Сутеев сказка дядя миша текст

Конспект урока по литературному чтению. тема: дядя миша в.г.сутеев. цель: познакомить детей с новой сказкой о животных дядя миша, с

Конспект
урока по литературному чтению.

Тема: «Дядя Миша» В.Г.Сутеев.

Цель: познакомить детей с новой
сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.

Задачи:

1) учить воспринимать
сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть
автора, название сказки; рассказывать сказку по плану,

2) развивать воссоздающее
воображение при работе над сказкой; коммуникативные, рефлексивные способности
учащихся.

3) формировать
нравственное понятие через содержание сказки (добро и зло, доведение начатого
дела до конца, оказание помощи другу).

Оборудование: портрет
писателя, детские книги В. Сутеева, учебник-хрестоматия, заместители.

Ход урока:

I.
Организационно-мотивационный этап.

Придумано кем-то Просто и
мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро, солнцу и
птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! — Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было
доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться,
думать, узнавать много нового. II. Операционально-исполнительский этап.

1.Речевая разминка.

Скороговорка:

· Мёд в лесу медведь
нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Повторить 3 раза: «тихо»,
«не очень тихо», «громко» (коллективная работа).

2.Работа с моделями

II.Оперативно-исполнительский этап.

Формирование новых
знаний.

1. Сообщение темы урока.

2.Постановка проблемы.

— Мы побывали на выставке
рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А
можем мы знать, что за произведение будет по жанру?

— Рассказ — Сказка — Стихотворение
?

Чтобы ответить на этот
вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке
литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения
“Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко
для взгляда вперёд – Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт. Заголовок – это не
просто слова. Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

— О чём может быть текст
с таким названием?

—После чтения посмотрим,
оправдались ли ваши предположения

— Как вы думаете, о чем
она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.

— Знакомы ли вам его
произведения?

— А я думаю, что знакомы.
В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок»,
«Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также
рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так
любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.

Слушание сказки

Формирование практических
умений и навыков.

1.Беседа.

– Понравилось ли вам
произведение?

— Что вам понравилось?
(Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают
вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – «на здоровье»,
«спасибо» и другие.)

-Что вам не понравилось?(
Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца. – Вырвал из земли целый
куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево,
и уже никто не нарвет спелых орешков. – Дядя Миша пошел с лисой воровать кур,
уток.)

— Когда вам было весело?(
Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

— Когда вам было
грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него
не содрали.)

Физкультминутка.

Легко прыгнем, как
бельчата,

 Пойдем мягко, как
лисята,

Быстро-быстро, как
зайчата,

Пробежимся, как мышата

Как котята ловим рыбку,

Ну, а если, надоест,

Как ежата выгнем спинку,

 Мы походим косолапо, как
Дядя Миша

ходит в лес.

2. Упражнения в
моделировании

-Как вы, ребята, думаете,
что я вам прочитала?(Сказку).

— Почему вы так решили?
Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит,
кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)

— Покажите на своей
модели, что я вам прочитала сказку.

— Подумайте, о ком
сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.) 14 слайд

-Правильно. Покажите это
на своих моделях.

– А теперь посмотрите на
свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир
Григорьевич Сутеев.)

— Покажите на модели
фамилию автора.

— Найдите и прочитайте
название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?(«Дядя Миша»).

-А как бы вы озаглавили
эту сказку, если бы были писателями?

( «Медведь». –
«Лиса и Медведь». – «Обманутый Медведь». – «Зимние
запасы». – «Звери готовятся к зиме». – «Лес готовится к
встрече зимы».)

-Правда, Сутеев красиво
озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

— Смоделируйте название
сказки.1 слайд

— Ребята, назовите
правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

3. Работа с текстом

— Кто главный герой в
сказке?

-Переверните ваши модели
на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается
сказка?

– Покажите на модели.

– Почему использовали
двустороннюю стрелку?

— Как это явление
называется в литературе, в русском языке

— Что было дальше? ( Дядя
Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)

— Покажите на модели.

— Набрал ли дядя Миша с
Ежиком грибов?

— Как он относился к
делу? «Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а
неуклюжий Медведь их больше ногами топчет».

— Кто потом позвал
Медведя?(Белочка.)

— Покажите на модели.

– Как Медведь собирал
орехи? ( «Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых
орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и
потащил».)

