Фаина Епифанова
- Иосиф Старюк
- Григорий Козлов
- Татьяна Фёдорова
- Рената Миренкова
- Николай Фёдоров
- Лев Попов
- Фёдор Хитрук
- Константин Чикин
- Константин Малышев
Роли озвучивали
- Вера Попова — текст от автора
- Мария Бабанова — царица/зеркальце
- Галина Новожилова — царевна
- Зинаида Бокарева — Чернавка
- Михаил Названов — эпизод
- Николай Литвинов — 5-й богатырь/7-й богатырь
- Валентина Сперантова — месяц
Переозвучка
В 2001 году мультфильм был отреставрирован и заново переозвучен компаниями ООО «Студия АС» и ООО «Детский сеанс 1». В новой версии была полностью заменена фонограмма, к переозвучиванию привлечены современные актёры, в титрах заменены данные о звукорежиссёре и актёрах озвучивания. Переозвучка была крайне негативно воспринята как большинством телезрителей, так и членами профессионального сообщества. Качество реставрации также иногда подвергается критике.
Отзывы
В следующих своих фильмах — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1951) по Пушкину, «Снегурочка» (1952), полнометражной рисованной картине по пьесе Островского, с использованием музыки Римского-Корсакова, «Двенадцать месяцев» (1956) по Маршаку — режиссёр Иванов-Вано продолжает искать воплощение своих замыслов в сочетании тем, образов, языка, стиля большой литературы с изобразительной и музыкальной драматургией, лежащей в основе сказочной мультипликационной фантастики. При этом важно отметить, что гармоничное сложение трёх потоков — традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы — как бы помножено на современное мировосприятие художника, на гражданственность и гуманизм, составляющие суть его творческой позиции.
— Асенин С. В.
На протяжении нескольких десятилетий неустанно разрабатывает Иванов-Вано великолепный, сверкающий и неистощимый пласт русской сказки. Сказки народной и сказки литературной, близкой по духу народной… В «Сказке о царе Дурандае» мы находим как бы запев русской темы Иванова-Вано. Темы, которой так или иначе не минует большинство его фильмов. Она прозвучит в коротенькой «Зимней сказке» — поэтической фантазии, сотканной из снега и наивных волшебств рождественского леса, положенных на музыку П. И. Чайковского; блёстками засверкает в «Коньке-Горбунке», триумфально обошедшем весь мир; в той или иной мере отразится в «Гусях-лебедях», в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», в «Снегурочке» и в «Двенадцати месяцах»…
— Абрамова Н.
Видео
В 1980-е годы мультфильм выпущен на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР». В начале 1990-х годов мультфильм выпущен кинообъединением «Крупный план» вместе с мультфильмом «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) на видеокассетах. В середине 1990-х выпускался на VHS Studio PRO Video в сборнике мультфильмов-сказок А. С. Пушкина, вместе с мультфильмом «Двенадцать месяцев» (1956), и в сборнике мультфильмов киностудии «Союзмультфильм» студией «Союз».
Çåðêàëî Êàòåðèíå ïîäàðèëà áàáêà Ìåëèêè ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè. Ïîëó÷èëîñü ýòî âåñüìà íåîæèäàííî, Ïîñëåäíèå ïîëñòà ëåò áàáêà íå âûåçæàëà èç È;ëüìå, òî ïîñ¸ëîê â Ëàõäåíïîõñêîì ðàéîíå Êàðåëèè. Æèëà ñåáå â îáâåòøàëîì ñðóáå íà êðàþ äåðåâíè, ÷òî ðàññûïàëàñü ãîðîõîì âäîëü ëåñà, ñ ðîäí¸é ïî÷òè íå îáùàëàñü.
