Свет и тени в характере обломова сочинение

Сочинение на тему обломов и штольц: сопоставление или противопоставление? и.а. гончаров заставило нас задуматься над вопросом: сопоставляет главных героев автор

Сочинение на тему «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? (И.А. Гончаров)» заставило нас задуматься над вопросом: сопоставляет главных героев автор или противопоставляет и с какой целью он это делает.

Летом 1957 года в Мариенбаде русский писатель И.А. Гончаров читал И.С. Тургеневу и А.А. Фету свое новое произведение – роман «Обломов», который был опубликован чуть позже, в 1959 году, и принес автору мировую известность. Произведение перевели  почти на все языки мира, спектакли по «Обломову» до сегодняшнего времени идут на сценах как российских, так и зарубежных театров, по роману снят фильм. Написание произведения и его издание предшествовали одному из главных событий в русской истории – отмене крепостного права. Это были непростые годы, полные раздумий о путях развития России, время мучительного ожидания перемен. И.А. Гончарова тоже волновали эти непростые вопросы, которые он пытается решить в романе «Обломов». На примере частной жизни он показал все пагубное влияние крепостного права на российское общество.

В композиционной основе произведения лежит прием антитезы, то есть противопоставления, при помощи которого автор помогает читателям понять душу героев, выделяет их неповторимые, особенные личностные качества. В Илье Ильиче Обломове и  Андрее Штольце – главных персонажах романа – противопоставляется все, вплоть до мельчайших деталей: происхождение, воспитание, образ и стиль жизни, отношение к службе, внутренние человеческие качества.

Илья Ильич Обломов – молодой барин, единственный сын и наследник своих родителей. Он рос и воспитывался в родовом имении Обломовке, расположенном в тихом и спокойном местечке. После окончания частного пансиона Ивана Богдановича Штольца переехал в Петербург, окончил университет и три года служил в одном из многочисленных департаментов столицы. Потом герой, придумав незначительную причину, уволился и засел в квартире на Гороховой улице, проводя время в пустых мечтаниях и снах. Халат превратился в его вторую кожу, а его широкий диван, казалось, навсегда сросся с героем.

Еще в детстве, наблюдая за жизнью родителей, маленький Илюша приучался к лени, покою и праздности. Барскому сыну не разрешали самому ни умываться, ни расчесываться, ни одеваться или поднимать уроненную вещь. Все за него выполняли сначала няньки, потом Захар. С раннего возраста Илье Обломову внушали мысль, что труд – это тяжкое наказание. Родители, потакая любимому сыну, убили в нем стремление к знаниям, познанию нового. Сначала они не разрешали «исследовать» мир вокруг имения, который был так интересен маленькому Илюше, потом целыми неделями позволяли гостить дома и не посещать по разным причинам занятия в пансионате. Такое воспитание сделало героя апатичным, ленивым, не умеющим найти выход в трудной ситуации, решить какую-либо проблему. У него нет никакой цели в жизни, никаких живых интересов. Он живет, словно по инерции, не задумываясь и не переживая о завтрашнем дне. Илья Ильич дорожит только своим спокойствием и удобством и даже ради любви не готов от них отказаться.

Однако, кроме лени, равнодушия к жизни и инертности, Обломов не лишен и положительных качеств. Он мечтательный, мягкий, простой, неподдельно добрый человек с огромным сердцем и чистой, неиспорченной  душой. Может быть, именно поэтому Андрей Штольц спешит к нему в гости после долгих поездок, чтобы отдохнуть душой рядом с великодушным и добрым товарищем.  

Несмотря на крепкую, многолетнюю дружбу, друзья совершенно разные. Андрей Штольц родился в семье с другими устоями и традициями. Его мать была русской дворянкой, мечтающей видеть в единственном сыне молодого барина, однако большую роль в его воспитании сыграл отец – Иван Богданович Штольц, немец по происхождению. С ранних лет Андрей изучал окружающий мир, пропадая, бывало, по несколько дней где-то, но каждый раз открывая для себя что-то новое. Он усердно учился, много читал, переводил, ни минуты не оставаясь без дела. Иван Богданович Штольц воспитывал в сыне любовь к знаниям, привычку думать, работать. Андрею часто приходилось выполнять поручения отца, и ни разу сын не подвел его. Все это развивало в нем умение ставить цели и достигать их, жить своим умом, надеяться только на себя в решении жизненных вопросов. Старший Штольц часто брал с собой подросшего сына на фабрику, на поля, заезжал с ним к купцам, даже устроил работать учителем в своем пансионате. Труд был основой жизни в семье Штольцев. После окончания университета Андрей не стал задерживаться около отца, а отправился в Петербург со ста рублями денег ассигнациями. В столице он устроился на службу, сделал блестящую карьеру, добился уважения, определенного веса в обществе. Все, чего достиг Андрей в жизни, он достиг своим умом и трудом, благодаря своей предприимчивости и настойчивости. Выйдя в отставку, он занимался коммерцией, различными проектами, много путешествовал, общался с людьми, был все время в движении и позволял себе отдохнуть только у Ильи Обломова на его широком и удобном диване. И сам И.А. Гончаров, и читатели романа  любуются кипучей энергией Штольца, настроенного против спячки и лени, за просвещение и труд. Однако в его характере нет той поэзии, мечтательности и мягкости, какие есть у Обломова. Андрея интересуют только собственные интересы, у него нет программы служения обществу.

Читатель обращает внимания на то, что герои Гончарова не похожи друг на друга даже внешне. Рисуя портрет Обломова, автор отмечает мягкость в выражениях его лица, линиях тела, движениях. У героя мягкие пухлые руки, такие же плечи, не по летам обрюзгшее тело, что говорит о неприспособленности к труду, частом безделье, лени. На его светлом лице и темно-серых глазах почти никогда не было и тени мыслей.

Андрей Штольц был стройным, немного худощавым, мускулистым молодым человеком. Казалось, он весь состоял из мускулов, нервов и костей и этим походил на чистокровную английскую лошадь. В его теле не было ничего лишнего, оно было физически крепкое и здоровое. Герой никогда не делал резких движений, был всегда спокоен. Его зеленые выразительные глаза смотрели на мир с большим интересом. Весь его внешний вид говорил о том, что Штольц натренировал тело постоянным движением.

Таким образом, мы убеждаемся, что автор не сопоставляет героев, а противопоставляет их. Через этот художественный прием И.А. Гончаров смог показать всю глубину внутреннего мира Ильи Обломова и Андрея Штольца, черты их характера.    

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сопоставление Обломова и Штольца (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)», которое позволяет понять мировоззрение и образ жизни молодых дворян первой половины 19 века.

Роман «Обломов» родился из главы «Сон Обломова». Она была написана и опубликована 1849 году и осталась единственной главой, имеющей название, все остальные главы идут под номерами. Ее появлению предшествовала поездка в Симбирск, где писатель наблюдал картины патриархальной старины.  Работа была прервана путешествием Гончарова на фрегате «Паллада», после чего последовало написание путевых очерков. И только в 1857 году Гончаров вернулся к роману.  Полностью произведение было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1859 году накануне реформы крепостного права. Проблемы, поднятые в романе, были очень актуальны в те годы. Произведение заставляет задуматься о жизни и в наши дни.

Образы Обломова и Штольца выразили общественные взгляды и проблемы эпохи. Часто Обломова трактуют как отрицательного персонажа, считая Штольца его положительным антиподом. Я не согласна с этим мнением.

Характер главного героя Гончаров во многом писал с себя. Жизнь Ильи Ильича Обломова типична для русских поместных дворян 19 века. Детство героя прошло в родовом имении родителей. Его воспитывали как настоящего барина. Кормили, одевали, работать не заставляли. Даже в школе он учился без усердия, часто списывал задания у друга. Мальчик иногда убегал, воспользовавшись сном няньки, на волю. В таких прогулках он делал много открытий. Гончаров отмечает, что в эти моменты проявлялась пытливость ума, интерес к окружающему миру. Такие проявления были кратковременными, а с возрастом и вовсе угасли. Обломов уехал в Петербург и превратился в ленивого, апатичного человека.

