Свеча горела майк гелприн итоговое сочинение

Автор: самый зелный опубликовано 26.09.2021 обновлено 27.09.2021 итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Фраза Сухомлинского заставляет задуматься над нравственными аспектами такими как равнодушие и отзывчивость. Эгоизм – это действительно как рак, который поражает весь организм, в том числе и душу. Эгоизм опасен, если его не распознать на ранних стадиях, ты не заметишь, как он поразит весь организм. Душа погибает или мучает совесть, если она есть.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хорошо показал, что эгоизм поражает, прежде всего, самого человека. Герой пьесы Ермил вместо брата своего, на военную повинность отправил другого человека, тем самым освободив своего брата.

То есть, Ермил распорядился чужой судьбой.Позже его стала мучать совесть, вплоть до самоубийства. ЕрмилГирин искренне раскаялся. Поэт показал нам, что рак души можно вылечить истинным раскаянием, совестью, невозможной без отзывчивости.

Главное вовремя осознать свою ошибку и насколько возможно ее исправить.

Рак – это злокачественная опухоль, которая постепенно убивает человека, его физическую сущность.

Сухомлинский образно называет эгоизм раком души. То есть той негативной чертой, которая постепенно будет убивать духовную сущность человека. Конечно всем людям присущ эгоизм в той или иной степени.

Но чрезмерный эгоизм в конечном итоге толкает человека на другие плохие поступки, эгоист легко становится предателем, причиняет боль окружающим его людям, ведь в основе принятия всех его решений в жизни лежит исключительно забота о самом себе. Эгоисту чуждо сострадание и доброта к окружающим. Все его действия подчинены исключительно собственной выгоде.

Его перестает мучить совесть и чувство вины за совершенные поступки. И постепенно такой человек духовно умирает. Как умирает физически человек больной раком.

Это мем, фраза является переводом с английского “Hold my beer”, обычно так говорит человек, намеревающийся совершить рискованный, безрассудный поступок. Русский аналог фразы “Смотри как я могу”.

Такую фразу мог произнести лауреат премии Дарвина. В США иногда шутят следующим образом:

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака души»?

Реднек – это как бы деревенщина в Америке.

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака души»?

Когда то, готовясь к занятиям по Прогнозированию, в одном из учебников наткнулась на один пример из английской жизни.. Там было замечено, что люди, носящие котелки значительно реже болеют, в отличии от людей в обычных головных уборах. Ответ был такой же, как и в вашем вопросе.

Человек, получивший образование, занимает уже и должность повыше, имеет зарплату побольше, живёт значительно лучше, одевается потеплей, питается качественней, читает больше, ему уже хватает знаний на то, чтобы разобраться что полезно для здоровья, а что нет, и результат сразу же не замедлит сказаться. Как не крути, а поговорка про то, что ученье свет, а неученье тьма, верна на все сто.

Часто можно встретить вещи с искусственным мехом, будь то обувь или куртка, шапка. По ней даже видно Ее происхождение, поэтому и называют его в шутку “мех чебурашки”, т.е. Ненастоящий.

От того и пошло, что если будешь лечить – пройдет за семь дней, не будешь – организм справится сам, без подсказок и придет к тому же результату через неделю, в том смысле, что лечи – не лечи – итого один.

Это выражение напрямую связаны с языческими ритуалами, которые используют особую воду для достижения своих целей. Так, молчанная вода – это та, которую набрали не произнося ни слове во время всего забора оной, и чтобы никто не видел.

Нечерпанная же вода набирается так же, как и молчанная, только её набирают ещё и после полуночи с таким условием, что после 00:00 никто, кроме заговаривающего, не набирал.

В сибирских заговорных практиках качества обеих вод считаются несколько разными, так что суть выражения примерно такая: “В любом случае без ритуала не разобраться”.

Как более простой вариант – “без пол-литры не разобраться”. Если, конечно, совместное принятие алкоголя перед поиском решения ответа на какую-либо проблему можно считать ритуалом.

Аргументы из литературы для сочинения 15.3 «Что такое эгоизм» (ОГЭ по русскому языку)

Сочинение  15. 3. ОГЭ по русскому языку  предлагает не только задуматься над многими нравственными вопросами, один из которых «Что такое эгоизм?», но и привести аргументы из литературы, из жизненного опыта обучающихся, из народной мудрости. Литеровед сформулировал определение понятия «эгоизм» и собрал некоторые примеры для аргументации в сочинении-рассуждении. 

Проблема

Что такое эгоизм? Кого можно назвать эгоистом?

Отношение автора к проблеме

Эгоизм – это одно из самых худших качеств человека. Оно заключается в желании удовлетворять только личные интересы, не задумываясь об интересах, чувствах, переживаниях других людей.

Аргументы

  1. Эгоизм  — это стремление к личной пользе, выгоде.
  2. Эгоистичных людей никто не любит, они подвергаются всеобщему осуждению.
  3. Сильные формы эгоизма, например, преследование — опасны для других людей.
  4. Эгоист может помогать другому человеку, если его помощь приносит личную выгоду.
  5. Эгоизм разрушительно действует на человека.
  6. Неумение слушать собеседника, хвастовство, поиск «виновных» в неудачах, чувство собственного превосходства – первые признаки эгоизма.

Синонимы к слову эгоизм

Себялюбие, своекорыстие, самолюбие, самолюбивость, шкурничество, эгоцентризм, эгоистичность, солипсизм, эгоцентричность, подсебягрябение, подсебятничество, стяжательство, гордыня, самомнение, зазнайство, амбиция, индивидуализм.