 Ïèòåð áàáêà çàÿâèëàñü â íà÷àëå ñåíòÿáðÿ. Äåëî áûëî ñ óòðà, â îêíî ñòó÷àë ìåëêèé äîæäü, ñåðûì ïîêðûâàëîì âèñåëè íàä ãîðîäîì òó÷è. Êàòÿ ðàñêðàñíåâøàÿñÿ, â õàëàòèêå ïîñëå äóøà, ñ êðóæêîé êîôå â ðóêå, çàëèïëà íà êóõíå â èíòåðíåòå, íåäåëþ, êàê ãîòîâèëàñü ê ñâàäüáå. Äí¸ì ìîòàëàñü ïî ìàãàçèíàì â ïîèñêàõ ïëàòüÿ, âñòðå÷àëàñü ñ âåäóùèìè, îñìàòðèâàëà áàíêåòíûå çàëû è ëèñòàëà ìåíþ â ðåñòîðàíàõ. Êèðèëë, æåíèõ, ïðîÿâëÿë èíèöèàòèâó èñêëþ÷èòåëüíî â ïîñòåëè, âîçëîæèâ ñâàäåáíûå õëîïîòû íà óçêèå ïëå÷è Êàòåðèíû. Îíà íå ïðîòèâèëàñü, íî ìîðàëüíî âûìàòûâàëàñü.
Çâîíîê ïðîêóðëûêàë ïàðó ðàç, è Êàòÿ âñ¸ íå ìîãëà ïîíÿòü, êîìó ýòî íå ñïèòñÿ â 10 óòðà.
Íà ïîðîãå óëûáàëàñü íåâûñîêàÿ, øèðîêàÿ â êîñòè æåíùèíà ñ ÷óòü ãðóáûìè ÷åðòàìè ëèöà, áóäòî âûáèòûìè èç êàìíÿ íåóìåëûì ñêóëüïòîðîì. Ìîêðàÿ ïàíàìà áîëîòíîãî öâåòà, ôóòáîëêà ñ âîë÷üèì îñêàëîì íà ãðóäè, ñåðûé âçáèòûé äîæä¸ì ðþêçàê âîçëå íîã.
Íó ïðèâåò âíó÷êà! óâåðåííî øàãíóëà â ïðî¸ì áàáêà Ìåëèêè.
Ïðèâåò, áàáóëÿ, óäèâë¸ííàÿ Êàòþõà ïðèêðûëà äâåðü, êàêèìè ñóäüáàìè, ÷òî íå ïîçâîíèëà, ÿ áû âñòðåòèëà.
Êàòÿ ïðèåçæàëà â äåðåâíþ ïîñëåäíèé ðàç ëåò äåñÿòü íàçàä. Ñïàëà òîãäà ñ ìàòåðüþ âàëåòèêîì â òåñíîé èçáå âîçëå çàñèæåííîãî ìóõàìè îêíà.  äåòñòâå Êàòÿ çâàëà âå÷íî íå÷¸ñàíóþ áàáêó «ßãîé», áîëüøå çà òî, ÷òî òà ñïàëà íà ïå÷è, êîòîðóþ ïîäòàïëèâàëà äàæå ëåòîì. Ìàòü íàêàçûâàëà äî÷ü ë¸ãêèìè ïîäçàòûëüíèêàìè ïî ìàëîëåòñòâó. Áàáêà íèêîãäà íå îáèæàëàñü, ùóðèëà óçêèå ãëàçà è óëûáàëàñü, ñîáèðàÿ âîêðóã ðòà ïàóòèíêó ìîðùèí. Ãîäû ïî÷òè íå èçìåíèëè îáëèê Ìåëèêè.
À ÷òî ìíå òóò èäòè ìèëàÿ, äî âîêçàëà ðóêîé ïîäàòü. Äà è áåñïîêîèòü ëèøíèé ðàç íå õîòåëà.
Áàáêà ñêèíóëà ñòîïòàííûå êðîññîâêè, ïðîøëà â êóõíþ, îãëÿäåëàñü.
Êóõíÿ èç «Èêåè» âñòàëà Êàòåðèíå â ïðèëè÷íóþ ñóììó, íî è âûãëÿäåëà ñòèëüíî, ñåðàÿ, ñ çîëîòîì ðó÷åê è ìíîæåñòâîì óäîáíûõ ÿùèêîâ, âñòðîåííîé òåõíèêîé.
Óõ-òû, íè÷åãî, êðàñèâî. À ãîòîâèòü íà ÷¸ì? Îãîíü-òî, ãäå ææ¸øü.
Ìåëèêè ïðèñåëà íà ñòóë, äîñòàëà èç øèðîêîãî êàðìàíà íåîáúÿòíûõ øòàíîâ òðóáêó, êèñåò ñ òàáàêîì, âñ¸ ïî ñòàðèíêå.
