Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.
Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.
Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!
Наличие:
Все книги
По языкам:
Все
По времени:
Все
Метки:
Сказка
Название Посчитать прочитанное Копировать список | Год | Средний балл | Проголосовало | Баллы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
| 1820 | 2.27 | 3859 | 8782 | ||
2 |
| 1985 | 1.19 | 5698 | 6808 | ||
3 |
| 1939 | 1.25 | 5322 | 6671 | ||
4 |
| 1916—1922 | 1.26 | 5115 | 6488 | ||
5 |
| 1942 | 0.73 | 7281 | 5359 | ||
6 |
| 1964-1965 | 1.63 | 3261 | 5317 | ||
7 |
| 1965 | 1.24 | 4258 | 5280 | ||
8 |
| 1835 | 2.53 | 2080 | 5268 | ||
9 |
| 1959-1972 | 1.51 | 3463 | 5249 | ||
10 |
| 1894-1895 | 2.75 | 1860 | 5133 | ||
11 |
| 1839-1872 | 1.06 | 4663 | 4989 | ||
12 |
| 1833 | 1.44 | 3385 | 4879 | ||
13 |
| 1726 | 1.68 | 2850 | 4802 | ||
14 |
| 1953-1954 | 0.88 | 5209 | 4635 | ||
15 |
| 1864 | 1.03 | 4354 | 4523 | ||
16 |
| 1887 | 2.13 | 2120 | 4521 | ||
17 |
| 1871 | 1.77 | 2389 | 4237 | ||
18 |
| 1956 | 1.94 | 2058 | 4013 | ||
19 |
| 1975 | 4.14 | 914 | 3785 | ||
20 |
| 1858 | 2.27 | 1656 | 3764 | ||
21 |
| 1906 | 2.75 | 1366 | 3760 | ||
22 |
| 1834-1856 | 1.96 | 1903 | 3731 | ||
23 |
| 1831 | 1.54 | 2407 | 3728 | ||
24 |
| 1830 | 1.41 | 2277 | 3224 | ||
25 |
| 1924-1928 | 0.90 | 3544 | 3223 | ||
26 |
| 1933 | 1.43 | 2216 | 3189 | ||
27 |
| 1954-1955 | 0.48 | 6515 | 3134 | ||
28 |
| 1958 | 2.99 | 992 | 2971 | ||
29 |
| 1955 | 0.88 | 3299 | 2927 | ||
30 |
| 2.25 | 1284 | 2895 | |||
31 |
| 1997-2007 | 0.36 | 7445 | 2749 | ||
32 |
| 1998 | 1.52 | 1788 | 2729 | ||
33 |
| 1963 | 2.78 | 968 | 2697 | ||
34 |
| 1834 | 1.75 | 1538 | 2692 | ||
35 |
| 1928 | 2.36 | 1103 | 2607 | ||
36 |
| 1935 | 1.04 | 2416 | 2526 | ||
37 |
| 1916-1946 | 1.49 | 1690 | 2520 | ||
38 |
| 1844 | 2.42 | 962 | 2337 | ||
39 |
| 1908 | 2.06 | 1119 | 2314 | ||
40 |
| 1974 | 1.77 | 1297 | 2304 | ||
41 |
| 1982 | 1.19 | 1882 | 2243 | ||
42 |
| 1909 | 2.36 | 873 | 2065 | ||
43 |
| 1945-1979 | 1.21 | 1690 | 2059 | ||
44 |
| 1812 | 1.55 | 1196 | 1854 | ||
45 |
| 1786 | 2.13 | 867 | 1853 | ||
46 |
| 1950-1956 | 0.86 | 2109 | 1834 | ||
47 |
| 1938 | 1.07 | 1687 | 1808 | ||
48 |
| 1697 | 1.38 | 1309 | 1807 | ||
49 |
| 1957 | 1.01 | 1780 | 1800 | ||
50 |
| 1945-1970 | 1.38 | 1292 | 1793 | ||
51 |
| 1826-1828 | 2.23 | 791 | 1769 | ||
52 |
| 1936-1950 | 2.01 | 840 | 1692 | ||
53 |
| 1978 | 2.08 | 793 | 1655 | ||
54 |
| 1937 | 1.99 | 829 | 1652 | ||
55 |
| 1964 | 2.80 | 584 | 1641 | ||
56 |
| 1929 | 1.99 | 774 | 1541 | ||
57 |
| 1888 | 2.42 | 601 | 1456 | ||
58 |
| 1843 | 1.78 | 798 | 1421 | ||
59 |
| 1923 | 0.86 | 1625 | 1402 | ||
60 |
| 1962 | 2.65 | 499 | 1323 | ||
61 |
| 2.08 | 633 | 1319 | |||
62 |
| 1833 | 1.45 | 906 | 1319 | ||
63 |
| 1944 | 1.78 | 696 | 1244 | ||
64 |
| 1940 | 1.76 | 594 | 1050 | ||
65 |
| 1697 | 1.69 | 604 | 1021 | ||
66 |
| 1837 | 3.04 | 324 | 985 | ||
67 |
| 1964 | 1.23 | 796 | 980 | ||
68 |
| 1937 | 0.29 | 3160 | 932 | ||
69 |
| 1968-2001 | 0.77 | 1149 | 891 | ||
70 |
| 2007 | 2.12 | 412 | 877 | ||
71 |
| 1843 | 2.27 | 385 | 876 | ||
72 |
| 1954 | 1.46 | 569 | 831 | ||
73 |
| 1924 | 0.69 | 1180 | 823 | ||
74 |
| 1960 | 2.22 | 354 | 786 | ||
75 |
| 1981 | 1.75 | 441 | 774 | ||
76 |
| 1900 | 1.20 | 639 | 773 | ||
77 |
| 1951 | 2.18 | 346 | 755 | ||
78 |
| 1943 | 1.80 | 397 | 718 | ||
79 |
| 1873 | 2.61 | 257 | 673 | ||
80 |
| 1834 | 2.08 | 308 | 641 | ||
81 |
| 1908 | 1.00 | 613 | 617 | ||
82 |
| 1814 | 1.10 | 536 | 592 | ||
83 |
| 1924 | 1.64 | 335 | 552 | ||
84 |
| 1818 | 1.14 | 479 | 547 | ||
85 |
| 1867 | 2.23 | 225 | 502 | ||
86 |
| 1877 | 2.49 | 199 | 496 | ||
87 |
| 1911 | 2.44 | 198 | 485 | ||
88 |
| 1911 | 0.76 | 587 | 451 | ||
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: | |||||||
89 ? |
| 1940 | 2.35 | 1425 | 3362 | ||
90 ? |
| 1936 | 2.26 | 1482 | 3362 | ||
91 ? |
| 1964 | 2.11 | 1589 | 3361 | ||