Эпитеты к слову эгоизм

  • Алчный, безграничный, бездумный, бездушный, безмерный, бескрайний, беспредельный, беспощадный, бессердечный, бессмысленный, бессознательный, бесстыдный, болезненный, большой, великий, возмутительный, гадкий, глубокий, глупый, грубый, дикий, жалкий, жестокий, жуткий, замаскированный, истинный, крайний, мелкий, мелочный
  • наглый, наивный, невероятный, неживой, неистребимый, немой, ненасытный, необузданный, непомерный, неприкрытый, непростительный, непроходимый, неумолимый, низменный, ничтожный, обыкновенный, огромный, оскорбительный, отвратительный, откровенный, первозданный, поразительный, равнодушный, расчётливый, свирепый, своеобразный, сильный, слепой, сухой, тёмный, тупой, тщеславный, ужасный, холодный
  • цинический, циничный, чёрствый, чистый, чудовищный, ядовитый.

Аргументы из художественной литературы

Среди литературных героев немало тех, кого можно назвать людьми черствыми, эгоистичными. Вот некоторые примеры.

  1. М.Горький «Старуха Изергиль».

Романтическое произведение М.Горького «Старуха Изергиль»  композиционно состоит из трех частей. Первая часть произведения – «Легенда о Ларре», в которой рассказывается история о том, как однажды орел украл молодую и красивую девушку и унес ее в горы. Там она стала его женой и родила сына.

Потом орел состарился и умер, а девушка вернулась в свое родное племя, но не одна, а с сыном, которого звали Ларра. Он  молод, красив и полон сил, ловок, но излишне горд, жесток и хищен.

Он не уважает законы племени и отказывается жить по ним, не уважает старейшин племени, мог не отвечать им, если не хотел, относился к ним, как к равным себе, вел себя грубо, вызывающе. Ларра не считался ни с кем, решив, что он первый на земле и самый лучший, кроме себя он никого не видел и не слышал.

Сын орла, он не способен испытывать теплых чувств, Однажды он убил девушку только за то, что она нашла в себе силы оттолкнуть его, отвергнуть. Таких героев, бездушных, черствых эгоистов, не любят в обществе, их осуждают. Поэтому Ларра за свою гордость, непростительный эгоизм был осужден племенем на вечное одиночество.

2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Григорий Александрович Печорин – так зовут главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Его без сомнений можно назвать эгоистом. Действительно, все его поступки, действия говорят о самолюбии, эгоизме. Он не привык считаться с мыслями, чувствами, желаниями других людей. В первую очередь он заботится о себе.

Приглянулась ему Бэла – он выкрал ее у отца, не подумав, что делает несчастными и отца, и дочь. Он эгоистично, неуважительно поступает и по отношению к Максиму Максимычу.

Добрый старик напрасно прождал своего бывшего знакомого, надеясь, что Печорин обязательно захочет с ним увидеться, как со старым хорошим знакомым, но Печорин не только не пришел на встречу со стариком, но и не желает долго беседовать с Максимом Максимычем перед уездом из города, чем очень обидел его. Дневниковые записи героя снова убеждают нас в эгоизме Печорина.

Он очень жестоко поступил с княжной Мери. Девушка искренне, всей душой полюбила его, но он  признается ей, что добивался ее назло Грушницкому, на спор. Его нисколько не волнует ни состояние девушки, ни ее чувства. Автор подчеркивает, что Печорин – герой 30-х годов 19 века.

Для таких умных, прекрасно образованных, деятельных, полных сил и энергии людей в то время не было настоящего, достойного дела, куда они могли вложить все свои силы, весь жар своего сердца. По этой причине они совершают эгоистичные поступки из скуки, будто играют чужими судьбами и чувствами, делают несчастными всех, кто оказывается рядом с ними. Но, по-моему, отсутствие дела нисколько не оправдывает их эгоизм, себялюбие, гордыню.

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Знакомя читателей с главным героем романа в стихах, А.С.Пушкин называет его своим добрым приятелем, родившимся на брегах Невы. Онегин – молодой повеса, столичный аристократ, «наследник всех своих родных». Он вел беспечную, полную наслаждений жизнь «золотой молодежи», не обременяя себя ни достойным образованием, ни службой.

Главный герой не привык ни о ком заботиться, он типичный эгоист. Его себялюбие, эгоизм во всем своем блеске проявляются в деревне, куда он приезжает к больному дяде.

Чувствуя свое превосходство, превознося себя над сельскими простаками, он не желает знакомиться и общаться с соседями-помещиками, сбегает от них, как только видит приближающуюся карету или бричку. Онегин  сближается только с Владимиром Ленским, молодым поэтом, который знакомит героя с семьей Лариных.

Поэт влюблен в Ольгу Ларину, младшую дочь семейства. Старшая дочь, Татьяна, влюбляется в Онегина, но тот отвергает ее любовь. Его проповедь Татьяне в саду похожа на самолюбование, характерное для всех самолюбцев. Эгоистично герой поступает и по отношению к Ленскому, который уговорил его приехать на именины Татьяны.

Онегин начинает ухаживать за его невестой, не задумываясь о том, что причиняет страдания не только Ленскому, но и Татьяне.  Он равнодушен ко всему, кроме своего спокойствия. Мне кажется, что такие люди не способны меняться, они остаются верными только самим себе.

4. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Еще один герой, который пополняет галерею эгоистов, — Павел Иванович Чичиков. Он знаком читателю по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чичиков перед нами предстает человеком приятной наружности, аккуратным. Он следит за своим внешним видом, умеет преподнести себя в обществе, умен, наблюдателен, учтив, обходителен.

Кажется, чем не положительный герой? Но он отталкивает своей душевной черствостью и эгоизмом. Он заинтересован только в своей выгоде, привык добиваться своей цели любыми способами и средствами. Чтобы получить хороший аттестат, он входит в доверие к учителю, больше всего ценившему послушание.

Чтобы получить должность повыше, он ведет себя учтиво и обходительно с начальником, от которого зависело получение новой должности, даже обещает жениться на его дочери.

Но как только Чичиков поднялся по карьерной лестнице, тотчас порвал отношения со своим начальником, не заботясь о том, что обманул его, опозорил его дочь, которую все уже называли его невестой. Главная цель его жизни – накопить денег. К этой цели он и упорно и настойчиво движется.