-С кем произошла встреча
дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя?

-Справился ли дядя Миша с
таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?(
Лиса.)

— Что предложила Лиса
Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)

– Покажите на своих
моделях.

– О каком еще герое
говорится в сказке? ( О Мышонке.)

— Покажите на модели.

– Что сказал Мышонок
Медведю? Прочитайте.(«Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно,
еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что
тут скажешь?»)

-А что бы вы сказали
Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться
за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

— Ребята, на ваших глазах
рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и
степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.

4. Игра «Молчанка»

— Я предлагаю вам игру
«Молчанка».

Учитель показывает
ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на
вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

— Морковку дергал? (С
Зайцем.)

— Кур таскал? ( С Лисой.)

— Грибы собирал? (С
Ежиком.)

— Рыбу удил? (С Котом.)

— Орехи рвал? (С
Белочкой.)

III.
Рефлексивно-оценочный этап
.

— Как называется сказка,
с которой мы сегодня работали? («Дядя Миша».)

– Дети! «Сказка –
ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок». Чему учит наша сказка?
Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор? (Сказка учит

трудолюбию, терпению,
добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь
остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.) – Друзья всегда помогут тебе в
трудную минуту. – Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает
только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: «За
двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», что и произошло с нашим
Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в
берлогу и до весны сосать лапу.

— Какая пословица,
которая точно отражают основную мысль нашей сказки?

Д. За двумя зайцами
погонишься – ни одного не поймаешь. – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. –
Делу – время, а потехе – час. – Кончил дело – гуляй смело. – Какова работа,
такова и награда.

1. Почему мышонок ничего
не сказал?

2. А что сказали бы Дяде
Мише вы?

3. Можно ли назвать
сказку поучительной? Чему она учит?

4. Чему научились вы?
Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В.
Сутеева. Подумайте

5. К кому из героев
сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарить?

Конспект 
урока по литературному слушанию

Тема.
Авторские сказки.

 В.
Сутеев « Дядя Миша».

Ильючик
М. Н., учитель  ГБОУ школа № 538 им. С.В.Гришина, ЮЗАО, г.Москва.

Комментарий.
Работаю первый год по внедрению ФГОС НОО. Проблеммы, с которыми мы
столкнулась:  новые стандарты и  учебники, новые технологии, включение в
учебный процесс мак-буков. В нашей школе все учителя прошли курсовую подготовку
по  литературному чтению (авт. Л.А. Ефросинина) в системе учебников «Начальная
школа XXI века», а также овладели технологией работы с мак-буками (компьютеры
Макинтош).

Задачи
урока:

•             учить
слушать  и слышать произведение;

•             развивать
умение ориентироваться в жанрах литературы;

•             учить
правильно называть произведение, определять жанр и тему;

•             воспитывать
нравственные нормы, понятия о дружбе, взаимовыручке;

•             учить
использовать мак-буки для решения учебных задач.

Учебный
материал:

•             Учебная
хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» (авт.
Л.А.Ефросинина), 2011год.

•             Рабочая
тетрадь « Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» ( авт. Л.А.
Ефросинина), 2011 г.

Оборудование:

•             Мак-бук
для каждого ученика

Ход
урока

Комментарий: 
Тема данного урока входит в раздел «Учимся уму  — разуму». Это первый урок по
данной теме.

1.Игра
«Вспомни и назови».

Учитель
читает отрывки из произведений, а дети слушают и называют его.

•             И 
тут  вот,  на  этой  последней  буковке,  мы  вдруг  с  Иринушкой  и

споткнулись.

    
Я,  как всегда,  показал ей букву,  дал ей как следует ее рассмотреть и

сказал:

    
— А это вот, Иринушка, буква «я».

-Л.Пантелеев
«Буква ты»

•             И
как только она сказала «тихо», Большой Шум сгорбился, съёжился и опять
превратился в маленький Шумок. Мал стал, а всё не угомонится.

То
по одному ряду пробежит Шумок, то по другому. Учительница говорит: «Тише!»

А
ребята друг другу передают:


Тише!


Тише!


Тише!


Е. Ильина «Шум и Шумок»

•             Я
часто думаю о нем,

И
он, поди, грустит.

В
большую перемену, днем,

Я
знаю, прилетит.