92 ? |
| 2.93 | 1144 | 3360 | |||
93 ? |
| 1970 | 2.31 | 1452 | 3360 | ||
94 ? |
| 1968 | 2.09 | 1601 | 3360 | ||
95 ? |
| 1948 | 2.04 | 1646 | 3358 | ||
96 ? |
| 2014 | 1.95 | 1714 | 3357 | ||
97 ? |
| 1945 | 2.52 | 1293 | 3268 | ||
98 ? |
| 1982 | 2.00 | 505 | 1013 | ||
99 ? |
| 1829 | 2.30 | 421 | 970 | ||
100 ? |
| 1828 | 1.71 | 492 | 842 | ||
| |||||||
Страницы: 1 2 | Список кандидатов Копировать список Проголосовать | ||||||
|
Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…
Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный
При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestbooks.ru обязательна
| О проекте
Список литературы для чтения в подготовительной группе по лексическим темам:
Осень
А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»
А. Майков Осенние листья по ветру кружат
А. Плещеев «Осенью»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
В Бианки «Прячутся»
Г. Скребицкий «Осень»
Е. Трутнева «Осень»
З. Федоровская «Осень»
И. Бунин «Листопад»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
М. Волошин «Осенью»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
М. Рапов «Ёжинька и белочка»
М. Садовский «Осень»
Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Украинская народная сказка «Колосок»
Овощи
Н. Носов «Огурцы»
Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»
Ю. Тувим «Овощи»
Я. Тайц «Послушный дождик»
Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»
Фрукты, ягоды
Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»
Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»
Я. Тайц «По ягоды»
Грибы
В. Даль «Война грибов с ягодами»
В. Катаев «Грибы»
В. Сутеев «Под грибом»
С. Аксаков «Грибы»
Я. Тайц «По грибы»
Деревья
В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»
Г. Скребицкий «Мать и кормилица»
З. Александрова «Белая черёмуха»
И. Токмакова «Дуб»
Л. Толстой «Дуб и орешник»
М. Исаковский «Вишня»
С. Маршак «Откуда стол пришёл»
Игрушки
А. Барто «Игрушки»
В. Катаев «Цветик — семицветик»
Е. Серова «Нехорошая история»
Л. Воронкова «Новая кукла»
С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»
С. Михалков «Андрюша»
Мебель
С. Маршак «Откуда стол пришёл»
Дикие животные
В. Берестов «Заячий след»
В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»
В. Сутеев «Яблоко»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»
И. Бутман «Прогулка по лесу»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»
К. Коровин «Белка»
М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»
М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»
Н. Сладков «Сушёные камни»
П. Бажов «Серебряное копытце»
П. Воронько «Испугались зайку»
С. Козлов «Большое спасибо»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
С. Михалков «Как друзья познаются»
Русские народные сказки о животных
Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки
«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)
«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)
«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)
«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)
Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
Животные жарких стран
А. Куприн «Слон»
Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»
Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»
Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»
К. Чуковский «Айболит»
Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»
С. Баруздин «Рави и Шаши»
Посуда
А. Гайдар «Голубая чашка»
Братья Гримм «Горшок каши»
К. Чуковский «Федорино горе»
Н. Носов «Мишкина каша»
Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»
Почта
С. Маршак «Почта»
Одежда
В. Зайцев «Я одеться сам могу»
Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»
Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»
Л. Воронкова «Маша-растеряша»
Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»
Н. Носов «Заплатка»
Н. Саконская «Где мой пальчик?»
Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)
Стройка
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»
Г.-Х. Андерсен «Старый дом»
М. Пожарова «Маляры»
С. Баруздин «Кто построил этот дом»
Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»
Семья
А. Барто «Вовка – добрая душа»
А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)
А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»
В. Бианки «Аришка – трусишка»
В. Вересаев «Братишка»
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»
В. Маяковский «Что такое хорошо»
В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»
Д. Габе «Моя семья»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
З. Воскресенская «Секрет»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни
М. Зощенко «Показательный ребёнок»
Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»
П. Воронько «Мальчик Помогай»
Я. Аким «Неумейка»
Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)
«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)
«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)
Транспорт
А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»
А. Дугилов «Моя улица»
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»
Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)
Е. Лопатин «Отважная путешественница»
И. Туричин «Человек заболел»
М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»
М. Кривич «Школа пешехода»
М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»
Н. Саконская «Песенка о метро»
О. Тарутин «Для чего нам светофор»
С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»
С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»
Древнегреческий миф «Дедал и Икар»
Новый год
Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»
З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»
Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»
Н. Некрасов «Мороз-воевода»
С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»
С. Дрожжин «Дедушка Мороз»
С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»
Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»
Зимние забавы
А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»
А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
И. Суриков «Детство»
Н. Носов «На горке», «Наш каток»
Зима
А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Г. Скребицкий «4 художника. Зима»
Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»
Е. Трутнева «Первый снег»
И. Никитин «Встреча зимы»
И. Суриков «Зима»
К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Л. Квитко «Медведь в лесу»
Л. Чарская «Зима»
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
Н. Сладков «Суд над декабрём»
Р. Кудашева «Зимняя песенка»
С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»
Я. Аким «Первый снег»
Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),
Зимующие птицы
А. Блок «Ворона»
В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»
В. Бианки «Сова»
Г. Скребицкий «На лесной полянке»
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»
Е. Чарушин «Воробей»
И. Соколов – Микитов «Глухари»
М. Горький «Воробьишко»
М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»
С. Алексеев «Снегирь»
8 марта
А. Милн «Непослушная мама»
Г. Виеру «Мамин день»
Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)
Д. Габе «Моя семья»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Нанайская сказка «Айога»
Ненецкая сказка «Кукушка»
Космос
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
Н. Носов «Незнайка на луне»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
Армия
А. Барто «На заставе»
А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»
Е. Благинина «Шинель»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Весна
А. Плещеев «Уж тает снег»
В. Бианки «Голубые лягушки»
Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»
Е. Баратынский «Весна, весна»
Е. Серова «Подснежник»
И. Токмакова «Весна»
К. Паустовский «Стальное колечко»
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»
Н. Павлова «Под кустом»
Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»
Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Я. Колас «Песня о весне»
Перелётные птицы
А. Майков «Ласточка»
А. Плещеев «Сельская песенка»
В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»
В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
Е. Чарушин «Журавль»
К. Ушинский «Ласточка»
Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»
Н. Сладков «Новый голосок»
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Домашние животные
А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)
В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)
В. Осеева «Почему»
В. Сутеев «Кто сказал мяу?»
Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»
Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»
К. Паустовский «Кот – ворюга»
К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»
Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»
Н. Носов «Живая шляпа»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»
С. Михалков «Щенок», «Котята»
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)
«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)
Домашние птицы
Б. Житков «Храбрый утёнок»
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Н. Емельянова «Окся – труженица»
О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»
Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной
Русская народная сказка «Петушок»
Украинская народная сказка «Колосок»
Животные холодного климата
Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»
Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»
Профессии
А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»
Б. Заходер Стихи о профессиях
В. Маяковский «Кем быть»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»
С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»
Я. Аким «Неумейка»
Насекомые
В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»
В. Драгунский «Он живой и светится»
В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»
Л. Квитко «Жучок»
М. Михайлов «Лесные хоромы»
Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»
Э. Шим «Сказки, найденные в траве»
Рыбы
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Е. Пермяк «Первая рыбка»
Н. Носов «Карасик»
Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»
Цветы
А. Платонов «Неизвестный цветок»
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»
Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»
Л. Воронкова «Золотые ключики»
М. Пришвин «Золотой луг»
Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»
Н. Сладков «Весенние радости»
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Э. Шим «Солнечная капля»
Лето
А. Толстой «Иван да Марья»
В. Александров «Август, август»
В. Бахревский «Сокровенный цветок»
В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»
М. Пришвин «Роса»
Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»
Школа
А. Алексин «Первый день»
А. Барто «В школу»
Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
Дополнительная литература
Русские народные сказки и сказки народов мира
«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)
«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)
«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)
«Василиса Прекрасная»
«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)
«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой
«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)
«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)
«Илья Муромец и Соловей – разбойник»
«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)
«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)
«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)
«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро
«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского
«Никита Кожемяка»
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)
«Садко» (отрывки)
«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)
«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)
«Сивка – Бурка»
«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой
«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)
«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)
«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)
«Царевна – Лягушка»
«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)
«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)
А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)
А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)
А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)
А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)
А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера
А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»
А. Ремизов «Хлебный голос»
А. Усачёв «Про умную собачку Соню»
Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»
Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»
Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)
Братья Гримм «Бременские музыканты»
В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»
В. Даль «Старик – годовик»
В. Левин «Сундук», «Лошадь»
В. Осеева «Волшебная иголочка»
В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)
Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»
Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»
Г. Скребицкий «Всяк по – своему»
Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской
Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»
Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)
Д. Хармс «Очень страшная история»
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»
Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)
Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)
Е. Воробьёв «Обрывок провода»
Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»
И. Соколов – Микитов «Соль земли»
К. Драгунская «Лекарство от послушности»
К. Паустовский «Тёплый хлеб»
К. Чуковский «Телефон»
Л. Пантелеев «Буква «Ы»
Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»
М. Зощенко «Великие путешественники»
М. Москвина «Кроха»
М. Пришвин «Курица на столбах»
М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Сладков «Неслух»
Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»
О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)
П. Бажов «Серебряное копытце»
П. Ершов «Конёк – Горбунок»
Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»
С. Воронин «Воинственный Жако»
С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»
С. Михалков «Дядя Стёпа»
С. Романовский «На танцах»
С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)
Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)
Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде
Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)
Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)
Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского
Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько
Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»
Сказки А. С. Пушкина
Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова
Рассказы В. Драгунского
Рассказы Н. Носова
Стихи о природе
Консультация «Какие сказки читать детям 3-4 лет?»
Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Средство передачи от старших поколений моральных норм, традиций и обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом.
Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное – подобрать правильную сказку.
Так какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для детей?
К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребенку, а «Золотое яичко» старшему дошкольнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). Для ребят от 3 до 4 лет стоит переходить к более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам ярким, красочным, с большим числом иллюстраций, большого формата. Детям старше 3-х лет желательно продолжать рассказывать и читать сказки, где главными героями являются животные и люди; отлично подойдут сказки в стихах, народные поучительные сказки, которые состоят из более сложных сюжетов и требуют более обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки более длинные. Сказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки. Чтобы привить ребенку любовь к сказкам, необходимо подобрать правильную книгу, которая работала бы на достижение нашей цели. Так, детская книга со сказками должна быть.