Он пробовал служить, но не нашел в департаменте ни приложения своим способностям, ни душевной атмосферы. Там была рутина, бестолковая суета, множество обязанностей. Все это не соответствовало душевному складу Обломова. По молодости герой выезжал в свет, но нашел там ту же скуку. В конце концов, он успокоился в своей квартире на Гороховой улице. Весь его день проходил на диване, где он спал, ел и мечтал. Здесь проходила его настоящая жизнь. Он мечтал о переустройстве родительского имения, о женитьбе, друзьях, теплых летних вечерах в кругу семьи и друзей. В своих снах Илья Ильич возвращается в счастливые дни детства. Жизнь в имении с ее покоем и сытостью осталась идеалом для Обломова, она лежала в основе всех мечтаний героя. Найдя такую обстановку в доме вдовы Пшеницыной, он понял, что стремиться больше некуда и искать больше ничего не нужно.

Его друга Андрея Ивановича Штольца считают антиподом Ильи Ильича. С Обломовым они были знакомы со школьной скамьи. Дружбу пронесли до конца жизни. Андрей Иванович был сыном русской дворянки и немецкого бюргера. В его характере соединились лучшие черты этих двух наций. От матери он взял романтичность, любовь к русской природе, литературе. От отца ему достались деловая хватка, трудолюбие, стремление к самостоятельности. Мать хотела воспитывать его как барина, завивала кудри, наряжала. Отец привлекал его к своим делам, за работу платил деньги. Ребенком Штольц, бывало, по несколько дней не появлялся дома, отец его за это не наказывал. Примечателен эпизод, в котором рассказывается об одном из таких случаев. Когда после такого отсутствия Андрей явился домой и, оказалась, что он не выучил заданные ему уроки, отец вывел его за ворота и велел не возвращаться, пока уроки не будут сделаны. Мальчик вернулся через несколько дней с выполненными заданиями. 

Штольц хорошо учился в школе, потом уехал продолжать образование за границу. Во взрослой жизни он успел послужить, потом организовал какие-то свои дела. В будущем, возможно, он стал успешным капиталистом. Андрей Иванович всегда помогал Обломову устраивать дела. В квартире Ильи Ильича Штольц находил тихую гавань, где отдыхал от светской суеты и дел. Женившись на Ольге, он пришел к выводу, что его жизнь приобрела завершенность и стремиться больше некуда.

Характеры героев, их образ жизни сильно отличаются. Обломов не силен в делах, у него нет предприимчивости Штольца, но он всегда имел свое мнение и добрую душу. Душевные качества Ильи Ильича и привлекали к нему Андрея Ивановича. Душу ценила в нем Ольга Ильинская. Обломов – мечтатель, Штольц воплощает мечты в жизнь. Для Штольца большое значение в жизни играет труд, к этому его приучил отец-немец. Обломов был барином до мозга костей, за него все делал Захар. Эти характеры дополняют друг друга. У Обломова тонкая, чувствительная натура, Штольц избегает всяких чувств, они мешают ему жить. Образ жизни наложил отпечаток и на внешность героев. Илья Ильич был мягкий, белый, обрюзгший. Штольц был худой и мускулистый.

При всей разнице характеров, образы Обломова и Штольца имеют общие черты. Их стремления завершились сразу после женитьбы.  Они оба боятся волнений. Штольц не позволяет эмоциям владеть душой, Обломов избегает светской суеты. Они, каждый по-своему, стремятся обрести душевный покой. Штольц считал, что нужно «донести сосуд жизни до последнего дня», не совершая лишних, бесполезных движений. Илья Ильич дорожил богатством духовного мира, так же стараясь не растратить его понапрасну.

В своих произведениях Гончаров стремился создать идеальный характер. Возможно, у него это получилось бы, если соединить черты Обломова и Штольца в одном персонаже.

Невозможно сказать, какой из героев лучше, какой хуже. Ольга Ильинская искренне любила Обломова и тяжело переживала разрыв с ним. Ее чувства к Штольцу были не так романтичны. Их брак был скорее деловым союзом. Они оба считали, что у человека должна быть семья, у них было много общего, они были симпатичны друг другу. Это послужило причиной их брака, о любви Гончаров не упоминает. Очень сильное чувство, сродни самопожертвованию испытывает к Обломову Агафья Пшеницына. Любит друга и Штольц, не склонный к проявлению сильных чувств. Симпатизирует своему герою и автор. И это при всем том, что критики считают его отрицательным персонажем.

Можно сказать, что каждый из героев хорош по-своему. В образе Обломова преобладает душевность, в Штольце – прогматизм.  И то, и другое качество не является отрицательным. Герои взаимно дополняют друг друга. Они оба являются представителями своей эпохи, помогая нам понять, как жили наши предки.

Читателям интернет-журнала Литеровед предлагаем сочинение на тему «Образ Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов», в котором не только нарисуем портрет главного героя произведения, но и расскажем о формировании  его характера.

Летом 1857 года писатель И.А. Гончаров заинтриговал своего друга Лоховского необычным письмом, в котором говорил о некой девушке, которую любит так, что не может надышаться, и о своем сопернике, молодом, но слишком неповоротливом человеке. Как потом оказалось, речь шла об Ольге Ильинской и Илье Обломове, героях романа, над которым на тот момент работал писатель. В 1859 году в журнале «Отечественные записки» роман был напечатан, и читатели наконец познакомились с теми загадочными личностями, о которых когда-то писал Гончаров в своем письме.

В основе произведения лежит проблема формирования личности в обстановке, когда окружающие всячески пытаются подавить проявление хоть некоторой самостоятельности. Автор рисует портрет человека, привыкшего с детских лет получать желаемое при помощи других людей. Таким человеком является Илья Ильич Обломов. Он молодой дворянин, коллежский секретарь. В начале произведения ему примерно тридцать три года, двенадцать из которых он живет в Петербурге. Илья Ильич родился в Обломовке – райском уголке, находящемся далеко от больших и шумных городов и дорог. Он был любимым и единственным сыном своих родителей, поэтому все внимание и вся любовь окружающих доставались ему. Барский сын никогда не трудился, все, чего ему нужно было, тотчас совершалось крепостными крестьянами.

Обломов учился в пансионе Ивана Богдановича Штольца. Учиться ему не нравилось, так как это был тот же самый труд, только не физический, а умственный. В двадцать с небольшим лет, после окончания пансиона Ивана Богдановича Штольца, он уехал из родного имения в Петербург, полный надежд и планов, учился в университете, потом устроился на службу. Однако более двух лет прослужить не смог, так как быстро разочаровался и в коллегах, и в начальнике, и в самой службе и после первого незначительного промаха вышел в отставку, дослужившись до невысокого чина. Он надеялся, что отношения с коллегами и начальником будут похожи на семейные отношения, но его надежды не оправдались. После отставки он безвыездно жил в Петербурге на Гороховой улице в четырехкомнатной квартире.

Мы видим, что на диване лежит полноватый человек с пухлыми руками, узкими плечами и бледной шеей. У Обломова была вполне приятная внешность, несмотря на заметную лысину, украшением его лица служили темно-серые глаза, в которых весьма редко появлялась какая-либо мысль, однако почти сразу же исчезала, будто не смея тревожить хозяина. Он давно уже не заботится о своем внешнем виде. На Обломове чаще всего надет его любимый восточный халат, который герой практически не снимает, отчего вещь порядком износилась, утратила свою свежесть, но Илья Ильич этого вовсе не замечал. Его ноги обуты в мягкие домашние туфли. Носки он может надеть с разных пар или даже наизнанку. Обломов не желал снимать уютную домашнюю одежду и переодеваться для выхода в свет, поэтому отказывался от предложений посещать светские мероприятия, находя для этого различные причины и объяснения. Он с удовольствием оставался дома и  проводил время в состоянии полудремы.