Îãîíü? ïåðåñïðîñèëà Êàòåðèíà è ïîêàçàòåëüíî âêëþ÷èëà êîíôîðêó, ãàç âîò åñòü.
Ýòî õîðîøî êîò¸íîê. Íóæåí íàì áóäåò, äà òû ïðèñÿäü.
Ñòóêíóëà ïî ñîñåäíåìó ñòóëó øèðîêîé ñëîâíî ëîïàòà ëàäîíüþ.
Ðàçãîâîð ó ìåíÿ ê òåáå, íåïðîñòî æå ïðèêàòèëà èç òàêîé äàëè.
Ñëó÷èëîñü ÷òî, Êàòþõà ïîäîáðàëà ìåëêèå êóäðÿøêè â óçåë, îòêðûëà ïîøèðå îêíî. Áàáóëÿ çàêóðèëà, îêóòàâ ïðîñòðàíñòâî äóøèñòûì çàïàõîì òàáàêà.
×àþ ïîñòàâèòü? Êàòþõà ïðèïîìíèëà, ÷òî êîôå âðîäå áàáêà íå ïðèçíàâàëà.
Ïîãîäè, óñïååì. Çíàþ òû çàìóæ ñîáðàëàñü, íå ñïðàøèâàé, îòêóäà èçâåñòíî, íå îò ìàòåðè. Íî âîïðîñû íå õî÷ó çàäàâàòü, áåç íàäîáíîñòè ýòî.
Áàáêà âûäîõíóëà ãóñòóþ ñòðóþ äûìà â ïîòîëîê, Çàæèãàé îãîíü. Åñòü ñîîáùåíèå äëÿ òåáÿ.
Çàçâîíèë òåëåôîí è Êàòþõà ïîñìîòðåâ, ñáðîñèëà âûçîâ î÷åðåäíîãî ïðåòåíäåíòà íà ðîëü âåäóùåãî. Çàæãëà êîíôîðêó.
Õîðîøèå êóäðè ó òåáÿ êîò¸íîê, õóäàÿ òû, ñèë â òåáå ìàëî, à ñèëà â ÷åëîâåêå êàê ñîê â äåðåâå, íåò åãî è äåðåâî ñîõíåò. Êóäà ñèëà òâîÿ óõîäèò, à, êîò¸íîê.
Áàáóëü, îáúÿñíè óæå âñ¸, ÷òî òû õîäèøü âîêðóã äà îêîëî, çàãàäêàìè ãîâîðèøü, ó ìåíÿ åù¸ äåë íåìåðåíî.
Êàòåðèíó íà÷àë ðàçäðàæàòü òàáà÷íûé äûì, çàïîëîíèâøèé êóõíþ, òóìàííûå ðàçãîâîðû è íàì¸êè.
Íåòåðïåëèâàÿ òû, ñ äåòñòâà íå èçìåíèëàñü.
Áàáêà ïðèíåñëà ñ ïðèõîæåé ðþêçàê, âûâåðíóëà ñîäåðæèìîå íà ïîëèðîâàííóþ ïîâåðõíîñòü ñòîëà: êóñîê ðÿáèíîâîãî äåðåâà, òðè ïó÷êà ïîäñîõøåé òðàâû, êàìåøåê çåë¸íîãî öâåòà ðàçìåðîì ñ ÿéöî.
Ïîêà ãîòîâëþ, èäè äâåðü îòêðîé. Ïîäàðîê ñâàäåáíûé ïðèâåçëè, ñëûøó âîíà øàãè íà ëåñòíèöå.
 äâåðü è âïðàâäó ïîçâîíèëè.
Ýòî ÷òî åù¸?
Èäè, èäè, îòêðûâàé, ñàìà óâèäèøü.
Êàòåðèíà ïîñìîòðåëà â ãëàçîê, ìóæèê â ñèíåé ñïåöîâêå óäåðæèâàë ÷òî-òî îêðóãëîå â ðîñò ÷åëîâåêà, çàâ¸ðíóòîå â ìåøêîâèíó.
Êîãî âàì, ðàñïàõíóëà äâåðü Êàòåðèíà.