1.Подбор сказок.
• красиво и правильно иллюстрирована (картинки должны быть крупными, животные и люди хорошо различимыми, каждой картинке должно соответствовать адекватное текстовое содержание);
• издана в авторитетном издательстве: «Дрофа», «Детство», «Малыш» и другие;
• напечатана без сокращений;
• отнесена к списку классической отечественной и зарубежной детской литературы.
2. Соблюдение условий, необходимых для организации чтения сказок с детьми. Это:
• немедленная поддержка детской инициативы по чтению сказки,
• выбирать сказку может как ребенок, так и взрослый,
• создание тихой, спокойной и уютной обстановки для чтения.
3. Приемы удержания внимания ребенка при чтении
•выразительное и заразительное чтение: интонация, жесты, мимика, темп, ритм чтения должны увлекать ребенка, как в театре одного актера,
•чтение с остановками: для детей 1,5 – 4 лет – это выжидательные паузы (при чтении стихотворных сказок, например, в которых ребенок может сам вставить слово (если хорошо знаком со сказкой, для детей 5 – 6 лет –это чтение с остановками и вопросы типа: «Что произошло?», «Какие герои в этой сказке?», «Почему они так поступили?», «Какие герои добавились?» и так далее. Такие остановки длительностью, но не более 1,5 минут помогут удержать внимание и сохранить интерес к сказке.
4. Анализ сказки сразу после прочтения. Фактически анализ сказки уже начался на предыдущем этапе, в момент остановок во время чтения. Закончить анализ нужно вопросами:
• какие герои понравились, и какие не понравились?
• почему?
5. Момент рефлексии для родителя. Восприятие ребенком содержания сказки состоялось, если сразу после прочтения книги ребенок:
• начинает увлеченно играть, рисовать, лепить и так далее,
• проигрывает сюжет сказки,
• включает фантазию и изменяет сюжет, придумывая продолжение, включая новых героев и так далее.
Примерный список сказок для детей (3-4 лет):
Русские народные сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова.
Сказки народов мира: «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Литературные сказки писателей России: «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», К. Чуковский; «Яблоко», «Палочка-выручалочка», В. Сутеев; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Д. Мамин-Сибиряк.
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАРСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
Литературно-игровая
программа «Дорогою добра»
(по
сказкам В. Сутеева)
Подготовила педагог
Широкова М.А.
2021 г
Модуль
«Делай с нами!» (праздники, выставки, конкурсы)
Литературно-игровая
программа «Дорогою добра»
(по
сказкам В. Сутеева)
Цель:
закрепить знания о творчестве В. Г. Сутеева, воспитывать любовь к
художественной литературе, театральному творчеству, природе.
Материал: выставка
книг В. Г. Сутеева, портрет писателя, предметы, упоминаемые в сказках (для
игр), аудио-, видио-материалы.
Предварительная
работа: чтение произведений В. Г. Сутеева, обсуждение, просмотр
иллюстраций, мультфильмов, рисование любимых героев.
Ход мероприятия:
Клип
– песня «Дорогою добра»
Педагог:
В
мире много сказок – грустных и смешных.
И
прожить на свете нам нельзя без них.
А
сочиняют сказки добрые волшебники. Вот у одного такого волшебника и
было три волшебных палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт авторучку –
сказка сочиняется, возьмёт карандаш с кистью – иллюстрация чудесная выходит,
красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только
добрыми!
А
звали этого доброго волшебника Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет.
Он
родился больше 100 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей,
он ещё увлекался рисованием, часто пел и читал книги своим детям. Наверное,
поэтому маленький Володя стал добрым волшебником. И у него было одно волшебное
свойство: Володя одинаково хорошо рисовал и писал как левой, так и правой
рукой!
Что
же волшебного создал Владимир Сутеев?
Владимир
Сутеев сочинял разные сказочные истории, иллюстрировал детские книги. Они есть
в нашей сельской библиотеке и вы можете сходить туда прямо после нашего
мероприятия и взять их домой для прочтения.
—
Сегодня мы отправимся в путь по дороге, которую назовем «Дорогой добра сказок
Владимира Сутеева». Вы наверняка слушали, читали, видели мультфильмы, созданные
по его сказкам.
— Назовите, какие сказки и мультфильмы вы знаете? О чем они рассказывают? Кто
герои этих сказок?
— Сказки В. Сутеева учат доброте, смелости, находчивости, терпению,
взаимопомощи, дружбе. Они несут свет и добро.
Сегодня
мы будем вспоминать сказки Владимира Сутеева и играть. А ещё сегодня оживет
сказка.
Сейчас
мы с вами поиграем!
Игра
1 « Доскажи словечко»
Ведущий: Я вам
прочту первое слово в названии сказки, а вы должны вспомнить полное её
название, договорив второе слово.
- «Мешок
…(яблок)» - «Кот —
…(рыболов)» - «Капризная…
(кошка)» - «Палочка — …
(выручалочка)» - «Разные …
(колёса)» - «Цыплёнок и …
( утенок)» - «Три
…(котёнка)» - «Петух и
…(краски)» - «Пропал Петя
… (Петушок)»
Игра2
«Угадай сказку» (читаются
по несколько отрывков из текста, дети должны сказать название сказки).
Педагог: Я буду зачитывать вам отрывок из сказки, а ваша задача
вспомнить название этой сказки.
–
«Заяц с кочки на кочку прыгает, Ёжик позади идет, перед собой палкой дорогу
проверяет. – «Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле – еле?»». (Палочка –
выручалочка).