По характеру Илья Обломов – человек мягкий, добрый, мечтательный.  Превыше всего герой ценит покой и тишину. Снимая квартиру, состоящую из нескольких комнат, он все свое время проводит только в одной, которая служит ему и гостиной, и столовой, и спальней, и кабинетом. Порядок в комнате не поддерживается, о чем красноречиво говорит пыль на мебели, разбросанные везде вещи. Распорядок дня Ильи Ильича состоит всего из нескольких пунктов: поесть, поспать и изредка помечтать. Лежа на диване, он мечтает о счастливой семейной жизни с женой и детьми в своем имении Обломовке, однако что-то сделать для того, чтобы у него появилась семья, Обломов не способен. Герой бездеятельный, ленивый, апатичный человек. Всякие решения даются ему с большим трудом, он предпочитает, чтобы те проблемы, которые у него возникают, решались кем-то другим. Если же человек, который способен помочь Обломову, не находился, то решение проблемы откладывалось. По этой причине в течение долгих лет Обломов не ездил в Обломовку, чтобы проверить, как обстоят дела в хозяйстве. Для него было даже трудно выйти куда-либо из квартиры на то время, пока ее приведут в порядок.

Илья Ильич – человек доверчивый, его легко обмануть, обвести вокруг пальца. Он верит Тарантьеву, который часто занимает у него  денег, но забывает их возвращать. Его бессовестно обманывает староста имения, который ежегодно пишет о пожарах, недоимках, неурожае, уменьшении дохода, а хозяин никак не удосужится проверить достоверность его слов, так как ему лень выйти из привычного состояния и проехать за несколько  сотен верст до Обломовки. Для спасения имения от разорения Обломов обдумывает проект или, как он называет это, план, однако годы идут, а проект никак не «обдумается». И хотя герой понимал необходимость этого проекта по улучшению порядка управления имением, но предпринять что-то решительное он не мог, откладывая работу на завтра.

Есть в характере Ильи Обломова такие качества, как искренность, порядочность, честность. Он отзывчивый и чуткий человек, умеющий любить. Искренние чувства к Ольге Ильинской смогли ненадолго вывести  героя из привычного состояния, наполнить его жизнь чем-то возвышенным и прекрасным. К сожалению, связать свою судьбу с возлюбленной Обломов не сумел, так как верх над ним взяли лень и апатия.

Обломов – отличный друг. Штольц признается, что после шумных мероприятий, жизненной суеты ему приятно ехать к Илье Ильичу, сидеть на его широком уютном диване и вести дружеские беседы, иногда спорить. Общение с Обломовым дарило Андрею какой-то душевный покой, умиротворение, успокаивало встревоженную душу. Такие чувства испытывает человек, который вернулся из прекрасных зал в свой собственный скромный дом.

В образе Ильи Обломова И.А. Гончаров изобразил человека, испорченного существующим строем. Крепостничество превратило наблюдательного, активного, любознательного мальчика в мужчину, не чувствующего вкуса жизни, совершенно бесцельного, пассивного, медленно умирающего сначала морально, а потом и физически. Автор отмечает, что время Обломовых уходит в прошлое, уступая место таким героям, как Штольц.

Урок
7. Роман «Обломов» в зеркале русской критики.

Цель: показать
противоречивость оценок литературных критиков романа «Обломов»,

сопоставить оценки критиков со своим восприятием
романа, строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на
теоретико-литературные знания; совершенствовать умение делать выводы и
обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации;

эстетически и нравственно воспитывать, формировать
активную жиз­ненную позицию учащихся.

Оборудование: раздаточный
материал, тексты критических статей, ил­люстративный материал.

Тип
урока:

усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые
результаты: учащиеся анализируют противоречивые оценки литера­турных критиков
романа «Обломов»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;
строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоре­тико-литературные
знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими
источниками информации; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний

 (Проверка
домашнего задания предыдущего урока)

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и
цели урока

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова
«Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа
главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в
«Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое
обломовщина?», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина
«“Обломов”. Роман И. А. Гончарова». Характерны названия статей. Название
дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно
Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они
лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об
Испании” В. П. Боткин
a», «“Сочинения”
В. Г. Белинского» и т. д. Добролюбов же   в названиях своих статей выявляет их
главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль:
«Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

     Однако если Дружинин как бы следует за романом
Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет
нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно,
слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более
того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина».
Дружинин в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое
обломовщина?». И оба они опираются на роман.

4.Работа
над темой урока

1.1.Объяснение
учителя

-Интересно, что оба критика поначалу берутся
определить художествен­ную манеру писателя, и оба видят её в предельно
объективном изображении, по сути, повторяя Белинского, который более чем за
двадцать лет до этого усмот­рел в художественности как таковой отличительную
особенность Гончарова — писателя.

«Автор “Обломова”,- писал Дружинин,- есть художник
чистый и незави­симый, художник по призванию и по целости того, что им
сделано». Подобно этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа
«непосредственно в силе ху­дожественного таланта автора», который не даёт и,
по-видимому, не хочет дать никаких выводов. «Гончаров является перед нами,
прежде всего, художником…   объективное творчество его не смуща­ется никакими
предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким исключительным
симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно», — пишет Добролюбов.

Оба критика, проявив большое художественное чутьё,
точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа
в частно­сти. Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, оба во многом разошлись.
И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила
их
 
писать
не столько по-разному, сколько о разном.

Добролюбов рассмотрел социальные корни обломовщины, то
есть, прежде всего, крепостное право, и указал на тип Обломова и обломовщины
как на новое слово общественного развития, «знамение времени». Естественно, что
и сам барин Обломов получил у него достаточно жёсткую оценку. Хотя не нужно ду­мать,
что к уяснению барства Обломова и сводится смысл добролюбовской ста­тьи.
Недаром он пишет: «Это коренной, народный наш тип». И в другом месте: «Обломов
не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств».

Дружинин же рассмотрел обломовщину как явление, «корни
которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и
обло­мовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсе­гда
укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений;
современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и
подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в
тумане»,— пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гон­чарова, который
так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных
чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно
смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз; о её жертвах можно
жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не
унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

Ольга.  В критике
обнаружились противоположные суждения об Ольге. Добролюбов увидел в Ольге «высший
идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской
жизни»,
писал о её готовности к общественной деятельности, тоске по ней. «Гончаровская
Ольга ни одним намёком не обнаруживает своей близости к кругу идей и настроений
революционной борьбы, –
отвечает первому критику «Обломова» исследователь
наших дней. Её неудовлетворённость беспредметна, безымянна и носит не
политический, не социальный, но моральный, психологический характер. В Штольце
её не удовлетворяет рассудочность, эгоцентризм, сухой расчёт, отсутствие
мягкости, душевности, какие она наблюдала у Обломова». (Пиксанов Н. К.,
«Обломов» Гончарова. – «Учёные записки МГУ», вып. 127, 1948. стр. 152.)

В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов
и Дружи
нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным.
Правда, объяснили они это по-разному.

·                  
Добролюбов отметил,
что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей,
и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.  

·                  
Дружинин
 же
считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это …
персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам
должной полноты впечатления».

Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может
быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он
кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе
идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия
запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё
это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили
деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно  неважно, чем
именно и с кем конкретно он торговал.

Сопоставительный анализ критических оценок романа
«Обломов»

И.
А. Гончарова «Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова»
(работа в
парах с раздаточным материалом)

Задание

Как определяют литературные критики специфику
проблематики романа?

Как трактуется в статьях образ Обломова?

В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И.
Писарева и А. В. Дружи­нина в оценке романа «Обломов»?

Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?

Карточка № 1

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе
ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя
обломовщины. Слово обломовщина не умрёт
в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно
характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей
  вероятности,
из литературы оно проникнет в язык и войдёт во всеобщее употребление.
Посмотрим, в чём же состоит эта обломовщина.

Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно
противоположных направлений:
он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к
бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям;
он провёл детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых
родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной
дремотою… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно… (Б.
И.
Писарев «Илья Ильич Обломов. Обломовщина»)

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной
жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…

…Гнусная привычка получать удовлетворение своих
желаний не от собственных привычек, а от других — развила в нём апатическую
неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это
так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и
одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести
между ними какую-нибудь границу
(Н. А. Добролюбов
«Что такое обломовщина
?»).

Карточка № 2

…Обломов — единственный человек в романе,
единственный, чьё существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей
свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха»,
приобретёт конкретный, определённый статус… Гладкому, «мраморному» Обломову
нечем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль
мужа, помещика, чиновника. Он — просто человек
(П. Вайль,
А. Генис «Обломов и“Другие” »).

Карточка 3

…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через
любовь — и мо-
жет ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её
леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался
вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми
сокровищами, что перед ней открылись…
(А. В.
Дружинин «“Обломов”.Роман И. А. Гончарова
»)

«Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не
было… Но что
приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а
здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике
(Л. Н.
Толстой. Из письма А. В. Дружинину 16 апреля 1859 г.).

Карточка 4

В этом романе разрешается обширная общечеловеческая
психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских,
национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических
обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием
которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В
этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти
вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нём выставлены и недостатки общества,
но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для
художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами,
мыслями и страстями

(Д.И. Писарев. «Роман
 И. А.  Гончарова  “Обломов”»).

Коллективная работа по составлению обобщающей
таблицы

«Обломовщина как ведущая тема романа» (запись на доске
и в тетрадях)

Обломовщина как ведущая тема романа

Что такое обломовщина?

·                  
Драма
умственного и нравственного развития героя,

·                  
Изображение
того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки;

·                  
Через
какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию
апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними

Истоки обломовщины

·                  
Автор
ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства

Обломовщина как способ типизации

·                  
Автор
создаёт типичные конкретно-исторические характеры,
воплощающие черты определённой социальной среды, раздвигает узко временные
рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в
недрах русского национального характера.

Обломовщина как знамение времени, её основные
признаки

«Обломовщина» — проблема не одного человека, а
знамение
времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:

апатия и лень;

малодушие и эгоизм, как результат
гиперболизированной
опеки старших, ограниченности стремлений, отрешённости;

закрытость от реальной жизни;

желание оградить, уберечь от возможных проблем

Вывод. Вина Ильи Ильича
состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья
Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах
его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхо­да свету, который,
как он считал, был заперт в нём. Герой Гончарова так и остался об­ломком того
несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина
одного Обломова? «Наше имя легион»,— скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько
людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу
духа ради успокоенности, собственного благополучия?

«Умники и умницы»: постановка и решение
«литературоведческих головоломок»

а)      Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет
романа «Обломов» можно рассказать в двух-трёх строчках. Передайте и вы сюжет
романа в нескольких предложениях.

б)      Некоторые критики считают, что в романе два
сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете —
превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

в)      Что общего у Обломова с «лишними людьми»
(Онегиным, Печориным)?

г)       М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочёл Обломова
и, по правде сказать, обломал об него все умственные способности. Сколько маку
он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только один день и что таким
образом можно проспать 365 дней…».

Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни
Обломова.

Чем можно объяснить такое растянутое повествование о
первом дне героя?

Рефлексия.
Подведение итогов урока

1.Обобщающая беседа

·                  
В
чём вы видите историко-философский смысл романа?

·                  
Как
проблемы, поставленные в «Обломове», решаются в «Обрыве»?

·                  
Чем
близки нам раздумья и тревоги Гончарова-писателя?

Заключительное слово учителя

— Итак, роман «Обломов» явился вершиной творчества И.
А. Гончарова.
С большой художественной силой заклеймил писатель крепостничество, которое, по
мнению его, шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм
  поместного
дворянства и показал «обломовщину» как зло и бич русской жизни!
Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с
самого детства.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из
тем: «Мечтательность и деятельность в понимании И. А. Гончарова (по роману
«Обломов»)»;

«В чём трагедия жизни Ильи Обломова? ».

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» каждый персонаж помогает глубже раскрыть образ главного героя. Крепостной слуга Обломова — Захар — воплотил в себе те же черты обломовщины, что и его барин. И это неудивительно: они оба выросли на одной и той же почве и впитали «обаяние обломовской атмосферы».

Характеристика образа Захара дана автором с большой долей иронии, что делает этого персонажа не двойником Обломова, а его карикатурной копией.

  • Образ Захара
  • Внешность
  • Характер
  • Отношения Обломова и Захара
  • Вывод

Образ Захара

Почти каждый штрих в описании внешности и поведения Захара автор наполняет юмором. Например, мысль о том, что Обломовка была дорога обоим героям, в отношении к Захару сформулирована так: «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак…» А чего стоит фраза о чистоплотности: «У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук…»

В романе старый слуга Захар Трофимович — один из самых ярких второстепенных персонажей. Ему 55 лет. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был приставлен дядькой к Илюше, позже в Петербурге стал камердинером Ильи Ильича.

Обязанностью Захара было полное обслуживание Обломова, так как «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причёсанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара…» Ещё он был обязан подогревать самовар, чистить одежду и обувь своего барина и убирать в кабинете.

Но уборка эта проводилась только после длительного пререкания Захара с барином. Круг этих немногочисленных обязанностей Захар однажды и навсегда очертил себе сам. Если его заставляли делать что-то сверх этого, он оставался очень недоволен и ворчал.

После исполнения этих нехитрых обязанностей он дремал на лежанке или шёл болтать с Анисьей…

Внешность

Внешность Захара нелепа и смешна. К тому же он хрипит и по-собачьи ворчит. По словам самого Захара, голос он потерял давно, на охоте со старым барином, когда ему «дунуло сильным ветром в горло».

Это был «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами… » Эти роскошные бакенбарды — колоритная деталь внешности Захара. Они шевелились и меняли положение на его лице в зависимости от мимики: когда он улыбался — его бакенбарды раздвигались в стороны и поднимались.

Раньше он носил ливрею, сопровождая своих господ в гости или в церковь, а сейчас неизменный сюртук и жилет напоминали ему эту ливрею, которая свидетельствовала о достоинстве дома Обломовых. Глубокая пре­данность барину перешла к нему «…от отца, деда, братьев, дворни… обратилась в плоть и кровь».

Характер

Главной чертой характера Захара была леность. Она дана ему от природы — он родился и вырос в благословенном уголке, где «всё тихо и сонно».

Как Обломов был привязан к своему дивану, так Захар был привязан к своей лежанке. Погружённый в дремоту, он проводил на ней большую часть своего времени. Иногда выходил к воротам, тупо смотрел на прохожих, а затем шёл на кухню поболтать с кухаркой Анисьей.

Конечно, хозяйство Обломова при таком слуге велось кое-как. Когда речь заходила об уборке, он говорил, что нет смысла убираться каждый день, потому что завтра мусор снова наберётся. Лучше умереть, рассуждал он, чем каждый день перебирать все углы.

Захар нечистоплотен и неопрятен. Он редко бреется, редко моет лицо и руки, хотя делает вид, что иногда занимается этим. Когда Обломов стыдит его за то, что видел на стене клопа, Захар реагирует на это совершенно спокойно, добавляя, что у него и блохи есть. Мол, что в этом такого?

С юмором описана феноменальная неуклюжесть и неловкость Захара. Все предметы в кабинете Обломова, особенно те, которые требуют бережного отношения, перебиты и переломаны.

Когда он принимался за наведение порядка в кабинете хозяина, «начиналась ломка, паденье разных вещей, битьё посуды, опрокидыванье стульев…» Гончаров пишет, что годами вещи могут стоять на своих местах, но стоит Захару взять в руки какую-нибудь из них — она тут же ломается или разбивается.