Äîñòàâêà. Ìàëîôååâà Êàòåðèíà çäåñü ïðîæèâàåò?
ß ýòî.
Êóäà çàíåñòè?
 êîðèäîð âûíûðíóëà áàáêà, Äàâàé ñûíîê, âîò ñþäà ê ñòåíî÷êå ïîñòàâü, äà ìåøêîâèíó ñ ñîáîé çàáåðè, ïðèãîäèòüñÿ åù¸.
Ìóæ÷èíà ïðîâîðíî ðàñïàêîâàë è óñòàíîâèë ó ñòåíû óçêîå çåðêàëî â ò¸ìíîé, ðåçíîé äåðåâÿííîé îïðàâå. Çåðêàëüíàÿ ïîâåðõíîñòü îòñâå÷èâàëà õîëîäîì.
Êàòþõà ðàñïèñàëàñü â êâèòàíöèè ñëåãêà äðîæàùåé ðóêîé, îòäàëà òûñÿ÷ó çà äîñòàâêó, çàêðûëà äâåðü.
Áàáóëü, ýòî çà÷åì ìíå?
Áàáêà íåæíî ïðîâåëà ïî äåðåâÿííûì çàâèòóøêàì ðàìû.
Ïîéä¸ì, îãîíü çàæãè, âñ¸ îáúÿñíþ ñåé÷àñ, à òî ó ìåíÿ âðåìåíè-òî â îáðåç ìèëàÿ, ñîâñåì ìàëî. Äà êàñòðþëüêó ìíå äàé, ÷òîáû íå æàëêî áûëî.
Êàòþõà âêëþ÷èëà êîíôîðêó, âûòàùèëà êîâøèê, êîòîðûé òàê è íå ñìîãëà îò÷èñòèòü îò ïîäãîðåâøåãî ñàõàðà. Áàáêà îòñòðîãàëà íîæèêîì îò ðÿáèíîâîé äåðåâÿøêè òðè äëèííûå ñòðóæêè, ïîäîæãëà è ïîëîæèëà â êàñòðþëüêó, òóäà æå îïóñòèëà êàìåíü, âûäåðíóëà ñ êàæäîãî ïó÷êà òðàâû ïî ùåïîòêå, êèíóëà ñâåðõó. Çàñòðóèëñÿ ë¸ãêèé ñâåòëûé äûìîê ê ïîòîëêó. Êàòþõà âçäîõíóëà íåâåðîÿòíî âêóñíûé àðîìàò è ñëîâíî óøëà â òóìàí, ãîëîâà çàêðóæèëàñü. Óâèäåëà ñïàëüíþ, îáîè â ñåðåáð¸ííîì óçîðå çàáðûçãàíû êðîâüþ, ðàñòåðçàííàÿ ñëîâíî óðàãàíîì ïîñòåëü, âîò îíà, âèçæèò â óãëó ïîäîáðàâ ïîä ñåáÿ íîãè çàêðûâ ðóêàìè ãîëîâó è Êèðèëë, êðàñíûé îò ãíåâà, áðûçæåò ïüÿíîé ñëþíîé è áü¸ò íàîòìàøü íå ãëÿäÿ.
 ÷óâñòâî Êàòåðèíó ïðèâåëè õîëîäíûå áðûçãè âîäû,
Õðåí äà ïîëûíü, ïëþíü äà ïîêèíü.
Áàáêà äåðæàëà ïåðåä íåé êðóæêó. Êàòþõó ïîäòàøíèâàëî.
Íà-êà ãëîòíè, â ïåðâûé ðàç âñåãäà íå ïî ñåáå, çíàþ. Ïîäûøè, ïîäûøè.
×òî ýòî áûëî áàáóëü.
Ìàòü òâîÿ ïðîòèâ áûëà, íà ñåáÿ áðàòü íå õîòåëà è òåáå ïåðåäàâàòü íå ðàçðåøèëà.