–
«Крик, шум на весь лес. И уже драка началась. Ворона Ёжа в нос клюнула, Ёж
Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул». (Яблоко).
–
«Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил
его Заяц волоком по лесной тропинке». (Мешок яблок).
– «Как – то раз застал Муравья сильный дождь, куда спрятаться». (Под грибом)
–
«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал. На голову Снеговику старое
ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа вставили морковку».
(Елка).
–
«А в воде уже бой идет: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь, не
долго думая и с разбегу тоже бултыхнулся в воду». (Кот – Рыбалов).
–
«А добрый петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «ку-ка-ре-ку».
Стал Гусь ни на кого не похож». (Это что за птица).
— «Девочка нарисовала забор вокруг домика. – Это будет сад,- сказала она. Кошка
посмотрела и фыркнула: — Какой же это сад? Тут ничего нет!» (Капризная кошка)
Игра3
«Поймай рыбку»
Фон
для игры
—
Сейчас вы превратитесь в рыбаков, как кот и медведь из сказки «Кот — рыболов».
По команде каждый из участников удочкой ловит рыбку и отвечает на вопрос по
сказкам. Вопросы уже прикреплены к рыбкам.
Фон
сказочный
Педагог:
(Открывает книгу сказок Сутеева.)
–
Ребята, посмотрите, какие чудесные книжки я нашла в нашей библиотеке! (обзор по
книгам)
В книжку детскую мы только постучимся:
Тук, тук, тук – и оживут страницы вдруг!
—
Я предлагаю вам послушать сказку «Капризная кошка»!
Фон
004
Аудио-сказка
«Капризная кошка»
— Ребята, как я уже вам говорила, по
сказкам Сутеева было создано много мультфильмов. Сейчас я предлагаю вам
посмотреть два замечательных мультфильма про лесных жителей. Эти мультфильмы
так и называются – «Две сказки».
Фон
005
Видео
— показ мультфильма «Две сказки»
А
сейчас, как я вам и обещала, на нашей сцене оживёт сказка!
Фон сказочный
Театральная постановка сказки В. Сутеева «Под грибом»
Рассказчик: На полянке у
берез
Маленький грибочек рос.
Шляпка, словно зонтик.
И любил он дождик.
Фон 006 музыка дождя
Вот бедняжка Муравей
От дождя бежит скорей
выбегает Муравей с охапкой
хвороста)
Муравей: Я
собрал травинок кучу,
Но накрыла меня туча!
Чтоб не подхватить мне грипп,
спрячь меня, голубчик Гриб.
Гриб:
Ладно, ладно, Муравей,
Забирайся поскорей!
Так и быть, уж я тебя
Спрячу, скрою от дождя.
(Муравей садится под грибок)
Рассказчик: Не успел
залезть под гриб,
Смотрит — бабочка бежит.
Согнувшись, бредет Бабочка)
Бабочка: На
лужайке я под солнышком летала,
Но гроза меня нечаянно застала.
Муравей, ты под грибок меня пусти,
Чтоб от дождика мне крылышки спасти!
Муравей: Прячься,
Бабочка, скорей!
Вместе будет веселей!
(Бабочка прячется под гриб)
Рассказчик: Только встали
под грибом—
Вдруг Мышонок к ним бегом
выбегает Мышонок)
Мышонок: Ой,
возьмите меня, звери, под грибок!
Я под дождиком до ниточки промок!
Простудился и охрип.
Может, пустите под гриб?
Гриб: Что же делать?
Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато.
Что-то места маловато.
Грибок «подрастает»: встает на
колени).
Муравей: Надо
будет потесниться
Чтобы всем нам поместиться.
(Мышонок прячется под гриб.)
Рассказчик: Только дождик льет и льет…
Кто под дождиком бредет?
Мимо маленьких друзей
Скачет, плачет воробей.
скачет воробей)
Воробей: Весь,
от клюва и до лап,
Я промок и так ослаб…
Потеснитесь, вас прошу!
Я лишь крылья обсушу.
Гриб: Что
же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато,
Что-то места маловато…
Бабочка: Надо
будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
(Воробей прячется под гриб)
Рассказчик: В тесноте да
не в обиде!
Вдруг опять зверята видят:
Зайчик мокрый к ним бежит,
Хвостик маленький дрожит.
бежит Зайчик).
Зайчик: От
лисы я убегаю!
Спрятаться куда—не знаю!
Пропадет мой серый хвостик!
Может, пустите к вам в гости?
Гриб: Что
же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато,
Что-то места маловато…
Гриб «подрастает»: встает на ноги)
Мышонок: Надо
будет потесниться,
Чтобы всем нам поместиться.
(Зайчик прячется под гриб).
Рассказчик: Поместился весь народ.
Глядь, Лисица к ним идет.
Лиса ходит по поляне,
принюхивается, подходит к грибу).
Лиса: Ах,
кого я вижу!
Подойду поближе! (заходит с
другой стороны)
Очень интересно!
А вам тут не тесно?
Звери вместе:
Нет!
Лиса: Заяц
должен быть у вас!
Выдать зайца сей же час! ( принюхивается)
Здесь он! Это точно знаю!
Всех сейчас перекусаю!
(Звери плотнее смыкаются вокруг
Зайца)
Воробей: Зайчик
с нами, он наш друг
Не возьмешь нас на испуг!
(Лиса меняет интонацию)
Лиса: Ладно,
ладно! Ну, простите,
Под грибок меня пустите!
Мышонок: Ну-ка, хитрая
лиса,
Уходи к себе в леса
Не пускают под грибок
Тех, кто жаден и жесток!
Звери вместе: Уходи прочь!
