Подготовка
обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое
сочинение – важнейшее испытание для выпускников. Готовиться к нему, конечно,
надо заранее. Учиться писать сочинения-рассуждения, читать и размышлять над
прочитанным. Я предлагаю некоторые приемы, которые помогут в подготовке к
итоговому сочинению в 2021-2022 году.
I.
Начало
работы с направлениями – создание ассоциативного ряда.
Преступление
и наказание – вечная тема.
Преступление
·
Против
человека
·
Против
общества, государства
·
Против
животных
·
Против
себя
·
Во
время войны
Наказание
·
Справедливое
и несправедливое
·
Заслуженное,
незаслуженное
·
Юридическое
·
По
совести
·
Раскаяние
·
Осуждение
·
Милосердие
2.. Цивилизация и технологии – спасение,
вызов или трагедия?
Спасение
·
Развитие
науки, техники, медицины
·
Освоение
космоса
·
Помощь
человеку в труднодоступных и опасных местах
·
Информационная
доступность
Вызов
·
Ответственность
учёных
·
Опасность
использования новых открытий и технологий против человека
Трагедия
·
Разобщенность,
одиночество
·
Дефицит
живого общения
·
Подмена
реального мира виртуальным
·
Духовное
и нравственное опустошение
·
Безответственное
отношение к результатам открытий
3. «Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
·
Дорога-
путешествие, впечатления, оценки
·
Жизненный
путь
·
Духовные
искания, развитие личности
·
Тупик
на жизненном пути, свет в конце тоннеля:
·
Движение
к цели
4. «Кому на
Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
·
Гражданственность
·
Патриотизм
·
Ответственность
за судьбу страны
·
Социальные
проблемы общества
·
Общественные
пороки
5. Книга
(музыка, спектакль, фильм) — про меня»
·
Любимый
литературный герой,
·
Книга
(музыка, спектакль, фильм), оставившая неизгладимое впечатление
·
…изменившая
мои взгляды
·
…заставившая
посмотреть на себя со стороны
·
…пробудившая
добрые чувства
II.
Подбираем
произведения к каждому направлению.
Конечно, в
интернете моментально появляются списки произведений, формулировки тем. И это
большая помощь учителю. Но важно, чтобы сами ребята постарались вспомнить, что
они читали по данной теме и осознали, что многие произведения можно
использовать в разных направлениях. Важно научить выпускников найти те
фрагменты, которые можно использовать в сочинении. Рассказать о тех героях,
поступки которых помогут аргументировать тезис. Часто ребята не помнят имена
героев произведений, поэтому составляем таблицы в помощь выпускникам.
Приходится что-то перечитывать, кое-что читать впервые. Конечно, романы Толстого
или Шолохова объемные, поэтому рекомендую читать летом. С рассказами можно
успеть познакомиться в 11 классе. Итак, составляем таблицы и заносим в них
имена героев произведений.
«Преступление
и наказание – вечная тема»
Направление | Произведение | Герои |
Против | Ф.М. Н.С. Б. Н.В. «Шинель» Н.М. | Свидригайлов, Катерина Егор Тарас Лиза, |
Против | Н.В. | Павел |
Против | Ф.М. | Соня |
Против животных | С.В. Ю. Б. | Павел Саша Егор |
Справедливость | А. С М.Ю. М.Ю. Максим Горький Л.Н. | Владимир Степан Арбенин, Ларра Дмиртий |
Совесть | М.Е. | Мужик, |
«Человек
путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление | Произведение | Герои |
Дорога- | Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга И.С. Тургенев «Ася», Н.С. Лесков «Левша» | Семь Герой-рассказчик Господин Левша |
Жизненный | Н.В. Т. И. М. | Чичиков, Василий Обломов, Григорий |
Развитие | Л.Н. Л.Н. А.С. | Герой-рассказчик Андрей Пьер Петр |
Тупик на | В.М. «Мастер» Н.В. Гоголь Д. | Сергей Сёмка Чартков, Золотоискатель |
Движение | Р. А.П. | Бенджамен |
«Цивилизация и технологии —
спасение, вызов или трагедия?»