Отношения Обломова и Захара

С Обломовым Захар часто грубит и фамильярничает, спорит с ним, особенно когда дело касается какого-нибудь задания, не предусмотренного кругом его основных обязанностей. Легко врёт своему хозяину и ворует у него деньги со стола, а также не возвращает сдачу. Причём оправдывает это своеобразно: «Как же не приберёшь гривен да пятаков к рукам, так и табаку не на что купить…»

Он и в юности был «проворным, прожорливым и лукавым парнем», таким же прожорливым и лукавым остался и в старости и всегда тосковал, если барин всё съедал и тарелка оставалась пустой. Он постоянно что-то жевал, любил также и выпить за барский счёт.

Читать он не умел, но и не расстраивался особенно по этому поводу: «Прожил век и без грамоты, слава Богу, не хуже других». Это рассуждение также перекликается с мнением Обломова: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»
Зато деньги считать Захар умел.

Захар любил посплетничать, распускал о своём барине различные небылицы, называл его дурным барином, не дающим ему житья. В то же время он всей душой был предан своему хозяину и вообще всему, что носило имя Обломова. Он мог себе позволить злословить по его адресу, но никогда не позволял этого делать другим.

Автор пишет: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом…». Но при этом Гончаров уверен, что если бы Захару пришлось дежурить ночью у постели больного Обломова, то он непременно бы уснул.

В возрасте 55 лет Захар женился на кухарке Обломова Анисье. Несколько лет они живут в браке и продолжают служить Обломову. Анисья, тихая, кроткая, работящая женщина, для Захара стала тем же ангелом-хранителем, что и Агафья Пшеницына для Обломова.

Но она умирает от холеры. Умирает и Обломов. После его смерти Захар очень скучает по своему барину, ходит на его могилу и не хочет никуда уезжать, несмотря на предложение Штольца. Оставшись в одиночестве, он начинает пить и бродяжничать.

Вывод

Захар — порождение той же жизни, что и Обломов. И тот, и другой воплощают в себе один и тот же тип человека — обломовский. Их судьбы неразрывны, жизнь каждого из них невозможна и немыслима без другого.

«Старинная связь была неистребима между ними», — говорит автор. Поэтому понятие «обломовщина» включает в себя не только самого Обломова, но и Захара. Они оба не хотят и не могут уже изменить устоявшийся быт, совершенствовать себя.

Им обоим свойственно мечтать, но ничего не делать. Они оба зависят друг от друга.

Образ Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов» дополняет картину обломовщины. Но не хотелось бы сводить всё только к крепостному праву и рабской зависимости слуг от своих хозяев. Это упрощает смысл романа.

Обломов — это, безусловно, «продукт» благословенной Обломовки. Но это ещё и определенный психотип. Он встречается в любое время и в любой общественно-экономической формации. И в наше время достаточно людей, душевное устройство которых соответствует этому типу личности.

Давно также замечено, что люди, долгое время живущие вместе, становятся похожими друг на друга не только привычками и вкусами, но и внешне. Особенно заметно это у супругов. Даже животные, долго прожившие с людьми, становятся в чём-то похожими на своих хозяев. Так что и схожесть характеров и образа жизни Обломова и Захара можно объяснить этим обстоятельством.

Характеристика образа Захара может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ Захара в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Иван Александрович Гончаров создал свое произведение в 1859 году, всего за два года до отмены крепостного права. Одним из главных является образ Захара в романе «Обломов».

Этому типу Иван Александрович Гончаров посвятил отдельный очерк под названием «Слуги старого века», в котором автор вспоминает представителей данного сословия, которых он знал, людей старой закалки, тяжело вживающихся в изменившиеся жизненные условия.

Портрет Захара

Образ Захара в романе «Обломов» характеризует его портрет. Иван Александрович Гончаров так описывает этого слугу.

Это пожилой уже человек, «в сером сюртуке» и такого же цвета жилете с медными пуговицами, с голым черепом, «как полено», и с густыми и широкими русыми бакенбардами с проседью, каждой из которых хватило бы «на три бороды».

Изображающий нелепую и смешную внешность портрет Захара дополняется автором и особенным голосом: герой или хрипит, или ворчит, как собака, а не говорит. Данный Богом голос, по словам Захара, он «потерял на охоте», когда вместе со старым барином ездил туда и когда ему будто бы в горло дунуло сильным ветром.

«Захар — второй Обломов (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» — «роман-монография». Создавая ее, автор имел целью написать историю жизни одного человека — Ильи Ильича Обломова. Писатель на протяжении всего романа показывает духовный путь своего героя. Взращенный Обломовкой, тот привык к лени и «ничегонеделанию». С детства окруженный слугами, Илья Ильич не может самостоятельно даже вытереть нос.

«Главным» слугой Обломова является Захар — мажордом, лакей, нянька и все остальное в одном лице. Обломов помнит Захара «молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем». Но это было очень давно.

Сейчас его облик совсем иной: «В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды».

Захар неряшлив, неаккуратен, нерасторопен, ленив так же, как и его хозяин, если не больше. Это человек двух эпох. От одной из них ему досталась безграничная преданность дому Обломовых, а от другой, более поздней, — «утонченность и развращение нравов». Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий.

Но если бы Обломов заболел, а его попросили бы провести ночь у постели больного, то Захар бы непременно уснул. Мы узнаем, что этот герой любит выпить и позлословить о своем барине, таскает у него пятаки и гривны, разбивает все, что бьется, и безбожно ленится. Но все же всегда выясняется, что это глубоко преданный своему барину слуга.

Вообще, образ слуги в литературе — это отдельная тема, которая разрабатывалась в произведениях многих писателей. В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове.

Все, что есть в характере Захара, корнями своими уходит в Обломовку, над которой царит вечный сон: «Захар любил Обломовку как кошка свой чердак, лошадь — стойло, собака — конуру, в которой родилась и выросла». Своей преданностью Захар пагубно влияет на характер главного героя.

Зачем человек будет трудиться и делать что-либо вообще, если у него есть «триста Захаров», которые со всем этим прекрасно справятся? И сам Захар вполне согласен с подобной точкой зрения.

Он считает, что барин абсолютно прав, когда сердится за то, что слуга сравнивает его «с другими»: «Я «другой»! Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать — есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Вот такова жизненная философия Обломова.

Но Захар не видит в этом ничего возмутительного или задевающего его достоинство. Напротив, он горячо поддерживает хозяина, считая, что настоящий барин должен быть именно таким. Автор неспроста берется за разработку образа Захара. Велика его роль в раскрытии особенностей характера Обломова. Захар — олицетворение всех крестьян Обломовки.

На примере его взаимоотношений с барином показаны отношения господ со своими слугами вообще. Прошло то время, когда крестьяне за своего хозяина бросились бы в драку, а те, в свою очередь, были благодетелями для своих слуг. Теперь слуги, в частности, Захар, осмеливаются перечить своим господам, а то и попросту пренебрегать их пожеланиями.

Но, несмотря на мелкое недовольство как со стороны Обломова, так и со стороны Захара, живут они душа в душу. Никто не знает Илью Ильича лучше, чем Захар. Если следовать утверждению «каков слуга, таков и хозяин», мы получим неприглядный, но вполне правдивый портрет души Обломова. Он попрекает Захара, что грязно, что все время что-то пропадает, но слуга знает, что это все — лишь пустые разговоры, которые на самом деле ни к чему не приведут. Как и Обломов, Захар большую часть времени лежит, а нет — так болтает с дворней. Он отражает, пусть более утрированно, все основные черты характера своего хозяина. Как уже было сказано выше, образ слуги в романе не случаен. Они одинаковы — и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй — самобытный характер, не призванный измениться в каком бы то ни было случае.

Слуга Захар: характеристика

Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом.

Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность.

Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои «Обломова» голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.

Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки — когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.

Верность Илье Ильичу Обломову

Образ Захара в романе «Обломов» невозможно себе представить без упоминания важнейшей черты этого героя — преданности Илье Ильичу.

Верность своему барину этого слуги, следование давно забытым всем устоям родной Обломовки изображаются особенно ярко в эпизоде, когда Илья Ильич наставляет Захара самым действенным и привычным способом — называя его «жалкими словами», в частности «ядовитым человеком».