Ìåëèêè ñëîâíî å¸ íå ñëûøàëà, âçãëÿä çàòóìàíèëñÿ, ß ãîâîðþ, íå ìîãó íå îñòàâèòü, ëèáî òåáå, ëèáî êîò¸íêó. Ìàòü òâîÿ íè â êàêóþ, íå æåëàþ, ãîâîðèò, òâîåé æèçíè, ó ìåíÿ ñâîÿ. Íó íåò, òàê íåò. À âîò òåáå êîò¸íîê, áåç ìåíÿ óæ íèêàê. Òàê âîò ïîìîãàòü òåáå áóäó, íà ïåðâûõ ïîðàõ, ïðàâäà, íåäîëãî, òû äåâêà ñìûøë¸íàÿ, äîëæíà áûñòðî íàóêó îäîëåòü. Íà÷í¸ì ñ çåðêàëà, ïðåäìåò ïðîñòîé êàê â òîé ñêàçêå, ïîìíèøü, Ñâåò ìîé çåðêàëüöå ñêàæè.
Áàáóëÿ, çàîðàëà ïåðåïóãàííàÿ Êàòþõà, ä¸ðãàÿ áàáêó çà ðóêàâ, Ïðåêðàòè! Îáúÿñíè, ÷òî ÿ ñåé÷àñ âèäåëà, Êèðèëë, ñïàëüíÿ, êðîâü, ÷òî ýòî?
Áàáêà óäèâèëàñü, Áóäóùåå òâî¸, ÷òî îðàòü-òî. Äóìàåøü, ïðîñòî òàê ÿ ïðèì÷àëàñü â òðóäíûé ÷àñ. Íó òàê åãî ìîæåò è íå áûòü, åñëè êîíå÷íî, òû íå îãëóïåëà îò ëþáâè ñâîåé, ÷åðåç íå¸ ñèëû òâîè âûñàñûâàåò ýòîò âóðäàëàê.
Êàòÿ ãðîõíóëàñü íà ñòóë, çàøåïòàëà, Äà íå ìîæåò áûòü ýòîãî, íå ìîæåò áûòü. Êàêîé âóðäàëàê áàáóëÿ. Òû â ñâî¸ì óìå, îí æå ëþáèò, íåò
Îí ìèëûé, îí, îí, îí..
Òàê âîò êîò¸íîê, ïðîäîëæèëà âåùàòü ñòàðóõà, äàâàé óæå ñ çåðêàëîì çàêîí÷èì. Òóò êàê â òåëåêå âàøåì, òîëüêî áåç ïóëüòà, ðóêàâîì âñ¸ äåëàåòñÿ. Âîçüìè ñòóëü÷èê, ïðèñÿäü-êà íàïðîòèâ.
Êàòåðèíà ïðèñåëà. Ïðèêðûëà ãëàçà. Çàäóìàëàñü.  ÷åðåäå ñêà÷óùèõ ìûñëåé, ïðåäïîëîæåíèé, ñðàâíåíèé è âûâîäîâ ìîçã Êàòåðèíû âûäàâàë àíàëèç, ïåðåáèðàë, ñóììèðîâàë è âû÷ëåíÿë âñå íþàíñû è ìîìåíòû, âñå íåäî÷¸òû å¸ îòíîøåíèé ñ Êèðèëëîì íà÷èíàÿ ñ ìîìåíòà âñòðå÷è. È ÷åì íàïðÿæåííåå ãðîõîòàëè â å¸ êîðîáî÷êå èçâèëèíû, òåì ÷¸ò÷å âûðèñîâûâàëñÿ íåïðèÿòíûé, ñòðàøíûé, ïî ñóòè ñâîåé, âûâîä, íî ñåðäöå êðè÷àëî íå ìîæåò ýòîãî áûòü, ÿ ñàìà ñåáå íàêðó÷èâàþ, ÿ æå ëþáëþ åãî, à îí ìå….
Óãîìîíèñü òû óæå êîò¸íîê, óäîâëåòâîð¸ííî îòìåòèëà áàáêà, íàáëþäàÿ, êàê Êàòþõà õìóðèòñÿ, ìîðùèò ëîá è ðàñòèðàåò âñïîòåâøèå ëàäîíè. Âîò òû ñèëüíàÿ ó ìåíÿ, ó äðóãîé áû ñ îäíîãî çàãîâîðà ñòðàñòü îòëåòåëà, à òû âñ¸ íå îòïóñêàåøü. Íå îøèáëàñü ÿ. Ýòî õîðîøî.
