Свеча горела автор рассказа

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страница 169размышляем о прочитанном1. кто главный герой произведения заколдованное место?главный

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 169

Размышляем о прочитанном

1. Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?

Главный герой рассказа дед Максим.

2. Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

3. Постарайтесь пересказать быль близко к тексту, передавая особенности речи персонажей.

Пересказ рассказа «Заколдованное место» для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

— А, голубчик, вот ты где! — воскликнул дед.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь «Страшная месть»

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами «и вышел из неё колдун»?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

3. Прочитайте повесть «Страшная месть».

Прочитать краткое содержание повести «Страшная месть», можно перейдя по ссылке.

AVvXsEirHtIkN6atY617g9Fks8nO olS0MQCsPXrYl833SH15ng6jF18H BxQbbBjWcLAodqvqRQB9OkiyRwUNikeAnAgCmyyC9ITR2bDkgHnI58aWnR3vPHwy9mDaRrSA4nW4Jn9HDy9rLYWmuvADXg38DMg2DBJjnY0bN8cAxLoEoZkDI5p5y LTOIJ3Pg4w=w400 h276

Автор:
Самый Зелёный
·

Итоговое сочинение представляет собой обязательное испытание для выпускника лицея, школы и гимназии. Оно позволит выпускнику получить желаемый допуск к ЕГЭ. Следовательно, итоговое сочинение является первым шагом на пути к поступлению на заветную специальность. Одно из самых неоднозначных направлений итогового сочинения 2021-2022 называется «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Данная тема даёт возможность выпускнику поразмышлять о разных видах искусства. Это может быть музыка, литература, кино, театр и так далее. Безусловно, каждый школьник имеет свои предпочтения в области культуры. Рассуждая на данную тему, автор может рассказать о значимой роли различных направлений искусства в жизни  общества. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы для итогового сочинения подходят для данного направления. Кстати, полный список литературы Вы можете найти здесь.

  1. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Героиня знакомится с композитором и вдохновляет его на создание чудесной музыки, которая радует и утешает ее спустя многие годы.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Классическая музыка актуальна всегда, потому что она одинаково сильно воздействует на людей всех последующих поколений. Юный тапер играет музыку Ф. Листа и потрясает слушателей талантом композитора, которого уже давно нет на свете.
  3. А.И. Куприн, «Гамбринус». Сашка играет на скрипке в кабаке, но так талантливо, что его игра берет за душу всех завсегдатаев заведения и пробуждает в них лучшие чувства.
  4. И.С. Тургенев, «Певцы». Автор анализирует пение рядчика и Яшки и проводит грань между истинным искусством и рядовым исполнением.
  5. А.П. Чехов, «Ионыч». Интерес к литературе или музыке не всегда говорит о развитии личности. Например, Туркины мнили себя одаренными людьми, много читали и музицировали, но на самом деле не развивались, а топтались на месте.
  6. А.П. Чехов, «О любви». Интерес к искусству сближает людей: главные герои увлекались музыкой, литературой и театром, а потому их души соединились в чувстве любви.
  7. М. Горький, «Старуха Изергиль». Интерес Изергиль к легендам дал ей пищу для размышлений и возможность духовно развиваться под влиянием мудрости народного эпоса.
  8. М. Горький, «Макар Чудра». Лойко завоевывал внимание и признание в обществе благодаря таланту музыканта и певца.
  9. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка подбадривала бойцов на войне и давала им силы жить дальше.
  10. В.М. Шукшин, «Артист Федор Грай». Главный герой победил боязнь сцены и сыграл такую роль, которая потрясла жителей и даже районного жюри. Федор победил в конкурсе, сыграл настоящего «простого человека».
  11. К.Г. Паустовский, «Скрипучие половицы». Автор повествует о том, как знаменитый композитор Чайковский писал свою музыку.
  12. В.М. Шукшин, «Печки-лавочки». Главный герой поехал на курорт и описывает, какое впечатление на него произвела музыка в ресторане: «А один раз как дали «Очи черные», у меня на глазах слезы навернулись. Такое ощущение (осюсение), полезь на меня десять человек – не страшно».
  13. М. Горький, «О беспокойной книге». Автор размышляет о том, какие книги можно назвать хорошими, и почему они берут читателя за душу.
  14. С. Моэм, «На чужом жнивье». Потомок славного баронета променял карьеру и богатство на занятия музыкой.
  15. Н.В. Гоголь, «Портрет». Главный герой пожертвовал талантом ради наживы и разочаровался в жизни. На его выбор повлияла картина, которая сбила его с пути истинного.
  16. М. Зощенко, «Актер». Рассказ про изнанку мира театра.
  17. В. Шурупов, «Рассказы провинциального актера». Автор говорит о том, как тяжела, интересна, а порой и трагична судьба актера, который так старается выкладываться на сцене.
  18. А.И. Куприн, «Как я был актером». Автор рассказывает о постановке пьесы «Новый мир» (нелепой балаганной переделки из романа Сенкевича «Quo vadis»). Он показывает изнанку театра и суть работы артиста.
  19. К.Г. Паустовский, «Струна». Здесь речь идет о роли искусства на войне и о том, как музыканты помогали военным выполнять свой долг и поддерживать боевой дух.
  20. А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Музыка вдохновляет людей, но далеко не всегда на хорошие поступки. Сальери под влиянием талантливых мелодий Моцарта замыслил злодейство.
  21. К.Г. Паустовский, «Старый повар». Игра на клавесине пробудила у слепого старика воспоминания и молодости и любви.
  22. «Музыкант-чародей», белорусская народная сказка. Главный герой своими мелодиями дарит радость честным людям и давит на совесть тех, кто живет не по совести: «Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться».
  23. К.Г. Паустовский, «Булгаков и театр». В рассказе автор повествует о том, как Булгаков создавал свои пьесы, как реагировал на их постановки, как их оценивала публика.
  24. Майк Гелприн, «Свеча горела». Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. Произведение отражает печальную картину реальности, в которой искусство далеко от прогресса. А ведь именно литература определяет внутренний мир человека и его мировоззрение. Лишь робот-гувернер смог увидеть всю серьёзность проблемы. Он понял, что младшее поколение растёт бездуховным. В рассказе автор задумывается над тем, может ли искусство ужиться в мире науки и техники?
  25. Н. Тэффи, «Мой первый Толстой». В данном произведении читатель может проследить, как у человека возникает любовь к чтению. Автор размышляет над значением книги в жизни человека и над тем, как она на него влияет. Рассказ также поднимает тему отношения к выдающимся личностям. 
  26. О. Генри, «Последний лист». Произведение повествует о том, как художник ценой собственной жизни спасает от смерти безнадёжно больную девушку. Это происходит благодаря творчеству живописца. Последний труд становится прощальным подарком для девушки. В рассказе писатель размышляет над истинным предназначением искусства. Автор приходит к выводу, что предназначение талантливых людей заключается в том, чтобы помогать простым другим, исцелять души. Идею данного произведения составляет невероятная сила искусства. Художник сумел мастерски нарисовать лист, и никто не смог догадаться, что он искусственный. 
  27. А. П. Чехов, «Скрипка Ротшильда». В данном произведении поднято множество проблем: проблема смысла жизни и предназначения, проблема сострадания и милосердия, проблема экологии. Но и искусство занимает в нем важное место. Главный герой произведения — Яков Иванов. Он делает на заказ гробы. Судьба уготовила этому человеку определённые жизненные трудности. Для того чтобы преодолеть все препятствия и невзгоды, главный персонаж занимался музыкой, играл на скрипке. Это давало ему утешение.
    В своем рассказе Антон Павлович хотел донести до читателя простую истину. Люди ни в коем случае не должны быть одержимы деньгами. Ведь истинные человеческие ценности заключаются в искусстве, красоте, любви, радости. 
  28. Эдгар По, «Овальный портрет». В данном произведении читатель может проследить странную связь действительности и искусства. Так, автор утверждает, что поклонение искусству уничтожает жизнь, которая воплощена в образе девушки. По мнению знаменитого писателя, смерть и искусство имеют схожую природу. Помимо этого, Эдгар По считал, что основной причиной смерти героини является ее невероятная красота. Автор утверждает, что искусство способно изобличить вину художника. 

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКнига про менякороткие рассказысписок книг

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Борис Пастернак считается ярким представителем творческой элиты времен Серебряного века.

Тяга и любовь к родине у Пастернака безграничны, и это нашло свое четкое отражение в его творчестве. А то, что он отказался от Нобелевской премии, лишь доказывает, что он любил чисто и светло. Но тогдашнее правительство не тронули чувства поэта, и оно не оценило его поступок.

Разберем по плану его произведение «Зимняя ночь».

История создания стихотворения

Этот стих появляется впервые в книге Б. Пастернака «Доктор Живаго». И в романе он стоит вначале сборника стихотворений Юрия, основного героя. Достоверно невозможно указать точное время возникновения данного произведения, а сам роман писался в течение десяти лет. Критики разделились на два лагеря – первые считают, что рассматриваемый нами стих был написан к концу всего романа, а другие – что он был сочинен в начале, а в качестве довода указывают на последнюю любовь Пастернака – Ольгу Ивинскую.

Роман на просторах Родины изначально принимался в прессе в штыки, поскольку цензура считала текст антисоветским. Однако в западных странах он снискал популярность, и поэта даже удостоили Нобелевской премии, от которой он отказался, но это, однако, его не избавило от притеснения и преследования правительством СССР. И поэтому роман увидел свет в нашей стране только в конце 80-х годов 20 века.

Жанр

Стих можно отнести к разряду философской лирики, потому что Пастернак пишет о любви и жизненных ценностях, при этом он свои раздумья перемежает с природными образами. Природа в его творчестве так же важна, поскольку именно из нее он черпал вдохновение.

Существует мнение, что стих «Зимняя ночь» написан в стиле импрессионизма. Сам по себе импрессионизм – это как смутная и расплывчатая картина, которая отражает впечатление от чего-нибудь. Отличительной чертой импрессионизма является его своеобразное и долгое как бы послевкусие, словно думы автора, которые он не описал в стихе, но о которых размышляет читатель, и в этом случае картина становится еще более неясной.

Размер стихотворения состоит из двух чередующихся ямбов – двух- и четырехстопного. Такое чередование придает стиху музыкальность. Рифмовка – перекрестная, в строках – чередующиеся мужская и женская рифмы,

Композиция

Состоит произведение из 8 строф, композиция – кольцевая, с повторением начальных и финальных строк, катрен. Построено стихотворение на антитезе, автор рисует ночную зимнюю картину, в которой холод зимней ночи переплетается с горячей страстью, олицетворяемой зажженной свечой.

Текст разделен на смысловые части, всего их 4.
В первую часть входят первые 3 катрена, в которых автор говорит о метущей по всем пределам земли метели. Эта метель еще наносила на стекла кружки и стрелы. С самого начала поэт противопоставляет холоду тепло, он сопоставляет снежинки и летнюю мошку, летящую на огонь.

Вторая часть уже горячая, в ней поэт приводит описание влюбленной пары. Описанию уделено два четверостишия, однако, оно расплывчато и неясно. Больше внимания уделено теням влюбленных.

В третьей части – соединение, в двух строфах автор объединил написанное, благодаря чему добился нечеткого и неясного образа ситуации.

Четвертая часть повторяет первое четверостишие, она заканчивает произведение, замыкая его композицию.

Образы и символы

В произведении «Доктор Живаго» главным героем выступает Юрий Живаго, и он же – лирический герой в стихах. Он заинтересован внутренним миром человека и чувствует жизнь, не особо интересуясь историческими событиями. Считается, что основой образа героя романа стал сам поэт.

Место центрального образа в произведении занимает свеча, которая символизирует собой не что иное, как защиту и жизнь, тепло и свет. И в стихотворении имеется рефрен о свече, который повторяется четырежды – с этого символа начинается произведение, им же оканчивается, на нем же писатель заостряет внимание читателя – он заменяет ее образ то образами холода и метелицы, то образом страсти, которая показана тенями от рук и ног, падающей обувью и капающим свечным воском.

Образ зимы в произведении – это образ враждебной вражеской силы. Может быть, Пастернак определил образ метели как образ правительства СССР, которое, по его мнению, сметало все к одному – «к оконной раме», «лепило кружки и стрелы». Может быть, оконная рама – тоже отдельный образ, символизирующий царивший в то время «железный занавес», который не позволял простым людям выезжать за границу.

Кроме того, явно неспроста есть в стихотворении строка о том, что в феврале мело весь месяц – вероятно, поэт имел в виду тот февраль, во время которого произошло свержение царской власти и водворение новой, советской, которая как бы нарушила мирную жизнь. Февраль является самым холодным месяцем зимы, и эта трактовка тоже имеет место быть, поскольку она не лишена обоснованности, и не противоречива по отношению к образу в стихотворении.

Антонимом образа зимы является образ страсти, выраженный любовной сценой, которую герой романа узрел сквозь окно – тени, отбрасываемые на потолок благодаря зажженному ночнику, он видит руки и ноги пары любовников. Поэт показывает, что процесс естественен и возвышен, применяя слово, производное от слова «крест» — скрещение. А предпоследняя строфа это только подтверждает, ведь в ней говорится, что жар соблазна был как ангел, и вздымал крестообразно два крыла.

Дополним образ свечи тем, что она символизирует собой и любовь. Ведь это чувство согревает и освещает своим пусть и тихим, но теплым огнем.

Темы, проблемы и настроение стиха

В произведении сплетены три извечные и насущные темы – любовь, творчество и природа. И в данном стихотворении переплетение обращено к читателям любовной темой.

Темы стихотворения отражают события, которые происходят в жизни – противостояние добра и зла, равновесие сил, любовь, которая побеждает все, возможность человека противостоять любым тяготам.
Проблематика в произведении – проблемы власти, которая оказалась нескромной, хаос, чрезмерное внимание нового строя и тотальный контроль над людьми, угнетения и гонения тех, кто неугоден той власти.

Во всем творчестве поэта прослеживается единое правило, не требующее никаких доказательств – любовь является самым чистым из всего, что есть в мире.

Настроение произведения уютное и любовное, полное надежды.

Основная тема

Смысл произведения отражает константа о свече, она символизирует поддержку человека.
Огонек, который, как бы смотрит в бурю и метель, будучи маленьким и смелым является примером отваги и стойкости. Он же символизирует и любовь, согревающую нас изнутри, и оказывающую нам поддержку. Таков смысл произведения.

Средства выразительности

При создании этого стихотворения автор использовал широкий набор выразительных средств. Отметим последовательно тропы, употребленные в тексте.

Произведение строится на антитезе, в которой противопоставлены два образа – образы тепла и холода.

Это рефрен «Свеча, горела на столе, Свеча горела».

При анализе текста мы находим инверсии – «падали два башмачка», «ложились тени», «слетались хлопья».

Аллитерации в 1-ых строфах – много звука «Л», который как бы делает происходящее более плавным и словно погружает в полет.

Эпитеты – «снежная мгла… белая», «озаренный потолок».

Сравнения – снежинки с мошкарой, жар и ангел:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме».

«И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла…».

Метафоры – скрещенье судьбы, «воск слезами с ночника.. капал», «жар соблазна».

Олицетворение – метель, лепившая на стекле, ложившиеся тени и седая мгла.

Эти и другие средства языковой выразительности делают стих «Зимняя ночь» плавным, напевным, проникновенным.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

UGC

Борис Пастернак написал книгу, которая стала одним из наиболее известных и популярных произведений советского периода на Западе, — «Доктор Живаго». Краткое содержание позволяет раскрыть основные сюжетные линии и понять авторский замысел. Расскажем о нем подробнее.

«Доктор Живаго»: краткое содержание

Чтобы понять произведение «Доктор Живаго», краткое содержание романа-эпопеи, узнайте самое главное о его структуре и основных событиях:

«Доктор Живаго»: структура произведения

Для читательского дневника необходим пересказ книги «Доктор Живаго» кратко. Для этого важно понимать ее структуру. Произведение состоит из двух книг. Первая книга содержит главы с первой по седьмую, вторая — с восьмой по шестнадцатую. В конце произведения автор поместил стихи, которые написал главный герой.

«Доктор Живаго», краткое содержание по главам которого передать сложно из-за значительного объема произведения, можно представить в виде двух временных линий. Первая начинается в довоенное время и заканчивается событиями Первой мировой войны, которая меняет судьбы героев. Вторая посвящена революционным событиям. Эпилог переносит действие в 1943 год.

В романе несколько персонажей. Они время от времени меняют социальный статус и встречаются друг с другом. Так Пастернак хотел показать, как меняются судьбы людей под влиянием внешних обстоятельств.

«Доктор Живаго»: первая временная линия

Краткое содержание «Доктор Живаго» следует начать с представления героев, которым автор посвятил первую книгу произведения.

Роман начинается с похорон матери Юрия Живаго. Читатель узнает, что мальчик родился в состоятельной семье, но отец оставил его и мать и промотал все состояние. Юрия берет на воспитание дядя, а затем он попадает в семью Громеко, где знакомится с Антониной — дочерью его благодетелей.

Также читатель знакомится с еврейским мальчиком по имени Миша Гордон. Во время путешествия на поезде он был свидетелем самоубийства Андрея Живаго — отца Юрия. Позже в гимназии он встретится и с самим Юрием, который станет его лучшим другом.

Александр Александрович Громеко — врач. Однажды он отправляется на вызов к Амалии Гришар, которая пыталась покончить с собой. Миша и Юра напрашиваются поехать с ним. В доме Гришар происходит знакомство Юрия и Лары — дочери хозяйки. Там же появляется еще один персонаж произведения — адвокат Виктор Комаровский.

От Миши Юрий узнал, что Виктор — это человек, причастный к гибели его отца. С ним Андрей Живаго выпивал перед самоубийством.

Книга «Доктор Живаго», краткое содержание которой содержит лишь наброски сюжетных линий, продолжается рассказом о Ларе Гришар. В 16 лет она выглядела как взрослая женщина и уступила ухаживаниям Комаровского. Впоследствии отношения с адвокатом стали ей в тягость. Судьба сведет Лару и Юрия спустя несколько лет.

Накануне Рождества Юрий и Антонина собирались на елку к Свентицким. Они были близкими друзьями, и Анна Ивановна — мать Тони — благословила их отношения. Юрий смотрел на проталину в окне, и в его воображении родились строки стиха «Свеча горела на столе».

В это самое время Лара в разговоре с другом детства Пашей Антиповым сказала, что единственным средством спасения ее от гибели является их скорое венчание. У Свентицких веселье прервалось, когда Лара стреляла в Комаровского. Пуля убила другого человека. Когда девушку выводили из дома, Юрий вспомнил их первую встречу. Вернувшись домой, герой узнал, что Анна Ивановна умерла.

При помощи Комаровского Ларе удалось избежать наказания. Она вышла замуж за Павла, и они перебрались на Урал. У них появилась дочь.

 Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

«Доктор Живаго»: вторая временная линия

Антонина и Юрий также поженились. Началась война, и Живаго отправили на фронт, как раз когда у него родился сын. Повидать новорожденного ему толком не удалось.

Павел Антипов сомневался в том, что жена его любит. Из-за этого у них были непростые отношения. Павел закончил курсы офицеров и отправился воевать. Лара стала медсестрой. Она отправилась на фронт, чтобы отыскать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Павла, сказал Ларе, что видел, как ее муж погиб.

Началась революция, армия разваливалась. Живаго вернулся в Москву, чтобы увезти семью на Урал. В пути он слышал о восстаниях, которые жестоко подавлял некто Стрельников, воевавший с белыми. Последних возглавлял Галиуллин.

Семья Живаго осела в Варькине. Юрий принимал пациентов, приводил в порядок дом и работал на огороде. Неожиданную помощь он получил от Евграфа. Сводный брат будет появляться в сложные моменты в судьбе героя и в дальнейшем.

Живаго попал в город Юрятин и в библиотеке встретил Лару. Она рассказала, что грозный красный командир Стрельников — это ее супруг Павел. Когда он брал город, даже не поинтересовался, жива ли его семья.

Между Живаго и Ларой начался роман. Он продолжался два месяца. Юрия мучила совесть, и он собирался признаться Антонине, но по дороге домой вооруженные люди забрали его в партизанский отряд. Два года Живаго лечил больных и раненых, прежде чем сбежать.

Он оказался в Юрятине, когда город взяли красные. Обессиленный, он добрался до дома Ларисы. Герой узнал, что его семья вернулась в Москву. Позже он получил письмо от Антонины, в котором было сказано, что семью профессора Громеко высылают из страны. Женщина призналась, что любит его, но Юрий волен строить жизнь как хочет.

Живаго работал доктором, Лариса преподавала. Однако в них видели социально чуждые элементы. В городе свирепствовала чрезвычайная комиссия.

Вскоре появился Комаровский и предложил увезти их. Бывшего адвоката пригласило правительство Дальневосточной республики. Но Юрий знал о том, что Комаровский виновен в смерти его отца и сыграл злую роль в жизни Ларисы, поэтому отверг предложение.

Они решили перебраться в Варькино. Село выглядело пустым, но появление людей страшило больше, чем воющие волки по ночам. Лара сообщила, что беременна. Когда вновь появился Комаровский, доктор сказал, что Лариса должна уехать с ним. Он остался в одиночестве, пил и писал стихи.

Его одиночество было прервано появлением Стрельникова. Они беседовали всю ночь о детстве, судьбе страны, Ларисе. Утром Живаго отправился за водой, а когда вернулся, увидел, что Павел застрелился.

Долго добирался до Москвы доктор Живаго. Краткий пересказ книги продолжается появлением героя в столице в начале нэпа. Вот как развивались дальнейшие события:

  • Несколько лет герой прожил, издавая небольшие книги. Юрию приглянулась Марина, которая была дочерью дворника. Они стали жить вместе. У пары родилось две дочери. Однажды летом Живаго исчез. Марина получила письмо о том, что ему необходимо побыть в одиночестве.
  • Она не знала, что Юрий встретил Евграфа, который дал ему денег, нашел комнату, в которой когда-то жил Павел Антипов, и искал место работы.
  • По пути в Боткинскую больницу доктору стало плохо. Он упал на мостовой и умер от сердечного приступа.
  • На похороны пришло много людей, в том числе Антонина и Лариса. От Евграфа она узнала, что ее муж Стрельников не был казнен, а застрелился в Варькино. Вскоре сама Лара была арестована и отправлена в лагеря.

В 1943 году друзья доктора Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон на фронте встречают прачку Таню. Она рассказывает им свою историю. Оказывается, мать Лариса оставила ее во время бегства с Комаровским сторожихе. Спустя некоторое время сторожиха сошла с ума, а девочка оказалась сиротой.

Генерал-майор Евграф Живаго позаботился о девушке, а заодно издал стихи своего сводного брата. Среди них был и «Свеча горела».

 Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

«Доктор Живаго»: анализ произведения

«Доктор Живаго», анализ по главам которого проводили множество литературных критиков, стал одним из наиболее значительных произведений в литературе ХХ века. Борис Пастернак стал номинантом Нобелевской премии по литературе.

Вот на что обращают внимание критики, анализируя произведение:

  • Замысел и история создания.

Книгу «Доктор Живаго» Пастернак задумал написать непосредственно во время революционных событий, но приступил к работе только после Второй мировой войны. Работа заняла десятилетие. Автор писал по две–три страницы в день.

В журнале «Знамя» в 1954 году появились десять из 25 стихотворений, завершающих роман. Спустя два года автор отправил рукопись в три советских литературных журнала и получил отказ.

Одновременно он передал копию в итальянское издательство. Под давлением властей Пастернак вынужден был послать телеграмму с требованием остановить издание, но на словах через знакомых передал, что роман должен был напечатан.

Публикация стала мировой сенсацией. К распространению романа приложили усилия эмигрантские организации ЦРУ. В СССР роман появился в самиздате. Роман был номинирован на Нобелевскую премию.

На родине власти организовали травлю писателя — он вынужден был отказаться от награды. К чести Нобелевского комитета он заявил, что отказ автора не отменяет значения произведения. Премию получил в 1989 году сын писателя. На родине книга была издана лишь в 1988 году.

Центральной темой произведения является судьба личности в эпоху перемен. С ней переплетаются другие темы произведения:

  1. Одиночество. Доктор Живаго страдает от одиночества. Произведение начинается с похорон матери. В дальнейшем, несмотря на присутствие в его жизни других людей, он остается одиноким и умирает одиноким, уйдя из семьи.
  2. Разочарование революцией. Герой демонстрирует, что идеи новой власти ему чужды. Но в большей степени разочарование проявляется в фигуре Павла. Он увлекся идеей, стал верным солдатом революции, но потерял семью и в конечном итоге покончил с собой, осознав, что натворил.
  3. Судьба. Герои произведения постоянно встречаются друг с другом. Создается впечатление, что их связывают невидимые нити.

Оригинальную интерпретацию темы романа предложил писатель Дмитрий Быков. Он считает, что главной темой является судьба России, которую воплощает Лара. Она делает неправильный выбор, поверив Комаровскому, пытается исправить ситуацию, выйдя замуж за Павла.

Первый воплощает капиталистический путь, второй — революционную стихию. В конечном счете, она не в состоянии быть ни с одним, ни с другим. Счастлива Лара может быть с поэтом Живаго. Но ни она, ни он не готовы к такому выбору. Они способны лишь на короткое время побыть вместе.

  • Особенности композиции и жанр.

«Доктор Живаго», сюжет которого представляет собой встречи ограниченного круга героев в различных жизненных обстоятельствах, построен вокруг одной центральной фигуры — Юрия. Он попадает в различные ситуации и притягивает других персонажей романа.

Произведение вызвало резкую критику в советские времена из-за отхода от традиций реализма. Сюжет развивается не линейно, а циклически, постоянно сводя персонажей в различные временные промежутки: война — революция — нэп.

Литературоведы определяют жанр произведения как роман-эпопея.

Юрий Живаго — типичный персонаж русской литературы, который обладает талантом, но не способен приспособиться к внешним обстоятельствам и от этого страдает.

Он рано потерял мать, и детская травма оказала влияние на его последующие отношения с женщинами. Он оставался с теми, кто мог о нем позаботиться. Антонина была ему другом и опекуном, по возвращению в Москву такой женщиной стала Марина. С ними он не мог построить отношения, поскольку была забота, но отсутствовала страсть.

Лишь Лара дала ему страсть, но требовала заботы с его стороны. Юрий оказался неспособен ее предоставить, отослав ее с Комаровским.

 Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Одно из наиболее показательных произведений литературы ХХ века написал Борис Пастернак. «Доктор Живаго», краткое содержание которого позволяет познакомиться с идеями автора, представляет собой сложное по композиции произведение. Не удивительно, что оно выдержало множество изданий на различных языках и было экранизировано в разных странах мира.

«Тихий Дон»: краткое содержание и анализ произведения

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1852302-doktor-zivago-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго» | Литерагуру

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

История создания романа «Доктор Живаго»

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился.

Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее.

Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо.

«Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью.

Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу.

Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии.  В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению.

Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И.

Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» — Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

  • По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.
  • Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.
  • Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств.

Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе.

«Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Одной из главных тем романа можно считать тему взаимоотношения личности и истории, которые являются «равновеликими величинами». Различные проявления личности могут воплощаться в философии, поэтике и религии.

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный.

Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит.

Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью».

С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость.

Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет.

В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности».

Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль.

Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи».

Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции.

Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

Автор стремился хранить верность евангельскому завету: «живите, как птицы небесные», то есть в любви и согласии, в мире и уважении.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго.

Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами.

Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности.  Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности.

Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе.

Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами.

Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник.

Как ему это удаётся?

У Бориса Пастернака своя система символов. Огонь, Свет, Пламя, Свеча. Огонь даёт свет и тепло, без которых существование человечества просто невозможно. Люди стремятся к Свету, спешат к тёплому семейному очагу. Каждый человек несёт в себе частицу душевного Огня. Главное — его не погасить, а уметь поделиться с теми, кто в нём нуждается.

Свеча же – символ памяти, надежды, веры в добро. «Свеча горела на столе» — эти гениальные строки Бориса Леонидовича стали крылатыми, стали символом его творчества. Так, любовь к Ларе даёт доктору Живаго Свет, поддерживает его, горит, не угасая, как Свеча.

У Пастернака Горящая свеча – это и окно, «открывающееся» в другое существование человека.

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ романа Доктор Живаго Пастернака 11 класс

Роман, которому была присуждена Нобелевская премия по литературе, описывает путь интеллигенции в эпоху русской революции, Первой мировой и Гражданской войн, сопровождаемый размышлениями автора над серьезными философскими проблемами.

Основная тема произведения – взаимоотношение личности и внешних условий. Судьбы персонажей, не связанных сначала между собой, постепенно переплетаются, показывая, как в них отражается эпоха войн и революций.

Главный герой романа наделен говорящей фамилией, отсылающей к Библии и богослужебным текстам на церковнославянском языке. Фамилию Живаго можно трактовать как эпитет Бога, о котором подчеркивается, что он именно «живой».

Показательно, что Юрий Живаго по профессии врач, то есть несет исцеление, поэтому, можно с большой уверенностью предположить, что помимо русского интеллигента он олицетворяет и доброе начало, как его понимал писатель, то есть в светском, а не религиозном смысле.

Образ Христа воплощает в себе и страдание и самопожертвование ради миссии, которую он на себя взял. Предназначение интеллигенции многими виделось подобным образом.

Доктор Живаго также не стремится к приобретению богатства или влияния, но спокойно переносит выпавшие на его долю испытания.  Он не подстраивается под обстоятельства, оставаясь верен своим жизненным принципам.

О жертвенности, в смысле следования своему долгу, говорит и отказ Юрия посвятить себя всецело поэзии, выбор им пути практического служения людям.

Другой герой произведения Павел Антипов поддается влиянию времени. Он превращается в убежденного большевистского комиссара, разрушающего старую жизнь. Однако ход повествования романа показывает, что этот путь неправилен. Стрельников теряет жену Ларису, которая влюбляется в Юрия Живаго и затем кончает жизнь самоубийством. Попытка подстраиваться под обстоятельства сломала его.

Адвокат Комаровский – отрицательный герой произведения, разлучивший Юрия Живаго с Ларисой, и имеющий отношение к самоубийству отца главного героя, представляет собой еще один тип поведения человека в сложных ситуациях на переломе эпохи.

Он служит только себе, заботится лишь о собственных интересах, поэтому его судьба не столь печальна, как у Стрельникова, принявшего «новую веру» или интеллигента – главного героя.

Он должен наглядно продемонстрировать, что сильные и беспринципные всегда имеют больше преимуществ.

Однако мастерски изображенное в «Докторе Живаго» разрушение страны и прежней жизни не проходит даром и для главного героя. Он теряет своих женщин, утрачивает медицинские навыки и погружается в печаль по поводу утраченной Ларисы.

Однако и его скорбь все же плодотворна – она выливается в стихи, мысли о революции, человеке и сути истории. При этом невозможность для талантливого врача и поэта Живаго самореализоваться в новой жизни является символом трагедии старой дореволюционной интеллигенции.

Автор подводит к мысли, что людям, олицетворением которых стал Юрий Живаго, нет места в новом мире.

Подробный анализ

Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.

И, несмотря на то, что в России в то время публикация этого романа была под запретом вследствие антисоветского содержания, за рубежом «Доктор Живаго» получил всеобщее признание и достойную оценку.

Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.

Жанр романа «Доктор Живаго».

Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.

Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.

Для многих читателей «Доктор Живаго» открывается в первую очередь как любовный роман. И это действительно так. Любовная связь главных героев прослеживается постоянно, вокруг их отношений происходят все другие события.

Тематика произведения.

Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.

Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.

Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени.  В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы.

«Доктор Живаго» – величайшее произведение всех времен. Автор доносит читателю следующую мысль: необходимо оставаться самим собой до самой смерти, независимо от того, в каких условиях приходится жить или выживать.

Вариант 3

Произведения Пастернака совсем не похожи на произведения других писателей, ведь только его можно изучать очень долго и каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Здесь собрано всего понемногу.

Это и поэзия и реальные факты из жизни. Оказывается, у каждого произведения имеется не только своя душа, но и дух.

Кроме этого над каждой фразой можно остановиться, подумать, а если чего-то не поняли, то можно прочитать ее еще раз.

Время было непростое, и именно оно диктовало время как и что делать людям, и многие с этим были не согласны и делали все для того чтобы это поскорее прекратить, но не всем это удавалось. Все это было написано в произведении Пастернака «Доктор Живаго». Здесь показаны все страдания, в которых утопали жители разных стран.

А вот что будет дальше, никто не знал и эта неизвестность их очень сильно пугала. Но только автор старался и очень сильно надеялся на то, что это все совсем скоро прекратиться и жизнь наладиться, а может быть, будет намного лучше, чем раньше. И вскоре это все пришло к Пастернаку, его потихоньку стали ущемлять и не давали его произведениям выпускаться.

Но автор не собирался ничего прекращать и продолжал не только писать новые произведения, но и выпускать их.

Никто точно не может определить к какому жанру относится данное произведение. Многие могут подумать, что его можно отнести к философскому стилю, ведь проблемы бытия здесь также отмечаются.

Немного попозже в ней затрагивается еще одна очень интересная тема, которая затрагивает каждого человека. Это великое чувство. Любовь может быть ко всему, что только видит человек и все кто находятся рядом с человеком.

Одни люди очень сильно любят своих детей и делают ради них все. Другие люди любят своих друзей и близких людей. А вот третьи люди любят свою работу или занятия, которыми занимаются каждый день.

И есть такие, кто любят свою родину.

Всю свою жизнь Живаго старается сделать так, чтобы все, что с ним происходит, он воспринимает как чудо. Конечно же, здесь есть и отрицательный герой Стрельников. Больше всего на свете ему хочется делать всем людям только плохое и от этого ему становится хорошо.

Кроме этого Пастернак всегда верил в Евангелие и старался ко всем ближним хранить любовь и сострадание.

← Анализ романа Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
← Анализ произведения Лето Господне Шмелева↑ ДругиеАнализ романа Дон Кихот Сервантеса →
Анализ произведения Живи и помни Распутина →

  • Пейзаж в романе Евгений Онегин сочинение
    Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам. С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном
  • Сочинение на тему Выбор жизненной цели
    На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать – в каком направлении надо двигаться.
  • Сочинение по произведению Белые ночи Достоевского
    В этом произведении мне больше всего жаль Мечтателя. Он такой замороченный! Такой интроверт, как сейчас говорят… И наверное, ни одна девушка не захочет стать его подругой. Такой уж он странный.
  • Характеристика полковника на балу и после бала сочинение
    Петр Анисимович – герой, который представлен в двух «вариантах» – до праздника и после. Конечно, дело не в том, что на вечере он красиво выглядит, хорошо себя показывает, а после такой дома в халате. Нет, он на отдыхе (в обществе) и на работе.
  • Сочинение Анализ рассказа Яма Куприна
    Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».

  • Свеча горела майк гелприн итоговое сочинение
  • Свеча горела краткое содержание для итогового сочинения
  • Свеча горела аргументы для сочинения
  • Светуличка или светулечка как правильно пишется
  • Светлый праздник пасхи как пишется