(Лиса пытается пробраться под
гриб, Муравей «кусает» ее за хвост.
Лиса кричит и убегает).
Рассказчик:
Тут и дождь грибной прошел,
Солнце в небе засияло.
И тепло, и хорошо
На лесной полянке стало!
Дождь стихает
Бабочка: Посмотрите,
нет дождя!
Выходите все, друзья!
(Звери выходят из—под гриба)
Муравей: Как
же места всем хватило?
Одному ведь тесно было!
Рассказчик: Лягушонок прискакал,
Очень важно квакать стал:
Лягушонок: Как же не
сообразите:
Гриб-то вырос, посмотрите!
Звери вместе:
Спасибо тебе, Грибочек, что спрятал нас от дождя!
Заяц:
и от Лисы спас!
Фон музыка сказочная
Ребята, давайте попробуем ответить, что
такое доброта?
«Доброта»
— это умение радоваться, сострадать, сочувствовать, сопереживать.
«Добрый
человек» — это человек, который готов прийти на помощь другому, делая это
бескорыстно, не на показ, не ожидая взамен ничего, всё делая по зову сердца. И
сегодня вы смогли в этом убедиться на примере сказочных персонажей нашего
мероприятия! Я очень надеюсь на то, что с сегодняшнего дня вы станете чуточку
добрее друг к другу и к окружающему миру, а также заинтересуетесь сказками
Владимира Сутеева и захотите их читать!
Звучит
песня – клип «Дорогою добра»
Книги для детей 3-4 лет — какими они должны быть, как правильно читать детям произведения, на что обращать внимание при выборе книг, чтобы чтение доставляло вашему ребёнку не только эстетическое наслаждение, но и развивало его речь и мышление? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в этой статье.
Список составлен педагогом-практиком с учётом мнения маленького трёхлетнего эксперта.
Содержание:
Какие книги любят дети в возрасте 3-4 лет?
Мы все хотим видеть наших детей и внуков самыми-самыми: умными, смекалистыми, воспитанными, позитивно настроенными. И никакие гаджеты и нравоучения не принесут пользы столько, сколько подарят им умные книги.
Учёные утверждают, что во время слушания чтения мозг работает больше, чем при смотрении на экраны гаджетов, так как ребёнку приходится не только развивать слуховые рецепторы, но ещё и визуализировать услышанное.
Подключение к работе нескольких мыслительных операций — хорошая тренировка для развития мозга.
Зачем читать детям в этом возрасте?
Возраст 3-4 лет — сензитивный (благоприятный) период для речевого развития, пополнения словарного запаса. Книги знакомят маленьких читателей с различными формами построения предложений, с умением вести диалог, учат задавать вопросы. Всё это сослужит хорошую службу при формировании грамотной речи, а в дальнейшем и письма.
Чтение — хороший стимулятор для формирования у ребёнка познавательного интереса, желания больше узнать об окружающем мире, постигнуть мир отношений в нём.
Развитие эмоциональной сферы, сформированной книгами, в этом возрасте является не последним фактором для личностного развития. Дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение в общении позитивно настроенным, умеющим ярко выражать свои эмоции товарищам. Именно с такими все хотят дружить, играть, делиться игрушками. Ваш отпрыск никогда не будет одинок.
Умение получать эстетическое наслаждение от чтения — это дар, за который дети будут вам благодарны всю жизнь. Сделайте своему малышу бесценный подарок, который останется с ним на всю жизнь.
Как правильно организовать чтение?
Можно сказать, что чтение — это некое таинство, которые требует создания соответствующих условий. Здесь важно всё: место, время, настроение ребёнка и взрослого, выбор книги.
Место и время
Выбор места: всем должно быть комфортно и уютно. Находим тихий домашний уголок с теплым приглушенным освещением, устраиваемся рядышком с малышом на мягком удобном диване почти касаясь друг друга (так образуется атмосфера общности интересов и желаний).
Дети чаще всего любят устраивать такие книжкины посиделки по вечерам, когда мама или папа уже никуда не спешат, и есть еще время перед сном.
Если ребёнок капризничает
А если маленький капризка не настроен на знакомство с персонажами произведений и никак не может успокоиться перед сном, есть два пути. Можно отложить чтение, сказав, что его книжные друзья очень расстроены поведением малыша и не соглашаются рассказывать свои истории, или предупредить непоседу о том, что читать будете для куклы Насти. И для такого случая лучше выбрать любимые сказки или стихотворные произведения. Певучесть слога этих жанров сыграет роль «гасителя» негативных эмоций.
Как выбрать что читать?
Выбор книги — по желанию ребёнка. Обязательно нужно давать ребёнку самому выбирать книги, даже если его выбор кажется вам не очень интересным и полезным.
Декламирование текста взрослым должно быть эмоционально выразительным, чтобы юному читателю было легче понять поступки персонажа, его настроение. Только тогда рождается чувство сопереживания, сострадания, и малыш включается в «проживание событий».
На что обращать внимание родителям при выборе литературы под этот возраст?
Явление дошкольного детского чтения феноменально. …От того, насколько правильным будет выбор книг, насколько он совпадает с возрастными возможностями понимания ребёнком смысла произведения, как оно будет преподнесено, зависит, станет ли история триггером для сопереживания сюжету, возникнет ли у ребёнка эффект личного присутствия и какие ассоциации с чтением останутся в его голове.
Татьяна Савельева,
специалист по дошкольному развитию и ведущий методист издательства «АСТ».
После трёх лет малыш уже не рассматривает книгу только в игровом контексте. Он настоящий слушатель, пытающийся активно обсуждать услышанное, уточнять непонятное, сопоставлять текст с иллюстрациями. Это диктует расширение жанров. Можно пробовать вводить знакомство с детскими притчами, баснями, рассказами о природе. Но делать это надо осторожно, изучая реакцию ребёнка, его возможность к восприятию, чтобы не спугнуть его первой любви к чтению.