Êàòåðèíà ïîäíÿëà íàêîíåö ãëàçà íà áàáêó, â çðà÷êàõ ïëåñêàëîñü ëþáîïûòñòâî. ×òî òàì ñ çåðêàëîì?
Âîò è ÷óäíåíüêî. Âîò òðàâêà êîò¸íîê, â ïðàâîé ðóêå çàæèìàåøü, ïðîèçíîñèøü âñëóõ èëè ïðî ñåáÿ óêàçàíèå, ïîâåðõíîñòü ïðîòèðàåøü ñïðàâà íàëåâî, è ñëîâîì, â êîíöå çàêðåïëÿåøü.
Êàòðèíà ïîíèìàëà ìèñòè÷íîñòü ïðîèñõîäÿùåãî ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ áàáóëè. Ìàòü íàïðÿìóþ íèêîãäà íå ãîâîðèëà êòî òàêàÿ å¸ áàáóøêà, ÷åì çàíèìàåòñÿ, êåì ðàáîòàëà, äàæå âñëóõ âîïðîñû íå ïîäíèìàëèñü. Îòåö, òîò îò ò¸ùè ïîäàëüøå äåðæàëñÿ, è íå åçäèë íèêîãäà, âñ¸ ðàáîòîé îòìàõèâàëñÿ. Êàòåðèíå óáðàíñòâî áàáêèíîé èçáû â ïàìÿòü çàïàëî, êàê òà â ëåñ ïîñðåäè íî÷è ñðûâàëàñü, â ïå÷è â ïÿòè ãîðøêàõ ÷òî-òî âàðèëà, êàê ëþäè ê íåé ïðèõîäèëè, çàäàâëåííûå ãîðåì. Íî, ó Êàòþõå è ñâîè çàáîò õâàòàëî, æèçíü øòóêà áûñòðàÿ, îñîáåííî â ãîðîäå.
. Òàê ïî÷åìó æå íå ïðîâåðèòü, êàê ðàáîòàåò ïîäàðî÷åê, ïîäóìàëà Êàòþõà, âûõâàòèëà ïó÷îê òðàâû èç áàáêèíûõ ðóê, çàæìóðèâøèñü, ïðîâåëà ëåâîé ðóêîé è òóò æå îòêðûëà ãëàçà. Îòøàòíóëàñü â óæàñå.  çåðêàëå îòðàçèëîñü ñîâåðø¸ííîå áëåäíîå ëèöî, ò¸ìíûå êðóãè ïîä ãëàçàìè, êðîâîïîäò¸ê íà ñêóëå, èñêóñàííûå ãóáû, ñåäûå âèñêè, ñîææ¸ííûå ïåðåêèñüþ âîëîñû.
Âîò áëèí, îíà çàãàäàëà óâèäåòü ñåáÿ ÷åðåç òðè ãîäà áðàêà ñ Êèðèëëîì.
T;yt; peili, âñïëåñíóëà ðóêàìè áàáêà, ñèëüíà òû êîò¸íîê, è ñëîâî íå íóæíî. Íó âîò, åù¸ ðàç óáåäèëàñü, äóìàþ, òåïåðü, âåðèøü.
Êàòåðèíà îòáðîñèëà ïîñëåäíèå ñîìíåíèÿ, ãëóáîêî âçäîõíóëà, âûïðÿìèëà ñïèíó è ñæàëà ãóáû, èíòåðåñíàÿ ëè ñóäüáà å¸ îæèäàåò.
Òåïåðü áàáóëÿ ïîñâÿùàé â ïîäðîáíîñòè, äóìàþ ÿ ãîòîâà.
© Copyright: Ïðîêîôüåâ Àíäðåé, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221022601946
Ðåöåíçèè
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в ноле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С. ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисеи.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне. всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица,—
Где красавица-девица?»
— «Там, в лесу, стоит одна,—
Отвечает ей она,—
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть».