Привет, чив-чив,

Я
тут, я жив,

Давно
тебя ищу! —

И
я в ответ ему: «Чив-чив!» —

Тихонько
просвищу.


Я. Аким «Мой верный чиж»

Комментарий:
В 1 классе необходимо проводить такую игру, чтобы дети умели услышать
художественной слово. Цель этой игры – выявить уровень начитанности
первоклассников. Эти произведения были пройдены нами в 1 и во 2 четвертях.
Постоянное возвращение к пройденным произведениям в такой игре, позволяет
учителю понять, насколько прочны знания детей.

2.            Слушание
нового произведения.

Учитель
открывает сказку Сутеева «Дядя Миша» и читает. У детей учебники закрыты.

Комментарий:
Первичное чтение текста даёт возможность каждому ребёнку почувствовать
произведение, определить своё отношение к нему. Хочу поделиться с коллегами
следующим особенностями авторской методики: во-первых, по авторской методике 
не рекомендуется проводить вступительные беседы и рассказы учителя о творчестве
писателя;

во-вторых,
до первичного восприятия текста не советуем называть произведение, указывать
жанр и тему, так как это является целью процесса обучения. Этому мы должны
научить;

в-третьих,
хочу сказать, что любая подготовительная работа до первичного восприятия
разрушает у первоклассников эмоциональное ожидание. Опыт работы показал,  что
это оправдано.

3.            Выявление
первичного восприятия.

•             Что
понравилось? Почему?

•             Кому
не понравилось произведение? Почему?

Комментарий:
Хочу сказать коллегам, что не следует задавать много вопросов. Мы задаём 2-3
вопроса, чтобы научить детей слушать и слышать учебную задачу, вопросы, слышать
голос учителя. Не следует повторять вопросы и ответы детей, а нужно просить их
самих повторить вопросы и ответы.

 4.Моделирование
обложки произведения.


Приготовьте модели на мак-буках.

Дети
открывают мак-буки, входят в программу «Перво Лого» и рисуют прямоугольный
лист.

 —
Так что же вы слушали?

-Сказку.

-Покажите
это на моделях.

image001


О ком сказка?


о животных.

image002image003

-Покажите
на моделях.

image004image005image003


Каким цветом обозначили? 

-коричневым.


Посмотрите на доску. Сравните со своими моделями. У кого так же?

У
кого по-другому? Исправьте.


Как вы думаете, кто написал эту сказку? (Сутеев)


Где обозначаем фамилию автора?


В верхней части модели.


Каким цветом?

-красным.

image006


Так какое слово спряталось в этой рамочке?

-Сутеев


Какой заголовок у этой сказки?, Как автор озаглавил сказку?


Где обозначаем заголовок? Каким цветом?

-Заголовок
обозначается в нижней части модели синим цветом.

image007


Что спряталось на модели, за красной рамочкой?

(фамилия
автора)

-Назовите
её

(Сутеев)


За синей рамочкой?

(заголовок
«Дядя Миша»)


Так что мы слушали на уроке?

-Мы
слушали сказку о животных .

-Кто
написал сказку?


Сутеев

-Назовите
заголовок сказки.


Дядя Миша.

(Учитель 
добиватся полного ответа на вопрос.


Мы слушали сказку о животных Сутеева «Дядя Миша»)

Комментарий

Приём
моделирования обложки помогает детям легче запомнить фамилию автора, заголовок,
так как  включает в процесс зрительную, кинестическую память. Так же
способствует развитию внимания, формированию самооценки, самоконтроля.

Мак-буки
мы использовали дозировано на всех уроках. Мне очень хотелось их включить на
этом этапе  литературного слушания.

5.
Работа с учебником.

       
— Откройте учебники, найдите произведение.

        
(Дети самостоятельно находят нужное произведение)


Назовите произведение. ( Сутеев «Дядя Миша»)


Послушайте его ещё раз.

(Учитель
читает до иллюстрации, а дети внимательно слушают.)


Расскажите, опираясь на иллюстрацию, что было дальше.

Дети
рассказывают, дополняя ответы друг друга.

Комментарий:

Повторное
прочтение сказки усиливает эмоциональное восприятие  произведения. Рассказывая
по иллюстрации, ученики старались вспомнить подробности текста, эмоционально
передавали своё отношение к происходящему.