Направление | Произведение | Герои |
Трагедия: | Р. Брэдбери М. Е.И. | Толпа Андрей Инженер I-303, О-90 |
Безответственное | Брэдбери М. | Охотник Шариков Борменталь Владимир |
Разобщенность, подмена | Р. Д. | Лидия и |
Спасение | А. Ж. Верн А. В.М. | Нарышкина Наум |
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина»
Направление | Произведение | Герои |
Гражданственность, патриотизм | А. Н.С. И.С. | Александр Левша, Евгений |
Социальные | В.М. В.М. Н. «Ревизор» М. Н.А. | Сергей Сёмка Помещики, Городничий, Градоначальники иужики |
III.
Учимся
формулировать тезис
Тема может
быть сформулирована как вопрос: согласны ли вы? Тезис –
аргументированный ответ на вопрос. «Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление
человек должен понести наказание?»
Преступление
– это действие, нарушающее закон, оно направлено против человека, причиняет
боль, страдание, может привести к смерти. Преступник должен понести заслуженное
наказание.
Тема может
требовать прямого и чёткого ответа на вопрос: «Какие «чувства добрые»
пробуждает в человеке искусство?» В этом случае ученик в нескольких
предложениях отвечает на вопрос, формулируя тезис. Хорошая книга, вдохновенная
музыка пробуждают светлые чувства любви, милосердия. Делают человека лучше,
побуждают совершать добрые поступки, учат видеть и чувствовать красоту
окружающего мира.
Тема может
предполагать интерпретацию высказывания: «Как вы понимаете высказывание
В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а
делом»?». Истинный патриот должен делать все для благосостояния своей родины.
Не заниматься пустыми разговорами и сидеть сложа руки, а действовать в
соответствии со своими возможностями, талантом, взглядами.
IV.
Учимся
рассуждать, расшифровывать тему, подбирать аргументы
Что лучше: тернистый путь или проторённая
дорога?
Тернистый – трудный,
тяжкий, полный испытаний путь
Проторённый
–хорошо известная, лёгкая дорога
Проблема выбора. От чего зависит выбор?
(от личности, её целей, её нравственных качеств)
Кто выбирает тернистый путь, а кто
проторённую дорогу?
Подбираем произведения и героев, на
которых можно раскрыть данную тему: Гриша Добросклонов, Евгений Базаров,
Александр Чацкий.
Почему герои выбирают этот путь? (любовь к
простым людям, желание улучить их жизнь, изменить общество, борьба с
невежеством) Цель благородна, герои достойны уважения
Кто выберет проторённую дорогу? (Обломов,
Раневская, Гаев, Ионыч, Беликов)
Почему герои выбирают этот путь?
(стремление к спокойной жизни, нежелание действовать, идти «против течения»,
эгоизм, себялюбие, страх перед действительностью и прогрессом) Цель эгоистична,
безнравственна
Вывод: Каждый выбирает в соответствии со
своими взглядами Но достоин уважения тот, кто стремиться сделать этот мир
лучше.
Согласны ли вы с высказыванием А.Н.
Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
·
Какого человека мы назовём истинным?
(Доброго, порядочного, честного, благородного, любящего родину, думающего о ее благополучии.)
·
Какого человека назовём сыном Отечества?
(Это патриот, ратующий за процветание своей родины, борющийся за ее свободу,
обличающий социальные и общественные пороки)
·
Сын Отечества должен обладать качествами
истинного человека.
·
Кого из литературных героев можно назвать
сыном Отечества? (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петра Гринёва, Григория
Добросклонова, Александра Чацкого)
Истинный сын Отечества должен быть
нравственным, значит можно согласиться с высказыванием Радищева.
Какого литературного героя вы могли бы
назвать родственной душой?
·
Что значит родственная душа?
·
Этот герой обладает нравственными
качествами, близкими мне
·
Совершает поступки, вызывающие у меня
уважение, восхищение
·
Человек, с которого можно брать пример
·
Я разделяю его взгляды
·
Он помог мне посмотреть на себя со
стороны, измениться к лучшему
Часто вместо
аргументов ребята пишут пересказ фрагмента произведения. Учимся отбирать
только тот материал, который связан с тезисом. Для этого выясняем авторскую
позицию. Как писатель относится к поступкам героя, как его характеризует, к
какому выводу нас подводит.
Работа по
подготовке к итоговому сочинению очень кропотливая и трудная. Только совместная
работа учителя и ученика будет иметь успех
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».