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,—
Им царевна говорит,—
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас,—
Старший молвил поклонись,—
Коли так, не заикнуся
Уж о том».— «Я не сержуся,—
Тихо молвила она,—
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко,—
Ей кричит она в окошко,—
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».— Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо,—
Ей царевна говорит,—
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую,— сказала.—
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед»,—
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили,— печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Свет ты мой,—
Красно солнце отвечало,—
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Братец мой,—
Отвечает месяц ясный,—
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».— «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».— «Постой,—
Отвечает ветер буйный,—
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль-всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Урок-игра в 5 классе по сказкам Пушкина
«Сказка — ложь, да в ней намёк…»
Жеребьёвка (деление на 3 команды): «Золотая рыбка», «Золотой петушок», «Семь богатырей». В командах выбирается капитан и секретарь, который фиксирует правильные ответы у каждого участника.
Представление жюри:
библиотекарь гимназии Гнаевская Галина Ивановна
от родителей в жюри приглашается
Слово ведущего (учитель литературы)
2016 год в России объявлен Годом Литературы. И наша игра сегодня будет посвящена этому знаменательному событию. Как известно, кто много читает, тот много знает, а значит, многого добьётся в жизни. Каждый россиянин знает имя Александра Сергеевича Пушкина, потому что с самого раннего детства мы слышим его имя и его сказки. И игра наша будет посвящена именно сказкам великого поэта. Называется она так: «Сказка — ложь, да в ней намёк…».
Вам, ребята, придётся показать все свои знания, проявить смекалку и эрудицию. Жюри в конце игры назовет самого лучшего знатока сказок Пушкина из каждой команды и самого лучшего художника из каждой команды. Начинаем первый этап игры.
Первый этап – литературоведческий.
Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем дается 1 минута на обсуждение. Отвечает команда, которая первой заявит о своей готовности. За каждый правильный ответ – 1 балл.
-
Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сочинял народ или коллективный автор).
-
Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка – это авторская обработка сказки народной).
-
Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Его няня Арина Родионовна).
Второй этап посвящен сказкам.
Конкурс 1. Он называется «Все сказки в гости к нам»
Командам предлагается по очереди назвать сказки Пушкина. Побеждает команда, которая последней назовет сказку.
(Сказок всего 6, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, обе команды получают равное количество баллов – по 1 баллу за каждую сказку).
Сказки Пушкина:
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Сказка о медведихе»
Конкурс 2. Конкурс для капитанов команд.
Приглашается от каждой команды капитаны за отдельные столы. Задание: Расшифровать название сказки, вписав его в клетки. За правильный ответ 1 балл, за скорость ещё 1 балл.
Ответ: Сказка о попе и е работнике его Балде .
Конкурс 3. Пока капитаны соревнуются, мы проведём блицтурнир.
Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы.
Вопросы для первой команды:
-
Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)
-
Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
-
Какое домашнее животное было с царевной – невестой Елисея? (Пёс)
-
Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)
Вопросы для второй команды:
-
Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
-
Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (королевич)
-
Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
-
Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
Вопросы для третьей команды:
-
Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку!»)
-
Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)
-
Что бросила царевне в руки нищая черница? (Яблоко)
-
Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
Конкурс 4. Этот конкурс называется «Сказка о рыбаке и рыбке»
Команды должны перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Время на выполнение – 1 минута, за правильный ответ присуждается – 2 балла.
(корыто – изба – столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская. Итог: разбитое корыто.)
Конкурс 5. Узнай сказочного героя.
Описания портретов читаются по очереди то одной, то другой командой. За правильный ответ – 1 балл, за название сказки – 1 балл.
-
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха – столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке» )
-
Высока, стройна, бела,
И умом, и все взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна-Лебедь.«Сказка о царе Салтане»)
Конкурс 6. Этот конкурс называется «Кроссворд». От каждой команды выберите 4 игрока, которые должны разгадать кроссворд
Конкурс заканчивается, когда одна из команд первой решит кроссворд.(1 балл – за каждый правильный ответ в кроссворде, 1 балл – за скорость).
Конкурс 7. А пока игроки решают кроссворд, мы проведем следующий конкурс – «Иллюстрация к сказке».
Каждый из вас мог нарисовать иллюстрацию к любой сказке Пушкина. Соберите, пожалуйста, все рисунки, сделанные вашей командой, и сдайте в жюри для подсчёта.
Жюри подсчитывает количество сделанных командой иллюстраций к сказкам, за каждую присуждается – 1 балл. Жюри должно выбрать лучшего художника в каждой команде.
