Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

Слово сверхискусственное звучит само как нечто сверхискусственное. его и на самом деле еще нет ни в русском, ни в английском.

Слово сверхискусственное звучит само как нечто сверхискусственное. Его и на самом деле еще нет ни в русском, ни в английском.  Вот к слову сверхъестественное мы как  то привыкли, как будто оно существовало всегда. Хотя я думаю, ( не проверял), что оно рождено не ранее 18 века. А происходит это потому, что сверхъестественное,  то есть, магическое, чудесное, оккультное было распространено  в архаике, и фольклоре, в эпохе и мирах веры в духов. Так что тут  древность явления отождествляется подсознательно с самим понятием.Древняя мифология, с ее бессмертными богами, только и делала, что рассказывала о сверхъестественном. Оно было интересно, тогда как естественное «интересным» не было.

А вот с 17 века  под влиянием успехов науки стали интересоваться всем естественным, а  чудеса сдали в архив почти везде (кроме, быть может идеологии и вопросов религиозного предания). Но в религии, как культе,  сверхъестественное  было введено в  рамки института, а не  тотального мировоззрения и потому жило там на своих особых, «дипломатических»  идеологических правах. Когда же оно выходила за рамки института и возвращалось в  мир — тут возникали сильные турбулентности и продолжают возникать до сих пор ( ср. с делом «Пусси райот», поясом Богородицы или дарами волхвов).

Понятие » естественного» или природного, натурального  стало занимать в мировоззрении людей  эпохи Просвещении и до наших дней  место, которое ранее занимало библейское предание о сотворении мира. Не важно, насколько подробно массы людей представляют себе процессы эволюции вселенной, биосферы, происхождения жизни, человека и языка,  наука  держит в своих руках массовое сознание как раз потому,  что не претендует на истину в конечной инстанции, допускает множество нерешенных проблем ( в  том числе перечисленные), использует понятие гипотезы и принцип вероятности и полагает, что в будущем число таких белых пятен уменьшится. Категоричность библейского предания делает его более уязвимым для рациональной критики.

Другим основанием массового рационализма можно считать бюрократический порядок жизни, где все предусмотрено формальными нормами и  безличной процедуре. Так что верить в счастливый случай и добрую волю уже не уместно. Следовательно, жизнь все в большей мере подчиняется законам, а на место законов Писания встают законы конституции, уголовного и  гражданского кодекса.В этом сдвиге огромную роль  сыграла письменность, сначала  утвердившая само  предание, потом своды законов общества, а сейчас и сумму естественнонаучных законов и исторических фактов.Сама же письменность, как и язык не принадлежит к числу явлений  естественных или природных, но и к числу артефактов их причислить трудно, так как, не будучи созданием природы, она мало зависит от действий какого-то одного человека, язык  в каком то смысле  феномен «нерукотворный» что значит — почти сверхъестественный, хотя письменности  учат, и она поначалу была делом сугубо мануальным, ручным — откуда все эти манускрипты и кодексы берут свое имя. Будучи отчасти подчиненным писаным «законам»,  язык и письменность часто ведут себя  произвольно и  свободно меняют эти предписанные им законы совершенно независимо и от «хорошего вкуса» и от правил грамматики и логики.

Вот язык и письменность я бы отнес, поэтому, к  явлениям «сверхискусственным».И именно язык и письменность скорее всего лежат в основе стремительного роста сверхсложных и  глобальных технических систем, всего сверхискусственного в нашем мире.К самим же искусственным явлением уместно отнести те артефакты, которые создаются людьми или по нормам, утвержденным традицией или  специальными нормативными и правовыми институтами.К артефактам или искусственным явлениям мы относим чаще всего вещи, изготовленные вручную или с помощью машин,  тексты — литературные, научные или музыкальные.  писаные законы и правила поведения и деятельности. знаки разного рода — в том числе деньги, произведения архитектуры и дизайна и почти все то, что называем техникой.