- «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
- «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
- «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
- «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
- «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
- «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
- «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
- «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
- «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
- «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. - «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
- «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
- «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
- «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
- «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
- «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
- «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым.
- «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
- «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
- «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
- «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
- «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
- «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
- «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
- «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки.
- «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
- «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
- «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
- «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
- Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.
Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.
Автор: Виктория Комарова
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии
Читайте также:
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация для подготовки к итоговому сочинению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
-
2 слайд
Описание слайда:
Комментарий ФИПИ
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии. -
3 слайд
Описание слайда:
Примерные темы
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как ученый должен относиться к научным открытиям?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Каким должен быть технический прогресс?
К чему могут привести научные открытия?
Какие научные открытия опасны?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса? -
4 слайд
Описание слайда:
Аспекты направления
1.Цивилизация и культура (материальные и духовные ценности человечества).
2.Взаимосвязь, взаимозаменяемость терминов.
3.Цивилизация и гражданское общество (гражданственность).
4.Технологии и мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.
5.Цивилизация и природа.
6.Глобальные проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство, демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных проблем.
7.Цивилизация и история. Уроки прошлого, прогноз будущего.
8. Роль литературы в освещении проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.) -
5 слайд
Описание слайда:
Что читать?
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
М. Замятин «Мы»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
А.П.Платонов «Песчаная учительница»
А.Беляев «Человек-амфибия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп»
Р. Брэдбери «И грянул гром», «Вельд», «Все лето в один день», «И все-таки наш»
У. Эко «Оно»
М.Гелприн «Свеча горела» -
6 слайд
Описание слайда:
Введение
Научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. С одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь большие проблемы. Научно-технический прогресс, который оказывает огромное влияние на человечество и на весь окружающий мир, имеет как достоинства, так и недостатки.Проблемы научно-технического прогресса находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.
-
7 слайд
Описание слайда:
Примерные аргументы
-
8 слайд
Описание слайда:
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано, на что готовы пойти люди ради технического прогресса и на что они обрекают себя и своих потомков.
Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.
Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. -
9 слайд
Описание слайда:
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Также в повести выражается мысль о том, что с техническим прогрессом люди становятся более равнодушными к окружающим людям и даже жестокими по отношению к ним. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?». Молодые люди сжигали свои дома, чтобы поскорее переехать в новое жилье и получить компенсацию за старое. Так, Петруха самостоятельно сжигает свой дом, который являлся «памятником деревянного зодчества», который власти обещали увести в музей. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению исторических ошибок, к настоящим катастрофам. -
10 слайд
Описание слайда:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
В 1925 году М.А. Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой, помимо злободневных тем, связанных со строительством нового мира, раскрывает и тему научного прогресса. Писатель говорит о том, что развитие науки остановить нельзя, но человечество не до конца осознаёт последствия своих действий. Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию: пересаживает бродячей собаке человеческий гипофиз. Но жизнь показывает, что искусственным путём сделать человека, слепить, как из пластилина, невозможно. Величайшее научное открытие, который совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. -
11 слайд
Описание слайда:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Повесть заставляет задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их предотвратить. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученого за свои научные исследования. -
12 слайд
Описание слайда:
М.А. Булгаков “Роковые яйца”
В фантастической повести М.А. Булгакова “Роковые яйца” мы видим, что происходит, когда научный эксперимент выходит из-под контроля.
Из-за роковой ошибки отдельных людей из обыкновенных, казалось бы, куриных яиц рождаются рептилии, которые вырастают до чудовищных размеров. Начиналось все довольно оптимистично: профессор Персиков обнаружил, что световое излучение красной части спектра стимулирует рост эмбрионов, и в результате они вырастают гораздо быстрее и становятся в разы больше, чем их необлученные собратья. Глава совхоза Рокк решает воспользоваться открытием ученого для восстановления поголовья кур. Он облучает куриные, на его взгляд, яйца, но вместо цыплят вылупляются ящеры, которые за считанные дни вырастают в настоящих динозавров, предельно опасных для общества. Если бы не внезапное похолодание, то человечеству, возможно, грозило бы уничтожение. -
13 слайд
Описание слайда:
Е.И.Замятин «Мы»
Е.И. Замятин написал знаменитую антиутопию «Мы», где показал, как цивилизация превращает человека в робота. Винтик системы – эти слова совсем не метафора для героев произведений, которые носят не имена, а порядковые номера.