А мы продолжаем игру. Конкурс 8. Этот конкурс называется «Сказочный предмет».
Представители команд по очереди выбирают карточки с изображениями сказочных предметов. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
жемчужное ожерелье – «Сказка о рыбаке и рыбке»
орех – «Сказка о царе Салтане»
верёвка — «Сказка о попе и его работнике Балде»
мешок — «Сказка о золотом петушке»
Конкурс 9. А этот конкурс нам помогут провести Золотые рыбки.
Золотая рыбка задает вам вопросы, ребята. На полу лежат рыбки с номерами. Члены команд по очереди вылавливают рыбку, находят карточку с тем же номером, что и на рыбке, зачитывают вопрос и отвечают на него. За правильный ответ – 1 балл.
-
Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой)
-
С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб)
-
Вид пшеницы, которой кормил поп Балду? (Полба)
-
Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
-
Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)
-
Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (монета)
-
Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
-
В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)
-
С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
-
Кто вынул из мешка пред Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
Конкурс 10. У нас остался последний конкурс «Продолжи фразу» .
Командам присуждается 1 балл за правильное продолжение фразы и 1 балл за название сказки, из которой она взята.
Задание для первой команды
-
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке… (ровно тридцать лет и три года.«Сказка о рыбаке и рыбке» )
-
Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару… (Посмотреть кой-какого товару.«Сказка о попе и его работнике Балде»)
Задание для второй команды
-
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так… (лечь решили натощак.«Сказка о царе Салтане» )
-
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь… (не мышока, не лягушку, а неведому зверушку.«Сказка о царе Салтане»)
Вопросы для третьей команды:
-
В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут…( Туча по небу идет, бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)
-
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был… (мед-пиво пил, да усы лишь обмочил.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
И в конце нашего урока хочу вас спросить:
— Чему учат сказки А.С.Пушкина? (Дети отвечают.)
— Сказки А.С.Пушкина учат быть щедрыми и честными, понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
А.С.Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще не раз перелистать страницы пушкинских сказок.
Вот и подошла к концу наша игра. Мы предоставляем слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение.
Тест по сказкам А.С.Пушкина
1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?
а.Балда +
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон
2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?
а.чудо-остров
б.остров Буян +
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей
3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?
а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче +
г.к ветру
4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет +
г.кто дальше пронесет кобылу
5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
а.3
б.7 +
в.12
г.33
6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
а.2
б.4
в.6 +
г.8
7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?
а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде» +
г.«Сказка о царе Салтане»
8. Из какой сказки эта цитата?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» +
9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
а.в глаз
б.в лоб
в.в нос +
г.в ухо
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» +
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»
Тест по сказкам А.С.Пушкина
1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?
а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон
2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?
а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей
3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?
а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру
4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу
5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
а.3
б.7
в.12
г.33
6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
а.2
б.4
в.6
г.8
7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?
а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»
8. Из какой сказки эта цитата?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»
Тест по сказкам А.С.Пушкина
1. Кто из пушкинских сказочных героев спал на соломе и ел вареную полбу?
а.Балда
б.Елисей
в.Гвидон
г.Дадон
2. Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец?
а.чудо-остров
б.остров Буян
в.остров сокровищ
г.остров затонувших кораблей
3. К кому королевич Елисей не обращался за советом в поисках царевны?
а.к солнцу
б.к месяцу
в.к туче
г.к ветру
4. Какого состязания не было в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
а.кто быстрее обежит вокруг моря
б.кто дальше бросит палку
в.кто выше подпрыгнет
г.кто дальше пронесет кобылу
5. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
а.3
б.7
в.12
г.33
6. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?
а.2
б.4
в.6
г.8
7. В какой из перечисленных сказок нет царицы?
а.«Сказка о рыбаке и рыбке»
б.«Сказка о золотом петушке»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о царе Салтане»
8. Из какой сказки эта цитата?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
а.«Сказка о золотом петушке»
б.«Сказка о царе Салтане»
в.«Сказка о попе и работнике его Балде»
г.«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
9. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
а.в глаз
б.в лоб
в.в нос
г.в ухо
10. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
а.«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!»
б.«Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил»
в.«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
г.«И скрылась от меня навек богиня тихих песнопений»