Для личного обогащения он придумал аферу с мертвыми душами. Разъезжая по губернии с целью покупки умерших крестьян, он знакомится с помещиками, заезжает к ним в гости.  И снова читатель невольно подчеркивает расчетливый эгоизм Чичикова.

Он сначала интересуется мертвыми душами, потом делами имения и только после этого спрашивает имя владельца имения. Чичиков – приобретатель, и автор страница за страницей раскрывает хищнический эгоизм героя, его лживую, подлую сущность «приобретателя», человека, лишенного порядочности, совести и чести.

Аргументы из жизни

  1. Эгоизм присущ не только взрослым, но и маленьким детям. Думается, из маленьких эгоистов вырастают большие гордецы. Такого эгоистичного ребенка терпели  в одной большой семье. Однажды все родственники собрались на свадьбу, конечно же, родители привезли с собой и сына. Мальчик не давал покоя ни взрослым, ни детям.

    Он хотел, чтобы все слушали его, тотчас подавали ему все то, что он хочет. Если что-то было не по нему, то он кричал во весь голос до тех пор, пока не удовлетворяли его капризы. А потом, когда его тетя прилегла на некоторое время отдохнуть, мальчик отрезал ее волосы, заплетенные в косу. Он хвалился тем, что у него есть теперь интересный кнут.

    Терпение девушки лопнуло. Она решила проучить племянника и навсегда отвадить его поступать так, как ему вздумается. Она теми же ножницами клочьями выстригла волосы маленькому хулигану, хотя тот страшно орал. Гости сначала разделились на два лагеря, но когда вспомнили все безобразия парнишки, то потерпевшую оправдали и встали на ее сторону.

    Родители мальчика обиделись и уехали, а все вздохнули с облегчением после их уезда. Мне кажется, что взрослые, которые воспитывают мальчика, не понимают, что портят его, развивают чувство эгоизма, которое будет расти с каждым днем вместе с мальчиком.  Возможно, они опомнятся только тогда, когда сами однажды пострадают от себялюбия сына.

  2. Есть люди, к радости, которые «не болеют» эгоизмом. Такой является моя мама. Она уже старенькая, но, кажется, никогда за всю свою жизнь ни одной минуты она не жила для себя. Видно, что она заботится о ком-то, помогает нуждающимся, куда-то бежит, кто-то ее ждет.

    Она живет для всех: детей, любимых внуков, соседей, знакомых, сестер и брата, — но только не для себя. Если у нее появляется лишний кусок, то мама начинает уже переживать о том, что у нее есть вот лишний кусок, а кому-то, возможно, его не хватает.

    Тогда начинается целая операция по поиску того человека, кому можно подарить, отдать, вручить это лишнее. Если такой человек находится, мама искренне радуется и успокаивается ровно до тех пор, пока каким-то образом опять не появляется что-то лишнее. Она не любит отмечать дни рождения и юбилеи.

    Я подозреваю, что это оттого, что в этот день все внимание достается ей, все самые добрые слова, искренние пожелания, подарки сюрпризы – тоже ей. И маме от этого некомфортно, ведь она привыкла всем делиться с родными и близкими. Как же хочется, чтобы таких людей было побольше!

Аргументы из народной мудрости

  1. «Коли конь, да не мой — так волк его ешь!» — говорит русская народная пословица. Эгоистичного человека видно и по его отношению к чужому добру. Если конь чужой, то его не жалко отдать и волку на съедение.
  2. Русская пословица гласит об эгоизме так: «Хоть сгори целый свет, лишь бы он был согрет».

    Она имеет в виду, что эгоистичный человек будет готов спалить дотла целый свет ради того, чтобы самому согреться.

  3. «Хватайся за доску — пускай другой тонет», — говорили наши предки об эгоистичных людях. Такие в трудные, страшные минуты будут думать только о своем спасении.

    Им не придет в голову мысль, что нужно помочь другим, что можно спастись всем вместе, они способны думать только о себе.

  4. «Кто живет только для себя, тот для других умирает», — так говорят в русском народе.

    Люди всегда помнят тех, то живет для других, для общего блага, кто всегда помогает другим, заботится о нуждающихся, а о тех, кто живет только для себя, люди сразу забывают.

  5. «Мое горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во пне», — так в русской народной пословице сравнивается свое горе и чужое.

    Для эгоиста, не способного сочувствовать и сопереживать, свое горе кажется раной, нанесенной стрелой, а чужое горе – ничего не значащим пустяком.

  6. «Больны раны на своих плечах», — говорили в народе с давних времен, отмечая, что раны на своих плечах болят сильнее.

    Чужая боль не чувствуется, чужая беда не страшит, а своя во сто раз страшнее и больнее.

  7. «Всякий хлопочет — себе добра хочет», — говорили в народе. Пословица отмечает, что каждый человек хлопочет о себе, желает себе добра и достатка, и редко кто переживает о других.
  8. «Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь», — говорит русская пословица об эгоизме. Свое добро жалко терять, даже если оно небольшое, а чужое  никому не жалко.
  9. «Свой глаз — алмаз, чужой — стеклышко», — гласит русская пословица.

    Свой глаз для каждого представляется драгоценным алмазом, а чужой – простым стеклышком. Поэтому свой алмаз жальче чужого стекла.

  10.  «Сперва ты меня повези, а потом я на тебе поеду», — говорится в русской пословице об эгоистах. Такие люди готовы во всем извлечь выгоду только для себя, преследуют только личные цели. Они умеют перевернуть  ситуацию так, как выгодно для них.

Афоризмы

  1. «Эгоизм – симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя», — писал немецкий социолог, философ Эрих Фромм. Он считал, что причиной эгоизма является недостаток любви к себе. Если человек себя не любит, он начинает переживать из-за этого.
  2. «Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают», — писал русский историк Василий Осипович Ключевский. Профессор утверждал, что эгоистичные люди жалуются на эгоизм других, потому что страдают от проявления безразличия к себе. Ведь каждый эгоист заботится не о другом эгоисте, а прежде всего о себе.
  3. «Эгоизм — такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе», — так писал американский религиозный деятель Генри Уорд Бичер. Действительно, любой человек, страдающий эгоизмом, не готов признаться в этом пороке ни себе, ни окружающим, но зато не может простить его в других.
  4. «Личный эгоизм — это родной отец подлости», — утверждал известный русский писатель Максим Горький. Классик утверждал, что эгоизм рождается от подлости. На это отвратительное чувство способны только люди безнравственные, лишенные душевности, чуткости, милосердия.
  5. «Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви», — утверждал древнегреческий философ Аристотель. Он считал что эгоизм – это не просто любовь к себе, а излишек любви, когда не видно ни конца не края этому чувству.
  6. «Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной», — говорил американский писатель, журналист Амброз Бирс. Эгоистом, по его мнению, он готов называть такого человека, который больше интересуется собственной персоной, нежели его, Амброса Бирса, личностью.
  7. «Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам», — так высказывался об эгоизме  английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Он считал, что эгоизм заключается не в желании человека жить так, как он хочет, а в его убежденности, что другие должны жить по его правилам.
  8. «Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего»,  — писал французский писатель Эмиль Золя. Он был убежден в том, что эгоизм, как яд, способен убивать все прекрасные чувства в человеке и превращать его душу в пустыню с одним только идолом — собственным «я».
  9. «Эгоизм — это первопричина рака души», — Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор.  Он считал, что эгоизм похож на рак душу. Он съедает душу человека, отравляет его жизнь, одурманивает его мозг.
  10. «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают», — утверждал известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Классик русской литературы  делил эгоистов на три группы: эгоисты, которые и сами живут, и другим дают возможность жить спокойно. Другая категория – это такие эгоисты, которые живут сами, но не дают жить другим. А третья группа – эгоисты, которые и сами не живут, и не дают возможности жить другим.

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака души»?

Вам также будет интересно

Читать книгу онлайн: уровни сознания. размышления

Науку взаимоотношений надо беречь как зеницу ока, поскольку, утратив ее, мы потеряем все: общество, семью и самого себя.

Наука взаимоотношений начинается с простых, «технических» вещей и заканчивается полным освобождением личности от страданий. На первом этапе от нас потребуется всего лишь проявить некоторый интерес.

На втором этапе потребуется честность. А на высшем — глубокое искреннее желание. Но начнем, пожалуй, с самого начала.

Индрияни — это чувства. Их природа в том, чтобы интересоваться всем подряд. Давайте пойдем вслед за ними, чтобы узнать, что они собой представляют. Любознательным людям наверняка будет интересно прочитать написанное ниже.

Изучать по «вертикали» глубину личности человека можно в двух направлениях. Либо сверху вниз, либо снизу вверх. Личность определяется эпитетом «обладающая чувствами».

Находясь в материальном теле, эта личность, или душа, начинает восприятие и познание мира снизу, посредством несовершенных органов чувств, опираясь на самый низший уровень осознания, который доступен даже животным.

Иными словами, человек с самого начала встает на путь ошибок и продвигается по нему вверх, устраняя по ходу дела разные недостатки. Этот путь снизу вверх, в конечном счете, заканчивается следующим ошибочным выводом: «Я есть тело, и у меня есть душа (жизнь)».

Но познание себя сверху вниз безошибочно и характерно другим выводом: «Я — душа (жизнь), и у меня есть тело». Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотя бы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть дух, постижение которого дано только человеку. Если животное знает себя снизу, то человеку подобает все же постигать себя сверху.

Обычно еще до знания о душе человек начинает постижение мира и себя подобно животному, с чувственного уровня, опираясь на органы восприятия.

Иными словами, он выстраивает свою жизнь на основе того, что видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус, как это делает обычный ребенок, который ползает повсюду, смотрит вокруг, все ощупывает, тащит что-то себе в рот, слушает звуки и нюхает — именно так он познает мир. Такое непосредственное восприятие окружающей среды на санскрите называется пратьякшей.

А пять органов восприятия — гьянендриями. Гьяна — знание, а индрияни — чувства. Так жизнь в теле начинает познавать материальный мир звуков, форм, запахов, касаний и вкусов. Функции чувств очень просты, они подобны железу, которое притягивается магнитом.

Например, если раскрыть глаза, они тут же начинают блуждать в калейдоскопе форм и цвета, приостанавливаясь, а затем притягиваясь наиболее яркими и выразительными вещами. Точно так же функционирует и ухо в области звуков, нос в области запахов, а в области вкуса уже трудится язык.

Мы видим, что чувства находятся под влиянием магнетизма окружающих объектов и вовлечены в постоянный поиск наиболее сильных ощущений. Чувства ведут себя так из-за того, что каждое из них служит проводником наслаждения и неразрывно связано с определенной стихией природы. Сила чувств неодолима. Земные чувства притягиваются земными стихиями для собственного услаждения.

Например, слух связан со стихией пространства, осязание связано с воздухом, глаз — со стихией света, язык — с водой, а нос — со стихией земли. Так что функции каждого органа чувств локализованы.

Они наслаждаются по-разному: ухо только слышит, кожа только осязает, глаз только видит, язык способен различать только вкус и горячее-холодное, а нос может только чувствовать запах. Иными словами, они действуют в разных измерениях восприятия. Орган слуха может воспринимать то, что глаз не видит, а язык не чувствует на вкус, и что нос не обоняет. Ухо слышит звук. Таким образом, слух более тонок в восприятии, чем осязание, а осязание более тонко, чем зрение, зрение тоньше вкуса, а самым грубым считается обоняние. Таковы разные измерения чувственного восприятия. Существуют и другие измерения чувств, но об этом мы расскажем позже.