Слуга в минуту раздражения позволил себе сравнить Илью Ильича с другими, которые переезжают легко с одной квартиры на другую и отправляются за границу. Это вдохновляет Обломова на гордую и грозную отповедь о том, что невозможно сравнивать его с кем-то другим.

Такой ответ задевает Захара больше, чем все ругательства: он ощущает, что переступил некоторую запретную границу, когда уподобил другим людям своего барина.

Преданность господину, доведенная до высших пределов

Автор с умилением и иронией рассказывает нам, какой он, Захар, в романе «Обломов». Если, скажем, надо было бы отдать свою жизнь за Илью Ильича Обломова, своего хозяина, то он и мгновения не раздумывал бы.

Ринулся бы на врага, как пес бросается на зверя, защищая охотника.

Однако там, где следовало проявить терпение и усидчивость, например при всенощном уходе за болеющим барином, Захар бы не смог исцелять таким образом, а просто уснул.

Роль Захара в романе «Обломов» сводится к тому, что он как бы привносит в жизнь своего барина атмосферу Обломовки, являясь носителем ее устоев. Для него характерен пропитанный ленью и бездельем дух барского имения: полное равнодушие к беспорядку вокруг, нежелание беречь вещи, экономить средства и ремонтировать сломанное.

Кроме того, ему несвойственно стремление к рачительному ведению хозяйства. Его распорядок дня включает сон до полудня. Затем — привычное пререкание с барином. Это даже не спор, а своеобразный ежедневный ритуал. Обломов говорит о делах, однако сказанное никогда не реализуется. Тогда к речам своего барина присоединяется Захар и выносит свой вердикт.

Он говорит, что все и они не немцы какие-нибудь, чтобы этой ерундой заниматься.

Захар равнодушно относится к тому, что диван для его барина стал и спальней, и кухней, и рабочим кабинетом. Ведь именно лежа на нем Обломов принимает гостей. Более того, проживая в трехкомнатной снимаемой петербуржской квартире, ни барин, ни хозяин двумя комнатами не пользуются вообще.

Они равнодушны к расплодившимся вокруг мышам и тараканам. Главное для них — всласть отоспаться, затем плотно пообедать, а далее — опять впасть в дремотное состояние. Это — суть их жизни, перенесенная из Обломовки.

Роль Захара в романе «Обломов» — поддерживать эту милую его сердцу атмосферу. Поэтому самому помещику удобно и комфортно со своим старым и преданным слугой. Впрочем, такая горячая преданность Захара оказывает негативное влияние на самого Обломова.

Помещик, имеющий в собственности триста душ, не считает нужным трудиться, во всем полагаясь на труд своих крепостных.

Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара

Не лишен этот слуга и недостатков, как и другие герои «Обломова». Иван Александрович Гончаров определяет своего героя термином «рыцарь со страхом и упреком», принадлежавшим одновременно двум эпохам, которые наложили на этого персонажа свою печать.

От одной к нему по наследству перешла не ведающая границ преданность Обломовке, а от другой, более поздней, — развращенность нравов и утонченность.

Захар любит посплетничать с другими слугами на дворе, при этом зачастую приукрашивая своего хозяина или же выставляя его таким, каким тот никогда не являлся, не отказывается также выпить с приятелями.

Не прочь этот слуга иногда и прикарманить деньги — медные, некрупные, но обязательно забирает себе сдачу, оставшуюся от покупок. Все предметы, к которым прикасается Захар, ломаются, бьются — так, к началу повествования осталось уже очень мало целых вещей в доме Обломова, будь то чашка или стул. Еду этот слуга подает барину, как правило, роняя при этом то вилку, то булку…

Другая черта, на которую указывает Иван Александрович Гончаров, характерна для смешения двух различных эпох: Захар готов был умереть вместо своего барина, расценивая это как свой природный и неизбежный долг, но когда требовалось всю ночь просидеть не смыкая глаз у его постели, если бы от этого зависело здоровье и даже жизнь Ильи Ильича, то непременно заснул бы этот герой произведения «Обломов». Проблемы связи двух эпох, таким образом, также поднимаются в этом романе.

Нерасторжимая связь с Обломовкой

Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой — как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые «преданья старины», сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты.

Поднимаемые в произведении «Обломов» проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира — сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность.

Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.

Связь с Обломовым

Существование Захара и в самом деле заканчивается со смертью хозяина, после которой жизнь его превращается в горькое и ненужное прозябание. Вскоре после кончины Ильи Ильича умерла и жена Захара, Анисья, а Агафья Матвеевна Пшеницына, супруга Обломова, не сумела держать в доме Захара при суровом «братце». Она лишь изредка его подкармливает и дает немного теплой одежды на зиму.

Образ Захара в романе «Обломов» полностью раскрывается в заключительной сцене произведения. В финале Андрей Штольц, друг Ильи Ильича, встречает Захара, почти ослепшего, нищего старика, выпрашивающего милостыню возле церкви. Но предложение этого героя уехать в деревню не соблазняет его: он не может оставить могилу Ильи Ильича без присмотра, ведь только возле нее он находит умиротворение.

  Обломов и обломовщина – сочинение (10 класс)

Сочинение: Характеристика Захара в романе «Обломов» (с таблицей)

(366 слов) Роман И.А. Гончарова «Обломов» занимает важное место в истории литературы.

Автор в произведении показывает два типа: новый положительный тип русского прогрессивного деятеля и исторический уходящий тип носителя русской культуры.

Главный герой Обломов вместе со своим слугой Захаром относятся ко второму типу. Немаловажную роль в создании характера Обломова сыграл Захар, о котором и пойдет речь.

По сюжету романа Захар начал служить в доме Обломовых еще с ранних лет. В то время его наняли ухаживать за маленьким Ильей. Теплые взаимоотношения на протяжении долгого времени переросли в шутливо-дружескую форму.

Захар не считал Обломова своим хозяином, делал то, что ему заблагорассудится. Проводя параллель между героями, мы видим, что Захар и Обломов, несмотря на взаимное недовольство, неразлучны друг с другом.

Невозможно представить одного без другого.

Несмотря на то, что Захар постоянно жаловался на барина за его капризы, в душе он любил Обломова. Без этих упреков Захар не чувствовал бы себя слугой. Он привык подчиняться, но в то же время ленится что-либо делать. Он с трепетной заботой относится к своему хозяину.

Захар не исполняет просьбу Тереньтева и не отдает ему вещи Обломова. Он хотел бы сохранить их и уберечь от пропажи. В таких мелочах проявлялась любовь и преданность Захара к Обломову. Но не всегда было так.

Захар был неряшливым и неаккуратным, но постоянно валившаяся на пол посуда и грязные полы не мешали Обломову относиться к своему слуге с достоинством. Захар мог по вечерам пригубить спиртного, обсуждая с товарищами отрицательные и положительные черты Обломова. Иногда мог положить себе в карман немного лишних денег.

Но все эти недостатки оставались незамеченными, так как эмоциональная связь душевного хозяина с ворчливым слугой перекрывала все. После смерти Обломова не стало и Захара как личности. Слуге пришлось покинуть родные стены, в которых он проработал почти всю свою жизнь. Он остался никому не нужным.

Но даже после смерти своего хозяина Захар оставался преданным ему. На предложение Штольца пойти к нему работать, бывший слуга отказывается и снова продолжает присматривать за могилой Обломова.

Таким образом, Захар – это зеркало Обломова. Он перенял все привычки от своего хозяина. Но несмотря на это, оставался преданным до конца. И даже после смерти присматривал за покойным хозяином. Образ Захара – это не забытая Обломовка, не забытое прошлое, которое постоянно тянуло его вниз вместе с хозяином.