Но тут я должен ввести в свое рассуждение новое понятие масштаба и  предположить, что при радикальном изменении масштабов  нечто естественное может стать сверхъестественным, и нечто искусственное сверхискусственным.Небольшой разлив реки, затопивший луг по весне больше обычного, даже в древности едва ли отнесли бы к сверхъестественной воле богов, а вот всемирный потоп, который никак не мог быть делом рук одного человека или даже целой армии  становится сверхъестественным. Подраться могут  два человека по разным поводам, но война между нациями уже событие, причину которого скорое ищут в расположении звезд.

Но нечто подобное имеет место и в мире искусственных артефактов. Одну машину  или серию машин может сделать техник или его мастерская. Но наполнить мир миллиардами автомобилей — это уже явление, которое не охватить умом и нормами.Модно построить дом, пристроить к нему другой, обнести поселение стенами и создать город — это артефакт. Но вот 20 миллионный мегаполис, продолжающий расти и угрожающий всосать в себя все население страны — это уже не артефакт это явление слишком большого масштаба  и я бы назвал его сверхискусственным.

Покупка зерна  или  пары сапог на базаре с использованием золотых монет — лежит в мире вещей. Но  оборот мировых валютных запасов и капиталов — это уже не артефакт — скорее явление, равномощное всемирным ледниковым периодам или глобальному потеплению. Финансовые кризисы ближе к землетрясениям и извержениям вулканов, чем к дракам в пивной.

Хороший рояль или скрипка, сделанная  известным мастером Гварнери — артефакт. Но  фирменное качество  компьютеров в Японии  это уже  что-то, выходящее за рамки артефакта, так как включает в себя тысячи моментов — от климата страны и ее традиций, до исторического развития трудовой культуры и  военной политики государства — это уже не артефакт.Иными словами мы встречаемся  с сверхискусственным в мире артефактов, когда количество  последних, и вовлеченность их в процессы распространения и развития превосходит возможность  схватить, обнять или объяснить   их единой системой норм и правил. И современное человечество с каждым днем  переходит из мира вещей  природы и артефактов в мир технических сверхсистем и сверхискусственного.

Сверхискусственным становится чуть ли не сам климат планеты, воспроизводство ее  газовых и минеральных ресурсов, источников пресной воды. Сверхискусственны системы организации производства и права, образования и техники  коммуникации. Еще недавно ставший такой новой сверхискусственной системой  совокупность национальных радио и телестанций,  на наших глазах превращается в совершенно новый по масштабам и скоростям супергигант интернета, который в считанные годы поглотит всю печать, радио телевидение, телефонную связь,  розничную торговлю и систему банковских операций.

Я бы хотел обратить внимание на две особенности новых сверхискусственных систем.

1. Их масштаб  делает их практически малоуправляемыми  со стороны не только отдельных людей, но и  крупных корпораций. Степень взаимосвязи множества подсистем ( энергетики,  производства и торговли  оборудованием, договоров распределения частот и пр.) делает их  выходящими за рамки  возможных управляющих воздействий. Их жизнь  становится несоизмеримой с жизнью боле привычных институтов и в каком то смысле приближается  к  функциям  сверхъестественных сил прошлого.

2. В этих системах с каждой минутой растет количество новых материалов, новых субстанций и новых ритмов, темпоральных феноменов ( частот, скоростей ) которые соотносятся с привычками человека, способностями его тела и  нервной  системы, реакцией и адаптивности его памяти  и времени,  равно и телесности на  новые виды материалов и феноменов типа  излучений. 

Тут есть сходство с языком, государством  и с религиозными культами. Вступив в рамки какого-то культа, присоединяясь к какой-то церкви человек вправе ожидать от нее  защиты и помощи, нор в то же время  он налагает на себя обеты послушания. Купив компьютер и  программу «Windows», человек в равной мере ставит  себя в положение облагодетельствованного и связанного системой обязательств.В системах языка, письменности, законодательства, бюрократии, банков, полиции    и сверхбольших технических систем, мы попадаем в мало рационализируемую и контролируемую  зависимость от их тенденций и собственных  интересов, почти что воли языческих боргов и  нам приходится умилостивлять их жертвами и дарами. 