Пространство можно только слышать. Насколько далеко объект находится от меня, можно определить просто по звуку. Воздух можно слышать и осязать. Огонь можно слышать, осязать и видеть.

Воду можно слышать, осязать, видеть и чувствовать на вкус. И, наконец, землю можно слышать, осязать, видеть, чувствовать на вкус и обонять. Вся полнота ощущений завершается запахом. А земля — источник всех вкусов и всех форм.

Мы живем на земле, где присутствуют все вкусы ощущений.

Знание, которое приобретается чувствами, так и называется — знание, доступное органам чувств. Современная наука опирается на эту платформу познания, и любой из нас по простоте душевной пользуется этим же способом познания. Но этот уровень восприятия несовершенен, так как наши органы чувств работают в невообразимо малом диапазоне восприятия. Чувства несовершенны.

Поэтому наука пытается «усовершенствовать» органы восприятия при помощи приборов: телескопов, микроскопов, передатчиков, приемников электромагнитных волн и т. д., и т. п. Потому что человеческих органов чувств явно недостаточно. Например, если в помещении будет слишком ярко, мы ничего не увидим, потому что яркий свет ослепит глаза.

А если будет очень темно, мы тоже ничего не сможем увидеть. Но между светом и тьмой нам что-то удается воспринимать. Есть инфракрасные, ультрафиолетовые и прочие излучения, недоступные нашему восприятию. То же самое происходит и со слухом, и со вкусом, и другими органами чувств.

Совершенно очевидно, что наше восприятие ограничено определенным, выделенным нам природой диапазоном информации. Это и означает, что платформа чувственного восприятия несовершенна, она не может дать нам полной картины окружающего мира.

Есть великое множество энергий, которые находятся вне восприятия чувств, но фиксируются приборами, например, структуры материи на атомном и молекулярном уровнях. Также есть энергии, которые невозможно зафиксировать никакими приборами. Мы никогда не узнаем о них опытным, или, точнее сказать, экспериментальным путем.

Здесь важно понять, что органы чувств отличаются от их обладателя, от личности. Например, человек может потерять зрение, но это не означает, что личность потеряла способность видеть. Потенциал видеть сохраняется, поэтому, если человеку дать новые глаза, он опять сможет видеть. Если глазам добавить микроскоп, то можно заглянуть и в микромир.

Но подобно тому, как микроскоп отличается от человека, также и глаз отличается от личности. Личность выступает в роли обладателя органов чувств, которые могут терять, восстанавливать или изменять свои способности. Пользуясь глазом птицы, можно видеть гораздо лучше, чем это дано зрению человека, а пользуясь крыльями, можно летать.

Пользуясь разными телами, в разных жизнях, душа по-разному думает о себе и по-разному действует.

Я — птица, я — зверь, я — человек… То есть личность отличается от тела, но пользуется им и как бы попадает в зависимость от него, подобно тому, как художник зависит от качества кисти и холста, как скульптор зависит от качества резца или как программист зависит от типа компьютера.

Равнодушие и отзывчивость. Итоговое сочинение

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Какого человека можно назвать «отзывчивым»? 

Какого человека можно назвать «равнодушным»? 
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»? 
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»? Чем опасно равнодушие? Может ли отзывчивость принести разочарование? 
Что значит быть отзывчивым? Может ли равнодушие ранить человека?
Нужно ли учиться сочувствию? Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
 Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным? 
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен? 
Всегда ли нужно быть отзывчивым? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе? Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»? 
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни – сочувствие»? 
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья? 
Можно ли научиться отзывчивости? Когда отзывчивость может навредить?
 Может ли внимательность к людям спасти жизнь? 
Как привить чувство сострадания детям? 
Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь? 
Что значит “быть бескорыстным” человеком? 
Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости? 
Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма? 
Важно ли уметь прощать? 
Сочувствие и доброта – это синонимы? 
Нужно ли бороться с несправедливостью? 
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека? Что можно привести  к равнодушию? 
Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания? 
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, 
преждевременная смерть». Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?
 Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.» Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди» Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине? 
Чем опасно равнодушие к своей стране? Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»? 
Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь? 
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям? 
Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака 
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»? 
 Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов? 
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением человечности? Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой? 
Существуют ли люди, недостойные сочувствия? 
Что важнее: сочувствие или реальная помощь? 

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. “Равнодушие и отзывчивость”. 

А.Н. Островский «Гроза»  
В.К. Железников «Чучело» 
 А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6», «Дама с собачкой»  
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»  
М.А.Шолохов «Судьба человека»  
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»  
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»  
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»  
К. Г. Паустовский «Телеграмма» 
 А.В. Вампилов «Старший сын»  
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»  
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»  
И.С. Тургенев «Отцы и дети»  
И.А. Гончаров «Обломов»  
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»  
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»   
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»  
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»  
В. Гюго «Отверженные»  
Х. Ли «Убить пересмешника»  
В. Г. Короленко «Дети подземелья»  
В. Закруткин «Матерь человеческая»  
Т. Кенэлли «Список Шиндлера»  
Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего» 
 Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война и мир»  
С. Коллинз «Голодные игры»  
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»  
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»  
Ф.М. Достоевский «Идиот»  
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет гром», «Все лето в один день»  
М. Гелприн «Свеча горела столе»  
А.П. Платонов «Юшка»  
Б. Фредерик «Приказ есть приказ»  
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»  
А.И. Куприн «Изумруд» 

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018. Направление «Равнодушие и отзывчивость». Список литературы. Аргументы.   

Равнодушие и отзывчивость Комментарий ФИПИ: «Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности». 
Как мы знаем, конфликты делятся на два типа: внутренние и внешние. 