Граждане, как показывает автор, потеряли свою индивидуальность. Вынужденные отказываться от собственного «я», они становились частью того самого «мы», о котором говорится в названии романа. Примечательно, что герои названы «нумерами», у людей больше нет имен да и государству они не особо нужны. Важно лишь то, какая буква – гласная или согласная – стоит перед «нумером», поскольку она указывает на пол гражданина. Е.И. Замятин показывает, что в обществе не уделяется никакого внимания внутреннему миру человека, что самым важным стали процессы машинизации и технизации. Цифра в условиях технического прогресса становится идеалом: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений».
Е. И. Замятин показывает, что с помощью технологий тоталитарному государству удается избавляться от своих врагов, деятельность которых может подорвать его власть. Центральный персонаж лишается любовного чувства, теперь его деятельность направлена на обеспечение безопасности государства, больше в его жизни целей нет. -
14 слайд
Описание слайда:
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса. -
15 слайд
Описание слайда:
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. -
16 слайд
Описание слайда:
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Выбежав на свет, к костру, Егор увидел над огнем котелок, из которого выглядывали лебединые лапы. Остальные лебеди, уже ощипанные, лежали возле костра, а в огне сгорал пятый лебедь, деревянный. Егора избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны. -
17 слайд
Описание слайда:
А.П.Платонов «Песчаная учительница»
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим. -
18 слайд
Описание слайда:
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна. Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества. -
19 слайд
Описание слайда:
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Милдред, жена центрального персонажа Гая Монтэга, находится под полным контролем «телевизионных стен», «говорящей гостиной» и «ракушки», которые и являются всем миром героини. Милдред даже не общается со своим мужем, все ее существование связано с техническими оборудованиями. Автор демонстрирует, что реальность заменяется многими людьми телевизионными иллюзиями. У них нет собственной жизни, они привыкли наблюдать за жизнью на экранах. Погружаясь в телевизионный мир, люди теряют связь с реальной действительностью и руководствуются мнимыми ценностями. В словах профессора Фабера выражена авторская позиция относительно губительной силы технологий: «Кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнет вас, как глину и формирует вас по своему желанию. Это тоже «среда», такая же реальная, как мир. Она становится истиной…». -
20 слайд
Описание слайда:
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Р. Брэдбери показывает, как технический прогресс меняет жизнь людей, их ценности и духовные составляющие. Существование большинства людей стало потребительским, в обществе нет понимания того, что такое любовь, семья, дружба. Жертвы технического прогресса не знают, что такое свобода, ту несвободу, которая у них есть, они считают нормой. Технологии приходят на смену книгам, которые, противореча тоталитарному государству, запрещаются им и уничтожаются, что подчеркивает существующую бездуховность и отсутствие культурных ценностей.
-
21 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «И грянул гром»
О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждает и Р. Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». Живущие в 2055 году люди создают Машину времени, позволяющую оказаться в любом моменте прошлого. Казалось бы, эта новая технология может помочь человеку: теперь людям не придется мучиться незнанием того, что было в прошлом, что позволит знать абсолютно точную историю, своими глазами увидеть то, что происходило в жизни наших предков. Однако то, что главный герой Экельс, отправившийся в прошлое для того, чтобы убить динозавра, из-за страха сходит с тропы и нечаянно убивает бабочку, из-за чего меняется весь ход истории, демонстрирует, что человек, имея огромные возможности благодаря новым технологиям, не умеет соблюдать правила пользования этими новыми технологиями, и из-за этого неумения новые технология не только не преображают человека и его жизнь, но и делают для его существования хуже. -
22 слайд
Описание слайда:
Умберто Эко «Оно»
В произведении Умберто Эко «Оно» повествуется о невероятно мощном оружии, которое Профессор создавал целых пять лет. Это был заостренный камень, способный разбить горную породу и расколоть кокос. Профессор считал, что это изобретение улучшит жизнь его народа. Он презентовал своё творение Генералу. Генерал был поражён: теперь его народ непобедим. Он сразу решил, что «Оно» должно быть использовано для уничтожения другой Орды. Профессор ужаснулся: его создание, задуманное как орудие мирного труда, принесёт бесконечную войну, раздор и смерти. Профессор решил уничтожить его, но Генерал не позволил. Генерал убил Профессора его же оружием. На этом примере мы видим, что даже изобретение, созданное в мирных целях, которое, казалось бы, должно приносить людям благо, становится злом в руках жестоких, честолюбивых и бессердечных. -
23 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Улыбка»
Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? -
24 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Улыбка»
Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир. -
25 слайд
Описание слайда:
А.Беляев «Человек-амфибия»
Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности. Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу. -
26 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Вельд» 1950
-
27 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Вельд», 1950
Автоматизированный дом «Всё для счастья», обладателями которого являются супруги Джордж и Лидия Хедли, благодаря встроенным механизмам выполняет за людей абсолютно всю работу. Кроме всего прочего, в доме есть детская комната (вельд). Созданная по последним технологиям, она способна воссоздавать атмосферу любого представленного места. Дети Венди и Питер очень привязываются к этой комнате и уже не представляют своей жизни без неё, проводят там всё свободное время. -
28 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Эта комната начинает беспокоить супругов, ведь оттуда временами доносится львиное рычание и крики, кажущиеся знакомыми. Подозревая что-то неладное, родители входят в комнату, когда их детей нет дома. Они видят львов, поедающих какую-то добычу. Супруги Хедли обеспокоены, что их детей увлекают сцены смерти живых существ. Кроме того, сами взрослые в последнее время стали более раздражительными. Причину этого женщина видит в том, что теперь всё за них делает дом. -
29 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Вернувшиеся домой дети уверяют, что никакой Африки они не визуализируют. Поднявшись в детскую, Джордж Хедли обнаруживает что африканская панорама исчезла.
— Мы давали детям всё, что они просили. А в награду что получаем — непослушание, секреты от родителей… -
30 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Поднявшись в детскую, Джордж Хедли обнаруживает что африканская панорама исчезла. В комнате мужчина обнаруживает свой бумажник со следами клыков и пятнами крови, непонятно как попавший в детскую. Обеспокоенные родители обращаются к знакомому психиатру Девиду Макклину.
Психиатр говорит, что дело скверное — они слишком разбаловали своих отпрысков. По его словам, родителям следует отключить комнату, а лучше и весь дом, и в течение года приводить детей к нему на приём. Мужчины осматривают комнату и находят там окровавленный шарф Лидии. Макклин уходит. -
31 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Ребёнок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей. -
32 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Дети устраивают истерику и умоляют пустить их ещё раз в комнату, хотя бы на одну минуту. Поддавшись уговорам, родители идут им навстречу. Супруги слышат, как их зовут дети, бегут на их зов в детскую комнату, но не находят там ни Венди, ни Питера. Дверь захлопывается, после чего муж с женой слышат приказ их сына дому: «Не позволяй им выключать детскую комнату и весь дом». Позади Лидии и Джорджа появляются направляющиеся к ним львы. Родители понимают, почему крики, раздававшиеся из комнаты, были такими знакомыми — это были их крики.
Пришедший Девид Макклин находит завтракающих детей в вельде, вдали он видит поедающих что-то хищников. -
33 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
Мы живём в эпоху активного развития технологий. Технический прогресс уже затронул все сферы нашей жизни, начиная от учёбы и работы и заканчивая отдыхом и развлечениями. И, безусловно, технологии облегчают нашу жизнь, делают её намного комфортнее. Но только ли пользу несёт за собой технический прогресс? Ведь полностью доверившись технологиям, мы можем потерять самое главное, что есть в людях ‒ свою человечность. -
34 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
И ярким примером этого является общество, которое рисует нам Е.И. Замятина в своём романе-антиутопии «Мы». В этом произведении люди лишены любой свободы действия и мысли, лишены своей индивидуальности. В романе показывается будущее, в котором человечество настолько доверилось технологиям и прогрессу, что и сами люди начали превращаться в бездушные машины, которые могут действовать и мыслить только по определённому алгоритму. -
35 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
Ещё одним примером опасности технического прогресса является рассказ Рея Бредбери «Вельд». В нём описана история семьи Хедли. Они живут в умном доме, который выполняет за них всю работу, а у детей есть специальная комната, которая может реализовать любые, даже самые жестокие. В итоге, комната полностью завладела разумом детей и стала намного важнее родителей. Питер и Венди настолько привязались к ней, что не могли представить своей жизни без игровой комнаты и умного дома в целом. А когда родители, начав беспокоиться за психику детей, решили на время отдохнуть от цивилизации и отключить умный дом, дети жестоко расправились с ними, оставив на съедение львам. Они не испытали ни капли жалости и сожаления, потому что не получили нужного нравственного воспитания, ведь всё свободное время проводили в комнате, которая поощряла всю их жестокость и заменила родителей, которые потеряли свой авторитет перед детьми. -
36 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
В завершении я могу сказать, что стремительно развивающиеся технологии действительно могут представлять опасность для человечества, особенно если попадут в неправильные руки. Мы должны быть осторожными и не давать техническому прогрессу полностью завладеть нами, нельзя терять своих человеческих чувств и эмоций.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по четвёртому тематическому направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).