Это не говорит о том, что надо навсегда распрощаться с игровыми вариантами книг. У маленького читателя еще наглядно-действенное восприятие, требующее ярких иллюстраций, действий с персонажами.
И в этом плане стоит обратить особое внимание на виммельбухи, которые детям очень нравятся из-за обилия картинок и минимального количества текста. Рассматривая изображения, малыши знакомятся с устройством окружающего мира. И даже если этот мир населён забавными зверушками, ребёнок легко «переводит» его в мир «человеческий».
Знакомство с виммельбухами — отличный вариант для пополнения словаря и первых попыток составления рассказов по картинкам.
Лучшие книги для детей 3-4 лет: рейтинг и подборка
Книги, рассказывающие о семейных ценностях
Проблема сегодняшнего дня — потеря тесных семейных связей. Дети очень чутко чувствуют это и переживают пока еще на бессознательном уровне. Книги о тепле семейного очага и родительской любви дадут малышу чувство уверенности и защищённости.
«14 лесных мышей», Кадзуо Ивамура
Книга, выпущенная в издательстве «Самокат» в 2017 году, знакомит нас с тремя поколениями дружного семейства мышей. Картинки рассказывают, где живут персонажи, как обустроен их быт, чем они занимаются, как помогают друг другу. Вырисовывается идеальный образ любви и взаимопонимания, счастья и гармонии счастливой семейной жизни.
«Почтальон Мышка», Марианна Дюбюк
Ещё один персонаж лесного царства-государства — почтальон Мышка из одноимённого виммельбуха уже другого автора, Марианны Дюбюк, разносит почту по домам разных птиц, зверей. Ребёнок, путешествуя с Мышкой, посещает дома лесных жителей и проникается спокойной атмосферой домашнего уюта и заботы о членах семейства.
«Что бы ни случилось», Деби Глиори
По этой же теме можно познакомить ребёнка с произведением Деби Глиори «Что бы ни случилось». Издательство «Поляндрия», видя живой интерес к книге, переиздавало её несколько раз.
Непослушный Лисёнок капризничает, плачет. Но родители не раздражаются по этому поводу, а принимают своего детёныша с мудростью и пониманием таким, какой он есть. Их философия: что бы ни случилось с ребёнком, мы его любим.
Можно сказать, что эта книга учит не только ребёнка, но и взрослых. Совместное чтение книги сближает родных людей.
«С днем рождения, Бобо!», Маркус Остервальдер
Издательство «КомпасГид» подарило своим читателям уже пятый сборник Маркуса Остервальдер «С днем рождения, Бобо!»
Главный герой — ровесник читателя, ему исполняется три года. В незамысловатых историях рассказывается о жизни Бобо: его занятиях, играх, приключениях, общении с родными. Но за этой простотой описания скрыта жизнь, наполненная спокойствием, радостью, теплотой и любовью, семейной гармонией.
Сказки в жизни ребёнка
Психоаналитик, детский психолог Бруно Бетельхейм считает, что сказки помогают ребёнку обрести уверенность в себе, справиться с проблемами в общении и поведении.
Многие педагоги-дошкольники успешно пользуются методикой «сказкотерапии» для коррекции поведения детей. Образность языка сказок, их точность и краткость неподражаема.
Как всегда, классика на первом месте. С неё и начнем рекомендации.
Рассказы и сказки, Л. Толстой
Книга была написана давно, но ценностные ориентиры, которые Лев Толстой хотел донести до маленьких крестьянских учеников яснополянской школы, актуальны и на сегодняшний день. Все произведения сборника пропитаны гуманистическими идеями.
Применение автором аллегорических приемов не усложняет восприятие детьми текста.
Привлекательной особенностью повествования является использование в качестве главных героев животных,что всегда вызывает у детей положительные эмоции.
Сказки, В. Сутеев
Книги Владимира Сутеева любимы многими поколениями маленьких читателей. Это несложные, добрые, поучительные сказки.
Образы героев написаны ярко и легко запоминаются.
Смысловое наполнение увлекательных историй, происходящих со Снеговиком-почтальоном, трусишкой Бегемотом и капризной Кошкой доступно для понимания ребёнком 3-4-летнего возраста.
Яркие иллюстрации автора помогают ребёнку визуализировать описанные события.
«Умная собачка Соня», А. Усачёв
Как детям не полюбить умную, забавную, любознательную собачку Соню из сказок Андрея Усачёва?
«Хочу всё знать» — это про неё. Соня, пройдя путь проб и ошибок,
обязательно сделает выводы и научит детей многим полезным вещам, ответит на массу вопросов, которые интересуют детей.
А вы, взрослые, знаете, как устроить настоящую рыбалку в ванной комнате? Ели ли вы когда-нибудь горчицу ложками? И почему так хочется это сделать? Можно ли поймать Эхо?
Не можете ответить? Тогда открывайте поскорее книгу «Умная собачка Соня», она вам всё расскажет!
Эта книга — настоящий подарок детям, осваивающим навыки поведения и знакомящимся с окружающим миром.
Всемирно известные сказки
Без сказок всемирно известных авторов Ганса Христина Андерсена и Шарля Перро не обходится ни одна, даже скромная, домашняя детская библиотека.
«Красная Шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик» знакомы каждому ребёнку. Как среди этих добрых и очаровательных произведений появилась жестокая сказка о Синей Бороде остается загадкой. Не стоит читать её детям.
Кроме богатого яркого языка сказки этих авторов блистают занимательными сюжетами, ненавязчиво прививающими ребёнку хорошее и доброе.