В данном направлении рассматривается один из главных конфликтов человечества – это конфликт человека и общества. 
В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций.
 1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем кому повезло меньше). Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви 
2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы. 
3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты. 
4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности.
 Если крайность равнодушия  – это беспросветный эгоизм, то крайность  отзывчивости – фанатизм. Человек, склонный помогать всем, не задумываясь о себе, часто оказывается в положении, когда просящий «садится на шею».
 Таких примеров  в литературе можно найти огромное количество (Например, «Размазня» А.П. Чехова). 
Равнодушие – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. 
Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения. 
Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. 
Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей. 
Синонимы: безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность, индифферентизм; малочувствительность, бесстрастность, наплевательское отношение, хладнодушие, пофигизм, деревянность, холодность, вседолампочество, вялость, холодок, бесчувствие, дофенизм, апофигей, апофегей, холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность, апатия, апатичность, флегматичность

Отзывчивость – положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. 

Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей *Определения взяты из словаря Безруковой В.С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», 2000 г. 
Синонимы: мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность. 

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению “Равнодушие и отзывчивость”.  

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу) 

Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо) 
Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
 Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)  
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)
 Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов) 
Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд) 
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками) 
Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг) 
Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог) 
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский) 
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин) 
Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан) 
Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм) 
Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя) Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро) 
Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг) 
Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций) 
Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне) 
Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль) 
Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу) 
Эгоизм — это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский) Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой) 
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский) 
Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон) 
Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер) 
В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. (пословица) Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости… (Э. Золя) 
Встать на путь диалога — гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай) 
Отзывчивость ближних — это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма) 
Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу) 
Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим. (Ф. А. Искандер) 
Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади) 
Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие — есть редкость и счастье — и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев) 
Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг) 
Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно… (Ф. С. Фицджеральд) 
Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич) 
Чрезмерное сочувствие часто становится преградой. Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица) Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский) 
Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание — это что-то стоящее. (Ошо) 
Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)  Источник.
Анализ произведений

Мудрые мысли прославленного педагога Василия Сухомлинского

28 сентября 1918 года в селе Васильевка Херсонской губернии родился выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Член-корреспондент академии наук СССР, заслуженный учитель школы УССР, Герой Социалистического туда. Новатор, создавший в условиях жесткой советской авторитарной системы комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».

Василий Александрович видел процесс обучения детей как радостный совместный труд. Где постепенно, давая максимальную свободу творчеству, и развитию всех способностей ребенка, формируется его мировоззрение.

Сухомлинский учителю отводил роль исключительную, ее фундаментом считая полное уважение ребенка, признание его личностью, признание индивидуальности каждого воспитанника – высшей ценностью.

И сумел объединить вокруг себя коллектив учителей-единомышленников, до последнего дня возглавляя среднюю школу в поселке Павлыш, Кировоградской области УССР. За свой «абстрактный гуманизм» был многократно ругаем официальной педагогикой.

Слава о Василии Александровиче перелетела через рубежи страны и в мире организованы школы, работающие по его методикам, созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей В. А. Сухомлинского.

Василий Александрович написал 500 статей, 30 книг (самая известная «Сердце отдаю детям»). Давайте, ознакомимся с мудрыми мыслями из замечательных книг талантливого педагога.

  • Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.
  • Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
  • Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.
  • С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей.
  • Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
  • Ребёнок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
  • Эгоизм — это первопричина рака души.

Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу.

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

  1. Любовь — это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня — нет и благородной любви.
  2. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.
  3. Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.

Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

Мы подготовили для Вас несколько аргументов по произведению — Свеча горела. Используйте материал статьи для написания школьный сочинений на урок литературы.

Влияние научно-технического прогресса — аргументы

1. Мир не стоит на месте. Все меняется, научно-технический прогресс устанавливает новые законы. В рассказе «Свеча горела» М. Гелприна показан мир, в котором прогресс вытеснил литературу. Все происходило постепенно: в конце двадцатого века люди остро ощутили нехватку времени, появились новые удовольствия, такие как виртуальные игры, тесты, квесты. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные, «перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Итогом стала бездуховность подрастающего поколения, потому что литературу ничем не заменили. Единственный инструмент формирования личности был забыт всеми. Научно-технический прогресс способен повлиять на гуманитарные науки, но все зависит от людей, а именно от их готовности действовать так, чтобы не допустить исчезновения литературы.

2. Тревожную картину показывает нам Майк Гелприн в рассказе «Свеча горела». Учитель литературы Андрей Петрович уволен с работы за ненадобностью предмета. В мире, где он живёт, изобилие техники, электроники, а нравственность и духовность не востребованы. Технический прогресс вытеснил нравственные ценности, навязав иные смыслы существования. Тщетны оказались попытки Андрея Петровича найти индивидуальную работу через объявления. Для героя литература — это искусство, формирующее душу: умение чувствовать, переживать, сострадать, любить… Без этого человек просто машина. Учитель страдает, ему некому передать опыт своего поколения. Неожиданно появившийся ученик вернул Андрея Петровича к жизни, но случайно он узнаёт, что полтора года учил робота. Парадоксальная ситуация: робот тянется к нравственности, а люди считают это лишним. Доведённый до отчаяния, герой задумывается о самоубийстве. Но в этот момент появляются дети, для которых духовные ценности также дороги, как и для Андрея Петровича. Символика строк из стихотворения Б. Пастернака «Свеча горела на столе, свеча горела…» даёт надежду, что бездушие не поглотит мир людей. Конечно, это антиутопия, но удобства, выгода, прибыль стали во многом определять наше поведение. И это уже не благо…

Роль литературы в жизни человека — аргумент

Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» — восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали хозяева, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.

Смелость робота Максима поражает, он героически пожертвовал своей жизнью, чтобы изменить мир. Борьба с бездуховностью – цель, которая заслуживает уважения. К счастью, его великая цель была достигнута.

Роль учителя в жизни человека (верность профессии) — аргумент

Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель — это не только тот, кто передает знания, это, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна «Свеча горела» Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл жизни — передавать знания и делиться ими. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Наш мир не стоит на месте, каждый день появляются новые технологии. Инновационные технологии значительно облегчают нашу жизнь: мы можем обучаться чему-то новому не выходя из дома, совершать покупки, виртуально общаться с близкими, использовать электричество. Однако в технологическом процессе есть не только плюсы, но и минусы. Если технологии будут развиваться слишком быстро, то  люди забудут о духовных ценностях .Чтобы доказать свою точку зрения,обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблему вытеснения духовных ценностей, из-за технологического развития поднимает Майк Гелприн в рассказе «Свеча горела». Мир, который показывает автор поглощен роботами и электроникой. Из-за этих машин не осталось самого важного для человека-души и чувств. В школах детей учат только техническим предметам: физике, робототехнике. Учителя забывают, что личность формируется с помощью духовных ценностей — чтения книг. Вместо литературы появились новые развлечения — квесты, игры, тесты. Спрос на литературу падал по сравнению с предыдущими поколениями. Итогом стала бездуховность подрастающего поколения, потому что литературу ничем не заменили. Именно так, писатель подчеркивает, что быстрое развитие технологического процесса не всегда влияет положительно на общество. Инновации по мнению автора способны вытеснить духовные ценности.

Еще один отрицательный пример воздействия на духовные ценности показал Рей Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту». Он описал мир будущего: люди получают новости от больших экранов телевизора, общаются только виртуально. В этом произведении сжигают книги, следовательно, люди становятся бездуховными. Общество не может мыслить самостоятельно, поэтому государство легко управляет им.СМИ становится способом манипулирования, в связи с этим моральные и духовные ценности заменяются потребительскими. Автор показывает, как технологии с одной стороны приносят новые возможности, а с другой наносят вред — отношение к технике как смысл существования. Писатель хочет донести, что нужно уметь творить и не забывать про духовные ценности.

Таким образом, мы не должны ставить технологии выше духовных ценностей. Важно найти «золотую середину». Техника — это средство, а не цель существования.

Здравствуйте, Евгения!

Вам удалось создать качественную работу, отвечающую требованиям ИС.  Стремитесь к рекомендованным ФИПИ 350 словам. Следует обратить внимание на речь и грамматику.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Тема раскрыта. Во вступлении ответ на вопрос дан.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Произведения выбраны верно.

Аргументы представлены в аналитическом ключе, иллюстрируют ключевой тезис сочинения. Предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы.

Анализ произведений лаконичный, убедительный.

К3 (логика и композиция) + 1 балл
Структура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД в целом выдержана. Вы верно делаете микровыводы после анализа произведений. Обратите внимание на вывод- не уходите от темы.

Ошибки

мы можем обучаться чему-то новому не выходя из дома, совершать покупки, виртуально общаться с близкими, использовать электричество.

Рекомендация: расположите однородные члены в логичном порядке- начните с использования электричества.

Если технологии будут развиваться слишком быстро, то  люди забудут о духовных ценностях .

На основании чего Вы делаете этот вывод?  Не связаны напрямую технолгии и духовные ценности. Если люди не будут думать о развитии внутреннего мира, то да, пройдёт нравственная деградация.
В микровыводе после первого аргумента Вы верно отмечатете, что ТАК МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ, а не категрично утверждаете.

Таким образом, мы не должны ставить технологии выше духовных ценностей. Важно найти «золотую середину». Техника — это средство, а не цель существования.

Вывод- обобщение. Вы говорите о том, как НАДО ОТНОСИТЬСЯ К ТЕХНОЛОГИЯМ. Тема ДРУГАЯ: «Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?»

К 4 (речь)+ 1 балл

Наш (кого Вы имеете в виду?) мир не стоит на месте, каждый день появляются новые технологии. Инновационные технологии значительно облегчают нашу жизнь: мы (кто это?) можем обучаться чему-то новому не выходя из дома, совершать покупки, виртуально общаться с близкими, использовать электричество. Однако в технологическом процессе есть не только плюсы, но и минусы. Если технологии будут развиваться слишком быстро, то  люди забудут о духовных ценностях .

повторы
«Повисшие» слова: это эти МЫ, чьё НАШЕ? Лишние слова

Мир, который показывает автор поглощен роботами и электроникой. Из-за этих машин не осталось самого важного для человека-души и чувств.

Каких? На что указывает местоимение?

В школах детей учат только техническим предметам: физике, робототехнике. Учителя забывают

Тавтология

Еще один отрицательный пример воздействия на духовные ценности показал Рей Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту». Он описал мир будущего: люди получают новости от больших экранов телевизора, общаются только виртуально. В этом произведении сжигают книги

ОН- кто? Автор? Роман? Градус? Неверное употребление личного местоимения.

В произведении читаем, в произведении автор использует выразительные средства, в произведении сжечь нельзя.

нужно уметь творить и не забывать про духовные ценности.

Таким образом, мы не должны ставить технологии выше духовных ценностей.

Повторы
МЫ лишнее (замените, например, на НЕ СТОИТ СТАВИТЬ)

К5 (грамотность) + 1 балл

Орфография-0

Пунктуация-6

Проблему вытеснения духовных ценностей, ЛИШНЯЯ ЗПТ из-за технологического развития

Мир, который показывает автор ЗПТ поглощен роботами и электроникой.

Граница придаточной части СПП

Вместо литературы появились новые развлечения квесты, игры, тесты.

Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Инновации по мнению автора способны вытеснить духовные ценности.

Вводная конструкция обособляется

технологии с одной стороны приносят новые возможности, а с другой наносят вред

Обороты являются вводными- их нужно обособить. Если конструкция «с другой стороны» употребляется в сокращенном виде (с другой), то вместо запятой после него ставится тире: технологии с одной ЗПТ стороны ЗПТ приносят новые возможности, а с другой ТИРЕ наносят вред

Грамматика-4

Проблему вытеснения духовных ценностей, из-за технологического развития

вытеснения (ЧЕГО? ЧЕМ?) ценностей технологическим развитием

Учителя забывают, что личность формируется с помощью духовных ценностей — чтения книг. Вместо литературы появились новые развлечения — квесты, игры, тесты. Спрос на литературу падал по сравнению с предыдущими поколениями. Итогом стала бездуховность подрастающего поколения, потому что литературу ничем не заменили. Именно так, писатель подчеркивает

Нарушение временной соотнесённости глаголов

отношение к технике как смысл существования

отношение как (К ЧЕМУ?) как смыслУ

донести ЧТО? до КОГО?

Общий вывод по работе

Итак, Евгения, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над повторами, употреблением местоимений. Обратите внимание на знаки препинания при вводных конструкциях. Проанализируйте  рецензию, акцентируйте внимание на указанные ошибки, учтите рекомендации, и тогда экзамен пройдёт успешно.

Удачи!

Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

11.10.2021 16:52:34

Автор: Елена Берникова


         Современное поколение, бесспорно, отличается от поколений прошлых лет. Если раньше дети играли в догонялки, прятки, то сейчас у них в приоритете телефоны, планшеты, компьютеры. Также в нашем мире появились новые технологии, которые хорошо сказываются на людях. Но, к сожалению, этому есть и обратная сторона.
          Майк Гелприн с своем рассказе «Свеча горела» говорит об отрицательной стороне. В этом произведении Андрей Петрович, учитель литературы лишается работы, так как учителей заменили роботы. В один прекрасный момент ему позвонил молодой парень Максим и попросил, чтоб Андрей Петрович позанимался с ним. Учитель был очень  рад этому звонку. На следующий день ученик пришел к преподавателю и они начали обучение, которое продолжалось пол года. А длилось оно до тех пор, пока в один день мальчик не пришел на занятие. Вскоре андрей Петрович узнал, что все это время он обучал робота. учитель очень расстроился и уже хотел уйти из жизни, но, к счастью, его остановил стук в дверь. Это были дети, которые пришли к нему обучаться. Таким образом, мы понимаем, что люди перестают ценить духовные ценности.
            Рэй Брэдбери в своем рассказе «Вельд» также раскрыл не менее важную проблему. Семья переезжает в дом, где всю работу за них делает он сам, а хозяева просто наслаждаются жизнью. Для детей родители сделали комнату по названием «Вельд». В ней все, о чем подумаешь и чего захочешь, становится реальным. Комната, можно сказать, заменила детям своих самых родных людей. Это начинает беспокоить родителей, и они решаются отключить комнату. Но, после уговоров детей, родители разрешили им еще немного там поиграть. В итоге, дети закрыли родных людей в комнате, в которой их ждала страшная смерть. Наше современное поколение, можно сказать, имеет что-то общее с эими деться, ведь в настоящее время интернет является для них очень важным. К сожалению, некоторые люди слишком сильно этим увлекаются и забывают про реальность.
             Таким образом, хочу сказать, что люди перестали ценить духовные ценности. я бы хотела. чтобы современное поколение меньше проводило времени в интернете, телефоне и компьютере. а более время уделяло семье, близкие, друзьям, ну и, конечно же, учебе.


Здравствуйте, Елена!

Вы написали соответствующее требованиям сочинение, выстроив рассуждение о опорой на литературные примеры.

Согласно критериям проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Тема раскрыта довольно поверхностно, вы «притягиваете» аргументы к тезису, не можете рассуждать свободно, пользуетесь чужими, заимствованными из интернета, мыслями и фразами.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ литературных произведений по большей части подменяется пересказом эпизодов, развернутый комментарий отсутствует.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Ошибки

Майк Гелприн с своем рассказе «Свеча горела» говорит об отрицательной стороне.

Смысловая недостаточность. Непонятно, об отрицательной стороне ЧЕГО говорит Майкл Гелприн.

Это были дети, которые пришли к нему обучаться. Таким образом, мы понимаем, что люди перестают ценить духовные ценности.

Предложения логически не связаны друг с другом, противоречат друг другу.

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

Комната, можно сказать, заменила детям своих самых родных людей.

Ошибка в употреблении возвратного местоимения.

Но, после уговоров детей, родители разрешили им еще немного там поиграть.

Непонятно, кто кого уговаривал.

Наше современное поколение, можно сказать, имеет что-то общее с эими деться, ведь в настоящее время интернет является для них очень важным.

Непонятно, на кого указывает местоимение НИХ.

В один прекрасный момент ему позвонил молодой парень Максим и попросил, чтоб Андрей Петрович позанимался с ним.

Разговорное выражение, снижает стиль рассуждения.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 7

Ошибки

Орфография

На следующий день ученик пришел к преподавателю и они начали обучение, которое продолжалось пол года.

Правильно: полгода.

Вскоре андрей Петрович узнал, что все это время он обучал робота. учитель очень расстроился и уже хотел уйти из жизни, но, к счастью, его остановил стук в дверь.

Правильно: Андрей

Пунктуация

В этом произведении Андрей Петрович, учитель литературы ЗПТ лишается работы, так как учителей заменили роботы.

Пропущена запятая после приложения.

Но, после уговоров детей, родители разрешили им еще немного там поиграть.

Запятые не требуются.

В итоге, дети закрыли родных людей в комнате, в которой их ждала страшная смерть.

Лишняя запятая.

Грамматика

Но, к сожалению, этому есть и обратная сторона.

Правильно: у этого.

я бы хотела. чтобы современное поколение меньше проводило времени в интернете, телефоне и компьютере. а более время уделяло семье, близкие, друзьям, ну и, конечно же, учебе.

Правильно: больше времени; близким.

Общий вывод по работе

Итак, Елена, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой и речью.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

  • Свеча горела краткое содержание для итогового сочинения
  • Свеча горела аргументы для сочинения
  • Светуличка или светулечка как правильно пишется
  • Светлый праздник пасхи как пишется
  • Светлячок и другие рассказы сборник харуки мураками