-
Тесты по литературе. 7 класс . «Повесть о Петре и Февронии муромских»
-
ТП рус яз 9 класс.docx
-
Презентация на тему «Обличение хамелеонства в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
-
Открытый урок по литературе на тему «Обличение хамелеонства в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
-
Как работать над итоговым сочинением
-
Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии»
-
«Молох капитализма» подготовка к итоговому сочинению 2021-2022 (Направление «Цивилизация и технологии»)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446183 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.
- Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
- Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
- «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
- Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.
- Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
- Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
- Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
- Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
- Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
- Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
- Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
- Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
- Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.
Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии
Читайте также:
рассказы для аргументов к сочинению егэ русский язык Ctege. info
08.01.2019 8:28:34
2019-01-08 08:28:34
Объём 0,5-5 листов.
1. Рид Грачёв «Диспут о счастье» — счастье
2. Ю. Буйда «Продавец добра» — доброта, чистосердечие
3. М. Гелприн «Свеча горела» — книги, литература, поэзия, учительученик
4. А. Геласимов «Нежный возраст» — школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5. В. Астафьев «Хвостик», «Костёр возле реки» — природа
6. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» — природа, совесть, воспоминания детства
7. Лу Синь «Бумажный змей» — совесть, воспоминания детства
8. А. Чехов «В аптеке» — человеческое равнодушие
9. А. Чехов «Пари» — книги, духовность, преходящеевечное
10. В. Тендряков «Хлеб для собаки» — совесть, доброта
11. А. Грин «Победитель» — искусство, талант
12. Г. Успенский «Выпрямила» — искусство, талант
13. В. Вересаев «Состязание» — искусство, талант, красота
14. В. Вересаев «Легенда» — природа
15. Р. Брэдбери «Улыбка» — искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
16. М. Зощенко «Обезьяний язык», И. С. Тургенев «Русский язык» — засорение языка, речь
17. А. Ахматова «Мужество» — язык, речь, духовность, война
18. А. Платонов «Одухотворённые люди» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа (более крупное произведение)
19. А. Платонов «Юшка» — доброта, бескорыстие
20. А. Катаев «Флаг» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
21. К. Паустовский «Старый повар» — музыка, талант, воображение
22. Т. Толстая «Река Оккервиль» — музыка, талант, воображение
23. К. Паустовский «Золотая гроза» — творчество, писательский труд, счастье
24. Д. Быков «Девочка со спичками даёт прикурить» — счастье, мечты, чиновничество
25. А. Чехов «Баран и барышня» — чиновничество, человеческая непорядочность, независимость от сильных мира сего
26. Р. Брэдбери «Всё лето в один день» — воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона»
27. В. Токарёва «инструктор по плаванию» — отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути
28. Б. Екимов «Говори, мама, говори» — отцы и дети, отношение к матери
29. Ч. Айтматов «легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» — память, прошлое, мать
30. Т. Толстая «Чистый лист» — память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
31. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» — неблагодарность
32. Е. Пермяк «как Миша хотел маму перехитрить» — ложьправда
33. Стас Козловский «Будущее книги» — книги, интернет
34. В. Короленко «Огоньки» — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
35. А. Грин «Зелёная лампа» — выбор, власть, путь
36. И. Тургенев «Певцы» — музыка, искусство, талант
37. Замятин «Дракон» — неоднозначность человеческой натуры, человеческоезвериное в человеке
38. А. Куприн «Синяя звезда» — красотауродстводобродетель
39. А. Куприн «Демир-Кая» — вера, грехпокаяниепрощение
40. В. Богомолов «Первая любовь» — война, любовь, ответственность
41. А. Грин «Игрушка» — впечатления детства, мир людеймир зверей
42. А. Грин «Игрушки» — война, увлечённость»
43. А. Грин «Последний лист» — дружба, поддержка, надежда, жизньсмерть
44. О. Генри «Дары волхвов» — любовь, жертвенность
45. Л. Улицкая «Бумажная победа» — взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В. Тендряков «Параня» — человек и власть
47. Е. Ауэрбах «Я поздно понял» — отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е. Ауэрбах «Сердце» — человеческое равнодушие. Отзывчивость
49. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» — взаимоотношение одноклассников, белая ворона.