        
Учитель читает  далее до следующей иллюстрации. Работа повторяется. Далее
доходим  до части, обозначенной коричневой плашечкой. Далее читают хорошо
читающие дети до конца текста.

Физминутка

Давайте
вспомним, за какую работу брался дядя Миша. Попробуем её выполнить.

  • Дёргаем морковку,
  • Собираем грибы,
  • Достаём орехи,
  • Ловим рыбу,
  • Убегаем от собак.

Комментарий:

Физминутка
связана с сюжетом сказки. Ребята  вспоминают действия, которые выполнят медведь
и их имитировали.

6.
Обучение чтению

В
учебной хрестоматии после основного текста даны слова  и предложения, которые
читают слабо читающие дети.

а)Чтение
детьми слов, словосочетаний и предложений .


Найдите зелёную плашечку.


Прочитайте.

Комментарии:

Дети
читают слова, предложения.

7.
Работа с тетрадью.


Откройте тетрадь, найдите задания к сказке.

Дети
самостоятельно находят в тетради нужную страницу.


Прочитайте название произведения.

(
Сутеев «Дядя Миша»)


Найдите задание № 1. Что нужно сделать, прочитайте.

Дети
читают задание, проговаривают, что нужно сделать.

(Раскрась
рисунки. Обведи рисунок героя, который вам больше понравился. Расскажи о нём.)

Самостоятельное
выполнение задания.


Найдите задание № 2.


Прочитайте задание к нему.

(
Прочитай слова. Кто из героев что добывал? Укажите стрелкой.)


Повторите , что надо сделать.

 Соедините
имя героя и его действие.


Прочитайте, что у вас получилось?

Комментарии:

Работа
в тетради позволила закрепить отрабатываемые навыки работы с текстом. Для
решения задач детям необходимы были знания  из других предметов: обучение
грамоте, обучение письму.

8.
Работа  с иллюстративным материалом на мак-буках.

-Откройте
новый листок на мак-буках.

-Найдите
последнюю картинку, выведите её на экран.


Расскажите, что нарисовано.

(На
экране иллюстрация Сутеева к нашей сказке. Эпизод последний.


Подходит ли иллюстрация к нашей сказке? Докажите.

Дети
ещё раз вспоминают и рассказывают окончание сказки.

Комментарии

Работая
с иллюстрацией, учащиеся ещё раз вернулись к тексту сказки, проанализировали
его. Доказывая  своё мнение, дети учатся отстаивать свою точку зрения.

9.
Итог урока.


Что сегодня слушали?

(Мы
слушали сказку о животных)


Назовите сказку.

(Сутеев
«Дядя Миша»)


Спасибо за урок.

Комментарии

Содержание
урока соответствует программе. Все этапы взаимосвязаны. Учебные пособия и
средства доступны учащимся. Весь урок дети привлечены к активному умственному
труду: осуществлялись разные виды деятельности. Урок достиг своей цели, все
этапы выполнены.

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.

— У! А я море мог переплыть!

— Подумаешь — море! Я океан переплывал!

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.

— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.

— Врешь!

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шел без головы?

— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул,

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…

— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Ну ладно. Ври дальше.

— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус?

— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чем же ты летал?

— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там, на Луне видел?

— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…

— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!

— Чего проще!

— Ну, выдумай что-нибудь.

— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…

— Ну, что ты все «э» да «э»!

— Сейчас! Дайте подумать.

— Ну, думай, думай!

— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…

— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!

— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— А говорил — выдумывать мастер!

— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.

— А тебе что?

— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Стасик.

Продавщица дала им мороженое на палочке.

— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.

— Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.

— Меня мама гулять не пускала.

— За что?

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.

— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.

— А вы разве не хотите сами?

— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.

— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.

— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

ГКОУ «Вышневолоцкая школа — интернат №2»

План- конспект урока (ФГОС) по внеклассному чтению

в 1 классе Тема урока: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».

Провела Осипова Н.В.

Вышний Волочек 2016

Тип урока: открытие новых знаний

Использование технологии: проблемно- диалогическая

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Г. Сутеева, рисунки о животных.

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая

Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.

Планируемые результаты:

Предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану.

Метапредметные: развивать  воображение при работе над сказкой;

УУД регулятивные: определять  цель урока с помощью учителя;

пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о писателе и его произведениях; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать участие в совместной деятельности.