Эти большие и сверхбольшие системы вносят в нашу жизнь массу искусственных  норм и  множество искусственных материалов. На первый взгляд искусственное нормирование жизни и искусственные материалы (пластики,  металлы, стекло, керамика, полимеры, искусственные напитки и пряности, лекарства и витамины).Способность наших организмов приспособиться к этим внутрисистемным артефактам и нормам разная и зависит от времени их действия. Некоторые из них дают быстрый и ощутимый эффект, в других случаях они же в случае долговременного использования изменяют нашу телесность и биоритмы, приспособительные реакции и  интуицию.Мне как архитектору ясно видно, как жизнь мегаполисов деформирует  тысячелетиями складывавшиеся взаимные отношения биосферы и человека. Как проникновение искусственных строительных материалов  воздействует на электромагнитные поля,  микроструктуры воздуха и воды, микроструктуры времени и частотные  привычки жизни организма.

Информационные системы делокализуют наше присутствие в среде и, тем самым, вновь дезориентируют физические параметры  синхронизации  наших реакций на освещенность, температуру,  звуковые и иные  воздействия среды.Приспособляемость организма или мозга к параметрам среды с большими системами  действует на самые  глубокие механизмы памяти и адаптации.Но  между развитием технических суперсистем и  анализом их возможного воздействия на организм и сознание  складывается  все возрастающий темпоральный разрыв. Технические системы растут и развиваются в несколько раз быстрее, чем реакция на них со стороны защитных механизмов организма. Этот разрыв увеличивается, и никто не знает, в какой момент он достигнет критической величины,  необратимо ведущей  к катастрофе и какую форму обретет сама эта катастрофа.Здесь видны  самые разные векторов проблематизации взаимодействия человека и сверхискусственных систем. Простейшие очевидны — воздействие электронных приборов на нервную систему,  утомляемость зрительного аппарата  свечением мониторов, и самая скорость работы  аппаратуры.Другие менее очевидно связаны  с техникой, например, наркотизация населения  как вариант химической реакции на изменившиеся условия жизни,  злоупотребление лекарствами и витаминными препаратами.Другая новая тенденция — назад к природе и к  сверхъестественному. Это возрождение магических и шаманских практики  и основанного на магии и алхимии  самолечения.  или  внедрение рекламируемых препаратов натурального  состава или излечивающих организм ,а молекулярном уровне. то есть переносящих борьбу за здоровье на тот самый уровень который постоянно разрушается изменением  средовых условий техномира.немаловажны и реакции на уровне идеологи. Выросший в последнее время интерес  к архаическим культам ( начатый еще в символизме и авангарде), реабилитация магии и  мифологии в психотехнике и психиатрии, возникновение новых  эзотерических систем типа сайентологии и дианетики, соединяющих   образы современной технической культуры и традиционных ритуалов.  Важно, что здесь сами науки и рациональные методологии  естественно превращаются в новые технологии  реконструкции сознательной жизни и изменения способ работы сознания.В трансгуманистических направлениях  мысли уже ставится вопрос о достижении бессмертия путем естественнонаучных и технических методов, то есть возвращение к идее бессмертия, имевшего мифологический смысл и превращенного в религиозных системах в идеологическое (апокалиптическое, эсхатологическое и прогрессистское) мировоззрение, через технику возвращается в быт.

В границах науки и околонаучных сферах быстро размножаются идеологические мифологемы системного типа,  объясняющие все возможные способы интерпретации природы и мышления, из которых следуют радикальные трансформации всей системы обучения — от  дородового периода  до  академических званий.Новейшие идеи бессмертия  тела и души (мозга) сегодня уже предлагают способы и конкретные технические пути криогенной, компьютерной  и прочей техники протезирования и  анабиоза как способа продолжения существования организма и сознания личности.Интерес к бессмертию и продлению жизни  заставляет обратить внимание на то, что сама идея жизни и смерти, живого и мертвого в мифологическом, религиозном, философском и  научном сознании претерпевала  важнейшие изменения, которые продолжаются в мире сверхискусственных технических  систем глобального масштаба.