Объём 0,5-5 листов.
Объём 0,5-5 листов.
1. Рид Грачёв «Диспут о счастье» — счастье
2. Ю. Буйда «Продавец добра» — доброта, чистосердечие
3. М. Гелприн «Свеча горела» — книги, литература, поэзия, учительученик
4. А. Геласимов «Нежный возраст» — школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5. В. Астафьев «Хвостик», «Костёр возле реки» — природа
6. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» — природа, совесть, воспоминания детства
7. Лу Синь «Бумажный змей» — совесть, воспоминания детства
8. А. Чехов «В аптеке» — человеческое равнодушие
9. А. Чехов «Пари» — книги, духовность, преходящеевечное
10. В. Тендряков «Хлеб для собаки» — совесть, доброта
11. А. Грин «Победитель» — искусство, талант
12. Г. Успенский «Выпрямила» — искусство, талант
13. В. Вересаев «Состязание» — искусство, талант, красота
14. В. Вересаев «Легенда» — природа
15. Р. Брэдбери «Улыбка» — искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
16. М. Зощенко «Обезьяний язык», И. С. Тургенев «Русский язык» — засорение языка, речь
17. А. Ахматова «Мужество» — язык, речь, духовность, война
18. А. Платонов «Одухотворённые люди» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа (более крупное произведение)
19. А. Платонов «Юшка» — доброта, бескорыстие
20. А. Катаев «Флаг» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
21. К. Паустовский «Старый повар» — музыка, талант, воображение
22. Т. Толстая «Река Оккервиль» — музыка, талант, воображение
23. К. Паустовский «Золотая гроза» — творчество, писательский труд, счастье
24. Д. Быков «Девочка со спичками даёт прикурить» — счастье, мечты, чиновничество
25. А. Чехов «Баран и барышня» — чиновничество, человеческая непорядочность, независимость от сильных мира сего
26. Р. Брэдбери «Всё лето в один день» — воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона»
27. В. Токарёва «инструктор по плаванию» — отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути
28. Б. Екимов «Говори, мама, говори» — отцы и дети, отношение к матери
29. Ч. Айтматов «легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» — память, прошлое, мать
30. Т. Толстая «Чистый лист» — память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
31. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» — неблагодарность
32. Е. Пермяк «как Миша хотел маму перехитрить» — ложьправда
33. Стас Козловский «Будущее книги» — книги, интернет
34. В. Короленко «Огоньки» — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
35. А. Грин «Зелёная лампа» — выбор, власть, путь
36. И. Тургенев «Певцы» — музыка, искусство, талант
37. Замятин «Дракон» — неоднозначность человеческой натуры, человеческоезвериное в человеке
38. А. Куприн «Синяя звезда» — красотауродстводобродетель
39. А. Куприн «Демир-Кая» — вера, грехпокаяниепрощение
40. В. Богомолов «Первая любовь» — война, любовь, ответственность
41. А. Грин «Игрушка» — впечатления детства, мир людеймир зверей
42. А. Грин «Игрушки» — война, увлечённость»
43. А. Грин «Последний лист» — дружба, поддержка, надежда, жизньсмерть
44. О. Генри «Дары волхвов» — любовь, жертвенность
45. Л. Улицкая «Бумажная победа» — взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В. Тендряков «Параня» — человек и власть
47. Е. Ауэрбах «Я поздно понял» — отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е. Ауэрбах «Сердце» — человеческое равнодушие. Отзывчивость
49. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» — взаимоотношение одноклассников, белая ворона.
