Свечка толстой тема рассказа

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города калининграда средняя общеобразовательная школа 11 открытый урок по литературному чтению на тему л.н.толстой акула

                  
 муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение

                      
города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11

Открытый
урок

по
литературному чтению

на
тему «Л.Н.Толстой «Акула»

                 Разработчик
урока:

                 Косьянова Т.А.

                 учитель начальных классов

                                                                    
2020 го

Тема:
« Л.Н. Толстой «Акула»

Цели: 1)
познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (
формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);

 2)
совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к
познавательной активности.

Задачи: 1) формирование
умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную
идею художественного произведения;

 2) совершенствование умения
анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать
прочитанное (
познавательные УУД);

 3) развитие воссоздающего и
творческого воображения;

 4) воспитание эмоциональной
отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства переживания,
сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев 
( личностные
УУД);

 5) создание условий для развития
устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге 
(коммуникативные
УУД).

Планируемые результаты:

Предметные: овладение
элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение
воспроизвести сюжет),оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу;

Метапредметные: формирование
умения выражать свои мысли ;формирование способности принимать учебную цель и
задачу, планировать её реализацию; совершенствование работы в парах, группах.

Личностные:Оценивают
поступки героев произведения под руководствомучителя, с точки зрения моральных
ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой
произведения; проявляют чувство сопереживания.

Тип
урока: 
работа с художественным текстом (комбинированный).

Оборудование: авторская
выставка книг Л.Н. Толстого; презентация к уроку, компьютер, проектор, экран;
печатные листы для составления характеристики главных героев; «словарик эмоций
и настроений»; толковые словари; рисунок корабликов для  рефлексии;
сигнальные карточки.

Виды
работы на уроке:
 коллективная; парная;
индивидуальная.

1.Организационный
момент

 
— Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Я желаю, чтобы
вы помогали друг  другу, чтобы вы решали возникшие проблемы вместе, чтобы вы
открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее
настроение не покидало вас на протяжении всего урока.

.

3.
Формирование учебной задачи урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из
величайших классиков русской литературы-Лев Николаевич Толстой.


А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю справиться с
хитрым заданием . У каждого на партах лежат карточки, возьмите
карточку. Подчеркните только буквы русского алфавита. Будьте
внимательными.

R
F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)


Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?


Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

1)
Узнаем: …….  .

2)
Научимся: ………  .

3)
Будем учиться: ……..  .

 (Мы
познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о
содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать
и делать выводы.)


Что обозначает это слово?

 (Акула
– крупная хищная морская рыба.)

-Сейчас
Максим Бородин расскажет нам об этой морской хищнице.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за
кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то
с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают
все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула —
самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”.
Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа.
У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может
храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять
рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его
месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

 (В
водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Учёные
установили, что появились они раньше динозавров. Акулы очень прожорливы и вечно
голодные. Самая крупная китовая акула, а самая страшная рыба-людоед –
белая акула.)

— Спасибо,
Максим,действительно,  акул, очень много, о них вы
можете узнать из энциклопедии самостоятельно.

Африка, второй по величине материк после Евразии.. По Африке
протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня
— Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов
С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры .В Африке
находятся слоны, но

сороги,
зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго.


Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте

посмотрим,
как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

4.
Работа над новым материалом.

1) Игра
«Предвидение».


Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе с
таким заглавием?

2) Первичное
восприятие.

(
Текст читают учитель и КовердяеваД.).

3) Проверка
выполнения содержания и смысла рассказа.

Поделитесь своими
впечатлениями о произведении.

-Расскажите, что
переживали во время чтения? (спокойствие, волнение, тревога, страх, ужас,
радость, облегчение).

— Уже в названии
есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

— Почему вам было
страшно?

— Какое место
вызвало чувство радости, тревоги, страха?

— Да,
Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и
волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и
облегчение

-К какому жанру
относится это произведение?

  
5. Подготовка к чтению рассказа учащимися.

 
Словарно-лексическая работа.

 
Ребята, прочитайте слова, записанные у меня на доске. Как вы понимаете их
значение?

 Артиллерист,
фитиль, ропот, палуба, купальня, пушка.

4) Повторное чтение.  Анализ содержания
рассказа. Выборочное чтение.

 а) 
Чтение первой части. (
 Читаем 1 абзац за
мной (буксир).
-Где стоял корабль? ( у берегов Африки)

-Как
Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный).

 -С
чем автор сравнивает погоду?

— Как
вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает
беду?


Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).

-Как
бы вы озаглавили эту первую часть?

-«Корабль
у берегов Африки».

б)
Чтение второй части.
 Читаем 2 абзац за
мной (буксир).
-Где матросы устроили купальню? (в парусе).

-Как
бы мы озаглавили эту часть?


«Купание в парусе».

в)
Чтение третьей части
 3 абзац –(про себя).
— Кто же был с матросами на корабле? (два мальчика).

-Почему
дети решили сплавать в открытое море?( им тесно было в парусе).

— Как
вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом
море? (Он пишет, что вздумали).

— Что
это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность
поступка).


Прочитайте, какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит

 -Как
отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

(Старый
артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал
отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»)

-Что
значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не
сдаваться, постараться победить ).