Черты характера Захара в романе «Обломов» Цитаты
Самоуверенность и чувство собственного достоинства «…Пятьдесят пять лет ходил он на белом свете с уверенностью, что все, что он ни делает, иначе и лучше сделано быть не может…»
Лень и стремление к праздности «…Он утром ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал […] Потом он мел […] и обтирал пыль […] Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей…»
Вспыльчивость и упрямство «…Если ему приказывали сделать что-нибудь сверх этого, он исполнял приказание неохотно, после споров и убеждений…»
Неаккуратность и неуклюжесть «…У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара…»
Грубость, агрессивность и мрачность «…Он и служи барину, и мети, и чисть, он и на побегушках! От всего этого в душу его залегла угрюмость, а в нраве проявилась грубость и жесткость…»
Бесцеремонность и развязность «…даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него, не шутя, за всякую мелочь…»
Доброта и верность хозяину «…Несмотря, однако ж, на эту наружную угрюмость и дикость, Захар был довольно мягкого и доброго сердца…»
Лукавство, алчность и тяга к воровству …Захар норовит усчитать у барина при какой-нибудь издержке гривенник и непременно присвоит себе лежащую на столе медную гривну или пятак. Точно так же, если Илья Ильич забудет потребовать сдачи от Захара, она уже к нему обратно никогда не поступит…»
Стремление вечно жаловаться и искать виноватых в своих бедах «…Сверх того, Захар и сплетник. В кухне, в лавочке, на сходках у ворот он каждый день жалуется, что житья нет, что этакого дурного барина еще и не слыхано…»
Любовь к Илье Ильичу и преданность ко всему, что его касается «…кровное, родственное чувство преданности его не к Илье Ильичу собственно, а ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему…»

Полина Цимкина

Роль Захара в романе Обломов Гончарова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Роль Захара в романе Обломов

Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно.

Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется, что же сказать кредиторам — можно сказать, что этот персонаж является отражением не только самой сути Обломова, но и зеркальной проекцией времени.

Захар отражает самые низменные ипостаси героя – он довольно прижимист и ленив, и если и выполняет свои обязанности, то спустя рукава, лишь потому, что «надо». А сам втайне лелеет поседевшие бакенбарды и вспоминает о том времени, когда господский дом преуспевал и источал былое величие. Кстати, именно в этот период в Захаре и закладывались все его жизненные принципы.

Удивительно, но в его случае верность хозяину и лень гипертрофированы в равной степени. Захар постоянно лжет своему господину и лукавит – но невооруженным глазом видно, что иначе служить он просто-напросто не может, такова его натура.

Мало того, слуга крайне неуклюж и сварлив. Но создается впечатление, что сам Захар не виноват в этом. Вполне возможно, что именно суть крепостничества поспособствовала его деградации и душевной пустоте.

В принципе, очевиден тот факт, что образ данного персонажа собирателен, потому может расцениваться как символ любого подневольного, бесправного человека, который только и умеет, что прислуживать другим.

  Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тем не менее, слуга в глубине души своей осознает, что хотелось бы ему кардинально иного. Именно поэтому, он всякий раз ворчит, исполняя хозяйскую волю.

Для самого Обломова Захар является неким «шагом назад» — в то время, как Ольга и Штольц стараются направить ленивца на путь истинный, слуга напротив, «тянет его на дно», утверждая, что кроме него об Илье Ильиче никто не позаботится и только он один знает, как сделать так, чтобы Обломов был счастлив.

Можно сказать, что таким образом Захар сам старается спастись от «ненужности», ведь помимо ухода за барином, его не ждут иные обязательства и жизненные цели.

Соответственно, «обломовский слуга» — это символ безропотной, но вечно недовольной ограниченности, удел которой – вечно сидеть на одном месте, без малейшей тяги к прогрессу.

Ведь даже если его не устраивает абсолютно все, Захар не старается изменить ситуацию – он делает вид, что доволен тем, что есть. А если и сетует на жизнь – то только шепотом и в недрах своей комнатушки.

Слуга не может понять всех душевных терзаний своего хозяина, но считает его своей собственностью. Это также значительная социальная проблема, находящая художественное воплощение.

Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

«Обломов» — вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, — ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.

Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только «отражает» худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича. Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет.

В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где «все тихо и сонно». Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать.

Они были уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе — грех». Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был «проворным, прожорливым и лукавым парнем». Когда Захар стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости.

В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего. Захар очень неловок.

Все из его рук падает, все в его руках ломается: «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь — сломалось». Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.

Одежда – важная деталь в образе Захара, так же, как и в образе Обломова. Одежда меняется, но не претерпевают изменений ее носители. В Обломовке Захар носит ливрею – форменную одежду лакеев, расшитую тесьмой.

В Петербурге на Гороховой ливрею заменяет серый сюртук с медными пуговицами, в котором еще заметны атрибуты форменной одежды слуги, а в доме Пшеницыной Захар будет носить непонятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова: халат – сюртук – халат. Удобный халат – символ барства Обломова, это «цепи» для ума, души.

Возвращение к халату – путь к деградации личности. У Захара предметы одежды тоже символичны. Ливрея свидетельствует о привязанности к хозяину, раскрывает его рабскую натуру. После смерти Обломова Захар носит шинель без одной полы. Он как будто потерял свою вторую половину – любимого барина, он как вещь, которая лишилась хозяина. Захар всегда желал быть чьей-то принадлежностью. Это обеспечивало ему кров и кусок хлеба. Таким образом, д етали одежды раскрывают паразитизм существования барина и его слуги.

Преданность господину, доведенная до высших пределов

Автор с умилением и иронией рассказывает нам, какой он, Захар, в романе «Обломов». Если, скажем, надо было бы отдать свою жизнь за Илью Ильича Обломова, своего хозяина, то он и мгновения не раздумывал бы.

Ринулся бы на врага, как пес бросается на зверя, защищая охотника.

Однако там, где следовало проявить терпение и усидчивость, например при всенощном уходе за болеющим барином, Захар бы не смог исцелять таким образом, а просто уснул.

Роль Захара в романе «Обломов» сводится к тому, что он как бы привносит в жизнь своего барина атмосферу Обломовки, являясь носителем ее устоев. Для него характерен пропитанный ленью и бездельем дух барского имения: полное равнодушие к беспорядку вокруг, нежелание беречь вещи, экономить средства и ремонтировать сломанное.

Кроме того, ему несвойственно стремление к рачительному ведению хозяйства. Его распорядок дня включает сон до полудня. Затем — привычное пререкание с барином. Это даже не спор, а своеобразный ежедневный ритуал. Обломов говорит о делах, однако сказанное никогда не реализуется. Тогда к речам своего барина присоединяется Захар и выносит свой вердикт.

Он говорит, что все и они не немцы какие-нибудь, чтобы этой ерундой заниматься.

Захар равнодушно относится к тому, что диван для его барина стал и спальней, и кухней, и рабочим кабинетом. Ведь именно лежа на нем Обломов принимает гостей. Более того, проживая в трехкомнатной снимаемой петербуржской квартире, ни барин, ни хозяин двумя комнатами не пользуются вообще.

Они равнодушны к расплодившимся вокруг мышам и тараканам. Главное для них — всласть отоспаться, затем плотно пообедать, а далее — опять впасть в дремотное состояние. Это — суть их жизни, перенесенная из Обломовки.

Роль Захара в романе «Обломов» — поддерживать эту милую его сердцу атмосферу. Поэтому самому помещику удобно и комфортно со своим старым и преданным слугой. Впрочем, такая горячая преданность Захара оказывает негативное влияние на самого Обломова.

Помещик, имеющий в собственности триста душ, не считает нужным трудиться, во всем полагаясь на труд своих крепостных.

Почему Обломов и Захар так нужны друг другу?

В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров создал образы совершенно новых для русской литературы того времени персонажей.

Никто до этого не делал главным положительным героем своего произведения пассивного, ленивого, беспомощного барина и не приставлял к нему еще более безобразного слугу.

Но в романе Илья Ильич с Захаром прекрасно уживаются вместе и, несмотря на ежедневные споры и ссоры, кажется, жить друг без друга не могут.

Истоки столь странной связи следует искать в их прошлом. Из главы «Сон Обломова» читатель узнает, что Захар и Илья Ильич жили и воспитывались в одной среде. Обломовка, так называлось имение отца нашего героя, была прекрасным, тихим и счастливым краем.