1. Рид Грачёв «Диспут о счастье» — счастье
2. Ю. Буйда «Продавец добра» — доброта, чистосердечие
3. М. Гелприн «Свеча горела» — книги, литература, поэзия, учительученик
4. А. Геласимов «Нежный возраст» — школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5. В. Астафьев «Хвостик», «Костёр возле реки» — природа
6. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» — природа, совесть, воспоминания детства
7. Лу Синь «Бумажный змей» — совесть, воспоминания детства
8. А. Чехов «В аптеке» — человеческое равнодушие
9. А. Чехов «Пари» — книги, духовность, преходящеевечное
10. В. Тендряков «Хлеб для собаки» — совесть, доброта
11. А. Грин «Победитель» — искусство, талант
12. Г. Успенский «Выпрямила» — искусство, талант
13. В. Вересаев «Состязание» — искусство, талант, красота
14. В. Вересаев «Легенда» — природа
15. Р. Брэдбери «Улыбка» — искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
16. М. Зощенко «Обезьяний язык», И. С. Тургенев «Русский язык» — засорение языка, речь
17. А. Ахматова «Мужество» — язык, речь, духовность, война
18. А. Платонов «Одухотворённые люди» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа (более крупное произведение)
19. А. Платонов «Юшка» — доброта, бескорыстие
20. А. Катаев «Флаг» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
21. К. Паустовский «Старый повар» — музыка, талант, воображение
22. Т. Толстая «Река Оккервиль» — музыка, талант, воображение
23. К. Паустовский «Золотая гроза» — творчество, писательский труд, счастье
24. Д. Быков «Девочка со спичками даёт прикурить» — счастье, мечты, чиновничество
25. А. Чехов «Баран и барышня» — чиновничество, человеческая непорядочность, независимость от сильных мира сего
26. Р. Брэдбери «Всё лето в один день» — воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона»
27. В. Токарёва «инструктор по плаванию» — отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути
28. Б. Екимов «Говори, мама, говори» — отцы и дети, отношение к матери
29. Ч. Айтматов «легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» — память, прошлое, мать
30. Т. Толстая «Чистый лист» — память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
31. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» — неблагодарность
32. Е. Пермяк «как Миша хотел маму перехитрить» — ложьправда
33. Стас Козловский «Будущее книги» — книги, интернет
34. В. Короленко «Огоньки» — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
35. А. Грин «Зелёная лампа» — выбор, власть, путь
36. И. Тургенев «Певцы» — музыка, искусство, талант
37. Замятин «Дракон» — неоднозначность человеческой натуры, человеческоезвериное в человеке
38. А. Куприн «Синяя звезда» — красотауродстводобродетель
39. А. Куприн «Демир-Кая» — вера, грехпокаяниепрощение
40. В. Богомолов «Первая любовь» — война, любовь, ответственность
41. А. Грин «Игрушка» — впечатления детства, мир людеймир зверей
42. А. Грин «Игрушки» — война, увлечённость»
43. А. Грин «Последний лист» — дружба, поддержка, надежда, жизньсмерть
44. О. Генри «Дары волхвов» — любовь, жертвенность
45. Л. Улицкая «Бумажная победа» — взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В. Тендряков «Параня» — человек и власть
47. Е. Ауэрбах «Я поздно понял» — отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е. Ауэрбах «Сердце» — человеческое равнодушие. Отзывчивость
49. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» — взаимоотношение одноклассников, белая ворона.
Короленко Огоньки — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало 35.
4ege. ru
05.04.2017 4:57:14
2017-04-05 04:57:14
Ctege. info
24.07.2020 6:22:59
2020-07-24 06:22:59
Источники:
Http://11ege. ru/argumenty-k-sochineniyu-romana-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/index. html
Https://edunews. ru/ege/russkiy-yazyk/argumenty-k-sochineniyu. html
Https://ctege. info/bank-argumentov-dlya-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyiku/
Https://4ege. ru/russkiy/55887-spisok-korotkih-rasskazov. html
Https://ctege. info/argumentyi-dlya-ege-po-russkomu-yazyiku/super-sbornik-argumentov-dlya-sochineniya-ege. html