Но проблемы жизни и смерти  человека остаются локализованы  в основном в сфере медицины и не вырастают в предмет широкого научного и антропологического обсуждения, оставаясь порой в рамках достаточно узких и элитарных философских спекуляций,  в последнее время  особенно  обращенных к проблематике катастроф. глобального масштаба.Мне представляется, что проблематика жизни и смерти оказывается не столько междисциплинарной, сколько и предметно профессиональной проблемой таких сфер антропологического  конструирования, как архитектура, градостроительство, дизайн и системы образования.

История  трансформации предметов в этих сферах деятельности за последние века сместилась в область узко технического обеспечения воспроизводства норм  профессиональной работы и локальных инноваций, утратив их человекоразмерность и гуманистический, экзистенциальный смысл. Попытки восстановить этот смысл в рамках профессиональной парадигматики сегодня не практикуется. Ему предпочитают экскурсы в «смежные» области философии, культурологии и науки.Причина в падении престижа некоторых исходно антропологических дисциплин, таких как архитектура и насильственное перенесение ее в сферу прикладной технологии, например, строительной техники или техники  управления производством и распределением (коммуникации).

Темы жизни и смерти в  таком технизированном виде приобретает  идеологический характер проблематики катастроф, которая в политическом регистре дискурса немедленно превращается в пресловутую теорию заговоров.Я  вижу выход из этой,  на мой взгляд, тупиковой ситуации в гуманизации профессионального и предметного мышления, придания ему необходимой антропологичности или человекоразмерности. Одним из возможных ходов в этом направлении мне кажется реорганизация категориальной структуры мышления и введения в обиход предлагаемой здесь категории  сверхискусственного. В рамках этой категориальной парадигмы имеет смысл вернуться  и к обсуждению понятия жизни исмерти или живого и мертвенного.Разумеется, это только один частный момент в этой масштабной реорганизации современного мышления,  трагически  расширяющего  разрыв между техникой,  управлением, (бюрократией), государственной  политикой и человеком.Обособление этой антропологической проблематики в рамках философии и или новой мифологии мне представляется   не достаточным для решительной смены парадигматики нового глобального сознания современного мира. Этот круг проблем должен получить возможность развития в рамках предметно-профессионального мышления дисциплин, практически занятых проектированием и организацией этого мира, в частности, архитектуры, дизайна и урбанистики. но и не только в них, шире — во всей системе идеологии образования, воспитания и конструктивного преобразования  действительности.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется


4

11 ответов:

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



7



0

Такие Интересные слова как «сверхызысканный» или «сверхизысканный», являются показателем того, как можно испортить русский язык и родную речь, в частности.

Слово Сверхизысканный пишется конечно же только с буквой И. Это связано с тем, что по существующим правилам и нормам русского языка после приставок Сверх и Меж всегда мы пишем только букву И. Это исключение из правил, поэтому нужно такое правило запомнить и писать правильно.

Но слова «сверхызысканный» или «сверхизысканный»сейчас так часто употребляются, что возникает вопрос, правильно ли говорить так — «Сверхизысканный»? Мне кажется, что это неверное выражение, достаточно просто сказать Изысканный, и все. А приставка Сверх здесь явно лишняя.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



6



0

Могут возникнуть трудности с правописанием этого слова, т. к. некоторые правила наводят на мысль, что после приставки здесь должна стоять буква «Ы».

Но на каждое правило существует еще правило. В данном случае действует исключение, после приставки сверх, всегда пишется буква «и«.

Ответ: правильно писать сверхизысканный.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



5



0

Сверхизысканный или «сверхызысканный»?

Чтобы выбрать правильный вариант написания, сразу выделю в составе интересующего нас слова приставку сверх-, которая заканчивается согласным. Обычно такие слова пишутся с начальным ы в корне слов, например:

итог — подытожитиь;

игла — безыгольный;

искра — безыскровая (сварка).

Но это написание не годится для нашего слова, ведь в русском языке после букв х и ж никогда не пишется ы, так что выберу написание сверхизысканный.

Аналогично после приставок меж- и сверх- пишется только и в словах:

сверхискусный;

сверхизобретательный;

межинститутский;

межиздательский.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



3



0

Мы знаем правило о том, что после приставки, заканчивающейся на согласную букву («под-«, «без-«, и др.) буква «и» в начале корня меняется на букву «ы»:

БезЫнициативный, безЫскусный, подЫгрывать.

Но это правило не подходит для приставки «сверх-«(скажем сразу, что и для приставки «меж-» оно тоже не подходит), так как эта приставка заканчивается не просто на согласную букву, а на согласную букву «х», а как мы знаем, после согласных «х» и «ж» гласная «ы» в русском языке никогда не пишется.

Поэтому единственно правильное написание: сверхИзысканный.

Пример:

Когда я увидел ее, я понял, что эта девушка обладает сверхизысканным вкусом.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



2



0

В общем случае для приставок, у которых в конце стоит согласная буква, есть правило, предписывающее, что последующая первая буква корня «и» заменяется на букву «ы». Например: идея — безыдейный, искать — розыск, история — предыстория, интересный — безынтересный.

Кажется что этому правилу должно подчиняться и слово из вопроса: изысканный — сверхызысканный. Но это не так! Из вышеозвученного правила есть исключение для приставок «сверх», «меж», «контр» и «дез», после которых в сходных ситуациях пишется не буква «ы», а буква «и».

Например: изысканный — сверхизысканный, интерес — сверхинтересный, инициатива —сверхинициативный, институт — межинститутский, игра — межигровой — контригра, инфекция — дезинфекция.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



2



0

Существует правило русского языка:

DigGM9vN2U3QxwGmLom3K6iQ0H2yq7GP.png

Благодаря этому правилу, становится понятным, что в рассматриваемом слове на месте сомнительной гласной должна стоять буква И: сверхизысканный, поскольку после приставки СВЕРХ- буква Ы не пишется.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



1



0

После приставок меж- и сверх- всегда пишется буква и. Например, сверхинтересный, сверхизысканный, межинститутский, межигровой.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



1



0

Добрый день. Давайте определим, как правильно пишется слово «сверх*зысканный».

Если разобрать данное слово по составу, то можно в нем выделить приставку «сверх-» и мы с одной стороны знаем правило русского языка, которое указывает, что если есть слово начинающиеся с гласной буквы «и», то при прибавлении приставки с согласной буквы, оно меняет букву «и» на «ы».

Но для слов начинающихся с приставке «сверх-» действует другое правило: после неё всегда пишем гласную «и».

Правильный ответ: «сверхизысканный».

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



0



0

Нечасто можно встретить предложение с таким словом, как сверхизысканный, но знать, как правильно его написать, несомненно, стоит. Итак, правильным вариантом написания является второй вариант, то есть правильно следует писать сверхизысканный.

И это несмотря на то, что в русском языке существует правило о том, что после приставок с согласными на конце буква «И», стоящая в начале корня заменяется на «Ы» (например, подыграть). Однако такие приставки, как «меж-» и «сверх-» являются исключениями из этого правила.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



0



0

Стоит разобраться со структурой предложения. В данном случае «сверх» является приставкой, которая в некоторых случаях чередуется со «сверхъ». И если после многих приставок буква «и» в корне слова превращается в «ы» (индеветь — обындеветь), то с приставкой «сверх» и «и» такое не происходит. Твердый знак также не добавляется.

Поэтому слово «изысканный» при добавлении приставки не меняется — «сверхизысканный».

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется



0



0

При написании данного слова необходимо вспомнить правило, что после приставки «сверх» необходимо писать гласную букву «и».

Руководствуясь этим правилом пишем слово так «сверхизысканный», вариант написания слова через «ы» будет ошибочным и не верным.

Его вкус был сверхизысканным.

Читайте также

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса­<wbr />льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».

<hr />

<h2>Правильно: утерянный. </h2>

Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

Слово «беспрепятственный» пишется с буквой «с».

В соответствии с правилом приставка «бес» пишется в том случае, если корень начинается с глухой согласной, в то время как приставка «без» пишется перед звонкими согласными и гласными.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

Действительно, почему пишется гласная и в слове зажИгалка, а также и в родственных словах зажигать, выжигание, поджигательница, прожигатель, разжигаться, сжигание, недожигать, в то время как в других однокоренных же словах, например, разжечь, поджечь, обжечься пишется гласная е?

Казалось бы, раз под ударением пишется е, эта же гласная должна бы оставаться в однокоренных словах,

где на этом месте стоит безударная гласная. Ан нет!

И здесь вспомним правило о чередовании гласных в корне слова.

Правило простое и гласит, что присутствие после корня суффикса а (а именно это наблюдается в интересующем нас слове) влечет за собой, даже требует написания гласной и.

Есть ведь и другие примеры на это правило, например, выберем-выбираем, запереть-запирать, умереть-умирать.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

В глаголе рассчитать пишется две буквы СС.И этому правописанию есть объяснение.Рас-прист­<wbr />авка,счет-корень.Вы же не напишите вместо счет-щёт.Поэтому всегда смотрите на образование слова,а лучше мысленно разберите это слово по составу.

Сверхискусный или сверхыскусный как правильно пишется

«Коллектор» — слово не русское по происхождению. оно происходит из средневековой латыни. Там оно означает «собиратель», его однокоренные слова (в латыни) — «коллектив» (собирательный), «коллекция» (собирание), «коллегия» (от «коллегиум» — собрание»). Слово «лекция», «лектор» к этому слову отношения не имеют — они происходят от слова «лего», что означает «чтение».

Как видим, все эти слова пишутся с двумя «л». Не является исключением и слово «коллектор».

толковый словарь

прил.

1. Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством; умелый.

2. Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.

ИСКУ́СНЫЙ — прил., употр. сравн. часто

Морфология: иску́сен, иску́сна, иску́сно, иску́сны; иску́снее; нар. иску́сно

1. Искусным называют человека, который очень хорошо, профессионально умеет делать что-либо.

Такое блюдо под силу приготовить только искусным поварам. | Он был искусным, известным всему городу врачом.

2. Работу, изделие называют искусными, если работа, изделие сделаны очень качественно, с большим мастерством.

Шитьё было такое тонкое и искусное, что цветы казались живыми. | нар.

Фигурка танцовщицы была искусно вырезана из дерева. | Он искусно владел оружием.

иску́сность сущ., ж.

толковый словарь ушакова

ИСКУ́СНЫЙ, искусная, искусное; искусен, искусна, искусно. Умелый, ловкий, тонко знающий свое дело. Искусный стрелок. Искусный портной.

|| С большим умением исполняемый; сделанный мастерски, с большим искусством. Искусная работа. Искусно (нареч.) вышитый узор.

толковый словарь ожегова

ИСКУ́СНЫЙ, -ая, -ое; -сен, -сна.

1. Умелый, хорошо знающий своё дело. И. портной.

2. Умело, хорошо сделанный. Искусная работа.

| сущ. искусность, -и, жен.

популярный словарь

Искусный

-ая, -ое; -сен, -сна

1) Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством в чем-л.

Искусный ювелир.

На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал (Гоголь).

Синонимы:

гра́мотный, квалифици́рованный, о́пытный, уме́лый

2) Сделанный, исполненный с большим умением, мастерски.

Искусная отделка.

Искусная работа.

Искусное формулирование и применение моральных суждений — основа продвижения проектов и речевого разрешения конфликтных ситуаций (Ю. Рождественский).

Синонимы:

виртуо́зный, ма́стерский, то́нкий, филигра́нный, ювели́рный

Родственные слова:

иску́сно, иску́сность, иску́сник разг., безыску́сный, неиску́сный

Этимология:

Этимологически слово связано с древнерусским искусъ ‘испытание’, ‘искушение’, ‘умение’, имеющим общеславянский корень * kus-.

Зе́лен виногра́д не вку́сен, млад челове́к не иску́сен посл.

энциклопедический словарь

ИСКУ́СНЫЙ -ая, -ое; -сен, -сна, -сно.

1. Обладающий мастерством, большим умением; умелый. И. портной. И. стрелок. Этот врач весьма искусен.

2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью; мастерский. И-ая работа. И-ая резьба. И-ая дипломатия.

Иску́сно, нареч. И. сделанное ружьё. И. маневрировать. И. вести пропаганду. Иску́сность, -и; ж. И. мастера. И. исполнения.

академический словарь

-ая, -ое; -сен, -сна, -сно.

1. Тонко знающий свое дело, обладающий высоким мастерством в чем-л.; умелый.

[Пекарский] был искуснейший адвокат, и тягаться с ним было нелегко. Чехов, Рассказ неизвестного человека.

Врачи были искусны, молодость сильна, и обер-лейтенант поправился. Федин, Города и годы.

2. Сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

Искусная работа.

Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искусный, большой и твердый росчерк. Л. Толстой, Воскресение.

Стулья понравились Семячкину. Он долго рассматривал на их спинках искусную резьбу в виде гроздьев винограда. Строгова, Мастер Семячкин.

словарь церковнославянского языка

 =  прил. (греч. δόκιμος) — испытанный, опытный; достойный одобрения; (εμπειρός) опытный, сведущий.                 (Иак. 1, 12).                 (Рим. 14, 18).

пунктуация и управление в русском языке

(обладающий высоким мастерством, умелый) в чем. Искусные в плетении кружев мастерицы.

орфографический словарь

иску́сный; кратк. форма -сен, -сна

формы слов

иску́сный, иску́сная, иску́сное, иску́сные, иску́сного, иску́сной, иску́сных, иску́сному, иску́сным, иску́сную, иску́сною, иску́сными, иску́сном, иску́сен, иску́сна, иску́сно, иску́сны, иску́снее, поиску́снее, иску́сней, поиску́сней

синонимы

прил., кол-во синонимов: 44

прил.

1.

артистичный

виртуозный

осуществляющий некоторую деятельность с большим мастерством (о человеке))

2.

мастерский

артистический

артистичный

виртуозный

исполненный с большим искусством (о деятельности, результате деятельности))

ИСКУСНЫЙ

ИСКУСНЫЙ, артистический, артистичный, виртуозный, мастерский, мастерской

ИСКУСНО, артистически, артистично, виртуозно, мастерски

тезаурус русской деловой лексики

Syn: тонкий, хитроумный, квалифицированный, умелый

Ant: грубый, кустарный, неумелый,неквалифицированный

синонимы

Искусившийся, изловчившийся, изощрившийся, знающий, ловкий, способный, умелый, хитрый, наметавшийся, наторелый, знаток, мастер; мастерской, тонкий, утонченный, филигранный.

Ср. . ..

См. ловкий, опытный, тонкий…

антонимы

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

полезные сервисы

Всего найдено: 14

«Бог-Покровитель» пишется с прописных букв?

Ответ справочной службы русского языка

Пишется так: бог-покровитель, бог — покровитель чего-либо (при политеизме: одно из сверхъестественных существ, управляющих какой-л. частью мирового целого, покровительствующих кому-, чему-л., обычно какому-л. роду деятельности). Но: Бог Покровитель (ср.: Господь Вседержитель), при употреблении в значении «творец неба и земли».

Как правильно пишется слово сверх единство? Слитно, раздельно, через дефис или с Ъ знаком?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: сверхъединство.

Здравствуйте, подскажите, в слове «фетиш» куда падает ударение? И зависит ли оно от значения слова?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь

фетиш, -а и -ишатв. -ем и —ом

Большой толковый словарь

ФЕТИШ, -а; м. [франц. fétiche] 1. По представлениям верующих: неодушевлённый предмет, наделённый сверхъестественными свойствами и служащий поэтому объектом религиозного культа. Ф. чёрного камня в Мекке. Форма фетишей разнообразна: камни, куски дерева, части тела животного. Почитание фетишей.Коллекция австралийских фетишей. 2. То, что является предметом слепого поклонения. Большевики сделали из своих вождей фетишей. Сделать себе ф. из кого-, чего-л. Возводить в ф.Превратить в ф. 

Русское словесное ударение

фетиш, фетиша [не фетиш,фетиша] 

Здравствуйте, прошу разъяснить правописание слова «пост*ядерный» — с «ъ» после приставки или слитно. На вашем сайте приведены два диаметрально противоположных варианта (см. ниже). § 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях: 1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный. http://new.gramota.ru/spravka/rules/130-mtz ПОСТ… Первая часть сложных слов. [от лат. post — после, спустя] (служит для образования прил. и сущ.). Книжн. Вносит зн.: существующий, происходящий после того, что указано во второй части слова.Постадаптация, поствулканический, постимпрессионизм, постмодернизм, постиндустриальный,постэмбриональный, постядерный. http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82- Орфографический словарь постъядерный http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82*%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9&all=x Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. словарную фиксацию: постъядерный и пост. Расхождение толкового словаря и орфографических руководств касаются только того, какой морфемой является часть пост-. В толковом словаре она определена как часть сложных слов, но также ее можно квалифицировать как приставку. В орфографии она считается именно приставкой (см. об этом, например, в справочниках Д. Э. Розенталя). На этом основании пост пишется по правилу слитно и требует после себя разделительного знака перед следующей частью, начинающейся с е, ё, ю, я.

Как и все досократики, Анаксагор не прибегал к помощи потусторонних или сверхъестественных сил в объяснении процессов во Вселенной. Нужна ли запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Поставленная Вами запятая нужна.

Как пишется слово: сверхъясный или сверхясный? И почему? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

По правилам русского письма — сверхъясный.

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, кто такие фитишисты?

Ответ справочной службы русского языка

Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам, фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишист — сторонник фетишизма.

Уважаемые господа!

Скажите, пожалуйста, с какими существительными сочетается прилагательное «неземной» (как синоним восхитительного, исключительного).
Может ли быть неземной молочно-ореховая начинка? Именно начинка, без употребления слова «вкус» и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова _неземной_ — 1. Находящийся вне Земли. (_Неземное тело_.) 2. Трад.-поэт. Потусторонний, сверхъестественный, небесный. (_Неземное блаженство. Неземная любовь._) Чуждый всего житейского, грубого; идеальный. (_Неземное существо._) Поэтому можно считать приведенное сочетание некорректным.

Подскажите, пожалуйста, какой из вариантов написания вепный: сверхъидея, сверхидея или сверх-идея?

Ответ справочной службы русского языка

Слитно: _сверхидея_.

Как правильно написать: сверхЪяркий, сверх яркий или сверхяркий?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _сверхъяркий_.

просьба объяснить написание слов «сверхъестествеенный»
и «сверхинтересный», в частности написание твёрдого (ъ) знака.
Почему в одном слове пишется . а в другом -нет?

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 207427 .

Сохраняется ли твёрдый знак в конце строки при переносе: сверхъ
естественный?

Ответ справочной службы русского языка

Да, твёрдый знак сохраняется.

Здравствуйте!
1. Прописные или строчные буквы должны использоваться в словосочетании «папа римский»?
2. Остаётся или выпадает «ъ» при переносе слова «сверхъестественный» («сверхъ-естественный» или «сверх-естественный»)?

Ответ справочной службы русского языка

1. См. ответ № 175205 .
2. При переносе буквы не исчезают: _сверхъ-естественный_.

СРОЧНЯК!! ПОДСКАЖИТЕ КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ «СВЕРХЪЭФФЕКТИВНЫЙ» СПАСИБО ВАЖЕНИНА

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, воспользуйтесь окном «Проверка слова» на нашем портале.

  • Сверху вниз как пишется через дефис или нет
  • Сверху снизу как правильно пишется
  • Сверхъемкий как пишется и почему
  • Сверхинтеллектуальный как пишется правильно
  • Сверхизвестный как пишется правильно и почему