Ее жители жили в идеальном, изолированном мире, где царила тишина и невозмутимое спокойствие. Там, в условиях всепоглощающей лени, бесхозяйственности, сонливости и рос маленький Илья.

Он впитал в себя все основные черты Обломовки, и стал изнеженным, мягким, неприспособленным к жизненным трудностям 30 –летним барином.

На момент повествования, Илья Ильич живет в Санкт-Петербурге. Еще в молодости, отправившись сюда на учебу, он взял с собой и верного слугу.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но вместе с Захаром в городскую квартиру переехала и Обломовка. Герои романа создавали этот родной, привычный мир вокруг себя. Жили так, как привыкли: без порядка и без забот.

Обломов большую часть своего времени проводил лежа, делами занимался неохотно, о внешнем виде не заботился вообще. Зато всегда обильно и вкусно кушал, много спал.

Особое внимание при описании внешности и образа жизни героя Гончаров уделяет деталям: удобный широкий халат и диван – символы лени; книга, раскрытая всегда на одной и той же странице говорит о том, что Обломов не заинтересован в самообразовании; пыль повсюду и сломанная мебель – признаки бесхозяйственности и неопрятности. К тому же, Обломов несамостоятельный: он не может даже чулки надеть без помощи Захара. Но такое положение вещей его вполне устраивает, и он не собирается ничего менять. Обломову не нравится суета, не нравятся перемены в жизни, не нравится, когда что-то идет не так, как обычно. Поэтому он просто не может без Захара, который и обеспечивает стабильность, который исполняет его прихоти, не осуждает его образ жизни.

Ведь Захар даже больше Обломов, чем сам Илья Ильич. Черты «обломовщины» выражены в нем намного ярче, чем в его барине. Ведь если в том еще теплится жизненная энергия, еще возникает, редкое, но желания действовать, то в Захаре все это давно подавлено.

Он воспитан, как все слуги в Обломовке, поэтому отлично понимает характер барина, знает его образ жизни и что ему нужно. При этом он не способен ни на что больше: он умеет только лежать, ворчать и лениво (и не всегда) исполнять свои обязанности.

Поэтому после смерти Обломова, он отказывается от предложения Штольца работать у него в доме, так как понимает, что не сможет служить другому хозяину. Друг Ильи Ильича не оставит без внимания его бесхозяйственность и леность, как это делал Обломов.

Поэтому слуга привязан к своему барину, верен только ему. Обломов нужен Захару.

Герои И.А.Гончарова – люди разных социальных сословий. Но они оба – выходцы из Обломовки и не мыслят для себя другой обстановки. Они безнадежно погрязли в лени, апатии, бездействии, и считают это нормальным. Этим и объясняется крепкая связь героев: существование друг без друга для них равносильно существованию без любимой Обломовки.

Полезный материал по теме:

  1. Обломов и Захар так нужны друг другу
  2. Обломов и Захар. Двойники русской литературы
  3. «Захар и Обломов: кто у кого в рабстве?»
  4. Почему Обломов так и не пробудился к деятельной жизни?
  5. Обломов или Штольц нужны сегодня обществу?

Захар («Обломов»)

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» был написан в середине XIX века, незадолго до отмены в России крепостного права.

Молодое поколение слуг уже не было таким раболепным по отношению к хозяевам, но «старая гвардия» не представляла жизни без служения своему барину. Таким «старым слугой» в произведении выведен камердинер (слуга) Обломова.

Характеристика образа Захара позволяет лучше раскрыть характер Ильи Ильича Обломова.

  • Портрет
  • Биография
  • Характер
  • Захар и Обломов
  • Заключение

Портрет

Внешность Захара Трофимыча, как нельзя лучше характеризует не только его самого, но и Обломова, которому он служит.

Это пожилой лысеющий мужчина неопрятной внешности с грязными руками и в поношенной дырявой одежде: «сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки». Отличительной чертой в его облике, на которой постоянной заостряется внимание писателя, являются огромные седеющие бакенбарды.

Они не только представляют собой часть внешности Захара, но и передают его настроение («Он даже усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону», «бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по кому снега»).

Эти нестриженые бакенбарды и всклоченная борода вкупе с серым рваным сюртуком немало говорят о характере своего владельца.

Биография

Родители Захара были крепостными в деревне Обломовка, такая же судьба ждала их сына. Он сопровождал господ в церковь и гости, и ожидал их во время службы, а в остальное время ничего не делал.

Ещё юношей, будучи лакеем у господ Обломовых, Захар был приставлен к маленькому Илюше. В его обязанности входило одевать и раздевать мальчика.

Юный Захар был хитрый, ленивый, прожорливый парнишка.

Спокойная размеренная жизнь в деревне, несложные обязанности, ещё больше развили в парне природную лень.

Переехав вместе с Обломовым в город, Захар сильно скучает по родной деревне. Сохранить воспоминания об Обломовке ему помогает старый сюртук и бакенбарды, которые были в моде в то время.

Проживая в городе вместе с барином, он совершенно не смотрит за порядком. В квартире, где живут Обломов и Трофимов грязь, пыль и паутина. Захар ничего не умеет мастерить, любая вещь, попадая к нему в руки, ломается или разбивается, у него в прямом смысле всё валится из рук.

Характер

Захар является второй половинкой своего барина. Их основное занятие: праздность. Они оба ничего не хотят менять в своей жизни. И, когда у Обломова благодаря Ольге Ильинской появилась возможность изменить образ жизни, то Захар всеми силами пытался этому воспрепятствовать.

Кроме необычайной лени, для него характерны: неряшливость, болтливость, медлительность и неуклюжесть. За большой срок службы, он научился «командовать» Обломовым. Если Захар что-то не хочет делать, то Илье Ильичу его невозможно заставить.

Своего же старый слуга может легко от барина добиться.

При приезде в город он чётко очертил свои обязанности и не собирается их менять.

В круг его занятий по дому входят: чистка сапог и платья для барина, время от времени подметание середины комнаты, «обтирание» пыли и приготовление чая (ставит самовар).

 После проведённых работ, Захар отдыхал на своей лежанке. Слуга любит барина, но сплетничает о нём с приятелями, потихоньку подворовывает у него, не соблюдает субординацию.

В то время, как Обломов и его слуга по характеру похожи друг на друга, жена Захара Анисья, на которой он женился в 55 лет, является его полной противоположностью. Она подвижна, хозяйственна, по-своему умна. Благодаря ей в квартире появляются уют и чистота. Но Захар не ценит достоинств жены, частенько оскорбляет её.

Захар и Обломов

Захар, выросший в семье крепостных, не представляет для себя другой судьбы, кроме как прислуживать барину. Кроме того, Обломов был единственной связующей ниточкой между родной деревней и городом.

Привыкший только угождать барину, потакать его капризам, Захар не видит для себя другого призвания, кроме как в роли лакея. Подобный тандем слуга-господин не раз описывался в литературе XIX – начала XX веков.

Несмотря на частые ссоры, пререкания, ругань, споры с Обломовым, недобросовестное выполнение своих обязанностей, Захар не представляет себе жизни без Ильи Ильича. Боясь потерять своё влияние на хозяина и свою нужность Обломову, он сильно ревнует барина к Ольге Ильинской.

После смерти Обломова и жены Анисьи Захар остаётся нищим, никому ненужным, но, тем не менее, отказывается уезжать со Штольцем, чтобы, как верный пёс быть возле могилы своего господина.

Заключение

Образ Захара в романе И. А. Гончарова «Обломов» не только отлично отражает и дополняет суть главного героя романа, но и показывает, как крепостнические порядки губят в человеке личность. При этом деградация касается не только самих крепостных, но их господ. Обломов, также не может обойтись без Захара, как этот старый слуга без своего хозяина.

  • Свет божий как пишется
  • Сверхъяркий как пишется правильно
  • Свести на нет как пишется
  • Сверхинтересный как пишется правильно и почему
  • Сверхинтересный или сверхынтересный как правильно пишется