Личностные: формировать понятие через содержание сказки ( добро и зло).

В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу.

          Этапы урока

Цель: Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность

1.Организационный момент.

Деятельность учителя

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Деятельность обучающихся. Проверяют готовность по критериям.

2. Актуализация объективного опыта 

Цель: повторение изученного для открытия новых знаний.

Деятельность учителя

      1.Речевая разминка.

       Скороговорка:

  • Мёд в лесу медведь нашёл,

   Мало мёду, много пчёл.

Загадки о животных.

Деятельность обучающихся

Повторить скороговорку 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (фронтальная работа).

Работа с моделями

Просмотр рисунков о животных

 3.Формирование новых знаний 

Цель: Мотивация к учебному действию, затруднения в индивидуальной деятельности. Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

 1. Сообщение темы урока.

 2.Постановка проблемы.

 Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру?      РУУД

— Рассказ

         — Сказка

         — Стихотворение

?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

3. Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!

— О чём может быть текст с таким названием?

—После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

— Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.

— Знакомы ли вам его произведения?

Деятельность обучающихся

— А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.

Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)

4.Изучение новых знаний и способов деятельности. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

 Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)     КУУД

– Понравилось ли вам произведение? ( ответы детей)

Деятельность обучающихся       Деятельность учителя

Дети делятся на 4 группы. Учитель предлагает каждой группе подготовить ответы на вопросы.

1 группа                                                          П УУД    КУУД

Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – «на здоровье», «спасибо» и другие.)

2 группа

Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

3 группа

Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

4 группа

— Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)

Легко прыгнем, как бельчата,                                  Пойдем мягко, как лисята,

Быстро-быстро, как зайчата,                                                    Пробежимся, как мышата

Как котята ловим рыбку,                                                                Ну, а если, надоест,

Как ежата выгнем спинку,                                                              Мы походим косолапо, как Дядя Миша

                                                                                                                          ходит в лес.

5. Первичная проверка. Цель: предъявление результатов.

Упражнения в моделировании

Деятельность учителя             Деятельность обучающихся

-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку).

— Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)

6. Закрепление  изученного. Цель: умение составлять модели

— Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

— Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.)

-Правильно. Покажите это на своих моделях.

– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)

— Покажите на модели фамилию автора.

— Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?(«Дядя Миша»).

Деятельность обучающихся

-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?
– «Лиса и Медведь».
– «Обманутый Медведь».
– «Зимние запасы».
– «Звери готовятся к зиме».
– «Лес готовится к встрече зимы».)

Деятельность учителя

-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

— Смоделируйте название сказки.1 слайд

Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

Работа с текстом

— Кто главный герой в сказке?

-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается сказка?

– Покажите на модели.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

— Как это явление называется в литературе, в русском языке

— Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)

— Покажите на модели.

— Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

— Как он относился к делу? «Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет».

— Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)

— Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? ( «Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил».)

-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя?

-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?( Лиса.)

— Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)

– Покажите на своих моделях.

– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)

— Покажите на модели.   

Деятельность учителя                                 Деятельность обучающихся

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.(«Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?»)

-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

— Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.   КУДД

Игра «Молчанка»

Я предлагаю вам игру «Молчанка».

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

7.   Практическое применение. Цель: проверка усвоение содержания произведения, знание героев сказки.

Ответы дают дети.        ПУУД

 Морковку дергал? С Зайцем.

 Кур таскал? С Лисой.

 Грибы собирал? С Ежиком.

 Рыбу удил? С Котом.

 Орехи рвал? С Белочкой.

8. Обобщение и систематизация.

Деятельность учителя

Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? «Дядя Миша».

– Дети! «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок». Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?

Деятельность обучающихся                                             

Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

Деятельность учителя

. Какая  пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?

Дети читают и выбирают ту пословицу, которая им ближе.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.           ПУУД
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.

9. Подведение итогов.

Деятельность учителя             Деятельность обучающихся

  1. Почему мышонок ничего  не сказал?
  2. А что сказали бы Дяде Мише вы?
  3. Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?

10. Рефлексия.

Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте

к кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.

План- конспект урока (ФГОС)

Класс 1 предмет литературное слушание №урока

Тема урока: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».

Тип урока: открытие новых знаний

Использование технологии: проблемно- диалогическая

Учебник: автор Ефросинина Л.А.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Г. Сутеева, рисунки о животных.

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая

Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.

Планируемые результаты:

предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану.

метапредметные: развивать воображение при работе над сказкой;

УУД регулятивные: определять цель урока с помощью учителя;

пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о писателе и его произведениях; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать участие в совместной деятельности.

Личностные:формировать понятие через содержание сказки ( добро и зло).

В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу.

Этапы урока

Цель: Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность

1.Организационный момент.

Деятельность учителя

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Деятельность учащихся. Проверяют готовность по критериям.

2. Актуализация объективного опыта Цель:повторение изученного для открытия новых знаний.

Деятельность учителя

1.Речевая разминка.

Скороговорка:

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Загадки о животных.

Деятельность учащихся

Повторить скороговорку 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (фронтальная работа).

Работа с моделями

Просмотр рисунков о животных

3.Формирование новых знаний Цель: Мотивация к учебному действию, затруднения в индивидуальной деятельности. Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

1. Сообщение темы урока.

2.Постановка проблемы.

Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру? РУУД

— Рассказ

— Сказка

— Стихотворение

?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

3. Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!

— О чём может быть текст с таким названием?

—После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

— Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.

— Знакомы ли вам его произведения?

Деятельность учащихся

— А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.

Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)

4.Изучение новых знаний и способов деятельности. Цель:Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети) КУУД

– Понравилось ли вам произведение? ( ответы детей)

Деятельность учащихся Деятельность учителя

Дети делятся на 4 группы. Учитель предлагает каждой группе подготовить ответы на вопросы.

1 группа П УУД КУУД

 Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – «на здоровье», «спасибо» и другие.)

2 группа

-Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

3 группа

— Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

4 группа

— Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)

Физминутка.

Легко прыгнем, как бельчата, Пойдем мягко, как лисята,

Быстро-быстро, как зайчата, Пробежимся, как мышата

Как котята ловим рыбку, Ну, а если, надоест,

Как ежата выгнем спинку, Мы походим косолапо, как Дядя Миша

ходит в лес.

5. Первичная проверка. Цель: предъявление результатов.

 Упражнения в моделировании

Деятельность учителя Деятельность учащихся

-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку).

— Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)

6. Закрепление изученного. Цель: умение составлять модели

— Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

— Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.)

-Правильно. Покажите это на своих моделях.

– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)

— Покажите на модели фамилию автора.

— Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?(«Дядя Миша»).

Деятельность учащихся

-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?
– «Лиса и Медведь».
– «Обманутый Медведь».
– «Зимние запасы».
– «Звери готовятся к зиме».
– «Лес готовится к встрече зимы».)

Деятельность учителя

-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

— Смоделируйте название сказки.1 слайд

Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

 Работа с текстом

— Кто главный герой в сказке?

-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается сказка?

– Покажите на модели.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

— Как это явление называется в литературе, в русском языке

— Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)

— Покажите на модели.

— Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

— Как он относился к делу?  «Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет».

— Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)

— Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? ( «Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил».)

-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя?

-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?( Лиса.)

— Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)

– Покажите на своих моделях.

– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)

— Покажите на модели.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.(«Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?»)

-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

— Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее. КУДД

Игра «Молчанка»

 Я предлагаю вам игру «Молчанка».

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

7. Практическое применение. Цель: проверка усвоение содержания произведения, знание героев сказки.

Ответы дают дети. ПУУД

Морковку дергал? С Зайцем.

Кур таскал? С Лисой.

Грибы собирал? С Ежиком.

Рыбу удил? С Котом.

Орехи рвал? С Белочкой.

8. Обобщение и систематизация.

Деятельность учителя

Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? «Дядя Миша».

– Дети! «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок». Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?

Деятельность учащихся

 Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

Деятельность учителя

. Какая пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?

Дети читают и выбирают ту пословицу, которая им ближе.

 За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. ПУУД
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.

9. Подведение итогов.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Почему мышонок ничего не сказал?

А что сказали бы Дяде Мише вы?

Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?

10. Рефлексия.

Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте

к кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/441679-vg-suteev-djadja-misha

  • Сутеев короткие рассказы для детей
  • Сутеев две сказки мультфильм
  • Сурская сказка детский сад спутник
  • Сутеев в 100 сказок
  • Суррогатная мама рассказ на дзен