-Что
выражает лицо артиллериста? ( радость, он гордился сыном).

-Как
мы озаглавим эту часть?

— «Плавание
наперегонки в открытом море».

г)
Чтение четвертой части
 4 абзац –вслух.
-С какого слова автор начинает эту часть? (со слова «Вдруг…»)

-Почему?

— Как
автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг….)

-Что
увидели матросы с палубы? ( акулу).

-Какими
словами автор называет акулу? Почему?

(-Морское
чудовище, потому что акула — хищница.)

-Да,
автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за
мальчиков. Над ними нависла беда.

-Какие
действия предприняли люди для спасения мальчиков?
(стал
артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).


Насколько эффективно было это решение?

-Как
отреагировали дети на его слова? ( не слышали его, плыли дальше, смеялись и
кричали еще веселее и громче).

-С чем
сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?


полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань).

—  Какие
слова говорят о пережитых им чувствах? (артиллерист, бледный как полотно, не
шевелясь, смотрел на детей.)

-Как
матросы решили помочь мальчикам?(  спустили лодку, бросились в нее и поплыли
к мальчикам.)

-Найдите
глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

(спустили,
бросились, понеслись, они действуют быстро).

-Как
мы будем читать?  ( быстро и с чувством волнения).

-На
каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

(акула
уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков, матросы не успеют их спасти)
.

-Как
озаглавим эту часть?

 «Появление
морского чудовища».

д)
Чтение пятой части.
 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу?

— Что
означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это
сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-ВИЗГ
— это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

-Как
озаглавим эту часть?

— «Пронзительный
визг».

-Как
вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?
(когда раздался выстрел)


Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны,
виден дым от выстрела)

е)Чтение
шестой части).
 Чтение «цепочкой» (до слов «Но
когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?


«Сорвался», «побежал».

-Как
он все делал?

-Он
делал все быстро.

-Какое
решение принимает артиллерист?

-Какой
будет темп чтения? Какое чувство?

-Чувство
страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

-Как
действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как
ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

-Он
упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.


На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, 
почему? Докажите.

Что
художник на ней изобразил?


Как бы мы озаглавили эту часть?

-«Выстрел».

ж)Чтение
рассказа до конца.

-Что
привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

(со
всех сторон раздался громкий, радостный крик, он открыл лицо, поднялся и посмотрел
на море.)


Какое он сейчас он испытывает чувство? (чувство счастья, успокоения).

— Как
бы мы озаглавили эту часть?


Мальчики на корабле».

5.
Характеристика главного героя.

-Ребята,
кто главный герой этого рассказа?

  -Что
можно сказать об этом человеке, какой он? (старый артиллерист).

-Он
сильный, храбрый, мужественный. Характеристика героя:


сильный духом


мудрый


мужественный


опытный


находчивый


решительный

• смелый


бывалый

6.Вывод:

-Ребята,
а что хотел показать нам автор этим рассказом?

-Какой
урок хотел нам преподнести?

( Автор
хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что
нельзя себя так беззаботно вести.)

— Ради
чего написан рассказ?

(Чтобы
у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать
сопереживание героям рассказа.)

Артиллерист
— сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына,
проявляет  находчивость в трагические моменты.

В
минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на
волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно
действовать, не терять самообладание.

— Есть
ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень
часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и
решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает
решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

— В
чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты
характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в
экстремальных ситуациях).

7.Работа
с пословицами:

А
сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.

Не
буди лихо ,пока оно тихо.

Семь
раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так
думаете?

15.Итог
урока:

— А еще что нового узнали вы на уроке?

— Что
вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

И
прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.

-О чем
этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О
смелости, отваге, героизме.)

Народная
мудрость гласит 
«Любовь побеждает всё!»- появляется
надпись на доске.

-Вы
согласны?

16.Домашнее задание.

По
выбору учащихся:

придумать
продолжение рассказа

приготовить
пересказ по картинкам

нарисовать
иллюстрацию

пересказать
по плану учебника

сочинить
стихотворение об акуле

17.Рефлексия:

Рефлексия.
На доске слайд: девочка со свечой.


русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это
пока горит свеча. Зажечь свечу.

-Пожелайте
в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
Помните, любовь побеждает всё!

 -Мне
было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

Дата

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Из  древнерусской литературы

 «Задонщина». Особенности развития древнерусской литературы.Тема единения Русской земли.

1

Из русской литературы XVIII века

Гавриил Романович Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Сопоставление с одой «Памятник» М.В. Ломоносова

Теория литературы. Понятие о классицизме

1

Н. М. Карамзин Стихотворение «Осень». РР Анализ поэтического текста Теория литературы: Сентиментализм

1

Из литературы XIX века

Зима  в произведениях  А.С. Пушкина Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли.

1

РР Анализ поэтического текста

1

И.С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева);

1

И.С. Тургенев. Рассказ  «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям).

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Нищий» и др (по выбору): тематика; художественное богатство произведения. Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе

1

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.

1

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.

1

Произведения  русских поэтов XIX века о России .Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»  Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).

1

А.А. Фет Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.  «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты…», «Учись у них: у дуба, у березы…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета. Теория литературы: лирика природы; тропы и фигуры (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений).

1

РР Анализ поэтического текста

1

Из литературы XX века

И.С. Шмелев Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства; сказ.

1

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».  Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).

1

М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.  Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений).

1

И.А. Бунин– певец русской природы. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу».

1

 Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

1

РР  Эссе «А счастье всюду…»

1

Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы. Искусство и человек. Влияние искусства на внутренний мир человека.

1

Вересаев В.В.  Рассказ «Мать». Влияние искусства на внутренний мир человека.

1

В.П. Астафьев. «Последний поклон». Рассказ  «Далекая близкая сказка». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

1

В.П. Астафьев. Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа». РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?» Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).

1

К.Д. Воробьёв.  Рассказ «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

1

К.Д. Воробьёв.  Рассказ «У кого поселяются аисты». Добро и зло в рассказе

1

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» — многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. Анализ миниатюры «Дыхание» Анализ миниатюры «Гроза в горах»

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» — РР Творческая работа  Анализ миниатюры «На родине Есенина» с привлечением очерка К.Г. Паустовского «Бескорыстие» из повести «Мещёрская сторона»

1

В.М. Шукшин   «Охота жить «. Анализ рассказа

1

В.М. Шукшин  «Солнце, старик и девушка» Анализ рассказа

1

Из  поэзии о великой отечественной войне

РР Творческая работа Вечер поэзии М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Д.С. Самойлов «Сороковые».  Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:

1

Из современной русской литературы

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.  «Дежурная» , «Тяжелый случай», «Упрямый старик»

1

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).  РР Анализ текста  «Дежурная» , «Тяжелый случай», «Упрямый старик»

1

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.  Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

1

Календарно – тематическое планирование воспитательно — образовательной работы в старшей группе

Задачи: Продолжать формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Закреплять знания номеров телефонов вызова помощи в экстренных ситуациях. Познакомить с историей возникновения и добычи огня в древности, со свойствами огня, и способами его тушения.

Итоговое мероприятие: Создание картотеки: «Безопасность на улице и в природе». Коллаж: «Чего не надо делать»

День недели

Режим

Интеграция

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

П

О

Н

Е

Д

Е

Л

Ь

Н

К

Утро

Ф.Р

Р.р

С.к

П.Р

1.Утренние беседы с детьми.

Тема: «Огоньнаш друг или враг?»

Вопросы к беседе.

» Расскажи, почему в древности люди поклонялись огню как божеству?

  • — Чем помогал огонь древним людям?
  • — А теперь поговорим о добрых делах огня в наши дни: рас­скажи, где сегодня работает огонь и как он помогает лю­дям?

2.Д/и «Один-много» — употребление сущ. В родительном падеже множ. Числа.

Д/ И:

«Лото профессии», «Что лишнее?»

«Обведи ,нарисуй каску пожарного» (использование трафарета) Закреплять умение держать правильно карандаш. С Богданом и Таней

Игры по интересам

Предложить карандаши –раскрашивание

Игры по интересам.

Рассматривание  иллюстраций, по противопожарной безопасности

Беседа «Трудные дети»

Цель: Предоставить информацию для родителей по данной тематике.

НОД

П.Р.

Р.Р

П.р

Ознакомление с окружающим. Тема: «Огонь бывает разным».

Цели: Развитие словаря: словообразование огоньогнен­ный — огонек — огниво: угольугольныйуголек: пожар — пожарный — пожарник: активизация глагольных форм (что может делать огонь?) и форм имени прилагательного (ка­ким бывает огонь?); объяснение значений многозначного слова «огненный».

Материалы для занятия: атрибуты для игры «Разрез­ные картинки», фотоиллюстрации с изображением огня, текст рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

« 2 «Правила поведения во время пожара» презентация

3.Пальчиковая гим-ка:

4.Дежурство по столовой Цель: Продолжать формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного.

П. Р.

Х.Э.

Конструирование Тема: «Огнетушитель» Цели: учить детей передавать форму и взаимное расположение частей огнетушителя; закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу; приемы аккуратного наклеивания; способствовать развитию образного мышления и воображения. продолжать формировать умение оценивать созданные изображения.

Ф.Р

физ.к.) по плану инструктора по физической культуре

Пр-ка:

П.Р.

Ф.Р.

Прогулка: наблюдение за машинами

 Цель: продолжать знакомить с машинами специального назначения, развивать внимание, умение выделять детали.

Цели: учить детей определять положение солнца в начале и в конце прогулки, установить зависимость его от времени года. 

 Подвижная игра «Кто вперед?»   

Развивать внимание, умение анализировать полученную информацию. Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры. Развивать умение играть в игру по правилам, соблюдая очередность ходов. Выявлять знания детей о профессиях взрослых в селе.

Индивидуальная работа «нарисуем геометрические фигуры на снегу»

«Разметем дорожки от снега»

Цели: познакомить детей с новой трудовой операцией Воспитывать трудолюбие.

Уборка снега на участке.

Цель: учить коллективному выполнению задания.

Р/П сном

Х.Л.

П. Р

Вечер:

П.

Р.Р

С.К.

Гимнастика после сна.

Игровая деятельность С/Р Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. «Пожарные» Изготавливаем пожарную машину из большой коробки.

2. «Придумай новые слова»

Цель: образование сущ-х префиксальным способом. (ехать-переехать…)

Д/и «Что лишнее?»

Цель: развивать внимательность, логическое мышление.

Цель: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду.

Народные игры ИМП «Зеркало»

Цель: Продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, умение ориентироваться в пространстве

Игры по интересам со строительным материалом

Пр-ка.

П.Р.

Ф.Р.

Р.Р.

Наблюдение за изменениями в природе. Продолжать развивать наблюдательность, отражать наблюдение в речи.

.П/и «Найди пару»? З. :развивать ловкость, умение быстро реагировать .

Индивидуальная работа

Развитие движений. 

Цель: учить метать снежки вдаль

Подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье».

Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.

1

2

3

4

5

6

7

8

В

Т

О

Р

Н

И

К

Утро

Ф.Р.

П.Р.

Х.Э.

Работа по развитию мелкой моторики «Машина» из конструктора « ле-го»

«Составь рассказ по плану»

Сюжетно-ролевая игра

«Больница» — обогатить сюжет игры: оказать помощь постра­давшим на пожаре

Продолжать учить детей составлять рассказ по образцу (срт.93 «Лексические темы»  С.,Никита, Рома.

С/Д игра «Пожарные»

Цель:закреплять профессио­нальные действия пожарников.

Атрибуты для игры «Разрез­ные картинки», фотоиллюстрации с изображением огня, текст

Индивидуальные беседы о развитии и воспитании детей.

НОД

Р.Р.

П.Р.

С.К

Развитие речи: Тема: «Огонь бывает разным». Цели: Развитие словаря: словообразование огоньогнен­ный — огонек — огниво: угольугольныйуголек: пожар — пожарный — пожарник: активизация глагольных форм (что может делать огонь?) и форм имени прилагательного (ка­ким бывает огонь?); объяснение значений многозначного слова «огненный».

Звуковая культура речи: закрепление произношения звука «ш», дифференциация звуков «ш» и «с»; формиро­вание интонационной выразительности речи при переска­зе.

Развитие связной речи: развитие монологической речи — пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Х.Э.

С.К.

Р.Р.

Рисование: Тема: «Пожарная машина».

Цели: Учить рисовать пожарную машину, ее составные части прямоугольный кузов, квадратная кабина, прямоугольны) капот, круглые колеса, складная лестница;

учить правильно подбирать цвета для изображения пожара применять приемы влажного тонирования бумаги для получения нечетких границ между разными цветами;

— развивать чувство композиции, цвета;

— учить подбирать нужные цвета и гармонично их сочетать.

Х.Э.

По плану муз работника

Пр-ка

Ф.Р

П.Р

С.К

Наблюдение за облаками Д/и «Назови животных, которые готовятся осенью к зимней спячке» 
П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.
И/р по ФИЗО: прыжки с пенечков. 

Элементы хоккея.

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Труд. поручения: собрать крупный мусор.Самостоятельнаядеятельность детей

Атрибуты для игры «Разрез­ные картинки», фотоиллюстрации с изображением пожарной техники.

Р/П сном

Х.Э.

П.Р.

Чтение х.л.  И. Холин. Как непослушная хрюшка едва не сгорела. П. Голосов. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Вечер:     

Ф.Р.

П.Р.

Заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы. На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

Д/и «Что сначала, что потом»

 Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи

Труд. д-ть Дежурство по столовой  З. Продолжать знакомить детей с сервировкой стола, развивать трудовые навыки.

Бумага для рисования формат А4, акварельные краски,фотоиллюстрации с изображением пожарных машин.

Пр-ка.

П.Р.

Р.Р.

Ф.Р.

Прогулка:  Наблюдение за трактором

 Цель: продолжать знакомить с машинами специального назначения, развивать внимание ,умение выделять детали.

Цели: учить детей определять положение солнца в начале и в конце прогулки, установить зависимость его от времени года. 

 Подвижная игра «Найди свой дом?»   

Элементы хоккея.

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Цель: развивать мышление, речь, любознательность

Используется отрывок из рассказа М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице».

1

2

3

4

5

6

7

8

С

Р

Е

Д

А

Утро

Ф.Р.

С.К.

П.Р.
Р,Р.

Утренняя гимнастика № 5    Артик.гим-ка: «Как гудит машина?»

Заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы. На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

Игры на развитие мелкой моторики «Пожар» рисуем пальцем на манке.

Труд. д-ть Дежурство по столовой  З. Продолжать знакомить детей с сервировкой стола, развивать трудовые навыки.

Материалы для занятия: атрибуты для игры «Разрез­ные картинки», фотоиллюстрации с изображением огня, текст рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».

Папка – передвижка: «Возрастные особенности  развития ребёнка на 7- ом году жизни»;

НОД

П.Р.

ФЭМП Количество и счет: числа и цифры 0, 4, 5, 6; решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой,

знаки -<»>. Ориентировка во времени и в пространстве: слева, спра­ва, впереди, сзади.

Продолжать учить:

решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

устанавливать соответствие между количеством предме­тов и цифрой;

сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;

находить различие в двух похожих рисунках;

понимать учебную задачу й выполнять ее самостоятельно;

пользоваться знаками < , >;

Ф.Р.

Чтение Х.Л. А. Жигулин. Пожары. Е. Новичихин. Ноль-один.

Х.Э

Р.Р.

Лепка. Пластилиногафия «Пожар» Цели: — Закреплять умения использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). -Развивать творческое воображение.

Пр-ка

Ф.Р.

П.Р.

С.К.

«Свет повсюду» Цель: показать значение света , объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусст­венные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

«Таинственные картинки» Цель: показать детям, что окружающие предметы меня­ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность.

Рому и Никиту.

Дежурство по столовой Цель: Продолжать формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного.

Предложить старшим детям шахматы.

Цель: развивать логическое мышление.

Р/П сном

Х.Э.

Рассказ М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице».

Вечер:     

Ф.Р.

Р.Р.

С/Р игра « Пожарные».

ИМП «По желанию детей». развивать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Экспериментирование: Гори, свеча моя, гори».

Цель: выявить, что для поддерживания огня не­обходим воздух.

«Угадай по описанию» Цель: научить детей составлять описательный рассказ.

Упражнение «На шоссе» (физминутка).

С Машей и Софьей.

Сюжетно-дидактические игры «Как себя вести во время пожара»

Цель: закреплять правила поведе­ния при экстренных ситуациях.

«Шнуровка» завязываем бантики на ботинках.

И.Р.ОО ХЭР «Пожарные машины»

Пр-ка.

П.Р.

Ф.Р.

Р.Р.

Наблюдение за изменением в природе Цель: формировать представления об изменениях в природе в середине зимы (ночь убывает, а день прибывает). Учить различать характерные приметы зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.  

Индивидуальная работа

«Хоккей» — упражнения с элементами игры: ведение шайбы клюшкой в ворота. 

Цель: вырабатывать координацию движений.

Дидактическая игра. «Назови ласково»  Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег – снежок).

Подвижные игры

«Эстафета парами», «Перетяжки».

1

2

3

4

5

6

7

8

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

Утро

Ф.Р.

П.Р.

Р.Р.

Утренняя гимнастика

Беседа: Тема: Игровой тренинг «Телефон Службы спасения 01».

Цели: формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации (при возникновении пожара)

При проведении тренинга воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, связанные с возникновением пожара. Дети предлагают различные варианты выхода из сложившейся ситуации, стараются общими усилиями разработать правила поведения при ее возникновении.

Индивидуальная работа

«Резвый мешочек».

Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах.

 Дежурство в уголке природы.  Цель: Учить сопоставлять знания о приемах ухода за растениями , об условиях, необходимых для их роста и развития.

Речевые игры и упражнения  «Какой пожарный?» подбор определений Обогащать словарный запас.

Папка – передвижка: «Возрастные особенности  развития ребёнка на 7- ом году жизни»;

НОД

Р.Р

П.Р.

С.К.

Чтение Х.Л. Тема. «Зимовье зверей» Цель: продолжать знакомство с русскими народными сказками, жанровыми особенностями сказки; повторение ранее изу­ченных элементов композиции сказки (зачин, концовка).

Х.Э.

Музыкальная деятельность по плану музыкального руководителя.

Пр-ка

П.Р.

Ф.Р.

Р.Р.

Наблюдение за одеждой людей.

Выявить закономерность одежды человека от погодных условий.

Подвижные игры

«Третий лишний», «Четыре шага»

Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Самостоятельная игровая деятельность детей

Развитие движений.

Трудовая деятельность. Сгребаем снег к деревьям.

Цель: формировать ценностное отношение к

природе.

Выносной материал: лопатки, Клюшки.

Р/П сн.

Х.Э.

Чтение произведения Н. Емельянова «На пожар»

Вечер:     

Ф.Р.

П.Р.

Р.Р.

Гимнастика после сна. Артик.гим-ка: «Трактор»

.Д/и «Скажи какой?»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать речь.

Д/и «В какой сказке живет спасатель?»

Цель: Вспомнить с детьми сказки, в которых упоминается сказочный персонажи, которые спасали других.

Гимнастика для глаз  «Далеко – близко»

формировать у детей образность речи, понимание об­разных выражений;

развивать умение детей пересказывать сказку по плану.

Д/и «Пальчики»

Закреплять умение сосчитывать и находить цифру, соответствующую количеству.

Атрибуты к играм по интересам.

Просмотр мультфильма

« Два богатыря»

Пр-ка.

Ф.Р.

П.Р.

Р.Р.

Наблюдение. Подвести детей к тому, что работа снегоуборочной машины очень необходима. Вспомнить оборудование которое, необходимо для работы дворника.

Трудовая деятельность

Индивидуальная работа. Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Домики». Цели:

  • учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
  • развивать быстроту и реакцию;

—            воспитывать смелость.

Д/и «Закончи предложение»

Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.

Выкладывание предложения из палочек. С Варей и Никитой

Коллективная работа по уборке дорожек. Цель: формировать навыки коллективного труда.

Выносной материал: лопатки, ведерки.

1

2

3

4

5

6

7

8

П

Я

Т

Н

И

Ц

А

Утро

Ф.Р.

П.Р.

Х,Э.

Познавательная деятельность(экология) Тема: «Для чего нужна Красная книга?»

Цель: Дать понятие о том, что такое Красная книга, и её предназначение.

воспитывать доброе, милосердное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Волчкова Н.В., Степанова Н.В. « Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (экология), стр. 16

 Музыкальная деятельность по плану музыкального руководителя.

Предложить составить флаг Российской Федерации Рома, Никита.

Индивидуальная работа

«Сбей флажок». Цель: учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание.

Дежурство по столовой Цель: Продолжать формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного.

Палочки Кюизенера игры с математическим содержанием ( в том числе и логические) «Задачи: закреплять умение детей рассуждать , находить фигуру с помощью схемы

Подгрупповые беседы «Закаливание детского организма»

ООД

Ф.Р.

По плану физ. инструктора

Х.Э.

П.Р.

Рисование. Тема : «Пожарный отряд» Цель: истематизировать знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара. Совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения. Развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций.

Пр-ка

П.Р.

Ф.Р

Наблюдение за снежинками

Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность. Что за звездочки сквозные на платке и рукаве, Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке.

формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки зимнего городка.

Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Р/П сном

Х.Э.

С.К.

Чтение Х.Л. Где с огнем беспечны люди

Вечер:     

С.К.

Р.Р.

Ф.Р.

Гимнастика после сна

Д/и «Что сначала, что потом»  

Цель: Установление Последовательности действий.

Гимнастика для глаз «Влево – вправо»

Конструирование. Тема: «Пожарная техника» (работа пластмассовыми конструкторами «Seva» или «Lego»).

Цели: развивать навыки конструирования по схеме и л одели;

учить поиску новых конструктивных решений, поощрят, творчество, инициативу.  

Кружок: Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом»

Задачи: Закреплять умения детей инсценировать

Предложить Тане и Маше брать на себя роль, передавать характерные особенности персонажа. Развивать монологическую речь, выразительность речи.

Д/и «Профессии

Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, орудиях труда , развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Пр-ка.

Ф.Р.

П.Р.

С.К.

Р.Р.

Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Что про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели)? Во что мне одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная). 

И/у по ФИЗО: На одной ноге с Никитой и Ворей.
 

 П/игра «Третий лишний» Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве..

Художественное слово: Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.

Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята !

Я приветствую вас на уроке литературного чтения

Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам

2) Мотивационно-целевой этап.

— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

ЬТАТИЧ – читать

ЬТАДЮЛБАН – наблюдать

ЬТАНИМОПСВ – вспоминать

ЬТАМУД – думать

— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).

2. Актуализация знаний.

1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»

— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.

Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )

-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)

— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)

Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)

2) Фронтальный опрос домашнего задания.

  1. Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)

  2. Сколько детей было в семье Толстого? (5)

  3. Кто был заводилой в играх? (Николай)

  4. Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)

  5. В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)

  6. Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)

3. Постановка темы и цели урока.

— Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)

— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).

— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).

— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)

Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.

— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Настрой

Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

Зрительные анализаторы:

— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

— Включили ? (ДА)

— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

4. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)

Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот неясные негромкие звуки;

Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно белая льняная ткань.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки

Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места — побежал что было сил;

понатужься — собери силы;

подле пушки — около пушки;

2) Первичное знакомство с текстом.

Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.

— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!

— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?

( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).

— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!

— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик

— За кого вы переживали?

— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)

5. Физкультминутка. (мелодия Море)

К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)

Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)

И вернулись на урок

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Давайте проведем анализ о прочитанном тексте

— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

— Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища? Найдите и зачитайте.

Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

— Когда отца хватил страх?

Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)

— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)

— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).

— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.

(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).

— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).

— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).

— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)

2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

— Чья пара уже готова?

  1. Появление акулы. (1. Остановка корабля)

  2. Купание в море. (2. Купание в море)

  3. Спасение маьчиков (3. Появление акулы)

  4. Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)

  5. Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)

7.Творческая работа в группах.

-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.

Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.

-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

8. Итоговая беседа.

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)

(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)

— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

9. Домашнее задание. (Слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• нарисовать иллюстрацию

• сочинить стихотворение об акуле

10.Рефлексия

Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.

Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;

Синим – 4; Красным – 3.

Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

-А я желаю вам:

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!

  1. Работа в парах.

Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)

phpYEYU5O Akula 1phpYEYU5O Akula 2

Артиллерист: Мальчики:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

5.__________________________ 5._______________________

Словарик настроений, чувств и характеров:

Артиллерист: Мальчики:

Героизм Активные

Страх Беззаботные

Мужество Весёлые

Находчивость Беззащитные

Оцепенение Испуганные

Радостный Ловкие

Решительность Озорные

Смелость Подвижные

Отвагу Радостные

Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.

Зачитайте свои варианты ответов.

Раньше общество воспринимало сериалы как guilty pleasure и почти синоним ситкома. Теперь они стали неотъемлемой частью досуга, а иногда и двигателем социальных изменений. Разбираемся, как сериалы влияют на нашу жизнь

Как сериалы влияют на общество

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. Согласно резолюции ООН, телевизионные продукты «оказывают влияние на принятие решений, привлекают внимание к конфликтам, угрозам миру и безопасности и могут повысить интерес к другим важным вопросам, включая экономические и социальные». И хотя сериалы долгое время были «постыдным развлечением», они — наравне с другими телевизионными продуктами — оказывали влияние на общество.

Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС:

«Сериалы с момента своего появления выполняли важные социальные функции: закрепления и формирования норм и политической социализации. Исследователь Дж. Карлсон отмечал, что большое количество полицейских сериалов в сетках каналов создает у публики стойкое представление о том, что мир вокруг них очень опасен — гораздо опаснее, чем свидетельствует их повседневный опыт. Поэтому, когда появляется «плохой полицейский», который нарушает закон, публика принимает его как героя: так он становится более эффективным защитником от опасностей мира. В результате зритель считает нормой, когда представитель власти может во имя безопасности общества нарушить закон.

Сериалы и ретранслируют, и трансформируют социальные нормы — это процесс непрерывный. Чтобы быть популярным, сериал должен опираться на нормы и ценности, которые разделяет публика, но одновременно, как писал об этом известный исследователь Джон Кавелти, помогает «аудитории исследовать в воображении границу между разрешенным и запрещенным и осторожно, надежно подстраховавшись, попробовать шагнуть за эту границу». Другой очевидный пример — мелодраматические сериалы, которые позволяют увидеть, как при сохранении основных признаков жанра изменились нормы отношений между полами».

Почему сериалы сейчас пользуются огромной популярностью

С начала 1950-х до конца 1990-х годов формат сериалов практически не менялся: чаще всего это были мыльные оперы. Пик их популярности пришелся на 1980–90-е годы, когда вышли такие хиты как «Друзья», «Сайнфелд» и «Альф». Но несмотря на возросший интерес аудитории, сериалы по-прежнему оставались телевизионным продуктом с вертикальным сюжетом: при таком построении нарратива в каждой серии рассказывают отдельную историю, поэтому включить ситком можно было с любой серии.

Исследователи отмечают, что в наше время отношение к производству и просмотру сериалов радикально изменилось. С чем это связано?

Цифровизация изменила качество изображения

Еще в 2014 году Netflix начал снимать и показывать весь контент под брендом Originals только в формате 4K и Ultra HD, чтобы обезопасить будущее фильмов и сериалов: по мнению руководства, через несколько лет будет сложно найти телевизор, который не поддерживает формат Ultra HD. Видео в формате 4K можно смотреть на большинстве стриминговых сервисов — HBO Max, Amazon Prime, «КиноПоиске», ivi и других.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«В классических television studies очень многие выводы о природе и социальном воздействии сериалов строились на положении «сериалы — плохое качество картинки; кино — высокое качество картинки». Сегодня же качество сериальной картинки практически не отличается от кинематографической, возможности режиссеров, сценаристов и художников расширяются, это привлекает в сериальное производство профессионалов, бюджеты сериалов растут, и, как следствие, визуальный стиль становится все более изощренным, а нарративы — качественными и многосложными. Это обращает на сериалы внимание серьезных драматургов, знаменитых режиссеров, известных художников — и сериалы постепенно (по крайней мере, часть из них) обретают драматическую глубину и становятся визуально (и аудиально) изобретательными».

Изменились привычки потребления контента

В результате цифровизации появилась индустрия свободного времени, в которой досуг становится экономическим ресурсом и формирует предложение. Сериалы стали удобным способом провести время, когда его мало: одна серия, как правило, длится не дольше часа, а чтобы сходить в кинотеатр, нужно потратить больше времени и денег — при этом не факт, что фильм понравится.

Свечка толстой тема рассказа

Автор книги «В следующих сериях» Иван Филиппов отмечает, что в кинотеатре зрителям комфортнее смотреть «легкое кино» — семейные фильмы, комедии, блокбастеры и всевозможные франшизы. Аудитория не предъявляет к таким фильмам высоких требований, потому что хочет отдохнуть от рутины и расслабиться после трудного рабочего дня. Выбрать драму сложнее: если она окажется скучной, зритель потеряет время и деньги, а заодно испортит себе настроение.

В результате драмы практически перекочевали в сериалы. По данным statista.com, в 2020 году именно этот жанр пользовался наибольшей популярностью у американской аудитории Netflix: его смотрели 34,7% зрителей. Комедии интересовали вдвое меньше пользователей — 18,7%.

Изменились запросы аудитории

Поколения, которые выросли перед телевизором, устали от плоских персонажей, предсказуемых историй и примитивных шуток. Горизонтальные сюжеты с целостной историей, разбитой на серии, стали вытеснять вертикальные. Появились сложные и нетипичные герои: мафиозо, который ходит к психиатру, в «Клане Сопрано», учитель химии, который производит наркотики, чтобы содержать семью и вылечить рак, в сериале «Во все тяжкие» и гениальный врач, который ненавидит людей, в «Докторе Хаусе».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Можно осторожно, без статистики в руках, предположить, что для платформенных сериалов особое значение приобретают темы, связанные с толерантностью. Аудитория у сериалов глобальная, а это значит, что и персонажи на экране должны отражать свойственное глобальной аудитории разнообразие.

Новой и популярной темой являются сюжеты сериалов, связанные с технологиями в самых разных их проявлениях: о роботах, искусственном интеллекте, видеоиграх и мире их создателей, ИТ-компаниях и другом. Общество постоянно меняется, меняет само себя. Говорить, что сериал является внешним фактором, который приходит, как метеорит, извне и приводит к изменениям, неправильно. Сериал может быть триггером, он может открыть дискуссию, но только если тема уже возникла в обществе. Например, сериал «13 причин почему» повлиял на дискуссию вокруг проблемы подростковых суицидов, но только потому, что тема уже была важной для аудитории этого сериала».

Фото:HBO

Огромную популярность обрели стриминговые сервисы

В киноиндустрии поворотные изменения происходят примерно каждые 30 лет: в 1930-х годах появились звуковые фильмы, в 1950-х — телевещание, в 1980-х — кабельное телевидение и MTV. В конце 2010-х годов стриминговые сервисы начали набирать популярность, а во время пандемии коронавируса они достигли своего пика: к концу 2020 года количество подписчиков Netflix превысило 200 млн. Стриминговые платформы появились даже у гигантов, которые долгое время держались за традиционную модель вещания: в 2020 году WarnerMedia запустил HBO Max, NBCUniversal — Peacock, а Disney — Disney+. Чтобы выдержать конкуренцию, сервисы стали производить и оригинальный контент: Netflix — «Карточный домик», «Корону» и «Черное зеркало», HBO Max — ремейк «Сплетницы» и продолжение «Секса в большом городе», Disney+ — «Мандалорца» и «Локи».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Важно, что большая часть сериалов сегодня — платформенные. На самом деле публика с более сложными запросами обратила внимание на сериалы еще в доцифровую эпоху — процесс повышения качества и разнообразия сериалов связан с распространением кабельных каналов, которые не зависели от рекламы, а существовали на деньги подписчиков и поэтому могли учитывать их вкусы и потребности. Стриминговые сервисы, которые также зарабатывают с помощью подписки, освободились не только от рекламы, но и частично от рейтингов и цензуры.

В стриминговых сериалах еще недавно можно было позволить себе смелые эксперименты, запретные темы и авторский стиль. Это также объясняет причины того, что со стриминговыми платформами начали работать знаменитые режиссеры, например Дэвид Финчер («Охотник за разумом», Netflix), Ридли Скотт («Воспитанные волками», HBO Max) или сестры Вачовски («Восьмое чувство», Netflix).

Правда, стоит отметить, что с лавинообразным увеличением популярности стриминговых сервисов в ситуации пандемии, возросло и стремление их контролировать, поэтому цензура и самоцензура стала появляться и на стриминговых сервисах, в том числе на отечественных».

Сериалы — это новые романы?

В 2018 году журналист Business Insider решил провести эксперимент и на две недели отказался от сериалов в пользу книг. По его словам, это оказалось сложнее, чем перестать употреблять мясо: он чувствовал, что выпадает из повестки дня, пропуская новые эпизоды.

Кандидат философских наук Арсений Хитров считает, что сериалы вытесняют из повседневной жизни литературу из-за влияния информационного общества. В развитых государствах многие сотрудники занимаются экономикой знаний, часто сталкиваются с чтением, сбором и обработкой данных. Они уже перегружены информацией, поэтому не готовы снова брать в руки книгу, приходя с работы домой. Сериал же, как отмечает Хитров, — «это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей».

Сериалы действительно формируют привычку, особенно если это проекты с полдюжиной сезонов — «Черный список», «Как избежать наказания за убийство», «Декстер» и другие. Такая циклическая модель соответствует запросам общества потребления и формирует преданную целевую аудиторию, выгодную для производителей. Однако появилась она задолго до капитализма: в интервью Le Figaro философ и специалист по сериалам Венсан Колонна объясняет, что циклические сюжеты существовали в литературе уже в эпоху Гомера, «Тысячи и одной ночи» и песен трубадуров.

Колонна убежден, что нарративное построение сериалов сближает их с романами: именно они лежат в основе многих популярных сериалов — от «Игры престолов» и «Карточного домика» до «Декстера» и «Рассказа служанки». По мнению Арсения Хитрова, деление на «главы»-эпизоды помогает жителям современных мегаполисов структурировать личное время: серия, как правило, длится не больше часа и подходит для просмотра за завтраком, во время пробежки в спортзале или перед сном.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Сериалы сегодня очень тесно связаны с литературой. Мы живем в эпоху адаптации, причем адаптация — это не только процесс переноса литературного произведения на экран, но и наоборот. Как пишет автор книги «Теория адаптации» Линда Хатчеон, адаптация идет сегодня во всех направлениях. Например, не только сериалы вырастают из книг, но и книги из сериалов. Современные писатели часто работают сразу на несколько платформ (например, как писатели, драматурги и сценаристы) или по крайней мере предполагают, что их книги могут быть адаптированы. Но это не значит, что сериалы — это новые романы. Некоторые из них, безусловно, могут претендовать на это, ведь не стоит забывать, что и романы Диккенса и Толстого выходили как литературные сериалы. Но так же можно сказать, что сериалы — это новая беллетристика, новые фельетоны и новая готическая проза».

  • Свиделись аргумент для сочинения
  • Свиная или свинная как пишется слово
  • Свечусь от счастья как пишется
  • Свиделись куликова аргументы к сочинению
  • Свечка по английски как пишется