Книги дарят поистине эстетическое наслаждение.
Развиваемся и познаем
Если мы хотим видеть малыша всесторонне развитым, то одной художественной литературой не обойтись. Книги-обучалки обязательно должны поселиться в вашем книжном шкафу.
Лучше всего развивают ребёнка 3-4 лет интерактивные издания, с которыми можно действовать: раскрашивать, решать задачки, наклеивать стикеры. Выполнение определенного задания даёт малышу новые знания или закрепляет их.
«Сбежавший зоопарк. Где прячутся животные?», Ло Коул
Решение двух задач предлагает автор книги «Сбежавший зоопарк. Где прячутся животные?» Ло Коул. Во-первых, оказать помощь Ивану Петровичу, смотрителю зоопарка, в поиске сбежавших животных. Почувствовать себя детективным агентом, отыскать замаскировавшихся животных с помощью лупы — интересное и увлекательное занятие. А вот поговорить с детьми о том, что заставило животных убежать из зоопарка и хорошо ли им живется в неволе — занятие нелёгкое, но беседы на такие темы проводить в этом возрасте уже пора.
«Изучаем транспорт», Ник Окланд
Всё, что скрывается за дверью, интересно и таинственно. Зная этот секрет малышей, Ник Окланд придумал книгу «Изучаем транспорт» по принципу пряток-отгадок: ответил на вопрос правильно — дверца приоткроется. Вопросы простые: что плавает в океане? а что взлетает в аэропорту? Но тут взрослые могут проявить творческий подход: попросить ребёнка продемонстрировать, как именно взлетает самолёт, задать уточняющие вопросы, например: а кто сидит в самолёте? кто им управляет?
Книжка с дверцами-задвижками, несомненно, заинтересует ребёнка.
«Очень голодная гусеница», Эрик Карл
Героиня книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница» — долгожительница. Уже около 50 лет она живёт на странице любимой многими поколениями книги, благодаря своей миссии — учить считать, разбираться в названиях дней недели, в циклах превращения гусеницы в бабочку и многому другому.
«Всё, что важно знать ребёнку. 3 года», Елена Ульева
Автора книги «Всё, что важно знать ребёнку. 3 года» Ульеву Елену представлять не надо. Её знают все. На сегодняшний день она одна из лучших и продуктивных детских писательниц.
Как педагог с 20-летним стажем Елена Ульева хорошо знает и понимает систему, которая поможет ребёнку развиваться с учетом своих возможностей и способностей от простого к сложному.
365 веселых игр и развивающих заданий на каждый день года встроены в форму увлекательных игр-бродилок. Ребёнку предлагаются задания на развитие всех мыслительных процессов и речи.
Малыш увлечённо включается в работу, легко справляется с заданиями, ведь его обучение наполнено любимыми сказками, знакомыми героями.
Книги-наклейки
Серий книжек с наклейками не пересчитать. Спрос рождает предложение, а он только возрастает, потому что работа с наклейками — очень удачный способ усадить за стол даже самого гиперактивного и непоседливого ребёнка для обучения счёту, названиям цветов и определению форм. С их помощью он легко запомнит названия предметов, их классификацию, научится устанавливать причинно-следственные связи.
Кроме того, работа со стикерами развивает учебно-волевые качества: усидчивость, аккуратность, внимательность, самостоятельность и обязательность.
И главное, выполняя игровые интерактивные задания, дети учатся мыслить и обосновывать своё мнение.
Задания чаще всего варьируются в следующих вариантах:
- собери картинки;
- дополни рисунок;
- посчитай и угадай;
- подбери правильно.
Особой популярностью у детей пользуются книги-наклейки по любимым мультфильмам «Щенячий патруль», «Ми-ми Мишки» и т. д.
Что новенького? Интересные современные произведения
Стоит обратить внимание на книги, вышедшие в детских издательствах в 2020-2021 году. Среди них:
- «Полезные сказки. Как мы победили коронавирус» Елены Ульевой — книга на злобу дня. Научная информация о вирусах, микробах, бактериях в сказочном сюжете, понятном и доступном детям. Издательство: CLEVER
- Книга «Почему» автора Кэтрин Рипли ответит на все самые интересные вопросы ваших почемучек. Издательство «МИФ».
- «Лесные истории. Новые приключения» Рене Клок — это добрые истории про забавных зверят и их приключениях в сказочном лесу. Издательство: «Стрекоза».
- Чтение книги «Все рассказы» (юбилейное издание) Николая Носова внесёт в ваш дом атмосферу доброго юмора, искромётного веселья фантазёров и проказников, с которыми с удовольствием подружится ваш ребёнок. Издательство: «Махаон».
- «Как всё работает» Джонса Роб Ллойда. Книга расширяет кругозор ребёнка, способствует развитию мелкой моторики. Издательство: «Робинс».
Советы и рекомендации родителям
- Читайте своим детям как можно больше!
- Не ведитесь на покупку большого количества книг, основывая свой выбор на рекламе. Пусть в вашем книжном шкафу будут только полезные и любимые ребёнком книги. А классика, проверенная временем, должна занимать самое почётное место.
- Запишите малыша в библиотеку, чтобы он самостоятельно мог делать выбор. Сделайте эти походы праздником встречи с книгой.
- Обязательно обсуждайте с ребёнком, что он хочет почитать и почему.
- Если вы хотите, чтобы ребёнок умел высказывать своё мнение, давайте ему свой образец суждения. И обязательно уточняйте, почему он так считает.
- Время от времени предлагайте ему догадаться, как дальше будут развиваться события, как поступит герой, или предложите ему придумать своё окончание истории.
Пусть на пути развития вашего ребёнка будет побольше полезных и добрых книг!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение